Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные политические идеологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 70−80-е гг. ХХ в. сформатировалась концепция самоуправляющего социализма среди социал-демократических партий Франции, Италии, Бельгии. Эти партии в своих программных документах выразили новую политическую концепцию, предусматривающую привлечение всех граждан общества к процессу обработки и принятия решений, руководства разными сферами жизнедеятельности общества. Она активизирует граждан… Читать ещё >

Современные политические идеологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ЭНЕГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ СОЦИОЛОГИИ им. Г. С АРЕФЬЕВОЙ РЕФЕРАТ По дисциплине «Политология»

«Современные политические идеологии»

Москва, 2014

Содержание Введение

1. Либерализм и консерватизм: первые политические идеологии

2. Социализм — стремление к справедливости

3. Коммунизм, фашизм и нацизм: борьба «левых» и «правых» политических сил Заключение Список использованной литературы

Политические идеологии влияет на всю совокупность социальных отношений, которые определяют развитие современного человечества. Появившись на исторической арене сравнительно недавно, они стали движущей силой социально-политической и экономической жизни государств мира. И являются многомерным социокультурным явлением, средоточием определённого общественного мировоззрения и этики, комплексом ценностей, основой политики многих ведущих государств мира.

Благодаря политическим идеологиям современная цивилизация приобрела много характерных особенностей — как положительных, так и отрицательных. С помощью различных политик преодолевались кризисы и происходили коренные преобразования в жизни народов. Нет такой значимой социальной сфер, на существование и функционирование которой не повлияли (и не продолжали бы влиять) различные политические идеологии. Вместе с тем, именно в тенденциях политического мировоззрения можно усматривать опасность для мира, стабильности и преемственности в обществе. Революции, некоторые реформы нередко безвозвратно разрушают структуры упроченного социального порядка и мировоззрения, принудительно втягивают сообщества и отдельных людей в новый цивилизационный круговорот, где эффективность и темп существования, польза и выгода заменяют уважение к авторитету и почтительное отношение к традициям и истории, а, поклонение культу насилия — принципы свободы и равенства.

Стараясь познать сложность современной жизни и политических процессов в нашей стране и мире, мы оказываемся перед насущной проблемой и необходимостью постичь природу политической идеологии, как явления, определить ее место и роль в общественной жизни, выяснить причины долгосрочности и жизненной силы отдельных политических тенденций. Все это определяет актуальность написания данной реферативной работы, в которой мы будем анализировать основные политические идеологии современности.

1. Либерализм и консерватизм: первые политические идеологии Политическая идеология представляет собой социально-культурный феномен, форму общественного мировоззрения, набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти.

В структуру политической идеологии входят: политическая теория, социально-политический идеал, концепция политического развития и политические символы. Политическая теория и концепция, как правило, рассматривают такие основные вопросы, как отношение к частной собственности и индивидуальной свободе, экономике и социальной свободе, государственной собственности и системе власти. Каждая политическая идеология решает эти вопросы по-своему, вырабатывая базовые ценности.

Исторически первыми политическими идеологиями стали либерализм и консерватизм (таблица 1). Гаджиев К. С. Политология. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2013. — 213 с.

Либерализм (от лат. lіbezalіs — свободный) — политическое и идеологическое течение, которое объединяет приверженцев парламентского правления, свободного предпринимательства и демократических свобод и ограничивает сферы деятельности государства.

Либерализм как одна из наиболее распространённых философских систем и политических идеологий сформировался еще в ХVІІІ в (у истоков стояли Дж Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Русо и др.). Во второй половине ХІХ в. он превратился в самостоятельное направление, которое с появлением либеральных партий приобрело особое значение.

Исторически возникновение классического либерализма связано с появлением нового для феодального общества класса — буржуазии. Однако в классическом либерализме свобода еще не вступала в драматические отношения с новыми капиталистическими отношениями. Она рассматривалась как равенство, как свобода для всех, а индивидуализм — как развитие и самовыражение личности.

Таблица 1

Сравнительная характеристика либерализма и консерватизма

Идеология

Либерализм

Консерватизм

Базовые ценности

Человеческая личность Индивидуальная свобода Равенство возможностей Рынок как регулятор экономических отношений

Семья, религия, мораль, традиции Государство — главный гарант благополучия граждан

Экономические приоритеты

Договорной характер отношений между государством и индивидом Ограничение влияния государства на экономику Частная собственность Защита интересов меньшинств Уменьшение налогов и социальных программ Приватизация

Приоритет государственной собственности Повышенное внимание к армии Активное влияние государства на экономику Готовность отстаивать интересы государства силовыми методами

Современные партии

Либеральные демократы Великобритании, Демократическая партия США, Демократический союз России

Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании (тори), «Единая Россия»

Основатели классического либерализма считали, что их учение — это основанный на личной инициативе и свободе выбора способ действий, готовность к восприятию новых идей и вместе с тем отрицание диктата идеологий, политики и власти.

Согласно либеральному идеалу цель создания государства — сохранение и защита естественных прав человека. Отношения между отдельным человеком и государством должны иметь договорный характер, а верховенство закона является инструментом социального контроля. В каждом обществе гражданским свободам предоставляется приоритет над политическими, юридическими и моральными нормами. Крежовов В. С. О прогрессе, гражданском обществе и либерализме // Философия политики и права Ежегодник научных работ. МГУ имени М. В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии политики и права. Москва, 2014. С. 103−124.

Анри-Бенжамен Констан (1767−1830) — идеолог буржуазного либерализма Франции первой половины ХІХ в. полагал, что свобода утверждается не через власть народа, а через независимость индивида от государственной власти. Власть, которая ограничивает гражданскую свободу, превращается в тиранию, Следовательно, кому бы ни принадлежала политическая власть — монарху или народу, она не может быть абсолютной. Границы ее — в правах личности.

Другой идеолог либерализма английский философ Иеремия Бентам (1748−1832) в произведениях «Принципы законодательства», «Руководящие основы конституционного кодекса для всех государств» сформулировал теорию утилитаризма, взяв за основу принцип полезности. Соответственно действия человека мотивируются практической выгодой, тесно связанной с поиском удовлетворения и избегания страданий. Общее благо является совокупностью индивидуальных благ.

В России идеи либерализма пришли во время правления Петра I, но встретили сопротивление консервативного общества. Наиболее яркими сторонниками либерализма были декабристы. Император Александр II пытался провести ряд либеральных реформ. Либеральные идеи развивали П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. После революции 1917 во Временном правительстве преобладали либералы, но после Октябрьского переворота, они потерпели поражение и в полной мере либерализм не возродился в России до сих пор. Пархоменко Р. Н. Дискуссии о либерализме в современной России // Политика и общество. 2013. № 8. С. 1052−1063.

В мире же либерализм приобретал новые формы, трансформируясь в неолиберализм.

Неолиберализм (от греч. neos — новый, и лат. lіbezalіs — свободный) — современное политическое течение, разновидность традиционной либеральной идеологии и политики. Он сформировался как отражение трансформации буржуазного общества от свободного предпринимательства к государственно-монополистическому регулированию экономики, институализации новых форм государственного вмешательства в общественную жизнь. «Этатическая» (идеализирующая роль государства) разновидность либерализма с сохранением принципа демократии, свободной конкуренции, гласности, частного предпринимательства утвердилось во многих странах. Болдуин Д. А. Неолиберализм, неореализм и мировая политика // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2012. № 2. С. 33−52.

В экономике неолиберализм принял форму «кейнсианства» (от имени англ. экономиста Дж. Кейнса), предусматривающего усиление экономической и социальной роли государства. Архаические принципы свободного рынка и свободной конкуренции, по мнению приверженцев этой системы, оборачиваются бедностью и бесправием одних людей ради процветания других.

Наиболее заметное практическое воплощение неолиберализм получил в политике «нового курса» президента США Ф. Рузвельта, что было обусловлено научно-технического революцией, которая нуждалась в значительных государственных капиталовложениях в основные фонды непроизводственной сферы, в развитие образования и науки, в повышение классификации рабочей силы, в здравоохранение.

В середине 80-х гг. ХХ в. неолиберализм стал крепнуть в борьбе с «правыми» консервативными и «левыми» течениями, в частности была сделана попытка переосмыслить характер отношений общества, государственно-политической системы и индивида, сформулировать концепцию «передового либерального общества».

Однако, неолиберализм является неоднородной массой. Так, «правое» крыло считает, что решение проблем современного общества возможное через создание правительства согласно требованиям морали, оно выступает за «минимальное» государство, соглашаясь в этом с консерваторами; «левое» крыло — отрицает классовые разногласия.

Среди теоретиков левого крыла — Джеймс Гелбрейт, известный как автор теории конвергенции, согласно которой интернационализация экономической, политической и культурной деятельности ведёт к политическому и социальному сближению разных политических систем. Представителем этого направления является также Дэниэл Белл, автор концепции «постиндустриального» общества, являющейся продолжением концепции «индустриального общества» и «стадий экономического роста». Разновидностью либеральной теории постиндустриального общества можно считать концепцию информационного общества З. Бжезинского и А. Тофлера, в которой информация, ее производство, распространение и использование рассматриваются как главная сфера деятельности человечества.

Консерватизм — (от лат. consezvaze — сохранять, предохранять), политическая доктрина, которая, в отличие от либерализма, сориентирована на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, в ущерб личной свободе, традиционных ценностей и морально-правовых основ. Его политико-идеологическое мировоззрение определяется как комплекс принципов, главными среди которых являются ответственность, авторитет, религиозность, естественное неравенство людей. Василенко И. А. Политология. — М.: Юрайт, 2013. — 423 с.

Эдмунд Берк (1729−1797) — родоначальник консервативной идеологии, английский политический деятель, философ и публицист в своих многочисленных работах осуждал Французскую революцию. Его книга «Размышления о Французской революции» (1790) стала своеобразной Библией консерватизма.

Как тип политической идеологии консерватизм отстаивает идеи, идеалы, ориентации, ценностные нормы тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития. Часто консерватизм бывает своеобразной защитной реакцией средних и мелких предпринимателей, фермеров, ремесленников, которые ощущают страх перед будущим, что служит причиной неопределённости и нередко ухудшения их социального статуса.

Во второй половине ХХ ст. традиционный консерватизм вступил в разногласие с тенденциями общественного развития, что обусловило его переход к неоконсерватизму, приверженцами которого были «столбы» современной политологии С. Липсет (США), Ф. Хайек (Австрия), Х. Ортега-иГассет (Испания).

Неоконсерватизм — политическая идеология, которая приспосабливает традиционные ценности консерватизма к реалиям постиндустриального общества и определяет правительственную политику и политический курс ведущих стран мира, исповедующих принцип нахождения «золотой середины» между деструктивностью неограниченной рыночной стихии и неэффективной тотальной государственной регламентацией, сохранения законности и правопорядка.

Успех неоконсерватизма связан с приходом к власти таких известных политических лидеров, как Рональд Рейган и Джордж Буш-Старший в США, Гельмут Коль в Германии, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Жак Ширак во Франции, Ясухиро Накасоне в Японии, Джулио Андреотти в Италии и др.

Неоконсерваторы подчёркивают, что общество — сложная органическая целостность, а его части настолько взаимосвязаны, что изменение одной из них подрывает стабильность всего общества. В общественно-политической сфере нельзя действовать по плану или согласно социальной теории. Нужно опираться, прежде всего, на опыт. Общество совершенствуется постепенно по внутренним законам, укоренённым в прошлом. Решающее значение, по мнению современных консерваторов, имеют обычаи, вкусы, традиции народа. Главным критерием общественного развития представители этого идеологического направления считают изменение привычек, традиций и характера людей. Ионин Л. Апдейт консерватизма. — М.: ВШЭ, 2010. — 304 с.

Современные консерваторы полагают, что развитие общества должно быть безопасным как для отдельного человека, так и для всего общественного организма. Особое значение в усовершенствовании общества они придают моральному усовершенствованию человека.

Основные течения консерватизма — традиционалистское и патерналистское — выступают в защиту сильной власти и государства, Современные консерваторы против того, чтобы признавать целью общественного развития свободу личности. По их мнению, общественная цель возникает как единство интересов государства и нации.

Не отрицая таких норм политического консенсуса, как свобода, правовое государство, федерализм, неоконсерваторы, в т. ч. российские, выступают за политическую централизацию, провозглашают концепцию «ограниченной» демократии. В целом консерватизм был свойственен России почти на всех этапах ее историко-политического развития.

2. Социализм — стремление к справедливости либерализм консерватизм социализм коммунизм Социализм — учение и теории, которые утверждают идеал общественного устройства, основанного на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченного труда, на основе социально обеспеченной свободы личности. Социализм возник как реакция на те, проблемы, что не смогли решить либерализм и консерватизм. В 1830−40-х гг. в Англии, Франции, Австро-Венгерской империи в условиях стремительной индустриализации и урбанизации зародились первые чётко очерченные идеи социализма. Позже К. Марк и Ф, Энгельс тали систематизировать их, называя научным социализмом. Теория и практика социализма и перспективы его в ХХI веке. Под ред. Братищева И. — М.:ИТРК, 2009. — 560 с.

Среди базовых ценностей социализма: свобода, равенство, справедливость, солидарность. В экономической сфере он предусматривает равенство всех форм собственности, защиту прав и интересов меньшинств, государственное регулирование экономики с учётом рыночных законов, усиление социальной защиты граждан.

В политической науке существуют разнообразные толкования социализма. Наиболее распространённые из них — с позиции марксизма и с точки зрения социал-демократии.

Марксистская концепция социализма рассматривает его как низшую, незрелую фазу коммунизма — общественно-экономической формации, что характеризуется ликвидацией частной собственности и эксплуататорских классов, утверждением общественной собственности на средства производства, ведущей роли рабочего класса, осуществлением принципа «от каждого по способностями, каждому по труду», обеспечением социальной справедливости, условий для всестороннего гармонического развития личности. Колганов А. И. Что такое социализм? Марксистская версия. — М.: Либроком, 2013. 616 с.

Реализация догматизированного марксистского варианта социализма осуществлялась через массовое социальное насилие, запрет частной собственности, рыночных отношений, политической и духовной оппозиции. Социализм как общественный порядок противопоставил себя свободе и демократии, что привело или к полной его ликвидации (СССР, страны Центральной и Восточной Европы), или к глубокому кризису (Куба, Северная Корея) или рыночному реформированию (Китай). Соответственно это вызвало и кризис представлений о социализме.

Социал-демократическая концепция социализма определяет его как общественный порядок, достигаемый не революционной ликвидацией, а формирование капитализма с сохранением частной собственности, обеспечением роста среднего класса и социального партнёрства, достижением значительно более высокого уровня социального равенства и справедливости.

Социал-демократия — идеологическое и политическое течение, которое выступает за осуществление идей социализма во всех сферах общественной жизни. Это важная составляющая часть политики «левых» партий современности, прежде всего Западной Европы. Наиболее влиятельны социал-демократические партии Германии, Италии, Швеции, Дании. Работяжев Н. В. Западноевропейская социал-демократия в начале ХХI века // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3. С. 39−55.

С течением времени ориентиры современной социал-демократии дополняются новыми концепциями: качества жизни, самоуправляющегося социализма (демократического социализма), экономической демократии, христианской демократии.

Так, концепция качества жизни является элементом не только демократического социализма, а и либерализма. Суть ее заключается в попытке установить тесную связь между традиционными материальными интересами и новыми потребностями трудящихся (экономическая защита, улучшение условий труда, развитие системы социального обеспечения, общественного транспорта, профессиональной подготовки, коммунальной службы). Качество жизни трудящихся, по мнению социал-демократов, высочайшая ценность в социальном государстве.

В 70−80-е гг. ХХ в. сформатировалась концепция самоуправляющего социализма среди социал-демократических партий Франции, Италии, Бельгии. Эти партии в своих программных документах выразили новую политическую концепцию, предусматривающую привлечение всех граждан общества к процессу обработки и принятия решений, руководства разными сферами жизнедеятельности общества. Она активизирует граждан, профессиональные союзы, общественные организации, местное самоуправление. Самоуправляющийся социализм предусматривает политическую демократию: многопартийность, свободу деятельности оппозиции, возможность пребывания при власти нескольких партий. Социал-демократы не признают никаких форм диктатуры, которая несовместимая с политической демократией.

Также в рамках социал-демократии была разработана концепция экономической (промышленной) демократии. Создана она была в послевоенный период социал-демократическими партиями Скандинавии и Германии. На микроуровне эта концепция реализуется через участие трудящихся в управлении предприятиями, на макроуровне — в управлении общественной экономикой. А это предусматривает наличие органов социального партнёрства (Германия, Австрия) экономического сотрудничества или самоуправления (Франция).

В России идея социализма развивались в русле социал-демократии Г. В. Плехановым, О. Ю. Мартовым, А. Н. Потресовым, Н. И. Бухариным и др. политиками и общественными деятелями, вставшими в оппозицию к радикальным идеям В. И. Ленина, К. Каутского и пр. Однако, став политическим меньшинством, они потерпели поражение в борьбе с российским большевизмом — коммунизмом. Социал-демократия лишь отчасти возрождается в РФ современного периода. Славин Б. Ф. Социализм и России. — М.: Либроком, 2013. — 432 с.

3. Коммунизм, фашизм и нацизм: борьба «левых» и «правых» политических сил На основе радикальных политических идей в ХХ в. сформировались т.н. «правые» и «левые» идеологии, яркими выражением кторых стал коммунизм и фашизм (таблица 2).

Коммунизм — политическая идеология, предусматривающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. Вследствие недостаточно высокого уровня развития продуктивных сил распределение осуществляется по труду. Государство в форме диктатуры пролетариата сохраняется лишь на низшей фазе коммунизма, а на высшей — отмирает. Политология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2014. — 522 с.

Таблица 2

Сравнительная характеристика коммунизма и фашизма

Идеология

Коммунизм

Фашизм

Базовые ценности

Равенство Народовластие Социальная справедливость

Нация Раса

Экономические и политические приоритеты

Идеологизация и жёсткий государственный контроль всех сфер общественной жизни Интернационализм Коллективная собственность Государственное регулирование экономика Агрессивная внешняя политика Приоритет военно-промышленного комплекса

Мелкая частная собственность Ксенофобия, расовая нетерпимость, антисемитизм, шовинизм, борьба с миграцией Агрессивная внешняя политика Приоритет военно-промышленного комплекса

Наиболее известные партии

КПРС, компартии Кубы, Китая, Вьетнама

Народный фронт Франции, Национальная фашистская партия Италии, Испанская фаланга

Основные источники этого политического течения выходят из утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы, а со временем философов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Определяющий вклад в формирование идеологии «научного» коммунизма был сделан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Отчасти близок к нему был анархизм — стремящийся к максимально возможному освобождению личности, немедленному уничтожению всякой государственной власти путем стихийного бунта.

Попытка построения коммунизма в СССР, Китае и др. странах форсированными методами обернулась неудачей и глубоким социально-экономическим кризисом. Ныне действуют лишь разрозненные коммунистические партии мира, не имеющие широкой народной поддержки.

Фашизм (от лат. fascіo — пучок, связка) — идейно-политическое течение, которое сформировалось на основе синтеза сущности нации как вечной и высочайшей реальности и догматизированного принципа социальной справедливости.

Первую фашистскую организацию под названием «Фашио ди комбаттименто» («Союз борьбы») создал в 1919 г. лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини (1883−1945). От названия этой организации и пошло название «фашист», быстро распространившееся во всем мире. Среди мировоззренческо-философских авторитетов фашизма стоят имена Артура Шопенгауэра (1788−1860), Фридриха Ницше (1844−1900), Карла — Густава Юнга (1875−1961) а также теоретиков социального дарвинизма Франца Опенгеймера и Людвига Гумпловича.

Идеология фашизма — это воинствующий антидемократизм и антикоммунизм, расизм и шовинизм. Особое место в идеологии фашизма занимает концепция нации как высшей и вечной реальности, основанной на «общности крови». Однако, не следует путать его с национализмом, зародившемся в ходе борьбы европейских государств за суверенитет. В идеологии национализма нации — это этническое сообщество, которое отличается, главным образом, собственной историей и языком, а не генетикой. Члены этого сообщества — свободные граждане, которые, не зависимо от этнической принадлежности, имеют равные права и обязанности в своем территориально чётко очерченном пространстве. Цель национализма — поддержка жизнеспособности этого сообщества, ее автономии и единства. А фашизм склонен усматривать в нации средство, орудие применения силы относительно других наций. Его стремления экспансионистские, тоталитарные. Нацизм и вовсе усматривал между разными нациями непримиримую вражду и потребность перманентной войны с полным уничтожением «неполноценных» наций.

В сфере внешней политики фашизм проявляется как теория расового превосходства, что служила обоснованием политики империалистических завоеваний и порабощения других народов. Политической формой фашистского государства является тоталитаризм. Необходимым условием политического господства признается культ вождя. Экстремизм и его причины. — М.: Логос, 2013. — 312 с.

Между тем фашизм и коммунизм, не смотря на историческую борьбу, объединяет много общих черт: радикализм и силовые методы установления власти, псевдонаучность и утопизм, дуализм правящей партии и государства, культ личности, бюрократизм, пропаганда. Также для них характерны психология ненависти, эстетизация насилия, создание образа вымышленного врага, геноцид, милитаризм, моральный нигилизм и презрение к основным правам и свободам граждан, демократическим ценностям.

Именно поэтому фашизм, как и коммунизм, потерпели поражение и были осуждён мировым сообществом, но в некоторых государствах зародились неофашистские движения.

Неофашизм — разнообразные варианты модификации воспроизведения элементов идеологии и политической практики фашизма, нацизма, социальную базу которых, в основном, представляют маргинальные слои населения.

Идеологи неофашизма обращаются к истокам фашистской доктрины, стараются выступать под лозунгом возрождения «настоящего», «первоначального», «чистого» фашизма. Они стремятся пересмотреть границы государств, ограничить иммиграцию, реабилитировать нацистских преступников.

Неофашисты охотно приняли теорию «нового», «гуманного» фашизма, трактующую фашизм лишь как психологическую склонность людей к решительным действиям, независимо от социальных интересов. Утверждения, что человек — хищен и зол, неофашисты используют для оправдания военных преступлений фашистов.

Неофашизм как политическое течение возник в 60-е гг. ХХ в.; тогда же сформировались его идеология и организационные структуры. С 70-х гг. эти организации проводят общие собрания. 80−90-е гг. отмечены активными попытками неофашистов координировать свои действия в международном масштабе.

Сегодня неофашистские организации функционируют во всех странах Европы, Америки, большинства стран Азии, в Австралии, а также в странах постсоветского политического пространства — более чем в 80 государствах мира.

В России также наметилось в последние годы увеличение числа неофашистских организаций, которые используют идеи русского мессианства, тоталитаризма и великодержавного шовинизма и выступают за силовую диктатуру и военную экспансию. Формальное движение антифашистов тоже, по сути, является неофашистским. Русские неофашисты не стремятся попасть в органы власти и действовать правовым путем, они избирают путь экстремизма и насилия.

О росте приверженцев ультраправых в Европе засвидетельствовали президентские выборы 2002 г. во Франции, в ходе которых лидер ультраправого Народного Фронта Жан-Мари Ле Пен набрал около 18% голосов избирателей. На парламентских выборов этого же года в Нидерландах за ультраправую партию «Список Пима Фортейна» (политика, которого накануне выборов убили), проголосовали 17% процентов избирателей (26 мест в парламенте из 150). Махова А. В. Праворадикальная идеология в Западной и Восточной Европе в начале ХХI века: опыт сравнительного анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2013. № 2. С. 117−127.

Но человечество уже выработало мощные политические и правовые рычаги для борьбы с насилием, поэтому неофашизм как реакционное и идеологическое течение обречено на поражение.

Заключение

Политические идеологии представляет собой набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти и ее отношений с индивидами.

Первые политические идеи зародились в Древнем Мире, однако политическая идеология в ее современном понимании появилась в XVIII в., корда Европа дала миру либерализм и консерватизм. Либерализм объединяет приверженцев парламентского правления, свободного предпринимательства и демократических свобод и ограничивает сферу деятельности государства в социуме. Консерватизм в отличие от либерализма, сориентирован на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и морально-правовых основ общества. Его базовые ценности: авторитет, религиозность, естественное неравенство людей.

В ХХ и ХХI вв. на их основе оформились неолиберализм и неоконсерватизм, ставшие ведущими политическими течениями многих современных государств. Обе идеологии пытаются идти на встречу друг другу.

В конце ХIХ в. зародился социализм — учение, утверждающее идеал государства, основанного на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченного труда. Сегодня он представлен концепцией качества жизни, самоуправляющегося социализма (демократического социализма), экономической демократии и пр.

Радикальные направления социализма положили начало коммунизму. На практике он оказался нежизнеспособным и опасным, равно как и его противоположность — фашизм, считающей нацию — основой благ, а тоталитаризм — орудием власти.

Но современное общество в условиях глобализации отвергает радикализм и стремится к планетарной идеологии политического гуманизма (пацифизма). Это очень важно для всех государств, в т. ч. и для России.

1. Болдуин Д. А. Неолиберализм, неореализм и мировая политика // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2012. № 2. С. 33−52.

2. Василенко И. А. Политология. — М.: Юрайт, 2013. — 423 с.

3. Гаджиев К. С. Политология. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2013. — 213 с.

4. Ионин Л. Апдейт консерватизма. — М.: ВШЭ, 2010. — 304 с.

5. Колганов А. И. Что такое социализм? Марксистская версия. — М.: Либроком, 2013. 616 с.

6. Крежовов В. С. О прогрессе, гражданском обществе и либерализме // Философия политики и права Ежегодник научных работ. МГУ имени М. В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии политики и права. Москва, 2014. С. 103−124.

7. Махова А. В. Праворадикальная идеология в Западной и Восточной Европе в начале ХХI века: опыт сравнительного анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2013. № 2. С. 117−127.

8. Пархоменко Р. Н. Дискуссии о либерализме в современной России // Политика и общество. 2013. № 8. С. 1052−1063.

9. Политология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2014. — 522 с.

10. Работяжев Н. В. Западноевропейская социал-демократия в начале ХХI века // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3. С. 39−55.

11. Славин Б. Ф. Социализм и России. — М.: Либроком, 2013. — 432 с.

12. Теория и практика социализма и перспективы его в ХХI веке. Под ред. Братищева И. — М.:ИТРК, 2009. — 560 с.

13. Экстремизм и его причины. — М.: Логос, 2013. — 312 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой