Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода
Элементарная физика для учащихся предстает в двух компонентах. Во-первых, учащийся как бы поднимается по историческим ступеням познания мира, начиная с механики Галилея и Ньютона до законов атомной и ядерной физики. Здесь путь науки раскрывается ему как преодоление противоречий между исторически сложившимися взглядами на природу и новыми фактами о её свойствах. Во-вторых, при знакомстве… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Формирование мышления на основе методов познания
- 1. 1. Учебно-исследовательская деятельность в реализации целей 11 и задач современного образования
- 1. 2. Учебная исследовательская деятельность
- 1. 3. Формирование исследовательских умений при решении 31 исследовательских задач
- 1. 4. Исследовательский метод обучения физике и его роль в 45 формировании системного мышления
- ГЛАВА II. Учебный исследовательский эксперимент
- 2. 1. Эксперимент в школьном курсе физики
- 2. 2. Определение исследовательского эксперимента и его 63 функции
- 2. 3. Место исследовательского эксперимента в преподавании 78 физики
- 2. 4. Разработка учебного исследовательского эксперимента как 87 направление модернизации системы школьного физического эксперимента
- ГЛАВА III. Методика проведения учебного исследовательского эксперимента и оценка уровня сформированности системного мышления
- 3. 1. Методика выполнения учебного исследовательского 99 эксперимента по физике
- 3. 2. Диагностика системного мышления в учебно- 110 исследовательской деятельности
- 3. 3. Результаты педагогического эксперимента
Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное обучение физике, начиная со школы, становится площадкой вовлечения учащихся в естественнонаучные проекты, ареной конкурентной борьбы развитых стран за воспроизводство высоких технологий, подготовку кадров для этой сферы. По мнению ученых-методистов и ведущих ученых преподавателей «Образование по физике формирует личность, готовую к восприятию и выработке новых идей р современном мире» [7, 86, 99].
Элементарная физика для учащихся предстает в двух компонентах. Во-первых, учащийся как бы поднимается по историческим ступеням познания мира, начиная с механики Галилея и Ньютона до законов атомной и ядерной физики. Здесь путь науки раскрывается ему как преодоление противоречий между исторически сложившимися взглядами на природу и новыми фактами о её свойствах. Во-вторых, при знакомстве с фундаментальными законами природы наука предстаёт перед учащимся уже не как историческая последовательность шагов познания, а как стройная единая система описания мира, основанная на фундаментальных универсальных понятиях симметрии и законов сохранения. Это сочетание двух компонентов учебного процесса и вырабатывает системное мышление и универсальную приспособляемость к окружающим социальным, политическим и техногенным условиям.
Адекватный аппарат решения познавательных задач, а также развития творческих, коммуникативных, рефлексивных качеств личности заключает в себе отработанная веками методология научного поиска, критерием истинности в которой выступает эксперимент. Сказанное свидетельствует о необходимости целенаправленного обучения школьников общим и специальным методам познания окружающего мира, логике и этапам научного познавательного процесса и, в конечном счете, целостной исследовательской деятельности с обязательным включением эксперимента.
Однако в последние годы наблюдается негативная тенденция. Во-первых, отмечается ухудшение экспериментальной составляющей обучения. В школе используется пассивный учебный эксперимент, преобладает «меловой» способ изложения. Логика и методика эксперимента близка к репродуктивной, продуктивный эксперимент используется крайне редко. Во-вторых, наблюдается сокращение бюджета времени на изучение физики. От этого страдает наиболее ценная составляющая естественнонаучного образования: наблюдение явлений, проведение опытов, выполнение лабораторных работ, решение задач. В-третьих, неутешительными выглядят результаты выполнения единого государственного экзамена по физике в части соответствующей уровню, содержащему контрольно-измерительные материалы по общеобразовательной школе и, как правило, учащиеся не приступают к выполнению заданий с применением физических знаний в новой ситуации.
В результате такие элементы учебной деятельности, как наблюдение явлений, проведение опытов, выполнение лабораторных работ, решение задач, соответствующие исследовательской компоненте процесса обучения физике, вытесняются. Однако эти элементы служат четким целям, достижение которых необходимо для:
— формирования навыков проведения исследований;
— понимания роли в научном познании, наблюдений, гипотез, теоретических выводов и экспериментов;
— применения экспериментального метода познания, включая опыт самостоятельного проведения экспериментов.
В этой связи сегодня особенно актуально привлечение обучающихся на разных ступенях образования к исследовательской деятельности, которая развивает способности к продуктивной деятельности (конструкторские, проектные, аналитические и др.), формирует самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышленияформирует умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи.
Значительным образом в разработке данного направления по развитию исследовательской деятельности и мышления учащихся служит применение исследовательского эксперимента на уроках физики. Исследовательский эксперимент является составной частью исследовательского метода. Он же, в свою очередь, относится к числу так называемых продуктивных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся и позволяющих планомерно и целенаправленно их формировать.
Исследовательский метод, как показывает проведенный нами анализ, не получил необходимого распространения в педагогической практике. Данный метод применяется, как правило, при подготовке к олимпиадам различного уровня, и в работе с профильными физико-математическими классами. Применение его в общеобразовательной школе практически отсутствует, так как не разработана методика его широкого использования. Нет систематизированной методики применения теоретических и экспериментальных заданий, направленных на развитие системного мышления. Существуют лишь отдельные авторские методические разработки [22,48,91,97,106,127].
Возникает противоречие между стандартными методиками обучения, ориентированными на репродуктивные методы обучения и потребностями формирования системного мышления учащихся, которые предполагают внедрение в широкую педагогическую практику новых методик обучения. Актуализируется потребность в средствах развития системного мышления для естественнонаучных дисциплин, в частности, физики. Основой разработки таких средств должен выступить исследовательский метод обучения. В тоже время реализация данного метода затрудняется отсутствием экспериментальных заданий такого же типа.
Таким образом, проблема формирования системного мышления с учетом современных методических, дидактических и психолого-педагогических требований, разработка соответствующих методик его развития в учебном процессе обусловливает актуальность темы исследования: формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода.
Цель исследования заключается в обосновании и разработке методики формирования системного мышления учащихся на основе учебных экспериментальных работ исследовательского характера.
Объект исследования — процесс обучения физике в старших классах средней школы.
Предмет исследования — формирование системного мышления учащихся на основе учебного исследовательского эксперимента.
Гипотеза исследования. Формирование системного мышления и навыков научно-исследовательской деятельности будет эффективным, если процесс обучения физике в старшей школе строить в логике научного метода познания на основе учебного исследовательского эксперимента, проявляющего структуру физической системы.
Для достижения поставленной цели был поставлены задачи:
1. Проанализировать и систематизировать научную, научно-методическую и специальную литературу по учебному исследовательскому эксперименту.
2. Изучить состояние проблемы формирования системного мышления учащихся общеобразовательных школ.
3. Сконструировать экспериментальные образцы приборов для выполнения заданий исследовательского характера.
4. Составить задания по формированию системного мышления на основе результатов учебного исследовательского эксперимента.
5. Разработать методику решения теоретических и экспериментальных заданий исследовательского характера.
6. Провести апробацию методики на уроках физики.
Методологической основой исследования послужили работы ряда отечественных и зарубежных ученых в области образования (В.И. Загвязинский, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, и др.) — в области педагогики и педагогической психологии (А.В. Брушлинский, Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, В. А. Сластенин, и др.) — методики обучения физике (Э.М. Браверман, С. Е. Каменецкий, И. Я. Лернер, В. Н. Мощанский, Н. С. Пурышева, Е. А. Румбешта и др.) — исследовательского физического эксперимента (И.З. Вакс, Ж. С. Камкиев, А. Ф. Ковалевский, В. Н. Савинцев, В. И. Свиридов, М. И. Старовиков, В. Ю. Шумилин, и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— анализ нормативной, психолого-педагогической и методической литературы, относящийся к объекту исследования, выполняемый с целью определения актуальности исследуемой проблемы и ее теоретических основ;
— анализ результатов краевых, областных школьных олимпиад, анкетирование учителей физики, анализ собственного педагогического опыта осуществляемые с целью выяснения значимости в учебном процессе организации такой формы учебно-исследовательской деятельности как исследовательский экспериментреального состояния уровня профессионально-методической подготовки учителей физики в исследуемой областиорганизация и проведение педагогического эксперимента, проводимого с целью проверки эффективности использования разработанных материалов;
— обработка данных педагогического эксперимента с применением методов математической статистики, их анализ и теоретическое обоснование, выполняемые с целью выявления уровня достоверности полученных результатов и возможности их дальнейшего использования в практической работе.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— обоснована возможность формирования системного мышления и развития умений научно-исследовательской работы в процессе обучения физике, посредством учебного исследовательского эксперимента;
— показана эффективность формирования системного мышления на основе проявления структуры материальных электрических схемвыявлены критерии, позволяющие определить уровни сформированности системного мышления при использовании метода черного ящика.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— выявлены основания формирования у учащихся системного мышления и умений научно-исследовательской деятельности;
— разработана методика формирования системного мышления и развития исследовательских умений учащихся, основанная на учебном эксперименте типа «черный ящик».
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны экспериментальные и теоретические задания исследовательского характера;
— сконструированы экспериментальные образцы скрытых физических систем (черные ящики);
— разработаны методические рекомендации по формированию системного мышления и навыков научно-исследовательской деятельности;
— составлены методические рекомендации по диагностике уровней сформированности системного мышления и навыков научно-исследовательской работы.
На защиту выносятся:
Методика формирования у учащихся системного мышления и навыков научно-исследовательской деятельности, основанная на экспериментальных и теоретических заданиях исследовательского характера.
Комплекс экспериментальных заданий по формированию системного мышления на основе метода «черного ящика», комплекс теоретических заданий по анализу результатов учебного исследовательского эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности разработанной методики.
Достоверность и обоснованность данного исследования обеспечивается опорой на фундаментальные исследования по педагогике, психологии и методике обучения физикеанализом проблемы формирования системного мышления у учеников старшей школы в процессе обучения физикерезультатами экспериментального исследования по внедрению разработанной методики в практику обучения физике в школеприменение методов математической статистики при обработке результатов экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе исследования проанализирован и систематизирован научный и научно-методический материал по учебному исследовательскому эксперименту.
Обоснована проблема формирования системного мышления и навыков • научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике.
Сконструированы экспериментальные образцы приборов для выполнения заданий исследовательского характера.
Составлены задания по формированию системного мышления на основе результатов учебного исследовательского эксперимента.
Разработана и реализована методика решения теоретических к экспериментальных заданий исследовательского характера, позволяющая эффективно формировать у учащихся системное мышление и навыки научно. исследовательской деятельности.
Результаты научного исследования могут быть использованы методистами при организации курсов повышения квалификации учителей физики, преподавателями физики, в системе профессионально-технического образования, на курсах по подготовке к поступлению в вузы.
Список литературы
- Алексеев, П.В. Философия Текст.: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: ТЕИС, 1996. — 504 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: учеб. пособие / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 257 с.
- Андреев, A.M. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / A.M. Андреев // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19−27.
- Андреев, И.Д. Диалектическая логика Текст.: учеб. пособие / И. Д. Андреев. М.: Высшая школа, 1985. — 367 с.
- Арсенова, С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки Текст.: дисс.. канд. пед. наук / С. П. Арсенова. -М., 1990. 197 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Баранов A.M. Возможно ли фундаментальное образование без физики? // Университетская жизнь. Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2005. -№ 2(788).
- Берулова, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Текст.: монография / Г. А. Берулова- Бийский гос. пед. ин-т Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.-240 с.
- Берулова, Г. А. Психология естественнонаучного мышления: Теоретико-экспериментальное исследование Текст. / Г. А. Берулова- Томский гос. ун-т. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. 185 с.
- Бершадская, Е.А. Какие общенаучные методы должны быть предметом изучения Текст. / Е. А. Бершадская // Школьные технологии. 2004. -№ 1.- С. 3−10.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов Текст.: учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989.- 135 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 8−14.
- Борисова, И.П. Модернизация материально-технической базы Текст. / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2002. — № 6.
- Борисова, И.П. Современный кабинет физики Текст. / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 1. С. 70−75.
- Борисова, И.П. Современный кабинет физики Текст. / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 2. С. 72−83.
- Борисова, И.П. Современный кабинет физики Текст. / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. — № 3. С. 74−85.
- Борисова, И.П. Социальное партнерство необходимый инструмент в развитии материально-технической базы системы образования Текст. / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2003. — № 3.
- Братченко, C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) Текст. / СЛ. Братченко. М.: Смысл, 1999.- 137 с.
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
- Булаева, О.В., Румбешта Е. А. Метод проектов и организация проектной деятельности учащихся по физике Текст.: учеб.-метод. пособие / О. В. Булаева, Е.А. Румбешта- Томский гос. пед. ун-т.
- Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 72 с.
- Бухвалов, В.А. Технологии работы учителя-мастера Текст.: учеб,-метод. пособие / В.А. Бухвалов- Рижский пед. центр «Эксперимент» -Рига: Изд-во РПЦ, 1995. 169 с.
- Вакс, И.З. О нестандартных экспериментальных задачах для VII класса Текст. / И. З. Вакс // Физика в школе. 1977. — № 2. — С. 39−40.
- Вахтомин, Н.К. Генезис научного знания Тескт. / Н. К. Вахтомин. -М.: Наука, 1973.-286 с.
- Володарский, В.Е. Развитие мышления учащихся в работе с физическими задачами Текст. / В.Е. Володарский- Новокузнецкий институт повышения квалификации. Барнаул-Новокузнецк: Изд-во АГУ, 1996.-267 с.
- Выготский, JI.C. Психология личности Текст. / JI.C. Выгодский- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. — 1008 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выгодский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
- Гальперин, П.Я. Лекции по психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: КДУ, 2005. — 400 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Гиндикин, С.Г. Рассказы о физиках и математиках Текст. / С. Г. Гиндикин. 2-е изд. — М.: Наука, 1985. — 192 с.
- Гинецинский, В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии Текст. / В. И. Гинецинский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 144 с.
- Грошев, В.И. Система организации научно-исследовательской работы студентов Текст. / В. И. Грошев, И. Я. Макаров // Студенческое научное творчество. 1968. — № 3.
- Грученко, Г. И. Впервые министр просвещения СССР ученый-химик.
- Этюды по методике естествознания Текст. / Г. И. Грученко. СПб.: Академ-Принт, 2001. — С. 19−28.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1. Механика, молекулярная физика, основы электродинамики / под ред. А. А. Покровского. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
- Дзугкуева, М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста Текст.: дисс.. канд. психол. наук. / М. Г. Дзугкуева. М., 1999.- 187 с.
- Дистервег, А. Собр.соч. Текст. / А. Дистервег. М., 1961. — Т.2. — С. 68.
- Егоров, Д. Парта с подоплекой. И у нас в России есть разработки в области учебного- оборудования Электронный ресурс. // www.ug.ru. Информационный сайт «Учительской газеты».
- Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.
- Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с. [9]
- Знания Текст. // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1. -С. 331.
- Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системностизнаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978.- 128 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О.В. Соколова- Омский гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.- 101 с.
- Иодко, А.Г. Формирование у учащихся исследовательской деятельности в процессе обучения химии Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / А. Г. Иодко. М. 1984. — 182 с.
- Исследовательский метод Текст. // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 386−387
- Исследовательский принцип в обучении Текст. // Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / Гл.ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т.2. — С. 287−290.
- Камкиев, Ж.С. Задания по исследованию «черных ящиков» Текст. / Ж. С. Камкиев, Шумилин В. Ю. // Физика в школе. 1984. № 1. — С. 4950.
- Карасова, И.С. Изучение фундаментальных физических теорий в средней школе Текст.: учеб. пособие / И.С. Карасова- Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1991. — 103 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. -М.: Арена, 1994. 224 с.
- Кларин, В.М. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем Текст. / М. В. Кларин // Школьные технологии. 2004. — № 1. — С. 11−24.
- Копнин, П.В. Диалектика как логика и теория познания Текст. / П. В. Копнин. И.: Наука, 1973. — 324 с.
- Кохановский, В.П. Философия для аспирантов Текст.: учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи. 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей Текст. / В.В. Краевский- Чувашский гос. ун-т. -Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. 244 с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Критическое мышление Текст. // Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / Сост. Роберт Артур. М.: Изд-во ACT- Изд-во Вече, 2003. — Т. 1 -592 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1970. — 156 с.
- Купавцев, А.В. Деятельностная альтернатива в образовании Текст. / А. В. Купавцев // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 27−33.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 122−130.
- Лекционные демонстрации по физике Текст. / М. А. Грабовский, А. Б. Млодзеевский, Р. В. Телеснин, М. П. Шаскольская, И.А. Яковлев- под ред. В. И. Ивероновой. 2-е изд., перераб. — М.: Наука, 1972. — 639 с.
- Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сб. статей
- Электронный ресурс. М.: Издание МГДД (Ю)Т, 2003. www.researcher.ru
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1974. — 187 с.
- Лидсней, Г. Творческое и критическое мышление Текст.: хрестоматия по общей психологии / Г. Лидсней, К. Халл, Р. Томпсон- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. -272 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. СПб/ Питер, 2003.-592 с.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе Текст. / Р. И. Малафеев. -М.: Просвещение, 1991. 127 с.
- Матюшкин, А.И. Актуальные проблемы психологии в высшей школе Текст. / А. И. Матюшкин. М.: Знание, 1977. — 498 с.
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1987. — 187 с.
- Митрош, О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ Текст.: дисс.. канд. пед. наук / О. И. Митрош. Минск, 1993.- 177 с.
- Мощанский, В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики Текст. / В. Н. Мощанский. М.: Просвещение, 1989. -192 с.
- Мултановский, В.В. Развитие мышления учащихся в курсе физики Текст.: учеб. пособие / В.В. Мултановский- Кировский гос. пед. ин-т. -Киров: Изд-во КГПИ, 1976. 80 с.
- Новиков, A.M. Применение технических средств в процессе производственного обучения Текст. / A.M. Новиков. М.: Высшая школа, 1979. — 71 с.
- Оконь, Б. Основы проблемного обучения Текст. / Б. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике Текст. /М: Дрофа, 2001.-192 с.
- Песоцкий, Ю.С. Оборудование кабинетов и технология обучения Текст. / Ю. С. Песоцкий, Н. Н. Желтухина, О. А. Поваляев, Г. Г. Никифоров, В. Н. Лаврова // Школьные технологии. 2005. — № 6. — С. 192−207.
- Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике Текст.: монография / А.В. Петров- Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.-261 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды Текст.: пер. с англ. и фр. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
- Подласый, И.П. Педагогика Текст.: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. 2-е изд., испр. — М.: Наука. Глав. ред. физ.-мат. лит., 1975. -464 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-303 с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.2. — Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям // Сост. и под. ред. Э. М. Браверманн. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005. — 272 с.
- Пульбере, А.И. Мониторинг качества знаний в условиях личностноориентированного образования Текст. / А. И. Пульбере // Педагогика. -2005,-№ 9.-С. 33−36.
- Разумовский, В.Г. Проблемы естественно-научного образования школьников Текст. / В. Г. Разумовский // Материалы научно-общественного семинара ФИАН. 2004. — Вып.5.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Разумовский, В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение Текст. / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 463 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: ПитерКом, 1999. — 720 с.
- Румбешта, Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе Текст.: Монография / Е.А. Румбешта- Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.-248 с.
- Савинцев, В.Н. Экспериментальные задачи с элементами исследования при изучении электрических цепей Текст. // Физика в школе. 1979. -№ 6. — С. 62−64.
- Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 111 с.
- Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Синенко В. Я. Новосибирск, 1995. — 389 с.
- Изд-во ТГПУ, 2004. С. 16−20.
- Сластенин, В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин. М.: Педагогика, 1982. — 387 с.
- Сластенин, В.А. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Солодухин, Н.А. Методы науки и методы обучения физике Текст. / Н. А. Солодухин // Физика в школе. 1987. — № 1. — С. 33−34.
- Старовиков, М.И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения Текст.: монография / М. И. Старовиков. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. -318с.
- Старовиков, М.И. Методология ученического эксперимента Текст. / М. И. Старовиков // Наука и школа. 2003. — № 2. — С. 47−52.
- Старовиков, М.И. Цикл научного и учебного исследования Текст. / М. И. Старовиков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. 2005. — № 13. — С. 242−246.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н.Ф.
- Талызина- Московский гос. ун-т. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 342 с.
- Теоретические основы содержания общего образования Текст. / под. ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теория и методика физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Академия, 2000. 368 с.
- Тилтинь, Э.Ж. Развитие творческого мышления учащихся Текст. / Э. Ж. Тилтинь // Физика в школе. 1979. — № 1. — С. 23−25.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования: физика: нормативный документ Электронный ресурс. // www.ed.gov.ru
- Усова, А.В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике Текст. / А. В. Усова, З.А. Вологодская- Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 126 с.
- Усова, А.В. Практикум по решению физических задач Текст.: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. -М.: Просвещение, 1992. 208 с.
- Усова, А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное Текст. / А.В. Усова- Челябинский гос. пед. ун-т. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2000. 221 с.
- Усова, А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций Текст. / А. В. Усова. Спб.: Медуза, 2002. — 157 с.
- Усова, А.В. Учись Самостоятельно учится Текст.: учеб. пособие для учащихся школы / А. А. Усова, В.А. Беликов- Челябинский гос. пед. унт, Магнитогорский гос. пед. ин-т. Челябинск-Магнитогорск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 123 с.
- Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров. -М.: Просвещение, 1988.- 112 с.
- Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе Текст.: дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 227 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1949.-Т.7.-С. 132.
- Философия Текст.: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 576 с.
- Философия и методология науки Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи Текст. / Л. М. Фридман, Е. А. Турецкий. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 297 с.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классахобщеобразовательных учреждений Текст.: кн. для учителя / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин [и др.]- под ред. В. А. Бурова, Г. Г. Никифорова. -М: Просвещение, 1996. 368 с.
- Хорошавин, С.А. Демонстрационный эксперимент по физике в школах с углубленным изучением предмета: Механика, молекулярная физика Текст.: кн. для учителя / С. А. Хорошавин. М.: Просвещение, 1994. -368 с.
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС, 2005. — 383 е.]
- Хуторской, А.В. Методы эвристического обучения Текст. / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 233−243.
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Черкавский, Н.И. Способ формирования навыков научного исследования Текст. / Н. И. Черкавский // Физика в школе. 1985. -№ 6.-С. 44−45.
- Чернов, А.П. Мысленный эксперимент. Опыт психологического исследования Текст. / А. П. Чернов. -М.: Наука, 1979. 205 с.
- Шамало, Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / Т.Н. Шамало- Свердловский гос. пед. ин-т. Свердловск: СГПИ, 1990−97 с.
- Шамова, Т.И. Проблемность стимул познавательной активности Текст. / Т. И. Шамова // Народное образование. — 1966. — № 3. — С. 33.
- Шаповалов, А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики Текст. / А.А. Шаповалов- Барнаульский гос. пед. ун-т. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.-359 с.
- Шахмаев, Н.М. Демонстрационные опыты по разделу «Колебания и волны» Текст.: пособие для учителей / Н. М. Шахмаев. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
- Шахмаев, Н.М. Демонстрационные опыты по электродинамике Текст. / Н. М. Шахмаев, С. Е. Каменецкий. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
- Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения Текст.: монография / Е. А. Шашенкова. -М.: АПКиППРО, 2005. 132 с.
- Шодиев, Д.Ш. Мысленный экспериментв преподавании физики Текст.: кн. для учителя / Д. Ш. Шадиев. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
- Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штоф. М.: Высшая школа, 1978. — 269 с.
- Элементарный учебник физики Текст.: в 3 т. Т.1. Механика. Теплота. Молекулярная физика / под ред. Г. С. Ландсберга. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1971. 665 с.
- Яковлева, Н.И. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза Текст.: дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1977.- 193 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века Текст.: учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 457 с.
- Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) Текст.: учеб. пособие. М.: Русская редакция, 2003. — 368 с. 141. www.edu.ru142. www. intellect-capital.ru143. www.pedlib.ru144. www.psyedu.ru
- Данилов, Д.О. Оснащенность кабинетов физики Текст. / В. М. Зеличенко, М. А. Червонный, Д. О. Данилов, А. Е. Князев // Физика в системе современного образования: материалы VIII Международной конференции. С-Петербург, 2005. С. 429−432.