Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет: На материале чувашского орнамента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор возраста детей — 4−7 лет — в нашем исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символичес-кой деятельности /43, 159/. Уже с 4−5 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов /208, 16, 63, 5/. Возможности осмысления условности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7лет
    • 1. Орнаментальный образ как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
    • 2. Геометризированный орнамент — феноменальное явление чувашского декоративно-прикладного искусства
    • 3. Психолого-педагогические основы формирования художественного образа в орнаментальной деятельности дошкольников
  • ГЛАВА II. Особенности использования дошкольниками образов чувашского орнаментального искусства в рисовании и аппликации /по материалам. констатирующего эксперимента/
    • 1. Условия формирования художественного образа в декоративно-орнаментальной деятельности детей в системе общественного дошкольного образования Чувашской Республики
    • 2. Специфика восприятия и осмысления детьми 4−5 лет орнаментальной образности чувашской народной вышивки и узорного ткачества
    • 3. Исходные уровни сформированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях детей 4−5 лет
  • ГЛАВА III. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7лет
    • 1. Задачи, содержание и этапы формирующего эксперимента
    • 2. Развитие интереса к восприятию и пониманию орнаментального образа
    • 3. Формирование способности к созданию орнаментального образа в рисовании и аппликации
    • 4. Динамика орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет

Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет: На материале чувашского орнамента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашей страны, когда происходят глубокие изменения в ее политической и экономической жизни, когда наблюдается нестабильность межнациональных отношений, очевидна необходимость обеспечения полноценного развития каждого ее гражданина.

Проблема национального и духовного возрождения России в настоящее время тесно связана с развитием образования, с необходимостью изучения и осмысления огромного опыта истории и культуры разных народов. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них /29, 195, 197, 154, 28, 194 и др./ подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа /132, с. 142/. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Важность обращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.

Многие проблемы освоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, и круг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияния творений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративной деятельности. Разработаны пути формирования декоративно-орнаментального творчества средствами аппликации /15/, рисования /197, 28, 91, 208, 148, 164, 51 и др./, развития творческих способностей в декоративной лепке /200/, в оформительской деятельности и в процессе ручного художественного труда/141, 142, 115, 50/. Изучена проблема формирования выразительности образа в декоративной аппликации, рисовании, лепке /16, 73, 63, 200/.

В ряде исследований раскрыты возможности народного декоративного искусства в эстетическом воспитании детей. Отдельные из них посвящены этому вопросу в целом /115, 87, 136/, в других рассмотрена его роль в этом процессе /197, 28, 194, 200 и др./. Исследованы такие проблемы, как развитие эстетических чувств в процессе ознакомления с художественными созданиями народа /174/, формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству /113, 5/, к действительности посредством него /171/.

В отдельных исследованиях рассмотрены возможности использования изделий народных мастеров и декоративно-орнаментальной деятельности детей в их нравственном /194, 201, 200 и др./ и познавательном /197, 153,200, 15,73, 113, 5 и др./развитии. В некоторых работах показана необходимость ознакомления дошкольников с декоративным искусством в целях освоения ими образного содержания национальной и семейной традиционной культуры /23, 11/.

Исследования, посвященные проблемам приобщения детей дошкольного возраста к традиционном народной культуре, в том числе декоративно-прикладному искусству, проведены на материале образцов творчества как русского /194, 28, 91, 115, 51, 200, 11, 174, 5 и др./, так и других народов /164, 16, 201, 50, 87, 23, 125, 56 и др./. Имеется ряд исследований и по вопросу ознакомления детей школьного возраста с декоративным искусством различных народов /210, 162, 202, 89, 166, 161 и др./.

Выдвинутая нами проблема формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет не была предметом специального исследования, хотя рассмотрение ее отдельных сторон имеет место.

В философско-искусствоведческих исследованиях /25, 79, 129, 152, 156 и др./ орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Овладение смыслом орнаментальной образности произведений, на наш взгляд, может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда — познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому, на наш взгляд, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

Выбор возраста детей — 4−7 лет — в нашем исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символичес-кой деятельности /43, 159/. Уже с 4−5 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов /208, 16, 63, 5/. Возможности осмысления условности орнамента детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла /41, 197, 154, 60 и др./.

К 4−5 годам и рука ребенка, как отмечает Т. С. Комарова, становится более «ловкой, подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном направлении и разной длительности», от уровня развития которых зависит умение творчески решать любую изобразительную задачу /95, с. 38, 42/.

Примерно с 4-летнего возраста у детей начинает формироваться отношение к людям своей и других национальностей /178, 17, 177/. Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.

Итак, выбор темы нашего исследования обосновывается социальной значимостью и национальной обусловленностью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.

В связи с этим проблема исследования заключается в разработке теоретических и методических основ формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента.

Цель исследования — выявление и обоснование комплекса оптимальных условий и путей, обеспечивающих формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет.

Объектом исследования является процесс формирования эстетического отношения детей 4−7 лет к образам чувашского орнаментального искусства.

Предметом исследования выступают педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет.

Гипотеза исследования включает следующие положения:

1. Развитие эстетического отношения к окружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей 4−7 лет к созданию орнаментального образа.

2. Формирование орнаментального образа в изобразительном творчестве ребенка представляет собой поэтапную динамическую систему и зависит от следующих условий: активизации его эмоционально-чувственной сферы с последующим познавательным, художественно-творческим и нравственным развитиемформирования способности понимания орнаментального образа в единстве его ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и выразительно-изобразительной стороны воплощенияовладения системой передачи изобразительно-выразительных средств геометризированного орнамента в рисовании и аппликации.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента.

2. Определить особенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности в рисунках и аппликативных работах детей 4−7 лет.

3. Разработать вариативные модели и программу формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет в контексте становления их личности.

4. Выявить динамику орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения эстетики о художественном познании действительности, художественном образе, эстетическом отношении человека к действительности и искусствуположения искусствознания о сущности и специфике декоративно-прикладного искусства, искусствоведческой концепции художественной вещиположения психологии и педагогики о культурно-историческом развитии психики, взаимодействии обучения и творчества в активном усвоении художественного опыта и развитии творческих способностей детей, роли эмоционального фактора в формировании личности, развитии у дошкольников эстетического отношения к миру и искусству, теории деятельности, в том числе знаково-символи-ческойобщие положения названных наук о воспитывающей и развивающей роли искусствао культурно-гуманистической функции системы современного российского образования.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие научно-педагогические методы: 1/ теоретического поиска: анализ философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме- 2/ экспериментально-эмпирического уровня: педагогический эксперимент, беседы, наблюдение, диагностические задания, анализ продуктов детской деятельности, моделирование с фиксацией отдельных фрагментов на фотои видеозапись, анкетирование, изучение педагогической документации, передового опыта- 3/ методы обработки полученных результатов: математический, компонентного анализа с составлением карт, диаграмм, графиков, таблиц.

Исследование проводилось в 1995;1998 годах в несколько этапов.

На первом этапе — подготовительном /декабрь 1995 — октябрь 1996 гг./ — изучалась и анализировалась литература по теме исследованияопределялись его теоретические основы, объект, предмет, задачиразрабатывались гипотеза и методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе — диагностическом /май — октябрь 1996 г./ — проводились занятия констатирующего эксперимента с детьми 5-го и 6-го годов жизни с целью выявления их возможностей создавать орнаментальный образ в рисовании и аппликацииизучалась практика общественного дошкольного образования по использованию чувашского орнаментального искусства в развитии детей.

На третьем этапе — основном /ноябрь 1996 — май 1998 гг./ — разрабатывалась модель и программа формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет на материале чувашского геометризирован-ного орнаментапроводились формирующий и контрольный эксперименты.

На четвертом этапе—итоговом /1998 г./—осуществлялись анализ и обобщение полученных результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: впервые рассмотрен вопрос формирования орнаментального образа как особая, самостоятельная проблема художественного воспитания детей дошкольного возрастаустановлена его динамика в рисовании и аппликации детей 4−7 лет в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей дошкольникаразработана модель формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента и ее варианты для детей 4−6 и 5−7 летвыявлены особенности и свойства орнаментального образа, показатели и уровни его понимания детьми 4−7 лет и сформированности в детских рисунках и аппликацияхопределены принципы отбора искусствоведческого материала с учетом его доступности для восприятия орнаментальной образности и воплощения детьми 4−7 лет в рисовании и аппликации.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке и внедрении программы по формированию орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет «Таинственный мир геометризированного орнамента» — в подготовке и экспериментальной проверке наглядных пособий /изобразительных моделей оригиналов, художественно-дидактических игр, динамических карточек, таблиц и др./- в возможности использования его результатов и материалов в практике работы дошкольных учреждений, в учебном процессе дошкольных педагогических училищ, колледжей, на дошкольных факультетах в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в ДОУ №№ 160, 177 г. Чебоксары, в с. Синьялы Чебоксарского района Чувашской Республики.

Основные результаты и положения докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: Всероссийской — «Проблемы содержания дошкольного образования в условиях многофункциональной сети ДОУ» /г. Ульяновск, 1997/, Ульяновской областной — «Гуманитаризация профессионального образования /г. Ульяновск, 1996/, преподавателей УлГПУ им. И. Н. Ульянова /1996, 1997/, на педагогических советах в ДОУ г. Чебоксарыиспользовались в лекциях и на практических занятиях /42 часа/ на курсах повышения квалификации дошкольных работников в Чувашском республиканском институте образования.

На защиту выносятся следующие положения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации на материале чувашского геометризированного орнамента возможно в возрасте 4−7 лет.

В исследовании установлено, что при условии обучения, начатом с детьми 4-летнего и 5-летнего возраста, на 6-ом и соответственно 7-ом годах жизни они успешно создают художественные образы в декоративно-орнаментальной деятельности. При этом различия в коэффициентах их реальной оценки невелики: 1,3 и 1,1 при идеальном коэффициенте, равном 1, а допустимом — не выше 2.

2. Предпринятым исследованием на материале чувашского геометризированного орнамента доказана эффективность разработанной базисной модели формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет и ее вариантов — для 4−6 и 5−7 лет.

Орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенка-дошкольника рассматривался нами как отображение, во-первых, модели отношения народа к миру и, во-вторых, как выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения соответствующими данному виду искусства выразительно-изобразительными средствами.

Сформированность орнаментального образа в рисунках дошкольников определялась такими показателями, как эмоциональная выразительность изображения, его смысловая целостность, наполненность образами-типами, качество технологического выражения орнамента и оригинальность созданного.

3. Исследование позволило проследить динамику орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет. Возникновение и ход его развития имели следующую последовательность: от восприятия народных орнаментированных изделий к осмыслению их первичных художественных образов /линейных и цветовых/ и к пониманию орнаментального образа как единства ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания и его выразительно-изобразительной стороны, а отсюда к воспроизведению линейных и цветовых образов, затем к воссозданию орнаментального образа как системы взаимодействующих частных образов в рисунках и аппликациях и, наконец, к созданию индивидуально-своеобразной образности в самостоятельном орнаментальном творчестве.

4, В результате исследования установлен темп формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 5−7 лет. У испытуемых и 6-го, и 7-го годов жизни он связан с приближением его к идеальной оценке при небольшой разнице в коэффициентах реальной оценки созданных образов. Однако модель становления орнаментального образа в творчестве детей 6-го года жизни отражает более динамичную, наполненную движением систему, в которой процессы его возникновения протекают в ускоренном темпе. В группе же 7-го года жизни складывается тенденция постепенного развития образа в орнаментальной деятельности при достаточно высоком его коэффициенте.

5. В исследовании выявлено влияние индивидуальных особенностей ребенка на становление орнаментального образа. Среди них наиболее значимыми были особая его восприимчивость к ритму, активность воображения, увлеченность деятельностью, изобретательность, настойчивость в достижении цели. Индивидуальное своеобразие созданных образов было связано также с уровнем развития комбинаторных способностей, что выражалось в необычности композиционного решения, творческом преобразовании знакомых орнаментальных форм, в компановке их в новые оригинальные сочетания.

6. В процессе исследования выявлены педагогические условия формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет на материале чувашского геометризированного орнамента: отбор творений народных мастеров с учетом: необходимости первоначального ознакомления с искусством своего народа как наиболее близкоговысокохудожественности образцов и оригинальности выражения в них орнаментального образасозвучности эстетическим чувствам и представлениям детей, родственности их мироощущениюдоступности ценностно-смыслового содержания орнаментального образа восприятию и пониманиюпознавательности смысла образности и ее оптимистичностивозможности использования для создания орнаментальных образов в творческой деятельностипоэтапность формирования орнаментального образа, включающая 4 взаимосвязанных звена. Каждое из них имеет свои конкретные цели: воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к искусству орнамента, к восприятию и пониманию орнаментального образа /первый этап —эмоционально-познавательный/- формирование способности овладения средствами выражения орнаментального образа в рисовании и аппликации /второй этап — орнаментально-изобразительный/- развитие способности к созданию стилизованного художественного образа в самостоятельной орнаментальной деятельности /третий этап — орнаментально-творческий/- реализация результатов познания и творчества /четвертый этап — декоративно-игровой и фоль-клорно-праздничный/- моделирование пространственно-предметной среды как материализованной и духовно-эмоциональной как оценочной, построенной на диалоге с детьмиорганизация работы по формированию у детей восприятия и осмысления особенностей орнаментального образа чувашской народной вышивки и узорного ткачества, отличающихся угловатой геометризи-рованностью орнамента, символической многомасштабностью образов, многослойной сем античностью линейных образов-символов, цветовой символичностью образов, дифференцированной неповторимостью композицийопределение взаимодействия восприятия произведений орнаментального искусства с детской продуктивной деятельностьюсопоставление изобразительного, устного и музыкального народного творчества и установление параллелей между ними и определение общности их образов и сюжетовиспользование разных форм организации образовательного процесса и методов обученияпостановка ребенка в позицию субъекта деятельности, самостоятельно определяющего и управляющего выполнением предложенных заданий и собственных замысловиндивидуально-дифференцированное руководство формированием орнаментального образа;

7. В исследовании определены возможности использования орнаментального искусства не только в плане создания художественной образности, но и его влияния на становление личности ребенка, а именно эмоциональное, нравственное, познавательное развитие.

Дальнейшее изучение данной проблемы может быть связано с поиском педагогических условий развития индивидуальных особенностей ребенка, способствующих созданию оригинальных орнаментальных образов, отличающихся индивидуальным «почерком» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.М. Эволюция женского костюма саратовских чуваш. Саратов, 1928. Вып. 35. С. 25−39.
  2. Т.М. Женские головные уборы саратовских чуваш. Саратов, 1929. Вып. 1.С. 45−56.
  3. Т.М. Чувашские вышивки // Искусство народов СССР. М., 1930. С. 60−70.
  4. Т.М. Вышивка саратовских чуваш. Саратов, 1936. Т. 7, —21 с.
  5. Н.С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5−6 лет. Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 15 с.
  6. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1966. № 1. С. 61−67.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М., 1980. Т. 1, — 284 с.
  8. A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства /методологические аспекты проблемы/. М.: Наука, 1981, — 193 с.
  9. JI. «Реалогия» и смысл вещи // Декоративное искусство СССР. 1986. № 10. С. 41−42.
  10. Архангельский И. Д, Чаваш терри/Чувашскиеузоры/. Ульяновск, 1925. — 31 с.
  11. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 138 с.
  12. A.B. Художественное творчество и воспитание. // Исследования и статьи: Избр. искусствовед, труды. М.: Сов. художник, 1981. С. 48−77.
  13. Е.Я. Психология художественного творчества. М., 1985.— 62 с.
  14. З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте /на материале аппликации/. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1973. — 214 с.
  15. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
  16. М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1988. — 111 с.
  17. И.Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом /Х1Х-ХХ в./ // Советская этнография. 1982. № 1. С. 101−112.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. —464 с.
  19. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 22−29.
  20. С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  21. Л .А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5−7 лет на занятиях в детском саду. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985.— 23 с.
  22. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду Республики Коми4.6 лет/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993.— 17 с.
  23. Г. К. Трудности истинные и мнимые // Декоративное искусство СССР. 1973. № 7. С. 37−38.
  24. Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV—XV вв.еков. М.: Искусство, 1980. — 263 с.
  25. Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда / Сост. М. А. Некрасова. М., 1998. С. 97−139.
  26. Василев Стефан. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1970. — 496 с.
  27. Е.И. Декоративное рисование как одно из средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Дис.. канд. пед. наук. М., 1956. — 250 с.
  28. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Советский художник, 1974. — 294 с.
  29. H.A. Общие вопросы художественного творчества ребенка // Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Вет-лугиной. М.: Педагогика, 1972. С. 7−48.
  30. H.A. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду / Под ред. H.A. Ветлуги-ной. М.: Просвещение, 1974. С. 5−16.
  31. H.A. Воспитание эстетического отношения к окружающему // Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. H.A. Вет-лугиной. М.: Просвещение, 1978. С. 5−35.
  32. Н.А. Задачи, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. С. 3−7.
  33. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965. — 60 с.
  34. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966, — 442 с.
  35. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
  36. Н.И., Львов А. К., Романов Н. Р., Симонов А. Г. Чуваши. Этнографические исследования /Под ред. М. Я. Сироткина, В. Л. Кузьмина. Чебоксары, 1956. 4.1. — 415 с.
  37. Ю.Д. Диалектика отражения и творчества в искусстве. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  38. Н.В. В стране красно-белых сурбанов // Волга. 1976. № 5. С. 180−188.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  40. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 91 с.
  41. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 438−452.
  42. Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Том 3. С. 6−328.
  43. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья /Материалы к этногенезу/ Чебоксары, 1960.— 235 с.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. С. 259−276.
  45. Ю.Я. Что такое орнамент // Декоративное искусство СССР. 1978. № 1. С. 29−30.
  46. Ю.Я. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР. 1979. № 1. С. 30−33.
  47. Горанов Крыстю. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. — 519 с.
  48. А.Е. О красоте вещей. М.: Легкая индустрия, 1966, —66 с.
  49. Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.— 19 с.
  50. A.A. Воспитание творческой активности у детей 4−7 лет средствами народного декоративного искусства. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  51. Г. Г. Система игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей 5-го года жизни. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983, — 24 с.
  52. И.А. Художественное мышление и художественный образ. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Одесса, 1970.— 17 с.
  53. И.Л. Аппликация в детском саду. М., 1968. — 64 с.
  54. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. —423 с.
  55. Л.С. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира /Крайний Северо-Восток России/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 20 с.
  56. Т.Л. Педагогические условия формирования образа в рисовании детей 6-го года жизни. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 1997. — 17 с.
  57. A.A. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.— 17 с.
  58. E.H. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  59. П.Н. Декоративно-прикладное искусство. М.: Знание, 1970.— 32 с.
  60. Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
  61. О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1987. — 16 с.
  62. В.А., Казакова Т. Г. Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности. // Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974. С. 73−77.
  63. А.Ф. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Свердловск, 1971. — 272 с.
  64. C.B. Узоры ведут по древним тропам /о языке символов/ //Слово. 1992. № 10. С. 10−13.
  65. И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 17 с.
  66. А.Т. Специфика художественного символа. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Тбилиси, 1986.— 18 с.
  67. A.B. Особенности и развитие процесса восприятия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1980. С. 265−276.
  68. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функциии структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59−72.
  69. A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие у дошкольников /Под ред. А.Д. Кошеле-вой. М.: Просвещение, 1985. С. 8−28.
  70. H.A. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 25 с.
  71. С.В. Формирование выразительного образа в аппликации у детей 6-го года жизни. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991, — 17с.
  72. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  73. Изобразительное искусство Советской Чувашии. / Сост. Н. В. Воронов, A.A. Трофимов. М.: Сов. художник, 1980. — 222 с.
  74. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке /музей народного искусства/. М.: Советская Россия, 1990. — 317 с.
  75. В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
  76. М.С. О прикладном искусстве /Некоторые вопросы теории/. Л.: Художник РСФСР. 1961. — 156 с.
  77. М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. — 209 с.
  78. М.С. Морфология искусства. Д., 1972. — 440 с.
  79. М.С. Эстетика // БСЭ. М., 1978. Т. 30. С. 753.
  80. Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества. // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты. М.: МГПУ, 1998. С. 114−115.
  81. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественноеразвитие дошкольников. M.: Педагогика, 1983. — 110 с.
  82. Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  83. A.JI. Художественный образ как явление культуры // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 100−108.
  84. A.JI. Художественный образ и реальность: Опыт эстети-ко-искусствоведческого анализа. Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 120 с.
  85. Р.В. Эстетическое воспитание детей 6-го года жизни средствами молдавского народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 18 с.
  86. C.B. Формирование потребности общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. ^— 23 с.
  87. З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 20 с.
  88. Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968. — 206 с.
  89. Е.Г. Народное декоративное искусство как одна из основ художественно-педагогического образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Д.: 1959. — 19 с.
  90. В.В. Виды искусства. М.: Искусство, 1960. — 128 с.
  91. К.И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1964.— 175 с.
  92. С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 21 с.
  93. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990. — 143 с.
  94. JI .В. Влияние поэтического образа на выразительность детского рисунка. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 20 с.
  95. E.H. Формирование представлений о художественном образе у младших школьников в художественном музее. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 17 с.
  96. Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  97. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников /средний дошкольный возраст/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.— 18 с.
  98. В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1962. — 60 с.
  99. Л.Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности /Подред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. С. 44−62.
  100. Т.А., Хван М., Гумилев Л. Н. Китайские письмена в чувашской вышивке // Советская Чувашия. 1996. 26 янв. С. 3.
  101. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
  102. B.C. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества // Творчество юных. Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей. М.: Просвещение, 1973. С. 29−49.
  103. И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения мира у старших дошкольников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 20 с.
  104. Н.Л. Развитие художественного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 22 с.
  105. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. — 207 с.
  106. А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 350−409.
  107. А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 509−537.
  108. А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 5−20.
  109. Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. — 207 с.
  110. A.A. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  111. И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста /на материале народной аппликации/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
  112. К.А. К понятию декоративности // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда /Сост. М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 289−333.
  113. Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983.— 158 с.
  114. В.А. Искусство и творческая деятельность. Киев, 1979.— 211 с.
  115. Н.Л. Диалектика движения образа в художественном творчестве. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Л., 1984. — 17 с.
  116. В.В. Образ, знак, условность. М.: Высш. шк., 1980.— 160 с.
  117. Г. С. Орнамент русской народной вышивки /как историко-этнографический источник/. М.: Наука, 1978. — 207 с.
  118. Матиев Кадырбек. Природа художественного образа. Фрунзе, 1985.— 108 с.
  119. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. — 96 с.
  120. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. 1994. № 2. С. 9−18.
  121. A.C. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986.— 126 с.
  122. С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского, марийского народов. Чебоксары, 1972. — 423 с.
  123. A.B. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет /на материале народного искусства Башкортостана/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  124. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 239 с.
  125. М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1983. — 219 с.
  126. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 320 с.
  127. М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда /Сост. М. А. Некрасова. М., 1988. С, 13−42.
  128. М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда /Сост. М. А. Некрасова. М., 1988. С. 43−96.
  129. М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны // Проблемы народного искусства /Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 17−33.
  130. .М. Мудрость красоты /О проблемах эстетического воспитания/. М.: Просвещение, 1981. — 253 с.
  131. М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М.: Наука, 1982. — 319 с.
  132. Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960. — 168 с.
  133. Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань, 1919. — 103 с.
  134. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  135. A.A. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978.— 64 с.
  136. A.A. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978.— 133 с.
  137. Е.В. Символ как проявление бытийно-человеческого начала. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1993. — 18 с.
  138. Е.А. Наблюдения над символикой украшений и орнаментов верховых чувашей // Уч. зап. НИИ при Совете Министров ЧАССР. Чебоксары, 1967. Вып. XXXV/искусствоведение/. С. 110−116.
  139. Г. Н. Декоративно-оформительское искусство в эстетическом воспитании старших дошкольников /Приобщение детей к оформлению праздников/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 21 с.
  140. JI. В. Развитие чувства цвета у детей 5−7 лет. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 23 с.
  141. В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  142. В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков вобщении с народным искусством. М., 1989. — 143 с.
  143. Т.М. Проблемы декоративного искусства. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 190 с.
  144. Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 255 с.
  145. A.B. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 18 с.
  146. Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6−7 лет /на материале орнаментального творчества/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1969. — 20 с.
  147. Ю.И. Гносеологическая природа художественного образа. Автореф. дис.. канд. философ, наук. JL, 1981. — 19 с.
  148. СЛ. Направленность личности // Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. С. 103−122.
  149. .А. Русское прикладное искусство X—XIII вв.. /Альбом/. Л.: Аврора, 1971. — 128 с.
  150. .А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1,3. С. 30−33, 38−43.
  151. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  152. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 214 с.
  153. А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956. — 47 с.
  154. А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969.— 295 с.
  155. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. — 207 с.
  156. В.И. Язык искусства. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  157. Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. докт. психолог, наук. М., 1994.— 43 с.
  158. Сенсорное воспитание дошкольников /Под ред. A.B. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1964. — 228 с.
  159. Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  160. Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся /на материале искусства Прикарпатья/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 20 с.
  161. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971, — 271 с.
  162. Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании /на материале искусства малых народов Приамурья/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978.— 16 с.
  163. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  164. Т.Г. Обучение геометрическому орнаменту в узбекской школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.— 18 с.
  165. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1997. — 43 с.
  166. Т.М. Орнамент — почерк эпохи. JI.: Аврора, 1972, — 148 с.
  167. JI. Семантика древнего орнамента // Декоративноеискусство СССР. 1980. № 9. С. 17−22.
  168. Д.В. Типология и семантика орнаментов вышивки налобных повязок чувашей, марийцев и башкир // Этническая культура чувашей /Вопросы генезиса и эволюции/. Чебоксары, 1990. С. 50−71.
  169. O.A. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.— 16 с.
  170. М.С. Орнаментация чувашской вышивки // Чувашское искусство. Чебоксары, 1974. Вып. 3. С. 127−157.
  171. Ю.В. Развитие образного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970, — 19 с.
  172. И.А. Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994.— 16 с.
  173. В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте /на материале изобразительной деятельности/. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.— 17 с.
  174. H.H. Пути создания художественного образа/Роль воображения в художественном творчестве/. М.: Знание, 1984. -— 63 с.
  175. С.Н. Формирование положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  176. Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М., 1994.— 80 с.
  177. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  178. .М. Психологические вопросы художественного воепитания. M.: Изв. АПН РСФСР, 1946. Вып. U.C. 7−26.
  179. A.A. О чувашском орнаменте // Уч. зап. при Совете Министров ЧАССР. Чебоксары, 1967. Вып. ХХХУ. С. 117−124.
  180. A.A. Поиски истоков чувашской вышивки // Чувашское искусство. Чебоксары, 1971. Вып. 1. С. 68−106.
  181. A.A. Знаки чувашской вышивки // Чувашское искусство, 1971. Вып. 1.С. 107−121.
  182. A.A. К вопросу о художественном образе в чувашской вышивке // Чувашское искусство. Чебоксары, 1973. С. 124−141.
  183. A.A. Цвет в чувашской вышивке // Чувашское искусство. Чебоксары, 1974. Вып. 3. С. 99−126.
  184. A.A. Вопросы изучения чувашской народной вышивки // Чувашское искусство. Чебоксары, 1975. Вып. 4. С. 155−189.
  185. A.A. О чувашской вышивке XVIII века // О чувашском искусстве. Чебоксары, 1977. Вып. 75. С. 38−53.
  186. A.A. Орнамент чувашской народной вышивки /Вопросы теории и истории/. Чебоксары, 1977. — 110 с.
  187. A.A. Мир красоты и мудрости // Из наследия художественной культуры Чувашии. Чебоксары, 1991. С. 101−113.
  188. A.A. Воссоздание алфавита древнечувашской рунической письменности // Проблемы письменности и культуры. Чебоксары, 1992. С. 15−30.
  189. A.A. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства. Чебоксары, 1979. Вып. 90. С. 3−44.
  190. A.A. Древний язык чувашского орнамента // Чувашское народное творчество. Чебоксары, 1985. С. 3−19.
  191. A.A. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки //Чувашское искусство. Чебоксары, 1976. Вып. 70. С. 3−52.
  192. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1961. — 78 с.
  193. К.Д. Родное слово // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. Т. 2. С. 269−346.
  194. Факультативный курс «Введение в народоведение» для 3-летней и 4-летней начальной школы /Авт. М.Ю. Новицкая/ // Вестник образования. 1993. № 6. С. 80−94.
  195. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников /Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
  196. Формирование восприятия у дошкольников /Под ред. A.B. Запорожца, JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1967. — 278 с.
  197. О.М. Семантика первой вещи // Декоративное искусство СССР. 1976. № 12. С. 16−22.
  198. Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  199. Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 21 с.
  200. В.Д. Изучение образцов азербайджанского народного творчества в начальных классах как средство эстетического воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1975. — 42 с.
  201. А.К. Особенности отражения жизни в предметах прикладного искусства // Искусство. 1959. № 3. С. 11−16.
  202. H.A. Внутренний диалог в структуре художественного образа. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Свердловск, 1989.— 20 с.
  203. Чуваши. Этнографические исследования /Под ред. М.Я. Си-роткина, М. И. Иванова. Чебоксары, 1970. Ч. 11.— 307 с.
  204. Чувашское народное искусство /Сост. Э. Д. Меджитова,
  205. А.А.Трофимов. Чебоксары, 1981. — 246 с.
  206. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995, —46 с.
  207. Ц.Н. Болгарское народное творчество и декоративная деятельность детей в детском саду. Дис.. канд. пед. наук. М., 1970 — 19 с.
  208. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Автореферат дис.. канд. пед. наук. М.', 1965. — 19 с.
  209. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1974. — 192 с.
  210. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6−20.
  211. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
  212. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  213. В.Я. Художественные особенности чувашской вышивки // Записки НИИ при Совете Министров ЧАССР. Чебоксары, 1952. Вып. VI. С. 120−130.
  214. ИЗДЕЛИЯ ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ И УЗОРНОГО ТКАЧЕСТВА- .". «.о ф."а с т- V. Г^зе.
  215. ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ 4−7 ЛЕТ В РИСОВАНИИ И АППЛИКАЦИИ
  216. Семантика образов-символов1. Рисунки чувашских узоров
  217. Линейные образы, связанные с космогонией:
  218. Образ солнца, дающего тепло
  219. Образ животного, олицетворяющего силы природы и связывающего человека с космосом
  220. Образ неба, освещающего Вселенную и посылающего людям свет4. Образ горы, возвышенности
  221. Образ дома как мироздания, сооружения1. Линейные образы, связанные с земледелием
  222. Образ земли, являющейся центром народных переживаний
  223. Образ воды, дающей жизнь полям
  224. Образ дерева и растения как проявление рождающей силы землиггпгпТпи с с с? Г1. Т1 Т1гп1. ЕЕ ЕГЗ
Заполнить форму текущей работой