Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфические особенности процесса экологической подготовки заключаются в повышении его фундаментальности и культуроемкостиво включении в процесс подготовки личностно ориентированных педагогических технологий, содействующих становлению активной позиции студента в усвоении содержания экологических дисциплин и способствующих овладению студентами этими технологиями как видами своей будущей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ЭТАПЕ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
    • 1. 1. Экологизация как тенденция развития общества, науки и образования
    • 1. 2. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России
    • 1. 3. Роль высшей педагогической школы в реализации целей экологического образования на этапе интеграции в европейское образовательное пространство
    • 1. 4. Функции методологических подходов в исследованиях проблем экологического образования в педагогическом вузе
  • Выводы по главе I
  • Глава II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
    • 2. 1. Требования к личности и профессиональной деятельности бакалавра естественнонаучного образования (профиль «экология»)
    • 2. 2. Принципы построения системы экологической подготовки
    • 2. 3. Система экологической подготовки бакалавров
    • 2. 4. Содержание экологической подготовки будущих педагогов-экологов
  • Выводы по главе II
  • Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Организационно-методические условия процесса экологической подготовки бакалавров
    • 3. 2. Методика изучения факультативного курса «Актуальные экологические проблемы и охрана природы Дагестана»
    • 3. 3. Взаимосвязь экологической и методической подготовки как фактор становления профессиональной компетентности педагога-эколога
    • 3. 4. Результаты экспериментального исследования системы экологической подготовки бакалавров
  • Выводы по главе III

Система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В основе современного экологического кризиса лежит острое противоречие между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения к природе и способностью биосферы поддерживать естественные биогеохимические циклы, лежащие в основе ее самовосстановления. В настоящее время вопросы экологической безопасности рассматриваются на всех уровнях — глобальном, региональном, локальном. Для глубокого нравственного осознания сущности взаимодействия природы и человека необходимо активизировать весь потенциал культуры, призванный помочь человеку признать не только материальную, ресурсную значимость природы, но и нравственную, эстетическую, этическую и научную ее ценность. Тревога за будущее цивилизации осознается обществом, но проблема выживания человека в условиях глобального экологического кризиса может оказаться еще серьезнее, чем она представляется сегодня. Техническими решениями исправить сложившееся положение невозможно, поскольку в основе современного экологического кризиса лежит кризис культуры общества.

Развитие и взаимодействие общества и природы будет гармоничным лишь в том случае, если наука, образование и культура в целом будут содействовать формированию новых нравственных критериев, направленных на осознание единства человека и природы, понимание природы, жизни и здоровья как абсолютных ценностей. Решение такой важной сверхзадачи связано со многими проблемами, в том числе проблемами образования: «.речь идет не просто об экологическом образовании, но и обо всей системе „Учитель“, основанной на новой этике и новом понимании места человека в мире и задач цивилизации и новой нравственности» (H.H. Моисеев). В связи с этим в контексте научного подхода к решению современных проблем общества и природы экологическое образование заслуживает особого внимания.

На протяжении последних десятилетий растет внимание к проблемам экологического образования будущих педагогов. Актуальность теоретического обоснования и проектирования системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете обусловлена политическими и социально-экономическими условиями, факторами развития инновационных процессов в образовании. Вхождение российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, модернизация высшего педагогического и общего образования диктуют новые требования к подготовке педагогов. Образовательная деятельность и педагогическое сознание общества претерпевают существенные изменения. В современной педагогической деятельности намечаются тенденции к возрастанию ее культуроемкости и индивидуально-авторского начала.

Проблемы экологического образования в высшей педагогической школе рассматривались в трудах многих ученых. Социально-философские аспекты экологического образования представлены в работах Э. В. Гирусова, Р. С. Карпинской, Н. В. Картамышевой, H.H. Киселева, В. А. Кобылянского, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула и др.

Культурологический подход к исследованиям проблем экологического образования лежит в основе исследований Л. И. Василенко, C.B. Васильева, Л. П. Викторовой, С. Н. Глазачева, О. Н. Козловой, Э. С. Маркаряна, Е. В. Никоноровой и др.

С позиций профессионально-педагогического подхода были разработаны эколого-педагогические системы C.B. Алексеевым, Н. Д. Андреевой, А. Н. Захлебным, О. М. Кривошапкиной, Н. Е. Кузнецовой, A.B. Мироновым, Е. М. Нестерова, В. В. Николиной, Т. М. Носовой, И. Н. Пономаревой, Г. П. Сикорской, В. П. Соломиным и др.

На основе системного подхода к определению целей экологического образования, конструированию содержания, выявлению оптимальных форм и методов обучения студентов проводили исследования Н. М. Александрова,.

Г. А. Воробейков, H.B. Гнилуша, A.B. Ефимов, В. М. Назаренко, В. В. Пасечник, О. Г. Роговая, Е. С. Сластенина, П. В. Станкевич, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров и др.

Благодаря исследованиям ученых экологическое образование приобрело целостный характер, соответствующий современной образовательной парадигме. Однако, в связи со вступлением российской системы образования в европейское образовательное пространство и вызванным этим процессом переходом высшего профессионального образования на многоуровневую систему, возник целый ряд новых педагогических проблем.

В настоящее время отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные экологической подготовке будущих педагогов на разных ступенях высшего педагогического образования. Так, в частности, не определены цели, функции и требования к экологической подготовке бакалавров, не разработано содержание образования на основе взаимодействия и взаимосвязи наук и учебных дисциплин в структуре экологии и педагогики.

Актуальность поставленной проблемы определяется следующими положениями:

— осознанием значимости экологического образования на уровне государства и общества;

— пониманием экологического образования как ведущего механизма разрешения экологических проблем и предотвращения перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу;

— пониманием экологического образования как средства развития личности, формирования культуры и глобально ориентированного мировоззрения;

— пониманием роли экологического образования как фактора социализации и профессионализации личности;

— пониманием роли подготовки бакалавра естественнонаучного образования по профилю «Экология» как возможного варианта подготовки педагога в области экологического образования школьников;

— неразработанностью теоретической концепции системы экологической подготовки бакалавра — будущего педагога-эколога в структуре многоуровневого высшего педагогического образования. Исследование посвящено преодолению следующих противоречий:

1. Между объективной потребностью экологизации, интеграции и гуманизации общего образования и отсутствием целостной теоретической концепции экологической подготовки будущего педагога-эколога;

2. Между реальной потребностью общеобразовательной школы, учебных заведений начального и среднего профессионального образования в педагогах-экологах и отсутствием подготовки по специальности «Экология» с присвоением квалификации «Учитель экологии»;

3. Между традиционной функционально-образовательной парадигмой и гуманистической, личностно-ориентированной парадигмой образования, определяющей формирование будущего бакалавра естественнонаучного образования не только как носителя знаний, но и носителя общечеловеческих и профессиональных ценностей;

4. Между структурно-функциональной расчлененностью экологической и педагогической подготовки и необходимостью целостной системы экологической подготовки, содействующей становлению профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования, способного решать различные профессиональные задачи;

5. Между необходимостью обеспечения конкурентоспособности будущих педагогов в области экологического образования и отсутствием такового механизма в существующей практике подготовки учителей в педагогическом вузе.

Преодоление выше обозначенных противоречий требует разработки системы экологической подготовки будущих бакалавров естественнонаучного образования в области экологического образования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке эффективной системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования и ее реализации в педагогическом университете.

Объект исследования — подготовка бакалавров естественнонаучного образования (профиль «Экология») в педагогическом университете.

Предмет исследования — система экологической подготовки бакалавров — будущих педагогов-экологов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическая подготовка бакалавров естественнонаучного образования будет эффективной, если:

1. Выявлены основные внешние и внутренние факторы, социально-педагогические условия и направления развития естественнонаучного образования бакалавров в педагогическом университете;

2. Обоснована и на междисциплинарном уровне разработана теоретическая концепция экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования, способных решать различные виды профессиональных задач экологического образования в основной общеобразовательной школе;

3. Обоснованы принципы экологической подготовки бакалавров и определены требования к развитию личности и профессиональной деятельности будущих педагогов-экологов в основной общеобразовательной школе;

4. Создана система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов;

5. Дидактические и методические условия реализации системы экологической подготовки будут соответствовать требованиям к развитию личности и профессиональной деятельности будущего педагога-эколога.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

Выявить современные тенденции развития высшего педагогического образования в России и обосновать экологизацию как ведущую тенденцию развития общества, науки и образования.

Определить роль педагогических университетов в реализации целей экологического образования на этапе интеграции в европейское образовательное пространство.

Выяснить функции методологических подходов (системного, личностно-ориентированного, компетентностного) в исследованиях проблем экологического образования в педагогическом университете. Разработать требования к развитию личности и профессиональной деятельности будущего педагога-эколога.

Определить принципы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования.

Обосновать и разработать систему экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования.

Определить содержание и организационно-методические основы экологической подготовки студентов.

Экспериментально проверить эффективность системы экологической подготовки.

Методолого-теоретические основы исследования:

— философские положения теории познания, теории деятельности, формирования и развития личности;

— культурологические, социологические и педагогические идеи о роли и функциях общего и профессионального образования, о соотношении образования и культуры (А.Г.Асмолов, Е. П. Белозерцев. А. П. Беляева, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, М. С. Каган, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, С. А. Расчетина, Г. П. Щедровицкий и др.) — -концептуальные подходы, раскрывающие сущность, содержание и структуру профессионального педагогического образования (О.А.Абдуллина, И. С. Батракова, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, А. А. Касьян, Н. В. Кузьмина, Д. М. Малаев, Н. Д. Никандров, О. М. Омаров, Н. Ф. Радионова, ВА. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.);

— методологические и теоретические основы непрерывного экологического образования (Н.М. Александрова, Н. К. Алиев, C.B. Алексеев, Н. Д. Андреева, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. С. Камерилова, В. В. Кобылянский,.

A.В.Миронова, В. М. Назаренко, В. В. Николина, И. Н. Пономарева, Г. П. Сикорская, В. П. Соломин, И. Т. Суравегина, В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров, Н. М. Чернова, З. А. Шахмарданов и др.);

— теории ценностей, взаимосвязи историко-культурологического и ценностного подходов к раскрытию взаимодействия общества и природы (С.Ф. Анисимов,.

B.А. Василенко, М. С. Каган, С. Н. Глазачев, В. П. Тугаринов, Н. М. Мамедов, H.H. Моисеев и др.);

— исследования, раскрывающие тенденции интеграции в условиях непрерывного экологического и профессионально-педагогического образования (Н.М. Александрова, C.B. Алексеев, Н. Д. Андреева, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Н. Ф. Винокурова, Б. М. Кедров, H.H. Киселев, Н. Е. Кузнецова, И. К. Лисеев, Н. Ф. Реймерс, В. П. Соломин, О. М. Сочивица и др.) — теории систем (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

— теории проектирования педагогических систем (А.П. Беляева, В. С. Библер, Б. С. Гершунский, Е.С. Заир-Бек, М. В. Кларин, В. А. Макареня, М. И. Махмутов, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.) — теории проектирования содержания образования (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л. Я. Зорина, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я Лернер, В. Оконь и др.);

— концепции развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина и.

ДР-).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались взаимодополняющие методы: теоретический анализ и синтезтеоретическое обобщение и моделированиеабстрагированиедиагностические методыметоды эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, собеседование, педагогический экспериментколичественный и качественный анализ эмпирических данныхстатистические методы математической обработки данных эксперимента.

Экспериментальная база исследования: Дагестанский государственный педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, общеобразовательные школы №№ 1, 5, 22, 37, 38 г. Махачкалы.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1993 — 1995) — подготовительно-аналитический. Определялись исходные позиции исследования, намечались тенденции развития педагогического и экологического образованиявыявлялось начальное состояние экологической подготовки студентов в системе высшего педагогического образованияизучались нормативные и программно-методические документы, опыт экологического образования в общеобразовательной и высшей педагогической школе. Определялись методологические основы исследованияразрабатывалась методика, проводился констатирующий экспериментосуществлялись локальные разработки и внедрение компонентов системы экологической подготовки студентов в образовательный процесс многоуровневого педагогического образования.

Второй этап (1995;2000) — теоретико-проектировочный. Осуществлялась работа по разработке концептуальных положенийформировались теоретические основы экологической подготовки студентовопределялись требования к развитию личности и профессиональной деятельности будущего бакалавра естественнонаучного образования. Разрабатывалась система экологической подготовки будущих педагогов-экологовопределялись основы конструирования содержания экологической подготовкиустанавливались этапы и организационно-методические условия процесса подготовкивыявлялась взаимосвязь экологической и методической подготовки студентовразрабатывалась методикапроводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2000;2006) — заключительно-обобщающий. Была создана модель целостного процесса экологической подготовкиразрабатывалось и внедрялось учебно-программное обеспечение, учебные и методические пособиязавершался формирующий экспериментпроводилась экспериментальная проверка разработанной системы экологической подготовкиосуществлялась обработкапроводилась систематизация и обобщение результатов исследования с применением методов математической обработкиформулировались выводыоформлялся текст диссертации.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на международных научных конференциях и семинарах (Ярославль, 1994; Петрозаводск, 1994; Астрахань, 2005; Санкт-Петербург, 2000, 2002, 2004, 2005) — на Всероссийских и республиканских научно-практических конференциях (Махачкала, 1996, 1997; Грозный, 2003, Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2006; Новосибирск, 2005).

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы экологической подготовки бакалавров в системе многоуровневого естественнонаучного образования в педагогическом университете и решении этой проблемы на методологическом, теоретическом, дидактическом и методическом уровнях.

Выявлены философские и научные идеи взаимодействия общества и природы и их влияние на становление экологического образования, установлено влияние политических, социально-экономических, научных и педагогических факторов на развитие экологического образования. Определены ведущие идеи, тенденции (гуманизация, демократизация, экологизация, информатизация, интеграция в европейское образовательное пространство и связанные с ней — многоуровневость и стандартизация) и особенности развития педагогического образования, выявлена роль педагогических университетов в реализации целей экологического образования в условиях интеграции российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное сообщество.

Выявлены функции методологических подходов (системного, личностно-ориентированного, компетентностного) в конструировании системы экологической подготовки.

Разработана система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования (профиль «Экология»), установлены связи, объединяющие все компоненты в единую систему, выявлены внешние и внутренние факторы, определяющие открытость и многофункциональность системы. Определены функции системы (социальная, культуротворческая, мировоззренческая, методологическая, интегративная, профессионально-педагогическая), обеспечивающие организацию и развитие системы.

Определены организационно-методические условия, содействующие мотивации обучения и формированию специальной профессиональной компетентности будущих педагогов-экологов.

Теоретическая значимость исследования:

Разработана концепция экологической подготовки студентов, в основе которой лежат идеи гуманизации, междисциплинарной интеграции, непрерывного экологического образования, гармоничного развития личности, рассмотрения функций подготовки как функций развития культуры и профессиональной компетентности будущих педагогов-экологов.

Обоснованы следующие принципы экологической подготовки: фундаментальности, единства и взаимосвязи экологической и методической подготовки, единство интеграции и дифференциации, культуросообразности, практической направленности, профессионально-педагогической мобильности, принцип «базисной дисциплины», технологичности и непрерывности.

Определены требования к развитию личности и профессиональной деятельности бакалавра естественнонаучного образования (профиль.

Экология"), уточнено их содержание применительно к деятельности педагога в основной общеобразовательной школе.

Обоснованы компоненты системы экологической подготовки студентов: цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, научно-методическое, материально-техническое и информационное оснащение. На основе выявленных теоретических предпосылок (единство обучения и воспитаниявзаимосвязь естественнонаучного и собственно экологического знаниявзаимосвязь целей экологической и профессиональной подготовкивзаимосвязь теоретического и практического обученияпреемственность в развитии общеэкологических и прикладных экологических знанийединство социализации и профессионализации личности) определена структура содержания экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования.

Определены организационно-методические основы и выявлены специфические особенности процесса экологической подготовки студентов (повышение фундаментальности и культурологической направленностивключение форм и методов обучения, трансформирующих виды предметной деятельности в педагогическую деятельностьприменение личностно-ориентированных педагогических технологий, обеспечивающих гибкость и мобильность профессиональной деятельности будущих педагогов-экологов).

Определена взаимосвязь экологической и методической подготовки как фактор, содействующий становлению профессиональной компетентности студентов.

Практическая значимость состоит в том, что в практике многоуровневого естественнонаучного педагогического образования реализована интегративная система экологической подготовки студентов. Разработанный автором комплекс учебных программ, учебных и методических пособий (всего 8) позволяет широко реализовать на практике концептуальные идеи экологической подготовки студентов. Теоретические положения и система экологической подготовки могут быть использованы при подготовке бакалавров естественнонаучного образования в педагогических университетах, а также в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-педагогических работников.

Широкое распространение в подготовке бакалавров естественнонаучного образования получили монографии, учебные пособия, учебные программы, методические рекомендации и научные статьи автора по проблеме исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены непротиворечивостью и четким обозначением методологических позиций, комплексным, адекватным и рациональным использованием разных методов, внутренней логикой результатов исследования. В качестве критерия, определяющего обоснованность высказанных научных идей, выступает критерий согласованности новых полученных результатов с историческими тенденциями развития системы педагогического и экологического образования и научными результатами, полученными ранее другими авторами. Другим критерием достоверности и обоснованности результатов диссертационного исследования является многоаспектная оценка и проверка основных идей и особенностей их реализации на базе образовательных учрежденийоценка адекватности гипотезы, задач, результатов и выводов исследования.

На защиту выносятся:

Концепция системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования.

Система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете.

Содержание экологической подготовки студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению «Естественнонаучное образование» (профиль «Экология»).

Организационно-методические основы экологической подготовки.

Позитивные результаты исследования, которые получены в процессе апробации и внедрения системы экологической подготовки в образовательный процесс в педагогическом университете.

Выводы.

1. Специфические особенности процесса экологической подготовки заключаются в фундаментальности и культурологической направленности. Эффективность процесса экологического обучения повышается за счет увеличения доли теоретического обучения и включения технологий, содействующих овладению студентами различными видами экологической деятельности и умениями трансформировать эти виды предметной деятельности в педагогическую деятельность в области экологического образования.

Введение

в процесс подготовки личностно-ориентированных педагогических технологий содействует становлению активной позиции студента в усвоении содержания экологических дисциплин и способствует овладению студентами этими педагогическими технологиями как видами будущей педагогической деятельности. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие личности студента не только как носителя знаний и умений, но и как носителя общечеловеческих морально-нравственных и профессиональных ценностей.

Процесс экологической подготовки имеет логику, обусловливающую последовательность изучения дисциплин экологической подготовки и дисциплины «Технологии и методика обучения экологии», а также последовательность и взаимосвязь теоретических и практических занятий, учебно-исследовательской и педагогической практики.

2. Изучение факультативного курса «Актуальные экологические проблемы и охрана природы Дагестана» содействует развитию познавательного интереса к изучению экологических дисциплин и позволяет увидеть возможные пути решения существующих экологических проблем. Изучение данного курса содействует формированию понимания ответственности за состояние природы и будущее человечества [21, 63, 104].

Введение

в содержание курса материалов, позволяющих провести исторический анализ особенностей взаимоотношений природы и общества в Дагестане, обзор основных современных экологических проблем и вопросов охраны природы в Республике Дагестан, способствует развитию позитивизма в восприятии и понимании сущности проблемы взаимодействия человека и природы.

3. Принцип взаимосвязи экологической и методической подготовки определяет необходимость овладения содержанием экологических дисциплин и дисциплины «Технологии и методика обучения экологии» в их взаимосвязи с целью развития специальной профессиональной компетентности бакалавра. Функции адаптации студентов к условиям реальной педагогической деятельности в области экологического образования выполняет производственная педагогическая практика, содействующая становлению профессиональной компетентности бакалавра естественнонаучного образования.

4. Результаты экспериментального внедрения системы экологической подготовки свидетельствуют о положительной динамике процессов усвоения студентами экологических знаний и формирования ценностных отношений, об устойчивом росте коэффициента полноты усвоения экологических умений, о развитии профессионального интереса к экологическому образованию.

Полученные результаты отражают тенденции профессионализации и социализации личности студента и свидетельствуют об эффективности методики экологической подготовки студентов в педагогическом университете. Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанной системы экологической подготовки студентов.

Заключение

.

1. Ответная реакция общества на деградацию природной среды проявилась глобальной тенденцией развития современного мира — экологизацией, т. е. проникновением экологических идей в науку, образование и культуру в целом. Экологическая проблематика ощутимо влияет на все сферы жизни людей. Влияние экологии на научный стиль мышления проявляется в целостном, синтетическом охвате явлений биосферы. Воздействие экологии на образование проявляется в переориентации целей образования, обновлении его содержания.

2. Основные тенденции развития высшего педагогического образования обусловлены социально-экономическими, культурологическими и педагогическими факторами. Современными тенденциями развития высшего педагогического образования являются тенденции гуманизации, демократизации, экологизации, информатизации, интеграции в европейское образовательное пространство, и связанные с ней — многоуровневость и стандартизация.

3. Подписание Россией Болонской декларации обусловливает интеграцию российского образования и его вхождение в европейское образовательное сообщество. Университетское образование является одним из ключевых механизмов, обеспечивающих будущее устойчивое развитие общества во взаимодействии с природой. Международное сотрудничество европейских университетов в области экологического образования осуществляется в обмене информацией о результатах исследования экологического состояния средыпроведении совместных научно-методических разработок в области образовательных технологий, содействующих формированию экологической культурыинициировании и осуществлении совместных эколого-образовательных и исследовательских проектов и программорганизации международного экологического туризма и полевых исследованийсовместном проведении международных форумов, конференций и семинаровучастии в деятельности международных фондов.

4. Методологическими основами концепции построения системы экологической подготовки бакалавров являются интегративная методология (системный, личностноориентированный, компетентностный подходы), тенденции развития высшего педагогического образования. Исследование проблем экологического образования студентов относится к проблемам, требующим системного подхода по причине его многофакторности, существенной личностной, социальной и педагогической значимости. Переход к личностной ориентированной парадигме определяет новое качество подготовки выпускников педагогического вуза и переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. В контексте компетентностного подхода происходят изменения в целях и структуре содержания, в организации образовательного процесса и в оценке результатов профессиональной подготовки педагогов-экологов.

5. Ведущими концептуальными идеями подготовки бакалавров естественнонаучного образования являются непрерывность экологического образованияреализация личностно-ориентированного подхода к развитию личности студентапроектирование эколого-педагогического пространства как междисциплинарной категории естественнонаучного образования в педагогическом университетерассмотрение функции экологической подготовки как совокупности культуротворческой, мировоззренческой, методологической, интегративной и профессионально-педагогической функций.

6. К требованиям профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Экология») относятся: обеспечение условий для овладения студентами основными методами научных исследований и их участия в исследованиях проблем экологического образованиядля приобретения новых знаний с помощью современных информационных образовательных технологийсоздание условий, обеспечивающих профессиональную готовность студентов к построению процесса экологического образования в основной общеобразовательной школе, организации и использованию в целях экологического образования школьников в образовательной средек проектированию и осуществлению профессионального самообразования.

7. Принципами экологической подготовки являются принципы фундаментальности, единства и взаимосвязи экологической и методической подготовки, единство интеграции и дифференциации, культуросообразности, практической направленности, профессионально-педагогической мобильности, принцип «базисной дисциплины», технологичности и непрерывности.

8. Система экологической подготовки представляет собой открытую, развивающуюся систему в структуре многоуровневого высшего педагогического образования. Важнейшими подсистемами системы экологической подготовки являются внешние факторы, влияющие на структурусодержание и функции системы (культурные, социально-экономические, экологические, педагогические, научно-информационные) — требования к развитию личности и профессиональной деятельности педагога-экологаэкологические и педагогические идеи, педагогические принципы и закономерности.

9. Компонентами системы экологической подготовки являются цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, научно-методическое и материально-техническое оснащение, результаты подготовки студентов, проявляющиеся в развитии личностных и профессиональных свойств и качеств личности студента, обладающих интегративными характеристиками. Функциями системы экологической подготовки выступают такие функции, как социальная, культуротворческая, мировоззренческая, методологическая, интегративная, профессионально-педагогическая.

10. Содержание экологической подготовки формируется за счет дисциплин экологической подготовки (во взаимосвязи с содержанием методической подготовки и участием содержания факультативных дисциплин) и представляет собой систему естественнонаучных, общеэкологических и частно-экологических знаний теоретического и прикладного характера, систему интеллектуальных и практико-ориентированных видов деятельности, экологических идей, ценностей, норм и правил. Содержание экологической подготовки обладает ярко выраженным культуротворческим, мировоззренческим и методологическим потенциалом.

11. Специфические особенности процесса экологической подготовки заключаются в повышении его фундаментальности и культуроемкостиво включении в процесс подготовки личностно ориентированных педагогических технологий, содействующих становлению активной позиции студента в усвоении содержания экологических дисциплин и способствующих овладению студентами этими технологиями как видами своей будущей педагогической деятельностив применении методов, методических приемов и средств, обеспечивающих развитие личности студента не только как носителя знаний и умений, но и носителя экологических, нравственных и профессиональных ценностей. В процессе исследования доказано, что изучение факультативного курса «Актуальные экологические проблемы и охрана природы Дагестана» содействует глубокому пониманию студентами неоднозначного характера антропогенной деятельности в природе, осознанию своей личной ответственности и ответственности других людей за состояние природы и будущее человечества. Необходимость овладения содержанием экологических дисциплин и дисциплины «Технологии и методика обучения экологии» определяет взаимосвязь экологической и методической подготовки, обеспечивающей развитие специальной профессиональной компетентности бакалавра.

12. В процессе экспериментального исследования доказана необходимость и перспективность системы экологической подготовки бакалавров. Результаты экспериментального внедрения системы.

215 экологической подготовки свидетельствуют об успешности процесса усвоения студентами экологических знаний, устойчивом росте коэффициента полноты усвоения экологических умений, о положительной динамике процесса формирования у студентов ценностных отношений, о развитии профессионального интереса к экологическому образованию. Полученные результаты отражают тенденции профессионализации и социализации личности студента и свидетельствуют об эффективности методики экологической подготовки студентов университете. Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанной системы экологической подготовки студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. 139 с.
  2. Аджан Абдулрахман. Методика подготовки учителя к экологическому образованию школьников на уроках биологии: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. -17 с.
  3. Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля. СПб.: ИПТО РАО, 1997. — 174 с.
  4. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 44 с.
  5. И.Ю. Глобальное образование как социально-педагогическая перспектива //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. СПб.: Крисмас +, 1996. — С.17−19.
  6. .Д. и др. Растительный и животный мир заповедника и заказников Дагестана и их охрана. Махачкала, 1989. — 50 с.
  7. H.A. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Автореф. дисс. д-ра пед. наук -Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1997. 42 с.
  8. C.B. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе последипломного образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук СПб.: ИОВ РАО, 1998. — 44 с.
  9. C.B. Теория и методика экологической подготовки в системе постдипломного образования: Монография СПб.: Спецлит, 2001.-205 с.
  10. Н.К., Алиев В. Г., Гаджиев Г. А. И др. Дагестан на рубежевеков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. Махачкала: Изд-во «Эхо Кавказа». — Махачкала, 1998. — 343 с.
  11. Н.К., Шахмарданов З. А., Рабаданов P.M. Сельское хозяйство и охрана природы Дагестана.- Минприроды РД. Махачкала, 1998. -265с.
  12. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя //Сов. Педагогика, 1971. № 2. — С.83−90.
  13. .Г. Избранные психологические труды в 2-х томах /Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. т. 2 — 230 с.
  14. Н.Д. Образование и устойчивое развитие //Образование для устойчивого развития: проблемы, поиск и пути решения в педагогическом вузе. СПб.: СПбАсЭко, 2000. — С.13−23.
  15. Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Атореф. дисс. д-ра пед. наук СПб.: ИПТО РАО, 2000. — 65 с.
  16. Н.Д., Соломин В. П. Технологии экологического образования //Подготовка специалиста в области образования. Технологии образования.- Вып. 5. СПб.: Образование, 1997. — С. 145 152.
  17. Н.Д., Соломин В. П., Наумова H.H., Сидельникова Г. Д. Практикум по экологии: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 50 с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104 с.
  19. Ю. Болонский аршин: русский университет vs европейский /http.//www.russ/istsovr/sumerki/2 003 0407log.html:
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Педагогика, 1989. 187 с.
  21. Ю.П., Транин A.A. Горные территории: социально-экономические, экологические и правовые проблемы //Государство иправо. 1997. — № 12.- С.55−61.
  22. А. Мировоззрение личности и общества. М.: Мысль, 1985. -278 с.
  23. И.С. Построение системы индивидуальных образовательных маршрутов студентов в педагогическом университете//Информационный бюллетень. № 1(24).-СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
  24. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1995.
  25. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 258 с.
  26. А.П. Социальная форма движения: явления и сущность. М.: Наука, 1982.-265 с.
  27. А.П. Взаимосвязь экологии и педагогики в структуре непрерывного образования. / Проблемы Северо-Запада: экология и образование: Тез. докл. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-С.7−8.
  28. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методич. пособие.- М.: Высшая школа, 1991.- 208 с.
  29. А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб.: ИПТО РАО, 2002.
  30. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб. — Радом: РАО ИПТО — 1997. -225 с.
  31. H.A. Истоки и смысл русского космизма. М.: Наука, 1990.220 с.
  32. М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин // Сов. педагогика, 1987. № 8. — С. 37−52.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 187 с.
  34. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение УВП подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
  35. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.- С.7−49.
  36. A.A. Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -324 с.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 162 с.
  38. В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2001. -47 с.
  39. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4. — С. 11−17.
  40. Е.В. Концепции личностно ориентированного образования и целостная образовательная теория //Школа духовности. -1999. № 5.-С. 41−52.
  41. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — С. 29−36.
  42. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-в РХГИ, 2001. — 512 с.
  43. Н.В. Университет и университетское образование: взглядв прошлое, настоящее, будущее /Образование и культура Северо-Запада России. Вестник С-3 отд. РАО. Вып. 4. — СПб., 1999. — С. 163 175.
  44. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
  45. H.H. Подготовка студентов педвуза к экологической деятельности по охране животных: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. 19 с.
  46. Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учебно-методическое пособие /Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. — 242 с.
  47. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. — 328 с.
  48. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  49. A.M. Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущего учителя. Комсомольск-на-Амуре: Изд. КГПИ, 1996.- 139 с.
  50. Э.А. Система подготовки учителя биологии к работе со школьниками по охране и увеличению растительных ресурсов: Автореф. дисс. канд. пед. наук Даугавпилс, 1984. — 21 с.
  51. Л. И. Человек и культура: Критика антропоцентризма. -М.: ИНИОН, 1995.
  52. С. В. Экологическое образование школьников при обучении географии: монография СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. — 90 с.
  53. З.И. Целостное построение воспитания в обучении. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. — 82 с.
  54. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  55. С.Г., Попов Е. Б. Социально-педагогические проблемы гуманизации образования //Информационный бюллетень № 4. СПб. -Новгород Псков, 1995. — С.4−7.
  56. Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2002. 40 с.
  57. Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Н. Новгород: Изд. Волго-Вятской акад. гос. службы, 1996. — 76 с.
  58. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  59. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Высшая школа, 1968. 439 с.
  60. Г. А. Нитраты вокруг нас: 101 вопрос и ответ для садоводов, огородников и фермеров. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. -59 с.
  61. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: Электронный ресурс.: http: //dd.miem.edu.ru/NPT/NPT OO/declar.htm.
  62. . Теория и практика экологического образования в школьной географии республики Польша: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.-СПб., 2001.-36 с.
  63. JT.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Педагогика, 1991.-479 с.
  64. М.Г. Формирование у студентов педагогического вуза нравственно-эстетического отношения к природе средствами музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2005. — 20 с.
  65. A.A., Шихшабеков М. М., Абдурахманов Г. М., Мунгиев A.A. Анализ экологического состояния Среднего Каспия и проблема воспроизводства рыб. М.: Наука, 2003.- 312 с.
  66. М.М. Концептуальные основы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования// Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной экологии. № 5, 2006. с. 3.
  67. М.М. Методологические и теоретические основыэкологической подготовки студентов в структуре многоуровневой системы образования в педагогическом университете: Монография. -Махачкала. -2005. 135 с.
  68. М.М., Омаров О. М. Педагогическая технология и методика обучения: общее и особенное // В сб. Актуальные проблемы преподавания естественных дисциплин в средней и высшей школе. -Махачкала: ДГУ, 2001. С. 32−44.
  69. М.М. Роль высшей педагогической школы в реализации целей экологического образования на этапе интеграции в европейское образовательное пространство // Вестник молодых ученых. № 4, 2006. -с.13−17.
  70. М.М. Система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования и организационно-методические условия её реализации в педагогическом университете: Монография. -Махачкала.- 2006. -177 с.
  71. М.М., Шахмарданов З. А. Современное состояние и актуальные проблемы экологии и охраны природы Дагестана: Монография. Махачкала «Деловой мир». — Махачкала, 2004. — 207 с.
  72. И. Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1995. 20 с.
  73. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психол. Наука в СССР. М., 1959. — Т. 1. — С. 441−469.
  74. H.A. Сущность экологической культуры //Соц. экология и устойчивое развитие, Вып. 2. М.: Изд. РАГС, 1997. — С. 92−104.
  75. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд. «совершенство», 1998. — 608 с.
  76. A.M. Популяционная экология. М.: Изд-во МГУ, 1990. -191 с.
  77. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Знание, 1987.218 с.
  78. Э.В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни /экологическое образование: концепции и технологии: Сб.науч. тр.//под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 13−16.
  79. Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы //Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М.: Наука, 1982.- 314 с.
  80. Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура //Культура: теория и проблемы. М.: Наука, 1995. С. 239−254.
  81. С.Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. — 173 с.
  82. С.Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: Учебное пособие. М.: Горизонт, 1997. — 203 с.
  83. A.A. Социальная экология. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 268 с.
  84. A.A. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. -192с.
  85. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540 100 Естественнонаучное образование. Степень (квалификация) бакалавр естественнонаучного образования. -М., 2005. — 32 с.
  86. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 540 000 Педагогические науки. СПб., 2000.
  87. A.A. Информационная культура: Опыт типологического определения //Проблемы информационной культуры. Сб.ст./Под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. -М., 1994. С. 19−28.
  88. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа //Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.117−122.
  89. В. Оценочные шкалы в образовательной психологии // Народное образование, 2002. № 5. — с. 115−121.
  90. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  91. H.A. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дисс. канд филос. наук. М., 1990. — 16 с.
  92. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч., Лосев К. С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001.-330 с.
  93. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма). СПб. -Волгоград, 1996.-218 с.
  94. С.Д., Ясвин В. А. Две модели экологии. //Человек, 1998. № 1. С. 38.
  95. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 477 с.
  96. Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. 2-е изд. -М.: Мир, 1986. -227 с.
  97. Доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых, водных, лесных ресурсов, охране окружающей среды и деятельности органов государственного контроля в сфере природопользования республики Дагестан в 2002 году. Махачкала, 2003.
  98. С.Р. Педагогические основы новых информационныхтехнологий в образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.-39 с.
  99. В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. 53 с.
  100. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Педагогика, 1996. 273 с.
  101. А.И. Геоэкология: наука и образование: Монография.-СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 163 с.
  102. И.Б. Моделирование эколого-краеведческой подготовки учителя географии: Автореф. дисс. канд. пед наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. — 18 с.
  103. В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 192 с.
  104. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Просвещение», 1995. — 233 с.
  105. Закон Российской Федерации об образования. М.: 1992. — с. 4−6.
  106. A.C. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  107. Заявка Российской Федерации на присоединение к Болонскому процессу, поданная в июне 2003 года: Приложение 1 и 2. //Сайт МО РФ /http://www.edu.gov.ru.
  108. И.Д. Экогласность и образование //Советская педагогика.- 1991.- № 1. С. 11−16.
  109. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Наука, 1994. — 296 с.
  110. Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образовании // Педагогика, 1998. № 5. С. 22−28.
  111. Л.Я. Ценности естественнонаучного образования //Педагогика, 1995. №.3. С. 29−33.
  112. JI.A. Теория и практика экологического воспитания вшколах России 70−80 годов XX столетия: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1993.- 19 с.
  113. С.А. Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5−7 классов в процессе изучения естествознания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 202. — 20 с.
  114. Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии. М.: Палея-Мишин, 2000.-336 с.
  115. Н.Б. Природа как ценность культуры. М.: Знание, 1987.-164 с.
  116. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. /Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994. 367 с.
  117. Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия /Науч. ред. акад. АЕН Ю. П. Яковец. М., 1995. — 186 с.
  118. Институт Естествознания в системе педагогического университета: Монография /Под ред. В. П. Соломина. СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 176 с.
  119. Интеграция содержания образования в педвузе /Сб. научн. трудов // Ред. М. Н. Берулава. Бийск, 1994.-123 с.
  120. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. Под ред. З. И. Васильевой. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 416 с.
  121. М.С. О месте науки в системе культуры //Наука и культура. -М.: Наука, 1984.-С. 17−35.
  122. М.С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия. //Системный подход и гуманитарные знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
  123. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. -218с.
  124. М.Г. Ценностные ориентации и их формирование. Л.: Изд-во РГПИ, 1989. — 83 с.
  125. К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. М.: Монолит, 1999. — 48 с.
  126. Г. С. Теоретические основы урбоэкологии как вариативной учебной дисциплины школьного географического образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2000. — 42 с.
  127. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Знание, 1990.-86 с.
  128. P.C., Лисеев Н. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Наука, 1995. — 206 с.
  129. М.А. Формирование эколого-картографических умений в школьном курсе «География России» на основе заданного подхода: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004. — 24 с.
  130. Н.В. Социально-философские аспекты проблемы экологического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
  131. A.A. Контекст образования: наука и образование: Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. — 184 с.
  132. .М. Проблемы логики и методологии науки. М.: Наука, 1990.-346 с.
  133. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1990. 48 с.
  134. H.H. Влияние экологических исследований на стиль мышления в современной науке /В кн.: Интегрирующая функция экологии в современной науке. Киев: Науковая думка, 1987. — 127 с.
  135. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  136. В.А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества: Учебник.- Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2004. — 318 с.
  137. В.А. Философия экологии общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: Учебное пособие. -М.: Фаир-Пресс, 2003. -192 с.
  138. В. Дело не в «Болонье» //Новые известия. 2003. 24 декабря /http://www. newizv.ru/
  139. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Родионовой.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 392 с.
  140. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. № 4. — С.254−269.
  141. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию //Экос-информ., 1996. № 5. — С.5−14.
  142. Концепция устойчивого развития и местная повестка дня на XXI век: Методическое пособие /Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина.-СПб.: Изд-во «Союз художников», 2003. 480 с.
  143. Концепция школьного экологического образования. /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1994. — 32 с.
  144. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор //Экос-информ., 1994. № 3−4. — С.8.11.
  145. А.Н. Наука и ее место в культуре как комплексная проблема //Наука и ее место в культуре. Новосибирск: Наука, 1990. -С.5−18.
  146. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ.- М.: Педагогика, 1997. 264 с.
  147. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.
  148. О.М. Научно-методические основы национально-регионального компонента геоэкологического образования (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2004. -41 с.
  149. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М.: Наука, 1988.- 415 с.
  150. Н.Б. Социокультурный контекст образования //Новые ценности образования, 1995. Вып. 2. С. 67−99.
  151. Ю.В. Формирование научного мировоззрения студентов в вузе. М.: Высшая школа, 1988. — 79 с.
  152. Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
  153. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. 32 с.
  154. Н.Е. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала // Химия в школе. 2004. — N 5.- С.12−18.
  155. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучно цикла): Учебное пособие. СПб.: Образование, 1998.-48 с.
  156. М.А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ (средняя ступень обучения): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 30 с.
  157. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1967.-481 с.
  158. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. -М.: Академия, 2001. 272 с.
  159. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  160. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  161. А.Н. Философия педагогики. М.: Мысль, 1994. — 530с.
  162. Г. И. Деловая игра как средство моделирования образовательной среды //Биология в школе. 2002. — № 5. — С.26.
  163. Н.К., Реймерс Н. Ф. Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М: Высшая школа, 1984. — 216 с.
  164. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование /Под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 123 с.
  165. К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. — 400 с.
  166. В.А. Человек и природа. М.: Политиздат, 1978. С. 165−173.
  167. Н.М. Культура. Экология. Образование. М.: РЭФИА, 1996.-51 с.
  168. Ю.М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции. Минск: Наука и техника, 1977. — 244 с.
  169. Марина А. В, Соломин В. П., Станкевич П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения: Учебное пособие к курсу методики преподавания биологии. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2000. -132 с .
  170. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 83 с.
  171. С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- СПб., 2002. 50 с.
  172. М.И. организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1997. 240 с.
  173. Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. -М.: Педагогика-пресс, 1999. 143 с.
  174. Методика обучения биологии и экологии в XXI веке: Тезисы докл. науч.-практ. конф., СП., 3−4 февраля 2000 года. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 89 с.
  175. Методология и методика научных исследований в области биологического и экологического образования: Сборник материалов IV методологического семинара, 16−18 ноября 2004 года, Вып. 3. Спб.: Изд-во «ТЕССА», 2004. — 220 с.
  176. A.A. Формирование экологической ответственности старших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2005.-21 с.
  177. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд. КГУ, 1989. — 219 с.
  178. H.H. О необходимых чертах будущего//Вестник экологического образования в России. 2000. № 2. С.9−10.
  179. H.H. Система «учитель» и современная экологическая обстановка //Культура и экология: поиск путей новой этики. М.: Интеллект, 1997.-С. 86−93.
  180. H.H. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. -191 с.
  181. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика
  182. Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988.-254 с.
  183. В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе (химический аспект образования): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1994. — 39 с.
  184. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.
  185. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М., 2000.-18 с.
  186. Национальный план действий по охране окружающей среды Республики Дагестан на 2000−2005 г. г. Махачкала: Изд-во «Юпитер».- Махачкала, 2001.
  187. В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1999. — 47с.
  188. Е.В. Экология и культура. М.: МГУ, 1996. 98 с.
  189. Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев: Наукова думка, 1989. — 116 с.
  190. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999.- 224 с.
  191. Т.М. Система методологической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Автореферат дисс. д.п.н. Самара 1998. — 40 с.
  192. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.:1. Педагогика, 1991. 224 с.
  193. Образование в конце XX века: Мат-лы «круглого стола» //Вопросы философии, 1992. № 2. С.3−21.
  194. Образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «540 100 Естественнонаучное образование». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2002. — 373 с.
  195. А.П. История естествознания, идеалы научности и ценности культуры //Наука и культура. М.: Наука, 1984. — С. 159−187.
  196. А.Н. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дисс. д-ра пед.наук.- М., 1992. 31 с.
  197. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт Петербурге в 2002 году //Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина. — СПб., 2003. — 468 с.
  198. А. Российская культура как фактор планетарной реформации //Культура и экология: поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1997. — С. 201−218.
  199. JI.B. Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ» //Биология в школе. 2004. — № 2. — С.34.
  200. Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования. -М., 1999. 388 с.
  201. Е.С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд-во «Академия», 2003. — 271 с.
  202. И.Н. Идеи устойчивого развития природы и общества в экологическом образовании студентов //Образование для устойчивого развития: проблемы, поиск и пути решения в педагогическом вузе. СПб.: СПбАсЭко, 2000. — С. 23−25.
  203. И.Н. Развитие экологического образования в России //Тез. докл. науч.-практ. конф., 16−17 октября 1999 г. СПб., 1999. С. 814.
  204. И.Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГГТУ им. А. И. Герцена, 2005.
  205. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (Федеральный компонент) / Под ред. В. А. Козырева, В. П. Соломина.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  206. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992—2002 годах /Информационно-аналитический обзор. М.: Государственный центр экологических программ, 2002. — 448 с.
  207. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. — 364 с.
  208. О.Г. Экологическая грамотность студента университета /Вестник СЗО РАО. Образование и культура С-3 России. Вып.4. Университет: единство науки, образования и культуры. СПб, 1999. -С.200−204.
  209. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста /Подготовка специалиста в области образования: структура и содержание. СПб.: Образование, 1994. — С.8−16.
  210. Роль высшей школы Санкт-Петербурга в реализации Концепции устойчивого развития /Под ред. А. К. Бродского. Междисциплинарный центр СПб ГУ, 2003. 175 с.
  211. JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Автореф. дисс. канд. пед.наук. Волгоград, 1990. — 19 с.
  212. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии /РАН, ин-т психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  213. Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов педагогического университета: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1996. — 40 с.
  214. H.A., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы /В кн.: Научно-пед. основы подготовки учителя биологии. Вып. 1. — Л.: ЛГПИ, 1973. — С.17−61.
  215. В.Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем» //Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970. — С.49−64.
  216. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач /Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа, 1991. — 254 с.
  217. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  218. H.A. Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием: Учебное пособие.- М., 1991. 63 с.
  219. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 336 с.
  220. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных педагогических систем. М.: Логос. 1999.-272 с.
  221. А.П. Человек и природа: Формирование отношений. Ставрополь, 1975. — 209 с.
  222. Т.П. Неогуманистическая модель эколого-педагогического образования. Екатеринбург, 1998. — 212 с.
  223. О.Г. Развитие методической системыформирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 200. — 44 с.
  224. В.П. Концептуальные основы естественнонаучного образования в педагогическом вузе / Непрерывное педагогическое образование. Вып. XV Естественнонаучное образование: Коллективная монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  225. Соломин В. П. Особенности устойчивого развития образовательных систем в условиях смены эволюционной парадигмы // Образование для устойчивого развития: проблемы, поиск и пути решения в педагогическом вузе. СПб.: СПбАсЭко, 2000. — С. 8−13.
  226. В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 224 с.
  227. В.П. Теория и практика многоуровневого естественнонаучного образования в системе педагогического университета: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 2000. — 67 с.
  228. С.Н. Взаимодействие общества и природы (философские аспекты). М.: Мысль, 1983. — 252 с.
  229. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
  230. Н.Л., Шубина Н. Л. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы подготовки бакалавров и магистров в области знаний «Педагогические науки»: Методические рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  231. П. Д. Природа жизнь — культура //Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. — М.: Наука, 1984. — С. 243−253.
  232. Д.И. Природа как фактор воспитания патриотизма //Патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе. М., 1979.- 116 с.
  233. П.И. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997. — 212 с.
  234. Ю.П. Принципы природопользования на современном этапе научно- технической революции //Взаимодействие природы и общества. М.: АН СССР, 1973.
  235. А.П. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. СПб.: Образование, 1994. — 225 с.
  236. Я.С., Филонов Г. Н., Новичков В. Б. и др. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития //Педагогика, 1998. № 8. С. 3−24.
  237. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальнуюинформатику. M., 1990. — 322 с.
  238. А.Д. Модель образования XXI века: Устойчивое развитие и экологическая безопасность //Вестник экологического образования в России: МНЭПУ. 1996. — № 2.- С.2−6.
  239. А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития //Экологическое образование: концепции и технологии. -Волгоград: Перемена, 1996. С.7- 13.
  240. А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. -М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
  241. А.Д., Уледов В. А. Государство и экология: Учебное пособие. М.: РАГС, 1996. — 148 с.
  242. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1998. — 173 с.
  243. В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек: Монография. -Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. 112 с.
  244. Г. Д. Формирование профессиональной готовности будущего учителя биологии к экологическому образованию школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1988. — 17 с.
  245. О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. — 21 с.
  246. Философия и методология науки /Под ред. В. И. Купцова. М.: МГУ, 1996.-232 с.
  247. Философия образования: состояние проблемы и перспективы (материалы круглого стола) //Вопросы философии, 1995. № 11.- С.3−19.
  248. Философские проблемы природы и человека в исследованиях П. А. Флоренского и В. И. Вернадского //Природа и человек. 1989. -№ 9.-С. 32−48.
  249. Философский энциклопедический словарь //М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  250. Э.Ю. Теория и практика подготовки учителей биологии к организации природоохранной деятельности школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. JL, 1989. — 32 с.
  251. М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. СПб., 2004. — 43 с.
  252. П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  253. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  254. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев: Монография. /Под ред. А. И. Чистобаева. СПб.: СПб НЦ РАН ВВМ, 2005.-216 с.
  255. .Г. Социокультурные факторы процессов интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: Наука, 1984ю — С. 114−131.
  256. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М.: Педагогика, 1997. 92 с.
  257. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность.- М.: Академия, 1999. 358 с.
  258. К. Экологические корни культуры. М.: Интеллект, 1995.
  259. Gall М. Discussion method // The international encyclopedia of teachi ng and teacher education. Oxford, 1988. P.232−237.
  260. Fischer F., Hajer M. Living with Nature. Environmental politics and с ultural discourse. Oxford Univ Press, 1999. — 284 pp.241
  261. The Magna Charta of University //Сайт Берлинского саммита по
  262. Болонскому процессу //http://www.bologna-berlin 2003. 276. Values in education in values / Ed. by J. Halstead and M. Taylor. -L.: The Falmer Press, 1996. 288 pp.
Заполнить форму текущей работой