Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации
Каждое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, стремится создать наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Это достигается главным образом посредством установления правового режима иностранных инвестиций, определяющего основу деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации: основные понятия, правовое регулирование и гарантии прав иностранных инвесторов
- 1. Понятие и основные' элементы правового режима иностранных инвестиций в России
- 2. Правовой механизм допуска иностранных инвесторов к. осуществлению инвестиционной деятельности
- 3. Гарантии прав иностранного инвестора
- ГЛАВА 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в преференциальном режиме Свободной (Особой) экономической зоны
- 1. Понятие и сущность особых экономических зон: мировой опыт и современное состояние правового регулирования СЭЗ в РФ
- 2. Особенности правового режима иностранных инвестиций в Особой экономической зоне в Калининградской области
- ГЛАВА 3. Правовой режим иностранных инвестиций: международно-правовое регулирование
- §-1.Система, структура и содержание международно — правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Многосторонние соглашения, заключаемые в области защиты иностранных инвестиций
Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России приобретает особую актуальность всовременных условиях, которые характеризуются либерализацией внешнеэкономических связей, и повышением значимости межгосударственного сотрудничества в области транснационального движения капитала.
Каждое государство, заинтересованное в привлечении иностранных капиталовложений в национальную экономику, стремится создать наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности. Это достигается главным образом посредством установления правового режима иностранных инвестиций, определяющего основу деятельности иностранных предпринимателей в условиях национальной экономики, что, в свою очередь, обусловливает уязвимость иностранного инвестора, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории чужого государства и подчиняющегося его юрисдикции. Именно вследствие такой уязвимости важной задачей инвестиционного законодательства должно являться установление четких и ясных правил, касающихся механизма допуска иностранного инвестора в национальную экономику, организационно-правовых форм осуществления инвестиций, а также предоставления гарантий защиты иностранной собственности.
Несмотря на более чем десятилетнюю практику осуществления зарубежных капиталовложений в отечественную экономику, по уровню привлечения иностранных инвестиций Россия сегодня занимает весьма скромное место в мировом сообществе. Причина этого кроется не только в существующей политической и экономической нестабильности, но и в отсутствии надлежащей юридической регламентации ключевых вопросов, связанных с правовым режимом деятельности иностранного инвестора.
Сложность данной проблемы обусловлена тем, что правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации имеет разноуровневый характер, предполагающий применение не только национальных, но и международно-правовых норм. Кроме того, в современных условиях глобализации международных экономических отношений усиливается потребность в инвестиционном сотрудничестве, осуществляемом на многостороннем уровне, поскольку только таким образом достигается выработка и реализация унифицированных международных стандартов в области иностранного инвестирования. Этот процесс предполагает разработку и заключение многосторонних международных соглашений, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам предоставления правового режима иностранных инвестиций. К соглашениям такого рода относятся такие известные многосторонние договоры, как ГААТ/ВТО, Договор к Энергетической хартии 1994 года и т. д.
Применительно к России данные соглашения приобретают особую значимость в сфере развития инвестиционного сотрудничества с другими государствами, а также в условиях ее предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Это потребует от нашей страны определения своих международных обязательств и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными стандартами. В данной связи комплексное исследование и анализ этих соглашений представляется, по мнению автора, весьма важным как для отечественной юридической науки, так и для современной инвестиционной практики.
Учитывая значимость участия России в международном инвестиционном сотрудничестве, приоритетным направлением в деятельности по улучшению инвестиционного климата должно все же являться совершенствование национального законодательства, несущего основную нагрузку в регулировании инвестиционных отношений. Представляется весьма актуальным и востребованным научное осмысление современных тенденций в национальной инвестиционной политике, где все большее внимание уделяется созданию на территории России отдельных территориальных образований с льготными режимами инвестиционной деятельности, именуемыми свободными (особыми) экономическими зонами (СЭЗ). Интерес к данному вопросу вызван принятием базового законодательного акта в этой сфере — Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 2005 года, направленного на стимулирование инвестиционной активности в сферах, соответствующих целям ОЭЗ, а именно создание двух типов зон: промышленно-производственных и техниковнедренческих1.
Необходимость усиления внимания к исследованию названного механизма обусловлена также и тем, что сегодня иностранный капитал в России вкладывается, как правило, в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, поэтому встает вопрос о непропорциональном развитии отраслей2. Использование механизма ОЭЗ позволит государству решить данную проблему посредством создания преференциальных условий для привлечения иностранного капитала в те отрасли отечественной экономики, которые в наибольшей степени нуждаются в развитии.
Указанные обстоятельства предопределяют очевидную необходимость всестороннего, комплексного научного исследования всех аспектов и специфики правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации в свете постановки и решения новых задач по привлечению иностранного капитала в национальную экономику.
Степень научной разработанности темы. Важная и всевозрастающая роль привлечения иностранных капиталовложений в сфере внешней и внутренней.
1 В конкурсную комиссию Минэкономразвития на 2 ноября 2005 г. поступили заявки от 47 российских регионов на создание ОЭЗ. Всего на конкурс были поданы 72 заявки, из них на организацию технико-внедренческих зон — 29 заявок, на организацию промышленно-производственных зон — 43 заявки. По итогам конкурса право на создание ОЭЗ получили 6 российских регионов: Москва (Зеленоград), Московская область (Дубна), Санкт-Петербург, Томская область (г. Томск), а также Липецкая область и республика Татарстан (г. Елабуга) // ИА «Альянс Медиа» http // www.allmedia.ru.
2 По данным Минэкономразвития всего за I полугодие текущего года в экономику России поступило 16,5 млрд долл. иностранных инвестиций. При этом приоритетными сферами для вложения иностранного капитала являются: обрабатывающая промышленность-30%- торговля-29,8%- добыча полезных ископаемых-17,5%. Подробнее см.: http // www. businesspress.ru политики России предопределила интерес отечественных ученых — юристов к изучению и научному анализу различных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций. Впервые инвестиционная проблематика нашла свое отражение в трудах советских ученых по международному частному праву в 70-е гг., применительно к иностранным инвестициям в развивающиеся страны (монографии Н. Н. Вознесенской и Н.Г. Дорониной). В дальнейшем, исходя из накопленного опыта и учитывая процесс реформирования законодательства в 1990;е годы, теоретические и практические вопросы правового регулирования иностранных инвестиций были освещены в работах А. Г. Богатырева, М. М. Богуславского, Н. Н. Вознесенской, Н. Г. Дорониной, Н. Г. Семилютиной, и др. В современный период были изданы монографии таких перспективных авторов как С. И Крупко, В. В. Силкина, И. З. Фархутдинова. Основное внимание в которых уделено научным изысканиям в области инвестиционных споров между инвестором и принимающим государством, проблем соотношения международного и национально — правового регулирования иностранных инвестиций, а также теоретических аспектов инвестиционного права.
Тем не менее отдельного и всестороннего исследования правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации не проводилось. По мнению диссертанта, в литературе соответствующей направленности не получили должного освещения вопросы, связанные с применением преференциальных режимов СЭЗ в целях стимулирования развития инвестиционных отношений. Помимо этого в исследованиях по данной тематике не уделялось внимания рассмотрению региональной составляющей иностранного инвестирования в России на примере опыта конкретного субъекта Российской Федерации. В силу изложенных обстоятельств настоящее диссертационное исследование восполняет имеющийся пробел и способствует лучшему пониманию перспектив и направлений развития отечественного инвестиционного законодательства.
Целью диссертационного исследования являются всестороннее комплексное исследование правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации, устанавливаемого национальным законодательством и нормами международных договорованализ особенностей создания и функционирования в мировой и отечественной инвестиционной практике преференциальных режимов СЭЗ как способа стимулирования иностранных капиталовложенийизучение характерных черт системы правовой регламентации иностранного инвестирования в условиях специального правового режима Калининградской области, а также формулирование на основе этого практических предложений по его совершенствованию.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1. Исследовать основные теоретические и практические вопросы возникновения и развития правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Изучить влияние международных договорных норм на формирование внутригосударственного инвестиционного законодательства в целях определения тенденций его развития, выявления пробелов в российском законодательстве и выработки предложений по его возможному усовершенствованию.
2. Дать теоретически обоснованное определение понятию правового режима иностранных инвестиций согласно российскому законодательству с учетом норм международного права и опыта зарубежных государств.
3. Провести сравнительный анализ различных подходов к определению категорий иностранная инвестиция и иностранный инвестор, существующих в отечественной и международной инвестиционной практике.
4. Раскрыть правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в Российской Федерации, закрепленные как на национальном так, и на международно — правовом уровне.'.
5. Исследовать особенности деятельности иностранных инвесторов в рамках льготных правовых режимов СЭЗ, существующих в международной практике, провести сравнительный анализ различных типов СЭЗ.
6. Изучить на примере Российской Федерации негативные стороны юридического механизма применения режимов СЭЗ в инвестиционной практике, определить причины их неэффективного использования в отечественных условиях. Исследовать и дать оценку новой правовой концепции создания и функционирования на территории Российской Федерации особых экономических зон, определить ее значимость для улучшения инвестиционного климата государства.
7. В целях более полного рассмотрения правового режима иностранных инвестиций в России, исследовать особенности его региональной специфики на примере существующего механизма регулирования иностранных инвестиций в Калининградской области, осуществляемого в режиме особой экономической зоны. Выявить сильные и слабые стороны ее функционированиявыработать предложения по ее дальнейшему совершенствованию, учитывая особенности анклавного положения региона.
8. Выявить и исследовать специфику правового режима иностранных инвестиций установленного в рамках многосторонних инвестиционных соглашений (соглашения ГААТ /ВТО, Договор к Энергетической хартии 1994 года). Проанализировать предполагаемые пути развития и изменения отечественного инвестиционного законодательства в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию и присоединения к названным договорам.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе привлечения иностранных инвестиций, их правового регулирования, осуществляемого национальным законодательством и международными договорами, а также создания преференциальных режимов СЭЗ с точки зрения активизации процесса инвестирования и повышения его эффективности.
Предметом исследования является законодательство Российской Федерации и международные договоры с ее участием, устанавливающие правовой режим иностранного инвестирования на российской территории.
Методология и теоретическая основа исследования. В работе использовалась вся совокупность методов научного исследования поставленных проблем. Широко использовались, как общие (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), так и частные (системный, формально — логический, лингвистический, исторический, сравнительно — правовой и т. д.) методы исследования. Применение различных методов в их сочетании позволило осмыслить и раскрыть предмет диссертационного исследования в целостности и всесторонности, чему также способствовала источниковедческая база исследования, включающая в себя широкий теоретический, нормативно-правовой и иной юридический материал на русском и иностранном языках.
Работа над диссертационным исследованием опиралась на анализ российского и зарубежного инвестиционного законодательства, двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также многосторонних международных договоров, центральное место среди которых занимают соглашения, заключаемые в области регулирования (ГААТ/ВТО, Договор к Энергетической Хартии 1994 года) и защиты (Вашингтонская конвенция 1965 года, Сеульская конвенция 1985 года) иностранных инвестиций.
Теоретическими основами диссертации явились труды таких видных советских и российских ученых-правоведов, как: М. М. Богуславский, А. Г. Богатырев, М. И. Брагинский, Е. В. Брунцева, Г. М. Вельяминов, В. Г. Вишняков, Н. Н. Вознесенская, Г. К. Дмитриева, Н. Г. Доронина, М. С. Евтеева, Н. Ю. Ерпылева, С. И. Крупко, Д. К. Лабин, С. Н. Лебедев, И. И. Лукашук, Л. А. Лунц, А. Л. Маковский, Н. И. Марышева, Т. Н. Нешатаева, В. В. Силкин, Н. Г. Семилютина, Б. Н. Топорнин, В. А. Трапезников, К. Е. Турбина, Н. А. Ушаков, И. З. Фархутдинов и др.
При написании данной работы использовались также труды зарубежных ученых X. Бара, К. Бергера, М. Вольфа, Р. Дольцера, Дж. Кейнса, X. Коха, Т. Мерона, М. Сорнараджи, Дж. Шварценбергера, И. Шихаты.
Изучение отношений, связанных с иностранным инвестированием в преференциальных режимах СЭЗ, потребовало анализа их экономического содержания и обращения к работам ученых — экономистов, в частности М.С.
Гуцериева, Т. П. Данько, А. П. Клемешева, О. В. Кузнецовой, Ю. С. Маточкина, В.А. May, З. М. Окрут, Н. В. Смородинской, Г. М. Федорова.
Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации, проведенного на основе сравнительного анализа российского законодательства и международных договоров с ее участием с законодательством зарубежных стран, и их международно-правовой практикой. В этом контексте дано авторское определение правового режима иностранных инвестиций и раскрыто его содержание.
Научная новизна диссертационного исследования состоит также и в том, что международно-правовые аспекты регулирования инвестиционных отношений рассматриваются в контексте предстоящего присоединения России к ВТО. Автору видится, что эти вопросы неотделимы при рассмотрении темы диссертации и определяют вектор возможного изменения правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации.
На основе анализа международного опыта применения государством преференциальных правовых механизмов привлечения иностранных инвестиций, российского научного и практического материала, диссертантом впервые были исследованы особенности функционирования режимов СЭЗ и обоснованы выводы о целесообразности их создания в целях активизации иностранного инвестирования в определенные сферы экономики.
Особое внимание уделено исследованию региональной составляющей правового регулирования иностранных инвестиций в РФ, а также практики применения преференциальных режимов на территории отдельных субъектов федерации. Автором обоснована необходимость особого подхода к установлению правового режима деятельности иностранных инвесторов в Калининградской области, что связано с ее территориальной и геополитической спецификой.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Правовой режим иностранных инвестиций определяется автором как особый порядок юридической регламентации правового положения иностранных инвестиций, правового статуса иностранного инвестора и корреспондирующих им прав и обязанностей государства, то есть тех гарантий (обязательств) государства, которые оно на себя принимает при вступлении в правоотношения и тех прав (например, на национализацию), которые оно имеет. Тем самым содержание этих правоотношений, их специфика, соотношение прав субъектов этих отношений, их взаимные обязательства и ответственность составляют основную характеристику правового режима иностранных инвестиций в конкретной стране.
2. В ходе исследования было выявлено, что такие ключевые вопросы инвестиционной деятельности как допуск иностранного капитала, гарантии прав иностранного инвестора, ограничение режима его деятельности не должным образом урегулированы в рамках российского законодательства. Исходя из этого, диссертант считает необходимым на основе анализа международно-правовых норм и стандартов внести дополнения в национальное законодательство в части норм регламентирующих вышеуказанные аспекты.
3. Исходя из новелл развития законодательства об особых экономических зонах (принятие Федерального закона «Об Особых экономических зонах в РФ» 2005 г.) обосновывается формирование нового, особого режима иностранных инвестиций — режима особой экономической зоны. Его сущность состоит в специальном правовом регулировании инвестиционной деятельности в ОЭЗ, которое дополняет общие нормы инвестиционного законодательства и конкретизирует их с учетом особенностей осуществления инвестиционной деятельности в ОЭЗ.
Автором выделяются следующие особенности такого правового режима: условия осуществления инвестиционной деятельности конкретизируются в соглашение между инвестором и органом управления ОЭЗдля приобретения инвестором статуса резидента одного из двух типов ОЭЗ технико-внедренческой или промышленно-производственной зоны ему необходимо осуществлять инвестиции исключительно в сферу высоких технологий либо производства в установленном минимально допустимом объемена резидента ОЭЗ распространяется специальный режим землепользования, направленный на целевое использование земли в пределах ОЭЗ, режим свободной таможенной зоны, а также дополнительные гарантии стабильности правовых условий инвестиционной деятельности в режиме ОЭЗ.
4. Главное достоинство правового режима ОЭЗ заключается в переходе от наделения публично — правовыми льготами инвесторов по одному факту иностранного происхождения уставного капитала к предоставлению преференций на основании конкретного инвестиционного проекта и установлению единообразного льготного режима инвестиционной деятельности путем сближения условий инвестирования для отечественных и иностранных инвесторов.
5. Проведенное исследование показало, что режим иностранного инвестирования в условиях Калининградской области в силу ее особого геополитического (анклавного) положения нуждается в специальной правовой регламентации. Сущность данного регулирования заключается в определенной модернизации действующего в настоящее время режима Особой экономической зоны. С этой целью, по мнению автора, необходимо принять новую редакцию Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», основные положения которого, во-первых, дополняли бы существующий льготный механизм наряду с таможенными льготами, также федеральными налоговыми преференциямиво-вторых, устанавливали бы обязанность для резидентов ОЭЗ осуществлять инвестирование в форме капитальных вложенийв-третьих, учитывая анклавное положение региона, закрепляли бы действие режима ОЭЗ на всей территории Калининградской области.
6. В диссертации обосновывается вывод о том, что установление правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации в рамках национального законодательства, норм двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений не способствует унификации правил и стандартов инвестиционной деятельности, поскольку предполагает существование определенной специфики применительно к каждой стране — участнику названных соглашений. В целях обеспечения единообразия правовых условий иностранного инвестирования России необходимо ратифицировать и провести имплиментацию основных положений ряда многосторонних договоров (соглашения ГААТ /ВТО, Договор к Энергетической хартии 1994 года). Вместе с тем в целях защиты интересов отечественной экономики важным видится оптимальное использование ограничительных механизмов допуска и правового режима деятельности иностранного инвестора, предусмотренных в указанных договорах.
7. Диссертант приходит к выводу, что среди защитных механизмов, используемых иностранными инвесторами, наиболее значимыми представляются право на судебную защиту и институт страхования от политических рисков. В России данные гарантии нашли свое отражение в национальном законодательстве, двусторонних договорах, а также в многосторонних соглашениях. Наиболее высокую степень защиты прав иностранных инвесторов обеспечивают: Сеульская Конвенция 1985 года, устанавливающая унифицированную международно-правовую систему страхования иностранных инвестицийВашингтонская Конвенция 1965 года, гарантирующая иностранному инвестору право на обращение в независимый от государства — реципиента орган разрешения инвестиционных споров. Однако для России в полной мере функционирует лишь механизм страхования иностранных инвестиций, в связи с чем первоочередным видится необходимость ратификации Россией Вашингтонской Конвенции 1965 года в целях повышения уровня правовой защиты иностранных инвесторов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в диссертации выводов и предложений для совершенствования законодательства и правоприменительной практики в целях развития инвестиционных отношений в Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях России при преподавании и разработке курсов гражданского, предпринимательского и международного частного права, а также для проведения дальнейших научных исследований в этой области.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса МосУ МВД России. Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных автором статьях и докладах на научных и научно — практических конференциях. Материалы работы использовались при проведении семинаров и парламентских слушаний, посвященных совершенствованию российского инвестиционного законодательства.
Выводы диссертационного исследования были внедрены в законодательную практику парламента Российской Федерации (Совет Федерации Федерального Собрания РФ), а также правотворческую деятельность органов государственной власти субъектов РФ (Администрация Калининградской области, Калининградская областная Дума).
Структура диссертации обусловлена целями, задачами и содержанием диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического перечня литературы и нормативного материала, использованного при написании работы.
В результате проведенного исследования автор пришел к.
следующим основным выводам. Исследование показало, что правовой режим иностранных инвестиций в.
широком понимании, можно определить как особый порядок юридической.
регламентации правового положения иностранных инвестиций, правового статуса.
иностранного инвестора и корреспондирующих им прав и обязанностей.
государства, то есть тех гарантий (обязательств) государства, которые оно на себя.
принимает при вступлении в правоотношения и тех прав (например, на.
национализацию), которые оно имеет. Тем самым содержание этих.
правоотношений, их специфика, соотношение прав субъектов этих отношений, их.
взаимные обязательства и ответственность составляют основную характеристику.
правового режима иностранных инвестиций в конкретной стране. Содержание правового режима иностранных инвестиций представляет собой.
комплекс взаимосвязанных элементов, характеризующих инвестиционные.
правоотношения. К ним можно отнести такие правовые категории как иностранная.
инвестиция, иностранный инвестор, механизм допуска иностранного капитала в.
экономику страны, гарантии прав иностранных инвесторов и собственно режим.
деятельности иностранного инвестора, характеризующий его правовое положение.
по отношению к другим хозяйствующим субъектам, также осуществляющим.
капиталовложения в принимающем государстве. В ходе исследования автором были выявлены следующие особенности.
правовой регламентации основных понятий составляющих основу иностранного.
инвестирования в России. Так, определяя «иностранные инвестиции» главным.
образом, как иностранную собственность, перемещенную и находящуюся за.
пределами собственной национальной принадлежности в ином государстве с.
целью извлечения прибыли, отечественная научная и правовая доктрина.
исходит из зарубежного опыта и общих принципов международного права. Этим.
обусловлена характерная тенденция российского инвестиционного.
законодательства, суть которой заключается в переходе от детальной.
регламентации к общему толкованию ключевых понятий в сфере иностранных.
капиталовложений. Тем не менее, анализ основных положений национального.
инвестиционного законодательства позволил выявить и его определенные.
недостатки, проявляющиеся непосредственно в ходе реализации той или иной.
правовой нормы. В частности автор обращает внимание на то, что в положениях.
Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ», регулирующих.
прямые иностранные инвестиции установлен обязательный критерий покупки.
10 и более процентов в уставном капитале компании. При этом, однако, не.
указывается на то, что это осуществляется с целью приобретения нрава контроля.
и управления, что является основополагающим фактором прямой инвестиции. К.
тому же осуществлять реальный контроль за деятельностью предприятия при.
покупке 10 процентной доли можно лищь при определенных условиях, в.
частности, при условии достаточной распыленности акций среди больщого.
числа акционеров. В данной связи диссертант предлагает законодательно.
закрепить также «критерий контроля», который не будет привязан исключительно.
к формальным цифровым значениям, а будет отражать реальную значимость.
иностранного элемента в управлении предприятием, созданным на территории.
России. В изменении нуждается и законодательная норма, определяющая основные.
критерии государственной принадлежности иностранного инвестора. Российскому.
законодателю следует наряду с традиционным признаком инкорпорации ;
местом создания, учреждения юридического лица, предусмотреть критерий.
домициля — места нахождения юридического лица или его руководящих органов, а.
также критерий контроля. Анализируя механизм допуска иностранного инвестора в экономику России,.
автор приходит к выводу, что отечественное законодательство исходит из опыта.
развитых государств и устанавливает регистрационную форму допуска.
иностранного капитала. Она предполагает существование общих требований к.
регистрации предприятий независимо от происхождения их уставного капитала. Вместе с тем, на стадии допуска, государством устанавливаются определенные.
офаничения для иностранных инвесторов применительно к отдельным сферам.
национальной экономики (ядерная промышленность, ВПК, страховое, банковское.
дело и др.). Особо следует подчеркнуть и то, что законодательство Российской.
Федерации не раскрывает должным образом содержание условий допуска.
иностранных инвестиций, а также вопросов предоставления иностранному.
инвестору определенного правового режима инвестиционной деятельности. Исходя из этого, важное значение при регулировании допуска и режима.
иностранных инвестиций в России приобретают общепризнанные принципы и.
нормы международного права, которые согласпо ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
являются составной частью отечественной правовой системы. Данные нормы.
юридически закреплены в рамках двусторонних соглашений о поощрении и.
взаимной защите капиталовложений, заключенных Россией с другими.
государствами. Исследуя правовое положения иностранного инвестора в Российской.
Федерации, автор приходит к выводу о том, что определяющей его.
характеристикой является, непосредственно, режим деятельности,.
регламентирующий его статус по отношению к другим хозяйствующим субъектам,.
также осуществляющим капиталовложения в принимающем государстве. Данная.
категория определяется как правовой режим деятельности иностранного инвестора.
и включает в себя следующие основные виды: абсолютный и относительный.
правовые режимы. К первому из них относится «режим абсолютного стандарта»,.
сущность которого заключается в обязательстве государства предоставить.
инвестору справедливый и равноправный режим, обеспечить полную.
защиту и безопасность на своей территории. Относительные правовые режимы.
включают в себя режим наибольшего благоприятствования и национальный.
режим. При этом в национальном законодательстве закренлен только нринцип.
национального режима. В данной связи, на взгляд автора, особую значимость.
приобретают инвестиционные соглашения, в которых предусматриваются все.
виды предоставляемых режимов, это осуществляется с целью обеспечения.
иностранному инвестору более качественной защиты его интересов. Гарантии прав иностранного инвестора являются важнейшей.
составляющей правового режима его деятельности. Р1х цель главным образом.
заключается в обеспечении зашиты иностранного инвестора от неблагоприятных.
последствий политического характера, экономической нестабильности, а также.
наделения его необходимыми процессуальными правами, обеспечивающими.
возможность защиты в случае нарушения материальных гарантий в.
соответствующем юрисдикционном органе. Однако автор приходит к выводу,.
что гарантии прав иностранного инвестора от политических рисков,.
закрепленные в российском законодательстве, сами по себе не могут служить.
полноценным защитным механизмом. Об этом свидетельствуют.
проанализированные в работе недостатки реализации таких гарантий как:
гарантия от неблагоприятного изменения законодательства и гарантия.
компенсации при национализации и реквизиции. И если в первом случае.
проблема заключается в основном в несовершенстве законодательной.
конструкции, то во втором случае, помимо указанных недостатков, обращает на.
себя внимание необходимость дополнительного регулирования данной гарантии.
в диспозициях норм двусторонних соглашений. Преимущество международно правовых гарантий определяется формой их закрепления — международным.
договором. Обязательства государства, принимаемые им в качестве участника.
международного соглащения, не могут быть им изменены в одностороннем.
порядке, без согласия других участников соглащения. Поэтому международно правовые гарантии прав иностранных инвесторов, составляющие содержание.
международно-правовых норм, обязательны для государства, в которое.
намеревается вложить свои капиталовложения иностранный инвестор, и один из.
наиболее важных аспектов для иностранного собственника, влияющих на.
принятие им решения о вложении своей собственности в иностранное.
государство. Исходя из этого, целесообразным видится детальное закрепление в.
российском законодательстве принципиальных положений, связанных с.
предоставлением данных гарантий. Исследование показало, ' что в условиях интернационализации.
хозяйственной жизни, особое значение придается инвестиционному.
сотрудничеству, осуществляемому на многостороннем уровне. С этой целью.
государствами разрабатываются и заключаются многосторонние международные.
соглашения, к ним в частности относятся: соглашения ГААТ/ВТО,.
Вашингтонская конвенция 1965 года. Сеульская конвенция 1985 года, Киотская.
конвенция 1973 года. Договор к Энергетической хартии 1994 года и т. д. На.
взгляд автора, многосторонние соглашения, заключаемые в области.
регулирования правового режима иностранных инвестиций, в отличие от.
двусторонних инвестиционных соглашений, являются качественно иным.
способом осушествления международного инвестиционного сотрудничества. Их.
специфика заключается в том, что они устанавливают для всех.
договариваюшихся государств единые стандарты в вопросе предоставления.
правового режима иностранному инвестору. Важное значение для России.
приобретают соглашения, заключенные под эгидой Всемирной Торговой.
Организации (ГААТ, ГАТС, ТРИМС). Данные соглашения устанавливают.
правовой режим, который основан на принципах взаимности, наибольшего.
благоприятствования и национального режима. Такой режим представляется.
автору наиболее оптимальным для иностранного инвестора, поскольку он.
автоматически уравнивает в правах иностранного инвестора с национальными.
хозяйствуюшими субъектами и инвесторами третьих государств, не требуя при.
этом его дополнительного закрепления в рамках двусторонних соглашений. Однако, для присоединения России к указанным соглашениям, самой их.
ратификации будет недостаточно, так как необходимым условием в данном.
случае является обязательная имплементация существующих норм и правил в.
действующее национальное законодательство и принятие новых правовых.
актов предъявляемых требований. В данной связи, законодателю следует.
изменить положения ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях».
1999 г., указав в них те меры регулирования, которые противоречат принципу.
недискриминации, содержащемуся в Соглащениях ГАТТ/ВТО.
He менее актуальным для современной России, по мнению автора,.
представляется и присоединение к многосторонним соглашениям, заключаемым.
в области зашиты прав иностранного инвестора. Речь в данном случае идет о.
Вашингтонской Конвенции 1965 года и учрежденном на ее основе.
Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Автор
считает, что неприсоединение к названной конвенции лишает иностранного.
инвестора в России возможности в полной мере реализовывать столь значимый.
защитный механизм, как право надлежащего рассмотрения спора между.
инвестором и принимающим государством. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу что,.
несмотря на всю важность и значимость участия России в международном.
инвестиционном сотрудничестве и заключения ею названных многосторонних.
соглашений, приоритетным направлением в деятельности, но улучшению.
инвестиционного климата должно все же являться совершенствование.
национального инвестиционного законодательства. В данной связи наиболее.
приемлемым и весьма перспективным в современных условиях является.
возрождение концепции Свободных Экономических Зон (СЭЗ). Эти.
утверждения основываются на изучение мировой практики применения.
различного рода преференций в отношении деятельности иностранных.
инвесторов, которая свидетельствует о том, что существенная.
эффективность в стимулировании каниталовложений достигается именно.
посредством использования СЭЗ.
Ретроспективный анализ применения СЭЗ в России показал, что.
положительный результат использования данных режимов в отечественных.
условиях в период 90 — х годов XX века не был достигнут, в силу ряда.
объективных факторов: отсутствие единой правовой концепции.
существования льготных режимов СЭЗ в России и как следствие наличие.
противоречивости в подходах к созданию СЭЗ в разных регионах страны;
отсутствие общей политической и экономической стабильности,.
характеризующей тот период. Помимо этого, в ранее существовавщей.
концепции СЭЗ не были теоретически проработаны принципиальные.
вопросы, касающиеся целей создания данных режимов. Поэтому.
продекларированные задачи стимулирования иностранных.
капиталовложений при помощи СЭЗ, так и не перешли из сферы реальной.
дефиниции в сферу должного нрактического применения, а способствовали.
лишь развитию внешнеторговых отношений. На взгляд автора, современные правовые и доктринальные.
установки, регламентирующие основные принципы создания и.
функционирования СЭЗ, соответствуют сегодняшним реалиям и являются.
весьма перспективными. Так, положительной оценки заслуживает.
Федеральный закон «Об Особых экономических зонах в РФ» 2005 года,.
который отличается высоким уровнем проработанности. В нем закреплен.
качественно новый подход к использованию преференциальных.
механизмов в целях активизации иностранных капиталовложений. Наиболее значимыми его положениями, на взгляд, автора являются:
единый порядок создания, функционирования и прекращения льготных.
режимов на территории России. Данная норма важна тем, что позволяет.
государству осуществлять регулирование деятельности иностранного.
инвестора в преференциальных режимах на основе единообразного,.
законодательно регламентированного механизма. Кроме того, принятие.
единого закона о СЭЗ, позволит России сохранить данные режимы при.
вступлении в ВТО, правила которой содержат достаточно жесткие.
требования относительно предоставления льгот отдельным хозяйствующим.
субъектам в рамках названных режимов. Положительной характеристикой.
данного закона можно считать норядок предоставления льгот в рамках ОЭЗ.
на основе принципа национального режима, который в равной степени.
распрострапяется как на иностранного, так и на отечественного.
инвесторов, исключая тем самым, какую — либо дискриминацию. Ценность.
данного закона, по мнению автора еще и в том, что он способствует.
установлению четких критериев правового статуса инвестора и.
принимающего государства, работающих в режиме ОЭЗ. Это иаходит свое.
отражение в закреплении договорных начал, как основы взаимоотношений.
этих субъектов, реализующихся посредством заключения инвестиционного.
соглащения. При этом содержание инвестиционного соглашения.
ограничивается со стороны инвестора декларированием параметров.
реализации инвестиционного проекта (объемом, сроками, отраслевой.
направленностью его деятельности (производство, наукоемкие технологии).
и т.д.), соблюдение которых является условием пользования.
установленными привилегиями (таможенные льготами). Со стороны.
государственного органа содержание инвестиционного соглашения.
ограничивается условиями о предоставлении и отмене льгот,.
предоставляемых инвестору в связи с реализацией указанного.
инвестиционного проекта, а также распространении на инвестора наряду с.
общими также и дополнительных гарантий (гарантии от неблагоприятного.
изменения законодательства, гарантия компенсации при национализации и.
реквизиции). В процессе исследования региональной специфики осуществления.
иностранных инвестиций на примере Калининградской области, автор
приходит к выводу, что применение преференциального режима ОЭЗ в.
условиях анклавного региона является достаточно эффективным способом.
привлечения иностранных капиталовложений. Вместе с тем, действующий.
сегодня режим ОЭЗ в регионе нуждается в дальнейщем совершенствовании. С.
этой целью необходимо в законодательном порядке дополнить правовую основу.
функционирования ОЭЗ следующими положениями, во-первых, расширить.
существующий льготный механизм наряду с таможенными льготами также.
федеральными налоговыми преференциямиво-вторых, установить.
приоритетную направленность в деятельности иностранных инвесторов.
(инвестиции в форме капитальных вложений с общим объемом не менее 150 млн.
рублей) — в третьих, учитывая анклавное положение региона, по — прежнему.
распространять режим ОЭЗ на всю территорию Калининградской области. Это,.
но мнению автора, нозволит переориентировать функционирование ОЭЗ с.
активизации внешней торговли на стимулирование инвестиционной.
деятельности, и с наибольшей выгодой использовать исключительное.
геополитическое положение региона. Необходимо также изменить систему.
государственного унравления ОЭЗ, носредством введения новой инстанции.
федерального уровня власти. Такие изменения необходимы, носкольку.
неренесение их в практическую плоскость будет способствовать более.
продуктивному взаимодействию региональных и федеральных властей в.
процессе реализации специального правового режима, а также защите.
инвестора от административных нроблем, традиционно возникаюш-их в.
ходе реализации им инвестиционного проекта. Подводя итог проведенному исследованию, автор приходит к.
выводу, что в правовом регулировании иностранных инвестиций в.
Российской Федерации наметилась ярко выраженная тенденция.
единообразия условий инвестирования, как для отечественных, так и для.
иностранных инвесторов. Это относится в частности к вопросам.
применения в отношении инвестора льготных механизмов, поскольку в.
данном случае как показал анализ действующего законодательства,.
правовой режим для иностранных инвесторов включает в себя большую.
часть правового режима установленного для отечественного инвестора. Что.
же касается возможных ограничений, в частности изъятий из.
национального режима и гарантий, регламентирующих право надлежащего.
рассмотрения спора между инвестором и принимающим государством, то.
здесь, по мнению автора по прежнему необходимо законодательно.
разграничивать статус национальных и иностранных инвесторов.
Список литературы
- Ваг С. 1. ternationales Privatrecht. — Munchen, 1991.
- Firsching К. Internationales Privatrecht: einschliesslich der Grundzuge des internationalen Zivilverfahrensrechts. Munchen, 1995. — 476 s.
- Hunya G. Foreign direct investments in Hungary: a key element of economic modernization. Vienna, 1996.
- Huu -Tru Nguen. Le resean suisse d’accords bilateraux d’encouragement et de protection des investissments // Revue Generale du Droit Internationale Public, 1988. Vol. 92., P. 577, 604−614.
- International loan workouts and bankruptcies/ Ed.:R. A. Giltin, R. R. Mears. -Chicago, 1989. 364 p.
- International loan workouts and Bankruptcies/ Ed.:R. A. Giltin, R. R. Mears. Chicago, 1989. 546(365−711) p.
- Kegel G. Internationales Privatrecht: Studienbuch. Munchen, 1995.
- Meron T. Investment insurance in international law. New York, 1976.
- Njem J.C. Le regime juridique et la nationalisation de concessions petrolieres et autres concessions d’immeubles. Stockholm, 1980. — 224 p.
- Sauve P. A First look at investment in the Final Act of the Uruguay Round. // Journal of World Trade. 1994. Vol.28. No.5. P.P.5−16.
- Scholz (H.P. Westermann), GmbHG (8. Aufl. 1993), Einleitung Rn. 85 ff.
- Shihata I. MIGA and foreign investment. La Haye. 1988.
- Sornarajah M. The international law on foreign investment. — Cambridge, 1994.
- Stoll I. Vereinbarungen zwischen Staat und auslandischen Investor: Rechtsnatur u. Bestandsschutz. Berlin, Heidelberg, New York, 1982. — (Beitrage zum auslandischen offentlichen Recht und Volkerrecht- Bd.80).
- Schwarzenberger G. Forein investments and International Law. London, 1959. — 280 p.
- Vandevelde Kenneth J. Note to: Dolzer R., Stevens M. Bilateral investment treaties. London. 1995. // American Journal of International Law. 1996. Vol.90. No.2. P.P.545−547.
- Wolff M. Das Internationales Privatrecht. Deutschlands. Goettingen, 1954. — 323 s. Адреса сайтов в Интернете.1. http: // www.worldbank.org2. http: // www.miga.org3. http: // www.wto.org4. http: // www.gatt.org