Организация и управление вертикальным взаимодействием промышленных и сбытовых предприятий
Широкое распространение трансфертных цен, как в развитых экономиках, так и в экономиках переходного периода, стимулировало интенсивные исследования в этой области. В условиях становления рыночных механизмов одним из способов обеспечения стабильной работы предприятий становится создание устойчивых интегрированных структур. Процессы интеграции, включая интеграцию промышленного и торгового капитала… Читать ещё >
Содержание
- 1. Вертикальные взаимодействия как фактор повышения эффективности деятельности промышленного предприятия
- 1. 1. Анализ проблем и перспектив развития промышленности России
- 1. 2. Типы взаимодействий и общие принципы их исследования
- 1. 3. Механизмы вертикальных взаимодействий участников интеграции
- Выводы
- 2. Анализ организационно-экономических условий вертикальной интеграции промышленных и сбытовых предприятий
- 2. 1. Характеристика технико-экономических показателей предприятий участников взаимодействия
- 2. 2. Методические основы формирования механизма вертикального взаимодействия
- 2. 3. Процесс управления вертикальным взаимодействием на основе механизма трансфертных цен
- Выводы
- 3. Реализация механизма вертикальных взаимодействий промышленного предприятия и сбытовых структур (на примере ОАО «БПЗ» и ООО «ТД БПЗ»)
- 3. 1. Использование модели равновесных трансфертных цен для анализа вертикальных взаимодействий
- 3. 2. Расчет оптимальных параметров механизма взаимодействия на основе равновесных трансфертных цен
- 3. 3. Корректировка модели расчета параметров трансфертных цен на величину дебиторской задолженности потребителя
- Выводы
Организация и управление вертикальным взаимодействием промышленных и сбытовых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Научный и практический интерес к проблемам экономической интеграции обусловлен развитием рыночных отношений и интернационализацией экономики РФ. Научное осмысление этих процессов связано с реальными успехами крупных интегрированных корпораций в странах развитого рынка, многомиллиардным рынком слияний и поглощений, а также попытками найти эффективные интегрированные структуры для хозяйствующих субъектов в условиях России.
Экономическая эффективность функционирования интегрированных предприятий во многом определяется формой их взаимодействия, которые определяют как трансакционные издержки взаимодействия агента с партнерами, так и трансформационные издержки, связанные с переходом от одной нормы поведения к другой. Как показывает анализ, существуют такие устойчивые механизмы закрепления норм поведения, как координация, обучение, сопряжение, лоббирование, которые способствуют формированию факторов противодействия эффективной интеграции.
В общественной организации производства механизм группирования предприятий выполняет важные функции преодоления «запирающих эффектов» при стремлении достигнуть более высоких экономических результатов. Как известно, «запирающие эффекты» возникают при дефиците оборотных средств в одном из элементов технологического звенаслабой координации взаимодействиясамостоятельности компаний по отношению к рискуне полной информации о продукте у покупателя и продавцажесткости рыночных требований к отдаче на инвестируемый капиталналичии входных барьеров на некоторых рынках.
Как показывает анализ, преодоление «запирающих эффектов» зачастую осуществляется с помощью усиления взаимодействия между хозяйствующими субъектами. В случае взаимодействия на товарном рынке одного поставщика и одного потребителя возникает конкурентная рыночная структура, обеспечивающая устойчивое функционирование и поставщику и потребителю. Устойчивое поведение в такой ситуации характеризуется выбором этими участниками условно равновесного состояния по параметрам объемов продаж и цен, при которых выполняются условия:
1) прибыль поставщика и потребителя в рамках взаимодействия не уменьшается по сравнению с их индивидуальной работой;
2) эффект интеграции определяется экономическими и технологическими факторами;
3) существенно сокращаются трансакционные и трансформационные издержки;
4) повышается координация взаимодействий и стратегий.
Широкое распространение трансфертных цен, как в развитых экономиках, так и в экономиках переходного периода, стимулировало интенсивные исследования в этой области. В условиях становления рыночных механизмов одним из способов обеспечения стабильной работы предприятий становится создание устойчивых интегрированных структур. Процессы интеграции, включая интеграцию промышленного и торгового капитала, определяют эффективные направления развития рыночных структур российской экономики. Не всегда вертикальные взаимодействия сопровождаются должной отдачей и эффективностью. Одной из сложных проблем организации механизма вертикального взаимодействия является определение его содержательных параметров, составляющих предмет договора между поставщиком и потребителем, которые закрепляются в контрактах или иных документах, оформляющих факт интеграции. Центральным звеном решения данной проблемы являются вопросы методического обеспечения формирования механизма вертикального взаимодействия, а также поиск эффективных механизмов согласования интересов, чем и объясняется актуальность настоящего диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы. Вопросам научного осмысления проблем интегрированных производственных структур в последнее время уделяется много внимания. В этом направлении работают такие ученые, как: Ю. Винелав, А. Войтенко, С. Губанов В. Дементьев, Ю. Иванов, О. Мамченко, И. Ме-жов, В. Мищенко, Н. Оскорбин, А. Плещинский, В. Титов, В. Толстов, Ю. Якутии.
Вместе с тем следует отметить, что не так много работ содержат в основе исследований научно-практические аспекты вертикальной интеграции.
Большинство исследователей считают, что качество интеграции обеспечивается дополнительным экономическим эффектом (синергией), при этом подлинно интегрированная производственная система может быть создана только на основе предварительного исследования, с включением в ее структуру тех участников, которые потенциально способствуют формированию системного эффекта в условиях эффективного механизма вертикального взаимодействия.
Цель исследования: разработка теоретических основ и методических положений анализа и построения механизма вертикального взаимодействия промышленного предприятия и торгово-сбытовых организаций на основе трансфертных цен.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— провести анализ проблем и перспектив развития интеграционных процессов в российской экономике;
— изучить теоретические и методологические основы вертикальной интеграции и механизмов взаимодействий предприятий в условиях переходной экономики;
— уточнить некоторые положения теоретических основ вертикальных взаимодействий, касающихся влияния дебиторской задолженности на эффективность механизма трансфертных цен;
— сформировать концептуальные положения по управлению вертикальным взаимодействием участников интеграции на основе контракта;
— разработать методические основы и порядок формирования механизма трансфертных цен для промышленного предприятия и торговой организации;
— сформировать методические положения использования модели равновесных трансфертных цен к установлению оптимальной ставки и объема трансферта;
— разработать процедуры и программное обеспечение расчетов интеграции поставщика и потребителя на этапе организационного обоснования вариантов взаимодействия;
— осуществить апробацию и обоснование предлагаемых методических положений на примере конкретных предприятий.
Научная гипотеза диссертационного исследования состоит в возможности повышения эффективности функционирования предприятийпоставщиков и потребителей в рамках интегрированных объединений на основе механизма вертикального взаимодействия, способствующего оптимизации трансакцион-ных и трансформационных затрат.
Объект исследования: промышленные и сбытовые предприятия пищевой отрасли. Исследование конкретных проблем вертикальной интеграции проводились на примере ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» и ООО «Торговый дом БПЗ».
Предмет исследования: управленческие отношения, возникающие в процессах вертикальной интеграции предприятий, а также методы и процедуры анализа взаимодействий и формирования механизма согласования интересов участников интеграции на основе трансфертных цен.
Теоретическая и методологическая база исследования. При выполнении диссертационного исследования использованы общеметодологические принципы научного исследования, важнейшие положения теории рыночных отношений, экономического анализа предприятий, теории организации производственных систем, теории управления, экономико-математического и имитационного моделирования производственных систем и их взаимодействия. Использованы законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие работу предприятий в условиях современной России.
Обоснованность и достоверность результатов исследования базируются на научных достижениях и разработках отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации и управления производственными системами, теории интеграции. В основе исследования лежит системный подход к изучению прикладных проблем интеграции с использованием данных конкретных предприятий пищевой отрасли Алтайского края. Результаты работы, ее достоверность подтверждается апробацией основных концептуальных положений на практике.
Основные результаты исследований, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в разработке научно-практических и методических основ управления вертикальным взаимодействием промышленного предприятия и сбытовой организации на основе механизма трансфертных цен путем оптимизации ставки и объема трансферта, в том числе:
1. В дополнение к известным теоретическим положениям сформированы методические основы анализа вертикальных взаимодействий промышленного предприятия-поставщика и сбытового предприятия-потребителя на основе механизма равновесных трансфертных цен, а также показано взаимовлияние не только экономических, но и технологических показателей участников интеграции.
2. Впервые предложены научно-практические положения использования механизма равновесных трансфертных цен (теоретическая модель А. Плещин-ского) для организации вертикальных взаимодействий в практике действующих предприятий и разработаны организационно-экономические инструменты его реализации, в том числе:
— определено влияние дебиторской задолженности потребителя — торговой организации на механизм взаимодействия;
— разработана модель расчета параметров взаимодействия;
— сформированы процедуры нейтрализации дефицита оборотных средств.
3. Разработаны, обоснованы и апробированы методические основы анализа вертикальной интеграции в процессе прогнозной оценки основных экономических параметров взаимодействия на основе действующих предприятий.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Теоретическое обоснование возможности и эффективности вертикальных взаимодействий промышленного предприятия и торговой организации.
2. Методические положения и инструменты управления вертикальным взаимодействием поставщика — промышленного предприятия и потребителяторговой организации на основе оптимизации параметров механизма трансфертных цен: ставки трансферта, объема трансферта, торговой наценки, конечной цены реализации товара, дебиторской задолженности.
3. Инструменты и процедуры реализации предлагаемой методики на основе действующих предприятий.
Практическая значимость результатов исследования представлена в форме методических рекомендаций, частично реализованных в конкретной практике предприятий в условиях Алтайского края. Особый практический интерес представляют:
— положения конструктивного экономического анализа и синтеза механизма вертикальных взаимодействий промышленного предприятия и торговой структуры;
— методические положения формализации взаимодействия и согласования интересов участников интеграции.
Реализация результатов исследования. Теоретические, методические и прикладные результаты использовались при разработке федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России» по теме: «Разработка и внедрение корпоративных принципов и методов управления промышленными структурами в условиях российской экономики. Рассмотренные в диссертационном исследовании проблемы интеграции и некоторые методы их решения нашли отражение в подготовке студентов и аспирантов экономического факультета Алтайского государственного университета.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы», г. Барнаул, (2004) — II Межрегиональной научно-практической конференции «Реформирование промышленности: проблемы и решения», г. Барнаул, (2004).
Публикации. По теме работы автором опубликованы 6 научных статей, общим объемом 2,8 пл., в том числе авторский вклад — 2 п. л.
В первой главе «Вертикальные взаимодействия как фактор повышения эффективности деятельности промышленного предприятия» рассматриваются и анализируются процессы трансформационных преобразований российской промышленности и возможности повышения ее эффективности за счет интеграции. Выявлено, что изменившиеся общеэкономические условия хозяйствования, трудности переходной экономики и нарастание конкурентной борьбы в отрасли требуют новых принципов и подходов к организации бизнеса. В этой связи необходимо ориентироваться на такие модели управления, которые обеспечат рациональное использование ресурсов, стратегическую конкурентоспособность на основе интеграции и усиления концентрации капитала.
Во второй главе «Анализ организационно-экономических условий вертикальной интеграции промышленных и сбытовых предприятий» приведен анализ возможности использования вертикальных взаимодействий в управлении контрактной деятельностью. Материалы второй главы показывают сложный системный характер взаимодействия экономических показателей участников интеграции, эффективность которых обусловлена оптимизацией показателей торговой наценки и рентабельности, которые выступают в качестве управляющих параметров механизма вертикального взаимодействия. Разработаны методические основы анализа механизма трансфертных цен и влияния торговой наценки на величину прибыли взаимодействующих предприятий на примере рынка продукции пищевой отрасли.
Показано, что в рамках требований, установленных контрактом, система взаимодействующих участников в процессе своего функционирования осуществляет саморегулирование совокупного поведения.
В третьей главе «Реализация механизма вертикальных взаимодействий промышленного предприятия и сбытовых структур (на примере ОАО „БПЗ“ и ООО „ТД БПЗ“)» показан механизм равновесных трансфертных цен в условиях, когда предприятия рассчитываются между собой за поставляемую продукцию не по рыночным ценам, а по более низким трансфертным ценам. Разработана процедура принятия решений по параметрам трансфертных цен, включаемых в условия контракта при различных способах нейтрализации дебиторской задолженности.
Разработана компьютерная программа реализации модели по расчету оптимальных параметров механизма равновесных трансфертных цен для вертикального взаимодействия поставщика — промышленного предприятия и потребителя — сбытовой организации.
Основные результаты исследований, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в разработке научно-практических и методических основ формирования механизма вертикальных взаимодействий промышленного предприятия и торговой организации на основе анализа и моделирования основных показателей интеграции, в том числе:
Выявлено, что изменившиеся общеэкономические условия хозяйствования, трудности переходной экономики и нарастание конкурентной борьбы в отрасли требуют новых принципов и подходов к организации бизнеса. В этой связи необходимо ориентироваться на такие модели управления, которые обеспечат рациональное использование ресурсов, стратегическую конкурентоспособность на основе интеграции и усиление концентрации капитала.
На основе анализа состояния и развития промышленности показано, что экономическая эффективность деятельности предприятий в значительной степени определяется механизмом их вертикального взаимодействия, однако параметры и звенья такого механизма при организации интегрированных производственных систем необходимо предварительно определить (спроектировать) и исследовать на наличие системного эффекта.
Установлено, что в научной литературе до сих пор не сложилось однозначного понимания механизма «вертикальных взаимодействий», вследствие чего существуют разночтения в описании и формализации предметной области, построении формальных механизмов взаимодействия и их инструментального исследования.
Показано, что использование давальческих контрактов обеспечивает повышение суммарной прибыли по сравнению с независимым принятием решений, однако полученная дополнительная прибыль ниже, чем в рамках вертикально интегрированной структуры.
Показано, что большинство аналитических подходов к исследованию вертикальных взаимодействий не учитывает связь между организационнотехнологическими и экономическими инструментами обеспечения целостности интегрированной производственной системы.
Дано определение интегрированной системы как объединения некоторого множества производственных систем, образующих целостный объект.
Рассмотрены некоторые типы взаимодействий экономических систем, а также способы и подходы к построению механизмов согласования и моделей исследования.
Дан развернутый технико-экономический анализ предприятий участников вертикального взаимодействия, в рамках которого установлена необходимость обоснования параметров механизма взаимодействий.
Выявлена практическая проблема организации эффективной интегрированной производственной системы, которая заключается в отсутствии методических основ экономического анализа вертикальных взаимодействий участников интеграции в звене поставки продукции и ее сбыта.
Показано, что основной целью экономического анализа вертикальной интеграции является формирование информационной базы для принятия решений при организации экономического механизма эффективного взаимодействия звеньев интегрированной производственной системы.
Разработаны методические основы анализа механизма трансфертных цен и его влияния на величины торговой наценки, объема трансферта, рентабельности и прибыли участников взаимодействующих предприятий на примере рынка продукции пищевой отрасли.
Показано, что в рамках требований, установленных контрактом, система взаимодействующих участников в процессе своего функционирования осуществляет саморегулирование совокупного поведения.
Предложены подходы к описанию технологических множеств предприятий вертикального взаимодействия в части их использования для инструментального анализа и моделирования параметров технологических взаимодействий при обеспечении экономического эффекта.
Дополнена и адаптирована модель А. Плещинского для ее использования при формировании механизма вертикального взаимодействия поставщика — промышленного предприятия и потребителя — торговой организации, в том числе, в условиях дебиторской задолженности.
Поставлена и решена задача по формированию механизма взаимодействия участников интеграции;
Разработаны и экспериментально обоснованы модели поставщика (на примере БПЗ) и потребителя (на примере ТД БПЗ).
Разработаны, обоснованы и апробированы методические основы анализа вертикальной интеграции в процессе прогнозной • оценки основных экономических параметров взаимодействия на основе реальных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Авдашева С., Дементьев Д. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес группах. // Российский экономический журнал. — 2000. — № 1. — с. 13−27.
- Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие в России. // ЭКО. -2004.-№ 1.-С. 2.
- Аккерман ILL, Свирщевская А. Азбука слияний и поглощений. // РЦБ.1998. № 6.-С. 16.
- Алгазин Г. И. Математические модели системного компромисса: Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. 133 с.
- Амосов А. И. О трансформации экономики России. // Экономика и мат. методы. 1999. — т. 35. — № 1. — С. 3.
- Антонов Г. Д., О.П. Иванова О. П. Как сформировать эффективные интегрированные компании в промышленности России? // ЭКО. 2002. -№ 12. — С. 3.
- Базоев С. Мировой бизнес: эпоха слияний и поглощений. // РЦБ.1999. № 4.-С. 39.
- Байкалов С. П. Системный анализ проблем промышленного развития региона. Монография. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. 290с.
- Байкалов С.П. Стратегические направления реформирования промышленного комплекса Алтайского края // Информационные технологии и проблемы управления на российских предприятиях: Концепции. Модели. Решения / Под. ред. И. М. Бобко. 2001. с. 4 15.
- Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии. / Политика и стратегии предприятия. Тематический сборник статей. Выпуск 5. М.:
- Главная редакция международного журнала «Проблемы теории и практики управления», 2001.- 144 с.
- Безруков В., Сафонов Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год. // Экономист. -2004. -№ 1. С. 3.
- Бороненкова С. А. Экономический анализ в управлении предприятием. // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 2. — С. 47.
- Булаев Е.А. В.А. организационное проектирование интегрированных производственно сбытовых структур/ Экономическое управление корпорацие/ Под ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. — С. 222−231.
- Булаев. Торговля с посредниками и без.// ЭКО. 2004. — № 8. — С. 101 — 111.
- Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998. — № 11−12. — с. 27−41.
- Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. / Пер. с англ. М.: Издательство. Фин — пресс, 2000. — 272с.
- Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. // Менеджмент в России и за рубежом.- 1999.- № 6. с. 113 — 129.
- Владимирова И.Г. Слияние и поглощение компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. — с. 27−48.
- Вороновицкий М.М. Вертикальная интеграция поставщика и потребителя на рынках товаров и капитала при перекрестном владении собственностью. // Экономика и математические методы, т. 35, вып. 1, 1999. -с. 10−23.
- Г. Дж. Болт. Практическое руководство по управлению сбытом, пер. с англ.: М., МГ-пресс, 2001.-268с.
- Гаспарский В. Системная методология. Некоторые замечания о ее природе, структуре и применении // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1977. С. 48−60.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 1999.-496с.
- Гончаров В.Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле. -М.: ДеЛи принт, 2001. 146с.
- Губанов С. Вертикальная интеграция магистральный путь развития. // Экономист. — № 1. — 2001. — С. 35.
- Гудков А. Корпоративные поглощения. // РЦБ. 2003. — № 14. — С. 46.
- Гурков И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. -М.: ВШЭ, 1997.-234с.
- Гусева Т. В. Интеграция как закономерный этап развития системы менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. — 2003. — С. 19.
- Данилин В. Экономико-математическая модель развития корпорации. // Российский экономический журнал.-1997.- № 10. с. 17−21.
- Даурский А. Идем по пути производственно-сбытовой интеграции. // Экономист. -1997.-№ 12. с. 37−45.
- Дементьев В. Е- Интеграция предприятий и экономическое развитие. М., ЦЭМИ РАН, 1998.
- Добров А. П. Формирование вертикально-интегрированных структур в промышленности России // Регион: Экономика и социология. 2001. — № 2. — С. 127.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Издательство «Питер», 1999. — 560 с.
- Дубенский Я. Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость. // Проблемы прогнозирования. 2003. -№ 1. — С. 3.
- Дынкин А., Соколов Д. Интегрированные бизнес группы в российской экономике. // Вопросы экономики. — 2002. — № 4. — с.78−83.
- Егоров И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие. М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2001. 644с.
- Екимов Е. Два ключевых показателя. // Управление компанией. -2004. № 2. — С. 25.
- Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2002. 528 с.
- Зиминина М.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 2.
- Иванов Ю.В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегии и тактика трансформации бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2001.-244с.
- Игнатов Е.С. Управление устойчивым развитием промышленного предприятия. Автореферат, дис. канд. экон. наук / Тюмень: Б.И., 2003. 22с.
- Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287 с.
- Итоги развития промышленности? // ЭКО. — 2003. № 1. — С. 5.
- Киримов В. Э. Анализ соотношения «затраты объём — прибыль «. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 4. — С. 120.
- Кириченко В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт. // РЭЖ. 2001. — № 3. — С. 62.
- Клейнер Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя. // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С. 62.
- Коршикова А. Ю. Эволюция системы аналитических показателей деятельности организаций. // Экономический анализ: теория и практика. -2004.-№ 1.-С. 77.
- Косачев Ю.В. Исследование устойчивости динамической модели финансово-промышленной корпоративной структуры. // Экономика и математические методы, т.36. 2000. № 1.
- Кравченко. JI. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / JI. И. Кравченко. -6-е изд., перераб. и доп. М.: Новое знание, 2003. — 526 с.
- Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М., 1998.- 768с.
- Крюков А.Ф., Крюкова О. И., Савченко И. Ю. Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. — с. 47 — 52.
- Кузнецова С. А. Стратегия слияний и поглощений на Российском рынке. И Сборник статей. Стратегический менеджмент: концепция управления фирмой в современных условиях России. / Под ред. Титова В. В., Марковой В. Д. Новосибирск.: ИОППСОРАН, 2003. — 248 с.
- Курочкин А. Принципы организационного проектирования предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — с. 91−96.
- Леонова Ю. Г. Оценка экономической эффективности оптового предприятия на основе удовлетворенности потребителей.// Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 1. — С. 69.
- Лисиненко И. Снижение издержек и конкуренция как факторы формирования интегрированных структур в экономике. // Финансовый бизнес. 1999. — № 2. — с. 40 — 47.
- Лисов В. Актуальные аспекты оргпроектирования интегрированных корпоративных структур. // Российский экономический журнал. 2000. — № 1. с. 90−91.
- Локтев C.A., Межов И. С. Система управления предприятиями адекватная реалиям России. // ЭКО. 2001. — № 5. — с. 164 — 172.
- Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 471с.
- Макаров В.Л., Рубинов A.M. Математическая теория экономической динамики и равновесия. М.: Наука, 1973. 355 с.
- Макаров В.Л., Клейнер Г. Б. Бартер в экономике переходного периода: Особенности и тенденции // Экономика и мат. методы. 1997. Т. 33. Вып. 2. С. 25−41.
- Малевинская А.А. Слияние и поглощение как способ объединения компаний. // Вестник Московского университета. Сер.6 Экономика. 2002. -№ 1. — с. 71−83.
- Маркова В.Д., Бабенков С. В. Стратегические альтернативы интеграции промышленных предприятий // Производственный менеджмент: проблемы и решения / Под. ред. д.э.н. Титова В. В., д.э.н. Марковой В. Д. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. 292с.
- Международная научно-практическая конференция «Наука и практика организации производства и управления» (Организация 2001). Сборник научных докладов / АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. — 248с.
- Межов И.С. Организационное проектирование интегрированных производственных систем: Моногр. / Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. 230с.
- Межов И.С., Локтев С. А., Аксенова О. Н., Межов С. И. Аналитическое планирование в структуре производственного менеджмента (опыт ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»): Монография / Под. ред. Н. М. Оскорбина. Барнаул. Изд-во Алт. ун-та, 1999. 138с.
- Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 220 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1973. с. 220.
- Мильнер Б.З. Теория организации. М.:ИНФРА-М, 1998. 336с.
- Мильнер Б.З. Управление промышленностью: проблемы и решения. // Вопросы экономики. 1993. — № 9. с. 30−41.
- Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности. // Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С. 43.
- Николаева Т. Н. Системная оценка коммерческой деятельности предприятий торговли: // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 23.
- Никологорский Д.Ю. Крупные интегрированные структуры в промышленности. // ЭКО. 1997. — № 11. — с. 31 — 37.
- О развитии российской системы корпоративного управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 5. — С. 32.
- Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятиях региона: сборник научных статей / Под. общ. ред В. П. Кокорева. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2002. -260с.
- Осадник В. Значение интеграции рыночного и ресурсного подхода для стратегического управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — с. 41 -47.
- Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. // Экономический анализ: теория и практика. -2004. — № 2.-С. 6.
- Паппэ Я. Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности и современного этапа развития. // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. — с. 29.
- Пирогов А.Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская практика. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5. — с. 11 -16.
- Плещинский А.С. Динамическая эффективность механизма равновесных трансфертных цен. Экономика и математические методы, т. 37, № 4, 2001.
- Плещинский А.С. Механизм равновесных трансфертных цен при вертикальном взаимодействии производственных экономических агентов. Экономика и математические методы, т. 37, № 2, 2001. с. 70 — 92.
- Плещинский А.С. Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М., Наука, 2004.
- Плещинский А.С. Эффективные схемы межфирменных взаимодействий: механизм равновесных трансфертных цен. М., ЦЭМИ РАН, 2000.
- Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. Экономика и математические методы, т. 35, № 2, 1999. с. 3 — 20.
- Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320с.
- Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. / Г. Б. Клейнер, B. J1. Тамбовцев, P.M. Качалов- под. общ. ред. С. А. Панова.- М.:ОАО Изд-во «Экономика», 1997. 288 с.
- Радыгин А.Р., Шмелев Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. // Общество и экономика. 2002. — № 12 — С. 166.
- Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе. //Вопросы экономики. -2001. № 5. — С. 31.
- Развитие корпоративных форм управления в России. // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 29.
- Рациборинская К.Н. «Слияние», «поглощение» и «разделение компаний» в свете российского права и права ЕС: соотношение понятий // Юрист. 2003. — № 9. — с. 27 — 31.
- Рукина И. О приоритетах промышленной политики. // Экономист. -2003.- № 12. -с. 61−64.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г. В. Савицкая.- 6-е изд., перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2001.-704 с.
- Савицкий К., Покровский В. Мир слияний и поглощений. // РЦБ. -2000.-№ 19.-С. 54.
- Савчук. С. В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений. // Менеджмент России и за рубежом. 2002. — № 5. — с. 45.
- Секерин С., Е. Молчановский Е. Формирование конкурентных преимуществ в пищевой промышленности. // Маркетинг. 2001. — № 5. — С. 63.
- Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI века. // Экономист. -1998.- № 4. с. 3 — 9.
- Современное управление. Энциклопедический справочник, в 2-х томах. М.: Издатцентр, 1997.-576 с.
- Соловьев B.C. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. -136с.
- Стратегическое управление коммерческой деятельностью предприятий пищевой промышленности. Барнаул: Изд-во Аз Бука, 2002. -204 с.
- Сычёв В. Время сливаться. // Эксперт. 2004. — № 5. — С. 38.
- Тарануха Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформированной экономике.- М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.-368с.
- Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков: Учеб. метод, пособие / Под. общ. ред. А.В. Сидоровича- МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.- 240с.
- Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. / В. В. Осмоловский, JI. И. Кравченко, Н. А. Русак и др.- Под общей ред. В. В. Осломовского. Мм.- Новое знание, 2001.-318 с.
- Титов С. И. Особенности финансового анализа в текущем управлении предприятием. // Вестник Московского университета. Серия 6. — Экономика. — 2000. — № 1. — С. 95.
- Токмаков В.И. Интеграция производства в современной экономической системе: сущность, основные тенденции развития. Автореферат, дис. канд. экон. наук / Волгоград: Б.И., 2001. 26с.
- Толмачев Д. И. В ожидании промышленной политики. // Эксперт -Сибирь. 2003. — № 9. — с. 28.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
- Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1992. -160с.
- Управление современной компанией: Учеб. для вузов по направлению и специальности менеджмента / Под ред. Б. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2001. — XVII, 585 с.
- Филимонов Ю.А., Филиппов Л. А. Экономическая эффективность производственных систем: Монография / Алтайский государственный технический университет. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999. 179с.
- Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрешнего дня. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — 238 е.: ил.
- Хачатуров С.Е. Организация производственных систем. Тула: Изд-во «Шар», 1996. — 202с.
- Храброва Н.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Афеллированные лица, организационное проектирование, интеграционная диалектика: М.: Издательский дом «Альпина», 2000.-198 с.
- Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т./ Пер. с англ. под. ред. А. П. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999.
- Централизация маркетинга в интегрированных компаниях: необходимость и эффективность. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. С. 98.
- Цены и ценообразование./ Под. ред. В. Е. Есипова. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
- Цехаев Р. К. Маркетинг. Махачкала: ИПЦЦГУ, 1997, -240с.
- Черемисина Т.П. Становление рыночных предприятий в экономике России. // ЭКО. 2001. — № 4. — с. 164−182.
- Чернышева Ю. Г., Чернышев Э. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.- 304 с.
- Чиркова М. Б. Учет продажи товаров в оптовой торговле.// Бухгалтерский учет. 2001. — № 5. — С. 19.
- Читипаховян П. Стратегическое планирование в интегрированных корпорациях: факторы оргобеспечени я. // Российский экономический журнал. 2002. — № 1. — с. 64 — 67.
- Чкалова О. Интеграция предприятий как направление глобаллизационных процессов в торговле. // Маркетинг. 2002. — № 5. — С. 75.
- Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.- VI, 698 с.
- Шнейдер О.Х. Теория организации: учебное пособие для изучающих дисциплину «Теория организации» по спец. «Менеджмент». -Барнаул. Изд-во АлтГТУ, 2000. 124с.
- Шпотов Б. Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — с. 89−94.
- Щиборщ К.В. Слияния Российских компаний как средство выживания в кризисных условиях. // РЦБ. 1999. — № 14. — С. 16.
- Щиборщ К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России. // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — с. 73 -78.
- Экономика России: состояние и перспективы роста: Рекомендации Третьего всероссийского форума. // Российский экономический журнал. -1998.-№ 5.-с. 3−10.
- Якутии Ю. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции. // Российский экономический журнал. 1998. -№ 5.-с. 71−81.
- Якутии Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности. // Российский экономический журнал.1998.-№ 4.-с.28−34.
- Anctil R., Dutta S. Negotiated Transfer Pricing and Divisional versus Firm Wide Performance Evaluation. The Accounting Review, vol. 74, no. 1,1999.
- Baldenius, Т., Edlin A., Reichelstein S. Market-based transfer prices and intracompany discounts. SSRN Electronic Library, Working Paper Series, February 1999.
- Besanko D., Sibley D. Compensation and transfer pricing in a principal-agent model. International economic review, Vol. 32, No. 1, 1991.
- Gox R. A Performance Comparison of Transfer Pricing and Tidy Cost Allocation in Presence of Product Market Competition and Congestion Costs. SSRN Electronic Library, University of Magdeburg, Working Paper Series, 1999.
- Gox R. Strategic transfer pricing, absorption costing and vertical integration. SSRN Electronic Library, University of Magdeburg, Working Paper Series, 1998.
- Heavner L. Allocating Transfer Pricing Authority. SSRN Electronic Library, Tulane University, 1998.1. Щ * * *
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» за 2002−2003 года
- Внеоборотные активы (BOA) 260 279 407 822 56,99 63,24 147 543 6,26 56,69 78,43
- Нематериальные активы 27 50 0,01 0,01 23 0,00 85,19 0,01
- Основные средства 195 417 240 511 42,79 37,30 45 094 -5,49 23,08 23,97
- Незавершенные капитальные вложения 63 653 164 972 13,94 25,58 101 319 11,65 159,17 53,86
- Долгосрочные капитальные вложения 1 038 1 690 0,23 0,26 652 0,03 63 О
- Оборотные активы (OA) 196 436 237 012 43,01 36,76 40 576 -6,26 20,66 21,57
- Производственные запасы 87 466 111 250 19,15 17,25 23 784 -1,90 27,19 12,64
- Незавершенное производство 22 495 24 314 4,93 3,77 1 819 -1,15 8,09 0,97
- Готовая продукция 1 400 1 203 0,31 0,19 -197 -0,12 -14,07 -0,10
- Дебиторская задолженность (ДЗ) 82 361 83 426 18,03 12,94 1 065 -5,10 1,29 0,57
- Краткосрочные финансовф вложения (КФВ) 2 132 1 380 0,47 0,21 -752 -0,25 -35,27 -0,40
- Денежные средства (ДС) 2 823 5 024 0,62 0,78 2 201 0,16 77,97 1,17
- БАЛАНС 456 715 644 834 100 100 188 119 0 41,19 1001. ПАССИВ
- Собственный капитал и резервы (СК) 324 303 476 095 71,01 73,83 151 792 2,82 46,81 80,69
- Уставный и добавочный капитал 59 990 23 398 13,14 3,63 -36 592 -9,51 -61 -191. Резервы 0 0 0 0 0 0 0
- Нераспределенная прибыль 264 313 452 697 58 70,20 188 384 12,33 100,14
- Долгосрочные обязательства (ДО) — - - - - -
- Краткосрочные обязательства (КО) 125 207 158 225 27,41 24,54 33 018 -2,88 26,37 17,55
- Краткосрочные кредиты и займы 12 ООО 54 268 2,63 8,42 42 268 5,79 352,23 22,47
- Кредиторская задолженность 113 207 103 957 24,79 16, 12 -9 250 -8,67 -8,17 -4,92
- БАЛАНС 456 715 644 834 100 100 188 119 0 41,19 100
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАЛАНС ООО «Торговый дом Барнаульского пивоваренного завода» за 2002−2003 года
- Внеоборотные активы (BOA) 415 6 996 1,82 18,09 6 581 16,27 1 585,78 41,60
- Нематериальные активы 0 0 0,00 0,00 0 0,00 0,00 0,00
- Основные средства 399 6 996 1,75 18,09 6 597 16,34 1 653,38 41,70
- Незавершенные капитальные вложения 16 0 0,07 0,00 -16 -0,07 -100,00 -0,10
- Долгосрочные капитальные вложения 0 0 0,00 0,00 0 0,00 0 0
- Оборотные активы (OA) 22 440 31 678 98,18 81,91 9 238 -16,27 41,17 58,40
- Производственные запасы 10 122 14 721 44,29 38,06 4 599 -6,22 45,44 29,07
- Незавершенное производство 0 0 0,00 0,00 0 0,00 0,00 0,00
- Готовая продукция 9 737 13 672 42,60 35,35 3 935 -7,25 40,41 24,88
- Дебиторская задолженность (ДЗ) 7 013 10 974 30,68 28,38 3 961 -2,31 56,48 25,04
- Краткосрочные финансовф вложения (КФВ) 13 51 0,06 0,13 38 0,07 292,31 0,24
- Денежные средства (ДС) 1 906 1 823 8,34 4,71 -83 -3,63 -4,35 -0,52
- БАЛАНС 22 855 38 674 100 100 15 819 0 69,21 1001. ПАССИВ
- Собственный капитал и резервы (СК) -733 8 576 -3,21 22,18 9 309 25,38 1 369,99 58,85
- Уставный и добавочный капитал 10 60 0,04 0,16 50 0,11 500 01. Резервы 0 0 0 0 0 0 0
- Нераспределенная прибыль -743 8 516 -3 22,02 9 259 25,27 1 346,16 58,53
- Долгосрочные обязательства (ДО) — - - - - -
- Краткосрочные обязательства (КО) 23 588 30 098 103,21 77,82 6 510 -25,38 27,60 41,15
- Краткосрочные кредиты и займы 0 0 0,00 0,00 0 0,00 0,00 0,00
- Кредиторская задолженность 23 588 30 098 103,21 77,82 6 510 -25,38 27,60 41,15
- БАЛАНС 22 855 38 674 100 100 15 819 0 69,21 100ю о1. Af тыс. руб.1. W ы о о с оо о с оо о с ою w л. о о о оо о о оо о о о