Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рыночная трансформация экономической системы функционирования агропромышленного производства: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования по специально разработанной программе стандартизированного интервью был опрошен 81 человек. В выборке были равномерно представлены основные социально-демографические и профессиональные группы, работники различных подразделений исследуемых сельскохозяйственных предприятий. Поэтому полученные результаты являются достаточно репрезентативными. В ходе исследования опрошенные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ хода российской аграрной реформы
    • 1. 1. Концептуальные основы процесса реформирования аграрной сферы
    • 1. 2. Причины трансформационно-воспроизводственного кризиса в АПК
    • 1. 3. Алгоритм формирования рыночного механизма в АПК
    • 1. 4. Перестройка системы государственного регулирования агропромышленного производства
  • Глава 2. Механизм формирования аграрного рынка в Республике Адыгея
    • 2. 1. Специфика становления предпринимательской среды в сфере агропромышленного производства в Республике Адыгея
    • 2. 2. Наращивание рыночного потенциала в агропромышленной сфере республики
    • 2. 3. Финансовая компонента укрепления рыночных позиций субъектов агропромышленного производства в республике
  • Глава 3. Рыночная трансформация институциональноорганизационной структуры агропромышленного производства в Адыгее
    • 3. 1. Динамика институциональных преобразований в агропромышленной сфере республики
    • 3. 2. Трансформационно-рыночный аспект развития корпоративных структур в АПК Республики Адыгея

Рыночная трансформация экономической системы функционирования агропромышленного производства: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночно-трансформационные процессы, охватившие всю макроэкономическую систему национального хозяйства России, затронули своим преобразующим воздействием все ее структур-но-уровневые и производственно-отраслевые подсистемы и их элементы, звенья и модули. Наиболее сложно эти процессы проходят в сфере агропромышленного производства в силу его отраслевой специфики и особенностей сложившегося в дореформенный период аграрно-экономического строя отечественного сельскохозяйственного производства.

Социально-экономическая значимость конструктивности рыночной трансформации агропромышленной сферы российской экономики определяется ее статусом — производителя продуктов первой необходимости массового потребления для всего населения и миссией субъекта макроэкономики, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Этим объясняется глубина и чуткость социально-экономической реакции всего общества на изменения устройства и тонуса хозяйственной жизни в агропромышленном комплексе России, выполняющем роль своеобразного барометра состояния всей национальной экономики.

Сложность нынешнего экономического положения АПК обусловлена тем, что его рыночные преобразования оказались отягощенными глубоким трансформационным спадом производства. Эти факторы вместе с накопившимися за длительный период структурно-воспроизводственными деформациями привели к его перерастанию в общесистемный экономический кризис, разрушивший производственный потенциал АПК и отбросивший его на десятилетия назад.

В этом контексте согласования целей продолжения рыночной трансформации и задач посткризисного оживления экономики АПК следует рассматривать выбор темы диссертационного исследования и обоснование цели творческого поиска конструктивных путей и решений проблемы преобразования экономической системы АПК на рыночных основах с соблюдением единства двух критериев трансформационного процесса: новационно-сти и преемственности.

Особую значимость для выработки выверенной стратегии аграрно-рыночных преобразований представляет осмысление состояния и перспектив развития изучаемых процессов на региональном уровне, куда произошло постепенное перемещение центра тяжести экономической реформы и где реально осуществляются конкретные институционально-организационные изменения, структурные сдвиги в отраслевых составах АПК субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблем социально-рыночной трансформации аграрной сферы в России, путей совершенствования государственного регулирования формирующегося аграрного рынка являются важным направлением экономических исследований отечественных ученых, коллективов институтов, РАСХН и высших учебных заведений.

Общие проблемы рыночной трансформации экономической системы АПК рассмотрены в работах А. Алтухова, В. Башмачникова, А. Боева, Н. Борисенко, И. Буздалова, В. Горькавого, Р. Гумерова, А. Емельянова, В. Иванова, О. Иншакова, Н. Кетовой, В. Кузнецова, А. Маркина, В. Овчинникова, В. Радченко, А. Семенова, М. Семенова, А. Сидорова, В. Узуна, Г. Шмелева и др.

Комплексный характер имеет фундаментальный труд академика А. Никонова «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVII — XX вв.)».

Региональным аспектам рыночно-экономических реформ, становления и развития аграрного рынка посвящены работы Н. Борисенко, А. Джаримова, С. Легкоступова, Т. Малофеева, Р. Махоша, М. Напсо, А. Прудникова, П. Рыбалкина, П. Федорука и др. Все более углубленно рыночно-трансформационные процессы изучаются в контексте реформирования аграрной экономики в южных регионах страны, в частности, в.

Республиках Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и др., Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области.

В последнее время интерес к аграрным преобразованиям в России проявляют зарубежные исследователи. Так, при поддержке Института сельского развития и Агентства международного развития США, Фондов У. Г. Гейтса, Jle Броун, других американских благотворительных фондов проведены прикладные изыскания в ряде регионов России, которые возглавили ученые Д. Дункан, Л. Простерман, Л. Рольфес. Представители Британского фонда «Ноу-Хау» и сельскохозяйственной консалтинговой компании АДАС сотрудничают с Российской Ассоциацией АГРО по научному обеспечению и практическому осуществлению крупномасштабного проекта «Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий».

Исследования показали, что среди ученых нет однозначного понимания принципов формирования и функционирования аграрного рынка, его особенностей в период становления рыночных отношений. Явно недостаточно в них учтена и отражена региональная специфика. Вместе с тем современный этап развития рыночных отношений, трансформация институционально-субъектной структуры производителей, выходящих на аграрный рынок, налаживание системы экономических отношений между ними, а также их отношений с покупателями ставят множество вопросов, ждущих обоснованного решения.

Требуют научного осмысления и обобщения достигнутые результаты российской аграрной реформы. В дальнейшей научной разработке нуждаются проблемы последующих этапов реформирования АПК, обеспечение естественно-воспроизводственного режима функционирования рыночных отношений, выявление факторов, обусловливающих векторы и масштабы трансрегиональных продовольственных и товарно-сырьевых потоков. Необходимы обоснованные варианты и алгоритмы обеспечения населения продуктами питания и стратегия проведения разумной политики гарантированного решения проблемы продовольственной безопасности страны.

Теоретическая и практическая значимость рыночного реформирования экономики агропромышленной сферы и относительная неразработанность перспектив ее трансформации в условиях переходной экономики России предопределили выбор темы исследования, цель, задачи и структуру исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка концептуально-алгоритмизированной модели рыночной трансформации экономической системы регионального АПК.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

— скорректировать, с учетом анализа хода и состояния процесса рыночной трансформации экономической системы агропромышленного производства, концептуальное обоснование стратегии аграрной реформы;

— скоррелировать алгоритмы решения задач рыночной трансформации и посткризисного оживления экономики АПК, преодоления причин, обусловивших беспрецедентную глубину трансформационного спада производства в агропромышленной сфере;

— разработать алгоритмизированную модель композиционной структуры (построения) рыночно-экономического механизма агропромышленного производства;

— обосновать ориентиры перестройки системы госрегулирования развития АПК;

— концептуально смоделировать механизм формирования регионального аграрного рынка, учитывающий состояние процесса формирования предпринимательской среды и задачи наращивания производственно-финансового, рыночного потенциала субъектов агропромышленного производства;

— проанализировать ход рыночной трансформации институционально-организационной структуры агропромышленного производства, проследив эволюционную динамику сельхозтоваропроизводителей и корпоративных структур в АПК Республики Адыгея.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются организационно-экономические структуры агропромышленного производства различных уровней, участвующие в функционировании аграрного рынка. Более детально изучались сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия семи районов Республики Адыгея. В рамках этого объекта предметом исследования является организационно-экономический механизм рыночной трансформации системы хозяйственных связей в агропромышленной сфере переходной российской экономики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концептуальные разработки проблем переходной экономики, трансформационных процессов, аграрного рынка, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. При разработке исходных положений диссертационной работы были использованы произведения названных выше отечественных ученых, а также фундаментальные разработки Н. Бухарина, А. Гала-гана, В. Тереньтьева, Р. Шницера, Г. Фактора, А. Чаянова.

Необходимость исследования экономической природы АПК, без сущностного понимания которой невозможно вскрыть его качественную определенность, адекватно отобразить институциональные формы структурной организации, понять функциональную роль в рыночной экономике, обусловила обращение автора к классическим трудам Дж. Гэлбрейта, Р. Коуза, В. Ленина, К. Маркса, А. Маршалла, К. Менгера, Дж. С. Миля, А. Смита, Ж. Б. Сэя и др., посвященным вопросам эволюции рыночной экономики, в том числе в аграрной сфере. В выявлении и обосновании закономерностей развития аграрно-рыночных отношений в региональном аспекте автор опирался на работы зарубежных ученых Э. Долана, Ф. Котлера, П. Хейне, в которых рассмотрены различные теоретические и практические аспекты изучаемой проблемы с учетом мирового опыта формирования рыночных институтов.

Инструментарно-методический аппарат исследования базируется на системно-функциональном подходе к изучению рыночных основ развития.

АПК, в рамках которого использованы методы исследования: экономико-статистический, монографического обследования (ОАО комбинат «Майкоп-хлебопродукт»), расчетно-конструктивный и графической интерпретации.

Информационно-документальная база исследования представлена материалами монографий, статей в периодических изданиях российских и зарубежных экономистов, научными отчетами ведущих научно-исследовательских центров, институтов, вузов и издательств России, США, стран Западной Европы по вопросам экономической теории, экономической и аграрной политики, а также статьями и отчетами, размещенными в Интернете, директивными и нормативно-правовыми документами и актами Президента и Правительства РФ.

По теме исследования проводился также сбор эмпирического материала в форме зондажно-информационных обследований, касающихся использования земли и инфраструктурных преобразований в сельской местности. Наряду с этим производился информационно-целевой контент-анализ выступлений руководителей и специалистов АПК в средствах массовой информации, что позволило получить определенное представление о состоянии социально-экономической ситуации в агропромышленной сфере региона.

Эмпирической основой исследования, позволившей доказательно обосновать достоверность выводов и практических рекомендаций, явились официальные статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ и Республики Адыгея, сведения ведомственно-отраслевых справочников, эксклюзивные материалы зарубежных рынков Испании, Франции, США, Японии, а также оперативные данные маркетингового центра и документы первичной бухгалтерской отчетности ОАО комбината «Майкопхлебопродукт».

Эмпирический фон складывался на базе аналитических материалов Организации по сельскому хозяйству и продовольствию ООН (ФАО), результатов общероссийских и региональных обследований.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Рыночные преобразования в АПК сопровождаются вступлением в действие факторов, объективно обусловливающих дальнейшее развитие предпринимательства, формирование конкурентной среды и рыночной трансформации экономического пространства, объединение в единый общероссийский региональных и местных рынков с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей.

2. Становление рыночных связей снимает многие негативные моменты в эволюционирующей системе аграрных отношений, но вместе с тем создает ряд нетрадиционных ситуаций, сдерживающих темпы рыночной трансформации переходной экономики, к числу которых следует отнести несогласованность нарождающегося механизма рыночной самонастройки аграрной экономики с традиционными возможностями и методами государственного регулирования развития АПК, недостаточную экономическую активность сельского населения, отставание темпов процесса создания аграрно-рыночной инфраструктуры, неподготовленность кадров для организации и управления агропромышленным производством в новых условиях.

3. Становление российского аграрного рынка на современном этапе характеризуется нестабильностью товарных и финансовых потоков, широкой практикой подмены денежных форм товарных отношений бартерными сделками, массовой задержкой платежей, необоснованным вмешательством властей в рыночные связи, ростом масштабов теневой экономики, что свидетельствует о необходимости первоочередного решения возникающих в связи с этим проблем.

4. Формирующийся аграрный рынок сталкивается с противоречиями экономических интересов: а) сторонников и противников рыночных переменб) субъектов федеральных, региональных и локальных социально-экономических потребностейв) бизнеса (экономических элит), аппарата властных структур и населения. Конструктивное разрешение этих противоречий на основе консенсуса является важным условием продвижения к цивилизованной аграрно-рыночной экономике.

5. Специфика процесса аграрных преобразований в регионах обусловлена их зависимостью от стартовых условий реформ, состояния природно-климатического и производственно-технического потенциала, факторов политико-правового, социально-культурного характера и других причин, породивших как центробежные, так и местническо-автаркические тенденции, преодоление которых стало одной из стратегических задач аграрной политики.

6. Развитие регионального аграрного рынка, как показало изучение реальной ситуации в Адыгее, происходит путем расширения таких каналов реализации, как продажа сельскохозяйственной продукции и сырья в федеральный и региональный фонды, торговля через местные и инорегиональные посреднические компании, фирменные торговые предприятия, агентуру сбытовых сетей и контор на рынках других регионов, закупку предприятий общественного питания, розничной торговой сети, а также путем совершения многочисленных сделок в сфере индивидуальной сельскохозяйственной деятельности. Наиболее эффективными являются прямые связи между товаропроизводителями и потребителями, осуществляемые на договорных началах, так как они способствуют экономии ресурсов, ускоряют оборот, сокращают потери.

7. После затяжной и болезненной адаптации к рыночным условиям и кризисной ситуации сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия постепенно выходят из состояния депрессии, усиливают деловую активность, ориентируясь на конъюнктуру рынка, ищут пути повышения конкурентоспособности, изыскивая собственные резервы, создавая кооперативные объединения и ассоциации, однако препятствием на этом пути являются недостаток финансовых ресурсов, кредитная и налоговая задолженности сельхозтоваропроизводителей .

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в концептуальном обосновании рыночного механизма дальнейшей эволюционной трансформации АПК, призванного обеспечить повышение эффективности агропромышленного производства. Элементами и приращения научного знания обладают следующие положения диссертации:

— уточнены концептуальные ориентиры и целевые установки аграрной реформы, в качестве миссии которой должна выступать не смена социальной базы аграрного строя как самоцель, а решение проблемы организации хозяйственно-предпринимательской среды, экономический тонус жизнедеятельности и эффективность функционирования которой определяются законами конкурентной борьбы, свободой рыночного выбора вариантов экономического поведения, мотивационными механизмами личной заинтересованности и ответственности участников агропромышленного производства за результаты хозяйственно-коммерческой деятельности;

— выявлены причины перерастания трансформационного спада агропромышленного производства в общесистемный экономический кризис, среди которых следует указать: отвлечение энергии трансформационного потенциала реформ от созидательных функций на разрушение и демонтаж сложившейся зарегулированно-централизованной системы управления экономикой административно-командного типанакопившиеся структурно-функциональные деформации и недофинансирование воспроизводственной системы АПК на фоне общей «утяжеленности» отечественной экономики вследствие гипертрофированно развитых комплексов: военно-промышленного, топливно-энергетического, авиационно-космического, экспортоориентированного ресурсно-сырьевого и др.- невыверенность принятого варианта и алгоритма осуществления экономической реформы вообще и в аграрной сфере в частности;

— разработана концептуальная симметрично-матричная модель механизма рыночной трансформации агропромышленного производства, включающая структурно-функциональные блоки: правовой регламентации, административного воздействия, организационно-экономического регулирования, бюджетно-финансового обеспечения, институционально-инфраструктурного обслуживания, налогообложения, ценообразования;

— охарактеризованы преимущества программно-целевого управления процессом рыночной трансформации АПК, состоящие в системности, комплексности, постановке ведущих целей, программном регулировании параметрической пропорциональности отраслей и сфер деятельности, координировании всех его функций — программирования, прогнозирования, планирования организации, стимулирования контроля, анализа, оперативного управления;

— обоснованы перспективные сдвиги в территориальном разделении труда в сельском хозяйстве Республики Адыгея, исходя из внутренних потребностей региона в продовольствии и сырьевых ресурсах, а также их интересов развития его межрегиональных и международных связей;

— сформулированы авторские подходы к коррекции системы мер государственного регулирования аграрного рынка, которые заключаются в применении методов предупреждения и технологий «сглаживания» конъюнктурных спадов спроса и предложения, поддержке рыночного равновесия, защите сельскохозяйственных товаропроизводителей от монопольного давления ре-сурсопроизводящих и перерабатывающих предприятий, предоставлении финансовой и организационно-технической помощи перспективным аграрным структурам;

— предложена система конкретных мер, направленных на стабилизацию и интеграцию в корпоративные структуры сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Республики Адыгея, включающие совершенствование процессов их технического оснащения, улучшение организации, финансирования, снабжения и сбыта, институализации, информатизации, правового обеспечения аграрного производства.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и методологические положения, а также методические рекомендации по организационно-экономическому обеспечению рыночной трансформации регионального АПК и формированию аграрного рынка Республики Адыгея могут быть использованы в качестве концептуальной и инструментарной базы для научного обоснования стратегии развития региональной системы агропромышленного производства, что будет способствовать более полному удовлетворению продовольственных потребностей населения и укреплению продовольственной безопасности страны.

Апробация результатов разработки проблемы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научном семинаре кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета (1997;1999 гг.), а также на научно-практических конференциях Кубанского аграрного университета и Майкопского государственного технологического института (19 952 000 гг.) и использовались в качестве материалов методического обеспечения учебно-производственной практики студентов-менеджеров в деятельности организованного на базе ОАО комбината «Майкопхлебопродукт» филиала кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, заведующим которого является автор диссертации.

Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 4 печатных листа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографии и приложений.

1 Результаты исследования представлены по источнику: Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. — М.: Международная финансовая корпорация совместно с управлением зарубежного развития, 1998. — С. 5−19.

В ходе исследования по специально разработанной программе стандартизированного интервью был опрошен 81 человек. В выборке были равномерно представлены основные социально-демографические и профессиональные группы, работники различных подразделений исследуемых сельскохозяйственных предприятий. Поэтому полученные результаты являются достаточно репрезентативными. В ходе исследования опрошенные высказали свое отношение к различным формам хозяйственной деятельности. Кроме того, оценивались: материальное положение семьи и прогноз его изменения, экономические условия хозяйственной деятельности и собственные возможности в решении своих хозяйственных проблем, а также некоторые социально-психологические особенности (отношение к риску и конкуренции, уровень притязаний в материальной сфере и др.).

В итоге было выявлено отношение к различным сторонам реформирования АПК и формирования рыночного механизма.

Отвечая на вопрос о том, какая из форм хозяйствования на земле наиболее предпочтительна, половина опрошенных (50,62%) отметили коллективное хозяйство, 25,93% предпочитают хозяйство на паях (ТОО, кооператив), и 12,35%) — индивидуальное (семейное) хозяйство. Работу по найму в частном хозяйстве отметил лишь один респондент (табл. 1.3.2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенное исследование поставленной проблемы позволяет в процессе поиска ее решения сделать следующие теоретические и практические выводы. Оценивая экономическую эффективность сельскохозяйственного производства Адыгеи, логично утверждать, что аграрный сектор республики является недостаточно эффективным звеном ее экономики.

2. Сегодня АПК, как и все хозяйство страны, находится в сложных финансово-экономических условиях. Резкое ухудшение и неустойчивость положения сельскохозяйственных товаропроизводителей вызвано нарушением хозяйственных связей, инфляцией, дефицитом бюджета, ограничением кредитования, удорожанием кредитных ресурсов, сокращением государственного финансирования, ростом диспаритета цен в товарообмене между сельским хозяйством и другими отраслями, кризисом платежной дисциплины, снижением покупательской способности населения, конкуренцией зарубежных импортеров продовольственных товаров, несоответствием рыночной инфраструктуры необходимым требованиям, недостаточно эффективной политикой в создании новых организационноправовых форм предприятий.

3. Для бесперебойного обеспечения населения хлебопродуктами, а предприятий сырьем в новых экономических условиях требуется достоверная информация о ситуации, складывающейся на рынке в целом и в каждом ее сегменте.

4. В условиях формирующихся рыночных отношений продукция сельского хозяйства должна быть конкурентоспособной, поэтому производители должны анализировать потребительский спрос на основе изучения системы сбыта продукции.

5. В переходный период аграрная экономика вошла с двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, с продолжением спада производства, как в целом продовольственном комплексе, так и в отдельных его отраслях и подотраслях, а с другой — появлением новых рыночных перспективных структур в дополнение к традиционным, формированием новых экономических отношений, новых продуктивных цепочек. Вновь возникающие структуры и связи в отдельных продуктовых сегментах явились наиболее важным свидетельством перехода всего продовольственного комплекса от централизованно-плановой к рыночной экономике. Стала возникать новая структура АПК и всей продовольственной системы, все шире опирающаяся на рыночные механизмы хозяйствования.

6. Аграрно-промышленное производство испытало на себе и продолжает испытывать издержки политической неустойчивости в стране. Частная несогласованность в действиях законодательной и исполнительной органов власти, особенно между Государственной думой, Правительством и Центральным банком по конкретным вопросам развития АПК, порождает неуверенность и настороженность у хозяйствующих субъектов, затрудняет приток отечественных и зарубежных инвестиций на село, сдерживает предпринимательскую активность. Отсутствует пока ясность в отношении приватизации земли.

7. Взаимосвязи между производителями и потребителями сельскохозяйственного сырья и продовольствия во многом приобрели стихийный характер. В промежуточных звеньях образовалось немалое число посреднических спекулятивных структур, что замедлило движение продукции, привело к «накрутке» цены, отразилось на результатах финансово-экономической деятельности и эффективности работы АПК.

8. Положение усугубилось вследствие разрастания диспаритета цен. В принципе диспаритет, выражающийся в опережающем росте цен на продукцию материально-технического назначения и услуги для сельского хозяйства по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, характерен для экономики рыночного типа. Во всех развитых странах, в тех или иных формах и масштабах, осуществляется поддержка цен и доходов сельскохозяйственных производителей в связи с опережающим ростом цен на промышленную продукцию. Специфика указанного процесса в современной российской экономике состоит в его обвальном характере в период 1992;1998 гг., происходившем неодинаково по отраслям и вылившемся в общую деформацию межотраслевых связей. Промышленность и обслуживающие сферы оказались в относительно более выгодном положении, что позволило им во многих случаях обрести монопольные позиции.

9. Остается тяжелым финансовое положение АПК. Финансовое положение сельхозпредприятий определяется не только диспаритетом цен, но и сокращением дотаций и субсидий из бюджета, высокой кредиторской задолженностью аграрного сектора, недоступностью для сельхозпредприятий кредита по сложившимся в экономике ставкам. Усугубляется система платежей.

10. Хронически не хватает средства на инвестиции. Низкий инвестиционный рейтинг аграрной сферы, как нам представляется, обусловлен рядом объективных и субъективных факторов: медленными темпами развития земельной реформы, сильным политическим давлением в отношении частной собственности на землю, недостаточной рентабельностью сельскохозяйственного производства, высокой рискованностью предпринимательской деятельности в данной деятельности, отсутствием развитой кредитно-финансовой инфраструктуры, отработанных технологий взаимовыгодного сотрудничества различных предпринимательских структур. Все это препятствует стабильному развитию предпринимательства в агро-сфере.

11. Часто раздаются призывы о коренном пересмотре основных принципов современной аграрной политики. Но смысл их сводится к двум положениям: 1) усиление мер государственного регулирования- 2) обеспечение более сильной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Бесспорно, эти рекомендации могут дать эффект, но все равно их недостаточно. По нашему мнению, нужна комплексная программа развития АПК, в которой должно быть предусмотрено место не только для государства, но и для сельскохозяйственных предпринимателей, рядовых работников и сельского населения.

12. Своеобразие хозяйственного механизма АПК проявляется через особенности аграрного рынка. По нашим представлениям, эти особенности включают: 1) такой основной компонент рыночных отношений в этой сфере, как наличие земельного рынка- 2) зависимость рыночной конъюнктуры от природно — климатических условий производства- 3) повышенную степень предпринимательского риска, обусловленную объективными природными обстоятельствами- 4) влияние диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию- 5) пониженную норму накопления капитала в связи с удлиненным производственным циклом- 6) значительную емкость рынка, его пространственную неоднородность.

13. В современной экономической литературе проблемы предпринимательства освещаются далеко не однозначно. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения, касающиеся в основном аграрной сферы.

Сельское предпринимательство имеет отличительные особенности и тенденции развития. Для него характерны особые условия производственной и коммерческой деятельности. Оно связано с повышенным риском в силу неустойчивости сельскохозяйственного производства и диспаритета цен. Добавим также, что учет особенностей сельского предпринимательства важен ввиду того, что открывается возможность более глубокого проникновения в суть аграрных преобразований. Это может послужить определенным ориентиром для корректировки аграрной политики.

14. Государственная политика должна предусматривать поддержку товаропроизводителей по стимулированию объемов производства, ценообразованию, увеличению доходов, использованию передового отечественного и зарубежного опыта, корректировке и финансированию научных исследований, консультированию и аудиторству, мониторингу и повышению плодородия почв, кредитно-финансовому и страховому обеспечению. Государство является посредником, регулирующим аграрный рынок, корректирующий конъюнктурные подъемы и спады экономики.

15. К числу мер экономического и организационного регулирования аграрно-продовольственного рынка на уровне региона следует отнести следующие: привлечение финансовых потоков для восстановления и повышения уровня эффективности хозяйства и возможности ведения расширенного воспроизводства, изменение структуры мер и форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей в направлении адресного целевого инвестирования путем проведения гибкой системы бюджетного финансирования, кредитной политики при переходе к регулированию производства и сбыта продукции с помощью целевых товарных программ, развитие информационной базы рынка.

16. Аграрная реформа привела к преобладанию негосударственных структур в сельском хозяйстве. Произошли заметные изменения в разделении сельскохозяйственного труда. Производство зерна и технических культур сосредоточено в основном в сельскохозяйственных предприятиях, а картофеля, овощей и животноводческой продукции в хозяйствах населения. Причем сейчас удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства этих последних видов продукции в республике оказался выше, чем в целом по России и на Северном Кавказе. В этом тоже просматривается особенность сельского хозяйства Адыгеи.

17. В настоящее время предпринимательские структуры в республике в основном сформировались. Большая часть экономики представлена частной собственностью. На ее долю приходится почти 70% действующих предприятий. В сельском хозяйстве ее доля достигла, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, 95,4%.

В предпринимательской сфере преобладают средние и крупные структуры. Наряду с этим расширяется мелкий бизнес, в том числе и в сельском хозяйстве. Крепнет понимание того, что привлечение в сферу мелкотоварного производства сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств является необходимым условием функционирования рыночной экономики.

18. Нужно заметить, что пока личное подсобное хозяйство выполняет главным образом потребительские функции, их товарная сторона проявляется в меньшей степени. Между тем, как мы видели, они занимают преобладающие позиции в производстве многих видов продукции. В кризисной обстановке они сравнительно устойчивы, так, по среднегодовым данным за 1996;1999 гг. по отношению к периоду 1991;1995гг., сельскохозяйственные предприятия Адыгеи сократили объем производства на 20%, а личные подсобные хозяйства, напротив, увеличили производство на 56%.

19. За последнее время на аграрном рынке появилось много посреднических организаций. В принципе они нужны, поскольку занимаются улучшением связей между товаропроизводителями и потребителями, выполняют функции по хранению, доведению продукции до требуемых кондиций, доставке ее до конечного потребителя. Но при неразвитости рынка они стремятся к монополизации спроса, с одной стороны, и монополизации предложения, с другой. Кроме того, посредники образуют многоступенчатую структуру, удорожая конечную продукцию. Решить проблему можно путем создания условий для выхода сельхозпроизводителей на всероссийский рынок, сокращения излишних посреднических структур, повышения конкурентного потенциала всех хозяйствующих субъектов АПК.

Таким образом, развитие аграрного рынка республики зависит от решения целого ряда актуальных проблем. В их числе и условия предпринимательства, и налаживание коммерческих связей между отраслями и предприятиями, и обеспечение устойчивого спроса на продукцию, и формирование равноправных конкурентных отношений, стабилизация государственного заказа на поставки продукции в федеральный и региональный фонды и ряд других факторов.

20. Дальнейшее оздоровление финансовых отношений в АПК связано с реализацией федеральной программы развития аграрно-промышленного комплекса. Вот некоторые позиции программы.

На ближайшие годы намечено изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства. Будет упор на поддержку предприятий и фермерских хозяйств, способных обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств.

Предоставление дотации и субсидии предусмотрено осуществлять путем заключения соглашений с хозяйствами. В них будут оговариваться условия, которые должны выполнять сельскохозяйственные предприятия. Вместе с тем в депрессивных неэффективных сельскохозяйственных территориях предполагается осуществлять поддержку преимущественно сельского населения.

По нашему мнению, программа может быть дополнена положениями о взаимодействии федеральных и региональных структур в области совместного осуществления совместных мероприятий. Для Адыгеи, например, важно упорядочить трансферты.

Чтобы трансферты, поступающие в республику из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР), выполняли действительно стабилизирующую роль, необходимо соблюдение следующих условий: решение проблем межбюджетных отношений (эффективная финансовая и налоговая политика), совершенствование структуры консолидированного бюджета РА. Практика применения трансфертов показала, что существуют определенные условия для дифференциации нормативов от регулирующих доходов, и задача заключается в том, чтобы установить их не в ходе исполнения бюджетов, а при утверждении последних. Параметрическое обоснование бюджета позволит избежать существенного превышения расходов над доходами в процессе бюджетного регулирования. Адресность бюджетных вливаний целесообразно строить на результатах анализа финансового состояния хозяйств по интегрированным показателям. Рационализацию расходных статей бюджета прежде всего следует сориентировать на формирование финансовых производств, совершенствование системы конкурсного отбора инвестиционных проектов, активное вовлечение в инвестиционную сферу сбережений населения, создание региональных налоговых и страховых фондов. В Республике Адыгея было бы своевременным образовать специальный фонд финансовой поддержки, стабилизации и развития АПК. Было бы также уместно сформировать интегрированные структуры для обеспечения финансового взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых предприятий и организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. — М.: Фирма «Спартак» 1995.
  2. Закон Республики Адыгея «О государственном регулировании агропромышленного производства Республики Адыгея» (принят 29 апреля 1997 года).
  3. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. // Гражданское и предпринимательское право. Сборник документов. М.: TOH/TONE 1996.
  4. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» М., 1995.
  5. Послание Президента Республики Адыгея Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея «Опора на собственные силы главный путь выживания в сложившихся условиях» (25 февраля 1999 г.) и др.
  6. Указ Президента Республики Адыгея «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств» от 9.08.99.
  7. Указ Президента Республики Адыгея «О дальнейшем реформировании агропромышленного комплекса Республики Адыгея и привлечение в сферу мелкооптового производства сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств» от 25 декабря 1998.
  8. Указ Президента Республики Адыгея «О ставках и порядке выплат дотаций за продукты животноводства и прудовую рыбу, поставляемые на перерабатывающие предприятия Республики Адыгея в 1999 году» от 11.01.99.
  9. Л.И. Трудный поворот к рынку. М.:Экономика, 1990.
  10. Ю.Аверьянов Н. Государственное регулирование агропромышленногопроизводства// Экономист.- 1996. № 10.
  11. П.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры .- М.:Наука, 1991.
  12. Аграрная реформа в России: Документы и материалы.- М., 1992.
  13. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития /Под ред. Буздалова. И.Н.- М.: Наука, 1993.
  14. Аграрные преобразования: результаты и прогнозы развития / под ред. В. В. Кузнецова. Ростов н/Д: ВНИИЭиН, 1995.
  15. Аграрный рынок: реальность и иллюзии. // Экономика сельского хозяйства России. 1996. № 5.
  16. Агропромышленный комплекс России. М., 1999.
  17. Агропромышленный комплекс Российской Федерации. М.: Госкомстат. 1994.
  18. Академия рынка: маркетинг / Пер. с фр. М.: Экономика. 1993
  19. А. Кооперативные отношения в АПК // АПК: экономика и управление. 1997. № 1.
  20. А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России, — М., 1998.
  21. Ю., Толкачев В. Оптимизация параметров фермерских хозяйств // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 4.
  22. Л. Правовые вопросы организации хозяйства населения // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 8.
  23. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа.-М.:Финансы и статистика, 1997.
  24. И.И. Исторические аспекты формирования и региональные особенности развития личных хозяйств в системе многоукладного сельского хозяйства.- Нижний Новгород, 1998.
  25. Н. Фермерское хозяйство достаточный конкурент крупного производства//АПК: экономика, управление: — 1998. № 1.
  26. С., Киселев С. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики // Экономика сельского хозяйства России. 1996. № 8.
  27. А. Отношение сельскохозяйственных предприятий с партнерами // Экономист.- 1997. № 10.
  28. А.Н. Структурная политика и инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе.- Ростов н/Д, 1997.
  29. Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы).-М., 1997.
  30. Н. О многоукладной экономике в аграрном секторе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 8.
  31. Н. Финансовый кризис и аграрная экономика // АПК: экономика, управление: — 1998. № 11.
  32. И. Совершенствование социально-экономических отношений районного АПК. // АПК: экономика и управление. 1999. № 3.
  33. М. Обоснование производственных типов крестьянских (фермерских) хозяйств. // АПК: экономика и управление. 1999. № 5.
  34. Г., Овчинников В. Уроки и проблемы рыночной трансформации аграрной сферы // АПК: экономика и управление. 1994. № 3.
  35. И. Аграрные отношения в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление: — 1998. № 5.
  36. И., Шмелев Г. Факторы и условия стабилизации и развития сельскохозяйственного производства. // Общество и экономика. 1998. № 4−5.
  37. А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист, — 1997. № 11.
  38. А. Какой земельный рынок нам нужен? //Российский экономический журнал, — 1998. № 5.
  39. А., Какой земельный рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. 1998. № 5.
  40. Э. Критерии оценки финансовой устойчивости предприятий АПК // АПК: экономика, управление. 1998. № 4.
  41. Р. Реформирование аграрной экономики в странах Восточной Европы // АПК: экономика, управление. 1999. № 6.
  42. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий / Под ред. И.Дуэль.- М.: Энциклопедия русских деревень, 1998.
  43. .Н. Корпоративные формы интеграции сельхозпроизводителей с заготовительными, перерабатывающими и агросервисными предприятиями. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. Майкоп. 1999.
  44. А. Пути преодоления «ножниц цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию // АПК: экономика, управление. -1996. № 10.
  45. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  46. Р., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах 97 и ожиданиях ближайшего // Российский экономический журнал.- 1999, № 2.
  47. С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 1997 № 1.
  48. В. Формирование продовольственного рынка // АПК: экономика и управление. 1996. № 4.
  49. А. Итоги работы АПК В 1998 г. и основные направления его развития // Экономист, — 1999. № 5.
  50. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6.
  51. С. Аграрная реформа США: состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. 1999. № 9.
  52. С.М. Система агробизнеса: государственное регулирование, ее развитие и становление в переходной экономике. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. докт. экон. наук. Ростов н/Дону. 1999.
  53. Государственное регулирование АПК и улучшение финансовой поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 1996. № 3.
  54. С. Акционерные общества в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства в России. 1999. № 5.
  55. С. Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий:оценки и перспективы // АПК: экономика, управление. -1999. № 9.
  56. Р. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия //Российский экономический журнал. 1998. № 6.
  57. Р. Создание рынка сельхозземель и повышение рентабельности агропредприятий : как расставить акценты? // Российский экономический журнал. 1999. № 1.
  58. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия //Российский экономический журнал. 1998. № 6.
  59. А.Ф. Сельхозпредприятия и межхозяйственная кооперация: опыт и проблемы эффективного взаимодействия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 1998. № 4.
  60. В.И. Импортная «ловушка». // Продовольственный рынок России. № 10. 1998.
  61. . Продовольственный рынок России и цены в 1995 г. // Экономика сельского хозяйства России. 1996 № 6.
  62. О.А. Структурные изменения в аграрном секторе экономики России // Достижения науки и техники АПК.-1999. № 3.
  63. Е.Е. Самообеспечение как исходный критерий выбора приоритетов аграрной политики России // Матер. Международной науч. практ. конф. «Аграрная экономика и политика: история и современность».- М.:Аграрный институт. 1996.
  64. Ю. Проблемы развития АПК // Экономист.- 1999. № 1.
  65. Земля и власть. Сборник материалов по актуальным вопросам аграрной политики, — М., 1998.бб.Зинин В., Ильичева С. Совершенствование механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. 1998. № 8.
  66. В.П. Федеральные программы для АПК, особенности финансирования их разработки и рекомендации // Финансы 1997.
  67. В.В. Аграрная реформа в России: организационно-экономический аспект.- СПб: Петрополис. 1998.
  68. И. Права предпринимателя на землю // Закон. 1999. № 6.
  69. Индивидуальный сектор сельского хозяйства России.- 1999. № 3.
  70. И. Реструктуризация производств и рыночные формы аграрного хозяйствования // Экономист.- 1997. № 12.
  71. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций.-М:Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС. 1998. С. 179.
  72. Н.Г., Сальников В. Д. Практика оплаты труда работников предприятий сельского хозяйства в переходной экономике, — Ростов-н/Д Новочеркаск, 1997.
  73. Н.В. Управление земельными ресурсами России: Российская модель землепользования и землевладения.- М., 1995.
  74. Концепция аграрной политики России в 1997 2000 годах / Под ред. Строева Е. С. М.: ООО «Вершина-Клуб». 1997.
  75. В., Кузнецов Г. Инвестиционная политика в АПК // Экономист.- 1997. № 1.
  76. В.В. Рыночная экономика. Вопросы теории и практики. -Ростов-н/Д, 1997.
  77. Г. В., Шутьков А. А., Данилов И. Я. и др. АПК России: новый хозяйственный механизм, организация производства и управления, внедрение достижений науки и передового опыта.- М.: Росагропромиздат, 1990.
  78. Р. Россия и мировой продовольственный рынок // Экономист. 1998. № 9.
  79. М.Л. О ходе аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1998. № 4.
  80. Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и интеграции //Экономист. 1998. № 1.
  81. В. З. Аджиева А.Ю. Формирование хозяйственного механизма АПК в переходный период.- 1999. № 3.
  82. Г. И. Организация управления в агропромышленном комплексе.- М.: АгриПресс, 1999.
  83. В.Н. Социально-экономический прогресс и проблемы гуманизации производства. Краснодар. 1998.
  84. С. Корпорация эффективная форма агропромышленной кооперации и интеграции. // АПК: Экономика, управление. 1997. № 3.
  85. В. Эффективность различных форм хозяйствования //АПК: экономика, управление: — 1998. № 8.
  86. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6.
  87. B.C. Аграрная политика и проблемы развития АПК,— М.: Агропромиздат, 1990.
  88. В. Развитие новых форм хозяйствования в региональном АПК // АПК: Экономика, управление. 1997. № 1.
  89. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственная безопасность России // Российский экономический журнал.- 1999. № 5−6.
  90. М.С. Формирование кадровой инфраструктуры села. Белгород. 1994.
  91. Организационно-экономические факторы развития регионального АПК / Под ред. В. В. Кузнецова. Ростов-н/Д:ВНИИЭиН, 1996.
  92. И.Ф. Правовая основа земельной и аграрной реформы в России // Законодательство и экономика.- 1997. № 15−16.
  93. В.П. Предпринимательство в агропромышленном комплексе путь к успеху.- М.: с. Степное, 1995.
  94. В. Регулирование земельных отношений в России // Экономика сельского хозяйства России.- 1999. № 9.
  95. А. Об инвестировании АПК. // Российский экономический журнал. 1998. № 4.
  96. В.Н. Целеориентированное управление в АПК: Теория и практика.- Ставрополь. Изд-во СГУ. 1998.
  97. Т. Рыночная стратегия крестьянского (фермерского) хозяйства // Экономика сельского хозяйства России.- 1998. № 6.
  98. .И. Совершенствование экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3.
  99. Программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на период до 2000 года. // Информационная система «Гранит».
  100. Производственно-экономические показатели развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году. 4.1. -М.:МСХи природопользование. 1998.
  101. С.Г., Евсеев М. Д. Формирование экономической системы индивидуального сектора в сельскохозяйственном производстве //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 1999. № 8.
  102. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропродо-вольственного комплекса // АПК: экономика, управление. 1999. № 7.
  103. Развитие индивидуального сектора сельского хозяйства России (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. 1999. № 3.
  104. Региональная экономика: Проблемы, стратегия развития АПК. /В.В.Кузнецов, В. В. Гарькавый, А. Н. Тарасов и др./ Под ред. В. В. Кузнецова. Ростов-н/Д:ВНИИЭиН, 1996.
  105. Роль предпринимательства в стабилизации социально-экономического положения в стране. // Экономическая наука современной России. Экспрес выпуск. 1999. № 3.
  106. Г. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства. // АПК: экономика, управление. 1999. № 5.
  107. Е.А., Аршуков А. Д. и др. Аграрная реформа на Северном Кавказе.- Ростов-н/Д: Полиграф, 1994.
  108. А., Радугин Н. Аграрная реформа: опыт и проблемы // АПК: экономика, управление. 1997. № 1.
  109. А.З. Экономические проблемы реформирования регионального агропромышленного комплекса (на материалах АПК Краснодарского края). Автореф. дисс. на соискание уч. степ. докт. экон. наук. -Краснодар. 1999.
  110. В. Совершенствование механизма управления агропромышленным комплексом // АПК: экономика, управление. 1999. № 6.
  111. Сельское хозяйство в 1996 г. (по материалам Госкомстата РФ) //Экономист.- 1997. № 5.
  112. Сельское хозяйство в 1997 г. (по материалам Госкомстата РФ) //Экономист." 1997. № 5.
  113. Сельское хозяйство России (статистический обзор) // Экономика сельского хозяйства России. 1999.-№ 2.
  114. Сельское хозяйство России в 1998 г. -М.Госкомстат. 1999.
  115. Сельское хозяйство России. Статистический сборник.- М., 1995.
  116. А.А. Кооперация промышленных и сельскохозяйственных предприятий: опыт и проблемы // Тез. докл. Всероссийской конф. «Проблемы кооперации и интеграции в АПК Российской Федерации».- Ростов-н/Д: Полиграф, 1996.
  117. В. Новый курс аграрной политики // Экономист.- 1999. № 1.
  118. И.Ю. Микроэкономические основы аграрной политики государства. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ. 1999.
  119. Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 19 921 996 годах. Майкоп, 1997.
  120. Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 19 921 997 гг. (материалы Госкомстата РА).- Майкоп, 1997.
  121. Социально-экономическое положение Республики Адыгея за 1998 год. Майкоп, 1998.
  122. Социально-экономическое положение Республики Адыгея за январь -декабрь 1997 года. Майкоп, 1997.
  123. Социально-экономическое положение Республики Адыгея за январь -июнь 1999 года. Майкоп, 1999.
  124. Социально-экономическое положение Республики Адыгея. Январь -декабрь. 1996 года. Майкоп, 1996.
  125. Е. Корректировка экономических реформ и разработки новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики. 1997. № 1.
  126. Е., Милосердов В. Проблемы развития разных форм предприятий в сельском хозяйстве России. // Международный сельскохозяйственный журнал. 1994. № 2.
  127. О.В. Организационно-экономические основы развития корпоративных форм хозяйствования // Достижения науки и техники АПК, — 1999. № 2.
  128. А.Н. Государственное регулирование и управление сельским хозяйством в условиях переходного периода // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1998. № 5.
  129. А.Н. Организационно-экономические аспекты формирования и развития сельскохозяйственных предприятий. Научное издание. Ростов-на-Дону. 1995.
  130. А. Реалии аграрной реформы в России // АПК: экономика, управление. 1998. № 7.
  131. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ.- М. Бизнес, банки. 1998.
  132. В.Е. Концепция обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства при переходе к рынку (на материалах Адыгеи). Автореф. дисс. на соискание уч. степ. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону. 1997.
  133. Узун В. Я Россия на пути от государственного к частному сельскому хозяйству// АПК: экономика, управление.- 1998. № 10.
  134. В. Я. Сарайкин А.И. Роль семейных ферм и сельскохозяйственных корпораций в России и США // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1999. № 5.
  135. И. Организация управления АПК и современные информационные системы // АПК: экономика, управление.- 1999. № 9.
  136. А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения // Экономист, 1998. № 3.
  137. А. Курс предпринимательства: практическое пособие, пер. с англ.-М.: «Международные отношения», 1993.
  138. А. Что такое аграрный вопрос? // АПК: экономика, управление." 1998. № 3−5.
  139. А.В. Избранные сочинения. М. 1993.
  140. А.В. Основные идеи и реформы организации сельскохозяйственной кооперации,— М.:1927.
  141. А. О строительстве сельскохозяйственной кооперации. //АПК: экономика, управление. 1999. № 5.
  142. Е. Государственная поддержка и регулирование аграрного производства // АПК: экономика, управление.- 1997. № 7.
  143. В.В. Актуальность развития сельской местности в России. //Аграрная наука. 1998. № 9−10.
  144. И. Государственные предприятия в системе многоукладной экономики // Экономика сельского хозяйства России.- 1999. № 1.
  145. И.П. Реформирование сельскохозяйственных предприятий: опыт, проблемы, перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 1999. № 5.
  146. . Ресурсный потенциал и размеры сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.- 1997. № 7.
  147. А. Факторы роста эффективности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.-1999. № 1.
  148. Г., Чаянов А. В. О сущности и основном принципе сельскохозяйственной кооперации // АПК: экономика, управление.- 1998. № 2.
  149. Й. Теория экономического развития.- М.: Прогресс, 1985.
  150. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // Экономика сельского хозяйства в России.- 1998. № 8.
  151. А. Совершенствовать ценовой и финансово-кредитный механизм в АПК //Экономика сельского хозяйства в России.- 1998. № 3.
  152. Т. Эффективность производства сельскохозяйственной продукции в крупных предприятиях // АПК: экономика, управление. 1998. № 1.
  153. В.Н. О дальнейшем развитии реформы АПК в России //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1998. № 5.
  154. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева.- М.: Изд-во МГУ, 1993.
  155. Экономика и управление аграрным производством в переходной экономике. / Отв. ред. В. В. Кузнецов.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Гефест», 1999.
  156. М. Регулирование аграрного сектора России // АПК: экономика, управление.- 1998. № 3.
  157. М. Сельскохозяйственные производственные кооперативы //Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 2.
Заполнить форму текущей работой