Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях реформирования российского общества: На материалах исследований в Красноярском крае с 1988 по 2004 г

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование обоих типов сознания обусловлено действием социальных противоречий, которые осознаются человеком как неудовлетворённость различными сторонами своей жизни. Как мы отмечали выше, чем выше удовлетворённость человека, тем выше вероятность преобладания в сознании молодёжи прогрессивно-созидательных ориентаций и ниже — консервативно-потребительских. Иначе можно сказать, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы методологии и методики социологического изучения смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи
    • 1. 1. Теоретико-методологические вопросы социологического исследования массового сознания молодёжи как социально-демографической группы
    • 1. 2. Проблема смысла жизни в массовом сознании
    • 1. 3. Гипотезы и методика исследования смысложизненных ориентаций
  • Глава 2. Эмоциональная и социальная направленность смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи
    • 2. 1. Смысложизненные переживания и фантастические представления
    • 2. 2. Ориентации в сфере социальной деятельности
    • 2. 3. Жизненная перспектива
  • Глава 3. Мировоззренческая направленность смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи
    • 3. 1. Терминальные и инструментальные ценности
    • 3. 2. Структура духовных ориентаций современного студенчества
    • 3. 3. Отношение студентов к проблеме бессмертия

Смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях реформирования российского общества: На материалах исследований в Красноярском крае с 1988 по 2004 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной России молодёжь — одна из наиболее уязвимых в социальном отношении групп, чья система ценностных ориентаций подверглась массированному деформирующему воздействию со стороны множества разнонаправленных факторов.

В настоящее время социально-экономическая ситуация в России характеризуется нестабильностью. Для современного российского общества характерен так называемый социокультурный кризис, проявляющийся в крушении прежней системы ценностей и формировании новой ценностной системы. Радикальное изменение всего уклада жизни населения современной России затрагивает фундаментальные жизненные ориентации, мировоззренческие представления молодых людей, в массовом сознании которых концентрированно выражаются неоднозначные, противоречивые процессы, происходящие в духовной жизни всего общества.

Смена в начале 90-х гг. прошлого века политического режима и распространение либеральной идеологии обусловливает болезненные изменения в массовом сознании студенческой молодёжи. В связи с этим принципиально значимым, на наш взгляд, является изучение смысложизненных ориентаций современной молодёжи, поскольку будущее общества неразрывно связано с молодёжью и с теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственной сфере. Исследование смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи представляется также актуальным в связи с тем, что именно студенчество — основной источник «пополнения» кадрово-профессионального и интеллектуального потенциала страны.

Актуальность исследования заключается также в необходимости помочь студенческой молодёжи обрести и укрепить правильные, гуманные смыслообразующие жизненные ориентиры в условиях современной агрессивной для молодёжи среды (утрата идеалов, разрушение исторической памяти, отсутствие религиозной культуры, платное образование, изменение престижа профессий), выработать у неё опыт адекватного восприятия реальности и способности видеть свою положительную перспективу.

Состояние научной разработанности проблемы.

В отечественном социогуманитарном знании можно выделить следующие направления изучения проблемы смысла жизни.

1. Философско-этическое направление.

В рамках философского знания проблема смысла жизни решалась и рассматривалась в широком плане как проблема взаимоотношений индивида и общества (Н.Бердяев, Н. Кареев, В. Соловьёв, Н. Трубецкой, С. Франк и др.). Большой вклад в изучение проблемы смысла жизни внесли советские учёные (И.П. Ведин, В. Т. Григорьян, Г. Г. Дилигенский, Г. Т. Ершов, JT.H. Коган, А. Н. Леонтьев, В. А. Малахов, А. Т. Москаленко, В. А. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.).

В социальной философии смысл жизни трактуется как структурный элемент деятельности. Деятельность в рамках данного подхода представляется специфическим способом существования человека в мире и выступает объективным основанием проблемы смысла жизни. Поэтому смысл жизни человека есть смысл его социальной деятельности (И.Ф. Ведин, З. Г. Гаджинская, Б. Д. Муранов, JI.A. Степнова).

В морально-этическом аспекте смысл жизни человека трактуется как нравственная самореализация личности (Г.Н. Гумницкий, В. Ш. Сабиров, Ю.В.Согомонов).

2. Социально-психологическое направление.

Смысл жизни понимается как внутриличностный феномен (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, Е.В. Субботинский) и в данном контексте трактуется, во-первых, как структурный элемент сознания человека, т. е. смысл жизни понимается как психологический способ переживания жизни в процессе её осуществления (О.В. Гаман, К. Х. Делокаров, A.M. Дрюкова, A.A. Мелик.

Пашаев, В. Э. Чудновский, Е.Д. Яхнин), во-вторых, как высшая интегративная основа личности (В.Н. Келасьев, Б.Б. Ярмахов).

3. Социологическое направление.

Большинство социологических исследований, посвященных анализу проблема смысла жизни, основывается на деятельностном или аксиологическом подходах. Согласно деятельностному подходу, проблема смысла жизни решается в контексте профессионального самоопределения молодёжи и включённости её в социальную структуру общества (К.Г. Барбакова, Е. И. Головаха, А. В. Кучеренко, B. J1. Мансуров, Г. Манюкайте, Г. А. Саар, М. Х. Титма и др.).

При аксиологическом подходе смысл жизни рассматривается как интегральный показатель системы ценностных ориентаций человека, которые в свою очередь являются одним из показателей осмысленности жизни субъектом (Г.Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, В.Э. Чудновский).

Отдельные аспекты смысложизненных ориентаций являются объектом исследования отечественных учёных: В. Г. Алексеевой, И.В. Бестужева-Лады, С. И. Григорьева, Е. И. Головахи, С. Н. Иконниковой, О. М. Карпухина, A.A. Козлова, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина, В. Н. Шубкина, В. И. Чупрова и др. Большинство исследователей интерпретируют человека как сугубо рационального, полностью осознающего свои влечения и действия существо, т. е. рассматривают его без учёта глубинных психологических структур. Кроме того, в ряде работ преувеличивается роль социальной среды в детерминации личности, что, в частности, выражается в недооценке социологической проблематики смысла жизни.

Малоизученными остаются вопросы, связанные с эмоциональной направленностью массового сознания, базовых ценностей, а также его религиозных и квазирелигиозных феноменов.

Исследование молодёжи как особой социально-демографической группы осуществляется в отечественной и зарубежной науке по следующим основным направлениям:

1. Психоаналитическое направление (Р. Бенедикт, JL Фойер, J1. Шелефф, Э. Эриксон, JL Архангельский, JI. Буева С. Голод, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, А. Петровский, Е. Шорохова, Д. Эльконин).

2. Структурно-функциональное (Ш. Айзенштадт, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс).

3. Культурологическое (М. Брейк, Ф. Коэн, А. Кулагин, С. Кугель, Е. Леванов В. Левичева, В. Лисовский, А. Шендрик).

Однако наиболее значимым для изучения духовной ориентации молодёжи является направление, рассматривающее современную проблематику социализации, индивидуального развития молодёжи в соотнесении с широким социокультурным контекстом (В.Г. Немировский, И. С. Кон, С. Н. Иконникова,.

B.Т. Лисовский).

Целенаправленное обращение к молодёжи как к социально-демографической группе, обладающей определённой спецификой представлений о смысле жизни, произошло в середине 80-х гг. XX в. в исследованиях.

C.И.Григорьева и В. Г. Немировского. Состояние жизненного мира молодёжи как социальной группы, имеющей принципиально иные условия социализации по сравнению с другими возрастными демографическими группами, становится важным показателем реальной глубины изменений в обществе, что рассматривается в трудах А. И. Ковалёвой, Д. Л. Константиновского, В. Т. Лисовского В.А. Лукова, B.C. Магуна, В. И. Чупрова.

Несмотря на многочисленные и глубокие исследования в области проблем формирования ценностных ориентаций молодёжи, эволюции её представлений о целях и смысле жизни, основным недостатком этих исследований является то, что не учитываются важнейшие аспекты социальной реальности: во-первых, не осмыслен вопрос об определённом уровне самой культуры понимания целей и смысла жизни студенческой молодёжью, во-вторых, не учитывается его обусловленность характером социального положения молодёжи как особой социально-демографической группы.

Одним из центральных понятий при изучении смысложизненных проблем студенческой молодёжи является «массовое сознание». В западных школах социальной теории методологические принципы исследования этого сознания сформулированы в работах Г. Блумера, Г. Лебона, Э. Канетти, Г. Маркузе, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассета, Г. Тарда и др.

В западной науке существуют различные подходы к определению массы: а) масса как механизированное общество (Ф.Г. Юнгер) — б) масса как бюрократизированное общество (М. Вебер, Г. Зиммель, К. Мангейм) — в) масса как толпа (Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, К.Г. Юнг) — г) масса как недифференцированное множество (Г. Блумер, С. Московичи, Э. Шилз).

Поэтому западная наука характеризуется многообразием подходов к проблеме массы как носителя массового сознания.

Исследованием проблем, связанных с феноменом массового сознания, занимаются и отечественные исследователи: С. И. Григорьев, Б. А. Грушин, Б. Г. Капустин, И. М. Клямкин, В. Г. Немировский, Д. В. Ольшанский, С. П. Парамонова, Ж. Т. Тощенко, C.B. Туманов, М. А. Хевеши и др.

В целом проблема исследования смысложизненных ориентаций в массовом сознании современной студенческой молодёжи представляется недостаточно разработанной и требующей более глубокого и систематического теоретического изучения.

Объект исследования — смысложизненные ориентации студенческой молодёжи городов Красноярского края.

Предмет исследования — особенности смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи городов Красноярского края с 1988 по 2004 г.

Целью диссертационного исследования является модель смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи, созданная на основе теоретико-методологического изучения данной проблемы и разработки соответствующих методических средств.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать структуру и содержание смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи.

2. Выявить и охарактеризовать различные концепции смысла жизни и представления о бессмертии в массовом сознании студенческой молодёжи.

3. Проанализировать динамику представлений студенческой молодёжи Красноярского края о смысле жизни с 1988 по 2004 гг.

4. Выделить главную особенность трансформации смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи.

5. Выявить дифференциацию смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи по половому признаку респондентов.

Основная гипотеза исследования.

Вероятно, важнейшими особенностями представлений студенческой молодёжи Красноярского края о смысле жизни в условиях реформируемого общества являются противоречивость, а также резкое усиление в массовом сознании молодёжи ориентаций на прагматизм, индивидуализм и приспособительные формы самореализации.

Гипотезы-следствия:

1. Вероятно, существуют противоречия между эмоциональным выражением концепций смысла жизни и их осознанием на рациональном уровне, т. е. противоречия между эмоциональной и мировоззренческой направленностью смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи.

2. По-видимому, существует резкое несоответствие оценок различных видов деятельности на когнитивном и поведенческом уровнях.

3. Возможно, в массовом сознании студентов с 1988 г. усиливаются негативные тенденции в содержании смысложизненных ориентаций.

4. Вероятно, противоречивость содержания смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи увеличивается.

5. Вероятно, на противоречивость содержания смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи влияют тендерные факторы. Теоретико-методологическая основа исследования:

1. Принципы системного анализа (A.A. Давыдов, П. Сорокин, М. Вебер).

2. Учения русской социально-философской мысли (H.A. Бердяев, B.C. Соловьёв, E.H. Трубецкой, C.JI. Франк).

3. Принципы структурно-функционального анализа (Ш. Айзенштадт, Р. Мертон, Т. Парсонс).

4. Классификационная модель определения «массы» Д. Белла.

5. Психоаналитический подход (С. Гроф, 3. Фрейд, К.Г. Юнг).

6. Культурологический подход (М. Брейк, Ф. Коэн, К. Мангейм,.

A.Шендрик).

7. Принципы диспозиционной теории В. А. Ядова.

8. Принципы постнеклассической универсумной социологии.

B.Г.Немировского (диатропический принцип минимального универсума).

При анализе различных аспектов смысла жизни применяются также принципы деятельностного и аксиологического подходов. Информационная база исследования:

1. Результаты социологических исследований смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи городов Красноярского края «Смысложизненные ориентации студенческой молодёжи», «Морфологический тест жизненных ценностей», проведенных диссертанткой в 2002;2004 гг.

2. Материалы исследований, проведённых среди студентов Красноярского края в 1985;1988 гг. с участием или под руководством профессора В. Г. Немировского.

3. Результаты контент-анализа отечественных и зарубежных научных работ по проблемам изучения массового сознания, ценностных ориентаций современной молодёжи.

4. Информация о ценностном сознании молодёжи, содержащаяся в печатных СМИ, а также статистических сборниках с 1992 по 2004 г.

Методы исследования:

1 .Общенаучные методы: типология, классификация, индуктивный, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-сопоставительный анализ, вторичный анализ, теоретическое моделирование, экстраполяция.

2. Методы сбора информации: традиционный анализ научной литературы, анкетный опрос с вопросами закрытого типа, тестирование (морфологический тест жизненных ценностей, разработанный В. Ф. Соповым и J1.B. Карпушиной), а также метод семантического дифференциала.

3. Методы обработки эмпирической информации: корреляционный и факторный анализ и анализ двойных распределений, проведённые с использованием пакета прикладных программ SPSS 8.0.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлено противоречие между эмоциональными и рациональными представлениями о смысле жизни в массовом сознании студенческой молодёжи.

2. Выделено несоответствие оценок различных видов деятельности на когнитивном и поведенческом уровнях у большинства опрошенных студентов.

3. Представлены новые социологические данные о динамике смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, согласно которым, в массовом сознании современной молодёжи усиливаются ориентации на престижно-потребительский и гедонистический смысл жизни и прямо противоположно снижаются ориентации на созидательно-альтруистический смысл жизни.

4. Выявлено увеличение противоречивости содержания смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи.

5. Доказано, что в массовом сознании современной студенческой молодёжи отсутствует единая концепция социального бессмертия. и.

6. Обнаружена и проанализирована дифференциация смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи по половому признаку.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В массовом сознании современной студенческой молодёжи существуют противоречия между эмоциональным выражением концепций смысла жизни и их осознанием на рациональном уровне: на эмоциональном уровне преобладающей является ориентация на созидание, на рациональном уровне — на престижную, потребительскую и гедонистическую концепцию смысла жизни.

2. У большинства опрошенных студентов наблюдается несоответствие оценок различных видов деятельности на когнитивном и поведенческом уровнях. На когнитивном уровне преобладает гедонистическая, культурно-образовательная и учебно-профессиональная ориентации, на поведенческом уровне — гедонистическая, семейно-дружеская и спортивно-игровая.

3. По сравнению с результатами исследований 1988 г., в массовом сознании современной студенческой молодёжи в условиях реформируемого общества преобладают негативные тенденции в содержании смысложизненных ориентаций, в частности, усиливаются ориентации на гедонистический и престижно-потребительский смысл жизни и ослабляются ориентации на созидательно-альтруистический смысл жизни.

4. В массовом сознании студенческой молодёжи усиливается противоречивость содержания смысложизненных ориентаций, отражающих как социально-позитивную, так и социально-негативную направленность.

5. У современной студенческой молодёжи отсутствует единая концепция социального бессмертия, т. е. в их массовом сознании обнаруживаются различные противоречивые концепции социального бессмертия.

6. Смысложизненные ориентации существенно различаются в зависимости от пола респондента. Так, девушки более ориентированы на социально-демографические и социально-творческие смысложизненные концепции, жизни, юноши — на престижно-потребительский и гедонистический смысл жизни.

Теоретическая значимость диссертационной работы:

1. Обоснована методологическая роль диатропического принципа минимального универсума для социологического изучения смысложизненных ориентаций в массовом сознании молодёжи.

2. Результаты исследования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи Красноярского края позволяют понять характер социокультурных изменений в период реформирования российского общества.

3. Исследование смысложизненных ориентаций молодёжи открывает новые возможности для выявления системы её ценностных приоритетов, а также прогнозирования и предотвращения возможных негативных явлений в молодёжной среде.

Практическая значимость диссертационной работы.

1. Результаты диссертационного исследования могут быть применены специалистами, занимающимися разработкой законопроектов в области молодёжной политики, а также всеми, кто изучает реальные процессы, происходящие в духовной сфере общества и связанные с ними явления.

2. Материалы научной работы могут быть использованы при подготовке и чтении лекционных курсов и спецкурсов социально-психологического, социально-политического, культурологического, педагогического и философского характера.

3. Полученные в диссертационном исследовании эмпирические материалы могут быть использованы в практике воспитательной работы высших и средних учебных заведений.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на научно-теоретических и научно-практических конференциях: Х1Л Международная научная конференция «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2003 г.) — Межрегиональная научнопрактическая конференция «Региональные социологические школы в начале XXI века» (Красноярск, 2004 г.) — Краевая научная конференция молодых учёных «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, 2004 г.) — Всероссийская научная конференция аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука — третье тысячелетие» (Красноярск, 2004 г.) — Межрегиональная научная конференция аспирантов и молодых учёных «Интеллект-2004» (Красноярск, 2004 г.) — Краевая научная конференция молодых учёных «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, 2005 г.).

Результаты диссертационного исследования отражены в восьми публикациях общим объёмом 2 п.л.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объём текста диссертации — 151 страница. Библиографический список включает 205 наименований работ, в том числе 14 на иностранном языке.

Заключение

.

В отечественной социологической науке накоплен богатый опыт как теоретического изучения молодёжи как особой социально-демографической группы, так и опыт проведения серьёзных эмпирических исследований, посвящённых анализу различных форм ценностных ориентаций молодёжи: мировоззренческих представлений, жизненных целей и планов, ценностей различных сфер деятельности. Однако, радикальные изменения, происходящие в современной России, повлекли за собой существенную трансформацию не только политической и экономической систем, но и изменение духовной жизни всего общества, что нашло своё непосредственное отражение в массовом сознании студенческой молодёжи.

Молодёжь, и особенно студенчество, наиболее чувствительны к переменам, происходящим в обществе, поскольку именно в этом возрасте интенсивно развивается личность, актуализируются смысложизненные вопросы. Именно на студенческие годы выпадает один из сильнейших кризисов — кризис идентичности, самоопределения. Особенность переживания этого периода юными россиянами заключается в том, что кризис идентичности молодых людей совпадает с кризисом самоопределения самого обществаобщества с новым типом социальности, который предъявляет совершенно противоположные требования к социальным качествам, в частности, ориентирует на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчёт на собственные силы, прагматизм, инициативу, предприимчивость.

Поэтому необходимо постоянное проведение новых исследований, посвященных изучению именно этой группы, и в особенности, изучению их смысложизненных ориентаций. Тем более, что ситуация в области исследования молодёжных проблем, и в особенности в области изучения представлений молодёжи о смысле жизни, свидетельствует о том, что в отечественной социологии не сложилось целостного подхода к анализу этих явлений. Имеющиеся данные носят фрагментарный характер, не всегда позволяющий выявить структуру и содержание смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, а также проанализировать их динамику.

В этой связи мы попытались преодолеть некоторые ограничения традиционных подходов к изучению смысложизненных ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи, и, опираясь на основные принципы универсумного подхода, анализировали представления молодёжи о смысле жизни с учётом наличия у человека эмоциональной сферы, неосознанных мотиваций и биологической конечности его существования.

Таким образом, в соответствии с объектами направленности, которыми выступают как рационально сформулированные представления, так и комплексы эмоциональных переживаний, можно выделить следующие элементы направленности массового сознания молодёжи, через которые и проявляются концепции смысла жизни: эмоциональную, мировоззренческую и социальную.

Эмоциональная направленность представлена, прежде всего, ориентациями на смысложизненные переживания, то есть на особые комплексы эмоций, имеющие ценностный характер и выступающие проявлением потребности человека.

Социальная направленность характеризует, в каких сферах социальной деятельности человек реализует свои представления о смысле жизни, и каковы эти представления. На этом уровне смысл жизни конкретизируется в жизненной перспективе, включающей в себя образ желаемого будущего или конкретные жизненные планы, направленные на его реализацию.

Мировоззренческая направленность личности — это высший уровень, который наиболее полно воплощает представления личности о смысле жизни, включая представления о мире и о своем месте в нем, отношение к себе и другим людям, отношения к жизни и смерти. На этой основе формируются смысложизненные принципы, жизненные цели (терминальные ценности), а также представления о морально-этических средствах их достижения (инструментальные ценности).

Концепция смысла жизни прямо проявляется в мировоззренческой направленности личности.

Поскольку смысл жизни реализует те или иные способы отношения личности к миру, конкретные концепции смысла жизни выражают определённые формы этого отношения. Опираясь на принцип минимального универсума, мы выделили шесть смыслообразующих доминант (созидание, потребление, властвование, подчинение, сакральное и мирское), которые лежат в основе девяти концепций смысла жизни. Последние проявляются в тех или иных феноменах мировоззренческой, социальной и эмоциональной направленности личности. Использование разнообразных методик дало возможность определить, как проявляются вышеназванные смысложизненные концепции в сознании студенческой молодёжи.

Проанализировав структуру, содержание и динамику смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что все те негативные тенденции, которые были выявлены в массовом сознании студентов 1988 года, не только продолжают сохраняться и у современной молодёжи, но и во много раз усиливаются, в частности, это касается ориентаций студентов на прагматизм и индивидуализм, а также на приспособительные формы самореализации. То есть отмечается явное преобладание в сознании студентов престижно-потребительской и гедонистической смысложизненной концепции и практически не проявляется созидательно-альтруистический смысл жизни.

Во-вторых, тем не менее, мы не можем и не должны однозначно утверждать, что в массовом сознании современных студентов имеют место только негативные ориентации, и тем более мы не можем заявлять о том, что вся современная студенческая молодёжь, по сравнению со студентами 1988 года, начинает резко деградировать, то есть полностью утрачивать смысложизненные ориентиры, хотя такая тенденция всё же имеет место. В массовом сознании современных студентов, согласно результатам нашего исследования, как и в 1988 году, сохраняется комплекс различных смысложизненных ориентаций, имеющих как социально-негативную, так и социально-позитивную направленность, то есть в целом у большинства юношей и девушек представлены различные смешанные формы смысложизненных ориентаций.

Кроме того, в массовом сознании современных студентов, как и у студентов 1988 года, выявляются две формы социальной активности: приспособительная и созидательная, что свидетельствует о том, что в жизненных установках современных студентов наблюдается явное противоречие, причём приспособительные способы самореализации, так же, как и у прежних студентов, являются всё же явно преобладающими.

Причём существенно различаются смысложизненные ориентации в зависимости от пола респондента. Так, девушки больше ориентированы на социально-демографический и социально-творческий смысл жизни, юноши же, наоборот, на престижно-потребительский и гедонистический смысл жизни.

В-третьих, в массовом сознании современной студенческой молодёжи, как и студентов 1988 года, продолжают выделяться две противоположные группы потребностей, лежащих в основе смысложизненных переживаний. Первая группа, условно обозначенная нами как «светлые» переживания, основана на высших духовных потребностях человека: в творчестве, в любви, в общении, в содействии окружающим, в любви. Вторая же группа объединяет «тёмные» переживания: в престиже, в доминировании, в достижении, в комфорте, в приобретении вещей, в страданиях, в поиске покровителя.

В-четвёртых, наше исследование подтвердило также гипотезу о том, что на формирование смысложизненных ориентаций огромное влияние оказывают как внешние факторы, так и социальная микросреда личности. Поэтому влечение к «тёмным» переживаниям обычно связано с неудовлетворённостью человека различными сторонами своей жизни. Как показало наше исследование, таких факторов, которые вызывают у человека неудовлетворённость, состояние фрустрации, в массовом сознании современных студентов мы выявили немало, начиная с их неудовлетворённости отношениями с родителями и друзьями и заканчивая неудовлетворённостью политическим, экономическим и социокультурным положением в стране, которое, как известно, за последние годы у нас в стране изменилось далеко не в лучшую сторону, что непременно отразилось и на сознании современной молодёжи, которая всегда наиболее чувствительна к подобного рода изменениям, тем более, что наше государство практически отвернулось от своего будущего — молодёжи. Отсюда неудивительно, почему современная студенческая молодёжь оказалась более склонна к «тёмным» переживаниям, чем студенты 1988 года, поскольку, чем более неблагоприятны условия для развития личности молодого человека и его самореализации, тем больше вероятность формирования у него типа личности «властитель», «конформист» и «потребитель», и, наоборот, меньше вероятность формирования типа «созидатель».

В-пятых, что касается отношений студентов к социальному бессмертию, то в их массовом сознании не обнаруживается какого-либо одного чётко выраженного представления о социальном бессмертии, то есть результаты нашего исследования свидетельствуют о наличии симбиоза их ориентаций, начиная от социально-творческой и заканчивая нигилистической, свидетельствующей о полном неверии студенческой молодёжи в возможность социального бессмертия, из чего следует вывод, что многие студенты не имеют каких-либо определённых жизненных принципов, не имеют смысла собственного существования. Аналогичная тенденция наблюдалась и в исследовании 1988 года, однако в 2004 году резко возросло количество студентов, относящихся положительно к религиозным и реинкарнационным представлениям о социальном бессмертии, что связано с возрастанием роли религии в России.

В-шестых, в массовом сознании современной студенческой молодёжи сохраняется несоответствие оценок различных видов деятельности на когнитивном и поведенческом уровнях, то есть обнаруживается резкое несоответствие представлений студентов о должном и их реальном отношении к тем или иным видам деятельности. Ориентации студенческой молодёжи в сфере социальной деятельности, непосредственно отражающие направленность их смысложизненных переживаний так же, как и в 1988 году, продолжают содержать в себе противоречия между когнитивным и поведенческо-эмоциональным уровнем, между смысложизненными переживаниями и отсутствием рациональных представлений о сферах их реализации.

Кроме того, наше исследование, так же, как и в 1988 году, выявило наличие двух типов массового сознания студенческой молодёжи: культурно-созидательного и авторитарно-потребительского.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в массовом сознании современной студенческой молодёжи, также как и у студентов 1988 года, обнаруживаются два генерализованных типа, проявляющихся в разных формах смысложизненных ориентаций. Речь идет о выделенных В. Г. Немировским «консервативно-потребительском» и «прогрессивно-созидательном» типе массового сознания [111, с. 320].

Консервативно-потребительскому" типу молодёжного сознания присущи ориентации на потребительский, престижный и гедонистический смысл жизни, то есть концепции, препятствующие духовному развитию личности. Выражается такой тип сознания в трагическом и ожесточённом мироощущении, а также нигилистических и потребительских представлениях о бессмертии.

Прогрессивно-созидательный" тип сознания проявляется в ориентациях на социально-творческий и социально-демографический смысл жизни, а также в оптимистическом мироощущении.

Также следует отметить, что для «прогрессивно-созидательного» типа характерно несоответствие рационального и эмоционального уровней, то есть одними молодыми людьми прогрессивно-созидательные ориентации усвоены лишь на вербальном уровне, у других аналогичные эмоциональные ориентации не всегда находят адекватное выражение в когнитивной сфере. Напротив, консервативно-потребительский" тип сознания имеет согласованные ориентации на эмоциональном и рациональном уровне.

Формирование обоих типов сознания обусловлено действием социальных противоречий, которые осознаются человеком как неудовлетворённость различными сторонами своей жизни. Как мы отмечали выше, чем выше удовлетворённость человека, тем выше вероятность преобладания в сознании молодёжи прогрессивно-созидательных ориентаций и ниже — консервативно-потребительских. Иначе можно сказать, что распространённость консервативно-потребительских ориентаций в массовом сознании студенческой молодёжи непосредственно связана с обострением общественных противоречий. Поэтому процесс совершенствования общественных отношений закономерно приведёт к усилению значения прогрессивно-созидательных ориентаций, то есть при изменении условий жизни молодёжи, повышения её социальной удовлетворённости могут происходить существенные изменения в её смысложизненных ориентациях. И, напротив, ухудшение также неминуемо быстро породит распространение негативных ориентаций.

В этой связи требуется разработка и внедрение комплексной программы, направленной на совершенствование процесса воспитания молодёжи и её образа жизни. Она должна включать действенные меры по совершенствованию деятельности всех социальных институтов, в той или иной мере занимающихся воспитанием и образованием подрастающего поколения: от родительской семьи до высшего учебного заведения. Основным принципом при подготовке подобной программы должно быть предоставление юношам и девушкам максимальных возможностей для самореализации в любых социальных сферах и формах, не противоречащих общественным нормам.

Итак, как показали результаты нашего исследования структуры и динамики смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в массовом сознании современных студентов, как и в 1988 году, продолжает существовать противоречие между эмоциональным выражением концепций смысла жизни, способствующих прогрессивному развитию общества и индивида, и их осознанием на рациональном уровне. То есть многие важнейшие социально-позитивные ценности остались усвоены современными респондентами, как и респондентами 1988 года, лишь на вербальном уровне, а именно, оказались не связанными с заявленными ими ценностными переживаниями. И наоборот, социально-негативные смысложизненные концепции продолжают иметь адекватное выражение как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Кроме того, в массовом сознании молодёжи продолжают сохраняться две ориентации — на бытие и обладание. Однако по сравнению с результатами исследования 1988 года, ориентация студентов на обладание, то есть на престижно-потребительский и гедонистический смысл жизни существенно возросла. Ориентация же современных студентов на созидательно-альтруистический смысл жизни, наоборот, резко сократилась и является приоритетной только, в основном, для девушек. То есть данная ориентация, так же, как социально-творческая и социально-демографическая имеет место лишь на эмоциональном уровне как смысложизненные переживания.

Таким образом, современные студенты, как и студенты 1988 года, также ещё не выросли до духовной формулировки чётких смысложизненных принципов, и осознание смысла жизни находится у большинства из них на уровне ценностных переживаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К. Г. Юнг, Э. Сэмюэль, В. Одайник, Дж. Хаббэк- Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: Мартис, 1995.-320 с.
  2. Антология даосской философии. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и Ко», 1994. — 448 с.
  3. В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 288 с.
  4. Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен// Социально-политический журнал. 1997. -№ 6. — С. 17−27.
  5. Г. П. Политическая социология: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 280 с.
  6. А.И. Социология личности. 2-е изд. М.: ООО «Арба Т -XXI», 2001.-256 с.
  7. А.Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
  8. П.И. Молодёжная политика и становление нового поколения // Инф. бюл. «Молодёжная политика», № 96−100. М.: Социум, 1995. -С. 67−79.
  9. П.И. Социальное самочувствие молодёжи // Инф. бюл. «Молодёжная политика», № 101−103. -М.: Социум, 1996. С. 17−28.
  10. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы./ Отв. ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 — 448 с.
  11. Т.И. Философский аспект проблемы бессознательного: Научно-методическое пособие. Красноярск: КГАУ. 1996.- 92 с.
  12. Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества// Политические исследования. 2000. — № 6. — С.51−65.
  13. С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. — 320 с.
  14. H.A. Самопознание: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 2001. — 624 с. (Серия «Антология мысли»).
  15. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. -№ 3. — С.78−83.
  16. П.И. О смысле и цели жизни. М., 1969. 120 с.
  17. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 15−24.
  18. В.Г., Мазеин В. О., Матрыненко Н. И. Отношение студенческой молодёжи к религии // Социологические исследования. 2000. -№ 1. — С.118−120.
  19. А. Условие позволительности веры в смысл жизни//Смысл жизни в русской философии конца XIX-нач. XX века. СПб, 1995. С.27−45.
  20. И.Ф. Бытие человека. Деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987.-224 с.
  21. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.
  22. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х социокультурная динамика// Социологические исследования. — 2000. — № 12. — С.56−62.
  23. Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании// Социологические исследования. 1995. — № 11. — С.81−99
  24. В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход)// Социологические исследования. 2002. — № 1. — С.96−105.
  25. З.Г., Мищенко В. И. Человеческая субъективность и смысл жизни // Философия и кризис современной цивилизации. М., 1993. С. 23−45.
  26. O.B. Смысл жизни как несущая конструкция человеческого бытия // Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992. С. 38−52.
  27. Гегель J1.A. Палитра молодёжного сознания (Нравственный аспект)// Молодёжь-97: надежды и разочарования. Книга 1. М., 1997. — С. 118−121.
  28. JI.A. Ценностное самоопределение молодёжи // Инф. бюл. «Молодёжная политика», № 141−142. М.: Социум, 1997. — С. 6−18.
  29. H.JI. Аналитическая психология К.Г.Юнга: к вопросу понимания самости// Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.89−95.
  30. H.JI. Процесс индивидуализации как «путь к себе»// Психологический журнал. Т. 17. № 1. 1996. — С.52−60.
  31. Л.Я. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 448 с.
  32. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988. -143 с.
  33. JI.A. Общество «недовольных». Особенности массового сознания в переходный период// Политические исследования. 1998. — № 3. -С.32−48.
  34. С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2001. — 229 с.
  35. С.И. Культурология развития российского университета (избранные труды к 30-летию научной и педагогической деятельности). Издательство «АзБука». Барнаул-Москва, 2003. 252 с.
  36. С.И., Матвеева H.A. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. — 159 с.
  37. С.И., Немировский В. Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество на пороге XXI века. Барнаул. Красноярск, 1995.
  38. С.И., Немировский В. Г. Молодёжь Сибири на пороге зрелости. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1988. — 118 с.
  39. С.И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии. (Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX—XXI вв.еков). Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. 182 с.
  40. Т.П. Синергетика и Восток// Вопросы философии. 1997. № 3. С.90−102.
  41. Е.А. Молодёжь и реформы — экономико-политический аспект // Тезисы Всероссийской научной конференции «Молодёжь и становление новой России». Москва, 28−30 мая 1996 г. М., 1996. С. 32−35.
  42. С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания / С. Гроф- Пер. с англ. О.Цветковой. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2002.- 248 е.- (Тексты трансперсональной психологии).
  43. С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь / С. Гроф- Пер. с англ. О. Цветковой, А.Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2002. 267с. — (Тексты трансперсональной психологии).
  44. И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности// Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 6. — С.25−45.
  45. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
  46. Г. Н. Смысл жизни, счастье и мораль. М., 1981. — 254 с.
  47. Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX -начале XXI веков: Избранные труды. Барнаул, 2004. 244 с.
  48. A.A. К вопросу об определении понятия «общество»// Социологические исследования. 2004. — № 2. — С. 12−24.
  49. A.A. Компьютационная теория социальных систем// Социологические исследования. 2005. — № 6. — С. 14−24.
  50. A.A. Константы в социальных системах // Вестник РАН, 1993, № 8, С.733−736.
  51. A.A. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта)// Социологические исследования. -2002. № 1. — С. 131−139.
  52. A.A. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М.: КомКнига, 2005. — 328 с.
  53. A.A. Социология как метапарадигмальная наука // Социологические исследования. 1992. — № 9. — С.85−88.
  54. A.A. Теория «социальных фрагментов» общая социологическая теория? // Социологические исследования. -2004. — № 8. -С.131−139.
  55. К.Х. Мировоззренческое содержание поиска смысла жизни// Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.- 198 с.
  56. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов// Социологические исследования. 2001. — № 1. — С. 132−135.
  57. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978, — 171 с.
  58. Долбик-Воробей Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости// Социологические исследования. 2003. — № 11. — С.78−83.
  59. Н. Трансперсональная психология/ пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований- Львов: «Инициатива», 2001. — 208с.
  60. A.M. Компоненты смысла жизни. Ростов-на-Дону, 1978. -78с.
  61. Г. С. Молодое поколение: социальное самочувствие // Молодёжь России: поколенческий аспект (по материалам социологических исследований). — М., 1997. С. 30−37.
  62. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. — 380 с.
  63. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 104−114.
  64. Ю.А. Проблемы социального развития молодёжи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С.42−51.
  65. К. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 1999. 460с. — (Серия «Мастера психологии»).
  66. С.Н. Социология молодёжи (проблемы воспитания духовного облика). JL: Знание, 1985. — 32 с.
  67. Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752с. — (Серия «Мастера психологии»).
  68. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Политические исследования. 1997. — № 4. — С.6−27.
  69. В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. М., 1981.-324 с.
  70. .Г. Либеральное сознание в России// Общественные науки и современность. 1994. — № 3. — С.69−76.
  71. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с. (Серия «История России. Современный взгляд»).
  72. Н.И. Мысли об основах нравственности // Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX века. СПб, 1995. — 244 с.
  73. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 124−128.
  74. Карпухин О. И, Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшенз»: Опыт историко-социолог. исследования. Калининград: ФГУИПП Янтар. сказ, 2001. — 547 с.
  75. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб, 1992. 256 с.
  76. Г. Л. Катастрофизм в контексте российской политической культуры//Политические исследования. 2000. — № 4. — С.6−18.
  77. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-е 90-е годы) // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 59−72.
  78. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  79. Я.С. Смысл жизни: две точки зрения. Киев, 1989. 106 с.
  80. А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. -2003. № 1. — С.109−115.
  81. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  82. В.В. Переходное сознание переходного периода// Общественные науки и современность. 1994. — № 1. — С.39−46.
  83. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  84. П.А. Учащаяся молодежь и религия// Социологические исследования. 1995. — № 11. — С.91−103.
  85. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации / Т. И. Варзанова, Г. Г. Воробьёв, С. И. Григорьев. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 224 с.
  86. Лапин Н. И Модернизация базовых ценностей россиян// Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.3−19.
  87. Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 320 с.
  88. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат. 1990. — 397 с.
  89. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  90. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 1 — С. 3−19.
  91. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.98−104.
  92. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 519 с.
  93. В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 111−116.
  94. В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С.79−87.
  95. П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 118 с.
  96. В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. -М.: Знание, 1986. 64 с.
  97. Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвузов // Социологические исследования. 2003. — № 7. — С. 135−138.
  98. В.А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М., 1981.-276 с.
  99. С.Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 184 с.
  100. Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-232 с.
  101. Молодёжь будущее России: Монография / Ред. И. М. Ильинский, Б. А. Ручкин, П. И. Бабочкин. — М., 1995. — 240 с.
  102. Молодёжь 97: надежды и разочарования. Книга 1. / Ред. кол. -Б.А.Ручкин, П. И. Бабочкин, В. А. Родионов. М., 1997. — 339 с.
  103. Молодёжная политика в современной России: проблемы и пути их решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ- 2001.-№ 10(141).С.1−97.
  104. С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 475 с.
  105. .Д. Личностный смысл как философская категория // Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1992. 175 с.
  106. М.П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. -2002. -№ 7. С.68−77.
  107. JI.K. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.). Барнаул, 1994. — 145 с.
  108. В.Г. Базовые ценности в массовом сознании: ценностные переживания, смысл жизни и отношение к смерти, грех как социальный феномен: Курс лекций. Красноярск, 2002. — 60 с.
  109. В.Г. Концепции смысла жизни в массовом сознании молодёжи. Методология и опыт социологического исследования. Дисс. на соискание уч. степени доктора философских наук. Вильнюс, 1989. — 342 с.
  110. В.Г. Сибиряки: динамика социально-политических ориентаций// Социологические исследования. 1999. — № 8. — С.25−31.
  111. В.Г. Современная социология. Курс лекций. Красноярск, Красноярский государственный университет, 2002. 484 с.
  112. В.Г. Универсумная диагностика российского общества. Красноярск, 2001. 176 с.
  113. В.Г., Гладченко A.A. Социально-политические ориентации сибирской молодежи// Социологические исследования. 1996. -№ 9. — С.95−101.
  114. В.Г., Стариков П. А. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи (от 1987 к 2000 году). Монография. Издательство «Поликом». Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002, 175 с.
  115. В.Г., Стариков П. А. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества // Социологические исследования. 2003. -№.10. — С.96−101.
  116. Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2001. — 368 с.-(Серия «Мастера психологии»).
  117. Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. 2002. -№.10. — С.88−94.
  118. A.A., Подшивалкина В. И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе// Социологические исследования. 1995. — № 11. — С.99−103.
  119. В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986. — 206 с.
  120. С.П. Типы морального сознания молодежи// Социологические исследования. 1997. — № 10. — С.69−78.
  121. JI.E. Социальное самочувствие молодежи// Социологические исследования. 2000. — № 12. — С.50−55.
  122. Петрова Т. Э Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. — 244с.
  123. A.A. От традиционных ценностей к уникальным смыслам// Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 103−119.
  124. О.Б. Постимперская адаптация консервативного сознания: благоприятствующие факторы// Политические исследования. 2001. — № 3. -С.25−33.
  125. A.B., Зуева JI.A. Ценности в политике// Вестник Московского университета. Сер. 12, политические науки. 2000. № 1. — С.3−12.
  126. Проблема смысла в современной зарубежной психологии /образ/. // современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. Реферативный сборник. М., 1988. С.73−100.
  127. Прогнозирование социальных потребностей молодёжи. Ред. Бестужев-Лада И.В. М.: Наука, 1978. — 207 с.
  128. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 3−5 симпозиумов/ Психологический институт Российской Академии образования/ Редкол.: Чудновский В. Э. и др. М.: «Ось-89″, 2000. -336 с.
  129. Психология масс: Хрестоматия/ Редкол. сост. Д.Я.Райгородский- Предисл. Д. Я. Райгородского — Самара: Бахрах — М., 2001 — 591 с.
  130. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия» Хрестоматия по психологии").
  131. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998 — 672с.
  132. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы/ РосАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. М.: Наука, 1993.- 188 с.
  133. В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. Антология. М., 1994.-328 с.
  134. Российская молодежь. Реалии и прогнозы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ 1999. — № 6(94). — С. 1−65.
  135. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-672 с.
  136. С.Л. О смысле жизни. В 2 ч. М., 1927.
  137. Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда// Социологические исследования. 2002. — № 5. — С. 101−107.
  138. .А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.90−97.
  139. В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М.: Знание, 1987.-64 с.
  140. Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С.24−30.
  141. Т.Н. Российские реформы и колебания национального сознания// Социально-политический журнал. 1998. — № 6. — С.36−44.
  142. H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) //Социологические исследования. 2002. — № 1. -С.90−95.
  143. С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи// Социологические исследования. 2002. — № 5. — С. 107−111.
  144. В.Ф. Смысл жизни как аксиологическая функция личности// Человек в зеркале наук. Труды методологического семинара «Человек». Л., 1991. 154 с.
  145. A.B. Христианские ценности и социализация в современной России// Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С.48−56.
  146. Ю.В. О смысле жизни. Баку, 1964. 324 с.
  147. A.B., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социологические исследования. -2003.-№ 1.-С.115−123.
  148. B.C. Идолы и идеалы // Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX века. СПб, 1995. — С. 35−68.
  149. В.Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. Самара: Изд-во СамИКП — СНЦ РАН, 2002. 56 с.
  150. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. — № 10. — С.55−61.
  151. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996.-460 с.
  152. JI.А. Смысл жизни и смысл социального действия // Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992. 314 с.
  153. Л.А. О некоторых подходах к психотерапии смысложизненных ориентаций личности //Мир психологии.-2001.-№ 2.-С.З-15.
  154. М.М. Цель и смысл//Смысл жизни. Антология.М., 1994.-С.70−98
  155. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение М.: Мысль, 1986. — 255 с.
  156. М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания// Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. — С.240−259.
  157. Е.А. Учение Гэ Хуа о дао: человек и природа // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. М.: Наука, 1983. — С.36−56.
  158. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа// Социологические исследования. 2001. — № 6. — С.3−15.
  159. .Т. О парадоксах общественного сознания// Социологические исследования. 1995. -№ 11.- С.3−11.
  160. E.H. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 396 с.
  161. A.A. Логика программы социологического исследования (Учебн. пособие) Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003, — 207 с.
  162. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  163. М.В. Молодёжь в современном российском обществе / М. В. Ушакова, Г. А. Дорофеева. М.: НИИВО, 2001. — 44с.
  164. Философия: Проблема человека в философии: Курс лекций для студентов всех специальностей. Красноярск: КГТА, 1996. — 84 с.
  165. С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 157 с.
  166. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  167. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия: Пер. с нем./ Сост., послесл. и коммент. A.A. Гугнина. М.: Прогресс, 1992. — 569 с.
  168. Э. Иметь или Быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  169. М.А. Массовое общество в XX веке// Социологические исследования. 2001. — № 7. — С.3−12.
  170. М.А. Политика и психология масс// Вопросы философии. -1999.-№ 12.-С.32−42.
  171. В.Е. Социальная направленность личности: некоторые вопросы теории и методики социологического исследования. К.: Политиздат Украины, 1988.-279 с.
  172. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер, 2001. — 608 с.
  173. Н.И. Религиозность молодёжи // Социология молодёжи: Учебник /Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — С.380−412.
  174. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего"// Психологический журнал. Том 16. № 2. 1995. С. 15−26.
  175. В.И. Молодежь в модернизируемом обществе// Безопасность Евразии.- 2001. № 1. — С.137−149.
  176. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве// Социологические исследования. 1998.- № 3. — С.93−99.
  177. В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования. 1994. — № 6. — С.50−57.
  178. М.А. Образы свободы в реформируемой России // Социологические исследования. 2000. — № 2. — С. 29−38.
  179. А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи// Открытая школа. 2001. — № 4. — С.43−45.
  180. А.Е. Место мифа в политической идеологии// Политические исследования. 2003. — № 4. — С.175−180.
  181. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества// Социологические исследования.1997. № 9. — С.41−56.
  182. Юнг К.Г. Избранное/ Пер. с нем. Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузов, М. А. Собуцкий, О.О.Чистяков- Отв. ред. С. Л. Удовик. Мн.: ООО «Поппури», 1998.-448с.
  183. Юнг К. Г. Психология бессознательного/ Пер. с нем. М.: ООО «Издательство ACT" — «Канон+», 2001. 400с.
  184. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-365с.
  185. А.И., Кириллов Н. П. Сознание народа. Томск: изд-во Том. унта, 1999.- 192 с.
  186. .Б. Смысл жизни как интегративная категория // Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Ниж. Новгород, 1992. С.75−98.
  187. Bell D. The end of ideology. N.Y., 1965.
  188. Blumer H. The mass, the public and public opinion. // Readers in public opinion and communication. N.J.: Symon & Shuster, 1950.
  189. Erickson E.H. Life history and historical moment. New York, 1975.
  190. Frank S. Mead the Enciclopedia of Religious Quotations. NJ 1976.
  191. Fromm E. The revolution of hope. Toward a humanized technology. New York, 1968.
  192. Le Bon G. The Crowd. A Study of the Popular Mind. N.Y.: Plenum, 1969.
  193. Lewis C.S. Surprised by Joy: The Shape of My Early Life. NJ 1966.
  194. Maslow A.H. The Father Reaches of Human Nature. Penguin Books 1971.
  195. Marcuse G. One-dimensioned Man. L.: Academic Press, 1964.
  196. McDougall W. The Group Mind. Cambridge: Univ. press, 1920.
  197. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
  198. Ortega у Gasset J. Der Aufstan der Massen. В.: Folk Velgrad, 1959.
  199. Sherif M. The psychology of social norms. N.Y., 1936.
  200. Toffler A. Future shock. New York, 1970
Заполнить форму текущей работой