Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности зрительных, слуховых и когнитивных вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Впервые показано, что характеристики зрительных вызванных потенциалов зависели от направленности тренировки — у спортсменов игровых специализаций отмечалось снижение амплитуды и латентного периода, а у тяжелоатлетов — увеличение латентного периода и снижение амплитуды. Со стороны когнитивных вызванных потенциалов было отмечено возрастание амплитуды наряду с сокращением латентного… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • ГЛАВА 1.
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Характеристика функционального состояния организма спортсмена
    • 1. 2. Метод вызванных потенциалов
      • 1. 2. 1. Зрительные вызванные потенциалы
      • 1. 2. 2. Слуховые вызванные потенциалы
      • 1. 2. 3. Когнитивные ВП, методика Р-300, выделение ВП на значимые опознаваемые события
  • ГЛАВА II.
  • МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 2. Оценка общей физической подготовленности
      • 2. 2. 3. Оценка специальной физической подготовленности
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА III.
  • РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Исследование слуховых, зрительных и когнитивных вызванных потенциалов у спортсменов в зависимости от специализации и спортивной квалификации
      • 3. 1. 1. Сравнение параметров слуховых вызванных потенциалов спортсменов-игровиков и группы контроля
      • 3. 1. 2. Сравнение параметров слуховых вызванных потенциалов спортсменов-тяжелоатлетов и группы контроля
      • 3. 1. 3. Сравнение параметров зрительных вызванных потенциалов спортсменов-игровиков и группы контроля
      • 3. 1. 4. Сравнение параметров зрительных вызванных потенциалов спортсменов — тяжелоатлетов и группы контроля
      • 3. 1. 5. Сравнение параметров когнитивных вызванных потенциалов Р300 у спортсменов-игровиков и группы контроля
      • 3. 1. 6. Сравнение параметров когнитивных вызванных потенциалов Р300 у спортсменов — тяжелоатлетов и группы контроля
    • 3. 2. Сравнение параметров зрительных вызванных потенциалов спортсменов-баскетболистов с результативностью спортивной деятельности
    • 3. 3. Динамика физической подготовленности и параметров вызванных потенциалов в ходе тренировочного процесса
      • 3. 3. 1. Динамика вызванных потенциалов у спортсменов
        • 3. 3. 1. 1. Динамика зрительных вызванных потенциалов у спортсменов
        • 3. 3. 1. 2. Динамика когнитивных вызванных потенциалов Р-300 у спортсменов
      • 3. 3. 2. Динамика специальной физической подготовленности спортсменов
        • 3. 3. 2. 1. Динамика специальной физической подготовленности футболистов
        • 3. 3. 2. 2. Динамика специальной физической подготовленности каратистов
    • 3. 4. Взаимосвязь специальных физических качеств со значениями вызванных потенциалов

Особенности зрительных, слуховых и когнитивных вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Растущая конкуренция в спорте высших достижений обуславливает необходимость повышения эффективности начального отбора и ориентации спортсменов в подготовке от новичков до мастеров международного уровня.

Многие авторы решают одну задачу — выявление признаков, которые служили бы индикатором будущих спортивных успехов в различных видах спорта [Волков JI. В., 1997; Максименко И. Г. 2000; Никитушкин В. Г. 1998; Платонов В. Н., 2001; Филин В. П., 1997].

В настоящее время недостаточно изучена биоэлектрическая активность головного мозга спортсменов, а так же их психическое и функциональное состояние в процессе спортивной деятельности.

При обследовании спортсменов, большое внимание уделяют исследованию функционального состояния нервной системы, которая определяет индивидуальные особенности двигательных навыков, тренированности, быстроты движения, длительности поддержания спортивной формы. Систематические занятия спортом и физической культурой совершенствуют функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата, позволяя спортсмену овладеть сложными двигательными навыками, развивать быстроту, обеспечивать координацию движений и т. п. Это осуществляется при согласованной работе различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга [Сологуб Е.Б., 1997; Astrand D., 1994; Atkinson G., 1998].

Процесс обучения физическим упражнениям на уровне центральной нервной системы, представляет собой возникновение сложных нервно-мышечных актов, при которых происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению двигательной координации. Особенностями нервной системы в значительной мере определяются степень координации движений, тренированность, быстрота движений, индивидуальные двигательные навыки [Коваленко Т. Г., 1999; Платонов В. Н., 1997; Смирнов В. Н., 2002].

Наиболее распространенными методами исследования биоэлектрической активности мозга являются электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы (слуховые, зрительные, соматосенсорные и когнитивные — Р300). Вызванные потенциалы представляет собой комплекс волн, обычно замаскированных спонтанной биоэлектрической активностью и возникающих в ответ на подаваемый стимул или вообще на любое фиксированное событие как внутреннего, так и внешнего порядка. ВП отражают процессы переработки информации в нервной системе [Гнездицкий В.В., 2000; Зенков Л. Р., 2000].

Интенсивно ведутся работы по развитию инструментальных нейрофизиологических методов диагностики в оценке психических, познавательных функций и одним из таких распространенных методов является исследование когнитивного потенциала Р300, который связан с процессами оценки стимула, принятием решения, памятью [Егоров, А.В. 2000, Гнездицкий В. Н., 2000, Канунников И. Е., 1995].

Все изложенное обуславливает актуальность и новизну настоящего исследования.

Цель:

Изучить особенности зрительных, слуховых и когнитивных вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов различной специализации и квалификации.

Задачи исследования.

1. Исследовать латентный период и амплитуду зрительных, слуховых и когнитивных вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта и тяжелой атлетике на стадии начальной спортивной специализации и спортивного совершенствования.

2. Выявить различия в характеристиках зрительных вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов с разным уровнем спортивной квалификации.

3. Исследовать динамику характеристик вызванных потенциалов головного мозга у спортсменов в процессе тренировки.

4. Исследовать взаимосвязь характеристик вызванных потенциалов головного мозга и уровня специальной физической подготовленности спортсменов.

Научная новизна. Впервые показано, что характеристики зрительных вызванных потенциалов зависели от направленности тренировки — у спортсменов игровых специализаций отмечалось снижение амплитуды и латентного периода, а у тяжелоатлетов — увеличение латентного периода и снижение амплитуды. Со стороны когнитивных вызванных потенциалов было отмечено возрастание амплитуды наряду с сокращением латентного периода. При этом у всех спортсменов отмечено сокращение латентного периода и амплитуды слуховых вызванных потенциалов. Также было установлено, что у спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта, сокращение латентного периода зрительных вызванных потенциалов выражено в большей степени, чем у игроков низкой квалификации. В процессе учебно-тренировочной деятельности на начальном этапе подготовки происходило снижение амплитуды и увеличение латентного периода зрительных вызванных потенциалов. Амплитуда когнитивного потенциала Р-300 не изменялась, а латентный период сокращался. После годичного цикла тренировок наблюдалось увеличение амплитуды и сокращение латентного периода зрительных и когнитивных вызванных потенциалов. Была обнаружена прямая взаимосвязь между амплитудой зрительных и когнитивных вызванных потенциалов и результатами тестов на специальную физическую подготовленность и обратная — между латентным периодом зрительных и когнитивных вызванных потенциалов и результатами тестов на специальную физическую подготовку.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие фундаментальных представлений о механизмах формирования физических качеств в процессе спортивной тренировки и могут послужить основой для совершенствования технологии учебно-тренировочного процесса и выработки критериев спортивного отбора.

Результаты исследования используются на кафедре биофизики и функциональной диагностики СибГМУ при преподавании курса «Клиническая биофизика и функциональная диагностика», на факультете физической культуры Томского государственного университета, на факультете физической культуры Томского политехнического университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Параметры вызванных потенциалов головного мозга спортсменов зависят от уровня квалификации и спортивной специализации. У спортсменов игровых видов спорта наблюдается снижение амплитуды и латентного периода зрительных вызванных потенциалов в сравнении с контролем. У спортсменов силовых видов спорта отмечается увеличение латентного периода и снижение амплитуды зрительных вызванных потенциалов. При этом, у спортсменов игровых видов спорта, с высокой квалификацией изменения более выражены в сравнении с спортсменами с низкой квалификацией. Со стороны когнитивных вызванных потенциалов не зависимо от специализации, отмечено возрастание амплитуды наряду со снижением латентного периода. У всех спортсменов так же отмечено снижение латентного периода и амплитуды слуховых вызванных потенциалов.

2. На начальном этапе тренировочного процесса амплитуда зрительного вызванного потенциала снижается, а латентный период увеличивается. Амплитуда когнитивного вызванного потенциала Р-300 не изменяется, а латентный период уменьшается. После годичного цикла тренировок происходит снижение латентного периода и увеличение амплитуды зрительных и когнитивных вызванных потенциалов.

3. Характеристики зрительных и когнитивных вызванных потенциалов головного мозга связаны с результативностью выполнения тестов на специальную физическую подготовленность.

Апробация работы: Основные результаты диссертации обсуждены: на Пироговской научной конференции студентов — Томск 2004 г, Пироговской научной конференции студентов — Томск 2005 г., Качество стратегия XXI века. — Томск 2005, Формирование культуры личности средствами искусстваТомск 2006 г, VII Международный конгресс молодых учёных и специалистов «Науки о человеке» — Томск 2006 г., VIII Международном конгрессе молодых учёных и специалистов «Науки о человеке» — Томск 2007 г., XX съезд физиологического общества им. И. П. Павлова — Москва 2007 г, Физическая культура, здравоохранение и образование в свете идей выдающегося педагога B.C. Питрусского — Томск 2007 г, III Международный конгресс «Спорт и здоровье» — С. Петербург 2007, XX Съезд физиологического общества — Москва 2007 г., Физиологическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски решений — Томск 2007 г, Профессионализм и культура личности — Томск 2007 г, VI Сибирский физиологический съезд — Барнаул 2008 г.

Основные результаты диссертации опубликованы в 12 печатных работах, из них — 1 в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 143 страницах машинописного текста. Состоит из введения, обзора литературы, главы «Материалы и методы», описания собственных результатов исследований и их обсуждения, выводов и списка литературы. Диссертация иллюстрирована 88 рисунками и 3 таблицами.

Список литературы

содержит 126 источников, из них 95 отечественных и 31 зарубежных.

Выводы.

1. Характеристики зрительных вызванных потенциалов зависят от направленности тренировки — у спортсменов игровых специализаций отмечается снижение амплитуды и латентного периода, а у тяжелоатлетов — увеличение латентного периода и снижение амплитуды. Со стороны когнитивных вызванных потенциалов отмечено возрастание амплитуды наряду со снижением латентного периода. При этом у всех спортсменов отмечено снижение латентного периода и амплитуды слуховых вызванных потенциалов.

2. У спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта, снижение латентного периода зрительных вызванных потенциалов выражено в большей степени, чем у игроков низкой квалификации.

3.В процессе учебно-тренировочной деятельности у спортсменов — игровиков на начальном этапе подготовки происходит снижение амплитуды и увеличение латентного периода зрительных вызванных потенциалов. Амплитуда когнитивного вызванного потенциала не изменяется, а латентный период возрастает. В то же время после годичного цикла тренировок наблюдается снижение латентного периода и увеличение амплитуды зрительных и когнитивных вызванных потенциалов.

4. Обнаружена прямая корреляционная взаимосвязь между амплитудой зрительных и когнитивных вызванных потенциалов и результатами тестов на специальную физическую подготовленность и обратная отрицательная взаимосвязь — между латентным периодом зрительных и когнитивных вызванных потенциалов и результатами названных тестов.

Заключение

.

Формирование специальной физической подготовленности спортсменов на этапе начальной спортивной специализации взаимосвязано с функциональными перестройками в центральной нервной системе.

Изменения, которые происходят в ЦНС во время тренировочного процесса, отражаются и на значениях ВП. У спортсменов игровых и силовых видов спорта были исследованы слуховые, зрительные и когнитивные вызванные потенциалы.

По сравнению с группой контроля у спортсменов игровых и силовых видов спорта отмечены достоверно меньшие амплитуды и латентности слуховых ВП. Изменения более выражены в поздних компонентах ВП. Снижение латентного периода слухового ВП, вследствие снижения числа задействованных синапсов, приводит к увеличению скорости передачи возбуждения.

Снижение амплитуды слухового ВП, вследствие десинхронизации нейронов, приводит к активации корковых процессов, а следовательно к возникновению • новых временных связей и развитие скорости ответной реакции на поступающее раздражение.

У спортсменов игровых и силовых видов спорта отмечено достоверное уменьшение латентного периода зрительных ВП, которое может свидетельствовать о более быстром протекании процессов передачи и переработки зрительной информации в ЦНС, что приводит к улучшению координации.

Перестройки в ЦНС затрагивают и когнитивную сферу. У спортсменов игровых и силовых видов спорта отмечено достоверное увеличение амплитуды и уменьшение латентного периода когнитивного потенциала Р-300.

Увеличение амплитуды когнитивного ВП связано с анализом эндогенных событий, связанных с опознаванием стимула, его дифференциацией, удержанием в памяти. Для опознания, дифференциации, запоминания сигнала, необходима синхронизация работы нейронов, вследствие чего происходит увеличение амплитуды когнитивного ВП Р-300.

Уменьшение латентного периода когнитивных вызванных потенциалов Р300 свидетельствует об увеличении скорости протекания процессов переработки информации у спортсменов игровых и силовых видов спорта в ходе тренировочного процесса.

Более выраженные изменения в ВП ЦНС отмечены у квалифицированных спортсменов. По сравнению с неквалифицированными спортсменами у квалифицированных, латентный период зрительных ВП достоверно ниже, что говорит о более быстрой ответной реакции на поступающий стимул у квалифицированных спортсменов. Амплитуды у квалифицированных и неквалифицированных спортсменов при этом достоверно не различаются.

Динамику ВП у спортсменов группы «футбол» и «каратэ» исследовали во втором и третьем учебном семестре. Происходит увеличение латентного периода ЗВП во втором семестре у спортсменов, занимающихся по специализациям «каратэ» и «футбол» в сравнении с контрольной группой, это можно объяснить тем, что занятия по физической культуре были направлены на развитие общих физических качеств в течение первого семестра. В третьем семестре, когда тренировочный процесс направлен на развитие специальных физических качеств, происходит достоверное снижение латентного периода ЗВП у спортсменов. Изменения амплитуды ЗВП уже ниже во втором семестре, в третьем снижение более выражено.

Латентный период когнитивного ВП Р-300 во втором семестре в группах спортсменов выше контрольной группы. В* третьем семестре латентный период когнитивного ВП Р-300 становится меньше. Амплитуда во втором семестре незначительно изменяется. В третьем семестре амплитуда когнитивного ВП Р-300 увеличивается.

С течением времени систематических тренировок по специализациям «каратэ» и «футбол» происходит качественный прирост специальной физической подготовки. Прирост качества оценивался по тестам на специальную физическую подготовку. При этом в группе по специализации «футбол» прирост результата по тесту «удар на точность» во втором семестре составил 9%, в третьем 27%. Прирост результата по тесту «жонглирование» составил во втором семестре 7%, в третьем 22,6%.

По специализации «каратэ» также отмечается прирост результата по тестам на специальные физические качества. Во втором семестре по тесту «челночный бег» результат увеличился во втором семестре на 4,3%, в третьем на 11%. Результат теста на «отжимание» во втором семестре увеличивается на 4,6%, в третьем семестре на 12,3%. Результат теста на «пресс» во втором семестре увеличивается на 4,7%, в третьем на 15,4%.

Была выявлена связь между значениями латентного периода, амплитудой ВП и тестами на специальную физическую подготовку. Между амплитудой ЗВП и специальной физической подготовкой обнаружена прямая связь средней силы. Между латентным периодом ЗВП и СПФ была обнаружена отрицательная связь средней силы. Связь между латентным периодом когнитивного ВП Р-300 и СПФ имеет отрицательный характер и среднюю силу. Связь между амплитудой когнитивного ВП Р-300 и СПФ имеет прямую зависимость и среднюю силу.

Таким образом, во время тренировочного процесса происходит функциональная перестройка центральной нервной системы, которая проявляется в уменьшении латентного периода и увеличении амплитуды вызванных потенциалов головного мозга. Чем более квалифицированны спортсмены, тем короче латентный период ЗВП у спортсменов.

В динамике выявлено, что изменения в параметрах ВП более выражены в третьем семестре обучения, когда спортсмены уже в течение двух семестров тренируются по специальной программе, направленной на развитие специальных физических качеств по специализациям «футбол» и «каратэ». При этом выявлен рост результатов по специализированным тестам. Обнаружена методом корреляции связь средней силы между латентным периодом, амплитудой ВП и тестами на специальную физическую подготовку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Соотношение суммарной ЭЭГ и нейронной активности коры в зоне очаговой патологии головного мозга: Автореф. дис. канд. мед. наук / Н. А. Архипова. Москва, 1972. — 23 с.
  2. , Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. Н. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. — 235 с.
  3. , Р. М. Проблемы здоровья и нормы: точка зрения физиолога / Р. М. Баевский // Клиническая медицина. — М.: Медицина, 2000. № 4. — С. 59 — 64.
  4. , В. М. Методические приемы применения восстановительных средств в подготовке высококвалифицированных футболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. М. Биткин. Смоленск, 2000. — 24 с.
  5. , Г. Н. Роль диэнцефальных структур в организации электрической активности мозга человека. Электрофизиологическое исследование стационарной активности головного мозга / Г. Н. Болдырева. -М.: Наука, 1983. С. 222−233.
  6. , В. Л. Определение источников магнитного альфа-ритма человека. / В. Л. Введенский, К. Г. Гуртовой, Р. Илмониеми и др. II Физиология человека. 1987. — Т.13, № 6. — С. 934−939.
  7. , Л. В. Теория спортивного отбора: способности, одарённость, талант I Л. В. Волков. К.: «Вежа», 1997. — 128 с.
  8. , В. Б. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека / В. Б. Войнов, Н. В. Воронова, В. В. Золотухин. Ростов-на-Дону, 2001. — 101 с.
  9. , Ю. В. Современные представления о физиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко // Теория иIпрактика физической культуры. — 2002. — № 7. — С. 2−6.
  10. , Ю. А. Духовный акмеизм биомеханики / Ю. А. Гагин, С. В. Дмитриев СПб., Изд-во Балт. пед. академии, 2000. — 308 с.
  11. , В. В. Зрительные ВП при полном одностороннем выпадении полей зрения / В. В. Гнездицкий, Н. С. Галкина, О. Н. Александрова // Физиология человека. 1980. — Т. 6. — № 2. — С. 195−210.
  12. , В. В. Горожанин В. С. Оказывает ли медленная отрицательная волна стабилизирующее влияние на длиннолатентные ВП? / В. В. Гнездицкий, В. В. Горожанин // Физиология человека. 1982. — Т.8. -№ 6.-С. 1034−1039.
  13. , В. В. Методика регистрации ВП и их применение в клинической практике. Нейрофизиологические исследования в нейрохирургической клинике / В. В. Гнездицкий. М.: Медицина, 1990. — С. 99−107.
  14. , В. В. Особенности ЭЭГ при когнитивных нарушениях и деменции коркового и подкоркового типа / В. В. Гнездицкий, О. С. Корепина, Л. А. Калашникова // Неврологический журнал. 1997. — № 6. — С. 33−41.
  15. , В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике / В. В. Гнездицкий. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 1997. — с. 220.
  16. , Ю. П. Миорелаксация в системе подготовки футболистов: Дисс. канд. мед. наук / Ю. П. Денисенко. Ульяновск, 2003. -59 с.
  17. , Ю. П. Механизмы срочной адаптации спортсменов к воздействиям физических нагрузок / Ю. П. Денисенко // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3. — С. 17−18.
  18. , Д. Д. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека / Д. Д. Донской, С. В. Дмитриев // Теория и практика физ. культуры. 1999. — № 9. — С.2−6.
  19. , С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия / С. В. Дмитриев Н. Новгород, Изд-во НГГГУ, 2003. — 178 с.
  20. , С. В. Биомеханика и дидактика: в поисках взаимодействия / С. В. Дмитриев Н. Новгород, Изд-во СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004 — 222 с.
  21. , С. В. От праксиса к логосу: междисциплинарные исследования в сфере биомеханики спорта / С. В. Дмитриев // Теория и практика физ. культуры. 2005. — № 12. — С. 22 — 24.
  22. , С. В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: Проблемы, поиски, решения / С. В. Дмитриев Н. Новгород, Изд-во НГПУ, 2005. — 300 с.
  23. , В. В. Пространственно-временная характеристика ЭЭГ человека, ее физиологическое и диагностическое значение при очаговых поражениях головного мозга: Автореферат докт. дисс. / В. В. Дубикайтис. -Л., 1978.-с. 220.
  24. , Ю. В. Мозг как объемный проводник / Ю. В. Егоров, Г. Д. Кузнецова Изд-во Наука, 1976. — с. 180.
  25. , И. С. Электроэнцефалография / И. С. Егорова. М.: Медицина, 1973. — 296 с.
  26. , М. Н. О глубинных профилях электрокортикограммы / М. Н. Жадин // Биофизика. 1981. — Т.26. — вып.5. — С. 864−870.
  27. , О. В. Компьютерная технология физического воспитания / О. В. Жбанков // Метод, указ. под ред. М. Ф. Меняева. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 28 с.
  28. , М. Н. Биофизические механизмы формирования электроэнцефалограммы / М. Н. Жадин. М.: Наука, 1984. — 196 с.
  29. , Е. А. Клиническая электроэнцефалография / Е. А. Жирмунская. М.: 1991. — 77 с.
  30. , Е. А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ / Е. А. Жирмунская. М.: 1995. — 117 с.
  31. , JI. Р. Болезни нервной системы / JI. Р. Зенков. М.: Медицина, 1995. — С .14 -18.
  32. , JI. Р. Лечение эпилепсии / Л. Р. Зенков. М.: Медицина, 2001.-420 с.
  33. , Л. Р. Центральный механизм афферентации / Л. Р. Зенков, П. В. Мегьничук. -М.: Медицина, 1985.
  34. , Л. Р. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей) / Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин М.: Медицина, 1991. -640 с.
  35. , А. М. Рефлексы головного мозга человека: от стимула к опознанию и от решения к действию / А. М. Иваницкий Ж. ВНД, 1990. -Т.40. — вып.5. — С. 835−840.
  36. , М. И. Электрофизиологическое исследование произвольных движений у человека / М. И. Иванова. Наука, М.: 1978. — 167 с.
  37. , В. И. Физическая культура студентов и жизнь / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. — 366 с.
  38. , Э. М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э. М. Казин, Л. А. Варич // Физиология человека. 2005. — Т. 31. — № 1. — С. 77−81.
  39. , Л. В. Методы функционально-диагностических исследований / Л. В. Капилевич. Томск, 2005. — Гл. 1. — § 1.3: Кардиоинтервалография. — С. 36−45.
  40. , Т. Г. Медико-биологические основы физической культуры: учебно-методическое пособие / Т. Г. Коваленко, О. А. Моисеева,
  41. Е. И. Кузнецова. — Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. — 84 с.
  42. , Э. М. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека / Э. М. Казин, Е. А. Анисова, А. Р. Галлеев и др. // Физиология человека.-2001.-Т. 27.-№ 2.-С. 112−121.
  43. , И. Е. Современные представления о психофизиологической значимости Р300 / И. Е. Кануников, В. И. Ветошева // Физиология человека. 1988. — Т. 14. — № 2. — С. 314−323.
  44. , JI. В. Методы функционально-диагностических исследований: учебное пособие / Л. В. Капилевич. Томск, 2005. — 154 с.
  45. , А. 3. Использование ступенчатой адаптации к гипоксии в медицине / А. З Колчинская // Вестник Российской Академии Наук. -1997.-№ 5.- С. 12−19.
  46. , Б. И. Артефакты мигания и их влияние на зависимость амплитуды вызванных потенциалов от интенсивности стимула / Б. И. Кочубей // Физиология человека. 1981. — Т. 7. -№ 6.-С. 1082−1086
  47. , И. С. Р-300 слуховых вызванных потенциалов при шизофрении / И. С. Лебедева // Журн. неврологии и психиатрии. 2000. — Т. 100.-№ 11.-С. 47−49.
  48. , Я. И. Изменение ЭЭГ в условиях однократной депривации сна и в период восстановления / Я. И. Левин // Физиология человека. — 1986. -№ 6. С. 44 — 46.
  49. , И. В. Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов / И. В. Лосева, Г. Ю. Голубев, И. А. Герасимова, А. и др. Волгоград, 2002. — 28 с.
  50. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. — 1997. -№ 6.-С. 10−15.
  51. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях.- М.: Изд-во ACT, 1998. 272 с.
  52. , И. Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх / И. Г. Максименко. Луганск, Знание, 2000.- 276 с.
  53. , Л. П. К дискуссии о теории спортивной тренировки / Л. П. Матвеев // Теор. и практ. физ. культ. 1998. — № 7. — С. 55 — 61.
  54. , Л. П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи)/ Л. П. Матвеев / Теор. и практ. физ. культ. 1999. — № 1. — С. 2−11.
  55. , С. В. Объективность методов оценки уровня ловкости спортсменов, представляющих игровые виды спорта / Сб.науч. трудов. Под.ред. Е.Скоморохова. М.: 1998. — 118 с.
  56. , Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: МГУ, 1988. — 128 с.
  57. , В. Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. М.: 1998. — С. 40 — 42.
  58. , Д. А. Статистические методы в медико-биологическом эксперименте (типовые случаи) / Д. А. Новиков, В. В. Новочадов. -Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2005. 84 с.
  59. , А. И. Непараметрическое точечное и интервальное оценивание характеристик распределения / А. И. Орлов // Заводская лаборатория. -2004. № 4. — С. 65 — 70.
  60. , С. Е. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // Методическая разработка для преподавателей и аспирантов РГАФК. М.: РГАФК: Принт-Центр, 1998. — 33 с.
  61. , С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теор. и практ. физ. культ. 1999. — № 1. — С. 12−17.
  62. , С. Е. Системные механизмы адаптации организма к двигательной деятельности / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. — М.: 2000. С. 113 — 114.
  63. , В. Физическая подготовленность квалифицированных футболистов различных игровых амплуа / В. Пшибыльский, 3. Ястрежембский // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 3. — С. 52 — 55.
  64. , Б. М. Длинно и коротколатентные слуховые ВП в компьютерной аудиологии / Б. М. Сагалович, Г. Г. Меркулова 1980. -№ 6. — 14 е.
  65. , П. М., Геладзе Т. Ш. Эпилепсия / П. М. Сараджишвили. Медицина, 1977. — 304 с.
  66. , Р. Д. Фармакология спорта / Р. Д. Сейфулла. М.: 1999. — 115 с.
  67. , Г. П. Методы измерения ловкости / Г. П. Семенов // Проблемы комплексного контроля в спорте. М.: СААМ, 1995. — С. 90 -128
  68. , В. Н. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.
  69. , Е. Б. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности / Е. Б. Сологуб // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 1. — С. 10−18.
  70. , А. С. Адаптивные изменения функций организма при мышечной деятельности / А. С. Солодков // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. — М.: 2000. С. 135 — 136.
  71. , А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учебных заведений физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.
  72. , И. Н. Физиология футбола: учеб. метод, пособие / И. Н. Солопов, А. П. Герасименко. Волгоград, 1998. — 95 с.
  73. , Т. С. Спортивный отбор в многолетней подготовке. Система подготовки спортивного резерва / Под ред. В. Г. Никитушкин. -М.: 1994.-С. 72−80.
  74. , В. Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. — 92 с.
  75. , С. Н. Слуховые ВП Человека / С. Н. Хечинашвили, Кеванишвили 3. Ш. Тбилиси: Сабчоти Санартвело, 1985. — 102 с.
  76. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.-180 с.
  77. , В. А. Клиническая электроэнцефалография (пособие для врача) / В. А. Чухрова. М.: 1990. — 71 с.
  78. , Ч. Вызванные потенциалы головного мозга в норме и патологии / Ч. Шагас. М.: Мир, 1975. — 102 с.
  79. , А. И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф. докт. дис. / А. И. Шамардин. -М., 2000. 50 с.
  80. , А. И. Функциональная подготовка футболистов / А. И. Шамардин. — Волгоград, 2000. 151 с.
  81. , А. Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты / А. Г. Щедрина // Теория и практика физ. культуры. М.: 1989. — № 4. — С 5 — 7.
  82. , Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением / Э. Эвартс. М.: Мир, 1982. — С. 72 — 80.
  83. Asmus, S. Koordinative Fahigkeiten die Basis fur den Fussbal / S. Asmus // Teil 1. Fussballtraining. — 1997. — P. 85 — 90.
  84. Astrand, P.O. The function of human organism during physical work and training / P. O. Astrand // J. of Health Phys. Education and Recreation. -1972.-Vol. 5.-N3.-P. 23 -30.
  85. Atkinson, G. Statistikal methods for assessing measurement error in variables relevant to sport medicine / G. Atkinson, A. M. Nevill // Sport Med. — 1998.-Vol. 26.-P. 217−238.
  86. Bakanychev, A. Interval hypoxic training // A. Bakanychev, M. Zakusilo et al. // Hypoxia Med. J. 1993. — N1. — P. 27 — 37.
  87. Bakanychev, A. Interval hypoxic training / A. Bakanychev, M. Zakusilo, A. Kolchinskaya et al. // Hypoxia Med. J. 1993. — N2. — P. 28 — 40.
  88. Bartko, J J. The intraclass correlation coefficient as a measure of reability / J.J. Bartko // Psychological Reports. 1996. — Vol.2. — N 19. — P. 3 -11.
  89. Besserve, M. Classification methods for ongoing EEG and MEG signals / M. Besserve, K. Jerbi, F. Laurent // Biol Res. 2007. — vol. — 40(4). — P. 41 537.
  90. Bland, J.M. Statistical metods for assessing agreement between two methods of clinical measurement / J. M. Bland, D. G. Altman // Lancet. 1986. — N 8. — P. 307−310.
  91. Blume, D.-D. Kennzeichung koordinativer Fahigkeiten und Maglichkeiten ihrer Herausbildung im Trainingsprozes / D.-D. Blume // Wissenschaftliche Zeitschrift der DHFK. 1998. — N3. — P. 17 — 41.
  92. Brouwer, S. Reliability and stability of the Roland Morris Disability Questionnaire: intra class correlation and limits of agreement / S. Brouwer, W. Kuijer et al. // Disability and Rehabilitation. 2004. — Vol. 26. — N 3. — P. 35 -42.
  93. Dogan, A. Testing hypotheses on coefficients of variation from a series of two armed experiments / Journal of Applied Statistics. — 2005. — Vol. 32. -N4.-P. 409−419.
  94. Eindeisen, D. G. Grundlagen der Sportmedizin / D. G. Eindeisen // Leipzig.- 1976.-384 s.
  95. Eindeisen, D. Lehrbuch «Grundlagen der Sportmedizin» / D. Eindeisen, D. Programmirta // Leipzig. 1976. — 108 s.
  96. Faifer, Z. Trening kondycyjny pitkarza, Cz. VIII Koordynacja ruchowa c.d. / Z. Faifer // Sport Wyczynowy. 1993, N 3 — 4. — P. 74 — 78.
  97. Grimby, G. Clinical Aspects of Strenght and Power Training / G. Grimbi // Blackwell Scientific Publications. 1992. — P. 338 — 354.
  98. Habler H.-J. Respiratory modulation in the activity of sympathetic neurons / H.-J. Habler, W. Janig, M. Michaelis // Progr. in Neurobiol. 1994. -№ 43.-P. 567−606.
  99. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten im Schuisport / P. Hirtz // Berlin1985.
  100. Hopkins, W. G. Measures of reliability in sports medicine and science /
  101. W. G. Hopkins // Sports Medicine. 2000. — N 30. — P. 1 — 15.
  102. Hubbard, A. A. Homokinetics muscular function in human movement / A.A. // Hubbard Science and Medicine Exercise and Sports. 1960. — N 5.-P. 46 — 67.
  103. Kaplan D. T. The analysis of variability / D. T. Kaplan // Electrophysiology. 1994. — № 5. — P. 16 — 19.
  104. Kovar, R. Humen Variation in Motor Abilities and is Genetic Analysis / R. Kovar // Charles University. Prague. — 1980. — P. 22 — 24.
  105. Ljach, W. Przygotowanie koordynacyjne w grach sportowych / W. Ljach // W: Science in Sport Team Games. Red. J. Bergier. 1995. — P. 70 — 72.
  106. Rabending, L. Die Fotostimulation als Alctivierungsmethode in der Electroencephalographie / L. Rabending // Jena 1978. — 150 s.
  107. Wolburg, J. Bioelekrizitaet im Gehirn / J. Wolburg // Wittenberg. -1965.-48 s.
  108. Ramm, K. Zur Wirlcsamkeit des Jahrestrainingsaufbaus im Slcilanglauf und im Biathlon bei besonders Beachtung der Luklusmethode // K. Ramm, H. Bube // Theorie und Praxis Leistungssport. 1986. — N8/9. — P 115 — 127.
  109. Ulatowski, T. Teoria sportu / T. Ulatowslci // Warszawa. 1996. -280 s.
  110. Ulatowski, T. Praktyka sportu / T. Ulatowski // Warszawa. 1996. -163 s.
  111. Visser, S. L. Multimodal evoked potentials in neurology / S. L. Visser // Clin.neurol.neurosurg. 1988. — vol.90−1. — P. 11 — 16.
  112. Vyazovskiy, V. V. Running wheel accessibility affects the regional electroencephalogram during sleep in mice // V. V. Vyazovskiy, G. Ruijgrok, T. Tobler // Cereb Cortex. 2006 Mar. — 16(3). — P. 328 -336.
  113. Zimmermann, K. Wesentliche koordinative Fahigkeiten fur Sportspille / K. Zimmermann // Theorie und Praxis der Korperkultur. 1982. — N6 — P. 24−26.
Заполнить форму текущей работой