Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX — XX вв.: Источники и методы изучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя не отметить и другой аспект проблемы. Непонимание между активными участниками этого процесса во многом определяется полным или частичным незнанием истории вопроса. Именно в связи с этим суть происходящих на современном этапе межэтнических конфликтов и развитие процессов дезинтеграции и обособления этнических групп на конфессиональной почве остается во многом закрытой. Этноконфессиональное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДИКА ИСЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 1. 1. Историография проблемы
    • 1. 2. Источники, характер, информационная емкость, приемы первичной обработки
    • 1. 3. Методика исследования
      • 1. 3. 1. Методы реконструкции социально-демографической структуры религиозных объединений
      • 1. 3. 2. Основные принципы и этапы выборочного исследования
      • 1. 3. 3. Методика изучения процессов межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНЕ ВО 2-й пол. XIX — НАЧАЛЕ XX вв
  • ВНУТРЕННЯЯ СТРУК- 56 ТУРА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
    • 2. 1. Этноконфессиональная структура и проблемы взаимодействия по выборочным полигонам Мариинского уезда Томской губернии во 2 пол. XIX — нач. XX
    • 2. 2. Этноконфессиональная ситуация в регионе в 20−60 гг. XX в. Структура общин и система расселения
      • 2. 2. 1. Общая ситуация
      • 2. 2. 2. Система расселения, территориальных связей и внутренняя структура общин
    • 2. 3. Половозрастная структура, система управления и миссионерская деятельность религиозных общин
      • 2. 3. 1. Демографическая структура
      • 2. 3. 2. Система управления религиозных общин в 20−60-е гг
      • 2. 3. 3. Миссионерская деятельность общин в 20−60-е гг
  • ГЛАВА 3. ПРОЦЕССЫ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
    • 3. 1. Взаимоотношение общин с органами власти: факторы воздействия и последствия
    • 3. 2. Этноконфессиональное взаимодействие в 20−60 — е гг
    • 3. 3. Движение баптистов — «инициативников», как показатель трансформации системы этноконфессионального взаимодействия
    • 3. 4. Современное состояние религиозных объединений. Взаимоотношения с государством и РПЦ и проблемы межконфессионального взаимодействия

Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX — XX вв.: Источники и методы изучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование истории этноконфессионального взаимодействия на уровне отдельных регионов России приобрело особую актуальность и практическую значимость в связи с теми проблемами, с которыми столкнулись органы исполнительной власти со сменой религиозного законодательства и изменением конфессиональной обстановки. Россия в настоящее время стала восприниматься со стороны зарубежных конфессий как благодатное поле для проведения миссионерской работы, которая получает активную финансовую поддержку со стороны десятков международных фондов. В результате, как по России, так и по Сибири, увеличивается количество конфессий, происходит рост числа верующих. В связи с миграционным оттоком части населения (немцы, евреи, украинцы) на «историческую родину» региональная конфессиональная структура также претерпевает изменения. Во многом •)то определяет и изменение системы взаимоотношений между действующими конфессиями, которая во многом остается латентной (скрытой) для органов исполнительной власти на местах. В этих условиях возникают проблемы определения курса региональной политики с учетом динамично меняющейся обстановки.

Во многом проблема осложняется и несовершенством действующего законодательства. Только за 90-е гг. прошедшего столетия было принято два Закона о свободе вероисповедания (1990, 1997 гг.). Закон, принятый в 1997 г. серьезно ограничивая в правовом отношении ряд конфессий, отдавал приоритет русской православной церкви (РПЦ). Ее руководство восприняло этот закон как своеобразную, хотя и незначительную победу над «сектантством», правовую основу для регуляции взаимоотношений между самой РПЦ, региональной властью и как действующими, так и появляющимися конфессиями. В рамках этого закона было принято несколько попыток провести через органы региональной исполнительной власти ряд нормативных актов, ограничивающих деятельность «сектантов», которые в целом остались безуспешными, оказывая при этом негативное воздействие на взаимоотношения как между руководством конфессиями, так и верующими.

Нельзя не отметить и другой аспект проблемы. Непонимание между активными участниками этого процесса во многом определяется полным или частичным незнанием истории вопроса. Именно в связи с этим суть происходящих на современном этапе межэтнических конфликтов и развитие процессов дезинтеграции и обособления этнических групп на конфессиональной почве остается во многом закрытой. Этноконфессиональное взаимодействие, как в отечественной, так и в региональной историографии никогда не рассматривалось как историками, так и этнологами в качестве отдельного объекта исследования. Практически отсутствуют работы, монографического плана, в рамках которых изучение процессов этнокон-фессионального взаимодействия, а так же детерминирующих их факторов ставилось в качестве специальной задачи. Традиционно, как в дореволюционной, так и в советской историографии историки, изучая деятельность религиозных конфессий не учитывали ее этнической составляющей. Сибирские этнографы только отчасти заполнили этот пробел, предложив в качестве предмета исследования конфессиональную составляющую духовной культуры отдельных этносов или этнических групп (немцев, евреев и др.)1. Однако при этом, за пределами внимания оставалась система межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Конфессиональная политика никогда не рассматривалась и в качестве составляющей региональной национальной политики. Круг диссертационных исследований, тематических конференций по проблематике, за исключением инициирован.

1 Соколовский C.B. Брачная структура алтайских меннонитов // Полевые исследования Института этнографии 1983. М., 1987. С. 66−71- Он же. Меннониты Алтая: Устойчивость этноконфессиональной группы в условиях перманентной миграции // Этносоциальные проблемы сельских миграций. М., 1990. С. 125−139- Смирнова Т. Е. Немцы Сибири: этнические процессы, Омск, 2002; Она же. Немцы Сибири: этнические процессы и этнокультурное взаимодействие, Новосибирск: издательство ИаиЭТ СО РАН, 2003; Савранина Т. В. Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины. Дисс. канд. ист. наук. Омск, 1996 и др. ных РПЦ или посвященных истории старообрядчества, исключительно узок. Можно констатировать что проблема в историографии фактически не разработана.

Во многом эта ситуация определяется и узостью источниковой базы, слабой проработанностью методического инструментария. Только в начале 90-х гг. XX века в связи с частичным рассекречиванием архивов КПСС и КГБ в научный оборот были введены источники преимущественно описательного характера по положению верующих в СССР, взаимоотношениям религиозных объединений с государственными органами. К этому кругу относятся отчеты уполномоченных Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР, служебные и докладные записки Управления КГБ по Кемеровской области, сводные отчеты по численному составу конфессиональных групп и объединений. На этой основе появился л ряд обобщающих работ, однако, уровень проработанности проблематики и выводы во многом определялись изменением государственного курса и отношением власти к конфессиям. Первичные материалы (списки членов религиозных общин, готовящихся к крещению, руководящих «двадцаток», исполнительных органов, религиозных комиссий) использовались эпизодически и только в качестве иллюстративного материала.

В связи со слабой проработанностью поднимаемых проблем в историографии в качестве объекта исследования была определена этноконфессиональная ситуация в Сибири в динамике изменения. Предметом исследования — являются процессы этноконфессионального взаимодействия на территории Кемеровской области и отношение к конфессиям органов исполнительной власти и Русской православной церкви.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX в. — начало XXI вв. Выбор нижней грани определяется завершением этапа формирования эт.

2 Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943;1969 гг.) Дисс. канд. ист. наук. Кемерово, 1996; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность, С-Пб, 1997; Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40−60-е годы XX века, Томск, 2003 и др. нокофессиональной структуры после миграционной волны 60−90-хх гг. XX в., просуществовавшей неизменной в этническом и конфессиональном отношении вплоть до середины 20-х гг. XX в. Выбор верхней хронологической грани исследования обусловлен материалами полевых исследований (1999;2003 гг.).

Территориальные рамки исследования во многом определяются границами современной Кемеровской области (образована в 1943 г.) Территориально в конце XIXнач. XX в. она входило в состав Томской губернии, в период 19 251 930 гг. — Сибирского края, 1930;1937 гг. — Западно-Сибирского края и 1937;1942 гг. — в состав Новосибирской области .

В связи с необходимость введения в исторический оборот нового корпуса источников (массовых статических материалов, результатов социологического исследования, полевых материалов) основной целью исследования явился отбор и формирование комплекса методик, позволяющих провести анализ этноконфес-сионального взаимодействия, выявить детерминирующие факторы, оказывающие на него воздействие на региональном уровне на разных исторических этапах.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1.

Введение

в научный оборот нового корпуса источников, позволяющих описать детерминанты этноконфессионального взаимодействия, проведение анализа их информационной емкости и репрезентативности.

2. Систематизация методик, прошедших апробацию в исторической науке при обработке массовых источников.

3. Апробация методик на конкретном материале. Отбор параметров анализа. Реконструкция на этой основе демографической, социальной, образовательной, этнической структур религиозных общин, структуры занятости ее членов. Анализ системы расселения верующих. Оценка характера взаимодействия этноконфес.

J Усков И. Ю. Административно-территориальное деление Кузбасса 1920;2000 гг. Кемерово, 2000. С. 4. сиональных (т.е. замкнутых в этническом отношении) и конфессиональных (по-лиэтничных) общин.

4. Определение общих тенденций изменения курса политики государства и его воздействия на этноконфессиональную обстановку.

Методологической основой исследования являются принципы системного подхода. Он реализуется в анализе этноконфессиональной обстановки в качестве динамично меняющейся системы взаимоотношений между конфессиями под воздействием государственной политики и текущих демографических процессов. Эт-ноконфессиональная структура региона в данном контексте рассматривается и через анализ территориальных и функциональных связей между руководством религиозными объединениями. Принцип иерархической соподчиненности анализируемых подсистем (религиозных общин) реализуется и на уровне анализа системы собственно межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в рамках религиозных общин.

Методики исследования определяются как характером использованных массовых источников так и решаемыми задачами. При реконструкции демографической, социальной, образовательной, этнической структур религиозных общин, структуры занятости ее членов, использовались методы описательной статистики и демографии. При оценке характера взаимодействия этноконфес-сиональных и конфессиональных (полиэтничных) общин в динамике изменения применялся историко-сравнителъный метод. В некоторых случаях, при оценке тенденций развитии отдельных религиозных объединений и изменения курса государственной политики по отношению к ним — сравнительно-генетический метод. Узость источниковой базы предопределила и активное использование выборочного метода. Комплекс методик был разработан и апробирован в соответствии с планом научных работ группы этносоциального мониторинга лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Института угля и углехи-мии СО РАН (ЛЭЭГ ИУУ СО РАН-КемГУ), проводимых по заданию Департамента национальной политики и общественных отношений Администрации Кемеровской области.

Новизна исследования определяется авторской концепцией на причинно-следственные связи ее изменения во времени и предложенными индикаторами (демографическими, социально-экономическими) изменения этноконфессиональ-ной обстановки в обследованном регионе, а так же введением в научный оборот корпуса массовых статистических источников, ранее не использовавшихся исследователями.

Апробация результатов. Методика исследования прошла в 2003 г. экспертную оценку фонда им. Генриха Бёлля (Берлина), Международного историко-просветительского, правозащитного общества «Мемориал» (Москва) и Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург). Отдельные положения и предварительные выводы диссертации были изложены автором на международных (Новосибирск, 1998, 1999, 2000, 2001, 2003; Улан-Удэ, 2001; Кемерово, 2003), всероссийских (Кемерово, 2003), региональных (Новосибирск, 2000, 2001; Барнаул, 2001) научных конференциях, а так же Летней Школе стипендиатов фонда им. Г. Бёлля, проходившей в Москве в июле 2004 г. По теме диссертации автором опубликованы 18 работ, включая одну книгу.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, табличного и графического приложения, списков информаторов, использованной литературы и источников. Структура работы определена поставленной целью. В первой главе дана историография проблемы, описание и оценка репрезентативности использованных источников, описание методик их обработки. Во второй, -проведена апробация методик на конкретном материале, реконструирована внутренняя структура религиозных общин, действующих на территории Кемеровской области. В третьей — рассмотрены процессы этноконфессионального взаимодействия и их трансформация под воздействием государственной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Слабая изученность проблематики определялась тем, что она оставалась долгое время за пределами внимания исследовательских коллективов. Религиозные объединения в большей степени оставались объектом интереса силовых структур (КГБ, МВД), что во многом определило характер отложившихся в архивах источников и стоящими в настоящее время проблемами сбора информации в среде общин. Находясь перед постоянной угрозой перехода на нелегальное положение многие конфессиональные общины и группы не были заинтересованы в том, чтобы их деятельность была открытой для государства. В связи с этим большинство из отложившихся источников относятся к истории деятельности зарегистрированных организаций и далеко не в полной мере отражают реально происходящие события. Так как нелегальные общины составляли подавляющее большинство (до 90%) существующая ис-точниковая база создает достаточно ограниченные возможности для получения полной картины. Имеющиеся в историографии работы базировались, главным образом, на единичных фактах, взятых из описательных источников, и получаемая в результате исследований картина не всегда адекватно отражала реально существующую ситуацию.

В этих условиях отработка методик обработки массовых статистических источников, ранее не вводимых в научный оборот, приобретает особую значимость, поскольку создает реальную возможность заполнения имеющихся исторических лакун. Полученные результаты показывают, что исключительно высокой информационной емкостью обладают первичные источники (метрические книги, списки верующих), отражающие половозрастной, этнический и социальный состав общин, позволяющие проводить реконструкции систем расселения и выявить индикаторы, характеризующие степень воздействия государственной политики на религиозные объединения. Характер привлекаемых источников предопределяет использование методов, позволяющих получать от источника максимальную информационную отдачу.

Нами был проведен отбор методик, позволивших при обработке массовых статистических источников решить поставленные в процессе исследования задачи. К их числу относятся: методы, позволяющие провести расчет основных демографических показателей (рождаемости, смертности, естественного прироста, фертильности, иждивенцев), статистические методы исследования, включающие параметры описательной статистики (средняя арифметическая, мода, медиана) и расчет корреляционных показателей и другие.

Апробация методик на конкретном материале показала, что многие процессы оставались долгое время за пределами внимание лиц, и организаций по роду своих занятий занимающихся анализом конфессиональных процессов в регионе. В силу того, что исследование охватывает достаточно большой хронологический период, результаты позволили выйти с рабочей гипотезой о цикличности изменений как в составе, так и в структуре общин. Этим изменениям были подвержены почти все из исследованных нами общины. Детерминирующим фактором в большинстве случаев выступала политика государства. Наиболее подверженными изменению оказались численный, тендерный (половозрастной состав), система межобщинных связей. Наиболее устойчивыми во всех наблюдаемых случаях оставались этноконфессиональные общины, а не полиэтничные. Во многом, это определялось тем, что состав их восполнялся преимущественно за счет воспроизводства и мигрантов, относящихся к данной этнической группе. Немаловажным фактором являлось и их низкая миссионерская активность, привлекающая, как правило, внимание представителей силовых структур. К числу выявленных нами процессов следует отнести тенденции изменения характера этноконфессионального взаимодействия. В дореволюционный период все рассмотренные нами конфессиональные общины православных, католиков и иудеев оставались фактически этноконфессио-нальными по характеру, что выражалось в преимущественной ориентации при заключении браков исключительно на представителей своей национальности: русские православные вступали в брак с русскими — православными, поляки-католики с поляками-католиками, а евреи-иудеи с евреями-иудеями. Объяснялось это с одной стороны тем, что существовали достаточно жесткие внутри-конфессиональные установки, запрещающие брак с представителями других вероисповеданий, а с другой — существующим религиозным законодательством, допускающим свободный переход из любой другой конфессии только в православие серьезно ограничивающий круг брачных партнеров, как православных, так и представителей других конфессий (например, евреи могли беспрепятственно вступать в браки только с лютеранами). Ориентация при заключении браков исключительно с представителями своей этноконфессио-нальной группы приводило к серьезным колебаниям возраста бракосочетающихся в небольших по численности группах (по сравнению с православной) католиков и иудеев. Любые изменения половозрастной структуры последних приводили к изменению брачного возраста партнеров. Менее сильные колебания в возрастной структуре бракосочетавшихся в православной группе объясняются их большей численностью. При снижении общей численности православных до уровня еврейского или польского населения, в структуре первых проходили бы аналогичные колебания при условии сохранения этноконфес-сиональной ориентации. Таким образом, в дореволюционный период система этноконфессионального взаимодействия в Мариинском уезде представляла из себя совокупность фактически замкнутых в себе этноконфессиональных общин. Проживание на одной территории верующих этноконфессиональных общин вынуждало последних вступать в бытовые контакты, которые, однако, не приводили к активному этноконфессиональному взаимодействию.

В советское время процессы этноконфессионального взаимодействия детерминировались государственной политикой. Запрет деятельности пятидесятников и немецких религиозных объединений в качестве самостоятельных образований вынуждал последние входить в состав зарегистрированных общин ЕХБ, что провоцировало в их рамках межконфессиональные и межэтнические взаимодействия. Интенсивность и острота последних определялись в первом случае существующими между ЕХБ и пятидесятниками догматическими и обрядовыми разногласиями, во втором — половозрастной, социально ной, образовательной структурой и системой расселения контактирующих (в рамках общины) этносов. Этноконфессиональное взаимодействие внутри общин, определяло и процессы межобщинных взаимодействий.

В настоящее время в связи с изменением этнической структуры религиозных общин мы можем говорить только об межконфессиональных взаимоотношениях. Последние так же как и в предшествующий период детерминируются внешним воздействием, которое, в отличие от советского периода, переместилось из ведения государственных структур в сферу деятельности РПЦ, которая использует в борьбе против протестантов как приемы идеологического воздействия, так и дружелюбные отношения с органами местной власти. Под этим воздействием конфессии, иногда значительно отличающиеся друг от друга (АСД, ЕХБ, харизматы и проч.) начинают консолидироваться. Можно констатировать, что на протяжении всего изучаемого периода государственная политика играла определяющую роль в стимулировании процессов этноконфессионального взаимодействия.

В конфессиональной региональной политике по динамике изменения структуры общин прослеживается несколько этапов.

Первый этап охватывает конец XIX — начало XX вв. В это время при достаточно терпимом отношении к традиционным для России конфессиям (католики, иудеи, мусульмане) в привилегированном положении находилась Русская Православная Церковь. Последняя жестко контролировала деятельность «сектантов», провоцируя периодически разворачиваемые в их отношении государством репрессии.

На втором, охватывающем 20-е гг. ХХ в. в преимущественном положение находились организации традиционно противостоящие РПЦ (протестантские объединения).

На третьем этапе (конец 20−30-е гг., вплоть до Великой Отечественной войны) ни одной из конфессий не придавалось приоритетного положения. Более того проводились активные мероприятия по ограничения миссионерской деятельности всех конфессий, направленные на полной контроль за деятельность и прекращению роста числа верующих. Объективно это приводила к изменению возрастного и социального состава общин.

Для четвертого этапа (40-е гг.) характерна стабилизация ситуации только в приходах РПЦ и общинах ЕХБ, обусловленная изменением отношения региональной власти по установке из центра.

На пятом этапе (50-ее — начало 60-х гг.) под воздействием секуляризации сознания молодежной группы произошли серьезные изменения в возрастном и социальном составе общин по своим характеристикам близким к структуре первого этапа.

В качестве шестого этапа мы выделяем период охватывающий 90-е гг. прошедшего столетия. В связи с изменением курса конфессиональной политики центра прослеживается значительный рост численного состава фактически всех существующих на тот момент религиозных объединений, изменение внутренней структуры и усложнение форм миссионерской деятельности, вышедшей за пределы сложившихся территориальных групп. В рамках этапа с 1997 г. отмечается передача функций контроля за деятельностью неправославных религиозных организаций (преимущественно протестантов) Русской Православной церкви, что неизбежно приводит к смене системы межконфессиональных связей в рамках региона в целом. Можно констатировать, что государство возвращается к дореволюционной традиции толерантного отношения к официально признанным традиционными конфессиям, не вмешиваясь в систему взаимоотношений РПЦ с «сектантами».

Предлагаемый к защите пакет методик и индикаторов является универсальным в силу характера привлекаемых источников, отложившихся в фондохранилищах всех субъектов Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Свод законов Российской империи. Издание 1857. т. 11 ч.1. Уставы духовных дел иностранных исповеданий СПб., 1857.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. 1886. СПб., 1888 (ст. 3718, 3892, 4056,4102).
  3. Законы о раскольниках и сектантах. М., 1903.
  4. Справочная книга по Томской епархии Томск, 1914.
  5. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII начало XX вв.) — Барнаул, 1997.
  6. Немцы в Сибири: сб. документов и материалов по истории немцев в Сибири 1895 1917. — Омск, 1999.
  7. Постановление Народного комиссариата по народному просвещению РСФСР от 11 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из Духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению».
  8. Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
  9. Приказ Народного комиссариата по военным делам РСФСР от 16 января 1918 года «О расформировании всех управлений духовного ведомства».
  10. Приказ Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 20 января 1918 года «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей на совершение церковных обрядов»
  11. Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
  12. Постановление НКЮ РСФСР от 25 августа 1920 г. «О ликвидации мощей».
  13. Постановление ВЦИК от 27 декабря 1921 г. «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях».
  14. Постановление НКЮ РСФСР и НКВД РСФСР от 15 апреля 1923 г. «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съезд таковых».
  15. Постановление НКЮ и НКВД РСФСР от 19 июня 1923 года «Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства».
  16. Постановление ВЦИК от 30 июля 1923 г. «О перенесении десяти дней отдыха, предоставленных населению православного вероисповедания по ст. 112 Кодекса законов о труде, издания 1922 года, со старого на новый стиль».
  17. Постановление ВЦИК от 14 августа 1923 г. «О разъяснении постановления о перенесении десяти дней отдыха на новый стиль».
  18. Постановление ВЦИК СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». 20. Конституция СССР 1936 г.
  19. Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья».
  20. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 10 января 1942 года № 1123 с.с. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет».
  21. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 7 октября 1942 года № 2383 с.с. «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР».
  22. Постановление СНК от 19 ноября 1944 г. «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов».
  23. Постановление СНК СССР от 8 января 1945 года «О правовом положении спецпереселенцев».
  24. Постановление СНК от 28 января 1946 г. «О молитвенных зданиях религиозных обществ».
  25. Указ ВС СССР от 26 ноября 1948 г. «О запрете ссыльным немцам, калмыкам и прочим покидать места поселения».
  26. Постановление Президиума ЦК КПСС от 8 декабря 1955 г. «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении».
  27. Постановление СМ СССР от 15 мая 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению с членов семей украинских и белорусских националистов, освобожденных из ссылки на поселение».
  28. Указ Президиума ВС РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».
  29. Указ Президиума ВС СССР от 29 августа 1964 года «О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года „О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья“».
  30. Указ Президиума ВС СССР от 3 ноября 1972 года «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан».
  31. Постановление Совета по делам религий при СМ СССР от 28 августа 1974 года «Об упорядочении сети религиозных объединений, состоящих из граждан немецкой национальности, и усилении контроля за их деятельностью».
  32. Закон СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях».
  33. Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий».
  34. Федеральный Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  35. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 года № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».
  36. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года № 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».
  37. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО) Ф. Д-11. Благочинный № 9 Томской духовной консистории. Оп.1, Д. 1,2, 3, 4.
  38. ГАКО. Ф. Д-22. Мариинское городское общественное управление. Оп.1, Д. 7, И, 22, 39, 85, 129, 133, 169, 182, 187, 208, 233, 260, 274, 275, 288, 346, 351, 371, 397, 397 а, 399, 412, 424, 425, 426, 428, 439, 469.
  39. ГАКО. Ф. Р-18. Щегловский городской исполнительный комитет совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп.1, Д. З, 5, 6, 11, 182, 223, 269, 328, 443, 615- Оп. 2, Д. 1115, 1159- Оп. 3, Д. 105, 106, 108.
  40. ГАКО. Ф. Р-964. Уполномоченный Совета по делам РПЦ и религиозных культов при Совете Министров СССР. On. 1, Д. 1, 17, 18, 19, 22, 23, 32, 39, 41- Оп. 2, Д. 12.
  41. ГАКО. Ф. П-75. Кемеровский обком КПСС. Секретная часть. Оп. 7, Д. 164, 251- Оп. 8, Д. 71, 156, 316, 368, 384- Оп. 9, Д. 5, 25, 26, 290- Оп. 10, Д. 16, 112, 141, 251- Оп. 11, Д. 131- Оп. 26, Д. 133- Оп. 28, Д. 14- Оп. 32, Д. 153.
  42. ГАКО. Ф. П-90. Кемеровский промышленный обком КПСС. Секретная часть. On. 1, Д. 114, 119, 120, 287.
  43. ГАКО. Ф. П-91. Особый сектор Кемеровского обкома КПСС. Секретная часть. On. 1, Д. 172.
  44. В.В. Полевой дневник № 1, 1998−1999 гг., 96 л. Архив совместной лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики ИУУ СО РАН КемГУ
  45. В.В. Полевой дневник № 2, 1999−2003 гг. 96 л. Архив совместной лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики ИУУ СО РАН КемГУ
  46. Материалы анкетирования общины харизматов «Примирение» г. Ташта-гола. Август 2001. 40 анкет. Архив совместной лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики ИУУ СО РАН КемГУ
  47. A.M. Характеристика приходов Томской епархии в нач. XX в.// Из истории освоения юна Западной Сибири русским населением в XVII- нач. XX вв.: сб. Кемерово, 1997. С.3−10.
  48. A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII нач. XX вв.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата ист. наук. Кемерово, 1998.
  49. Г. З. О свободе совести и соблюдении законодательства о религиозных культах // Советское государство и право. 1965. № 1.
  50. Г. Л. Христианство и проблема свободы. М.: Мысль, 1965.
  51. О. «В ожидании второго пришествия», Омск, 1961.
  52. Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.
  53. Э., Борисоглебский Е. Они ждут конца мира. М., 1963.
  54. Э.М., Борисоглебский Е. И. Свидетели Иеговы. М., 1969.
  55. П.В., Чернов М. А. Сеятели мрака и невежества. Новосибирск, 1974.
  56. Л.П. Гласный и негласный надзор за спецпереселенцами -немцами в 1941—1955 годах как способ формирования тоталитарного менталитета//Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 142−156.
  57. А.В. Адвентисты. М., 1964.
  58. А.В. Адвентизм. М., 1968.
  59. А.В. Беседы о религии и знании. М., 1967.
  60. А.В. Лженаставники юношества. М., 1973.
  61. А.В. Секты, сектантство, сектанты. М.: Наука, 1978.
  62. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М, 1973.
  63. Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2000.
  64. С.Д. Адвентизм 7 дня. С-Пб, 1911.
  65. С.Д. Современное состояние русского баптизма. С-Пб, 1911.
  66. Бонч-Бруевич В. Д. Избр. соч. в 3-х т., т. 1. М., 1959.
  67. Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
  68. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  69. В. Они приносят людям горе (о религиозной секте «истинно-православных христиан»). Пермь, 1960.
  70. В. Игра с огнем. Три волны Святого Духа: пятидесятническое движение- харизматическое движение- «Пауэр ивэнжелизм». by Chris-tiche Literatur-Verbreitung Postfach 1803 4800 Bielefeld 1, 1991.
  71. В. И. Ленин об атеизме, религии и церкви. М., 1969. О религии и церкви. Сб. документов. М., 1977.
  72. Д.И., Кваша А. Я. Основы демографии. М., 1989.
  73. И.С. Религиозные секты баптистов и иеговистов. Иркутск, 1958.
  74. П.П. Из истории меннонитов в России// Немцы Сибири. Омск, 1996. с. 41−45.
  75. Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово, 1993.
  76. Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая половина XIX в. 1917 г.) // Исторический ежегодник. Омский Государственный университет, 1999. с.40−55.
  77. Н.П. Советское законодательство о свободе совести. Киев, 1988.
  78. P.P. Ответственность за религиозное изуверство по УК РСФСР. Дисс.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1963.
  79. P.P. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов. Омск, 1981.
  80. .И. Содержание и приемы религиозного воздействия на детей и молодежь в баптистских общинах и семьях//Протестантские организации в СССР. М., 1989.
  81. Ф. Секты, их вера и дела. Киев, 1960.
  82. В.И. Протестантизм. М., 1971.
  83. В.И. Социология религии. М., 1995.
  84. Е.С., Реховская Т. А. Спецпоселенцы Кузбасса (к вопросу о взаимоотношении народа и тоталитарной власти) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 308−314.
  85. О.А. Немецкий национальный район в Алтайском крае // Немцы Сибири. Омск, 1996. с. 136−141.
  86. А.А., Гринкин П. Я. Деятельность местных Советов по внедрению новых обрядов // Советское государство и право. 1971. № 3.
  87. Ю.М. Городская семья Сибири второй половины Х1Х-начала XX в. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. 384 с.
  88. Ю.М. Городская семья Сибири второй половины Х1Х-начала XX в.: Автореферат дисс. докт. исторических наук. Томск, 2002.
  89. Ю.М. Евреи в сибирском социуме XIX-начала XX в.: диаспо-ральный народ в регионе интенсивной колонизации // Материалы IX Международной междисциплинарной конференции по иудаике: Тезисы. М.: Сефер, 2002. С. 68−73.
  90. Ю.М. Евреи в социальной системе Сибири второй половины XIX-начала XX в. // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Вып. 10. Красноярск, Улан-Удэ, 2002. С. 33−38.
  91. Ю.М. Мещанское сословие Сибири во второй половине XIX-начале XX в. // Историко-культурное развитие Западной Сибири в XVII—XX вв. Томск: ТГПУ, 2002.
  92. Ю.М. Православная семья г. Барнаула второй половины XIX-начала XX в. (по материалам церковного учета населения) // История православия на Алтае. Материалы II Свято-Макариевских чтений. Барнаул: Барнаульская епархия, 2002. С. 82−90.
  93. Ю.М. Сословный состав городского населения Западной Сибири во второй половине XIX-начале XX в. // Города Сибири XVIII-начала XX в. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. С. 28−33.
  94. Ю.М. Традиции и новации в социальном развитии городской семьи Сибири второй половины XIX-начала XX в. // Городская культура Сибири: традиции и новации. Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2002. С. 42−55.
  95. А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943−1969 гг.) Дисс. канд. ист. наук. Кемерово, 1996.
  96. А.В. Спецслужбы и религиозные организации в Кемеровской области (1950−1966 гг.) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 315−321.
  97. А.В., Шиллер В. В., Щербаков Д. В. Адвентисты седьмого дня в Кузбассе. История и современность//Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Т.1. Кемерово, ИУУ СО РАН, 2003. С. 557 564.
  98. Ю.П. Сибиряки на защите Отечества в войнах начала XX века. Кемерово, 2003.
  99. Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969.
  100. П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.: Знание, 1985.
  101. П.С. Ответственность за посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов // Советская юстиция. 1962. № 22.
  102. А. Сектоведение: тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2000.
  103. А. Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение». Нижний Новогород: изд-во Братства во имя Святого Великого князя Александра Невского, 1998.
  104. А. И. Некоторые организационные и методические вопросы исследования религиозного течения ИПХ//Известия Воронежского педагогического института. 1973, т. 134.
  105. А. И. О современном состоянии религиозного течения ИПХ//Известия Воронежского педагогического института. 1973, т. 134.
  106. А. И. Некоторые особенности религиозного сознания так называемых истинно православных христиан//Известия Воронежского педагогического института. 1974, т. 158.
  107. А. И. К вопросу о современном состоянии религиозного течения «истинно православных христиан»//Вопросы научного атеизма, вып. 16. М. 1974.
  108. А. И. О дифференцированном подходе в работе с истинно православными христианами//Известия Воронежского педагогического института. 1974- т. 158.
  109. А. И. К вопросу о соотношении бытового я канонического православия в истинно православном христианстве//Известия Воронежского педагогического института. 1976, т. 179.
  110. А.И. Истинно православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж. 1977
  111. А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930.
  112. А.А. Российское законодательство о свободе совести в 1905 -1917 гг. // Проблемы социально экономической и политической истории России XIX — XX вв. СПб., 1999. С. 354 — 363.
  113. М. Черный отец и желтые братцы. М., 1930.
  114. Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970.
  115. В. Н. Борьба духовенства против проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства//Из истории Воронежского края. Т. 64. Воронеж, 1966.
  116. В. Н. Позиция православной церкви в период гражданской войны и интервенции//Сборник работ аспирантов ВГУ, вып. 3. Воронеж. 1967.
  117. Евреи в Сибири. Томский государственный университет, 2000.
  118. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Материалы I региональной научно-практической конференции (4−5 ноября 2000 года). Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2000.
  119. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Материалы II региональной научно-практической конференции (25−27 августа 2001 года). Вып. 6. Красноярск-Иркутск, 2001.
  120. А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.: Сектор, 1997.
  121. В.В., Кимеев В. М. Тропою миссионеров. Кемерово, 1995.
  122. О. Христиане АСД и их идейные предшественники.// Адвентистский вестник, № 1, 2002.
  123. Л.П., Костарева С. В. Закон и религия. Омск, 1985.
  124. В.В., Кривельская Н. В. Псевдохристианские религиозные организации России. М., 1997.82.3аватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй Мировой войны, М., 1995.
  125. П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.
  126. К. Православная церковь в Советской России. Часть первая. Время Патриарха Тихона. Независимая церковь в безбожном государстве. Шанхай, 1947.
  127. П. К. Работа сектантов в Воронежской губер-нии//Антирелигиозник. 1928. № 1.
  128. П. К. Политическая маскировка религиозных организаций М., 1934.
  129. П. К. Добьем классового врага, прикрывающегося религи-ей//Безбожник. 1934. № 1.
  130. Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981.
  131. Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.
  132. С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999.
  133. И. Паутина (кто такие истинно-православные христиане). Липецк, 1962.
  134. А. Н. Меннониты: Вопросы формирования и эволюции этнокон-фессиональной общности. М., 1978.
  135. Исследования по общей этнографии. М., 1979.
  136. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Изд. ВСЕХБ, 1989.
  137. Иудейский некрополь г. Мариинска и Мариинского уезда Томской губернии (1884−1918). Кемерово: Изд-во. ЗАО «Алкор», 2002. 106 с. Сост. Шиллер В.В.
  138. К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1971.
  139. А.И. Этноконфессиональная безопасность Омской облас-ти//Регион-Плюс. 1998. № 1 (3).
  140. В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М.: Знание, 1989.
  141. . Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе. М., 1930.
  142. А. Россия многонациональная империя. М, 2000.
  143. А.В. Очерки по истории русской церкви. 2 т. М., 1993.
  144. П.Л. Идеология и деятельность протестантских сект. Кемерово, 1965.
  145. Кемеровская и Новокузнецкая Епархия Русской Православной Церкви. Новосибирск, 2003.
  146. В.М. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996.
  147. И.Ф. Немецкие поселения на 10-верстном степном пространстве. // Немцы Сибири. Омск, 1996. с. 103−116.
  148. А. И. Современное сектантство в Тамбовской облас-ти//Вопросы истории религии и атеизма. Т. XIII, М., 1960.
  149. А. И. Сектантство в прошлом и настоящем//Вопросы истории религии и атеизма. Т. IX. М., 1961.
  150. А. И. Современное сектантство в Липецкой облас-ти//Вопросы истории религии и атеизма. Т. X. М., 1962.
  151. А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965.
  152. А. И. Научно-организационный и методический опыт конкретных исследований религиозности//Конкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967.
  153. А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969.
  154. А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.
  155. А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974.
  156. В.В. Законодательство о религиозных культах и ответственность за его нарушение // Социалистическая законность. 1966. № 10.
  157. В.В. Под видом религиозных обрядов. М.: Знание, 1965.
  158. И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
  159. .Л. Белое пятно в истории старообрядцев Кузнецкого края (Русская православная старообрядческая церковь)// Сибирский город вчера и сегодня. Новокузнецк, 1998. с.39−41.
  160. У. Методы выборочного исследования. М., 1976.
  161. Количественные методы в исторических исследованиях. М., 1984.
  162. В.В. «Истины» Свидетелей Иеговы. М., 1978.
  163. С., Лапкин Ф. Город на Кии. К 300-летию Мариинска (поселения Кийска). Кемерово, 2001. С. 124.
  164. П.И. Он первым возлюбил нас. Новосибирск: Изд-во «ЦЭРИС», 2000.
  165. Н.А. Реакционная сущность идеологии и деятельности протестантских сект в Сибири. Автореферат дисс. канд. философских, наук. Томск, 1967.
  166. Н. Русские инородцы. М., 1996.
  167. Ф. Завтра мы снова будем верить. Основы католического вероучения. М., 1993.
  168. В.Ф. Меннониты. М., 1967.
  169. Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Благовест, 1999.
  170. Н. К. Из атеистического наследия. М., 1964.
  171. А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века (конституционно-правовой аспект). Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  172. М.П. Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа: О жизни и деятельности церкви христиан-адвентистов седьмого дня.// На пути к свободе совести. М., 1989. С.360−399.
  173. А. Православие и право. Церковь в советском государстве. М., 1997.
  174. М., Сергиенко В., Тогулев В. Страницы истории города Кемерово. Книга третья. Прокопьевск: Издательский Дом «Сибирские Огни», 1999.
  175. Г. И. Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России. Киев, 1918.
  176. В.Н. Секта адвентистов седьмого дня в СССР. М., 1966.
  177. В.А. Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.) // Этнографическое обозрение, 1995, № 2. С.113−127.
  178. Т.Ф. Волынские немцы: история и язык. // Немцы Сибири. Омск, 1996. С. 45−50.
  179. Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что они верят. Как они заманивают последователей. М., 1993.
  180. Дж. Неоспоримые свидетельства. М., 1993.
  181. Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1995.
  182. Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. М., 1991.
  183. Т.С. Ссыльные религиозные протестанты в Сибири в первой четверти XIX в. (правительственная политика)// Политические ссыльные в Сибири (XVIII начало XX в.). Новосибирск, 1983. С. 177 — 197.
  184. Т.С. Кузнецкие раскольники: численность и размещение (по материалам официальной статистики 1840-х гг.).// Сибирский город вчера и сегодня. Новокузнецк, 1998. С.55−59.
  185. Математические методы и ЭВМ в историко-типологических исследованиях. М., 1989.
  186. А.Э. Динамика численности немецких колонистов в Сибири в конце XIX начале XX вв. // Социокультурное развитие Сибири XVII—XX вв. Бахрушинские чтения, 1996. Новосибирск, 1998.
  187. МедковВ.М. Демография. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2002.
  188. В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.
  189. В.Ф. Современное старообрядчество . М., 1979.
  190. Н. А. Ссыльные крестьяне «поляки» на Алтае в XVIII — первой половине XIX в. // Политические ссыльные в Сибири (XVIII — начало XX в.). Новосибирск, 1983. С. 198−214.
  191. JI.H. Религиозные культы США. М., 1984.
  192. JI.H. Религии «нового» века. М., 1985.
  193. JI.H. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.
  194. М., Мильков Ю. Преступления против личности и прав граждан, совершаемые в среде религиозных групп // Советская юстиция. 1964. № 10.
  195. А.Т. Пятидесятники. М., 1966.
  196. А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978.
  197. Москаленко В. А, Артамошин Ю. Н. Правда о христианских сектах. М., 1963.
  198. М.П. Под сводами собора Св. Петра. М., 1964.
  199. М.П. Эволюция современного католицизма. М., 1967.
  200. М.П. Католицизм. М., 1970.
  201. М.П. Современная борьба идей и религия. М., 1977.
  202. М.П. Политика и религия. М., 1987.
  203. С.А. Современный адвентизм и его влияние на быт верующих. Минск, 1989.
  204. С.А. Из истории секты адвентистов седьмого дня на территории Белоруссии. Минск, 1989.166. Народы Сибири. М., 1956.
  205. Немцы в России и СНГ 1763−1993. Штутгарт, 1993.
  206. А. Церковь и государство. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997.
  207. Н.М. История русской церкви. М., 1985.
  208. В.А. Русская Православная Церковь в условиях становления тоталитарного режима в СССР (на материалах Алтайского края) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 344−352.
  209. А.В. Баптизм в Новосибирской области: взаимоотношения с властью, социальный облик в период 1961-начало 70-х годов. //Материалы Летней школы стипендиатов фонда им. Генриха Бёлля. М., 2004. С. 47−48.
  210. Петжик О. Тадеуш Свидетели Иеговы кто они? Красноярск: Издательский Центр «CLARETIANUM», 1996.
  211. С.М. Иудаизм. М., 1999.
  212. В.К. Проблемы свободы совести в России в нач. XX века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999, № 4. С. 26−31
  213. И.В. Быть протестантом в России. М., 1996.
  214. А.В. Русская Православная Церковь в Кузбассе в 1988—2000 гг.. Автореферат дисс. канд. ист. наук. Кемерово, 2002.
  215. Н.Н. Соборные постановления старообрядцев часовенных востока России XVIII — XX вв. как исторический источник // Сибирская заимка, http:// cclib.nsu.ru/ projects/ Siberia/ religion/pokrovrost/shtml
  216. Д. Тоталитаризм и вероисповедание. М., 2003.
  217. Л.П. Очерки по истории Ойротии. Новосибирск, 1933.
  218. Л.П. Очерки по истории Шории. М.-Л., 1936.
  219. Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л., 1953.
  220. Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
  221. А.С. Значение сектантства в русской народной жизни. «Русская», 1881. Кн. 1.
  222. А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1906.
  223. А.С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Вып. 1, М., 1906- вып. 2, М., 1906.
  224. А.С. Раскол внизу и раскол вверху. М., 1907.
  225. Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М., 1935.
  226. Религии и секты в современной России. Краткий справочник. Новосибирск, 2000.
  227. Религии и секты в современной России. Краткий справочник. Новосибирск, 2000.
  228. Религия и церковь в истории России. М., 1975.
  229. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  230. Т.В. Этноконфессиональный состав немцев Западной Сибири в XX в. // Немцы Сибири. Омск, 1996. с. 119−120.
  231. Т.В. Этнический и конфессиональный состав немцев Западно-Сибирской равнины (конец XIX XX вв.) // Дисс. канд. ист. наук. Новосибирск, 1997.
  232. А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX начало XX вв.). Кемерово, 1992.
  233. А.Н., Пруель Н. А. Этносоциальный мониторинг. Принципы, методы, практика. Кемерово, 1996.
  234. А.Н. Народы Южной Сибири в XIX XX вв. Этносоциальные аспекты патернализма. Дисс. докт. ист. наук. С-Петербург, 1999.
  235. А.Н. К проблеме исследования коллективной амнезии (национальная политика XX в. И народы Сибири) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 226−233.
  236. А.П. О взаимоотношении Церкви и политического режима государства (в контексте социальной доктрины христианской церкви) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 361−365.
  237. Т.И. Математико статистические методы в исторических исследованиях. М., 1981.
  238. Т.Б. Немцы Сибири: этнические процессы, Омск, 2002.
  239. Т.Б. Немцы Сибири: этнические процессы и этнокультурное взаимодействие, Новосибирск: издательство ИаиЭТ СО РАН, 2003.
  240. С.В. Брачная структура алтайских меннонитов // Полевые исследования Института этнографии 1983. М., 1987. С. 66−71.
  241. С.В. Дем как объект управления в системе мер демографической политики (на примере сельского населения Алтая) // Демографическое развитие Сибири: прикладные и теоретические аспекты. Новосибирск, 1987. С.133−140.
  242. С.В. Меннониты Алтая: Устойчивость этноконфессио-нальной группы в условиях перманентной миграции // Этносоциальные проблемы сельских миграций. М., 1990. С. 125−139.
  243. Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40−60-е годы XX века, Томск, 2003.
  244. Н.А. Организация и деятельность противораскольничего братства Св. Дмитрия Ростовского (1884 1885 гг.) // Алтайский сборник, вып. XVIII. Барнаул, 1997. С.58−64.
  245. Статистика. Учебное пособие. М.: изд-во «Инфра-М», 2001.
  246. Н. История христианской церкви. М., 1991.
  247. Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 1998.
  248. И.Ю. Административно-территориальное деление Кузбасса 1920−2000 гг. Кемерово, 2000.
  249. Ф. Секты, их вера и дела. М.: Политиздат, 1965.
  250. Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М.: Знание, 1983.
  251. М.А. Великие пророчества Библии. Изд-во „Источник жизни“ Евро-Азиатского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня, 1992.
  252. Н.А. Немцы и сибирское казачество//Немцы Сибири. Омск, 1996. с. 98−103.
  253. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.): критические очерки. М., 1967.
  254. И. Молитвенный дом Омской общины евангельских христиан-баптистов// Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995.
  255. И.В. Религиозные общины меннонитов и баптистов Западной Сибири//Немцы. Россия. Сибирь: сб. научных статей. Омск, 1997. С.79−89.
  256. А.А. Этническое самосознание депортированных народов в условиях спецпоселения (1940−1950-е гг.) //Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления. Кемерово, 2003. С. 269−281.
  257. Л.И. О религиозном синкретизме алтайцев в к. XIX нач. XX вв.// Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Межвузовск. сб. Томск, 1985. С.163−165.
  258. Л.И. Конфессиональный фактор формирования этнической группы алтай кижи // Субэтносы в СССР. Сб. научных трудов. Л., 1986. С. 84 -91.
  259. Л.И. Конфессиональный аспект формирования этноса (на примере алтай кижи)//Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. Уфа, 1989. С.91−93.
  260. Л.И. Этноконфессиональная общность: к проблеме эволюции субэтносов // Расы и народы. Ежегодник. М., 1991. с.29−45.
  261. Л.И. Этнополитическая история тюрков Южной Сибири XVII нач. XX вв. // Автореферат дисс.докт. ист. наук. Томск, 1999.
  262. В.В. Система этноконфессионального взаимодействия в Кемеровской области (1957−1966 гг.)//Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Т.2. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000. С. 118−119.
  263. В.В. Движение „инициативников“ в Кузбассе//Материалы XXXVIII Международной научной студенческой конференции „Студент и научно-технический прогресс“: ч. 2. История. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2000. С.78−79.
  264. В.В. „Свидетели Иеговы“ в Кузбассе//Материалы XXXIX Международной научной студенческой конференции „Студент и научно-технический прогресс“: ч. 2. История. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001. С. 111 -112.
  265. В.В. Взаимодействие немецких конфессиональных групп в Кузбассе (1957−1966 гг.)//Студенчество и социально-политические науки. Тезисы конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2001. С. 121−123.
  266. В.В. Сравнительный анализ общин лютеран и меннонитов города Юрги (системный подход)//Историко культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы развития на рубеже тысячелетий. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2001. С.540−543.
  267. В.В., Лебедев A.M. Демографические процессы на территории Горной Шории // Историко культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы развития на рубеже тысячелетий. Барнаул, 2001. с.530−532.
  268. В.В. Трансформации системы этноконфессионального взаимодействия в Кузбассе (1955−1966 гг.)//Ученые записки факультета истории и международных отношений. Кемерово: 2001. с. ЗО 1−309.
  269. В. В. Евреи г. Мариинска (конец XIX начало XX вв.)//Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск: Изд-во ГАНО, 2001. С. 50 — 51.
  270. В.В. Проблемы этноконфессионального взаимодействия в Ма-риинском уезде (конец XIX начало XX вв.)//Кузбасский родовед, 2 выпуск. Кемерово: ГАКО, 2002. с.85−96.
  271. В.В. Евангельские христиане-баптисты г. Киселевска (19 581 963 гг.)//Материалы XLI Международной научной студенческой конференции „Студент и научно-технический прогресс“: История. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2003. С. 177−179.
  272. В.В. Структурный анализ протестантских общин Кузбасса (1920−1950-е гг.)// Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Т.1. Кемерово, ИУУ СО РАН, 2003. С. 334−344.
  273. В.В. Влияние государственной политики на внутриобщинные процессы этноконфессионального взаимодействия в Кузбассе (19 401 950-е гг.)//Материалы Летней школы стипендиатов фонда им. Генриха Бёлля. М., 2004. С. 84−86.
  274. М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви, С-Пб, 1999.
  275. М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
  276. Шорский национальный природный парк: природа, люди, перспектива. Кемерово, 2003. 356 с.
  277. Л.М. Этно конфессиональные общности сибирской деревни и их взаимодействие. // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Материалы Сибирской научной конференции. Омск, 1996. С. 45−47.
  278. В.В. Еврейский вопрос» в русско еврейских отношениях. На примере «паспортного» вопроса 1864 — 1913. М., 1998.
  279. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
  280. И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. С-Пб, 1881.
  281. В. Кто такие адвентисты седьмого дня и что они проповедуют. Алма-Ата, 1961.
  282. Ясевич-Бородаевская В. Н. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки. С-Пб, 1912.
  283. Schiller V.V. EinfluB der Staatspolitik auf innergemeinschaftliche Prozesse der ethnokonfessionelen wechselwirking in Kusbass (in den Jahren 1940−1950)//Sommerschule der stipendiatinnen der Heinrich-Boll-Stiftung. Mos-kau., 2004. S. 64−66.
Заполнить форму текущей работой