Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с этим, анализ теоретических и прикладных исследований позволил обосновать взаимосвязи рефлексивной активности и адаптированности личности. Настоящее исследование отражает современный подход к рефлексивной активности как целостному психическому образованию, которое не сводится только к интеллектуальным качествам, а может органично включаться в адаптационный потенциал личности. Рефлексивная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕФЛЕКСИВНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Рефлексивная активность: психологическое содержание и структура феномена
    • 1. 2. Факторы трансформации рефлексивной активности
    • 1. 3. Адаптационные возможности рефлексивной активности
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование выбранного направления исследования
    • 2. 2. Объект, организация и схема исследования
    • 2. 3. Описание методов и методик исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки экспериментального материала
  • ГЛАВА. HI. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ АКТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Структурная организация рефлексивной активности младших подростков
    • 3. 2. Психологическое содержание и половая дифференциация рефлексивной активности младших подростков
    • 3. 3. Взаимосвязи рефлексии и адаптационного потенциала личности
  • ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ

Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования, развернувшиеся в современном российском обществе, предъявляют новые требования к личностным и профессиональным качествам человека. Эффективность адаптации, активизация механизмов саморегуляции связана с осознанием и рефлексией изменяющейся внешней реальности и внутреннего мира. По сложившимся представлениям современных психологов, для адаптирующейся личности осознание изменений в собственном Я представляет собой ведущий ориентир в поисках внутренних резервов организации адаптационного поведения, в освоении новой роли и сохранении целостности. В связи с этим обостряется проблема психологического содержания и структуры рефлексивной активности и ее роли в актуализации адаптационного потенциала личности (С. Т. Посохова, 2006).

Вопросы рефлексии включаются в круг важнейших общепсихологических проблем. Актуальность исследования и развития рефлексивных навыков подчеркивается не только в психологических тренингах, где рефлексияважный этап осмысления полученных знаний и навыков. Необходимо отметить еще один ракурс данной проблемы. Задача формирования и развития рефлексивных навыков рассматривается как одна из главных линий модернизации образования. Данное положение отражено в документе «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную» (от 21.05.2004 № 14−15−140/13). В нем указывается: «Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно „знаний, умений, навыков“ к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др.» Вопросы развития рефлексии рассматриваются не только в концепции Модернизации общего образования. Критерии рефлексивной деятельности четко прописаны в Федеральном компоненте государственного стандарта второй и третьей ступенях общего образования [156].

Актуальность проблемы подчеркивается и тем, что в настоящее время разные проявления рефлексии включаются во многие аспекты жизни современного человека. В частности, проходят международные (РоссияГермания — Польша — Швейцария) художественные выставки картин, рассматривающие понятие «рефлексии» в современном искусстве (2005). Организуются международные междисциплинарные научно-практические симпозиумы «Рефлексивные процессы и управление». Разработан сайт «Reflexion.ru», который служит развитию фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области исследования рефлексивных процессов и управления, а также консолидации специалистов для постановки и решения стратегических проблем российского развития. Выходит международный научно-практический междисциплинарный журнал «Рефлексивные процессы и управление». Основная его тематика: Рефлексия и деятельность. Рефлексия и творчество. Развитие рефлексивных способностей. Рефлексивные процессы и управление. Математические модели рефлексивных процессов и рефлексивного управления и др. В последние годы, благодаря инициативе Лаборатории психологии рефлексивных процессов Института психологии РАН, сформировалось международное сообщество специалистов в области исследования рефлексивных процессов и создания рефлексивных технологий.

Анализ тенденций изучения рефлексии позволил выявить противоречие между достаточно большим количеством работ по технологии развития рефлексии и неразработанностью проблемы рефлексии как особого вида психической деятельности, ее структуры, психологического содержания, механизмов актуализации и интегрированности ее в структуру личности. Это противоречие пока недостаточно интенсивно решается современной психологической наукой. Необходимо конструктивное переосмысление проблемы рефлексии и рефлексивной активности, рассмотрение вопроса о ее функциях в жизнедеятельности человека, интеграции рефлексивной активности и адаптационного потенциала личности.

Цель исследования заключалась в изучении структурной организации и функциональных особенностей рефлексивной активности и адаптационного потенциала личности младших подростков. В качестве модели исследования рассматривался младший подростковый возраст как один из наиболее сенситивных и значимых периодов для формирования рефлексивной активности.

Теоретический анализ психологической литературы по проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу. Мы предполагаем, что рефлексивная активность и адаптационный потенциал являются единой характеристикой личности. Рефлексия представляет собой целостное многокомпонентное образование, которое интегрируется в адаптационный потенциал личности. Развитие рефлексивной активности способствует повышению адаптационного потенциала, что проявляется в повышении самоценности и расширении возможностей самоописания, поиска в себе позитивного, снижения тревожности. Структура и вектор рефлексивной активности обусловлены полом младших подростков. Мальчики в младшем подростковом возрасте обладают меньшей рефлексивной активностью, меньшей эмоциональной вовлеченностью в рефлексирование, чем девочки.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Систематизировать основные научные направления в изучении психологического содержания рефлексии.

2. Раскрыть психологическое содержание и структуру рефлексивной активности младших подростков.

3. Выявить роль половой принадлежности в трансформации психологической структуры и содержания рефлексивной активности младших подростков.

4. Исследовать особенности интеграции рефлексивной активности и личностного адаптационного потенциала личности младших подростков.

5. Разработать и апробировать комплекс методических средств для диагностики рефлексивной активности младших подростков.

6. Разработать и апробировать программу развития рефлексивных навыков младших подростков и специалистов помогающей деятельности.

Предметом исследования выступают содержание рефлексивной активности, взаимодействие компонентов рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков.

Объектом исследования являются младшие подростки (11−12 лет). Общий объем выборки составил 147 человек. Все участники исследования обучались по основной общеобразовательной программе.

Методологической и теоретической основой работы являются:

Ключевые положения субъектно-деятельностного подхода: К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. Н. Панферов, А. В. Петровский, С. JI. Рубинштейн.

Интегративный подход в психологии: В. Н. Панферов, Е. Ю. Коржова, С. Т. Посохова.

Принципы системности, развития, детерминизма, единства внешнего и внутреннего: Б. Г. Ананьев, J1. А. Головей В. Н. Панферов, JI. А. Регуш, С. JI. Рубинштейн.

Рефлексивно-гуманистический подход в психологии: К. Роджерс, А. Маслоу, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов.

Научные позиции философов: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, А. Шопенгауэр, И. Гете, П. Тейяр де Шарден, Н. А. Бердяев.

Исследование адаптации и адаптационных возможностей личности опиралось на взгляды Г. Селье, Э. Фромма, А. Г. Маклакова, К. А. Абульхановой-Славской, В. А. Ананьева, В. И. Гарбузова,.

И. А. Горьковой, Е. К. Завьяловой, Е. Ю. Коржовой, В. JI. Марищука,.

С. Т. Посоховой. Принципы организации комплексного исследования: Б. Г. Ананьев.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы психодиагностический метод, анкетирование, методы экспертной оценки, метод математико-статистического анализа данных психологического исследования.

Научная новизна результатов диссертационного исследования:

Расширены представления о психологическом содержании и структуре рефлексивной активности.

Выявлены инвариантные признаки в проявлениях рефлексивной активности младших подростков.

Описана трансформация рефлексивной активности под влиянием пола.

Доказано единство проявлений рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков.

Выявлена специфика половой дифференциации проявлений рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что расширена теоретическая модель структурной организации рефлексии.

Определено психологическое содержание и структура феномена «рефлексивная активность» .

Выявлена роль пола в трансформации рефлексивной активности младших подростков.

Доказаны взаимосвязи рефлексивной активности и личностного адаптационного потенциала младших подростков.

Практическое значение исследования.

Разработан и апробирован методический комплекс изучения рефлексивной активности и адаптационного потенциала личности младших подростков. Использованный в исследовании комплекс дает возможность дальнейшего, еще более детального изучения рефлексивной активности, ее роли в адаптационном потенциале личности.

Выявленная половая дифференциация рефлексивной активности может стать основанием для повышения эффективности индивидуального и группового консультирования подростков, имеющих трудности адаптации, а также при решении их внутриличностных и межличностных проблем.

На основе эмпирических результатов разработана авторская программа развития рефлексивных навыков подростков: «Рефлексия — самопонимание, самооценка, саморазвитие». Программа может быть реализована в практической деятельности психолога, педагога-психолога, социального педагога.

Полученные результаты положены в основу разработки программы развития рефлексивных навыков специалистов помогающей деятельности: (педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов).

Результаты исследования применимы для проведения мастер-классов, повышающих психологическую культуру психологов и педагогов, а также студентов психологических факультетов.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позицийсистемным анализом проблемы рефлексии и адаптации личностиопорой на современные достижения психолого-педагогической науки, единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследованиярепрезентативностью объема выборкисочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рефлексивная активность — многокомпонентное структурное психическое образование, раскрывающее взаимосвязь собственного Я личности и внешней реальности с целью актуализации адаптационного потенциала. Рефлексивная активность, как свойство развивающейся личности, проявляется в: готовности к взаимодействию с собственным Я, фокусировании сознания на собственном Я, актуализации процесса самоанализа в личностно значимых жизненных ситуациях, широте диапазона и когнитивной сложности самоописаний, эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия с собственным Я, трансформации жизненных ценностей и ценности Я. Рефлексивная активность проявляется в единстве и взаимообусловленности субъектного, когнитивного и эмоционального компонентов.

2. Существуют общие тенденции в проявлении рефлексивной активности у мальчиков и девочек, связанные с их возрастными особенностями. Общность выражается в слабой дифференцированности и противоречивости рефлексии по отношению к своему внутреннему миру, ее заданностью внешними ориентирами. При отсутствии внешних ориентиров подростки избегают самоанализа внутренних переживаний и ощущений.

3. Различия в проявлении рефлексивной активности у подростков обусловлены их половой принадлежностью. Различия проявляются в том, что мальчики обладают более широким диапазоном рефлексии, но сфокусированы на признаках низкой самоценности. Мальчики менее эмоционально включены в самоотношение и рефлексирование.

4. Рефлексивная активность и адаптационный потенциал образуют единый механизм активности личности младших подростков. Развитие рефлексивных навыков приводит к повышению адаптационного потенциала, объективными критериями чего могут служить: улучшение состояния здоровья, повышение школьной успеваемости, усиление когнитивной сложности самоописанийсубъективными — повышение самоуважения самоценности, самооценки адаптированности и эмоциональной устойчивости.

Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на Межрегиональной конференции «Профильное обучение: опыт и проблемы» (Санкт-Петербург, 2005) — научно-практической конференции «Социальное партнерство в системе профессионального образования» (Санкт-Петербург, 2005) — региональной конференции «Психолого-педагогические основы работы учителя в конфликтной образовательной среде» (Санкт-Петербург, 2005) — муниципальном конкурсе «Ярмарка педагогический идей и проектов — 2006» (Всеволожск, 2006) — рассматривались в рамках авторской районной педагогической мастерской М. С. Титковой «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе — 2006;2007» — обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры методов психологического познания, кафедры психологии человека психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (2005, 2006, 2007). Материалы диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 1,97 п.л., из них одна работа объемом 0,35 п.л. опубликована в реферируемом издании.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, библиографии и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 170 страницах, включает 10 рисунков и 17 таблиц. Общий объем 225 страниц. Библиография включает 180 работ отечественных и зарубежных авторов. Приложение содержит результаты первичной статистической обработки экспериментального материала, результаты корреляционного и кластерного анализа, программы развития рефлексивных навыков подростков и специалистов помогающей деятельности.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Рефлексия — динамическое психическое образование, имеющее определенные этапы и компоненты. Главным компонентом рефлексии является самоанализ, приводящий к центрации сознания на собственном Я, к осмыслению и переживанию внутренней жизни личности и ее взаимодействия с внешними миром.

2. Рефлексивная активность — многокомпонентное структурное психическое образование, раскрывающее взаимосвязь собственного Я личности и внешней реальности с целью актуализации адаптационного потенциала. Рефлексивная активность как свойство развивающейся личности проявляется в: готовности к взаимодействию с собственным Я, фокусировании сознания на собственном Я, актуализации процесса самоанализа в личностно значимых жизненных ситуациях, широте диапазона и когнитивной самоописания сложности самоописаний, эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия собственным Я, трансформации жизненных ценностей и ценности Я.

3. Рефлексивная активность — сложноорганизованное целостное психическое образование, имеющее различные взаимосвязанные смысловые компоненты: субъектный, когнитивный и эмотивный.

Субъектный компонент рефлексивной активности выражается в сосредоточенности личности на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, обращение к самому себе. Ориентация на себя, эго-ориентация позволяют личности ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность.

Эмотивный компонент проявляется в эмоциональной вовлеченности в рефлексирование, в субъективном переживании внешнего и внутреннего мира, в качественном отношении личности к себе и явлениям внешнего мира, в оценке значимости ситуации для личности.

Когнитивный компонент выражается в мыслительной способности внутреннего диалога, в обобщении, сравнении, абстракции, которые создают внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов и, в конечном счете, условия для самоосмысления, самопонимания, самовыражения (вербального и невербального) и саморазвития.

6. Существуют общие тенденции в проявлении рефлексивной активности у мальчиков и девочек, связанные с их возрастными особенностями. Общность выражается в слабой дифференцированности и противоречивости рефлексии по отношению к своему внутреннему миру, ее заданностью внешними ориентирами. При отсутствии внешних ориентиров подростки избегают самоанализа своих внутренних переживаний и ощущений.

7. Различия в проявлении рефлексивной активности у подростков обусловлены их половой принадлежностью. Различия проявляются в том, что мальчики обладают более широким диапазоном рефлексии, но сфокусированы на признаках низкой самоценности. Мальчики менее эмоционально включены в самоотношение и рефлексирование, более склонны принимать себя и воспринимают себя менее беспомощными, чем девочки.

8. Рефлексивная активность и адаптационный потенциал образуют единый механизм активности личности младших подростков. Развитие рефлексивных навыков приводит к повышению адаптационного потенциала, объективными критериями чего могут служить: улучшение состояния здоровья, повышение школьной успеваемости, усиление когнитивной сложности самоописанийсубъективными — повышение самоуважения самоценности, самооценки адаптированности и эмоциональной устойчивости. Создание комфортных социально-психологических условий способствует активизации рефлексивной активности подростков и их самораскрытию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение рефлексивной активности как компонента адаптационного потенциала личности обусловлено противоречием, возникшим между интенсивным обучением рефлексии в ходе тренингов, разнообразных интерактивных и развивающих занятий и недостаточным пониманием ее специфики, места в структуре личности и связи с другими поведенческими феноменами, в частности с адаптацией.

Возросший в настоящее время интерес к рефлексивным феноменам обострил проблему систематизации структурных и функциональных особенностей рефлексии. Для решения этой проблемы нами были проанализированы философские, лингвистические, психологические, медицинские и педагогические определения рефлексии. Применение кластерного анализа позволило выделить два интегральных компонента, раскрывающих содержания рефлексии: когнитивный и субъектно-личностный. Их конкретизация стала основанием для построения пятиаспектной гипотетической модели психологического содержания рефлексии. Рефлексия сегодня рассматривается как когнитивная деятельность, как осознание себя, как метод, техника и способ самопознания, как умение, отличающее человека от животных и как процесс самоотражения.

Рефлексия понимается нами как активный опосредованный произвольный процесс. Важным элементом рефлексии является самоанализ, приводящий к центрации сознания на собственном Я, к осмыслению и переживанию внутренней жизни личности и ее взаимодействия с внешними миром. Рефлексия — процесс и результат взаимодействия человека с самим собой.

Наряду с этим, анализ теоретических и прикладных исследований позволил обосновать взаимосвязи рефлексивной активности и адаптированности личности. Настоящее исследование отражает современный подход к рефлексивной активности как целостному психическому образованию, которое не сводится только к интеллектуальным качествам, а может органично включаться в адаптационный потенциал личности. Рефлексивная активность рассматривается как психическое образование, интегрированное в структуру адаптационного потенциала, и как особое средство активной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности и саморазвития. Действительно, рефлексия пронизывает все составляющие успешной адаптации: способствуют эффективному общению (Клюева Н. В) — является инструментом самоконтроля (Князева M. JL) — позволяет осознавать свои особенности, отразить себя в представлениях других людей, и строить свое поведение с учетом возможных реакций окружающих (Попова М.В.) — является одним из механизмов самоорганизации, саморазвития, творческого мышления (Степанов С. Ю., Семенов И. Н.).

Мы предполагаем, что рефлексия является одним из важнейших механизмов успешной адаптации личности, неотъемлемой частью ее адаптационного потенциала. В настоящем исследовании адаптационный потенциал определяется как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [ПосоховаС. Т., 2001].

Интегративный подход позволяет предполагать, что развитие рефлексии приводит к усложнению и преобразованию адаптационного потенциала, в котором основное значение приобретает активность субъекта. Это качество связано с познанием, принятием и свободным выражением собственной уникальности в разных жизненных ситуациях, со способностью к активной адаптации с сохранением собственной целостности.

В результате проведенного теоретического исследования мы пришли к необходимости изучения рефлексивной активности личности.

Рефлексивная активность понимается нами как личностное свойство, раскрывающее взаимосвязь собственного Я личности и внешней реальности с целью актуализации адаптационного потенциала. Рефлексивная активность как свойство развивающейся личности проявляется в: готовности к взаимодействию с собственным Яактуализации процесса самоанализа в личностно значимых жизненных ситуацияхэмоциональной включенности в процесс взаимодействия собственным Яшироте диапазона самоописаниякогнитивной сложности самоописания, рефлексии жизненных ценностей и ценности Яфокусирование сознания на собственном Я.

Уточнение представлений о рефлексивной активности и ее роли в адаптации потребовало выбора специального объекта исследования, находящегося в процессе зарождения и активного формирования рефлексии, остро ощущающего необходимость ее использования в личностном развитии и решении жизненных проблем. Таким требованиям отвечает младший подростковый возраст. При этом вариативность возрастных проявлений рефлексии тесно связана с полом подростков.

Как показало проведенное нами исследование, рефлексивная активность младших подростков включает в себя не только субъектный и когнитивный компоненты, но и эмотивный. Нам представляется, что все выделенные компоненты рефлексивной активности представляют собой целостное образование. Тем не менее, каждый из компонентов играет особую роль как в организации и векторе рефлексии, так и раскрытии адаптационного потенциала.

Анализ содержания рефлексивной активности младших подростков показывает, что рефлексия направлена преимущественно на раскрытие самоценности и эмоциональной вовлеченности в рефлексирование образа Я. Рефлексия самоценности необходима младшему подростку для формирования личностной устойчивости, сопротивления внешним средовым воздействиям. Ощущение самоценности позволяет подростку уважать себя, видеть и ценить в себе прежде всего уникальность, неповторимость, индивидуальность. Благодаря этому самоунижение, неприятие себя, нередко встречающееся в подростковом возрасте, становится менее болезненным или вообще отрицается. Эмоциональная вовлеченность в рефлексирование образа Я отражает главным образом значимость собственного Я. Для раннего подросткового возраста эмоциональная сторона самопознания — важная составляющая внутренней жизни. Полученные результаты, с одной стороны, согласуются с исследованиями, изучающими подростковый возраст [Прихожан А. М., 2000, Регуш JL А., 2005 др.]. С другой стороны, подтверждают необходимость обязательного включения в рефлексивную активность эмотивного компонента, существенно расширяющего диапазон ее адаптационных проявлений.

Проведенное нами исследование эмпирически доказало существование инвариантных тенденций в рефлексивной активности, связанных скорее с возрастными особенностями, чем с половой принадлежностью подростков. Это важно учитывать при индивидуальном консультировании или коррекционных занятиях с подростками, а также при дальнейших исследованиях рефлексии. Не только для психологов, но и для других специалистов, помогающим подросткам адаптироваться в изменяющимся мире, открываются возможности в эффективном регулировании развития рефлексии, в стимулировании подростков к более осознанному отношению к самому себе и окружающим, к активизации рефлексивных процессов. Типичность подростковой рефлексии выражается в:

У слабой дифференцированности и противоречивости рефлексивной активности по отношению к своему внутреннему мирузаданности рефлексивной активности внешними ориентирамибедности самооценок (результат взаимодействия с самим собой, отношение к себе в большинстве случаев описывается подростками в оценочной плоскости «хорошо-плохо») — принятии внешних оценок для рефлексивной самооценкиспектре значимых сфер для рефлексии (семья и обучение) и ситуаций, запускающих процесс рефлексии (учебный процесс, жизненные трудности, нестандартные обстоятельства) — склонности воспринимать себя волевыми, умными, добрыми, здоровыми, счастливыми, общительными, хорошими, способными и смелымиструктуре рефлексивной активности, состоящей из эмотивного (эмоциональная (не)вовлеченность в рефлексирование образа Я) компонента и самоценности (в которой объединяются субъектный и когнитивный компоненты) — фиксации сознания в первую очередь на тех качествах и свойствах, которые мешают адаптации.

Изучение трансформации рефлексивной активности под влиянием пола, позволило описать ее специфику в группе мальчиков и в группе девочек. Структура рефлексивной активности мальчиков характеризуется большей интеграцией, все компоненты рефлексивной активности взаимосвязаны друг с другом. В структуре рефлексивной активности девочек исключены показатели, отражающие рефлексию жизненных ценностей и окружающего мира. Возможно, для девочек более значимо то, что происходит в их внутреннем мире, нежели то, что происходит вокруг.

Структура рефлексивной активности мальчиков описывается двумя составляющими, позволяющими говорить о том, что их самоуважение вплетено в широкий спектр количественных характеристик рефлексивной активности. При этом мальчики эмоционально не вовлечены в рефлексирование образа Я. В отличие от мальчиков, в структуру рефлексивной активности девочек не включаются количественные характеристики, отражающие диапазон рефлексии самоценности. Однако девочки эмоционально включаются не только в рефлексирование образа Я, но и внутреннего и внешнего мира.

Мальчики более склонны принимать себя и воспринимают себя менее беспомощными, чем девочки. Мальчики менее эмоционально включены в самоотношение и рефлексирование, уровень эмоциональной насыщенности переживания внутреннего мира мальчиков ниже, чем у девочек, они менее сфокусированы на собственном Я. Рефлексирование по отношению к своему миру у мальчиков более агрессивно, чем у девочек.

Различия между мальчиками и девочками проявляются в определении значимых жизненных сфер рефлексии. Актуализация рефлексивной активности у мальчиков связана со сферой жизненных потребностей, у девочек — морально-нравственная сферой. Рефлексивные различия между мальчиками и девочками в младшем подростковом возрасте находят свое проявление в эмоциональной сфере.

Различия между мальчиками и девочками в содержании рефлексогенных ситуаций несущественны. Можно лишь говорить о том, что только у мальчиков источником рефлексивной активности служат размышления о жизни и смерти, в то время, как только у девочек рефлексивные механизмы включаются в ситуациях, требующих выбора.

Когнитивная сложность и широта диапазона самоописаний мальчиков ниже, чем у девочек. Обращаясь к своему внутреннему миру, для самовыражения, самоопределения и самоописания мальчики используют меньшее количество слов, чем девочки. Особо следует отметить, что различия между мальчиками и девочками проявляются не в самой когнитивной сложности, а в значимости категорий самоописания, в рефлексии Я-хобби и Яучебного. У мальчиков в рефлексивной активности более значимо Я-хобби, у девочек эта рефлексия вытесняется значимостью Я-учебного.

Мы понимаем, что рефлексивная активность каждого подростка настолько своеобразна, что ее нельзя оценивать только по каким-то отдельным критериям. Поэтому мы стремились к исследованию разных аспектов рефлексивной активности подростка и их интеграции с другим и личностными феноменами, в частности с личностным адаптационным потенциалом. Результаты проведенного исследования показали взаимосвязь ряда компонентов рефлексивной активности и адаптационного потенциала личности. Возникает предположение о том, что в младшем подростковом возрасте единство этих феномены отражает единство внутренней и внешней активности личности.

Для выявления интегративных характеристик структуры рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков нами был проведен факторный анализ. Полученные результаты подтверждает гипотезу о том, что рефлексивная активность и адаптационный потенциал интегрируются. Две выделенные составляющие объединяют показатели рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков, но отличаются направленностью рефлексии. В первом случае рефлексия направлена на самоанализ личностных свойств и качеств. Младшие подростки в первую очередь осознают те качества и свойства, которые мешают адаптации, т. е. рефлексируют в себе негативные свойства. Это может быть следствием директивного обучения. Во втором случае объединяются показатели рефлексивной активности, направленной на отношение к самому себе. Сочетание показателей позволяет предполагать заметную роль интеллектуального самоанализа в адаптированности личности.

Исследование выявило ряд неожиданных взаимосвязей рефлексивной активности и адаптационного потенциала младших подростков, требующих дальнейшего изучения. В частности, самооценка настроения повышается, если уровень самоуважения понижаетсясамооценка адаптированности и экспертная оценка адаптированности повышаются, если подросток оценивает себя более замкнутым и несчастным. И наоборот, самооценка и экспертная оценка адаптированности снижаются, когда подросток оценивает себя общительным и счастливым. Возникновение такого рода взаимосвязей, по-видимому, может быть обусловлено включением в регуляцию рефлексивной активности и адаптации факторов, не учтенных в данном исследовании. Например, уровень интеллекта, стиль семейного воспитания, стиль преподавания и т. п. В связи с этим одной из перспектив исследования может стать расширение спектра факторов, обусловливающих рефлексивную активность личности.

Эмпирическое изучение рефлексивной активности и ее адаптационной функции потребовало разработки специального методического комплекса основанного на сочетании опросных и проективных методик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 1998.-320с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -229с.
  4. И. А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. -184с., ил.
  5. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272с.
  6. Л., Терещенко И., Как оценивать успехи школьников // Здоровье детей, № 1−2005, с. 1−15.
  7. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошиной. -СПб.: Речь, 2006.-216с.
  8. В. В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под. Ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. — С. 30−46.
  9. Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.-248с.
  10. Ю.Бажанов В. А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002, № 2, том 2. С.73−89.11 .Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989, № 1- С.92−100.
  11. Т. Ценности людей и законы общества. Урок-тренинг для 8-классников// «Школьный психолог», №-32−2002, с.8−9.
  12. Н. А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 398с.
  13. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
  14. М. Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32с.
  15. М. Р. Система развивающей работы школьного психолога // газета «Школьный психолог», 2004, № 34. С. 13−19.
  16. М. Успеваемость и успешность //"Школьный психолог", № 40−2003, с. 4.
  17. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Издательство «Союз», 2002, — 160с. (Практическая психология).
  18. С. Л. Вопросы самому себе как путь понимания. // Электронный ресурс: hpsy.ru/public/xl353.htm
  19. А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  20. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. — 528с.
  21. Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии, 1997, № 5. С. 28−43.
  22. И. Типы ведения тренинговой группы. Газета «Школьный психолог», №-44−2003, с.8−9.
  23. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис. канд. психологических наук. СПб., 1994. — 16 с.
  24. . Соотнести себя и дело. Опыт управления профессиональной рефлексией. // Журнал «Народное образование», № 1, 1994. С. 132−135.
  25. JI. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии № 2−1972г., с. 114−123.
  26. Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеренбург: Деловая книга, 1998. — 144с.
  27. В. Группы риска. // Журнал «Семья и школа», № 3−1986, с. 2224.
  28. В. Трудные вопросы. // Журнал «Семья и школа», № 5−1986, с. 32−33.
  29. Гете Иоганн Вольфганг Избранные стихотворения и проза: Пер. с нем./ Сост. и автор вступ. Ст. JI. И. Мальчуков. Петрозаводск: Карелия, 1987.-335с.
  30. JI. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.:Политиздат, 1989. 319с.
  31. Т., Меркулова Т. Возможности развития рефлексии у детей средствами психологической работы // Школьный психолог 2006, № 3. С. 16−19.
  32. JI. Н. Эти «трудные вопросы» // Журнал «Семья и школа», № 41 981, с. 27−29.
  33. К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. 80с.
  34. В. В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. «О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей» // Вопросы психологии. 1990,№ 3. С.76−84.
  35. Г. И. Рефлексивно-диалогический подход к развитию личности. (Институт рефлексивной психологии творчества игуманизации образования МАГО, Москва). Электронный ресурс: www.ipras.ru/ponomarev/abstractsms/Sessions/Davydova.
  36. И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Издательство «Речь», 2001. 40с.
  37. И. В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. // Журнал «Начальная школа», 2002. № 3, с.17−25.
  38. Е. К. Психологические механизмы социальной адаптации // Вестник Балтийской педагогической академии. 2001. Вып. 40. С. 5559.
  39. Н. В. Юмор и адаптационный потенциал личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, СПб, 2005. 207с.
  40. А. А. Психология формирования имиджа учителя. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222с.
  41. В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. -344с.
  42. О. 12 правил успешного тренинга с подростками. Газета «Школьный психолог», №-32−2002, с. 7.
  43. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.-288с.
  44. Н. В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 192с.
  45. Князева М. J1. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. -255с.
  46. JI. С., Григорьевская Н. Н., Модина И. А. Человекознание: Курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс: Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. М. — Генезис, 1998. — 160с.
  47. Комплексная психолого-логопедаческая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Под общей редакцикй д.м. н. Е. М. Мастюковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 72с.
  48. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1986. 223с.
  49. Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. — С. 75−89.
  50. Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности СПб.: Изд-во БПА, 1996. — 159с.
  51. Е. Ю. Развитие личности в жизненных ситуациях//Психология человека: интегративный подход. Сб. научных статей. Изд-во РГГТУ им. А. И. Герцена, 2000. -191с. С.68−76.
  52. С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб, 1996.-64с.
  53. Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб.: СпецЛит, 2001.-75с.
  54. Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48с.
  55. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. 4-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. -176с. — (Руководство практического психолога).
  56. Е. О., Тарабрина Н. В. Изучение способности учащихся к адаптации в учебной деятельности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.-С. 162−169.
  57. Лафренье Питер Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 256с.
  58. В. Нестандартный ребенок // Журнал «Семья и школа», № 6−1989, с. 17−20.
  59. И. Связанные одной целью. Психологический тренинг сплаченния. // Газета «Школьный психолог», 2004, № 13. С.8−11.
  60. Д. А.Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  61. А. Е. Трудности в жизни «трудных». // Журнал «Семья и школа», № 5−1979, с. 43−44.
  62. В. Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности (на материале исследования школьников младшего возраста). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2005.-218с.
  63. Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: «Речь», 2001. — 190с.
  64. А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16−24.
  65. В. X. Математическое обеспечение психологических исследований. Курс лекций по одномерной статистике. Учебное пособие. Санкт-петербург, 2005. 115 с.
  66. В. И. Учение об адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. JL: Наука, 1984. — С. 3−16.
  67. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. JL: Изд-во ЛГУ, 1973.-С. 111−120.
  68. Мир детства: Подросток. /Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1982. — 472с.
  69. Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. — 182с.
  70. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. -СПб.: ООО «Береста», 2002. 95с.
  71. Э. И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -200с.
  72. Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. М., «Медицина», 1976, 329с.
  73. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976. -176с.
  74. А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192с.
  75. Наш проблемный подросток: понять и договориться. Под ред. Peiyni Л. А. СПб, 2001. 191с.
  76. А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. Москва «Эгвес», 2004. -82с.
  77. В. Н. Психология человека. Учебное пособие. С-Пб, 2000. -160с.
  78. В. Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. Санкт-Петербург, Научное издание Балтийской Педагогической Академии, Институт Психологии Человека, 1997. -106с.
  79. В. Н. Интегративный подход к психологии человека. // Психология человека: интегративный подход. Сб. научных статей. -Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -191с. С.3−18.
  80. В. Н. Классификация психологических качеств человека и методология исследования характера // Практическая психология / Под ред. В. Н. Панферова. СПб.: Образование, 1996. — С. 3−21.
  81. В. Д. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986. 272с.
  82. А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. 464с.
  83. М. Рефлексия на профессиональную деятельность: психологическое консультирование в школе. // Развитие личности. № 32 002. С. 173−189.
  84. М. В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 288с.
  85. С. Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001.-С.111−121.
  86. С. Т. Психология адаптирующейся личности. Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 240 с.
  87. С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход //автореферат докторской диссертации. СПб, 2001 г. 38с.
  88. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. Самара: Издательский Дом «БАРАХ», 1998.-672с.
  89. А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 192с.
  90. А. М. Шестиклассники // Газета «Школьный психолог» 2002, № 15. С.12−13.
  91. A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.
  92. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
  93. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина- Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 160с.
  94. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной. Санкт-Петербург, издательство «Дидактика Плюс», 1998. -352с.
  95. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. JI. М. Митиной М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.- 184с.
  96. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368с. — (Серия «Мэтры психологии»).
  97. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики. Под общей редакцией А. А. Реана СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 128с.
  98. Психология современного подростка / Под редакцией проф. J1. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — 400с.
  99. Психология: словарь-справочник. Дьяченко М. И., Кандыбович JI. А. Мн.: «Хелтон», 1998.-399с.
  100. А. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1999.-256с.
  101. Д. Я. Ребенок и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики, социальной работы. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. 2002. -736с.
  102. А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 3, № 20. — С. 74−79.
  103. А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  104. JI. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., Речь, 2003. — 352с.
  105. О. Тренинг это маленькая жизнь. Газета «Школьный психолог», №-32−2002, с. 6.
  106. С. JI. Основы общей психологии М., 1946. 704с.
  107. С. Л. Проблемы общей психологии М., 1976. 416с.
  108. С. Я.. Экспериментальные методы патопсихологии, СПб., 1999.
  109. В. Что возведем на месте развалин? // журнал «Народное образование», 1995, № 6. С.15−19.
  110. К. О. Особенности психолого-педагогической адаптации. -Ереван, 1977.-381 с.
  111. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  112. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
  113. И. Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования// Вопросы психологии 1984, № 5. С. 169−170.
  114. И. М. Рефлексы головного мозга. М.: Академия наук СССР, 1961, — 100с.
  115. И. Н. Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб, 2006. 44с.
  116. A. JI. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 80с.
  117. И. А. Психологическое образование учащихся как одно из направлений профилактики конфликтов в образовательной среде// В кн. Конфликты в образовательной среде: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. — 179с. С.32−44.
  118. В. И Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986, № 6. С. 14−22.
  119. В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1990. № 3. С.37−49.
  120. В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. С. 60- 68.
  121. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  122. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2003. — 976с.
  123. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.1980.- 180с.
  124. А. Г. Философия: Учебник. 2е изд. М.: Гардарики, 2002. -736с.
  125. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. -М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. 671с.
  126. С. Как сделать мир удобным (адаптация). // Газета «Школьный психолог», 2002. № 9. С. 5.
  127. С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии, 1991. № 5. С.5−14.
  128. С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. Вопросы психологии, 1982, № 1.С. 99−104.
  129. С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985. № 3. С. 31−40.
  130. И. А. Автореферат докторской диссертации «Педагогическая рефлексия: теория и технология развития», Ростов-на-Дону, 2006.
  131. И. А. Обучение студентов способам рефлексии в процессе профессиональной подготовки // Наука и школа. М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та. 1999. № 6. С.20−25.
  132. И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития у будущих учителей. Монография. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2003. 228 с.
  133. И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов. Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 2006. -256 с.
  134. В. В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.
  135. Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. Морозова Г. В. М.: Юрид. лит., 1986.-336с.
  136. А. В. «Принципы рефлексивной теории деятельности» (тезисы) // Сборник материалов научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» М., 2003 г. С.75−76.
  137. А. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Идея рефлексивности в теоретической психологии», Москва 2004 г.
  138. В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192с.
  139. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: «Прогресс», 1965 Электронный ресурс: http://psylib.ukrweb.net/books/shardO 1.
  140. Е. Е. Опросник креативности Джонсона, СПб, 1997г.
  141. Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005. — VIII, — 1239с.
  142. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 443, 5.с.
  143. JI. К. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.: КАРО, 2003. -208с.
  144. Философия: Учебник для высших учебных заведений, ред. Кононович JL Г., Медведева Г. И. Ростов /Дону: «Феникс», 1996. 576с.
  145. Ф. А., Богомолова JI. И. Введение в педагогическую специальность (лекции-диалоги). М.:ТЦ «Сфера», 1996. 64с.
  146. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 672с.
  147. О. В. На пороге новых возможностей: Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков // Школьный психолог, 2002. № 37. С. 4.
  148. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. — 608с. — (Серия «Мастера психологии»).
  149. Е. Искусство жить в ладу с собой и миром. Развивающая программа для подростков. //"Школьный психолог", № 42−2003.
  150. А. Цели консультирования и задачи консультанта. Газета «Школьный психолог», №-5−2002, с. 10.
  151. Н. И. Основы психологической диагностики: Учеб. Для студ. Высш. Учебн. Заведений: В Зч. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 3. — 366с.
  152. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. — В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974, с. 1228.
  153. Н. Способность влиять на детей // Журнал «Народное образование». 1994, № 1. С.127−131.
  154. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Около 60 ООО терминов. /Гл. ред. Б. В. Пертровский. М.: Советская энциклопедия, — Т. 2. 1983. — 448с.
  155. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Около 60 ООО терминов. /Гл. ред. Б. В. Пертровский. М.: Советская энциклопедия, — Т. 3. 1984. — 512с.
  156. Argail М. The social psychology of work. New-edition, 1989. 400 pages.
  157. Domer P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence. Berlin, 1978, p. 101 — 107.
  158. Erikson E. H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton. 1968.
  159. Erikson E. H. Reflections on the dissent of contemporary youth. Deadalus, 99, 154−176, 1970.
  160. Flavell J. H., Wellman H. M. Metamemory. In: KailR. V. and Hag-en G. W. (Eds.) Perspectives on the development of memory and cognition. Hillsdale, N. Y.: Erlbaum, 1977, p. 3−34.
  161. Piaget J. Piaget’s theory. In P. H. Mussen (Ed.). Handbook of child psycology (Vol.1). New York: Wiley. 1983.
  162. Piaget J. Recherches gur l’abstraction reflechissante. PUF, 1977, v. 1−2, 3261. P
  163. , W.B., & Cronen, V.E. Communication, action and meaning: The creation of social realities. New York: Praeger, 1980.
  164. Reither F. Ober die selbstreflexion beim problemlosen. Berlin. J. Ziebig-Universitat, 1979. 196 S.
  165. Reither F. Selfreflective cognitive processes: Its characteristics and effects. -In: XXII-nd International Congress of Psychology, v. I, Leipzig, 1980.
  166. Tomm, K. Interventive interviewing: Part I. Strategizing as a forth guideline for the therapist. Family Process 26: 3−13, 1987.
Заполнить форму текущей работой