Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ изменений в образе жизни развитых стран показывает, что его стратегической целью выступает «человек отдыхающий», сменяющий «человека работающего». Однако трансформация роли досуга в жизнедеятельности людей сопровождается изменениями в его содержании и моти-вационной структуре. В последней начинают доминировать такие мотивы, как гедонизм, экстраверсия, эротика, активность личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ДОСУГОВАЯ АКТИВНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Социальное структурирование свободного времени разными группами населения
    • 1. 2. Изменения в системе досуговой деятельности как проблема модернизации общественной жизни
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ДОСУГОВОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. «Человек отдыхающий» как стратегическая цель нового образа жизни
    • 2. 2. Здоровый образ жизни и массовый спорт: особенности реализации в разных стратах
    • 2. 3. Путешествия и туризм как социальные показатели качества жизни, позиций и статусов
  • ГЛАВА III. МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОСУГА И ГЕНЕРАЦИОННЫЕ СДВИГИ В ЦЕННОСТНЫХ СТАНДАРТАХ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Ценности старшего поколения и молодежи в контексте досугового потребления
    • 3. 2. Изменения в структуре молодежного досуга как показатель социальных сдвигов в использовании свободного времени

Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Реформирование российского общества протекает на фоне разрушения прежней социальной органзиации и складывания новой, на других социокультурных основаниях. Однако переходный характер общества, незавершенность социально-экономических процессов, противоречивость наблюдаемых тенденций затрудняют оперативный и точный анализ актуального состояния трансформируемого общества, необходимого для корректирования проводимых реформ.

Опыт модернизации общественной жизни развитых стран показывает, что важным индикатором социальных перемен становится активность населения в сфере досуговой деятельности. Другими словами, досуговая активность людей выступает в качестве показателя текущих изменений в социальной системе общества. Очевидно, что овладение и умелое пользование таким инструментом исследования переходного общества представляет определенную ценность для социальной науки.

Кроме того, повышение активности населения в сфере досуга означает определенные изменения в социальных субъектах, а, следовательно, и в самом обществе. Так, досуговая активность не может не приводить к появлению новых форм бытия людей. Нетрудно предположить, что на каком-то этапе развития общества социальные инновации в сфере досуга станут причиной глобальных изменений в современной цивилизации.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы заключается в диагностической и эвристической ценности исследования динамики и характера досуговой активности населения.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по исследуемой теме показывает, что имеются солидные теоретические и методологические наработки, представленные в работах как отечественных, так и зарубежных социологов, философов, экономистов.

В этом плане можно назвать труды классиков зарубежной социологии Вебера М., Веблена Т., Парсонса Т., а также современных исследователей Бурдье П., Де-Гразия С., Дюмазедье Ж., Каплан М., Келли Д., Кэндо Т., Маркузе Г., Рисмена Д., Стеббинса Р., Фридман Ж., Шиверса Д. и др.

Среди отечественных авторов выделим Артемова В. А., Артемову О. В., Бестужева-Ладу И.В., Бутенко И. А., Гимпелъсона В. Е., Гордона JI.A., Грушина Б. А., Ильина В. И., Клопова Э. В., Леваду Ю. А., Мосалева Б. Г., Мостовую И. В., Мурзина А. Е., Орлова А. С., Орлова Г. П., Патрушева В. Д., Пруденского Г. А., Разынского Г. В., Ростовцева П. С., Рощину Я. М., Стру-милина С.Г., Тапилину B.C., Ульянову М., Шапиро В. Д. и др.

Представляют интерес разработки таких авторов, как Инглхарт Р. (теория постмодерна) и Иноземцев В. Л. (теория постиндустриального общества).

Отметим наличие важных источников по отдельным аспектам рассматриваемой проблематики.

Вопросы здорового образа жизни рассматривались в работах таких исследователей, как Баранов А. В., Барун Дж.В., Галкин Ю. П., Димов В. М., Зоркая Н., Иорданская Ф. А., Комков А. Г., Кузьмак Б. С., Лисицын Ю. П., Лубышева Л. И., Нугаев М. А., Нугаев P.M., Осимцев А. А., Панков В. А., Русинова Н. Л., Сахно А. В., Фомин Э. А., Федорова Н. М. и др.

Социологические аспекты туристской деятельности нашли отражения в исследованиях Абукова А., Азара В., Боуэна Д., Браймера Р. А., Городецкого П. Г., Гуляева В. Г., Каска С., Квартальнова В. А., Котлера Ф., Мейкенза Д., Сапруновой В. Б. и др.

Проблемам молодежного досуга в современной России посвящены работы таких авторов, как Андреева И. Н., Бобахо В. А., Бочарова О., Гаре-ев Э.С., Голубкова Н. Я., Денисова Г. С., Дорожкин Ю. Н., Зубок Ю. А., Карпухин О. И., Куприянова З. В., Левикова С. И., Лернер А., Лисовский В. Т., Минюшев Ф. И., Новиков Л. Г., Парамонова С. П., Ромах О. В., Рондели Л. Д., Ручкин Б. Л., Скороходов В. В., Суртаев В. Я., Трегубов Б. А. и др.

Исследованию структуры досуга других социальных групп населения современного российского общества посвящены работы Артемовой О. В. (сельское женское население), Возьмителя А. А., Рощиной Я. М. (предприниматели), Вызова Л. Г., Тихоновой Н. Е. (средний класс), Кучин-ского С.С., Шамес И. А., Шевчук С. П. (инвалиды).

Досуговая активность в сфере компьютерной виртуальной реальности рассматривается Болескиной Е. Л., Волковым Ю. Г., Поликарповым B.C., Суртаевым В. Я. и др.

Развитию индустрии досуга в развитых странах посвящены исследования Ваккермана Г., Загладиной С. М., Тереховой О. В. и др.

В тоже время отсутствуют работы, посвященные проблеме модернизации досуга в постсоветском российском обществе и носящие обобщающий характер. Мы полагаем, что наше исследование направлено на определенное заполнение отмеченной теоретической «ниши».

Объектом исследования является досуговая активность населения переходного российского общества.

Предметом исследования выступает стратифицирующая роль активности россиян в сфере досуга и ее социокультурные индикаторы.

Цель исследования состоит в определении социоструктурных перемен в российском обществе на основе анализа характера, содержания и мотивационной структуры модернизации досуговой активности населения России.

Задачи исследования подчинены достижению указанной цели:

— рассмотреть факторы, определяющие социальное структурирование свободного времени разными группами населения;

— установить характер связей между модернизацией общественной жизни и изменениями в системе досуговой деятельности;

— определить стратегическую цель нового образа жизни в развитых странах и нынешней России;

— изучить особенности реализации основных элементов нового образа жизни в разных странах;

— рассмотреть генерационные сдвиги в ценностных стандартах россиян в контексте досугового потребления;

— исследовать изменения в структуре досуга российской молодежи.

Теоретико-методологической основой диссертации являются теоретические работы в области социологии свободного времени, досуга, быта, образа жизни, рекреации, здоровья, физической культуры и спорта, туризма отечественных и зарубежных авторов.

Эмпирической базой исследования выступают результаты социологических исследований, проведенных в 1965;1999 гг. Институтом социологии РАН, Институтом экономики РАН, Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, Институтом возрастной физиологии РАО, Институтом социально-экономических и правовых наук АН Республики Татарстан, НИЦ при Институте молодежи, Центром социологических исследований МГУ, ВНИИ физической культуры, НИИ киноискусства, НИИ детства, Институтом сравнительных социальных исследований, Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, ВЦИОМ, фондом «Общественное мнение», независимым исследовательским центром РОМИР, а также результаты социологического исследования «Молодежь Дона», проведенного ЮРПИ в апреле 2001 г. при участии автора.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована еледующим образом:

— проведено комплексное социологическое исследование досуговой активности населения переходного российского общества;

— обстоятельно рассмотрена стратифицирующая роль досуговой активности в современных обществах;

— определена стратегическая цель нового образа жизни в современных обществах;

— исследована специфика отношения к своему здоровью и занятиям спортом в разных странах современного мира;

— уточнена социальная роль туристской деятельности в жизни современного общества;

— изучены генерационные сдвиги в ценностных стандартах населения постсоветской России в контексте досугового потребления;

— определен характер изменений в структуре досуга современной российской молодежи;

— выявлена социально-диагностическая и эвристическая роль исследований досуговой активности населения в современном обществе.

На защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Стратегической целью нового образа жизни в современном обществе становится «человек отдыхающий». В сфере свободного времени это проявляется в повышении доли энергои ресурсоемких видов досуга (спорт, туризм). Приверженцами нового образа жизни выступают прежде всего представители среднего класса.

2. Ответственное отношение к своему здоровью, активность в занятиях спортом в современной России демонстрируют лица, в наибольшей степени готовые к рыночным отношениям, обладающие социальным и образовательным статусом не ниже среднего уровня.

3. К туристской деятельности в современном российском обществе наиболее склонны представители формирующегося среднего класса, так как этот вид активного отдыха в концентрированной форме отражает современные требования к качеству жизни, а также служит одним из главных показателей высокого социального статуса.

4. Различия в ценностных стандартах и образе жизни старшего поколения и нынешней российской молодежи в контексте досугового потребления являются показателями генерационных социальных сдвигов.

5. Различия в структуре досуга «благополучной» и «неблагополучной» российской молодежи выступают еще одним показателем социальных сдвигов в использовании свободного времени. «Благополучная» (социально адптированная) молодежь современной России демонстрирует стремление к достижению социального и профессионального успеха и активность в освоении досугового времени.

6. Мониторинговые исследования изменений в социальном поведении населения в сфере досуговой деятельности представляют диагностическую и эвристическую ценность в изучении социальной структуры переходных обществ и динамики социокультурных сдвигов, в том числе генерационного плана.

Научно-практическая ценность работы. Основные результаты исследования могут быть использованы при проведении конкретных социологических исследований по изучению социальной трансформации (модернизации) переходного российского общества.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по общей социологии, социологиям досуга, физической культуры и спорта, здоровья, туризма.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на трех научно-практических конференциях (1999;2002 гг.), опубликованы в семи научных работах общим объемом 4,6 п.л. 9.

Структура диссертации включает введение, три главы, семь параграфов, заключение и список литературы, состоящий из 279 источников.

Результаты исследования, проведенного в июне 1998 г. Институтом социальных и национальных проблем показывают увеличение ценности индивидуальной свободы с уменьшением возраста.

Среди респондентов индивидуальную свободу выбрали в возрасте:

Таким образом, главной социальной тенденцией, наиболее отчетливо прослеживаемой в образе жизни нынешней молодежи, является то, что «в пространстве биографических проектов торжествует принцип индиви.

Именно в изменении роли и значении личности, в повышении ее активности, самостоятельности, т. е. ее субъектности состоит один из важнейших генерационных сдвигов, оказывающий заметное влияние на деятельность немалой части молодежи во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере досуга.

В последнее время исследователи отмечают усиление фактора престижности в сфере досугового потребления молодежи, что способствует развитию процесса деперсонализации установок молодых людей.

О росте значимости престижных потребностей, ориентированных на обеспечение качества жизни, можно судить по данным социологического исследования, проведенного в конце 1997 г. социологической лаборатори.

От 16 до 24 лет От 25 до 30 лет От 36 до 45 лет От 45 до 55 лет От 56 до 65 лет.

— 44,1%, -32,1%,.

— 22,9%,.

— 20,8%,.

— 13,4%195 дуального планирования собственной жизни самим человеком".

196 ные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. С. 31, 30.

195 Минющев Ф. И. Указ. Соч. С. 69.

196 Изменение жизненных стратегий молодежи. С. 89. ей Южного отделения Российской академией образования среди молодежи Юга России. Так, о стремлении жить с комфортом заявили 68,2% опрошенных, иметь возможность путешествовать — 45,7%, иметь возможности развлечений — 43%, заниматься спортом — 39,7% респондентов (см. табл. 3.1.4)197.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рост уровня жизни населения западных стран и Японии в послевоенные годы привел к революционным изменениям в доминирующем образе жизни. Широкое распространение постматериалистических ценностей (самоуважения, творчества, независимость, самовыражение, свобода, индивидуальность и т. п.) и разрушение «религиозных» представлений о труде как главной жизненной ценности являются основными причинами повышения социальной значимости досуга.

Анализ изменений в образе жизни развитых стран показывает, что его стратегической целью выступает «человек отдыхающий», сменяющий «человека работающего». Однако трансформация роли досуга в жизнедеятельности людей сопровождается изменениями в его содержании и моти-вационной структуре. В последней начинают доминировать такие мотивы, как гедонизм, экстраверсия, эротика, активность личности, стремление к удобству и комфорту. А это, в свою очередь, ведет к заметному снижению пассивных форм отдыха и значительному увеличению энергои ресурсоемких видов активного отдыха, особенно спорта и туристской деятельности. Кроме того, обретает высокий социальный статус здоровый образ жизни, о чем, в частности, свидетельствует регулярная демонстрация утренних пробежек американских президентов по телевидению.

В послевоенные годы начинается поступательный рост индустрии досуга, особенно туристического бизнеса, обусловленный сменой потребительских приоритетов. На место потребления материальных ценностей заступает наслаждение жизнью. Влияние постматериалистических ценностей означает повышение требований к качеству жизни, то есть к увеличению престижного потребления.

Однако переход к новым ценностным стандартам в области досугового потребления лишь усиливает стратифицирующую роль досуговой активности. Помимо уровня дохода важным фактором, влияющим на поведение индивида в сфере досуга, является образовательный статус. Что касается социального статуса, то, видимо, следует говорить об усилении его принудительного воздействия на выбор индивидом форм и места проведения своего досуга.

Необходимо также отметить, что в социальной структуре приверженцев качества жизни доминируют представители среднего класса развитых стран. Именно они демонстрируют ответственное отношение к своему здоровью, активны в занятиях спортом, склонны к туристской деятельности. (Статистика Всемирной Туристской Организации показывает, что подавляющее большинство иностранных туристов являются жителями развитых стран).

Современное российское общество со смещением во времени и с поправкой на свои традиционные ценности и стандарты в жизни, начиная с середины 80-х годов в определенной степени начинает повторять путь развитых стран к смене «эпох» (труда на досуг). В это время по данным сравнительных исследований происходит «революция возрастных притязаний», означающая слом социалистической системы ценностно-нормативных ограничений потребления. Согласно закону социальной имитации российская молодежь активно заимствует высокие западные жизненные стандарты.

Коррозия ценностной системы советского общества, вызвавшая его полное разрушение, деидеологизация сферы досуга способствуют активизации процесса индивидуализации планирования человеком собственной жизни. Однако это только получение права на выбор в сфере досуга: следование в этом вопросе ценностным стандартам старшего поколения либо ориентация на эталонную группу, представленную активной частью населения (средний класс) развитых стран.

Социологические исследования последних лет убедительно показывают, что нынешняя российская молодежь в большей степени разделяет ценности западного образа жизни. По нашему мнению, этот принципиальный выбор, свидетельствующий о генерационном сдвиге, обусловлен: более высокой адаптабельностью молодежи к рыночным отношениям, ее образованностью, инициативно-индивидуалистическим типом сознания, выбором стратегии жизненного успеха, а также подверженностью влиянию указанным выше пяти мощных современных мотивационных факторов (гедонизм, экстраверсия и т. д.).

Важно подчеркнуть, что новому образу жизни как в развитых странах, так и в сегодняшней России наиболее привержены представители среднего класса. По данным социологических исследований 40% российского среднего класса составляет молодежь.

Различная степень готовности к жизнедеятельности в более жестких — рыночных — условиях разделяет молодежь на «благополучную», принадлежащую к среднему классу, и «неблагополучную», склонную к поддержке прежних ценностей. Оказалось, что «благополучная» молодежь значительно лучше, чем «неблагополучная», более активна в приобретении таких умений, как владение иностранным языком, навыками вождения автомобиля и работы на компьютере.

Приведенный факт трудно переоценить. В свете деятельностного подхода это особенно очевидно: «благополучная» молодежь активна в увеличении своих социальных ресурсов, а также в их освоении. В ее образе жизни это проявляется в сочетании активного продвижения к социальному и профессиональному успеху с выбором активных форм досуговой деятельности.

Важным стратифицирующим признаком молодежи становятся клубы, для которых характерен отличный от уличного досуга тип внутри-групповых взаимоотношений (анонимность, индивидуальность, слабый контроль). Дифференциация молодежи по признаку принадлежности к клубам пока наблюдается только в крупных российских городах, однако следует ожидать массового распространения этого явления после социально-экономической стабилизации.

О стратифицирующей роли досуга говорит и появление в молодежной среде так называемых яппи и неояппи, выходцев из малои среднеобеспеченных семей, активно борющихся за высокое место в обществе, а также ведущих здоровый образ жизни, занимающихся престижными видами спорта, а в целом демонстрирующих гипериндикацию именно в сфере досуга.

Итак, готовность (психологическая и ресурсная) к рыночным отношениям является ведущим фактором модернизации молодежного досуга.

Отмеченная закономерность в полной мере относится и к другим социально-демографическим группам населения нынешней России. Так, принадлежность к той или иной группе среднего класса приводит к смещению ценностной системы в сторону требований качества жизни. Крайне показателен в этом отношении тот факт, что актуально низкодоходные группы интеллигенции (учителя, врачи и т. п.) стремятся поддерживать свой социальный статус туристическими поездками за границу.

Проведенные различными социологическими центрами исследования показывают, что наиболее энергои ресурсоемкие формы досуговой активности (занятия спортом, туризм и т. п.) в значительной степени предпочитают лица, обладающие социальным и образовательным статусом выше среднего уровня, а также занятые в частном секторе экономики.

Однако преобладание в нынешнем российском обществе прежней.

164 структуры досуга (высокая доля пассивно-созерцательных видов, слабая выраженность креативной функции досуга) отражает отсутствие массового среднего класса. Это объясняется переходным состоянием общества, недостаточной развитостью рыночных отношений, а также переходным характером социальной структуры. Вместе с тем, о тенденциях в изменении последней можно судить по распространенности активности в сфере досуга. Более того, появление новых форм досуговой активности будет сигнализировать об активизации процессов социальной стратификации. Это связано с тем, что возросшая социальная значимость досуга обусловливает то, что изменения в социальной структуре общества можно наиболее точно увидеть в изменении досуговой активности населения.

Заметим, что в рамках нового образа жизни («человек отдыхающий») социальная диагностика в некоторой степени, с одной стороны, упрощается, так как социализация досуга, повышение значимости субъект-субъектных отношений способствуют усилению влияния референтной группы на индивида, а с другой стороны, усложняется, так как ожидаемое усложнение социальной структуры благоприятствует формированию различных образов и стилей жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Туризм на новом этапе. М., 1986. 295 с.
  2. В. Почем нынче путешествие: на что турист тратит деньги и кому от этого польза// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 5. С.40−41.
  3. В. Туризм еще один феномен XX века // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 10. С.28−31- № 11. С.30−33- 2000. № 1. С.56−58.
  4. И.Н., Голубкова Н. Я., Новиков Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. № 4. С.48−56.
  5. А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994. № 11. С.73−81.
  6. В.А. Изменение условий и образа жизни в Сибири (1972−1993): Социол. исслед. // Социологические исследования. 1995. № 1. С.73−83.
  7. В.А. Социальное время. Новосибирск, 1987. 237 с.
  8. В.А., Ростовцев П. С., Артемова О. В. Опыт лонгитюдного исследования использования времени // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 106−116.
  9. О.В. Повседневная жизнь сельской женщины (по материалам обследований 1920−1990 гг.) // Социологические исследования. 1997. № 12. С.61−67.
  10. А.Л. Трезвенное движение в России, Европе, США как движение за самосохранение человечества (XIX в. 1914 г.) // Социологические исследования. 1997. № 9. С.117−123.
  11. И.А. Отношение человека к здоровью // Социологические исследования. 1992. № 6. С. 102−103.
  12. Л. Туризм как отрасль итальянской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12. С.133−136.
  13. Г. П. Измерение аудитории спутнико-кабельного ТВ в Западной Европе // Социологические исследования. 1990. № 10. С.110−117.
  14. А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. 1997. № 1.
  15. Г. Теория распределения времени // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 1- № 2. С. 114−127.
  16. Бестужев-Лада И. В. Будущее свободного времени // Клуб. 1998. № 6. С.19−20.
  17. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С.56−65.
  18. В.А., Левикова С. И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки. 1996. № 2. С.35−45.
  19. И.В. Нормативная модель досуга // Социологические исследования. 1989. № 2. С.71−74.
  20. А.Л., Провоторов В. А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга// Социологические исследования. 1995. № 3. С.88−92.
  21. Л.Ф. Досуг школьников // Социологические исследования. 1990. № 1. С.87−88.
  22. Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. 2000. № 9. С.80−87.
  23. О. Кто читает любовные романы? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 3. С.49−51.
  24. О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 6. С.31−34.
  25. Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. М., 1995. 382 с.
  26. .С. Заметки о психологии пьянства // Человек. 1996. № 4. С.134−141.
  27. П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. Том 1. 1992. № 1.С. 17−33.
  28. И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7. С.82−89.
  29. И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М., 1997. 140 с.
  30. Г. Н., Клубов А. В., Чеснокова В. Д. Дети на улице: размышления социологов // Социологические исследования. 1994. № 1. С.68−73.
  31. Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса// Социологические исследования. 2000. № 3. С.42−48.
  32. П. Трудовое общество движется к своему концу: Современная мировая религия в тупике // РЖ «Социология». 1992. № 2. С.54−58.
  33. Г. Транспорт, торговля, туризм и мировая экономическая система // Международный журнал социальных наук. 1997. № 18. С.26−44.
  34. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С.147−156.
  35. А. Санаторный резерв российского турбизнеса // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1997. № 4. С. 5.
  36. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10. С.56−69.
  37. А.Н. Свободное время женщин и их общественная жизнь // Женщины в общественных объединениях: Сб. ст. М., 1992. С.54−65.
  38. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
  39. Время населения: динамика его использования. М., 1992.
  40. Ю.П. Физическая культура работников промышленного производства // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. С.53−56.
  41. Э.С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1. С.123−125.
  42. В.Е. и др. Москвичи после работы. Социально-экономические аспекты досуга. М., 1990. 171 с.
  43. М.Б. Студенчество и кинематограф // Социологические исследования. 1996. № 8. С.75−83.
  44. Л.А., Волк В. Я., Генкин С. Е., Клопов Э. В., Солокова С. Н. Типология сложных социальных явлений (опыт многомерного анализа бюджетов времени) // Вопросы философии. 1969. № 7. С.53−64.
  45. Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы. М., 1972. 268 с.
  46. П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социологические исследования. 1985. № 4. С.91−94.
  47. М.К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000.383 с.
  48. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. М., 1998.352 с.
  49. С.И. Основы построения социологической теории жизненных сил человека// Социологические исследования. 1997. № 12. С.6−11.
  50. .М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социологические исследования. 1990. № 7. С.94−96.
  51. И.Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. 1991. № 10. С.78−87.
  52. .А. Свободное время: Актуальные проблемы. М., 1967.
  53. И.В., Дряхлов Н. И., Севко В. Б. Московские студенты: взгляд на Европу // Социологические исследования. 1991. № 10. С. 118−121.
  54. В.Г. Организация туристической деятельности. М., 1996. 312 с.
  55. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 1023 с.
  56. С.И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин -веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С.56−58.
  57. А.А. Модель социального времени // Социологические исследования. 1998. № 4. С.98−101.
  58. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 5. С.52−62.
  59. Г. С., Радовель М. Р., Чеботарев Ю. А., Шогенов Р. Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной ориентации // Социологические исследования. 1999. № 5. С.62−69.
  60. Г. Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме // Политические исследования. 1999. № 3. С.5−15.
  61. В.М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. С.170−185.
  62. В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социальногуманитарные знания. 1999. № 4. С.185−191.
  63. В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С.45−55.
  64. В.И., Кухтевич Т. Н., Туманов С. В. Молодежь России: три жизненные ситуации. Материалы социологических центров и служб. М., 1998. 115 с.
  65. . Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С.22−32.
  66. .В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994. С.223−230.
  67. В.П. Кинозритель: сквозь пелену иллюзий // Социологические исследования. 1993. № 1. С.67−74.
  68. . На пути к цивилизации досуга // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С.83−88.
  69. Н.А. Досуговая деятельность как фактор повышения социальной ответственности молодежи // Социология культуры: Методология и методика социологических исследований культуры. М., 1988. С. 156−167.
  70. М.И. Вам нужно российское кино? // Социологические исследования. 1994. № 4. С.69−74.
  71. М.И. Испытание конкуренцией. М., 1997.
  72. С.А., Хартанович К. В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты? // Социологические исследования. 1993. № 8. С.55−57.
  73. С.М. Индустрия досуга // США: экономика, политика, идеология. 1974. № 2. С.80−89.
  74. А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализма и социально-культурной интеграции. СПб., 1996. 350 с.
  75. Здравоохранение и рынок. Интервью с А. С. Акопяном // Общественные науки и современность. 1998. № 6.
  76. А.В. Норма свободного времени как показатель социально-экономического развития // Социологические исследования. 1999. № 12. С.11−16.
  77. Н. Коммуникативная активность москвичей: чтение книг, газет, журналов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 4. С. 18−21.
  78. Н. Население России: здоровье или вырождение? // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 3. С.40−44.
  79. Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е года: на материале опросов ВЦИОМ 1992−1997 гг. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. № 3. С.44−49.
  80. А.Ю. Кому нужен секс-телефон // Социологические исследования. 1994. № 1. С.59−68.
  81. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С.47−57.
  82. В.И. О некоторых аспектах формирования современных взглядов на систему спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. № 4. С.60−61.
  83. Изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 гг. // РЖ «социология». 1999. № 1. С.77−90.
  84. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 205 с.
  85. С.Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы межд. науч.-практич. Конфер. СПб., 1995. С.5−13.
  86. М.Е. Мониторинг приобщенности петербуржцев к культурной жизни // Социологический журнал. 1996. № ½. С.176−182.
  87. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917−1996 гг.). Опыт конструктивистско-структуралисткого анализа. Сыктывкар, 1996.
  88. В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 4. С.4−11.
  89. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. № 4. С.6−32.
  90. В.Л. Творческие начала современной корпорации // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. С. 18−30.
  91. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая проблема российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10. С.29
  92. В.Jl. Экспансия творчества вызов экономической эпохе // Политические исследования. 1997. № 5. С.110−123.
  93. Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. 1996. № 2. С.3−12- № 3. С. 31−42.
  94. Ф.А. Физическая культура и спорт в жизни российских женщин // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. С.45−48.
  95. С.А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. № 3. С.83−88.
  96. А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М., 1998. 41 с.
  97. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности россиян // Политические исследования. 1994. № 1. С.68−92.
  98. Т.М. Работы, быт и свободное время служащих в Москве и Московской области. М., 1993. 73 с.
  99. ЮО.Каргин А. С., Хренов Н. А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. С. 11−50.
  100. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С.124−128.
  101. С. Анализ рынка потребителей туристических услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 7. С.34−36.
  102. С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования. 1988. № 1. С.64−67.
  103. В.А. Туризм: теория и практика. Т.2. Социальный туризм. М., 1998.253 с.
  104. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие. М., 1995. 133 с.
  105. Юб.Кисилева Т. Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.
  106. Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследования. 1993. № 7. С.35−41.
  107. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социологические исследования. 1995. № 1. С.59−72.
  108. И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования. 1994. № 4. С.57−77- № 5. С.75−95.
  109. А.С. Социально-культурная деятельность. Орел, 1997. 172 с.
  110. ПЗ.Коджаспиров Ю. Г., Сытник В. И., Крупник Е. Я. Исследование мотивации студентов нефизкультурных вузов, избравших своей специализацией спортивные единоборства// Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. С.41−44.
  111. А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. 1998. № 6. С.2−7.
  112. Концептуальные подходы к формированию приоритетов менеджмента социокультурной сферы: Материалы науч.-практ. конференции. Ростов-н/Д., 2000. 40 с.
  113. Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер. с англ. М., 1998. 787 с.
  114. С.А. Модель «общества досуга и развлечений»: Мифы и действительность // Научный коммунизм. 1986. № 5.
  115. Кузнецова J1.B. Детское движение как социальное явление на современном этапе // Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1992. С.30−32.
  116. .С., Осинцев А. А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. М., 1981.
  117. Культура досуга / В. М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. Киев, 1990. 240 с.
  118. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования / Отв. ред. В. И. Волков, А. Ф. Суховей. Свердловск, 1991. 109 с.
  119. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Учеб. пособие. М., 1994. 112 с.
  120. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. АД. Жаркова, В. М. Чижикова. М., 1998. 461 с.
  121. З.В. Молодежь. Ее работа. Ее жизнь // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. С.26−30.
  122. С.С., Шевчук С. П., Шамес И. А. Досуг как фактор социальной реабилитации инвалидов // Социологические исследования. 1993. № 5. С.87−91.
  123. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С.3−23.
  124. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. 194 с.
  125. Ю.А. «Человек советский» десять лет спустя: 1989−1999 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 3. С.7−15.
  126. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С.28−44.
  127. Ю.А. Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 3. С.7−12.
  128. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. М., 1988.
  129. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С.98−105.
  130. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. № 4. С.40−46.
  131. Л.И. 10 лекций по социологии физической культуры и спорта. М., 2000.151 с.
  132. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С.27−36.
  133. Л. Жизнь пенсионеров в странах Восточной Европы и России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10. С.130−135- № 11. С.135−144.
  134. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Протченко Т. А., Полянская Н. В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9. С.49−51.
  135. B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1994. С.247−250.
  136. И., Кэмпбелл Р., Туманов С. В. Образ жизни, привычки, влияющие на здоровье москвичей, и Закон о медицинском страховании // Социологические исследования. 1993. № 3.
  137. М. Как измерить выгоду от туризма? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 9. С.6−7.
  138. Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (прогноз социолога) // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1999. № 3. С.64−71.
  139. А.П. Некоторые вопросы типологии проведения свободного времени // Проблемы внепроизводственной деятельности трудящихся. М., 1976. С.149−165.
  140. JI.И. Социология культуры. М., 1999. 232 с.
  141. Молодежь и общество на рубеже веков / Под научной редакцией И. М. Ильинского. М., 1999. 333 с.
  142. Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шарова. М., 1993. 224 с.
  143. Молодежь Украины: ожидания, ориентации, поведение. Киев, 1993. 160 с.
  144. Молодой россиянин на пороге XXI века: социокультурное измерение. Нижний Тагил, 1996.
  145. М. Маркетинговый анализ развития зарубежного туризма Японии // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 8. С.38−40.
  146. .Г. Досуг: методология и методика социологический исследований: Учеб. пособие. М., 1995. 92 с.
  147. .Г. Программа по курсу «Социология культурно-досуговой деятельности». М., 1992.
  148. .Г. Социология культуры. М., 1991.
  149. И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов н/Д., 1995. 176 с.
  150. С.В., Руденко В. Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения: (По материалам социологического опроса читателей детских библиотек Екатеринбурга) // Социологические исследования. 1994. № 11. С.82−89.
  151. А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. 1993. № 11. С.95−99.
  152. Некоторые итоги обследования бюджетов домашних хозяйств в Российской Федерации за 1997−1998 годы // Вопросы статистики. 1999. № 8. С.54−60.
  153. А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.589−657.
  154. Но Хенг Чхол, Ли By Сын. Ценностные ориентации и стиль жизни студентов ИФК Южной Кореи: социологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С.59−61.
  155. В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992. 182 с.
  156. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. Учебное пособие. Спб., 1991. 78 с.
  157. М.А., Нугаев P.M. Здравоохранение на региональном уровне в контексте российских социальных реформ // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С.44−53.
  158. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М., 1992. 415 с.
  159. А. В. Уварова А.А. Типология телевизионной аудитории // Социологические исследования. 1992. № 7. С.99−103.
  160. А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. 1990. № 9. С. 102−106.164.0рлов А. С. Курортная зона: социологический анализ. М., 1990. 141 с.
  161. А.С. Труд и рекреация // Социологические исследования. 1991. № 10. С.73−77.
  162. Г. П. Культура свободного времени. Свердловск, 1969. 79 с.
  163. Г. П. Свободное время и личность. Свердловск, 1983. 174 с.
  164. А.С. Введение в политологию. М., 1994. 320 с.
  165. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. 392 с.
  166. В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин // Теория и практика физической культуры и спорта. 2000. № 6. С.20−22.
  167. С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. № 10. С.69−79.
  168. В.Д. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С.452−471.
  169. В.Д. Динамика бюджетов времени горожан (с 1965 по 1997 гг.) // Социологические исследования. 1999. № 11. С.28−35.
  170. В.Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965−1986) // Социологические исследования. 1991. № 3. С.24−32.
  171. В.Д. Методика изучения бюджета времени трудящихся // Социологические исследования. 1980. № 1.
  172. В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 105−110.
  173. В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования. 1997. С.44−50.
  174. В.Д. Сравнения использования бюджета времени жителями России и Японии. М., 1997.
  175. В.Д., Караханова Т. М., Кушнарева О. Н. Время жителей Москвы и Московской области // Социологические исследования. 1992. № 6. С.98−101.
  176. В.Д., Караханова Т. М., Темницкий A.JI. Жизнь горожанина десять лет спустя: панельное обследование псковитян в 1986 и 1995 годах // Социологический журнал. 1996. № ½.
  177. В.Д., Татарова Г. Г., Толстова Ю. Н. Многомерная типология времяпрепровождения // Социологические исследования. 1980. № 4. С.133−140.
  178. Петрова 3.А. Методология и методика социологических исследований куль-турно-досуговой деятельности. Учебное пособие. М., 1990.
  179. Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения. М., 1999.
  180. Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев / Отв. ред. И. И. Травин и Ю. Симпура. СПб., 1999. 266 с.
  181. В.В. Ленинградцы: типология досуга // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 104−106.
  182. А.В., Разлогов К. Э., Рузин В. Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989. № 6. С.17−30.
  183. .Б. Прогноз качества здоровья населения России // Проблемы прогнозирования. 1995. № 5.
  184. Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972.
  185. С.Б. Участие России в международном туризме // Проблемы прогнозирования. 1999. С. 167−169.
  186. К. Коммерция и творчество: враги или союзники? М., 1992. 271 с.
  187. Г. В. Построение социальных типологий как метод изучения сферы досуга в структуре образа жизни // Человек и рекреация: Материалы Всесоюз. науч.-методолог. семинара. Сочи, 1992. С.54−59.
  188. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993. 192 с.
  189. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 12. С.100−105.
  190. Ю.М. Социология жизни: новая парадигма или междисциплинарный синтез? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 4. С.12−24.
  191. М. Ритуалы / зрелища // Международный журнал социальных наук. 1998. № 20. С.105−120.
  192. Т. Анализ тенденций и прогноз развития российского выездного туризма//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 11. С.46−48.
  193. О.В. Социология молодежного досуга. М., 1991. 156 с.
  194. Л.Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. № 3. С.92−94.
  195. Л.Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы? // Социологические исследования. 1997. № 4. С.136−138.
  196. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред. Г. В. Осипова. М., 1998.666 с.
  197. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3. С.114−127.
  198. Я.М. Досуг московских бизнесменов: Методолог, и информ. база социол. исслед. // Социологический журнал. 1995. № 3. С.174−189.
  199. Н.Л., Браун Дж. В. Социально-статусные группы: различия в субъективном здоровье // Петербургская социология. 1997. № 1. С.53−56.
  200. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Социологические исследования. 1994. № 10. С.30−43.
  201. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С.90−98.
  202. С. Где и как будут отдыхать туристы в XXI веке // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1999. № 8. С. 35.
  203. И.И. Новая жизнь на марше. Сталинский туризм как «практика пути» // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С.163−172.
  204. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997. 160 с.
  205. С.В. Категория «качество жизни» и ее место в региональных исследованиях: (По данным социологических исследований) // Регионология. 1996. № ¾. С.225−230.
  206. Сборник материалов по физической культуре и спорту инвалидов. Т.1. Махачкала, 1993. 273 с.
  207. Семейное благосостояние и здоровье / Под ред. Н. М. Римашевской. М., 1997.
  208. Г. Г. Ценностные ориентации молодежи в условиях социальнойтрансформации российского общества // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тезисы межд. науч.-практич. конф. Часть 1. М., 1997. С.69−71.
  209. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. № 10. С.88−95.
  210. В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи // Социологические исследования. 2000. № 3. С.129−131.
  211. И.М. Социология молодежи // Социологические исследования. 1993. № 3. С.130−132.
  212. М.А., Шайдарова Е. С. Особенности оценки российских реформ учащимися и учителями // Социологические исследования. 1997. № 10. С.30−35.
  213. Н. Социология. М., 1994. 687 с.
  214. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Отв. ред. Ю. А. Левада. М., 1993.
  215. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. 432 с.
  216. Г. В. Семейная рекреация в социологии 20-х годов школы С.Г. Струмилина // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. С.109−117.
  217. Состояние и тенденции развития культурно-досуговой деятельности на современном этапе: Межвуз. сб. науч. ст. Самара, 1992.
  218. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М., 1999.191 с.
  219. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей. М., 1996. 147 с. 231 .Социологические проблемы здорового образа жизни. М., 1996.
  220. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. 460с.
  221. С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. № 3. С.112−125.
  222. Сравнительная статистика здоровья и здравоохранения в России и США // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 11.
  223. Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7. С.64−72.
  224. С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957.
  225. И.А., Селиверстова Р. А. Московская аудитория концертов классической музыки // Социологические исследования. 1996. № 11. С.129−131.
  226. Суртаев В. Я, Социология молодежного досуга. СПб., Ростов-н/Д, 1998. 223с.
  227. В.Я. Динамика молодежной субкультуры: взгляд в XXI век // Культура на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов II Международного семинара. СПб., 1995. С.43−45.
  228. В.Я. Молодежь и культура. СПб., 1999. 223 с.
  229. В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учеб. пособие. СПб., 1992. 80 с.
  230. В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов-н/Д, 1997. 200 с.
  231. Ю.В. Мотивы занятий оздоровительным бегом // Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 44.
  232. B.C. Богатые в постсоциалистической России: (Социал. характеристика) // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С.5−16.
  233. К.А. Эротическое кино: pro & contra // Социологические исследования. 1994. № 4. С.64−68.
  234. Н.С. Жизненные ценности сельских школьников Узбекистана // Социологические исследования. 1996. № 9. С.101−106.
  235. Тенденции социокультурного развития России. 1960−1990-е гг. / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М., 1996. 520 с.
  236. О.В. Индустрия досуга в США: Экономическое исследование. М., 1983. 176 с.
  237. .А., Кострова Н. А. Досуг в США: Учебное пособие. СПб., 1992. 84 с.
  238. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999. 320 с.
  239. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З. Т. Голенкова. 3-е изд. М., 2000. 481 с.
  240. .А. Свободное время молодежи: Сущность, типология, управление. СПб., 1991. 151 с.
  241. Труд, быт и отдых трудящихся (динамика показателей времени за 1960−1980 гг.). М., 1990. 185 с.
  242. JI.A. Ритуально-праздничная культура в современном досуге // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. С. 164−185.
  243. Туризм в 2020 году: Прогноз ВТО // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 1. С.6−7.
  244. М. Организация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 1. С.45−48.
  245. М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С.53−57.
  246. Э.А., Федорова Н. М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. 1999. № 11. С.35−40.
  247. В.Г., Шереги Ф. Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. № 12. С.41−51.
  248. B.C. Социокультурные предпочтения в Челябинской области // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 104−109.
  249. Человек и рекреация: Материалы Всесоюзн. науч.-методолог. семинара. Сочи, 1992. 106 с.
  250. Чем нам грозит разрыв поколений: Выводы, к которым пришли ученые НИЦ Института молодежи // Вечерняя средняя школа. 1996. № 3. С.22−24.
  251. В.А. Современные советские рабочие. М., 1980.
  252. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. 1994. № 6. С.50−57.
  253. В.И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы // Социологические исследования. 1996. № 9. С.88−95.
  254. Шаварский 3. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. 1994. № 2. С.56−61.182
  255. В.Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни. М., 1980. 208 г.
  256. Р.П. Кризис трудовой этики // Социологические исследования. 1990. № 1. С.35−39.
  257. . Гибкое рабочее время на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 6. С.95−100.
  258. И.И. Жизненные стратегии подростков // Социологические исследования. 1999. № 5. С.52−62.
  259. Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. М., 1998. 412 с.
  260. В. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. № 10. С.65−72.
  261. В. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. 1998. № 1. С.203−207.
  262. В. Теоретическая социология в Росси: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3−4. С.312−322.
  263. В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования. 1989. № 6. С.60−63.
  264. В.А. Социологические методы исследования клубной работы: Методическое пособие. М., 1986. 93 с.
  265. В.А., Возьмитель А., Гордон JL, Журавлева И., Клопов Э., Римашев-ская Н. Социология быта, здоровья и образа жизни населения // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С.472−495.
  266. С.М. Динамика досугового общения // Социологические исследования. 1989. № 6. С.69−73.
Заполнить форму текущей работой