Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Имидж Вооруженных Сил как фактор безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные выводы и практические рекомендации могут оказаться полезными для деятельности соответствующих органов государственного и военного управления. Показатели оценки имиджа, а также факторы его детерминации, обозначенные в диссертации, могут быть операционализированы и переведены на эмпирический уровень для осуществления изысканий прикладного характера. Отдельные положения исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации
  • Раздел II. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации: динамика, современное состояние и роль в обеспечении безопасности страны
  • Раздел III. Основные направления улучшения имиджа Вооруженных
  • Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации

Имидж Вооруженных Сил как фактор безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня, как и ранее, каждое государство стремится утвердить в сознании собственного населения и народов других стран выгодное о себе представление. При этом бурное развитие информационных технологий способствует возрастанию значения имиджа институтов в политике государства, в том числе в области обеспечения безопасности. Так, в осуществлении военной политики руководство России сталкивается с проблемами имиджа Вооруженных Сил, поскольку информация о положении дел в армии, о состоянии её боевой готовности, о положительных и негативных явлениях в армейской жизни влияют на общественное сознание, чувства людей и косвенно — на атмосферу и механизмы принятия и реализации решений в области обороны.

Создание положительного имиджа Вооруженных Сил не спонтанная, а долговременная и системная деятельность, требующая концептуального обоснования, координации и постоянного контроля. Поэтому осмысление имиджа Вооруженных Сил РФ, его влияния на безопасность страны представляется актуальным в современных условиях.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

— превращением информационной сферы в системообразующий фактор жизни общества, который активно влияет на его состояние, развитие и безопасность. В этой связи в современном обществе возрастает роль информационных аспектов обеспечения безопасности. Значение информационного фактора в вопросах обеспечения безопасности страны проявляется в высокой информационной активности наших вероятных противников и оппонентов, которые, формируя негативный имидж российской армии, ослабляя ее авторитет, угрожают безопасности страны;

— возросшим вниманием со стороны российского общества к проблемам Вооруженных Сил. Граждане страны хотят и имеют право знать, насколько обеспечена безопасность страны, чего можно ждать от тех или иных изменений в армии: Сегодня многие стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил все еще остаются излишне закрытыми для внимания со стороны общества, что неблагоприятно сказывается на имидже армии;

— широким, разнонаправленным, а нередко противоречивым распространением информации о Вооруженных Силах РФ. При этом распространяемая информация, зачастую не соответствует не только официальной точке зрения, но и реальной действительности. Для того чтобы избежать или нейтрализовать подобные акты, требуютсятеоретические и прикладные разработки в области производства и трансляции информации об армии, способствующей повышению престижа воинского труда и доверия общества к ней;

— широким распространением в политических процессах в современной России технологий и механизмов формирования имиджей. Без них сегодня не обходится реализация тактических задач и стратегических целей как отдельных политических лидеров, так и государственных институтов. Более того, повсеместное использование этих технологий ставит на повестку дня задачу выявления путей улучшения имиджа армии. Это стало особенно актуально в широким использованием манипулятивных технологий в политической практике России;

— потребностью анализа и оценки реального состояния имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации для военно-профессиональной ориентации индивидов, при комплектовании Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения привлекательности профессии военного;

— практической необходимостью анализа динамики имиджа российской армии, прогноза его развития, определения и обоснования наиболее эффективных направлений улучшения имиджа современных.

Вооруженных Сил Российской федерации в интересах безопасности страны.

Кроме того изучение опыта ведущих государств, мирапо формированию, имиджа армии в мирное время и военное времябудет способствовать решению проблем организации и ведения информационного противоборства.

Степень научной разработанности проблемы.

Проведенный анализ литературы по теме исследования позволяет условно разделить накопленный исследовательский материал по проблеме на, а четыре основные группы.

Первую группу составляют работы, посвященные вопросы осмысления имиджа политиков, общественных деятелей, организаций, государства. Сюда же автор относит и работы, в> которых, анализируется имидж определенных социальных институтов, в частности армии1. Положения и выводы данной.

1 См.?Алексеева Л. А. Имидж организации-работодателя на рынке трудакак фактор привлечения потенциальных работников: формирование и оценка: дис.. канд.экон.наук. М., 2010; Быба Ю. В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования: автореф: дис.. канд.полит.наук. М., 2008; Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005; Горбаткин Д. А. Имидж, организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию: автореф: дис.. канд.психол.наук. М., 2002; Горбушина О. П. Имидж страны у российской молодежи: структура и факторы формирования: дис.. канд.психол.наук. М.", 2006; Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил России в молодежной среде: дис.. канд.психол.наук. М., 2005; Довжик Г. В. Социально-психологический механизм формирования внешнего имиджа организации: автореф: дис.. канд.психол.наук. М., 2006; Жукова П. И. Имидж РФ как фактор ее национальной безопасности: автореф. дис.. канд.полит.наук. М., 2010; Иваненко Ю. А. Имидж организации как инструмент управления социальным поведением: дис. канд.соц.наук.Саратов, 2008; Костенко Е. П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика: автореф: дис.. д-ра психол.наук. М., 2008; Кошмаров А. Ю. Репутация политического лидера в социальных коммуникациях: дис.. канд.психол.наук. М., 2003; Малаканова O.A. Имидж политического института как предмет социологического исследования: автореф. дис.. канд.социол.наук. Самара, 1999; Медведева H.H. Внешнеполитический имидж России в контексте развития отношений с Европейским Союзом: автореф. дис.. канд.полит.наук. М., 2008; Мякотина О. В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения: дис.. канд.полит.наук. М., 2008; Манякина Е. И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: дис.. канд.полит.наук. М., 1994; Рожков И. Я., Кисмерешкин В. Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. — М.: РИПОЛ классик, 2008; Ромашкина Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: дис.. канд.психол.наук. М., 1995; Сухина О. Ю. Имидж группы источников составляют важное место в формировании теоретического базиса диссертации.

Вторая группа это литература, в которой освещаются проблемы национальной безопасности, военной безопасности, обороноспособности и военного потенциала государства, различные аспекты деятельности государства в обеспечении безопасности1.

Третья группа источников включает научные труды, в которых описаны разновидности и возможности политических технологий формировании имиджа2. В этих работах прежде всего представлены организации как способ воздействия на социальное поведение: дис.. канд.социол.наук. М., 2003; Соколов A.B. Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти в современной России: дис.. канд.полит.наук. М., 2009; Фуре Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации, дис.. канд.психол.наук. М., 1996; Феклюнина B.C. Политический имидж России в американской прессе 2000 —2004 гг.: автореф: дис. .канд.полит.наук. Саратов, 2005.

1 См.: Антюшин С. С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества: (Социально-философская концепция): Моногр. М., 2004; Багиров Р. 3. Политическая коммуникация в обеспечении военной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. .канд.полит.наук. М., 2008; Военные императивы национальной безопасности//Безопасность Евразии. 2003. Вып. ЗГрищенко Д. Ю. Политическая безопасность современного Российского государства: состояние и механизм обеспечения: дис.. канд.полит.наук. Владимир, 2008; Кокунов К. А. Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации: дис. канд.полит.наук. М., 2009; Коровянский А. И. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях: военно-политический анализ: дис.. канд.полит.наук. М., 2007; Павлов AJI. Военная безопасность и особенности ее осуществления в воздушно-космическом пространстве: дис.. канд.полит.наук. Ярославль, 2009; Петров С. И. Политика и обеспечение национальной безопасности России. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

2 См.: Андрианова Н. А. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект: дис.. канд.полит.наук. Краснодар, 2009; Блудова А. Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой коммуникации в формировании электоральных предпочтений: на материале региональных периодических изданий, дис.. канд.полит.наук. СПб., 2008. Горбенко А. Н. Информационное противоборство в политике современных государств, дис.. канд.полит.наук. М., 2008; Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама. М., аАпект-Пресс, 2005; Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: РГБ, 2007; Захарчук П. А. Социокультурные технологии формирования имиджа: дис.. социол.наук. Майкоп, 2008; Киткин К. Н. Имидж офицера МЧС в общественном мнении: автореф. дис.. канд.социол.наук. Екатеринбург, 2008; Костенко С. А. Имидж современного политика в условиях трансформации российского общества, дис.. канд.полит.наук. М., 2008; Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2008; Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.: Омега-Л, 2008; Паблик рилейшинз для профессионалов. организационно-технические и ресурсные компонентов формирования имиджа.

Четвертая группа включает диссертации, в которых рассматриваются', наиболее общие проблемы, связанные с функционированием российской армии, ее ролью в обществе, раскрывается значимость военно-профессиональной ориентации молодежи, престижа военного труда в российском обществе1.

Систематизация и классификация работ, посвященных проблеме исследования, анализ их содержания позволили придти к выводу, что научных исследований, непосредственно посвященных политологическому анализу значения имиджа Вооруженных Сил для безопасности страны практически не существует.

Объект исследования — имидж Вооруженных Сил в системе факторов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования — состояние имиджа Вооруженных Сил и его роль в обеспечении безопасности Российской Федерации.

Цель исследования — осуществить политологический анализ современного состояния имиджа Вооруженных Сил России и его влияния на безопасность Российской Федерации, определить основные направления улучшения имиджа армии в интересах обеспечения безопасности страны.

Киев: Ваклер, 2005; Прудников JI.A. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф: дис.. канд.полит.наук. М., 2004; Сазантович А. Б. Развитие имиджевых технологий в российском избирательном процессе (1993 -2005гг.): автореф. дис.. канд.полит.наук. Краснодар, 2007; Чумиков А. Н. Креативные технологии паблик-рилейшнз. М., 1998; Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

1 См.: Грунтовский И. И. Престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил РФ и пути его повышения: социологический анализ: автореф: дис.. канд.социол.наук. М., 2004; Копылова Ю. Ы. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти: автореф: дис.. канд. психолог.наук. М., 2003; Родионова H.A. Повышение престижа военной службы среди студентов: социально-управленческий аспект: автореф. дис. канд.социол.наук. М., 2009; Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление: автореф. дис.. докт.психол.наук. Ростов н/Д, 1998.

Задачи исследования:

1. Уточнить определение понятия «имидж вооруженных сил», сформулировать его политологическую характеристику.

2. Раскрыть механизм формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Охарактеризовать технологии и методы, применяемые при формировании имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Проанализировать социально-политическую роль и значение имиджа Вооруженных Сил в обеспечении безопасности Российской Федерации.

5. Проанализировать динамику и современное состояние имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Определить и раскрыть основные направления улучшения имиджа Вооруженных Сих в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическую основу диссертации составили научные публикации отечественных авторов по проблемам безопасности, освещающие специфику и возможности технологий формирования имиджа, официальные правовые документы Российской Федерации, в которых содержатся концептуальные положения, связанные с формированием имиджа Вооруженных Сил РФ в интересах безопасности страны. Кроме того, исследование опирается на материалы, содержащиеся в научных отечественных и зарубежных периодических изданиях.

В качестве методологических оснований исследования выступили сравнительный, институциональный, системный, структурно-функциональный подходы. Также был использован междисциплинарный подход, позволивший привлечь достижения различных наук для более глубокого рассмотрения проблематики имиджа вооруженных сил.

Основное значение в исследовании отводится системному подходу, при котором формирование имиджа вооруженных сил рассматривается как целостный процесс его воздействия на массовое сознание. Применение сравнительного подхода было обусловлено необходимостью установить специфические черты имиджа Вооруженных Сил и особенности его создания на протяжении двух последних десятилетий. Данный подход позволил дать компаративную характеристику имиджа Вооруженных Сил РФ. В исследовании автор стремилась к объективности, старалась избежать крайности в выводах.

Эмпирическую базу диссертации составили:

— материалы периодической печати России и ряда европейских странотечественные передачи телевидения и радиоматериалы различного рода совещаний, конференций и «круглых столов» по вопросам имиджа Вооруженных Сил РФ и особенностей его формирования;

— результаты социологических исследований, касающихся вопросов деятельности Вооруженных Сил, их образа и нынешнего состояния, проведенных социологическими центрами (Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ, Институт сравнительных социальных исследований СеБЯ^ Российская негосударственная исследовательская организация Левада-центр, Фонд «Общественное мнение») и отдельными военными учеными за период с 1991 по 2011 гг.;

— информация интернет-сайтов органов государственной власти, Министерства обороны, различных средств массовой коммуникации и «блоггеров».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• в авторском определении понятия «имиджа вооруженных сил» и его политологической характеристике;

• в определении места и роли имиджа Вооруженных Сил в обеспечении безопасности Российской Федерации и раскрытии механизма его формирования;

• в анализе динамики и современного состояния имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации;

• в определении и раскрытии основных направлений улучшения имиджа Вооруженных Сил в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Практическая значимость исследования.

Концептуальные положения исследования позволяют использовать их для дальнейшего разностороннего и углубленного исследования имиджа вооруженных сил в процессах обеспечения безопасности (особенно по таким аспектам, как информационное обеспечение безопасности в условиях нарастания военно-политической напряженности).

Полученные выводы и практические рекомендации могут оказаться полезными для деятельности соответствующих органов государственного и военного управления. Показатели оценки имиджа, а также факторы его детерминации, обозначенные в диссертации, могут быть операционализированы и переведены на эмпирический уровень для осуществления изысканий прикладного характера. Отдельные положения исследования вполне можно использовать для выработки мер информационного воздействия в ситуациях мирного и военного времени. Практическое значение диссертации состоит и в том, что её основные положения могут быть использованы при формировании и продвижении имиджа Вооружённых Сил в интересах внутренней и внешней политики. Кроме того, материалы исследования можно использовать в преподавании таких учебных курсов, как «Политология военного управления» и «Основы государственной информационной политики Российской Федерации».

Апробация работы.

Научные выводы и результаты диссертационного исследования прошли практическую апробацию.

Основные положения и выводы диссертации, полученные на различных стадиях исследования, обсуждались на кафедре политологии Военного университета.

Основные положения диссертации изложены в 3 публикациях автора общим объемом более трех печатных листов.

Выводы по разделу.

1. В' нынешних условиях на уровне официальных органов государственной власти необходимыне отдельные мероприятия, а государственная программа по формированию положительного имиджа армии, которая должна строиться на основе постоянного анализа и стратегического планирования Совета Безопасности всего комплекса вопросов военной безопасности. В программы общественных организации^ в том числе и Общественного совета при Министерстве обороны РФ, также должны быть включены вопросы, связанные с имиджем армии.

Автор полагает, что данная программа должна представлять собой согласованную, целенаправленную работу, управляемую единым центром. Иными словами, в интересах военной безопасности необходима система институтов формирования имиджа военной силы. Такая система должна предполагать стратегический подход во взаимодействии всех органов и ветвей государственной власти, институтов гражданского общества по реализации активной имиджевой политики в области безопасности и обороны страны. К основнымимиджевым институтам в области формирования имиджа армии в интересах военной безопасности, автор относит официальные государственные и общественные структуры, специализированные и государственные СМИ, а также институты по связям с общественностью.

В интересах совершенствования информационного воздействия на общественность, на ряду с Управлением пресс-службы и информации МО РФ, необходимы специальные органы, конкретные должностные лица, самостоятельные отделы, службы органов военного управления формирования и управленияимиджем. На уровне пресс-центров военных округов, представляется необходимым объединить журналистов, освещающих военную тематику во «Всероссийскую ассоциацию военных журналистов», создать постоянно действующие пресс-клубы. В компетенции образованных и реорганизованных объединений должно быть решение таких вопросов как подготовка пресс-релизов, сообщений, обзоров, других материалов, отражающих наиболее важные события Вооруженных Сил, предназначенных для размещения в периодической печати, телеи радиопередачах.

Учитывая, что военные СМИ обеспечивают информирование российской общественности и зарубежной, личного состава Вооруженных сил, в целях улучшения имиджа армии, необходимо совершенствовать содержательную' и техническую сторону транслируемой информации.

Субъекты военного управления должны максимально контролировать представляемую информацию государственными СМИ, минимизируя возможность ее интерпретации в спекулятивных целях. Необходимо четко определять, с одной стороны, правила предоставления информации СМИ, а с другой — правила сбора и анализа информации, уже выпущенной ими для общественности.

2. Одним из актуальных направлений улучшения воспринимаемого образа Вооруженных Сил РФ является заблаговременная подготовка молодежи к службе в армии. Характер современных боевых действий, насыщение Вооруженных Сил новейшей техникой, усложнение всех сторон деятельности войск предполагается совершенствование, поиск новых форм и методов военно-патриотического воспитания всего населения страны, и особенно молодого поколения. Автор предлагает активно использовать в качестве средства военно-патриотического воспитания кино. Именно кино способно сконцентрировать в себе все то, что скрепляло единство русской, советской и российской армий. В кино возможно закрепить немеркнущие героические подвиги во славу своего Отечества, сложившиеся воинские традиции. Сохраненная преемственность посредством кино, способна усилить воспитательное воздействие подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за армию, за укрепление могущества государства.

В процессе постановки военно-патриотических фильмов различных жанров и роликов необходимо учитывать специальные эффекты, усиливающие образ сильной армии и защищенного государства. К таковым автор относит, идентификационный и аргументационный клип, эффекты увеличительного стекла, драматизации и моментальности.

Интернет необходимо использовать как важнейшую среду организации военно-патриотического воздействия при улучшении имиджа Вооруженных Сил РФ. Так как 1интернет позволяет визуализировать имидж армии, оживить его и позиционировать с прогрессивными явлениями и событиями. Продвижение позитивного образа Российской армии на страницах-интернет не получает широкой практики. Тех сайтов, которые существуют на сегодняшний день, недостаточно для позиционирования отдельных положений государственной политики в сфере обороны.

3. В работе по популяризации и пропаганде армейского труда большую роль играет реклама. Так как именно реклама способна изменить сознание и поведение людей в отношении службы в армии, она должна отражать привлекательные условия службы, предоставляемые льготы. В основу рекламных роликов военной службы должна быть заложена система факторов заинтересованности молодых людей. Реклама должна привлекать внимание к наиболее значимым положительным явлениям армейской жизни, наполнять определенным содержанием общественное сознание, влиять на чувства людей и механизмы принятия военно-политических решений. Реклама способна создавать ощущение единения, давать возможность реципиенту идентифицировать себя со страной, армией России, лидером, символикой.

4. Технологическая деятельности представляет собой сложную теоретическую и прикладную задачу, требующая от ее организаторов" привлечения в эту сферу большого количества соответствующих специалистов, с высокими профессиональными знаниями, навыками и умениями. Использование технологий формирования имиджа Вооруженных Сил РФ позволят усилить эффект влияния на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако, главным остается воздействие ПТ на систему ценностей личности, превращение позитивной информации о Вооруженных Силах. Эффективность технологического воздействия базируется на сопоставлении достигнутых результатов с намеченными целями.

5. Диссертантом проанализированы возможности в отечественной практике использования положительного опыта формирования имиджа в других армиях мира. Высшее государственное и военное руководство США, Великобритании и ФРГ стремятся не допускать неконтролируемого формирования имиджа вооруженных сил. Для этого они прилагают значительные усилия к тому, чтобы имидж армии обеспечивал наибольшую свободу действий при принятии и реализации политических решений, связанных с применением военной силы. А в зависимости от решаемых задач объектами РЫ—деятельности могут выступать: а) общественное мнение как внутри государств, так и за рубежом, в пределах сознания мирового сообществаб) государственные и зарубежные СМИв) личный состав национальных сил и вооруженных сил союзниковг) военно-политическое руководство, вооруженные силы, население противостоящей стороны в ходе военного конфликта и при осуществлении миротворческих операций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной военно-политической обстановке формирование имиджа Вооруженных Сил РФ приобретает особую значимость, таю как политическим руководством страны взят курс создание их нового облика. Процесс реформирования в силу разных причин имеет определенные сложности, и потому так остро на повестке дня стоит вопрос восприятия общественным сознанием способности Вооруженными Силами РФ исполнить свои функциональные обязанности по обеспечению военной безопасности.

В сложившихся условиях политический процесс формирования имиджа Вооруженных Сил может протекать стихийно, а может носить целенаправленный характер. В этой связи особую роль в. укреплении образа российской армии, будет играть деятельность различных органов государственного и военного управления. Дабы имел большую социальную силу. При правильной постановке работы созданный позитивный имидж Вооруженных Сил РФ будет повышать престиж воинского труда идоверие общества к армии, способствовать единению и сплочению военных, граждан, выступать стимулом усердия служивых людей в ратных делах, и темсамым укреплять безопасность страны.

Диссертантом была достигнута заявленная цель исследования — осуществить политологический анализ современного состояния* имиджа Вооруженных Сил России и его влияния на безопасность Российской" Федерации, определить основные направления улучшения имиджа армии в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Проведенная аналитическая работа подтвердила ряд рабочих предположений, во-первых, применяемые технологии влияют на эффективное формирование имиджа Вооруженных Сил. Технологии как особый вид политического инструментария могут обеспечить, решение государственными субъектами политики вопроса возрождения былого несокрушимого образа нашей армии, а может нанести ему существенный ущерб в ходе реализации военной политики. Во-вторых, обратная связь играет важную роль в процессе формирования, имиджа армии, что обеспечивается системой мониторинговых исследований изменчивости показателей имиджа Вооруженных Сил, а именно доверия общества к армии, престижа профессии военного. В-третьих, регулярное отслеживание информационных угроз положительному образу армии со стороны сферы массовой информации, позволяют улучшать созданный имидж армии.

В ходе проведенного исследования диссертант пришел к следующим научным выводам и обобщениям.

Проведенный теоретический анализ проблемы влияния имиджа Вооруженных Сил на безопасность государства дает основания полагать, что имидж Вооруженных Сил РФ} как социально-политическое явление и • понятие представляет собой специально создаваемый образ, воздействующий на представления индивидуального и массового сознания^ отражающий отношение общественности к их деятельности.

Имидж Вооруженных Сил РФ находясь в диалектическойсвязи с другими факторами обеспечения безопасности государства,. несет воздействующий характер как компонент единой государственной политики в военном и информационном, направлении.

Анализ имиджа Вооруженных Сил с позиции системного подхода привел нас к выводу, что существуют элементы имиджа Вооруженных Сил, которые могут выглядеть следующим образом: Первый — имидж военной услугивторой — самоимидж Вооруженных Силтретийруководства вооруженных силчетвертый — имидж военнослужащихпятый — социально-статусный имидж. При рассмотрении образа Российской армии необходимо учитывать не только совокупность пяти элементов имиджа, но и внутриполитическую и внешнеполитическую составляющую, дабы иметь полное представление о Вооруженных Сил, как синкретической организации. Несогласованность имидж российской армии внутри государства, и за рубежом доказана анализом статистических данных и обзором*зарубежных и отечественных СМИ. Несогласованность, имиджа порождает недоверие к армии и падение престижа воинского труда.

Используя социологический и политологический подходы, мы пришли к выводу что именно доверие выступает как индикатор состояния общественного мнения, показатель динамики отношения населения к имиджу Вооруженным Силам РФ. То есть успех деятельности армии, ее военачальников и военнослужащих проявляется в уровне доверия населения к ним. Доверие рождается среди граждан и несет на себе их надежды на улучшение жизни, веру в осуществление интересов, в удовлетворение потребностей и-желаний.

Динамика уровня престижавоинского труда напрямую зависит от социально-экономического и военного факторов. То есть от положения военнослужащих в обществе и от успешно проводимых военных операций.

Все элементы имиджа Вооруженных Сил складываются в совокупность имиджеформирующей информации. Все компоненты и каждый, в отдельности при этомиграют роль имиджеформирующей информации. Понимание имиджа Вооруженных Сил это устойчивое мнение, которое складывается у индивида на основе воспринятой* имиджформирующей информации, как репутации объекта или явления.

Диссертант на основе анализа данных ведущих социологических центров изучения общественного мнения выявила основные этапы трансформации имиджа Вооруженных Сил РФ за последние два десятилетия. В основу типологии этих этапов были взяты временные отрезки связанные: а) участие Вооруженных Сил в боевых операцияхб) состояние общественного сознания в отношении Вооруженных Силв) характер общественной позиции по вопросам жизнедеятельности армииг) шаги государства по реформированию Вооруженных Сил.

В результате диссертант обобщила данные критериев имиджа Российской армии на четырех временных отрезках.

Проведенный анализ данных ведущих социологических центров, а также сообщений и публикаций российских и зарубежных СМИ за период с 1992 по 2011 год, подтвердил что, не смотря на методичную работу государственных структур, отвечающих за формирование положительного имиджа Вооруженных Сил отсутствует достаточно эффективная система по формирования положительного образа армии. Кроме того, были получены результаты подтверждающие предположение о том, что одной из угроз, снижающих духовный потенциал Вооруженных Сил РФ, является отсутствие в работе государственных субъектов политики единого целеполагания относительно формирования положительного имиджа и его улучшения.

Исходя из проведенного политологического анализа деятельности органов государственного и военного управления по формированию имиджа Вооруженных Сил РФ в интересах обеспечения военной безопасности государства, автор считает необходимым предложить следующие практические рекомендации, упорядочив их по следующим направлениям: институциональное, внешнеполитическое, внутриполитическое, технологическое.

Учитывая геополитические цели наших вероятных противников, а тэкже их богатый опыт формирования имиджа Вооруженных Сил при подготовке, во время вторжения и по завершении вторжения на чужую территорию целесообразно в военно-политических документах отразить критерии, по которым, следует производить мониторинг угроз положительной репутации Вооруженных Сил РФ, а также прописать оперативные меры реагирования на ситуации в случае создания и-распространения негативных имиджей Вооруженных Сил РФ.

В информационно-коммуникативных процессах на международном уровне рекомендуется активно использовать политические технологии формирования положительного имиджа Вооруженных Сил РФ, учитывать имиджевые характеристики армии в ходе международного информационного обмена, а также учитывать вероятность нанесения ущерба со стороны контрагентов миролюбивой внешней политики России положительной репутации российской армии.

Законодательным органам власти предлагается внести изменения в закон «О средствах массовой информации» и другие изменения, которые позволят привлекать к ответственности СМИ, применяющие информационно-политические технологии создания негативных имиджей Вооруженных российской армии и потому, наносящих ущерб репутации Вооруженных Сил РФ в обществе и на международной арене.

В целях обеспечения системного мониторинга угроз положительному имиджу Вооруженных Сил РФ со стороны сферы массовой информации и своевременного принятия мер по их нейтрализации необходимо определить законодательные рамки координации усилий государственных и негосударственных информационно-аналитических центров, а также произвести финансирование и приобретение экспертно-аналитическиех систем, позволяющих, прогнозировать возможный ущерб от размещенных в СМИ имиджевых сообщений и публикаций.

Через государственные средства массовой информации, прежде всего через ТК «Звезда», спланировать и реализовать несколько имиджевых программ, которые в ближайшей перспективе следует ориентироваться для укрепления репутации Вооруженных Сил РФ внутри страны и на международной арене.

Правительству Российской Федерации предлагается координировать деятельность министерств и ' ведомств по разработке и реализации государственной программы формирования имиджа Вооруженных Сил РФ и престижа военной службы.

Совету Безопасности РФ при планировании работы Межведомственной комиссии по информационной безопасности предусматривать подготовку и обсуждение вопросов, связанных с использованием политических технологий формирования положительного имиджа Вооруженных Сил РФ в сознании приоритетных групп общественности стран, являющимися нашими вероятными противниками.

Совету Безопасности РФ совместно со всеми силовыми министерствами, входящими в военную организацию государства разработать алгоритмы взаимодействия со СМИ при создании положительного имиджа Вооруженных Сил РФ в интересах информационного противоборства в различных условиях военно-политической обстановки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской. Федерации/Лг?у.constitution.ru.
  2. ФЗ «О безопасности» (Российская газета от 29 декабря 2010 г.)
  3. Федеральный Закон «Об обороне"//Собрание законодательства* Российской Федерации, 1996.
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года //www.kremlin.ru.
  5. Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации. -М.: Международное изд.-во «Информациология», 2000.
  6. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом России 5 февраля 2010, http://news.kremlin.ru/refnotes/461.
  7. Федеральный закон Российской Федерации N 7-ФЗ от 13 января 1995 года «О порядке освещения- деятельности органов государственной- власти в государственных средствах массовой информации».
  8. Федеральный закон Российской Федерации N 8-ФЗ от 9 февраля-2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Российская газета от 13 февраля 2009 года).
  9. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 «О рекламе» (Российская газета от 13 марта 2006).
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Российская газета от 29 июля 2006) —
  12. Федеральный закона от 27 декабря 1991 года N 2124−1 «Закон о средствах массовой информации», редакция от 16.10.2006 N 160, ФЗ (Российская газета от 27 ноября 2007).
  13. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (от 21 июля 1993 года) —
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (Российская газета от 2 декабря 2009).
  15. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная решением Коллегии Министерства обороны РФ 28.03.2008.
  16. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 марта2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
  17. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря2005 года № 555 «Об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации».
  18. Книги, статьи, диссертации
  19. Актуальные проблемы военной политики и военной безопасности России: Материалы научно-теоретических конференций. М.: ВУ, 2005.
  20. Банников К. Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии). М., 2002.
  21. В.К. Политический феномен военной деятельности: Монография. -М.: Издательский Дом «АТИСО», 2009. С.341
  22. O.A. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России//Полис. 1994.№ 4. С. 162 -163.
  23. E.H., Зазыкин В. Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». СПб.: Питер, 2003. С.44−45.
  24. JI.A., Корнилов П. А. Реконструирование структуры образа военного конфликта (по материалам СМИ)//Социологические исследования. 2003. № 6. С.62
  25. П. Главное управление общественных связейг Министерства обороны Великобритании//Независимее военной обозрение. Сентябрь 2003 г.29: Военная политология. М.:ИД «Красная звезда», 2006. С. 256.
  26. В.И. Конгресс США и российско-американские отношения (1993 -1996 гг.): дис.. канд.ист.наук. Ярославль, 2000.
  27. В. Служба PR в Вооруженных Силах США //Власть. 2009., № 7., С. 146.
  28. И.И. Престиж воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации и пути его повышения: социологический анализ: дис. канд.социолог.наук., М., 2004.
  29. В. Свой интерес у армии в законотворчестве есть. Значит, должны быть и свои люди в Госдуме//Красная звезда, 2004, — 24 августа.
  30. Ефимов JL Финансирование деятельности Пентагона в информационной среде//Зарубежное военное обозрение, № 2, 2009. С. 79.
  31. П.И. Имидж Российской Федерации как актор ее национальной безопасности: дис.. канд.полит.наук. М., 2010.
  32. И.В., Леонов О. Г. Роль и значение имиджа страны в условиях глобализации//Социально-гуманитарные знания. М., 2008, № 5, С. 17.
  33. Имидж армии имидж России (коллективная монография) /Под.ред.Е. А. Петровой, В. П. Делия. -М.:РИЦ АИМ, 2006. С. 18.
  34. Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. Новосибирск. 2002. С. 334.
  35. А.Г. Психология и война//Сборник материалов конференции «Психология войны». М&bdquo- 2002, С. 19.
  36. Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М., 2001.С.452.
  37. B.C. Связь с общественностью «паблик рилейшнз» государственной власти и управления. Алматы, 1997. С. 45.
  38. Ю.Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти: дис.. канд. психолог, наук: М., 2003.
  39. В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии. — М.: Аспект Пресс, 2005. С. 196.
  40. Л.А., Корнилов П. А. Реконструирование структуры образа военного конфликта (по материалам СМИ)//Социологические исследования, 2003, № 6. С. 56.
  41. Ле.Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе//Полис. 2001. № 2. С. 103.
  42. O.A. Имидж политического института как предмет социологического исследования: дис.. канд.социолог.наук. Самара, 1999.
  43. В. Ненужные щенки Российской армии//Независимое военное обозрение. 12.01.11.
  44. В. Святое дело защитить защитника Отечества//Независимое военное обозрение. 08.10.10.
  45. В., Мясников В. Северный Кавказ поднимают в ружье//Независимое военное обозрение. 11.07.06.
  46. В., Шаповалов А. Иванов почувствовал себя стратегом //Независимое военное обозрение. 13.07.06.
  47. В. Варшавский договор перекочевал в Азию//Москва сколачивает военно-стратегический шестиугольник//Независимое военное обозрение. 27.04.06.
  48. В. Лейтенантов уволить, курсантов — не набирать//Независимое военной обозрение. 29.06.10.
  49. В. Народ и армия — чужие//Независимое военное обозрение. 16.09.05.
  50. В.В. Глобальные телесетн новостей на информационном рынке. М.: Иад-во «РИП-холдинг, 2003, С. 10.
  51. Орлова» Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М.: Иха-во «РИП—холдинге, 2003. С. 35.
  52. Е.А. Имидж Вооруженных Сил как научно -прикладная проблема- имиджелогии//Имидж армии имидж России/Под ред. Е. А. Петровой, В. П. Делия. М.: РИЦ АИМ, 2006.
  53. Политическая имиджелогия/Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М.:Аспект Пресс, 2006. С. 367.
  54. Политология. Энциклопедический словарь/Юбщ.ред. Аверьянова Ю. Н. М.: РиЬНзЬе, 1993.
  55. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999, С. 87.
  56. Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: дис.. канд.полит.наук. М., 2004. С.ЗО.
  57. С.М. Армия как социальный институт: проблемы и перспективы //Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 7.
  58. С.М. Новый этап в российско-американских отношениях //США. Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 12. С.3−24.
  59. И.Я., Кисмерешкин В. Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. М.: РИПОЛ классик, 2008. С. 120.
  60. А.Б. Развитие имиджевых технологий в российском избирательном процессе (1993 -2005гг.): автореф. дис.канд. полит.наук., Краснодар, 2007.
  61. В. Инвалиды военной службы ущемлены в льготах и пенсии//Военно -промышленный курьер № 36 (152) 20.09.2006.
  62. В. Война и информация//Независимая газета 21.04.2000:
  63. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ.ред. В. С. Комаровского: М.:РАГС, 2001. С. 319.
  64. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: автореф. дис.. докт. психолог, наук: Ростов н/Д, 1998.
  65. А. И. Право на альтернативную гражданскую* службу: возможности и права реализации. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004., С. 62.
  66. А.И. Факторы формирования доверия к российской армии. Военная социология, 2009.
  67. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-воМУ, 1992. С. 112.
  68. Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. С. 350.
  69. В. Пиво для журналистов от Минобороны//Формирование позитивного имиджа армейской службы в военном ведомстве Великобритании продумано до мелочейю. 2003, № 42.
  70. Стрельников В'.Контртеррористическая и миротворческие операции российских войск, «Ориентир» июнь 2004.
  71. А. ПАСЕ переходит на военное положение // Парламентская ассамблея Совета Европы займется проблемой дедовщины в СНГ//21.03.2006
  72. A.JI. Роль СМИ в формировании внешнеполитического образа США. Челябинск, 2003.
  73. Д., Сафонов В. Психологические операции Вооруженных Сил США в Афганистане//Зарубежное военное обозрение. 2002. № 3.
  74. B.C. Политический имидж России в американской прессе 2000 -2004 гг.: диссер.канд.полит.наук., Саратов., 2005.
  75. Э. Политология. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 464.
  76. . Российская армия лицо российского государства //"Кавказский дневник». 03.07.2010
  77. О.Я. Институт связи с общественностью в военном управлении Российской Федерации: проблемы становления и повышения эффективности. М., 2006. С. 24.
  78. А.Н. Креативные технологии паблик-рилейшнз. М., 1998.1. С. 10.
  79. И.В. Психологическое воздействие на войска и население зарубежных стран. М, 2000, С.93/
  80. М.А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. СПб., 2002. С. 77.
  81. Эдуард Штайнер Армия как мотор модернизации//Т)1е Presse 15 марта 2010 г.
  82. Erlanger S. Lax nuclear security in Russia is cited as way for bin Laden to get arms//New-York Times. 12.11.01.
  83. Y.Magazin der Bundeswehr. 2008, № 10, S.20.
  84. Проигранная война или.//Информационно-аналитический портал Грузия online, Грузия 01.07.2009.
  85. Неформальные группы против государств. Интервью с Уильямом Линдо //Washington ProFile, 25.05.2005.91 .Russians Melded Old -School Blitz With Modern Military Tactics//New-York Times. 16.08.2008-
  86. ABM Treaty Is Obsolete and Should Be Abrogated // Washington Times. 21.02.00.
  87. Crossette Bussia using brutality to suppress Chechens, rights group says//New-York Times. 28.02.02.
  88. Gordon M. Russia takes Chechen town, but can it keep it?//New-York Times. 14.01.00.
  89. McQuail Denis. McQuail’s Theory of Mass Communication. London: Sage, 2002. P. 218.
  90. Military-Age Russians Not Eager To Serve//Washington Times, 30.04.00.
  91. Myers S. Russia recasts bog in Caucasus as war on terror//New-York Times. 05.10.02.
  92. Myers S. Russia to shut monitoring by Europeans in Chechnya//New York Times. 01.01.03.
  93. Perlez J. Three massacres in Chechnya are described//New-York Times. 02.03.00.
  94. Sciolino E. Putin unleashes his fury against Chechen guerrillas//New -York Times. 12.11.02.
  95. Soldiers feel abandoned, left to die Young conscripts thrust into fight to take Grozny//Washington Times. 16.01.00.
  96. Tyler P. Russian defector saya army killed civilians in Chechnya//New-York Times. 17.03.02.
  97. U.S., Russia clash on human rights issues//Washington Times. 18.02.00.
  98. Which way Russia? Chechnya is the test//Washington Times. 28.01.00.
  99. Wines M. Rebels destroy a convoy outside Chechnya//New-York Times. 12.05.00.
  100. Wines M, War on terror casts Chechen conflict in a new light //New -York Times. 09.12.01.
  101. Г. Масколо, К. Нееф, М. Шепп Анатолий Сердюков: «Мы хотим равноправного партнерства"//Е)ег Spiegel 26/10/2010
  102. The Soviet solution /Washington Times. 13.02.00.
  103. Requiem for a Heavyweight//Washington Times. 21.02.00.
  104. A Pyrrhic victory in Chechnya?//Washington Times. 01.03.00.
  105. Anti -war fever//Washington Times. 23.03.00.
  106. A harrowing look at real Terror//Washington Times. 23.10.03.
  107. Washington Times. 06.01.02.114. New-York Times. 25.01.02.
  108. Russian germ weapons//Washington Times. 09.05.03.
  109. The tragedy of Beslan//Washington Times. 13.09.04.
  110. A Test for the Russian Military//New-York Times. 11.08.08.
  111. Russia tricks, slaughters Chechens//Washington Times. 05.02.00.
  112. Georgia Offers Fresh Evidence on War’s Start New-York Times. 15.09.08.
Заполнить форму текущей работой