Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антиномии научного менеджмента в контексте классического и неклассического идеалов рационального знания: Методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципиально новым является построение схемы для неклассического анализа сложных общественных образований, представляющую собой следующие четыре топа: первый топ — это предельно абстрактное рассмотрение со-существования и взаимопроникновения нескольких сфер человеческой деятельности в статике (как абстрактный «мгновенный срез») — второй топ — есть эмпирическая интерпретация каждой такой сферы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление классического и неклассического идеалов научного знания. Принцип антиномичности
    • 1. Становление классического идеала научного знания. Роль антиномий
      • 1. 1. Схема становления классического идеала научного знания
      • 1. 2. Ситуации антиномичности в процессе становления классического идеала
    • 2. Пределы и возможности классического идеала
      • 2. 1. Пределы классического идеала. Основания для неклассической схемы
      • 2. 2. «Принцип антиномичности» и «проблема демаркации» в методологии научного познания XX века
    • 3. Схема неклассического идеала рационального знания
  • Глава вторая. Реализация классических и неклассических представлений в процессе становления сфер научного менеджмента и практического управления
    • 1. Схема возникновения научного менеджмента в контексте становления классического и неклассического идеалов рационального знания
    • 2. Антиномии научного менеджмента в контексте классического и неклассического идеалов рационального знания: критика и рефлексия существующих концепций
    • 3. Реализация неклассических представлений в профессиональной управленческой деятельности

Антиномии научного менеджмента в контексте классического и неклассического идеалов рационального знания: Методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методологический анализ научных управленческих знаний (менеджмента) невозможен вне более общего и абстрактного контекста становления теории познания. Вне этого контекста подобный анализ будет определяться частичностью той или иной теоретической концепции. Автор же ставит принципиальный вопрос о таком подходе, в котором научные знания о сфере управления можно было бы представить не как набор теорий или представлений из разных наук, а как целостное знание, подчиненное единому набору понятий, построенных на основании одной и той же предметной области, с помощью научного (рационального) метода.

Проблемы теории познания, а именно: возможности познания как такового, становления базовой субъект-объектной схемы научного познания, функционирования и развития естественнонаучных знаний — всегда находились в фокусе внимания философов и методологов науки. В двадцатом веке к этим вопросам добавились проблемы метода гуманитарных наук и перехода от классического идеала научного знания к неклассическому идеалу.

Ситуация наличия антиномий или антиномичности внутри конкретной науки, противоречий, полученных по одним и тем же основаниям, на одном и том же материале знаний, возникала в истории наук не один раз. Наиболее известные и предельные случаи обсуждались Аристотелем, Галилеем и Кантом. Собственно «антиномичный» подход переорганизует определенным образом наши понятия и представления об идеале научного знания и его пределах, позволяет с методологической точки зрения посмотреть на процесс познания, выделив особые «базисные» схемы и процедуры, «лежащие» в основе антиномий вообще, и антиномий в научном менеджменте, в частности.

На наш взгляд ситуация антиномичности дает возможность для философской и методологической рефлексии оснований и логики разворачивания той научной области, где она возникает. Именно противоречивость имеющихся знаниевых конструкций позволяет подвергнуть сомнению методы исследования, предметную область, понятия и модели, и саму субъект-объектную схему научного познания, выйти за ее границы и поставить философский и теоретико-методологический вопрос о возможности иных, неклассических схем науки.

Изучение положений научного менеджмента и практическая работа по подготовке и переподготовке руководителей и управленцев различных звеньев и организаций позволила автору данного исследования вычленить подобные «ситуации антиномичности» в научном менеджменте и управленческой практике, и использовать их в качестве идеального образца для выявления основных направлений дальнейшего поиска.

Ситуация антиномичности «присутствует» и в российских общественных науках, так, например, попытка «перестроить», «улучшить» сложившееся к 1985 году такое общественное образование, как «советское общество» привела к результату прямо обратному поставленной цели -«советское общество», как объект воздействия и исследования разрушилось. Это противопоставление цели и полученного результата скрывает в себе серьезную проблему неадекватности научного знания имеющегося в российских науках о социальном, и действительного положения дел, внутренних законов данного конкретного социума. Такая ситуация дает возможность для критики и анализа схем, понятий и методов социологии, экономики, политологии и др. наук.

Она дает возможность, но не задает необходимость пересмотра базовых положений общественных наук, иными словами ситуация неадекватности может «тянуться» и продолжаться исторически достаточно долго, поскольку проблематизация и критика оснований той или иной науки есть только отрицательный или негативный шаг на пути создания нового научного здания. И сделать этот шаг несложно, неизмеримо сложнее сделать продолжение в положительном плане и главное доказать жизнеспособность и перспективу такого продолжения.

На наш взгляд, именно сохранение (или «растягивание») проблемной ситуации в общественных науках привело к тому, что сегодня во главе российского общественного научного знания стоит экономика (даже не политэкономия, а «экономике») и экономисты, производящие редукцию всех и всяческих процессов возникающих на Российской земле исключительно к «экономической рациональности», и пытающиеся доказать, что редукция работает, что она адекватна и практична, а значит поставленные перед страной цели соответствуют полученным результатам.

Степень разработанности проблемы. Случаи или ситуации анти-номичности в философском контексте достаточно подробно обсуждаются уже свыше двух тысяч лет в традиции, заложенной Зеноном из Элей, Сократом, Платоном и Аристотелем [ 5, 74], продолженной Г. Галилеем, И. Кантом, Г. Гегелем, А. Бергсоном [9, 15, 19, 18, 37, 38] и «расщепленной» в работах Ж. Делеза, А. Зиновьева, М. Мамардашвили, Г. Щедровицкого [ 27, 29, 30, 31, 33, 34, 56, 58, 59, 61, 101, 104, 106] .

Выработанные в этой философской линии (или традиции) основные правила работы с антиномиями соблюдаются и при вычленении, анализе антиномий научного менеджмента.

Рациональная схема научного знания (в методологическом контексте) ведет свое начало с работ Платона, затем Галилея, Бэкона и Декарта, а ее «завершение» произведено работами Канта. Анализу этой классической схемы (или идеала) научного знания, законам ее функционирования мы уделили особое внимание, поскольку проблематизация и критика данной схемы по ее собственным имманентным законам невозможна без предварительного выявления основных элементов идеальной схемы.

По нашему мнению первым шагом на пути к созданию неклассического идеала научного знания была созданная Гегелем диалектика, реализованная, на материале политэкономических исследований К.Марксом. В конце прошлого — начале нынешнего века попытки неклассического подхода проявлялись в работах М. Вебера, Л Витгенштейна, А. Бергсона [9, 12, 13], а позднее в усилиях ученых, философов и методологов науки: Э. Агацци, Х. Гадамера, А. Зиновьева, Т. Куна, И. Лакатоса, К. Манхейма, М. Мамардашвили, К. Поппера, П. Фейерабенда, С. Франка, М. Фуко, Г. Щедровицкого [14, 44, 48, 30, 31, 51, 53, 56, 59, 62, 75, 80, 92, 93,18,5 ].

Таким образом, переход от классического к неклассическому идеалу научного знания мы рассматриваем как контекст, в рамках которого будет использоваться собственно принцип «антиномичности».

Исследуемые в данной работе знаниевые концепции принадлежат к области научного менеджмента и связаны с авторами, хорошо известными не только в кругах специалистов по менеджменту, но и философов, экономистов, социологов, психологов: Н. Макиавелли, У. Петти, М. Вебер, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Минцберг, Э. Мэйо [ 12, 23, 54, 55, 72, 85, 89, 1, 11, 10, 14, 16, 17].

Уже в шестидесятые годы огромное количество «менеджеральных» концепций определялось как «теоретические джунгли"1. Чтобы не «пропасть» в этих джунглях, мы сознательно выбрали из всего набора управленческих знаний именно тех авторов, теоретические концепции которых составляют ядро и основу современного научного менеджмента, и осуществлялись исключительно в рамках классического научного подхода.

Различные аспекты управления как отдельным человеком, так и коллективом людей, организацией, рассматриваются параллельно с менеджментом в общественных науках: психологии, социальной психологии, кибернетике, социологии и др. Однако ни в одной из этих наук управленческая деятельность «не ухватывается» как целостный предмет исследований: выделяются лишь ее отдельные фрагменты.

1 H.Koontz. The Management Theory Jungle.-«Journal of the Academy of Management», 1961, v.4, No.3, p.174.

Ситуации же противопоставления знаний, построенных на основании изучения проблем управления организациями возникали в науке достаточно часто, но, во-первых, они рассматривались за пределами научного менеджмента — в психологии, социологии, социальной психологии, политологии, «цитологии организаций» — во-вторых, этим ситуациям не придавалось принципиального значения, то есть не были подвергнуты пробле-матизации основания, возможности и пределы классического идеала научного знания.

Соответственно, в рамках какой-то одной общественной дисциплины невозможно обсуждать целостную предметную область, выявлять методы ее исследования и основные концепции, необходим выход на философский и теоретико-методологический уровень обсуждений.

В связи с этим можно полагать, что задача исследования научного менеджмента с методологических позиций антиномичности в рамках теории познания явно еще не предпринималась и является на сегодняшний день сравнительно новой областью исследования.

Предмет, цель и задачи исследования.

Основная цель диссертации — произвести методологический анализ понятий, методов, профессиональной и предметной области научного менеджмента на примере антиномий, выделить основные процедуры научного мышления, используемого в этой науке и продемонстрировать возможности их изменения и трансформации в контексте классического и неклассического идеалов рационального знания. Для осуществления основной цели автор призван решить следующие задачи:

• Выявить и описать правила методологического анализа ситуаций антиномичности и самих антиномий, исторически сложившихся в ходе развития наук.

• Произвести анализ «ситуаций антиномичности» в сфере знаний научного менеджмента.

• Описать классический идеал научного знания, его пределы и возможности с методологических позиций.

• Выявить правила построения мыслительных форм, идеальных моделей, позволяющих производить научное исследование в «граничных» областях научного знания (там, где кладутся пределы классическому идеалу).

• Продемонстрировать как работают эти идеальные (в контексте употребления будем называть их — инструментальными) мыслительные формы в управленческой деятельности.

В соответствии с поставленными целями и задачами автором формулируется предметное поле диссертационного исследования, включающее в себя, как общие аспекты становления и формирования классического и неклассического идеалов научного знания, так и частные вопросы роли антиномий в развитии рационального знания.

Основные исходные положения диссертации.

Автор диссертации строит свое исследование на следующих основных положениях:

• Научное знание, полученное в рамках классической рациональной сферы действительно только и только в пределах этой сферы, при соблюдении условий и правил работы внутри нее.

• Классический идеал научного знания разрушается сразу, как только мы начинаем обсуждать активность человеческого сознания. Игнорирование этого момента приводит к ситуации антиномичности научного знания в рамках менеджмента.

• Вставая на позиции активности сознания2, мы будем анализировать знания как обладающие «самостоятельным» движением (самодвижением), осуществляющимся по правилам научного мышления в условиях, задаваемых «знаковым материалом».

Т. е. принимая активность сознания за начальные условия исследования.

• Научные знания в управленческой науке (менеджменте), мы рассматриваем как сложившиеся на данный момент и воспроизводящиеся благодаря логическим «механизмам» мышления и сознания (их можно назвать «внутренней логикой» разворачивания знаний). На основании этого идеальное содержание, зафиксированное в знаковой форме научных утверждений и высказываний, мы рассматриваем как самостоятельный предмет исследования.

• Под научным методом исследования мы подразумеваем набор мыслительных процедур осуществляемых в процессах «отнесения» знаковых форм к объективному содержанию и «замещения» объективного содержания знаковой формой.

• Под «предметной областью» подразумевается особая «сторона» объекта, которую Кант обозначил как «вещь для нас" — под выражением «профессиональная сфера» будем подразумевать ту часть практической деятельности управления, которая остается за пределами предметной области, «не ухватывается» в научных экспериментах, или «вещь в себе» и «для себя».

• Активность, проявляемая сознанием, приводит к тому, что, и предметная область, и профессиональная сфера постоянно находятся в динамическом взаимодействии. Это взаимодействие мы будем обозначать через категориальную пару «процесс-механизм"3, различая типы взаимодействия (на эмпирическом уровне) как процессы «становления», «изменения», «функционирования», «развития», «трансформации» и т. д.

• Последнее в свою очередь «заставляет» нас рассматривать любой предмет (будь то идеальное понятие или практические действия), по крайней мере, с двух позиций: «процессуальной» (динамичной) и структурной (статичной).

3 Эта «предкатегориальная» пара введена в [ 104 ].

• Принцип «активности сознания» выводит нас за рамки классических представлений теории познания как процесса «чистого» отражения. Сознательный познающий субъект не только отражает объективное содержание, но и понимает и интерпретирует его в соответствии с имеющимися у него понятиями — с одной стороны, а с другой стороны активно участвует в процессе становления и изменения самих понятий.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования.

Методология диссертационного исследования опирается на метод восхождения от абстрактного к конкертному, с теми дополнениями которые внесли в него А. Зиновьев и М. Мамардашвили, и построена на движении от общенаучных гносеологических построений (идеала рационального знания) к конкретной науке (менеджменту) и сфере использования эмпирических научных знаний (практическое управление), с постоянным «возвратом» на предельно абстрактный уровень философских понятий и методологических процедур.

Реализуемый «неклассический образец» представляет собой попытку построения синтетической модели научного знания, в которой одновременно учитываются, с одной стороны, статические и динамические элементы, а с другой стороны, эмпирический и абстрактный уровни составляющие идеальную модель рационального знания.

В исследовании вводится «ситуация антиномичности» как «непроницаемое тело», как внутренний и имманентный классическому идеалу предел научного знания. При этом мы полагаем, что антиномии есть неразрешимые противоречия, продвигающие ученых и методологов науки к построению неклассического идеала рационального знания.

Методологическим основанием для рассмотрения менеджмента с позиций теории познания служила классическая схема или идеал научного знания. Ключевые моменты этой схемы: гносеологический субъект противостоит объекту познанияобъект познания не зависит от знаний о нем и не может ни помешать, ни способствовать получению знаний о немсубъект получает знания об объекте посредством научного метода, соразмерного и адекватного как субъекту, так объектунаучный метод позволяет получать один и тот же результат, одно и то же знание в каждом случае, когда он используется, в соответствии и с точностью до заложенных в нем априорных понятий (по Канту) или идеальных конструкций (идеальное тело, нерастяжимая нить, единичный заряд и пр.) — если все условия соблюдены, то возникает, по крайней мере, две возможности: возможность а) для осуществления научного мышления, «движущегося» внутри и по законам знания (при этом неявно предполагается, что «структура» знания находится в соответствии со структурой предмета) — б) появляется возможность для выхода за пределы мышления и конструирования «искусственных» предметов (вещей второй природы), первоначально внутри самой сферы научного познания, а затем и за ее пределами и возникновения инженерных знаний и инженерного типа мышления.

Методологический анализ, основанный на классическом идеале научного знания состоит (как минимум) из четырех основных компонентов: 1 — теоретическая позиция или подход с точки зрения которой анализируются актуально существующие в рамках данной науки (менеджмента) знания, методы исследования и предметная область- 2 — собственно научные знания, взятые в форме высказываний и умозаключений, анализ логики мыслительной работы с ними, и пределов использования знаний- 3 — описание объекта или предметной области исследований- 4 — требования, задающие (определяющие) научный метод исследования .

Приведенная выше исследовательская схема используется для анализа противопоставлений (задания антиномичности) основных теоретических концепций менеджмента, и на основании анализа последних строится методологическая схема, специфичная для процессов профессиональной управленческой практики.

Научная новизна исследования.

В данной диссертационной работе автор выделяет следующие основные положения, претендующие на научную новизну:

1. Анализ антиномий в контексте классического и неклассического идеалов научного знания позволяет с новых позиций рассматривать «ситуации антиномичности». С одной стороны, как «непроницаемые тела» внутри классической идеальной схемы, как границы лежащие между классическим и неклассическим научным рационализмомс другой стороны, «использовать» такие ситуации как принципиальную возможность, позволяющую провести методологический анализ и рефлексию «базовых схем» той науки, в которой антиномии существуют и проявляются.

2. Сравнительно новым является создание топической схемы неклассического идеала научного знания, которая представляет собой особую схему организации мыслительного (идеального) пространства и состоит из четырех мест или топов, возникающих из пересечения двух предкатегориальных пар: «процесс — механизм» (динамичность-статичность) и абстрактное — конкретное.

3. Принципиально новым является построение схемы для неклассического анализа сложных общественных образований, представляющую собой следующие четыре топа: первый топ — это предельно абстрактное рассмотрение со-существования и взаимопроникновения нескольких сфер человеческой деятельности в статике (как абстрактный «мгновенный срез») — второй топ — есть эмпирическая интерпретация каждой такой сферы по отдельности, уже с точки зрения ее внутренней статикитретий топ — динамическое взаимодействие абстрактных процессов, в которые «разворачиваются» сферы деятельности в своем становлении и функционированиичетвертый топ — эмпирическая интерпретация динамики каждого процесса в соответствии с присущими только ему имманентными законами и механизмом самодвижения.

4. Новый ракурс задает рассмотрение научных теорий менеджмента с позиций антиномичностисобственно выделение конкретных элементов управленческого знания в качестве антиномий в методологической литературе не производилосьвведены также новые и принципиальные элементы в критику и анализ основных управленческих подходов.

5. Применение полученной автором топической схемы для анализа предметной области менеджмента позволяет выделить наиболее абстрактные сущностные моменты, характеризующие управленческую активность и собственно предметную области данной науки. А именно: управленческая деятельность как предметная область научного менеджмента состоит из двух абстрактных, но принципиальных моментов: с одной стороны, это «технологическая сфера», связанная с инженерным мышлением и деятельностью («машины деятельности»), с другой стороны — это сфера «властных отношений» между людьми, разворачивающаяся в соответствии со своей собственной логикой, которую необходимо использовать для выполнения управленческих установок. Эти две сферы человеческой активности «разворачиваются» в своей динамике посредством процессов «становления» «функционирования», «изменения» и др.

Научно-практическая значимость исследования.

Полученные в результате проведения диссертационного исследования выводы могут быть использованы: в развитии научных знаний об управлениив обучении, подготовке и переподготовке управленцев и руководителей будущего XXI векав практической деятельности руководителей и управленцев российских предприятийв консультационной и инновационной деятельности направленной на выведение российских предприятий из структурного и финансового кризиса.

Выявленный в работе принцип антиномичности, поставленный во главу угла при анализе деятельности предприятия позволяет полнее представить процессы, происходящие внутри и вне организации. Возникновение «антиномичных» ситуаций может стать для любого руководителя своеобразным индикатором, зажиганием «красной лампочки», когда необходимо «оторваться» от повседневной текучки, как бы «уйти» в сторону и подвергнуть анализу основания управленческой и производственной (или сервисной) деятельности, соответствие целей, методов и внутренних механизмов функционирования и развития организации, а затем спланировать дальнейшую стратегию и тактику практических действий.

Заданное в диссертационной работе различение «технологической и властной» сторон деятельности организации позволяет руководителю взглянуть с новых позиций на свою роль и статус в организации: если под технологическую сторону «подведена» базовая структура в форме функциональных обязанностей и профессиональных мест, то управление властной или человеческой стороной невозможно без создания преданной делу и руководителю команды.

Принцип естественности разворачивания различных сфер человеческой активности, наличия их внутренней логики, может стать основным при анализе развития конкретной отрасли в целом, а также происходящих в глобальном плане технологических и инфраструктурных изменений. Это очень важный момент, позволяющий управленческой команде построить стратегию развития организации с учетом логики той отрасли в которой она хочет занять определенное место или положение.

Кроме этого, разработанные в данном исследовании схемы уже использовались автором диссертационной работы при организации переподготовки и обучения руководящих кадров предприятий и организаций г. Иркутска и Иркутской области, руководителей городского и областного уровня, а также при разработке курсов учебной программы Сибирско-Американского факультета менеджмента БУК ИГУ: Социально-психологический тренинг «Введение в менеджмент», «Проектная деятельность — бизнес проектирование», «История менеджмента», «Инновацион4 ныи менеджмент».

Апробация работы.

Апробация и обсуждение основных положений диссертационного исследования проходила: на международной научно-практической конференции посвященной опыту и проблемам бизнес-образования, проведенной Иркутским госуниверситетом в августе 1996 г.5 — в Гальвейском университетском колледже Ирландского университета (University College Galway Ireland), в рамках международной программы повышения квалификации преподавателей TASIS в мае-июне 1997 г.- на научно-практической конференции «Бизнес-образование в условиях глобализации мировых процессов» (Иркутск, август 1997 г) 6- на философской конференции посвященной восьмидесятилетию Иркутского Госуниверситета в марте 1998 г.- на традиционной научно-практической конференции «Бизнес-образование в уело-виях глобализации мировых процессов» (ИГУ, август 1998 г.) .

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения и перечня использованной литературы.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования нами была проделана следующая методологическая работа.

1 .На основе более чем тысячелетней методологической традиции, построено понятие (схема) классического идеала рационального знания и предложены границы его использования. В качестве таких «границ» мы рассматриваем ситуации антиномичности, в которых проявляются как пределы возможностей наблюдения (эксперимента, вообще исследования) лежащие в природе самого человека, так и пределы имманентные природе объекта внимания исследователя. Любое наблюдение мы можем производить благодаря конечности скорости движения света (электромагнитных волн или полей), но это же условие и ограничивает возможности нашего наблюдения: невозможно наблюдать объекты, которые удалены от нас на расстояние большее, чем «накопленное» время, в течении которого производились, производятся и будут производиться измерения. Так как время жизни человечества (и его научных наблюдений) ограничено.

2. Мы продемонстрировали, что «преодоление» антиномий ведет к созданию (или становлению) новых научных предметов на которые фактически расчленяется «объект исследования», научное знание все более и более специализируется и не имеет в самом себе механизма, который бы положил предел такой специализации.

3.Нами были проанализированы наиболее известные и методологически явные ситуации, демонстрирующие пределы познания для классического идеала. Попытка преодолеть два наиболее серьезных предела, проявляющихся при анализе «изменяющегося целого», в наибольшей мере удалась К.Марксу. В качестве этих пределов мы выделили: а) динамический характер объекта, его процессуальную природу, как имманентную логику изменений и б) его рефлексивность (или способность к рефлексии), когда любые изменения происходят посредством сложного взаимодействия между естественными механизмами и искусственными, сознательными воздействиями людей.

4. На основании пункта 3 нами была построена схема неклассического идеала рационального знания, позволяющая производить анализ объектов как в статическом состоянии (в качестве структур), так и с динамической точки зрения, как процессы «становления», «развития» и др.

5. Анализ становления сферы научного менеджмента и управленческой практики, как профессиональной сферы в общечеловеческом разделении труда еще раз показал (теперь уже на частнонаучном уровне), что в процессах становления одинаково важно рассматривать как естественные условия и предпосылки, так и искусственные волевые действия людей и их способность к осознания происходящих процессов (этот момент был обозначен нами во введении термином «активность сознания»).

6. Используя «принцип антиномичности» были проанализированы основные концепции научного менеджмента, построенные в рамках классического идеала рационального знания, и было показано что для менеджмента (как науки) ситуации антиномичности являются актуальными на сегодня. Попытка их разрешения была сделана нами с помощью ранее введенной неклассической схемы (рационального идеала) на материале предприятий и организаций с которыми автор исследования работал в течении нескольких лет.

7. Кроме этого в работе реализован принципиально новый подход к анализу явлений научного мышления — с точки зрения процессов становления, как особых процессов, в которых «участвуют» как человеческая творческая и мыслительная активность, так и естественные предметы и материалы, в качестве последних могут выступать логические правила взаимодействия научных положений, идеализаций, процедур и методов мыслительной работы.

Исследование в целом показало наглядную взаимосвязь между основными элементами составляющими неклассический метод анализа: «ориентацией внимания исследователя», «элементарной клеточкой» анализа, мыслительными (методологическими) процедурами, «топической организацией мыслительного пространства», а также сложившимися (к моменту анализа) естественными условиями и тенденциями. На основании чего мы можем утверждать, что данная диссертационная работа является одним из возможных шагов на пути формирования неклассической схемы рационального знания.

Однако планирование дальнейшей работы требует рефлексии и про-блематизации основных представлений :

• анализ классического и неклассического идеалов научного знания был проведен нами на уровне достаточном для анализа именно управленческих концепций, однако за пределами исследования осталась проблема соотнесения двух пространств, в которые были «помещены» идеалы рационального знания;

• требует дальнейших исследований вопрос о том, что неклассический идеал рационального знания есть попытка преодолеть границы (т.е. разрешить) ситуации антиномичности, и с этой точки зрения сам строится на антиномичных основаниях (что в дальнейшем приводит к «антиномичности антиномий», или в терминах Гегеля «дурной рефлексивной бесконечности»);

• предыдущий пункт ставит и еще один вопрос, а именно: не является ли неклассический идеал всего лишь переходным типом от действительности научного познания к принципиально иной действительности «научного понимания»;

• наконец, использование неклассической схемы рационального знания в научном менеджменте позволяет утверждать нам, что в рамках неклассического идеала необходимо отказаться от представлений научных знаний в форме теоретических концепций, здесь возможно обсуждение «ситуативных представлений», т. е. теорий верных с точностью до введенных (или сложившихся) условий и представлений об активности сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Б. Прикладная методология. Обследование и диагностика организационных структур. \ Вопросы методологии, 1997, № 3−4, с. 126−130.
  2. Американские буржуазные теории управления. (критический анализ). Под ред. Б. З. Мильнера., М.: Мысль, 1978.365 с.
  3. О.С. Основы методологии и управления. М.: ЦНТИ., 1989., 120с.
  4. Аристотель Сочинения. В 4-х т.- М. Мысль, 1981. (Философское наследие).
  5. В.А. Принципы построения перспективного плана В кн. Каким быть плану: дискуссии 20-ых годов .- Л.: Лениздат, 1989.- сс.166- 198.
  6. А. Структурный кризис советской индустриальной системы. В кн. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Редактор-составитель С. Б. Чернышев. М.: Аргус, 1995. Т.1 Россия как предмет., сс.3−40.
  7. А. Творческая эволюция Пер. с франц. -М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998.- 384 с. (Канон философии).
  8. Брод ель Ф. Динамика капитализма. Смоленск.: Полиграмма., 1993.125 с. 11 .Бруцкус Б. Народное хозяйство Советской России, его природа и его судьбы. Вопросы экономики. N9, 10 за 1991 г.
  9. М. Избранные произведения: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1990.808 с.
  10. Л. Философские работы 4.1.Пер. с нем. Сост. И вст. ст. М. С. Козловой. М.: Гнозис, 1994.- 612 с.
  11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. Юбщред. И вступ. ст. Б. Н. Бессонова -М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  12. Галилей Галелео. Диалог о двух системах мира. Избр. Труды. В 2-х т., Т.1, М.: 1964.
  13. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М., Экономика, 1966 .-472 с.
  14. Д.М. Организация и управление. -М.: Наука, 1972.- 536с .
  15. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики.-М., «Мысль», 1975., 452 с.
  16. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1., — С-Пб., Наука, 1993, 349 с.
  17. О. И. " «Искусственные» и «естественные» системы. Вопросы методологии. № 1−2, 1995 г.
  18. Т. Сочинения в 2 т. Т.2 Сост., ред., В.В.Соколов- Пер. с англ. И лат.- М.: Мысль, 1991.-731 с. (Философское наследие).
  19. М. Монетаризм как фактор финансовой дестабилизации, А В ж. Проблемы теории и практики управления № 5, 1994 г.
  20. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах.- М.: МНИИПУ, 1997.- 768 с.
  21. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования .- М.: Политиздат, 1987.- 368 с.
  22. Р. Сочинения в 2 т. Пер. с лат. и фр. М.: Мысль, 1989.
  23. . Логика смысла: Пер. с.фр.- М.: Раритет., 1998.-480 с.
  24. В.Я. О методе разработки схем научной концепции и ее генезиса: к постановке проблемы. Вопросы методологии. №№ 1−2, 1995 г.29.3иновьев A.A. Кризис коммунизма .- М.: Центрполиграф, 1994.- 495 с.
  25. A.A. Об основных понятиях и принципах логики науки, А В кн: Логическая структура научного знания. М., 1965.
  26. A.A. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному Философская энциклопедия Т.1., М., 1960.
  27. A.A. Коммунизм как реальность. Editions l’Age d’Homme., 1980., Lausanne, Suisse.
  28. A.A. Запад. Феномен Западнизма. M., Центрполиграф., 1995., 372 с. 34.3иновьев A.A. Светлое будущее. Editions l’Age d’Homme., 1978., Lausanne, Suisse., 231 с.
  29. A.A. Я есть самостоятельное государство, А Кентавр (методологический альманах)., 1992, № 1.- с. 22−26.
  30. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат. 1974., 271 с.
  31. И. Трактаты С.Петербург., Наука, 1996., 551
  32. И. Критика чистого разума, А пер. с нем. Н. О. Лосского. С.Петербург., — Тайм-аут., 1993. 477с.
  33. Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты. Общ. ред. В. О. Исправникова и В. В. Куликова." М.: Фонд «за экономическую грамотность», «Российский экономический журнал», 1996.- 176 с.
  34. М. Темы и тематизация в организационно-деятельностной игре., «Кентавр», № 1, 1993., сс.9−18.
  35. Н.Д. Особое мнение . Избранные произведения в 2-х книгах .- М.: Наука 1993. Кн.1 655 е., Кн.2 — 719 с.
  36. Г. Научное знание и инженерные миры. Кентавр, методологический альманах, № 1, 1996, сс. 16−23.
  37. С. Постперестроечное экономическое пространство. Трансформации административного рынка. В кн. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Редактор-составитель С. Б. Чернышев.- М.: Аргус, 1995. Т.1 Россия как предмет., сс. 165−213.
  38. Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов: краткий именной справочник .- М.: Экономика, 1990.- 233 с.
  39. Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы.М.: Политиздат, 1979.- 286 с.
  40. Кун Т. С. Структура научных революций. -М., 1975.
  41. Кучкаров 3. Системная точка зрения на кризис: потеря управляемости. В кн.: Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. -М.: Аргус, 1995., Т.2 ., сс.81−106.
  42. И.С. Становление и развитие идей генетической логики., В Ж. Вопросы Методологии, № 3, 1991, сс. 7−13.
  43. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум., Моск. Фил. Фонд., 1995., 236 с.
  44. В. А. Щедровицкий Г. П., Юдин Э. Г. «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах Семиотика и восточные языки . М.:Наука, 1967.
  45. В.А. Конфликтующие структуры. М., Сов. радио., 1973.
  46. Н. Избранные сочинения: Пер. с ит. М.: Худож. лит., 1982.- 503 с.
  47. Н. Государь. О военном искусстве./ Пред. Е. И. Темнова .М.: Мысль, 1996.-639 с.
  48. М.К. Форма превращенная.- Философская энциклопедия. Т.5. М. 1970. сс. 386−389.
  49. М.К. Как я понимаю философию. -М.:Прогресс. 1992 .415 с.
  50. М.К. Картезианские размышления.- М.: Издательская группа Прогресс- Культура, 1993.- 352 с.
  51. M.K. Классический и неклассический идеалы рациональности. -М., Лабиринт ., 1994.- 80 с.
  52. М.К. Необходимость себя (Лекции. Статьи. Философские заметки) .Под общ. Ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт.- 1996. 432 с.
  53. М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.- 320 с.
  54. К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. И анг.- М.: Юрист, 1994. 700с. (Лики культуры).63 .Маркс К. К критике политической экономии.- М .: Госполитиздат. 1951.
  55. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. М.:Политиздат, 1983.- 905 с.
  56. А. Антиномии игры., В Ж. Кентавр № 2, 1995, сс.37−40.
  57. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.- 702 с.
  58. Метод: вчера и сегодня: Материалы 1 методологического конгресса (20−21 марта 1994 г.).- М., ШКП., 1995 с. 186.
  59. Дж. Ст.. Размышления о представительном правлении. Chalidze Publications 1988., Benson, Vermont, USA. 263 p.
  60. С. Представление о программах и программировании в контексте методологической работы. Методологический альманах «Кентавр», № 1, 1991. Сс.31−48.
  61. Ф. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль, — 1990 .
  62. М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность.- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995.140 с.
  63. В. Трактат о налогах и сборах. В кн.: Антология экономической классики в 2-х т. Т.1 М.: Эконов, 1993.- с.5−77.73 .Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Москва. -Прогресс, 1986,-423 с.
  64. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Общ. Ред. А. Ф. Лосева и др.- Пер. с древнегреческого М.: Мысль, 1990.- (Философское наследие).
  65. K.P. Логика и рост научного знания., М.: Прогресс, 1983.
  66. С.В. Идут по России реформы. (размышления невольного участника). Кентавр, методологический альманах NN 2,3 за 1992 г.
  67. C.B. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска». Кентавр. Методологический альманах N 3 за 1994 г.
  68. C.B. Щедровицкий П. Г. Конкурс руководителей. Всесоюзный конкурс на должность директора завода микроавтобусов РАФ: анализ случая.-М.: Прометей, 1989.-96 с.
  69. C.B. По следам «глубоко протезированного менталитета». Вопросы методолгии 1−2. 1992. с. 49- 67.
  70. А.И. Перестройка : переходные процессы и механизмы. М.: Наука. 1990- 159 с.
  71. А.Г. Границы проектирования. В Ж. «Вопросы методологии», № 1, 1991, сс. 19−38.
  72. Реформирование России: мифы и реальность (1989−1994). Авторы составители: Г. В. Осипов, В. Н. Иванов. — М.: Академия, 1994, 384 с.
  73. Россия: власть и выборы. М.: Авиаиздат, 1996.-352 с.
  74. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. Социальная и социально-политическая ситуация. Под редакцией Г. В. Осипова.-М.: Республика, 1997.- 287 с.
  75. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. В кн. Антология экономической классики.-М.: Эконов ., 1993, Т.1. с.79−396.
  76. Ш. Стратегия технополисы. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989.344 с.
  77. Технология власти (философско-политический анализ.) М., ИФРАН., 1995.- 163 с.
  78. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.-204 с.
  79. Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения.- М.: Финансы и статистика, 1990.
  80. П.К. Избранные труды по методологии науки. М.: 1986.
  81. Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ. Сост. и пред. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. М.:Прогресс, 1989.-528 с.
  82. C.JI. Очерк методологии общественных наук. \ Вопросы методологии № 2−4, 1991 г., № 1−2, 1992.
  83. Фуко Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. С-Петербург: A-cad, 1994 г.
  84. A.B. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991.432 с. — (Статистическое наследие).
  85. Т. Россия как «развивающееся общество». Революция 1905 года: момент истины (главы из книг). В кн. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Редактор-составитель С. Б. Чернышев.- М.: Аргус, 1995. Т.1 Россия как предмет., сс.375−438.
  86. Шанин Теодор. Формы хозяйства вне систем. \ Вопросы философии. 1990, № 8 .- с. 109−118.
  87. B.C. Научное познание как деятельность.- М.: Политиздат, 1984.- 232 с.
  88. О.Б. Культурные основания зарубежных концепций менедж-ментаЛ Материалы международной научно-практической конференции: «Международное сотрудничество в бизнес-образовании: опыт. Проблемы, — Иркутск, 1996. Сс.84−85.
  89. . О.Б. За пределами экономики. \ Ж. Мастер, 1998. № 6, — с. 14.16.
  90. Н. Попов В. На переломе: перестройка экономики в СССР. М.: Из-во АПН, 1989.- 400 с.
  91. Г. П. О взаимоотношении формальной логики и неопозитивистской «логики науки» В кн. Диалектический материализм и современный позитивизм. Тезисы под. ред. Нарского И. С., Ойзермана Т.И.- М., 1961.сс. 101 108.
  92. Г. П., Надежина Р. Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей.//Вопросы психологии. 1973., N 5, сс.74−84.
  93. Ю4.Щедровицкий Г. П. Избранные труды.- М.: Шк.Культ.Полит., 1995.- 800 с.
  94. Ю5.Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. МетодологияА ред.-составители А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий.- М.: Шк.Культ.Политики.- 1997.- 656 с.
  95. Г. П. Понимание и интерпретации схемы знания.\ Кентавр (методологический альманах).- 1993, № 1.- с.3−8.
  96. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С приложением.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. М., Политиздат, 1979., 71 с.
  97. Хейне Пол. Экономический образ мышления
  98. Fayol H. General and Industrial Management, Pitman, 1949.
  99. Gramsci A., The Modern Prince. Selections from the Prison Notebooks of A.Gramsci. Lawrence and Wishart. London., 1996. Pp. 123−202.
  100. Peter F. Drucker. Managing in Turbulent Times. Harper Business. 1993., 2401. P
  101. Kanter M. Rosabeth. Men and Women of the Corporation, Basic Books, New York, 1977.
  102. Kanter M. Rosabeth. The Change Masters, Allen & Unwin, London, 1984. P. Kim W.C., Mauborgne R. Value Innovation: The Strategic Logic of High
  103. Growth \ Harvard Business Review., V.75., N 1, pp. 102−115.
  104. Mayo, E., The Social Problems of Industrial Civilization, Routledge & KeganPaul, 1949.7/.Mintzberg, H. The Manager’s Job: Folklore and Fact, Harvard Business Review, 1975pp.49−61
  105. Reed M. I. Rediscovering Hegel: the «New Historicism» in organization and management studies A Journal of Management Studies 33:2, March 1996, pp.139 158.
  106. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto/New York: Cambridge University Press, 1960.7?.Roethlisberger, F.J., The Hawthorne Experiments. Classics of organizational Behavior. The IPP., 1989.pp.3−13.
  107. Shenhar A.J., Dvir D. Toward a typological theory of project management. \ Research policy, 25, 1996, pp.607−632.
  108. Taylor, F.M. Scientific Management, Harper& Row, 1947.
  109. Weber M. The Theory of Social and Economic Organizaition, Free Press, 1947.iS.Zinoviev A.A. Logical Physics. Transi. From the Russian. Ed. by Robert S.Cohen.Boston Studies in the Philosophy of Science.V.74. D. Reidel Publishing Co. 1972. 280 p.
Заполнить форму текущей работой