Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью: учащиеся духовных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры. Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи. Учащиеся духовных школ отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНИМАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ И РЕЛИГИИ
    • 1. Самосознание и жизненный путь личности в понимании психологии и других заинтересованных областей знаний
    • 2. Жизненный путь духовного лица в понимании Православия
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТУДЕНТОВ ДУХОВНЫХ ШКОЛ
    • 1. Методы психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути
    • 2. Анализ результатов психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути студентами духовных школ (МДА и С)
    • 3. Сравнительный анализ особенностей самосознания личности студентов духовных школ и студентов светских университетов
  • ВЫВОДЫ

Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью: учащиеся духовных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но и его самосознания.

Жизненный путь личности — индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Личностный смысл — выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позициив его духовной сфере.

Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностные ориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесь складываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия. В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания.

Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью является особенно актуальным, когда усиливается маргинализация молодого поколения, и когда мы воочию наблюдаем процессы ускоренной ассимиляции и интеграции в мировое сообщество.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».

Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С. JI. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, а также через концепцию феноменологии развития и бытия личности В. С. Мухиной. Согласно В. С. Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, что предполагает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременную уникальность этого выбора. Мы разделяем эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру. Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением Я, с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека- 2 — притязание на признание- 3 — половая идентификация- 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее) — 5 — психологическое пространство личности (права и обязанности). Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В. С. Мухиной, формируются у всех людей независимо от принадлежности к какому-либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.

Цель исследования — изучение особенностей жизненного пути личности учащихся духовных школ.

Объект исследования — жизненный путь личности в понимании учащихся духовных школ.

Предмет исследования — психология понимания жизненного пути личности учащимися духовных школ.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается не только в своих суждениях, но в повседневном поведении и в ориентации на предстоящее будущее. Учащиеся духовных школ разделяют и принимают идеи жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции (личностной и духовной).

Задачи исследования сформулированы в соответствии с целью и гипотезой:

1) провести анализ исследований самосознания и жизненного пути личности в психологии и других областях знаний;

2) исследовать специфику самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ;

3) провести сравнительный анализ специфики самосознания личности и понимания своего жизненного пути у студентов духовных школ и у студентов светских университетов.

Методы, используемые в настоящем исследовании. В нашей работе использовались следующие методы: 1 — включенное наблюдение- 2 — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов) — 3 — проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств- 4 — экспресс-диагностика межэтнической аккультурации- 5 — рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица. Кроме того использовались статистические методы обработки данных.

Было обследовано: 100 студентов духовных школ МДА и С- 30 монахов и священников- 100 студентов-психологов V курса- 30 аспирантов-психологов МПГУ. Работа проводилась в период с 2004 по 2007 год. Кроме того, проводился сравнительный анализ результатов исследований, направленных на изучение особенностей самосознания молодежи, находящейся в различных социальных условиях.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических и теоретических принциповприменением обоснованных теоретически методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки, эмпирической проверкой гипотезы и выводов, а также обсуждением полученных результатов с экспертами (профессорами богословия и преподавателями МДА и Спсихологами).

Научная новизна и теоретическое значение. В контексте психологии личности исследовалось понимание жизненного пути личности православной молодежью — учащимися духовных школ. Было показано, что в случае, когда молодежь уже определилась с выбором жизненного пути, она стабильно ориентируется на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личностичто выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящих деятельности и образа жизни, но и особенности самосознания.

Теоретическое значение обретают выявленные универсальные и специфические показатели социальной, культурной и духовной представленности выбора жизненного пути православной молодежи, а также уникальность выбора жизненного пути, опосредованная самосознанием индивидуальной личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности прогнозирования особенностей ценностных ориентации, связанных с выбором и пониманием жизненного пути личности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения реальных проблем молодежи, связанных с выбором жизненного пути.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводит к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности. Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так и особенности самосознания личности.

2. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан.

3. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры. Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи. Учащиеся духовных школ отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути личности. Условия, определяющие их выбор жизненного пути достаточно категоричны, что жестко определяет их выбор в монашество или в священнослужение в миру.

Выбор жизненного пути в сфере светского образования отличается бульшим разнообразием вариантов, что влечет за собой высокий разброс вариантов целей и возможных выборов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждали: на чтениях молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ (2006, 2007) — на Рождественских чтениях (2007).

Основные результаты исследования изложены в трех научных статьях и докладах (общий объем публикаций — 1,5 п. л.). Все статьи опубликованы в журнале «Развитие личности», который входит в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Структура и объем диссертации

Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 217 страниц. Библиография содержит 323 наименований, в том числе 21 на европейских языках.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование особенностей понимания жизненного пути личности православной молодежью и анализ сопряженных с этой проблемой фактов позволили сформулировать следующие выводы:

Занимаясь исследованием особенностей понимания жизненного пути православной молодежью, мы не могли не обратиться к исследованиям религиозной веры и религиозного понимания души.

Не исследуя саму религиозную веру, но исследуя выбор жизненного пути православной молодежью — учащихся духовных школ, мы открыли, что мысли о спасении, о добродетелях и страстях, о жизни души в этом мире и о посмертной жизни души формируют ценностные ориентации православной молодежи.

Наблюдая студентов МДА и С в их повседневной жизни, в их исполнении послушаний, в учении, в размышлениях и поиске своего жизненного пути, мы видим, конечно, их общечеловеческие достоинства и недостатки, но мы видим также, что студенты духовных школ — это особая молодежь. Эта молодежь безусловно размышляет о мирском жизненном пути, который заканчивается смертью. Но эта молодежь думает о духовном развитии, о пути к Богу уповая на жизнь после смерти.

Жизненный путь православная молодежь в своих чаяниях ориентирует на посмертную жизнь души. К этому видению жизненного пути православную молодежь готовят религиозные постулаты, начиная от Библии и текстов святых Апостолов и заканчивая современными богословами.

Проведенное исследование особенностей понимания жизненного пути личности православной молодежью и анализ сопряженных с этой проблемой фактов позволили сформулировать следующие выводы:

1. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводит к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности. Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так и особенности самосознания личности.

2. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан. В то же время выраженная толерантность учащихся духовных школ не обязательно отражает сущностные личностные позиции по отношению к людям — за ней может стоять любая мотивация.

3. В отношении предпочтения для жизни условий своей или иной культуры у учащихся духовных школ и учащихся светских учебных заведений наблюдаются очевидные различия.

Учащиеся духовных школ в ситуации выбора позиции в отношении аккультурационных опций преимущественно тяготеют к сепарации собственную национальную и религиозную культуру.

Учащиеся светских учебных заведений преимущественно тяготеют к интеграции в иную культуру.

4. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры. Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи. Учащиеся духовных школ отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути личности. Условия, определяющие их выбор жизненного пути достаточно категоричны, что жестко определяет их выбор в монашество или в священнослужение.

Выбор жизненного пути в сфере светского образования отличается бульшим разнообразием вариантов, что влечет за собой высокий разброс целей и возможных предпочтений.

5. Избравшие путь учения в православных Духовных школах приходят с намерением следовать избранному жизненному пути. Они усердно формируют у себя особое отношение к богослужению, к послушанию и смирению, к принятию таинства Покаяния и Причастия.

6. Учащиеся духовных школ принимают на себя заданную в Православии рефлексию: избравшие путь православного служению Богу отличаются выраженным единодушием в осознании своего «Я». Они научены видеть себя в единстве двух ипостасей: «Я — бог» — «Я — прах», а также помнить о смерти и вечной жизни.

7. Молясь, исповедуясь, учась, планируя свой жизненный путь, учащиеся духовных школ выражают веру в христианские постулаты. При этом каждый из них — личность по своему входящая в этот мир и имеющая свои индивидуальные переживания по поводу избранного жизненного пути.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 5−14.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. М., 1994. — Т. 15. -№ 4. -С. 39−55.
  3. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299, 2. с.
  4. Августин Аврелий. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. М.: Канон+, 1997.-462 с.
  5. Августин Аврелий. О бессмертии души / Блаженный Августин. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 511 с. — (Philosophi).
  6. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета: в 2 ч. М.: ПСТБИ, 1995. — Ч. 2: Апостол. — 454 с.
  7. Г. Е. Совесть самоконтроль выбора // Моральный выбор / под ред. А. И. Титаренко. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344 с. — С. 209−225.
  8. Р., свящ. «Паси овцы Моя»: Учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадтского. Клин: Христиан, жизнь, 2002. — 144 с.
  9. Алексий I (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: в 4 т. М.: Изд-во Моск. Патриархии. — Т. 2: (1948−1954). — 1954. — 180 с.
  10. . Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-232 е.- Т.2. — 288 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  11. С. Ф. Мораль и поведение. 2-е изд. — М.: Мысль, 1985. — 158 с.
  12. С. Ф. Моральная деятельность // Социальная сущность и функции нравственности / отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Изд. Моск. ун-та, 1975.- 128 с. — С.25−34.
  13. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Пастырство. Минск: Изд. Белорус. Экзархата, 2005. — 460 с.
  14. Антоний (Фиалко), еп. Хмельницкий и Шепетовский. Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство: канд. дис.- Киев, 1999. 198 с.
  15. Антоний (Храповицкий), митр. Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания. М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1891. -67 с.
  16. Анциферова J1. И., Завстишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1988. — 244 с. — С.22−55.
  17. Апостольские постановления. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. — 240 с.
  18. Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: ЦОН ИФ РАН, 1995. — 353 с.
  19. Е.И., Нефедова ИД. Психология религии: Учеб. пособие для студентов специальности «Религоведение» / Е. Н. Аринин, И. Д. Нефедова. Владимир: Ред. издат. комплекс ВлГУ, 2005. — 108 с.
  20. Е.Н. Психология религии: Учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: в 2 ч. Владимир: ВлТУ, 2005. 4.1. -2005.- 108 с.
  21. Аристотель. Метафизика: Соч. в 4-х т. Т. 4: Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1984.-830 с.
  22. Аристотель. Никомахова этика: Соч. в 4-х т. Т.4: Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1984.-830 с.
  23. Арсений (Жадановский), архим. О священстве (Посвящается современным пастырям). М., 1914. — 22 с. — (Отт. из журнала «Голос Церкви». — 1914.-№ 5).
  24. А. С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторыепроблемы психологии и педагогики // Мир психологии. М., 1999. — № 1.-С. 245−263.
  25. С. А. Диаспора это процесс // Этнографическое обозрение. -2000. — № 2. — С. 74−78.
  26. Архимандрит Зосима (Шевчук). Православное учение личности (Опыт современного осмысления: компилятивный обзор) // Обитель слова: Альманах. Вып. 2. — Воскресенский монастырь. Ермолинская пустынь, 2003.- с.-С.
  27. Аскетизм и монашество: Евангельские, биологические и психологические их основания. Киев, 1907.
  28. А.Г. Психология индивидуальности: методол. основы развития личности в ист.-эволюц. процессе: учебно-метод. пособие. М.: Изд Моск. ун-та, 1986. — 95 с.
  29. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., й, Субботский Е.В., Хараш А. У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективахисследований смысловых образований личности // Вопр. психологии. -1979.-№ 3.-С. 35−45.
  30. Афанасий (Малинин), иером. Основной принцип православного пастырства по учению преподобного Иоанна Лествичника, изложенному в его «Слове пастырю, научающему каков должен быть наставник словесных овец». Казань: Центр, тип., 1910. — 44 с.
  31. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные ' стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалаева Е.Ш.
  32. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.
  33. В. И. Принципы морального выбора. М.: Знание, 1974. -95 с.
  34. М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избранные психологические произведения / под ред. В. Н. Мясищева и В. С. Мерлина. М.: Педагогика, 1975. — 431 с. — С.27−189.
  35. ММ. Философская эстетика 1920-х годов: Собр. соч. Т.1. М.: Русские словари- Языки славянской культуры, 2003. — 957 с.
  36. А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послеслов. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. — 384 с. — (История философии в памятниках).
  37. Н. А. Самопознание // Бердяев Н. А. Русская идея. Харьков: Фолио- М.: ACT, 2002. — 624 с.
  38. Н.А. Дух и реальность. И.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 680 с.
  39. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  40. Н.А. Самопознание // Бердяев Н. А. Русская идея. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2002. — 624 с.
  41. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. М.: Российское библейское общество, 2000. — В.З. -925 е.: Н.З. — 292 е.: Словарь — XVI с.
  42. В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  43. Богословский (Словский) М. Н., свящ. Взгляд с практической стороны на жизнь священника. СПб., 1860. — 113 с.
  44. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. — 168 с.
  45. Д. Сопротивление и покорность / Пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Прогресс, 1994. — 344 с.
  46. .С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988.-301 с.
  47. .С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии//Вопр. психологии, 1998.-№ 4.-С. 71−79.
  48. .С. Заметки психолога на полях философской дискуссии о душе // Психология и философия: Возвращение души: Сб. ст. М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2003. — 197 с. — С. 176−197.
  49. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. № 2. — С. 46−56.
  50. .С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. -1997.-№ 5.-С. 3−19.
  51. .С. Психология наука о психике или ученье о душе? // Человек. — 2000. — № 4. — С. 30−41.
  52. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. — 60 с.
  53. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, 1994.-60 с.
  54. С., свящ. Спутник пастыря: сб. ст. и заметок по вопросам пастырского служения. Вып. 1. — Киев: Тип. и литогр. М. Д. Ивановой, 1903.-173 с.
  55. Л. П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: (философские заметки). М.: Знание, 1988. — 63, 1. с.
  56. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: ACT- Харьков: Фолио. 2001. — 672 с.
  57. М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук. -М., 2004.-27 с.
  58. Н. П. Истинный пастырь: Святоотеческий идеал христианского пастыря. Симферополь: Таврич. губ. тип., 1906. — 121 с.
  59. Ф.Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2005. — 190 с.
  60. А. Условия допустимости веры в смысл жизни (1896) / Смысл жизни: Антология. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с. — С. 93−122. — (Серия: «Сокровищница русской религиозной философской мысли». Вып. II).
  61. Вениамин (Милое), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — 2002. — 350 с.
  62. Вениамин (Федченков), митр. Письма о монашестве. М.: Скимен: Пренса, 2003.-191 с.
  63. И. Р. Особенности притязаний на признание подростков и юношей, входящих в общественно политические объединения современной России. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук. М., 2005. — 18 с.
  64. В. И. Надежность информации в социологическом исследовании: проблемы методологии и методики. Киев: Наукова думка, 1974.-135 с.
  65. Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали. М.: Изд. МГУ, 1992. — 117, 2. с.
  66. В. Миф и религия // Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — С. 245−824.
  67. . А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. М., 1996. — Т. 17.-№ 5.
  68. А. Картина человека / Русская религиозная антропология. Т. 1: Антропология. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. — 528 с. — С. 121−137. — (Серия: «Сокровищница русской религиозной философской мысли». Вып. III).
  69. Гегель Г. В. Ф. Наука логика // Энциклопедия философских наук: в 3 т. -Т.1.-М.: Мысль, 1974.-453 с.
  70. Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1977. — 472 с.
  71. Г. В. Ф. Философия природы // Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т.2. — М.: Мысль, 1975. — 696 с.
  72. С. Г. Предисловие к кн.: Мухина B.C. Близнецы. М., Просвещение, 1969. — 416 с. — С. 3−4.
  73. Дж., Стэтли Дж. Статистические методы в педагогике и психологи: Пер с англ., М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  74. Гомер. Илиада / Пер с древнегреч. Н. Гнедича. М.: Худож. лит., 1978. -534 с.
  75. В.П. Древнегреческая мифология судьбы. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — 335 с.
  76. Р. Основы психологического эксперимента / Пер с англ. Ч. А. Измайлова, В. В. Пастухова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 463 с.
  77. Греховные страсти и борьба с ними: по учению преподобного Иоанна Лествичника. М.: Благовест, 1997. — 48 с.
  78. С. Дневник одного гения: Пер с фр.-М.: Искусство, 1991.-271 с.
  79. Вл. Пословицы русского народа: в 3 т. Т. 2. — СПб.: ТОО «Диамант», 1996. — 480 с.
  80. Г. Р. Бог // Стихотворения. М.: Худож. лит., 1958. — 561 с. -С. 32−36.
  81. Д. О нетерпимости: Пер. с фр. П. И. Люблинского / Д. Дидро. Монахиня. М.: Советская Россия, 1984. — 528 с. — (Худож.и публицист, б-ка атеиста). — С. 394−396.
  82. Д. О терпимости: Пер. с фр. П. И. Люблинского / Д. Дидро. Монахиня. М.: Советская Россия, 1984. — 528 с. — (Худож.и публицист, б-ка атеиста). — С. 377−386.
  83. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. — 620 с. — (Философское наследие).
  84. О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  85. Е. И. Риск морального выбора // Моральный выбор / под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд. Моск. ун-та, 1980. — 343 с. — С.82−96.
  86. Е. Л. Анализ фундаментальных этических идей (на материалах современной англо-американской философии морали): автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1989. — 30 с.
  87. И. Г. Представления россиян о границах допустимого поведения в межличностном общении // Ментальность россиян: (специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 1997. — 477 с. — С. 192−213.
  88. И. Г., Хвостов А. А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения // Вопросы психологии. -М., 2000.-№ 5.-С. 87−99.
  89. Епифаний Кипрский, свт. Творения: в 6 ч. Ч 5: Против духоборцев. -М., 1882. — 405 с. — (Творения святых отец. Т. 50).
  90. Ефрем Сирин, прп. Духовные наставления. М.: Изд. Сретен. монастыря, 1998. — 302, 1. с.
  91. Ефремов Лука, прот. Уроки из жизни святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского и Задонского, Или поучительная для нас жизнь его. -М.: Ун-тская тип., 1870. 87 с.
  92. Женщины, которые говорят / авт.-сост. М. Владимирова // Нескучный сад.-2006.-№ 5.-С. 15−21.
  93. св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1908. -фотокопия из ЖМП. — 1985. -№ 11.
  94. Заветы инокам / сост. старцами Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. М.: Правило веры, 1997. — 527 с.
  95. Л. Статистическое оценивание: Пер. с нем. М: Статистика, 1976. -598 с.
  96. Заседание Священного Синода 29 декабря 1998 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Журнал Московской Патриархии. М., 1999. — № 1. — С. 10−21.
  97. А. Г. Конфликт интересов и кризис нравственных оснований мотивации поведения // Динамика ценностей населения реформируемой России / под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224 с. — С. 158−170.
  98. . В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 128 с.
  99. ЮЗ.Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: опыт ист.-этич. исслед. -Минск: Университетское, 1988, — 123, 2. с.
  100. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-303 с.
  101. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. — № 3. — С. 104−114.
  102. Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения: в 6 т. М.: Изд. Сретен. монастыря, 1996. — Т. 2: Аскетические опыты. — 1998. -413 с.
  103. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 — 464 с. -(Мыслители XX века).
  104. И.А. Кризис безбожия. М.: Даръ, 2005. — 496 с.
  105. И.А. О России. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 224 с.- (Духовное наследие Русского зарубежья).
  106. И.А. О сопротивлении злу силой. М.: Даръ, 2005. — 480 с.
  107. И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Даръ, 2006. -320 с. 117 .Ильин И. А. Путь духовного обновления. М.: Православное издательство «Апостол веры», 2006. — 447 с.
  108. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с. -(Мыслители XX века).
  109. Имена Иисуса Христа // Ринекор Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза: Пер. с нем. под общ. ред. В.А. Цорна- Кременчуг: Христиан-ска зоря, 1999. 1120 с. — С. 397−400.
  110. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Псков: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2000. — 511 с. 121 .Иоанн (Сергиев) Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе: в 2 т.- 2-е изд., испр. авт. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1893. — Т. 1. — 400 с.
  111. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. — 382 с.
  112. Иоанн Златоуст, сет. Творения: в рус. пер.: в 12 т. Т. 1, Кн.1. — 2-е изд. — СПб.: Изд. СПбДА, 1898. — 399 с.
  113. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Обозрение духовной брани // Добротолюбие: доп.: В. 5 т. Т. 2. М.: Паломник, 1998. — 810, IV с. — С. 7.-162 с.
  114. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М.: Лествица, 1997. -671 с.
  115. Иоанн, игумен Синайской горы, прп. Лествица. М.: Изд-во Моск. подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2006. — 444 с.
  116. Исаак Сирин, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты: Пер. с сирийского, примеч. и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева). М.: Издательство «Зачатьевский монастырь», 1998. — 293 с.
  117. История Бога / Пер. с фр. Е. Смагиной и С. Кулланды / Под ред. Марселя Рюби. М.: Текст, 2006. — 269 с.
  118. Иувиан (Красноперое), монах. Детская вера и Кронштадский пастырь отец Иоанн // Валаамский летописец: Труды монаха Иувиана (Красноперова). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. — 238 с.
  119. М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  120. П. С. Труды святителя Тихона, первого епископа Воронежского, по управлению воронежской паствой // Прибавление к изданию творений святых отцов за 1862 год. М.: Тип. В. Готье, 1862. -С. 181−223.
  121. О.В. Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (на основе исследования учащейся молодежи). Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук. М., 2004. — 21 с.
  122. ХЪЪ.Калпист (Уэр), en. Внутреннее царство. М.: Дух и Литера, 2004. — 196 с.
  123. ХЪб.Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. СПб.: Сатисъ, 2000.-384 с.
  124. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр.- Оренбург: Б. и., 1996. 188 с. 138. «Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — М., 1992. -308, 73 с.
  125. Л. Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 110 с.
  126. JJ.H. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988. 284 с.
  127. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 168 с.
  128. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  129. И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1970. — 607 с.
  130. Л. Внутренний мир.: Пер. с англ. Новосибирск: Посох, 1997. -254 с.
  131. В некоторых изданиях (особенно в православных) двойная и тройная нумерация.
  132. Г. В., Максимов Л. В. Природа моральных абсолютов. М.: Наследие, 1996. — 127 с.
  133. Кун М., Мак-Партленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой и др. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. -255 с.
  134. Г. И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / под ред. А. И. Титаренко. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1980.-343 с. С. 155−172.
  135. С. Повторение / Пер. с дат. П.Г. Ганзена- комент. Д. А. Лунгиной. М.: Лабиринт, 1997. — 160 с.
  136. А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. — 444 с. -(Библиотека христианской мысли. Исследования).
  137. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 311, 2. с. -(Памятники здравой мысли).151 .Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. — 407 с.
  138. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  139. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика. Т. I. 392 е., Т. II. — 320 с. — (Труды д. гл. и чл.-кор. АПН СССР).
  140. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии: сб. ст. -М.: Наука, 1978.-368 с.-С. 156−172.
  141. М.В. Сочинения. -М.- JL- ГИЗ Худож. лит., 1961. 591 с. 5&-.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.
  142. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. — 287 с.
  143. Лю Ц. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук.-М., 2006.- 18 с.
  144. Макарий (Глухарев), архим. Письма: в 2 ч. 4.1. — М.: Тип. В. Готье, 1860.-257 с.
  145. Макарий Великий, преп. Духовные беседы, послания и слова. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. — 400 с.
  146. Макарий Великий, прп. Духовные беседы, послания и слова. М.: Изд. Сретен. монастыря, 2004. — 400 с.
  147. И. Служение диаконис // Дух христианина СПб., 1862. — Май. ХЬА. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. 352 с. — (Мастера психологии).
  148. М. О., Дубов И. Г. Различия в нормативной сфере больших групп населения Москвы // Ментальность россиян: (специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 1997. — 477 с. — С. 136−190.
  149. Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1997. — 175 с.
  150. С. Эмпирическое социологическое исследование: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. — 384 с. — (Общественные науки за рубежом: философия и социология).
  151. И.Н. Психология морального конфликта // Мораль: противоречия и конфликты / под ред. Н. А. Головко. М: ИФАН, 1987. -132 с. -С.46−60.
  152. Мор Т. Утопия / Пер. с лат. Ю. М. Каган. М.: Наука, 1978. — 415 с.
  153. С. Машина, творящая богов: Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 560 с.
  154. С. Луна и грош. Театр.: романы.- рассказы / Пер с англ. Н. Ман, Г. Островской. М.: Правда, 1983. — 575 с.
  155. В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. — 416 с.
  156. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 11-е изд. Перераб. и доп. М.: Академия, 2007. — 641 с.
  157. В. С. Личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления / под общей ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. — 560 с. -С. 115−119.
  158. В. С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. — № 1. -С. 16−39.
  159. B.C. Личность: Мифы и Реальность. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 106 с. 1.l.Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. -М.: МГПУ им В. И. Ленина. 1975. 104 с.
  160. B.C. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. 2002. — № 2. — С. 117−135.
  161. B.C. Таинство детства: в 2 т. 3-е изд. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — Т. 1. — 504 е.- Т. 2. — 448 с.
  162. В. С. Феноменология развития и бытия личности: избр. психол. тр. М.: МОСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 640 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: в 70 т.).
  163. B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. -Архангельск: Б. и., 1996. 4.1. — 1996. — 50 с.
  164. В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. — 356. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: в 70 т.).
  165. А. Права и значение женщины в христианстве. СПб.: Тип. ж-ла «Странник», 1873. — 306 с.
  166. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Б. С. Братусь, научн. ред. C. J1. Воробьев. М.: Наука, 1995. — 233 с.
  167. В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения (1895) / Смысл жизни: Антология. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с. — С. 65−92. — (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. II).
  168. В. Наука о человеке / Русская религиозная антропология. Т. 1: Антология. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. — 528 с. — С. 205−521. — (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. III).
  169. В.Н. Философия вечности: смысл жизни и смысл истории. -М.: Изд-во РУДН, 2004. 323 с.
  170. Ф. Ессе Номо: Как становятся самими собой // Соч. в 2-х т. Т.2. — М.: Мысль, 1990.- 829 с. — С. 693−699.
  171. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 287 с. — С. 208−215.
  172. Г. Становление личности: Избр. труды. М.: Смысл, 2002. -462 с.
  173. В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2-х т. М.: Мысль, 1965. — Т.1. — 532 с. — С. 470−530.
  174. А.И. Посмертная жизнь. М.: Даръ, 2006. — 224 с.
  175. А.И. Путь разума в поисках истины: Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Издание сретенского монастыря, 2004. — 432 с.
  176. М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали / Пер. с польск. К. В. Душенко- общ. ред. А. А. Гусейнова. М.: Прогресс, 1987. -527 с.
  177. Р. Произведения 1836−1849 гг. Из книг о новом нравственном мире. Избр. соч. в 2 т. Т.П.: Пер. с англ. С. А. Фейгиной. М.- Л.: Из-во Академия наук СССР, 1950. — 352 с.
  178. А. С. Курс церковного права / под ред. И. М. Громогласова. -Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1902. 539 с.
  179. Паисий Святогорец, ст. Духовная борьба. Слова. Т. III. / Пер. с греч. иеромонаха Дормедонта. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, М.: Издательский дом «Святая гора», 2005. — 342 с.
  180. Паисий Святогорец, ст. Духовное побуждение. Слова. Т. II. / Пер. с греч. иеромонаха Дормедонта. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, М.: Издательский дом «Святая гора», 2005. — 397 с.
  181. Паисий Святогорец, ст. С болью и любовью о современном человеке. Слова. Т.1 / Пер. с греч. иеромонаха Дормедонта. Суроти, Салоники: Монастырь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, — М.: Издательский дом «Святая гора», 2005. — 405 с.
  182. Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. М.: Паломник, 1999. — 286 с.
  183. Петр (Екатериновский), en. Указание пути к спасению: Опыт аскетики. М. Изд. Сретен. монастыря, 2004. — 400 с.
  184. Петр, еписк. Указание пути к спасению. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. — с.
  185. С. И. Духовный пастырь по учению святых отцов. Тула: Тип. Н. Соколова, 1892. — 103 с.
  186. В.А. Психология духовности профессионала. М.: Гос. науч.-исслед. испытат. ин-т МОРФ (авиационной и космической медицины), 1997. — 296 с.
  187. В.А. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. — 164 с.
  188. Правило не для всех / авт.-сост. А. Пальчева // Нескучный сад. 2006. -№ 5.
  189. Православное учение о человеке. Избр. статьи. М.- Клин: Христианская жизнь, 2004. — 430 с.
  190. Процесс социального исследования: Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований / Пер. с нем. А. Г. Шестакова и И. Н. Марасанова. М.: Прогресс, 1975. — 576 с.
  191. Психологическая диагностика: пробл. и исслед. / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  192. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы III—V симп. / Психологический институт Российской Академии Образования / Редкол.: Чудновский В. Э. и др. М.: Ось-89, 2001.-335 с.
  193. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология // Человек. -1998. -№ 1.-С. 50−59--№ 2.-С. --№ 3.-С. --№ 4.-С.
  194. М. С. Введение в психологию. М.: Высш. школа, 1969. — 382 с.
  195. В. Цель человеческой жизни (1892) / Смысл жизни: Антология. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с. — С. 19−64. -(Серия: «Сокровищница русской религиозной философской мысли». Вып. II).
  196. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  197. С.Л. Проблемы общей психологии. Издат. 2. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416 с. — (Акад. пед. наук СССР. Инт психологии АН СССР).
  198. М. История Бога / Под ред. Марселя Рюби / Пер. с фр. Е. Смагиной и С. Кулланды. М.: Текст, 2006. — 269, 3. с.
  199. Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э. В. Сайко. -М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.-424 с.
  200. Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. М.: Паломник, 2004. — 686 с. — (XX век).
  201. Святой преподобный Серафим Саровский, чудотворец: Его жизнь и подвиги, с приложением наставления для монашествующих. Одесса: Изд. Русского на Афоне Свято-Андреевского скита, 1903. — 47 с.
  202. Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена: изложено по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского / отв. ред. игум. Владимир (Зорин). М.: Скиния, 1995. — 23?. с.
  203. Серафим (Звездинский), архим. Иноческий быт в описании преп. Нила Синайского // Голос Церкви. 1915. — 1.65−75- 3.47−70- 6.45−54. — Отд. оттиск. -М., 1915.
  204. Сергий Булгаков, прот. Дневник духовный. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2003. — 195 с.
  205. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-349 с.
  206. Н. И. Моральная норма // Социальная сущность и функции нравственности / отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.- 127 с.-С. 46−54.
  207. Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. — 182 с.
  208. Симфония к синодальному изданию Библии. Издание первое, пробное. -Корнталь: Свет на Востоке- Стокгольм: Институт перевода Библии. 1995.- 1310 е.- УЧ. 18 с.
  209. А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992.-349, 2.
  210. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983.-445 с.
  211. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  212. А. И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока. -Богословский вестник. 1905. — Март / апрель. — С. 371−400.
  213. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с. -(Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. II).
  214. Ю.В. Этапы становления мировоззренческих представлений в нравственном сознании // Моральный выбор / А. А. Гусейнов и др.- под общ. ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 343 с. — С. 251−280.
  215. Вл. Духовные основы жизни. СПб.: Магик-Пресс. Марс, 1995. — 145 с. — (Кн. серия «София», 1).
  216. В.П. Личность // Энц. словарь: В 86 т. Т.34. — СПб., 1896. — С. 868−869.
  217. А.А. Земной ангел: Повествование о святой преподоб-номученице великой княгине Елизавете Федоровне и всех, кто вместе с нею жизнь за веру Христову положил. СПб.: Царское дело, 2001. — 144 с.
  218. . А. Лабораторный практикум по общей психологии / под ред. В. М. Гамезо. М.: Просвещение, 1979. — 156 с.
  219. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -286 с.
  220. К. Этикет в развитии общества // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Политиздат, 1998. -283 с.
  221. М. Цель и смысл жизни (1901) / Смысл жизни: Антология. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с. — С. 123−242. -(Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Вып. II).
  222. Темнова J1. В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: автореф. дис. канд психол. наук. -М, 1991. 20 с.
  223. А. И. Специфика и структура морали- проблемы структуры нравственного сознания // Мораль и этическая теория. Некоторые актуальные проблемы / под. ред. О. П. Целиковой. М.: Наука, 1974. -295 с. — С. 1-А9.
  224. Тихон Задонский, сет. Творения. Т. 3: О истинном христианстве (1771). — 6-е изд. — М.: Б.и. 1899.-453 с.
  225. А. В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. — 221 с.
  226. Н. Н., Дубов И. Г. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 1997. — 477 с. — С. 96−134.
  227. Н.Н., Дубов И. Г. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт, 1997. — С. 96−134.
  228. Е.Н. Смысл жизни. В кн.: Русские философы (конец XIX -середины XX века): Антология. Вып. 2. М.: Изд-во «Книжная палата», 1994.-424 с.
  229. К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Соч.: В 2 т. Т. 2. — М.- Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — 656 с.
  230. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Соч.: В 9 т. Т. 9. (Т.2). — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-656 с.
  231. Феофан Затворник, сет. Мысли на каждый день. Краткие поучения. -М.: Правило веры, 2003. 399 с.
  232. Феофан Затворник, сет. Жизнь и труды св. ап. Павла: (Последоват. коммент. апостольских посланий, составлен, по тр. еп. Феофана Затворника). Т.2: Продолж. части второй. — СПб.: Б.и. 1912. — (Прил. к журн. «Отдых христианина» за 1912 г.). — 219−492 с.
  233. Феофан Затворник, сет. Толкование посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею: Пастырские послания. М.: Правило веры, 2005. — 859 с.
  234. Феофан Затворник, сет. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Минск: Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2005.-287 с.
  235. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие: в 2 кн. М.: Скит, 1993. — Кн. 1, 4.1: Евангелие от Матфея- Ч. 2: Евангелие от Марка. — 1993. — 383 с.
  236. Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. — 239 с. — С. 58−74.
  237. Г., прот. Пути русского богословия. Париж: Имка-Пресс, 1937.-574 с.
  238. С.Л. Реальность и человек / Сост. П. В. Алексеев: Прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1997. — 479 с. — (Мыслители XX века).
  239. С.Л. С нами Бог / Сост. и предисл. А. С. Филоненко. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 750 с. — (Philosophy).
  240. С.Л. Смысл жизни (1925) / Смысл жизни: Антология. -М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. 592 с. — С. 489 — 583. — (Серия: «Сокровищница русской религиозной философской мысли». Вып. II).
  241. В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004.- 173 с.
  242. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана: сб. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  243. Дж. Неизведанное «Я»: Пер. с англ. М. М. Птициной. М.: АСБ: Астрель, 2007. — 316 с. — (Philosophy).
  244. Фрейд 3. Бесстрашие истины: Пер. с нем. М.: Вагриус, 2006. — 512 с.
  245. Фрейд 3. Письма к невесте: Пер. с нем. СПб.: Азбука классика, 2006. -208 с.
  246. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1990. 272 с.
  247. Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунской и И. И. Каментович. М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  248. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1977.-451 с.
  249. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -447 с. — (Мыслители XX века).
  250. А.А. Диагностика индивидуальной морали: Проблемы и перспективы // Развитие личности. 1998. -№ 3−4. — С. 62−82.
  251. А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты: моногр. М.: Прометей, 2005. — 472 с.
  252. А.А. Онтогенез морального сознания: от подростков до студенческой молодежи // Развитие личности. 2000. — № 3−4. — С. 75 100.
  253. А.А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях // Развитие личности. 2003. — № 2. — С. 111−119.
  254. А. А. Сравнительный анализ моральных суждений: От подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности. -2001.-№ 1.-С. 26−48.
  255. А. А. Типология морального сознания студенческой молодежи // Развитие личности. -1999. № 3. — С. 121−151.
  256. А.А., Афонасенко Е. В. Моральное сознание китайской и русской молодежи XXI века. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2007.-313 с.
  257. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопр. психологии. 1997.-№ 3,-С. 112−125.
  258. Хрестоматия по православной психологии: Учеб. пособие по курсу «История и психология религии». Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. -234 с. 283 .Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб и др.: Питер, 1997. — 606 с. -(Мастера психологии).
  259. Ст. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. — М.: Гослитиздат, 1956.-613 с.
  260. В. Житие св. ап. Павла: Составлено по Четьям-Минеям свт. Димитрия Ростовского В. Цветковым. М.: Тип. И. Г. Чуксина, 1898. -32 с.
  261. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Из-во СПб ун-та, 1998. — 196 с.
  262. В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Изд-во «Ось-89», 1997. -208 с.
  263. В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избр. труды. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 768 с.
  264. Г. И., прот. Православное пастырство: Основы, задачи и дух православного пастырского служения. София: Юнион, 1930. -315 с.
  265. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 104 с. 291 .Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. -М.: Университетскаякнига, Логос, 2006. 392 с.
  266. В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2003. — с.
  267. Дж.Н. Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции, (на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии). Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук. М., 2006. — 27 с.
  268. А., прот. Введение в богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. — 63 с.
  269. А., прот. Воскресные беседы. М.: Издательство «Паломник», 1993.-248 с.
  270. А., прот. Дневники (1973−1983). М.: Русский путь, 2005. -720 с.
  271. А., прот. Евхаристия. Таинство Царства: 2-е изд. М.: Издательство «Паломник», 1992. — 304 с.
  272. И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи зарубежом. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к. психол. наук. М., 2002. — 26 с.
  273. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 415 с. — (Программа «Высшее образование»).
  274. Э. Детство и общество: Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Ленато: ACT, 1996. — 592 с.
  275. Э. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
  276. Этикет на все случаи жизни. М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с.
  277. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Львов: «Инициатива», 1998. — 480 с. -(Классики зарубежной психологии).
  278. В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / отв. ред. В. Н. Иванов. 2-е изд. — М.: Наука, 1987. — 248 с.
  279. В. А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. -Минск: Бестпринт, 2000. -416 с.
  280. М.Г. Не вспомнить ли о Канте? // Вопр. психологи. 1997. -№ 3. — С. 131−132.
  281. К. Общая психопатология: Пер. с нем. М.: Практика, 1997. -1056 с.
  282. Anderson N. The Hobo: the Sociology of the Homeless Man / N. Anderson. -Chicago: Univ. of Chicago Press., 1923. XV, 320 p.
  283. Banner W. A. Moral norms and moral order: the philosophy of human affairs / W.A. Banner. Gainesville: Univ. press of Florida, 1981. -XIV, 112 p.
  284. BQhler. Cottingen, 1959. ЪЪ, Brown R. A. First Language: the early stages / R.A. Brown. — Cambridge: Harvard Univ. Press, 1973. — XX, 437 p.
  285. Cross S. E. Model of the self: self-construals and the gender / S.E. Cross, L. Madson // Psychological Bulletin. 199. — № 122. — P. 5−37.
  286. Elster J. Norms of revenge / J. Elster // Ethics and personality: essays in moral psychology / ed. by J. Deigh. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1992. — P. 155−178.л
  287. Gotshalk D. W. Patterns of good and evil: a value analy sis / D.W. Gotshalk. -Urbana: Univ. of Illinois Press, 1963. XIV, 138 p.
  288. Grace Sh. Sense of self in the new millennium: male and female student responses to the TST / Sh. Grace K. Cramer // Social Behavior and Personality. 2002, V. 30 -№ 3. — P. 271−279.
  289. Janet P. L’evolution psychologique de la personalite / P. Janet. 1 reed. -Paris: Harmattan, 2005. — 327 p.
  290. Levin K. Tied theory in social science: Selected theoretical papers. N.Y., 1951.
  291. Levin K. Time perspective and moral. N.Y., 1942.
  292. McFall L. Integrity / L. McFall // Ethics and personality: essays in moral psychology / ed. by J. Deigh. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1992. — P. 79−94.
  293. Stonequist E. V. The problem of the marginal man / E.V. Stonequist // American Journal of Sociology. 1935. -№ 41. — P. 1−12.
  294. Turner R. H. Is there a guest for indentifi / R.H. Turner // Sociological Quarterly. 1975, V. 16 — P. 148−161.
  295. Turner R. H. The real self from institution to impulse / R.H. Turner // American Journal of Sociology. 1976, V. 81. — P. 989−1016.
  296. Whyte W. F. Street corner society: the social structure of an Italian slum / W.F. Whyte. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1943. — XXII, 284 p.
Заполнить форму текущей работой