Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми комплексами экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Глобализация мировой экономики, а также трансформация основных процессов хозяйствования на микрои макроуровне привели к серьезным изменениям в ее отраслевой структуре. Постепенно возникли различные межотраслевые вариации экономических образованийкомплексы, кластерные образования и т. п., которые определяют ориентацию развития современных экономических процессов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Теоретические основы выделения межотраслевых комплексов экономики как объектов управления. х'
    • 1. 2. Нефтегазовый комплекс экономики как межотраслевое кластерное образование
    • 1. 3. Управление межотраслевыми комплексами экономики
  • ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Содержание и структура государственно-частного партнерства как эффективного механизма управления
    • 2. 2. Специфика инструментов государственно-частного партнерства в управлении нефтегазовым комплексом экономики (зарубежный опыт)
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Правовые основы государственно-частного партнерства в управлении нефтегазовым комплексом экономики. И
    • 3. 2. Современный этап развития государственно-частного партнерства в управлении нефтегазовым комплексом экономики
    • 3. 3. Рекомендации по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в управлении нефтегазовым комплеком экономики в России

Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми комплексами экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобализация мировой экономики, а также трансформация основных процессов хозяйствования на микрои макроуровне привели к серьезным изменениям в ее отраслевой структуре. Постепенно возникли различные межотраслевые вариации экономических образованийкомплексы, кластерные образования и т. п., которые определяют ориентацию развития современных экономических процессов в различных странах мира. Для экономики России подобная ориентация определяется сырьевой ее составляющей, а именно — устойчивым развитием нефтегазового комплекса экономики (далее — НГК), который в рамках существующих проблем не может обеспечить необходимого высокого качества экономического роста. Так возникает вопрос об организации эффективного управления межотраслевыми образованиями экономики, в том числе и нефтегазовым комплексом, основанного на наиболее эффективном сочетании интересов государства и предпринимательских структур, а также на возможном целенаправленном поиске инструментов стимулирования инвестиционной активности. В качестве подобного механизма управления выступает государственно-частное партнерство (далее — ГЧП).

Накопленная практика России по созданию и применению устойчивых партнерских отношений между государством и бизнесом в рамках управления межотраслевыми экономическими образованиями свидетельствует о том, что наряду с расширением нормативно-правовой базы ГЧП и накоплением первого значительного опыта практического применения различных инструментов ГЧП, взаимодействие основных участников этих отношений значительно осложнялось отсутствием необходимой теоретической проработки его форм и моделей, наличием различных проблем реализации проектов ГЧП в среднеи долгосрочной перспективе. Этот аспект обуславливает актуальность рассмотрения возможных направлений совершенствования механизма государственно-частного партнерства, способствующих эффективности межотраслевых экономических образований.

В целом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена значимостью государственно-частного партнерства как механизма управления межотраслевыми образованиями, позволяющего не только привлечь частные средства для реализации приоритетных проектов, но и повысить эффективность управления межотраслевыми экономическими образованиями, создать условия для реализации бизнес-проектов, имеющих общегосударственное значение, и стимулировать их инновационную направленность, обеспечить результативное и устойчивое межотраслевое взаимодействие основных хозяйствующих субъектов и т. д. Также актуальность исследования характеризуется целесообразностью учета международного опыта использования механизма ГЧП в управлении межотраслевыми экономическими образованиями, позволяющего развитым странам не только интенсивно развивать соответствующие отрасли экономики, но и обеспечивать стабильное управление ими в рамках интеграции в мировое экономическое сообщество.

Кроме того, несмотря на большое количество имеющихся исследований в области НГК, вопросы комплексного скоординированного управления всеми его элементами, основанного на использовании механизма государственно-частного партнерства, не получили достаточной проработки в научной литературе, что также обуславливает актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Основные теоретические положения выделения межотраслевых экономических образований различных видов, а также вопросы управления ими рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных экономистов: Анчишкина А. И., Тинбергена Я., Яременко Ю. В., Барра Р., Леонтьева В. В., Суворова Н. В., Балашовой Е. Е., Маршалла А., Толенадо И. и Солье Д., Портера М., Энрайта М., Лимера Е., Дахмена Е., Кистанова В., Манюшиса А., Новикова В. и др. Работы данных авторов показали, что анализ структуры экономических образований необходим для более корректного функционирования их отдельных элементов, а, следовательно, для анализа и прогнозирования развития отдельных межотраслевых структур и выработки эффективной государственной экономической политики. Отдельные моменты, связанные с межотраслевыми кластерными образованиями, рассмотрены в трудах ученых, изучающих направления стратегического менеджмента: Ансоффа И., Куинна Дж., Эндрюса К., Чандлера Э., Хамела Г., Прахалада К., Мейселя Л., Линча Р., Кросса К.,.

Коупленда Т., Коллера Т., Мурина Д. и др.

Говоря о нефтегазовом комплексе экономики, который является объектом данного исследования, то непосредственно ему и его подсистемам также было посвящено немало научных работ: исследование подсистем НГК и построение экономико-математических моделей развития запасов, добычи и др. (Абасов М.Т., Бабаев A.A., Балашова Т. В., Каган Я. М., Каменецкий С. Г., Филановский В. Ю., Хачатуров В. Р. и др.) — исследование внутренних взаимосвязей комплекса (Глаголевский М.М., Желтов Ю. П., Эскин В. И. и др.) — исследование внешних взаимосвязей НГК с другими отраслями и комплексами экономики (Андреева Л.А., Романов A.B. и др.). Кроме того, важный вклад в исследование нефтегазового комплекса экономики с позиций его стратегической важности внесли работы Адельмана М. А., Берга М. Д., МакДональда С.Л., Хабберта М. К., Крюкова В. А., Конопляника A.A., Шпильмана A.B., Ахпателова Э. А., Клопова А. Л., Ахметова P.P., Мясниковой Г. П., Алекперова В., Хэнди Ч., Медведева Ю.,.

Виханского О. и др.

Что касается механизма государственно-частного партнерства, то вопросы его применения были рассмотрены в трудах таких отечественных ученых и практиков как Варнавский В. Г., Грицай C.B., Купряшин Г. Л., Дансаранова С. Д., Ефимова Л. И., Кабашкин В. А., Сильвестров С. Н., Ясин Е. Г., Молчанова О. П., Баженов A.B., Королев В. А., Салихов Х. М., Зверев A.A., Еганян A.C., Литовченко С. Е., Ханженкова Н. В., Арменский A.B., Дементьев A.B., Столяров Б. В., Судариков А. Л., Лившин А. Я. и др. Рассматривая подходы к исследованию взаимоотношений государственных и предпринимательских структур, а также зарубежный опыт организации государственно-частного партнерства, можно опираться на труды зарубежных специалистов, таких как Аткинсон Э., Гримси Д., Карлсон Дж.Д., Льюис М., Мэдсен Дж., Пламмер Дж., Райх М., Флетчер К. и др.

Стоит заметить, что, несмотря на столь представительный список авторов, в их работах практически не рассмотрены особенности формирования государственно-частного партнерства в управлении нефтегазовым комплексом экономики, недостаточно изучены проблемы выбора формы партнерства, а также особенности организации проектов ГЧП.

Высокая актуальность и незначительная разработанность проблемы эффективного управления НТК с использованием механизма государственно-частного партнерства обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также определили его цель и задачи.

Объектом исследования являются межотраслевые комплексы экономики (далее — МОК) как особые экономические образования, в частности, нефтегазовый комплекс экономики в совокупности его внешних и внутренних связей.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления межотраслевыми экономическими образованиями на основе сложившегося механизма государственно-частного партнерства в различных его формах.

Целью диссертации является выявление и обоснование ключевых направлений совершенствования экономико-институциональных основ государственно-частного партнерства как эффективного механизма управления межотраслевыми комплексами экономики (на примере НГК).

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. раскрыть экономическую сущность и содержание категории «межотраслевой комплекс экономики» как объекта управления;

2. определить основные предпосылки, которые позволяют рассматривать межотраслевые комплексы экономики как кластерные образования;

3. дать характеристику общим тенденциям формирования кластерных образований в российской экономике и рассмотреть возможные последствия трансформации НТК в нефтегазовое кластерное образование (далееНГКО);

4. выделить основные преимущества использования механизма ГЧП в общей системе управления межотраслевыми экономическими образованиями;

5. на основе изучения международного опыта выявить те возможные формы ГЧП, которые наиболее эффективны в рамках управления нефтегазовым комплексом экономики России;

6. разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми комплексами экономики в рамках реализации концепции развития ГЧП на общегосударственном уровне (на примере нефтегазового комплекса).

Теоретико-методологической и информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по теме диссертации, результаты фундаментальных и прикладных исследований по вопросам управления межотраслевыми образованиями, в частности — НГК, а также законы и нормативные акты РФ и зарубежных стран, регулирующие правовые основы использования механизма ГЧП в управлении.

Кроме того, информационной базой диссертационной работы послужили материалы международных и российских конференций, форумов и семинаров по проблемам государственно-частного партнерства, обзорно-справочные материалы российских и международных источников (Росстат, US Energy Information Administration, Economic Competitiveness Group (ECG) и т. д.), a также отчеты и доклады, опубликованные в изданиях периодической печати и сети Интернет. Немаловажную роль сыграли информационные материалы, предоставленные российскими и международными организациями по вопросам развития государственно-частного партнерства, в том числе — Центром государственно-частного партнерства ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Partnerships UK,.

Экспертного совета по законодательству о ГЧП при Государственной Думе РФ и др.

Методология исследования основана на сочетании системного и кластерного подходов к организации межотраслевых экономических образований, использовании сравнительного анализа и организационного моделирования, а также социологических и статистических методов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении роли современных межотраслевых комплексов в общей структуре рыночной экономики и обосновании рекомендаций по совершенствованию государственно-частного партнерства как эффективного механизма управления выделяемыми межотраслевыми образованиями. Основные научные результаты диссертационного исследования сводятся к следующему:

1. Обоснована необходимость рассмотрения традиционных межотраслевых комплексов экономики с позиций кластерного подхода к управлению, который в рамках данного исследования рассматривается как новый и одновременно дополнительный способ понимания организации экономического развития традиционных комплексов экономики. В результате, уточнено понятие «межотраслевого кластерного образования» как совокупности отраслей экономики, сформированных на более высоком уровне агрегации на основе сложившихся отношений собственности, максимальной географической определенности и взаимосвязанности производств, родства технологий и общности сырьевой базы.

2. Стратегические характеристики нефтегазового комплекса как объекта управления, а также сырьевая ориентация его основных экономических процессов позволили выявить предпосылки для рассмотрения НГК как межотраслевого кластерного образования. К числу подобных предпосылок относится следующее:

— стратегия развития нефтегазового кластерного образования формируется основными участниками на принципах партнерства;

— характер производственно-технологических процессов определяется гибкой специализацией производств, сконцентрированных на принципах территориальной близости, сетевого управления в рамках построения логистической цепи внутри кластерного образования, а также инновационного развития;

— в рамках формирования логистической цепи нефтегазового кластерного образования присутствуют смежные этапы производственного процесса, что позволяет определить, кто является инициатором и конечным исполнителем в рамках образования;

— возникает фокусная ориентация производственных процессов в рамках кластерного образования (как правило, вокруг месторождений нефти и газа);

— помимо размещения основных фондов на производственных площадках, происходит развитие территориальной кооперации производств внутри кластерного образования;

— экономическая эффективность производственной деятельности определяется показателями, характеризующими не только результаты производственной деятельности отдельных компаний, но и показателями, характеризующими деятельность кластерного образования в целом.

В результате, нефтегазовое кластерное образование представляет собой объединение производственных предприятий, составляющих основу нефтегазового комплекса экономики, а также поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, сгруппированных в систему кластеров нефти, газа и соответствующего сервисного обслуживания и переработки, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в производстве и реализации нефтегазовых продуктов и услуг. 3. Обоснована целесообразность создания особой структуры государственного управления, способного обеспечить системное оформление возникших в последние годы «центров компетенций». Подобная управленческая структура позволит не только осуществить текущую оперативную координацию действий органов государственного управления и предпринимательских организаций, но и обеспечит методическое сопровождение проектов, направленное на решение всего спектра проблем государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми кластерными образованиями (юридических, организационных, финансово-экономических, производственных и т. д.).

4. Обобщен мировой опыт использования механизма государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми экономическими образованиями (на примере нефтегазового комплекса экономики), и на этой основе было доказано, что механизм государственно-частного партнерства в форме соглашений о разделе продукции (далее — СРП), концессии и совместных предприятий является наиболее действенным механизмом управления и реализации государственной промышленной политики. Более того, было предложено рассматривать государственно-частное партнерство как элемент, встроенный в структуру механизмов управления, направленных на обеспечение долгосрочного устойчивого и целостного развития существующих межотраслевых экономических образований.

5. На примере НГК показано, что использование государственно-частного партнерства в общей структуре механизмов управления межотраслевыми комплексами, а также кластерными образованиями, способствует формированию кумулятивного эффекта в экономике, который может быть усилен за счет совершенствования механизма ГЧП в рамках использования мировой практики по следующим направлениям: разработка концепции развития государственно-частного партнерства на общегосударственном уровне, включающая его политико-административные, нормативно-правовые, программные, экономические аспектыорганизационно-институциональное закрепление структуры нефтегазовой кластерной системы с учетом использования сложившейся логистической цепи действующего НГКпроведение комплексной оценки и систематизации нормативно-правовой базы управления межотраслевыми образованиями, основанном на использовании механизма ГЧП в различных его формахсоздание единой методологии разработки проектов соглашений ГЧП, учитывающих интересы всех сторон, специфику проектов в различных отраслях и т. д.- создание мотивационной системы включения предпринимательского сектора в разнообразные формы участия в ГЧП, в том числе путем распространения лучшей практики.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании роли и значения механизма государственно-частного партнерства в управлении межотраслевыми комплексами экономики и необходимости его совершенствования. Кроме того, научная значимость исследования заключается в обобщении и систематизации международного опыта использования механизма ГЧП в управлении нефтегазовым комплексом экономики, выявлении наиболее действенных и часто используемых форм ГЧП в управлении НГК, а также обосновании необходимости их применения и адаптации в Российской Федерации.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке государственной политики в области совершенствования государственно-частного партнерства, реформировании существующей системы взаимодействия государства и бизнеса, совершенствовании соответствующих законодательных документов. Кроме того, исследование может быть использовано в учебном процессе в ходе преподавания курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Основы государственного и муниципального управления».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на международной научной конференции «Ломоносов» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010 г.), а также на других научных конференциях и семинарах: международной конференции «Государственно-частное партнерствомеханизм преодоления кризисных явлений и структурных проблем экономики» (Москва, ГУ ВШЭ, 2009 г.) — форуме «Нефть, газ, промышленность России» (Москва, ЦВК «Экспоцентр», 2010 г.) — международном форуме по использованию возобновляемых источников энергии «Energy Fresh» (Москва, 2010 г.).

Выводы и рекомендации, предложенные по результатам проведенной работы, были использованы диссертантом при разработке проекта «Строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ», реализация которого базируется на анализируемом в данной работе механизме ГЧП.

Некоторые результаты исследования были апробированы диссертантом в курсе «Основы государственного и муниципального управления», а также обсуждались на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Публикации по теме исследования. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ, в том числе три в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ, а также тезисы международной научной конференции «Ломоносов — 2010»:

1. Комарова Н. В. Социальная деятельность нефтяных компаний (ее взаимосвязь с концепцией информационной открытости) // Нефть, газ и бизнес. 2009. № 7−8. 0,39 п. л.

2. Комарова Н. В. Использование PR-средств при формировании имиджа социально ответственной нефтяной компании (или «Может быть лучше останемся инкогнито?») // Нефть, газ и бизнес. 2009. № 7−8. 0,57 п. л.

3. Комарова Н. В. Нефтегазовый комплекс — экономическая система или межотраслевое кластерное образование? // Экономические науки. 2011.

5. 0,54 п. л.

4. Комарова Н. В. Перспективы использования механизма государственно-частного партнерства в регионе (на примере Республики Калмыкия) // Материалы докладов 17-й Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. [Электронный ресурс] -М.: МАКС Пресс, 2010. 0,11 п. л.

5. Комарова Н. В. Основные аспекты и формы взаимодействия государства и корпоративного бизнеса в рамках стратегического управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. 0,62 п. л.

6. Комарова Н. В. Преимущества государственно-частного партнерства (на примере инфраструктурного проекта «Аэропорт Пулково») // Экономика, социология и право. 2009. № 8. 0,68 п. л.

Общий объем публикаций — 2,9 п.л.

Структура диссертационного исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 133 источников, иллюстрирована 25 рисунками и 7 таблицами. Кроме того, имеется приложение, содержащее информацию о рейтинге стран по добычи нефти и газа. Общий объем диссертационного исследования составляет 184 страницы. Логика исследования определила следующую структуру работы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе данного исследования обоснована необходимость постепенной трансформации существующих межотраслевых комплексов экономики в межотраслевые кластерные образования (на примере НГК) и внесения изменений в существующую систему управления экономическими процессами, используя механизм государственно-частного партнерства. В ходе проведенного анализа были обоснованы выводы о том, что именно государственно-частного партнерство является логическим продолжением выработанной энергетической политики для Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с поставленными задачами и целью данного диссертационного исследования к основным результатам работы можно отнести следующее:

— Выделены межотраслевые комплексы экономики как специфические объекты управления, а также обоснована необходимость их трансформации в кластерные образования. Применительно к нефтегазовому комплексу экономики целесообразным видится создание нефтегазового кластерного образования, что представляет собой объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, сгруппированных в кластеры нефти, газа и соответствующего сервисного обслуживания и переработки и связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации нефтегазовых продуктов и услуг. Кроме того, в ходе исследования было предложено определение собственно межотраслевой кластерной системы, что позволяет использовать выработанный управленческий подход к другим МОК;

— В исследовании выявлены основные критерии, которые позволяют отличать межотраслевые кластерные системы от других территориально-производственных комплексов экономики. На основе этих критериев собственно и формируются эти кластерные образования: формирование направлений стратегического развития, отношения основных субъектов деятельности, характер производственно-технологических процессов, конкурентный характер отношений, показатели экономической эффективности, используемые механизмы управления. Эти критерии, в свою очередь, способствуют выявлению в ходе работы основных направлений развития управленческих процессов и механизмов, одним из которых стал механизм государственно-частного партнерства;

— Учитывая особенности формируемых межотраслевых кластерных образований (на примере НГКО), в диссертации выделяется особая структура государственного управления, включающая в себя целый комплекс управленческих действий: направления регионального развития, научно-технической политики, промышленной и экономической политики, а также обладающая специализированным объектом, субъектом и механизмами управления, среди которых наиболее эффективным проявил себя механизм государственно-частного партнерства в формах СРП, концессии и совместных предприятий;

— В диссертационном исследовании были рассмотрены основные сдерживающие факторы для дальнейшего развития и совершенствования ГЧП в России, а также проведен целостный анализ современного нефтегазового комплекса экономики, в результате чего было доказано, что механизм ГЧП способствует формированию кумулятивного положительного эффекта собственно в НГК, а также во всех сопряженных с ним сферах. Это дало возможность с использованием мирового опыта оценить возможную эффективность предлагаемой концепции создания, развития и управления межотраслевыми кластерными образованиями в России с использованием механизма ГЧП. На основе данного вывода были составлены общие направления, в рамках которых может быть использована мировая практика применения механизма ГЧП в управлении кластерными образованиями. Эти направления заключаются в следующем: разработка концепции развития государственно-частного партнерства на общегосударственном уровне, включающая его политико-административные, нормативно-правовые, программные, экономические аспектыорганизационно-институциональное закрепление структуры кластерного образования с учетом использования сложившейся логистической цепи действующего НГКпроведение комплексной оценки и систематизации нормативно-правовой базы управления межотраслевыми образованиями, основанном на использовании механизма ГЧП в различных его формахсоздание единой методологии разработки проектов соглашений ГЧП, учитывающих интересы всех сторон, специфику проектов в различных отраслях и т. д.- создание мотивационной системы включения предпринимательского сектора в разнообразные формы участия в ГЧП, в том числе путем распространения лучшей практики.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало, что в рамках общей системы управления межотраслевыми образованиями механизм ГЧП способен не только объединить ресурсы государства, бизнеса и иных сопутсвующих им элементов, но и обеспечить устойчивое развитие экономических процессов вцелом. Также существуют возможные направления развития выбранной автором проблематики, а именно:

— необходимо дальнейшее формирование целостной концепции ГЧП как эффективного механизма управления, вписанного в общую систему государственного управления экономическими процессами, что представляется особенно интересным в связи с пересмотром подходов к управлению в России;

— следует продолжить дальнейшее изучение практики государственно-частного партнерства с целью ее систематизации и оформления накопленного опыта в комплексную базу проектов, направленную на оптимизацию работы специализированных органов управления и «центров компетенций»;

— целесообразным видится обеспечить подготовку специализированных кадров, имеющих определенный потенциал в развитии механизма государственно-частного партнерства и способных участвовать в разработке и реализации различного рода методических процессов и рекомендаций, проектов ГЧП и мониторинге их осуществления и др. Реализация подобных направлений развития исследуемой проблематики будет способствовать популяризации, укрепления осведомленности и продвижению государственно-частного партнерства как эффективного и действенного механизма управления не только среди основных субъектов экономики, но и вцелом на общегосударствненом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части 1, 2, 3 и 4. URL: http:// base.garant.ru/
  2. Закон РСФСР № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. URL: http://consultant.ru/
  3. Закон Санкт-Петербурга № 627-ФЗ «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» от 25.12.2006 г. URL: http://consultant.ru/
  4. Закон Томской области № 244-ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области» от 16.10.2006 г. URL: http://consultant.ru/
  5. Закон Республики Дагестан № 5-ФЗ «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах» от 01.02.2008 г. URL: http://consultant.ru/
  6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 329-ст от 22.11.2007 г. URL: 1Шр://оквэд.рф/
  7. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. URL: http://consultant.ru/
  8. Положение об Инвестиционном Фонде, утв. Постановлением Правительства РФ № 694 от 23.11.2005 г. URL: http://consultant.ru/
  9. Постановление Правительства РФ № 282 от 23.04.2010 г. «О национальной нанотехнологической сети». URL: http://consultant.ru/
  10. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // ООН. Нью-Йорк и Женева, 2008 г.
  11. И.приказ Минпромторга РФ № 965 от 23.10.2009 г. «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышлености Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://consultant.ru/
  12. Приказ Минэкономразвития РФ № 59 от 16.02.2010 г. «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». URL: http://consultant.ru/
  13. Приказ Минэкономразвития России № 372 от 02.11.2007 г. «Об экспертном совете по государственно-частному партнерству при Минэкономразвития России». URL: http://consultant.ru/
  14. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−08 гг.), утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 38-р от 19.01.06 г. URL: http://consultant.ru/
  15. Указ Президента РФ № 1176 от 14.08.1996 г. URL: http://consultant.ru/
  16. Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. URL: http://consultant.ru/
  17. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. URL: http://consultant.ru/
  18. Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. URL: http://consultant.ru/
  19. Федеральный закон № 82 «О банке развития» от 17.05.2007 г. URL: http://consultant.ru/
  20. Федеральный Закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 г. URL: http://consultant.ru/1. Книжные издания
  21. О.Ю. Варианты сотрудничества бизнеса и государства для развития и совершенствования социальной инфраструктуры: перспективы использования механизмов ГЧП М., 2008 г.
  22. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977 г. — 384 с.
  23. Э.Р. Методологический инструментарий для разработки и формир-я кластеров экономики // Акад. Наук Респ. Татарстан, Центр перспектив, экон. исслед. Казань: Центр инновационных технологий, 2010 г.-91 с.
  24. Р. Исследование структуры американской экономики. М.: Госстатиздат, 1958 г. — 217 с.
  25. О.Б., Кричевский И. Е., Щукин Е. П. Прогнозирование и планирование комплекса отраслей химической и нефтехимической промышленности. М.: Химия, 1988 г. — 192 с.
  26. В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/var/
  27. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005 г. — 98 с.
  28. В.И. Народное хозяйство, отрасль, предприятие. Вопросы методологии отраслевой и территориально-производственной структуры народного хозяйства. Киев: Наукова думка, 1968 г. — 278 с.
  29. В.П. Техника и природа (социологические методологические проблемы комплексности материально-технического развития), под ред. И. А. Майзеля Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 г. — 124 с.
  30. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник./Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. М.: КДУ, 2009 г. — 242 с.
  31. Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. -М.: Сканрус, 2001 г. 145 с.
  32. В.А., Левченко A.A., Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации Белгород.: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. — 466 с.
  33. А.П. Административное право России (часть 2) М.: МЮИ МВД России, Изд. «Щит-М», 1998 г. — 280 с.
  34. В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1998 г.-69 с.
  35. В.Г. Народнохозяйственный комплекс зрелого социализма: сущность, эффективность развития. М.: Мысль, 1981 г. — 261 с.
  36. H.A. Управление инвестиционной деятельностью на основе развития институциональных форм государственно-частного партнертсва Орел: Орловский государственный технический университет, 2007 г. -26 с.
  37. В.В. Исследование структуры американской экономики. М.: Госстатиздат, 1958 г. — 231 с.
  38. С.Е. Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве». -М.: Ассоциация менеджеров, 2007 г.
  39. A.B. Инвестиционная политика нефтяных корпораций -региональный и корпоративный аспекты. Екатеринбург.: Эдиториал УРСС, 2003 г. — 272 с.
  40. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978 г. — 340 с. 43.0рчаков O.A. Теория организации: Уч.пособие. Издание второе. М.: МИЭМП, 2007 г. — 156 с.
  41. С.А. Межрайонный и внутрирайонный анализ размещения производительных сил. -М.: Наука, 1971 г. 192 с.
  42. , М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 г. -300 с.
  43. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь, 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999 г. — 495с.
  44. В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. М.: Мысль, 1972 г. — 192 с.
  45. H.A. Экономика предприятия. М.: Юристъ. 1998 г. URL: http://bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya/index.htm .
  46. Е.А. Партнерство государства и бизнеса в интересах инновационного развития в странах ОЭСР М.: РИСИ, 2007 г.
  47. Р. Нефть. Кто диктует правила миру, сидящему на сырьевой игле/пер. с англ. А.Калинина. М.: Коммерсантъ: Эксмо, 2011 г. — 240с.
  48. С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. — М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2002 г. 213 с.
  49. А.И., Кузнецов В. Ряд соображений по ГЧП и наследию (к проблеме разработки региональных целевых программ). -М.: 2006 г.
  50. .Л., Тихомиров A.A. Организация управления комплексными программами. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 г.
  51. В.А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере. М., 2008 г. — 26 с.
  52. В.Р. Математические методы регионального программирования. М.: Наука, 1989 г. — 304 с.
  53. B.C. Административное право. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.-512 с.
  54. О.И. Межотраслевые территориальные системы (проблемы методологии и теории). Львов: 1975 г.
  55. А.А. Управление производством региона. М: Совет, Россия, 1979 г.-224 с.
  56. Н.И. Промышленные комплексы. М.- Экономика, 1969 г. — 289 с.
  57. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики: избранные труды в трех книгах. М.: Наука, 1997−1999 гг.
  58. Enright М. The geographical scope of competitive advantage / Edited by E. Driven, J. Groenewegen and S. van Hoof. Utrecht, 1993.
  59. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. 2003. -URL: http://www.cluster-research.org.
  60. Tinbergen Y. Structure d' economie. Revue d' ecomomie politique, 1952. 2841. P
  61. Rosenau P. Public-Private policy partnerships // Cambridge, MA: MIT press. 2000.
  62. Savas E.S. Privatization and public-private partnerships // New York: Chartman House. 2000.1. Периодические издания
  63. В.А., Каменецкий С. Г. Оптимальное перспективное планирование добычи нефти с учетом подготовки запасов // Нефтяное хозяйство. Москва, 1980 г. № 6 — С. 62−64.
  64. М.А. Некоторые направления повышения эффективности высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000 г. № 5. URL: http://www.cfin.rU/press/management/2000−5/01 .shtml.
  65. М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006 г. № 7. С. 56−63.
  66. С.М. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002 г. № 1. С. 19−24.
  67. Журнал «Нефтегазовая вертикаль», 2010 г. № 4. URL: http://ngv.ru/
  68. Ю., Кравчук Б. Развитие Российского нефтегазового сервиса -одна из основ сохранения энергетической безопасности России // Специализированный журнал «Бурение и нефть». -2009. № 1. URL: http ://burneft .ru/authors/1 /
  69. Инструменты частно-государственного партнерства «нового поколения» // Эксперт, № 48(542). М.: декабрь, 2006 г. — URL: http://www.expert.ru/
  70. Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства (продолжение). URL: http://promcluster.ru/index.php/publications-cls/63-clsineco3.
  71. A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. URL: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/al5.html.
  72. Е. Институционализация горной ренты в нефтегазовом секторе России // Вопросы экономики. 2005 г. № 2. URL: http://www.vopreco.ru/rus/archive.files/n22005.html.
  73. А.И., Бочков С. О. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007 г. № 1−2.
  74. И.В. Метод Маркса и проблемы создания теории воспроизводства общественного капитала // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. М., 1996 г. URL: http://www.econ.msu.ru/cd/459/
  75. P.C. Нефтяные компании Запада в Персидском заливе: информационный обзор. URL: http://www.orientstudies.ru/
  76. H.A., Лаптев В. В. О государственной политике России в сфере нефтегазового сервиса. // Геология нефти и газа. 2007 г. № 2. URL: http://www.geoinform.ru/?an=gng/
  77. В.Н. Общая теория систем JL фон Берталанфи: некоторые итоги полувекового развития // Субъект, познание, деятельность. М., 2002 г. — С. 23−82.
  78. Ю. Тема недели: ГЧП совместить системы координат // Эксперт Волга. — 2008 г. № 45 (132).
  79. С.Н. Государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере энергетики. URL: http://www.koism.rags.ru/
  80. Спор об СРП / под ред. А. А. Арбатова и А. А. Конопляника, сост. М. А. Белова. М., Олита, 2003 г. URL: http://www.konoplyanik.ru/
  81. Н.В., Балашова Е. Е. Межотраслевой анализ взаимосвязи структурных изменений, эффективности внешнеэкономических связей и масштабов инвестиционной деятельности в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. М., 2002 г. № 5.
  82. П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России // Проблемы теории и практики управления. 2000 г. № 3. — С. 80−92.
  83. Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003 г. № 5.
  84. JI. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004 г. № 2.
  85. Ю. Ирак ключевое звено «энергетического солнечного сплетения» мира // Международная жизнь (International affairs). — М.: 2010 г.
  86. Экспертная газета «Промышленные ведомости», октябрь 2000 г. № 8(9). URL: http://www.promved.ru/oktyab2000.shtml.
  87. М. (ed.). A Practical Guide to РРР in Europe // Working, City & Financial Publishing. 2006.
  88. Corner D. The United Kingdom Private Finance Initiative: The Challenge of Allocating Risk // OECD Journal on Budgeting. 2006. 5 (3).
  89. Enright M. Why clusters are the way to win the game // World link. 2001. № 5.
  90. Grimsey D., Lewis M.K. Are Public Private Partnerships Value for Money? Evaluating Alternative Approaches and Comparing Academic and Practitioner Views // Accounting Forum. 29(4). 2005.
  91. Hodge G. Risks in Public-Private Partnerships: shifting, sharing or shirking? // Asia pacific journal of Public administration 26(2): 157 179. 2006.
  92. Konoplyanik A. USSR Oil Concessions Policy Alternatives: The Lessons from USSR History and Modern Western Practice. «Energy Exploration & Exploitation», Vol. 9, 1991, № 1 & № 2, Special Issue — «Commercial Prospects for Soviet Energy».
  93. Marshall A. Principles of Economics // Library of economics and liberty. URL: http://www.econlib.org/library/Marshall/marP.html.
  94. Toledano J. A propos des filieres industrielles. // Revue d’Economie Industrielle. V. 6. 1978. № 4.
  95. Материалы конференций, форумов и научных семинаров
  96. Государственные инвестиции в рыночной экономике: пределы и возможности // Материалы круглого стола Института международных экономических и политических исследований РАН. М.: Эпикон, 2006 г.
  97. Материал, опубликованный на сайте Союза поддержки и развития отечественных сервисных компаний нефтегазового комплекса. URL: http://www.n-g-s.ru/.
  98. Материалы конференции «Нефтегазовый сервис в России» («Нефтегазсервис-2006»).
  99. Материалы международной конференции на тему «Обмен знаниями и наращивание потенциала в области поощрения успешного партнерствамежду государственным и частным секторами в регионе ЕЭК ООН» -Израиль: Тель-Авив, июнь 2007 г.
  100. П. Основные субъекты ГЧП. Роль ГЧП-центров в развитии механизмов государственно-частного партнерства // Материалы презентации. М., 2009 г. URL: http://www.pppcenter.ru/.
  101. Годовой статистический бюллетень ОПЕК, выпуск 2010/2011. URL: http://www.opec.org/
  102. Данные US Energy Information Administration. URL: http://www.eia.doe.gov/emeu/international/reserves.html/
  103. Данные Совета по науке правительства ФРГ, 2007 г. URL: http://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/DE/Startseite/startseitenode.html/
  104. Информационно-аналитический портал «Нефть России». URL: http://www.oilru.com/
  105. Образовательный ресурс «Эмпирик». URL: http://empiric.by/
  106. Российская коммуникационная система «Государство и Бизнес». URL: http://www.state-business.ru/node/420.
  107. Сайт Банка Развития и внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.veb.ru/
  108. Сайт всероссийской академии внешней торговли. URL: http://www.vavt.ru/works/work/8624CCF04/
  109. Сайт департамента общественной информации Правительства Великобритании. URL: http://www.opsi.gov.uk/
  110. Сайт доктора экономических наук A.A. Конопляника. URL: http://www.konoplyanik.ru/
  111. Сайт журнала The Economist. URL: http://www.economist.com/node/5 327 661 ?storyid=5 327 661 &nonatran= 1 /
  112. Сайт института развития промышленной и экономической политики. URL: http://www.ir-pep.ru/analytics/innov/detail/?itemid=218/
  113. Сайт Китайской национальной нефтегазовой корпорации. URL: http://www.cnpc.com.cn/en/
  114. Сайт Министерства высшего образования и научных исследований Франции. URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/
  115. Сайт нефтяной компании ExxonMobil. URL: http://www.exxonmobil.com/
  116. Сайт нефтяной компании Shell. URL: http://www.shell.com/
  117. Сайт организации ОПЕК. URL: http://www.opec.org/opecweb/en/datagraphs/330.htm/
  118. Сайт организации ECG. URL: http://www.ecgroup.com/index.htm/
  119. Сайт подкомитета ТПП РФ по развитию субконтракции и кластерных технологий. URL: http://promcluster.ru/
  120. Сайт Правительства РФ. URL: Ы1р://правительство.рф/
  121. Сайт Президента РФ. URL: 1Шр://президент.рф/
  122. Сайт УГНТУ «Салават». URL: http://salavatugntu.hl2.ru/oil.php/
  123. Сайт Федерального Правительства Германии. URL: http://www.bundesregierung.de/
  124. Сайт финансового университета при Правительстве РФ. URL: esteix%20J.pdf/
  125. Сайт «Экономические системы». URL: http://phi.msk.ru/
  126. Сайт Strategic Management. URL: http://www.1000ventures.com/businessguide/mgmtstategiccabyporter.htm 1/
  127. Экономико-правовая библиотека VuzLib. URL: http://www.vuzlib.net/
Заполнить форму текущей работой