Обеспечение прав граждан при назначении органами внутренних дел административных наказаний
Авторская-позиция о роли и объеме защиты прав граждан в системе административно-деликтных отношений. В соответствии с нею важнейшие отличительные особенности закрепленных вроссийской Конституции основных прав и свобод заключаются в том, что они даны человеку от рождения, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в^ качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава I. Правовые вопросы, реализации основных прав граждан в системе административно-деликтных отношений
- 1. Сущность основных прав и свобод граиедан, подлежащих защите при реализации административно-деликтных отношений
- , 21 Субъект административно-деликтных отношений как носитель прав граждан
- Глава. 'П" Деятельность органов внутренних дел по защите прав граждан при назначении административных наказаний
- i. lf. Обеспечение прав граждан при подготовке к рас-смотрению<�дел, об административных правонарушениях
- 21. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- «3. Обеспечение законности при выборе видами. размера* административного наказания
- Глава I. H Система обеспечения и гарантий прав граждан при назначении органами внутренних дел административных наказаний
- 1. Правовой статус субъектов обеспечения защиты прав граждан при назначении органами внутренних дел административных. наказаниш
- , 2. Судебная защита, прав и свобод граяедан при назначении органами внутренних дел, административных наказаний
- 3. Гарантии’прав граждан при обжаловании, действий должностных лиц органов. внутренних дел при назначении административных^наказаний
Обеспечение прав граждан при назначении органами внутренних дел административных наказаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовая действительность характеризует Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство исходит из признания неотчуждаемости прав и свобод человека, возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. По общему правилу, права, свободы и законные интересы человека неотчуждаемы и согласно Конституции Российской Федерации принадлежат каждому от рождения.
Права человека не могут быть категорично противопоставлены правоприменительной функции государства всистеме административно-деликтных отношений. Государство должно брать на себя функцию защиты и обеспечения этих прав, а также создания механизмов их защиты. Обеспечениеправ и> законных интересов личности является конечной целью деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Применение административных наказаний должно сопровождаться соблюдением основных прав граждан. Эффективная защитареализация всего комплекса предоставленных российскому гражданину прав и свобод могут быть обеспечены исключительно при условии неукоснительного соблюдения-принципа законности в деятельности органов внутренних, дел. Защита прав и законных интересов личности предопределяет следование принципам права, признание его верховенства. Содержание конституционных прав и свобод граждан показывает связь и взаимообусловленность интересов, государства и личности.
В данной* ситуации весьма актуальными представляются вопросы обеспеченияправ и свобод граждан при назначении органами внутренних дел административных наказаний. Анализ юридической литературы свидетельствует о том, что значительное количество-научных трудов ориентировано на решение задач обеспечения прав граждан. Проблема обеспечения прав и свобод граждан в сфере административно-правовых отношений в трудах ученых-административистов нередко выступает как самостоятельный объект исследования.
При этом существует сложная проблема демократизации и гуманизации административно-правовых и административно-деликтных отношений. Она заключается в том, что в данных правоотношениях появляется и в последнее время значительно усиливается противоречие между необходимостью усиления защиты прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и возможностью более активного вмешательства закона и права в сферу их общественных и личных интересов, с другой стороны. Эта проблема должна решаться на основе неукоснительного исполнения положений Конституции РФ, законов и подзаконных актов в области правоотношений между субъектами, вовлеченными Bi сферу государственного управления, а также путем введения новых, более эффективных правовых норм, регулирующих такие отношения. Это особенно актуально в наше время, когда наблюдается рост административной деликтности, ухудшается криминогенная обстановка.
Как показывает изучение правоприменительной практики, в, настоящее время приходитсяговорить о низкой эффективности механизмов противостояния незаконным действиям должностных лиц органов административной юрисдикции. Искоренение данного негативного признака общественной жизни невозможно без реализации принципиально новых подходов к решению рассматриваемых проблем. При этом гражданин для" защиты своих нарушенных прав может воспользоваться, по существу, единственным средством: правом подачи жалобы, которая опять же подлежит рассмотрению, в большинстве случаев, государственными несудебными органами:
Необходимость решения данных проблем предполагает формирование эффективной административно-процессуальной базы взаимоотношений гражданина и должностных лиц органов внутренних дел. При этом весьма значимым является процессуально-правовое обеспечение административно-деликтных взаимоотношений гражданина и субъекта административной юрисдикции. В настоящее время эта область правовой регламентации может быть признана наиболее функционально уязвимой и нормативно пробельной.
Обращает на себя внимание то, что причиной неблагополучной ситуации с реализацией прав и свобод граждан в сфере административно-деликтных отношений является не только несовершенное законодательство, но и издержки правоприменительной практики. Именно поэтому существует настоятельная' необходимость разработки и реализации предложений, направленных на оптимизацию правоприменительной практики органов административной юрисдикции, в особенности органов внутренних дел, что определило актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности^ темы. Вопросы защитыправ! граждан, привлекаемых к административной ответственности, всегда находились в центре внимания российской юридической науки. В советском административном праве рассматриваемая проблема становилась объектом исследований ученых-административистов, среди которых: А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Б. Н. Габричидзе, И. А. Галаган, Ю-М-. Козлов, А. П: КореневБ.М. Лазарев, М. Я. Масленников, JI.JI. Попов, Н. Г. Салищева, В1Д. Сорокин, MiC. Студеникина, А. П. Шергин.
Порядку и правовым основам защиты прав и свобод граждан в условиях современных административно-правовых отношений посвятили свои работы А. Б. Агапов, О. И. Булаков, И. Л. Давитнидзе, В. В. Денисенко, А. С. Дугенец, В. В. Игнатенко, П. И. Кононов, С. Д. Князев, И. В: Панова, С. М. Петров, А. С. Прудников, Ю. Н. Старилов и многие другие авторы.
Однако исследования проблемы обеспечения прав и свобод граждан в избранном нами направлении до настоящего времени не проводились. Вместе с тем после вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащего ряд принципиальных новелл, указанная проблема приобрела особую значимость и выделилась в самостоятельное направление правоохранительной деятельности. Изложенные обстоятельства в конечном итоге обусловили выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, в рамках которых осуществляется реализация административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел и их должностных лиц по обеспечению защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, а также тенденции и закономерности их развития.
Предмет исследования — нормы административного законодательства, обеспечивающие защиту прав и интересов граждан при назначении административных наказаний, теоретические воззрения * на исследуемую проблему.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования заключается в анализе состояния и практики защиты прав и интересов привлекаемых к административной ответственности граждан и выработке конкретных предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленных в диссертации целей предполагается решение следующих задач: исследование роли и местаинститута защиты прав, и свобод граждан при назначении органами внутренних дел административных наказанийанализ правового статуса субъектов, обеспечивающих защиту прав, граждан при назначении административных наказанийанализ сложившейся в настоящее время практики защиты прав граждан при реализации органами внутренних дел и их должностными лицами* административно-юрисдикционных полномочийисследование современного состояния административно-правового обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан при" применении к ним административных наказанийвыработка конкретных предложений посовершенствованию действующего законодательства, а также правоприменительной практики.
Методология и методика исследования. Общую методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные теоретические положения общей теории права, труды ученых-административистов по правовым и организационным проблемам производства по делам об административных правонарушениях, а также специалистов в смежных отраслях права.
В диссертации широко используются положения международных документов по вопросам соблюдения прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В процессе работы над диссертацией использовались диалектический метод познания, исторический, системный и целевой подходы к изучаемой проблеме. Методика базируется на принципе единства исторического-и логического в познании, а также специальных методах: формально-логическом, историческом, сравнительно-правовом, социологическом и др.
При сборе эмпирического материала применялись социологические приемы получения информации: анализ документов, наблюдение, анкетирование и интервьюирование, экспертные оценки. Изучено 682 дела об административных правонарушениях, 72 представления^ органов* прокуратуры по фактам выявленных нарушений требований действующего законодательства при применении административных наказаний. Проведен опрос 280 практических работников органов внутренних дел в г. Москве и Самарской области, а также 120 граждан, привлекаемых к административной ответственности, в г. Москве и Московской области.
В качестве нормативной базы использовались международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской! Федерации об административных правонарушениях, отдельные постановления^Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, иные законы и подзаконные акты.
Эмпирическую базу исследования также составили данные ГИАЦ МВД России об административной практике органов внутренних дел.
Научная новизна заключается в том, что данная работа является первым диссертационным исследованием, в котором с позиций теории административного права рассматривается проблема защиты прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности, в условиях действия вступившего в силу в 2002 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В диссертации предпринята попытка выработки авторской позиции о роли и месте института защиты прав и интересов граждан в производстве по делам об административных правонарушениях, уточнения круга субъектов, призванных обеспечить реализацию и защиту указанных прав и свобод. В работе критически анализируются нормы действующего КоАП РФ, а также сформулированы конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики органов внутренних дел.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторская-позиция о роли и объеме защиты прав граждан в системе административно-деликтных отношений. В соответствии с нею важнейшие отличительные особенности закрепленных вроссийской Конституции основных прав и свобод заключаются в том, что они даны человеку от рождения, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в^ качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам. Категории «права» и «свободы» следует считать равнозначными с позиций их охраны и обеспечения их реализации в административно-деликтном праве. В отношении законодательства об административных правонарушениях это усматривается в содержании задач, принципов и других норм КоАП РФ, имеющих особое значение для правоприменительной практики. Все права субъекта административного правонарушения подлежат защите и охране при назначении административного наказания независимо от государственно-правового статуса субъекта административной ответственности.
2. Авторское видение сущности административной юрисдикции органов внутренних дел и юрисдикционных полномочий их должностных лиц с учетом реализации функции по обеспечению защиты прав граждан при назначении административных наказаний. Административная юрисдикция- — вид правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, суда (судей), комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, охватывающий рассмотрение и разрешение по существу дел об административных правонарушениях, обеспечение защиты и реализации прав граждан в административном процессе, соблюдение принципов административного производства и административного права в целом.
3. Следование принципу законности предполагает соблюдение компе-тенционных правомочий субъектов административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса. Четкая регламентация компетенции должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях является правовым основанием обеспечения реализации прав субъектов административной ответственности. Результаты анализа правовой базы установления компетенции должностных лиц органов внутренних дел в сфере применения законодательства об административных правонарушениях указывают на то, что в отношении установления компетенции должностных лиц органоввнутренних дел существует двухуровневая правовая база: федеральный уровень и ведомственный (подзаконный) уровень.
4. Результаты анализа особенностей административно-процессуальной деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц П0! обеспечению защиты прав граждан при назначении административных наказаний, указывающие на то, что реализация юрисдикционных полномочий органов внутренних дел и их должностных лиц в ходе производства по-делам об’административных правонарушениях, установленных нормами раздела 4 КоАП РФ, обеспечивает не только защиту общества и государства от административных правонарушений, но и их предупреждение, а также способствует реализации конституционного принципа законности, охране прав и свобод человека и гражданина.
5. Комплекс конкретных предложений по совершенствованию норм административно-деликтного законодательства, направленных на правовое обеспечение защиты прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности.
6. Вывод о наличии в Российской Федерации системы обеспечения, гарантий прав граждан при назначении органами внутренних дел административных наказаний, авторская характеристика данной системы, правового статуса ее субъектов, их роли в защите прав и законных интересов граждан, привлекаемых к административной ответственности.
Теоретическая и практическая значимость, диссертационного исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с повышением уровня’защиты прав и свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности, а также проблем административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц. Выводы, предложения, и рекомендации обобщают и дополняют научные знанияi о сущности института защиты правки свобод граждан, привлекаемых к административной ответственности, в, системе, сложившихся в настоящее время общественных отношений. Основные положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности, органов внутренних дел и их должностных лиц по реализации принадлежащих им административно-юрисдикционных полномочий в части обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Практическая значимость исследования заключается также в? разработке конкретных предложений, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, а также повышение эффективности института административной ответственности* и должной-защиты прав граждан при назначении административных наказаний органами внутренних дел.
Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой и ведомственной нормотворческой деятельности, а также в учебном процессе юридических вузов, учебно-методической работе практических подразделений органов внутренних дел, наделенных правом применения административных наказаний.
Апробация и практическая реализация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации докладывались автором на международной, межведомственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте и пути их решения» (Москва, 2006 г.), межведомственной научно-практической конференции «Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития» (Москва, 2007 г.), отражены в трех опубликованных научных работах соискателя.
Внедрение результатов диссертации в научно-исследовательскую деятельность подтверждено актом, выданным ВНИИ МВД России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Применение административных наказаний подразумевает соблюдение основных прав граждан. Эффективная защита и обеспечение реализации всего комплекса свойственных российскому гражданину прав и свобод человека имеют место исключительно при условии неукоснительного соблюдения принципа законности в деятельности органов внутренних дел. Обеспечение реализации прав и законных интересов личности предопределяет неукоснительное следование принципам права, признание его верховенства.
Объем прав человека определяется государственно-правовым статусом индивида, который определяется его гражданством. Однако конституционные положения и положения норм международного права, касающиеся равной защиты прав любого человека, подпадающего под российскую административную юрисдикцию, не позволяют говорить о нивелировании или ограничении характера и объема прав и свобод, подлежащих защите. Весь объем прав, субъекта административного правонарушения подлежит защите и охране при назначении административного наказания-независимо от государственно-правового статуса субъекта административной ответственности.
Сложившаяся* в нашей стране система обеспечения защиты прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности, в целом отвечает требованиям правового государства. В то же время, законодательство, регламентирующее привлечение граждан к административной ответственности и деятельность органов внутренних дел в этой сфере, требует совершенствования. Изучение деятельности органов внутренних дел по защите прав граждан при назначении административных наказаний позволило констатировать следующее.
На производство" по делам об административных правонарушениях возлагаются особые задачи, которые состоят не только в защите общества и государства от административных правонарушений, а также в их предупреждении, но и заключаются в реализации конституционного принципа законности, охране прав и свобод человека и гражданина.
Результаты изучения правовой регламентации и практики реализации должностными лицами органов внутренних дел административно-юрисдикционных полномочий показали, что обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, является одним из важнейших элементов деятельности органов внутренних дел при наложении на граждан административных наказаний.
Изучение соответствующих административно-процессуальных функций милиции и особенностей административно-процессуальной компетенции (юрисдикционных полномочий) милиции в рассматриваемой сфере позволили показать сущность^ содержания" компетенции органов внутренних дел в сфере противодействия административным правонарушениям.
Сущность административной юрисдикции органов внутренних дел состоит не только в привлечении лица к административной ответственности и разрешении дела о правонарушении, но и в обеспечении реализации прав граждан.^ Предложено понятие административной юрисдикции: административная юрисдикция — вид правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, суда (судей), комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, охватывающий рассмотрение и разрешение по существу дел об административных правонарушениях, обеспечение защиты и реализации прав граждан в административном процессе, соблюдение принципов административного производства и административного права в целом.
Подробная регламентация в КоАП РФ порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях преследует цель соблюдения правки законных интересов граждан и иных лиц, привлекаемых к административной ответственности. Правильное и своевременное определение подведомственности дела об административном правонарушении обеспечивает соблюдение сроков рассмотрения дела, соблюдение прав лиц, совершивших проступок, и исключает волокиту, возникающую при передаче материалов от одного органа административной юрисдикции к другому.
Изучение компетенционных блока административно-процессуальных норм показало, что соблюдение принципа законности предполагает, в том числе, соблюдение компетенционных правомочий органов ^ внутренних дел и их должностных лиц, что позволило сделать два вывода.
1. Четкая регламентация компетенции должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов является правовым основанием защиты и соблюдения прав граждан, привлекающихся к административной ответственности.
2. В отношении установления компетенции должностных-лиц органов внутренних дел сложилась двухуровневая правовая база: федеральный уровень (КоАП РФ, Закон РФ «О милиции») и ведомственный (подзаконный) уровень (приказ МВД России № 444−2005 г.).
Сделан вывод о целесообразности введения-в административное право стадии возбуждения дела об административном правонарушении, т.к. данная стадия преследует конкретные цели: констатация совершения правонарушениясоздание условий для установления всех обстоятельств совершения-правонарушенияобеспечение реализации административной ответственностиобеспечение защиты прав и законных интересов не только потерпевшего, государства, но и самого лица, привлекаемого к административной ответственности.
Сделан, вывод о том, что протокол об административном, правонарушении выполняет две функции: является важнейшим документом, при помощи которого осуществляется производство по делу об административном правонарушениизащищает права и законные интересы граждан, привлекаемых к административной ответственности.
Необходимость обеспечения защиты прав граждан диктует увеличение продолжительности срока составления протокола об административном правонарушении и четкое определение этого срока.
Исследование вопросов защиты прав граждан при рассмотрении дел об административных правонарушениях позволило оспорить содержание п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, предусматривающего возможность возвращения протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Это неизбежно приводит к неоправданному затягиванию процедуры привлечения граждан к административной ответственности. Целесообразно предоставить органу (должностному лицу) административной юрисдикции возможность самостоятельного устранения недостатков поступившего на рассмотрение протокола и/или других необходимых при этом документов, не влияющих на существо дела (квалификацию деяния, например).
Заочное применение административного наказания нежелательно, этот вывод основан на том, что административное наказание не только является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, но и применяется в целях предупреждения^ совершения* новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вынесение постановления-по делу является юридическим фактом, порождающим для виновного лица отношения реализации административной ответственности. Несоблюдение предусмотренного законом срока реализации данного процессуального действия может повлечь обжалование или опротестование постановления и признание его противоречащим закону в части обеспечения конституционных прав личности, т.к. от своевременности вручения копии постановленияшо делу зависит реализация института обжалования данного постановления в целом. В этом случае уместно проявление общеправового принципа процессуальной оперативности, что указывает на необходимость совершенствования порядка вручения копии постановления по делу лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему, с тем, чтобы данный институт производства по делам об административных правонарушениях стал действенным механизмом защиты прав граждан.
Представляется целесообразным в правоприменительной практике внедрять порядок, в соответствии с которым в случаях личного присутствия и согласия с принятым решением по делу копию постановления о наложении наказания необходимо вручать в течение трех дней, причем, независимо от присутствия при рассмотрении дела или отсутствия лиц, привлеченных к ответственности. В случае же личного присутствия и несогласия с принятым решением по делу лица, в отношении которого вынесено постановление, или потерпевшего, копию постановления по их заявлению надлежит вручать в тот же день. Это будет способствовать обеспечению максимальной возможности реализации права обжалования в установленный законом срок. Поэтому мы видим основания ставить под сомнение встречающееся в литературе утверждение о необходимости вручения в течение трех дней копии постановления только лицам, отсутствующим при рассмотрении материалов дела.
При оглашении постановления о наложении взыскания и вручении его копии весьмаважно обязательное разъяснение сроков его обжалования. Т.к. в правоприменительной практике, подобные разъяснения в ряде случаев* не даются, это затрудняет реализацию участниками производства поделам об административных правонарушениях права на обжалование постановления.
Соблюдение законности при выборе вида и размера административного наказания имеет исключительное значение, т.к. на этой стадии админист-ративно-юрисдикционного процесса решается вопрос о виновности или невиновности лица, о выборе вида и размера наказания. Соблюдение принципа законности при назначении административного наказания означает: решение вопроса о виновности лица основывается на установленном наличии в его действиях состава административного правонарушенияадминистративное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел по обеспечению законности осуществляются в двух направлениях: правильное применение КоАП РФ и других законов об административных правонарушенияхсоблюдение правил административно-юрисдикционного процесса в зависимости от предметной и должностной компетенции.
Первое направление раскрывается в наложении на правонарушителя только того административного наказания, которое установлено законодательством, и только в пределах санкции конкретной статьи Особенной части КоАП РФ или иного нормативного акта.
Второе направление заключается в рассмотрении дела об-административном правонарушении, принятии по нему решения, применении административных наказаний и мер обеспечения производства по делам-об'административных правонарушениях исключительно в пределах компетенции соответствующего субъекта административной юрисдикции.
Законность как главенствующий принцип института назначения административных наказаний неразрывно связан с принципом индивидуализации административного наказания. В деятельности органов внутренних дел эти два принципа взаимосвязаны, их соблюдение позволяет обеспечить надежную защиту прав граждан при назначении должностными лицами ОВД административного наказания. Суть принципа индивидуализации выражается в том, чтобы на основе всесторонней, полной и объективной оценки совершенного правонарушения и личности правонарушителя избрать наказание, которое наиболее эффективно достигало бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых правонарушений.
Требования— соблюдения принципов законности и индивидуализации предопределило включение в общие правила назначения административного наказания необходимости учета смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения административного правонарушения. В связи с этим ставится под сомнение отсутствие в КоАП РФ правовой нормы, предоставляющей право применения наказания ниже низшего предела. Поэтому в целях укрепления авторитета закона, а также реализации принципа гуманизма предлагается ввести, по аналогии с уголовным законодательством, институт норм.
КоАП, предусматривающих: предоставление правоприменителю права назначать административное наказание ниже низшего предела с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, когда отсутствуют основания ограничиться предупреждениемвозможность освобождения от административного наказания с сохранением за правонарушителем статуса лица, привлекавшегося к административной ответственности.
В этой связи с учетом увеличения Федеральным законом от 22 июня-2007 г. № 116-ФЗ размеров исчисляемых в денежном выражении штрафов, налагаемых на граждан, нам представляется целесообразным ввести, по аналогии с уголовным законодательством, институт норм КоАП, предусматривающих: предоставление правоприменителю права назначать административное наказание ниже низшего предела с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, когда отсутствуют основания ограничиться предупреждениемвозможность освобождения от административного наказания с сохранением за правонарушителем статуса лица, привлекавшегося к административной ответственности.
В Российской Федерации существует система обеспечения и гарантий прав граждан при назначении органами внутренних дел административного наказания. Изучение данной системы, в частности вопросов правового1 статуса субъектов, образующих эту систему, судебной’защиты прав и свобод граждан при назначении органами внутренних дел административного наказаниягарантий прав граждан при обжаловании соответствующих действий должностных лиц ОВД, позволило предложить следующие выводы.
Совокупность субъектов государственного управления, наделенных определенными1 обязанностями, реализация которых направлена на обеспечение прав граждан в сфере административно-деликтных правоотношений, образует систему обеспечения и гарантий прав граждан при назначении им органами внутренних дел административного наказания. Анализ положений законодательства позволил рассмотреть правовой статус перечисленных субъектов и выявить их роль в защите прав и законных интересов граждан, привлекаемых к административной ответственности, а также выделить 5 элементов данной системы, каждый из которых обладает собственной компетенцией, правами и обязанностями: судья (мировой судья) — прокуроркомиссии по делам несовершеннолетних и защите их правзащитникпредставитель потерпевшего.
Прокурор играет важную роль в осуществлении защиты прав. и свобод человека при реализации «административной ответственности. При этом* главенствующую роль в системе субъектов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, принадлежит суду, что не умаляет роли прокуратуры и других субъектов данной системы в осуществлении этой деятельности.
Изучение особенностей защиты прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей позволило сделать вывод о нецелесообразности наличия админист-* ративно-юрисдикционных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних. В этой связи предлагается отнесение правонарушений с участием несовершеннолетних к исключительной компетенции суда с одновременным развитием системы ювенальной юстиции.
Одной из наиболее действенных гарантий защиты-прав и свобод человека и гражданина в административно-юрисдикционном процессе является установленное ст. 25.5 КоАП РФ1 право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлекать защитника для участия его в административном процессе. Анализ сущности правового статуса адвоката в административно-юрисдикционном процессе, позволил предложить дополнение ч. 2 ст. 25.5 КоАП*РФ фразой следующего содержания: «Одно и то же лицо не может быть защитником или представителем двух лиц, в отношении которых ведется производство по одному делу об административном правонарушении».
Обоснован вывод о том, что переводчик как иной участник админист-ративно-юрисдикционного процесса не способствует напрямую обеспечению прав граждан. Его участие — одно из составляющих принципа законности и других принципов административно-юрисдикционного процесса. Не принимаются предложения о возможности выполнения функций переводчика должностным лицом, в производстве которого находится дело. Предлагается дополнение ст. 25.10 КоАП РФ новыми частями следующего содержания:
В качестве переводчика не может выступать долэшостное лицо, в производстве которого находится дело о рассматриваемом административном правонарушении.
Переводчик вправе задавать вопросы участникам производства в целях уточнения перевода, знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также с протоколом судебного заседания либо постановлением по делу и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протоколприносить жалобы на, ограничивающие его права действия (бездействие) и решения cydtiu, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.".
Право обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях представляет собой гарантированную государством возможность восстановления нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, а также средство выявления и устранения недостатков в* деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Сделан вывод о том, что российское законодательство предусматривает не один, а три порядка обжалования решений должностных лиц органов внутренних дел о привлечении лица к административной ответственности: административно-процессуальный, судебный, надзорный.
Реализации прав и свобод граждан должен способствовать альтернативный способ судебного обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, предусмотренный Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4867−1. Однако применение норм данного закона к защите прав граждан при назначении органами внутренних дел административного наказания невозможно, так как КоАП РФ предусмотрен самостоятельный судебный порядок обжалования действий и решений органов административной юрисдикции, который и подлежит применению в таких случаях.
На том основании, что положения закона № 4867−1 не применяются, если законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования, исходя из рекомендаций Конституционного Суда РФ— с учетом того, что нередко происходит подмена понятия «обжалование решения суда», когда заявитель обращается с «обжалованием действий» судьи, прокурора или иного должностного лица, законодательная формулировка понятия «иной порядок судебного обжалования» требует разъясненияПленумом Верховного Суда РФ или законодателем.
По смыслу КоАП РФ, жалоба на постановление должностного лица органа внутренних дел по делу об административном правонарушении может быть принесена судье. В этом отношении исключение государственной пошлины при судебном обжаловании постановления является несомненным достоинством ч. 4 ст. ЗОЛ КоАП РФ в плане обеспечения защиты прав граждан в административно-юрисдикционном процессе.
Немаловажная роль в обеспечении законности принятых по делам об административных правонарушениях постановлений принадлежит и вышестоящему должностному лицу. Компетенция и порядок действий судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ст. 23.3 КоАП и положений Приказа МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О 'полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» показывают, что жалоба может быть принесена вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел или в, суд. По. смыслу данных нормативных актов решение по делу об административном правонарушении, принятое министром внутренних дел Российской Федерации, подлежит обжалованию исключительно в суд.
Анализ содержания процессуальной стороны судебного и внесудебного рассмотрения жалобы на действия* должностных лиц органов внутренних дел позволил обосновать необходимость сокращения срока вручения копии, решения по жалобе или протесту до суток с момента его принятия. Представляетсячто орган (должностное лицо), рассмотревший жалобу или протест,, должен в течение суток направить письменное сообщение о результатах. его рассмотрения. Поэтому, п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ' представляется' необходимым, изложить в следующей! редакции: <<об отмене постановления и о направлении в течение суток дела на рассмотрение по подведомственности, ." (далее по тексту).
Отмечается назревающая необходимость перевода рассмотрения дел об-административных правонарушениях извнесудебных органов, в^ суд — единственный орган, осуществляющий правосудие.
Деятельность органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях отражает по своей сути все черты, присущие деятельности милиции, т.к. должностные лица ОВД! совмещают юрисдикционную деятельность с надзором за соблюдением законов и специальных правил всеми гражданами, а также с профилактикой^административных правонарушений. Должностные лица ОВД также обязаны обеспечивать защиту прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности, что вытекает из принципов’административного права, закрепленных в КоАП РФ, а также гарантий основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права.
Список литературы
- Официальные документы и материалы:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
- Пакт о гражданских и политических правах 7/ Бюллетень, Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.2002.№−1. 4.1. Ст. 1.
- Трудовой- кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства. Российской Федерации. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3-.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской? Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.
- Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1.4. Г. Ст. 24.
- Федеральный закон от 24 октября» 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904.
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства* Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
- Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 30. Ст. 3149.
- Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №'24. Ст. 2868.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 6.
- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 8.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 3.
- Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 10.
- Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 10.
- I. Сборники нормативных актов и справочные материалы:
- Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 1993. М., 1994.
- Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А .Я. Сухарев. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Большой энциклопедический словарь. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1997.
- Словарь административного права / Колл. авт. М.: ИГП РАН, Фонд «Правовая культура», 1999.
- Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. Издание пятое. М.: Политиздат, 1983.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1563- Юридический энциклопедический словарь.
- Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000.
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997.
- Административная ответственность за нарушения общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел / Арбузкин А. М., Бирюков М. Н., Зубов И. Н. и др.: Учебное пособие. М.: ВНИИ-МВД России, 1993.
- Административное право: учебник / Под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристь, 2005.
- Азаров А.Я. Права человека: новое знание. М., 1995.
- Актуальные проблемы гражданства. М., 1995.
- Алексеев G.C. Государство и право: Начальный курс. М., 1993.
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Зерцало-М, 2001.
- Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М., 2000.
- Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Изд-во БЕК, 1996.
- Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть общая. М.: БЕК, 1993.
- Бахрах Д.Н. Административное’право России: Учебник. М., 2000.
- Богатырев Н. Как обеспечить явку участников процесса на первое судебное заседание // Российская юстиция. 2002. № 11.
- Борисов А.Н., Махров И. Е. Сравнительный комментарий КоАП РФ и АПК РФ // Право и экономика. 2003. № 4.
- Бутков А.В. Принципы назначения административных наказаний органами внутренних дел // Актуальные вопросы административно-деликтного права. М.: ВНИИ МВД России, 2005.
- Васильев* Ф. П. Процессуальность в административной ответственности. М., «Изд-во ЮНИТИ-ДАНА», 2001.
- Виговский Е.В. Процессуальный порядок рассмотрения дел об* административных правонарушениях. Комментарий законодательства (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2002) // СПС Консультант Плюс. 2006.
- Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
- Витрук Н. В: Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.'
- Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство* О- правах человека // Журнал российского права. 2005. № 2.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Административное право: Учебник. М.: Проспект, 2003.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Административное право: Учебник. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
- Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж, 1976.
- Гармаев Ю. Адвокат не должен подстрекать своего подзащитного ко лжи // Российская юстиция. 2003. № 7.
- Гаршин ВТ. Необходимо унифицировать порядок и размеры возмещения процессуальных издержек // Российская юстиция. 2003. № 8.
- Горшенев В.М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 г. // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 г. Саратов, 1980.
- Еосударственное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. О. Е. Кутафина, М., 1996.
- Гуев Л.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской- Федерации об административных правонарушениях. М.: Юридическая1 фирма «Контракт" — Издательский Дом „ИНФРА-М“, 2003.
- Гуничев А. Административная ответственность.водителей // Российская юстиция. 2003. № 1.
- Денисенко В. В. Виды административных правонарушений и. взыскания- применяемые за их совершение: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Ростовская ВШ МВД России, 1997.
- Денисенко BIB. Виды административных правонарушений и взыскания, применяемые за их совершение: Учебное пособие. Ростов н/Д: Ростовская ВШ МВД России, 1997. ' '».''"'
- Денисенко В.В. Системный ¦ анализ административно-деликтных* отношений: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
- Дугенец А.С. Копиям постановления* по делу об административном правонарушении- как средство защиты конституционных прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 1.
- Дугенец А.С. Наложение взысканий при совершении нескольких административных правонарушений // Актуальные: проблемы, борьбы с. преступностью в регионах России: Сборник научных трудов. М: ВНИИ МВД России, 1997.
- Дугенец- А^С. Некоторые проблемы участия адвоката в-админист-, ративно-юрисдикционном процессе // Адвокатская практика. 2002. № 1.
- Дугенец А.С. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность //Юрист. 2001. № 5.
- Дугенец А.С. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие адми-. нйстративную ответственность // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 1. Том 1. М: Издательская группа «Юристу 2001.,
- Дугенец А.С. Проблемы защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности // Вопросы, совершенствования работы подразделений милиции общественной безопасности: Сборник. М.:-- ВНИИ МВД России, 1998.
- Дугенец А.С. Проблемы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях-// Право и образование. 2002. № 3.
- Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных.правонарушениях: Монография. М., 2002. С. 93 94.
- Законность в Российской Федерации. М.: СГ1АРК, 1998.
- Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека// Адвокатская- практика. 2005. № 1.
- Зрелов А.П. Административное расследование. Особенности правового регулирования, коллизииг и правовые пробелы КоАП РФ // Право и экономика. 2004. № 7.
- Иванов А. А. Цели юридической ответственности, ее функции ипринципы//Государство и право. 2003. № 6-.
- Ильяшенко А. Н: Мотивы насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений // Российский следователь. 2002. № 12.
- Ильяшенко А. Н- Противодействие насильственной преступности в семье: Монография. М.: Профобразование, 2003.
- Килясханов И.Ш. Права и свободы граждан в сфере администра-тивно-юрисдикционной деятельности милиции: Монография. Омск: Омский ЮИ МВД. России, 1996.
- Кистяковский Б.А. Философия и социология' права / Сост., — примеч., указ. В. В. Сапова. СПб-: РХШ, 1998.
- Козлов Ю: М. Административное право: Учебник для сузов. М.: Юристъ, 1999. V
- Козлов ЮМ^ Административное правоотношение. М., 1976-.
- Козлова Е. И1, Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1999.60- Комаров С. А. Общаягтеория: государства и права. Учебник. СПб-, Изд-во Юридического института (СПб.), 2001.
- Комментарий- к Кодексу. Российской Федерации• об! административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э. Н. Ренова. М-: Издательство НОРМА, 2002-
- Комментарий-к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Редакционная: коллегия: Веремеенко И. И., Сали-щева Н.Г., Сидоренко Е. Н., Якимов А. Ю. Изд. второе, перераб- и доп. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
- Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М.: ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.
- Комментарий к Конституции Российской- Федерации / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М., 1994.
- Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской-Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (постатейный) / Под ред. В: И. Шкатуллы. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.
- Лазарев Б.М. Государственное’управление на этапе перестройки. М, 1988.
- Ламанов Е.В. Деятельность судьи районного (городского), суда’в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2002.
- Ламанов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении // Российская юстиция. 2002. № 10.
- Максимов И.В. Международно-правовые основы установления и применения административных наказаний/ТМеждународное публичное и частное право. 2005. № 6.
- Макушенко Л.П. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов в административной деятельности органов внутренних дел // Конституционная законность и прокурорскиишадзор: Сб. науч. трудов. М, 1994.
- Мальцев F.B. Проблема личности в советской юридической науке //Советское государство и право. 1968. № 4.
- Масленников М. Я- Администрагивно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990.
- Масленников М.Я. Порядок обжалования постановлений по делам^ об административных правонарушениях: Учебное пособие. Калинин, 1988-
- Масленников М. Я- Применение административных взысканий: Учебное пособие. Калинин, 1986.' —
- Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристь, 2004.
- Мельников Н.В. Прокурорский надзор самостоятельная? форма осуществления прокурорской власти в России // Государство < и право., 2003. № 5. -¦
- Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное1 пособие. М*: Дело, 2000.
- Мииашкин А.В. Формирование . принципов административного судопроизводства//Российский судья, 2005. № 1.
- Нерсесянц B.C. Философия права. М.: Инфра-М, 1997.
- Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Изд-во НОРМА, 1996.
- Общая теория права/Под общ: ред. А. О. Пиголкина. М, 1998.88- Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999.89Г Овсянко Д-Mi Административное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2000.
- Поникаров В.А. Место- административно-юрисдикционной деятельности (процесса) в системе государственного управления 7/ Российский судья- 2006. № 4.
- Попов JI.JI., Шергин А.П: Управление, гражданин, ответственность. JL, 1975.
- Пронина B.C. Центральные органы управления народным хозяйством. М., 1971.
- Протопопов АЛ. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. М, 1998.
- Прудников А.С., Андриашин Х. А. Административно-правовое обеспечение, прав: и свобод человека и гражданина: Учебник- для вузов. М'.: Закон и право, 1998.
- Робинсон М. Реальное осуществление прав человека. Российский бюллетень по правам человека. 1998. № 10.
- Рохлин В., Стуканов А. Правозащитная деятельность прокурора по делам об административных правонарушениях // Законность. 2003. № 7.
- Рудацкая Е. Запретить адвокату защищать двух обвиняемых по одному делу//Российская юстиция. 2002. № 9^
- Рушайло В: Б. Административно-правовой режим особого положения: понятие и сущность // Современное право.- 2004. № 1.
- Сажина В-В! Административная юстиция: к теории иисторииво-проса// Советское государство и право. 1989. № 10.
- Сальников! В.П., Цмай В. В. Современная системам защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1.103- Скуратов Ю. Разрушать, или реформировать? // Российская Федерация: 1995. № 7.
- Сорокин В.Д. Административный процесс и административное процессуальное право— СПб.: Издательство Юридического института. 2002.
- Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
- Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.110- Старилов Ю. Н. Курс общего административного права., В 3 т. Т.
- История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: НОРМА, 2002.
- Степаиенко Ю.В. Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
- Стуканов А. П'. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000.
- Судебное рассмотрение административных дел: правовая реальность и перспективы развития: Пособие для судей. М.: Российская академия правосудия. 2002.
- Темушкин О.П. Проблемы прокурорского надзора.на современном этапе // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ.конф. М., 1997.
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузо-ва и А. В. Малько, М., 1997.
- Тихомиров Ю.А. Курс административного правами процесса: М.: Юринформцентр, 1998.
- Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.
- Турусов А. А. Осторожно: КоАП защищайтесь! (Административные правонарушения). Ростов-на-Дону, 1999.
- Хохлов Д. Протокол как источник доказательств // ЭЖ-Юрист. 2004. № 28.
- Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1975. j
- Щеглова И.К. Роль государства в обеспечении политических прав и свобод граждан // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: Материалы научной конференции. М., 2002.
- Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: Монография. М.: Проспект, 1999.
- Якимов1 А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). Часть 3. М., 1996.
- Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях//Вопросы советского государственного права. М., 1959.
- V. Авторефераты и диссертации:
- Абрамян С.М. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
- Бочкарев И.Е. Административно-предупредительные меры, применяемые милицией: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Московская академия МВД России, 2001.
- Громова* Н. В. Административная юстиция: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
- Дроздов А. В. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Дугенец А. С. Процессуальные сроки в. производстве по делам об адт министративных правонарушениях: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М1.: ВНИИ МВД России, 1995.
- Зимин А.В. Налоговая ответственность российских организаций: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб.: СПб ГУ, 2002.
- Зубач А.В. Потерпевший как участник производства по делам об административных правонарушениях. Его права и обязанности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Краснов В.И. Принцип законности в применении административной ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.
- Клепиков С.Н. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.
- Панова И.В. Актуальные проблемы административногошроцесса Российской Федерации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
- Сергун П: П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис.. канд. юрид: наук. Саратов, 1987.
- Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.*, 2001.
- Фиалковская И.Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1997.
- Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1996.