Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание деятельности в рамках формирующего эксперимента отражалось в программе коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая понималась нами как составная часть авторской системы работы, раскрывала содержание и технологии деятельности в рамках четвертого модуля и включала в себя: целевой компонент, который содержал таксономию целей, отражающих логику поэтапно усложняющейся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Коррекция агрессивного поведения учащихся как цель воспитательной работы в современной школе
    • 1. 1. Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен
    • 1. 2. Анализ агрессивного поведения младших школьников
    • 1. 3. Сущность педагогического взаимодействия и его влияние на личность младшего школьника
  • ВЫВОДЫ по 1-ой ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Апробация авторской системы коррекции агрессивного поведения младших школьников
    • II. 1. Результаты констатирующего эксперимента
    • 11. 2. Моделирование авторской системы работы и программы коррекции агрессивного поведения младших школьников
    • 11. 3. Ход и результаты формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ по II -ой ГЛАВЕ

Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди множества проблем экономического, политического и культурного характера сегодня особенно остро стоит проблема социализации младших школьников, их оптимального саморазвития и самореализации в новом образовательном социуме. Следует отметить, что младшие школьники — одна из наиболее сложных социально-демографических групп общества, специфика которой опосредуется необходимостью одновременного решения большого количества задач, связанных с процессом перехода от детства к школьному обучению, доминированием нового вида ведущей деятельности, освоением широкого спектра социальных ролей (ученик, одноклассник, гражданин), ценностей и норм поведения, усвоением сложных умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в учебно-воспитательном процессе школы.

Современный школьник входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требованияс перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику ребенка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмовс экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, А. В. Мудрик, Ж. Пиаже, Г. А. Цукерман, Д.Б.Эльконин), особенно благоприятным для социализации личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сферам межличностного взаимодействия, а с другой — потерей непосредственности (Л.С.Выготский), развитием элементов произвольности, самоконтроля, символических функций сознания, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.

Таким образом, проблема адекватной подготовки младшего школьника к оптимальному вхождению в социум приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением деятельности школы как социального института общества. Вместе с тем анализ психолого-педагогической, социальной, философской литературы и изучение опыта работы массовой общеобразовательной школы показывают, что в практике современного учебно-воспитательного процесса эта задача решается недостаточно эффективно. Изучение многочисленных фактов свидетельствует, что именно в среде младших школьников происходит наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и резко проявляется агрессивное поведение.

В связи с этим проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста становится одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ Р. Бэрона, А. Басса, П. Брейна, Л. Берковица, К.Бютнера. Д. Долларда, К. Лорэнца, Д. Ричардсона, Р. Селмана, Э. Эриксона.

В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы агрессивного поведения школьников: теоретико-методологические основы агрессии (Ю.М.Антонян, С. А. Беличева, Л. И. Божович, С. Н. Еликолопова, В. В. Знакова, Л. П. Кончина, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн и др.) — анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия (О.С.Газман, Б. Т. Лихачев, В. Б. Сазанов, В. А. Ситаров и др.), социальная детерминированность агрессивного поведения (Л.И.Божович, Н. Д. Левитов, Д.И.Фельдшейн), типология агрессивного поведения школьников (П.П.Бельский, С Я. Беличева, В. С. Братусь, И. А. Невский, П. И. Сидоров, И.А.Фурманов), специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп (К.Джеклин, Э. Маккоби, Н. Ф. Сухарева, С. Фишбах, Н. Е. Устинова, Т.В.Чернова), соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения (Г.А.Аванесов, В. Р. Дольник, К. К. Платонов, З. Фрейд).

Вместе с тем при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований необходимо отметить, что в условиях новой образовательной парадигмы требуется принципиально иной подход к организации жизнедеятельности современного школьника, основанный на приоритете индивидуально-личностного, субъектного начала, направленный на создание условий и средств для оптимального вхождения личности в школьную среду как новый образовательный социум и предусматривающий коррекцию агрессивного поведения младших школьников. В результате этого целый ряд проблем, наиболее актуальных для эффективной социализации младших школьников остается недостаточно разработанным. В их числе: выявление сущности и специфики психолого-педагогического и медико-социального феномена «агрессивное поведение" — раскрытие условий и средств возникновения агрессивного поведения младших школьников в педагогическом процессе современной школыопределение психолого-педагогических механизмов, способных оказать эффективное воздействие на поведение младших школьниковнаучное обоснование системы работы с агрессивными школьниками и разработка на их основе методик коррекции агрессивного поведения личности в период перехода от детства к взрослостиосмысление позиции учителя как организатора процесса социализации младшего школьника в условиях нового образовательного социума.

Наметившееся противоречие между потребностями педагогической практики в целостной системе работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ организации данного процесса в условиях образовательного социума современной школы определило выбор темы исследован и я: «Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников».

Цель исследования — создание системы работы, позволяющей корректировать агрессивное поведение младших школьников в процессе включения их в многоаспектное взаимодействие с педагогами, сверстниками, родителями, общественностью.

Объект исследования — педагогический процесс в начальной школе. Предмет исследования — агрессивное поведение младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс педагогического взаимодействия будет выступать эффективным средством коррекции агрессивного поведения младших школьников, если: педагоги начальной школы рассматривают его как приоритетное направление в организации воспитательной работы с учащимися, их родителями и общественностьюорганизация данного процесса в образовательном социуме современной школы строится на глубокой научно-теоретической базе, раскрывающей сущность и специфику агрессии как психолого-педагогического и биосоциального феноменапедагог, реализующий программу коррекции агрессивного поведения личности, изначально признает младшего школьника субъектом собственного воспитания и развитияпроцесс педагогического взаимодействия младших школьников осуществляется многоаспектно и целостно в рамках системы воспитательной работы школы как института социализации.

В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования: проанализировать сущность психолого-педагогического и биосоциального феномена «агрессивное поведение», выявить специфику его проявления в поведении младшего школьника, социализирующегося в образовательной среде как новом социумеисследовать предпосылки возникновения агрессивного поведения младших школьников, выявить механизмы воздействия на агрессивное поведение личности в период перехода от детства к взрослостиопределить качественные и количественные показатели, позволяющие диагностировать динамику коррекции агрессивного поведения младших школьников в процессе их педагогического взаимодействия в рамках образовательного социума начальной школынаучно обосновать и апробировать на практике систему работы, направленную на организацию многоаспектного взаимодействия младших школьников в различных социумах: «ученик-ученик», «ученик-группа учащихся», «ребенок-группа сверстников», «ученик-учитель», «ученик-группа педагогов», «ребенок-родители», «ребенок-взрослые" — предложить авторскую программу, направленную на коррекцию агрессивного поведения младших школьников, адресованную педагогам начальной школы и родителямразработать программу спецкурса «Коррекция агрессивного поведения личности» и методические рекомендации к нему, адресованные студентам педагогического вуза и практическим работникам школы.

Методологической базой исследования являются: основные положения теории социализации личности (Г.М.Андреева, Э. Дюргейм, И. С. Кон, Дж.К.Коулмен, Ч. Х. Кули, А. Р. Маршал, Дж.Г.Мид,.

A.В.Мудрик, Т. Парсонс, У. И. Томас и др.) — концепция развития субъектности личности в процессе ее саморазвития (А.Маслоу, К. Роджерс, А. В. Петровский, В.А.Петровский) — концептуальные идеи педагогики ненасилия (О.С.Газман, Б. Т. Лихачев,.

B.Б.Сазанов, В. А. Ситаров и др.) — теория социального научения как методологическая основа агрессивного поведения личности (Ю.М.Антонян, Ф. Аллан, А. Басе, Л. Бендер, Л. Берковиц,.

C.А.Беличева, Л. И. Божович, С. Н. Еликолопова, В. В. Знакова, Л. П. Кончина, Дж. Коган, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс взаимопроверяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературыизучение программных документов с целью осмысления научных позиций по проблеме исследованиясравнительный анализ существующих методов корректировки агрессивного поведения личности с целью ориентировки в направлениях психолого-педагогической и медико-социальной работыанализ и синтез результатов поиска в информационно-поисковых системах с целью определения ведущих понятий, комплексной разработки программы и прогнозирования итогов работыабстрагирование и конкретизация, аналогия, теоретическое моделирование.

На центральном этапе исследования велся педагогический эксперимент с целью выявления ключевых характеристик механизма коррекции агрессивного поведения личности, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, ранжирование, использовалась методика независимых характеристик, социометрия, изучение продуктов деятельности) — специальные корректировочные методы (контентный психоанализ, метод ассоциаций, тренинговый диагностический метод).

На заключительном этапе работы в целях обработки информации и интерпретации итоговых результатов применялись методы математической статистики и экспертных оценок для определения достоверности полученных данных и анализа сферы их применения в реальной педагогической практике.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 1997 по 2001 годы на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета, средних школ № 6 и № 18 г. Балашова.

На первом этапе (1997;1998 годы, поисковый эксперимент) шло освоение информационного поля проблемы через систему Интернет, изучение состояния в массовой и инновационной международной и отечественной практике, создание на этой основе базы данных и ресурсов в электронном вариантевыявлялись закономерности агрессивного поведения младших школьниковразрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.

На втором этапе (1998;2000 годы, констатирующий, моделирующий и формирующий эксперименты) научно обосновывалась, моделировалась и апробировалась на практике авторская система работы, направленная на организацию многоаспектного педагогического взаимодействия младших школьников как средства коррекции их агрессивного поведениякоординировалась деятельность педагогов школы и вуза, студентов, учащихся младших классов и их родителейуточнялись цели и задачи исследования.

На третьем этапе (2000;2001 годы, аналитический эксперимент) шла математическая обработка полученных результатовформулировались итоги и выводы, полученные в ходе опытно-экспериментальной работывелась апробация результатов исследования и их внедрение в практику работы вуза и педагогический процесс массовой общеобразовательной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоит в следующем:

1. С позиций междисциплинарного похода проанализированы сущностные, функциональные и структурно-содержательные характеристики феномена «агрессивное поведение» и ряда сопряженных с ним категорийвыявлена специфика агрессивного поведения младших школьников, социализирующихся в образовательном процессе начальной школы как новом социуме.

2. Выявлены психолого-педагогические и биосоциальные предпосылки возникновения агрессивного поведения личности в условиях нового образовательного социумараскрыты механизмы воздействия на агрессивное поведение личности в период перехода от детства к взрослости.

3. На основе критериальной системы и диагностического инструментария определены количественные и качественные показатели, позволяющие оптимально отслеживать динамику коррекции агрессивного поведения младших школьников в процессе их социализации в начальной школе как новом образовательном социуме.

Научно обоснована и апробирована на практике авторская система работы, позволяющая корректировать агрессивное поведение младших школьников средствами включения их в процесс многоаспектного педагогического взаимодействия.

Определено, оптимально выстроено и внедрено в образовательную практику содержание деятельности педагогов школы, реализующих программу коррекции агрессивного поведения личности с позиций признания младшего школьника субъектом собственного воспитания и развития. С позиций теории социального научения разработана, апробирована и реализована в образовательной практике массовой школы система упражнений, направленных на коррекцию агрессивного поведения младших школьников в процессе межличностного взаимодействия в различных социальных системах.

Практическая значимость исследования заключается: в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений, организационно-методических рекомендаций, технологических предписаний и выводов к условиям реальной педагогической практики массовой школыв значимости для школы как института социализации разработанной авторской системы работы и коррекционной программы, позволяющих педагогам-практикам оперативно выявлять агрессивное поведение младших школьников и изменять его в соответствии с предложенными рекомендациямив применимости авторского специализированного курса «Коррекция агрессивного поведения личности» и методические рекомендации к нему в практике работы общеобразовательных школ города и района, в процессе подготовки студентов Балашовского филиала Саратовского государственного университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научной аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследования, повторяемостью устойчивых результатов формирующего экспериментаадекватностью применяемых методов целям и задачам исследованиядлительностью проведения экспериментальной работызначительным объемом эмпирических данных и репрезентативностью выборкиоптимальным соотношением результатов качественного и количественного анализа опытно-экспериментальной практикиоперативным внесением корректив в гипотезувариативной проверкой основных положений и выводовличным опытом работы автора исследования в качестве педагога-психологаапробацией выводов в массовой аудиториишироким внедрением результатов исследования в практику работы массовой общеобразовательной школы и вуза. На защиту выносятся:

1. Комплекс психолого-педагогических и биосоциальных условий и средств, влияющих на агрессивное поведение личности в условиях нового образовательного социума и механизмы коррекции данного поведения в рамках воспитательного процесса начальной школы.

2. Диагностический инструментарий, оптимально замеряющий динамику коррекции агрессивного поведения личности в процессе ее социализации в образовательном социуме.

3. Авторская система работы, направленная на организацию многоаспектного педагогического взаимодействия младших школьников как средства коррекции их агрессивного поведения.

4. Комплексная программа коррекции агрессивного поведения личности, разработанная с позиций теории социального научения.

Апробация и внедрение результатов исследования. По мере проведения исследования его результаты докладывались на ежегодных научнометодических конференциях преподавателей и сотрудников Балашовского педагогического института «Пути совершенствования образовательного процесса» (Балашов, 1998;2001) — региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов» (Саратов, 1999) — межвузовской научно-практической конференции по социальной работе «Социальная работа: опыт и проблемы» (Балашов, 1999) — Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология на рубеже веков: мифы и реальность» (Москва-Уфа, 2000) — региональной научно-практической конференции «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (Балашов, 1999;2001) — обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики Саратовского государственного университета и Балашовского филиала СГУ.

Результаты исследования нашли отражение в десяти научных статьях и тезисах. Материалы исследования использовались в разработке целевого научно-исследовательского проекта по гранту РГНФ «Коррекция агрессивного поведения подростков в общеобразовательной школе» (№ 01−06−61а) — в образовательном процессе БФ СГУ в форме спецкурсов и лекцийв практической деятельности образовательных учреждений г. Балашова и Балашовского района.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, проиллюстрирована схемами, таблицами и графиками.

ВЫВОДЫ ПО И-ой ГЛАВЕ.

Разработка теоретических положений, касающихся психолого-педагогических и медико-социальных аспектов агрессии позволила перейти к опытно-экспериментальной работе по коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая осуществлялась в четыре этапа:

1) констатирующий эксперимент, направленный на выявление характера и уровня агрессивного поведения младших школьников в реальном образовательном процессе средней школы;

2) моделирующий эксперимент, основанный на разработке авторской системы работы и комплексной программы коррекции агрессивного поведения младших школьников;

3) формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась апробация авторской сситемы работы и комплексной программы коррекции агрессивного поведения младших школьников;

4) аналитический эксперимент, направленный на обработку итоговых данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

В ходе констатирующего эксперимента, проводимого на базе 1-го «б» класса СШ № 18, были продиагностированы различные типы агрессивного поведения младших школьников, систематизированы психолого-педагогические и биосоциальные предпосылки данного поведения. Собранный материал позволил выявить исходные психологические характеристики агрессивного поведения младших школьников, качественными критериями которого выступали следующие показатели: частота, характер и сила проявлений агрессивного поведениядоминирующая личностная направленность- —- социальный статус в группе сверстников.

На основе соотношения данных показателей в структуре личности младшего школьника были описаны различные уровни агрессивного поведения: высокий, средний, низкий.

Опытно-экспериментальная система работа по коррекции агрессивного поведения младших школьников осуществляется по четырем направлениям:

1) педагогическое взаимодействие в сфере «учитель-учащиеся» как способ общения педагогов и воспитанников по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем ребенка;

2) педагогическое взаимодействие в рамках сферы «педагог-педагоги» как подготовка будущих учителей к работе по коррекции агрессивного поведения личности;

3) педагогическое взаимодействие в сфере общения «педагоги-родители» как координация усилий по своевременной коррекции агрессивного поведения младших школьников;

4) педагогическое взаимодействие в социальных сферах «ребенок-ребенок», «ребенок-фуппа детей», «ребенок-взрослые» как поэтапная подготовка младшего школьника к адаптации в школьном социуме.

Содержание деятельности в рамках формирующего эксперимента отражалось в программе коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая понималась нами как составная часть авторской системы работы, раскрывала содержание и технологии деятельности в рамках четвертого модуля и включала в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компоненты.

Данные диагностических срезов, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, отражают положительную динамику в изменениях агрессивного поведения младших школьников. Из этого следует, что результаты эксперимента подтверждают эффективность предложенной системы работы по организации педагогического взаимодействия как средства коррекции агрессивного поведения младших школьников, что позволяет считать проведенное исследование успешным.

Ill.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях новой образовательной парадигмы требуется принципиально иной подход к организации жизнедеятельности современного школьника, основанный на приоритете индивидуально-личностного, субъектного начала, направленный на создание условий и средств для оптимального вхождения личности в школьную среду как новый образовательный социум. Вместе с тем анализ психолого-педагогической, социальной, философской литературы и изучение опыта работы массовой общеобразовательной школы показывают, что в практике современного учебно-воспитательного процесса эта задача решается недостаточно эффективно. Изучение многочисленных фактов свидетельствует, что именно в среде младших школьников происходит наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и резко проявляется агрессивное поведение.

При выявлении сущности агрессивного поведения как психолого-педагогического и биосоциального феномена необходимо анализировать следующие подходы: а) этологический, основанный на понимании агрессивного поведения человека и животного как биологической (врожденной) реакции организма на окружающую средуб) психоаналитический, трактующий агрессию как защитный психологический механизм, выводящий отрицательную энергию из организма и направляющий ее в окружающую средув) фрустрационный, объясняющий природу агрессии ситуативным поведением человека на непреодолимые барьеры, стоящие на пути к достижению цели, результатом чего является состояние растерянности (фрустрации) — г) бихевиористский, рассматривающий агрессивность как черту личности, формирующуюся в результате воздействия социальных факторов.

Теория социального научения, разработанная в рамках бихевиористского подхода, позволяет рассматривать агрессивное поведение младших школьников как отклонения в поведении, выступающие формой протеста самоутверждающейся личности против непонимания взрослых и неудовлетворенности своим социальным статусом в школе как новом социуме. С позиций данной теории коррекция агрессивного поведения личности предполагает разрушение неправильно сложившихся стереотипов поведения и освоение нормативных образцов в ходе осуществления определенной деятельности, в качестве которой может выступать педагогическое взаимодействие как обмен воздействиями между участниками педагогического процесса, ведущий к формированию и развитию общественно значимых качеств личности, поскольку выполняет важные воспитательные функции: нормативную, в которой взаимодействие выступает как целенаправленный, специально оргиназованный процесс, направленный на освоение школьниками норм социально-типического поведенияпознавательную, в которой взаимодействие выступает как познавательный процесс, отражающий приобретение школьниками индивидуального социального опытаэмоциональную, в которой взаимодействие выступает как аффективный процесс, отражающий восприятие школьником других людейпобудительную, в которой взаимодействие выступает как способ и средство социального утверждения личности, отражающее реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника.

В ходе констатирующего эксперимента, проводимого на базе 1 -го «б» класса СШ № 18, были продиагностированы различные типы агрессивного поведения младших школьников, систематизированы психолого-педагогические и биосоциальные предпосылки данного поведения. Собранный материал позволил выявить исходные психологические характеристики агрессивного поведения младших школьников, качественными критериями которого выступали следующие показатели: частота, характер и сила проявлений агрессивного поведениядоминирующая личностная направленностьсоциальный статус в группе сверстников.

На основе соотношения данных показателей в структуре личности младшего школьника были описаны различные уровни агрессивного поведения.

Высокий уровень агрессивного поведения характеризуется тем, что агрессия выступает доминирующей формой поведения личности, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими. Социальная изоляция в группе сверстников не воспринимаеется как личностно значимая. Стремление к самоутверждению достигается посредством унижения окружающих.

Средний уровень агрессивного поведения проявляется, когда агрессия выступает как протест на неудовлетворенность низким социальным статусом. В ценностных ориентациях личности преобладает стремление занять лидирующее положение в группе, для достижения чего используются деструктивные формы поведения.

Низкий уровень агрессивного поведения имеет место, когда ситуативные проявления агрессивного поведения выступают как защитная реакция на неадекватный социальный статус. В направленности личности преобладают установки на социально одобряемые ценности.

Опытно-экспериментальная система работа по коррекции агрессивного поведения младших школьников осуществляется по четырем направлениям: а) педагогическое взаимодействие в сфере «учитель-учащиеся» как способ общения педагогов и воспитанников по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем ребенкаб) педагогическое взаимодействие в рамках сферы «педагог-педагоги» как подготовка будущих учителей к работе по коррекции агрессивного поведения личностив) педагогическое взаимодействие в сфере общения «педагоги-родители» как координация усилий по своевременной коррекции агрессивного поведения младших школьниковг) педагогическое взаимодействие в социальных сферах «ребенок-ребенок», «ребенок-группа детей», «ребенок-взрослые» как поэтапная подготовка младшего школьника к адаптации в школьном социуме.

Формирующий эксперимент, направленный на внедрение смоделированной педагогической системы организации педагогического взаимодействия как средства коррекции агрессивного поведения младших школьников, проводился на базе средней школы № 18 г. Балашова, где автор исследования вел цикл лекционных и практических занятий для педагогов, осуществлял педагогическое консультирование родителей, координировал деятельность студентов в их работе с учащимися, учителями, родителями.

Параллельно с этим в соответствии с целями опытно-экспериментальной работы была организована учебная деятельность студентов педагогического факультета БФ СГУ, где автор исследования вел специальные дисциплины педагогического цикла («Коррекционная педагогика») — разрабатывал авторские программы дисциплин психолого-педагогического блока, в которых укрупнялись понятия, связанные с выявлением сущности агрессивного поведения как психолого-педагогического и биосоциального феномена и выявления специфики его проявления у младших школьниковвел авторский специализированный курс «Коррекция агрессивного поведения личности" — руководил педагогической практикой студентов.

Содержание деятельности в рамках формирующего эксперимента отражалось в программе коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая понималась нами как составная часть авторской системы работы, раскрывала содержание и технологии деятельности в рамках четвертого модуля и включала в себя: целевой компонент, который содержал таксономию целей, отражающих логику поэтапно усложняющейся деятельности младших школьниковсодержательный компонент, который был направлен на отработку навыков межличностного взаимодействия и на освоение системы умений, необходимых младшему школьнику в преодолении проблем, связанных с тремя основными группами задач, решаемыми школой как социальным институтом общества: естественно-культурныхсоциально-культурныхсоциально-психологическихтехнологический компонент, который был ориентирован на становление рефлексивных механизмов личности младшего школьника и содержал систему специально подобранных упражнений, выступающих в качестве социально-психологического тренингадиагностический компонент, который содержал систему тестовых методик, выступающих контрольными срезами на каждом этапе опытно-экспериментальной работы и позволяющих определить качественные и количественные показатели, адекватно отражающие динамику коррекции агрессивного поведения младших школьников в процессе их педагогического взаимодействия в рамках образовательного социума начальной школырезультативный компонент, который отражал динамику позитивных изменений в поведении личности, соответствующих логике продвижения по уровням агрессивного поведения младших школьников: высокий, средний, низкий.

Данные диагностических срезов, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, отражали положительную динамику в изменениях агрессивного поведения младших школьников.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной системы работы по организации педагогического взаимодействия и программы коррекции агрессивного поведения младших школьников, что позволяет считать проведенное исследование успешным. Вместе с тем, следует отметить, что на завершающем этапе экспериментальной работы наблюдался определенный разброс в уровне агрессивного поведения младших школьников. Значительное число учащихся (9 чел.— 33%) не достигло уровня нормы в поведении, что, на наш взгляд, связано с невозможностью решения данной проблемы только в условиях школьного социума.

В ходе работы над исследованием, носящим теоретико-прикладной характер, наметился ряд проблем, требующих дальнейшего научно-теоретического осмысления и технологического обеспечения. Среди них наиболее перспективной представляется разработка комплексной программы коррекции агрессивного поведения школьников, объединяющей усилия различных социально-педагогических институтов региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология, М.: Издательский центр «Академия" — Раритет, 1997.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987.
  3. М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении, -М., 1968.
  4. М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень. 1985.
  5. .Г. Избранные психологические труды. 1996.
  6. А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  7. А. В. материалистические / постматериалистические ценности в России // Социс. — 1994. — № 11
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  9. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль. 1979.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984.
  11. П.Асмолов А. Г. Личность- психологическая стратегия воспитания. М.: Педагогика. 1985.
  12. Е.З., Нежнова Т. А. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста.— М.:Педагогика, 1988.
  13. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 1. —М.: „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.
  14. А.С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во. 1981.
  15. С. А. Основы превентивной психологии. „Соц. здоровье России“, М. — 1993. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1991.
  16. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  17. JI.A. Восприятие человека человеком. Л.:Изд-во ЛГУ, 1965.
  18. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  19. А.А. Личность и общение. М., 1994.
  20. Л.И. Психология формирования личности, М., 1995.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  22. Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 1987.
  23. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ. 1982. -№ 1. Сер. 14 Психология.
  24. Н., Ричардсон Д. Агрессия.-С-Пб.-1997.
  25. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Просвещение. 1991.
  26. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
  27. А. П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социс. — 1993. — № 4.
  28. В мире подростка. М.: Медицина. 1980.
  29. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979.
  30. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. Вопросы психологии школьника // Известия АПН РСФСР /Под ред. Л. М. Божович. -М. 1951-Вып. 36.
  31. Л.С. Проблема развития ребенка в исследовании Арнольда Гсзелла// А. Гезелл. Педология раннего возраста М. -Л. 1932.
  32. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  33. Л.С. Собр. соч., Вбт.-М., 1982.-Т.1
  34. Л.С. Собр. соч., Вбт.-М. 1983. -Т.З
  35. Л.С. Собр. соч., В б т. М&bdquo- 1984. — Т.4
  36. Я. И. Социология девиаитного поведения и социального контроля. // Мир России. — 1997. — № 1.
  37. Ф.В. Влияние психологических особенностей подросткового возраста на отклоняющееся поведение несовершеннолетних // Психолого-педагогические проблем» предупреждения педагогической запущенности школьников. М.: Педобщество РСФСР. — 1978.
  38. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга, 1974.
  39. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. д-ра. пси-хол. наук. М., 1979.
  40. .А. Творческий потенциал свободного времени // Коммунист, 1980. № 2.
  41. А.П. Осознание нравственно-педагогических качеств личности школьниками 5 7 кл. — М., 1991.
  42. В.В., Эльконин Д. Б., Фельдштейн Д. И. (ред.). Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. М.: Изд-во АПН СССР, 1975.
  43. В.В. Личности надо «выделаться» //С чего начинается личность. -М.: Политиздат, 1979.
  44. В.В., Зинченко В. П. Принципы развития в психологии// Вопросы философии, 1980.-№ 12.
  45. А.И. Принципы социально-психологического анализа групповой сплоченности // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  46. Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками // Вопросы психологии личности школьника /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  47. Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Отв. ред. И. А. Невский. М., 1969.
  48. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1982. — № 2.
  49. Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение. 1979.
  50. Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. 1975. — № 1.
  51. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. -1983.-№ 1.
  52. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1973. — № 3.
  53. С. Н. Дети и психология агрессии.//Школа здоровья.-1995.-№ 3.
  54. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 4.
  55. А.Ф. Классификация личностей / Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищсва. Петроград: Государственное издательство, 1921.
  56. Н.Д. Психологические особенности подростка. М.: Изд-во АПН РСФСР. -М. 1954.
  57. Н.Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М., 1961.
  58. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. — № 6.
  59. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  60. Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.1972. № 6.
  61. К. Культура работы // Знание-сила. 1984. -№ 3.
  62. К. Акцентуирование личности.: Пер. с нем. Киев, 1981.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М, 1977.
  64. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  65. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника // Сборник науч. трудов /Ред. М. И. Лисина. М., 1974.
  66. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
  67. И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несовершеннолетних и пути их предупреждение. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Киев, 1973.
  68. Х.И. Групповая работа на уроках.— М.: Просвещение, 1975.
  69. .Ф. Проблема общения в психологии.— М.: Педагогика, 1981.
  70. К. Агрессия. М., 1994.
  71. А.С. Соч.: В 7 т. М.: Изд-во АПН РСФ 1959- 1960.-Т.1.
  72. Н.С. Социально-психологические причины трудного детства // Дети с отклонениями в поведении / Отв. ред. И. А. Невский. М., 1968.
  73. Ф.С. Подросток и свободное время. М., 1991.
  74. В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. М. 1988. — Т.9. -№ 1.
  75. А.В. Общение школьников.— М.:3нание, 1987.
  76. B.C. Возрастная психология. М., Издательский центр «Академия», 1997.
  77. МясищевВ.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1960. -Т.2.
  78. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  79. Н.И. Становление личности ребенка шести-семи лет.-— М.:Просвещение, 1985.
  80. Н.Н. Межличностные отношения. -Л. 1979.
  81. В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук.
  82. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  83. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.
  84. Г. М. Становление развернутых взаимоотношения подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979.
  85. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  86. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
  87. А. М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  88. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М. 1987.
  89. Проблемы психологии современного подростка.: Сб. науч. тр./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1982.
  90. Психологические механизмы регуляции социального поведения.: Сб. статей / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. И. Шорохова. М.: Наука, 1979.
  91. Психологические условия и механизмы воспитания подростков.: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1983.
  92. Психология формирования и развития личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1981.
  93. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
  94. Психологическое изучение детей в школе-интернате /Под ред. Л.И. Божо-вич. М., 1960.
  95. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.| Петровского. М. 1979.-261 с.
  96. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  97. Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Ф. М.: Лист. —1996.
  98. Психология личности и образ жизни.: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
  99. М. Помощь трудным детям. М., 1978.
  100. А.А. «Агрессия и агрессивность личности». // Психологический журнал. 1993. — № 5.
  101. М.В., Фаин А. П. Демонстративность поведений участников неформальных объединений // Советская педагогика. 1988. — № 7.
  102. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946.
  103. С. П. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1998.
  104. И.А. Формирование взаимоотношений у детей в совместной продуктивной деятельности.— М.: Наука, 1983.
  105. Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982.
  106. Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1991. — № 1.
  107. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990.
  108. Е.И. Возрастные особенности соотношений ориентации на самооценку и на оценку другими людьми / / Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. 1966.
  109. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраста // Вопр. психологии. 1986. — № 2.
  110. . И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной деятельности // Вопр. психологии. 1981. — № 4.
  111. А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1979.
  112. Л.С. Дети с аффективным поведением. М. Просвещение, 1969.
  113. Н.Г. Психология трудного подростка. Рига: Знание, 1980.
  114. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  115. Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
  116. Справочные пособия по социальной работе /А. С. Алексеева, П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлака и др.- Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. — М.: Юристь, 1997.
  117. Словарь-справочник по психодиагностике /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.- Отв. ред. Крымский С. Б. — Киев: Науч. думка, 1989.
  118. Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. доктора исторических наук, профессора Е. И. Холостовой.--М.: Юристъ, 1997.
  119. Социальная работа: Словарь-справочник /Под ред. В. И. Филоненко. Сост. Е. И. Агапов, В. И. Акопов, В. Д. Альперович, А. О. Бухановский и др. —М.: «Контур», 1998.
  120. В.А. Духовный мир школьника. М. Учпедгиз, 1961.
  121. В.А. О воспитании. М.: Политиздат 1973.
  122. В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972.
  123. Теория и методика социальной работы (краткий курс). — М.: издательство «Союз», 1994.
  124. Н.И. О роли биологических и социальных факторов в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Отв. ред. И.А. Невский-М., 1968.
  125. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных основ личности в подростковом возрасте. Душанбе: Ирфон, 1966.
  126. Д.И. Трудный подросток. Душанбе 1972.
  127. Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973.
  128. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.
  129. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопр. психологии. 1981. — № 6.
  130. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности. М.: Педагогика, 1982.
  131. Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии. -1984. № 2.
  132. Фельдштейн Д. И, Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопр. психологии. 1983. — № 1.
  133. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  134. Г. Н. Воспитание личности школьника. М., 1985.
  135. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд-е. — М.: Политиздат, 1986.
  136. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Педагогика, 1981.
  137. Н.Э. Особенности развития моральных суждений V младших школьников и подростков // Сов. педагогика. 1973. — № 3.
  138. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.
  139. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. В 2-х т. М.: Госиздат, 1922. -Т.1.
  140. И. А. Детская агрессивность,-Минск.- 1996.
  141. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.- Т. 1
  142. В. Человек и агрессия. М., 1973.
  143. С.И. Диалог как основа педагогического общения // Вопр. псих.-1991.-№ 1.
  144. А. Н. Социология отклоняющегося поведения. // Социс. — 1994. — № п.
  145. Цукерман Г. И. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.
  146. И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977.
  147. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
  148. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. — № 4.
  149. Д.Б. Избранные психологические труды, 1996.
  150. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.
  151. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  152. С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.
  153. В.А. К вопросу о критерии оценки личности школьника и процесса воспитания // Советская педагогика. 1974.-№ 11.
  154. В.А. Вопросы методики изучения нравственных качеств // Советская педагогика. 1976. — № 8.
  155. В.А. Воспитательные возможности ученического коллектива на разных уровнях развития // Советская педагогика. 1979. — № 6.
  156. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. псих.- 1989.-№ 6.
Заполнить форму текущей работой