Изменение иерархии ценностей труда как условие эффективности профессиональной деятельности при смене профессии
В современной психологии вопросам профессиональной деятельности посвящено значительное число работ (С. Г. Геллерштейн, С. Н. Архангельский, В. П. Зинченко, В. Н. Пушкин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. М. Зараковский, В. И. Медведев, О. А. Конопкин, А. А. Крылов, Н. П. Ерастов, Г. В. Суходольский и др.). Предметом особого исследовательского интереса выступает изменение иерархии ценностей труда… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретико-методологические основы исследования условий эффективности профессиональной деятельности специалиста отдела маркетинга
- 1. 1. Социальная ситуация профессионального развития российского специалиста
- 1. 2. Психологический анализ деятельности как средство изучения проблемы
- 1. 3. Профессиональная компетентность и ее роль в ситуации смены профессиональной деятельности
- 2. Анализ исследований изменения иерархии ценностей труда как условия эффективности профессиональной деятельности в ситуации смены профессии
- 2. 1. Психологический анализ понятия .-«ценность труда»: подходы к определению, функции, свойства
- 2. 2. Типология и динамика ценностей труда
- 2. 3. Психологические исследования рефлексии как способа осознания изменения иерархии ценностей труда
- 2. 4. Диалог как средство рефлексии изменения иерархии ценностей труда
- 3. Экспериментальное исследование изменения иерархии ценностей труда как условия эффективности профессиональной деятельности при смене профессии
- 3. 1. Организация и проведение эксперимента
- 3. 2. Выбор и обоснование методик диагностики
- 3. 3. Методы статистической обработки экспериментальных данных
- 3. 4. Обсуждение результатов исследования изменения иерархии ценностей труда как условия эффективности профессиональной деятельности при смене профессии
- 4. Научно-методические рекомендации по внутрифирменному обучению специалистов отдела маркетинга
- 4. 1. Модель оценки профессиональной компетентности специалистов отдела маркетинга
- 4. 2. Модель развития профессиональной компетентности специалистов отдела маркетинга
Изменение иерархии ценностей труда как условие эффективности профессиональной деятельности при смене профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Динамично развивающиеся рыночные отношения на промышленных предприятиях Уральского экономического региона, отсутствие государственного заказа и опыта работы в этих условиях делает актуальным поиск и подбор высококвалифицированных специалистов по продвижению продукции предприятия на рынок. Трудности привлечения подобных специалистов вызваны непривлекательностью условий труда, а также отсутствием в системе профессионального образования подготовки маркетологов промышленных предприятий. Решение данной проблемы за счет привлечения и профессиональной переподготовки инженерного состава специалистов промышленных предприятий имеет ряд преимуществ. Наряду с общими выгодами, характерными для любых специалистов, оставленных в «своих рамках», предприятие получит специалиста хорошо сведущего во всех плюсах и минусах выпускаемой продукции. В настоящее время на большинстве промышленных предприятий Уральского экономического региона работают специалисты, которые умеют на высоком профессиональном уровне производить продукцию, но еще не научились на столь же высоком профессиональном уровне анализировать востребованность этой продукции и искать рынки ее сбыта.
Изучение данного вопроса на примере специалистов отдела маркетинга промышленных предприятий Уральского экономического региона имеет особую актуальность, поскольку профессиональная деятельность с. этих специалистов характеризуется рядом непредвиденных ситуаций, высокой степенью динамизма, необходимостью постоянного повышения квалификации ее субъектом. В силу этого особенное значение приобретает способность фиксировать затруднения в деятельности специалистов отдела маркетинга и находить максимально конструктивные способы их преодоления, а также фиксировать динамику собственного отношения к профессиональной деятельности, к процессу ее выполнения в ответ на постоянно изменяющиеся, неустойчивые условия рынка.
В современной психологии вопросам профессиональной деятельности посвящено значительное число работ (С. Г. Геллерштейн, С. Н. Архангельский, В. П. Зинченко, В. Н. Пушкин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. М. Зараковский, В. И. Медведев, О. А. Конопкин, А. А. Крылов, Н. П. Ерастов, Г. В. Суходольский и др.). Предметом особого исследовательского интереса выступает изменение иерархии ценностей труда как процесс их пересмотра в результате смены профессии. Проблемам изменения ценностных ориентаций посвящены работы таких авторов как К. Роджерс, М. Рокич, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Б. И. Додонов, Л. В. Разживина, Н. И. Непомнящая, А. Г. Вельш, Е. И. Головаха, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, С. С. Бубнова, М. Н. Мельникова и др. Однако недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности изменения иерархии ценностей труда в условиях смены профессии, что инициирует необходимость научного анализа этой проблемы.
Объект исследования: профессиональная деятельность специалистов отделов маркетинга и специалистов производственных подразделений (инженеров-конструкторов) промышленных предприятий Уральского экономического региона.
Предмет: иерархия ценностей труда как условие эффективности профессиональной деятельности специалиста отдела маркетинга.
Цель работы: исследование изменений иерархии ценностей труда специалистов в связи с переходом из производственных подразделений в отделы маркетинга и разработка научно-методических рекомендаций по внутрифирменному обучению данной группы специалистов.
Гипотеза исследования. Условиями эффективности деятельности специалиста отдела маркетинга выступают стратегии поведения, изменение иерархии ценностей труда и профессионально-значимые умения: системные, коммуникативные, контрольно-оценочные.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности профессиональной деятельности специалистов отдела маркетинга и специалистов производственного подразделения и провести их сравнительный анализ;
2. Выявить условия эффективности профессиональной деятельности специалистов отдела маркетинга;
3. Определить предметное содержание, структуру ценностей труда специалистов производственного подразделения и маркетингового отдела, предложить их типологию;
4. Исследовать изменение иерархии ценностей труда как одно из условий эффективности профессиональной деятельности специалистов отдела маркетинга;
5. Разработать научно-методические рекомендации по внутрифирменному обучению специалистов отдела маркетинга.
Методологическая основа — ведущие положения психологической науки: принцип единства сознания и деятельности C.JI. Рубинштейна, лич-ностно-деятельностный подход А. Н. Леонтьева, фундаментальные положения о деятельности в отечественной психологии труда Е. А. Климова., Б. Ф. Ломова, Б. Д. Шадрикова и др., а также базирующиеся на них современные акмеологические теории в области профессионального развития личности А. А. Деркача, О. С. Анисимова, А. К. Марковой, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др., зарубежные теории маркетинга Ф. Котлера, М. Портера.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в оте чественной психологии труда исследована проблема изменения иерархии ценностей труда специалистов в условиях рыночной экономикипроведен комплексный психологический анализ деятельности специалистов отдела маркетинга промышленных предприятийисследовано изменение иерархии ценностей труда при смене профессии (в связи с переходом специалистов из производственных подразделений в отделы маркетинга).
Теоретическое значение работы.
В работе представлен комплексный теоретический анализ исследований рефлексии, структуры, содержания, функций и динамики ценностейпрофессиональной деятельности специалистов отдела маркетинга и производственного подразделения, диалога как метода обученияпредложена типология профессиональных ценностей специалистов в связи с переходом из производственных подразделений в отделы маркетингаустановленные особенности в иерархии и содержании ценностей труда, описание их изменений в ситуации смены профессии существенно дополняют имеющиеся сведения о ценностях в психологии труда.
Практическое значение работы состоит в том, что разработаны, обоснованы и реализованы научно-методические рекомендации по внутрифирменному обучению кадров, что позволяет осуществлять психологическое сопровождение развития специалистов отделов маркетинга на современных крупных промышленных предприятиях Уральского экономического регионавыявлены психологические условия эффективности профессиональной деятельности специалистов отдела маркетингасоздана и адаптирована модель развития рефлексии иерархии ценностей труда специалиста отдела маркетинга, которая может быть использована в процессе внутрифирменного обучения кадров.
База исследования. Исследование проводилось в Институте переподготовки кадров УГТУ-УПИ, а также на промышленных предприятиях j.
Уральского экономического региона ОАО «Уралбурмаш», ОАО «Уралэ о лектротяжмаш», ОАО «Уральский оптико-механический завод», ОАО «Уралмаш», ОАО «Уралкомпрессормаш», АООТ «Ревдинский метизно-металлургический завод», АООТ «Ревдинский завод по обработке цветных металлов», УЗПС ОАО «Уральский завод прецизионных сплавов» (новое название «Уральский завод по обработке цветных металлов»), ЗАО «Ниж-несергинский металлургический завод, ОАО «Завод им. Калинина», НПО «Автоматика», ОАО «Уралэлектромедь». В исследовании приняли участие 340 человек.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр социальной и прикладной психологии, акмеологии общего и профессионального образования факультета повышения квалификации РГППУ, теории и практики управления ИПК УГТУ-УПИбыли обсуждены и одобрены на российских конференциях «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999, 2000), региональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1999, 2000, 2001), региональной научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург,, 2001). По результатам исследования было опубликовано 15 научных статей и тезисов общим объемом 63 с.
Основные положения, выносимые на защиту:
1 .Профессиональная деятельность специалистов отдела маркетинга имеет отличительные психологические особенности по сравнению с профессиональной деятельностью специалистов йроизводственных подразделений, которые обусловливают ее эффективность.
2. Деятельность специалиста отдела маркетинга обусловлена двумя стратегиями поведения, ориентацией либо на производство (внутренняя ориентация), либо на рынок (внешняя). Успешнорть деятельности специалиста отдела маркетинга, ранее являвшегося специалистом производственного подразделения, обеспечивается второй ориентацией, т. е. на рынок и рыночные показатели: потребителя и экономическую целесообразность.
3. Условиями эффективности деятельности специалиста отдела маркетинга выступают стратегии поведения, рефлексия изменения иерархии ценностей труда и профессионально-значимые умения: системные, коммуникативные, контрольно-оценочные.
4. Наиболее значимой для специалистов производственного подразделения является группа ценностей «профессионального самосохранения и самореализации», для специалистов отдела маркетинга — группа ценностей «личностного самоутверждения в профессиональной деятельности».
5. Модель внутрифирменного обучения специалистов отдела маркетинга должна быть в первую очередь направлена на формирование таких умений, как «ориентация на клиента» и гибкая система ценностей, психологическим механизмом которых выступает рефлексия изменения иерархии ценностей труда.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы, включающего 241 наименование, из них -14 на иностранном языке, и 7 приложений. В диссертации представлено 29 таблиц, 25 рисунков. Общий объем диссертации 295 страниц машинописного текста.
Результаты исследования компонентов социального интеллекта" в целом по выборке распределились следующим образом (табл.25).
Заключение
.
В заключении исследования были сформулированы следующие выводы:
1 Необходимость в психологическом знании об особенностях профессиональной деятельности специалистов отдела маркетинга и производственных подразделений как субъектов профессионального развития обуславливает актуальность исследования рефлексии динамики профессиональных ценностей.
2)Систематизация опыта исследований рефлексии динамики ценностей труда в контексте профессионального развития субъекта позволила сформулировать следующее определение данного феномена. Рефлексия иерархии ценностей труда определяется нами как переосмысление и перестройка иерархии профессиональных ценностей, происходящих в результате смены содержания профессиональной деятельности.
3)Сравнительный анализ деятельности двух групп специалистов позволил установить, что, во-первых, для специалистов отдела маркетинга характерна как индивидуальная, так и групповая форма организации деятельности, причем также вне и внутри организационная, специалист является организатором как собственной деятельности, так и деятельности других людей. Круг взаимодействия непостоянен и состоит из клиентов и поставщиков. В свою очередь, специалистов производственных подразделений в основном принята только индивидуальная форма организации профессиональной деятельности и внутриорганизационная, специалист является организатором собственной деятельности. Круг взаимодействия постоянен и его составляют в основном сотрудники организации. Вовторых, у специалистов маркетинговых отделов по сравнению со специалистами производственных подразделений более высокий уровень развития получает коммуникативная и синтетическая функции. Аналитическая функция по параметру значимости имеет достаточно высокий уровень и равный как для специалистов производственных подразделений, так и специалистов отдела маркетинга. В-третьих, для специалистов производственных подразделений наиболее характерны узкопрофессиональные знания, которые в основном и обладают высокой степенью необходимости и информативности. Эти узкопрофессиональные знания находят внутриорганизационную сферу применения и обладают функциональным постоянством. В свою очередь для специалистов отдела маркетинга практически в равной степени характерны как обще-, так и узкопрофессиональный знания. Хотя естественно, что наиболее высокой степенью информативности и необходимости обладают узкопрофессиональные знания. Межпрофессиональные знания имеют высокий уровень использования. И именно они и составляют основной объем функций реализуемых вне организации и обладающих функциональной динамичностью. В-четвертых, по параметру профессиональных умений для специалистов производственных подразделений наиболее важны в первую очередь — технические, для специалистов отдела маркетинга — синтетические, коммуникативные, контрольно-оценочные. Причем с точки зрения успешных профессионалов в области маркетинга эти умения имеют высокую степень упражняемости и автоматизма.
4) Профессиональная деятельность специалистов отдела маркетинга и имеет отличительные психологические особенности от профессиональной деятельности специалистов производственных подразделений, которые обуславливают ее эффективность.
5) Деятельность специалиста отдела маркетинга обусловлена двумя стратегиями поведения, либо на производство (внутренняя ориентация), либо на рынок (внешняя). Успешность деятельности обеспечивается второй ориентацией, т. е. на рынок и рыночные показатели: потребителя и экономическую целесообразность.
6) Условиями эффективности деятельности специалиста отдела маркетинга выступают стратегии поведения, рефлексия ценностей труда и профессионально значимые умения: системные, коммуникативные, контрольно-оценочные.
7) Наиболее значимой для специалистов производственного подразделения является группа ценностей «профессионального самосохранения и самореализации» для специалистов отдела маркетинга — группа ценностей «личностного самоутверждения в профессиональной деятельности».
8) Модель внутрифирменного обучения специалистов отдела маркетинга должна быть в первую очередь направлена на формирование таких умений как ориентация на клиента и изменение ценностей, психологическим механизмом которых выступает рефлексия ценностей профессиональной деятельности.
Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о том, что условиями эффективности деятельности специалиста отдела маркетинга выступают стратегии поведения, рефлексия ценностей труда и профессионально значимые умения: системные, коммуникативные, контрольно-оценочные, нашла свое экспериментальное подтверждение.
Полученные результаты открывают перспективы изучения вопроса о влиянии рефлексии иерархии ценностей труда на успешность смены профессии в целом.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 333 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности// Пси-хол. журн. 1985. Т. 6, № 5. С. 3−18.
- Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичной обработки данных. Справочное издание. М.: Финансы и статистика, 1983. 471 с.
- Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Беков X. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. Ф., Талан М. В. Управление персоналом в системе государственной службы. М.: РАГС, 1997. 223 с.
- Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск, 1987
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т.2. М., 1979. 287 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2001. 337 с.
- Андреев В. И. Конфликтология: искусство споров, ведение переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 287 с. Ю. Андреева Г. М. Современная социальная психология. М., 1981. 361 с. 1 ГАнисимов О. С. Методология и пути развития управленческого образования Петропавловск — Казахский, 1989. 291 с.
- Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., 1989. 412с.
- Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989.178с.
- Н.Анисимов О. С. Управление. Рефлексия. Методология: Введение в методологию. Методологические рекомендации. Петропавловск, 1989.- 157 с.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1998. 519 с.
- Анцыферова Jl. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. Том 13. № 5. 1992. С.12:25.
- Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. 1980. № 2. С. 52−60.
- Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М., 1975. 206 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. 350 с.
- Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1978.224 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблемы выбора и формирование ценностей. М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2002.
- Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. Учебное пособие. М.: ИПК госслужбы, 1996. 151с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. М.: Мастерство, 2002. 280 с.
- Бакиров В. С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988.
- Баранов П. В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1988.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1987.311 с.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Н.Г, Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1992. 60 с.
- ЗГБодалев А. А. Личность и общение. М., Педагогика, 1983. 78 с.
- Бодалев А. А. О предмете акмеологии// Психолог, журнал, 1993, Т14, № 5. С.73−79.
- ЗЗ.Бодалев А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. М., 1995. № 3, С.36−42.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М:-Наука, 1998.168 с.
- Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психол. журн. 1985. Т. 6, № 2. С. 85−94.
- Бодров В.А. Психология профпригодности. М.: Пер. СЭ, 2001. 511с.
- Бодров В.А., Лукьянов Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность// Психол. журн. 1981. № 2. С. 5 1−65.
- Божович Г. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Большунов А. Я., Молчанов В. А., Трофимов Н. М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 117 125.
- Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности/ЛПсихология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
- Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Психология. 1980. № 2. С.55−69.
- Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самар. дом печати, 1999. 128с.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психол. Журн. Т. 20, № 5, С. 38−45.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии. 1993 № 5. с. 99 106.
- Бурлачук Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Изд-во «Ника-Центр», «Вист-С», 1997.
- Буякас Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психологии 1997. № 5. С. 44−71.
- Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии 1997. № 5. С. 30−43.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. 199с.
- Визина А. В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение. // Психолог, журнал. 1989. Т. 10 № 6 с. 50 57.
- Волгин Н.А., Плакся В.И., Плакся В.И., 1996. Скрытая безработица, М.: 1998, 254 с.
- Выготский JI. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. т. 2. М., 1982. 253 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: Т4. М., 1984. 433 с.
- Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. 167 с.
- Гарбер. Е. И. Введение в психологию труда. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. 77с.
- Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
- Гидрович С. Р. Деловые игры инструмент выработки хозяйственных решений: комплекс методик и процедур: Учеб. пособие. JL: ЛФЭИ, 1985. 85 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Под общ. Ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс. 495 с.
- Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.
- Головных Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания. // Философ, науки. 1989 №. 6. С. 25−36.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Изд-во Финпресс, 1999. 656с.
- Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М., 1993. 208 с.
- Гудечек Я. Ценностные ориентации личности. В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. М., Наука, 1989.
- Давыдов В. В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Психолог, журнал. 1990. № 3. С. 76−84.
- Деркач А. А., Анисимов О. С. Основы общей и управленческой ак-меологии: Учеб. Пособие. М., 1995.
- Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993, 156 с.
- Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.
- Деркач А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологи-ческого исследования. М: МПА, 1998. 148 с.
- Джиоев О. И. Ценности и историческая необходимость. // Философ, науки., 1965 № 1.
- Джуэлл JI. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. 272 с.
- Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей.// Проблемы ценностей в философии. М., 1967.
- Дубов И. Г., Ослон А. А., Смирнов JL М. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе. М., 1994.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C. Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. 352 с.
- Дудченко В. С. Инновационные игры. Таллин, 1989, 124 с.
- Жамбо М. Иерархический кластерный анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., Наука, 1976. С. 253−260.
- Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 241−254.
- Иванов П. И. Программы повышения квалификации — главный регулятор развития персонала фирм // Труд за рубежом. М., 1993. № 4.
- Иванова Е&bdquo- Н. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987. 207 с.
- Иванова Е. Н. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. 93 с.
- Иванова Н.В. Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте (в сфере профессиональной деятельности педагога) Дисс. психол. наук М.: МГУ, 1994. 217с.
- Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления М.: Дело, 1993, 304 с.
- Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопр. психологии 2000 № 3, с. 56−63.
- Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 212 с.
- Исследование проблем психологии творчества. / Под. ред. Я. А. Пономарева, М., 1983 — 336 с.
- Истомин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
- Калинина В.Н. Математическая статистика: Учеб. М.: Высш.шк., 2000, 175 с.
- Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии. / Управление персоналом, 2000 № 2, с. 66−70.
- ЮО.Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. М., 1993, 512 с.
- Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности младших школьников // Вопросы психологии, 2000 № 4, с. 86−94.
- Кирьянова Е.Н. Игровые и тренинговые методы в обучении персонала.// Управление персоналом, 1987 № 3, с. 38−40.
- Климов Е. А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996. 400 с.
- Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
- Юб.Колесникова И. О некоторых особенностях подготовки современных менеджеров. / Управление персоналом, 2001 № 4, с. 19−22.
- Комаров Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего. // Управление персоналом, 2001 № 4, с. 32−36.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Коптев С. Л. Многообразие ценностей: проблемы молодежи. Ижевск, 1989.
- ПО.Копьев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. // Вопросы психологии. 1990. № 3 С. 17−25
- Корнилов Ю. К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982.
- Кортава В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси, 1987.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, J1.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во Питер, 1999. 896 с.
- Краткий словарь по философии. / Под общ. ред. И. В. Блауберга, П. В. Копнина, И. К. Пантина. М., 1986.
- Кричевский P. J1. О механизме детерминации личности в социальной группе// Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987.
- Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психол. журнал. 1983. № 5. С. 57−65.
- Кузнецов Н. С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.
- Кузьмина Н. В. Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 54 с.
- Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. 215 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 127 с.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Вопр. психологи 2001 № 3, с. 78−80.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. // Психол. Журн., Т.22, № 3, 2001, С. 26−37.
- Лебедева Н.Н. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол.журн. 2000. № 1. с. 67−75.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
- Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестн. Моск. ун-та, 1989. С. 48−52.
- Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. № 3. С.11−21.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психодиагностическая серия. Вып. 5. М., 1992.
- Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. № 4. С. 35−44- 1997. № 1. С.20−27.
- Леонтьев Д. А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. С. 73−82.
- Леонтьев Д. А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. № 3. С. 33−42.
- Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагонстические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989, с. 48−52.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. //Вопр. психол. 1995 № 1.С. 97−110
- Леонтьев Д.А., Филатова М. А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов. // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 1999. № 2, С. 53−68.
- Лепский В.Е., Задорожник И. Е. Научное и социально-культурное значение рефлексивного движения в России // Психол. журн. 2002 № 1, с. 43−50.
- МО.Лифшиц А. Л. Деловые игры в обучении. Л.: Лениздат, 1989. 172 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологичесий тренинг: научн.-практ. пособ. М.: Когито-центр, 2001, 279 с.
- Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6 С. 25−31.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996, 308с.
- Махлах Е. С., Павлов В. Л., Байчинска К. К., Раппапорт И. А. Методика измерения ценностей личности. Методы социально-психологических исследований. М., 1975. 71с.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 1995. 701с.
- Минц Г. Непомнящий А. Человек в расцвете лет: ценностные ориентации. Рига, 1989.
- Миронова Е. Р. Категория ценности: ее определение и место в методологии. Методологические функции философских категорий. Саратов, 1989.
- Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии 1997. № 4.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Моск. Психолого-соц. ин-т, 2002, 311 с.
- Молл Е. Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998. № 3.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. 133с.
- Моргунов Е., Сергаев С. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности. / Управление персоналом, 2000 № 8, с. 44−50.
- Моргунов Е., Сергаев С. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности. // Управление персоналом, № 8, 2000, С. 44−50.
- Морогин В. Г., Залевский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор // Психолог, журнал, 1999, том 20, № 2, с. 73−81.
- Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни личности. Новосибирск, 1989.
- Мусек Янек Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период.// Иностр. психол. 1997 № 8 с. 17−22.
- Мухина В. С. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1985.
- Мылисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности. // Психолог, журнал. 1994. Т. 15. № 4.с. 94 103.
- Непомнящая В. И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Барцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как центральный компонент структуры личности. // Вопросы психологии 1980 № 1, С. 44−51.
- Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации. М., 1997.
- Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 34−45.
- Носкова О.Г. История психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1997. 302
- Общая психодигностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Изд-во Речь, 2000. 440 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
- Периль Б. В. Влияние ценностных ориентаций на формирование ху-дожетсвенной культуры личности. Художественная культура и искусство. М., 1987.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 170. Пископель А. А. От традиционных ценностей к уникальнымсмыслам // Вопр. психологии 2001 № 6, с. 45−53.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1975.
- Поваренков Ю. П. Психологический анализ процесса профессионализации. В кн.: Психологические закономерности профессионализации/ Под ред. Н. П. Анисимовой. Ярославль, 1991.
- Поликарпов В. А. Формирование межличностных отношений в процессе диалогического решения мыслительной задачи. // Психолог, журнал. 1989 Т. 10. № З. с 74- 78.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества М.: Машиностроение, 1988. 361 с.
- Почебут Л., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Речь, 2000. 298 с.
- Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе// Межвуз. сб. научных трудов. МГПИ., 1987.
- Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности/ Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский М.: Наука, 1991. 166 с.
- Психологический анализ трудовой деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова, Ярославль, 1980.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Меще-рекова. М., 1996. 494 с.
- Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. / Деркач А. А., Зазыкин В. Г., М.: РАГС, 1998, 199с.
- Психология подготовки специалистов для современного производства/ Под. ред. А. И. Подольского. М.: МГУ, 1991. 183 с.
- Психология становления педагога профессиональной школы./ Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, УГППУ, 1996. 148 с.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1989.
- Реан А. А. Рефлексивно перцептивный анализ деятельности педагога. // Вопросы психологии. 1990. № 2. с. 77 — 81.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 207 с.
- Роль ценностей в регуляции поведения индивида. Социологические исследование жизненного пути молодежи, Вильнюс, 1988.
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т 1.485 е., Т 2. 322 с.
- Семенов И. Н. Психология рефлексии в научном творчестве С. J1. Рубинштейна // Психол. журнал. 1989. Том 10. № 4. С. 67 74.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии 1983. № 2. С.35−42.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. с. 73 82.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
- Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России./ Психол. журн. 2002 № 2 с. 45−52.
- Синисало П. Особенности трудовой карьеры в жизненной ситуации молодежи. В кн. «Психология личности и образ жизни». Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М., 1987
- Скрытая безработица: фенормен, анализ, последствия/ Под общ. ред.
- Волгина Н.А., Дудникова С. В. М., 1998. 175 с.
- Смирнов JI. М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психолог, журнал, 1996, том 17, № 1, с. 157 167.
- Современное управление. Энциклопедический справочник. В 2-х томах. Т. 2. М.: Издатцентр, 1997. 587 с.
- Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2000. 288с.
- Степанов С. Ю. Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач.// Вопросы психологии. № 1, 1982. С. 99−104.
- Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии, 1991. № 5. С.4−14.
- Степанов С. Ю., Семенова И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. // Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984.
- Степанов С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке кадров. // Вопр. психол. 1995 № 1. С. 61−68.
- Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмео-логия. СПб.: Алетейя, 2001. 288с.
- Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
- Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труд. М.: Изд-во МГУ, 1999. 192 с.
- Суходолский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 166с.
- Тарчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Вопр. психологии 2001 •№ 2, с. 12−22
- Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента М.: Изд-во «Дело», 1995
- Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме Л., 1968.
- Управление персоналом организации. М., ИНФРА М, 1997
- Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова М., Магистр, 1997
- Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. М., ЗАО «Бизнес школа», «Интел — синтез», 1997
- Фелльдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж, 1996.
- Н.Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарно-личностным методикам. М., 1987.
- Харламенкова Н. Е., Бабанова И. В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психолог, журнал, 1999, Т. 20, № 2, с. 21−28.
- Хруцкий Е. А. Организация и проведение деловых игр. М: Высшая школа, 1991.
- Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий М., 1993.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и приложения. СПб., 1997.
- Ценности массового сознания СССР и США / Под ред. В. С. Ко-робейникова. М., 1989.
- Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
- Чирикова А. Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психолог, журнал, 1999, том 20, № 2, с. 81−92.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. 185 с.
- Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации М., «Интел синтез», 1998, 352 с.
- Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование. Иностр. психол. 1994 Т 2 № 2(4) с. 47−56.
- Юревич А., Цапенко И. Российская наука на рынке. / Управление персоналом, 1999№ 11, с. 35−41.
- Якушина Н. Р., Якушин С. Б. Рефлексия и диалог// Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989.
- Dubouis P.L., Jolibert A. Le Marketing. Questions, exercices et cas. Serie: Politique generale, Finance et Marketiag. Paris, Economical995. 427 p.
- Dune L. Tssentionals of educational psychology/Prepared for Intrenat-inal Bureau of Education. Jessica Kingsley Publishers in association with UNESCO? 1989. 163p.
- Farren Caela. Who’s Runring Your Career? Creating stable work in unstable times. Bard Press Austin. Texas. 1997.288 p.
- Ferris G.R., Rowland K.M. (tls.) Carrer and humen resourses development.Greenwich. CT: GAI Press, 1994.23 2. Ferris, Donna/ The Practical Job-Search guide. Ten Speed Press. Berkeley, California. 1996. 197 p.
- Gary Hamsl and C.K.Praaa'-a.d, Competing -«or the Future, Cambridge. MA: Harvard Business School Press. 1994.
- Greet P. van. Dynamic system of development: N. Y.etc.: Harvester Wheatsheaf. 1994.
- Leeds Doroty. Marketing Yourself. The ultimate job seeker’s guide. New York. 1992/ Harper Perenial. A Division of Harper Coiling Publishers/ -297 p.
- McKenna, Eugene F. The essence of humen resource managment. Prentice Hall International (UK) Ltd, 1995, 204. p.
- Newstrom J.W., Davis K. Organizational Behavior. Humen behavior at work, (by Me Grow-Hill, Inc. USA), 1993.
- Robbins St.P. Organizatiocal Behavior. Concepts, controversies, and applications/ San Diego State University. Prentice Hall Intrenational Inc., 1979.
- Sandberg J. Understanding human competence at work: an interpretative approach. / Academy of management journal, 2000, Vol. 43. No 1, p. 9−25
- Stennberg R. Inside Itelligence II Amer. Scientist. 1986/ V.74, № 2. P. 137−143.
- Wiliams K&nk. The Essence of Managing Groups and Teams. London and etc. Prentice Hall Europe, 1996.