Системный подход к повышению эффективности функционирования объектов обеспечения автомобильного транспорта нефтепродуктами
Практическая ценность заключается в применении разработанных методик для: формирования совокупности количественных и качественных показателей эффективности функционирования АЗСоперативного получения их оценокрационального поэтапного выбора оптимального варианта функционирования производственно-технической базы автозаправочных станций на основе всей совокупности показателей. Одной из важнейших… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние вопроса и задачи исследования
- 1. 1. Состояние и перспективы развития автомобильного парка
- 1. 2. Системы обеспечения автомобильного транспорта нефтепродуктами
- 1. 3. Технологическое оборудование и эксплуатация сборочных единиц ТРК АЗС и АТЗС
- 1. 4. Объекты и задачи исследования
- 1. 5. Выводы по главе 1
- Глава 2. Теоретические исследования функционирования АЗС
- 2. 1. Общая методика исследований
- 2. 2. Системный подход как инструмент повышения эффективности функционирования АЗС
- 2. 3. Факторный анализ процессов, влияющих на эффективность эксплуатации АЗС
- 2. 4. Выбор определяющих параметров эффективности эксплуатации АЗС и АТЗС
- 2. 5. Выводы по главе 2
- Глава 3. Экспериментальные исследования эксплуатации современных АЗС и АТЗС
- 3. 1. Структура определения пропускной способности
- 3. 2. Способ формирования общей методологии определения эффективности функционирования АЗС
- 3. 3. Структурный анализ отказов и неисправностей технологического оборудования на АЗС и АТЗС
- 3. 4. Формирование общей методологии расчета эффективности функционирования современной АЗС и АТЗС
- 3. 5. Выводы по главе 3
- Глава 4. Рекомендации по внедрению результатов исследования и их экономическая эффективность
- 4. 1. Методика расчета количества СБЕ ТРК действующих АЗС и АТЗС
- 4. 2. Экономическая эффективность и внедрение результатов выполненных исследований
Системный подход к повышению эффективности функционирования объектов обеспечения автомобильного транспорта нефтепродуктами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Одной из важнейших задач, стоящей перед предприятиями нефтепродуктообеспечения, является обеспечение эффективной работы государственного автомобильного транспорта и потребности в нефтепродуктах владельцев индивидуальных автомобилей, которое невозможно без должного функционирования сети автозаправочных станций (АЗС) и автомобильных транспортно-заправочных средств (АТЗС).
Автомобильный парк России в настоящее время насчитывает около 33 млн. автомобилей, в т. ч. легковые автомобили, грузовые и автобусы, причем более 85% легковых, грузовых автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях личной собственности. И автомобилей на дорогах РФ становится все больше и больше. За последние 10 лет их количество увеличилось в 2,5 раза. В Москве за 10 лет их стало больше в 10 раз.
Автомобильный транспорт, обеспечивая перевозку 80% общего количества грузов и более 90% пассажиров, потребляет более 60% общего количества всех светлых нефтепродуктов.
По данным различных нефтяных компаний России простои топливораздаточных колонок (ТРК) на АЗС, связанные с ремонтом технологического оборудования в часы пиковых нагрузок, значительны, что существенно снижает эффективность предприятий системы нефтепродуктообеспечения. Кроме того, по данным ряда автотранспортных предприятий города Москвы и Московской области, потеря времени в очередях на АЗС в ожидании заправки в часы пиковых нагрузок значительны, кроме того необходимо учитывать холостые пробеги автомобилей на заправку.
Появление большого количества АЗС и АТЗС различных видов и моделей предполагает рациональное их использование, главным образом, зависящее от надежности технологического оборудования сборочных единиц (СБЕ).
Недостаток исследований в области оценки уровня надежности и новых приемов технического обслуживания СБЕ ТРК на АЗС и АТЗС и определили актуальность диссертационной работы.
Целью диссертационной работы является повышение эффективности эксплуатации АЗС и АТЗС путем создания запаса сборочных единиц.
Объектом исследования являются производственные процессы технической эксплуатации АЗС и АТЗС.
Предметом исследования является методика повышения эффективности функционирования АЗС и АТЗС за счет снижения простоев технологического оборудования.
Методы исследования — системный подход к повышению эффективности функционирования АЗС и АТЗС с использованием элементов теории массового обслуживания и применения математического аппарата процессов функционирования АЗС и АТЗС.
Границы исследования — на уровне эксплуатации СБЕ ТРК на действующих АЗС и АТЗС, а также анализ статистических данных по отказам и неисправностям СБЕ ТРК.
Научная новизна диссертации заключается в: применении системного подхода при разработке методики расчета количества СБЕ ТРК. основных теоретических положений по совершенствованию методов оценки эффективности функционирования АЗСразработке методик и математических моделей классификации и оценки качественных и количественных показателей, характеризующих деятельность АЗС с учетом динамики их изменения во времениматематической модели прогнозирования спроса на услуги АЗСметодике оценки эффективности функционирования АЗС на основе учета ее количественных и качественных показателейметоде рациональной разработки организационно-технических мероприятий по совершенствованию производственной деятельности АЗС.
Практическая ценность заключается в применении разработанных методик для: формирования совокупности количественных и качественных показателей эффективности функционирования АЗСоперативного получения их оценокрационального поэтапного выбора оптимального варианта функционирования производственно-технической базы автозаправочных станций на основе всей совокупности показателей.
Апробация работы. Результаты исследований были доложены на научно-исследовательских конференциях 2005, 2006 г. г МАДИ (ГТУ), 1-ой международной научно-практической конференции (г.Волгоград), 2005 г.
Публикации. По материалам исследования опубликовано три статьи: в отраслевом журнале «Автотранспортное предприятие» сентябрь 2003 г. и май 2007 г., в материалах Первой международной научно-практической конференции по «проблемам теории и практики современного сервиса».
На защиту выносятся;
1. Системный подход к повышению эффективности функционирования объектов обеспечения автомобильного транспорта нефтепродуктами и определение уровня запасов СБЕ, лимитирующих их надежность.
2. Методика расчета количества СБЕ ТРК действующих АЗС и АТЗС.
Общие выводы.
1. Проведенный анализ литературных источников показывает, что поддержание работоспособности ТРК на автозаправочных станциях требует четкой организации системы технического обслуживания и ремонта ТРК за счет создания резерва запасных частей СБЕ ТРК.
2. Установлено, что системный подход позволяет наиболее полно охватить самые существенные причинно-следственные связи исследуемой системына ее положениях базируется и система управления АЗС. Это открытая система, имеющая свои входы (поток автомобилей, планы по реализации нефтепродуктов, простои ТРК), ограничения количества запасных частей СБЕ ТРК на складе АЗС, технологические возможности ТРК и т. п., обратную связь (информация о неисправностях и т. п.).
3. Рассмотренные методы и методики определения пропускной способности недостаточно полно учитывают возможные отказы и неисправности сборочных единиц ТРК, а также не в полной мере используются в них параметры эффективности работы современных АЗС с использованием многоканальных топливораздаточных колонок.
4. Основным недостатком рассмотренных методов и методик определения пропускной способности АЗС является отсутствие учета таких факторов как интенсивность входящего потока автомобилей на заправку и времени их простоя в очереди в ожидании заправки или длина очереди.
Эти факторы являются основными для оценки издержек современной АЗС и АЗК.
5. На основании экспериментальных данных, полученных на АЗС сети Лукойл г. Москвы за период с июля 2004 г. по март 2006 г., можно констатировать, что отказы и неисправности при эксплуатации ТРК возникают утром -51%, днем — 40%, вечером — 7%, ночью — 2%. Таким образом, возникновение отказа в часы пиковых нагрузок приводят к значительному увеличению издержек АЗС.
6. Распределение отказов (неисправностей) СБЕ ТРК и среднее время их устранения составляет: раздаточный кран — 42% и среднее время устранения 3,5 часафильтр — 16% и 5 часовсчетчик жидкости — 15% и 2,2 часадвигателя — 9% и 3 часаклапан — 9% и 3 часанасос — 3% и 6 часов. На основании этих данных можно прогнозировать показатели эффективности функционирования ТРК.
7. Эффективность функционирования АЗС рекомендуется оценивать зависимостью 3.24, которая учитывает основные затраты от заправки одного не обслуженного автомобиля, его стоимостью простоя и стоимостью не работы ТРК.
8. Разработанная методика и алгоритм расчета потребности в запасных сборочных единицах ТРК позволяют определить нормативную и прогнозируемую потребность для обеспечения гарантированного безотказного функционирования топливораздаточных колонок АЗС любой пропускной способности.
9. Решена научная и практическая задача, связанная с повышением эффективности функционирования стационарных и передвижных автозаправочных станций путем минимизации затрат при эксплуатации АЗС и АТЗС, за счет их простоя при отказе СБЕ.
10.Дальнейшие исследования целесообразно проводить в направлении:
• Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта технологического оборудования АЗС и АТЗС за счет разработки и использования средств диагностики СБЕ.
• Определение возможности разработки более адекватного математического аппарата при расчете запасных частей СБЕ ТРК и АТЗС с учетом совершенствования систем обеспечения автотранспорта нефтепродуктами.
• Целесообразно провести анализ надежности функционирования отечественного и импортного технологического оборудования АЗС и АТЗС.
• Оценить влияние химических свойств топлива на безотказность СБЕ ТРК.
Список литературы
- Автозаправочный комплекс. Международный научно-технический журнал//М.: ООО «Паритет-9». -2002.-№ 4.-с.ЗЗ.
- Автомобильные перевозки и организация дорожного движения.-Справочник //М.: Транспорт.- 1981 г.-592с.
- Анализ состояния парка транспортных средств для перевозки моторного топлива. М.: ЗАО «Мосавтопрогресс», 1998. — 10 с.
- Андрианов Ю.В. Исследование режимов работы и надежности автомобилей в эксплуатационных условиях. Сб.: Повышение эксплуатационной надежности автомобилей, вып. IV //М.: НИИАТ.-1982г.-с.149−156.
- Бакаев A.A., Олейник Е. Г. Экономико-математические модели и алгоритмы решения задачи развития сети автозаправочных станций.-Киев, Институт кибернетики.-1984г.
- Баловнев В.И., Завадский Ю. В., Майнулов В. Ю. Обработка и планирование эксперимента при исследовании дорожных машин.-учебное пособие//М.: МАДИ.- 1983 г.-59с.
- Беляев Ю.К., Богатырев В. А., Болотин В. В. и др. Надежность технических систем.- Справочник //М.: Радио и связь.- 1985 г.- 608с.
- Борисов С.Р. Некоторые проблемы развития нефтепродуктообеспечения в России //М.: ИнфоТэк: Статистика, документы, факты-2002.-№ 1 .-с.78−81.
- Борисов С.Р. Проблемы и перспективы топливного рынка России. Материалы конференции «Системы управления и безналичных расчетов автозаправочных комплексов» //M.:1999.-c.3−13.
- Борисов С.Р. Проблемы развития топливного рынка г.Москвы //М.: Материалы конференции «Метрологическое обеспечение, экологическая пожарная безопасность автозаправочных комплексов».-1999.-c.3−6.
- Буголовский Н.Р. Проектирование сети АЗС //М.: ВНИИОЭНГ. -Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1985.-№ 3.-с.28−30.
- Буголовский Р.Н. О пропускной способности стационарной автозаправочной станции. РНТС «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья». //М.: ВНИИОНГ.- 1985 г.-№ 2.- с.30−32.
- Буголовский Р.Н. Прогнозирование реализации нефтепродуктов на автозаправочных станциях. РНТС «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья». //М.: ВНИИОНГ.- 1985 г.-№ 5, — с.28−31.
- Буголовский Р.Н. Проектирование сети АЗС. РНТС «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья».- № 3.- //М.: ВНИИОЭНГ.- 1985 г.- с.28−30.
- Бурков М.С. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта //М.: Транспорт.- 1979 г.- 296с.
- Временная номенклатура и нормы расхода запасных частей к гаражному оборудованию Минтранса РСФСР./ Росспецоборудование. -М.: 1983−32 с.
- Временное руководство по организации специализированных участков централизованного технического обслуживания и ремонта гаражного оборудования при транспортных управлениях. М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1981 -71 с.
- Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01.98. //М.: ГУПНИАЦ.- 1998.-е. 133.
- ГОСТ 19 433–88 Грузы опасные. Классификация. Маркировка.
- ГОСТ 20 772–81 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования.
- ГОСТ 25 478–91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки. М.: Стандартиздат, 1991.
- ГОСТ 25 560–82 Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические устройства.
- ГОСТ 27.002−83. Надежность в технике. Термины и определения.
- ГОСТ 27.003−83. Надежность в технике. Выбор и нормирование показателей надежности. Основные положения.
- ГОСТ 27.502−83. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений.
- ГОСТ 27.503−83. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Методы оценки показателей надежности.
- ГОСТ 6030–62. Автомобили и автопоезда. Цистерны для нефтепродуктов. /Справочник по государственным стандартам и отраслевым нормам. -М.: Стандартиздат, 1970.
- ГОСТ Р 50 913−96. Автотранспортные средства для заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования.-М.: ИПК Издательство стандартов, 1996. 31 с.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) ООН Нью-Йорк и Женева, 1995. — с.
- Зоря Е.И., Коваленко В. Г., Прохоров А. Д. Техническая эксплуатация автозаправочных комплексов. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ООО «Паритет Граф», 2001 — 492 с.
- Какуберия Т.Н., Буголовский Н. Р. и др. Об оптимальной нагрузке автозаправочных станций //М.: ВНИИОНГ.- Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1976.-№ 2.-с.29−31.
- Какуберия Т.Н., Буголовский Р. Н. и др. Об оптимальной нагрузке автозаправочной станции. РНТС «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья». //М.: ВНИИОНГ.- 1976 г.-№ 2.- с. 29 -31.
- Кантор Ф.М., Мигдалов В. Н., Пинский В. М. О принципах оптимального размещения автозаправочных станций на территории экономического района //М.: ВНИИОНГ.- Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1980.-№ 12.-С.З5−37.
- Кантор Ф.М. Задачи научнообоснованных исследований на АЗС. Серия «за технический прогресс» //М.: ЦНИИТЭнефтехим.-1973г.-с.35−39.
- Кантор Ф.М. и др. Размещение топливо-раздаточных колонок на АЗС. «Городское хозяйство Москвы» //М.-1977г.-№ 6.-с.36−38.
- Кантор Ф.М. Моделирование процесса заправки автотранспорта на АЗС//М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1982.-№ 1.-с.33−39.
- Кантор Ф.М. Пропускная способность автозаправочных станций //М.: «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов». -!977г.-№ 7.-с, 33−39.
- Кантор Ф.М. Пропускная способность автозаправочных станций//М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов- 1977.-№ 6.-с, 33−39.
- Кербалиев А.И., Меликов А. З., Владимировский А. И. Математическая модель процесса отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях//М.: Известия вузов. Нефть и газ. — 1988. — № 12. — с. 77 — 81.
- Коваленко В.Г. Транспортные и заправочные автомобильные цистерны для дорожных перевозок опасных грузов. Альбом. МАДИ. М. 1997, 66 с.
- Коваленко В.Г., Зоря Е. И., Фролов Н. И. Экологическая безопасность нефтетранспортных комплексов М.- ГУП издательство «Нефть и Газ» РГУ Нефть и газ им. И. М. Губкина, 2002, 380 с.
- Коваленко В.Г., Мещанинов А. Ю. Автомобильные цистерны для дорожных перевозок опасных грузов: Учебное пособие. М.: МАДИ, 1995.- 119 с.
- Коваленко В.Г., Темботов А. Б., Тугусов Е. В., Кубатов H.A. Техническое обслуживание и ремонт специализированного подвижного состава.- Учебное пособие.- //М.: МАДИ, — 1986 г.-82с.
- Коваленко В.Г., Турчанинов В. Е. Оператор автозаправочной станции. Учебное пособие. М., «Сопротэк-11», 2001. -184 с.
- Коваленко В.Г., Кантор Ф. М., Хабаров С. Р. Системы обеспечения нефтепродуктами//М.: Недра.-1982.-237с.
- Козак М.М., Матюнин В. Г. Анализ работы АЗС как системы массового обслуживания//М.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.-1973.-№ 6.-с.28−30.
- Кузнецов Е.С. Программно-целевой подход к управлению технической эксплуатацией и надежностью автомобилей. -Сб.: Повышение эксплуатационной надежности автомобилей. -М.: Транспорт, 1976, с. 9−25.
- Луканин В.Н., Буслаева А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда- 2.Учебное пособие для ВУЗов //М.: ИНФРА.- 2001.- 646с.
- Методика оценки целесообразности сооружения автозаправочных станций на территории Москвы //М.: НИПИ Генплан г. Москвы.- 2000 г.- 71с.
- Методические указания МУЗ-69. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств.
- Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.- Учебник для ВУЗов.- //М.: Транспорт.-1985г.- 231с.
- Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986−1990г.г. и на период до 2000 г. //М.: Политиздат.1986г.- 95с.
- ОСТ 37.001.511−81 ЕСКД. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности.
- Плановая методика определения (прогнозирования стоимости разработки) (НИР и ОКР) образцов технических средств службы горючего. М.: 25 ГосНИИ МО РФ, 1996. — 34 с.
- Плитман И.Б. Планировочные решения и технологические системы автозаправочных станций //М.: ЦНИИТЭнефтехим,-1973г.- 36с.
- Под ред. Кантор Ф. М. Методика Определения потребности и размещения АЗС в отдельном экономическом районе //М.: Госкомнефтепродукт РСФСР.- НПО АЗТ.- 1980.- 96с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта/ Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1984. — 72 с.
- Прохоров Д.А. Разработка методов управления проектами развития сети АЗС. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук //М.: ООО «МАКС Пресс». -2000г.- 22с.
- Руководство о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено приказом МО РФ 1996 г. № 370) -М.: Воениздат, 1996.
- Саркисов В.В. Факторный анализ выбора АЗС //М.- НТС Магистральные и промышленные трубопроводы: Проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт.-2003г.-№ 1.- с.11−16.
- Саркисов В.В., Прохоров А. Д. Выбор места размещения АЗС на федеральных автодорогах АЗС //М.- НТС Магистральные и промышленные трубопроводы: Проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт.- 2003 г.- № 1.- с.17−23.
- Сельянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дороги и организации движения //М.: Транспорт.- 1977 г.- 303с.
- Схема развития и размещения сети АЗС на территории московской области для государственного и индивидуального автотранспорта//М.: 1990 г.-181с.
- Схема развития сети АЗС г. Волгограда на период 1991 г.-2005г. //М.: НТТМ «Стимул».- 1990 г.- 145с.-12 371. Техническая эксплуатация автомобилей США: Обзорная информация. М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1989 44 с.
- Федин А.Н. Комплексное решение для автоматизации управления сетью автозаправочных станций/комплексов//М.: Нефть и капитал.- 2001 г.- № 3.-с.97−99.
- Хабаров A.C. Повышение эффективности функционирования региональных сетей автозаправочных станций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук //М.: ГАНГ им. И. М. Губкина.- 1992 г.- 21с.
- Хачатуров B.C. Разработка технологической системы отпуска нефтепродуктов по кредитным картам (на примере эстонской ССР). Диссертация кандидата //М.- 1998 г.- 192с.
- Цагарели Д.В. и др. Автоматизированные системы отпуска нефтепродуктов //М.: ВНИИОНГ.- Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.- 1986 г.-№ 1.-с.6−10.