Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научное обоснование эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта (на примере Московской железной дороги)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, несмотря на планомерную работу по улучшению условий труда, в настоящее время всё ещё остаётся значимым число железнодорожников работающих во вредных и опасных условиях труда. Среди основных профессий, работники которых подвергаются воздействию производственных вредностей, в первую очередь, следует отметить работников локомотивного хозяйства (помощники машинистов и машинисты локомотивов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Литературный обзор. Ю
    • 1. 1. Современные особенности условий труда на железнодорожном транспорте России
    • 1. 2. Особенности профилактического медицинского освидетельствования железнодорожников
    • 1. 3. Современные подходы к оценке эффективности профилактических медицинских мероприятий
  • 2. Материал и методы исследования
  • 3. Современное состояние условий труда на Московской железной дороге
    • 3. 1. Характеристика условий труда по результатам санитарно-гигиенического контроля
    • 3. 2. Показатели аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 4. Динамика показателей заболеваемости работников Московской железной дороги
    • 4. 1. Показатели заболеваемости по данным ПМО
    • 4. 2. Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности
    • 4. 3. Показатели профессиональной заболеваемости
    • 4. 4. Показатели первичного выхода на инвалидность
  • 5. Критерии и методы оценки эффективности ПМО
    • 5. 1. Определение экономической эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта
      • 5. 1. 1. Расчет ущерба от производственно-зависимой и профессиональной заболеваемости работников железнодорожного транспорта
      • 5. 1. 2. Оценка снижения уровня производственно-зависимой и профессиональной заболеваемости в результате проведения ПМО (определение прогнозных и расчётных коэффициентов заболеваемости)
      • 5. 1. 3. Расчет экономической эффективности ПМО работников железнодорожного транспорта на основе показателей предотвращенного экономического ущерба
    • 5. 2. Расчет экономической эффективности предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров работников ФГУП «Московская железная дорога» за 2002 год
      • 5. 2. 1. Определение затрат на лечение производственно-зависимых заболеваний работников предприятия
      • 5. 2. 2. Определение ущерба от производственно-зависимой и профессиональной заболеваемости работников предприятия
      • 5. 2. 3. Расчет экономического эффекта предварительных и периодических медицинских осмотров на Московской железной дороге

Научное обоснование эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта (на примере Московской железной дороги) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Железнодорожный транспорт является одной из ведущих отраслей народного хозяйства России.

Однако, несмотря на планомерную работу по улучшению условий труда, в настоящее время всё ещё остаётся значимым число железнодорожников работающих во вредных и опасных условиях труда. Среди основных профессий, работники которых подвергаются воздействию производственных вредностей, в первую очередь, следует отметить работников локомотивного хозяйства (помощники машинистов и машинисты локомотивов), путевого хозяйства (монтёры пути, обходчики), вагонного хозяйства (слесари по ремонту подвижного состава, эпикировщики и др.) и т. д. [7, 8, 9, 12, 13, 39, 59].

Материальные затраты отрасли на компенсации за вредные условия труда и утрату здоровья не уменьшаются и составляют около 4-х миллиардов рублей [И].

Всё это обусловливает актуальность дальнейшей оптимизации условий труда и повышения эффективности медицинских профилактических мероприятий.

В настоящее время в условиях реформирования отрасли всё более актуальными являются вопросы экономических показателей различных аспектов деятельности железнодорожного транспорта, в том числе — медицинских [1,2, 12].

Медицинская служба на железнодорожном транспорте призвана оказывать лечебно-профилактическую помощь работникам железнодорожного транспорта, транспортного строительства, а также членам их семей, включая детей, являясь при этом неотъемлемой частью государственного здравоохранения.

Вместе с тем, медицинское обеспечение железнодорожников, непосредственно занятых в различных железнодорожных профессиях, имеет свои особенности, связанные со специфическими задачами отрасли: обеспечением безопасности движения поездов, оптимизацией перевозочного процесса, охраной и укреплением здоровья тружеников отрасли [ 6,19,72,218 ].

Основным звеном в обеспечении этих задач в технологической системе «Человек-технические средства — среда», является человек, от профессиональной пригодности которого и зависит устойчивая деятельность отрасли.

Состояние здоровья человека, с рассматриваемых позиций, включает в себя не только состояние соматического, но и физиологического, психического здоровья, а также состояние профессионально значимых функций. Одним из основных клинических аспектов этой проблемы являются вопросы медицинского освидетельствования, медицинский отбор в профессии и текущее медицинское освидетельствование — предварительные, при поступлении на работу, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Медицинское освидетельствование проводится с применением регламентированных требований для всех групп железнодорожных профессий, в рамках отраслевых и соответствующих республиканских нормативно-методических документов [ 117, 118, 131, 132, 134].

На железнодорожном транспорте проводится постоянная, планомерная работа, направленная на совершенствование организационно-методических основ медицинского освидетельствования лиц железнодорожных профессий.

По инициативе, под руководством и с непосредственным участием сотрудников Департамента здравоохранения МПС России была проведена комплексная работа с участием ведущих специалистов железнодорожной медицины (Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены МПС России, кафедры железнодорожной гигиены ММА им. И. М. Сеченова, кафедры железнодорожной медицины РАПС МПС России, главных специалистов ДЗ МПС России), итогом которой явилось создание пакета современных нормативно-методических документов по медицинскому освидетельствованию работников железнодорожного транспорта, осуществляемого в рамках обязательных медицинских осмотров, разработанных в соответствии с действующими нормативно-правовыми нормами [ 131, 132, 133, 138, 139, 140 ].

Сегодня на железнодорожном транспорте России трудится около 1,5 млн. человек, при этом примерно V3 часть из них работают в условиях труда не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам. При этом, общее число работников железнодорожного транспорта, подлежащих ПМО, составляет около 1 млн. человек.

По данным ЦОМО ДЗ МПС врачебно-экспертным комиссиям в 2001 г. освидетельствовано 95% из указанного числа работников железнодорожного транспорта [ 195 ].

Несмотря на то, что по сравнению с 2000 г. отмечается уменьшение числа осмотренных железнодорожников более чем на 70 тыс. человек, нагрузка, осуществляемая ЛПУ отрасли при выполнении ПМО, значительна, что и определяет актуальность данного диссертационного исследования.

В условиях реформирования отрасли сегодня важно определить реальную потребность, стоимость, «слабые» места, основные направления совершенствования и рациональной организации ПМО, направленных на оптимальные медико-социальную и экономическую эффективность профилактической медицинской работы на железнодорожном транспорте.

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ явилось определение гигиенических и экономических аспектов повышения эффективности ПМО работников железнодорожного транспорта, подвергающихся воздействию производственных вредностей.

Работа выполнена на примере промышленных объектов, поднадзорных ЦГСЭН Московской железной дороги (далее на Московской ж.д.).

Для достижения цели выполнены конкретные задачи:

1. Анализ показателей гигиенической аттестации и результатов санитарно-гигиенического контроля состояния на рабочих местах Московской ж.д. для определения гигиенических критериев оптимизации ПМО.

2. Анализ динамики показателей заболеваемости работников Московской железной дороги.

2.1. По показателям ПМО.

2.2. По показателям заболеваемости с ВУТ.

2.3. По показателям профессиональной заболеваемости.

2.4. По показателям первичного выхода на инвалидность.

3. Разработка методических приёмов оценки эффективности ПМО железнодорожников, работающих в условиях воздействия профессиональных вредностей (на примере профессий, обусловливающих наибольшее число профессиональных заболеваний).

4. Апробация методики оценки эффективности ПМО железнодорожников, обеспечивающих движение поездов (на примере работников локомотивных бригад).

5. Разработка методических рекомендаций по критериям и методическим приёмам оценки эффективности профилактического медицинского освидетельствования на железнодорожном транспорте.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

На основании динамики показателей состояния условий труда работников Московской ж.д. определены основные профессиональные группы производственно-профессионального риска железнодорожников: машинисты и помощники машинистов локомотивов, машинисты путевых машин, монтеры пути, кузнецы, столяры, маляры.

Впервые дано научное обоснование основных критериев эффективности ПМО на железнодорожном транспорте основными из которых являются медико-социальные показатели, определяющие сохранение профессиональной пригодности работников железнодорожного транспорта.

Установлены высокие уровни заболеваемости с ВУТ, показатели производственно зависимой патологии сердечно-сосудистой системы, наиболее выраженные среди работников I профессиональной категории.

Показано, что профессиональной заболеваемостью среди работников промышленных объектов поднадзорных ЦГСЭН Московской ж.д. обусловлено 65% всей профзаболеваемости отрасли.

Основными формами профессиональной заболеваемости являются нейро-сенсорная тугоухость, вибрационная болезнь и «пылевые» заболевания органов дыхания.

Доказано, что профессиональные заболевания у работников Московской ж.д. развиваются в наиболее трудоспособном возрасте, при стаже работы 10−14 лет и обусловливают 70−90% профессиональной непригодности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ определяется разработкой нормативно-методических рекомендаций по совершенствованию ПМО железнодорожников и приемов по оценке экономической эффективности медицинских мер по профилактике производственно зависимых, в том числе — профессиональных нарушений здоровья работников железнодорожного транспорта, которые рекомендуются для практических целей при планировании, организации и проведении профилактического медицинского освидетельствования работников железнодорожного транспорта.

На основе апробации разработанной методики выполнены конкретные расчёты по экономической эффективности периодических медицинских осмотров работающих на Московской ж.д., что позволило разработать конкретные рекомендации совершенствования работы по учёту и анализу показателей нарушения состояния здоровья. Предложенные методы оценки эффективности ПМО могут быть использованы на всей сети железных дорог России.

ФОРМА ВНЕДРЕНИЯ:

1. Методика оценки экономической эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта (утв. Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту 17 мая 2004 г.).

2. Методика определения эффективности профилактических предварительных и периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта с помощью метода квалиметрических оценок (утв. Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту 17 мая 2004 г.).

Материалы диссертации использованы при составлении:

— Приказа начальника дороги № 162/Н от 10.07.2001 г. «О неблагоприятных условиях труда локомотивных бригад;

— Проекта инструкции «О порядке проведения мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ» от 13.12.2001 г.;

— Программы снижения заболеваемости на 2003;2005г.г. от 08.10.2002 г.;

— РД «Специальный подвижной состав. Нормы и требования безопасности» от 18.03.2003 г.;

— Указания «Об использовании в работе и для руководства Постановления Правительства РФ от 10.03.99 г. № 263 „Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте“» от 15.04.1999 г.;

— Указания по анализу положения дел с охраной труда в медучреждениях и разработке Программы по улучшению условий и охраны труда на период 2001;2005г.г." от 04.09.2000 г. и других.

— Материалы диссертации используются при чтении лекций на кафедре железнодорожной гигиены МПФ ППО им. И. М. Сеченова.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Материалы и основные положения работы представлены и обсуждены: г.

— На Международном Совете ДЗ МПС. Орёл, 09.07.2002 г.;

— На Технико-экономических Советах Московской ж.д.: 20.02.2001 г.- 14.06.2001 г.- 01.11.2001 г.- 06.03.2002 г.- 06.06.2002 г.- 02.09.2002 г.- 27.01.2003 г.- 09.04.2003 г.- 01.09.2003 г.- 05.12.2003 г.

Апробация работы проведена 17 мая 2004 г. на совместном Межкафедральном и Межотделенческом заседании кафедры железнодорожной гигиены МПФ ППО ММА им И. М. Сеченова, кафедры АСУ МГУ стали и сплавов МО РФ и отделения клинических исследований и профпатологии ФГУП Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены МПС РФ.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

выводы.

1. Установлено, что состояние 17% рабочих мест на промышленных объектах поднадзорных ЦГСЭН Московской железной дороги характеризуется неудовлетворительными условиями труда по шуму, вибрации, запылённости, напряжённости, что является показателями производственно-профессионального риска. Профессиональными группами высокого производственно-профессионального риска являются машинисты и помощники машинистов локомотивов, машинисты путевых машин, монтёры пути, кузнецы, столяры, маляры.

2. Показано, что среди работников дороги, подвергающихся воздействию производственных вредностей, в первую очередь среди работников I профессиональной категории, отмечаются высокие уровни заболеваемости ЗВУТ, показателей производственно-зависимой заболеваемости сердечно-сосудистой системы.

3. Показатели профессиональной заболеваемости работников Московской ж.д. составляют около 65% всей профессиональной заболеваемости сети железных дорог России, в основном за счёт профессиональной заболеваемости АО «Желдормаш». В структуре профессиональных заболеваний преобладают заболевания от воздействия физических факторов: заболевания органов дыхания «пылевой» этиологии, нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь.

4. Выявлено, что среди работников специфических профессий железнодорожного транспорта наиболее часто профессиональные заболевания развиваются у машинистов локомотивов и машинистов железнодорожных машиннейросенсорная тугоухость. У представителей сквозных профессий (слесари, обрубщики, стерженщики, кузнецы, земледелы) чаще диагностируются профессиональные заболевания органов дыхания «пылевой» этиологии, вибрационная болезнь, нейросенсорная тугоухость.

5. Доказано, что профессиональные заболевания развиваются у трудоспособного контингента работающих на Московской ж.д. 10−15 лет и обусловливают потерю профессиональной пригодности от 70% до 90%, что определяет социальную значимость проблемы.

6. Профилактические медицинские осмотры определяют существенную часть эффективности всей медицинской профилактической работы на железнодорожном транспорте. Основным критерием эффективности ПМО является медицинская составляющая, т. е. снижение числа невыходов на работу, обусловленных состоянием здоровья.

7. Разработанная и апробированная методика оценки эффективности ПМО базируется на определении разницы между предотвращенным за счёт ПМО экономическим ущербом от производственно зависимой патологии и затратами на проведение осмотров и может быть использована на всей сети железных дорог.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В условиях реформирования отрасли железнодорожного транспорта и полномасшабного внедрения рыночной экономики необходимо использовать методологию оценки эффективности любого мероприятия, в том числе ПМО.

2. Для оптимальной оценки эффективности ПМО необходимо тщательное и полномасштабное заполнение статистических учётно-отчётных форм по показателям заболеваемости с учётом возрастно-стажевых показателей.

3. Необходимо совершенствование существующей и разработка новых статистических форм учёта показателей состояния здоровья работников отрасли по профессиямпо производственным факторамсоздание банка данных по лечению и оздоровлению контингента в ЛПУ, в том числе в санаторно-курортных условиях с учётом наличия профессиональных вредностей и стажа работыконкретных данных по специальности, по затратам на обучение взамен выбывших по болезни или инвалидности специалистов.

4. Разработанная методика оценки эффективности ПМО может быть использована для разработки адресных направлений совершенствования любых мероприятий медицинской профилактики по сохранению здоровья работающих в условиях производственно-профессиональных вредностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Квалиметрия в исследованиях по профотбору и профориентации. / Методы и технические средства психологической диагностики. -Орел,-1988. -С. 13−22.
  2. А.С., Кузьмина Н. Б., Шуленко Ю. В. Методы анализа экономической эффективности лечебно-профилактических организаций. // Экономика здравоохранения. 38 — 1999 — № 5,6 — С.49−54.
  3. Анализ профессиональной заболеваемости за 1988−2002 г. г. и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта. / Информационный бюллетень. МПС РФ, ЦГСЭН МПС РФ. — Москва. — 2003. — 36с.
  4. Анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта за 2002 г. / МПС РФ №Р-2323 — Москва. -2003.-57с.
  5. О.Ю. Основные цели реформирования системы здравоохранения МПС России. // Железнодорожная медицина -2002. № 4. — С.4−21
  6. И.Ф., Школьников Б. И., Дорфман А. А. Проблемы улучшения условий труда на подвижном составе и путевой технике. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 15−18.
  7. Г. А., Ползик Е. В., Тюков Ю. А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности Л11У. // Экономика здравоохранения. — 2000 — № 7 — С.39−44.
  8. М.Ф. Медико-социальная эффективность предрейсовой медицинской экспертизы на железнодорожном транспорте. / Автореферат дисс. док. мед. наук Москва. — 2003. — 30с.
  9. М.Ф. Организационно-методическое обеспечение устойчивого финансирования железнодорожного здравоохранения. // Экономика здравоохранения. -2000.-№ 2.-С.9−12.
  10. М.Ф. Пути организационно-методического обеспечения устойчивого финансирования железнодорожного здравоохранения в период реформирования. // Экономика здравоохранения. -2002.-№ 4−5.
  11. М.Ф., Цфасман А. З. Медицинское обеспечение безопасность движения поездов. М., — 2001. — 250с.
  12. Ю.А. О методологических основах реформирования и оценки эффективности системы здравоохранения. // Здравоохранение РФ. 1998. -№ 6-С.16−18
  13. А.И. О задачах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001—2005 гг..г. и на период до 2010 г. // Экономика здравоохранения. 2001, № 4−5, — С.5−9.
  14. JI.A. Экономика ЛПУ: Экономическая эффективность и бизнес-планирование. Сер. «Библиотека экономиста учреждения здравоохранения». — М. — 2 001 183с.
  15. Г. М. Линденбраттен А.Л. К оценке эффективности деятельности ЛПУ в новых экономических условиях. // Сиб. мед. журнал -1998. — 13 -№ 2 С.46−50.
  16. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. // Руководство Р 2.2. 755−99. -МЗ России. Москва. — 1999 г. — 190с.
  17. С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств. // Экономика здравоохранения -2001.№ 9 С. 19−22.
  18. А.В. Основные положения методики комплексной экономической оценки повышения качества продукции. М. -«Стандарты" — 1967. — 180с.
  19. В.О., Ластовецкий А. Г. К вопросу об экономической эффективности «Автоматической системы учета медицинских услуг». // Экономика здравоохранения. 1999. — № 4 — С.21−22.
  20. Н.В., Копировский К. М., Кузина Л. Г. Разработка и внедрение в практику санитарных правил, направленных на улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта. // Гигиена и санитария. — 2000. № 2. — С.53−55.
  21. Э.И. Методические особенности оценки риска в медицине труда. // В кн. «Медицина труда. Введение в специальность под ред. Н.Ф. Изме-рова, А. А. Каспарова М. — «Медицина» — 2002. — С. 127−152.
  22. Э.И., Чесалин П. В., Широков А. Ю. Труд, здоровье и переносимость риска. // В кн. «Профессиональный риск». Справочник. — М. — «Союзиздат» 2001. — С.56−63.
  23. Достижения и перспективы исследований в области железнодорожной медицины обеспечения безопасности движения. Капцов В. А., Суворов С. В., Панкова В. Б. и др. // Гигиена и санитария. 1999. — № 5. — С.25−29.
  24. Ю.П. Вопросы медицинской деонтологии в профессиональной патологии. // В руководстве «Профессиональные заболевания» под ред. Н. Ф. Измерова в 2-х томах. — Москва. Медицина. — 1996 г. — Том 1. — С.48−52.
  25. .Б. Проблемы аттестации рабочих мест по условиям труда на железнодорожном транспорте. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.74−76.
  26. .Б., Кудрин В. А., Овечкина Ж. В. Влияние характера труда на состояние здоровья маневровых диспетчеров железнодорожного транспорта. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.20−22.
  27. A.M. Анализ экономической эффективности «Автоматической системы учета оказанных медицинских услуг по программе ОМС в медицинских учреждениях г. Москвы». // Экономика здравоохранения. — 1998. 2 -С.18−21.
  28. Железнодорожная медицина. Кардиология. Цфасман А. З., -М. 1998. -288с.
  29. Н.А. Анализ деятельности системы здравоохранения МПС России по обязательным медицинским осмотрам железнодорожников за 2000г. // «Железнодорожная медицина» 2001. — № 2 — СЗ-9.
  30. Здоровье железнодорожников, транспортных строителей, членов их семей и деятельность учреждений здравоохранения железнодорожного транспорта за 1997−2000г.г. (статистические материалы) МПС РФ — М., 2001. -220с.
  31. Н.Ф., Каспаров А. А. Медицина труда. Введение в специальность. Москва. — Ммедицина» — 2002. — 391с.
  32. Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад. Утв. МПС РФ №В-788-у от 01.05.98. Зарег. МЮ 23.06.98 № 1541. Введ. в действ. 06.07.98. М. -МПС-1998. — 213с.
  33. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) // Экономика здравоохранения. 2001. -1 Утв. МЗ 10.11.99.И РАМН 10.11.99.
  34. Ю.Н., Кирпичников А. Б., Викторов B.C. Труд, здоровье и вопросы пенсионного обеспечения работников локомотивных бригад. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.35−36.
  35. Ю.Н., Кирпичников А. Б., Викторов B.C., Тощевиков А. А., Ко-синский Ю.А. Проблемы льготного пенсионирования работников локомотивных бригад. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С.22−24.
  36. В.А. Теоретические и практические достижения гигиены на железнодорожном транспорте в 1925—1995 гг..г.: Актовая речь по случаю 70-летия ВНИИЖГ 19 октября 1995 г. М., ВНИИЖГ- 1995. — 20с.
  37. В.А., Суворов С. В., Панкова В. Б. Первичная профилактика профессиональных заболеваний и компенсация за ущерб здоровью работающих во вредных условиях труда. // Гигиена и санитария. — 1998. № 15. — С. 12−15.
  38. В.А., Панкова В. Б. Снижение риска развития профзаболеваний железнодорожников: стратегия будущего. // Медицина труда и промышленная экология. 1998. — № 4.
  39. В.А., Суворов С. В. Вклад гигиенической науки в решение современных социально-экономических задач железнодорожного транспорта. // Экономика здравоохранения. 1998. № 8−9 — С. 15−16.
  40. В.А., Суворов С. В., Панкова В. Б. Первичная профилактика заболеваний и компенсация за ущерб здоровью работающих во вредных условиях. // Гигиена и санитария, 1998 № 5 — С. 12−15.
  41. В.А., Суворов С. В., Панкова В. Б. Достижения и перспективы исследований в области железнодорожной медицины по обеспечению безопасности движения. // Гигиена и санитария 1999 — № 5.- С.37−40.
  42. В.А., Суворов С. В. Современное состояние и перспективы развития железнодорожной гигиены. //Медицина труда и промышленная экология. -1999.-№ 12 -С.1−4.
  43. В.А., Кривуля С. Д., Панкова В. Б. Современные проблемы профессиональной патологии на железнодорожном транспорте. // Тезисы докладов 1-го Всероссийского съезда профпатологов. Тольятти — 2000 — С. 44.
  44. В.А., Троицкая А. Ю., Панкова В. Б. Новые организационно-методические подходы к профилактическим медицинским осмотрам на железнодорожном транспорте. // Гигиена и санитария 2000 — № 2 -С.66−70
  45. В.А., Ратнер Е. М., Шахнарович В. М. Медицинская реабилитация персонала локомотивных бригад как система мероприятий по предупреждению развития патологических состояний. // Гигиена и санитария. — 2000.- № 5. С.30−34.
  46. В.А., Суворов С. В. Современные теоретические и методологические вопросы железнодорожной гигиены. // Гигиена и санитария. — 2000. -№ 5. -С.3−5.
  47. В.А. Железнодорожная гигиена в XXI веке. // Гигиена и санитария- 2000, — № 2 С.6−9.
  48. В.А., Кутовой B.C., Кучеренко В. З., Ведеменко Л. Ф. Руководство по применению методов квалиметрии в профилактической медицине. — М., 2001. -160с.
  49. В.А., Панкова В. Б., Кутовой B.C. Основные факторы профессионального риска у работников железнодорожного транспорта. //Гигиена и санитария -2001 .-№ 1 СЗ 8−43.
  50. В.А., Панкова В. Б., Кутовой B.C. Основные факторы профессионального риска у работников железнодорожного транспорта. // Гигиена и санитария. 2001.- № 1С.42−46.
  51. В.А., Мезенцев А. П., Панкова В. Б. Производственно-профессиональный риск железнодорожников. // Москва ООО фирма Ре-инфор. 2002. — С.350.
  52. В.А., Панкова В. Б., Коротич Л. П. Профилактика производственно зависимых заболеваний на железнодорожном транспорте. // Материалы 1-го Всеросс. Конгресса «Профессия и здоровье», Москва 19−21 ноября 2002 г. «Златоград» — Москва -2002. — С527−528.
  53. В.А., Панкова В. Б. Система управления безопасностью труда на железнодорожном транспорте. // Материалы международной конференции «Социальная ответственность работодателя за здоровье работника», Москва, 25−26 июня 2003 г. С.42−43.
  54. Квалиметрическая оценка качества медицинской помощи. // Гарина М. Г., Мостипака Л. К., Оборнев Л. Е. и др. Квалиметрия человека и образования. — ч. 1. — М. — 1992. — С.72−75.
  55. Квалиметрические подходы к оценке качества медицинской помощи. // Мостипака Л. К., Оборнев Л. Е., Дорохова Е. Т. и др. Квалиметрия человека и образования. — Методол. и практ. IV Симп. — п.3−4,1995 С. 122−123.
  56. Клинические основы железнодорожной медицины. Часть 1. Цфасман А. З., Журавлева Г. Н., -М. 1990 г. -184с.
  57. С.В. Условия труда телефонистов, работающих на видеотерминальных устройствах и ПЭВМ. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.98−100.
  58. Ю.М. Некоторые аспекты развития системы здравоохранения в 90-е годы. // Сб. научных трудов «Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ Москва -2001. — ч. 1. — С.44−50.
  59. К.М., Делекторский Н. В. Гигиенические аспекты условий труда основных профессий пассажирского хозяйства. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.25−27.
  60. Н.А. Оценка экономической эффективности в здравоохранении. М. ЦИУВ, — 1979, -54с.
  61. В.О. Аттестация рабочих мест. // В кн. «Профессиональный риск». Справочник. М. — «Социздат» — 2001. — С.56−63.
  62. В.А., Орлов А. И. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад. // Железнодорожная медицина. М., 1990 — т.1 — С.31−32.
  63. В.А. Проблемы качества и эффективности службы здравоохранения. // Сб. докладов XIII научн.конф. мед служб ж.д. стран-членов ОСЖД. -София, 1992-С.66−67.
  64. В.А. Врачебная экспертиза профессиональной пригодности на железнодорожном транспорте. // Актуальные проблемы медицины транспорта: Тезисы докл. Укр. межвед. н.-пр. конф. 22−23 сент. 1993. — Одесса. — 1993.-ч.1.-178с.
  65. В.А., Прохоров А. А. Медико-социальные проблемы охраны здоровья работников локомотивных бригад. // Гигиена и санитария. 2000. -№ 5. — С.22−25.
  66. В.А., Прохоров А. А. Охрана здоровья работников локомотивных бригад и обеспечение безопасности движения поездов на железных дорогах. Руководство М., 2000 — 1 Юс.
  67. В.А. Состояние здоровья работников локомотивных бригад. // Сб. научных трудов «Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ Москва-2001.-ч. 1. — С.344−351.
  68. В.А. Система медико-социальных мероприятий по охране здоровья водителей локомотивов. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.239−243.
  69. В.А. Предрейсовые медицинские осмотры как фактор безаварийной работы железнодорожного транспорта. // Труды III научно-практической конф. «Безопасность движения поездов» МПС РФ, Москва 28−29 марта 2002 г. М. — 2002. — С. Ill-11.
  70. М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., — 1994. — 300с.
  71. Н.Б., Олухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. // Экономика здравоохранения. -2001. -№ 1.-С.23−27.
  72. Н.Б., Олухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения. // Экономика здравоохранения. -2001. -№ 1.-С.23−27.
  73. Э.Н., Введенская И. И. Экономика здравоохранения: поиск резервов. Н-Новгород. 1998.-№ 5 — С.55−60.
  74. Э.Н. К вопросу методики расчетов экономической эффективности лечебно-профилактической помощи. // Проблемы городского здравоохранения: Сб.тр. С-Пб. — 2000. — Вып.5. — С194−196.
  75. B.C. Состояние здоровья железнодорожников, работающих с магнитопорошковыми дефектоскопами. // Гигиена и санитария. — 2000. -№ 2. С.34−36.
  76. B.C. Методические основы оценки и снижения производственно-профессионального риска железнодорожников. Автореф. дисс. докт. мед. наук. — Москва. — 2001. — 49с.
  77. В.З., Шамшурина Н. Г. Основы ценообразования в здравоохранении. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С.64−66.
  78. А.Г. Научное обоснование оптимизации условий труда транспортных тоннелестроителей. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М. -2001−24с.
  79. А.Л. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений (методич. материалы) //НИИ соц. гиг., экон. и управл. здравоохр. им. Семашко М.1996 — 69с.
  80. .И., Дубинский Р. А. К вопросу об эффективности профилактических мер в охране здоровья населения (экономические аспекты) / Материалы 49 региональной конференции по профилактической фармакологии и подготовке кадров Пятигорск. — 1994 — С. 147−148
  81. Л.Л. К вопросу о методических принципах расчетов стоимости медицинских услуг. // Экономика здравоохранения. 2001. — № 1 -С.30−32.
  82. ИЗ. Макаренко К. И. Методика оценки экономической эффективности труда медицинского персонала в диагностическом центре. // Совр. д-ка в практике здраво-охранения (реалии, проблемы, перспективы): Тезисы докл. -Самара, 1995.
  83. Н.И. Экономические проблемы здравоохранения. М.- 1990, — 160с.
  84. Медико-профилактические проблемы вождения локомотивов машинистом без помощника. Капцов В. А., Суворов С. В., Панкова В. Б. и др. // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С.22−25.
  85. Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте. Москва. 1989−1992 -Вып.11. — 130с.- 1989-Вып. 12. — 120с.
  86. Медицинское освидетельствование железнодорожников. //Методические рекомендации. ММА им. И. М. Сеченова, — МПФ ППО, каф. железнодор. гигиены. — Москва — 1997.
  87. Методические материалы по переводу учреждений здравоохранения на экономические методы управления в условиях перехода отрасли на принципы медицинского страхования. М., — 1991. — (в 5-ти томах).
  88. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности лечебно-профилактической помощи. Минздрав СССР. Головтеев В. В. и др. Москва. -1984 г. -34 с.
  89. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности у рабочих и служащих. -М. 1986 г. -9 с.
  90. Методические рекомендации по совершенствованию предварительных и периодических медицинских освидетельствований железнодорожников, работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда. // ЦУВС МПС РФ № 11−22 — М., — 1996.- 65с.
  91. Методы немедикаментозной профилактики снижения работоспособности и ухудшения здоровья железнодорожников. Юрьев А. С., Капцов В. А., Викторов B.C., Каменский Ю. Н., Кирпичников А. Б., Тощевиков А. А. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С.36−38.
  92. Моделирование техногенного воздействия на здоровье и продолжительность жизни человека для систем поддержки принятия решений. Муратова С. Ю. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.-М. 1999 г.-132 с.
  93. Н.Н. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда. // В кн. «Профессиональный риск». Справочник. М. — «Соц-издат» — 2001. — С.40−47.
  94. Л.К., Оборнев Л. Е., Дорохова Е. Т., Шишкарь О. В. Квалимет-рические подходы к оценке качества медицинской помощи. // Квалим. чел. и образ. Методол. и практ. IV Симп. п.3−4, 1995 — С. 122−123
  95. О внесении изменений и дополнений в Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов. Приказ МПС РФ от 29.12.2001 г. № 54
  96. О перечне медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов. Приказ МПС России от 05 ноября 1999 г. № 15 ЦЗ, утвержденный Министерством здравоохранения РФ 29 октября 1999 г.-Москва. 1999.
  97. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии. Приказ МЗ МП РФ от 14.03.1996 г. № 90 Москва. — 1996.
  98. О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Приказ МЗ РФ от 10.12.1996 г. № 405 Москва. — 1996
  99. О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации. Приказ МЗ РФ от 28.05.2001 г. № 176-Москва-2001.
  100. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. // Закон Российской Федерации № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.
  101. Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте. Приказ МПС России от 29.03.1999 г. № 6Ц Москва. — 1999.
  102. Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний. // Постановление Правительства Российской Федерации № 967 от 15.12.2000 г.
  103. Г. Г. Проблемы охраны здоровья и окружающей среды в экономической доктрине России. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.6−12.
  104. Организация системы медицинской профессиональной реабилитации работников локомотивных бригад. Викторов B.C., Каменский Ю. Н., Кирпичников А. Б., Шахнарович В. М., Юрьев А. С. // Гигиена и санитария. -2000. № 2. — С.32−33.
  105. Оценка качества и эффективности медицинской помощи (Методические материалы) / Рос. АМН НИИ соц. гигиены, экономики и упр. здравоохранения им. Н. А. Семашко. -М., 1995. -С.51.
  106. В.Б. Профессиональная заболеваемость железнодорожников. / Актовая речь по случаю 74-летия ВНИИЖГ МПС России. М. — 1999. -30с.
  107. В.Б. Профессиональная заболеваемость железнодорожников (некоторые проблемы, решения и перспективы). //Актовая речь по случаю 74-летия ВНИИЖГ МПС РФ. Москва — 1999. — 30с.
  108. В.Б., Соснова Т. Д., Кудряшова Ж. М. Совершенствование медицинских критериев профессионального отбора для работы машинистом без помощника. // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С.25−28.
  109. В.Б., Капцов В. А. Критерии профессионального риска железнодорожников. // Труды 2-й научно-практической конф. «Безопасность движения поездов» МПС РФ Москва 28−29 сентября 2000 г. — III, — С. 10−11.
  110. В.Б., Иванов В. К. Снижение производственно-профессионального риска железнодорожников. // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. -Москва 2000. -Том 2. — С.677−680
  111. В.Б., Каменева Е. А. Медицинская профилактика и лечение заболеваний, развивающихся от воздействия производственных вибраций. // Агрокурорт 2003. — № 5 — С.43−51.
  112. Г. А., Попов А. Г. К оценке социального и экономического ущерба в связи с заболеваемостью. // Советское здравоохранение 1981. -№ 8. — С.11−15.
  113. Проблемы гигиенического обеспечения пассажирских перевозок. Сергеев Е. П., Недомерков Ю. Н., Штеренгарц Р. Я., Ноаров Ю. А. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С.46−48.
  114. Профессиональный риск. // Справочник под ред. Е. Ф. Измерова, Э. И. Денисова, библиотека журнала «Социальная защита». Москва. — Социздат -2001.-267с.
  115. А.А., Кучеренко В. З., Кудрин В. А. Социально-гигиенические аспекты предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад. // Советское здравоохранение 1979.-№ 6. — С.19−21.
  116. А.А., Кучеренко В. З., Кудрин В. А. Экономическая оценка и прогнозирование социальной эффективности профессионального отбора локомотивных бригад. ВНИИЖГ. Отчет по НИР № 20. М. — 1979 — 101с.
  117. Г., Жаворонок JI. Социально-гигиенические показатели профессионального риска. // В кн. «Профессиональный риск» Москва — Социздат — 2001. -С.249−260.
  118. Г. К. Состояние здоровья работающих Российской Федерации. // В кн. «Медицина труда. Введение в специальность» под ред. Н. Ф. Измерова, А. А. Каспарова. Москва — «Медицина» — 2002. — С.90−126.
  119. Расчёт потерь отрасли на компенсации за вредные условия труда и утрату здоровья работников. // Отчёт по НИОКР № 13.3.12. ФГУП ВНИИЖГ (руководитель В.Б. Панкова) Москва — 2003 г. — 92с.
  120. М.П. Совершенствование санэпидслужбы на железнодорожном транспорте. // Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. Сб.н.тр. ВНИИЖГ. М. — 1994. — Вып.65. — С.10−14.
  121. Руководство по железнодорожной медицине. / Под редакцией В.М. Сиби-лёва, Ю. Н. Коршунова, А. З. Цфасмана, в 3-х томах. Москва. — 1990. -Том 1.-С.41−67.
  122. Руководство по применению методов квалиметрии в профилактической медицине. / Капцов В. А., Кутовой B.C., Кучеренко В. З. и др. Москва. -2001.-160с.
  123. Санитарно-гигиеническая экспертиза современных электропоездов пригородного сообщения. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.79−80.
  124. Т.П. Гигиеническая оценка условий труда при деповском ремонте грузовых вагонов. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.27−30.
  125. Д. П. К вопросу об экономической эффективности мероприятий по заболеваемости с ВУТ. // Человек и его здоровье. Курск, 2000. — Выпуск 3.-С. 268−269.
  126. О.Н., Прохоров А. А. Совершенствование работы железнодорожной медицины. // Железнодорожный транспорт. 1990. — № 8 — С.44−49.
  127. О.Н., Прохоров А. А. Здравоохранение на железнодорожном транспорте. // Железнодорожный транспорт. 1990. — № 2 — С.42−53.
  128. О. Н. Проблемы охраны труда машинистов локомотивов. // Железнодорожный транспорт. 1996. — № 12 — С. 44−49.
  129. О. Н. Некоторые организационные и экономические вопросы железнодорожного здравоохранения. // Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины: М., 1999. — № 3. — С. 4−7.
  130. Состояние профессионально значимых зрительных функций у персонала локомотивных бригад, работающих в зонах радиоактивного заражения. Соснова Т. Л., Кудряшова Ж. М., Баранова Е. Л., Бухарева Е. А. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С.50−53.
  131. Д. Измерение ценности для принятия решений в здравоохранении (статистическое измерение качественных характеристик) М. — «Статистика» — 1972 — 125с.
  132. Т. С. Трофимова Е.В. Условия труда на современных шпало-пропиточных заводах. // Сб. научно-практических работ «Медицина труда. Гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте» ФГУП ВНИИЖГ МПС РФ, Москва. — 2001. — С.93−97.
  133. В.В. Радиационно-гигиенические аспекты безопасности труда железнодорожников и транспортных строителей. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Москва. — 2002. — 26с.
  134. Уровень здоровья железнодорожников, транспортных строителей, членов их семей и деятельность учреждений здравоохранения железнодорожного транспорта (статистические материалы). // МПС РФ. Департамент здравоохранения. 1995−2002г.г.
  135. С., Томсон Г. Что такое затратная эффективность? // Клиническая фармакология и терапия. 1998. — 8. — № 1. -С. 51−53.
  136. В. JI. Охрана здоровья железнодорожников.-//Результаты санитарно-гигиенических исследований на Северо-Кавказской железной дороге-Р/Д, 1995, — 138 с.
  137. А. 3. Принципы медицинского отбора железнодорожников. //Железнодорожная медицина. М.- 1990. — т. 1. — С. 39−41.
  138. А. 3., Журавлева Г. Н. Медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов. //Железнодорожная медицина. М.- 1990.- т. 1- С. 41−66.
  139. А. 3. Медицинское освидетельствование железнодорожников, связанных с движением поездов. //Актуальные вопросы клинической железнодорожной медицины. М.- 2000 — № 5 — С. 83-89.
  140. В. В. Применение экономических оценок как метод управления качеством стационарного лечения работников водного транспорта и его экономическая эффективность. // Экономика здравоохранения. 1999.-41.-№ 11−12. — С. 36−39.
  141. Экономическая эффективность издержек для улучшения результатов в области здравоохранения. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -1997.- № 3 С. 64−66.
  142. Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья. -Москва.- 1984.
  143. A.M., Троицкая А. Ю. О медицинском отборе машинистов локомотивов для работы «в одно лицо». // Железнодорожная медицина. 2002, -№ 3.-C.3−8.
  144. Г. Г., Новичкова Н. И., Соболевская О. В. Элементарный статистический анализ данных медико-гигиенического исследования для построения комплексных показателей. // Методические рекомендации. — М.-1990−30 с.
  145. Banc D. Asterielle Hyhertonic, Antihypertensiva und Fahrtauglichkeit // Verkehrsmedizin, Berlin, 1996.№ 3, s.87−99.
  146. Beirne M. Managing to Empower? A healthy review of resources and constrains. // Eur. Manaq. J. -1999.17. № 2. P.218−225
  147. Bigger J.T. Patients with malignant or potentially malignant ventricular arrhythmias: opportunities and limitations of drug therapy in prevention of sudden death. J Am Coil Cardiol, 1985,41, p. 12B — 26B.
  148. Cavalleri A., Gobba F., Sarti R, Di Rico R., Luberto P., Prestinoni A. Esposi-tione professionale hearing a rumore e danno uditivo: stima della frequenza di ipoacusie tra i lavoratori dell1 Emilia Romagna//Med. Lav.- 1987.- 78.- № 4.-P.311−321.
  149. Criteria for recommended standard occupational exposure to noise. Revised criteria 1998. DHHS (NIOSH) Publ. No. 98- 126, Washington, DS: US Government Printing Office, 1998.- 105pp.
  150. Eilric P. Artzneimitte labusus und verkehrsmedizinische Tauglichkeit aus in-ternistscher Socht. // Verkehrsmedizin, Berlin, — 1997, № 8 — s. l 15−129
  151. Guide to Quality Assurance. The Joint Commission on Accreditation of Healthcare Organisations/ Chicago.
  152. Health and safety organizing: О CAW’S worker-to- worker health and safety training program. Slatin Graig. New Sjbut 2001.11 .№ 4 P.349−374
  153. Johnson D.L. Field studies: Industrial exposures // J. Acoust Soc.Amer. 1990.-N.1.-P.170−174.
  154. Leigh J.P., Miller T.R. Job related diseases and occupations within a large workers compensation data set // Amer. J. industr. Med.- 1998.-v.33?N3,-P. 188−211.
  155. Murray С. Y. L- Kreuser J., Whang W. Анализ эффективности затрат и выбор политики инвестирования в системы здравоохранения. // Бюлл. ВОЗ. -1994. 72.-№ 4.-Р. 107−117.
  156. National occupational research agenda.-21 priorities fir the 21th century. -DHHS (NIOSH) Publ. N98−141.-1998.-25pp.
  157. Prince M., Stayner L., Smith R., Gilbert S. A re- examination of risk estimates from the NIOSH Occupational Noise and Hearing Survey (ONHS) // J. Acoust Soc. Amer.-1997.-v. 101 .-N8.-P.950−963.
  158. Reum P. J., Engeln D. Tauglich Reitseinschrankungen im Verkehrswesen — eine epidemiologische Analyse von Ausnahmegenesemigungen. // Verkehrsmedizin, — Berlin, 1995. -№ 22. — P. 115−129.
  159. Ridel R., Reum P., Diimaun I. Epydemiologische unterscuchung fiir arbiitamo-glichkeit fuf Verkehrswesen // Verkehrsmedizin, Berlin, 1992, № 19 —
  160. Ruff Brian. OMERACT: economic evabuations and health policy. // J. Rheumatol -2001. 28.№ 3, P.666−669
  161. Sacerdote C.B., Cerrato G., Maffei L. A computerized method of preventing the auditory effects of occupational noise exposure // Audiol. Acust.- 1988.-v.27.-N3.- P.62−70.
  162. Shmueli Ami. Экономическая эффективность издержек для улучшения результатов в области здравоохранения. // Всемирный форум здравоохранения. 1995. 16. -№ 3.- Р. 65−70.
  163. Thiery L. Risques d’atteinte auditive par exposition a des bruits parliellement impulsionnes // J.Phys.(Fr.) — 1990.-5l.-Collog.C2 Pt.2.-P. 155−158.
  164. Tunstall-Pedoe H. Cardiovascular risk and risk factors in the context of aircrew certification. European Heart Journal, 1992,13, Suppl. H., p. 16−20.
  165. Verkehrs medicine 90 Bansi D. Asterielle Hypertonic, Antihypertensiva and Fahrtauglichkeit. // Verkehrsmedicin, Berlin, 1996.- № 3. -P. 87−99.
  166. Williams Bob. Comment: Is Syell Report 2000's sustain-abll development focus an anomaly of sign of the future? // Oil and Gas J. 2000. 98. № 46.s.53−73.1. P.74−77.
Заполнить форму текущей работой