Повышение качества и эксплуатационных свойств поверхностей деталей многозвенных ушковых соединений, работающих в условиях фреттинг-коррозии, на основе комбинированной упрочняющей обработки: На примере стыковых соединений планера самолета
Предложена новая структурная схема построения технологического процесса, на основе которой разработан новый совмещенный технологический процесс КАУО, позволяющий объединить несколько операций в одну, что обеспечивает сокращение вспомогательного времени и трудоемкости обработки, повышение качества и производительности труда, экономии материальных ресурсов. В условиях, приближенным к натурным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Виды, причины износов и повреждений внутренних цилиндрических поверхностей стыковых узлов силовой конструкции планера
- 1. 2. Анализ действующей технологии формирования поверхностного слоя внутренних цилиндрических поверхностей
- 1. 3. Пути повышения качества и эксплуатационных свойств внутренних цилиндрических поверхностей многозвенных ушковых соединений
- ВЫВОДЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА КОМБИНИРОВАННОЙ АНТИФРИКЦИОННО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Сущность совмещенного процесса КАУО, режимы обработки, оборудование, материал
- 2. 2. Методики исследования качества поверхностного слоя
- 2. 2. 1. Разработка методики исследования остаточных напряжений
- 2. 2. 2. Методика исследования наклепа
- 2. 2. 3. Методика исследования шероховатости поверхности
- 2. 2. 4. Методика исследования структурных параметров
- 2. 2. 5. Методика определения прочности сцепления покрытия с основой
- 2. 3. Методики исследования эксплуатационных свойств внутренних цилиндрических поверхностей
- 2. 3. 1. Оценка эффективности обработки поверхностного слоя в условиях фреттинг-процесса
- 2. 3. 2. Оценка эффективности обработки поверхностного слоя применительно к подвижным шарнирно-болтовым соединениям
- 2. 4. Статистическая обработка результатов эксперимента
- 2. 5. Программное обеспечение оптимизации режимов обработки
- Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Результаты теоретических исследований
- 3. 1. 1. Теоретическое описание механизма формирования глубины антифрикционно-упрочненного поверхностного слоя
- 3. 1. 2. Теоретическое исследование формирования остаточных напряжений
- 3. 2. Результаты экспериментальных исследований и их анализ
- 3. 2. 1. Исследование геометрических параметров качества поверхности
- 3. 2. 2. Исследование поверхностного наклепа
- 3. 2. 3. Исследование остаточных напряжений
- 3. 2. 4. Структурные и прочностные характеристики поверхностного слоя
- 3. 2. 4. 1. Исследование структурных параметров поверхностного слоя
- 3. 2. 4. 2. Оценка прочности сцепления покрытия с металлом основы
- 3. 1. Результаты теоретических исследований
- 4. 1. Оптимизация усилия дорнования
- 4. 2. Оптимизация шероховатости
- 4. 3. Оптимизация микротвердости
- 4. 4. Оптимизация остаточных напряжений
- 5. 1. Исследование фреттингостойкости
- 5. 2. Исследование износостойкости
- 5. 3. Оптимизация износостойкости по заданным параметрам качества
- 6. 1. Рекомендации и технологическое оснащение КАУО многозвенных ушковых соединений
- 6. 2. Новый технологический процесс обработки стыковых узлов конструкции планера самолета
Повышение качества и эксплуатационных свойств поверхностей деталей многозвенных ушковых соединений, работающих в условиях фреттинг-коррозии, на основе комбинированной упрочняющей обработки: На примере стыковых соединений планера самолета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эксплуатационные свойства ответственных деталей и соединений планера самолета в значительной степени определяются состоянием поверхностного слоя и точностью их изготовления. При этом необходимо учитывать, что оптимальные показатели качества и точности определяются назначением и условиями эксплуатации изделий.
Большинство деталей и соединений планера (узлы навески крыла, стабилизатора, киля к фюзеляжу и т. п.) изготовляют из высокопрочных сталей и сплавов. В эксплуатации они испытывают высокие знакопеременные, вибрационные нагрузки, под действием которых их контактирующие поверхности подвержены интенсивному износу, фреттинг-коррозии. Технологическому обеспечению качества и точности таких деталей и соединений уделяется исключительно большое внимание. Так, технологический процесс окончательной обработки элементов (отверстий многозвенных проушин) узлов навески крыла к фюзеляжу ведется в условиях стенда (стапеля) при совместной разделке и включает до 10−12 технологических переходов со снятием общего припуска до 10 мм. В то же время, такая технология не удовлетворяет требованиям современного производства, как по производительности, так и по качеству обработки. Задача обеспечения качества и точности обработки усложняется еще и тем, что применяемые материалы обладают низкой обрабатываемостью по стойкости режущих инструментов. Износ инструментов и другие возмущающие факторы процесса резания вызывают изменение температурных и силовых характеристик процесса резания, что приводит к ухудшению шероховатости и точности обрабатываемых поверхностей, наклепу поверхностного слоя материала и образованию значительных растягивающих остаточных напряжений. Поэтому совершенствование и разработка новых более эффективных технологических процессов изготовления высокоответственных деталей и, в частности, элементов узлов соединения крыла с фюзеляжем самолета, обеспечиваю6 щих высокое качество обрабатываемых поверхностей при одновременном повышении производительности является актуальным.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом, для обеспечения высоких эксплуатационных показателей применяют различные технологии, направленные на повышение эксплуатационных характеристик поверхностного слоя деталей. Наиболее известные из них методы поверхностного пластического деформирования (ППД) и комбинированные методы обработки поверхностного слоя (КАУО).
Данные методы упрочнения получили широкое распространение и реализуются в машиностроении с помощью различных схем. Поиск и внедрение в практику более эффективных и перспективных методов представляется актуальным.
В диссертации на основе анализа многочисленных исследований в области КАУО разработана новая структурная схема процесса обработки отверстий многозвенных ушковых соединений, обеспечивающая получение антифрикционно-упрочненного поверхностного слоя (АУПС), а также устройство автоматического контроля остаточных напряжений. На этой основе, предложен новый способ и устройства для его реализации, включающие — дорнования с нанесением (натиранием, с подачей в зону ППД раствора-суспензии) покрытия, позволяющие:
1. Формировать комбинированный АУПС;
2. Повысить качественные характеристики поверхностного слоя;
3. Повысить эксплуатационные свойства внутренних цилиндрических поверхностей стыковых узлов силовой конструкции планера самолета, работающих в условиях фреттинг-коррозии.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Выполненный анализ методов отделочно-упрочняющей обработки показал перспективность разработки и промышленного применения новых способов формирования АУПС внутренних цилиндрических поверхностей многозвенных ушковых соединений планера, работающих в условиях фреттинг-коррозии, трения и износа.
2. Предложена новая структурная схема построения технологического процесса, на основе которой разработан новый совмещенный технологический процесс КАУО, позволяющий объединить несколько операций в одну, что обеспечивает сокращение вспомогательного времени и трудоемкости обработки, повышение качества и производительности труда, экономии материальных ресурсов.
3. Разработаны (на уровне изобретений), изготовлены и прошли апробацию новые конструкции устройств, обеспечивающие совмещение операций: резания, нанесения антифрикционных покрытий (натирание, подача раствора-суспензии) и ППД дорнованием, а также контроля качества (остаточных напряжений) непосредственно в процессе обработки внутренних цилиндрических поверхностей многозвенных ушковых соединений.
4. Выполнено теоретическое исследование упрочняющей обработки, в результате: а) разработана физическая модель комбинированного процесса упрочнения поверхностей деталей совмещением операций нанесенОия металлоплакирую-щего покрытия и деформирующего протягиванияб) выявлен механизм формирования качества поверхностного слоя, проведен теоретически обоснованный выбор основных управляющих параметров обработки, инициирующих процесс ускоренного массопереноса («диффузии») и формирования антифрикционно-упрочненного поверхностного слоя при комбинированном упрочнении;
5. Получены аналитические и экспериментальные (на основе метода планирования эксперимента) зависимости для определения параметров качества поверхностного слоя (глубины наклепа, остаточных напряжений и др.) после комбинированного упрочнения, проведен их анализ и выявлены закономерности их изменения от различных технологических факторов и на этой основе решена задача выбора рациональных режимов обработки по заданному качеству поверхностного слоя.
6. В условиях, приближенным к натурным, проведены сравнительные экспериментальные исследования влияния новых способов обработки поверхностного слоя на эксплуатационные показатели. В результате подтверждено, что данные способы отдел очно-упрочняющей обработки обеспечивают: повышение фреттингостойкости в 4,5+5 раз, износостойкости 2+2,5.
7. Разработаны рекомендации по проектированию технологий и конструкций устройств для формирования АУПС внутренних цилиндрических поверхностей многозвенных ушковых соединений. Экономический эффект от внедрения предложенных разработок на АООТ НАЗ «Сокол» составил 132 тыс. руб.
Список литературы
- Анализ авиационных происшествий. Техническая информация. Новости зарубежной науки и техники. М. 1987 г. — 97 с.
- Бабичев М.А. Методы определения внутренних напряжений в деталях машин. Изд. АН СССР Москва 1955 г. 132 с.
- Балтер М.А. Упрочнение деталей машин. М. Маш. 1978 г. — 129 с.
- Безъязычный В.Ф. Технологические методы обеспечения эксплуатационных свойств и повышения долговечности деталей. Ярославль 1987 87с.
- Белый А.В., Карпенко Г. Д., Мышкин Н. К. Структура и методы формирования износостойких поверхностных слоев М. Маш. 1991 г. — 208с.
- Биргер Б.Ф. Остаточные напряжения. Маш. 1968 г. -340 с.
- Бойцов Б.В. Методы повышения долговечности шарнирных соединений самолета. Москва МАИ. 1991—19с.
- Бойцов Б.В. Надежность шасси самолета М. Маш. 1976 г. -216с.
- Бойцов Б.В. Прогнозирование долговечности напряженных конструкций -М. Маш. 1985 г. 232с.
- Бородин И.Н. Упрочнение деталей композиционными покрытиями. М.Маш. 1982 г. 141с.
- Брондз Л.Д. Технология и обеспечение ресурса самолета. М. Маш. 1986 г. 182 с.
- Власов В.М. Работоспособность упрочненных трущихся поверхностей М. 1987 г.-306с.
- Выносливость элементов авиационных конструкций. Сб. работ ЦАГИ. -Москва Изд. ЦАГИ., 1980 г. -86с.
- Гаркунов Д. Н. /Под. ред./ Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М. Маш. 1977 г. 215с.
- Гаркунов Д.Н. /Под ред./ Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения М. Маш. 1982 г. -207с.
- Гаркунов Д.Н. /Сб. статей под общ. Ред./ Долговечность трущихся деталей машин. М. Маш. 1987 г. -304 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М. Маш., 1989. -328 с.
- Гаркунов Д.Н., Поляков А. А. Повышение износостойкости деталей конструкций самолетов. М. Маш. 1974 г. -200с.
- Голего Н. Л. Алябьев А.Н., Шевеля В. В. Фреттинг-коррозия. Киев «Техника» 1974 г. 272с.
- ГОСТ 23.211−80 Обеспечение износостойкости изделий. Метод испытаний при фреттинге и фреттинг-коррозии.
- Гринченко И.Г. Упрочнение деталей из жаропрочных и титановых сплавов. М. Маш., 1971. -120с.
- Громов М.С., Махова Н. Б., Шапкин B.C. Обеспечение безопасности старого парка самолетов по критериям коррозионной долговечности. Сб.: Проблемы безопасности полетов. ВИНИТИ, 1998 г. -54 с.
- Демкин. Н.Б., Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М. Маш. 1981.-244 с.
- Дроздов Ю.Н., Павлов В. Г., Пучков В. Н. Трение и износ в экстремальных условиях. Справочник. М. Маш. 1986 г. — 224с.
- Ермаков Ю.М. Обзорная информация ВНИИТЭМР- вып. 6 М., 1991.-44 с.
- Ермаков Ю.М., Ершов А. А. Тенденции развития конструкций инструментов для отделочно-упрочняющей обработки. Обзорная информация ВНИИТЭМР- вып. 1 М., 1987.-44 с.
- Жарликов Н.В. Комбинированные режущие инструменты Урало-Сибирское отделение «Машгиз» 1961. 76с.
- Ильинский И.И., Хаймзон М. Е. Анализ эксплуатационных повреждений деталей узлов трения авиационной техники. Ж. Ав. пром. 1990 г. № 2.
- Иосилевич. Г. Б. Концентрация напряжений и деформаций в деталях машин. М. Маш. 1981 г. — 224 с.
- Кащеев В.Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов. М. Маш. 1978 г. 213с.31.