Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие российских предприятий сферы туризма на международном рынке туристских услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные положения докладывались на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Московского университета потребительской кооперации (2000;2003 гг.). Материалы диссертации использованы в учебном процессе в рамках преподавания дисциплин «Основы внешнеэкономической деятельности» и «Правовое регулирование туристской деятельности», а также при разработке учебных программ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и организационно-правовые аспекты функционирования сферы туризма
    • 1. 1. Понятийный аппарат и классификация туризма
    • 1. 2. Тенденции развития международного туризма
    • 1. 3. Правовое регулирование туристской деятельности
  • Глава II. Динамика деятельности российских туристских предприятий на международном рынке туристских услуг
    • 2. 1. Финансово-экономический анализ результатов деятельности российских туристских предприятий
    • 2. 2. Особенности индустрии туризма в Росси
    • 2. 3. Региональный аспект состояния международного туризма в России
  • Глава III. Пути развития российских предприятий сферы туризма на международном рынка туристских услуг
    • 3. 1. Расширение маркетинговой стратегии российских предприятий сферы туризма
    • 3. 2. Совершенствование рекламной деятельности туристических фирм
    • 3. 3. Направления развития российских туристских фирм 1Ц

Развитие российских предприятий сферы туризма на международном рынке туристских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. За последние пять лет прослеживается устойчивая тенденция в росте доходов российских туристских компаний. Туризм является первой по доходности отраслью мировой экономики. Российская Федерация в силу ряда объективных причин позже других стран приступила к формированию туристского рынка. Несмотря на свои большие возможности, она занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потенциала.

Развитие международного туризма в России способно решить как многие внутренние проблемы (такие как безработица, экономическая и финансовая нестабильность и другие), так и упрочить положение России на мировом рынке и повысить престиж нашей страны. А поскольку формированием и реализацией туров занимаются туристские фирмы, то развитие их деятельности представляется актуальной и важной народно-хозяйственной проблемой, требующей своего решения.

В кризисные для экономики страны периоды международный туризм является фактором, обеспечивающим стабильные денежные поступления в экономику региона и бюджеты городов, а также обеспечивает ту валютную составляющую, которая необходима для преодоления сложных финансовых ситуаций. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), к 2020 году количество международных туристских поездок возрастет почти в 2 раза, а доходы от международного туризма достигнут 1,6 млрд долл. США. При этом, доходы от туристских услуг будут возрастать опережающими темпами и могут составить в 2020 году 2 трлн. долл. США.

Туризм использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от • международного туризма в 2002 году составил 455,46 млрд долл. США при 715 млн. совершенных международных путешествий. В 2002 году в России, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, 10,8% мирового валового продукта было сформировано за счет туризма, причем 30% торговли услугами составил туризм. Сегодня в данной сфере во всем мире занято 192 миллиона человек, что равно 8% от общей мировой занятости.

В России доходы от туризма как отрасли экономики и число прибытий иностранных граждан значительно меньше, чем у большинства государств Западной Европы. Сложившуюся ситуацию можно объяснить рядом факторов: во-первых, политической нестабильностью, во-вторых, недостаточным вниманием государства к российским предприятиям работающим на международном рынке туристских услуг. В связи с этим, нами рассмотрены современные тенденции организации международного туризма в России и предложены пути его развития за счет создания привлекательного туристского продукта с учетом международных стандартов обслуживания туристов, приезжающих в Россию, т. е. продукта, способного конкурировать на мировом туристском рынке.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время заметно увеличилось количество публикаций, освящающих вопросы организации работы российских туристских предприятий на международном рынке туристских услуг. Анализируются интеграционные процессы России в систему глобализирующейся мировой экономики и вступления ее в ВТО. Несмотря на весьма широкое изучение проблем развития сферы туризма, некоторые направления этой деятельности остаются не затронутыми. Недостаточное внимание уделяется аспектам теоретико-методологического характера исследования структуры российского туристского рынка и тенденциям его развития, оценке законодательного регулирования туристской деятельности в России, разработке практических рекомендаций по маркетинговой стратегии и совершенствованию рекламной деятельности.

Тема диссертационного исследования особенно актуальна в связи с необходимостью углубленной разработки указанных проблем, поиска путей развития и повышения эффективности российских предприятий сферы туризма на международном рынке туристских услуг. Такие аспекты, как экономика и управление сферой туризма и гостеприимства, развитие сферы гостиничных услуг нашли отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых Б. В. Аверьянова, В. И. Азара, Г. А. Бондаренко, Н. И. Кабушкина, A. JL Лесника, Г. А. Папиряна, А. Г. Поршнева, З. П. Румянцева, B.C. Сенина, Б. Л. Соловьева, Н. А. Соломатина, А. В. Чернышева, А. Д. Чудновского, среди зарубежных ученых следует отметить С. А. Бейкера, Р. А. Браймера, Д. Уокера, Дж. Латтина, Т. Д. Джорджа, П. Е. Диаса, В. А. Квартальнова, И. В. Зорина и др.

Актуальность, практическая значимость рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку цели и задач исследования.

Целью диссертационного исследования является комплексная разработка теоретико-практических научно обоснованных подходов к развитию деятельности российских туристских предприятий на международном рынке туристских услуг на основе анализа хозяйственной практики, обобщения специальной литературы, изучения зарубежного опыта, выявления путей и источников роста основных показателей туристской деятельности предприятий.

Задачи исследования. Реализация цели исследования потребовала научной разработки и практического решения следующих задач:

— исследование понятийного аппарата классификации туризма с точки зрения их практического применения;

— анализ состояния международного рынка туристских услуг;

— исследование структуры российского туристского рынка;

— выявление закономерностей развития международного туризма в России;

— региональный анализ развития международного туризма в России;

— оценка законодательного регулирования туристской деятельности в России;

— анализ деятельности российских туристских фирм;

— выявление основных проблем в работе российских фирм сферы туризма и пути их решения.

— разработка практических рекомендаций по развитию деятельности российских туристских предприятий;

Объектом исследования являются российские туристские фирмы.

Предметом исследования являются тенденции, процессы формирования и развития российских туристских фирм на международном рынке туристских услуг.

Область исследования. Содержание диссертационной работы соответствует области исследования 15.110 — современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)» и 08.00.14 «Мировая экономика» паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Методология и методы исследования. Теоретической основой диссертационной работы послужил диалектический подход к изучению закономерностей формирования и развития экономических систем в произведениях классиков экономической науки. В работе уделяется внимание развитию сферы туризма на международном рынке туристских услуг, практическому решению проблем российских туристских фирм.

Методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых-экономистов, материалы научных конференций посвященные проблемам развития сферы туризма. В работе были использованы правовые, нормативные акты и официальные документы законодательных органов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации регламентирующие деятельность предприятий туризма. Информационной базой исследования в диссертации послужили данные ВТО, Госкомстата России, РАТА (Российской ассоциации туристских агентств), а также материалы периодической печати, связанные с темой диссертационной работы. Использовались также статистические данные российских туристских предприятий, а также глобальной информационной сети Интернет. Для решения задач, поставленных в работе, использованы сравнительный и системный анализ, классификации, статистические группировки, экспертные оценки, экономико-статистические и другие общенаучные методы.

Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании нового подхода к развитию российских туристских фирм на международном рынке туристских услуг за счет эффективного использования рекламной деятельности как составляющей части маркетинговых услуг. Важнейшие результаты диссертационного исследования, характеризующиеся научной новизной, состоят в следующем:

— автором определено понятие социального туризма, представляющего собой вид деятельности по удовлетворению туристских потребностей социума направленной на оздоровление малообеспеченных слоев населения, субсидируемой государством из средств, выделяемых на социальные нужды;

— приведена систематизация форм, типов, разновидностей, категорий, видов туризма, которая позволяет адекватно принимать управленческие решения по продвижению турпродукта на тот или иной сегмент рынка;

— внесены отдельные предложения по совершенствованию системы планирования деятельности предприятий сферы туризма, включающие в себя: исследование сложившегося и перспективного спроса на туристские услугиопределение объемов турпродукта в регионесегментирование международного туристского рынка по демографическому признаку и структуре потребности в отдыхе;

— предложен методический подход к планированию рекламной кампании, который позволит руководителю предприятия получить четкое представление: о целевой аудитории и ее потребностяхо структуре цены туристского продуктао выявлении сильных и слабых сторон турфирмы и ее конкурентово направленности рекламы по охвату территории.

Практическая значимость работы выражается в возможности использования полученных результатов российскими туристскими предприятиями с целью развития их деятельности, принятия управленческих решений и точного прогнозирования объема их прибыли.

Результаты диссертационной работы представляют интерес при разработке стратегии повышения конкурентоспособности российского турпродукта на мировом рынке.

Отдельные положения диссертации включены в учебные пособия и лекционные курсы высших учебных заведений по дисциплинам «Основы внешнеэкономической деятельности», «Организация, и техника внешнеторговых операций», «Правовое регулирование туристской деятельности» и используются в учебном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации опубликованы 5 работ общим объемом 1,7 п.л.

Отдельные положения докладывались на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Московского университета потребительской кооперации (2000;2003 гг.). Материалы диссертации использованы в учебном процессе в рамках преподавания дисциплин «Основы внешнеэкономической деятельности» и «Правовое регулирование туристской деятельности», а также при разработке учебных программ по дисциплинам «Правовое регулирование туристской деятельности» и «Основы внешнеэкономической деятельности» для студентов Московского университета потребительской кооперации (справка от 12 мая 2004 года). Предложения автора по вопросам совершенствования развития деятельности туристских фирм, а также расширения маркетинговой стратегии приняты к внедрению и нашли отражение в практической деятельности ЗАО «Автокруиз» (справка от 10 мая 2004 года).

Объем и структура диссертации отражает цель и задачи исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 91 наименование отечественных и зарубежных источников, 45 приложений, 24 таблиц, 15 рисунков. Общий объем диссертационного исследования составляет 170 страницы машинописного текста.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать следующие выводы и предложения.

1. В диссертации реализован целевой подход к исследованию современных тенденций развития международного туризма за вторую половину XX века. Нами выявлено, что туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам Всемирной туристской организации к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд. чел., т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. США в день, туризм обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций. Следовательно, его лидирующая роль в мировой экономике в ближайшее время сохранится.

Следует отметить, что существенное положительное влияние на рост международных туристских обменов оказали развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, а также развитие средств информации и коммуникации. Несмотря на экономический спад и теракты, в 2002 году отрасль туризма стабильно развивалась. Туристов, выезжающих за рубеж, в 2002 году было на 3,1% больше, чем в 2001 году. Их число впервые превысило 700 млн. человек. За 2002 год за рубеж на отдых отправились 715 млн. человек, что на 22 млн. больше, чем в 2001 году. Оборот отрасли в 2001 году составил 463 млрд долл. США. Самым популярным местом для туризма была Европа — там в 2002 году отдохнули 411 млн. туристов. Наибольший рост продемонстрировала Азия, сумевшая привлечь в 2002 году на 8% больше отдыхающих, чем в 2001 году. В XXI веке ожидается значительное увеличение числа путешествий, предоставляющих максимум впечатлений за минимум времени. Возрастающим спросом будут пользоваться короткие экскурсионные поездки и туры на уикэнд.

Значительное влияние на туризм оказывают системы компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация, коммуникационные системы. Важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в ряде стран мира, возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих маркетинговую политику. Усилится влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий). Возрастет доля расходов на пропаганду туризма со стороны правительств. Будет продолжаться активизация индивидуального туризма. Основные причины этого: упрощение таможенно-пограничных формальностей и упрощение процедуры перемещения физических лиц, увеличение технических возможностей самостоятельного бронирования туристских услуг через Интернет, переориентация клиентов на специализированные программы поездок по интересам.

2. В диссертационной работе предлагается полемика отечественных и зарубежных ученых по определению понятия туризма, который оказывает значительное влияние на экспорт и импорт России. В туризме имеют место торговля услугами и товарами, которые составляют соответственно 75% и 25%. В процессе полемики туризм рассмотрен как «частный случай путешествий», как «сложное социальное явление», «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания», которые верны по своей сути, но не отражают специфики сферы туризма на международном рынке туристских услуг.

В связи с этим представлена авторская трактовка туризма N вид человеческой деятельности представляющий собой с одной стороны разновидность отдыха, т. е. поездки как отдельного человека, так и группы лиц на различные географические объекты (страны, города, природные достопримечательности, древние храмы и т. д.) преследующие различные цели (рекреационные, оздоровительные, паломничество и др.), с другой стороны — это инфраструктура направленная на организацию деятельности по обслуживанию туристов (гостиничный сектор, общественное питание, транспорт, сувениры и другие сферы обслуживания).

Рассматривая туризм как рынок, следует отметить, что в настоящее время на российском туристском рынке существует проблема низкого уровня качества российского туризма. В связи с этим, необходимо срочно решать эту проблему, вернув на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма. Этого можно достичь следующим образом. Во-первых, можно предложить освободить такие предприятия от налога на добавленную стоимость. Во-вторых, налог на добавленную стоимость коммерческих туристских предприятий следует преобразовать в социальную туристскую ренту и передать ее целевым назначением производителям социального туристского продукта. В-третьих, ввести пошлину на выезд за рубеж с туристскими целями (например, 100−150 долл. США) и направить эти средства на стимулирование производства социального туристского продукта. Увеличение числа предприятий социального туризма приведет к созданию новых рабочих мест и повлияет на улучшение состояния экономики России.

3. Проблема функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм. Под классификацией форм туризма мы понимаем их группировку по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности. Предлагаемая классификация международного туризма базируется на ее практическом применении российскими туристскими предприятиями при планировании и осуществлении своей деятельности.

В зависимости от главной цели путешествия выделяются следующие разновидности форм туризма, в соответствии с которыми необходимо расширить деятельность российских туристских фирм: рекреационная, познавательная, конгрессная (научная), деловая, этническая, религиозная, спортивная, обучающая, приключенческая и развлекательная. Предложенная классификация форм туризма, на наш взгляд, имеет важное значение для правильного понимания оценки и анализа мировой туристской индустрии, а также способствует выявлению основных тенденций развития туризма. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.

4. В диссертационном исследовании произведен анализ современного состояния туризма на международном рынке туруслуг, что позволило более точно определить особенности индустрии туризма в России. Россия на сегодняшний день занимает скромное место на международном рынке туруслуг по сравнению со своим потенциалом, который составляет 55,8%. Стимулирует приток иностранных туристов дальнейшее совершенствование законодательства РФ в области защиты прав потребителей туристических услуг на основе положений Международной конфедерации обществ потребителей.

Доля туристов, посетивших Москву по сравнению с общим числом иностранных граждан, посетивших Россию, пока еще достаточно мала и составляет в среднем менее 50%. Особенно это ощутимо для Финляндии и Китая. Граждане этих стран менее всего предпочитают посещать Москву в качестве туристов. Поездки в РФ с целью туризма пока уступают поездкам, связанных с бизнесом, которые составляют 42% от общего числа поездок.

В диссертационной работе дана организационно-экономическая характеристика и анализ индустрии питанияразмещениядосуга и развлеченийстрахованиябанковских и финансовых, а также информационных услуг. По результатам анализа представлены выводы и отмечено, что в России есть возможности увеличения потока граждан, желающих ее посетить в качестве туристов. Спад в иностранном туризме в РФ, продолжавшийся с 90-х г. г., обусловлен главным образом социально-политическими факторами:

— политической нестабильностью в стране и неясностью перспектив экономических реформ;

— неспокойной обстановкой на границе России с рядом стран СНГ в сфере политических конфликтов;

— ростом преступности и терроризма;

— дезорганизацией внутреннего авиаи железнодорожного транспорта;

— неблагоприятной по международным стандартам экологической обстановкой в отдельных регионах страны;

— многочисленной реорганизацией государственных органов управляющих туризмом и заметным ослаблением в связи с этим работы федеральных и региональных туристских администраций по рекламе и продвижению национального продукта на зарубежном рынке.

Эти факторы работали на формирование негативного имиджа страны как опасного региона международных путешествий, в то время как безопасность туристских поездок приобрела важное значение для потребителей разных стран мира, став достаточно серьезным фактором, чтобы повлиять на величину и направление туристского потока. Туризм в России имеет и региональные отличия, которые были рассмотрены во второй главе.

Соискателем проведен системный анализ финансово-хозяйственной деятельности туристских фирм за 2000;2002 годы ЗАО «Автокруиз» и ООО «Фирма Круиз», в работе которых достаточно ярко прослеживаются тенденции и проблемы развития туристского бизнеса. Результат факторного анализа финансового результата от основной деятельности показывают, что снижение финансового результата в ЗАО «Автокруиз» в 2001 году обусловлено снижением объема реализуемых услуг, ухудшением структуры реализуемых услуг, увеличением доли менее рентабельных туров, а также ростом затрат на 1 рубль реализации.

Увеличение финансового результата в 2002 году по сравнению с 2001 годом обусловлено снижением затрат на 1 рубль продукции, за счет возрастания прибыли от реализации на 99,13 тыс. руб., но в тоже время снизилась за счет за уменьшения объема реализации на 1,1 тыс. руб. и за счет ухудшения структуры реализации на 1,13 тыс. руб. Увеличение издержек обращения снизило прибыль на 1120,8 тыс. руб., расходы на услуги связи и маркетинговые исследования имеют тенденцию к увеличению. В следствии чего, фирме ЗАО «Автокруиз» необходимо продолжать разработку маркетинговой политики по изучению рынка услуг и увеличивать объем и долю более рентабельных услуг, что позволит увеличить прибыль фирмы.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирма Круиз» отражают увеличение валовой выручки с 24 090 тыс. руб. в 2001 году до 26 721 тыс. руб. за счет изменения цен валовая выручка увеличилась на 2266,2 тыс. руб., а за счет изменения структуры и объема продаж — на 374,8 тыс. руб. Повышение общей рентабельности на 15% является результатом: увеличением коэффициента изменения балансовой прибыли — на 18,97%, снижения показателя рентабельности продукции — на 5,43%, снижения коэффициента оборачиваемости оборотного капитала — на 7,77%, изменения структуры используемого капитала — на 10,82%. На предприятии произошел рост абсолютно ликвидных средств на 10,3 тыс. руб. в 2002 году, что способствует своевременным расчетам с кредиторами. Если в 2001 году наблюдалось превышение иммобилизованных средств над мобильными, то в 2002 году ситуация выравнивается и мобильные средства превышают иммобилизованные.

Для снижения затрат на оказываемые услуги туристской фирме ООО «Фирма Круиз» следует более внимательно выбирать зарубежных партнеров, так как расчеты свидетельствуют о том, что смена авиаперевозчика и гостиниц размещения могут сэкономить до 29% расходов на перевозку и размещение. Возрастает зависимость туристской фирмы от привлеченных финансовых средств. Если в 2000 году на 1 рубль собственного капитала приходилось 1,53 рубля, то к 2002 году на 1 рубль собственного капитала приходится уже 1,8 рубля, а это означает, что объем заимствования дополнительных финансовых средств практически достиг критической величины.

5. На основании исследований туристского потенциала Москвы и Санкт-ПетербургаВеликого УстюгаРязани и КалугиЯрославской, Ростовской, Ивановской областейПриморья, Сахалина и Камчатки, Республики Саха и БурятииКрасноярского края, Хакасии и Тувы раскрыты их региональные отличия и привлекательность для иностранных туристов на основании следующих факторов:

— огромное историческое и культурное наследие России;

— развитие гостиничной инфраструктуры и строительство новых гостиничных объектов высокого уровня;

— достаточно развитая транспортная система, особенно центрального региона РФ;

— многие города России являются местом проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей. Это создает базу развития делового и конгрессного туризма;

— разработка и внедрение событийных мероприятий, связанные с историей и культурой России;

— возможность посещения России посредством речных и морских круизов.

Отличие российского туристского предложения от аналогов состоит в том, что в России имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма. Однако, негативные моменты, характеризующие качество внутренних туристских услуг, не позволяют окончательно переломить тенденции в направлении устойчивого развития туристских услуг.

В качестве условий развития туризма в регионах РФ выступают:

— определение основных направлений деятельности органов исполнительной власти по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.

— формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли.

— совершенствование системы налогообложения.

— развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства.

— стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения.

— развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности регионов РФ на международном рынке туристских услуг, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры.

— создание условий для развития туристских зон в регионах России.

— развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т. д.). Разработка ключевых, «знаковых» событий года и своевременное информирование о них. Например, проведение балов-маскарадов, костюмированных балов в загородных дворцах, создающих атмосферу самобытной культуры XVIII—XIX вв.еков. Используя создание этого нового турпродукта может создать импульс развитию всей туристской индустрии РФ и способствовать распространению новых более высоких стандартов обслуживания.

— возрождение социального туризма, подъем внутреннего туризма в регионах РФ и на этой основе — подъем жизненного уровня населения.

— решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды.

— превращение столицы в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города.

— проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на поддержку имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки.

— создание качественного туристского продукта, отвечающего требованиям современного российского туриста обращая внимание на то, что современный турист представляет собой новый тип потребителя, характерными чертами которого являются: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, стремление к калейдоскопу впечатлений, удовольствий.

— создание сети центров туристской информации, бронирования экскурсий, налаживание средств уличной информации.

— составление реестра туристских дистинаций, объектов, маршрутов и событийных мероприятий, которые государство признает первостепенными для развития внутреннего и въездного туризма. Лишь после появления такого реестра, учитывающего транспортные возможности, объекты размещения и прочие элементы туристской инфраструктуры, маркетинговые исследования определят объем рекламы и необходимость зарубежных представительств.

6. В основе эффективной деятельности российских предприятий сферы туризма на международном рынке туристских услуг автор рекомендует применять специфические маркетинговые исследования, которые должны охватывать комплекс задач: выявление сложившегося и перспективного спроса на туристские услуги в регионе и имеющегося предложенияопределение имеющихся объемов туристских расходов.

Предлагаемая нами методика проведения комплексного маркетингового исследования международного рынка туристских услуг содержит следующие основные элементы:

— сегментирование населения региона по степени доступности различных видов и форм туризма. Спрос на туристские услуги в значительной мере характеризует такой фактор, как уровень дохода;

— измерение величины и характеристик потоков посетителей региона международных и внутренних туристов, анализируются специфические характеристики туристов, посещающих регион;

— исследование в области туристского предложения региона. Каждый регион отличается своими объемами и характеристиками предложения в области туризма;

— исследование и выявление факторов, формирующих спрос на туристский продукт региона и оценка уровня спроса;

— исследование процесса туристского потребления в регионе на основе сбора данных о туристских расходах. На основании этих данных, в дальнейшем, возможно прогнозировать валовые и чистые доходы в иностранной и местной валютемасштабы и виды ее утечек из региональной экономикипроизведенный доход, эффект мультипликациипрямую, косвенную занятостьвклад туризма в доходы региона и государства.

Диссертантом предложены примеры оценки ответной реакции аудитории двух турфирм ООО «Фирма Круиз» и ЗАО «Автокруиз». В результате о ЗАО «Автокруиз» осведомлены 80% членов рынка, 60% уже опробовали ее, но только 20% из числа опробовавших остались ей довольны. Эти результаты показывают, хотя проведенная кампания смогла обеспечить знание об услугах, сами услуги не удовлетворили клиентов. Следовательно, фирма должна совершенствовать качество услуги, несмотря на то, что программа продвижения оказалась успешной. Анализ ответной реакции аудитории показал, что только 25% членов рынка запомнили рекламу турфирмы В, только 30% из них опробовали ее, зато 80% из числа опробовавших остались довольными. В этом случае в улучшении нуждается программа продвижения.

Представленный материал позволяет сделать определенный вывод о том, что российским туристским компаниям необходима абсолютная ориентация на потребителя и всестороннее применение различных приемов маркетинга и рекламных компаний.

Принципиальное значение для развития деятельности российских туристских фирм на международном рынке туристских услуг имеет осмысление возможности использования их внутренних резервов. В связи с этим, нами разработаны: рекомендации по формированию условий, способствующих развитию сферы туризма на международном рынке туристских услуг на основе анализа современной инфраструктуры сферы туризма, динамики состояния и развития его в российской экономикисформулирован комплекс мер, способствующих преодолению тормозящих механизмов, решение которых является основой развития сферы туризма.

В связи с этим, на основе результатов исследования деятельности ряда российских туристских фирм мы даем характеристику и выделяем следующие направления их развития:

— совершенствование планирования;

— повышение эффективности принимаемых управленческих решений;

— повышение эффективности управления фирмой;

— выбор наилучших способов продвижения продукта на рынок;

— выбор методов ценообразования и сегментации рынка;

— совершенствование ценовой политики туристских фирм;

— совершенствование экономического стимулирования работников туристских фирм;

— выбор оптимальных методов управления и маркетинговой политики;

— использование современных компьютерных информационных систем;

— совершенствование рекламной кампании.

По итогам анализа работы российских туристских предприятий, сформулирован комплекс мер, способствующих преодолению тормозных механизмов, решение которых поможет им реализовать огромный туристский потенциал России. К наиболее важным можно отнести решение следующих проблем:

— недостаток гостиниц туристского (экономического) класса с высоким уровнем обслуживания и низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.

— конкуренция со стороны иностранных туристских компаний, которые работают на другом налоговом поле, осуществляя свою деятельность, финансируют российский бюджет в меньшей степени, чем отечественные операторы.

— противоречия в отечественном законодательстве.

— поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, как стране, неблагоприятной для туризма, из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа страны ведется в недостаточных объемах.

— отсутствие программы поддержки туристских фирм, занимающихся въездным туризмом.

— неудовлетворительное состояние городской инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей.

Экономические и социальные последствия реализации единой туристской политики окажут стимулирующее влияние на развитие и других отраслей экономики, внесут существенный вклад в структурную перестройку народного хозяйства, позволят обеспечить крупные финансовые поступления в бюджет за счет увеличения доходов от рекреационных услуг и сопряженных с ними видов хозяйственной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).
  2. Гражданский кодекс РФ, 2002.
  3. Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» № 2300−1.
  4. Закон РФ от 14 июня 95 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ.
  5. Закон РФ от 31 июля 98 года «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» № 148-ФЗ.
  6. Закон РФ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ.
  7. Постановление Правительства РФ № 1222 от 12 декабря 1995 г. лицензировании международной туристической деятельности".
  8. Статистический бюллетень № 4(97), ноябрь 2003 г. М.: Госкомстат РФ, 2003.
  9. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. -М.: Госкомстат РФ, 2003.
  10. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
  11. Е.Ф. Международные экономические отношения. Экономика, 2000.
  12. В.Я. Экономика и статистика фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000.
  13. А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект пресс, 2001
  14. И.А. Реклама в туризме. М.: Финансы, 2001.
  15. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.
  16. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  17. М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
  18. А.С. Моделирование в менеджменте: Учебное пособие. М.: Информационно издательский дом «Фомичъ», Рилант, 2000.
  19. JI.A. Торговое дело: экономика, маркетинг и организация. М., 2000.
  20. Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма. «Советский спорт», 2001.
  21. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 6 апреля, 1999.
  22. Бюллетень иностранной коммерческой информации, № 20,2000.
  23. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 6 апреля, 2001.
  24. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 13 августа, 2001.27. Ваш досуг, № 10,2002.
  25. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. — Банки и биржи, 1998.
  26. И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1996.
  27. И.Н. Менеджмент. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  28. В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. М. НОЛИДЖ, 1996.
  29. В.Г. Основы международного туризма. М.: Экономика, 2001.
  30. В.Г. Формуляры, контракты, соглашения в туристической деятельности. М.: ПРИОР, 1998.
  31. М.А. Развитие иностранного туризма в России // Внешнеэкономический бюллетень, март, 2002.
  32. Н.К. Туризм: продажа тура. М.: Экономика, 1998.
  33. И.П. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001
  34. Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  35. Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. М: Прогресс, 2000.
  36. Калинина J1 Все едут в Испанию // Эксперт, № 23, 2000.
  37. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.
  38. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  39. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999.
  40. В.В. Финансовый анализ. М., 2000.
  41. Т.В. Учет издержек в туризме: Учебное пособие. — М: Финансы и статистика, 2000.
  42. Д.П., Семенов А. К. Менеджмент и предпринимательство в рыночной экономике. М., 1994.
  43. Курс экономики: Учебник. 3-е изд., доп. / Под ред. Б. А Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000.
  44. И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: Издательство БЕК, 1997.
  45. М.Д., Алексейчева Е. Ю. Проблемы повышения конкурентоспособности пивоваренных предприятий. М., 2000.
  46. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  47. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  48. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 1999.
  49. Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999.
  50. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  51. А.К. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 3 -е изд. перераб. и доп. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.
  52. Н.М., Магомедов М. Д. Повышение конкурентоспособности российских предприятий связи на внешнем и внутреннем рынке. М., 2001.
  53. B.C. Организация международного туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.
  54. Е.А., Соболев И. И., Финансово экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно — методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  55. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. проф. д.э.н. Чуд-новского А.Д. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандэм». Издательство ЭКМОС, 2000.
  56. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. проф. Н. В. Колчиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  57. Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. Под ред. JIJI. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  58. Ю.М. Туристический бизнес. М.: Мир деловой книги, 1996.
  59. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Гор-финкеля, проф. В. Швандара. 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2000.
  60. Экономика современного туризма / Под ред. д.э.н. Г. А. Карповой. М. .СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1998.
  61. Begg D. Economics. McGraw Hill Book Company Europe, 1995.
  62. Shiller Bradley R. The micro economy today. McGraw Hill Inc., 1991.
  63. Smith S. Beyond industrial tourism // European quality, № 2, 1999.
  64. Travelling hopefully // The economist, № 30, 2001.
  65. Weaver P. Business fliers cope with carry-on rules // Nation’s Business, march 1999.
  66. Сборник статей профессорско-преподавательского состава МУПК по итогам НИР за 1999 г., ч. 5 МУПК, 2000.70. Ведомости. № 8,2001.71. Ваш досуг, № 10,2002.72. Итоги, 5 февраля, 2002.
  67. Культура № 24 (7232) 29 июня 5 июля 2000.
  68. Российская газета, 25 мая, 2000.
  69. Туризм: практика, проблемы, перспективы № 1−12, 2001.
  70. Туризм: практика, проблемы, перспективы № 1−12, 2002.
  71. Туризм: практика, проблемы, перспективы № 1−12, 2003.
  72. Развитие международного туризма в 1998 г. //БИКИ № 30,2000.
  73. Развитие туризма в мире в 1999 г. //БИКИ № 20, 2001.
Заполнить форму текущей работой