Социально-философский анализ кризиса духовности в Древней Греции и в современной России
События, происходящие в современном российском обществе, касаются не только всех сфер его жизнедеятельности, но и сферы научного познания мира, что поставило под сомнение прежнюю методологию познания, и трудно поддаются философскому осмыслению. Здесь можно согласиться с С. Кара-Мурзой: «Массированная программа по разрушению логического мышления началась в СССР сразу после того, как новая… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ДУХОВНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ИСТОКИ, КРИЗИС
- 1. Духовность как онтологическое основание существования человека и общества
- 2. Источники формирования духовности
- 3. Кризис духовности: сущность и причины
- ГЛАВА II. ГЕНЕЗИС ДУХОВНОСТИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 1. Состояние духовности в Древней Греции в классический период
- 2. Предпосылки кризиса духовности в Древней Греции
- 3. Кризис духовности в Древней Греции
- ГЛАВА III. КРИЗИС ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 1. Специфика религиозного источника духовности в России и его кризис
- 2. Специфика социально-экономического источника формирования духовности и его кризис
- 3. Антропологический аспект кризиса духовности в современной
- России
Социально-философский анализ кризиса духовности в Древней Греции и в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
События, происходящие в современном российском обществе, касаются не только всех сфер его жизнедеятельности, но и сферы научного познания мира, что поставило под сомнение прежнюю методологию познания, и трудно поддаются философскому осмыслению. Здесь можно согласиться с С. Кара-Мурзой: «Массированная программа по разрушению логического мышления началась в СССР сразу после того, как новая интеллектуальная бригада Горбачёва приступила к реализации доктрины перестройки».1 Рухнул единый мир учёных (единый не в смысле единомыслия, а в смысле признания основных научных методов познания). Появились взгляды, мнения, «интуиция», под которыми порой проглядываются материальные интересы или просто шарлатанство. Как по команде прекратились все научные, философские и исторические дискуссии, имеющие общенациональное значение и обращенные как к обществу, так и к лидерам. «Калейдоскоп событий» не складывается в единую картину мира, и прослеживается тенденция некоторых научных кругов навязать обществу мысль о конце истории, о конце философии с позиции не самих наук истории и философии, а их значения для общества. Ненужность развития этих наук аргументируется и тем, что всё ценное для общества уже создано, и надо только воспользоваться этим богатством, правда, из культурного наследия стремятся выбросить целые пласты науки, например, марксизм.
Создается иллюзия, что человечество не способно создать политический строй лучше, чем современная демократия. У. Черчилль в этом вопросе поставил границу человеческому разуму, объявив демократию лучшим из худших способов правления. Эта же мысль звучит и у В. Костикова, описывающего на страницах «Аргументов и фактов» отрицательные стороны демократии: «Имущественное неравенство, продажные депутаты, культ насилия, наркотики, деградация семейных ценностей, власть денег».2 Однако Костиков тут же вопреки собственной логике утверждает: «Буржуазная.
1 Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. — M.: Издательство Эксмо, 2003. — С. 464.
2 Костиков, В. Какая демократия нужна России? / В. Костиков // Аргументы и факты — 2004. — № 34. — С. 4. демократия не на словах, а на деле обеспечила людям лучшую жизнь и лучшие перспективы".1 Это или патологическое нарушение сознания (мышления), или цинизм, связанный с духовной деградацией. И такие опусы идут в русле господствующей идеологии, перекладывая всю ответственность за провалы социально-экономического развития на самого человека, не сумевшего воспользоваться преимуществами демократии. Игнорируя мнения учёных, пренебрегая выбором народа (например, большинство населения в соответствии с результатами референдума было за сохранение СССР), нормами демократии, небольшая группа реформаторов, называя себя демократами, развалила страну, проводя реформы, выданные за неизбежные и необратимые. Всё это приводит не только к разрушению Российского государства, а к развалу и обнищанию общества и деградации личности, кризису духовности.
Однако данный поворот событий может привести и к гибели Российской цивилизации. Поэтому диалог власти с учёным миром, «соборность» всех мыслящих и неравнодушных становятся объективно необходимыми и безальтернативными. Каждому учёному есть что предложить, но он нуждается в том, чтобы его услышали, поняли, а дискуссии приобрели научную форму.
Каждое происходящее событие имеет причинно-следственную связь, если не брать во внимание точку зрения Г. Риккерта об уникальности и неповторимости всех явлений или религиозную, согласно которой на всё воля Божия (хотя и здесь само событие требует рассмотрения с точки зрения его ценностей как общечеловеческих, так и религиозно-нравственных). Современное состояние Российского общества является следствием проведённых в нём реформ, началом которых послужила «перестройка» М. С. Горбачёва, цель которой эволюционировала от возвращения общества к ленинским нормам жизни до возвращения в семью цивилизованных западных стран.
Проблемы, с которыми столкнулось советское общество, были сконцентрированы в словах генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова: «В каком обществе мы живём?» Вопрос был предельно.
1 Костиков, В. Какая демократия нужна России? / В. Костиков // Аргументы и факты — 2004. — № 34. — С. 4. философским и требовал широкого ответа по всем отраслям человеческого бытия. Но постепенно с помощью различных манипуляций, хорошо изложенных С. Кара-Мурзой и А. С. Панариным, 1 он был сведён в экономическую плоскость, стержнем которой стала частная собственность. Вопросы, связанные с социальной справедливостью, с привилегиями, с паданием культуры, морали, духовности, разрешились прямо противоположно намеченным целям. Игнорирование философии, попытка уйти от назревших проблем общества, нежелание научно изучить современное российское общество усугубляют назревшие проблемы. Сегодня мы не только не знаем наше общество, но и теряем знания и не хотим знать о человеке и его проблемах, его сущности. Манипуляция обществом завершается манипуляцией человеком, разрушением его сознания и духовности. Выдержит ли такое испытание человек или трансформируется в постчеловека, техночеловека, или, сбросив с себя всё человеческое, возвратится в «естественное» состояние?
Философское осмысление истории и социально-философский анализ тех моментов развития человеческого общества, которые можно трактовать как кризис духовности, а также изучение объективных и субъективных причин, которые привели общество к кризису, поможет ответить на поставленные вопросы. Кроме того, мы полагаем, что именно древнегреческая цивилизация, ее исторический пример поможет нам осмыслить современное российское общество, его духовный кризис и его преодолеть.
Состояние разработанности проблемы.
Рассматриваемая нами тема исследования в российской социальной философии является практически неразработанной. Вместе с тем это не означает, что по данной проблеме полностью отсутствуют теоретические работы.
Проблема духовности издавна привлекала к себе внимание исследователей. Она изучалась философами, историками, психологами, антропологами, религиозными мыслителями.
1 Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. — M.: Издательство Эксмо, 2003. — 832 е.- Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. — М.: Издательство Эксмо, 2003. — 544 с.
Существует обширная библиография, охватывающая разные аспекты, связанные с проблемами духовности — онтологические, гносеологические, биологические, психологические, аксиологические.
Центральное место тема духа, духовности занимает в философском дискурсе (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Эпикур, Аврелий Августин, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, П. Тейяр де Шарден, А. Камю, О. Шпенглер, Э. Фромм, А. Тойнби, Г. Маркузе, Ф. Фукуяма и др.). Важное место тема духовности занимает в русской философии (А.С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, П. Я. Чаадаев, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Н. Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, C.JI. Франк, С. Н. Булгаков, К. Н. Леонтьев, П. Н. Савицкий, Д. С. Мережковский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский и др.).
В советское время духовность являлась приоритетной областью исследования, ей были посвящены как отдельные статьи, так и монографии: М. К. Мамардашвили, Л. Н. Гумилев, М. А. Барк, П. П. Гайденко, А. В. Гулыга, Д. В. Гурьев, А. А. Зиновьев, Э. В. Ильенков, В. А. Канке, О. Н. Козлова, К. М. Кантор, В. И. Ксенофонтов, А. С. Панарин, Б. Д. Парыгин, А. Г. Спиркин, А. К. Уледов, В. Е. Кемеров, В. И. Холодный и др. В постсоветский период в связи с духовным кризисом актуальность духовной тематики также не ослабевает (С.Б. Крымский, В. И. Волков, Г. П. Меньчиков и др.). Кроме того, духовное поле бытия человека является предметом исследования нижегородских ученых: Л. А. Зеленов, М. М. Прохоров, В. А. Кутырев, С. В. Соколов, Е. В. Федотов, О. М. Панфилов, Л. Е. Шапошников, В. П. Кожевников, В. И. Табаков, О. Л. Краева и др.
Сегодня особенно актуальными становятся исследования, касающиеся духовности в самых разных аспектах исследовательской деятельности, что связано с вопросами:
• онтологии духовности (М.С. Коган, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, В. И. Волков, Г. П. Меньчиков, К. Я. Вазина, Ф. А. Хараеева, Е. В. Федотов и др.);
• сущности духовной реальности (Г.П. Меньчиков, В. Н. Михайлова, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский и др.);
• взаимосвязи духовности и психологии (В.Н. Федотов, М. С. Коган, В.И.
Ксенофонтов и др.), духовности и религии (И.И. Гарин, А. И. Осипов, И.Н.
Экономцев, Е. Г. Яковлев, А. Мень и др.), духовности и культуры (Л.П.
Буева, В. П. Зинченко и др.), духовности и морали (В.И. Гараджа и др.);
• об аксиологических аспектах духовности (В.А. Кутырев, И. И. Гарин, О.М.
Панфилов и др.).
Если духовная проблематика является, как мы убедились, приоритетной, то проблема кризиса духовности менее разработана. Однако в настоящее время интерес к данной теме, безусловно, возрос, что обусловлено цепочкой кризисов (антропологический, экологический, экономический, социально-демографический и духовный), перед которыми оказалось современное человечество. Здесь необходимо отметить работы С. Грофа «Духовный кризис» и К. Грофа «Помощь при духовном кризисе». Однако предметом исследования этих ученых является не социальный, а личностный кризис человека, а также разработка методики, помогающей отдельному индивиду выйти из состояния кризиса. Иными словами, данные работы представляют собой лишь психологический срез социального духовного кризиса, в них не анализируются глубинные причины этого явления.
Поскольку в России духовный кризис наступил сравнительно недавно, по сравнению с Западом, где господствуют бездуховные капиталистические отношения, то именно в западной философии проблематика кризиса личности и, что особенно важно, общества, является наиболее актуальной: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, В. Райх, X. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр, Р. Барт и др. Особенно ценным источником при анализе социально-экономических причин кризиса, в том числе и кризиса духовности, являются труды К. Маркса и Ф. Энгельса.
Среди современных российских философов особо отметим работы В. А. Кутырева, который обращается к проблемам постчеловека, стоящего по ту сторону духовности как совокупности его лучших качеств. Анализируя тему духовного кризиса, современные исследователи также продолжают традицию русских религиозных философов (К.Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.).
Особенно отметим поставленные философом Б. В. Яковенко проблемы сопоставления «жизни народа афинского и жизни народа русского», 1 выявления духовных связей между двумя народами и возможности общих судеб. Однако данная проблема им была только обозначена, но не разработана.
Итак, процесс обращения к проблеме духовности оказался сложным и противоречивым. Мы выделяем несколько направлений (помимо философского), по которым осуществлялась разработка данного исследования.
Историческое направление. Исторический подход к кризису духовности характеризуется не столько выявлением причин и закономерностей кризисов и их обобщением, сколько изучением этих кризисов в конкретные исторические периоды, в том числе в античной Греции.
Историко-культурологичекие исследования, как правило, посвященные жизни, быту, ценностям древних греков, обширны, однако отдельно проблема духовности рассматривается не так широко и, тем более, она не является определяющей в трудах по античности. Из существующего обширного поля работ мы выделим произведения П. Гиро, В. Дюранта, И. Итмшера, Э. Гиббона, И.-Г. Дройзена, Дж.К. Дэвиса, а из советских историков — Э. Д. Фролова, B.C. Нерсеянца, П. В. Симонова, П. М. Ершова, Ю. П. Вяземского, С. С. Аверинцева, Г. М. Бонгард-Левина, Н. Ф. Овсянникова, Н. А. Барги, B.C. Сергеева, В. М. Строгецкого. Но основным источником изучения древнегреческого общества по-прежнему служат непосредственные свидетели: Гомер, Гесиод, Сократ, Платон, Аристотель, Эсхил, Софокл, Еврипид. Необходимо учесть следующее: Гомер и Гесиод жили раньше периода, который мы изучаем, Сократ — в рассматриваемый период, а Платон и Аристотель чуть позже, и именно сравнительный анализ их произведений поможет нам уяснить, какие изменения произошли в общественной жизни, в мировоззрении, в личных качествах греков. Взгляды Сократа и Платона особенно важны тем, что они осмысливали современность, и их философия как раз является вызовом происходящим изменениям, Сократ и Платон, кроме этого, ещё и являются свидетелями происходящих событий.
1 Яковенко, Б. В. Мощь философии / Б. В. Яковенко // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. — М.: Политиздат, 1990. — С. 98.
Историко-философское осмысление древнегреческой духовности и ее кризиса представлено в работах Ф. Коплстона, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, С. С. Аверинцева и др.
Генезису русской духовности посвящены работы В. О. Ключевского, В. Шубарта, С. В. Соловьева и др.
Культурологическое направление (В.П. Горан, М. Алпатов, Ф. Арьес, А. Боннар, Ф. Кессиди, А. И. Зайцев, Г. В. Драч, Н. Б. Маньковская, А. К. Якимович, JL Винничук, Ф. Баумгартен и др.) ставит в центр внимания человека и его общественное окружение. Занимаясь вопросами истории ментальности, отношения человека к окружающему миру и самому себе, культурологи, естественно, обращаются к проблемам духовности. Так, в работах Ф. Арьеса духовность человека разных эпох раскрывается сквозь призму смерти, в трудах М. Алпатова показано отражение духовности, духовных идеалов древнего грека в искусстве. Уникальное исследование древнегреческой культуры от ее истоков до конечного этапа дано в монографии А. Боннара, рассматривающего проблему «древнегреческого чуда». В отличие от других теоретиков культуры (Ф. Кессиди и др.) А. Боннар полагает, что греческого чуда не существовало, поскольку понятие о чуде глубоко антинаучно, а основой, на которой возникла древнегреческая культура, стало античное рабство. Напротив, А. В. Зайцев считает, что правомерно говорить о «греческом чуде», причиной которому, согласно советскому ученому, является «распространение железа и связанных с ним социальных потрясений».1.
Объект и предмет исследования.
Объектом диссертационного исследования является духовное поле бытия человека и общества. Предметом диссертационного исследования является сущность, истоки и последствия духовного кризиса человека и общества Древней Греции и современной России.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ кризиса духовности в контексте сопоставления духовного.
1 Зайцев, А. В. Культурный переворот в Древней Греции в VIII—IV вв. до н.э. / А. В. Зайцев. — Л., 1985. — С. 208. кризиса двух эпох — античной Греции и современной России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать философскую категорию «духовность», определить ее смысловое наполнение и соотношение с понятиями «духовная реальность», «духовный мир», «духовная эпоха», «дух народа».
2. Выявить и проанализировать источники формирования духовности, их соотношение и генезис.
3. Определить причины кризиса духовности, его суть, проявление и последствия как для человека, так и для общества в целом.
4. Выявить основания сравнения духовных кризисов двух эпох — античной и современной.
5. Используя фактический материал, всесторонне изучить генезис духовности в Древней Греции и ее кризис, определить его специфику, сущность, закономерности.
6. Проанализировать генезис источников духовности в России в целом в рамках сопоставления с античностью и определить причины и проявления кризиса духовности в современной России.
Обозначенные задачи обусловили методы и структуру диссертации.
Методологическая база диссертационного исследования.
Методологические основы диссертационного исследования определяет принцип гуманизма, рассматривающий человека как высшую ценность. Наиболее ценными в данном контексте стали такие теоретические разработки Общероссийской академии человековедения во главе с профессором JI.A. Зеленовым, гуманистический пафос и идея Человека, которые выражают стремление к целостному постижению Человека и Универсума.
В основе работы лежит диалектический метод, сутью которого являются следующие принципы:
• при обобщении большого теоретического материала мы стремились к всестороннему охвату явлений и их системной организации;
• учитывали полярные свойства и процессы;
• опирались на принципы полярности, объективности и системности;
Метод сравнительного анализа и метод исторической реконструкции позволили выявить и сопоставить различные подходы к объекту исследования ю и проанализировать динамику исторических изменений духовного кризиса человека и общества.
Научная новизна работы.
Осуществленные в диссертационной работе исследования в целом открывают новые варианты осмысления кризиса духовности. Впервые в российской социальной философии сопоставлены кризисы духовности Древней Греции и современной России.
1. Осуществлен анализ философских категорий «духовность», «духовная реальность», «духовная эпоха», «дух народа» определено, что духовность является онтологическим свойством человека и общества.
2. Определены и проанализированы источники духовности, их взаимодействие и развитие.
3. Изучен процесс кризиса духовности, его сущность и проявления.
4. Определены основания сравнения духовных кризисов двух эпох — античной и современной.
5. Проанализирован генезис духовности в Древней Греции, в ходе которого выявлены как причины кризиса, так и его выражение.
6. Исследованы причины и сущность духовного кризиса современной России посредством аналогии с Древней Грецией.
Положения, выносимые на защиту.
1. Духовность есть онтологическое свойство человека как личности. Духовность есть по существу квинтэссенция лучших человеческих качеств, и в этом плане она зачастую оппозиционна обыденной духовной реальности и повседневному духовному миру человека. Духовность человека зарождается в социально-экономической жизни общества и проявляется в труде, в культуре, в морали, в философии. Духовность часто открывается человеку как идеал, вызов, испытание.
2. Источниками формирования духовности являются религия и социально-экономическая сфера общества, однако определяющим источником выступает социально-экономический.
3. Начало кризиса духовности в обществе обусловлено разрушением источников духовности. Трансформация религиозных идеалов, с одной стороны, с другой, — отрыв церкви как социального института от духовного и потенциала религии, а также кризис самой религии, ее неспособность воссоздать объективную картину изменяющегося мира приводят к кризису духовности общества. Кроме того, экономический кризис, связанный с изменением как форм собственности, так и политической системы общества, обуславливает разрушение идеи коллективизма, размыванием основ менталитета, общественного сознания, культуры, и, как следствие, духовности.
4. Основаниями сравнения двух рассматриваемых кризисов являются генетическая связь античной и русской культур, близость ментальностей двух народов, схожесть геополитического положения.
5. В основе духовности Древней Греции лежит взаимосвязь полисного уклада и мифологии, что нашло воплощение в идеях солидарности, патриотизма и гуманизма как проявлениях духовности. Причинами кризиса духовности являются соответственно как разрушение полисной системы, обусловленное развитием рыночных отношений, так и объективное разрушение мифологии, мифологического сознания древнего грека, возникновение и развитие философии и науки. В целом кризис духовности в Древней Греции вызван объективными причинами и нашел отражение в изменении ценностей духовной жизни (например, трансформации патриотизма и гуманизма), менталитета, философии и искусства.
6. Кризис духовности в современной России обусловлен как объективными, так и субъективными факторами, связан с разрушением государственности, возникновением рыночных отношений, олигархического капитала, влияющего на политическую структуру страны, с неспособностью православной религии заполнить «экзистенциальный вакуум», этот же кризис не отделим не только от разрушения общества, но и личности.
7. Сопоставление кризисов духовности двух цивилизаций позволило, во-первых, выявить как общие черты этих кризисов, характерные как для Древней Греции, так и для современной России (например, развитие товарно-денежных в Древней Греции и рыночных отношений в России, разрушение государства (античного полиса и СССР, что стало источников кризиса духовности и др.), так и их специфику (в Древней Греции кризис духовности был вызван объективными причинами, а в современной России.
— как объективными, так и субъективными). Во-вторых, мы можем учесть исторический опыт древнегреческой цивилизации и использовать его для преодоления кризиса современности.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Диссертация, осуществленные в ней исследования, обладают теоретической ценностью для исследования проблематики человека, общества в сферах социальной философии, теории культуры, других науках, так или иначе ставящих и решающих проблемы сущности человека.
Настоящая работа открывает возможность по-новому проанализировать современный духовный кризис на основе опыта предшествующих эпох и, соответственно, предлагает новые варианты осмысления фундаментальных оснований человеческого бытияпредставляет ценность в качестве комплексного исследования сразу двух культур — античной и современной российской. Известное значение имеют выводы, сделанные относительно места и роли кризиса духовности в истории, жизнедеятельности общества и его влияние на культуру, искусство, философию и человека.
Материалы диссертации, содержащиеся в ней положения и выводы, могут быть использованы в педагогической практике, в частности, в преподавании соответствующих тем курсов фундаментальной философии, философской антропологии, социальной философии, социологии, политологии, истории, теории культуры, истории философии, этики, эстетики и других философских и культуроведческих дисциплин.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация изложена на 197 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав и заключения.
Список литературы
включает в себя 311 наименований, в том числе 8 наименований на иностранных языках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изучение кризиса духовности, сопоставление духовного кризиса в Древней Греции и в современной России, безусловно, не исчерпывается рамками настоящего исследования. Ограниченный нормативный объем не позволил, во-первых, детально рассмотреть выделенные нами проблемы, связанные с духовным кризисом человека в системе координат жизнедеятельности общества, во-вторых, обозначенная проблематика, без сомнения, является обширной и многогранной, вследствие чего многие проблемы остались в стороне, и требуют глубокого изучения. Необходимо более детально разработа-Ц^и теоретически обосновать онтологию духовности, выявить критерии духовности, соотношение духовного человека с духовностью человечества в целом (проблема всеобщего, общего, единичного), сопоставить современный российский кризис духовности с научно-техническим прогрессом, проанализировать его в рамках противостояния человека и техники и определить сущностные отличия от античной эпохи, выявить изменение взаимосвязи человека и природы в рамках кризиса духовности, и что самое важное, — проблему отчуждения человека.
Тем не менее, в настоящем исследовании мы попытались наметить основные пути анализа кризиса духовности, а главное, выявить причинно-следственную взаимосвязь развития различных духовности и сфер общества.
Духовность не сводится к духовному миру человека, его сознанию, духовность есть совокупность лучших качеств человека, которые являются одним из составляющих ядра личности. Однако духовность имеет объективное воплощение — она, с одной стороны, проявляется только в обществе, с другой, — источником ее формирования является социально-экономическая сфера. Духовность не может быть лишь исключительным направлением энергии человека на самого себя, сфера ее интенций включает мир и общество. Это предполагает становление и развитие человеческого общества как общества духа, как некой духовной реальности. Духовная реальность представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Тем не менее, онтологические корни этой реальности совершенно материальные.
Положительное значение и цель духовности состоит в совершенствовании человека и общества. Духовность есть не статичное поле, наполненное ценностями человеческого существования, не абстрактное понятие, сутью которого является совокупность морально-нравственных качеств, а динамически развивающаяся система, в которой человек через борьбу мотиваций, через переживания ищет свой смысл жизни, и сам упорядочивает в себе систему ценностей, которая может как совпадать, так и расходиться с ценностями других людей и общества в целом.
Духовность является частью духовного мира человека. Однако духовный мир человека не тождественен его духовности. У каждого человека есть свой духовный мир, однако это не означает, что человек является духовным.
Духовность формируется посредством как социально-экономической сферы, так и религии как учения и социального института. Мы выявили, что функция государства по отношению к духовности амбивалентна: с одной стороны, государство через образовательные институты, законотворчество и т. п. выступает как источник формирования духовности. Однако, с другой стороны, — реальные действия политиков порой несовместимы с духовностью.
Общество выполняет те же функции, что и государство. Они могут находиться как в состоянии конкуренции друг с другом, так и в состоянии сотрудничества или нейтралитета. Социальным источником формирования духовности являются малые (например, трудовые коллективы, семья) и большие группы (народы, нации).
Источником духовности также является труд, который через коллективное творчество воспитывает в человеке солидарность, взаимопомощь, самодисциплину и уважение к человеку. Духовность труда зависит как от общественного строя, способа производства, так и от внутренних убеждений человека, его личной свободы, способности творчески подходить к любому труду, в том числе и к тяжелому, физическому, в который он вкладывает свою душу.
Роль культуры, науки и философии как источников формирования духовности амбивалентна: их положительные стороны обогащали человека и человечество, раздвигая общественные (этнические, классовые, сословные, религиозные) перегородки, а отрицательные — противостояли духовности.
Важнейшую роль в формировании личности, мировоззрения человека играет религия. Исходя из этого положения, мы определили религию как самостоятельный источник духовности. Выделенные нами источники формировано ния духовности находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, при этом при доминировании религиозного источника всегда присутствует и социально-экономический, между тем социально-экономический может доминировать и без видимого присутствия религиозного, не вытесняя его полностью.
Влияние социально-экономических причин, отход человека от веры могут привести не только к социально-экономическому кризису общества и государства, но и подрыву духовности. В век урбанизации и глобализации кризис духовности находит выражение в процессах отчуждения человека друг от друга. Теряется непосредственная духовная связь между людьми, особенно в малых группах и производственных коллективах, происходит разрушение семьи. Духовность, а также мораль и совесть как компоненты духовности, отрываются от конкретного человека и, абстрагируясь, входят в общественное сознание и общественное мнение. В реальной жизни человек связан на только с реальными близкими людьми и с непосредственными событиями, а с проблемами всеобщности, иногда и персонифицированными, но уже без личных контактов и связей.
Анализ генезиса духовности в Древней Греции (в Афинах) привел нас к следующим выводам. Полисное устройство, коллективистский образ жизни, демократический строй, мифологическое мировоззрение сформировали определенные духовные ценности древних греков, такие как патриотизм, гуманность, справедливость, сострадание, взаимопомощь, самопожертвование. Иными словами, греческое общество классического периода породило не только великую культуру, но определённые духовные качества человека. Но не следует забывать, что это была рабовладельческая цивилизация, где рабы были выведены за пределы общества, равновесие между социальными слоями было хрупким, построенным на определенном компромиссе в виде демократического устройства. Только общая военная обязанность сплачивала людей, делая их действительно равными как в реальной жизни, так и перед смертью. Сказанное свидетельствует об отсутствии абсолютной духовности в Древней Греции. Мифологический древнегреческий культ объединял людей одного полиса, но разделял полиса и народы. Тем самым кризис духовности был заложен в самой полисной системе, и экономическое развитие неизбежно привело бы к разрушению полисы и полисной системы ценностей не зависимо от поражений в войне.
Кризис духовности в Древней Греции начинается с внедрением в экономику рыночной стихии. Товарно-денежные отношения трансформировали лучшие человеческие качества. Так, изменилось отношение к рабам в сторону ожесточения, шло расслоение общества, его разделение на враждующие классы, демократия постепенно превращалась в фикцию, патриотизм с появлением наемной армии стал излишним, человек потерял связь с прошлым укладом жизни и ценностями, потерял опору в лице государства и остался один на один со своими проблемами. Данный процесс сопровождался разрушением мифологии.
Духовный кризис отразился на греческой культуре. В ней стали преобладать игровые моменты, искусство постепенно начинало играть гедонистическую функцию, пропадал религиозно-мифологический сакральный смысл произведений искусства. Поэзия, драматургия потеряли свою воспитательную, а, значит, и патриотическую роль, не объединяли людей, а разъединяли их по политическим, классовым интересам, формировали не духовность общества, а ^ эстетические ценности определённых его кругов. В результате люди бежали в свою личную жизнь, процветал эгоизм, и ответной реакцией на данные процессы стали мистические общества и философские школы. Между тем, например, философия становилась уделом интеллектуальной элиты афинского общества и влияла больше на последующие поколения, постепенно увеличивая круг приобщения к ней. В афинском обществе в силу его духовного падения возник спрос на «псевдофилософию», поэтому мы склонны рассматривать такие философские направления, как софистика, скорее, не как причину духовного падения, а как его признак. Софистика как философское учение возникла в тот момент, когда старая парадигма мышления разрушалась, а новая ещё не была создана.
Разрушающаяся мифология порождала новые философские школы (киники, стоики, эпикурейцы), которые ухватили определенные элементы, духовные принципы и абсолютизировали их. С одной стороны, философские школы Ф) начинали деградировать в своих моральных учениях, доходя до абсурда. Однако с другой, — их философский материал исследования стал в дальнейшем основой новых философских школ, в которых будет складываться концепция V нового бытия. Следовательно, философские школы, созданные после распада афинского полиса, после духовного падения, сыграли ярко выраженную адаптирующую функцию.
Далее мы выделили следующие основания сопоставления духовного кризиса Древней Греции и современной России. Во-первых, Древняя Греция (Афины) и Россия — это не просто рядовые государства, которые проходят свое развитие в русле всемирной истории, это государства, формирующие определенный тип цивилизации. Во-вторых, сравнение двух кризисов поможет вывить закономерности, причины и следствия этих кризисов. В-третьих, зная закономерности исторического развития Древней Греции в определенной ее фазе, мы сможет выявить, что будет с Россией в аналогичной фазе и посредством сравнения предположить, что станет на следующем этапе развития, который прошла Древняя Греция, но в который Россия еще не вступила. В-четвертых, России также пригодится опыт Греции, как и Европе, которая в итоге стабилизировалась. В-пятых, полагаем, что можно говорить о родстве греческой и русской ментальности, родстве душ, духовности. р) При анализе российской цивилизации мы выявили, что истоком русской духовности является православие, при этом сосуществованием христианства и язычества объясняется специфика ментальности русского человека. Неоднородность христианской духовности предопределила на много веков вперед как причину социальных, так и внутриличностных конфликтов, что находило отражение в русской культуре, философии, литературе. Однако православие как источник духовности с самого момента появления на Руси оказалось не прочным, не монолитным, а дискретным, что в целом схоже с космосом античного человека. Кроме того, мы пришли к заключению, что проводником религиозного источника духовности в русском обществе традиционно выступала интеллигенция.
Несколько веков Церковь формировала мировоззрение русского человека, но к концу XIX века стал намечаться кризис, который завершился гибелью государства и изменением всей политической системы общества. Кризис рели-Ф гиозного источника духовности также связан и с кризисом духовного образования. Мы определили, что кризис православия как источника духовности начался не в наше время, и не был результатом революции 1917 года, он насту-т пил еще в конце XIX века и был связан с социально-экономическими условиями той эпохи.
При анализе современного российского общества мы пришли к выводу о том, что христианские заповеди выступают не как идеал, которым должен руководствоваться человек в своей жизни, а напротив, скорее, «подстраиваются» под человека, оправдывают его пороки. Церковь как социальная организация, проявляя небывалую активность в реставрации храмов, недостаточно проявляет активность к социальным проблемам общества, не выступает с критикой властей по поводу проводимых реформ, тем самым, отталкивая от себя определенную часть верующих. В целом религия в современной России утрачивает свою функцию источника духовности, оказывая воздействие лишь на часть населения, но не все общество.
Рассматривая кризис социально-экономического источника духовности современной России, мы учитывали воздействие на общество идеологии марксизма. Развитие духовности в российском обществе не прерывалось и в советский период. При рассмотрении влияния собственности на мировоззрение и ф мироощущение современного российского человека, на состояние его духовности мы пришли к заключению, что развитие рыночной стихии разрушает государственной устройство, которое служило источником духовности, воспитывая патриотизм, гуманизм, формировало другие положительные качества человека. Государство уходит из поля деятельности духовности. Либерализм также не может нести по своей сути ни общечеловеческую идеологию, ни духовность. Аналогичные процессы происходили и в афинской цивилизации. Современный человек остается один на один с самим собой, как в Древней Греции афинянин остался без защиты полиса и космоса.
Разложение огромной централизованной страны на ее части уже не составляет в сумме ее целого, поэтому нельзя говорить о едином духе народа, он уходит в прошлое, однако пока еще поддерживается историей, традициями и культурой, распад которых дело времени.
В России реальное воплощение демократии и ее идеал расходятся: в реФ) альности идеал демократии не воплощается. «Демократия» с ее «гласностью» и «многопартийностью» стали прикрытием произвола, лжи, коррупции, терроpa, организованной преступности. Результатом данного процесса стали нравственная деградация населения, «экзистенциальный вакуум» современного человека, утрата им идеалов, осознание бессмысленности собственной жизни. Иными словами, социально-экономическая сфера современного российского общества теряет способность к формированию духовности человека и общества, происходит отчуждение человека от государства, функции государства обезличиваются. Тем самым сегодня обнаруживается кризис государственности и как формы правления, и как формы организации.
Далее, мы определили, что кризис духовности отражается в изменении ментальности и мироощущения человека (что характерно как для древнегреческой культуры, так и для современной российской). Лучшие качества человека, составляющие духовность, уходят на задний план, а на поверхность выходят агрессивность, озлобление, сочетаясь с внешней вежливостью.
Разрушение бытийных основ человека, раскол индивидуального сознания отражается в изменении отношения человека к труду, трансформации морали (возникает, например, корпоративная этика), в месте науки и философии в жизни общества. Сегодня в России, как и в Древней Греции, общественное сознание расщепляется, утрачивает единство, становится дискретным, расколотым, это отражает пришедшая с Запада философия постмодерна.
Таким образом, в ходе сопоставления кризиса духовности двух цивилизаций мы пришли к выводу о том, что причины их кризисов следует искать в социально-экономической сфере жизнедеятельности, а именно, в экономических процессах, связанных с бесконтрольным воздействием товарно-денежной стихии на все сферы общества. В данных условиях религия оказывается неспособной удержать общество от духовного разложения. Если в Древней Греции кризис привел к ее гибели, то в современной России сохраняется возможность многовариантного решения проблемы, поскольку она (Россия) обладает огромным духовным и творческим потенциалом, накопленным как самой историей России, так и всемирной. Мы не одиноки как греки, и как мы будем выглядеть в мировом сообществе, решать только нам.
В целом мы придерживаемся оптимистической позиции и солидарны со словами Ф. Энгельса, посвященными России: «Великая нация, подобная вашей, переживет любой кризис. Нет такого великого исторического бедствия, которое бы не возмещалось каким-либо историческим прогрессом».1 Ответ ос-fi> тается за человеком.
Ф.
1 Маркс, К. Письмо Николаю Францевичу Данильсону в Петербург / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. — Т. 39. — М.: Издательство политической литературы, 1966. — С. 130.
Список литературы
- Аверинцев, С.С. Образ античности / С. С. Аверинцев. СПб: Издательство «Азбука-классика», 2004. — 480 с.
- Адлер, А. Смысл жизни / А. Адлер // Философские науки. 1998. — № 1. — С. 15−26.
- Алпатов, М. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М. Алпатов. М.: Издательство «Искусство», 1987. — 222 с.'
- Аннинский, Л. Какая Россия мне нужна / Л. Аннинский. М.: Алгоритм, 2004.-601 с.
- Антология кинизма: философия неприятия и протеста. — М.: Терра, 1996. — 431 с.
- Апресян, Р.Г. Одухотворённость / Р. Г. Апресян // Человек. 1996. — № 4. -С. 60−74.ф) 9. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 1. — М.: «Мысль», 1975. — 550 с.
- Ю.Аристофан. Комедии / Аристофан. Калининград: Янтарный сказ, 2004. -381 с.
- Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.
- Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс — Академия», 1992. — 528 с.
- Ассаджоли, Р. Самореализация и психологические потрясения / Р. Ассад-жоли, С. Троф. -М.: МТМ, 1995. С. 40 — 61.
- Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма / М. А. Барг. М.: Мысль, 1987.-348 с.
- Батай, Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение / Ж. Батай // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. Спб.: Миф-рил, 1994.-С. 245−269.
- Баумгартен, Ф. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер.-Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. 509 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
- Белинский, В.Г. Полн. соб. соч. в 8 т. / В. Г. Белинский Т. 1. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. — 728 с.
- Белоус, В.Г. Русский менталитет / В. Г. Белоус // Вопросы философии. -1976.- № 5. -С. 189- 190.
- Бергсон, А. Материя и память /А. Бергсон // Собрание соч-й в 4-х т. Т. 1. -М.: Моск. Клуб, 1992. — С. 160 — 316.
- Бердяев, Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Политиздат, 1990. — С. 73 — 84.
- Бердяев, Н.А. Неогуманизм, марксизм и духовные ценности / Н. А. Бердяев // Философия и жизнь. № 2. — 1992. — С. 25 — 28.
- Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н. А. Бердяев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-312 с.
- Бердяев, Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 333 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. — 339 с.
- Богомолов, А.С. Античная философия / А. С. Богомолов. М.: МГУ, 1985. -376 с.
- Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: «Добро-свет», 2000.-387 с.
- Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Изд-во «Рудомино», 2001.-222 с.
- Бородина, Н.К. Некоторые аспекты парадигмы исследования проблемы духовности / Н. К. Бородина, Д. В. Полежаев // Вестник российского философского общества. 2000. — № 1. — С. 55 — 59.
- Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В. Н. Брюшинкин // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 29 — 40.
- Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995. — 464 с.
- Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 3 — 9.
- Булгаков, С.Н. Догмат и живое предание. Православие в современности / С. Н. Булгаков // Соч.: в 2 т. Т. 2. — М.: Наука, 1993. — 750 с.
- Булгаков, С.Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991. — 350 с.
- Бурбулис, Г. Э. Духовность и рациональность / Г. Э. Бурбулис, В. Е. Кемеров // Серия Знание. Философия. 1986. — № 12. — 64 с.
- Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения в 2 т. Т.2. — М.: Мысль, 1972.-582 с.
- Бэкон, Ф. О мудрости древних / Ф. Бэкон // Сочинения в 2 т. Т. 2. — М.: «Мысль», 1972. — 582 с.
- Вазина, К.Я. Человек и духовное развитие / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ВИЛИ, 1997.-114 с.
- Вайль, П. Потерянный рай. Американа. Русская кухня в изгнании./ П. Вайль, А. Генис // Собрание соч-й в 2 т. Т. 2. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.-784 с.
- Валянский, С.И. Третий путь цивилизации, или Спасёт ли Россия мир? // С. И. Валянский, Д. В. Калюжный. М.: ЭКСМО Алгоритм, 2002. — 476 с.
- Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер.- М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Виндельбандт, В. Дух и история / В. Виндельбандт. М.: Юристь, 1995. -678 с.
- Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. М.: Высшая школа, 1988. — 495 с.
- Волков, В.И. Онтология личности / В. И. Волков. Иваново: Ивановский гос. Университет, 2001. — 380 с.
- Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер / Б. П. Вышеславцев // Русский мир: сборник. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 621 -641.
- Гадам ер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гидамер.- М.: Искусство, 1991.-376 с.
- Гарин, И. Что такое этика, культура, религия / И. Гарин. М.: Терра, 2002. -648 с. 51 .Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. М.: «Мысль», 1990. — 524 с.
- Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. М.: ООО «Изд-во ACT" — Харьков: „Фолио“, 2003.-446 с.
- Гете, И.В. Максимы и размышления. Избранные философские произведения / И. В. Гете. М.: Наука, 1964. — 507 с.
- Гиббон, Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. Закат и падение Римской империи / Э. Гиббон. Т. 1. — М.: Терра, 1997. — 640 с.
- Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. М.: Складгоиз-дание в магазинах Т-ва И. Д. Сытина, 1903. — 465 с.
- Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. М.: Мысль, 2001. — 478 с.
- Горан, В.П. Греческая мифологема судьбы / В. П. Горан. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 330 с.
- Гришин, В. В. Кризис духовного образования в России Текст. / В. В. Гришин // Метафизика и процесс: монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. -С. 192−196.
- Гришин, В.В. Духовность философии / В. В. Гришин // Высокие технологии в педагогическом процессе: тр. V междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — С. 27.
- Гришин, В.В. Особенности афинской демократии / В. В. Гришин // Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение: сб. тр. II общерос. межвуз. науч. конф.- Н. Новгород: ВГИПА, 2004.-С. 16.
- Гришин, В. В. Проблемы философского образования в России / В. В. Гришин // Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение: сб. тр. II общерос. межвуз. науч. конф. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — С. 86 — 87.
- Гришин, В. В. Кризис духовности / В. В. Гришин // IX нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2005. — С. 56 — 57.
- Гришин, В. В. Назад к Риккерту? / В. В. Гришин // Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ: монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2005. — С. 231 — 237.
- Гришин, В. В. Труд как источник формирования духовности и ее проявление Текст. / В. В. Гришин // Мировоззренческая парадигма в философии: экзистенциальный срез: III общерос. межвуз. науч. конф.- Н. Новгород: ВГИПА, 2005.-С. 25.
- Гроф, К. Помощь при духовном кризисе / К. Гроф, С. Гроф // С. Гроф Духовный кризис. М.: МТМ, 1995. — С. 205 — 207.
- Гроф, С. Духовный кризис. Статьи и исследования / С. Гроф. М.: МГМ, 1995.-256 с.
- Гроф, С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Халифакс. М.: Изд-во Трансперсон, ин-та- Киев: Изд-во АО „Airland“, 1996. — 244 с.
- Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1986.-334 с.
- Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы / А. В. Гулыга. М.: Издательство Эксмо, 2003.-448 с.
- Гумилёв, JI.H. Чтобы свеча не погасла: Диалог // Л. Н. Гумилёв, А. Панчен-ко. Л.: Сов. Писатель, 1990. — 128 с.
- Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли (Свод. № 3. Международный альманах) / Л. Н. Гумилёв. М.6 Танаис ДИ-ДИК, 1994. — 544 с.
- Гуревич, П.С. Бессознательное в период жизненных перемен. Сознательное # и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества / П. С. Гуревич. М., 1997. — С. 17−23.
- Гусейнов, А.А. Понятие насилия и ненасилия /А.А. Гусейнов // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 35−41.
- Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136 — 176.
- Джемс, У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1998. — 570 с.
- Дмитриев, А.В. Смех: социофилософский анализ / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. М.: Альфа, 2005. -592 с.
- Доре, Б. Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъек-тивизации производственной деятельности / Б. Доре // Вопросы философии. 1993. — № 12.-С. 57−63.
- Достоевский, Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы / Ф. М. Достоевский. М.: Современник, 1989. — 557 с.
- Драч, Г. В. Проблема человека в раннегреческой философия / Г. В. Драч. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1987. 174 с.
- Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В. П. Алексеев, В. Г. Ардзинба (под общ. ред. Г. Н. Бонгард-Левина). М.: Мысль, 1989. — 479 с.
- Дройзен, И.Г. История эллинизма / И. Г. Дройзен. Т. 1. — СПб.: „Наука“, „Ювента“, 1997. — 447 с.
- Дубко, Е.П. Всегда ли добрые дела надо делать в тайне? / Е. П. Дубко. -Вестник Московского университета. 2003. — № 4. — С. 73 — 82.
- Дуденок, В.И. Духовность как показатель мировоззрения и культуры // Роль мировоззрения в активизации человеческого фактора. Тез. Всесоюз. Конф./ В. И. Дуденок. М.: Чебоксары, 1990. — Ч. 2. — С. 34 — 35.
- Духовное обустройство России / Сб. ст. Курск: ГУИПП, 1996. — 217 с. 4») 88. Духовное производство. — М: Наука, 1981. — 352 с.
- Духовность, художественное творчество, нравственность / Матер. «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 6 — 40.
- Душенко, К.В. Мысли и изречения древних с указанием источника: Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя церкви. Мудрецы Талмуда / К. В. Душенко. М.: Издательство Эксмо, 2004. — 800 с.
- Дэвис, Дж.К. Демократия и классическая Греция / Дж.К. Дэвис. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. — 295 с.
- Дюрант, В. Жизнь Греции / В. Дюрант. М.: Крон-пресс, 1997. — 677 с.
- Евстратов, В.Д. Сознание как гносеологическая проблема / В. Д. Евстратов. Саратов: СГУ, 1984. — 178 с.
- Евсюков, В.В. Мифы о вселенной / В. В. Евсюков. Новосибирск: Наука, 1988.- 176 с. 95.3аиченко, Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко. М.: Мысль, 1988. — 199 с.
- Зиновьев, А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца / А. А. Зиновьев. -М.: Центрполиграф, 2000. 506 с.
- Зинченко, В.П. Культура и духовность / Духовность, художественное творчество, нравственность / В. П. Зинченко // Вопросы философии. 1996. -№ 2.-С.9- 10.
- Зотов, А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. 1989. — № 9. — С. 3 — 15.
- Иваницкий, В. Почему смеялась рыба / В. Иваницкий // Знание сила. -1993.-№ 2.-С. 9- 18.
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
- Ильин, И.А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Соч. в 2-х т. -Т.1. М.: «Медиум», 1993. — 512 с.
- Ильин, И.А. Собрание сочинений / И. А. Ильин. М.: «Медиум», 1993. — Т. 2.-512 с.
- Историки античности / Собрание в 2 т. Т. 1.- М.: Правда, 1989. — 620 с.
- Историки античности / Собрание в 2 т. Т. 2.- М.: Правда, 1989. — 637 с.
- Историки Греции. М.: Худож. Лит., 1976. — 430 с.
- История духа и целостность человека / Сб. ст. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 1994.-205 с.
- Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Часть II // Под ред. Т. М. Стама. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. — 239 с.
- Каган, М.С. О духовном / М. С. Каган // Вопросы философии. 1985 — № 9.-С. 91 — 102.
- ИЗ. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.
- Калашников, М.Ф. Духовность как социальное явление / М. Ф. Калашников // Новые идеи в философии. 1996 — Вып. 5. — С. 79 — 84.
- Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — С. 119 — 357.
- Кантор, К. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Т. 1. / К. Кантор. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 904 с.
- Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. М.: Издательство Эксмо, 2003. — 832 с.
- Кемеров, В.Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Кемеров. М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
- Кессиди, Ф. Сократ / Ф. Кессиди. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 319 с.
- Киреевский, И.В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский. М.: Искусство, 1979.-439 с.
- Ключевский, В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. -М.: Мысль, 1993.-415 с.
- Князева, Е.Н. Трансдисциплинарность синергетики / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2003. -С. 341 -358.
- Коваль, Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Н. А. Коваль. Москва-Тамбов, 1997. — 64 с.
- Коган, JI.H. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
- Кожевников, В.П. Концепция русской культуры / В. П. Кожевников. — М.: Изд-во Гуманитарного Института, 1999.-236 с.
- Козлова, О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 5. — С. 116 129.
- Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления / В. А. Конев // Философские науки. 1991. — № 6. — С. 6 — 40.
- Конспект лекций по догматическому богословию. М.: Свято-Троицкий Ново-Гулутвин монастырь, 1993. — 448 с.
- Коплстон, Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. 1.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 335 с.
- Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М.: Республика, 2004.- 542 с.
- Костиков, В. Какая демократия нужна России? / В. Костиков // Аргументы и факты. 2004. — № 34. — С. 4.
- Краева, О.Л. проблема человека в философии / О. Л. Краева, В. И. Табаков. Н. Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 1994. — 48 с.
- Крымский, С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 21 — 29.
- Крымский, С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса / С. Б. Крымский // Вопросы философии. 1998. — № 4. — С. 40 -49.
- Ксенофонтов, В.И. Духовность как экзистенциальная проблема / В. И. Ксенофонтов // Философские науки. 1991 — № 12. — С. 41 — 52.
- Кузин, A.M. Духовное начало во Вселенной / A.M. Кузин // Вопросы философии. 1998.-№ 8.-С. 167- 170.
- Кузьмин, А.Г. К какому храму ищем мы дорогу? (История глазами современника) / А. Г. Кузьмин. М.: Современник, 1989. — 400 с.
- Кураев, Андрей, диакон. Всё ли равно, как верить? Сборник статей по срвнительному богословию / Диакон Андрей Кураев. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1994. — 176 с.
- Кутырев, В.А. Духовность, экономизм, и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев // Философские науки. 2001. — № 8. — С. 56 — 66.
- Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород: Издательство «Нижний Новгород», 1994. — 200 с.
- Кутырев, В.А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.
- Кутырев, В.А. Элиминация человека в философии постмодерна / В. А. Кутырев // Философская антропология и гуманизм. Владимир: ВГПУ, 2004.-С. 165- 178.
- Ламерти, Ж. О душе / Ж. Ламерти // Соч. М.: Мысль, 1983. — С. 58 -167.
- Лапин, Н.И. Кризис отчуждённого бытия и проблема социокультурной реформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 29 -41.
- Лекторский, В.А. Духовность и рациональность / Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 31 — 35.
- Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 46 — 54.
- Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1966. — № 1.-С. 15−26.
- Леонтьев, К.Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. — 400 с.
- Лившиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. — Екатеринбург: Ур. ун-т, 1997. 152 с.
- Лосев, А.Ф. Диалектика мифа/А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 2001. 558 с.
- Лосский, Н.О. Условие абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Полит-«I издат, 1991. -367 с.
- Луков, Г. Д. Воспитание воли у советских воинов / Г. Д. Луков. М.: Воениздат, 1961.
- Любомирова, Н.В. Перестройка сознания или сознательная перестройка / Н. В. Любомирова, В. М. Межуев, Ф. Т. Михайлов, В. И. Толстых // Вопросы философии. 1989. — № 14. — С. 28 — 48.
- Люкс, Л. Евразийство и консервативная революция / Л. Люкс // Вопросы философии. -№ 3.1996. С. 57 — 70.
- Майленова, Ф.Г. Духовность и интеллект: синтез или взаимоотторжение? / Ф. Г. Майленова // Философия в системе духовной культуры не рубеже XXI века. Курск, 1997. — С. 71 — 74.
- Макиавелли, Н. Государь: Сочинения / Н. Макиавелли. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. — 656 с.
- Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. М.: «Аграф», 1999. — 320 с.
- Мамардашвили, М.К. Символы и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры»: Кошелев, 1999. — 216 с.
- Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. — 346 с.
- Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: ООО «Издательства во ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. — 331 с.
- Масарик, Т.Г. Либерализм / Т. Г. Масарик // Вопросы философии. 1997. -№ 10.-С. 118−132.
- Мень, А. Магизм и единобожие / А. Мень. М.: Издательство Эксмо, 2005.-704 с.
- Мень, А. На пороге Нового Завета / А. Мень. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. -156 с.
- Меньчиков, Г. П. Виртуальная реальность и виртуальная ложь как основания духовной культуры / Г. П. Меньчиков // Духовная культура накануне нового столетия. Тез. Науч. Конф. М.: МГУК, 1998. — Ч. 1. — С. 36 — 41.
- Меньчиков, Г. П. Духовность человека: её сущность, структура в и функции / Г. П. Меньчиков // Интеллигенция и культура: история, современность, f перспективы. Матер, межвуз. конф. Казань: КГАКИ, 1997- С. 11 — 12.
- Мережковский, Д.С. В тихом омуте / Д. С. Мережковский. М.: Советский писатель, 1991. — 490 с.
- Мильдон, В.И. Культурно-региональная определенность творца / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С. 22 — 42.
- Мильдон, В.И. Русская идея в конце XX века / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 1996. — № 3. — С. 46 — 57.
- Миркина, 3. Великие религии мира / 3. Миркина, Г. Померанц. М.: «РИПОЛ», 1995.-416 с.
- Митрополит Евлогий. Путь моей жизни: Воспоминания / Митрополит Евлогий. М.: Моск. Рабочий- ВПМД, 1994. — 621 с.
- Митюгов, В.В. Познание и вера / В. В. Митюгов // Вопросы философии. -1996.-№ 6.-С. 54−65.
- Мифологический словарь / М. Н. Ботвиник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, у Б. П. Селецкий. М.: Издательство «Просвещение», 1965. — 299 с.
- Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого «Я» / Ф. Т. Михайлов. М.: По-# литиздат, 1976. — 287 с.
- Можейко, М.А. Постмодернистская чувствительность / М. А. Можейко // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. — Мн.: Ин-терпрессервис- Книжный Дом, 2001. С. 784.
- Монтескье, Ш. О духе законов/Ш. Монтескье. М.: Мысль, 1998. — 672с.
- Мордовцева, Т.В. Грани культуры постмодерна: опыты метафизики смерти / Т. В. Мордовцева // интернетресурс www.antology.ru
- Нерсесянц, B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1984. — 189 с.
- Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. М.6 Сирин, 1990. -С.149 — 326.
- Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художест. лит-ра, 1993. — С. 130 — 249.
- Новиков, А.А. Рациональность в её истоках и утратах / А. А. Новиков // Вопросы философии. 1995. — № 5. — С. 48 — 59.
- Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 509 с.
- Осиновский, И.Н. Томас Мор / И. Н. Осиновский. М.: Мысль, 1985.174 с.
- Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Па-нарин. М.: Издательство Эксмо, 2003. — 544 с.
- Панарин, А.С. Смысл истории / А. С. Панарин // Вопросы философии. -1999.-№ 9.-с. 6.
- Панфилов, О.М. Ценностное сознание: основания субъективной философии. Спб.: ННГУ, 1992. — 112 с.
- Парилов, О.В. Роль самобытников в развитии русского самосознания (от протопопа Аввакума к Алексею Хомякову): Монография / О. В. Парилов. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. — 125 с.
- Перкис, Дж. Греческая цивилизация / Дж. Перкис. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2000. — 262 с.
- Перри, Дж.У. Духовный кризис и обновление / У.Дж. Перри // Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МГМ, 1995. — С. 77 — 88.
- Платон. Политика. Наука об управлении государством / Платон // Платон, Аристотель. -М.: Изд-во ЭКСМО- СПб: Terra Fantastica, 2003. 864 с.
- Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон. М.: Изд-во Мысль, 1999.-528 с.
- Платонов, Г. В. Духовность и наша жизнь / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев. -М., 1999.-325 с.
- Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер // Собрание соч-й в 2 т. Т. 1.-М.: Культурная инициатива, 1992. — 446 с.
- Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.-431 с.
- Прохоров М.М. Проблемы и противоречия / Мировоззренческая парадигма в философии: Метафизика и процесс. Н. Новгород, ВГИПА, 2003. -С. 13−73.
- Прохоров, М.М. Историческое и логическое (Философско-методологический анализ): Монография. / М. М. Прохоров. Н. Новгород.: Изд-во ВГИПА, 2004. — 186 с.
- Прохоров, М.М. История и мировоззрение / М. М. Прохоров. Псков: Издательство Псковского областного института повышения квалификации, 1998.- 172 с.
- Прохоров, М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография. / М. М. Прохоров. Н. Новгород: Из-во ВГИПИ, 1998. — 282 с.
- Прохоров, М.М. Отрицание субстанциональности в философии / М. М. Прохоров // Мировоззренческая парадигма: категориальный анализ: Монография. Нижний Новгород: ВГИПА, 2005. — С. 58 — 59.
- Реале, Дж. Западная философия / Дж. Реале, Д. Антисери: В 4 т. СПБ.: Петрополис, 1994.-320 с.
- Ремизов, В.А. Духовность как культурная ценность личности / В.А. Ремизов//Философские науки. 1997.-№ 2.-С. 158- 161.
- Риккерт, Г. Философия жизни. / Г. Риккерт. Киев: Ника-Центр, 1998. -512 с.
- Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М. :педагогика, 1990.-624 с.
- Рубинштейн, C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн // Вопросы философии. 1969. — № 8. — С. 129 — 138.
- Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах / Ж.-Ж. Руссо // Изб. соч. в 3 т. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1961.-851 с.
- Савицкий, П.Н. Степь и оседлость / П. Н. Савицкий // Русский мир: сборник. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 810 — 823.
- Семёнова, О.А. Гносеология духовного / О. А. Семёнова // Автореф. Дисс.канд. филос. наук. Иваново, 1996. — 29 с.
- Сенека, JI.A. Философские трактаты / JI.A. Сенека. СПб.: Алетейя, 2000. — 396 с.
- Сергеев, B.C. История Древней Греции / B.C. Сергеев. М.: ОГИЗ, 1948. -552 с.
- Сказание о русской земле. Сост. Ниволодов А. Спб, 1913.
- Скворцов, JT.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия / JI.B. Скворцов. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. — С. 445.
- Соловьев, B.C. Гегель / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1988.-С. 419−441.
- Соловьев, B.C. Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1988. — С. 582 — 626.
- Соловьев, B.C. Избранное/В.С. Соловьев. М.: Сов. Россия, 1990. — 496с.
- Софокл. Трагедии / Софокл. Калининград: Янтарный сказ, 2002. -383 с.
- Спиноза, Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. М.: Госкомиздат, 1957.-Т. 1.-631 с.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Степин, B.C. Демократия и судьбы цивилизации / B.C. Степин, В. И. Толстых // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 3 — 18.
- Степин, B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / B.C. Степин // Вопросы философии. 1997. — № 5. — С. 3 — 14.
- Степун, Ф.А. Духовное лицо и стиль русской культуры / B.C. Степун // %) Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 154 — 165.
- Строгецкий, В.М. Полис и империи в классической Греции: Учебное пособие / В. М. Строгецкий. Н. Новгород: ВГИПИ, 1991.-244 с.
- Струве, П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство / П. Б. Струве // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 65 — 90.
- Табаков, В.И. Русь спасет социзм (сталинское строительство социализма) / В. И. Табаков. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2004. — 328 с.
- Таньков, Б.А. Дух и материя / Б. А. Таньков. Тула: Левша, 1997. — 60 с.
- Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 314 с.
- Тойнби, А. Дж. Пережитое. Мои встречи / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис пресс, 2003. — 663 с.
- Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис пресс, 2003.-633 с.
- Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис пресс, 2003. — 586 с.
- Трубецкой, Е.Н. Мы и другие / Н. Трубецкой // Русский мир: сборник. -М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 766 — 786.
- Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой // Из русской думы. Т. 2. — М.: Роман-газета, 1995. — С. 73 — 93.
- Уледов, А.К. Духовная жизнь общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980.-271 с.
- Федотов, Г. П. И есть, и будет / Г. П. Федотов // Собр. соч в 12 т. Т. 2. -М.: Мартис, 1998. -378 с.
- Федотов, Е.В. Время в истории и история во времени / Е. В. Федотов. Н. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2003. -149 с.
- Федотова, В.Г. Духовность как фактор перестройки / В. Г. Федотова // т Вопросы философии. 1987. — № 3. — С. 11 — 28.
- Федотова, В.Г. Душевное и духовное / В. Г. Федотова // Философские |й науки.-1988.-№ 7.-С. 50−58.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Флоренский, П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. СПб.: Мифрил, Рус. книга, 1996. — 365 с.
- Флоренский, П.А. Имена: Сочинения / П. А. Флоренский. М. — Харьков: Эксмо-Пресс. — Фолио, 1998. — 911 с.
- Франк, C.JT. Духовные основы общества / C.JT. Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.
- Франк, C.JT. Непостижимое / C.JI. Франк // Сочинения. М.: Правда, 1990.-С. 384.
- Фредерик, Р. Деловая этика и философский прагматизм / Р. Фредерик, Э. Петри // Вопросы философии. 1996. — № 3. — С. 70 — 79.
- Фролов, Э.Д. Огни Диоскуров / Э. Д. Фролов. JL: Издательство Ленинградского университета, 1984. — 192 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
- Фромм, Э. Духовная сущность человека / Э. Фромм // Философские науки.- 1990. -№ 8.-С. 88−95.
- Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. М.: Тран-зиткнига, 2005. — 571 с.
- Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 474с.
- Хайек, Ф. Дорога к рабству. Лондон 1944 / Ф. Хайек // Вопросы философии.-1980.-№№ 10,11,12.
- Хёйзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
- Хетчер, У.С. Понятие духовности / У. С. Хетчер. Киев: МП Феникс, 1992.
- Хобриник, Б. Христианский взгляд на происхождение жизни / Б. Хобри-ник. Киев, 1994.-108 с.
- Холодный, В.И. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение / В. И. Холодный // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 1992. — № 6. -С. 28−39.
- Холостова, Т.В. Проблема духовности человека / Т. В. Холостова // Методологические проблемы изучения человека в марксисткой философии. -Л.: ЛГУ, 1979.-С. 82−94.
- Хомяков, А.С. Семирамида / А. С. Хомяков // Русский мир: сборник. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 5 — 599.
- Чаадаев, П.Я. Избранные письма и сочинения / П. Я. Чаадаев. М.: Правда, 1991.-556 с.
- Чанышев, А.Н. Аристотель / А. Н. Чанышев. М.: Мысль, 1987. — 221 с.
- Чебоксаров, Н.Н. Народы. Расы. Культуры / Н. Н. Чебоксаров, И.А. Че-боксарова. М.: Наука, 1985. — 270 с.
- Чернышевский, Н.Г. Прекрасное есть жизнь: Сборник / Н. Г. Чернышевский. М.: Мол. гвардия, 1978. — 775 с.
- Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца / А. Л. Чижевский. М.: Мысль. 1995. — 767 с.
- Шапошников, Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX XX веков / Л. Е. Шапошников. — Н. Новгород.: НГПУ, 1999.-350 с.
- Шапошников, Л.Е. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков / Л. Е. Шапошников. Н. Новгород.: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1992. -222 с.
- Шестов, Л.И. Власть ключей / Л. И. Шестов // Сочинения в 2 т. Т. 1. -М.: Наука, 1993. — 664 с.
- Шестов, Л.И. Философия трагедии / Л. И. Шестов. М.: «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2001. — 480 с.
- Ширский, С.И. О преподавании Закона Божия в начальных народных училищах / С. И. Ширский. Ярославль, 1998. — 234 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Мн.: Попурри, 1999. — 718 с.
- Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-480 с.
- Шустова, A.M. Природа человека в философской антропологии Ауро-биндо Гхоша / A.M. Шустова // Вопросы философии. -1999. -№ 6. С. 108 -121.
- Эврипид. Вакханки: Трагедии Эврипида / Эврипид. Спб.: Тип. Императорской акад. наук, 1894. — 172 с.
- Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт. СПб.: Азбука, 2000.-215 с.
- Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1987. — 310 с.
- Эсхил. Орестея: Агамемнон. Плакальщицы. Эвмениды. Прикованный Прометей / Эсхил. Калининград: Янтарный сказ, 2004. — 349 с.
- Юдина, Е.Н. Медиопространство и символическое пространство / Е. Н. Юдина // Философские науки. 2004. — № 9. — С. 17 — 30.
- Юнг, К.-Г. Бог и бессознательное / К.-Г. Юнг. М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 480 с. 1298. Юшкевич, П.С. О сущности философии / П. С. Юшкевич // На переломе.
- К1 Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение, М.: Политиздат, 1990. С. 151 — 168.
- Якимович, А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от1 импрессионизма до классического авангарда / А. К. Якимович. М.: Искусство, 2003.-490 с.
- Яковенко, Б.В. Мощь философии / Б. В. Яковенко // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение, М.: Политиздат, 1990.-С. 88- 103.
- Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Философские науки. 1988. — №№ 11,12.
- Berofsky, В. Review article: conception ol freedom / В. Berofsky //The journal of philosophy.-1970. Vol. № 7. — P. 208 — 209.
- Cristi, R. Toleration, reconciliation and Philosophy / R. Cristi // La tolerance aujourd’hui. UNESCO: Paris, 1993. P. 33 — 37.
- Dummett, M. Tolerance / M. Dummett // La tolerance aujourd’hui. -UNESCO: Paris, 1993. P. 15 24.
- Forrest, P. Backwadr causation in defence of free wille / P. Forrest. Mind, 1985.-Vol. 94-P. 210−217.
- Gerber, W. The regions and reaches of reality / W. Gerber // XIX World Congress of Philosophy. Book of abstracts. -M.: Vol 1, 1993. Section 1.
- Hockkeppel, W. Mit rinischem Lachehn. Uber die Hippies der Antikell gehort gelesen. 1980, Dez. S. 89.
- Krishna, D. Tolerance: Some reflections from a non-western perspective. / D. Krishna // La tolerance aujourd’hui. UNESCO: Paris, 1993. P. 61−68.
- Vihelin, K. Freedom. Causation and connterfactuals / K. Vihelin // Philoso-f phical Studies. 1991. — Vol 64. — P. 161−184.