Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ структуры питания школьников г. Кемерово и разработка функциональных напитков для его коррекции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При сравнении количества поступающих с обедом нутриентов и энергии с реальной (рассчитанной на основе хронометражно-табличного метода) потребностью в них показано, что при данном обеденном рационе удовлетворяются потребности в пищевых веществах только у школьников младших классов (школы №№ 16, 17, 26, 35, 40, 42, 96), при этом наблюдается избыточное поступление белков, жиров, углеводов… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Анализ современного состояния системы школьного питания в Российской Федерации
    • 1. 2. Основные пути решения проблем школьного питания в Российской Федерации
    • 1. 3. Основы рационального и сбалансированного питания детей школьного возраста
      • 1. 3. 1. Особенности развития детей школьного возраста
    • 1. 4. Основные пищевые вещества и их значение для организма детей школьного возраста
      • 1. 4. 1. Значение белков в питании детей
      • 1. 4. 2. Значение жиров в питании детей
      • 1. 4. 3. Значение углеводов в питании детей
      • 1. 4. 4. Минеральные вещества и их роль в питании детей
      • 1. 4. 5. Значение витаминов для растущего организма
      • 1. 4. 6. Значение воды для растущего организма
    • 1. 5. Характеристика растительного сырья, используемого для приготовления чайных напитков
      • 1. 5. 1. Характеристика шиповника
      • 1. 5. 2. Характеристика смородины черной
      • 1. 5. 3. Характеристика рябина черноплодной
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Организация экспериментальных работ
    • 2. 2. Объекты исследований
    • 2. 3. Методы исследований
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Обоснование необходимости изучения состояния питания и здоровья школьников на примере г. Кемерово
    • 3. 2. Изучение состояния питания и здоровья школьников г. Кемерово
      • 3. 2. 1. Изучение стереотипов пищевого поведения
      • 3. 2. 2. Определение фактических энергозатрат школьников 97 и изучение фактического питания школьников (меню-раскладки)
      • 3. 2. 3. Изучение взаимосвязи питания и здоровья школьников
      • 3. 2. 4. Рекомендации для коррекции рационов школьников г. Кемерово
    • 3. 3. Разработка технологии функциональных напитков на основе растительного сырья с целью включения в рацион школьников
      • 3. 3. 1. Изучение отношения потребителей к напиткам на основе местного растительного сырья
      • 3. 3. 2. Разработка рецептуры и технологии чайных напитков
        • 3. 3. 2. 1. Обоснование выбора растительной основы напитка
        • 3. 3. 2. 2. Составление композиции чайных напитков
    • 3. 4. Изучение антиоксидантной активности чайных напитков на основе растительного сырья
    • 3. 5. Изучение пищевой ценности чайных напитков
  • ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
    • 4. 1. Рецептура и технологическая схема производства чайных напитков
    • 4. 2. Регламентируемые показатели качества чайных напитков
    • 4. 3. Рекомендации по использованию чайных напитков в школьных рационах
      • 4. 3. 1. Характеристика готовых чайных напитков на основе растительного сырья
      • 4. 3. 2. Технология приготовления чайных напитков в школьных столовых
      • 4. 3. 3. Противопоказания к применению
  • ВЫВОДЫ

Анализ структуры питания школьников г. Кемерово и разработка функциональных напитков для его коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

В настоящее время вопросы оптимизации питания, и, как следствие, здоровья населения являются одним из приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Среди групп риска, для которых решение этой проблемы является первоочередной, — дети и подростки. Осознавая это, правительством РФ приняты ряд мер по решению данной проблемы, к числу которых относятся федеральные программы «Дети России», «Школьное молоко», экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Одной из наиболее комплексных с точки зрения решения проблемы питания и здоровья детей является последняя. Сегодня Правительство, учитывая специфику субъектов РФ, возлагает надежды на решение этой проблемы в первую очередь в региональных условиях.

Кемеровская область один из субъектов РФ, вошедших в число регионов по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания учащихся. В этой связи выполнение работ по данному направлению в условиях такого крупного промышленного региона как Кузбасс является актуальным и своевременным.

Решение этого вопроса может быть связано с анализом состояния структуры питания, а также разработкой и внедрением в рационы продуктов функционального назначения на основе местного растительного сырья.

Цель работы — анализ структуры питания школьников г. Кемерово и разработка функциональных напитков на основе растительного сырья для его коррекции.

Задачи исследования:

1) изучить состояние питания школьников на основе изучения стереотипов пищевого поведения, анализа фактического питания, определения фактических энергозатрат.

2) оценить влияние питания школьников на состояние их здоровья на основе расчета весо-ростовых показателей, определения уровня физического здоровья (УФЗ), расчета уровня адаптационного потенциала (АП) организма детей.

3) изучить отношение потребителей к напиткам на основе местного растительного сырья;

4) разработать рецептуры и технологию чайных напитков из плодов;

5) дать товароведную оценку разработанным напиткам;

6) разработать техническую документацию.

Научная новизна работы.

Дана комплексная оценка организации питания школьников г. Кемерово, базирующаяся на анализе пищевой ценности рационов питания, определении фактических энергозатрат учащихся различных возрастных групп и изучении стереотипов пищевого поведения. При сравнении пищевой ценности школьных рационов с нормами физиологической потребности установлен явный дефицит основных пищевых веществ (в 90% исследуемых школ), а при сравнении с рассчитанной (реальной) потребностью дефицит установлен только у школьников 8−9 классов (в 100% школ) и 5−6 классов (в 50% школ).

Показано влияние структуры питания школьников на их здоровье. В группах школьников, характеризующихся наиболее выраженным несоответствием обеденных рационов фактической потребности и физиологическим нормам, наблюдается снижение уровня физического здоровья со «среднего» до «низкого», а удельный вес лиц с «низким» УФЗ достигает 40% и выше. Кроме того, отмечается снижение функциональных адаптационных возможностей школьников.

Доказана антиоксидантная активность (АОА) разработанных напитков: из плодов шиповника и рябины черноплодной — 0,92 ед. аскорутинаиз подов шиповника и черной смородины — 0,87 ед. аскорутина.

Практическая значимость и реализация результатов работы. Работа выполнялась в рамках экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 марта 2008 г, № 78 «О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Кемеровской области, на 2008;2009 годы»). Полученные результаты используются при разработке мероприятий по анализу и оптимизации организации питания школьников.

Разработаны рецептуры и технология «Чайного напитка из плодов шиповника и черноплодной рябины» и «Чайного напитка из плодов шиповника и черной смородины».

Разработан комплект технической документации на напитки. Напитки выпускаются на ООО «ЮТА Ко» г. Кемерово.

Апробация работы. Основные результаты диссертации были представлены и обсуждены на научных конференциях различного уровня: «Пищевые продукты и здоровье человека» (Кемерово, 2006) — «Качество и безопасность в пищевой промышленности, торговле и общественном питании» (Кемерово, 2006) — «Региональная система подготовки кадров: состояние, проблемы, перспективы» (Владивосток, 2007) — «Здоровое питание — здоровая нация» (Красноярск, 2008) — «Чистая вода — 2009» (Кемерово, 2009) — «Здоровое питаниездоровье нации» (Омск, 2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 1 статьям изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, аналитического обзора литературы, экспериментальной части, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 162 страницах, содержит 35 рисунков, 25 таблиц и 10 приложений. Список использованной литературы включает 155 источников, в том числе 27 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. На основании анализа стереотипов питания школьников показано, что:

— молоко и молочные продукты, мясо и продукты на его основе, овощи — потребляют около 70% кемеровских школьников в течение суток достаточно регулярно (1−3 раза в день);

— каши, рыба и продукты моря — в силу различных причин редко включаются в рацион учащегося;

— около 70% кемеровских школьников употребляют фрукты, соки и нектары один раз в день;

— 70% школьников питаются 3 или 4 раза в день;

— только 1/3 опрошенных школьников устраивает работа столовой.

2. В результате изучения фактического питания и расчета энергозатрат школьников установлено:

— при сравнении пищевой ценности обеденных рационов с нормами физиологических потребностей наблюдается явный дефицит в обеденном рационе школьников всех возрастов, белков, жиров, углеводов и, как следствие, недостаточное поступление калорий, а также дефицит витаминов;

— особенно остро проблема дефицита пищевых веществ отмечена в школах №№ 2,11, 17,26, 35, 40, 42, 52, 96, т. е. в 9 из 10 обследованных школ;

— отмечено отклонение по среднему соотношению нутриентов в обеденном рационе в школах №№ 2, 11, 16, 17, 40, 42, 96, т. е. в 7 из 10 обследованных школ;

— имеется реальная необходимость дифференцированного подхода к организации питания школьников различных возрастов;

— при сравнении количества поступающих с обедом нутриентов и энергии с реальной (рассчитанной на основе хронометражно-табличного метода) потребностью в них показано, что при данном обеденном рационе удовлетворяются потребности в пищевых веществах только у школьников младших классов (школы №№ 16, 17, 26, 35, 40, 42, 96), при этом наблюдается избыточное поступление белков, жиров, углеводов), и средних классов (школы №№ 11, 16, 17, 42, 96). А учащиеся старших классов не получают необходимые нутриенты и калории (за исключением старшеклассниц школы № 16).

3. В группах школьников, характеризующихся наиболее выраженным несоответствием обеденных рационов фактической потребности и физиологическим нормам, наблюдается снижение уровня физического здоровья со «среднего» до «низкого», а удельный вес лиц с «низким» УФЗ достигает 40% и выше. Отмечено снижение функциональных адаптационных возможностей школьников, не выходящее за рамки «напряжения механизмов адаптации».

4. Определены наиболее популярные среди населения виды растительного сырья для производства функциональных напитков (шиповник, смородина и рябина черноплодная). Установлено, что более четверти опрошенных респондентов потребляют напитки на их основе с лечебно-профилактической целью.

5. Разработаны рецептуры и технология чайных напитков из смеси плодов шиповника и черной смородины, шиповника и рябины черноплодной, рекомендуемых для включения в рационы питания школьников.

6. Дана товароведная оценка разработанных напитков, установлены регламентированные показатели качества и безопасности. Функциональная направленность напитков подтверждена их антиоксидантными свойствами (АОА напитка из плодов шиповника и рябины черноплодной — 0,92 ед. аскорутинаАОА из подов шиповника и черной смородины — 0,87 ед. аскорутина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.З. Аптека у нас дома / С. З Андреев, В. А. Баринов. 2-е изд. — М.: Моск. рабочий, 1983. — 142 с.
  2. , А.П. Микроэлементозы человека / А. П. Авцын, А. А. Живоронков, М. А. Реми, Л. С. Строчкова. М.: Медицина, 1991. — 496 с.
  3. , А. П. Оценка показателей антиоксидантной активности препаратов на основе лекарственного растительного сырья / А. П. Арзамасцев, Е. И. Шкарина, Т. В. Максимова // Химико-фармацевтический журнал. 1999. — № 11. С. 17−20.
  4. , Л.Ф. и др. Зеленая аптека: Справочник лекарственных растений / Л. Ф. Афанасьева, Г. Я. Мордовской, И. Д. Нешта. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. изд-во, 1990. — 156 с.
  5. , О.Н. Формула пищи: микронутриенты для детского питания / О. Н. Бакулина // Пищевая промышленность. 2005. — № 4 — С. 22−25.
  6. , И. А. Организация питания в школе: инспектирование, контроль, внеклассная работа по культуре питания / И. А. Белоусова. М: «Учитель», 2008. — 315 с.
  7. Бессчетов, В. П и др. Облепиха. Шиповник. Черноплодная рябина / В. П. Бессчетов, Г. П. Никитина, Ю. В Жуков. Алма-Ата: Кайнар, 1989. — 236 с.
  8. , Е.Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма / Е. Г. Блинова. Омск, 1998. — 97 с.
  9. , О.В. Правильное питание ребенка здоровая страна / О. В. Богданова, Ю. А. Колыванова // Питание и общество. — 2006. — № 2 — С. 2−3.
  10. О. Здоровое питание в школе /О. Богданова, Ю. Колыванова // Питание и общество. 2006. — № 9. — С.2−3.
  11. В.А. Организация детского, диетического и лечебно-профилактического питания / М.С. Козлова- КемТИПП. Кемерово. -2003. — 56 с.
  12. Влияние питания на здоровье детей и подростков / Материалы респ. науч. конф. Киев: Здоровье, 1973. — 146 с.
  13. , О.А. Обеспеченность витаминами и железом детей школьного возраста: анализ взаимосвязи / В. М. Коденцова, А. В. Трофименко // Вопросы питания. 2004.- № 6.-С.25−29.
  14. М.М. Влияние структуры питания и окружающей среды на неспецифическую резистентность организма детей и их физическое развитие / Ю. В. Певова // Вопросы питания. 2005. — № 1. — С.33−35.
  15. , П.П. Лекарственные растения и их использование / П. П. Голышенков. 5-е изд., перераб. и доп. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-302 с.
  16. , Н. Хочешь хорошо учиться завтракай дома / Н. Голосова // Здоровье детей. — 2004. — № 12 — С. 4−6.
  17. , С.Б. Физиолого-биохимические основы разработки детского и функционального питания: учебное пособие / С.Б. Гридина- КемТИПП. -Кемерово, 2004. 148 с.
  18. , М.А. Организация питания школьников в сельской местности / М. А. Дорохина, Л. С. Скалозуб, А. Л. Роговая. М.: Экономика, 1991. -127 с.
  19. , В. А. Биологически активные вещества лекарственных растений как фактор детоксикации организма / В. А. Дадали, В. Г. Макаров // Вопросы питания. 2003. — № 5. — С.49−55.
  20. , Л.В. Здоровое питание — здоровые дети / Л. В. Драчева // Пищевая промышленность. 2005.-№ 8 — С. 8−9.
  21. , Т.М. Физиология питания: учебное пособие / Т.М. Дроздова- КемТИПП. Кемерово, 2004. — 219 с.
  22. , Т. М. Физиология питания: учебник / Т. М. Дроздова, П. Е. Влощинский, В. М. Позняковский. Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2007.-352 с.
  23. , Л.Г., Кривенко В.В.Плодовые и ягодные растения-целители / Л. Г. Дудченко, В. В. Кривенко. Киев: Наук, думка, 1987. — 111 с.
  24. , В.Ф. Детское питание / В. А. Еренков. — 2-е изд., доп. Кишинев: ТИМПУЛ, 1990.-224 с.
  25. , М.А. Лечебное питание детей, больных сахарным диабетом: учебник/ М. А. Жуковский.- М.: Техника, 1969.- 354с.
  26. К.А. Оценка питания в школе / К. А. Зайцева. М.: Медицина, 1989.-380 с.
  27. , М.М. Ягоды наших лесов / М. М. Игнатенко. Л.:Лениздат, 1991.-61 е., ил.
  28. , В.Н. Гигиена детей и подростков: учебник / Под. ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1988. — 502 с.
  29. , Н.К. Питание школьника / Н. К. Киселев // Baby Help — в помощь родителям. 2004. — № 26 — С. 23−26.
  30. , Ю. П. Учимся правильно питаться / Ю. П. Климович. М.: «Учитель», 2007. — 172 с.
  31. Я.Г. рациональное питание школьников / Я. Г. Ковров. К.: Здоровье, 1983.-48 с.
  32. , С.Н. Лекарственные ягодные растения / С. Н. Козьяков, А. С. Козьяков. Киев.: Урожай, 1991.-83 е., ил.
  33. И .Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии). Часть 1. Питание здоровых детей. Вопросы детской диетологии, 2003- т. 1. № 1. — С. 8−15.
  34. И .Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей. В кн.: Физиология роста и развитие детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. — С.515−545.
  35. , А.К. Лесные ягоды: Ареал. Биология. Ресурсы. Химический состав. Пищевая ценность / А. К. Кощеев, Ю. И. Смиряков. М.: Лесн. пром-сть, 1986. — 263 с.
  36. , Г. В. и др. Зеленая АПТЕКА / Г. В. Крылов, Н. Ф. Казакова, Э. В. Степанов. 4-е изд., с изм. — Кемерово: Кн. изд-во: Современ. отеч. кн., 1993. — 333 с.
  37. , К.А. Черноплодная рябина / К. А. Кудинов, А. К. Сосин. Вологда., Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. — 19 с.
  38. , Т.Н. Заготовка дикорастущих плодов и ягод / Т. Н. Кулик, Т. А. Зайцева. Кемерово: Кн. изд-во, 1981. — 72 с.
  39. Кьосев, 1ХА. Полный справочник лекарственных растений / П. А. Кьосев. Москва: ЭКСМО, 2002. — 991 с.
  40. , А.А. Влияние питания на здоровье человека / А.А. Кудряше-ва // Пищевая промышленность. 2004. — № 12. — С. 88−90.
  41. В.Р. Образовательная программа «Здоровье школьника» / В. Р. Кучма, Ж. Ю. Горелова, Ю. Г. Мовшин // Вопросы детской диетологии, 2003, т.1. № 1.-С. 99−101.
  42. , В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник / Под. ред. В. Р. Кучма.- М.: Медицина, 2003. 376 с.
  43. , А.А. Травник сибирского целителя / А. А. Лагерь. Москва: РИ-ПОЛ КЛАССИК, 2002. — 47 с.
  44. , К.С. Детское питание / К. С. Ладодо, Л. В. Дружинина. — М.: Колос, 1995.-335 с.
  45. Ладодо К. С Питание здорового и больного ребенка / Л. В. Дружинина. — М.: Баян, 1994.-316 с.
  46. , К.С. Основы рационального питания детей / К. С. Ладодо Киев, 1988.-245 с.
  47. , С. С. Организация рационального питания детей / С.С. Лако-уснин. -М.: «Экономика», 2007.-240 с.
  48. Лесная аптека: В мире лекарственных растений / Составитель Л. И. Ба-ринова- под редакцией Солодухин Е. Д. Харьков: С, А ДПР. 1991. — 190 с.
  49. , Т.Е. Упакованный холодный чай как перспективный продукт для российского рынка / Т. Е. Лейн // Пищевая промышленность. — 2004. № 5.- С. 14.
  50. Лекарственные растения и их применение. Владивосток: Экслибрис, 1992.-235 с.
  51. Лесные ягоды вашему здоровью / Сост. А.А.- Бородкин ред. В. А. Сурков.- Рекламно-информационное кооперативное агентство «Зеркало», 1991. — 41 с.
  52. А.Б. Проблемы создания индустрии питания для школьников / А. В. Устинова // Мясная индустрия. -2006. № 8. — С. 10−12.
  53. Э.Я. Методические рекомендации по питанию школьников / Э.Я. Логачева- Центр научных основ здоровья и развития НМЦ ГУО.
  54. , Н.И. Энциклопедия лекарственных растений / Н. И. Мазнев. — М.: Мартин, 2003. 496 с.
  55. , Н.П. и др. Растительные лекарственные средства / Н. П. Максютина, Н. Ф. Комиссаренко, А. П. Прокопенко —Киев.: Здоров’я, 1985. -280 с.
  56. , С. Школьное питание: ключевые проблемы / С. Масанский // Питание и общество. 2004. — № 6 — С. 4−5.
  57. , С. Мониторинг домашнего питания детей — и коррективы в организации школьного питания / С. Масанский // Питание и общество.2003. -№ 1 С. 8.
  58. , С. Школьный рацион / С. Масанский // Питание и общество. 2001. — № 7 — С. 5−6.
  59. , З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З. П. Матюхина М.: ИРПО- Изд. Центр «Академия», 2000. — 184 с.
  60. , В.П. Лекарственные растения в народной медицине / В. П. Махлаюк. — Саратов: Привол. кн. изд-во, 1991. 544 с.
  61. JI.A. Здоровое питание детей залог будущего здоровья нации / JI.A. Маюрникова // Деловой Кузбасс — Новый век. — 2006. — № 4. — С. 76−77.
  62. Л.А. Детский дом: питание и здоровье детей неразрывно связаны / М. С. Куракин, О. В. Жукова, О. В. Голуб // Питание и общество. -2006.-№ 11.-С. 2−4.
  63. , А.Н. Из серьезных газет / А. Н. Мешков // Питание и общество.2004. -№ 8-С. Ю.
  64. Н.С. Оценка фактического питания различных возрастных групп детского населения / Н. С Михалюк // Вопросы питания. 2004. -№ 4.-С. 28−31.
  65. , Н.С. Возрастные особенности питания детей / Н. С. Михалюк // Вопросы питания. 2005. — № 2 — С. 33−35.
  66. Т.Ю. Минерализация костной ткани растущего организма. Ав-треф. дисс.. докт. мед. Наук. М., 2004 24 с.
  67. , И. М. Организация питания школьников / И. М. Мокшанина, П. Я. Коган, Я. В. Терещенко и др. // под редакцией В. Е. Мехаленко.-М.: «Экономика», 1999.-143 с.
  68. Мосов А. В Реализация региональных программ по улучшению питания дошкольников и школьников / А. В. Мосов // Мясная индустрия. 2006. -№ 7.-С. 15−17.
  69. MP 2.3.1.2432−08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2008. — 40 с.
  70. .Ч. Питание детей / К. С Ладодо, М. Я. Бренц. М.: Медицина, 1983.- 192 с.
  71. , Я. Б. Российская программа «Здоровое питание — здоровье нации» / Я. Б. Новоселов // Вопросы питания. 2008. — № 3. — с. 82−84.
  72. Н. Обсудим вопросы питания в школах / Н. Номофилова// Питание и общество. 2006. -№ 12. — С. 10.
  73. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения СССР. М.: Минздрав, 1991. — 24 с.
  74. , Г. Г. Качество продуктов питания: гигиенические требования, стандарты качества / Г. Г. Онищенко // Вопросы питания. 2004. — № 6 — С. 9−12.
  75. , Г. Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии общеобразовательных учреждений и организации питания школьников / Г. Г. Онищенко // Вопросы питания.- 2008.- № 2.- С.4−9.
  76. О санитарной эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году: Государственный доклад. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007. — 360 с.
  77. , Л.Ф. Физиология питания. Учебн. для технол. и товаровед, факт, торгов, вузов / Л. Ф. Павлоцкая, Н. В. Дуденков, М. М. Эйдельман. — М.: Высшая школа, 1989. — 368 с.
  78. Патент P. JI Питание и здоровье школьника /М.М. Дубенецкая. Минск: Народный асвет, 1977. — 275 с.
  79. , К.С. Гигиена питания: учебник / К. С. Петровский, В.Д. Ван-ханен. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1982. — 528 с.
  80. , К.С. Азбука здоровья. О рациональном питании / К.С. Петровский-М.: Знание, 1982.- 112 с.
  81. Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене детей и подростков. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. — 16 с.
  82. , А.А. Беседы о питании/ А. А. Покровский.- 3-е изд.- М.: Экономика, 1986.- 366 с.
  83. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (Г.Г. Онищенко). 20.07.2006 № 18. Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях
  84. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (Г.Г. Онищенко) 16.07.2007 № 50. О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях.
  85. , А.Ю. Технология продуктов детского питания. Учебное пособие для студентов вузов / А. Ю. Просеков, С. Ю. Юрьева. Кемерово: изд-во Кузбассвузиздат, 2006. — 157 с.
  86. Просеков А. Ю. Основы детского, диетического и лечебно профилактического питания: учеб. пособие. В 2ч. Ч 2./ А.Ю. Просеков- Кем ТИ1И1. -Кемерово, 2001.- 99 с.
  87. , В.И. Лекарственные растения: Сбор, заготовка, применение / В. И. Попов, Д. К. Шапиро, И. К. Данусевич. Минск: Полымя, 1984. — 240 с.
  88. , М.А. Дикорастущие плоды и ягоды для производства лечебно-профилактических напитков / М. А. Постолова, М. А. Попов, В. В. Гурин // Пиво и напитки. 2004. — № 1. — С.52−53.
  89. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Школьное питание: доступность, качество, организация». Участники конференции «Школьное питание: доступность, качество, организация» (27−28 марта 2007 года, г. Казань).
  90. Решение Федерального собрания РФ при Государственной Думе. Комитет по образованию и науке, от 9 июня 2006 г. О рекомендациях участников «круглого стола» на тему: «Здоровое питание в школе».
  91. , В. П. Основы физиологии питания / В. П. Роговая. Минск: Вышейшая школа, 1976. -208 с.
  92. Л.Я. Системный остеопороз. Практическое руководство для врачей. М.- 2000. с. 196.
  93. , Ю.Д. Ягоды и их лечебные свойства / Ю. Д. Рожко. Киев.: Здоровья, 1996.-59 с.
  94. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. — 662 с.1
  95. СанПиН 2.4.2.1178−02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 № 3997).
  96. Сборник рецептур блюд (технологических карт) для питания школьников /под ред. Г. Л. Миронова / Министерство торговли УССР. К.: «Техника», 1990.-407 с.
  97. , В.Ф. Черная смородина В Сибири: Технология выращивания, заготовка и переработка / В. Ф. Северин. М.:Росагропромиздат, 1988. -91 с.
  98. И.М. Все о пище с точки зрения химика / И. М. Скурихин, А. П. Нечаев. -М.: Высшая школа, 1991. 288 с.
  99. , И.М. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. / И. М. Скурихин, В. А. Тутельян. Издательство: ДеЛи принт, 2007 г. 276 стр
  100. В.И. Рациональное питание / В. И. Смоляр. — Киев, Наукова думка, 1991.-368 с.
  101. , М.И. Питание детей / М. И. Снигур, З. Т. Корешкова. Киев: Рад. шк., 1988.-702 с.
  102. В.Д. Характеристика питания российский школьников / В. Д. Сонькин // Вопросы детской диетологии, 2004, т.2. № 3. — С. 45−47.
  103. , В.Б. Коррекция дефицита микронутриентов в России — опыт и перспективы / В. Б. Спиричев, Л. Н. Шатнюк, О. В. Большаков и др. // Пищевая промышленность. 2000. — № 4. — С. 57−59.
  104. В.Б. Метаболическое взаимодействие витаминов и минеральных веществ в профилактике и лечении остеопороза / В. Б. Спиричев // Тез. 9-й международной конференции. «Новые информационные технологии в медицине и экологии». Ялта, 2001. С. 119−122.
  105. В.Б. Сколько витаминов человеку надо. — М., 2000. С. 48, 174.
  106. В.Б. Роль витаминов и минеральных веществ в остеогенезе и профилактике остеопатии у детей / В. Б. Спиричев // Вопросы детской диетологии, 2003- № 1(1). С. 40−42.
  107. , А.Г. Здоровье детей России в XXI веке / А. Г. Сухарев под ред. А. А. Баранова. -М., 2000. 149 с.
  108. , С.В. О питании школьников / С. В. Сухов. — Алма-Ата: Мектеп, 1989.-96 с
  109. , Т. П. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита: учебное пособие / Т. П. Трушина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 384 с.
  110. , В.А. Реализация концепции государственной политики здорового питания населения России: научное обеспечение / В. А. Тутельян, В. А. Княжев // Вопросы питания. 2000. — № 3 — С. 4−7.
  111. , В.А. Питание и здоровье / В. А. Тутельян // Пищевая промышленность. 2004. — № 5. — С. 6−7.
  112. , Н. А. Природные флавоноиды как пищевые антиоксиданты и биологически активные добавки / Н. А. Тюкавкина, И. А. Руленко, Ю. А. Колесник // Вопросы питания. — 1996. — № 2. — С. 33−37.
  113. , Н.И. Обсуждали проблему школьного питания / Н. И. Юсупов // Питание и общество. 2002. — № 2 — С. 5−6.
  114. , Е.М. Питание школьников и подростков / Е. М. Фатеев, В. А. Балашова, Т. Н. Хаустова. — М.: Медицина, 1974. — 72 с.
  115. , В.А., Использование лекарственных Растений в здравницах Кузбасса, г. Кемерово / В. А. Чернов, Попов А. И., Кульпина Т. Г., Логуа М.Т.-2006.-204.
  116. , Д.К. Дикорастущие плоды и ягоды / Д. К. Шапиро, В. А. Михайловская, Н. И. Манциводо. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Урожай, 1981.- 159 с.
  117. Н.М. Пищевые антиоксиданты в питании здоровых и больных детей / Н. М. Шилина, А. Н. Котеров, И. Я. Конь // I Всероссийский конгресс с международным участием «Питание детей: XXI век»., материалы конгресса, М. 2000. С. 137.
  118. , Н.М. Пищевая коррекция кальциевой и йодной недостаточности у детей / Поздняков А. Л. // Вопросы питания.-2007.-№ 2.-С.63−66.
  119. , Е. И. О влиянии биологически активных веществ на антиок-сидантную активность фитопрепаратов / Е. И. Шкарина, Т. В. Максимова, И. Н. Никулина // Химико-фармацевтический журнал. 2001. — № 6. — С. 40−47.
  120. JI.А. Минерализация костной ткани у детей / Л. А. Щеплягина, Т. Ю. Моисеева // Российский педиатрический журнал, 2003 (3). — С.16−22.
  121. Л.А. Снижение минеральной плотности кости у детей: взгляд педиатра / Л. А. Щеплягина, Т. Ю. Моисеева // Лечащий врач, 2002 (9).-С. 26−30.
  122. , А.С. ягодные культуры в Кузбассе / А. С. Юрков. Кемерово: Кн. изд-во, 1979.-205 с.
  123. , Б.Б. Витаминность черной смородины и ее гибридов / Б. Б. Янкевич, М. А. Эглите. Рига: Зинатне, 1989. — 67 с.
  124. American Academy of Pediatrics. Fluoride supplementation. Pediatr 1986- 77.-758.
  125. Bakker, D.J. Fetal and infant origins of adult disease. London, Br. Med. J. 1992.
  126. Belton, N.R. Trace elements iodine and fluoride. In: Textbook of pediatric nutrition, D. McLaren, Ed., 3rd ed., Churchill Livingstone 1991. — 479−83.
  127. Branca, F., Vatuena S., Calcium, physical activity and bone mass building bones for a stronger future. Public health Nutr., 2001: 4(la): 117−23.
  128. Calcium in nutrition. Ed By Michael Gurr., 2001: 40.
  129. Carbohydrates: nutritional and health aspects. ILSI Press Europe, ed. by J.Gray., 2003- 30.
  130. Delange E., Lecomte P. Iodine supplementation: benefits outweight risks. Drug safety 2000- 22. 89−95.
  131. Fats and oils in human nutrition. Report of joint expert consultation. Rome. FAO, 1994- (FAO Food and nutrition Paper No. 54).
  132. FAO/WHO Experts consultation. Carbohydrates in human nutrition. Geneva: Food and Agriculture Organization, World Health Organization. Food and nutrition, 1998- 66.
  133. Food antioxidations. Ed by Madhavi D., Deshpande S., Salunkhe D., Marcel Dekker, New York Basel — Hong Kong, 1996- 450.
  134. Guesry P., Secretin M.C. Sugars and nonnutritive sweeteners. In: Sugars in nutrition, Nestle Nutrition Workshop series, vol. 25, Vevey Raven Press, New York 1991- 33−51.
  135. Giovannini M., Galluzzo C., Scaglioni S. et al. The importance of fibers in child nutrition. Contrib. Infus. Therap., 1989- 22. 35−45.
  136. Koletzko В., Agostoni C., Carlson S.E., et al. Long chain polyunsaturated fatty acids (LC-PUFA) and perinatal development. Acta Paediatr 2001- 90- 460.
  137. Mickaelsen K., Weaver L., Branca F., et al Feeding and nutrition of infants and young children. WHO Regional Publications. European Series No.87. 2000- 288.
  138. Mickaelsen K., Jorgensen M.H. Dietary fat content and energy density during infancy and childhood: the effect on energy intake and growth. Eur. J. Clin. Nutr., 1995- 49- 288.
  139. Modern Nutrition in health and disease. M.E. Shils, J.A. Olson, M. Shike, eds. 8th ed., vol.1 Lea&Febiger, 1994- 144−55.
  140. Nutrition and bone development. Ed. By Jean-Ph. Bonjoor- Reginald C. Tsang. Uppincott-Raven-New-York. 1999, 228.
  141. Nutrition of normal infants, ed. by Fommon S., Mosby. 1993. — 420 p.
  142. Nutrition in Pediatrics, B.C. Decker Inc. Publisher. 1997. — 800 p.
  143. Present knowledge in Nutrition. Ed. By Ekhard E. Ziegler and L.J.Filer. -Washington, 1996.-245 p.
  144. Pinnel S.R. Regulation of collagen biosynthesis by ascorbic acid: A review. Yhale J. Biol. Med., 1985- 58. 553−559.
  145. Tinker D., Rucker R.B. Role of selected nutrients in synthesis, accumulation and chemical modification of connective tissue proteins. Physiol. Rev. 1985- 65. 607−657.
  146. Rolland-Cachera M.F., et al. Tracking the development of adiposity from one month of age to adulthood. Ann. Hum. Biol. 1987- 14: 219.
  147. Rolland-Cachera M.F., et al. Influence of adiposity development: follow-up study of nutrition and growth from 10 month to 8 years of age. Int. J. Obesit. Rel. Met. Dis., 1995- 19- 573.
  148. Wolever T. Carbohydrates and health: the FAO/WHO consultation. Austr. J. Nutr. Diet, 2001- 58: 53−9
  149. Walker W.A., Watkins J.B. Nutrition in Pediatrics. Basic Science and Clinical Applications. London, 1997- 44−8.
  150. P., Brubacher G.B., Stahelin H.B. (Eds). Elevated dosages of vitamins. Toronto: Huber Publ., 1989. 271.
Заполнить форму текущей работой