Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы субъекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Теоретические: историографический и сравнительно-сопоставительный виды анализа позволили сформулировать исходные теоретические положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психолого-педагогической литературы применен для описания категориального (родовидового) поля проблемымоделирование использовано как метод системного исследования, а созданные модели служили… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТА
    • 1. Интеллектуальная сфера субъекта как предмет психологического анализа
    • 2. Образно-логическое мышление как структурный компонент интеллектуальной сферы субъекта
    • 3. Психологическое обеспечение образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТА
    • 1. Интеграция мыслительных и имажинитивных действий
    • 2. Трансформация образов и понятий в структурно-функциональные модели
    • 3. Экстраполяция образно-логического мышления в различные виды деятельности
  • Выводы по второй главе

Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы субъекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных гуманитарных науках мышление изучается одновременно и как системное понятие, и как феномен в структуре когнитивной деятельности субъекта. В многочисленных научных трудах развитие мышления* представлено как процесс и результат становления интеллектуальной сферы человека в ходе познания им окружающего мира.

Современные условия жизнедеятельности человека (социально-экономический кризис, информационно-технологическое перенасыщение, психолого-педагогические девиации) обостряют ряд противоречий, разрешение которых требует от субъекта реализации-в-том-или* ином, видедеятельности специфических когнитивных способностей. Такие противоречия возникают между:

— потребностью современного общества в гражданах с высоко развитой интеллектуальной сферой и снижением уровня образования в условиях информационно-технологического перенасыщения жизнедеятельности современного общества;

— большой ролью образно-логического мышления в развитии интеллектуальной сферы субъекта и недостаточной разработанностью вопросов его психологического обеспечения как фактора данного процесса;

— потребностью субъекта в оптимальной интеллектуальной самореализации в процессе жизнедеятельности и ориентацией современной образовательной системы на развитие мнемических способностей.

Данные противоречия особенно отражаются на процессе развития интеллектуальной сферы субъекта в ходе школьного обучения, поскольку у человека, по словам А. И. Гончарука [43- 44], B.JI. Зориной- [58], A.A. Поляруш [114], B.C. Нургалеева [99] и других, как правило, не полностью формируется понимание единства мира во в сем его многообразии, что связано, в первую очередь, с неравномерным становлением высших психических функций (памяти, мышления и воображения) в процессе жизнедеятельности.

Вышесказанное позволяет сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в обеспечении развития интеллектуальной сферы субъекта на основе становления образно-логического мышления.

В современной психологической литературе существует ряд направлений изучения мышления субъекта, в которых выявлено дотеоретическое мышление детей (A.B. Брушлинский [26], JI.A. Вегнер [30], В. Н. Дружинин [51], A.B. Запорожец [54], А. Н. Поддъяков [111], O.K. Тихомиров [144] и другие) — теоретическое мышление в рамках проблемы формирования научного мировоззрения учащихся (В.В.Давыдов [47], А. Н. Леонтьев [79], С. Л. Рубинштейн [131], А. В. Усова [146] и другие) — мышление в контексте творческой природы познания (A.B. Брушлинский [23],.

A.M. Коршунов [72], O.K. Тихомиров [144] и другие) — образно-логическое мышление в рамках теории когнитивной деятельности (А.И. Гончарук [43],.

B.C. Нургалеев [99], П. Г. Лубочников [82] и другие).

Интеллект как полинаучная категория интересовал многих ученых (Г. Айзенк [3], А. Бине [17], Л. С. Выготский [34], М. А. Холодная [150] и другие), большинство из которых разработали целостные теории интеллекта.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений разного уровня, проблема развития! интеллектуальной сферы субъекта на основе образно-логического мышления требует дальнейшего изучения, так как в известных психологических концепциях нет единого подхода к классификации видов^мышления и теорий4 его изученияпри повсеместном использовании понятия «интеллектуальная сфера» нет его теоретического обоснованиянедостаточно определены структурное положение и функциональная значимость образно-логического мышления в контексте развития интеллектуальной сферы субъекта. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о роли образно-логического мышления в развитии указанной сферы. Отсюда вытекает необходимость исследования темы «Образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы субъекта».

Цельюнашей работы является выявление психологических условий реализации образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта.

Объектом исследования — интеллектуальная сфера субъекта.

Предметом исследования — образно-логическое мышление как фактор развития интеллектуальной сферы субъекта.

В* основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза: образно-логическое мышление будет выступать фактором развития интеллектуальной сферы субъекта при создании следующих психологических условий: интеграции мыслительных и имажинитивных действийтрансформации образов и понятий в структурно-функциональные моделиэкстраполяции образно-логического мышления в различные виды деятельности.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть интеллектуальную сферу субъекта как предмет психологического анализа.

2. Охарактеризовать образно-логическое мышление как структурный компонент интеллектуальной сферы субъекта.

3. Обосновать психологическое обеспечение образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной, сферы субъекта.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по созданию психологических условий реализации образно-логического мышлениякак фактора развития интеллектуальной сферы субъекта.

Методологическую основу исследования составили принципы диалектической логики и диалектического материализма (Г. Гегель [39], К. Маркс [85], В. И. Ленин [76], Ф. Энгельс [159]), принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев [8], A.B. Брушлинский [25], Б. Ф. Ломов [80] и другие), концепции отражения и деятельности (В.И. Ленин [76], С. Л. Рубинштейн [131], В. Д. Шадриков [153] и другие).

Теоретическую основу исследованияь составили: теории интеллекта зарубежных (В.Келера [65], Ж. Пиаже [109], Г. Гарднера [38], других) и отечественных (С.Л.Рубинштейна [131], Б. Г. Ананьева [7], М. А. Холодной [150], других) ученых, позволившие уточнить дефиниции понятий «интеллект», «интеллектуальная сфера" — положения теорий развивающего обучения (Л.С.Выготский [33], В. В. Давыдов [47]^ другие) и когнитивной деятельности (В.Н.Дружинин [50], Т. П. Зинченко [56], В. С. Нургалеев [99], С. Н. Орлова [103], другие), давшие возможность охарактеризовать образно-логическое мышление как структурный компонент интеллектуальной сферытеория способа диалектического обучения- (А.И.Гончарук [43−44], В. Л. Зорина [58], A.A. Поляруш [114- 115], другие), на основе которой разрабатывались опытно-экспериментальные процедуры поразвитию интеллектуальной сферы субъекта и оценке результатов их использования.

Методы исследования. Теоретические: историографический и сравнительно-сопоставительный виды анализа позволили сформулировать исходные теоретические положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психолого-педагогической литературы применен для описания категориального (родовидового) поля проблемымоделирование использовано как метод системного исследования, а созданные модели служили целям разработки психологического обеспечения, исследуемого процесса. Эмпирические-, анализ и обобщение опыта психологической работы с участниками, летних краткосрочных интенсивных школизучение материалов и результатов их деятельностипроведение опытно-экспериментальной работынаблюдениеанкетированиетестирование (метод Д. Векслера, авторские экспериментальные процедуры для выявления особенностей развития образно-логического мышления (P.C. Немов, П. Г. Лубочников, B.C. Нургалеев)) — опросники, сконструированные по типу ШТУР, анкеты самооценки. Методы математической статистики (коэффициенты динамики, факторный анализ).

Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений об образно-логическом мышлении как факторе развития интеллектуальной сферысубъектакомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и цели исследованияпроверкой^ теоретических выводов в процессе опытно-экспериментальной работы с положительной результативностью, репрезентативностю выборки.

Организация, база и этапы исследования. Базой исследования явились летние краткосрочные интенсивные «Международные школы космонавтики», проводимые Краевой государственной общеобразовательной школой-интернатом среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов Педагогическим Центром по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» в 2005;2007 годы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 299 курсантов 26 инструкторов.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало три этапа.

На первом этапе исследования (2004;2005 гг.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы, были определены предмет, цель, основные задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования, подготовлена программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2005;2007 гг.) посвящен организации опытно-экспериментальной работы по созданию психологических условий реализации образно-логического" мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) оформлялись результаты исследования и внедрялись в практику разработанные рекомендации.

Основные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна.

1. Интеллектуальная сфера субъекта рассмотрена как предмет психологического анализа. Новизна позиции автора заключается в уточнении понятия «интеллект» как универсальной совокупности психических способностей, выступающих в. роли предпосылок, процессов и результатов деятельности субъекта, связанной с особенностями отражения окружающего мира, получением информации в процессе когнитивной деятельности, ее переработкой и эффективным использованием, в преобразовании окружающего мирав формулировании понятия «интеллектуальная сфера» как сфера проявления интеллекта в жизнедеятельности.

2. Образно-логическое мышление охарактеризовано как структурный компонент интеллектуальной сферы субъекта. Новизна позиции автора заключается в уточнении данного понятия в узком смысле слова (как структурного метакомпонента интеллекта субъекта, становление.которого связано с равномерным (синхронным) развитием мышления и воображения, в результате чего человек формирует структурно-функциональные модели (образы второго порядка) и оперирует ими в процессе жизнедеятельности) — в выявлении его объектных функций (имажинитивная и логическая) — в разработке структурно-функциональных моделей отражающих становление образно-логического мышления в структуре интеллекта субъекта и развитие интеллектуальной сферы субъекта в целом.

3. Обосновано психологическое обеспечение образно-логического мышления как фактора становления интеллектуальной сферы субъекта.

Новизна позиции автора заключается в определении содержательноцелевого (дефиниции исследуемых понятий и характеристика опрерационально-деятельностных компонентов — мыслительных логических) операций и имажинитивных действийв гомогенных и гетерогенных бинарах) — операционально-деятельностного (интеграция мыслительных и имажинитивных действий, трансформация образов' и понятий в структурно-функциональные модели и экстраполяция образно-логического мышления в различные виды деятельности — психологические условия исследуемого процесса) — оценочно-регулятивного, (формальнологический, имажинитивно-логическийдиалектико-логический критерии развития образно-логического мышления и уровни их проявления в процессе развития интеллектуальной сферы субъекта) компонентов.

4. Организована опытно-экспериментальная, работа по созданию психологических условий реализации, образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной* сферы субъекта. Новизна результата заключается в выявлении роли психологических условий в исследуемом процессе: первое условие обеспечивает формирование гетерогенных (имажинитивно-логических) когнитивных бинароввторое условие способствует оптимизации процесса формирования образов второго порядка-, третье условие определяет целесообразность образно-логического мышления в контексте развития интеллектуальной сферы субъекта.

Теоретическая значимость исследования заключается, в уточнении классификации подходов к изучению интеллекта на основе таксономических единиц: «тип» (прото-, мезои метаподходы), «класс» (тестологический, эволюционный, праксиологический) и «вид" — обогащении дефиниции понятий «интеллект», «образно-логическое мышление" — в формулировании понятия «интеллектуальная сфера" — в разработке структурно-функциональных моделей интеллекта, интеллектуальной сферы, образно-логического мышления, гомогенных и гетерогенных когнитивных бинаров, что обогащает теориюобщей психологии (разделы «Познавательные процессы», «Психология мышления»), психологии когнитивной» деятельности (раздел «Образно-логическое мышление»).

Практическая значимость, исследования заключается в определении психологических, условий реализации, образно-логического мышления, как фактора развития интеллектуальной сферы субъектав разработке способов создания данных условий в социокультурном пространстве летней краткосрочной интенсивной школе «Международная школа космонавтики» (ЗАТО Железногорск Красноярского края) — разработке методического обеспечения оценки образно-логического мышления и интеллектуальной сферы субъекта. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов и работников образования.

Апробация и внедрение научных результатов. Ход и основные результаты исследования* обсуждались на методических заседаниях преподавателей и инструкторов Международных школ космонавтики (20 052 007), заседаниях кафедры, профессиональной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». Материалы исследования,'апробированы на годичных конференциях «Космос и одаренность» (г.Железногорск, 2005;2007 гг.), на научных конференциях «Актуальные проблемы психологии и педагогики» (г.Красноярск, 2004, 2007, 2008тг), «Актуальные проблемы философии» (Красноярск 2006 г.). -.

Результаты, исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» посредством обогащения теоретическими и практическими материалами учебной дисциплины «Психология когнитивной деятельности» (разделы «Мышление», «Образно-логическое мышление») для студентов очной формы обучения специальности 30 301.65 «Психология» (региональный вузовский компонент) и слушателей системы дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и переподготовки специалистов «Педагогика высшей школы» (свыше 500 аудиторных часов) и «Преподаватель высшей школы». (1080 часов с присуждением дополнительной квалификации.

На*защиту выносятся следующие положения.

1. Изучение подходов к исследованию интеллекта позволило уточнить их классификацию с применением таксономических единиц «тип» (прото-, мезо, и метаподходы) — «класс» (тестологический, эволюционный, праксиологический) — «вид» (персональные — Фр. Гальтона, А. Бинедвухфакторный, многофакторный, структурный, феноменологический, генетический, социокультурный, процессуально-деятельностный и образовательный подходы) и обозначить интеллект как универсальную совокупность психических способностей, выступающих в роли предпосылок, процессов и результатов деятельности субъекта, связанную с особенностями отражения окружающего мира, получением информации в процессе когнитивной деятельности, ее переработкой и эффективным использованием в преобразовании окружающего мира. Сфера проявления интеллекта в жизнедеятельности человека представляет собой интеллектуальную сферу субъекта.

2. Понятие «образно-логическое мышление» может быть обозначено в узком смысле как структурный метакомпонент интеллекта субъекта, становление которого связано с равномерным (синхронным) развитием мышления и воображения, в результате чего человек формирует структурно-функциональные модели (образы второго порядка) и оперирует ими" в процессе жизнедеятельности). Появление образно-логического мышления в структуре интеллекта и интеллектуальной сферы способствует более полному отражению окружающего мира, посредством преобразования образов первого порядка и абстрактных понятий в образы второго порядка, выступающие, по сути, моделями, в которых проявляется структурное содержание и функциональная' значимость предметов и явлений окружающего мира. Функции образно-логического мышления можно* разделить на субъектные (рефлективная, эмотивная, репрезентативная) и объектные (имажинитивная, логическая).

3. Психологическое обеспечение образно-логического мышления, как фактора исследуемого процесса состоит из трех структурных компонентов: содержательно-целевого (содержание исследуемых понятий и характеристика опрерационально-деятельностных компонентов — мыслительных (логических) операций и имажинитивных действий в гомогенных и гетерогенных бинарах как характеристика становления образно-логического мышления) — операционально-деятельностн ого интеграция мыслительных и имажинитивных действий, трансформация образов и понятий в структурно-функциональные модели и экстраполяция образно-логического мышления в различные виды • деятельности психологические условия реализации образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальнойсферы субъекта) — оценочно-регулятивного (формально-логический, имажинитивно-логическийдиалектико-логический критерии развития образно-логического мышления и уровни их проявления в процессе развития, интеллектуальной сферы субъекта).

4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, организованной параллельно в непрерывной 'и дискретных группах, показал следующее. Интеграция мыслительных и имажинитивных действий является необходимым и достаточным условием^ исследуемого процесса, поскольку обеспечивает формирование гетерогенных (имажинитивно-логических) когнитивных бинаров, в которых происходит взаимодействие и взаимообогащение указанных умственных операций логическими и образными элементами. Трансформация образов и понятий в структурно-функциональные модели также выступает необходимым и достаточным психологическим условием исследуемого процесса, поскольку оптимизирует процесс формирования образов второго порядка за счет конститутивизации существенных признаков понятий и элементов образов. Экстраполяция образно-логического мышленияв различные виды деятельности выступает необходимым, но недостаточным условием исследуемого процесса, поскольку определяет целесообразность образно-логического мышления в контексте развития' интеллектуальной сферы субъекта, однако, репрезентативная факторная нагрузка данногоусловия была характерна только в непрерывной группе, где создавались все три психологических условия реализации образно-логического мышления как фактора становления интеллектуальной сферы субъекта. В дискретных группах она не была достаточной.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа организовывалась на базе летних краткосрочных интенсивных «Международных школ космонавтики», проводимых Краевой государственной общеобразовательной школой-интернатом среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов Педагогическим центром по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» в 2005;2007 годы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 299 курсантов и 26 инструкторов.

Поскольку 32 человека посетили все школы в 2005;2007 годах, они по окончании опытно-экспериментальной работы были выделены в отдельную (постоянную) группу, что позволило проследить динамику результатов от первого до последнего этапа. В работе приняло участие четыре группы: постоянная (П-1) и три разовые (Р-1- Р-2- Р-3), в состав которых ежегодно входили только новые курсанты.

Первый этап опытно-экспериментальной работы был направлен на интеграцию мыслительных и имажинитивных действий и состоял из трех подэтапов, условно обозначенных логическим, имажинитивным и имажинитивно-логическим.

На первом подэтапе шла актуализация мыслительных операций в гомогенных когнитивных бинарах: «анализ — синтез» (на основе определения и деления понятий при составлении «сборника понятий») — «обобщениеограничение» (на основе нахождения родовидовых отношений между понятиями в виде «Кругов Эйлера» и «Древа Порфирия») — «сравнениеабстрагирование» (на основе мереологической классификации предметов окружающего мира (или понятий) и формулирования вопросов-суждений).

На втором подэтапе шла интенсификация имажинитивных действий в гомогенных когнитивных бинарах: «акцентирование — агглютинация» подчеркивание в синтезируемом образе каких-либо признаков (черт), их соединение во внешнем зрительном плане в совершенно новые (в том числе несовместимые) сочетания) — «гиперболизация — схематизация» (конститутивизация образного материала посредством чрезмерно увеличения (уменьшения) тех или иных признаков и объединение отдельных представлений при сглаживании их различий и четком проявлении черт сходства) — «противопоставление — типизация» (сознательный поиск и использование противоположных признаков предметов и выделение существенного, повторяющегося в однородных образах).

На третьем подэтапе шло формирование гетерогенных (имажинитивно-логических) когнитивных бинаров двух видов: однотипных («анализ-акцентирование», «синтез — агглютинация», «обобщение — гиперболизация», «ограничение — схематизация», «сравнение — противопоставление», «абстрагирование — типизация») и противоположных («анализ — агглютинация», «синтез — акцентирование», «обобщение — схематизация», «ограничение — гиперболизация», «сравнение — типизация», «абстрагирование — противопоставление»).

Второй этап опытно-экспериментальной работы был направлен на трансформацию образов и понятий в структурно-функциональные модели и состоял из двух подэтапов: образно-понятийного и понятийно-образного.

На первом подэтапе проводилась работа по анализу чувственных (воспринимаемых) образов на отдельные элементы, оперированию ими в гомогенных и гетерогенных бинарах и формированию на их основе совокупности существенных признаков явления или предмета, отраженных в изучаемом образе, для формулирования абстрактного понятия.

На втором подэтапе существенные признаки абстрактного понятия о предмете или явлении выступают основой для формирования начального образа второго порядка, в котором более полно имажинитивными средствами отражаются сущность, структура и функции явления. Далее идет уточнение содержания понятия за счет выявления новых существенных признаков или более глубокой конкретизации ранее, обозначенных в понятии, после чего вновь уточняется образ второго порядка, который можно обозначить конечным или структурно-функциональной моделью.

Третий этап был направлен на экстраполяцию образно-логического мышления в различные виды деятельности".

В жизнедеятельности курсанта Международной школы космонавтики можно выделить три основных направления деятельности: трудовая (самообслуживание), учебная (работа по учебным направлениям) и игровая (культурно-массовые мероприятия). Для обеспечения реализации образно-логического мышления был разработан соответствующий алгоритм, состоящий из следующих частей: ориентировочной (что является целью деятельностив каком виде получена информация о необходимости (целесообразности) ее проведениякакие образы и понятия в полученной информации ассоциируются с данной деятельностью), констатирующей (какие образы и понятия формируются на основе полученной информации, какие из них являются наиболее существеннымикакие признаки (элементы) в данных понятиях и образах являются существенными, а какие можно упустить) — резюмирующей (какие структурные и функциональные связи имеют данные признаки (элементы), какое графическое изображение имеет данный образкакое умозаключение можно сделать по данному образу).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что наибольшее значение имеют первое и второе психологические условия, что объясняется их сущностной направленностью на формирование образно-логического мышления, тогда как третье условие показало репрезентативную факторную нагрузку только в постоянной группе, что говорит о его недостаточности в без других условий в разовой группе.

В целом задачи опытно-экспериментальной работы реализованы полностью, ее результаты подтвердили два положения нашей гипотезы полностью, а третье — частично.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта позволило сделать следующие выводы.

Изучение подходов к исследованию интеллекта позволило уточнить их классификацию с применением таксономических единиц «тип» (прото-, мезо-, и метаподходы) — «класс» (тестологический, эволюционный, праксиологический) — «вид» (персональные — Фр. Гальтона, А. Бинедвухфакторный, многофакторный, структурный, феноменологический, генетический, социокультурный, процессуально-деятельностный и образовательный подходы) и обозначить интеллект как универсальную совокупность психических способностей, выступающих в роли предпосылок, процессов и результатов деятельности субъекта, связанную с особенностями отражения окружающего мира, получением информации в процессе когнитивной деятельности, ее переработкой и эффективным использованием в преобразовании окружающего мира. Сфера проявления интеллекта в жизнедеятельности человека представляет собой интеллектуальную сферу субъекта.

Понятие «образно-логическое мышление» может быть обозначено в узком смысле как структурный метакомпонент интеллекта субъекта, становление которого связано с равномерным (синхронным) развитием мышления и воображения, в результате чего человек формирует структурно-функциональные модели (образы второго порядка) и оперирует ими в процессе жизнедеятельности.

Появление образно-логического мышления в структуре интеллекта и интеллектуальной сфере способствует более полному отражению окружающего мира посредством преобразования образов первого порядка и абстрактных понятий в образы второго порядка, выступающие по сути моделями, в которых проявляется структурное содержание и функциональная значимость предметов и явлений окружающего мира. Функции образно-логического мышления можно разделить на субъектные (рефлективная, эмотивная, репрезентативная) и объектные (имажинитивная, логическая).

Психологическое обеспечение образно-логического мышления как фактора исследуемого процесса состоит из трех структурных взаимосвязанных компонентов содержательно-целевого, операционально-деятельностного и оценочно-регулятивного.

Содержательно-целевой компонент отражает дефиниции исследуемых понятий и характеристику опрерационально-деятельностных компонентов — мыслительных (логических) операций и имажинитивных действий, которые предлагается развивать за счет формирования гомогенных и гетерогенных бинаров, которые характеризуют становление образно-логического мышления, в структуре интеллектуальной сферы субъекта.

В рамках операционально-деятельностного компонента обоснованы психологические условия реализации образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта. В качестве таких условий выявлены интеграция мыслительных и имажинитивных действий, трансформация образов и понятий в структурно-функциональные модели и экстраполяция образно-логического мышления в различные виды деятельности — психологические условия реализации образно-логического мышления как фактора развития интеллектуальной сферы субъекта.

Оценочно-регулятивный компонент включает обоснование формально-логического, имажинитивно-логическогодиалектико-логического критериев сформированности образно-логического мышления и уровни их проявления в процессе развития интеллектуальной сферы субъекта, которую предлагается оценивать по когнитивному, эмотивно-аксиологическому и поведенческому (деятельностному) критериям, отражающим основные сферы жизнедеятельности субъекта, где он может быть проявлен.

Для проверки гипотезы исследования была организована опытно-экспериментальная работа, на каждом из трех этапов которой создавалось выявленное психологическое условие изучаемого процесса. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, организованной параллельно в непрерывной и разовых группах, показал следующее.

Интеграция мыслительных и имажинитивных действий является необходимым и достаточным условием исследуемого процесса, поскольку обеспечивает формирование гетерогенных (имажинитивно-логических) когнитивных бинаров, в которых происходит взаимодействие и взаимообогащение указанных умственных операций логическими и образными элементами.

Трансформация образов и понятий в структурно-функциональные модели также выступает необходимым и достаточным психологическим условием исследуемого процесса, поскольку оптимизирует (процесс формирования образов второго порядка за счет конститутивизации существенных признаков понятий и элементов образов.

Экстраполяция образно-логического мышления в различные виды деятельности выступает необходимым, но недостаточным условием исследуемого процесса, поскольку определяет целесообразность образно-логического мышления в контексте развития интеллектуальной сферы субъекта, однако репрезентативная факторная нагрузка данного условия была характерна только в непрерывной группе, где создавались все три психологических условия реализации образно-логического мышления как фактора становления интеллектуальной сферы субъекта. В дискретной группе (Р-3) она не была достаточной.

В целом задачи исследования решены, цель достигнута, положения гипотезы полностью или частично подтверждены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1997. — 224 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 111−131.
  4. , М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.: Знание, 1992. -11 е.- (Новое в жизни, науке, технике — сер. 3. Педагогика и психология).
  5. , Л. Ф. Психология активности личности / Л. Ф. Алексеева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. — 148 с.
  6. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400 с.: ил.
  7. , Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. -230 с.
  8. , Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. — 272 с.
  9. , Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996. — 486 с.
  10. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  11. Аристотель, О душе / Аристотель- под ред. Е. С. Строгановой -М.: Питер, 2002. 220 с.
  12. , Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Зрительные образы: феноменология и эксперимент: сб. переводов. Душанбе, 1973. -Ч. З.-С. 6−32.
  13. , Г. С. Диалектика творчества / Г. С. Батищев. М., 1984. — 464 с.
  14. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979.-424 с.
  15. , Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-383 с.
  16. , Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. -М.: Медгиз, 1947. 143 с.
  17. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине. М.: Союз, 1998. -432 с. — (Психология и социология: страницы классики).
  18. , П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. — M.-JL, 1935.-214 с.
  19. , Е. И. Материя, отражение, познание / Е. И. Богачева, Е.. В. Попов, К. П. Щитов. Воронеж, 1971. — 168 с.
  20. , В. В. // Общая психология / под ред. В. В. Богословского и др. М., 1981.-383 с.
  21. , Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
  22. , А. Большой толковый психологический словарь : в 2-х т.: пер. с англ. / А. Ребер. М.: Вече: ACT, 2000. — Т. 1 (А-О). — 592 с.
  23. , А. Большой толковый психологический словарь : в 2-х т.: пер. с англ. / А. Ребер. М.: Вече: ACT, 2000. — Т. 2 (П-Я). — 560 с.
  24. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1988.-1456 с.: ил.
  25. , А. В. К проблеме субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995. С. 5−14.
  26. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 392 с.
  27. , Ю. А. Механизмы речи и мышления / Ю. А. Бурлаков. — М. :МГУ, 1995.-64 с.
  28. , И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности : автореф. дис.. д-ра псих, наук / И. А. Васильев. М., 1998.-41 с.
  29. Введение в психодиагностику / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Академия, 1997. — 197 с.
  30. , Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Вегнер // Дошкольное воспитание. 1982. — № 3. — С. 46−52.
  31. , М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  32. , К. Биология / К. Вили — пер. с 5-го англ. изд. Н. М. Баевской и др. М.: Мир, 1968. — 808 с.: рис., табл., схем. — Библиогр.: с. 756−765.
  33. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский. М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  34. , Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений / Л. С. Выготский. М.: МГУ, 1987. — Т. 2. — 324 с.
  35. , П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. -М.: АПН РСФСР, 1959. С. 441−469.
  36. , М. В. Атлас по психологии : информ.-метод, материалы к курсу «Общая психология»: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.: ил.
  37. , М. В. Атлас по психологии : информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. Изд. 3-е, доп. и испр. — М.: Пед. о-во России, 2006. — 276 с.: табл.
  38. , Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. М.: Вильяме, 2007. — 512 с.
  39. , Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель — сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги — АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1972. — Т. 2. — (Философское наследие).
  40. , Дж. Статистические методыв педагогике и психологии : пер. с англ. / Дж. Гласс, Дж. Стенли — общ. ред. Ю. П. Адлера. М:: Прогресс, 1976.-495 с.
  41. , Т. Левиафан / Т. Гоббс. -М.: Соцэкгиз, 1936. -215 с.
  42. , Ж. Что такое психология? : в 2-х т.: пер. с фр. / Ж. Годфруа — под ред. Г. Г. Аракелов. М.: Мир, 1992. — Т. 1. — 496 с.: ил. -Библиогр. в конце глав.
  43. , А. И. Концепция школы XXI века: Диалектика учебного процесса / А. И. Гончарук. Красноярск: МЦПИ, 1997. — 56 с.
  44. Гончарук, А.-И. Руководство по-составлению-сборника-словесных -образов: учебно-метод. пособие / А. И. Гончарук. Красноярск: КВКУРЭ ПВО, 1994.-26 с. -
  45. , В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов.- М.: Пед. о-во России, 2000. 480 с.
  46. , В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников- / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 10−21.
  47. , В. В: Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М:: ИНТОР, 1996. 544 с.
  48. , М. Мыслительная деятельность детей / М. Дональдсон.- М.: Педагогика, 1985. 191 с.
  49. , В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. М.: Академия, 1996. — 224 с. ,
  50. , В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007! — 368 с.: ил.
  51. , В. Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. / В. Н. Дружинин. М. — СПб.: ПЕР СЭ, Иматон, 2001.-224 с.
  52. , А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. Смоленск, 1974. — 124 с.
  53. , М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. М.: ПРОСПЕКТ, 2006. — 559 с.: ил., табл.
  54. , А. В. Психология / А. В. Запорожец. -М., 1953. 192 с. 55.3инченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1995. — 64 с.
  55. , В. П. Исследование визуального мышления / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, В. М. Гордон // Вопросы психологии. 1973. — № 2. С. 7−15.
  56. , Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.: ил., табл. -(Мастера психологии). — Библиогр.: с. 314−320.
  57. , В. Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения : монография / В. Л. Зорина, В. С. Нургалеев — Сиб. гос. технол. ун-т. Красноярск: СибГТУ, 2001.- 160 с.: ил.-Библиогр.: с. 136−150.
  58. , А. А. Элементарная логика : учеб. пособие для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / А. А. Ивин. М.: Дидакт, 1994.-200 с.
  59. , Е. П. Психология физического воспитания : учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-486 с.: ил. — Библиогр.: с. 471−473.
  60. Философский энциклопедический словарь / ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  61. , JI. Б. Структура, уровни и операции образного мышления / JI. Б. Ительсон // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. -М., 1972. с. 80−84.
  62. , А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности / А. В. Карпов. Ярославль: Яросл. ун-т, 1991. — 153 с.
  63. , В. Н. Прикладная психология : учеб. пособие для вузов / В. Н. Квинн — ред. В. Усманов. 4-е междунар. изд. — СПб. — М. — Харьков: Питер, 2000. — 560 с.: ил. — (Учебник нового века). — Библиогр.: с. 549−558.
  64. , В. JI. Некоторые задачи гештальтпсихологии : хрестоматия по истории психологии / В. JI. Келер — под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: МГУ, 1980. -307 с.
  65. , Р. Память человека: Структуры и процессы / Р. Клацки. -М., 1987.-327 с.
  66. , Е. А. Основы психологии : учеб. для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. — 295 с. ц
  67. Когнитивная психология: учебник для студентов вузов / И. В. Блинникова и др. — под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.: табл., ил. — Библиогр.: с. 459. — Указ. имен: с. 467−472.
  68. , И. М. Психология : иллюстрир. словарь / И. М. Кондаков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 508 с.: рис., фото. — (Психологическая энциклопедия).
  69. , Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков — АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975. — 720 с. — Библиогр.: с. 697−717.
  70. , Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1996. — 224 с.
  71. , А. М. Теория отражения и эвристическая роль знаков / А. М. Коршунов, В. В. Мантанов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 214 с.
  72. , В. П. Место системного подхода в современном научном познании и марксисткой методологии / В. П. Кузьмин // Вопросы философии.- 1980. № 1. — С. 55−57 — № 2. — С. 45−58.
  73. , Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет / Я. Кюрти // Психологические исследования познавательных процессов и личности. -М.: Наука, 1983. с.124−143.
  74. , В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1961. — 526 с.
  75. , В. И. Полное собрание сочинений. Т. 29. Философские тетради / В. И. Ленин. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 782 с.
  76. , А. Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1983. — № 2. — С. 9.
  77. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. ~- М.: Политиздат, 1972. 340 с.
  78. , А. Н. Проблемы развития психики /¿-А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1965.-573 с.
  79. , Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психол. журн. 1981. — Т. 2, № 5. — С. 3−22.
  80. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. М.: Наука, 1980. — 280 с.
  81. , П. Г. Развитие образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности : монография / П. Г. Лубочников, В. С. Нургалеев. Красноярск: СибГТУ, 2006. — 176 с.
  82. , Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения / Е. А. Лустина // Вопросы психологии. -1982.-№ 5. С. 122−125.
  83. , Е. А. Слово и образ в процессе воображения : автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. А. Лустина. М., 1984.
  84. , К. Сочинения. Т. 12. апр. 1856 янв. 1859 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс — Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — Изд. 2-е. — М.: Госполитиздат, 1958. — 879 с. — Библиогр.: с. 827−873.
  85. , JI. Ф. Природоведение : учебник для 3−5' классов средней школы / JI. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  86. Методы обучения трудовым действиям / под ред. М. А. Жиделева. М.: Высш. шк, 1972. 208 с.
  87. , Б. Г. Психология : темат. словарь / Б. Г. Мещеряков. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 379 с.
  88. Мир философии: кн. для чтения: в 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — 672 с. Г
  89. , К. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта: пер. с англ. / К. Монфред. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-312 с.
  90. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. — М.: Наука. 1982.-286 с.
  91. , В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. — 180 с.
  92. Надель-Червинская, М. А. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 1 / М. А. Надель-Червинская, П. П. Червинский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995.-544 с.
  93. , Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия : пер. с англ. / Ф. Гальтон. репр. копия. — СПб.: Знание, 1875. — 319 с.
  94. , Р. С. Психология : в 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика: Введ. в науч. психолог, исслед. с элементами математ. статистики: учебник для студентов пед. вузов / Р. С. Немов. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  95. , Р. С. Психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  96. , Л. А. Искусство слова / Л. А. Новиков. М.: Педагогика, 1991. — 144 с.: ил. — (Библиотечка Детской энциклопедии «Ученые -школьнику»).
  97. , М.А. Новые тесты 1(2 / М. А. Новшелева. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с. — (Серия «Психологические этюды»).
  98. , В. С. Воображение и учебная деятельность : монография / В. С. Нургалеев. Красноярск: СибГТУ, 1998. — 200 с.
  99. , Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
  100. , Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и * коррекция / Т. Н. Овчинникова. М.: Академический проект — Екатеринбург
  101. Деловая книга, 2000. 2-е изд. — 208 с. — (Руководство практического психолога).
  102. , С. И. Словарь русского языка : ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1983.-816 с.
  103. , С. Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности : монография / С. Н. Орлова. Красноярск: СибГТУ, 2001.-288 с.
  104. , Д. А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии / Д. А. Ошанин. М.: Наука, 1977. С. 5−23.
  105. , И. П. Избранные философские произведения / И. П. Павлов.-М., 1962.-Т. 2.
  106. Пейвио- Э. Воображение и синхронная идеация (понятизация, осмысливание и т. п.) / Э. Пейвио // Материалы XX Международного % психологического конгресса. Токио, 1972
  107. , А. В. Психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2002.
  108. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Педагогика, 1969. — 659 с.
  109. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — СПб.: Питер, 2004.- 192 с.
  110. , К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М., 1973.
  111. , Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
  112. Познавательные психические процессы / сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 467 с.
  113. , Д. Математическое открытие / Д. Пойа. М.: Наука, 1970. — 452 с.. ,
  114. , А. А. Единство в многообразии: системный подход к учебному процессу: пособие для учителей / А. А. Поляруш. Красноярск: ККИУУ, 1984.-77 с.
  115. , А. А. Формирование экологического мышления школьников на основе диалектического подхода : монография / А. А. Поляруш, В. С. Нургалеев. Красноярск: СибГТУ, 2001. — 176 с.
  116. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
  117. Психологические исследования: практикум по общ. психологии для студентов пед. вузов / под ред. Т. И. Пашуковой. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 176 с.
  118. Психологические тесты: в 2-х т. / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 2. — 248 с.: ил.
  119. , М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. М.: ПРОСПЕКТ, 2006. — 559 с.: ил., табл.
  120. Психология / сост. Е. И. Игнатьев, Н. С. Лукин, Н. Д. Громов. М.: Просвещение, 1965.
  121. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин — науч. ред. Е. А. Коротков. М.: Центр, 1999.
  122. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  123. Психология труда: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  124. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина и др. — под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  125. , Т. Закон развития воображения / Т. Рибо // Общая психология: тексты для подготовки к семинар, занятиям. М.: МГУ, 1997. — Разд. III, вып. 7. — С. 52−57.
  126. , Н. А. Психомоторика взрослого человека / Н. А. Розе. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1970. — 128 с.
  127. , И. М. Психология фантазии / И. М. Розет. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1977.
  128. , В. М. Психология: теория и практика: учеб. пособие для высш. шк. / В. М. Розин. М.: Форум, 1997. — 296.
  129. , С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 148 с.
  130. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  131. , П. А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке / П. А. Рудик // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. — С. 101−111.
  132. , И. М. Очерки рабочих движений человека / И. М. Сеченов. -М., 1906. 139 с.
  133. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  134. Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М.: Юнвес. — 1995. — 832 с.
  135. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  136. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.-731 с.
  137. Современный словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Русский язык», 1993.-740 с. ^ •
  138. , Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.: ил. — (Мастера психологии).
  139. , Б. Избранные произведения. Т. 1 / Б. Спиноза. М., 1957. -584 с.
  140. , М. А. Деятельностный подход в психологии: путь пройденный и предстоящий / М. А. Степанова // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.-С. 145−148.
  141. , Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. Л., 1989.
  142. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.
  143. , О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  144. , Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М, 1966.-450 с.
  145. , А. В. Психолого-дидактические основы формирования научных понятий : спецкурс для студентов пединститутов / А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПИ, 1978. 99 с.
  146. , Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989.
  147. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  148. , Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. — СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  149. , М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 360 с.
  150. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. JI. М. Семенюк — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 256 с.
  151. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  152. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М., 1982.
  153. , P. X. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р. X. Шакуров // Вопросы психологии. 2001. -№ 1. — С. 3−18.
  154. , В. Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения / В. Б. Швырков. М.: Наука, 1978. — 240 с.
  155. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  156. Школа Эйдетики: развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2-х т. -М.: Эйдос, 1994. Т.1. — 476 е., — Т.2.-480 с.
  157. , Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания / под. ред. Г. С. Костюка, П. Ф. Чаматы. — Киев, 1961.
  158. , Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1961.
  159. , Ф. Роль труда в преобразовании обезьяны в человека / Ф. Энгельс.-М., 1968.
  160. , А. А. Индивидуально-ориентированная система обучения / А. А. Ярулов. Красноярск: КГПУ, 1998. — 128 с.
  161. Fraiss, P. Psychologie du temps / P. Fraiss. Paris, 1967.
  162. Hayes, J. R. Cognitive processes in Creativity / J. R. Hayes // Handbook of creativity / J. A. Clover (ets al.). New York: Plenum, 1989. — P. 135−145.
  163. Le, Ny I. F. Apprentissage et activites psychologiques / I. F. Le Ny. -Paris, 1968.
  164. Nuttin, J. Motivation and reward in human learning: A, cognitive approach / J. Nuttin // Handbook of learning and cognitive processes. Vol. 3. Approaches to human learning and motivation. New Jersey,, 1976. — P. 247−282.
  165. Policastro, E. Creative intuition: An integrative revien / E. Policastro // Creativity Res. J. 1995. — Vol. 8. — P. 99−113.
  166. Posner, M. I. Cognition: An introduction / M. I. Posner. Glenview, 1973.
  167. Selz, O. Zur Psychologie des Produktiven Denkens und des Irtums / O. Selz. Bonn, 1992.
  168. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg // Human abilities by. 1985.-P. 5−31.
  169. Taylor, C. W. Cultivating multiple creative talents in Students / C. W. Taylor // Journal for the Education of the Giften. 1985. — Vol. 8. — P. 187−198.
  170. Классификация подходов к изучению интеллекта
  171. Многофак торный ттояхоя Л. Терстоун любое интеллектуальное действие является результатом взаимодействия множества отдельных факторов V словесное понимание, -речевая беглость, N — числовой фактор, 8 — пространственный фактор Не выделяется Не выделяется
  172. Б «закрепляются основныео <и и ч мыслительные операции
Заполнить форму текущей работой