Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование подготовки операторов информационных систем военного назначения иноязычному профессиональному взаимодействию: На примере подготовки специалистов в области ядерной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее по тексту, если не оговорено особо, операторы информационных систем военного назначения — специалисты в области ядерной безопасности для краткости будут именоваться — специалисты листу в современных условиях, и социальной невозможностью увеличения продолжительности подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Интенсификация обучения предполагает рассмотрение двух направлений… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Интенсификация учебного процесса как направление совершенствования подготовки операторов информационных систем военного назначения — специалистов в области ядерной безопасности иноязычному профессиональному взаимодействию

1.1 Психологические аспекты интенсификации обучения иноязычной речевой деятельности

1.2 Методические факторы интенсификации учебного процесса в военном вузе

1.3 Интенсификация процесса подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию на базе реализации дидактических возможностей информационных технологий

Глава 2. Методические основы применения информационных технологий при проведении деловой игры

2.1 Методические аспекты конструирования и проведения деловой игры в ввузе

2.2 Разработка концептуальной модели профессиональной деятельности специалиста

2.3 Определение содержания и объема материала для проведения деловой игры

2.4 Дидактические требования к обучающему диагностирующему комплексу с использованием информационных технологий, используемых на этапе подготовки к проведению деловой игры

2.5. Определение критериев качества уровня обученности

Глава 3. Организация и проведение педагогического эксперимента

3.1 Подготовкам проведение экспериментаф

3.2. Анализ результатов эксперимента

Совершенствование подготовки операторов информационных систем военного назначения иноязычному профессиональному взаимодействию: На примере подготовки специалистов в области ядерной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из направлений информатизации современного общества является информатизация образования, в частности информатизация военного образования, предполагающая применение современных средств и методов информационных технологий для совершенствования подготовки военных специалистов.

Социально-экономические преобразования в стране привели к изменению задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ. Приоритетными становятся проблемы формирования профессионально подготовленной личности офицера, его способности квалифицированно решать сложные боевые, инженерные и педагогические задачи в войсках. Объектами профессиональной деятельности офицеров — выпускников военно-учебных заведений во все большей степени становятся человеко-машинные системы, функционирующие на основе использования информационных технологий (ИТ). В этих условиях офицер исполняет функции оператора информационных систем военного назначения (ИСВН).

Реальностью наших дней стали: расширение военного сотрудничества с зарубежными странами в области обмена информацией военного характера на взаимной основеорганизация и проведение совместных учений и маневровучастие в миротворческих операцияхконтроль за соблюдением выполнения положений международных договоров, все это обусловило потребность в офицерах, свободно владеющих иностранным языком, то есть обладающих умением общаться, адекватно выражать собственные мысли и понимать мысли собеседника в реальной ситуации. Таким образом, офицер — оператор ИСВН должен владеть навыками и умениями иноязычного профессионального взаимодействия (ИПВ).

К выпускнику высшего военно-учебного заведения (ввуза) в области его языковой подготовки Министерством обороны предъявляются дополнительные требования, отражаемые в квалификационных характеристиках. При этом бюджет учебного времени на языковую подготовку не увеличивается. Ввуз при подготовке своих выпускников по дисциплине «Иностранный язык» руководствуется двумя нормативными документами — государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности и квалификационными характеристиками на выпускника.

Такое положение порождает несоответствие между требованиями к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников, обязательному минимуму содержания учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», сформированной на основе ГОС ВПО и квалификационных характеристик, и объемом учебного времени, выделяемым на изучение дисциплины «Иностранный язык». Этим определяется необходимость совершенствования подготовки выпускников ввузов ИПВ.

Особую актуальность данное требование приобретает для специалистов в области ядерной безопасности. В сферу их профессиональной деятельности входит международное взаимодействие в организации контроля за соблюдением положений Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Они обязаны проводить совместно с представителями государств-участников Договора мониторинг окружающей среды, инспектирование объектов, подпадающих под его юрисдикцию.

Как считает ряд исследователей (Корзун М.М., Фокин Ю.Г.), одним из направлений совершенствования подготовки операторов ИСВН — специалистов в области ядерной безопасности1 является интенсификация процесса обучения. Термин «интенсификация обучения» (от «intensio» (лат) — напряжение, усилие) появился в педагогической литературе как отражение необходимости поиска новых, более эффективных путей разрешения противоречия между резким возрастанием объема информации, необходимой специа.

1 Далее по тексту, если не оговорено особо, операторы информационных систем военного назначения — специалисты в области ядерной безопасности для краткости будут именоваться — специалисты листу в современных условиях, и социальной невозможностью увеличения продолжительности подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Интенсификация обучения предполагает рассмотрение двух направлений: сокращение срока обучения при заданных требованиях к уровню обученно-сти выпускников вузаповышение требований к уровню обученности без увеличения срока обучения выпускников вуза. Основные положения интенсификации разработаны Бабанским Ю. К., Корзун М. М., Фокиным Ю. Г. В теории обучения иностранным языкам возможности интенсификации рассмотрены Барышниковой Н. Г., Бим И. Л., Гегечкори Л. Ш., Зимней И. А., Китайгородской Г. А., Лапидус Б. А., Леонтьевым А. А. и др. Интенсификацию обучения в последнее время все чаще связывают с внедрением в учебный процесс информационных технологий (ИТ). В связи с внедрением в широкую практику ИТ появилась возможность повысить эффективность процесса обучения, обеспечить высокий уровень мотивации обучаемых, индивидуализировать учебный процесс. Реализация дидактических возможностей ИТ (Роберт И.В.) для совершенствования учебного процесса (оперативная обратная связь, обработка больших объемов информации, компьютерная визуализация и др.) и пути их реализации в учебном процессе рассматриваются в работах Зайнутдиновой Л. Х., Козлова О. А., Панюковой С. В., Роберт И. В., Софроно-вой Н. В. Проблема интенсификации военного образования с использованием ИТ исследуется в работах Беспалова О. В., Липатниковой Н. Л., Пачева А. В. и др. Азимов Э. Г., Багрова А. Н., Васильева Т. В., Гришенкова Г. А., Евдокимова М. Г., Каменская Л. С., Кун Е. В., Носенко Э. Л. рассматривают применение ИТ при обучении иностранному языку. Анализ данных исследований показал, что совершенствования подготовки ИПВ может быть осуществлено за счет реализации возможностей ИТ в целях интенсификации обучения. Основываясь на определении, данном Б. А. Лапидусом, под интенсификацией процесса подготовки будем понимать процесс повышения эффективности подготовки ИПВ специалистов за счет реализации дидактических возможностей.

ИТ без увеличения часов, выделяемых на изучаемую дисциплину, позволяющий обучаемым за отведенное время достичь заданного учебной программой, сформированной на основе ГОС ВПО и квалификационных характеристик, уровня подготовки. Интенсификация процесса подготовки должна затрагивать все стороны учебного процесса. Формирование содержания подготовки ИПВ предполагает составление перечня коммуникативных ситуаций и словаря-минимума, разработку системы упражнений, необходимых для формирования иноязычной компетенциии компьютерных тестовых заданий, позволяющих вести мониторинг учебной деятельности обучаемых. Используемые в настоящее время для интенсификации процесса подготовки ИПВ информационные технологии имеют богатые дидактические возможности для совершенствования подготовки выпускников ввузов. Тем не менее, конкретные методики применения ИТ в интересах совершенствования подготовки ИПВ специалистов отсутствуют.

Таким образом, существует противоречие между высокими дидактическими возможностями информационных технологий, обеспечивающих интенсификацию процесса обучения и отсутствием методических подходов к их реализации в интересах подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения. Выявленное противоречие определяет проблему исследования.

Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью разработки методических подходов к интенсификации процесса подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию специалистов на базе реализации дидактических возможностей ИТ.

Объект исследования: процесс подготовки операторов информационных систем военного назначения — специалистов в области ядерной безопасности иноязычному профессиональному взаимодействию.

Предмет исследования: содержание и методы подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения с использованием обучающего диагностирующего комплекса на основе информационных технологий.

Цель исследования: разработка обучающего диагностирующего комплекса и методических подходов к его использованию для совершенствования подготовки профессиональному иноязычному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения.

Гипотеза исследования: совершенствование подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения на основе интенсификации процесса обучения при реализации дидактических возможностей информационных технологий может быть обеспечено, если:

— формы, методы и средства обучения иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения будут учитывать особенности процесса обучения в высшем военно-учебном заведении;

— будут разработаны и реализованы обучающий диагностирующий комплекс, содержащий систему упражнений и тестовые задания, которые позволяют вести мониторинг степени достижения обучаемыми уровня обу-ченности, заданного учебной программой, в интересах получения объективной оценки качества усвоения учебного материала и управления учебной деятельностью обучаемых, а также методические подходы к его использованию.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме интенсификации процесса обучения как направления совершенствования подготовки.

2. Провести анализ специфики организации процесса обучения в ввузе на базе реализации дидактических возможностей информационных технологий, обеспечивающих интенсификацию процесса подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию.

3. Определить формы, методы и средства обучения, позволяющие использовать информационные технологии как средство интенсификации процесса подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения и учитывающие особенности процесса обучения в ввузе.

4. Определить критерии отбора содержания подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию и критерии качества уровня обученности.

5. Разработать содержательное наполнение обучающего диагностирующего комплекса, ориентированного на формирование навыков иноязычного профессионального взаимодействия.

6. Экспериментально подтвердить эффективность предложенных методических подходов к применению обучающего диагностирующего комплекса.

Методологической основой исследования послужили работы, содержащие результаты теоретических исследований по:

— дидактике Бабанского Ю. К., Краевского В. В., Лернера И. Я., Скатки-на М.Н. и др.;

— педагогической психологии Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Талызиной Н. Ф. и др.;

— теории и методики информатизации ГейнаА.Г., Гершунского Б. С., Григорьева С. Г., Козлова О. А., Роберт И. В. и др.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— изучение и анализ теоретических разработок и экспериментальных данных в области информатизации образования, педагогики, психологии, лингвистики и методики обучения иностранному языку;

— моделирование профессиональной деятельности операторов информационных систем военного назначения — специалистов в области ядерной безопасности и процесса иноязычного профессионального взаимодействия;

— проведение устного опроса и анкетирование специалистов Вооруженных Сил и преподавателей специальных кафедр с целью уточнения словарного минимума необходимого для иноязычного профессионального взаимодействия;

— проведение экспериментальных исследований по определению эффективности предлагаемой в работе методики использования обучающего диагностирующего комплекса.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается в: определении форм, методов и средств обучения, позволяющих использовать информационные технологии для совершенствования подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения и учитывающих особенности процесса обучения в ввузеобосновании целесообразности разработки обучающего диагностирующего комплекса и его примененияопределении критериев отбора содержания подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию и критериев качества уровня обученности.

Практическая значимость состоит в: разработке обучающего диагностирующего комплекса и методических подходов к его применениюформировании содержания подготовки иноязычному профессиональному взаимодействиюсоставлении перечня коммуникативных ситуаций и словаря-минимумаразработке системы упражнений, необходимых для формирования иноязычной компетенцииразработке компьютерных тестовых заданий, позволяющих вести мониторинг учебной деятельности обучаемых.

Полученные в ходе исследования научные результаты могут быть реализованы при подготовке и проведении занятий по иностранному языку в ввузе, а также для организации самостоятельной работы обучаемых.

Достоверность и обоснованность основных положений исследования, его результатов и выводов обусловлены опорой на теоретические разработки в области информатизации образования, психологии, педагогики, теории и методики обучения иностранному языку, с учетом специфики потребностей военного образования и подтверждены в ходе педагогического эксперимента.

Основные этапы и организация исследования. Основная часть исследования проводилась в 1997;2002 в Серпуховском военном институте Ракетных войск.

На первом этапе (1997;1998 гг.) проведен анализ профессиональной деятельности операторов информационных систем военного назначения на примере специалистов в области ядерной безопасности. Выявлено противоречие, препятствующее реализации в полном объеме требований к обязательному минимальному уровню подготовленности выпускников и обязательному минимуму содержания учебной программы по дисциплине «Иностранный язык», сформированной на основе ГОС ВПО и квалификационных характеристик. Проведены изучение и анализ теоретических разработок и экспериментальных данных в области информатизации образования, педагогики, психологии, лингвистики и методики обучения иностранному языку. Определены возможности использования ИТ для интенсификации процесса обучения.

На втором этапе (1998;1999 гг.) определены объект и предмет исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования. Создан обучающий диагностирующий комплекс, позволяющий на основе использования ИТ интенсифицировать процесс обучения ИБП.

На третьем этапе (1999;2002 гг.) проведено экспериментальное исследование с целью оценки эффективности предлагаемых методических подходов к использованию обучающего диагностирующего комплекса для интенсификации обучения ИПВ на базе Серпуховского военного института Ракетных войск.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме практических занятий и деловых игр в Серпуховском военном институте Ракетных войск (1999 — 2001гг.), в ходе выступлений с докладами на ученом совете Института информатизации образования РАО, на международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании — 2000, 2001», на научно-технических конференциях в Серпуховском ВИ РВ, в Тульском артиллерийском инженерном институте и в Пермском ВИ РВ в 1999 -2001 гг., на научно-методических конференциях в Тульском государственном университете в 2000, 2001, на заседаниях научно-методических комиссий при Управлении военного образования Министерства обороны Российской Федерации по иностранным языкам и по информатизации военного образования в 1999 г., а также на заседаниях кафедр и предметно-методических комиссий Серпуховского ВИ РВ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация дидактических возможностей информационных технологий в области компьютерного моделирования ситуаций иноязычного профессионального взаимодействия, компьютерного тестирования уровня обученности, осуществления поиска учебной информации обеспечивает интенсификацию процесса подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию операторов информационных систем военного назначения и способствует адаптации к особенностям процесса обучения в ввузе.

2. Методические подходы к применению обучающего диагностирующего комплекса, содержание которого включает перечень коммуникативных ситуаций, словарь-минимум, систему упражнений, тестовые задания, обеспечивают достижение обучаемыми уровня обу-ченности, заданного учебной программой. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленной целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

1) Анализ психолого-педагогической литературы в области интенсификации процесса обучения как направления совершенствованию подготовки и специфики организации учебного процесса в ввузе позволил заключить, что реализация дидактических возможностей ИТ в области компьютерного моделирования ситуаций ИПВ, компьютерного тестирования, осуществления поиска учебной информации обеспечивает интенсификацию процесса подготовки, затрагивая содержание, формы, методы и средства.

2) Выявлены формы, методы и средства обучения (активные методы обучения, учет особенностей учебно-познавательной деятельности, использование средств ИТ), позволяющие интенсифицировать процесс подготовки ИПВ операторов ИСВН и учитывающие особенности процесса обучения в ввузе. При этом наиболее эффективными можно считать проведение деловой игры, являющейся основой обучающего диагностирующего комплекса, и реализацию дидактических возможностей ИТ, обеспечивающих интенсификацию процесса подготовки ИПВ.

3) Выделены критерии (семантическая ценность, частотность, словообразовательная ценность, коммуникативная целесообразность) для формирования содержания подготовки ИПВ. На их основе разработано содержательное наполнение обучающего диагностирующего комплекса, включающего в себя перечень коммуникативных ситуаций, словарь-минимум, систему упражнений и тестовые задания, и ориентированного на формирование необходимых языковые умений и речевых навыков ИП и мониторинг степени достижения обучаемыми, заданного учебной программой уровня обученности в интересах получения объективной оценки качества усвоения учебного материала и управления учебной деятельностью обучаемых.

4) Определены критерии качества уровня обученности для контроля степени сформированности навыков ИПВ. Для письменного (устного) перевода, чтения (ознакомительного, изучающего), монологического, диалогического общения, аудирования такими критериями являются: темп речи (число слов в минуту), число реплик в высказывании, число предложений в реплике, отношение длительности «чистой» речи и длительности пауз, число допущенных грамматических, лексических и фонетических ошибок.

5) Проведен эксперимент, результаты которого, проверенные на статистическую независимость при помощи критерия Уилкоксона, подтвердили эффективность предложенных методических подходов к применению обучающего диагностирующего комплекса.

Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении использовании ИТ непосредственно при проведении деловой игры в целях подготовки иноязычному профессиональному взаимодействию специалистов смежных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. -М.: Рус. яз., 1989. 76с.
  2. Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. 1997. — № 1. — С.54 — 56.
  3. Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий: Дис. .докт. пед.наук. -Москва, 1996.-219с.
  4. М.А. Индивидуализация обучения иностранному языку в техническом вузе с помощью ЭВМ: Дис. канд. пед. наук. JI., 1989. — 174с.
  5. АндреевА.А. Педагогика высшей школы. (Прикладная педагогика). Часть 2.-М., 2000.- 156с.
  6. Н.В. Влияние ИТ на содержание и методы обучения в средней школе. Москва, 1994. — 354с.
  7. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: РАО, 1994.-228с.
  8. Е.С. Обучение диалогической речи в ситуациях ролевого поведения: Дис. канд. пед. наук. -М.: МГЛУ, 1982. -212с.
  9. М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: Автореф. дис. канд пед. наук-М., 1982. 18с.
  10. Ю.Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80с.
  12. Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе/ В кн.: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 416−434.
  13. М.Э. Обучение профессионально ориентированному общению на основе научно-популярных текстов: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1990.- 196с.
  14. Н.Багрова А. Н. Проблемы использования АСО на базе ЭВМ в курсе иностранного языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 22с.
  15. А.В., Вдовюк В. И., Город П. Н. и др. Основы военной психологии и педагогики. Учебное пособие/ Под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1981. — 366с.
  16. Н.Г. Ролевое поведение как фактор интенсификации учебного процесса: Автореф. дис.канд.пед.наук-М., 1984. 16с.
  17. П.Бекмухамедова Г. А. Обучение научному полилогическому общению в неязыковом вузе: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1992. — 198с.
  18. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига, АВОТС, 1989. -103с.
  19. A.JI. Оптимизация системы обучения иностранному языку: Науч.-теорет. пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 103 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  21. Бим И.Л., Корнаева З. В. Проблема минимизации и оптимизации школьного курса и обучение диалогической речи. //Иностранные языки в школе. -1981.-№ 6.-С. 45−52.
  22. В. М. Денисенко Л.А., Кахцазова Л. А., Прокофьев В. И., Ярославская Л. Г. Об использовании технических средств при обучении иностранным языкам. М.: Высш. школа, 1964. — 94с.
  23. В.М., Краевский В. В. Об интенсификации процесса обучения иностранному языку на начальном этапе. В кн.: Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке в 8-летней школе. — М., 1965. — С.95−104.
  24. С.В. Взаимосвязанное обучение подготовленной и неподготовленной речи как один из путей интенсификации учебного процесса: Автореф. дис. канд.пед.наук. Москва, 1986. — 16с.
  25. М.Е. О контроле базового уровня обученности//Иностранные языки в школе. 1991. — № 2. — С. 22−32.
  26. Ю.В., Кудрявцева Г. С. Проблема интенсификации обучения иностранцев русскому языку и понятие структуры методических факто-ров//РЯЗР. 1980 — № 5. — С.49−53.
  27. Т.В. Компьютер как средство интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Москва, 1994. 16с.
  28. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75с.
  29. А.А. Учебно-деловая игра//Современная высшая школа. -1983-. -№ 3.- С. 129−142.
  30. А.А., Тенищева В. Ф. Иноязычная речевая деятельность инже-нера//Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.70−77.
  31. О.А., Крот О. Н. Моделирование ситуаций профессионального общения в учебном процесе по иностранному языку// Формирование коммуникативной иноязычной компетенции (неяз. вузы) (Тр./МГЛУ-вып.437). -М., 1999.-С. 8−16.
  32. Е.А., Юдина Т. Ф., Авраменко О. Г., Шилов А. В. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. М.: Рус. яз., 1990. — 80с.
  33. JI.C. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
  34. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.
  35. Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи. Тбилиси, 1975. — 298с.
  36. Гез Н. И. Предисловие на русском языке и приложение к книге К. Ливинг-стоун «Ролевые игры в обучении иностранным языкам». М.: Высш. шк., 1988.- 127с.
  37. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264с.
  38. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России. М.: Педагогика, 1996. — № 5. — С. 46−55.
  39. Г. А. Методика использования деловых игр при обучении менеджеров иностранному языку: Дис.. канд. пед наук. Москва, 1995. -205с.
  40. В.В. Усвоение. Учение. Учебная деятельность. В кн.: Психологический словарь. — М., 1983.
  41. Л.И. Деловые игры и возможности их применения при обучении профессиональному устному общению на иностранном языке // Вопросы методики обучения взрослых иностранным языкам. М.: Всесоюзная Академия Внешней торговли, 1985.-С. 112−121.
  42. А.В. Об основных проблемах научных исследований в области методики преподавания русского языка как иностранного// РЯЗР. 1978. -№ 5. — С.49−54.
  43. М.Г. Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой (англ. яз., неяз. вуз): Дис.канд.пед.наук. -Москва, 1992. 158с.
  44. Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Дис. .канд.пед.наук. Чебоксары, 2000- 196с.
  45. И.А., Графова J1.JI. Деловая игра как одна из возможных форм контроля. (Тр./МГПИИЯ им. М. Тореза- вып. 322). -М., 1988. С. 93−100.
  46. И.А. Психологические особенности пролонгированного интенсивного обучения иностранному языку взрослых специалистов//Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 185. М., 1982.
  47. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-222с.
  48. М.Л. Роль и место коммуникативных задач при обучении говорению// Современные направления в зарубежной методике преподавания иностранных языков (Тр./ МГИИЯ им. М. Тореза- вып. 324).- М., 1989. С. 26−36.
  49. Г. В. Коммуникативные задания по английскому языку на старшем этапе обучения в военном вузе// Формирование коммуникативной иноязычной компетенции (неяз. вузы) (Тр./МГЛУ- вып.437). М., 1999. -С. 17−24.
  50. Д.И. Обучение диалогической речи. -М.: Русский язык, 1981. -136с.
  51. И.И. Структура процесса учения. М.: Издательство Московского университета, 1986. — 200с.
  52. Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: Сборник научных трудов. Саратов, 1995.
  53. Использование компьютерных технологий в учебном процессе/ Под ред. Ю. В. Шакина. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. — 159с.
  54. С.Ш. Использование ЭВМ для осуществления индивидуализации обучения иностранному языку. Москва, 1991.
  55. Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. Санкт-Петербург: Союз, 2001. — 192с.
  56. Ф.Д. Учет индивидуальных способностей обучаемого как фактор повышения эффективности усваиваемого иностранного языка: Дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 1999. — 158с.
  57. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 1982. — 141с.
  58. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. Издательство Московского университета, 1986. -176с.
  59. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М.: МО РФ, 1999.-328с.
  60. Г. В. Вопросы обучения иностранным языкам в аспекте коммуникативной лингвистики// Интенсивные методы обучения иностранным языкам (Тр./ МГПИИЯ им. М. Тореза- вып. 185). М., 1982. — С. 3−14.
  61. Г. А. Схематическая наглядность как фактор интенсификации обучения в вузе с помощью ЭВМ: Дис.. .канд. пед. наук. JL, 1987.
  62. Коммуникативная ориентированность обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: Методические рекомендации для преподавателей. -М.: МГЛУ, 1998.-74с.
  63. В.Н. Активное обучение в техническом вузе. Санкт-Петербург, 1998 — 307с.
  64. О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде. Москва, 1998.
  65. С.А., Каменская J1.C. Видеотехника при коммуникативно направленном обучении// Вариативность в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе (Тр./МГЛУ- вып. 425). М., 1999. — С. 114−126.
  66. А.А. Исследование автоматизированных технологий самоконтроля в повышении эффективности обучения курсантов: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 166с.
  67. Кун Е. В. Интенсификация процесса обучения русскому языку курсантов и слушателей из стран СНГ в военном вузе с применением ЭВМ. Тверь, 1998.-20с.
  68. В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными и видеодисплейными терминалами. М.: Медицина, -2000. — 160с.
  69. Т.В. Обучение говорению в неязыковом вузе на основе использования мотивов профессионального общения: Дис. канд. пед. наук. М.: МГЛУ, 1991.-227с.
  70. С.А. Проблемы обучения речевой компетенции в аспекте прагматики языка// Уровни речевой компетенции (методический аспект) (Тр./МГПИИЯ им М. Тореза- вып. 222). М., 1983. — С.85−99.
  71. .А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы). М.: Высш. шк., 1970. — 128с.
  72. Е.А., Шашина Л. Ф., Копылов П. Н. Компьютеризация обучения чтению на иностранном языке: возможности и перспективы// Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. — С. 36−41.
  73. А.А. Предисловие к книге Л. Гегечкори «К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи». Тбилиси, 1975. — С.3−35.
  74. А.А. Психологические особенности обучения иностранным языкам в школе. М., 1976. — 120с.
  75. А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков// Alma Mater (Вестник высшей школы). 1998. — № 12. — С. 13−18.
  76. А.А. Пути интенсификации обучения иностранным языкам. -РЯЗР. 1983, № 4.-С. 60−63.
  77. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.'.Просвещение, -1969. — 211с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.
  79. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва, 1980. -96с.
  80. К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Москва, 1988.- 127с.
  81. А.Б., Макаренко Д. М., Шакин Ю. В. Обоснование требований к дидактическому компьютерному комплексу//Использование компьютерных технологий в учебном процессе/ Под ред. Ю. В. Шакина. М.: В, А им. Петра Великого. — 2000. — С. 14−30.
  82. .Ф. Человек и автоматы. М.: Педагогика, 1984. — 128с.
  83. Е.Л. Обучение средствам метакоммуникации в аргументирующем дискурсе (немецкий язык): Дис. канд. пед. наук.-М., 1994.-311с.
  84. М.В. Видеофильм средство интенсификации обучения деловому профессиональному общению // Сб. трудов XI НМК". — Пермь, 2000. -С. 147.
  85. М.В. Информационные технологии как средство интенсификации при обучении иноязычному профессиональному общению // Сб. трудов XIII НТК". Тула, 2000. — С. 59.
  86. М.В. Использование информационных технологий для интенсификации языковой подготовки специалистов в области ядерной безопас-ности//Сб.трудов X юбилейной конференции «Информационные технологии в образовании». -Москва, 2000. С. 221 — 223.
  87. М.В. Методическое пособие по внеаудиторному чтению. Серпухов, 2001. -275с.
  88. М.В. Применение информационных технологий в целях обучения иноязычному профессиональному общению в ввузе//Сб. трудов XI конференции «Информационные технологии в образовании». -Москва, 2001.-С. 72−74.
  89. М.В. Технические средства в активном обучении иностранному языку//Сб. науч. трудов XIX межведомственной НТК. Серпухов, СВИ РВ, 2000.-С. 352−356.
  90. М.В. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Москва: ИИО РАО, 2000. — С. — 231 240.
  91. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Том 1. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. — 354с.
  92. Е.И. и др. Диалог в обучающей системе/Е.И.Машбиц, В. В. Андриевская, Е. Ю. Комиссарова. Киев: Высш. шк., 1989.
  93. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988 191с.
  94. Миняр-Белоручев Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1984. — № 4. — С. 64−67.
  95. А.Л. Использование ролевых игр для обучения профессиональному диалогическому общению на иностранном языке: Автореф. дис. канд пед. наук М., 1985. — 20с.
  96. О.Э., Канатова С. Ш. Использование компьютерных программ для обучения учащихся старших классов средней школы лексическому аспекту иноязычной речи//Иностранные языки в школе. 1994. — № 1. -С.53−59.
  97. Е.В., Нелисова И. Е. Методика исследования социально-психологической ориентации личности в группе. В кн.: Активизация учебной деятельности. -М., 1982.
  98. Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий. Москва, 1999. — 22с.
  99. И.Е. Личность в условиях совместной учебной деятельности при интенсивном обучении: Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1984. -18с.
  100. Р.П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и оптимизации учебного процесса. РЯЗР, 1980. — № 2. — С. 74−76.
  101. Р.С. Социально-психологическое обеспечение и возможности метода интенсивного обучения языку/ В кн.: Активизация учебной деятельности. -М., 1982.
  102. Э.Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной (монологической) речью: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1970. -180с.
  103. Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1988. 104с.
  104. Основы научной организации труда в военно-учебных заведениях/ Под ред. Ф. П. Тонких. М.: МО СССР, 1974. — 367с.
  105. Пак Н.И., Филиппов В. В. О технологии создания компьютерных тестов// Информатика и образование. 1997. — № 5. — С. 19−24.
  106. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. Москва.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.-225с.
  107. .Д. Социально-психологический климат коллектива. JL, 1981.- 180с.
  108. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. Москва, 1985. — 220с.
  109. Е.И., Стояновский A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория// Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. — С. 1822.
  110. Г. Б. Основы теории эффективности целенаправленных процессов. Часть 1. Методология, методы, модели. МО СССР, 1989. — 660с.
  111. Т.А., Пономарева В. В. Введение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков// Иностранные языки в школе. -1997.-№ 6.-С. 2−7.
  112. В.И. Активные методы обучения и их использование в процессе обучения курсантов. Учебно-методическое пособие. Серпухов, 1991 -80с.
  113. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения. М.: МГЛУ, 2000.-23с.
  114. Е.П., Штеменко Ю. С. Компьютерное обучение: за и против// Иностранные языки в школе. 1997. — № 3. — С. 10−13.
  115. И.В. Современные информационные технологии: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. -204с.
  116. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. М., 1998. — 178с.
  117. С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. 424с.
  118. П.И. Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам: Метод, рекомендации. М., 1988.
  119. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981.-248с.
  120. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 188с.
  121. .Е. Оптимизация школьной образовательной программы средствами информационных технологий: Дис. докт. пед. наук-Екатеринбург, 1999.-353с.
  122. Л.С. Педагогические условия применения компьютерной технологии в 9−11 классах современной школы (на примере иностраного языка). Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997. — 186с.
  123. Н.Ф. Управление процессом управления знаний. М., 1984. — 342с.
  124. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. Москва, 1983. — 352с.
  125. Н.И., Кокташева Г. И., Шестеникина В. А. Деловая игра в профессиональной подготовке лингвиста преподавателя//Иностранные языки в школе. 2000. — № 6. — С. 77−83.
  126. В.А., Матросова Л. Н., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Том 2. Теория и методология учебных деловых игр. М.: Прометей, 2000. — 257с.
  127. В.В. Текущий контроль в обучении: Метод, рекомендации. -М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. 76с.
  128. С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Рус. яз., 1990.-81с.
  129. Ю.Г., Дударев В. Т., Захарова И. Н., Павленко И. М., Степанов В. Н. Основы педагогики, психологии и организации учебного процесса вввузе. Краткие тексты лекций/ Под ред. Ю. Г. Фокина. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1985.-203с.
  130. Ю.Г., Корзун М. М. Основы интенсификации обучения в ввузе. Курс лекций. М.: ВА им Ф. Э. Дзержинского, 1987. — 160с.
  131. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. -М., 1987.-207с.
  132. B.C. Проблемы выделения единиц содержания общего образования на разных уровнях его формирования. В кн.: Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. — М., 1980. — 180с.
  133. Л.Г. Теоретическое и экспериментально обоснованное использование чтения для обучения активной лексике: Автореф. дис. канд пед. наук-М., 1983. 24с.
  134. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304с.
  135. England Е. Colour and Layout Consideration in CALL Materials // Computers and Education/- Oxford, 1984. Vol. 8. — № 3. — P. 317−321.
  136. Higgins J., Johns T. Computers in Language Learning. Wesley: Collins ELT, 1985.-420 p.
  137. Underwood J.H. Linguistics, Computers and the Language Teacher:
  138. A Communicative Approach. Tokyo: Newbury House Publishers, 1984. -109 p.
Заполнить форму текущей работой