Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструментарий оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка уровней социально-экономического развития муниципальных образований Волгоградской области показала, что существует незначительный разрыв между значением лучшего интегрального показателя в группе исследованных районов от наименьшего, что свидетельствует о схожести состояний и необходимости применения регулирующих инструментов, направленных не только на обеспечение развития отстающих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. 1. Этапы развития муниципальных образований: мировой и отечественный опьгг
    • 1. 2. Социально-экономическая подсистема муниципального образования как объект управления
    • 1. 3. Ключевые факторы развития социально-экономической подсистемы муниципального образования
  • ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Модель оценки уровня развития социально-экономической подсистемы муниципального образования
    • 2. 2. Реализация оценочной модели развития социально-экономической подсистемы муниципального образования

Инструментарий оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возрастающей социальной значимостью процессов развития муниципальных образований, которые ориентированы на соблюдение интересов и обеспечение гарантий местных сообществ, что требует применения более эффективных механизмов и моделей управления социально-экономическими системами территорий.

Изменения, произошедшие в процессе реформирования местного самоуправления, коснулись численности, границ и структуры муниципальных образований. Однако среди проблем местного самоуправления стали наиболее заметны недостаточность финансово-экономической базы, отсутствие четкого разграничения компетенций между органами власти различных уровней, отсутствие реальных прав и полномочий. Существующие проблемы не позволяют рассматривать местные сообщества как самодостаточные системы, способные самостоятельно эффективно решать поставленные задачи. Это приводит к смене целей управления и необходимости совершенствования финансовой, экономической, инвестиционной и социальной политики.

В связи с этим, процесс выработки сбалансированных управленческих решений требует дополнительной оценки состояния объектов управления с целью установления эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала и поддержания, в случае необходимости, структурной целостности и устойчивости муниципальной системы. Это позволит преодолеть трудности становления и развития социально-экономической системы местного самоуправления, повысить эффективность экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов, а также сгладить имеющуюся асимметрию в уровнях развития территорий.

Степень разработанности проблемы. Проблема государственного управления развитием сложных социально-экономических систем рассматривалась в трудах классиков философии, организационной, экономической науки А. Богданова, М. Вебера, Дж. Гэлбрейта, Н. Кондратьева, Г. Спенсера, Й. Шумпетера, а также в работах современных отечественных ученых JI. Абалкина, М. Глазырина, В. Лексина, В. May, И. Пригожина, А. Швецова.

Особое значение для осмысления экономических проблем социальных систем имеют труды известных методологов науки, представителей системного подхода и теории самоорганизации В. Аршинова, JI. фон Берталанфи, И. Блауберга, Н. Винера, В. Данилов-Данильяна, А. Когута, С. Курдюмова, К. Лосева, Н. Моисеева, Т. Парсонса, Г. Рузавина, Э. Юдина и др.

Комплексному анализу экономических и организационных проблем реформирования местного самоуправления, роли планирования в создании социального государства, а также применению инструментов регулирования посвящены работы В. Бильчака, С. Валдайцева, М. Глазырина, Н. Емельянова, Б. Жихаревича, В. Ивановой, И. Митрофановой, Р. Сайфулина, А. Шеремета, И. Янжула и др.

Инструментальная оценка уровней территориального развития содержится в книгах и статьях А. Гранберга, У. Изарда, О. Ломовцевой, О. Пчелинцева, О. Стукаловой.

В то же время требуют комплексного научного обоснования возможности эффективного управления социально-экономической подсистемой муниципалитета на основе результатов оценки ее текущего уровня развития.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование инструментария и методическая реализация оценочной модели уровня социально-экономического развития муниципальных образований российских регионов.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

— исследовать систему научных взглядов в области управления социальной системой муниципальных образований;

— теоретически обосновать эффективность управления социально-экономической подсистемой муниципального образования на основе оценки текущего уровня развития;

— выделить систему факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на уровень социально-экономического развития муниципальных образований;

— разработать методику оценки уровня развития социально-экономической подсистемы муниципального образования;

— провести анализ и дать оценку уровня социально-экономического развития муниципальных образований Волгоградской области;

— разработать предложения по развитию социально-экономической подсистемы конкретного муниципального образования.

Объектом исследования являются параметры и характеристики уровня развития социально-экономической подсистемы муниципальных образований в российских регионах.

Предметом исследования выступает система инструментов оценки и методов регулирования уровня развития муниципальных образований.

Теоретической и методологической основой работы послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономической политики и обеспечения устойчивого экономического развития. Методология диссертационного исследования основана на использовании системного подхода, диалектической логики. В работе использовались теоретические методы обобщения, дедукции, индукции, синтеза, элементы системного, логического, исторического, монографического и междисциплинарного анализа.

Информационно-эмпирической базой исследования явились законодательные акты, справочные материалы Федеральной службы государственной статистики, монографическая литература, публикации отечественной и зарубежной периодической печати, посвященные общеэкономическим, организационным вопросам развития муниципальных образований, материалы научно-практических конференций.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Задача управления развитием муниципальных образований выражается в оказании положительного влияния на общественное воспроизводство и экономические процессы на управляемой территории в целях всестороннего развития населения, повышения его благосостояния и социального комфорта жизни. При этом муниципальный уровень в системе государственного управления функционально реализуется как социально-экономическая и организационно-техническая подсистемы. Местное население (собственники ресурсов муниципального образования), выступая субъектом самоуправления, выполняет ключевые социально-экономические функции управления (принятие стратегических решений и контроль за их исполнением). В то же время как совокупная рабочая сила оно включено в общественное разделение труда, выполняя функции организационно-технического управления муниципальнойэкономикой. При этом именно социально-экономическая подсистема позволяет обеспечивать решение управленческих задач развития за счет свойств самоорганизации и адаптивности.

2. Социально-экономическое развитие муниципального образования определяется конкретизацией составляющих качества жизни населения применительно к потребностям конкретных общностей людей в благоприятной природной среде, транспортной, бытовой и торговой инфраструктуре, в социально-значимых объектах, обеспечивающих творческое развитие личностей во время ¦ досуга, поддержании здоровья, обучении и пр. Эффективное управление таким развитием, включающее целеполагание, организацию и координацию действий граждан и хозяйствующих субъектов, ограничено набором местных условий и поэтому возможно на основе оценки текущего уровня развития, выявления проблемных точек, доступных ресурсов и адекватных рычагов воздействия.

3. Оценка уровня развития муниципальной системы должна осуществляться, с одной стороны, с позиций степени удовлетворения социальных потребностей местного населения, а, с другой, — с позиций социальной надсистемы, рассматривая значения отдельных показателей как вклад в уровень развития общества в целом, что требует применения интегрального показателя.

Использование интегрального оценочного показателя позволяет объединять в систему значения различных показателей развития для построения модели оценки социально-экономического развития п.

Zd * к «- где dj — удельный вес i-ro 1 фактора в общей их суммеkj — значение i-ro фактора (в процентах или в натуральном выражении). Адекватность внешней среде достигается за счет сопоставления полученных значений с эталонным уровнем (лучшее значение исследуемых показателей в группе муниципальных образований региона).

4. Оценка уровней социально-экономического развития муниципальных образований Волгоградской области показала, что существует незначительный разрыв между значением лучшего интегрального показателя в группе исследованных районов от наименьшего, что свидетельствует о схожести состояний и необходимости применения регулирующих инструментов, направленных не только на обеспечение развития отстающих, но и на поддержание и улучшение показателей передовых муниципальных образований. .Органы местного самоуправления могут самостоятельно и эффективно осуществлять корректировку текущего уровня развития с применением инструментов нормативного регулированияпрограммно-целевого управления развитием муниципалитетовсистемы государственного субсидирования развития местного самоуправления.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

— определена ведущая роль по обеспечению динамического развития, целостности и устойчивости государства, которую выполняет совокупность взаимодействующих между собой социально-экономических и организационно-технических подсистем муниципальных образований за счет возможностей внутренней самоорганизации и адаптации к изменениям внешней среды;

— аргументирована необходимость оценки комплекса факторов социально-экономического развития как исходного пункта управления на муниципальном уровне, позволяющей выявить приоритетные проблемы, доступные ресурсы и способы их согласования;

— дополнительно аргументирован на основе принципов целевой ориентации, минимальной достаточности и необходимого разнообразия выбор групп факторов (численность населения, финансовые показатели бюджета муниципального образования, экономическая и социальная динамика) развития социально-экономической подсистемы муниципальных образований;

— разработан алгоритм сравнительной комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований: выбор объектов анализаотбор и вычисление значений факторовранжирование факторов по степени достижения лучшего показателя в групперасчет интегрального показателя уровня социально-экономического развития системы;

— выявлена в результате сравнительной оценки уровней развития малых городов и муниципальных районов их социально-экономическая структура, сильные и слабые позиции, обоснованы направления социально-экономического развития и показаны способы их реализации за счет расширения доходной части бюджетов на основе более эффективного использования муниципального имущественного комплекса.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что ее основные положения и выводы расширительно трактуют сущность и свойства социально-экономической подсистемы, ее роль в развитии муниципального образования, что может быть использовано для развития теории муниципального управления.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что предложенные автором положения, методические разработки и практические рекомендации могут быть использованы руководителями и специалистами органов власти и управления при определении приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований в условиях ограниченной ответственности, полномочий, ресурсной базы.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов «Региональная экономика», «Региональный менеджмент», «Экономика муниципальных образований», «Государственные и муниципальные финансы».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах по проблемам трансформационных процессов в обществе, становления и развития местного самоуправления и экономики страны в городах Москва, Волгоград, Пенза, Урюпинск.

Результаты диссертационного исследования использовались в подготовке информационных материалов для выездного заседания Общественной палаты РФ по теме «Реформирование ЖКХ муниципальных образований. Деятельность муниципалитетов по формированию муниципальных финансов в переходный период. Предложения по совершенствованию межбюджетных отношений. Передача полномочий» (г. Урюпинск, 19−20 мая 2006 года).

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 12 работ общим авторским объемом 2,66 п.л., в т. ч. 1 работа в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (163 наименования), приложений. Объем работы -157 стр. Структура диссертации отражает цель и задачи исследования.

Заключение

.

Анализ состояния системы местного самоуправления в Российской Федерации, сложившегося в результате реформ, проводившихся в конце 90-х годов 20 века — начале 21-го века, по переходу к рыночным формам управления экономикой и социальной сферой, раскрывает проблемы функционирования муниципальных образований. Наиболее ярко проявились недостаточность финансовой базы, отсутствие четкого разграничения компетенции между органами власти различных уровней, отсутствие реальных прав и полномочий. Сформировалась потребность в комплексном управлении процессами развития муниципальных образований и поддержании структурной целостности и устойчивости муниципалитетов, с применением различных методов развития социальных систем. Государственное регулирование в области развития социально-экономической подсистемы муниципальных образований приобрело направленность на преобразование общественных процессов с целью обеспечения необходимых изменений в экономике и социальной сфере. Управление развитием муниципальных образований должно быть основано на выделении из множества условий и факторов группы показателей, существенно влияющих на конечные результаты деятельности, их оценке и разработке на основе анализа мероприятий по преобразованию местной социально-экономической системы.

Местные власти получили возможность решать возникающие вопросы и проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом уникальных условий конкретной территории и сообщества. Задача по решению текущих вопросов существенно усложняется тем, что муниципальные образования, в совокупности представляющие собой достаточно весомую часть экономики регионов, каждое в отдельности имеют в своем распоряжении весьма ограниченные финансовые ресурсы. Поэтому, эффективное управление этими ресурсами должно осуществляться как с микро-, так и с макроэкономических позиций.

Особенность структурной организации муниципальных образований, а следовательно, и оценки их деятельности и уровня достигнутого развития определяется совокупным влиянием множественных внутренних и внешних факторов, а также характеристик среды, в которой они существуют и с которой они взаимодействуют. В подобном представлении муниципальные образования видятся открытыми системами, испытывающими множественные воздействия и развивающимися на принципах самоорганизации. Эффективное решение вопросов управления развитием возможно в случае установления текущего состояния системы и выявления рычагов управления, а также точек воздействия на систему с целью ее перевода на позитивный тренд и качественно новый уровень развития.

Процесс выработки аргументированных и эффективных решений требует постоянной оценки управляемой системы с учетом уникальности формирования системы местного самоуправления. Опыт управления муниципальными образованиями показывает, что в качестве исходного этапа следует принимать оценочный, в ходе которого требуется выделить факторы и условия, способные оказать существенное влияние на функционирование социально-экономической системы, оценить возможность сглаживания отрицательных и стимулирования положительных результатов.

Теоретические основы механизмов предложенной в диссертационном исследовании методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований раскрывают ее преимущества, состоящие в простоте применения, доступности используемых данных, возможности включения в анализ (при необходимости) дополнительных показателей. А наличие механизма интерпретации результатов с помощью методов нечеткой логики позволяет производить параллельный факторный анализ развития муниципальных образований.

Предложенная в работе методика оценки уровня социальноэкономического развития представляет собой систему приведенных к единому масштабу взаимосвязанных критериев и показателей, характеризующих отдельные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований. При оценке все факторы сравниваются с лучшим показателем в группе, затем сводятся в единый показатель, определяющий уровень развития социально-экономической подсистемы муниципального образования.

Методика позволяет принимать во внимание основные элементы расходов и доходов муниципальных образований, средства на их осуществление, результаты, к которым они приводят. Кроме того, в случае необходимости, предложенный механизм может быть расширен за счет включения в анализ дополнительных показателей. Для анализа используются данные отчетов об исполнении бюджетов, статистическая отчетность, сведения о демографическом положении, показатели социального и экономического развития.

Применение разработанного подхода и методики оценки муниципальных образований позволяет учитывать основные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие, и проводить анализ возможных перспектив деятельности.

Получаемые результаты имеют широкие возможности практического использования для процедур сравнительного анализа с целью повышения эффективности управления. Во-первых, ввиду того, что система их измерения вводится искусственно, а во-вторых, благодаря встраиваемой в систему измерения методике оценки полученных результатов с применением алгоритмов нечеткой логики.

Апробация предложенной методики оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований проведена на примере муниципальных образований Волгоградской области.

Результаты апробации показали практическую реализуемость предложенной методики. При проведении расчетов по предлагаемой методике была решена задача выявления системы критериев, отражающих уровень развития социально-экономической подсистемы муниципальных образований. Получаемые результаты расчетов могут быть использованы для определения дифференциации уровня развития муниципальных образований, а также выявления в системе точек, требующих воздействия доступными рычагами, с целью активизации процессов самоорганизации социальной системы.

В целом в данной работе разрабатывается комплексный подход к эффективному управлению муниципальными образованиями на основе оценки уровня развития их социально-экономической подсистемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 20.12.2001 г. № 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области».
  2. Указ Президента РФ от 22.10.1998 г. № 1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации».
  3. Указ Президента РФ от 15.10.1999 г. № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  5. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон РФ от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон РФ от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».
  8. Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
  9. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе „Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)“».
  10. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1995 г. № 1251 «Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления» с изменениями от 05.09.1998 г. № 1049.
  12. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 04.02.2005 г. 435/13-и «О дифференциации тарифов на амбулаторно-поликлиническое посещение».
  13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.06.2006 г. №АФ-157/02 «О методических рекомендациях».
  14. Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122) // Собрание законодательства РФ. 07 сентября 1998 г. № 36 Ст. 4466.
  15. Закон Волгоградской области от 21.11.2003 г. № 885-ОД «О Программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2004,2005 годы и на период до 2010 года».
  16. Закон Волгоградской области от 18.11.2005 г. № 1120-ОД «Об установлении наименований органов местного самоуправления в Волгоградской области».
  17. Закон Волгоградской области от 12.12.2005 г. № 1143-ОД «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ».
  18. Закон Волгоградской области от 29.12.2005 г. № 1161-ОД «Об областном бюджете на 2006 год».
  19. Л.И. Политическая экономия Избранные труды: в 4-х т. -М.: Экономика, 2000. Т.1.
  20. Л.И. Логика экономического роста. М.: Ин-т экономики РАН. — 2002. — 228 с.
  21. Л.И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы. // Вопросы экономики. 2000. -№ 12. — С. 27−40.
  22. Т.Г. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. Краснодар. 2001. — 278 с.
  23. А.Г. Радикальная реформа хозяйственного управления: Учеб. пособие для руковод. кадров. М.: Экономика, 1987. -232 с.
  24. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. 1994. — № 8.
  25. О. Стратегическое управление в государственном и муниципальном секторе // Городское управление. 2000. — № 4, 5.
  26. АлимурзаевГ. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики //РЭЖ- 1999. № 3.-С. 15−19.
  27. Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 208 с.
  28. В.И. Теория катастроф // Наука и жизнь. 1989. — № 10. -С. 15.
  29. К., Ватада Д., Иваи С. и др. Прикладные нечеткие системы: Пер. с япон./ под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. М.: Мир, 1993. — 368 с.
  30. П.Д., Лафитский В.И., May В.А. и др. Конституционная экономика. -М., 2003. 76 с.
  31. B.C. Региональное развитие в условиях становления рыночных структур. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  32. B.C. К разработке программы развития. Калиниград: Изд-во КГУ, 1993.
  33. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн.- М.: Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с.
  34. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн.- М.: Экономика, 1989. Кн. 2. 351 с.
  35. В.И., Игнатов В. Г., КетоваН.П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2000. — 448 с.
  36. И.А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. 168 с.
  37. В.И. Местное самоуправление: Учеб. и науч.-практ. пособие. М.: Изд. г-на Тихомирова М. Ю, 1999. — 453 с.
  38. ВеберМ. Основные социологические понятия / Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — С. 602−643.
  39. Велихов J1.A. Основы городского хозяйства. М., JI.: Госиздат, 1928.-468 с.
  40. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. -М.: Гардарики, 2003. 528 с.
  41. . Отложенный старт // Российская Федерация сегодня. 2002. — № 20.- С. 36−38.
  42. В.М., Крылов Э. И., Оводенко А. А. Анализ эффективности инвестиций и инноваций. СПб.: СПбГУАП, 2003. — 506 с.
  43. Волгоградская область в цифрах // Волгоградский обл. комитет гос. статистики. Волгоград, 2005.
  44. Г. А., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ, научн. фонд, 1997. — 139 с.
  45. ГладышевА.Г. Правовые основы местного самоуправления. -М.: Славянский диалог, 1996.
  46. ГлазыринМ.В. Муниципальная самоорганизация. Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. М.: Наука, 2003.-159 с.
  47. В.Л., Генисаретский О. И. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России // Городское управление. Обнинск, 1997. — № 5.
  48. В. Старая концепция нового бюджета // Вопросы экономики. 2002. — № 10.
  49. А. Региональный разрез экономической реформы. -Экономика и жизнь. 1992. -№ 39.
  50. А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001 .-№ 59.
  51. А.Г. Основы региональной экономики. М., 2001.495 с.
  52. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата. // Вопросы экономики. 1996-№ 6.-С. 90−99.
  53. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М., 2001.
  54. Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. — 400 с.
  55. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учеб. пособие. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. -416 С.
  56. ДжашитовА.Э. Самоуправление. 4 1. Территориальное общественное самоуправление. Саратов, 2000. — 204 с.
  57. В.А., Рогачев С. В., Якунина Н. И. Показатели и критерии эффективности управления. М.: Юнити, 1995. — 236 с.
  58. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 272 с.
  59. Ф.А. Правовые аспекты формирования финансовой и экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации // Финансовое право. 2004. — № 5.
  60. А.И. Очерк административного права. М., 1992.
  61. Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Монография. Москва-Тула: ТИГИМУС, 1997. — 814 с.
  62. Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 160 с.
  63. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 62 с.
  64. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 138 с.
  65. В.П., Оводенко А. А., Степанов А. Г. Математические модели в управлении: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2001.- 196 с.
  66. JI. Понятие состояния в теории систем // Основания общей теории систем /Под ред. М. Месаровича. М.: Мир, 1967. — С. 49−65.
  67. О.Г. Начала конструктивной методологии актуального моделирования общих систем. М.: ФГУП «ВНТИЦ» № 8470−72 200 300 053.-2003.-210 с.
  68. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: справ, пособие. М. 2002. — 456 с.
  69. И.Д. Европа регионов. М: Международные отношения., 1998.
  70. В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПб.: Изд-во С.-Петербуржского ун-та, 1996. — 264 с.
  71. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М., 2000. — 157 с.
  72. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. — 180 с.
  73. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е. и др. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. СПб.: ИСЭП РАН, 1994.
  74. Н.Д. Избранные сочинения/ ред. колл.: Л. И. Абалкин и др. Сост. В. М. Бондаренко, В. В. Иванов, С. Л. Комлев и др. М.: Экономика, 1993. — 543 с.
  75. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. — 523 с.
  76. Н.М. Русское государственное право. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1909. -Т.2.-489 с.
  77. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 486 с.
  78. Р. Фирма, рынок и право.: пер. с англ. М.: Дело, Catallaxy, 1993.- 192 с.
  79. Н.Ю. Без формул о синергетике. Мн.: Высш. шк., 1986.-223 с.'
  80. Э.И., Оводенко А. А., Губкин Л. И. Система плановых и контрольно-аналитических показателей эффективности инноваций. Экономическое содержание и методика расчета. СПб.: СПбГУАП, 2004. -24 с.
  81. .В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке. М.: Изд-во «Приор», 2002.
  82. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. -М.: Юристъ, 1997.
  83. В.Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономич. журнал. 1996. — № 2.
  84. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: УРСС, 2000.-368 с.
  85. М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: Независимая экспертиза реформы. М., 2003. — 151 с.
  86. А.Я. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономич. журнал. 1992. -№ 10. — С.135.
  87. О.А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. -342 с.
  88. А.А. Развитие имущественных отношении на муниципальном уровне. М.: Галерея, 2001.
  89. JI.C. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал Российского права. 2000. — № 3. С. 88−100.
  90. А.В. Планомерное регулирование денежных доходов населения. М.: Наука, 1990. — 192 с.
  91. May В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений: Очерк истории // Вопросы экономики. 1999. -№ 4.-С. 27−43.
  92. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
  93. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 702 с.
  94. Местное самоуправление в зарубежных странах / под ред. Н. П. Медведева. М.: Юрид. лит., 1994.
  95. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по Российской Федерации // Мин-во экономики РФ, Ин-т микроэкономики. М., 1994.
  96. Р.Г., Харченко А. Ф. Основные процедуры системных исследований: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2000. — 180 с.
  97. И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ современного отечественного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2006. — № 6. — С. 32−38.
  98. В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Проблемы теории и практики управления. -2002.-№ 6.-С. 64.
  99. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: итоги 2002, задачи — 2003 // Интернет: http:// www.duma.gov.ru / localcom / vistuplenia / ctat-mokr.doc
  100. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 304 с.
  101. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. -М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. 383 с.
  102. Муниципальный менеджмент / Н. М. Горбунов и др. Хабаровск, 1999.-237 с.
  103. А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. 2004. -№ 5.
  104. А.Н. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики. 1996. -№ 7.
  105. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации: Пер. с англ. В. Ф. Пастушенко /под ред. Ю. А. Чизмаджаева. М.: Мир, 1979. -512 с.
  106. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. — 496 с.
  107. Оценка вклада общественного сектора в социально-экономическое развитие территории / Круглый стол // Городское управление. -2001.-№ 11.-С. 74−79.
  108. Очерки государственного регионального программирования экономики в развитых странах. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 150 с.
  109. Т. О социальных системах /под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академ, проект, 2002. — 832 с.
  110. А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2001. — 464 с.
  111. А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. -М., 1997, — 112 с.
  112. План стратегического развития города Дзержинского до 2020 г. //г. Дзержинский Московской обл. 2003 г.
  113. Платон. Государство: Соч.: в Зт- М.: Мысль, 1971. Т.З.
  114. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, оглашено 18 апреля 2002 года.
  115. JI. Финансовый механизм саморазвития региона // Экономист. 1999. -№ 6. — С.60−65.
  116. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой: Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс, 1986. -431с.
  117. А.П. Русская модель управления. М.:ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. — 376 с.
  118. О.С. Региональные условия экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2004. — № 3. — С.53−69.
  119. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека: Пер. с франц. Н. А. Садовского. М.: Гл. ред. изданий для зарубежн. стран изд-ва «Наука», 1987.
  120. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д: Ростиздат, 1997. — 440 с.
  121. .А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002. — 480 с.
  122. Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. — 288 с.
  123. Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992.411 с.
  124. В., Дмитриев В. Укрепление финансовой основы местных бюджетов потребность времени // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 4. — С. 83.
  125. С.П., Перекрестова Л. В., Лукьянова А. В. Местный бюджет в Российской Федерации. М.: Финансы, 2005. — 276 с.
  126. С. МБА за 10 дней: Пер с англ. Э. В. Шустера. М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2002. — 440 с.
  127. Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни: Пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. М.: Университетская книга, 2005. -576 с.
  128. Г. Основания социологии. М., 1998.
  129. Социально-ориентированное местное управление. Опыт городов Германии для России. СПб.: Наука, 1999. — 388 с.
  130. Стратегический план развития муниципального образования Гатчинский район // г. Гатчин Ленинградской обл. 2001 г.
  131. Стратегический план развития муниципального образования Сертолово // г. Сертолово Ленинградской обл. 2001 г.
  132. Стратегический план развития. Подпорожского района до 2010 года // г. Подпорожье Ленинградской обл. 2001 г.
  133. Стратегия управления муниципальными образованиями /Коллектив авторов под науч. рук-вом д.э.н. В. А. Ильина, А. С. Якуничева. -Вологда: Вологодский науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН, 2000.
  134. М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. 1994. -№ 5. — С. 133−140.
  135. О.С. Конкурентоспособность малого и среднего города: сущность, факторы, особенности, критерии оценки и показатели. -М.: Спутник+, 2002. 27 с.
  136. А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики (Краткие методологические пояснения)// Вестник статистики. 1992. -№ 12. — С. 78−81.
  137. В.Н. Проблемы статистического отображения экономического роста и экономического развития // Вопросы статистики.-2002.-№ 5.
  138. В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 4. — С. 67−72.
  139. Теория и практика регионального инжиниринга /Абдрашитов Р.Т., Аблязов В. И., Александрова Т. В. и др. СПб.: Политехника, 1997. — 278 с.
  140. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 320 с.
  141. И.П. Теоретические основы устойчивого развития экономики региона. Южно-Сахалинск, 2001. — 196 с.
  142. В. Федеральное и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия //Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  143. Ю.М., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М., 2000. — 264 с.
  144. С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. Изд. 3-е, доп- -М.: Гардарики, 2003. — 343 с.
  145. ХакенГ. Синергетика: иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. Ю. А. Данилова. -М.: Мир, 1985.-419 с.
  146. ХарлофЭ. Местные органы власти в Европе. М.: Финансы и статистика, 1992.
  147. А.Д. Структура сложных систем. М.: Сов. радио, 1975. -199 с.
  148. И.М., Ломовцева О. А., Трубин М. Ю. Теория и практика региональной экономики. Волгоград.: Изд. ВолГУ, 1996. — 184 с.
  149. И.С. Новое качество экономического роста: сущность и факторы ускорения. Воронеж, 1990. — 200 с.
  150. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 1996.- 172 с.
  151. И. Теория экономического развития: Пер с нем. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  152. Н.М. Муниципальное управление. М., 2002. — 640 с.
  153. В. Региональные аспекты управления (Предпосылки и практика местного самоуправления) // Вопросы экономики. 1993. — № 6. -С. 62−68.
  154. Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  155. В.Я. Основы местного самоуправления. М., 1998.
  156. Ю.В. История цивилизаций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-352 с.
  157. И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: «Статут», 2002. — 555 с.
Заполнить форму текущей работой