Практическая часть.
Методы воспитания детей Марии Монтессори
Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя… Читать ещё >
Практическая часть. Методы воспитания детей Марии Монтессори (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понимание приходит с опытом
Большая часть материалов посвящена «космическому воспитанию ребенка», то есть развитию его самосознания. Мария Монтессори на основании своего многолетнего опыта создала комплекс упражнений с дидактическим материалом, способствующим развитию органов чувств, речи и письма, освоению навыков практической жизни.
Вот несколько упражнений для занятий по системе Марии Монтессори:
Упражнение 1. ПОДБОР ЦИФР.
Возраст — 3−5 лет.
Цель упражнения: Упражнения в различении цифр.
Материал: Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять кармашков. В кармашки вкладывается набор цифр от 1 до 10, сделанные из картона или пластика. Каждой цифры по 4−5 штук.
Описание работы: Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке — двойки и т. д.
Комментарий: Работа с материалом служит закреплению знания ребенком начертания цифр. Это основной материал, по которому учитель может легко определить эти знания у малыша. Кроме того, ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, что тоже является немаловажным для развития математического знания.
Упражнение 2. ПИСЬМО НА МАНКЕ.
Возраст — 4−5 лет.
Цель упражнения: Подготовка ребенка к письму. Утончение мелкой моторики.
Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.
Описание работы: Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.
Комментарий: Упражнение обычно нравится детям. Они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком по земле. Рука еще и еще раз имеет возможность тренировки координации движений и уточнения мелкой моторики. Все лучше впитывает ребенок символьное обозначение звуков, образы букв.
Упражнение 3. КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ
Возраст — 4 года.
Цель упражнения: Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.
Материал: Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой — словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д.
Описание работы: Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.
Комментарий: Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка — слово. Он уже не раз «читал» так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый — здесь держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого.
Упражнение 4. УЗНАЙ БУКВУ
Возраст — 4−5 лет.
Цель упражнения: Уточнение тактильного чувства. Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Подготовка к письму.
Материал: Картонные таблички (дощечки) с наклеенными на них шершавыми буквами. Шрифт письменный. Платок для завязывания глаз.
Описание работы: Ребенок кладет перед собой несколько табличек и завязывает платком глаза. Ощупывая шершавые буквы на табличках, он пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляет кто-то из детей или воспитатель.
Комментарий: Упражнение неоднократно описано в книгах М.Монтессори. Дети с удовольствием ощупывают буквы и называют их. Для лучшей тактильной чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Узнавание шершавых букв — немаловажное упражнение в ходе подготовки ребенка к письму: закрывая глаза, ребенок обостряет и утончает тактильное чувство. Через чувства он делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.