Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие экономической интеграции в современных условиях: На примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере развития рыночных преобразований в Республике Таджикистан, так же как и других государствах СНГ, происходит становление новых субъектов внешнеэкономической деятельности. Это предприятия частного сектора, коллективного сектора и т. д. Одной из жизнеспособных форм субъектов ВЭД являются совместные предприятия, созданные на основе государственного (или частного) капитала совместно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Объективные основы экономической интеграции и интернационализации экономики
    • 1. 2. Рыночные преобразования и дальнейшее развитие интеграционных связей
    • 1. 3. Становление субъектов внешнеэкономической деятельности
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ С МИРОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
    • 2. 1. Внешняя торговля как форма взаимосвязи с мировым хозяйством
    • 2. 2. Иностранные инвестиции как фактор использования природно-ресурсного потенциала хозяйственного комплекса
    • 2. 3. Экономическая интеграция со странами СНГ и Центральной Азии: направления и необходимость углубления

Развитие экономической интеграции в современных условиях: На примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие и углубление интеграционных связей, и сотрудничество с зарубежными странами особо необходимы в тех сферах экономики, активизация которых может способствовать ускорению трансформационных процессов на пути становления рыночной экономики. Сотрудничество в рамках интеграционных группировок необходимо экономике нашей республики, прежде всего как «запал» для приобщения к инновациям, новейшим мировым организационно-экономическим институтам и рыночным инфраструктурам. Сложившаяся ситуация отслеживается в Республике Таджикистан. «Политика нашего государства, — отмечает президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов, — направлена на формирование развитой, социально-ориентированной рыночной экономики, как неотъемлемой части мирового хозяйства. Процессы глобализации требуют установления тесных отношений Таджикистана со многими странами, т. е. республике необходимо диверсифицировать свои межгосударственные отношения. Без этого она окажется в стороне от важнейших политических, экономических и культурных процессов».1 Развитие сотрудничества в рамках экономической интеграции повышает степень адаптации национальных хозяйственных субъектов к общепринятым рыночным отношениям, рационализирует их производственную деятельность согласно общемировым критериям.

Таким образом, исследование теории, практики и опыта развития интеграционных связей в условиях трансформации экономики и обоснование новой концепции современной интеграции, которая, вырастая из внутренних народнохозяйственных реалий, была бы вместе с тем адекватна современным требованиям международного экономического сотрудничества, приобретают особую актуальность.

1 Независимая газета, 2000, 8 декабря.

Состояние изученности проблемы. Исследование интеграционных процессов — самое масштабное направление в экономической теории, которому посвящены работы многих видных ученых. В их числе можно назвать Авдокушина Е. Ф., Богомолова О. Г., Я. Вайнера, Глухарёва Л. И., Журав-скую Е. Г., Загладина В. В., Иноземцева В. Н., Максимову М. М., Р. Манделла, Ф. Махлупа, Рыбалкина В. Е., Чистякову JI. А., Черкасова Н. А., Ширяева Ю. С., Шмелёва Н. П., Щетинина В. Д., и др.

Некоторые аспекты проблемы развития интеграционных связей проанализированы в трупах экономистов Республики Таджикистан: Давлятова И. Д., Каюмова Н. К., Назарова Т. Н., Саидмуродова JI.X., Тошева С. О., Ума-рова Х.У. и других авторов.

Несмотря на различия направлений интеграции, этот процесс в своей основе имеет общие закономерности, и различия состоят только в форме интеграционных связей.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы, некоторые теоретические и практические аспекты интеграционных отношений в условиях трансформации экономики мало изучены и требуют дальнейшего анализа. Более того, многие ведущие специалисты подчеркивают, что пока не существует единой синтетической теории интеграции, охватывающей различные стороны этого процесса.1.

Злободневность данной проблемы подтверждается и тем, что она на протяжении многих лет комплексно исследуется многими академическими научными и учебными подразделениями.

Изложенное предопределило выбор темы диссертации, её логику и структуру.

Цель диссертационного исследования заключается в анализе некоторых теоретических и практических аспектов интеграции и выработке на этой основе собственных выводов, а также рекомендаций, реализация которых.

1 Журавская Е. Г. Региональная интеграция в развивающемся мире. — М.: Наука, 1990. — С. 7 могла бы содействовать развитию экономики Таджикистана через совершенствование интеграционных связей.

Исходя из цели исследования, в диссертации решаются следующие задачи:

— проанализировать теоретические аспекты интеграционных процессов и дать их системную характеристику;

— определить временные и пространственные параметры интеграции и объёмные показатели международных экономических связей;

— обосновать роль природно-ресурсного потенциала Таджикистана в расширении интеграционных отношений;

— показать возможные пути и варианты привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан;

— выявить возможности участия Республики Таджикистан в системе международного разделения труда, исследовать возможные направления развития интеграционных связей республики со странами СНГ, Центральноази-атского региона и дальнего зарубежья;

— разработать конкретные рекомендации по совершенствованию интеграционных связей Республики Таджикистан.

Предметом исследования является совокупность отношений, складывающихся в процессе развития и углубления международной экономической интеграции (МЭИ), а также сотрудничества Республики Таджикистан со странами мирового сообщества.

Объектом исследования являются интеграционные связи Республики Таджикистан в условиях становления рыночных отношений.

Теоретической и методологической базой исследования явились методы материалистической диалектики, научный опыт, приобретенный автором в процессе изучения трудов классиков и современных экономистов стран ближнего и дальнего зарубежья, ученых Республики Таджикистан.

Информационной базой диссертации послужили Законы Республики Таджикистан, официальные документы, статистические сборники, материалы межгосударственного статистического комитета и Интеграционного комитета СНГ и ЦАЭС.

Научная новизна содержащихся положений и выводов заключается в том, что данная диссертация посвящена системному анализу интеграционных связей. Отдельными цементами научной новизны являются следующие:

— интеграция как экономическая категория подвергнута комплексному анализу в разрезе сущности и форм проявления, количества и качества, хронологических и пространственных параметров с учетом трансформационных процессов;

— установлены движущие силы интеграции, её всеобъемлющий, непрерывно изменяющийся характер, позволяющий рассматривать данное явление как экономический закон, охватывающий всю совокупность отношений по вертикали и горизонтали и достигающий своего апогея в качестве современных глобализационных процессов;

— природно-ресурсный потенциал рассматривается в качестве ключевого элемента производительных сил в расширении интеграционных связей;

— установлено, что в условиях слабого развития производительных сил экономическая интеграция может развиваться на начальном этапе в форме внешней торговли, что является одной из особенностей для некоторых стран с переходной экономикой;

— выявлены особенности и перспективы развития внешней торговли и привлечения инвестиций как форм и векторов взаимосвязи республики с мировым хозяйством;

— выявлены некоторые новые формы и направления интеграционных связей республики и ее регионов с внешним миром;

— разработаны предложения, содержащие элементы Концепции интеграции Таджикистана с мировым хозяйством, позволяющие усилить регулируемость как самого процесса интеграции, так и экономики республики.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что полученные в результате исследования, выводы и предложения углубляют современное научное представление о сущности, закономерностях и формах проявления интеграционных процессов. Применение практических выводов связано с рациональным использованием природного и производственного потенциала республики в деле интенсификации и расширения интеграционных связейопределения направлений аккумуляции инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, целенаправленного и адресного использованияизыскания путей привлечения иностранных инвестиций для развития производства и расширения пространства внешнеторговых отношений республики в процессе обеспечения устойчивого роста.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на региональных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях в 1994;2002 гг. Кроме того, разработки автора используются им в процессе преподавания в Таджикском государственном национальном университете, Налогово-правовом институте и Институте предпринимательства и сервиса Республики Таджикистан.

Диссертантом опубликовано 30 работ, из которых 9 непосредственно отражают содержание исследуемой проблемы.

Логика и структура работы во многом определялись состоянием разработанности проблемы, целями, которые поставил перед собой соискатель, а также проблемностью и значимостью интеграции для возрождения экономики республики. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Анализ современных интеграционных процессов показал, что интеграция является сложным социально-экономическим явлением, которое, на наш взгляд, не нашло исчерпывающий оценки на страницах экономической литературы. Это вполне закономерно, поскольку описать сложную динамично развивающуюся категорию не просто. Наработки данной темы позволили сделать определенные выводы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Они состоят в следующем:

1 .Категория «интеграция» имеет неодинаковый смысл, в зависимости от контекста и подхода к ней. Поэтому «интеграция» и экономическая «интеграция» не идентичные понятия. Мы считаем, что интеграция, как экономическая категория начинается с синтеза элементов национальной экономики с аналогичными составляющими других стран или мирового сообщества. Первоначально развитие интеграции вбирается в содержание экономического базиса. Именно элементы производительных сил и производственных отношений являются первичным субстратом интеграции. Её мотивом являются экономические интересы, и каждый участник интеграционного процессарасчитывает и реально получает эффект от участия в нем, то есть интеграция оказывается выгодной для всех. Такая всеобщность интеграции характеризует её как экономический закон.

2.Основой всех интеграционных процессов является международное.

разделение труда, которое в последующем конституирует обмен результатами деятельности между участниками сложившихся связей и порождает эффект «даровой силы природы», генерируемый потребностями и конкуренцией. Регулярный обмен, будучи признаком разделения труда, является внешним признаком, не создающим различий в труде, а являющимся результатом различий. Разделение труда есть основа обмена. И первое, и второе представляет собой две стороны единого процесса — совместной деятельности. Обмен деятельностью и совместная деятельность посредством различных инструментов" являются атрибутами интеграции и интернационализации производства более поверхностного порядка, нежели разделение труда и специализация.

3.Одной из главных особенностей интеграции является то, что международное разделение труда возникает лишь в результате достижения определенного уровня производительных сил в рамках национальной экономики и интегрирующегося образования. Вместе с тем, не всякие внешнеторговые связи означают международное разделение труда. Обмен и торговые связи могут иметь место и вне связи с разделением труда.

4.Различные формы интеграционных связей являются результатом целенаправленной деятельности, динамики объективных и субъективных факторов развития производства, внутренних и внешних условий. Интеграционная деятельность — это, прежде всего управление сотрудничеством, выработка национальных хозяйств разных стран. Близость структур, потребительских склонностей и предпочтений играют важную роль в продвижении мирохозяйственных связей к интеграции.

5.МЭИ имеет различные направления. Это: интернационализация производительных сил и международного разделения трудамеждународная торговлямеждународная миграция финансовых и производительных ресурсовмеждународное развитие сферы услугинновации и обмен научно-техническими знаниями между участниками интеграционных процессовмеждународная миграция рабочей силымеждународное сотрудничество в решении глобальных проблем современности. Обобщив все литературные источники, мы пришли к выводу, что процесс хозяйственного объединения протекает постепенно, и поэтапно проходит последовательные зрелые формы. Практически невозможен переход от простейших форм к более зрелым, минуя промежуточные.

6. Мы изучаем следующие формы развития интеграционных процессов, которые разработаны ГАТТ и ВТО: зоны свободной торговлитаможенный союзобщий рынокэкономический союзвалютный союзполную экономическую интеграцию. Последнее — это одно из магистральных направлений глобализации мировой экономики. Она порождена огромной концентрацией и централизацией капитала, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, а сами границы утрачивают своё первоначальную значение, становятся прозрачными и не препятствуют перемещению ресурсов, прогресс науки и техники открывает невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей и ресурсов. Помимо положительных свойств мы считаем, что глобализация имеет отрицательные последствия, которые не перекрываются её положительными свойствами. Они проявляются по отношению к остальному миру, к остальным странам и приводят к истощению их ресурсов в пользу глобалистов. Основой глобализации становится интернационализация не обмена, а производства.

7.Интеграционные процессы не замыкаются на валютно-экономических отношениях, а начинают охватывать политику, культуру, духовную сферу, идеологию и религию. Это приводит к тому, что некоторые экономисты не всегда верно оценивают причинно-следственные связи современных процессов, считая, что МЭИ вписывается в процесс глобализации. Последнее в корне неверно, так как МЭИ не может вписываться в процесс глобализации, а порождает его. Вместе с тем нельзя отрицать и обратные связи. Глобализация предстает в виде взаимодействия крупных региональных блоков, сформировавшихся на основе МЭИ. Взаимодействие в рамках региональных группировок становится более тесным, синтезируются культурные потенциалы, возникает самостоятельный гуманистический феномен, как духовная и нравственная основа интернациональных процессов.

8. Глобализация, как форма МЭИ, развивается на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Первый охватывает межфирменные связи ТНК, подготавливая основу процесса глобализации. Главным фактор глобализации — всемирно ориентированная стратегия на уровне отдельяых фирм и компаний, которые в общенациональном плане подпитывают макроэкономический масштаб глобализации. Последний пользуется всемирной поддержкой государством ТНК, деятельность которых вызывает неоднозначную политическую реакцию. Без либерализации глобализация экономической деятельности осуществляться не может. Надстройкой глобализации являются надгосударственные структуры по согласованию мер регулирования и согласования всех составляющих МЭИ. Качественными признаками современной МЭИ являются либерализация и гуманизация.

9. Интеграционные связи протекают не везде одинаково, а испытывают на себе воздействие различных факторов внутреннего и внешнего порядка — естественных (наличие природных ресурсов и производственного потенциала) и обретенных (научно-технических, технологических, конкурентных, инвестиционных). Существуют также внешнеэкономические факторы и конкретные социально-экономические цели (отсутствие или избыток факторов производства, страновые различия в издержках производства). Интегрироваться могут лишь страны с приблизительно одинаковым развитием производительных сил. Государства постсоветского пространства не могут оказаться на глобальном уровне МЭИ, для них характерно постепенное развитие от низших к высшим, на основе существующих ранее основ разделения труда и специализации с вовлечением в эти процессы уже существующих и нарождающихся экономических укладов. По мере дальнейшего развития рыночных отношений, предполагающих открытость экономики, будут развиваться и интернациональные связи.

10. По мере развития рыночных преобразований в Республике Таджикистан, так же как и других государствах СНГ, происходит становление новых субъектов внешнеэкономической деятельности. Это предприятия частного сектора, коллективного сектора и т. д. Одной из жизнеспособных форм субъектов ВЭД являются совместные предприятия, созданные на основе государственного (или частного) капитала совместно с капиталом (или капиталами) иностранных государств. Совместные предприятия способны привлечь в республику иностранные инвестиции, решить в определенной мере проблему занятости и т. д. Совместными предприятиями охвачены сферы социального, агропромышленного, горноресурсного и машиностроительного комплексов. Ими привлечено в Таджикистан 346,6 млн долл. Кроме того, совместное предприятие способно развиваться с привлечением новой техники и технологии.

11. Основным фтктором реализации интеграционных связей является внешняя торговля. За весь период реформ с 1991 по 2001 гг. объем товарооборота Республики Таджикистан имел тенденцию к росту. В отдельные годы сальдо торгового баланса было отрицательным (1995;1998, 2001), в другие периоды — положительным (1999;2000). Во внешней торговле отражаются многие рыночные процессы приватизации, привлечения иностранных инвестиций, создания совместных предприятий и т. д.

12. Таджикистан представляет собой государство, воплощающее в себе совокупность интеграционных процессов, которые, в меру возможностей, обеспечивают стабилизацию экономики. В республике создана необходимая законодательная база, стимулирующая участие иностранного капитала в реструктуризации национальной экономики. Одновременно, улучшение ВЭД предполагает решение следующих проблем: создание зон специализации экономики с учетом мирохозяйственных связей и обеспечение их соответствующими кадрамиформирование слоя коммерсантов — таджикистанцев, способных ориентироваться в бизнесеформирование новой концепции устойчивого развития объектов внешнеэкономической деятельности. Разработка проблем ВЭД должна учитывать происходящие в республике процессы структурной перестройки народнохозяйственного комплекса.

13. Экономика республики в современных условиях во многом определяется мощностями промышленности и продуктивности сельского хозяйства во взаимосвязи с инвестиционным фактором. Помимо внутренних инвестиций, составляющих основной потенциал экономики, делаются попытки активного вовлечения в воспроизводственный процесс инвестиций заинтересованных иностранных государств путем их активного участия в решении социально-экономических проблем. Опыт показывает, что достичь устойчивого развития можно только общими усилиями, то есть развитием интеграционных процессов, активным элементом которых и является инвестиционный фактор. Для привлечения крупных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, мы считаем, что не следует чрезмерно уповать на иностранные инвестиции, так как чаще всего они сопровождаются жесткими рекомендациями международных финансовых организаций. Привлекательными объектами для вовлечения иностранных инвестиций являются гидроэнергетические ресурсы, полезные ископаемые, дешевая рабочая сила и хлопководство.

14. Первейшей задачей в развитии экономики является восстановление имеющихся мощностей в контексте с рыночным спросом. Для этого необходимо восстановление интеграционных связей с бывшими партнерами. В настоящее время — это СНГ, ЕВРАЗЕС и ЦАЭС. Интеграция республики с названными интеграционными группировками открывает большую перспективу для развития экономики в условиях трансформации нашего общества. Для реализации интеграционных связей необходимо осуществить ряд мероприятий. Постепенно устранить существующие ограничения в торговле, движении финансовых и производственных ресурсов и миграции рабочей силыразработать единую политику в области сельского хозяйства и транспорта, сблизить налоговую систему и законодательство стран-участницсогласовать меры по развитию внутренних валютных рынков.

15. В основу государственной политики в вопросах международной экономической интеграции должны быть заложены многократно выверенные и взвешенные решения, которые обеспечивали бы приоритет интересов республики Таджикистан. Главным же принципом экономических связей благоприятных условий для эффективного осуществления внутренних реформ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Дезинтеграция экономики центральной Азии в постсоветский период //МЭиМО, 1996, № 7.
  2. Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме //Вопросы экономики, 1993, № 1.
  3. Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределение //Вопросы экономики, 2001, № 2. -С. 4−18.
  4. Е.А. Международные экономические отношения. Учебник.-М: Юрист, 1999.
  5. Г. Становление и развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан.- Душанбе, -1996. -С. 164.
  6. С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики //Экономист, 1999, № 3. -С. 92−96.
  7. А.В. Перспективы экономической интеграции. //Азия и Африка сегодня. М., 1994, № 6.
  8. О., Бобоколонов М. Выбор национальной экспертной стратегии //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 2. -С.113−124.
  9. О.Т. Страны социализма в международном разделении труда. -М.: Наука, 1980. -409 с.
  10. А. Отечественная экономическая теория, от кризиса к новой парадигме //Вопросы экономики, 1993, № 2.
  11. И.Бурлицкий Ф. Новое мышление. М., 1988.
  12. С. Постсоюзное экономическое пространство //Российский экономический журнал, 1993, № 7. -С.7−21.
  13. С. Экономический союз: цели и пути формирования // Вопросы экономики, 1990, № 12.
  14. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Душанбе, 2001.
  15. Внешнеэкономический толковый словарь. Под. редакций И, П. Фаминско-го. М.: Инфра-М., 2000.-512 с.
  16. В. СНГ ЕЭС — СЭВ (к вопросу о возможности заимствования опыта) //Внешняя торговля, 1992, № 6. -С.28−30.
  17. .Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. -М.: Наука, 1972.-425 с.
  18. Х.Г. Таджикистан на рубеже XX века: Президент Эмомали Рах-монов и национальная экономика. Душанбе, 2000. — С.228.
  19. Л.И. Европейское сообщество: в поисках новой стратегии. М., 1990. -288 с.
  20. И. Межрегиональная интеграция в экономической системе социализма. -Душанбе: Дониш, 1997. -244 с.
  21. В. Путь на внешний рынок: первый шаг.- М. Экономика, 1990. -330с.
  22. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
  23. А.С., Камарев Б. А. Таджикистан: история и современность. -М.: 1993.-89 с.
  24. Европейская интеграция. Большая Гуманистическая Европа и культура /Под ред. проф. Л. И. Глухарева. М.: УРСС, 1998. — 320 с.
  25. В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1998.-271 с.
  26. Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН).-М., 1990.- 152с.
  27. Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 10 марта 1992 г. Сборник законов Республики Таджикистан. 4.VI. -Душанбе, 1993.
  28. А. Бывшие советские республики в мировой системе экономических координат //Вопросы экономики, 1992, № 4- № 5- № 6.
  29. В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис //Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3.
  30. Н.К. Проблемы экономической интеграции в СНГ. -М., 1998. -96с.
  31. Н. К. Проблемы интеграции в СНГ. -Алмаата: Атомура, 1998. -216с.
  32. История европейской интеграции. -М., 1996.
  33. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920−1990 гг. Под ред. проф. А. Н. Марковой. -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. 192 с.
  34. М., Худойдодов Р. Х. Некоторые проблемы миграции населения в Таджикистане // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 2.
  35. Кац И .Я., Жеглов А. И. Анализ эффективности международного сотрудничества предприятий. -М., 1991. -144 с.
  36. Н.К. Меры по стимулированию экспортного роста //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000, № 1. -С.47−59.
  37. Н.К. Начало большого пути //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 3. -С.44−48.
  38. А.П. Международная экономика. 4.1. -М., Международные отношения, 1998. -416 с.
  39. В.Н. СНГ: Динамика единения и размежевания //Российский экономический журнал, 1993, № 10.
  40. Т. Содействие притоку иностранных инвестиций в Центральноа-зиатские страны //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 4. -С.82−98.
  41. Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ //Экономист, 1998, № 2. -С.77−85.
  42. В.М. Внешнеэкономические связи: стратегия и регулирование. -М., 1990.-168 с.
  43. Г. Глобализация и сближение уровней экономического развития: от спада к росту в странах с переходной экономикой //Вопросы экономики, 2000, № 10. -С.4−26.
  44. В.Д. Что такое глобальные проблемы современности. -Ленинград, 1986.
  45. В.Д. Инвестиционное сотрудничество стран СНГ //МЭиМО, 1996, № 7.
  46. В.Д. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации //Экономист, № 7. -С.89−94.
  47. С.Дж., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Вып.2. -Душанбе, 1998. -С. 167
  48. Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. -М., 1996. -70с.
  49. М. Инвестиции -основной фактор долгосрочного финансирования //Экономист, 2001, № 5. -С.85−91.
  50. В. Опыт ЕС для экономического сообщества суверенных республик //МЭиМО, 1992, № 1. -С.95−105.
  51. И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. -СПб, 1995.
  52. А.К. Стратегия региональной интеграции государств Центральной Азии //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 4. -С.55−81.
  53. В.М. Советская экономика в ретроспективе. Опыт переосмысления. -М: Наука, 1997. -303 с.
  54. В.В. Концепция «без шоковой реформы».// Российский экономический журнал, 1992. -№ 5.
  55. В.В. Реформационный процесс: инвестиционные императивы //Российский экономический журнал, 1999, № 3.
  56. Т.Х. Пути согласования внешнего и внутреннего рынка Республики Таджикистан. -Душанбе, 1994.
  57. Т.Х. Наука и технический прогресс Республики Таджикистан в период становления рынка и реструктуризации. НПИЦентр. -Душанбе, 1998.-147 с.
  58. С., Приходько С. Проблемы создания зон совместного предпринимательства //Вопросы экономики, 1990, № 6. -С.91−104.
  59. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. -М.: Прогресс. -515
  60. В.К. Мировая экономика: учебник для вузов. М., ЮНИТИ, 2000. -727 с.
  61. И.И. Экономические трансформации (в конце XX столетия). -Киев, 1997. -456 с.
  62. Г. Миграция бьёт по интеллигенции. Санкт-Петербургская Панорама, 1999, № 3.
  63. М. От «имперского» союза к СНГ //МЭиМО, 1992, № 4. -С.5−20.
  64. Д.А. Страны Центральной Азии и Кавказа в СНГ: Экономический аспект //Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 1(7). -С.55−68.
  65. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.20.
  66. А. В. О применимости мировых концепций экономической политики к постсоциалистическим странам и о задаче структурных преобразований //Общество и экономика, 1994, № 2.
  67. В. Некоторые размышления о новой парадигме экономической теории // Вопросы экономики, 1993, № 1.
  68. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. Под ред.проф. В. Е. Рыбалкина, 3-е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -503 с.
  69. П. Тодоро. Экономическое развитие: пер. с анг. -М., МГУ, ЮНИТИ, 1997.-671 с.
  70. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. Под.ред. Королева И. С. -М., 1999.
  71. Мировое хозяйство и советская экономика: шансы и иллюзии. Отв.ред. В. М. Кузнецов и др. -М.: Международные отношения, 1990.
  72. Мир на рубеже XXI века. -М.: Политиздат, 1990. -365 с.
  73. Мировое хозяйство и советская экономика. М.: Международные отношения, 1990.
  74. Т.Н. Рынок в системе международного экономического сотрудничества //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1998, № 1. -С.25−34.
  75. Т.Н. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития на пороге XXI века //Экономика Таджикистана, 2000, № 1. -С. 17−30.
  76. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. -Душанбе, 2001. -248 с.
  77. Т.Н. Важный шаг на пути взаимного экономического сотрудничества //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 2. -С. 1517.
  78. М.Н., Нажмиддинов А. Ю. Перспективы региональной интеграции в ЦАЭС //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 4. -С.149−155.
  79. P.M. Теория развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) //Вопросы экономики, 2000, № 9.
  80. P.M., Гребнев Л. С. Экономика. Курс основ. М. Вита- Пресс. 2000. -432с.
  81. P.M. Теория развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) //Вопросы экономики, 2000, № 9. С136.
  82. М. Проблемы занятости населения и внешняя трудовая миграция //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2001, № 1. -С.58−63.
  83. Э.С., Смитиенко Б. М., Эскиндиров М. А., Мировая экономика на рубеже XX- XXI веков. -М., 1995.
  84. Образ социально-экономического развития государств Центрально-Азиатского Экономического Сообщества за 2000 год. Выпуск 14. Бишкек, 2001.-71 с.
  85. Г. П. Международная экономика: Учебное пособие. -СПб, 2000. -384 с.
  86. Ф., Новицкий В. Тенденции структурных изменений и промышленная политика в странах СНГ //Вопросы экономики, 1999, № 1. -С. 105 124.
  87. С. Инвестиционный климат СНГ: глобальное потопление или ледниковый период //Деловой мир Содружества., 5 лет СНГ. № 1, 1997. -С.24−27.
  88. Программа экономического преобразования Республики Таджикистан на 1995−2000 гг. -Душанбе, 1995.
  89. .П. СНГ: к итогом первого года //Российский экономический журнал, 1993, № 1.
  90. Л.Л. Международная интеграция. -М.: Политика, 1996.
  91. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции) //Вопросы экономики, 2001, № 5. -С. 26−45.
  92. Н. и др. Исследование инвестиционных процессов в условиях переходной экономики //Экономист, 1997 № 10. с 41−57.
  93. Р.К. Некоторые вопросы перехода экономики Таджикистана на рыночные отношения. Изд. Академии Наук Республики Таджикистан. Серия экономическая, 1992, № 1.
  94. Рахимов Р.К., I азибекова М. Проблемы промышленной политики Рес публики Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000, № 3.-С. 46−63.
  95. Р.К. Некоторые вопросы политики внешней трудовой мигра ции Республики Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2001, № 1 -С.47−57.
  96. Э.Ш. Роль Таджикистана в экономическом и политическом развитии региона Центральной Азии //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000, № 2. -С. 6−14.
  97. Э.Ш. «Мир смысл нашей истории». -М.: «Независимая газета», 5 сентября 2000 г.
  98. Э.Ш. Независимость бесценное благо. «Народная газета», 14 сентября 2000 г.
  99. В.А., Сангов О. А. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан: анализ состояния и перспективы развития. -М.: Экслибрис-пресс, 1996.
  100. Романова 3. Латиноамериканский вариант региональной интеграции //Экономист, 1999, № 10. С. 87−93.
  101. Романова 3. СНГ Латинская Америка-ЕС: опыт, тенденции интеграции //Экономист, 2001, № 1 — С. 87−91.
  102. Россия и Юг. Возможности и пределы взаимодействия. Под.ред. Ава-кова P.M., Симония Н. А. М., 1997.
  103. М.Н. Экономическое сотрудничество стран Центральной Азии //НПИ Центр.- Душанбе, 1999, -С.65.
  104. М.Н. Республика Таджикистан в системе экономической инте грации Центрально-азиатского Сообщества //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 3.- С. 114−119.
  105. Л.Х. Международная экономика: теория, история, политика. Душанбе: Ирфон, 2002. С. 352.
  106. Х.М. Современное состояние и перспективы развития Южно Таджикского территориально- производственного комплекса. -Душанбе: Ирфон, 1990, -С. 122.
  107. Х.М. О концепции историко-экономической науки //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1999, № 1. С. 43−49.
  108. Г. Ф. Прямые зарубежные инвестиции в рамках новой парадигмы развития республик бывшего Советского Союза //Вопросы экономики, 1993, № 3.
  109. С.Г. Хороший инвестиционный климат гарантирован. -Санкт-Петербургская панорама, 1999, № 3.
  110. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. Статсборник. Душанбе, 2001.
  111. И.Ю. Сложности экономической интеграции стран СНГ. -М.,//Экономист, 1995, № 7.-С. 18−21.
  112. К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М., Гардарика, 1999 -С.336.
  113. К.А. Принципы развития международного разделения труда. -М., 1996.
  114. Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. М., Маркетинг, 2000 -С. 328.
  115. С.А., Богомолов О. Т. Проблемы реинтеграции и формирова ния Экономического союза стран СНГ. М., 1994.
  116. Словарь иностранных слов. -18-е изд., стереотип. -М., 1989. -С. 608.
  117. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерация об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей от 7 июня 1995 года за № 339.
  118. Социалистическая ориентация освободившихся стран: некоторые вопросы теории и практики. М., 1982.
  119. В. Как эффективно использовать зарубежную экономическую помощь //МЭ и МО, 1992, № 5.
  120. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. -Душанбе. 2001.
  121. Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2000.
  122. Стратегия субрегионального сотрудничества стран Центральной Азии //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000, № 3.- С.10−41.
  123. Е.С., Бляхман А. С., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. -СПб: Наука 1998.-580с.
  124. Е.С. Петербургский экономический форум важная веха в развитии интеграции //Вестник Межпарламентской Ассамблеи, 1997, № 2. -С.5−8
  125. Структурные изменения экономики в государствах участниках СНГ в 1991—1996 гг. // Экономика СНГ (выпуск 2). М., 1997. -С.108.
  126. И. Некоторые закономерности экономических отношений стран СНГ //Экономист, 1998, № 10. С.67−63.
  127. М.Н., Мамитова А. О. Природные ресурсы как фактор разви тия Центральной Евразии //Центральная Азия и Кавказ, 1998, № 1. -С.28−37.
  128. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию, 1999 г.
  129. В. Актуальные проблемы экономики России и СНГ //Экономист, 1999, № 10. С. 3−14.
  130. О.Т., Тошев С. О. Пути эффективного воздействия внешнеэко номической деятельности на экономику Республики Таджикистан. -Душанбе, 1997.
  131. О.Т. Концептуальные аспекты интеграции стран Содружества //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2000, № 4. С.102−115.
  132. С.О. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан: современное состояние и перспективы: -М.: «АРКС-МБ», 2001. -С. 557.
  133. Г. О режимах долговременного экономического роста //Вопросы экономики, 2000, № 11. -С. 27−45.
  134. С.И. Очерки политической экономии: (развивающиеся страны). -М., 1969.
  135. B.JI. Международное разделение труда и развивающиеся страны. -М., 1976.
  136. Х.У., Мухаббатов Х. М. Социально-экономические и экологические проблемы развития горных районов Таджикистана // Экономика
  137. Таджикистана: стратегия развития, 1998, № 2. -С. 96−108.
  138. Н. Не зые направления внешнеэкономических связей цен-тральноазиатских республик // МЭ и МО, 1994, № 2.
  139. И.П. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. -М.: Международные отношения, 1993. -С. 432.
  140. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Перевод с английского.-М., Дело ЛТД, 1993.
  141. С. Перспективы инвестиций в постсоветской экономике // МЭ и МО, 1993, № 5.
  142. .Е. Интеграция стран СЭВ в агропромышленной сфере. -М.: Наука, 1986.
  143. С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом //Вопросы экономики, 1993, № 1.
  144. Ю.М., Субботин А. К. Мировое экономическое развитие: резервы сотрудничества. -М., 1984. 245с.
  145. М.А. АСЕАН без иллюзий. -М., 1983.- 176с.
  146. Л.О. Разграничение прямых и портфельных инвестиций //Российский экономический журнал, 1996, № 2.
  147. И.П. Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики //Финансы, 1997, № 10 -С. 49−51.
  148. Центральная Азия: новое пространство для сотрудничества /Под.ред. А.Табышалиевой. -Бишкек, 2002. 148с.
  149. С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов //МЭиМО, 1997, № 3. -С.19.
  150. М. Семь раз отмерить. (о путях формирования экономического союза государств СНГ). МЭиМО, 1994, № 2.
  151. В.Е. Международные инвестиции.-М.: Дело, 1999.
  152. И.А. Интернационализация производства и социалистическаяэкономическая интеграция. -М, 1986.
  153. Н.А. Научно-техническая интеграция стран СНГ как проблема теории и законодательной практики //Вестник Межпарламентской Ассамблеи, 1997, № 2. С. 44−48.
  154. О. Россия на фоне глобализации мировой экономики //Экономист, 1998, № 3. С. 20−26.
  155. О. Европейский союз: уроки интеграции //Экономист, 1998, № 10. -С. 74−84.
  156. Е., Шульга В. Интеграционный потенциал и его роль в развитии мирохозяйственных связей //Экономист, 1998, № 6. -С. 84−89.
  157. Е., Шульга В. Особенности межгосударственного товарообмена и перспектив его развития //Экономист, 1998, № 12. С. 74−82.
  158. Шесть лет содружества: проблемы и перспективы. Материалы конференции 2−4 мара 1998 г. -Минск, 1998.
  159. Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия.-М., 1979.
  160. Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. -М.: Наука, 1987.
  161. Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997. -С. 128.
  162. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Под.ред. профессоров А. Г. Грязновой, Т. В. Чечеловой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Заполнить форму текущей работой