Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Танцевальная терапия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Танцевальная терапия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапевтические школы и направления. Танцетерапевты, в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. Танцевальная терапия смогла объединить знания, опыт и концепции… Читать ещё >

Танцевальная терапия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Филиал ГОУВПО «УдГУ» в г. Воткинске) Кафедра педагогики и педагогической психологии

50 400 Психолого-педагогическое образование РЕФЕРАТ По дисциплине: Арт-педагогика Тема: Танцевальная терапия Работу выполнил студент группы Зс-ВтН-50 400−44(к) Сабанцева Елена Николаевна Проверил:

старший преподаватель кафедры ПИСТ Закирова Гульнара Миняхановна Воткинск, 2014

Содержание танцевальный терапия эмоциональный Введение

1. История возникновения

2. Функции танцевальной терапии

3. Основные принципы и задачи танцевальной терапии

3.1 Принципы танцевальной терапии

3.2 Основные задачи танцевальной терапии

4. Виды, техники и этапы танцевальной терапии

4.1 Виды танцевальной терапии таковы

4.2 Техники танцевальной терапии

4.3 Этапы танцевальной терапии

Заключение

Список литературы

Введение Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.

Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность.

Психокоррекционное воздействие танцевальной терапии основано на важной роли в жизни человека его собственного тела, которое является основным средством познания и выражает нашу суть. Это способ существования в мире. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции — это телесные проявления, это движения или жесты внутри тела, обобщенный результат которых — некое внешнее действие. Через тело нам легче выразить свои чувства, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя положение тела, мы изменяем и душевное состояние.

Тело позволяет человеку совершать движения, которые наполняют всю нашу жизнь, так как все в мире меняется и находится в движении. В танцевальной терапии нужно придавать большое значение тому, как мы двигаемся и что мы в этот момент ощущаем. Любое движение стимулирует высвобождение чувств. Движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Движения под музыку называются танцем. Танец — самая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отношение к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Танец был первой формой религиозного обряда.

Возникновение танца и его развитие на протяжении тысячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и общества.

1. История возникновения

Танцевальная терапия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапевтические школы и направления. Танцетерапевты, в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. Танцевальная терапия смогла объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В тоже время танцевальная терапия развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

Одним из главных танцевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мэри Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство и импровизацию.

Танцевальная импровизация — это когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и искренне — в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности, что является основной целью всего психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Почти полностью утерянные знания об изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобытных людей движение и жесты были средством коммуникации еще до появления языка. В первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни — как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т. д.), так и способом передачи культурного наследия. Танец сопровождал все ритуалы: рождение, свадьбу, смерть, праздники и торжества, события повседневной жизни (охоту, рыбалку, военные походы). Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики.

Танцевальная терапия после многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь своим танцем.

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей. Сначала Мэрион Чейз работала с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, а также в собственной студии. Работа танцовщицы произвела впечатление на психологов, психиатров и людей других профессий в области здравоохранения, к ней стали посылать пациентов, обращаться за помощью.

В 1946 г. Мэрион пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Этот год считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпитале получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцевально-терапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и могли выражать свои чувства.

Развитие танцевально-двигательной терапии шло от практики к теории, от профессионального танца к терапии. Постепенно интуитивно чувствуемые возможности психотерапии с помощью танца «обрастали» теоретическими построениями. Каждый танцетерапевт разрабатывал и теоретически обосновывал свою танцевальную терапию.

2 Функции танцевальной терапии

Танец выполняет следующие функции:

1. Психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции. Во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

2. Функция общения. Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.

3. Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.

4. Социокультурная функция. Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

3. Основные принципы и задачи танцевальной терапии

3.1 Принципы танцевальной терапии

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцетерапевта главнейшим постулатом служит утверждение, что тело — это зеркало души, а движение является выражением человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

3. Холистический принцип, то есть принцип целостности, где триада «мысли — чувства — поведение» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. Впоследствии возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляются постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движений становится все более ограниченным.

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

3.2 Основные задачи танцевальной терапии

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны «двигательного репертуара» каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому из клиентов лучше всего.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я «.

3. Создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы в налаживании контакта с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».

Помимо вышеперечисленных решаются также и следующие задачи:

— повышение двигательной активности;

— коммуникативного тренинга и организации;

— социотерапевтического общения;

— получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания;

— раскрепощения клиента.

4. Виды, техники и этапы танцевальной терапии

4.1 Виды танцевальной терапии таковы О индивидуальная;

О диадная (парная);

О терапия в малых группах;

групповая.

Наиболее часто встречается на сегодняшний день групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии. Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следующем.

1. Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).

2. Использование танцевально-двигательных техник позволяет:

— провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);

— снять напряжение (первичное — в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни);

— приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;

— изменить стиль общения с окружающими;

— научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;

— достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности психологической поддержки.

3. Изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций.

4.2 Техники танцевальной терапии

1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец — это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами. В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции: снижения тревожности и сопротивления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений

3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой стороны, двигательной практикой, используемой вне терапевтического контекста. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участники группы или группа участников в целом[3].

4.3 Этапы танцевальной терапии Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. Он создает обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы. Обычная продолжительность занятия — 40−50 минут. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы — 5−12 человек.

Спорным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и/или танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение[2].

Заключение

Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд такой огромной силы, что лишают нас сомнений относительно их уместности в концепции интегративной арт-терапии. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, именно она в основном занимается движениями мышц органов, неподконтрольных сознанию структур. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь.

1. Козлов В. В., ГиршонА. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. 2-е изд., расширен, и доп. СПб.: Речь, 2006. 286 с.

2. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М. , 2000.

3. Шкурко Т. А, Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2003.192 с

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой