Разработка проблем функционирования отрасли обращения с отходами производства и потребления в регионе
Для защиты окружающей природной среды, охраны воздушного бассейна и водных ресурсов, а также для утилизации содержащихся в отходах ценных веществ и компонентов в мировой и отечественной практике ведется разработка и широкое внедрение различных технологий, как захоронения, так и механизированного обезвреживания и переработки отходов. В исследованиях не уделено достаточно внимания возможности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
- 1. 1. Проблемы отходов производства и потребления в Российской Федерации
- 1. 2. Зарубежный опыт управления отходами: роль муниципальных органов власти
- 1. 3. Институционально-правовые основы управления сферой обращения с отходами производства и потребления в РФ
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
- 2. 1. Основные проблемы муниципализации управления обращения с отходами производства и потребления
- 2. 2. Основные подходы к созданию региональных унитарных предприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления
- 2. 3. Концессионные соглашения в сфере обращения с отходами производства и потребления в регионе
- ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНЦЕССИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
- 3. 1. Общая характеристика проблем сферы обращения с отходами производства и потребления в Псковской области
- 3. 2. Проект создания государственно-концессионной модели управления сферой обращения с отходами производства и потребления в Псковской области
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
- СПИСОК
Разработка проблем функционирования отрасли обращения с отходами производства и потребления в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых острых проблем для России. И, очевидно, что ее эффективное и успешное разрешение в ближайшие несколько лет не ожидается.
Одной из самых болезненных отраслей жилищно-коммунального хозяйства является сфера обращения с отходами. Проблема обращения с отходами производства и потребления в нашей стране продолжает оставаться одной из важнейших, как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и совершенствования социально-экономической политики.
Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования отходов производства и потребления.
Сложившаяся в большинстве крупных городов ситуация с образованием, транспортировкой, обезвреживанием и утилизацией отходов ведет к реальному возникновению необратимых процессов деградации природной среды и представляет реальную угрозу здоровью городского населения.
Для защиты окружающей природной среды, охраны воздушного бассейна и водных ресурсов, а также для утилизации содержащихся в отходах ценных веществ и компонентов в мировой и отечественной практике ведется разработка и широкое внедрение различных технологий, как захоронения, так и механизированного обезвреживания и переработки отходов.
Отсутствие эффективной стратегии управления сферой обращения с отходами производства и потребления не позволяет рационально использовать бюджетные средства. В России количество отходов, подлежащих захоронению, не снижается (для сравнения: в Европе, запланировано к 2020 году, полностью отказаться от полигонного захоронения отходов). Возникает и все более усиливается противоречие между городами (где образуется большая часть отходов) и пригородом (где отходы размещают). Идеальным решением проблемы отходов производства и потребления является их постепенное вовлечение в переработку и утилизацию. Учитывая состав и количество отходов, можно сказать, что они имеют большой ресурсный потенциал и являются своеобразным городским сырьем. По существу речь идет о создании новой отрасли промышленности. Однако, на сегодняшний день практически во всех регионах такая политика слабо осуществима. Первоочередными задачами является совершенствование не только процессов утилизации отходов, но и их сбора, транспортировки, размещения. Сегодня в России инфраструктура сфера обращения с отходами находится практически в зачаточном состоянии и не отвечает современным требованиям.
В этой связи стоит задача совершенствования механизмов, обеспечивающих эффективное управление сферой обращения с отходами производства и потребления.
Проблемам разработки и реализации различных подходов и методов управления сферой обращения с отходами производства и потребления посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: В.Н. и Н. Ф. Абрамовых, И. Я. Блехцина, Л. С. Венцюлиса, В. Н. Виниченко, А. В. Гречко, Л. П. Грибановой, Г. В. Дваса, В. Ф. Денисова, В. Г. Корнеева, Э. Б. Крельмана, П. Ю. Куркина, В. Г. Ларионова, А. Б. Лифшица, М. А. Любарской,.
A.М.Малинина, А. Н. Мирного, С. А. Рафикова, В. Е. Рохчина,.
B.М.Разумовского, Н. В. Русакова, В. А. Самойлова, В. Г. Систера, Л. С. Скворцова, Ю. И. Скорика, Б. М. Спасского, Т. М. Флоринской, В. С. Чекалина, О. М. Черп, Е. С. Шершнева и других.
Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по вопросам управления сферой обращения с отходами производства и потребления, не все аспекты этой проблемы, имеющие первостепенное практическое значение, достаточно разработаны.
В исследованиях не уделено достаточно внимания возможности перераспределения полномочий в управлении сферой обращения с отходами производства и потребления, хотя совершенно очевидно, что существующая сегодня модель управления с переносом основных функций на муниципальное управление не является эффективной.
Также вне интересов исследователей остался важнейший вопрос регионализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
Практически не рассмотрена возможность использования моделей государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в то время как эти модели доказали свою эффективность во многих зарубежных странах.
Ориентация диссертационного исследования на восполнение этого пробела обуславливает актуальность темы и определяет цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является развитие методических основ управления сферой обращения с отходами производства и потребления в регионах.
Цель диссертационного исследования предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
— выявить особенности и современные проблемы функционирования сферы обращения с отходами производства и потребления;
— оценить эффективность муниципализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления;
— оценить существующую систему разграничения полномочий в управлении сферой обращения с отходами производства и потребления и разработать рекомендации по совершенствованию этой системы;
— доказать необходимость расширения степени участия субъектов РФ в управлении сферой обращения с отходами производства и потребления;
— определить роль государственных и частных предприятий в управлении сферой обращения с отходами производства и потребленияпроанализировать перспективность использования моделей государственно-частного партнерства в процессах управления сферой обращения с отходами производства и потребления;
— разработать региональную модель управления сферой обращения с отходами производства и потребления;
— разработать механизмы внедрения вышеназванной модели в субъектах РФпродемонстрировать внедрение модели управления сферой обращения с отходами производства и потребления в Псковской областиобосновать рекомендации, направленные на повышение эффективности управления сферой обращения с отходами производства и потребления в регионах.
Предметом исследования являются модели управления сферой обращения с отходами производства и потребления в регионе.
Объектом исследования является система управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики управления сферой обращения с отходами производства и потребления в территориальном разрезе, региональной экономики, государственно-частного партнерства, стратегического планирования, теории государственных и муниципальных финансов, методов системного и логического анализа.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовая база Российской Федерации, справочные, статистические материалы, а также материалы по исследуемой проблематике, полученные соискателем самостоятельно.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании теоретических и методических основ управления сферой обращения с отходами производства и потребления в регионе и разработке моделей управления данной сферой.
1. Доказана необходимость и конкретизировано определение регионализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления и разработаны рекомендации по ее формированию.
2. Определены основные принципы регионализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
3. Разработана государственно-концессионная модель управления сферой обращения с отходами производства и потребления, предполагающая сочетания государственной централизации управления с привлечением частных инвестиций.
4. Предложен механизм внедрения государственно-концессионной модели управления сферой обращения с отходами производства и потребления в субъектах РФ.
Практическая ценность диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по управлению сферой обращения с отходами производства и потребления при принятии управленческих решений, в первую очередь, при разработке региональных целевых программ, а также при принятии решений по совершенствованию и корректировке социально-экономической политики субъектов РФ. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативно-правовой базы регионального уровня.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего профессионального и послевузовского образования при чтении курсов «государственное и муниципальное управление», «экономика природопользования», «региональная экономика и управление», а также специальных учебных курсов, освещающих отдельные проблемы управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
Реализация работы. Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
Научные положения, выносимые на защиту:
• Проведена оценка эффективности муниципализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления и доказана ее неэффективность.
• Проведена оценка существующей системы разграничения полномочий в управлении сферой обращения с отходами производства и потребления и разработаны рекомендации по совершенствованию этой системы.
• Доказана необходимость расширения степени участия субъектов РФ в управлении сферой обращения с отходами производства и потребления.
• Доказана необходимость и конкретизировано определение регионализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления и разработаны рекомендации по ее формированию.
• Определены основные принципы регионализации управления сферой обращения с отходами производства и потребления.
• Разработана государственно-концессионная модель управления сферой обращения с отходами производства и потребления, предполагающая сочетания государственной централизации управления с привлечением частных инвестиций.
• Предложен механизм внедрения государственно-концессионной модели управления сферой обращения с отходами производства и потребления в субъектах РФ.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационной работы были представлены на межрегиональной конференции «Актуальные проблемы регионального развития».
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 научных работах общим объемом 2,6 п.л. (авторских — 2,1 п.л.), в том числе, в 2 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» № 199-ФЗ от 31.12.2005.
3. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» № 200-ФЗ от 04.12.2006.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002.
5. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005.
6. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002.
7. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 25.07.2005.
8. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» № 136-Ф3 от 25.10.2001.
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 (с изменениями на 01.01.2006).
10. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» № 113-ФЗ от 19.07.1998 (с изменениями от 25.06.2002, 22.08.2004, 03.06.2005).
11. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» № 92-ФЗ от 10.07. 2001.
12. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» № 109-ФЗ от 19.07.1997 (с изменениями на 01.07.2004).
13. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 (с изменениями на 01.01.2006).
14. Федеральный Закон «О Государственном земельном кадастре» № 122-ФЗ от 22.08.2004.
15. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999.
16. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1996) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. -с. 22−56.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «Об утверждении положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
23. Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» № 237−30 от 07.06.2005 (с изменениями на 16.02.2006).
24. Аганбегян А. Г. О сочетании отраслевого и территориального принципов руководства экономикой // Вопросы географии. 1978. № 109. с. 24.
25. Агафонов Н. Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // СПб., 1995. 117 с.
26. Агафонов Н. Т., Исляев P.A. Литовка О. П. Государственная стратегия регионального развития России: смена парадигмы территориальной организации общества. СПб., 1998. 52 с.
27. Агафонов Н. Т., Когут А. Е., Литовка О. П. Региональная экологическая политика в новых экономических условиях. СПб.: ИСЭП РАН. 1994.
28. Айзинова И. М., Пациорковский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра // Социологические исследования, 1984. № 3. с. 78.
29. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек ЭкономикаБиота — Среда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 566 с.
30. Арский Ю. М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?/ Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МИЭНУ, 1997. — 329 с.
31. Баденко В. Л., Гарманов В. В., Осипов Г. К. Государственный земельный кадастр (на землях населенных пунктов). СПб.: Питер, 2003. -319 с.
32. Балацкий О. Ф. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона. РАН, Ин-т прогр. систем. М.: Наука, 2003. — 175 с.
33. Батчаев А. Р., Климов С. М., Ходачек A.M. Государственное регулирование региональной экономики.-СПб., СПб ИВЭСЭП. 2003. 207 с.
34. Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. М, ИНФРА-М. 2004. 501 с.
35. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. 4-е изд.-М.-Эксмо. 2010. с. 546.
36. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов н/Д., ИЦ" Март", 2001. 409 с.
37. Вашанов В. А. Совершенствование производственно-хозяйственных связей регионов России и СНГ // Приграничное сотрудничество: опыт и перспектива. Оренбург, 2001.
38. Веденин Ю. А., Филиппович JI.C., Чалая И. П. и др. Рекреационные ресурсы СССР. М., «Наука», 1990. 168 с.
39. Великая Н. М., Шишкин В. В. Региональное управление. СПб., Изд-во СЗАГС, 2002. 116 с.
40. Венцюлис JI.C., Зиновьева Е. И., Скорик Ю. И., Флоринская Т. М. Обращение с отходами производства и потребления в Ленинградской области // Региональная экология. 1994, № 3−4.-с. 99−109.
41. Винокуров В. Д. Утилизация отходов производства: учебное пособие. Москва: Изд-во МГТУ, 2008. -60 с.
42. Воронцов А. П. Экономика природопользования. М., ЭЛИТ, 2004. -377 с.
43. Воротилов В. А. Предмет и метод региональной экономики. -СПб, 2000. 18 с.
44. Воротилов В. А. Региональная экономика: российская модельСПб., 2000. 342 с.
45. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. — 91 с.
46. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. -СПб, 1998.-659 с.
47. Государственное регулирование экономики // под редакцией Петрова А. Н., Кныша М. И. СПб, 1999. — 262 с.
48. Гофман К. Г., Лемешев М. Я., Реймерс Н. Ф. Экономика природопользования: Задачи новой науки//Наука и жизнь. 1994. — № 2. — с. 15−19.
49. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2004. 493 с.
50. Гранберг А. Г. Разработка стратегии территориального развития и региональной экономической политики Российской Федерации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2001. № 3. с. 5.
51. Гранберг А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ (уроки разработки и реализации) // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. Новосибирск, 1995.-с. 13−14.
52. Гранберг А. Г. Региональная экономическая политика в стратегии реформТеоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование // СПб., 1994. Кн. 1.-е. 17.
53. Гранберг А. Г., Суслов В. И., Коломак Е. А. Крупные регионы России: экономическая интеграция и взаимодействие с мировой экономикой //М., 1997.
54. Гречко A.B., Денисов В. Ф., Федоров J1.A. Региональный характер проблемы твердых бытовых и промышленных отходов и ее решение пирометаллургическим методом. // Экология и промышленность России, 1997, октябрь. с. 13−25.
55. Гусев A.A. Региональная экологическая политика России. М.: Ин-т сравнит, политологии РАН, 2003. — 184 с.
56. Гусев A.A. Современные экономические проблемы природопользования. М.: Междунар. отношения, 2004. — 201с.
57. Гусев A.A., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развитияЮкономика и математические методы. -1996. -№ 7. -с. 67−77.
58. Гутман Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. М., «Финансы и статистика», 2002. 176 с.
59. Данилов-Данильян В. И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. 1995, № 10. — с. 61−70.
60. Дарулис П. В. Отходы областного города. Сбор и утилизация. -Смоленск, 2000. 520 с.
61. Двас Г. В. Управление региональной экономикой на основе теории надежности. СПб.: «Наука», 2005. — 359 с.
62. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. -Кишинев. Главная редакция МСЭ. 1990. 408 с.
63. Донченко В. К., Кондратьев К. Я., Лосев К. С., Фролов А. К. Экология экономика — политика. СПб., СПбНЦ РАН, 1996. — 827 с.
64. Единая политика обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. / Под редакцией С.Г.Инге-Вечтомова, Ю. И. Скорика, Т. М. Флоринской. СПб., СПб ГУ, 2000. — 151 с.
65. Ершова С. А. Региональная экономика и региональное рынковедение. СПб., 1996. — 52 с.
66. Журкович В. В., Потапов А. И. Отходы. Научное и учебно-методическое справочное пособие. СПб., Гуманистика, 2001 — 580 с.
67. Замятина М. Ф., Яковлева Д. Г. К вопросу об экологизации хозяйственной деятельности в регионе (инвестиционный аспект). // Региональная экология. 2004, № 1−2. — с. 75−84.
68. Занадворов B.C., Занадворова A.B. Экономика города. М., ИКЦ «Академкнига», 2003. — 272 с.
69. Земельное законодательство Российской Федерации. Сборник правовых документов. Изд. 3-е, доп. и перераб. Сост. М. В. Бархатов, А. В. Мазуров. М., Юрайт, 2004 — 553 с.
70. Измалков В. И., Измалков A.B. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. СПб, НИЦЭБ РАН. 1998. — 481 с.
71. Исляев P.A. Региональная экологическая политика: принципы формирования и механизмы реализации. СПб, «Петрополис». 1995. — 183 с.
72. Ишаев В. И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект // Владивосток, 1999. 120 с.
73. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М., «Финансы и статистика», 2004. 584 с.
74. Климов С. М., Маценович И. Л., Ходачек A.M. Государственное регулирование экономики в регионе. СПб., СПб ИВЭСЭП. 1995. — 183 с.
75. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. Экономический и Социальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Орхус, 23.06.-25.06.98.
76. Константинова H.H. Политика рационального использования региональной природно-ресурсной базы: механизмы информационного обеспечения. Дисс. канд. экон. наук. СПб.: ИРЭ РАН. — 2006.
77. Концепция обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 20 062 014 годы. Утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 02 августа 2005 г. № 1151.
78. Корсаков A.B. Муниципальная экология: полигоны твердых бытовых отходов: учебное пособие. Брянск: Изд-во БГТУ, 2008. — 71 с.
79. Котилко В. В. Региональная экономическая политика. М., Изд-во РДЛ 2001 -272 с.
80. Кравченко Д. Б. Система управления потоками твердых бытовых отходов. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2007. -153 с.
81. Крельман Э. Б. Мусороперерабатывающий завод-гигант в Санкт-Петербурге. // «ЧИСТЫЙ ГОРОД», № 1, 1998. с. 28−31.
82. Кроливецкий Э. Н. Система планирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере услуг. СПб.: Изд-во Нестор, 2001.
83. Кроливецкий Э. Н. Стратегическое управление развитием региона. Брошюра СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2000.
84. Кроливецкий Э. Н., Шлёнскова Е. С. Стратегии обеспечения экономического роста предприятий и отраслей сферы услуг // Вестник Чувашского университета. № 1. 2011.
85. Кулаков С. А. Обеспечение безопасности закрытых полигонов твердых бытовых отходов экологическими методами. Пермь и др.: Пермский гос. ун-т, 2009. — 205 с.
86. Кухтин П. В., Левов A.A., Лобанов В. В., Семкина О. С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. -384 с.
87. Ландабасо А. Европейский опыт поможет в решении региональных проблем России // Евро, № 3. 2000. с. 21.
88. Ландабасо А. К вопросу о теории регионального развития // Федерализм, 1998. № I.e. 42.
89. Лексин В. Н., Шевцов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2000. с. 121.
90. Литовка О. П. Актуальные задачи теории и практики рационального природопользования: (Эколого-экономический аспект). -СПб.: СПбГТУ, 1996. 66 с.
91. Литовка О. П. К развитию концепции рационализации природопользования / ИСЭП РАН СПб.: ИСЭП, 1994. — 48 с.
92. Литовка О. П. Методологические аспекты экологизации экономики природопользования в условиях формирования рыночных отношений. СПб.: 1996. — 76 с.
93. Литовка О. П., Межевич Н. М. Региональная политика в Российской Федерации экономические и политико-правовые аспекты. СПб., 2000. 64 с.
94. Лобанов B.B. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. — 448 с.
95. Лукьянчиков H.H. Природная рента и охрана окружающей среды: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 176 с.
96. Любарская М. А Стратегическое управление в городском хозяйстве: учебник. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 185 с.
97. Любарская М. А. Организация обращения с твердыми бытовыми отходами: учеб. Пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. 156 с.
98. Любарская М. А. Организация обращения с твердыми отходами: учебник. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. 204 с.
99. Любарская М. А. Стратегическое управление процессом обращения твердых отходов в регионе. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
100. Любарская М. А., Чекалин B.C. Инновационный подход к управлению обращением с твердыми отходами в регионах на основе принципов логистики. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 236 с.
101. Малинин A.M. Межтерриториальное взаимодействие в сфере обращения с твердыми отходами (монография). Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. — 285 с.
102. Малинин A.M. Обращение с твердыми отходами: региональный аспект (монография). Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2005. — 139 с.
103. Малинин A.M. Размещение отходов производства и потребления. // Экономика, политика, инвестиции информационно-аналитический журнал, СПб, 2003. № 2(10). — с. 48.
104. Малинин A.M. Территориальный и межтерриториальный аспекты управления твердыми отходами. // Ленинградская область: экономика и инвестиции информационно-аналитический журнал, СПб, № 37, 2006 — с. 60.
105. Малинин A.M., Дедов М. А. Отходы Санкт-Петербурга и проблемы пригородных районов Ленинградской области. // Региональная экология. 2004. № 3−4. — с. 109−114.
106. Малинин A.M., Константинова H.H., Жук Н. Д. Межтерриториальные взаимодействия как категория региональной экономики. // Региональная экология. 2006. № 1−2. — с. 97 -106.
107. Малинин A.M., Круглов В. К. Территориальный аспект в проблеме размещения отходов производства и потребления. // Региональная экология. 2003. № 3−4. — с. 111−114.
108. Медведев П. Н. Политическая регионалистика. М., Гардарика, 2002. 175 с.
109. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации // Под ред. Гранберга А. Г. М.2001 352 с.
110. Межевич Н. М. Региональная экономическая политика Российской Федерации: влияние трансграничного сотрудничества на традиционные и новые механизмы реализации. СПб., Изд-во СПБ ГУ, 2002. -354 с.
111. Методика определения эффективности капитальных вложений / АН СССР. Ин-т экономики, Науч. совет по пробл. экон. эффективности капит. стр-ваОтв. ред. Т. С. Хачатуров. 4-е изд. М.: Наука, 1990. — 22 с.
112. Нестеров П. М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. 413 с.
113. Носенко A.C. Эксплуатация машин для сбора и вывоза твердых бытовых отходов: монография / А. С. Носенко и др.- под общ. Ред. А.С.НосенкоГОУ ВПО «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса». -Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.-81 с.
114. Олех Л. Г. Регионализм и федерализм // Новосибирск, 1998.С.124.
115. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб., 1999. 390 с.
116. Парахонский Э. В., Парахонский М. Э. Основы экологической политики индустриального города. Вологда, 1997. — 302 с.
117. Пахомова Н. В., Эндрес А., Рихтер К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1999.-486 с.
118. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2001. -220 с.
119. Петров А. Н. Национальная экономика: учебное пособие / А. Н. Петров, Т.А. ЛавроваМин-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «СПб ГУ экономики и финансов». СПб., Изд-во СПб ГУЭФ, 2004. -163 с.
120. Питер Ван Рун. Европейский опыт приграничного сотрудничества // Приграничные территории: опыт и перспектива. Оренбург, 2000.
121. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д. С. Львова. М: Экономика, 1999. — 230 с.
122. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004. — 258 с.
123. Разумовский В. М. Эколого-экономическое районирование (теоретические аспекты). Л., ЛО «Наука», 1989.-230 с.
124. Распопов Н. П. Социально-политическая стабильность регионасубъекта Российской Федерации // Полис. 1999. № 3. с. 89.
125. Рафиков С. А. Экологическая обстановка в регионеметоды оценки и управления. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1992. — 128 с.
126. Региональная экономика и управление.// Под ред. Коваленко Е. Г. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
127. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза // Под ред. А. Г. Гранберга. М., 2000. 347 с.
128. Региональный хозрасчет: концепции и формы реализации // Под ред. А. И. Муравьева, О. Г. Дмитриевой. М., 1990. 214 с.
129. Регулирование, утилизация, размещение: учебник. Казань: Казанский государственный университет, 2009. — 198 с.
130. Реймерс Н. Ф.
Введение
во всеобщую экологию. М., 1992.326с.
131. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
132. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб. Питер, 2004. 301 с.
133. Российские регионы в мировом пространстве: между глобализмом и протекционизмом // под редакцией Макарычева А. Нижний Новгород, 2002. С. 120.
134. Рохчин В. Е. Якишин Ю.В. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб. ИРЭ РАН, 2001. 194 с.
135. Румянцев A.A. Экологическая роль техники. // Региональная экология. 2004, № 1−2. — с. 25−30.
136. Румянцев A.A. Экономическое пространство Северо-Запада России и инновационная деятельность // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития (IV региональная научно-практическая конференция). Санкт-Петербург, 2002. с. 84.
137. Рыбаков Ф. Ф. Экономическое пространство России и его структуризация: новые подходы // Гуманитарные науки. № 2. 2001. С.З.
138. Рыбаков Ф. Ф., Чистобаев А. И., Шконда К. В. Северо-Запад России: тернистый путь к рынку. СПб., 2002.
139. Савченко А. Б. Региональное развитие и региональная политика // География и проблемы регионального развития. М., 1989. С. 35.
140. Селивановская С. Ю. Отходы производства и потребления: правовое регулирование, утилизация, размещение: учебник. Казань: Казан, гос. ун-т, 2009. — 222 с.
141. Селиверстов В. Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3. С. 22.
142. Селиверстов В. Е. Межрегиональная интеграция субъектов Российской Федерации: перспективы развития и механизмы осуществления // Вторая Международная конференция по федерализму. Москва, 16−17 декабря 1997. М., 1999. с. 207.
143. Сигов И. И. Региональная политика и управление. Чебоксары, 1997. с. 15.
144. Сигов И. И. Региональная политика на современном этапе. Чебоксары, 1999. 205 с.
145. Сигов И. И. Региональная собственность. СПб, 2001. С. 14.
146. Сигов И. И. Региональная экономика (понятийный аппарат). СПб, 2002. с. 200.
147. Сигов И. И. Регионоведение, как наука о территориальной организации общества // Регион: политика, экономика, социология, 1998. № 1. с. 16.
148. Сигов И. И. Северо-Запад в системе единого экономического пространства России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития (IV региональная научно-практическая конференция). Санкт-Петербург, 2002. с. 102.
149. Сигов И. И. Теоретические и понятийные основы региональной экономики (российский опыт). 2-е изд., доп. — М., Изд-во «Вуз и школа». 2005.-368 с.
150. Систер В. Г., Мирный А. Н., Скворцов JI.C., Абрамов Н. Ф., Никогосов Х. Н. Твердые бытовые отходы. M., АКХ им. К. Д. Памфилова. 2001.-319 с.
151. Слуцкий Е. Г. Регион Россия: социально-экономические и геополитические проблемы и перспективы. СПб. ИРЭ РАН. 2002. 159 с.
152. Смирнягин JI.B., Петров Н. П., Трейвиш А. И. Региональное развитие России и задачи региональной политики // Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург, 1993.
153. Соколов JI.И. Сбор и переработка твердых бытовых отходов: монография. Вологда: ВоГТУ, 2009. — 169 с.
154. Социальные проблемы экологии и технологического риска. М.: ИНИОН, 1991.-184 с.
155. Спиркин А. Г. Взаимодействие. БСЭ, 3-е изд. М., Изд-во БСЭД970. — т. 2.
156. Стратегический план обращения с коммунальными отходами и демонстрационные проекты Ленинградская область Российская Федерация, тт. 1 5. 2004;2005.
157. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. / Под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002. — 414с.
158. Суслов В. И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты. Новосибирск, 1991.-241 с.
159. Суспицына С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации // Новосибирск, 1999.
160. США: Акт о национальной политике в области окружающей среды 1969 года (с дополнениями и поправками) // Вестник «Зеленое спасение». 1996. N 5 -с. 30−43.
161. Тарасов А. Г. Формирование рыночных отношений в структуре внешнеэкономических связей России и ее регионов. Екатеринбург, 1999.
162. Файбусович Э. Л. О перспективах межрегиональных ассоциаций. Геополитические и геоэкономические проблемы России // Материалы научной конференции. СПб., 1995. с. 138−142.
163. Федерализм и региональное развитие в современной России: методологические и институциональные аспекты. // Под редакцией В. А. Гневко. СПб., ИРЭ РАН, 2006. 199 с.
164. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 288.
165. Федоров М. П., Покровская Е. Р. Обращение с твердыми бытовыми отходами на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
166. Фуррер Х-П. Международные и внешнеэкономические связи субъектов федераций // Конференция по федерализму. (Совместная программа деятельности Совета Европы и Российской Федерации.) М., 1996. С. 205.
167. Хачатуров Т. С. Инвестиционная политика природопользования. АН СССР, Ин-т экономики, Научный совет по проблеме «Экономическая эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники». М., «Наука», 1989. — 277с.
168. Ходачек A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб. 2000. -186с.
169. Холина В. Н. Основы экономики природопользования: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. — 672с.
170. Хорев Б. С. Региональная политика в СССР. М., 1989. 106 с.
171. Чеберко Е. Ф., Бобров A.B. Совершенствование управления государственным сектором экономики. СПб., Изд-во СЗАГС. 2005. 222 с.
172. Чепига П. Н. Основные проблемы муниципализации управления сферой обращения отходов производства и потребления // Инновационный подход к социально-экономическому развитию регионов: сборник научных трудов. СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2010. — 0,6 пл.
173. Чепига П. Н. Совершенствование управления системой обращения с твердыми отходами в Российской Федерации// Проблемы современной экономики. 2010. — № 4(36). — 0,5 п.л.
174. Чепига П. Н., Васильев C.B. Рециклинг строительных отходов: отечественный и зарубежный опыт // Сборник трудов Межрегиональной конференции «Актуальные проблемы регионального развития». СПб.: СПб ГУСЭ, 2009. 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
175. Чепурных Н. В., Новоселов A.JI. Инвестиционное проектирование в региональном природопользовании. М.: Наука, 1997. — 253 с.
176. Черп О. М., Винниченко В. Н. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход. М., Эколайн, 1996. -158 с.
177. Шахты: ЮРГУЭС, 2009. 79 с.
178. Шершнев Е. С., Ларионов В. Г., Куркин П. Ю. Масштабы, структура и проблемы утилизации городских мусорных свалок. // Экология и промышленность России, 1999, февраль. с. 29−32.
179. Шлихтер С. Б. Транспортно-коммуникационная среда как типологический фактор формирования геоэкономического пространства // Географические основы типологии регионов для формирования региональной политики России. М., 1995.
180. Шнипер Р. И. Регион. Экономические методы развития. Новосибирск, 1991. 309 с.
181. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000. С. 206.
182. Шубов Л. Я. Технология отходов: учебник для студентов. -Москва: Альфа-М, 2011. 348 с.
183. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге. / Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина. СПб., 2004. 784 с.
184. Экологическая политика: основания, уровни, методология реализации сборник научных статей. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации- [редкол.: Н. М. Мамедов, д.филос.н., проф. (отв. ред.) и др.]. Москва: Изд-во РАГС, 2005. — 282с.
185. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь/Вишнякова С.М., Вишняков Г. А., Алешукин В. И., Бочарова Н.Г.- М., 1998. 452с.
186. Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века /. Под ред. К. В. Папенова. М.: ТЕИС, 2003. — 762 с.
187. Яндыганов Я. Я. Экономика природопользования: учебник. М.: КНОРУС, 2005. — 576с.
188. Armstrong Н., Taylor J. Regional economics and policy New-York.1993.
189. Brewis T.N. Regional Development in Canada: experience and prespect’s. Ottawa, 1971. P.57.
190. Brown N. Ecology and world security // World today. L., 1992. -Vol. 48, N 3. — P.51−54.
191. Closer Neighbours: Proposal for a New Strategy for the Nordic Cooperation with the Adjacent Areas Kopenhamn, 2000. P. 11.
192. Cronberg Tarja, Shlyamin Valeri. Euregio Karelia — a model cooperation at the EU External Borders // Crossing Borders in the Northern Dimension. Interreg II Karelia. Oulu, 1999. P. 26−29.
193. Development and environment: sustaining people and nature // Development a. change. Beverly HillsL., 1994. — Vol.25, N 1. — P. 1−259.
194. Entering the 21st Century. World Development Report 1999/2000, 22nd edition. The International Bank for Reconstruction & Development // The World Bank.
195. Environment man and nature / Ed. by Sharma G. New Delhi: Reliance publ. house, 1989. — XIV, — 110 p.
196. Field B. Environmental Economics. An introduction. 2-nd ed. New York, 1997.-243 p.
197. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York, 1997. P. 275.
198. Global climate change: Hearing before the Subcomm. on human rights a. intern, organizations of the Comm. on foreign affairs, House of representatives, 101st Congr., 1st sess., Oct. 26, 1989. Wash.: Gov. print, off., 1990. -111,109 p.
199. Hartley N., Shogren J., White B. Environmental economics in theory and practice. London, 1997. 125 p.
200. Hartwick J., Olewiler N. The Economics of Natural Resource Use. Reading/ Mass., 1998.
201. Herd G. Russia"s Baltic Policy after the Meltdown Security // Dialogue. 1999. N 30. P. 202−203.
202. Hettne B. Globalization and the New Regionalism. Vol. № 1. London, 1999. P. 7.
203. Hormats R. Making regionalism safe // Foreign affairs. 1994. Vol. 73. № 2. P. 97.
204. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of International Studies. Vol.21. October 1995. P.333.
205. Kolstad C. D. Environmental Economics. New York, 2000. 190 p.