Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в образовательном процессе современного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов была разработана программа опытно-экспериментальной работы, которая была реализована в 2006;2010 гг. в Нальчикском филиале Краснодарского юридического института. На начальном этапе проведена диагностика уровня коммуникативных умений и навыков студентов по таким показателям, как владение основными видами речевой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Компетентностный подход в образовательном процессе подготовки юристов
    • 1. 1. Компетентностный подход в процессе подготовки юриста
    • 1. 2. Понятие коммуникативной компетентности юристов
  • Выводы
  • Глава 2. Формирование коммуникативной компетентности студентов будущих юристов
    • 2. 1. Психологические особенности формирования коммуникативной компетентности студентов — юристов
    • 2. 2. Риторические аспекты развития коммуникативной компетентности студентов — юристов
    • 2. 3. Формирование коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов
  • Выводы

Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в образовательном процессе современного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Совершенствование формирования коммуникативной компетентности студентов вузов — одно из центральных инновационных направлений педагогической теории и практики. Оно обусловлено социокультурными процессами современности, изменениями масштабов коммуникации, демократизацией профессиональной и личной жизнедеятельности людей, негативным влиянием на молодых людей языка интернета, других средств массовой информации, снижением общего уровня культуры людей, нравственной и речевой вседозволенностью. Как отмечается в Федеральной целевой программе «Русский язык», наблюдается «искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения», в связи с чем подчёркивается необходимость «увеличения количества выпускников системы профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком». Такая постановка вопроса особенно актуально для студентов — будущих юристов, если иметь в виду, что значительная часть юристов становятся государственными служащими разного уровня и должны владеть в совершенстве языком, чтобы разбираться в сложных правовых ситуациях, уметь толковать законы и любые юридические акты, правильно и плодотворно строить своё коммуникативное взаимодействие с каждым человеком, давать верную интерпретацию действительности и личностных качеств человека средствами языка. В этой связи полагаем, что современное юридическое образование невозможно представить себе без основательной языковой подготовки, ибо основным орудием воздействия на людей, важнейшей составляющей профессиональной деятельности юриста является коммуникативная компетентность.

Анализ научно-педагогической, психолингвистической и лингводидактической литературы свидетельствует, что сложились определённые теоретические предпосылки исследования данной проблемы. Среди них правомерно выделить следующие:

— теоретическая разработка компетентностного подхода и подготовка практических рекомендаций по его реализации в образовательном процессе высшей школы (В.И.Байденко, В. А. Болотов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Э. Зеер, Т. Е. Исаева, А. В. Райцев, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Б. А. Тахохов, С. Е. Шишов и др);

— принципы построения гуманитарно ориентированной образовательной среды вуза (А.Ю.Белогуров, З. К. Каргиева, В. К. Кочисов, А. А. Магометов, Н. Б. Ромаева, Е. Г. Силяева, Л. Л. Супрунова, Б. А. Тахохов, А. П. Тряпицына, С. Р. Чеджемов, Е. Н. Шиянов и др.);

— роль и место обучения русскому языку в гуманитарой составляющей высшего юридического образования (Т.А.Антоненко, С. Л. Вишневская, Н. А. Власенко, Т. В. Губаева, М. Г. Дебольский, А. Э. Жилинский и др.);

— социокультурные и дидактические аспекты формирования языковой компетентности и коммуникативной культуры обучающихся (Э.С.Дзуцев, А. Р. Джиоева, Т. В. Казанина, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, Т. А. Ладыженская, Ю. В. Рождественский, Е. И. Пассов, Л. А. Хараева и др.).

Однако можно констатировать, что до настоящего времени недостаточно исследованы вопросы, касающиеся компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки специалистов-юристов, практически отсутствуют работы, направленные на разработку содержания, форм, технологий формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов. Отмеченные «белые пятна» в исследовательском поле данной темы в сопоставлении с её актуальностью дополняются противоречиями между:

— социальным заказом общества на юридических работников с высоким уровнем профессионализма и лингвистической подготовки и недостаточным уровнем и качеством их профессиональной коммуникативной компетентности;

— низким коммуникативным реестром специалиста-юриста и необходимостью широкого спектра профессиональных коммуникативных умений на уровне компетентности;

— дезинтегрированной языковой подготовкой студентов-будущих юристов и важностью целостного формирования коммуникативной компетентности.

Наличие указанных противоречий, важная социальная ориентированность исследуемой проблемы, заинтересованность преподавателей в лингводидактических исследованиях и практических рекомендациях по совершенствованию обучения данной области знаний обусловили проблему исследования: каковы теоретико-методологические и организационно-педагогические условия, формы и методы формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки студентов-будущих юристов в современной высшей профессиональной школе.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в современном вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность методики формирования коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в образовательном процессе современного вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что коммуникативная компетентность студентов-юристов будет соответствовать современным требованиям общества и эффективно формироваться, если:

— обоснованы формы, методы, средства реализации компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки юристов, направленном на развитие их профессиональной компетентности;

— определено понятие «коммуникативная компетентность юриста» и раскрыты его дефиниции, характеризующие студента как языковую личность, формирование которой представляет собой конкретизированную и актуализированную цель обучения в вузе;

— раскрыты психологические особенности коммуникативной компетентности и речевой культуры юриставыявлены риторические аспекты юридического ораторского искусства;

— разработана модель формирования коммуникативной компетентности студентов, в которой представлены организационно-педагогические и учебно-методические условия, уровни, этапы, методы и приёмы деятельности субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

1.Обосновать содержание, формы и методы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки специалистов-юристов.

2.Определить понятие «коммуникативная компетентность юриста» и раскрыть его дефиниции, характеризующие студента как языковую личность с профессионально ориентированной коммуникативной подготовкой.

3.Раскрыть психологическую сущность коммуникативной компетентности, особенности речевой культуры юриста и конкретизировать риторические аспекты юридического ораторского искусства;

4.Разработать дидактическую модель формирования коммуникативной компетентности студентов-юристов и представить технологии её реализации в образовательном процессе вуза.

Методологическую основу исследования составили: компетентностный подход с центральным понятием «профессиональная коммуникативная компетентность» специалистагуманистический и аксиологический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процессакоммуникативный и личностно-деятельностный подходы к языковому образованиюидеи отечественных психологов и психолингвистов о взаимосвязи языка и мышления, обучения и развитиясистемный подход к анализу профессиональной деятельности и подготовки специалистов в высшей школефилософские и психолого-педагогические положения о самостоятельном личностном и профессиональном развитии человека.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, лингводидактической, лингвистической литературы по теме исследования и нормативно-правовых актов и документов, относящихся к вузовскому образованиюлингвистический, психолингвистический и риторический анализ письменных текстов и устных выступлений юридической направленностиизучение и обобщение передового педагогического опытамоделированиеинтерпретационные методы — описание и сравнениесоциологические методы — анкетирование, беседа, интервьюирование, опроспедагогическое наблюдениепедагогический экспериментметод математической статистики — количественная и качественная обработка материалов.

Теоретическую базу исследования составили:

— концепции компетентностного подхода в образовательном процессе современной высшей школы (А.А.Андреев, Т. Ю. Базаров, В. И. Байденко, В. В. Болотов, Э. Зеер, И. А. Зимняя, Д. Мартенс, Э. Сыманюк, Ю. Г. Татур, Б. А. Тахохов, С. Е. Шишов и др.);

— фундаментальные положения о профессиональном становлении личности (А.А.Вербицкий, З. К. Каргиева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. Г. Силяева, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.);

— теории психологической готовности к профессиональной деятельности (А.А.Деркач, Е. А. Климов, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Кандыбович и др-);

— фундаменталььные идеи о единстве личности и деятельности, мышления и речи (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалёв, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, З. Б. Цаллагова и др.);

— теоретические положения об особенностях профессионально-юридического общения (В.Л.Васильев, Т. В. Губаева, А. Э. Жалинский, А. Ф. Кони, П. С. Пороховщиков, А. М. Столяренко и др.);

— идеи и концепции теории речевой деятельности, психолингвистики, психологии общения (Л.С.Выготский, М. Н. Вятютнев, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Е. Ф. Тарасов, Б. А. Тахохов, Л. А. Хараева и др.);

— теории коммуникативной компетентности, профессионально-речевого общения, речевой коммуникации (Е.М.Верещагин, Б. Н. Головин, И. А. Зимняя, Г. В. Колшанский, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев, Д. Хаймз, Н. Хомский, Ван Эк и др.).

База исследования: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика.

Этапы исследования. Настоящее исследование выполнялось в несколько этапов в течение 2006 — 2010 гг.:

1 этап (2006;2007) — изучение и анализ литературы по педагогике, психолигвистике, юридической психологии и риторике, • методике преподавания дисциплин учебного плана подготовки юристовопределение и анализ существующих проблем и противоречий в теории и практике подготовки юристовсбор эмпирических данных о профессиональной деятельности юристов, имеющих стаж работы по специальности до 5 летформулировка цели и рабочей гипотезы исследования, выбор его объекта и предметаразработка программы по курсу «Технологии формирования коммуникативной компетентности студентов».

2 этап (2007;2009) — разработка и апробация модели формирования коммуникативной компетентности студентов-юристоворганизация опытно-экспериментальной работыосуществление рубежного и предворительного количественного и качественного анализа экспериментальных данныхподготовка статей и их публикация, участие в работе научных конференций и семинаров.

3 этап (2009;2010) — завершение педагогического эксперимента, подведение его итогов и систематизация его результатовкорректировка исследовательских задач и положенийпубликация материалов исследованияобобщение результатов проведённого исследования и оформление рукописи диссертации, апробация её материалов на семинарах и научно-практических конференциях. Научная новизна исследования:

— выявлены и обоснованы содержание, формы и методы реализации компетентностного подхода в процессе подготовки юристов в современном вузе: отбор учебного материала с учетом его практико-ориентированного характера, моделирование профессионально-юридических ситуаций, приоритет занятиям, обеспечивающим трансформацию познавательной деятельности в профессиональную, использование учебных задач и юридических ситуаций как компонентов формирования профессиональной компетентности;

— определено понятие «коммуникативная компетентность юриста» (профессионально-личностное свойство специалиста, характеризующее его как языковую личность, способной осуществлять эффективную речевую деятельность с учетом профессиональнолингвистического тезауруса, речевого этикета и современных языковых норм), раскрыты его дефиниции, уровни, структурные компоненты;

— уточнены и конкретизированы: психологическая сущность коммуникативной компетентности, в которой выделяются концепции единства языка и мышления, внешней и внутренней речи, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, интеллектуального и моторного компонентов деятельностиособенности речевой культуры юриста и риторические аспекты юридического ораторского искусства;

— разработана модель формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов, включающая организационно-педагогические и учебно-методические условия, уровни и этапыметоды и приёмы деятельности субъектов педагогического процесса. Теоретическая значимость исследования:

— актуализирован компетентностный подход в образовательном процессе подготовки юристов, раскрыты конкретные формы и методы его реализации: проектные, игровые, диалоговые, тренинговые;

— систематизированы различные теоретические подходы к определению коммуникативной компетентности и на этой основе с учетом специфических особенностей профессиональной деятельности сформулировано ведущее понятие исследовательского тезауруса «коммуникативная компетентность юриста»;

— раскрыты структурные компоненты модели формирования коммуникативной компетености, определяющие возможности не только аудиторных занятий, но и разнообразных форм внеучебной деятельности и мероприятий (семинаров, тренингов, конференций, моделирование профессионального общения) в профессиональной подготовке студентов-будущих юристов;

— теоретически обоснованы критерии оценки уровней сформированности коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащие в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для совершенствования подготовки юристов современного типа, модернизации учебно-педагогического процесса, обновления содержания нормативной базы языкового образования, создания новых пограмм, учебных пособий, научно-методических рекомендаций. Определённую практическую ценность имеют методика проведения коммуникативных тренингов, комплекс професионально-ориентированных коммуникативных технологий, направленных на повышения качества как обязательных аудиторных занятий, так и внеаудирной работы. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии и тактики формирования коммуникативной компетентности студентов неязыковых факультетов и учащихся средних профессиональных учреждений. Теоретические материалы и практические рекомендации, изданные по результатам исследования, в силу своей универсальности могут найти своё применение на факультетах повышения квалификации преподавателей вузов, на кафедрах педагогики высшей школы.

Объективность и достоверность результатов исследования обеспечиваются научной обоснованностью теоретических подходов, последовательной реализацией методологических основ исследования, системным, комплексным и компетентностным подходами к образовательному процессу подготовки студентов-юристов, всесторонней аргументацией авторской позиции, использованием средств и методов, адекватных цели и задачам исследования, лонгитюдной верификацией полученных данных и возможностью их сравнения с традиционной практикой подготовки специалистов-юристов.

Диссертационное исследование выполнено в контексте Концепции развития высшего профессионального образования, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), Федеральной программы «Русский язык», других директивных документов руководства страны, материалов и решений правительства Российской Федерации по проблемам современной высшей школы и повышению качества подготовки специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1.Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов-будущих юристов предполагает:

— построение содержания обучения, ориентированного на формирование практического профессионально-юридического мышления студентов с апелляцией к реалиям сегодняшнего дня в их социально-правовых и морально-этических контекстах;

— формирование у студентов механизмов самообучения и самовоспитания через организацию специальной системы самостоятельной работы, соответствующей парадигме компетентностного подхода;

— обучение студентов решению проблем в условиях, в которых эти проблемы проявляются;

— разработку индивидуальных образовательных технологий с опорой на личностные и когнитивные особенности студентов, их жизненные цели и смыслы;

— использование технологий, построенных на основе компетентностного подхода: имитация профессиональной деятельности на занятиях, решение практико-ориентированных юридических проблем, создание проблемных ситуаций, стимулирующих выбор решений.

2.Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально-личностное качество юриста, являющееся его манифестацией как языковой личности, владеющей нормами современного литературного языка и профессионально-ориентированной речью и знающей особенности юридической психолингвистики. Основой коммуникативной компетентности является интеллектуально-юридическая компетентность, знание стратегии и тактики юридической риторики и делового общения, эмоциональная устойчивость, способность поддерживать прямую и обратную связь с партнером, понимание особенностей речевой ситуации, соблюдение норм профессионально-юридической этики.

3.Психологическая сущность коммуникативной компетентности рассматривается с точки зрения формирования развёрнутых речевых высказываний, включённых в коммуникативный процесс и содержащих «цепь взаимосвязанных предложений» (А.Р.Лурия), составляющих цельность развёрнутого речевого высказывания, которое вне контекста общения не несет искомой смысловой нагрузки. Исходя из этого положения, можно утверждать, что коммуникативная компетентность — это не только лингвистическое понятие, но — шире — психологическое и/или социально-психологическое, в своей основе содержащее ситуацию общения, мотивы коммуникантов, содержание информации, отношение к ней коммуникантов и их взаимоотношения.

4.Система формирования коммуникативной комптентности студентов-будущих юристов представляет собой дидактическую модель, включающую организационно-педагогические и учебно-методические условия (программно-информационное обеспечение образовательного процесса, взаимосвязь академических занятий и внеаудиторной работы, разработка учебно-методического комплекса по курсу «Технологии формирования коммуникативной компетентности» и его реализация в учебном процессе, организация учебно-исследовательской работы студентов по данной тематике, реализация межпредметных связей лингвистических, специальных и общенаучных дисциплин), уровни (содержание и технологии обучения, управление процессом формирования КК), этапы, методы и приёмы деятельности субъектов педагогического процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в статьях и докладах на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы балльно-рейтинговой аттестации студентов, обучающихся в условиях кредитно-модульной организации учебного процесса в вузе"-Нальчик, 2007; «Педагогический менеджмент и программные технологии в образовании» — Пенза, 2007; «Традиционное, современное и переходное в современном обществе"-Пенза, 2007; «Современное студенчество: ценности и цели воспитания"-Владикавказ, 2008, «Развитие личности в образовательных системах Южного Федерального округа"-Ставрополь, 2008; «Личностно ориентированный подход в нравственном воспитании учащейся молод ежи"-Махачкала, 2008; «Современный вуз: студент, образование, наука"-Владикавказ, 2009, «Актуальные проблемы двуязычия».

Владикавказ, 2010.

Материалы диссертации внедрены в образовательный процесс подготовки юристов Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, а также обсуждались на заседаниях кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин указанного филиала, на семинарах аспирантов и соискателей и заседаниях кафедры педагогики Северо — Осетинского государственного университета им К. Л. Хетагурова, соискателем которого являлся автор в течение четырёх лет.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 212 источников.

Выводы.

Представленные в данной главе материалы свидетельствуют о том, что формирование коммуникативной компетентности проходит эффективно при условии раскрытия психологических особенностей данного психолого-педагогического феномена, выявления его риторического компонента и разработки системы развития коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. Являясь не только средством развития личности, но и механизмом сознания и компонентом мышления, коммуникативная компетентность стимулирует творческое сознание человека, формирует аналитический подход к постановке проблемы и целенаправленный поиск её решения. С точки зрения психологической обусловленности в коммуникативной компетентности можно выделить мотивацию, которая выступает как осознаваемая или неосознаваемая в данный момент, но в виде потребности всегда лежит в основе речевой коммуникации. Мотивацтионный фактор чрезвычайно важный компонент речевого общения, так как всякая деятельность берёт своё начало именно с мотива, по А. Н. Леонтьеву, «мотора деятельности».

Отношение говорящего к окружающей действительности, к теме разговора, собеседнику проявляется в внутренней активности человека в виде слов-реплик, попутной оценки, планироавния коммуникативной реакции, поэтому для коммуниканта важна активность. Наряду с этим необходимо сознание того, для чего люди вступают в процесс коммуникации, т. е. прагматическую направленность общения, имеющего как стратегию-процесс реализации общей задачи, так и тактику-реализацию задач по подбору языковых средств для решения стратегической задачи. Психологическая составляющая коммуникативной компетентности проявляется в эвристичности — создании нового речевого продукта. В коммуникативной деятельности многие действия периодически, по мере надобности, повторяются в речевых штампах, стереотипах, в заученных сочетаниях речевых единиц, однако в зависимости от ситуации общения говорящий порождает такое высказывание, которое адекватно возникшей речевой ситуации. Именно поэтому способность к решению речевых эвристик характеризует сформированность коммуникативной компетентности студента-будущего юриста. Речевая деятельность обусловлена единством сознания и подсознания: первое означает подготовку, планирование речевой деятельности, тему, необходимость высказаться, предвидение реакции собеседника, слушающихвторое представляет подсознательный (автоматический) подбор языковых форм, лексических средств, которые совершенно казалось бы «неуправляемы», продуцируются, но на самом деле выработаны у говорящего до автоматизма. Психологические особенности коммуникативной компетентности юридического работника раскрываются в процессе профессиональной деятельности, ибо любой профессионал выступает в определённой социальной роли, которая выражается системой его отношений с обществом, государственными институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такая социальная детерминированность ожидаема со стороны коммуникантов, поэтому юрист должен иметь в виду всегда своё ролевое поведение и стараться соответствовать ему.

Рассмотрев риторические аспекты коммуникативной компетентности юриста, мы пришли к выводу, что юридическая риторика — это неотъемлемая составлящая профессиональной подготовки дипломированных специалистов. Риторическая сторона профессиональной культуры юриста раскрывается в таких понятиях, как действенность речи, её логическая последовательность, импровизировать, доходчивость, простота, ясность, выразительность. Кроме того, следует подчеркнуть соблюдение этических принципов норм общения, национальных особенностей коммуникантов, знание психологии коммуникативного акта, владение риторическими приемами, стилистическими ресурсами языка.

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов была разработана программа опытно-экспериментальной работы, которая была реализована в 2006;2010 гг. в Нальчикском филиале Краснодарского юридического института. На начальном этапе проведена диагностика уровня коммуникативных умений и навыков студентов по таким показателям, как владение основными видами речевой деятельности, знание и соблюдение в процессе порождения речи этических норм языка, знание стилистических особенностей языка, следование современным литературным нормам употребления языка, умение вести деловое общение. С учетом выявленных знаний, умений и навыков была организована как аудиторная, так и внеаудиторная работа. Использование таких педагогических технологий, как «погружение в предмет», коммуникативный тренинг, технологии диалогического обучения (дискуссия, круглый стол, обсуждение), работа на «языковом тренажере», заседание экпертной группы, форум, ролевые и игровые технологии, работа с устными и письменными текстами и др., позволило значительно повысить уровень коммуникативной компетентности студентов, о чем свидетельствуют результаты формирующего эксперимента.

По итогам выполнения программы опытно-экспериментальной работы и достигнутых результатов разработана модель формирования коммуникативной компетентности студенто-юристов, в которой представлены методологические подходы, организационно-педагогические и учебно-методические условия, уровни, этапы, методы и приёмы педагогической и учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса — преподавателей и студентов.

Результаты проведенного теоретического исследования и формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенных подходов и разработанной авторской модели, подтвержденной гипотезе работы, достигнутой цели исследования и выполненных его задачах.

Заключение

.

Внедрение компетентностного подхода к планированию и реализации образовательной деятельности по подготовке специалиста в сфере юриспруденции предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование профессиональной компетентности студентов., Компетентность выпускника юридического факультета — это его готовность и способность успешно применять приобретённые знания, умения и опыт.

•I в профессионально-юридической, организационно-управленческой и социально-правовой деятельности. Рассматривая интегральную сущность.

I і понятия компетентности, следует отметить, что оно синтезирует когнитивные и деятельностные свойства личности, формирующие профессинализм специалиста. Отправной точкой реализации компетентностного подхода является уточнение системы компетенций, учитывающей требования личности, общества и государства, задающей универсальные и особенные характеристики модели юридического образования ближайшего будущего. Система компетенций выпускника должна определить структуру и содержание основных образовательных программ — перечень и объем изучения общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин, сроки и паравления практики, формы итоговой государственной аттестации. Верно сформулированная компетентностная модель выпускника юридического факультета позволит сохранить передовой опыт подготовки специалиста в сфере юриспруденции, учесть специфику этого типа образования, обосновать необходимость введения инноваций. В компетентностной матрице юриста мы выделяем способность к познавательной деятельности и саморазвитию, социально-личностные компетенции (ответственность, толерантность, владение современными технологиями общения и получения информации, освоение культуры социальных отношений), общенаучные компетенции (знание основ юриспруденции), общекультурные компетенции и компетенции в сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность юриста как особый тип организации профессиональных, социальных, культурологических знаний и умений, личностных качеств представляет собой общее интеллектуальное развитие личности, сформированность базовых компонентов умственного опыта, механизмов эффективной переработки информации, позволяющих объективно оценивать требования конституции страны, государства, общества, действующих законов и решений вышестоящих органов и максимально эффективно • решать профессиональные задачи. Говоря о ценностно-ориентационном аспекте профессиональной компетентности, следует иметь в виду, что характер современной юридической деятельности проходит в условиях демократического, правового государства, рыночных отношений, требующих от правоведа профессионализма во всем спектре профессиональной и межличностной деятельности, эмоционально-психологической устойчивости, адекватной оценки любых ситуаций и самооценки. Современный юрист — это личность, индивидуальность, активный, открытый, толерантный член коллектива, нравственный, ответственный и дисциплинированный исполнитель, с четкой гражданской позицией.

Таким образом, в исследовании установлено, что профессиональная компетентность юриста имеет сложносоставную структуру, которая включает в себя разные уровни и компоненты. Выделяя мировоззренчекий, общепрофессиональный и специальный уровни, мы рассматриваем их как соотношение общего, особенного и единичного. В структуру профессиональной компетентности юриста включаются следующие компоненты: потребностно-мотивационный, профессионально-деятельностный, духовно-нравственный, личностно-смысловой, ценностно-содержательный, коммуникативный, индивидуально-творческий, когнитивный, информационный.

Определено, что реализация компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки личности юриста предполагает организацию квазипрофессиональной юридической деятельности, моделирующей комплексное применение знаний, систематическое использование учебно-методических задач, предусматривающих привлечние материала из практики работы юристов, применение методов и форм обучения, направленных на усиление мотивации студентов к изучению дисциплин, повышение их познавательной и академической активности: кредитно-рейтинговая система, метод проектов, технологии проблемного, контекстного, модульно-компетентностного, диалогового и интерактивного обучения.

Изучение коммуникативной компетентности юриста позволяет констатированть, что профессиональная деятельность юридического работника отличается повышенной коммуникативной ответственностью, в связи с чем способность к полноценному общению с другими людьми, взаимодействие и сотрудничество с ними выступают важнейшим коипонентом профессионально-юридичской культуры специалиста. Поэтому правомерно говорить об особых требованиях, предъявляемых к речевой деятельности представителей всех юридических профессий, неотделимых от сферы социальных и межличностных конфликтов. Клиентами юридических служб как правило являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, с которыми ему необходимо устанавливать контакт, создавать сиуацию мксимальной открытости, расположить человека к себе, добиться доверительных отношений.

Коммуникативная компетентность рассматривается как умения и навыки владения языком, позволяющие успешно решать основные задачи общения и самореализации юриста в профессионально-личностном плане. В коммуникативной компетентности юриста выделяются две составляющие — общая культура речи и профессионально-ориентированная речь. В первой составляющей находят место такие умения и навыки, как граммантическая правильность, следование современным нормам употребления разных уровней языка, владение механизмами построения и перефразировки высказывания, владение всеми видами речевой деятельности. Вторая составляющая объединяет такие конкретные способности, как владение технологиями профессионально-юридического общения, знания и умения использования психологических законов установления контакта, соблюдение норм профессионально-речевой этики, умение владеть своими эмоциями.

Выявлено, что коммуникативная компетентсность сосотоит из двух уровней — вербального и невербального. Вербальные средства — это виды речевой деятельности, основными из которых являются говорение, чтение, письмо и слушание, кроме того, следует указать диалогическую и монологическую речь, каждая из которых имеет свою специфику. Невербальные средства коммуникативной компетентности делятся на паралингвистические (интонирование, паузация, дикция, темп, высота, тональность, мелодика), экстралингвистические (шумовое сопровождение, смех, плач, стук в дверь и др.), кинесические (жесты, мимика, контакт глаз), проксемические (дистанция, позы, телодвижения). Коммуникативная компетентность юриста детерминирована мотивированностью, целенаправленностью, активностью, избирательностью, взаимосязью речи и мышления, единством сознания и подсознания, функциональной и формальной сторон речевой деятельности.

Обоновано положение о том, что под формированием коммуникативной компетентности следует понимать не только обязательное соблюдение норм литературного языка, но стремление к оптимальному выбору способов выражения для передачи своего высказывания, а также развитие умений реконструировать из письменных и устных текстов мысли, идеи своих непосредственных и потенциальных собеседников.

Раскрыта психологическая сущность коммуникативной компетентности, в основе которой находится способность человека к порождению развёрнутых речевых высказываний, обусловленных психологокоммуникативной ситуацией, мотивами коммуникантов, содержанием информации, её контекстом и отношением к ней коммуникантов.

Разработана дидактическая модель формирования коммуникативной компетентности студентов, представляющая собой совокупность организационно-педагогических и учебно-методических условий, уровней, этапов, методов и приёмов деятельности субъектов образовательного процесса.

Определены этапы становления коммуникативной компетентности студентов-юристов:

— знаниевый (приобретение необходимого объёма коммуникативных, речеведческих, психолингвистических и социлингвистических знаний);

— интерактивный (готовность к продуктивному взаимодействию, навык конструктивного поведения в общении, умение контролировать своё эмоциональное состояние, адекватная реакция на нестандартные обстоятельства);

— мировоззренческий (толерантность, конфликтологическая компетентность, восприятие диалога как оптимальной формы субъект-субъектных отношений, умение прогнозировать развитие ситуации и соьственное поведение).

Представлены уровни развития коммуникативной компетентности студентов-юристов:

— уровень содержания образования: введение в учебный план специального курса «Технологии формирования коммуникативной компетентности студентов», использованние потенциала всех учебных занятий;

— уровень технологий обучения: применение на занятиях интегративных и диалоговых методик обучения как условия формирования пофессионально-ориентированного речевого сознания;

— уровень управления учебным процессом: методическое взаимодействие преподавателей, работающих с одними и теми же студентами, организация коммуникативного мониторинга, проведение коммуникативных тренингов, внеаудиторных тематических брейн-рингов и т. д.

На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены ведущие направления формирования коммуниктивной компетентсности студентов-юристов:

1.Создание необходимых условий для организации данной рвботы: включение в традиционные учебные курсы профессионально-ориентированного речеведческого материала, способствующего профессиональному и личностному развитию студентов.

2.Использование в учебном процессе форм и методов обучения, направленных на стимулирование развитие коммуникативной компетентности студентов: обучение посредством анализа конкретных правовых и жизненно-юридических ситуаций, имитационных и деловых игр, свободных дискуссий, раскрепощение личности в процессе обучения, освобождение от страха ошибки, создание проблемных ситуаций, стимулирующих выбор решений в процессе коммуникативной деятельности.

3.Включение студентов в различные пласты профессионально-юридической и гуманитарной культуры, представляющие собой «идеальные образцы» работы наиболее высокопрофессиональных юристов, максимально соответсвующих современным представлением о личности юриста.

4.Разработка и реализация в образовательном процессе специального курса «Формирование коммуникативной компетентности студентов».

5.Практическое внедрение в учебный процесс модели формирования коммуникативной компетентности студентов, доказавшей свою пригодность и высокую эффективность в профессиональной подготовке юристов.

6.Проведение регулярной диагностики прфессионально-значимых личностных коммуникативных качеств студентов юридического факультета, результаты которой дают возможность корректировать содержание и формы работы по формированию их коммуникативной компетентности.

7.Соблюдение в образовательном процессе принципов, спроецированных на профессионально-юридическую леятельность: толерантность, опора на профильный юридический тезаурус, отбор профессионально-направленных текстов гуманистического содержания, конгруэнтность (соответствие) моделируемых ситуаций и действий условиям реальной профессиональной работы, диалогичность, некотегоричность суждений, гибкость.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждают состоятельность выдвинутой гипотезы и доказывают эффективность предложенной методики формирования коммуникативной компетентности студентов-будущих юристов.

Перспективным направлением дальнейшего исследования ланной проблемы видится теоретическая раработка и экспериментальное обоснование развития конфликтологической культуры студетов — юристов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П. Курс лекций по этике.- СПб.: РАГС, 2005.- 287 с.
  2. К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодёжи в трансформирующемся обществе // Высшее образование в России.- 2010. № 5.- С. 138−142.
  3. Н.С., Макарова З. В. Ораторское искусство на суде.- СПб., 1999.-352 с.
  4. Л. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы//Высшее образование в России.- 2007. № 8.- С. 103−105.
  5. Л. Знания или компетенции // Высшее образование в России.-2005. № 2.-С. 3−11.
  6. Н.П. Психологически климат в коллективе.-М.:Просвещение, 1989.- 224 с.
  7. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии.- М., 1995, — 128 с.
  8. Л.А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза // Педагогика.- 2007. № 4.- С. 63−66.
  9. O.A. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие.-М.: Новое знание, 2005, — 271 с.
  10. Ю.Базаров Т. Ю. Компетенции будущего? Квалификация? Компетентность (критерии качства)?//Новое в образовании.-М., 2005.-С. 14−28.
  11. П.Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов в ПО.- М., 2005.- 356 с.
  12. Е. Коммуниактивная компетентность медицинских работников//Высшее образование в России.-2006. № 11.-С. 152−154.
  13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-М.'Искусство, 1989.-423 с.
  14. В.П. Психолингвистика.- М., 2003.- 226 с.
  15. В.Г. Избранное.- М., 1988.- 346 с.
  16. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.-Челябинск, 2008.- 286 с.
  17. И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. 2006. № 11.- С.46−49.
  18. Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: Учеб. пособие.- М., 2006.- 316 с.
  19. А .Г. Введение в гуманитарную методологию.- М., 2007. 366 с.
  20. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности.- М., 2005.- 287 с.
  21. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.- С.8−14.
  22. Ф.С. Психологическая зрелость личности и компетентностная модель выпускника // Высшее образование в России.- 2010. № 10.-С.144−150.
  23. Н. Лингвистическое образование всем студентам! // Высшее образование в России.-2005. № 11.-С.89−91.
  24. П. и др. Психология межличностных коммуникаций. — СПб., 2004, — 154 с.
  25. Ван Эк. Коммуникативные способности и социализация личности.-М., 1988.- 321 с.
  26. А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления. М., 2007.- 212 с.
  27. H.H. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2004.-211 с.
  28. И. Основы технологии группового тренинга.-М., 2006.- 138 с.
  29. В.А. Моделирование профессиональной компетенности педагога //Педагогика.- 2003, № 10.- С.51−54.
  30. A.A. Контекстное обучение в компетенностном подходе // Высшее образование в России.-2006.-№ 11.-С.39−46.
  31. A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования//Высшее образование в России.-2010. № 5.-С.32−37.
  32. Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова.-М., 1989.-314 с.
  33. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура.-М., 1999.-385 с.
  34. JI.A. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России.- 2009. № 7.-С.93−96.
  35. JI. Логико-философский трактат.- М., 1994.- 485 с.
  36. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ//Высшее образование в России.- 2005. № 4.-С.34−36.
  37. Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону.- 2008.- 367 с.
  38. А. О концепции лингвориторического образования в России // Высшее образование в России.- 2005. № 10.- С.91−96.
  39. A.A. О развитии профессионального самосознания студентов//Высшее образование в России.-2010. № 5.-С.165−167.
  40. Л.С. Мышление и речь.-М.: Педагогика, 1992.-357 с.
  41. М.Н. Теория учебника как иностранного.-М., 1984.-354 с.
  42. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык.-М., 1994,-451 с.
  43. И.Р. Стилистика.- М., 1989.- 287 с.
  44. С. Профессионально направленное мышление основа компетентности учителя // Высшее образование в России.- 2007.№ 4.-С.157−160.
  45. И.Б. Основы красноречия.- М., 2006, — 89 с.
  46. Л.Г. Квалиметрический мониторинг учебных достижений студентов//Высшее образование в России.-2010. № 10. С.96−101.
  47. И.И., Седов К. Ф. Основы психолингвистики, — М., 2005.- 91 с.
  48. И.Б. Коммуникативная компетентность с позиций педагогики // Педагогика.- 2008.№ 1.- С. 121−123.
  49. .Н. О культуре русской речи.-М., 1998.-286 с.
  50. В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева, 2004, — 312 с.
  51. В.Г., Химич П. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России.-2009. № 11.- С.108−114.
  52. П.С. Философия культуры.- М., 1995.- 316 с.
  53. А.А., Орбан А. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности.-М., 1998.-164 с.
  54. С.Д., Левин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства.М.: Смысл- Academia, 2003.-287 с.
  55. Р. Фокусы языка.- СПб., 2004.- 138 с.
  56. A.A. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: Учебное пособие.-М.:Логос, 2005.- 358 с.
  57. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования//Высшее образование в оссии, — 2005.№ 4.- С.30−35.
  58. М. Языковое образование специалиста: отношение университетского и внеуниверситетского сообщества // Высшее образование в России.- 2007. № 5.- С.60−64.
  59. Н. Преподавание основ многоязычия в неязыковом вузе // Высшее образование в России 2007. № 10.-С. 144−147.
  60. Н. О коммуникативной компетентности социального работника // Высшее образование в России.- 2007. № 4.- С. 164−167.
  61. A.A. Формирование культуры письменной речи // Высшее образование в России.- 2009. № 11.- С. 162−165.
  62. Енгалычев В.Ф.и др. Прикладная юридическая психология.-М., 2004.-284 с.
  63. Д.А. Востребованность выпускников вузов на рынке труда //Высшее образование в России.-2010. № 2.-С.47−56.
  64. Т., Левонов Ю. Формирование речевой компетентности студентов неязыкового вуза // Высшее образование в России.-2007.№ 11.- С.132−134.
  65. T.B. Классификация профессионально личностных компетенций вузовского препдавателя // Педагогика.- 2006. № 9.- С. 5560.
  66. Ищенко В., Сазонова 3. Компетентностный подход к подготовке преподавателей//Высшее образование в России.-2006. № 6.-С. 166−171.
  67. Н.И. Язык как проводник информации.-М., 1982.-416 с.
  68. H.A. Профессиональное воспитание студентов // Высшее образование в России,-2009. № 1.-С.96−99.
  69. Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? // Педагогика.- 2009. № 3.- С.83−89.
  70. В.Г., Журавлёва М. В., Зиннурова О. В. Проектно-деятельностная подготовка специалистов // Высшее образование в России.- 2010.№ 2.-С.160−164.
  71. E.H. Психология и этика делового общения. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004, — 216 с.
  72. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.-365 с.
  73. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М., 1987.- 451 с.
  74. А. Коммуникативная компетентность цель образовательного процесса//Высшее образование в России.- 2007. № 6-С. 151−153.
  75. А.Я., Захаров Д. А., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.-215 с.
  76. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности.- М., 2006.-356 с.
  77. Е.А. Психология профессионала.- М., 1996.- 412 с.
  78. A.C. Юридичекая этика: Учебник.- М., 2008.- 122 с.
  79. A.B. Психологические аспекты ведения переговоров.: Бератор-Пресс, 2003.-287 с.
  80. А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Фунциональные стили русской речи.-М.:Высшая школа, 1992.-223 с.
  81. А. Риторическая личность преподавателя-филолога // Высшее образование в России.- 2007.№ 7.- С. 87−90.
  82. Г. В. Контекстная семантика.- М., 1988.- 278 с.
  83. В.П. Социология коммуникации.- М., 2000.- 176 с.
  84. А.Ф. Избранные произведения.- М., 1993.- 456 с.
  85. Н.П., Петров М. П. Административное право: краткий учебник. М.: Норма, 2005.- 256 с.
  86. А., Попков В., Рязанов Е. Как формировать критическое мышление?//Высшее образование в России.-2005. № 5.-С.55−58.
  87. Корпоративная культура делового общения: главные правила общения и поведения в современном обществе / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М.: АСТ-Минск: Харвест. 2005.- 351 с.
  88. В.Г. Культура речи и стиль.- М., 1990.- 315 с.
  89. И.П., Канке A.A. Профессиональная этика и психология делового общения.- М., 2009.- 315 с.
  90. Ф.А. Культура делового общения: практич. пособие.- М.: ОСЬ-89, 2006.- 263 с.
  91. ЮО.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов.- СПб., 2005.- 135 с.
  92. ЮІ.Кзурулайнен X. Электронное портфолио как инструмент оценки компетентности//Высшее образование в России.-2007. № 4.-С.101−105.
  93. Кристофер Э., Смит JL Тренинг лидерства.- СПб.: Питер, 2004.- 189 с.
  94. Н.В. Изменение содержания предметов гуманитарного цикла в контексте общения в Интернете // Педагогика.- 2009. № 6.-С.40−45.
  95. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения:Учебное пособие, — М., 2007.- 268 с.
  96. A.A. Язык, речь, речевая деятельность.- М., 1994, — 314 с.
  97. A.A. Педагогическое общение.- М., 1998.- 114 с.
  98. А.Н. Проблемы развития психики.-М., 1999.-466 с.
  99. А.П., Воронова O.E. Русский язык в парадигме современного образования // Педагогика.- 2009.№ 2.- С.3−11.
  100. Н., Гальцова Н. Коммуникативные практики: конструирование и управление // Высшее образование в России.- 2007. № 8.-115−117.
  101. А.А., Тахохов Б. А. Воспитательная работа в современном вузе.- Владикавказ: СОГУ, 2009.-286 с.
  102. Ш. Малыгина O.A. Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект // Высшее образование в России.-2010. № 2.-С. 119−124.
  103. Т. О социолингвистической компетенции студентов//Высшее образование в России.-2007. № 2.-C.l 18−120.
  104. А. Диагностика качества языковой подготовки // Высшее образование в России.-2007. № 6.-С.138−140.
  105. Т. Инновационная образовательная технология фомирования базовых компетенций студентов // Высшее образование в России.-2007. № 7.-С. 28−32.
  106. Э. Сравнительный метод в историческом языкознании.-М., 1998.- 350 с.
  107. С. Проблема оценки подготовки: компетентностный подход //Высшее образование в России.-2007. № 8.-С. 127−129.
  108. B.C. Очерки интегрального исследования ин диви дуально сти.-М., 1986.-394 с.
  109. В., Татур Ю. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Высшее образование в России.- 2006. № 8.- С.73−83.
  110. А. Психолого-юридическая клиника//Высшее образование в России.- 2007. № 9.- С.84−85.
  111. A.B. Умение говорить публично.- Тула, 2004.- 154 с.
  112. А.К. Основы риторики.- М., 1996.- 195 с.
  113. М.М. Стилистика русской речи.-Чебоксары, 1998.-368 с.
  114. A.B. Общение как фактор воспитания школьников.- М., 1986.321 с.
  115. Е.И., Федоров И. В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России, — 2009. № 6.-С.91−97.
  116. A.A. Педагогическая риторика.- М., 2001.- 480 с.
  117. Е.А. Анализ значения и составления словарей // Новое в лингвистике.- М., 1982. Вып.2.- С.28−42.
  118. В.И. Подготовка специалиста к межкультурной коммуникации//Высшее образование в России.-2009. № 1.-С. 124−128.
  119. А.Ю. Как убеждать в своей правоте. Современные технологии убеждающего воздействия. М.: Дело, 2004.- 327 с.
  120. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1998.- 276 с.
  121. М., Тулина JI. Профессионально ориентированная риторика в вузе//Высшее образование в России.-2001. № 2.-С.52−54.
  122. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб., 2004.- 82 с.
  123. А. Социально-психологические механизмы формирования интеллектуально-корпоративной компетентности // Высшее образование в России.- 2007. № 6.- С.95−102.
  124. Ю. Русский язык как иностранный: проблемы усвоения // Высшее образование в России.-2007. № 8.-С.153−155.
  125. Т. Даплунова Е. Психологическое обеспечение процесса обучения//Высшее образование в России.-2007. № 6.-С. 106−113.
  126. A.M. Избранные труды.- М., 1998.- 541 с.
  127. Д.А. Сочинения.Т.8.- М., 1956.- 386 с.
  128. Ю. Русский язык как иностранный: проблемы усвения // Высшее образование в России.- 2007. № 8.- С. 153−155.
  129. А. Формирование лидерских качеств у студентов // Высшее образование в России/- 2007. № 12.- С.99−105.
  130. Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста// Высшее образование в России.- 2007. № 12.- С.110−114.
  131. A.B., Тахохов Б. А. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательном процессе современного вуза.- М., 2008.-346 с.
  132. .М. Психологические основы делового общения.-М., 2004.- 192 с.
  133. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. Пер. с англ.- М., 2004.- 280 с.
  134. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию: пер. с англ. М.: ЭКСМС)-Пресс, 2004.- 354 с.
  135. Е.И. Учитель как объект психологического исследования.-М., 1988.- 256 с.
  136. В.М. Кризис образования и новый опыт преподавания // Высшее образование в России.-2010. № 3.-С.117−123.
  137. В.В. Юридическая психология.- М., 2004.- 346 с.
  138. Н. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных измерений // Высшее образование в России.- 2007. № 6.-С.46−48.
  139. C.JT. Проблемы общей психологии.- М., 2004, — 486 с.
  140. Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального.-М.- Воронеж. 2006. 326 с.
  141. H.A. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России.- 2009. № 8.-С.3−9.
  142. B.C. Высшая школа и болонские преобразования // Высшее образование в России.- 2005. № 6.- С.95−100.
  143. B.C. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России.- 2009. № 4.- С. 18−24.
  144. Ю.В., Фроловская М. Н. Педагогика понимания.- М., 2007.- 340 с.
  145. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.- М.: Прогресс, 2003.- 387 с.
  146. П. (Пороховщиков П.С.). Искусство речи на суде.- М., 1998.-312 с.
  147. А. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России.- 2005. № 5.- С.63−66.
  148. Е. Моделирование в структуре учебной деятельности // Высшее образование в России.-2007. № 9.-С. 134−136.
  149. И.В. Задачи языковой подготовки в современном техническом вузе//Высшее образование в России.- 2009. № 11.-С.151−155.
  150. В. О деонтологической подготовке юристов // Высшее образование в России.-2007. № 5.-С. 131−133.
  151. Л. Основы искусства речи.- М., 2006.- 217 с.
  152. Н. Компетентностный подход: проблемы освоения // Высшее образование в России.- 2007. № 6.-С.42−45.
  153. З.С. Азбука общения.- Самара. 2005.- 216 с.
  154. Справочник психолога консультанта организации /О.Н.Истратова, Т. В. Эксакусто.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 638 с.
  155. В.Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России.-2010. № 2.-С.57−62.
  156. Ю.С. Основы языкознания.- М., 2004.- 312 с.
  157. И.А. Практическая риторика.- Воронеж, 2002.- 224 с.
  158. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузе.- М., 2004.-245 с.
  159. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Педагогика, 2006, — 343 с.
  160. A.A. Компетентностный подход в процессе подготовки юристов // Научно-теоретический журнал. Науные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 6. Пятигорск, 2008.- С.59−65.
  161. A.A., Тахохов Б. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов-юристов // Вестник университета. Государственный университет управления.-М., 2008,№ 4.- С. 102−103.
  162. A.A. Методика формирования профессиональной компетентности студентов-будущих юристов //
  163. Е.Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуникации: Основы теории речевой деятельности.- М&bdquo-1998.- С.255−274.
  164. Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России.- 2010. № 5.-С.22−31.
  165. А., Лалетин В., Столбова И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения//Высшее образование в России.-2007. № 1.-С.128−133.
  166. .М. Проблемы индивидуальных различий.-М., 2001.-486 с.
  167. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация.- М., 2004,314 с.
  168. Толковый словарь русского языка: В 4-х т.Т.1 / Под ред. Д. Н. Ушакова.- М., 1985.
  169. Л. Преподавание риторики в педагогическом вузе // Высшее образование в России.- 2006. № 6.- С.38−42.
  170. Т.Н. Речь человека при общении.-М., 2005.- 118 с.
  171. A.A. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе // Педагогика.-2009.№ 3.- С.80−83.
  172. Федеральная целевая программа «Русский язык» (2006−2010), утверждённая Правительством РФ, № 833 от 29.12.2005 г.
  173. М., Якушкина JL Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России.-2007.№ 10.-С.88−90.
  174. М., Волкова JI. Социальные компетенции и современное . образование//Высшее образование в России.-2007.№ 11.-С. 65−72.
  175. Г. Г. Политическая риторика.- М., 2004.- 326 с.
  176. Д. О речевой компетенции.- М., 1992.- 316 с.
  177. Н., Ермакова Л. Проблемы организации самостоятельной работы//Высшее образование в России.-2007. № 2.-С. 171−174.
  178. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.-СПб., 2005.- 276 с.
  179. Н. Аспекты теории синтаксиса.- М., 1974.- 415 с.
  180. Ш. Личностно-развивающее образование в условиях двуязычия // Высшее образование в России.- 2006. № 10.- С. 157−160.
  181. A.B. Современная дидактика.- СПб.:Питер, 2004.- 324 с.
  182. А.В., Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование в России.-2004. № 3.- С.46−53.
  183. Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России.-2005. № 2.-С. 148−151.
  184. Чжан Лиме. Медицинский диалог с позиции риторики // Высшее образование в России.-2002. № 10.-С.108−110.
  185. И. Обучение русскому языку иностранных военнослужащих // Высшее образование в России.- 2007. № 3.- С. 174 176.
  186. А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация.- Н. Новгород, 2006.- 126 с.
  187. A.M. Проблемы психолингвистики.-М., 1987.- 195 с.
  188. O.B. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика.- 2009. № 10.-С. 16−22.
  189. П1ершнева В. Как оценить междисциплинарные компетентности студента//Высшее образование в России.-2007. № 10.-С.48−50.
  190. Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход//Высшее образование В России.-2010. № 10.-С.38−43.
  191. Е. Формирование коммуникативной компетентности учителя // Высшее образование в России.- 2006. № 11.- С. 147−148.
  192. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999. № 2.- С.35−46.
  193. H.A. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации.-Волгоград, 2003.- 184 с. 206.1Цедровицкий Г. П. Очерки по философии образования.- М.: Эксперимент, 1993.- 425 с.
  194. А. О гуманитарной подготовке студентов // Высшее образование в России,-2007.№ 11.-С. 134−136.
  195. Bader R. Entwicklung Beruflicher Handlings Competent in der Berufsschule.- Dortmund, 1990.- 323 s.
  196. Simon Shaw. Development of Core Skills training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advistry Forum Sub-Croup D., European Training Foundation, Iune 1998.- 341 s.
  197. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspadagogik.- Stuttgart, 1991.- 241 s/
Заполнить форму текущей работой