Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бухгалтерский учет и контроль расчетов с контрагентами на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расчеты с другой группой контрагентов, к которой относятся потребители, отражаются в настоящее время с использованием также одного счета — 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», что недопустимо для предприятий ЖКХ с учетом существования различного порядка расчетов с тремя основными группами потребителей: населением, бюджетными организациями и прочими предприятиями и организациями, особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблем учета расче- 10 тов с контрагентами на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
    • 1. 1. Особенности деятельности предприятий отрасли и их влияние на 10 организацию расчетов и обязательств
    • 1. 2. Экономическая природа, сущность, содержание и место расчетов 32 в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов
    • 1. 3. Классификация расчетов и их влияние на формирование данных 44 бухгалтерского учета
  • Глава 2. Учет расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ
    • 2. 1. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с 53 контрагентами
    • 2. 2. Учет расчетов с населением как составляющая системы бухгалтер- 68 ского учета расчетов с контрагентами
    • 2. 3. Организация бухгалтерского учета расчетов с контрагентами с 90 применением нетрадиционных форм прекращения обязательств (новация обязательства, отступное)
  • Глава 3. Контроль за расчетами с контрагентами и его место в деятель- 98 ности предприятий ЖКХ
    • 3. 1. Выявление и обоснование возможных направлений совершенство- 98 вания контроля расчетов с контрагентами
    • 3. 2. Разработка методических подходов к контролю расчетов с контр- 119 агентами с учетом отраслевых особенностей их организации

Бухгалтерский учет и контроль расчетов с контрагентами на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное жилищно-коммунальное хозяйство России — это многоотраслевой комплекс, который включает взаимозависимые и в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. В данном секторе задействовано более 52 тыс. предприятий и организаций, общей численностью свыше 4,2 млн. человек. Потребителями жилищно-коммунальных услуг является практически все население страны и хозяйствующие субъекты экономики.

Наличие негативных тенденций в ЖКХ, таких как большая изношенность основных фондов (более 60%) — кризисное финансовое положение большинства предприятий отрасли, сопряженное с наличием и постоянным ростом дебиторской и кредиторской задолженности и отрицательным финансовым результатом их деятельностиотсутствие экономических стимулов снижения издержекнеразвитость конкурентной средызначительные потери энергии, воды и других ресурсовотсутствие реальных договорных отношений с населением и управляющими организацияминаличие льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и необеспеченность их финансирования в полном объеме сделало необходимым проведение преобразований. Начало реформы отмечено принятием в 1992 году закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218−1, Указа Президента РФ от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002;2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.01 г. № 797 и других нормативных актов, продолжающих начатые преобразования.

Главными целями реформы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг.

Одним из направлений проводимой реформы является совершенствование договорных отношений, а значит и упорядочение применяемых в настоящее время расчетов между субъектами деятельности по оказанию и потреблению жилищных и коммунальных услуг.

Несовершенство договорной политики предприятий ЖКХ повлекло за собой проблемы в расчетах между предприятиями ЖКХ и их контрагентами, среди которых можно выделить население, бюджетные и прочие организации. Особенности деятельности хозяйствующих субъектов отрасли, условия договоров, заключенных с поставщиками (подрядчиками) и потребителями, а также требования действующего законодательства обусловили специфику расчетных отношений, основными чертами которой являются большое число контрагентов, наличие среди них населения, которому в соответствии с действующим законодательством могут предоставляться льготы, субсидии по оплате ЖКУ, а также дается возможность последующей оплаты при непрерывном оказании услуг и другие. Все это обусловило достаточно большой удельный вес средств в расчетах как в составе активов предприятий ЖКХ, так и пассивов.

Указанные проблемы требуют глубокого теоретического обоснования и дальнейшего практического исследования. В этой связи тема диссертационной работы является достаточно актуальной. Необходимость усиления контрольной функции учета расчетов с контрагентами, повышения его информационно-аналитических возможностей, а также кризисное положение предприятий отрасли, появление в ходе проведения реформы отрасли принципиально новых схем взаимоотношений хозяйствующих субъектов обусловили выбор темы диссертации, ее задачи, объекты и методы исследования.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является развитие научной концепции учета расчетов с контрагентами и как составляющей системы бухгалтерского учета, обоснование необходимости их контроля и возможности практического применения основных положений концепции в деятельности предприятий ЖКХ.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи теоретического и организационно-методического характера:

— раскрыть роль расчетов в деятельности современной организации и определить отраслевые особенности предприятий ЖКХ, повлиявшие на организацию расчетных операций с контрагентами;

— обосновать теоретические основы понятия «расчеты» в современных условиях хозяйствования и конкретизировать их определение;

— уточнить классификацию видов расчетов с контрагентами для целей бухгалтерского учета;

— раскрыть особенности учета расчетов с контрагентами в условиях реформирования отрасли и рассмотреть порядок отражения в учете нетрадиционных форм прекращения обязательств;

— определить роль контроля расчетов в деятельности предприятий ЖКХ и раскрыть особенности его практического применения;

— разработать методические подходы к контролю расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ с учетом отраслевых особенностей и современных приемов контроля;

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты организации бухгалтерского учета и контроля расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ.

Объектом исследования являются расчетные отношения с контрагентами (поставщиками (подрядчиками) и потребителями), сложившиеся на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, и контроль за их состоянием.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В процессе исследования вопросов теории и практики учета и контроля расчетов с контрагентами и обязательств автор опирался на труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам экономики, финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, проблемам бухгалтерского учета и контроля.

В ходе исследования использовались работы, посвященные экономике, учету, анализу деятельности предприятий ЖКХ, среди которых можно назвать: В. В. Бармина, С. В. Барулина, B.C. Боголюбова, JT.H., Гольцмана, Е. Н. Жильцова, JI.K. Зайцева, И. Т. Иванова, Е. А. Каменевой, JI.C. Кифоренко, В. А. Коростелева, JT.H. Крупицкого, И. П. Малиновой, Р. И. Орловой, С.В. Розенбер-га, В. М. Стеняева, А. И. Файнберга, JI.A. Федуловой, JI.H. Чернышова. Также были изучены работы современных отечественных ученых по вопросам учета, в числе которых необходимо, прежде всего, назвать Ю. А. Бабаева, А. С. Бакаева, П. С. Безруких, JT.T. Гиляровскую, Ю. А. Данилевского, В. Б. Ивашкевича, Н. П. Кондракова, В. Д. Новодворского, В. Ф. Палия, В. А. Пипко, JI.B. Сотнико-ву. Кроме того, использовались работы представителей зарубежной учетной мысли, среди которых следует назвать X. Андерсона, Й. Бетге, Д. Ирвина, М. Р. Мэтьюса, Б. Нидлза, М. Х. Перера, Дж. Риса, Р. Энтони.

В проведенном исследовании были изучены труды по вопросам контроля финансово-хозяйственной деятельности (в том числе расчетов) следующих авторов: И. А. Белобжецкого, Н. Т. Белухи, В. В. Бурцева, Ю. А. Данилевского, Б. А. Касперович, К. М. Корсаковой, JI.M. Крамаровского, Р. И. Криницкого, A.M. Петрова, В. И. Подольского, М. П. Рябчикова.

Методологической базой диссертационного исследования являются диалектический метод познания предмета исследования, предполагающий изучение экономических процессов в их развитии и взаимосвязилогический подходобщенаучные методы исследования — наблюдение, группировка, сравнение, системный подход, комплексность, обобщение, анализ.

В качестве информационной базы исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области гражданского права, бухгалтерского учета, налогообложения, российские и международные стандарты финансовой отчетности, материалы периодической печати и научных конференций, данные финансовой отчетности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Научная новизна исследования заключается в комплексном научном изучении проблем, связанных с совершенствованием организации учета операций по расчетам с контрагентами на предприятиях ЖКХ и разработкой на его основе методических подходов к их контролю. Наиболее важные положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— выделены отраслевые особенности деятельности предприятий ЖКХ, позволившие обозначить специфику организации расчетных операций с контрагентами на предприятиях отрасли и сделать вывод о необходимости обособленного отражения отдельных видов расчетов на счетах бухгалтерского учета;

— исследованы теоретические аспекты различных определений расчетов, что позволило уточнить и конкретизировать понятие «расчеты» и обоснована их роль в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов, обобщены основные классификационные признаки расчетов с контрагентами для целей бухгалтерского учета;

— выявлены особенности порядка расчетов предприятий ЖКХ с контрагентами (поставщиками и потребителями) в условиях реформирования отрасли в зависимости от условий заключенных договоров и положений нормативных актов, определены проблемы их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, что повлекло за собой вывод о необходимости включения в план счетов предприятий ЖКХ счета 61 — для учета расчетов по авансам и счета 65 — для расчетов с населением за ЖКУ;

— приведены рекомендации по организации синтетического и аналитического бухгалтерского учета расчетов предприятий ЖКХ с контрагентами на предложенных счетах 61 «Расчеты по авансам» и 65 «Расчеты с населением за ЖКУ», а также на традиционных счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60) и с покупателями и заказчиками (счет 62). Для группировки и обобщения информации о расчетах с населением за ЖКУ нами предложена форма расчетно-аналитического регистра, применение которого возможно на предприятиях ЖКХ, самостоятельно реализующих ЖКУ населению, и в организациях, специализирующихся на расчетах с населением;

— предложены методические подходы к контролю расчетов, учитывающие их отраслевые особенности. Они включают в себя алгоритм контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, алгоритмы контроля расчетов с потребителями (по трем основным категориям: населению, бюджетным организациям и прочим предприятиям и организациям) с приведением контрольных точек и показателей по каждому направлению контроля и соответствующие формы внутренней отчетности.

Практическая значимость исследования определяется результатами, представленными в качестве рекомендаций прикладного характера по организации учета расчетов предприятий ЖКХ с контрагентами. Концептуальные основы совершенствования учета расчетов с контрагентами могут быть положены в основу разработок эффективной системы организации бухгалтерского учета и контроля на предприятиях ЖКХ.

Внедрение содержащихся в диссертации научных выводов и практических рекомендаций будет способствовать повышению аналитичности данных бухгалтерского учета и отчетности в части активов (дебиторской задолженности) и обязательств перед контрагентами организации (кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками). Кроме того, это даст возможность более достоверно оценивать степень ликвидности баланса и организовать контроль за состоянием данных расчетов, что в свою очередь, позволит повлиять на структуру активов и пассивов предприятий ЖКХ, их качество, а значит, на финансовое положение и степень платежеспособности.

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях в городах Воронеж, Москва, Пенза. Основные результаты проведенного исследования опубликованы в научных журналах, а также в сборниках материалов межрегиональных научно-практических конференций Непосредственно по теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,35 п.л.

Разработанные рекомендации по организации учета и контроля расчетов с контрагентами прошли апробацию в рамках разработки и внедрения отраслевой программы управления ликвидностью предприятий ЖКХ Республики Коми, утвержденной приказом Минархстройэнерго Республики Коми от 17.02.2004 г. № 22-ОД и рекомендованной к применению на предприятия отрасли во всех муниципальных образованиях Республики Коми.

Структура и объем диссертации

Диссертация объемом 173 страницы состоит их введения, трех глав, заключения и библиографического списка, содержит 29 таблиц, 13 рисунков и включает 2 приложения.

Заключение

Жилищно-коммунальное хозяйство всегда отличалось многофункциональной, сложной спецификой деятельности предприятий данной отрасли, которая накладывает отпечаток на порядок формирования данных бухгалтерского учета, в том числе учета расчетов с контрагентами. В ходе проведения исследования основными особенностями деятельности предприятий ЖКХ были выделены следующие:

— прямая зависимость процесса производства от процесса потребления, приводящая к невозможности в большинстве случаев образования запасов продукции и незавершенного производства;

— использование в ходе оказания жилищных и коммунальных услуг вспомогательных материалов и энергии, что сказывается на особенностях формирования себестоимости услуг и структуре оборотных средств предприятий отрасли;

— преобладание муниципальной собственности на объекты ЖКХ, являющиеся частью городского хозяйства, что приводит к наличию в отрасли большого количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений, чье имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Данный факт, а также характер оказываемых услуг позволяет считать основой деятельности предприятий ЖКХ «социальный хозрасчет», который представляет собой сочетание принципов полного хозрасчета и необходимости выполнения в первую очередь задач социальных, а не коммерческих;

— специфика управления отраслью, которая основана на принципе двойного подчинения (местным органам управления, как собственникам имущества, и государственным органам — по отраслевой подчиненности);

— часть выпускаемой продукции (услуг) предприятий отрасли (электро, газо-, водо-, теплоснабжения) приходится на результаты деятельность естественных монополии в рамках локальных рынков, что обусловило регулирование со стороны государства тарифов и цен на данную продукцию, установление стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, а также предоставление населению льгот и субсидий по их оплате- - совмещение функций производства, доставки и реализации продукции (услуг), что приводит к образованию скрытой задолженности, связанной с оплатой потребителями услуг 1−2 раза в месяц при непрерывном их оказании.

Выделенные нами в данной работе особенности деятельности предприятий ЖКХ обусловили специфику действующих в отрасли расчетных отношений, среди которых, на наш взгляд необходимо отметить следующие:

• расчеты осуществляются с большим количеством потребителей по государственным регулируемым тарифам;

• расчеты с населением сопряжены с большим количеством лицевых счетов, организацией постоянного приема наличных платежей, предоставлением льгот и субсидий в соответствии с действующим законодательством;

• применяемый в отрасли порядок расчетов с потребителями приводит к формированию «скрытой» задолженности;

• наличие достаточно большой задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, связанной с постоянной потребностью в топливе, энергии, запасных частях и вспомогательных материалах;

• проблема неплатежей, связанная, с одной стороны, с различным уровнем платежеспособности потребителей, с другой стороны — с непрерывностью оказания услуг.

Рассмотрение и оценка эффективности организации учета и контроля расчетов, на наш взгляд, невозможна без раскрытия сущности и конкретизации понятия «расчеты» и определения его роли в деятельности современного предприятия.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что расчеты занимают существенную часть системы бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, что обусловлено её потребностью во взаимодействии с внешней средой, связанной с осуществлением кругооборота средств, который включает в себя процессы приобретения, производства и реализации продукции (услуг). Кроме того, находя свое отражение в балансе, они являются основным источником информации для широкого круга пользователей, который позволяет сделать вывод о степени предпринимательского риска, и используется при оценке финансового состояния предприятия, а именно его ликвидности и платежеспособности, кредитной политики, а также его зависимости от внешних источников финансирования. Существующие теоретические подходы к опрё-делению понятия «расчеты» сильно различаются, при этом законодательством также не дано определение, несмотря на часто использование данного термина. Анализ юридического и экономического взгляда на данное понятие показал, что они несколько отличаются, но при этом и тот и другой основаны на тесной связи с понятием обязательство. Первый сводится в большей степени к исполнению денежного обязательства. Экономический подход подразумевает более широкое толкование расчетов и зависит от объема понятия «обязательство», которое по различным мнениям, может составлять либо часть пассивов, либо целиком пассив баланса предприятия. Анализ теоретических подходов к определению понятия расчеты позволил уточнить существующее понятие: «расчеты» — это род взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, являющийся следствием исполнения обязательств и приводящий к изменениям в структуре активов предприятия (при расчетах с дебиторами) или их оттоку с одновременным уменьшением обязательств (при расчетах с кредиторами). Данное определение наиболее полно отражает современные особенности и сущность расчетов, включая наличие двух и более сторон (которыми могут быть как юридические, так и физические лица), их природу (как следствие исполнения ранее возникших обязательств), сопровождающие их изменения в структуре имущества и обязательств предприятия, наличие различных видов расчетов, как с использованием денежных форм, так и без нее.

Объектом данного исследования явились расчетные отношения с контрагентами на предприятиях ЖКХ, а также контроль за их состоянием. В ЖКХ в качестве контрагентов выступают с одной стороны предприятия, оказывающие жилищные и коммунальные услуги, а с другой — население, как основной потребитель, а также юридические лица: потребители (бюджетные и прочие организации и предприятия), а также поставщики и подрядчики. Исходя из влияния, оказываемого особенностями расчетов с контрагентами на порядок формирования данных бухгалтерского учета, в работе уточнена их классификация, что позволило детально изучить их особенности и специфику отражения в бухгалтерском учете предприятий отрасли, и использовать при разработке методики их контроля. В качестве классификационных признаков приведены: форма расчетов, категории контрагентов, момент проведения платежа, способ прекращения обязательства.

Сложившийся порядок расчетов предприятий ЖКХ с контрагентами обусловлен проводимой в настоящее время реформой отрасли, одной из причин которой явилось их тяжелое финансовое положение, связанное с убыточностью деятельности предприятий, постоянным ростом дебиторской и кредиторской задолженности. За годы реформы утверждены федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, социальные нормы площади жилья, уровня платежей граждан за ЖКУ, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе и другие. Кроме того, произошло разделение функций управления и хозяйственного содержания объектов ЖКХ. Все это привело к появлению системы договорных отношений, которые включают в себя договоры между: собственником объектов ЖКХ и хозяйствующим субъектом на управление и содержаниесобственником и нанимателем жилого помещенияхозяйствующими субъектами отраслиэнергоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг.

Проведенный в ходе исследования анализ состояния предприятий ЖКХ по Республике Коми по данным сводной бухгалтерской отчетности за 2004,

2005 год показал, что финансовое положение предприятий отрасли остается неблагополучным: совокупный сальдированный финансовый результат (убыток) составил на 01.01.2006 года 4375 тыс. рублей, за 2005 год получен убыток в размере 498,9 тыс. рублей, прибыльными являются только 24% предприятий отрасли. По-прежнему сохраняется высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженности. Оба показателя увеличились в 2005 году соответственно на 23,5% и 22,5% по сравнению с уровнем 2004 года. Сводный баланс предприятий ЖКХ нельзя считать ликвидным, а соотношение групп активов и пассивов, образованных соответственно по степени ликвидности и срочности погашения обязательств свидетельствует о неспособности предприятий отрасли рассчитаться наиболее ликвидными и быстрореализуемыми активами (денежные средства и дебиторская задолженность) по наиболее срочным обязательствам (погасить кредиторскую задолженность), что в совокупности с неудовлетворительным значением коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности говорит о неплатежеспособности предприятий ЖКХ Республики Коми в основной своей массе. Подобное положение предприятий отрасли, сопряженное с недостатком ликвидных оборотных активов, напрямую связано с эффективностью расчетов, которая, в свою очередь, зависит от качества их учета и организации постоянного контроля за их состоянием.

Оценка действующего порядка учета расчетов с контрагентами, предусматривающего использование для этих целей лишь двух счетов первого порядка: 62 — для отражения операций с покупателями и заказчиками и 60 — для отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также счета 76 для отражения расчетов с населением позволили сделать вывод о том, что он не учитывает особенностей расчетов с поставщиками и подрядчиками, где чаще всего используется авансовая форма оплаты по договорам подряда, поставки и другим, а также различный порядок расчетов с такими категориями потребителей как население, бюджетные и прочие организации. С учетом изложенного, дано предложение о введение в рабочий план счетов счета 61 «Расчеты по авансам» с выделением субсчетов 1 — для учета авансов выданных, 2 — для авансов полученных, 3 — для учета НДС по полученным авансам. Дана схема отражения расчетов с контрагентами с использованием предложенного счета и рекомендации по организации аналитического учета на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 61 «Расчеты по авансам».

Расчеты с другой группой контрагентов, к которой относятся потребители, отражаются в настоящее время с использованием также одного счета — 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», что недопустимо для предприятий ЖКХ с учетом существования различного порядка расчетов с тремя основными группами потребителей: населением, бюджетными организациями и прочими предприятиями и организациями, особенности которого рассмотрены в работе. Так, расчеты с предприятиями и организациями (за исключением бюджетных) осуществляются по утвержденным тарифам, оплата производится авансовыми платежами или путем расчетов по аккредитиву до 15-го числа текущего месяца, если иное не установлено соглашением сторон. Кроме того, допускается использование по соглашению сторон безакцептной формы оплаты за услуги по электро-, теплоснабжение, услуги по водоснабжению и водоотведению (в случае соглашения сторон). Бюджетные организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетов различных уровней на основе сметы доходов и расходов, оплачивают услуги исходя из утвержденных на отчетный год лимитов потребления по утвержденным тарифам, чаще всего, с применением авансовых платежей и совершения окончательного расчета на основе выставленных счетов-фактур. Данный порядок помимо контроля соблюдения графика внесения платежей за коммунальные услуги, требует дополнительных мер по предотвращению сверхлимитного потребления услуг, а в случае неизбежности, получения дополнительных гарантий по его оплате. С учетом изложенного, во второй главе представленной работы нами даны рекомендации по разделению в рамках счета 62 расчетов с бюджетными организациями и прочими предприятиями и организациями на различных субсчетах в корреспонденции со счетом 61 для учета полученных авансов с приведением возникающих проводок на счетах бухгалтерского учета и особенностей исчисления налоговой базы по НДС.

В диссертационной работе приведен также порядок расчетов с органами местного самоуправления (которые как собственники имущества, обязаны содержать объекты городского хозяйства, муниципальный жилищный фонд) по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, благоустройству и другим работам. В качестве оплаты данных работ предприятия ЖКХ получают бюджетное финансирование, которое осуществляется по статье экономической классификации расходов бюджетов 225. В связи с чем, в работе приведен рекомендуемый порядок отражения подобных расчетов и даны предложения по организации раздельного учета по видам работ в рамках счета 86 «Целевое финансирование», рассмотрен порядок их налогообложения.

Наиболее непроработанным в настоящее время, по нашему мнению является вопрос учета расчетов с основными потребителями жилищных и коммунальных услуг — населением. Организация данных расчетов регламентируется законодательными актами, среди которых можно назвать ГК РФ, ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, Порядок и условия оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг и другие, а также условиями заключенных договоров.

В представленной работе нами рассмотрены три основных варианта управления собственниками жилых помещений, допустимые ЖК РФ, каждому из которых соответствует своя схема договорных отношений между контрагентами. Представлена также структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от категории населения, оказывающая влияние на организацию бухгалтерского учета данных расчетов. Выявлено, что основными видами договоров, заключенных с населением является договор найма (в т.ч. социального найма), договор на техническое обслуживание жилого помещения и договор энергоснабжения. В ходе исследования рассмотрены особенности каждого из них.

Особенностью расчетов с данной группой потребителей является также возможность получения гражданами в соответствии с действующим законодательством льгот и субсидий, которые реализуются либо путем предоставления-скидки или путем уменьшения платежа за жилищные и коммунальные услуги, либо в экспериментальном порядке — перечислением суммы льгот и субсидий на счет гражданина (применение персонифицированной системы учета). В первом случае у предприятий ЖКХ возникают выпадающие доходы, которые затем возмещаются за счет средств бюджета. Действующим планом счетов не предусмотрен отдельный счет для отражения расчетов с населением, а между тем, большое количество лицевых счетов, предоставление льгот и субсидий, а также наличие большой дебиторской задолженности (в том числе просроченной) именно по этой категории потребителей, требует организации обособленного учета данных расчетов. На наш, взгляд, с учетом отличного от других групп потребителей порядка расчетов, использование счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» нецелесообразно. Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», отражая различные по своему экономическому содержанию операции, также не подходит для этих целей. Поэтому нами предложено для предприятий ЖКХ выделить расчеты с населением на отдельный счет, которым может стать свободный счет 65 раздела VI действующего плана счетов «Расчеты с населением за ЖКУ», предназначенный для обобщения информации о начислении и внесении населением платы за жилье и коммунальные услуги. В работе нами представлены основные варианты корреспонденции данного счета с другими счетами, даны рекомендации по ведению аналитического учета данных расчетов, для чего необходимо открыть субсчета по видам предоставляемых гражданам жилищным и коммунальным услугам, что позволит получать информацию об объеме предоставленных ЖКУ в целом по данной группе потребителей, в разрезе лицевых счетов, видов услуг. Приведен также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с населением с использованием предложенного нами счета.

В структуре платежей населения за жилье и коммунальные услуги имеет место плата за наем (для нанимателей жилья), которая по своей сути является доходом собственника, не облагается НДС, и для целей бухгалтерского учета может признаваться как целевое финансирование, полученное из бюджета (в случае предварительного прямого поступления платы в доход местного бюджета) или являться целевым поступлением в составе платежей населения (в случае признания данной организации в качестве уполномоченной собственником). В работе нами представлен рекомендуемый порядок отражения в учете предприятий ЖКХ платы за наем в качестве доходов бюджета и особенности её налогообложения в случае признания предприятиями ЖКХ платы за наем доходами.

Особый порядок отражения на счетах бухгалтерского учета, который рассмотрен в диссертационной работе, имеют также средства, связанные с оплатой оказанных населению жилищных и коммунальных услуг и поступающие из бюджета на возмещение расходов предприятий ЖКХ по предоставленным гражданам льготам и субсидиям. Указанные доходы возникают у предприятий ЖКХ только в случае фактического получения бюджетных ассигнований по окончанию отчетного периода и классифицируются как внереализационные

Одним из требований, предъявляемых к организации расчетов с населением, является удобство осуществления, время, когда можно это сделать, простота и доступность внесения платежей за ЖКУ. Для создания оптимальных условий осуществления гражданами данных платежей предприятия ЖКХ все чаще прибегают к услугам сторонних организаций (расчетно-кассовых центров, банков, почтовых отделений, управляющие организации), с которыми заключаются агентские договоры. Нами проанализирована специфика применения данных договоров в ЖКХ, особенности определения выручки и отражения в бухгалтерском учете агента расчетов с населением у агента, а также организации аналитического учета агента на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», для чего приведена форма расчетно-аналитического регистра к данному счету. Его практическое применение возможно как на многоотраслевых предприятиях ЖКХ, самостоятельно занимающихся начислением и сбором средств населения, так и в специализированных организациях (расчетных центрах). Это позволит получать информацию об объемах оказанных ЖКУ, фактической цене их реализации, размере предоставленных льгот и субсидий, предъявленных к возмещению из бюджета и сформировать задолженность населения по итогам текущего месяца.

Наличие у предприятий ЖКХ большой дебиторской и кредиторской задолженности, кризис неплатежей делает необходимым поиск нетрадиционных форм расчетов. В настоящее время, наряду с оптимальной формой — безналичной, используются также такие виды прекращения обязательств как взаимозачет, мена, бартер. Данные формы менее выгодны для предприятий отрасли, так как являются неденежными, но их применение обусловлено невозможностью своевременного погашения дебиторской задолженности или краткосрочных обязательств предприятия. Относительно новыми для отрасли ЖКХ являются рассмотренные нами в параграфе 2.3 формы прекращения обязательств как hq-вация (замена первоначального обязательства на новое) и отступное (предоставление взамен исполнения обязательства отступного). Анализ особенностей данных форм и их сравнение, а также приведенный порядок отражения в бухгалтерском учете показали, что их применение на предприятиях ЖКХ позволит не только повлиять на величину дебиторской и кредиторской задолженности, ускорить взаиморасчеты с контрагентами, но и улучшить структуру активов и пассивов, что скажется на степени их ликвидности и платежеспособности.

Проведенное диссертационное исследование показало, что роль эффективности организации расчетов, которые занимают большой удельный вес как в составе оборотных средств, так и обязательств предприятий ЖКХ, невозможно переоценить. От их своевременности и полноты зависит не только финансовое положение предприятия отрасли, но и сама возможность бесперебойного оказания жизненноважных услуг населению и другим потребителям. Учитывая это, а также принимая во внимание сложность и непроработанность вопросов отражения в учете расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ, в настоящее время встает проблема отсутствия методических подходов к организации контроля за их состоянием с учетом отраслевых особенностей.

Контрольная функция, наряду с информационной и аналитической, является одной из важнейших функций бухгалтерского учета. Однако, учитывая существующий порядок отражения в учете расчетных операций, не учитывающий специфики расчетов с поставщиками (подрядчиками) и потребителями на предприятиях ЖКХ, обусловил разрозненное применение различных контрольных процедур и механизмов без их систематизации и адаптации к условиям отрасли. В главе 3.1 нами рассмотрен модуль контроля текущих расчетов и обязательств, адаптированный для применения на предприятиях ЖКХ с учетом сложившихся порядков расчетов с различными группами контрагентов, указаны объекты контроля, источники информации, методические приемы. Применение отдельных методических приемов контроля проиллюстрированы на примере данных МУП «Водоканал». Использование рассмотренного стандарта на предприятиях ЖКХ достаточно трудоемко по причине несовершенства организации отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета. С учетом изложенного, в параграфе 3.2 нами представлены методические подходы к контролю расчетов с контрагентов на предприятиях ЖКХ с учетом рекомендаций, данных во второй главе работы по совершенствованию бухгалтерского учета указанных расчетов. Реализация данных методических подходов предполагается через утверждение на каждом предприятии отрасли в качестве приложения к учетной политике на текущий год соответствующих алгоритмов контроля: 1) расчетов с поставщиками и подрядчиками- 2) расчетов с населением- 3) расчетов с бюджетными организациями- 4) расчетов с прочими предприятиями и организациями, а также форм внутренней отчетности по их контролю.

Представленные нами алгоритмы отражают основные этапы и направления контроля, эффективность осуществления которых может быть оценена через предложенную нами систему контрольных показателей и точек контроля. Так, для оценки эффективности осуществления контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками точками контроля могут быть отражение в учете оприходованных материальных ценностей, контроль за ходом расчетов, налоговые расчеты, «качество» проводимой инвентаризации данных расчетов, а также оценка значений контрольных показателей, таких как соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, удельный вес просроченной кредиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, средний период ее погашения. Для оценки эффективности осуществления контроля за расчетами с потребителями, несмотря на предложение нами трех алгоритмов контроля, выделенных по их категориям, возможно использование общих точек контроля, среди которых — проверка правильности и своевременности выставления счетов на оплату ЖКУ, правильности отражения в учете реализации услуг, включая плату за наем, по различным категориям потребителей, контроль за ходом расчетов, проверка налоговых расчетов, инвентаризации расчетов с потребителями, контроль обоснованности списания нереальной к взысканию и сомнительной задолженности на финансовые результаты и проверка ее забалансового учета по счету 007 обоснованности. В качестве контрольных показателей могут быть использованы такие показатели, как фактический срок оплаты счетов и сего сравнение с нормативным, рассчитанным исходя из условий заключенных договоров, фактический размер задолженности потребителей в целом и по отдельным группам и его сравнение с нормативным, удельный вес просроченной задолженности потребителей, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и его изменение.

Одной из составляющих предложенных нами методических подходов к контролю расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ является необходимость составления внутренней отчетности, формы которой разработаны для контроля за состоянием расчетов с поставщиками, а также по основным категориям потребителей. Применение данных форм внутренней отчетности, ежемесячное, ежеквартальное, ежегодное) их заполнение и доведение до руководства позволит не только контролировать общую величину средств, находящихся в расчетах с контрагентами и ее изменение, сроки наступления платежа, предотвращая таем самым возникновение штрафных санкций, выявлять группы потребителей или отдельные предприятия и организации, имеющие наибольшую задолженность (или просроченную) за коммунальные услуги, а также лиц из числа граждан и требующие принятия дополнительных мер по обеспечению оплаты данных услуг.

Наряду с использованием внутренней отчетности, при разработке мето-.дических подходов к контролю расчетов с контрагентами, нами использовался такой механизм, как нормирование (лимитирование) задолженности. Для условий ЖКХ, где средства в расчетах занимают большой удельный вес в структуре активов и пассивов, это представляется чрезвычайно важным. Норматив величины средств в расчетах с населением, бюджетными организациями и прочими предприятиями и организациями был рассчитан на примере данных МУП «Водоканал» и сложившегося порядка расчетов с данными категориями потребителей согласно заключенным договорам. Установление лимитов задолженности по отдельным категориям потребителей позволило дать оценку эффективности расчетов в отчетном периоде и выявить основные направления дальнейшей работы по ее взысканию.

Представленные в данной работе рекомендации по учету расчетов с контрагентами на предприятиях ЖКХ в совокупности с применением предложенных методических подходов к их контролю позволит, на наш взгляд, не только повысить качество учетной информации, но и своевременно выявлять и предотвращать возникающие в сфере расчетов негативные тенденции, приводящие к росту дебиторской и кредиторской задолженности, ухудшению структуры активов и пассивов, а значит и степени платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий ЖКХ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. М: Российская газета. — 1993. — N 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: введен федеральным законом РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.94 г. М.: Российская газета. — 1994. — N 238−239.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: введен федеральным законом РФ от 26.01.96 г. № 15-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.95 г. М.: Собрание законодательства РФ — 1996. — N 5. — ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Утверждена федеральным законом от 31.07.98 г. № 146-ФЗ. М.: Собрание законодательства РФ. -1998.- N31.- Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: Утверждена федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. Собрание законодательства РФ. -2000. — N 32. — Ст. 3340.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 22.12.2004 г. Собрание законодательства РФ.- 2005. — N 1. — Ст. 14.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 17.07.98 г. -М.: Собрание законодательства. 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  8. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.04.97 г. № 425. М.: Собрание законодательства РФ. — 1997.-№ 18.- ст. 2131.
  9. Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.11.97 г. № 22//Экономика и жизнь. 1997. — № 49.
  10. Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 12.04.01 г.№ 2-П. М.: Вестник Банка России. — 2002. — N 74.
  11. Постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2003 г. № 9-П. М.: Российская газета. — 2003. — № 105.710 бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль: Письмо Минфина РФ от 14.07.03 г. № 16−00−14/219. М.: Экономика и жизнь. — 2003. — № 32.
  12. Письмо Минфина РФ от 10.09.03 г.№ 04−03−09/02. Официальная переписка. Не опубликовано. — Правовая система «Консультант плюс».
  13. О.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение льгот и субсидий. М.: ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2002. — № 7.-4.2.-с. 22−24.
  14. Аудит: Учебник для вузов/В.И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, JI.B. Сотникова- Под ред. В. И. Подольского.М.: Аудит, ЮНИТИ. 1999. — 432 с.
  15. Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2003. — 304 с.
  16. А.С. Бухгалтерские термины и определения.//Библиотека журнала «Бухгалтерский учет». 2002. — 160 с.
  17. В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий. М.: «Финансы». 1976. — 143 с.
  18. Д.Д. Взаимосвязь информационной, контрольной и аналитической функций бухгалтерского учета// Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12/ ВЗФЭИ. М.: 1997. — 181 с.
  19. И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. — 160 с.
  20. Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. М.:Финансы и статистика. 1992. — 368 с.
  21. Й. Балансоведение. М.: Бухгалтерский учет. — 2000. — 454 с.
  22. B.C., Стеняев В. М. Управление городским хозяйством. JL: Стройиздат, Ленингр. Отделение. 1989. — 168 с.
  23. Большой бухгалтерский словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. — 1999. — 574 с.
  24. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передачи имущества. Книга 2. М.: Статут. — 2002. — 795 с.
  25. В.В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты.//Аудиторские ведомости. 2002. — № 8. — с. 3−5.
  26. В.В. Механизмы контроля дебиторской задолженности покупате-лей//Консультант бухгалтера. 1999. — № 1- с. 18−20.
  27. Бухгалтерский учет: Учебник./П.С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н.П. Конд-раков и др.: Под ред. П. С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет. — 1996. -576 с.
  28. М., Чумаков А., Мешалкин В., Крутякова Т., Михалычева Ю. Основания прекращения обязательств.//Экономико-правовой бюллетень. -2003.-№ 5.
  29. Н.Р. Очерки по бухгалтерскому учету и анализу. М.: Госфиниздат. 1958.- 152 с.
  30. Взаимозачеты: правовое регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение/Под ред. Шевченко A.M., Тапейцина А. С. М.: Приор-издат, — 2003. -144 с.
  31. JI.H., Федулова JI.A. Экономика коммунальных предприятий и расчетные цены. М.: Изд-во «Экономика». 1969. — 126 с.
  32. Д.П., Прокофьев В. Ю. Изменение подходов к организации расчетных отношений.//ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003. — № 8. — 4.1. — с.27−37.
  33. Гражданское право: Учебник для вузов. Ч.2/Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. М.: — 1997. — с. 423.
  34. Ю.А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика. 1992. — 136 с.
  35. Денежные средства и расчеты: учет, анализ, аудит/Под общей ред. проф. В. А, Пипко.- Ростов н/Д: «Феникс». 2002. — 416 с.
  36. И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Изд-во «Брандес». — 1998.-с. 374.
  37. В.А. Особенности исчисления НДС организациями жилищно-коммунального хозяйства.// Налоговый вестник. 2003. — № 2. — с. 24−27.
  38. Е.Н., Викторова Н. Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. СПб.: ПИТЕР. — 2004. — 256 с.
  39. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика. 1992. — 192 с.
  40. Н.Ю. Правовое регулирование расчетных отношений (теоретические аспекты).//Банковское право. 2001. — № 2. — с. 17−22.
  41. С.Э. Предпринимательское право. М.: НОРМА. 2001. -672 с.
  42. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изда-во МГУ. 1995. — 185 с.
  43. И.Т., Орлова Р. И. Розенберг С.В. Экономика коммунального хозяйства. М.: Стройиздат. 1979. — 221 с.
  44. В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Экономистъ. -2003.-618 с.
  45. Д. Финансовый контроль: пер. с англ./Под ред. И. И. Елисеевой. -М.:Финансы и статистика. 1998. — 256 с.
  46. О.В. О заключении договора энергоснабжения с гражданами, проживающими в многоквартирных домах.//ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003 .-№ 11- ч. 1.- с. 38 — 40.
  47. Е.А., Барулин С. В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось-89. — 2003. — 192 с.
  48. П. И. Барсукова И.В., Густяков И. М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. М.:ИД ФБК-ПРЕСС. -2002.-520 с.
  49. Т.П., Макмин А. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник. М.: ИНФРА-М. — 1998. — 448 с.
  50. .А., Царик М. А. Ревизия и контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве. Минск: изд-во «Полымя». 1970. — 412 с.
  51. В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. М.: Дело. — 1998. — 432 с.
  52. JI.C., Коростелев В. А. Организация учета коммунальных платежей.- М.: Финансы и статистика. 1979. — 80 с.
  53. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика. — 2001. — 768 с.
  54. И.В., Прокофьев В. Ю. Особенности построения системы управления ЖКХ малых муниципальных образований.// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003. — № 10. — 4.1. — с. 20 — 26.
  55. К.М., Касперович Б. А. Контрольно-ревизионная работа и анализ в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Финансы и статистика. -1988.- 159 с.
  56. Крамаровский J1.M. Ревизия и контроль. М.: Финансы и статистика. -1982.-232 с.
  57. Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика. — 1990. -120 с.
  58. М.Л. Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства. М.: Стройиздат. 1987. — 191 с.
  59. Г. Организации ЖКХ: учет, налоги, льготы./УБухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». 2003. — № 40.
  60. А. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации. М.: Приложение к журналу «Хозяйство и право». — 2000. — № 7. — с. З — 6.
  61. Л.П. О некоторых вопросах учета средств целевого финансированиям/Налоговый вестник. 2002. — № 1. — с. 108−111.
  62. Н.В., Подольский В. И. Экономическому контролю современные технологические решения. М.: Финансы и статистика, 1989. — 240 с.
  63. С., Сычева Е. Общественный сектор и муниципальная собст-венность.//3аконодательство. 2001. — № 8. — С. 69−72.'
  64. Н.А., Кыштымова Е. А. Учет и налогообложение задолженности при расчетах с покупателями.// Бухгалтерский учет. 2002. — № 13. — с. 18−25.
  65. Н.С. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.// Аудиторские ведомости. 2002. — № 4. — с. 5−11.
  66. И.П. Служба заказчика: проблемы налогообложения и пути их решения.// ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. -1998. № 5. -с.48−54.
  67. И.П. Правовые и финансовые основы функционирования управляющих компаний.// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2004. — № 6. — Ч. 1. — с. 9 — 14.
  68. А.Н. Хозяйственные договоры и сделки. Бухгалтерский и налоговый учет М.: ИНФРА-М. — 2002. — 586 с.
  69. В., Крутикова Т., Чумаков А., Васильева М. Перемена лиц в обязательстве. Правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет.//Экономико-правовой бюллетень. -2003. № 1.
  70. В., Мельникова Ю., Крутикова Т. Посреднические сделки.// Экономико-правовой бюллетень. 2002. — № 3.
  71. М.Р., Перера М. Х. Теория бухгалтерского учета: Учебник/Пер. с англ. Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Аудит, ЮНИТИ. -1999.-663 с.
  72. ., Андерсон X., Кондуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. Пер. с англ./Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика. — 1993. -496 с.
  73. В.Д., Пономарева JI.B. Составление бухгалтерской отчет-ности.М.: Изд-во «Бухгалтерский учет». 2000. — 256 с.
  74. Р.И., Зайцев JI.K., Пронин А. З. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. М.: Стройиздат. 1988.-271 с.
  75. Отражение отдельных операций на счетах бухгалтерского учета по новому плану счетов для организаций жилищно-коммунального хозяйства. -М.: Издание АКЦ «Жилкомаудит». 2002. — 91 с.
  76. В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М.-2003.-456 с.
  77. Т.М. Неденежные формы расчетов: бухгалтерский учет, налогообложение, правовые особенности. М.: Книжный мир. — 2000. — 400 с.
  78. А.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». М.: ИНФРА-М. — 1997. — 144 с.
  79. A.M. Бухгалтерский учет и контроль за движением дебиторской задолженности.// Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12/ ВЗФЭИ.-М., 2003- 152 с.
  80. В.Ю. Как организовать управление жилищным фондом.// ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2002. — № 1. -с.16- 18.
  81. A.M. Неденежные расчеты и операции в Главе 21 Налогового кодекса РФ .//Налоговый вестник. 2001. — № 1. — с. 149−161.
  82. М.С. Социальная защита населения и льготы по оплате ЖКУ .//ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2001. -№ 4. — с.59−69.
  83. М.П. Контроль финансово-хозяйственной деятельности на промышленном предприятии. -М.:Финансы и статитсика. 1989. — 160 с.
  84. Слово о счетах и записях. Сборник цитат и афоризмов о бухгалтерском учете.//Автор составитель М. Ю. Медведев. — М.: Техинпресс. — 2002. -546 с.
  85. JI.B. Учет расчетов.//Бухгалтерский учет. 2001. — № 6, 8, 9, И, 13.
  86. Н.О. Договор найма: отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете.// ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ.-2002.-№ 11.-4.2.-е. 18−21.
  87. О. Плата за жилье в условиях жилищно-коммунальной реформы//АКДИ «Экономика и жизнь». 1999. — № 4.
  88. А.В. Неденежные расчеты.//Налоговый вестник. 2002. — № 8. -с. 181−182.
  89. А.А. О признании выручки от оказания посреднических услуг в бухгалтерском и учете и для целей налогообложения (на примере договора комиссии)//Налоговый вестник. 2003. — № 9. — с. 163−167.
  90. Учет расчетов. -М.:Бератор-Пресс. -2003. 176 с.
  91. А.И. Экономика, организация и планирование городского хозяйства. М.: Стройиздат. 1969. — 424 с.
  92. C.JI. Сравнительная характеристика правоотношений в сфере управления жилищным фондом.// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003. — № 2. — 4.1. — с. 26 — 37.
  93. JI.H. Кризис экономики жилищно-коммунального хозяйства.// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003. — № 7. -4.1.-с. 3−8.
  94. JI.H. К вопросу о правомерности прямых расчетов с населением за энергоресурсы: ставить точку в дискуссии преждевременно.// ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2004. — № 2. — ч. II. -с. 3−6.
  95. JI.H. Экономика городского хозяйства. М.: Изд-во «Люберецкая газета». — 1999. — 328 с.
  96. О.В. Создание системы персонифицированных социальных счетов: взгляд с мест.// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2003. — № 3. — 4.1. — с.29−38.
  97. В.В. Применение судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном процессе. -М.: Юрлитинформ 2003. — 176 с.
  98. Экономический анализ: учебник для вузов/Под ред. Л. Т. Гиляровской. -М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. — 615 с. I
  99. Л.С. Деньги, банки и банковские операции. М. 1926. — с. 27.
  100. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: пер. с англ./Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова. М.: Финансы и статистика. — 1993. — 560 с.
  101. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. М.: Наука. — 1995. — 276 с.172
Заполнить форму текущей работой