Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние разработанности проблемы. Категория «образ жизни» в отечественной философской науке на протяжении длительного периода несла идеологическую функцию, и редко анализировалась её сложная бытийно-психологическая сторона. Точнее, на образ жизни была надета «маска» массового сознания, когда в это понятие вкладывались предполагаемые характеристики формального долженствования у абстрактного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. КАТЕГОРИИ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» И «ЗДОРОВЬЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ
    • 1. Л. Социально-философский анализ категории «образ жизни»
      • 1. 2. Категория здоровья как феномен духовного долженствования
      • 1. 3. Некоторые аспекты влияния бессознательного на поведение и здоровье человека
  • Глава 2. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ЕДИНСТВО ЧЕРЕЗ СОЗНАНИЕ
    • 2. 1. Образ жизни и здоровье: осмысление через социально-философские параллели
    • 2. 2. Феномен здоровья — момент бытийности человека

Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема бытия человека — это извечная тема философского мышления — была и, наверное, будет оставаться благодатной почвой для появления и роста новой мысли, являя миру прекрасных образчиков человеческого ума и глубокой интуицииразмышления над которой, помогая раскрываться отдельному человеку, в то же время возвышает качество сознания общества в целом из века в век на более высокий гуманистический уровень. В этом отношении роль философской науки остается неоспоримой, являясь для человека инструментом познания как окружающего мира, так и самого себя в бесконечных поисках Истины, Красоты, Добра и фундаментом для эволюции и роста человечества. История цивилизации показывает нам крутые зигзаги человеческой мысли, и мы, открывая знания наших предков, порой скептически относимся к их приоритетам, но настойчиво пытаемся проникнуть в смысл происходившего много тысячелетий назад, в мировоззрение и основы жизнеустройства предшественников, ибо то, что сейчас мы из себя представляем, наше общество развилось из того, чем было много веков назад. Естественно, трудно сопоставлять уровни жизни наших предков и современного общества, ибо человечество, следовательно, и наука и технический прогресс не стоят на месте. Но едва ли изменился сам человек в своей сути. Возросло количество и качество его знаний об окружающем мире, но он сумел проникнуть в природу самого себя во много раз меньше. И наш современник стремится к благу, счастью и здоровью так же, как желали этого люди на протяжении всей истории. Обретение ценностей в процессе своей жизни и поиск «внутреннего стержня" — основные мотивы в сознательной жизни человека, но они индивидуальны, равно как и жизнь каждого.

Одним из способов постижения проблемы человека является изучение образа жизни — формы жизнедеятельности, отражающей во внешних проявлениях и атрибутах психическое, духовное, «непроявленнное» в человеке.

Феномен «здоровья» — качество входящее в высшие ценности для любого, так же представляет собой неоценимый источник для понимания сущностной природы человека.

Образ жизни и здоровье — эти две категории образуют динамический союз, показывая взаимозависимость и взаимовлияние, и открывают для философской науки новые пути для более глубокого понимания феномена человека, что необходимо как науке в целом, и что не менее важно для понимания и раскрытия «Я» каждого человека.

Состояние разработанности проблемы. Категория «образ жизни» в отечественной философской науке на протяжении длительного периода несла идеологическую функцию, и редко анализировалась её сложная бытийно-психологическая сторона. Точнее, на образ жизни была надета «маска» массового сознания, когда в это понятие вкладывались предполагаемые характеристики формального долженствования у абстрактного человека, явно оторванное от реальности и истинного положения дел, и тем самым, смысл этой категории во многом обесценился и утратил привлекательность. Но «образ жизни», воплощающий в себе идею жизнепроживания, является важной показательной категорией, несущей в себе множество смысловых пластов и информативных моментов. «Образ жизни» предстает как обширное поле для исследовательской мысли, ибо в нем реализуется не только множество способов жизнедеятельности, но в нем мы видим перекресток социального и индивидуального составляющих человека, здесь образуется тесный сплав «врожденного» и «приобретенного», сочетание личностного компонента с общественной, экономической, профессиональной, ценностной, мировоззренческой и другими сторонами жизни.

В отечественной философской литературе изучение теории образа жизни проводилось многими замечательными авторами: Л. И. Абалкиным, Э. П. Андреевым, Л. А. Арутюняном,.

И.В. Бестужевым-Лада, В. Брожиком, А. Н. Бутенко,.

С.С. Вишневским, Г. Е. Глеруман, Е. И. Капустиным,.

И.Т. Левыкиным, Я. В. Рейзема, М. Н. Руткевичем,.

Э.В. Стуковым, В. И. Толстых, Ж. Т. Тошенко, A.C. Ципко.

Анализируемая тема находится на пересечении двух направлений: гуманитарной и естественнонаучной мысли, исследующих как теоретические, так и прикладные вопросы.

Концепция личности, как единства социального и личностного, требует должного воплощения в разработках методического плана при исследовании социальных процессов, в частности, в такой категории как образ жизни, где личность проявляет свою целостность. Эта проблема изучается в работах Б. Г. Ананьева, Б. С. Братуся, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. Гносеологический аспект целостности личности разработан в трудах Л. П. Станкевича, П. Сэва.

Вопросы, относящиеся скорее к разряду «вечных», и потому актуальных в любое время, но особенно сейчас, — категории личной жизни, судьбы, жизненных программ, ценностей, мотиваций, потребностей, пути, смыслов и бессмысленности человеческой жизни — то, без чего невозможен полноценный анализ и глубокое понимание проблемы человека, отражены в работах К.А. Абдульхановой-Славской, О. И. Джиоева, В. К. Егорова, Н. С. Злобина, З. Б. Какабадзе, В. О. Капранова, В. К. Келле, М. Я. Ковальзон, Г. В. Мокроносова, Ф. Б. Садыкова,.

П.В. Симонова, Э. В. Соколова, И. Т. Фролова, В. Н. Шердакова и др.

Нельзя не отметить огромного вклада, сделанного русскими мыслителями конца XIX — начала XX века: Н. А. Бердяева, А. И. Введенского, Н. Я. Грота, Н. И. Кареева, J1.M. Лопатина,.

B.В. Розанова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П. А. Флоренского, в чьих работах с наибольшей полнотой отразился высокий гуманизм, глубокий интерес к проблемам смысла жизни и назначения человека.

Современные философы также осознают необходимость не только в философии разума, и всё чаще обращаются к философии сердца с герменевтическими методами, раскрывая новые грани самопознания и самосовершенствования личности:

C.С. Аверинцев, В. А. Ахутин, A.A. Гусейнов, JI.H. Коган, М. К. Мамардашвили, В. В. Налимов, Г. Л. Тульчинский и др.

Перечисленные философские подходы к проблеме человека находят отражение и интерпретируются в философии медицины. Неоспоримо значение исследований в области теории и методологии социальной медицины В. П. Казначеева, P.C. Карпинской, Ю. П. Лисицина, А. Г. Щедрина, в чьих трудах содержатся материалы, затрагивающие вопросы разработки новых определений категории здоровья.

Исследованию медицинских факторов здоровья посвящены работы таких авторов, как Г. Л. Апанасенко, В. В. Виноградов, А. Г. Елисеев, В. А. Козлов, В. А. Матюхин, Л. Е. Панин, A.C. Тарасов, А. Я. Тернер.

Изучение проблем нормы и патологии в психиатрии проводилось в исследованиях И. Г. Беспалько, В. М. Воловико, П. С. Граве, Г. В. Зеневича, В. Б. Иванова, Б. В. Иовлева, М. М. Кабанова, С. Х. Кузнецова, М. С. Роговина,.

Я.Е. Свиридоновского, С. Б. Семичева. Исследованию неполного здоровья или «третьего состояния» посвящены работы.

P.M. Баевского, И. И. Брехмана.

Биоэкологические и социоантропологические аспекты здоровья обсуждаются в работах A.M. Изуткина, С. А. Никольского.

Вопросам здоровья человека в социальной и социально-реабилитационной сферах посвящены исследования Г. Бернлера,.

A. Юнссон, В. Н. Ярской. Проблемы социального здоровья и здорового образа жизни затронуты в работах М. С. Бедного, С. А. Беличевой, И. В. Зимней, Л. Г. Матрос, В. К. Овчарова.

Важность социально-философских аспектов феномена здоровья раскрывают такие известные ученые, как A.M. Изуткин,.

B.П. Петленко, В. Ф. Сержантов, Г. И. Царегородцев.

Без понимания природы человека и постижения его внутреннего мира невозможно решение стоящих проблем современности. Труды таких психологов, как А. Адлер, А. Маслоу, Г. Ол-порт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Г. Юнг явились необходимым методологическим основанием в исследовании философии здоровья. Большой вклад в область психологии поведения и понимания человеческой сущности внесли и отечественные ученые: Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, В.П. Зин-ченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.

Таким образом, категория «образ жизни» активно исследовалась философами и социологами отечественных школ. И, освободившись от идеологических искажений, вновь стала актуальной проблемой, теоретическая разработка которой подхвачена и нами. Ведь образ жизни — явление сложное и многоуровневое, где интеграция всех сфер жизнедеятельности рождает бескрайнее пространство для осмысления проблемы человека.

Феномен здоровья «подвергался» тысячелетним опытам изучения, ибо это вопрос насущный для всех во все времена. Однако несмотря на то, что концепция здоровья разрабатывалась многими учеными и в различных дисциплинах, до сих пор не сложилось лось адекватного определения этого понятия, и даже четкого его понимания. В данной работе рассматривается феномен здоровья как важный момент гармоничного состояния, затрагивающего всю триаду человека — дух, душу, тело, а также соотношение категорий образ жизни, здоровый образ жизни и здоровья в рамках социальной философии.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного социально-философского анализа выступает образ жизни в его специфическом проявлении феномене здоровья.

Предметом исследования являются взаимосвязи и взаимоотношения между категориями образ жизни, здоровый образ жизни и здоровья, гносеологические интерпретации и анализ содержания понятия здоровья и образа жизни.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является обоснование зависимости здоровья как от личностных и бессознательных установок, так и от жизненной философии человека. Для достижения цели решаются следующие задачи: проанализировать состояние и степень изученности категорий «образ жизни», «здоровый образ жизни» и «здоровья" — раскрыть взаимоотношения категорий «образ жизни» и «здоровье» в социально-философском аспектепоказать, что поведение человека есть сложный процесс «пересечения» сознательных, бессознательных, социальных, культурных, индивидуальных, а также мировоззренческих факторов и особенностейпроанализировать некоторые причины появления деструктивного поведения индивидуума в отношении здоровьяпоказать тесную взаимозависимость здоровья и духовной сферы человекараскрыть содержание феномена здоровья как понятия, характеризующего гармоничное существование человека в бытии.

Таким образом, постановка задачи исследования и степень изученности проблемы образа жизни и социально-философских аспектов здоровья показывает, с одной стороны, наличие глубокого научного и общекультурного интереса к ней, а с другой стороны — отсутствие целостного, концептуального (философского) анализа этой проблемы. Необходимость целостного подхода придает особые требования к обоснованию метода исследования.

Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования выступает диалектическое, а также синтетическое философское мировоззрение, особенностью которого является холистическое (целостное) видение традиционно разделяемых рационализма и иррационализма, материализма и идеализма. Используются также базовые категории системно-структурного анализа и типологического подхода, положения социальной философии и психологии. Необходимо отметить, что автор, являясь сторонником духовно-реалистического мировоззрения, в своей работе опирался, в т. ч. и на религиозные и эзотерические позиции. Весь категориальный аппарат, выработанный мыслителями прошлого и современности, используется диссертантом в той мере, в какой это целесообразно и необходимо для решения задач исследования.

При анализе проблемы образа жизни основой теоретической базы исследования явились работы отечественных ученых — И.В. Бестужева-Лада, А. П. Бутенко, В. И. Толстых, A.C. Ципко. Методологическим обоснованием для выявления сопряженности образа жизни с внутренним дискурсом психики человека послужили открытия и идеи JI. Витгенштейна, Н. Ф. Калиной, Ж. Лакана, Ю. М. Лотмана, М. Хайдеггера.

Социально-философские взгляды и научно-медицинские концепции таких ученых, как Н. М. Амосов, П. К. Анохин, В. П. Петленко, В. Ф. Сержантов, П. В. Симонов послужили теоретико-методологическим основанием при анализе проблемы здоровья.

Философские взгляды А. Бергсона, Н. Бердяева,.

B. Налимова, Ю. Федорова, Т. де Шардена, К. Ясперса также явились методологическим основанием для субъективированного подхода к здоровью, как отражению бытийности человека.

Значительную роль в анализе проблемы бессознательного и психологической обусловленности поведения сыграли работы А. Адлера, Н. Kenne, А. Маслоу, К. Роджер са, Э. Фромм, К. Хорни, Д. Хьюстон, К. Г. Юнга.

Новые направления в психологии и философии, известные как квантовое мышление, трансперсональная психология, холотропное сознание, холистическая медицина, New Age и другие, существенным образом повлияли на формирование взглядов и идей настоящей работы. Поэтому исследования, а также позиции таких авторов, как В. Вульф, С. Гроф, Ф. Капра,.

C. Лазарев, Ошо, К. Саймонтон, К. Уилбер, А. Уотс, Э. Цветков, Р. Шваллер де Любич явились особым ключом для нового понимания проблем и решения поставленных задач.

Научная новизна состоит в следующем: показана зависимость образа жизни не только от социальных, экономических, общественных факторов, но и от смысловой устремленности внутреннего дискурса человекаобоснована необходимость трактовки здоровья как целостного восприятия физического состояния (медико.

10 биологического) и личностно-смыслового уровня развития индивидавыявлено сопряжение категорий образ жизни и здоровье через потребности и ценностные ориентации человекаобоснована необходимость холистического и синергетического осмысления категорий здоровья и образа жизни.

Апробация работы. По теме диссертации было опубликовано пять научных статей общим объемом 3,5 п.л. Полученные результаты использовались при составлении курса лекций по философским проблемам медицины на кафедре философии с курсом истории и основ экономики БГМУ. Основные положения работы докладывались на межвузовской конференции «Эмоции, стрессы, неврозы и здоровье пожилых» (г.Уфа, 26 мая 1999 год).

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Башкирского Государственного Медицинского Университета и была рекомендована к защите 25 июня 1999 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три и два параграфа соответственно, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В центре настоящего социально-философского исследования находились две категории: образ жизни и феномен здоровья.

Как отмечалось, при анализе проблем образа жизни и здоровья человека выявляется их проекция на все сферы и уровни как индивидуального бытия, так и социума. Образ жизни есть не только продукт взаимоотношений социального и индивидуального, но и манифистатор менталитета, и даже выразитель жизненного мировосприятия индивида. И с этих позиций мы определяем: образ жизни — это форма жизнедеятельности, детерминированная социальными факторами и свойствами индивида. Анализ взаимосвязи образа жизни и здоровья затруднителен без понимания второй категории как отдельной проблемы, являющейся объектом исследования со стороны многих дисциплин. Изучив различные подходы к пониманию феномена здоровья и отметив их узкопрактический масштаб, в который не вмещается целостный человек, но лишь его отдельные уровни — телесный, душевный, психологический — мы пришли к выводу, что здоровье есть понятие, относимое, в том числе и к высшим духовным сферам человека. Поэтому дальнейшее осмысление уровня личностно-смыслового, или духовного здоровья необходимо для гораздо глубокого понимания проблемы человека, тем более, что наука, в том числе и медицинская, до сих пор не раскрыла содержание феномена здоровья. На наш взгляд, основной характеристикой здоровья является состояние гармоничности на всех уровнях: телесном, душевном, духовном, в том числе и с окружающим миром, бытием.

В диссертации отмечается важное влияние на выбор модели поведения (в частности, положительного или разрушительного для здоровья) содержания бессознательного дискурса психики.

Присутствие в нем деструктивных или иных невротических тенденций отнюдь не способствуют выбору здорового образа жизни: фокус поведения сосредотачивается на разрешении явных или скрытых психологических проблем. И порой, болезнь в некоторых случаях приобретает большую ценность, нежели здоровое состояние. Исходя из основных принципов психосоматической медицины, мы пришли к следующим выводам:

Определенное отношение или позиция человека к самому себе и к бытию (в том числе и к другим людям) в итоге способствует развитию или неразвитию болезни.

2. Значительная роль в причинах заболевания принадлежит подсознательным ментальным конструкциям, тенденциям и установкам.

3.Причинные факторы болезни — суть жатва жизненной философии, которая является формой взаимоотношений индивида с окружающим миром.

Безусловно, рассматриваемая нами тема требует дальнейшего изучения со стороны многих дисциплин. Но очень важно осмысление на философском уровне. Потому как наука — это, по сути, манипулирование над окружающей реальностью со стороны человеческого интеллекта. Область интересов философии — это сферы духовной сути и понимание природы человеческого существа. Поэтому науки могут появляться и исчезать, объединяться и «дробиться», ориентируясь на необходимость «текущего момента». Философия остается базовой матрицей, позволяющей, помимо научного обобщения проблемы, возвращаться к связующим стержневым компонентам любой человеческой деятельности — смысловой направленности и ценностной наполненности.

Постепенно нарастающая тенденция к консолидации и интеграции мирового сообщества наблюдается не только на экономическом, политическом, культурном, научном уровнях, но, что.

133 принципиально важно, на уровне индивидуального сознания и коллективного мышления. Человек постепенно интегрируется с Бытием не только по необходимости рождения в нем, но и осознанно прилагая к этому духовные и творческие резервы, вырываясь из рамок эгоистичных наклонностей, и принимая единство существования. Воспитание «глубокого почтения к жизни и экологической сознательности» (по выражению С. Грофа) актуально и для науки. Ведь если до определенного момента для ее развития было достаточно рациональности, то в настоящее время, и тем более в будущем, обязательным в функционировании науки будет присутствие экзистенциального компонента. О необходимости соединения науки и этики (некоторые ученые предпочитают говорить о союзе науки и религии) свидетельствуют новые проблемы — последствия достижения научной мысли: сложность использования ядерных технологий, достижения генной инженерии и т. д. Подобный союз должен открыть перед нами торжество человеческой мысли и грандиозность Бытия как разные ипостаси одного Творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. -М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  2. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. — 261 с.
  3. М.А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970. — 68 с.
  4. А. Технология власти. М., 1991. — 638 с.
  5. А. Понять природу человека. С-Пб.: «Академический проект», 1997. -256 с.
  6. А. О нервическом характере. С-Пб.: Университетская книга, 1997 — 388 с.
  7. Г. Ю. Узнай свои способности. С-Пб, 1996. -159 с.
  8. В.Л. Логический аспект взаимоотношения философии и науки // Вопросы философии, № 1, 1981, с.86−98.
  9. Альтернативная медицина: немедикаментозные лечения. -С-Пб.:. 456 с.
  10. Ю.Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.
  11. С.И. Детерминизм и медицина здоровья.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 376 с.
  13. Е. Сезам, откройся! Т.1. М.: Присцельс, 1994. — 168 с.
  14. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М., 1980.
  15. Антология Гнозиса. В 2-х томах. С-Пб.: Издательский дом «Медуза», 1994.
  16. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. -270 с.
  17. Р. Типология психосинтеза. Семь основных типов личности.
  18. Астрология / сост. Московский А. Екатеринбург, 1992. — 198 с.
  19. У. Легенды о египетских богах. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  21. A.B. Социальные аспекты экологии человека. Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1986, с.22−23.
  22. А. Трактат о семи лучах. Эзотерическое целительство / Пер. с англ. С. Иванова. М.: ACT, 1993 — 560 с.
  23. Ф. Основные принципы науки разума. Донецк: Центр Науки Разума, 1993. — 171 с.
  24. Белая книга России // Человек. 1993. № 5.
  25. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.
  26. А. Материя и память. Собр. Соч.: В 4 т. -М., 1992, Т.1.
  27. А. Смех. М., 1992. — 127 с.
  28. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.1., Тбилиси, 1978.
  29. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -304 с.
  30. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: ФИС, 1990. — 206 с.
  31. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья // Вопросы философии, № 2, 1982, с.48−53.
  32. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип.- Философия хозяйства. М., 1991.
  33. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. Науч. Тр. / под ред. Брехман И. И. С-Пб, -267 с.
  34. М. Избранные произведения. М.:, 1990. — 804 с.
  35. В. Холодинамика. Вся сила в действии. -Ассоциация холодинамики, 1995. 190 с.
  36. Выживут ли земляне? М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  37. В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 236 с.
  38. П.П. Двенадцать мистерий судьбы. Минск, 1994. — 526 с.
  39. . Что такое психология? В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1992. — 496 с.
  40. Е.А. Социальные проблемы здоровья и пути их решения. Издательство Саратовского госуниверситета. Самарский филиал, 1992. — 152 с.
  41. Ю. Ф. Континуальность социальной жизни, закон её пульсации и вакуум. С-Пб., 1993.
  42. Н. Я. Устои нравственной жизни и деятельности // Смысл жизни в русской философии. С-Пб.: Наука, 1995. -282 с.
  43. С. Космическая игра. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1997. — 256 с.
  44. С. Путешествие в поисках себя. М.: Издательство
  45. Трансперсонального Института, 1995. 276 с.
  46. С. Холотропное сознание. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 248 с.
  47. С., Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 345 с.
  48. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». -М., 1993.
  49. И.В. Проблемы причинности в медицине. -М.: Медгиз, 1962. 176 с.
  50. B.C. Психология личности и ВНД. JL: Наука. Ленингр. Отделение, 1980. — 200 с.
  51. Н.Ф. Проблемы медицинской биоритмологии. -М.: Медицина, 1985. 207 с.
  52. Л. Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы. М.: Прогресс, 1979. — 208 с.
  53. В.Ф. Маски депрессии. М.: Знание, 1987.62 с.
  54. В.Ф. Скрытая депрессия в практике врачей. Минск: Высш. школа, 1981. — 240 с.
  55. Ф.Ф. Лечение неврозов и психозов. Ташкент, Госиздат УзССр, 1955. — 256 с.
  56. В.М. Большие биологические часы: (Введение в интегральную медицину). М.: Знание, 1981. — 208 с.
  57. Д. Ментальные пространства с функциональной точки зрения // «Язык и интелект», -М., 1995.
  58. Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. -334 с.
  59. Ежегодник мировой санитарной статистики. Женева: ВОЗ, 1993. — 499 с.
  60. П.М. Потребности человека. М., 1990.
  61. Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990. -330 с.
  62. Н.Т. Медицинская общественность и ее роль в охране здоровья населения. Уфа: Башкнигиздат, 1984.
  63. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 140 с.
  64. A.M. Программа КПСС и социальные проблемы медицины. М., 1964. — 174с.
  65. A.M., Царегородцев Г. И. Социологический образ жизни и здоровье населения. М.: Медицина, 1978. — 232 с.
  66. Н.С., Илларионова И. В. Нетрадиционные формы оздоровления как средство антропоэкологической адаптации и эволюции техносферы // Массовое сознание и массовые действия.- М., 1994.
  67. А. Анатомия болезни с точки зрения пациента. -М.: Физкультура и спорт, 1991. 95 с.
  68. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1973. — 74 с.
  69. В.П. Космопланетарный феномен человека. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. 302 с.
  70. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. — 260 с.
  71. В.П. Право на здоровье. М.: Знание, 1979.96 с.
  72. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1980. — 191 с.
  73. В.П. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989. — 245 с.
  74. В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: Кн. Изд-во, 1991. — 125 с.
  75. В.Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Сов. Россия, 1989. — 61 с.
  76. Т.К. Реальное долголетие и иллюзия бессмертия. Минск: Беларусь, 1987. — 191 с.
  77. В.М. Эволюция диктата. М.: Норд, 1993. — 415с.
  78. Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990. — 238 с.
  79. И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
  80. Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии. М.:"Рефл-бук", К.:"Ваклер", 1997. — 272 с. 81 .Калиновский П. П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М.: Изд-во «Новости», 1991. — 192 с.
  81. Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов организма. М.: Наука, 1990. — 91 с.
  82. Л.Я. Климат вежливости. Грозный: Чеч.-Инг. Кн. Изд-во, 1987. — 62 с.
  83. Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. С-Пб.: ТОО «ИРИС»: ТОО «ЯНА — принт», 1994. — 302 с.
  84. Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. — 318 с.
  85. В.Э., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959.
  86. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 214 с.
  87. Т.А. От феномена к структуре. М.: Наука, 1991. — 85 с.
  88. А.Я. Диалектика практики и познания. М.: Высш. Шк., 1991. — 143 с.
  89. С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. — 282 с.
  90. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991. — 310 с.
  91. Космическое сознание. М.: «Одиссей», 1995. — 800 с.
  92. М. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. -261 с.
  93. Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988.
  94. С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1−4. С-Пб.
  95. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. -М., 1995.
  96. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. — 395 с.
  97. В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологию. М., 1991. — 126 с.
  98. Ю.П. Детерминационная теория медицины. -С-Пб, 1992. 414 с.
  99. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: критический анализ. М.: Медицина, 1982. -326 с.
  100. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: проблемные лекции. М.: Медицина, 1992. -512 с.
  101. К.З. Агрессия. М., 1994. — 269 с.
  102. К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.1 49. — М., 19 551 974, Т. 21.
  103. Л.Г. Социальные проблемы здоровья. Новосибирск, 1992.
  104. Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г. В. Морозова и Г. И. Царегородцева. Совместное издание СССР-НРБ-ЧССР-СРР. М.: Медицина, 1983. — 272 с.
  105. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996. -246 с.
  106. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. — 63 с.
  107. Методологические вопросы в медицинских исследованиях / под ред. Н. П. Бехтеревой. Л.: Б.И., 1987. — 136 с.
  108. ПО.Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности. М.: Политиздат, 1990. — 221 с.
  109. Ш. Милунски О. Знайте свои гены. М.: Мир, 1981. — 391с.
  110. Е.Г. Выбираю бег!. М.: Физкультура и Спорт, 1984. — 81 с.
  111. ПЗ.Мильнер Е. Г. Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной физкультуры. М.: Физкультура и Спорт, 1991. — 110 с.
  112. Мироздание и человек.- М.: Политиздат, 1990. 352 с.
  113. В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
  114. Ю. В поисках Божества. Киев: «София», Ltd, 1995. — 400 с.
  115. П.Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  116. Норберто Р. Kenne. Восславление. М.: Международное Общество Аналитической Трилогии, 1994.
  117. Образ жизни: тенденции, противоречия, проблемы. -Кишинев: Штиинца, 1989. 219 с.
  118. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. Яз., 1988. — 750 с. 121 .Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991. 403 с.
  119. Ошо. Скрытая гармония. М.: ИПА «Три JI», 1998. -320 с.
  120. Ошо. Унио мистика. М.: ИПА «Три JI», 1998. — 288 с.
  121. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.
  122. В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л., 1982. — 256 с.
  123. В.П., Сержантов В. Ф. Проблемы человека в теории медицины. Киев, 1984.
  124. Платон. Определения // Платон. Диалоги. М., 1986.
  125. К.К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. — 216 с.
  126. К.К. О системе психологии. М.: «Мысль», 1972. — 216 с.
  127. Плотин. Космогония. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1995. — 304 с.
  128. А.Ф. Единство социального и биологического в гармоничном развитии личности. Рига, 1981.
  129. Принципы поиска решения медицинских проблем. Под ред. К. С. Тернового. Киев: Наук. Думке, 1990. — 198 с.
  130. Психоанализ и культура. М., 1995.
  131. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1997. — 640 с.
  132. Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Богдалева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  133. Д. Личностно-ориентированная астрология. -Издательство ЦАИ, 1994. 302 с.
  134. Д. Защита трех сокровищ. Книга 1.
  135. Киев:"София", Ltd, 1996. 416 с.
  136. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  137. В.П. Морфология реальности. М., 1996.
  138. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987.141 .Свидерский В. И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и познании. М., 1962.
  139. В.Ф. Философские проблемы биологии человека. М., 1974.
  140. A.A. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск: Наука, 1982, 99 с.
  141. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1985.
  142. П.В. Мотивационный мозг. М., 1987.
  143. И.С. Рецепты здоровья. М.: Физкультура и Спорт, 1988. — 237 с.
  144. Системогенез и проблемы генетики мозга. М.: Наука, 1983. — 279 с.
  145. A.B. Структура, генезис и проверка психоаналитической теории. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 71 с.
  146. Социальная философия / под ред. Проф. В.Н. Лаври-ненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  147. П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998. — 656 с.
  148. П. Мужество быть // Символ. Париж, 1992.
  149. В. Медитации на TAPO. Киев: София, 1996.
  150. В.П. Философия сознания. М., 1971.
  151. К. Никаких границ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998. — 176 с.
  152. P.A. Квантовая психология. К.: „ЯНУС“, 1999. — 224 с.
  153. И.В. нетрадиционная Астрология. М.: Присцельс, 1995. — 154 с.
  154. А. Дао Путь воды. — Киев:"София», Ltd, 1996. -288 с.
  155. Ю. М. Сумма антропологии. Кн.1. -Новосибирск, 1995.
  156. Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
  157. Л.Б. Медицина и религия. Киев: Здоров’я, 1987. 141 с.
  158. Физкультура и здоровье. М.: Физкультура и Спорт, 1989. 64 с.
  159. Философия и нравственная культура врачевания / Комаров Ф. И., Петленко В. П., Шамов И. А. Киев: Здоровья, 1988. 160 с.
  160. Философия человека: традиции и современность. Вып. 2., М., 1991.
  161. Философия. Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1996. — 512 с.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: ИН-ФРА-М, 1997. — 576 с.
  163. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  164. Э. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 416 с.
  165. Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М., 1993.
  166. М. Время и бытие. М., 1993. — 445 с. 171. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991. — 190 с.
  167. Халмурад Упур, Начатый В. Г. Секреты китайской медицины: Очерки. М.: Быстрика, 1992. — 203 с.
  168. Ф. Любовь, материнство, будущее. М.: Издательство «Прогресс», 1982.
  169. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.
  170. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф. И. Комарова. М.: Медицина, 1989. — 400 с.
  171. , Д. Зиглер. Теории личности. С-Пб.: Питер, 1997.
  172. Г. И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровья населения. М.: Медицина, 1975. — 120 с.
  173. Э. Мастер самопозания или погружение в «Я».- С-Пб.: «Лань», «Полисет», 1995. 192 с.
  174. Э. Танец дождя. С-Пб.: «Лань», 1996.
  175. Человек как объект философского исследования. Античность. Средние века. Хрестоматия. М., 1993. — 222 с. 181 .Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. М., 1995.- 766 с.
  176. А.Л. Космический пульс Земли. М., 1996. 183. Чикин С. Я. Врачи — философы. — М.: Медицина, 1990. -384 с.
  177. А.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  178. В. Закон синархии и учение о двойственности иерархии монад и множеств. Киев: «София», Ltd, 1994. — 320 с.
  179. В. Священная Книга Тота. Великие Арканы Tapo. Абсолютные начала Синтетической Философии Эзотериз-ма. Киев: София, 1993.
  180. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
  181. Ю.А. Лекции по этике. М.: МИРОС, 1994. -136 с.
  182. Р. Очерк тайноведения. Пер. с нем.
  183. Т.Г. Трапезникова. М.: Издательство «Ной», 1992. — 156 с.
  184. Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. — С-Пб.: «Книга-Принтшоп», 1990. — 420 с. 191 .Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам Натуры. Пер. с нем. Ташкент: «Шарк», 1993 — 346 с.
  185. Г. А. Общая теория жизни. М., 1988. — 256 с.
  186. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп- ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 480 с.
  187. Юнг К. Г. Аналитическая психология. С-Пб.: МЦНК и Т «Кентавр», Институт Личности ИЧП «Палантир», 1994. -136 с.
  188. Юнг К. Г. Психологические типы. С-Пб., 1997.
  189. Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. М.: «Олимп" — ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. — 400 с.
  190. Юнг К. К. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  191. Ярослав Говорка. Дорога к долголетию. М.: Профиздат, 1990. — 300 с.
  192. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  193. Авторефераты и диссертации.
  194. Г. Б. Мудрость и истина: гносеологический анализ: Автореферат к. ф. н. Уфа, 1999. — 20 с.
  195. A.M. Ценности: проблемы обоснования: Автореферат дисс. д. ф. н. Москва, 1994. — 34 с.
  196. А.Э. Психосоциологический анализ образа жизни: Автореферат дисс. к. ф. н. Ереван, 1989. — 22 с.
  197. Е. Влияние образа жизни на здравоохранение: дисс. к. ф. н. Москва, 1983.
  198. И.А. Антропософия здоровья: тело и дух: дисс. д. ф. н. Екатеринбург, 1992. — 318 с.
  199. Г. А. Здоровье человека: философско-методологический анализ: дисс. к. ф. н. Саратов, 1994. — 28 с.
  200. Н.М. Эксперименты над собой будут продолжать // Известия. 1998, № 13.
  201. Н. Человек и машина // Вопросы философии, № 2, 1989, С.158−162.
  202. .С. Сущность принципов научного познания // Диалектика как методология научного познания. Межвузовский сборник. Уфа: БГУ, 1976. — С.40−56.
  203. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 1994 году // Здравоохранение Российской Федерации, № 3, май июнь 1996, С.3−8.
  204. В.Г., Царегородцев Г. И. Экология человека в системе медицинского знания // Вопросы философии, № 8, 1980, С.73−86.
  205. JI.B. О специфике телесной культуры человека // Вопросы философии, № 6, 1987, С.145−148.
  206. Кабанов М. М. Роль психических факторов в современной
Заполнить форму текущей работой