Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транзитивная реальность в значительной мере обусловливает формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи 90-х годов, характеризующейся трансформацией модели социализации. В условиях транзитивного общества социальные институты семьи и СМИ становятся важнейшими и определяющими факторами становления личности и её сознания. Средой существования массового сознания, его медиумом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МАССОВОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Массовое сознание как социальная реальность
    • 1. 2. Ценностная структура массового сознания
  • ГЛАВА 2. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА
    • 2. 1. Особенности формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи
    • 2. 2. Представленность социальных типов в массовом сознании учащейся молодежи

Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что в новейшее время феномен «массовости» сознания людей и связанные с ним явления получили настолько широкое распространение, что стали глобальным фактором, в значительной мере определяющим облик современной человеческой цивилизации в целом. Процессы массовизации, механизмы их возникновения и изменения требуют целенаправленного изучения и научного объяснения, поскольку понимание их роли и функций, влияния на изменения социума становятся сегодня решающими условиями успешной деятельности в этой важной сфере социальной практики.

Процессы, зарождающиеся в недрах современного российского массового сознания, находят свое отражение в различных общественных проявлениях, в том числе и таких, как социальная апатия и агрессия, социально-политическое безразличие, этнофобия, ксенофобия, массовые культы и психозы. Без выявления закономерностей формирования ценностной структуры массового сознания невозможно адекватно описать и понять глубинные процессы, протекающие в современном обществе. В связи с этим пристальное внимание современных исследователей стала привлекать не только формально-институциональная сторона общественных явлений, но и феномены духовного порядка. Высказывается мысль об особой, базовой роли чувственно-сознательных явлений в социуме. Данный подход заставляет рассматривать эти общественные феномены в качестве объектов специального социологического изучения.

Одной из главных причин начала сверхбыстрых темпов российской реформации стали кардинальные изменения в ценностной структуре массового сознания учащейся молодежи. Все значимые социальные процессы тем или иным образом преломляются в сознании людей, находят отражение в форме определенной структуры ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов. Изучение массового сознания учащейся молодежи — актуальная задача во все времена, но особую значимость она приобретает в кризисные этапы, когда происходят радикальные перемены в массовом сознании, нет ясных и точных представлений о должном и правильном, когда будущее неопределенно и труднопрогнозируемо.

Недооценка важности феномена «массовости» сознания в процессах существования и развития современного социума пока не позволяет выйти на научный анализ закономерностей современного массового сознания. Фрагментарность знаний о глубинных основах происходящих изменений, о направленности изменений сознания россиян зачастую не дает возможности исследователям объективно оценить реальность, сделать верные выводы о характере и тенденциях развития социальных процессов в новейшую эпоху.

Актуальность теоретического осмысления и научно-практическая значимость исследования определяются необходимостью решения проблемы изучения ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи, поскольку, зная структуру и понимая механизмы функционирования и формирования массового сознания, можно регулировать процесс внедрения в массовое сознание ценностей и представлений.

Степень разработанности проблемы. Проблема реального массового сознания и его особого носителя, массового человека, возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже ХУШ-Х1Х веков. Особенно понятие «массовое сознание» распространилось в конце XX столетия благодаря считающимся классическими трудам Г. Тарда, Г. Лебона, Ш. Сигеле и У. Макдауголла, хотя в этот период термин имеет больше описательный, скорее образный характер, в основном лишь подчеркивая масштабы проявлений «массовости» сознания.

Серьезный вклад в развитие теории «массового сознания» внес Э. Дюркгейм, его ученики и последователи М. Гране, М. Мосс, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль. В Германии под влиянием идей Гегеля о «мировом духе», или «мировом разуме», который направляет развитие цивилизации в соответствии с диалектической логикой, разработана концепция «народной психологии» философа М. Лацаруса и языковеда Г. Штейнталя. О реальности и своеобразии феномена массового, группового сознания, в отличие от индивидуального, писал В. Вунд.

Теории «массы» и «массового общества», выдвинутые и разработанные Э. Берком, Ж. Местром, уже упоминавшимися Г. Лебоном, Г. Тардом и М. Вебером, X. Ортегой-и-Гассетом, а также Ф. Ницше, Р. Парком, Г. Блумером, Ф. Юнгером, Г. Зиммелем, К. Маннгеймом, Д. Рисменом, Р. Миллсом, Э. Ледерером, X. Арендтом, Л. Мамфордом, Г. Шишковым, Р. Гвардини, Д. Беллом, Э. Шилзом, использованы для выявления и анализа массовых интенций в сознании юношества новейшего российского общества.

Вопрос о «массовости» сознания занял одно из центральных мест в концепции марксизма. Ключевая идея марксизма состоит в том, что при анализе сознательной человеческой деятельности нельзя исходить из сознания как такового. Само сознание формируется в результате практической деятельности и воплощает в себе общественно-исторический опыт человечества. Процесс сознания носит социально-обусловленный характер, включая процесс коммуникации между людьми.

Вопросы общественного и массового сознания с марксистских позиций рассматривались Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. В работах отечественных социологов термин «массовое сознание» получил распространение во второй половине XX века.

В марксистской отечественной литературе проблемы, связанные с изучением массового и общественного сознания, исследовали Б. А. Грушин, А. К. Уледов, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, Г. М. Гак, В. В. Журавлев, Э. В. Соколов, Г. К. Ашин, А. Г. Спиркин, М. К. Мамардашвили.

В 90-е годы XX века научный интерес к массовым явлениям возрастает. Новые трактовки социальной массы даются в работах Е. И. Кукушкиной и Л. И. Насоновой, П. В. Разина, А. Н. Назимовой. В ряде публикаций рассматриваются характеристики современного российского массового сознания (C.B. Туманов, В. Ф. Шаповалова, авторы специальных сборников Института социологии РАН).

Для проведения комплексного анализа при рассмотрении вопросов о влиянии «массового психического» на изменение сознания людей автором в диссертации также использованы теоретические выводы работ отечественных и зарубежных исследователей социальной психологии. Психологические основы понимания сущности феномена массового сознания заложены в трудах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, М. А. Рейснера, В. А. Вагнера, В. А. Войтоловского.

В отечественной психологии представление о массовом сознании как филогенетически первичном по отношению к индивидуальному рассматривалось в работах К.А. Абульхановой-Славской, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Мухиной, Б. Ф. Поршнева, С. Л. Рубинштейна. Системные представления о массовой психологии разработаны в современных исследованиях Г. М. Андреевой, Д. В. Ольшанского.

Аксиологическое направление в диссертации представлено работами Э. Дюркгейма, М. Вебера, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Дж. Оллпорта, М. Рокича, Н. И. Лапина, А. Д. Леонтьева, А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, Р. Инглехарта, В. Я. Ядова.

Теории социализации молодежи в современном обществе рассматривались в работе, опираясь на фундаментальные труды Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ш. Айзенштадта, Р. Мертона, Ч. Кули, Дж. Мид, 3. Фрейда, У. Томаса, Э. Эриксона, Р. Гоулд, М. Мид.

Анализ социальных последствий влияния современных СМИ на формирование массового сознания учащейся молодежи содержится в концепциях массовой коммуникации М. Назарова, постмодернистской парадигме Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, О. Тоффлера.

Анализ научной литературы, проведенной автором диссертации, показал, что отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением массового сознания, пока не смогли получить систематизированных результатов в описании этого чрезвычайно сложного и динамичного социального процесса. Особенностью наличной ситуации в данной области социологического знания является крайняя разобщенность, противоречивость, фрагментарность, обусловленная спецификой научных подходов, которая не дает возможности сведения к единому знаменателю основных позиций исследований. Теоретическая и эмпирическая неисследованность данного явления во многом связана с тем, что оно, в силу своей масштабности и всеобъемлемости, по-прежнему представляет собой новый предмет для социологии духовной жизни.

Настоящая работа в определенной мере компенсирует пробел в целостном подходе к исследованию массового сознания, а именно его ценностной структуры.

Целью диссертационной работы является исследование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи различных типов учебных заведений регионального социума в условиях транзитивного общества. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• осуществить теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам массового сознания, формирующегося в процессах массовизации;

• разработать концептуальные основания исследования ценностной структуры массового сознания;

• проанализировать ценностную структуру массового сознания учащейся молодежи;

• изучить социальные механизмы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи;

• разработать проблему социальной типологизации ценностных ориентаций в ценностной структуре массового сознания;

• обобщить теоретико-эмпирические данные с целью концептуализации ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума;

• изучить роль и место средств массовой информации в процессе формирования массового сознания учащейся молодежи.

Объектом исследования является ценностная структура массового сознания учащейся молодежи регионального социума в условиях транзитивного общества.

Предмет исследования — особенности социальных проявлений и динамики ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностная структура массового сознания учащейся молодежи обладает особенностями, в силу которых формируются социальные типы, характеризующиеся ориентациями на преобладающие в обществе ценности.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения М. Вебера, Т. Парсонса (теории социального действия), коллективного сознания и поведения Г. Блумера, Э. Дюркгейма, Н. Смелзера, «сознание рода» Ф. Гиддингса. Обоснованные в диссертации положения опираются на исследования проблем массового сознания, массовой культуры, отраженные в классических работах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Г. Лебона, Г. Тарда, Э. Канетти, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета, а также на работы отечественных ученых в области массового сознания, общественного мнения Б. Грушина, Г. Дилигенского, А. Уледова, Я. Любивого, Ю. Левады. Аксиологическое направление диссертации представлено работами Э. Дюркгейма, Р. Инглехарта, Н. И. Лапина, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ядова.

Эмпирическую базу работы составляют данные, полученные автором в ходе проведения в 1999;2004 гг. массовых анкетных опросов учащейся молодежи, родителей, педагогов г. Балакова и Балаковского района Саратовской области. Тип выборки — панельная, квотная, стратифицированная по полу, возрасту. Выборка составила 1021 человек, среди них: учащиеся 9−11 классов общеобразовательных школ 157 человек или 15,37%, студенты вузов 185 человек или 18,1%, выпускники школ, студенты лицеев и техникума 507 человек или 49,65%, родители 150 человек или 14,6%, педагоги 22 человека или 2,1%.

Научная новизна исследования определяется авторской постановкой, обоснованием и решением задач научной работы, выявлением влияния транзитивного общества на ценностную структуру массового сознания учащейся молодежи регионального социума.

Новизна работы представлена в следующих позициях:

• на основе анализа методологических подходов в отечественной и зарубежной социологии по теме диссертационного исследования выявлено влияние на социальную реальность транзитивного общества как фактора, обусловливающего формирование определенных элементов ценностной структуры массового сознания. Выявлено усиление массовости и одновременно ослабление традиционных форм сознания;

• предложен авторский подход к изучению определенных элементов ценностной структуры массового сознания;

• разработана классификация социальных типов, выделяемых на основе преобладания в структуре массового сознания ориентаций на ценности адаптации, социализации или индивидуализации;

• получены новые эмпирические данные о влиянии преобладающих в обществе ценностей массового сознания учащейся молодежи регионального социума на его ценностную структуру;

• показана зависимость ценностных ориентаций учащейся молодежи от пола, возраста, материального благосостояния, типа учебного заведенияопределены роль и место средств массовой информации и семьи в качестве ведущих социальных институтов транзитивного общества, оказывающих существенное влияние на формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежиразработана программа, инструментарий и впервые проведено социологическое исследование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума.

На защиту выносятся следующие положения: Анализ теорий массового сознания позволяет утверждать, что в конце XX века понятие «массовость» выступает в качестве принципа функционирования современного общества и способствует формированию одинаковых стандартов поведения, потребления. Это приводит к унификации, типизации индивидуального и массового сознания, что оказывает существенное влияние на массовое сознание учащейся молодежи. Оно имеет сложную структуру и состав, в этой структуре на уровне компонентов «значения» и «смысла» выделяются не только традиционно изучаемые в социологии мнения и настроения, но и специфическая ценностная структура массового сознания как его матрица. Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи проявляется в характеристиках социальных типов, ориентированных на ценности: адаптации (ориентация на физическую и экономическую безопасность) — социализации (ориентация на принятые в обществе нормы и приоритеты) или индивидуализации (ориентация на саморазвитие и самореализацию). Соотношение социальных типов в обществе определяется социально-демографическими факторами, влияющими на преобладание процессов адаптации, социализации или индивидуализации в личностном развитии. Такие социальные типы определяют специфику содержания и направления формирования новых потребностей и на их основе новой системы ценностных ориентаций. В свою очередь, эти ценностные ориентации порождают новые идеи, которые могут овладевать сознанием масс и становиться детерминирующим фактором становления образов, значений и смыслов социальной реальности. Ценностные ориентации конструируют социокультурную матрицу массового сознания учащейся молодежи, его ценностно-смысловую наполненность и вектор движения. Формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи конца 90-х гг. XX века в значительной мере обусловлено транзитивной реальностью, характеризующейся трансформацией модели социализации. В условиях транзитивного общества социальные институты семьи и СМИ становятся важнейшими и определяющими факторами становления личности, её сознания. В современных условиях массовизации процессов производства и распространения информации возрастает влияние СМИ на формирование массового сознания учащейся молодежи. Конструирование социальной реальности происходит путем внедрения через СМИ необходимых, с точки зрения установившейся идеологии образа жизни, ценностей и смыслов, образов восприятия действительности и образцов поведения.

В целом для ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума характерно наличие и существование ценностей: адаптационных (здоровье, материальное благополучие, деньги), направленных на выживание и безопасность, сохранение устойчивости социума (32,8%) — социализационных (семья, образование, карьера, друзья, хорошая работа) ориентированных на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса (40,6%) — индивидуализационных (самореализация, свобода, терпимость), направленных на изменение социума (2,0%). Все учащиеся независимо от пола, возраста, уровня образования, типа учебного заведения (школа, лицей, техникум, вуз) имеют незначительные различия в иерархической структуре ценностных ориентаций, кроме того, все они имеют общие, типичные ценностные ориентации, что позволяет рассматривать их как массу, характеризующуюся определенной ценностной структурой массового сознания.

• Ценностная структура массового сознания имеет тендерные особенности: девушки больше ориентированы на ценности социализации (47,7%), а юноши — адаптации (39,9%). С ростом материального благосостояния наблюдается существенное снижение направленности на ценности адаптации (16,7%) и рост доли ориентирующихся на ценности социализации (47,6%), индивидуализации (3,3%). Обратная тенденция распространенности рассматриваемых социальных типов наблюдается в зависимости от увеличения образования. Более высокий уровень образования сопряжен с меньшей ориентацией на ценности адаптации (38,6%), и наоборот (65,4%). С возрастом увеличивается доля отнесенных к адаптирующемуся типу (51,2%) за счет постепенного уменьшения процента исследуемых социализирующихся (27,3%) и индивидуализирующихся типов (1,9%).

• Ценностная структура родителей отличается от ценностной структуры учащихся. У родителей по сравнению с детьми наблюдается увеличение отнесенных к адаптирующемуся типу (51,2%) и уменьшение отнесенных к социализирующемуся типу (27,3%). В целом молодежь менее ориентирована на ценности адаптации и отчетливо чаще — на ценности социализации и индивидуализации, чем их родители. Младшие поколения демонстрируют большую ориентацию на постматериалистические ценности, нежели старшие.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы определяется комплексным использованием теоретических положений и эмпирических исследований, методов математического анализа, статистическими методами обработки социологических данных, а также непротиворечивостью данных, полученных автором в ходе исследования, в сравнении с результатами других социологических исследований по данной тематике.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что изложенные в работе представления об объективных и субъективных предпосылках формирования массового сознания учащейся молодежи позволяют разрабатывать теоретические модели развития российского общества, прогнозировать направленность его изменений и могут способствовать формированию стратегии исследования новейших социальных процессов. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической практике: при чтении лекций, спецкурсов по темам: «Социология культуры», «Социология личности», «Социология молодежи», «Социология масс».

Апробация работы. Основные положения, выводы, рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры Психологии и акмеологии Саратовского государственного технического университета (2002;2005 гг.), а также на международных и российских конференциях: Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента (Саратов, 2002), Интеграционные процессы в современном обществе (Саратов, 2003), Качество дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников вузов (Саратов 2003), Образование в современном мире: глобальное и локальное (Саратов, 2004), Социальные идеалы в стратегиях общественного развития (Саратов, 2004), Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития (Саратов, 2005).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (4 параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная реальность настоящего времени оценивается с точки зрения перехода к новым формам общественной жизни, появлением массового общества, массовой культуры, массового избирателя, массового потребителя и соответствующего им типа человека — массового человека и его сознаниямассового сознания, что оказывает существенное влияние на формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума.

На исходе XX столетия массовость стала трактоваться не как маргинальный сегмент социальной жизни, а как принцип функционирования современного общества в целом, что проявилось в формировании одинаковых стандартов поведения, потребления и унифицированности характеристик сознания. У представителей Франкфуртской школы массовость признается Лг существующим порядком, притязающим на тотальность как захваченность одной структурой в отсутствие перспектив. Поэтому о массовом разговор ведется уже в контексте анализа специфичности норм, образцов, стандартов, регулирующих поведение.

Современные массовые явления и связанное с ними массовое сознание и массы как их составляющие, рассматриваются как особые, исторически сформировавшиеся и качественно новые феномены социальной и духовной жизни общества. Проведенное исследование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи регионального социума, направленное на разработку научно-практических оснований исследования и решения проблем формирования и структурирования массового сознания, позволило сформулировать следующие теоретические выводы и практические рекомендации:

На основе анализа методологических подходов в отечественной и зарубежной социологии по теме диссертационного исследования выявлено влияние на социальную реальность транзитивного общества как фактора, обусловливающего формирование определенных элементов ценностной структуры массового сознания. В определенных исторических условиях (господство рынка, индустриализм, урбанизация, массовизация образования и духовной жизни вообще в сочетании с формальной демократией) масса становится доминирующей силой, определяющей направление, характер протекания процессов во всех сферах жизни современных обществ.

Массовое сознание как временная разновидность общественного сознания связано с деятельностью масс. Массы образуются в ситуациях возникновения некоторых событий, значимых для многих людей. Морфологию и сущность массового сознания как системы невозможно определить без выявления сущности и структуры его носителей — масс Роль масс в обществе становится заметной, когда рушатся межгрупповые связи и межгрупповые границы, когда общество деструктурируется. Если ранее масса выступала как фрагмент общества, то сегодня общество все более предстает как масса. Речь, таким образом, идет не просто о становлении массы как нового социального и культурного феномена, но о становлении её именно в качестве господствующего в обществе феномена, а затем о временных границах и последствиях этого господства.

Массовое сознание имеет сложную структуру и состав. В этой структуре на уровне компонентов «значения» и «смысла» выделяются не только традиционно изучаемые в социологии мнения, настроения, но и специфическая ценностная структура массового сознания как его матрица.

Предложен авторский подход к изучению определенных элементов ценностной структуры массового сознания. Разработана классификация социальных типов, выделяемых на основе преобладания в структуре массового сознания ориентаций на различные группы ценностей.

В целом ценностная структура массового сознания учащейся молодежи может быть представлена как совокупность социальных типов, ориентированных на ценности адаптации (ориентации на физическую и экономическую безопасность — 42,0%), социализации (ориентации на принятые в обществе нормы и приоритеты — 33,9%,) или индивидуализации (направленность на саморазвитие и самореализацию — 1,7%.). Такие социальные типы определяют специфику содержания и направления формирования новых потребностей и на их основе новой системы ценностных ориентаций. В свою очередь, эти ценностные ориентации порождают новые идеи, которые могут овладевать сознанием масс и становиться детерминирующим фактором становления образов, значений и смыслов социальной реальности. Ценностные ориентации конструируют социокультурную матрицу массового сознания учащейся молодежи, его ценностно-смысловую наполненность и вектор движения.

Социальная реальность конструируется происходящими в обществе процессами, одним из регулятивных факторов которых являются ценностные (А. ориентации массового сознания учащейся молодежи. Ценностные ориентации массового сознания действуют не непосредственно, а проявляются в деятельности доминирующих социотипов, возрастание активности которых обусловливает формирование соответствующих статусно-ролевых позиций, социальных институтов, политических движений, новой ценностной структуры массового сознания и, в конечном счете, производит все необходимые общественные изменения, в том числе в общественном сознании.

В своих составляющих массовое сознание возникает и формируется в процессах массовизации разнообразных способов жизнедеятельности людей в обществе: производства и потребления, политики, общения, досуга, когда порождаются одинаковые или подобные интересы, устремления, потребности, оценки, привычки. Сами же эти способы жизнедеятельности закрепляются и получают своё дальнейшее развитие в производстве и распространении некоторых соответствующих видов массовой культуры. Такие виды, в свою очередь, связаны, прежде всего, с функционированием СМИ как пропаганды. В результате пропаганды образуется совокупность ценностных ориентаций, установок, нормативных образцов, отражающих меру готовности масс действовать тем или иным образом. Массовое сознание как духовный продукт общественных процессов, социальной практики оказывает воздействие на многие стороны жизни общества в наше время и выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей.

Формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи в целом происходит в процессе социализации, когда индивиды принимают и усваивают различные смыслы жизни и ценности. Усвоенные смыслы жизни и ценности становятся внутренними регуляторами поведения индивида, частью его личностной структуры. Именно они являются основанием для выбора видов деятельности, осмысления и оценки окружающей социальной реальности, нахождения своего места в ней. Социум первичен по отношению к ценностному сознанию индивида. Общество обладает мощными механизмами включения индивида в существующие социальные структуры, привития ему определенного видения мира (картины мира), определенных ценностных представлений.

Транзитивная реальность в значительной мере обусловливает формирование ценностной структуры массового сознания учащейся молодежи 90-х годов, характеризующейся трансформацией модели социализации. В условиях транзитивного общества социальные институты семьи и СМИ становятся важнейшими и определяющими факторами становления личности и её сознания. Средой существования массового сознания, его медиумом являются средства массовой коммуникации. Развитие этих средств ведет к интенсификации массовой коммуникации, к проявлению все новых черт и параметров массового сознания. Если массовое сознание рассматривать в его частном случае, как сознание аудитории средств массовой коммуникации (а не, скажем, как сознание «толпы»), то по охвату его носителей в современном обществе оно может приблизиться практически ко всем членам данного социального организма. В современном мире массовая коммуникация является тем видом управляющей деятельности, которая осуществляет формирующее воздействие на систему ценностей, как отдельного индивида, так и общества в целом посредством внедрения в массовое сознание оценок актуальных событий, признанных таковыми с точки зрения действующих субъектов социальных интересов. Конструирование социальной реальности происходит путем внедрения через СМИ необходимых, с точки зрения установившейся идеологии образа жизни, ценностей, смыслов, образов восприятия действительности и образцов поведения. Конкретная форма общественного устройства, специфические социально-исторические условия формирования личности лежат в основе типологии социальных типов, различающихся направленностью на различные группы ценностей.

Выявленный набор доминирующих ценностей отражает сохраняющееся на протяжении уже 15 лет кризисное состояние общества. В целом доминирующие в системе ценностных ориентаций исследуемые представления можно охарактеризовать как конкретные и пассивные жизненные ценности, соответствующие по своему содержанию материалистическим ценностям Р. Инглехарта. Полученные в результате нашего исследования данные свидетельствуют об особенностях ценностной структуры массового сознания современной учащейся молодежи провинции, заключающихся в значительно большей ориентации учащейся молодежи регионального социума на ценности, которые связаны с фрустрацией потребности в экономической и физической безопасности. Соответственно, на социально-экономические и демографические условия современной России объективно влияют серьезные ограничения в формировании направленности массового сознания на такие либеральные ценности, как свобода, ответственность, терпимость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Политическая психология личности и масс / Н. И. Азаров. // Социально-политический журнал.-1997.-№ 2.- С.116 125.
  2. О. «Американская мечта» в российском массовом сознании / О. Алякринский. // Экономика. Политика. Идеология.- 1996.- № 4.
  3. А. В. Материалистические/постматериалистические ценности в России / A.B. Андреенкова. // Социологические исследования.- 1994.- № 11.- С. 73−81.
  4. Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В. И. Добренькова -М.:МГУ, 1994.- 496 е.- ISBN 5−211−3 099−0.
  5. Г. К. Современные теории элиты: критический очерк / Г. К, Ашин. М: Международные отношения, 1985.-С.23−35.
  6. Г. К. Критика современных буржуазных теорий о роли народных масс и личности в истории / Г. К. Ашин. М.: Высшая школа, 1973.
  7. К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущего / К. Ш. Ахияров. // Педагогика. 2002.- № 3.- С. З -8.
  8. С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян / С. Ю. Барсукова. // Социологические исследования. -2001- № 1 С. 57 — 62.
  9. Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова. // Политические исследования. -2000. -№ 6. С.51- 65.
  10. Ю.Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медум, 1995.- 323с.- ISBN 5- 856 910 362.
  11. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. СПб, 1908.
  12. Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл. // Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс, 1986.
  13. Е.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь / Е. В. Беляев.// Социологические исследования.-2002.-№ 11.- С. 38 41.
  14. К. Коллективное поведение / К. Блумер. // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 166−212. — ISBN 5−211−3 099−0.
  15. В.З. Социальные предпочтения и тревоги в массовом сознании российского общества. Результаты социологического мониторинга / В. З. Бойков. // Государственная служба. -2002.-№ 2.- С. 142−149.
  16. В.З. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В. З. Бойков. // Социологические иследования.-2004.№ 7.- С. 46 -52.
  17. .С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С Братусь. // Вестник Моск. ун та. Сер. 14. Психология. -1981. -№ 2- С. 46 — 56.
  18. П. Струкрура, habitus, практика / П.Бурдье. // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. Http://sociology.extrim.ru.
  19. П. Начала / П. Бурдье: пер. с фр. H.A. Шматко. М.: Socio — Logos, 1994. -287с. -ISBN 5−86 942−006−7.
  20. П. Социология политики / П. Бурдье- сост. общ. ред. и предисл. Н. А Шматко.-М.: Socio Logos, 1993. -335с.- ISBN 5−86 709−005−1.
  21. B.B. Архитипы в индивидуальном и общественном сознании /
  22. B.В. Василькова. // Социально-гуманитарные знания. 1999.-№ 6.-С.216 -222.
  23. А.П. Сдвиг в ценностном сознании / А. П. Вардомацкий. // Социологические исследования. 1993.-№ 7.- С. 46 — 55.
  24. А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения / А. П. Вардомацкий. // Социологические исследования.- 1998.-№ 9.1. C.59−62.
  25. М. Избранное. Образ общества / М. Вебер: под ред. Л. М. Бергер и др.- прим. JLT. Мильской, В. В Сапова- пер. с нем. -М.: Юрист, 1994.-702 е.- ISBN 5−757−0048−0.
  26. М. Избранные произведения / М. Вебер: пер. с нем., состав., общ. ред. и послес. Ю. Н Давыдова.- пред. П. П Гайденко.- М.: Прогресс, 1990.-806 с.-ISBN 5−01−1 584−6.
  27. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А. В Петровский. // Педагогика.-1997.-№ 1.- С.21−25.
  28. В. Проблемы психологии народов / В.Вунд.- СПб.: Питер, 2001- 160с.- ISBN 5−735−70 048−0.
  29. В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, H.A. Трикоз. // Социологические исследования.-2002.-№ 1. С. 96- 105.
  30. П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» / П. П. Гайденко. // Вопросы философии. 1989.- № 4.
  31. Ф. Основания социологии / Ф.Гиддингс. // пер. с англ. H.H. Спиридонова. -М., 1898.
  32. Э. Социология / Э. Гидденс- науч. ред. В.А. Ядов- общ. ред. JI.C. Гурьевой и JI.H. Иосилевича.-М.: Эдиториал, 1999.-704 е.- ISBN 5−90 100 682−8.
  33. JI.A. Общество «недовольных» (Особенности массового сознания в переходный период) / Л. А. Гордон. // Политические исследования. -1998.-№ 3.- С.32−48.
  34. М.К. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифа / М. К. Горшков. // Мир России.-1996. № 2.- С. 84 -85.
  35. М.К. Российское общество в условиях трансформации: Мифы и реальность (социологический анализ), 1992−2002 / М.К. Горшков- Ин-т. комплекс, социал. исслед. РАН М.: РОССПЭН, 2003.- ISBN 5−8243−0437−8.
  36. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин.- М.: Политиздат, 1987.- 368с.
  37. М. Психологическая жизнь толп / М.Гусаков. // Открытая политика.- 1997.- № 2. С.3−5.
  38. И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И. Ф. Девятко. М: Аванти Плюс, 2003. — ISBN 5−2 008 211.
  39. Г. Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества / Г. Г. Дилигенский М.: Политиздат, 1986.- 256с.
  40. Динамика ценностей населения реформируемой России / Ин-т философии РАН, М.: Эдиториал УРСС, 1996.-224 с. — ISBN 5−901 006−20−8.
  41. В. Особенности и тенденции развития массового сознания студенчества (мегаполис, средний и малый города / В. Добрынина, Т.Кухтевич. // Вестник высшей школы.-2003.-№ 5. С. 36 — 46.
  42. . Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б. Дубин. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998.-№ 4.- С.22−32.
  43. О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценности / О. Г. Дробницкий. // Проблема ценности в философии Д., 1966.
  44. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм- пер с фр., сост, послеслов. и прим. А. Б Гофмана. М.: Канон, 1995.-350 с. -ISBN 5−88 373−037-Х.
  45. И.И. Информационный ресурс потребления / И. Н. Иванова. // Современные коммуникативные практики: сб. науч. ст.- Саратов, 2004.-С.207- 211.- ISBN 5−93−888−495−0.
  46. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общество / Р. Инглехарт// Политические исследования. -1997.-№ 4.- С. 6−32.
  47. Э. Масса и власть / Э. Канетти // Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990.-С. 11−35.
  48. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин. // Социологические исследования. -2003. -.№ 3. С. 124- 128.
  49. С. Г. Изменение ценностных оснований идентификации / С. Г. Климова. // Социологические исследования, 1995.-№ 9. -С. 59 72.
  50. А.И. Концепции социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева. // Социологические исследования.-2003.-№ 1 .-С. 109−115.
  51. Кон И. А. Психология ранней юности / И. А. Кон. М.: Просвещение, 1989.255 с.-ISBN 5−09−1 053−6.
  52. Катастрофическое сознание в современном мире в конце 20 века (по материалам международных исследований) / Ин-т соц. РАН- под ред. В. Э. Шляпенкова и др.- М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1999.-346 с. ISBN 589 554−134−8.
  53. Н.В. Ценности и символы в массовом сознании / Н.В. Костенко- отв. ред. С. А Макеев.- АН Украины, ин-т социологии. Киев: Наукова думка, 1993.- 130с.- ISBN 5−12−3 921−9.
  54. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / А. Г. Кузнецов. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 138 е.- ISBN 5−7485−0073−6.
  55. П.С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов.- Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 2000.-260с.- ISBN 5−292−2 411−2.
  56. Е.И. Обыденное и массовое сознание / Е. И Кукушкина, Л. И. Насонова. // Вестник Моск. ун-та.- Сер. 12.-1991.-№ 1.
  57. Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин. // Социологические исследования.- 1994.-№ 5. С. 3−8.
  58. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин. // Социологические исследования.- 1996.- № 5. С. 3 -19.
  59. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества / Н. И. Лапин. // Социологические исследования. 1997. — № 3. — С. 14−24.
  60. Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций / Н. И. Лапин. // Мир России.- 2000.-№ 3.-С.35−36.
  61. Г. Психология масс / Г. Лебон. // Психология масс. Хрестоматия- ред., сост и предисл. Д. Я. Райгородского.- Самара: Изд-во Дом «Бахрах-М». -2001.- С.13−17. -ISBN 5−89 570−006−3.
  62. Г. Психология социализма / Г. Лебон- пер. с фр., репринт, воспроизведение изд. 1908 г.-СПб: Макет, 1995.-541с.- ISBN 5−85 186−038−1.
  63. Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики / Ю. А. Левада. // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ Интерцентр — АНХ. М.: Аспект-Пресс, 1997. -№ 2.- С. 9−15.
  64. Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993−2000. / Ю.А. Левада- М.: Моск. шк. полит, исслед.- 2000.-574 е.- ISBN 5−93 895 005−8.
  65. Ю.А. Рамки и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций / Ю. А. Левада. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.-№ 1.- С.9−12.
  66. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд.-М.: Политиздат, 1977. -304с.
  67. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев. // Вопросы философии.- 1996. -№ 4. С.15- 26.
  68. Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-486 е.- ISBN 589 357−062−6.
  69. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-608 е.- ISBN 5−7155−0701−4.
  70. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития: монография / Я.В. Любивый- АН Украины, ин-т философии.-Киев: Наукова думка, 1993.- 141с.- ISBN 5−12−3 803−4.
  71. B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание / B.C. Магун. //Мир России.- 1998.-№ 4. С.119−121.
  72. К., Энгельс Ф. Полн. соб. соч. Т. 13.- С. 6 12.
  73. К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. Т.2. С. 61.
  74. А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с анг. М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997,-ЗООс.- ISBN 5−87 983−027−6.
  75. П.П. Массовое сознание и мировоззренческие императивы самобытного пути России / П. П. Марченя. // Философия хозяйства. 2004.-№ 3.- С. 180- 187.
  76. Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. // Социология преступности: современные буржуазные теории. М., 1966.- С. 309−311.
  77. Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии: в 2 т. Т.2. / Н. К. Михайловский. СПб.: Алетейя, 1998. — 406 с.
  78. Модернизация России и конфликт ценностей / Ин т философии РАН- отв. ред. С .Я Матвеева. — М., 1994.-250 е.- ISBN 5−201−1 852−1.
  79. М.М. Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров и др. Ин-т социол. образ. Рос. центра гуманитар, образ. М.: УССР, 1999.- С.131−164.- ISBN 5−88 417 179-Х.
  80. М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе / М. Назаров. // Социально-политический журнал. -2001.-№ 1.- С. 235 236.
  81. А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные компании / А.П. Назаретян- М.: Изд. центр «Академия», 2005.- 234 е.- ISBN 5−7695−2120−1.
  82. Назаретян А. П Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии / А. П. Назаретян.- СПб.: Питер, 2004.-192 е.- ISBN 5−88 782−359−3.
  83. Наука. Ценности. Человек: межвуз. сб. науч. трудов- под ред. С. П. Позневой / Сарат. гос. ун-т.- Саратов: СГУ, 2001.- 99 е.- ISBN 5−292−2 609−3.
  84. T.B. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе /Т.В. Науменко. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология, политология. 2003. -№ 1,2.-С.142−150.
  85. Т.В. Массовая коммуникация и методы её воздействия на аудиторию / Т. В. Науменко. // Философия и общество.-2004.-№ 1.- С. 100 -118.
  86. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова- отв. ред. В.Н. Садовский- АН СССР ВНИИ системных исследований. М.: Наука, 1988.-197 с.
  87. Д.В. Психология масс: монография / Д. В. Ольшанский. Санкт-Петербург (Москва — Харьков — Минск), Питер, 2001.- 368 с. — ISBN 5−31 800 038-Х.
  88. Т. Система координат действия и общая теория системы действия: культура, личность и место социальных систем / Т.Парсонс. // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.- С. 448 — 464.- ISBN5−211−3 099−0.
  89. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- пер с англ. JI.A. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998.-269с.- ISBN 5−7567−0225−3.
  90. М.М. В ответ на вызов века (Перемены в массовом сознании американцев) / М.М. Петровская- Ин-т США и Канады АН СССР.- М.: Международные отношения, 1988.- 168 е.- ISBN 5−7133−0130−3.
  91. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Р. В. Базиков, В. С. Карпов, C.B. Нестерова и др.- под. ред. Е. Б. Шестопал и др.- Институт «Открытое общество».- М.: Аспект Пресс, 2002.- 201 е.- ISBN 5−7567−0279−2.
  92. В.В. Информационные технологии в социальной структуре общества: монография / В.В. Печенкин- Сарат. гос. техн. ун-т.- Саратов: СГТУ, 2001.-185 с. ISBN 5−292−2 648−4.
  93. И.М. Ценности и ценностный аспект сознания / И. М. Попова.-Киев / Одесса, 1985.- С.26−39.
  94. Психология масс: хрестоматия- ред-сост и предисл. Райгородского Д.Я.Самара- Изд-во Дом «Бахрах-М», 2001.-С. 13−17. ISBN 5−89 570−006−3.
  95. Преступная толпа / С. Сигеле, З. Фрейд, В.Вунд.-М: Ин-т псих. РАН, 1998.320 е.- ISBN 5−201−2 269−9.
  96. Психология толп / М: Ин-т психологии РАН: Ксп+, 1998.- 416 с.(Б-ка социальной психологии).- ISBN 5−201−2 259−6.
  97. В. Психология масс и фашизм: монография / В. Райх- пред. JI. Шпионского.-М.: Университетская книга: ACT, 1997.-380 с. ISBN 5−79 140 002- 0.
  98. Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен. // Социологические исследования. 1993.-№ 5,№ 7.- С. 144 — 151.
  99. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания / A.A. Ручка. Киев, 1987. — С. 3 — 39.
  100. И.В. СМИ как субъект социальной политики государства / И. В. Рыбалко. // Социально-экономические проблемы гуманизации современного общественного развития: межвуз. науч. сб. Саратов: Аквариус, 2000.-С.110−113.- ISBN 5−9495−018−12.
  101. Самошонков Н Свободная циркуляция социальной информации как фактор стабилизации российского общества / Н. Самошонков. // Социально-гуманитарные знания.-2002.-№ 4.
  102. З.К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова. // Социологические исследования.- 2001.- № 2.- С. 87- 92.
  103. A.B. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / A.B. Соколов, И. О. Щербакова. // Социологические исследования. 2003.- № 1.-С. 115−120.
  104. Н. Социология / Н. Смелзер- пер. с англ.- науч. ред. В. А. Ядов. -М.: Феникс, 1998. 688 е.- ISBN 5−7113−0106−3.
  105. Т.В. «Массовый человек» как субъект образования / Т. В. Сохраняева. // Высшее образование в России.-2002.-№ 4. -С. 99 106.
  106. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин- общ. ред, составл. предисл. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с. — ISBN 5−250−1 297−3.
  107. А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-С. 5−48.
  108. В.Н. Генезис массового сознания / В. Н. Сыров, Н. В. Поправко. // Социологические исследования. 1998.- № 1,2. — С. 66 -78.
  109. Г. Преступность толпы / Г. Тард. // Социальные этюды. СПб, 1902.
  110. .С. Реклама и современная культура / Б. С. Теременко // Общественные науки и современность.-2002.- № 1.- С.23−30.
  111. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий. // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994.-С.335 — 357.- ISBN 5−211−3 099−0.
  112. .Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности / Ж. Т. Тощенко. // Социологические исследования.-2000. -№ 2.-С. 3−12.
  113. О. Третья волна / О. Тоффлер. // США. Экономика. Политика. Идеология.- 1987.- С.7−11.
  114. А.Р. Идеология и медиа-конструирование социальной реальности в современных западных обществах / А. Р. Тузиков. // Социально-гуманитарные знания.-2003.-№ 1.- С.211−228.
  115. C.B. Особенности массового сознания в условиях социального кризиса / C.B. Туманов. // Вестник МГУ. Серия 6.-1993.-№ 6.
  116. А.К. Структура общественного сознания / А. К. Уледов. М.: Политиздат, 1968. — С.6 — 253.
  117. JI.H. Социология массовой коммуникации / JI.H. Федотова. -М.: Аспект Пресс, 2002. 238 с. — ISBN 5−7567−0185−0.
  118. В.П. Социальная деятельность как система / В. П. Фофанов. -Новосибирск, 1981.- С. 171 -179.
  119. В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл- общ. ред. JI. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.-368 е.: ил. ISBN 5−01−1 606−0.
  120. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. / 3. Фрейд Психоаналитические этюды- сост. В. И Донской, В. Ф. Круглянский, послеслов. В. Т. Кондрашенко. Минск: ООО «Попурри», 1997.- С.440−463.-ISBN 985−438−014−9.
  121. Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм- пер. с англ., сост. П. С. Гуревич, С .Я Леви, пред. П. С. Гуревича.- М.: Аст-Лтд, 1998.- 576 с. ISBN 515−7 776−5.
  122. Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы: монография / Г. Ю. Чернов. Дубна: Феникс+, 2002.-208 с. — ISBN 5−92 790 028−3.
  123. К. Человек и информация / К. Черри- пер. с англ.-М.: Связь, 1972.-С.24−41.
  124. P.M. Личность и её становление в процессе социализации: монография / P.M. Шамионов- науч. ред. проф. В. И. Страхов. Саратов: Из-во Сарат. пед. ин-та, 2000.-240 е.- ISBN 5−7634−0341−1.
  125. В.Ф. «Восстание масс» по-российски / В. Ф. Шаповалов. // Свободная мысль. 1993.- № 12.
  126. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин.- М.: Мысль, 1973.
  127. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Шюц. //Американская социологическая мысль.- М.: МГУ, 1994.- С.485 490.
  128. Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феменология: монография / В. Н. Гасилин и др.- под ред. В. П. Барышникова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.-121 с. — ISBN 5−292−3 394−4.
  129. Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня / Л. Г. Юлдашев. // Социологические исследования. -2001. -№ 8.- С. 147 149.
  130. Юнг Г. Психологичесике типы. / Г. Юнг- пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. Зеленским. СПб, М.: Ювента изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995.- 716 с. — ISBN 5−873 999−035−2.
  131. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов / Ин-т соц. РАН. М.: Добросвет, 2000.- 596с. — ISBN 5−7913−0036−0.
  132. И. Человек в массе. Свежий взгляд на классическую тему / И. Яковенко. // Мировая экономика и международные отношения. 2004.-№ 4. -С. 110−116.
  133. Яковлев JI. C Инвайронментальные механизмы социализации: структура жизненных пространств / JI.C. Яковлев. / Под ред. В. Н. Ярской.- Саратов изд-во СГУ, 1997.-148с. ISBN 5−2920−0101−6.
  134. М.С. Ценностная структура массового сознания современной России / М. С. Яницкий. // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002.- С. 7- 26. — ISBN 5−7567−0279−2.
  135. Blumer Н. Collective Behavior. Chapt. XIX -XXII / H. Blumer. // New Outline of the Principles of Sociology. N. Y., 1951. P. 167- 221
  136. Blumer H. Industrializationas agent of social change: a critical analysis / H. Blumer. // New York: deGruyter, 1990.
  137. Bell D. The Coming of Postindustrial Society / D. Bell. N. Y: Toffler Wave Bantan Books, 1981.
  138. Luhmann N. Die Realitat der Massenmedian / N. Luhmann. 2.erw. Aufl. Opladen, 1996.
  139. Steinthal H. Einleitende Gedanken iiber Volkerpsychologie / H Steinthal, M. Lazarus. // Ztschr. Volkerpsychol. und Sprachwiss. 1860.Bd. 1.- P.70.
  140. Fisher G.H. Public Diplomacy and Behaviorial Sciences / G.H. Fisher. Bloomington, 1972. P. 7.
Заполнить форму текущей работой