Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае оказания услути более низкого качества, чем предусмотрено договором, положением либо обычно предъявляемыми требованиями, услугополучатель, предупредив услугодателя до окончания его деятельности о том, что предоставляемая услуга не соответствует условиям договора, вправе оплатить услугу в размере, соответствующем ее качеству, и взыскать сверх того неустойку в размере, равном разнице между… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЭДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Услуга как экономическая и правовая категория. В
    • I. Услута как экономическая категория
    • 2. Услуга как правовая категория
    • 3. Услуга как гражданско-правовая категория
  • ГЛАВА 2. Обязательство по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств
    • I. Место обязательства по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств. 2. Дифференциация обязательства по оказанию услуг
  • ГЛАВА 3. Структура обязательства по оказанию услуг. и ответственность за его нарушение. ~ 88 № I. Субъекты обязательства по оказанию услуг
    • 2. Объект и содержание обязательства по оказанию услуг
    • 3. Ответственность за нарушение обязательства по оказанию услуг. ¡-з^

Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие сферы услуг — одно из приоритетных направлений повышения уровня жизни и благосостояния советских людей. В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партии сказано: «Все усилия по совершенствованию распределительных отношений окажутся малоэффективными, а задача повышения благосостояния народа невыполненной, если мы не сумеем насытить рынок разнообразными товарами и услугами» .* На реализацию этой задачи направлена разработанная по инициативе Политбюро ЦК КПСС Комплексная программа развития производсто ва товаров народного потребления и сферы услуг на 1986;2000 годы. Являясь составной частью Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986;1990 годы и на период до 2000 года, Комплексная программа предусматривает «.создание разветвленной и эффективно работающей системы платных услуг». С этой целью намечено ускорить развитие отраслей народного хозяйства, непосредственно занятых обслуживанием населения. Привлечь к оказанию услуг предприятия и организации всех министерств и ведомств независимо от их специализации и характера основной деятельности. Объем платных услуг, предоставляемых населению в 1986;2000 годах, увеличить в 2,1−2,3 раза, в том числе в двенадцатой пятилетке в 1,3−1,4 раза.

Привлечение к оказанию платных услуг значительного числа предприятий, учреждений и организаций, в том числе кооперативных, а также лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, существенное увеличение объемов платных услуг, ставят в повестку т.

Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза.

М., 1986, С. 47.

2* СП СССР. Отдел первый. 1985, Л 29 дня необходимость совершенствования правовых форм воздействия на экономические отношения по оказанию услуг.

Экономические отношения по оказанию услуг, составляющие часть предмета гражданского права, специально исследовались в трудах Е. Д. Шешенина, Н. А. Баринова, А. Ю. Кабалкина, Ю. Х. Калмыкова, В. А. Язева и многих других ученых-цивилистов. Однако крут вопросов, подлежащих исследованию, далеко не исчерпан. До сих пор отсутствует единое понятие услуги как правовой категории, остается дискуссионным вопрос о гражданско-правовом регулировании отношений по оказанию нематериальных услуг, нет ясности в вопросе о существовании обязательства по оказанию услуг и его месте в системе гражданско-правовых обязательств. Нуждаются в исследовании и многие другие вопросы правового регулирования отношений по оказанию услуг.

Исследованию обязательства по оказанию услуг посвящены работы Е. Д. Шешенина, в которых заложены основные направления изучения правовых форм опосредования экономических отношений по оказанию услуг. Однако переоценка роли общественных фондов потребления в удовлетворении потребностей граждан, бесплатных форм обслуживания населения привели к недооценке гражданско-правовых форм воздействия на экономические отношения, что, в частности, повлекло отрицание обязательства по оказанию услуг как самостоятельного типа гражданско-правовых обязательств. А это отразилось и на правовом регулировании отношений по оказанию услуг. В отличие от ряда зарубежных социалистических стран для них не нашлось самостоятельного места в системе гражданско-правовых обязательств. Нынешний этап развития товарно-денежных отношений, все более широкое вовлечение в экономический оборот как традиционных, так и вновь возникающих субъектов гражданского права заставляют еще раз обратиться к исследованию обязательства по оказанию услуг.

Особую значимость тема исследования приобретает в условиях совершенствования кодифицированного гражданского законодательства — Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Действующее гражданское законодательство не содержит общих норм о правовом регулировании отношений по оказанию услуг, что отрицательно сказывается на развитии этих отношений и защите интересов граждан и организаций.

Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании существования обязательства по оказанию услуг как самостоятельного типа обязательств, изучении его специфики и структуры и выработке на этой основе предложений по совершенствованию кодифицированных и иных актов гражданского законодательства.

Методологическую основу исследования составляют труды основоположников марксизма-ленинизма, решения форумов КПСС и другие партийные и государственно-правовые документы по рассматриваемым вопросам.

В диссертации использованы труды ученых-юристов по общей теории права, советскому гражданскому праву, а также работы ученых-экономистов по политической экономии и экономике непроизводственной сйеры.

В процессе исследования наряду с общим диалектико-материа-листическим методом исследования использованы такие частно-научные методы, как логический, исторический, сравнительного правоведения. Изучена практика деятельности организаций, оказывающих платные услуги населению".

Научная новизна исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании наличия в гражданском оборот©обязательства по оказанию услуг как самостоятельного типа гражданско-правовых обязательств. В диссертации разработаны следующие положения, выносимые автором на защиту:

1. Понятие услуги как правовой игравданско-правовой категории.

2. Общее понятие обязательства по оказанию услуг как самостоятельного типа гравданско-правовых обязательств.

3. Принципы систематизации гражданско-правовых обязательств и определение на их основе места обязательства по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

4. Критерии дифференциации обязательства по оказанию услуг.

5. На основе анализа структуры обязательства по оказанию услуг и ответственности за его нарушение обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Сформулировано содержание главы Гражданского кодекса РСФСР «Услуги» .

Практическая значимость работы состоит в выработке предложений по совершенствованию гражданского законодательства. Положения диссертации могут быть использованы при разработке нормативных актов, направленных на регулирование отношений по оказанию услуг, а также в договорной работе предприятий, учреждений и организаций, в том. числе кооперативных, осуществлении индивидуальной трудовой деятельности, при рассмотрении споров в суде и арбитраже.

Изложенные в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому праву.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре гражданского права Ленинградского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, а также в сообщении, сделанном на конференции молодых ученых Иркутского государственного университета в апреле 1988 года.

Материалы работы использовались при проведении занятий по гражданскому праву со студентами дневного, вечернего и заочного отделений юридического факультета Ленинградского университета.

Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе анализируется понятие услуги как экономической, правовой и гражданско-правовой категории. Во второй главе определяется место обязательства по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств и проводится дифференциация обязательства по оказанию услуг. В третьей главе рассмотрены элементы обязательства и ответственность за его нарушение. В заключении сформулированы предложения по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать предложения по совершенствованию гражданского законодательства.

Прежде всего в совершенствовании нуждается кодифицированное гражданское законодательство. Поскольку регулирование отношений по обслуживанию граждан отнесено к компетенции союзных республик, в Гражданский кодекс РСФСР и кодексы других союзных республик следует внести главу «Услуги», поместив ее перед главой «Поручение». Содержание главы «Услути» может быть таково:

Статья I. Договор услуг.

По договору услуг одна сторона /услутодатель/ обязуется за вознаграждение оказать другой стороне /услутополучателю/ услугу.

Статья 2. Услуга.

Услугой является деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет овеществленного выражения.

Статья 3. Качество услуги.

Качество услути должно соответствовать условиям договора, положения или обычно предъявляемым требованиям.

В случае оказания услути более низкого качества, чем предусмотрено договором, положением либо обычно предъявляемыми требованиями, услугополучатель, предупредив услугодателя до окончания его деятельности о том, что предоставляемая услуга не соответствует условиям договора, вправе оплатить услугу в размере, соответствующем ее качеству, и взыскать сверх того неустойку в размере, равном разнице между договорной ценой и стоимостью фактически оказанной услуги.

Статья 4. Исполнение обязанности по оказанию услуг.

Услуга должна быть оказана в срок, указанный в договоре.

Если срок исполнения обязанности по оказанию услуги определен моментом востребования, услугополучатель вправе потребовать исполнения в любое время, а услугодатель обязан оказать услугу в срок, указанный услугополучателем.

Место исполнения обязанности по оказанию услути определяется соглашением сторон.

Статья 5. Вознаграждение.

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон.

Стоимость услут, оказываемых государственными предприятиями, учреждениями и организациями, определяется утвержденными в установленном порядке прейскурантами и тарифами.

При заключении договора услугополучатель обязан уплатить услу-годателю не менее 50% стоимости услуги. Окончательный расчет производится после оказания услуги.

Услугополучатель вправе при заключении договора уплатить всю сумму причитающегося услутодателю вознаграждения.

Статья 6. Прекращение обязательства по оказанию услут.

Обязательство по оказанию услуг может быть прекращено в любое время по заявлению одной из сторон. Сторона, заявившая о прекращении обязательства, обязана возместить другой стороне возникшие вследствие этого убытки.

При прекращении обязательства по оказанию услуг вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон, услугодатель вправе требовать вознаграждение соразмерно цене оказанной части услути, если иное не вытекает из существа обязательства.

Статья 7. Ответственность за нарушение обязательства по оказанию услуг.

За неисполнение обязанности оказать услугу услугодатель обязан возместить услугополучателю возникшие у него убытки, а также сверх того уплатить неустойку в размере 10−50% цены неоказанной услуги. Размер неустойки в каждом конкретном случае определяется соглашением сторон, а в случае спора судом.

Кроме того, необходимо привести в соответствие с текстом и смыслом Закона об индивидуальной трудовой деятельности Рекомендации о применении некоторых положений Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», утвержденные Госкомтрудом СССР, Министерством финансов СССР, Министерством юстиции СССР 26 февраля 1987 года, устранив противоречащее Закону толкование ряда его норм. Нуждается в отмене и приложение № 2 к Постановлению Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом СССР «О кооперации в СССР», как противоречащее ст. З Закона о кооперации.

В Правила бытового обслуживания населения следует внести изменения, касающиеся порядка взыскания санкций за нарушение предприятиями сферы обслуживания сроков исполнения заказов, предоставив заказчику право удерживать при окончательном расчете неустойку в размере, зависящем от длительности просрочки.

Реализация предложенных изменений гражданского законодательства позволит значительно повысить правовые гарантии граждан и организаций в отношениях по оказанию нематериальных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Производительность капитала. Производительный и непроизводительный труд // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.26. ч.1. С. 400.416
  2. К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову в Париж от 28 декабря 1846 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.27. С. 401.412
  3. Политический доклад Центрального Комитета КПСС ХХУПсъезду Коммунистической партии Советского Союза // Материалы ХХУП. съезда Коммунистической партии Советского Союза.-ГЛ.: Политиздат. 1986. 352 с.
  4. Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических республик. M. 1988
  5. Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. ст. 525.
  6. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении // Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 52. ст.466
  7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 30. ст.392
  8. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости Верховного СоветаСССР. 1986. № 47. ст.964
  9. Закон СССР «О кооперации в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. ст.356
  10. Закон СССР «О государственном предприятии /объединении/» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. ст.385
  11. Гражданский кодекс РСФСР. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М.: Юрид.лит. 1988
  12. Гражданский кодекс ЧССР // Бюллетень чехословацкого права. 1987. № 1−2
  13. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986−2000 годы. Утверждена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 сентября 1985 года- 153 915 // СП СССР. Отд.1. 1985. В 29. ст.143
  14. О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения. Постановление Совета Министров СССР от 5 февраля 1987 года // СП СССР. 1987. Отд.1. гё 10. ст.41
  15. О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом СССР"0 кооперации в СССР". Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года // СП СССР. 1989. Отд.1. № 4, ст. ГЯ
  16. О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования. Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1989 года // СП СССР. 1989. Отд.1. № 8. ст. 25
  17. Правила бытового обслуживания населения в РСФСР. Утверждены постановлением Совета Министров РСФСР № I от 2 января 1989 года // СП РСФСР. Отд.1. 1989. № 3. Ст. 20
  18. Индивидуальная трудовая деятельность: Сборник нормативных актов М.: Юрид. ли т. 1989. 320 с.
  19. Проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» / Правда. 12 февраля 1989 года
  20. М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Госюриздат. 1940
  21. Актуальные проблемы гражданского права // Яковлев В. Ф., Халфи-на P.O., Мезрин Б. Н. и др. -Свердловск. 1986
  22. Александров-Дольник М. К. Договоры советского транспортного права. Автореф.дисс. .докт.юрид.наук. M. 1963
  23. С.С. Предмет советского социалистического гражданского права. Свердловск. 1959. 336 с.
  24. С.С. Общая теория права: курс в 2-х томах. М.: Юрид. лит. 1981.
  25. B.C. Право социального обеспечения в СССР. M. 1980.
  26. H.A., Ядгаров Я. С. Качество услуг и культура бытового обслуживания населения. M. 1984
  27. H.A. Права граждан по договору бытового заказа и их защита. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1973. 161 с.
  28. H.A. Договор бытового проката. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1980. 150 с.
  29. H.A. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1987
  30. Ю.В. Стоимостные отношения в социалистической экономике. М.: Наука. 1988. 184 с.
  31. М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Изд-во «Наука и техника». 1967. 260 с.
  32. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Госюриздат. 1963. 197 с.
  33. С.Н. Материально-правовой аспект гражданской юридической ответственности / Ученые записки Тарту ского государственного ун-та. Труды по правоведению. Вып. 765. Тарту. 1987
  34. А.Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. № I
  35. А.Г. План и хозяйственный договор. М.: Изд-во МГУ. 1975. 158 с.
  36. Бытовое обслуживание /правовые вопросы/ // В. С. Тадевосян, Е. Д. Шешенин, Е. Н. Вфимов и др. / Под ред.В. С. Тадевосяна М.: Юрид.лит. 1968
  37. П. А Методологические проблемы исследования гражданско-правовой ответственности. Таллин: Ээсти раамат. 1986. 152 с.
  38. П.А. Некоторые теоретические проблемы гражданско-правовой ответственности /Ученые записки Тарту ского государственного ун-та. Труды по правоведению. Вып.823. Тарту. 1968
  39. В.Г., Кабалкин А. Ю. К вопросу о развитии договоров в советском гражданском праве // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. ХУ1. М. 1969
  40. В.Г., Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовые формы товарно-денежных отношений. М.: Юрид.лит. 1970
  41. С.Д. Гражданско-правовое регулирование отношений в народном хозяйстве. Харьков: Изд-во «Вшца школа». 1984
  42. А.И. Вопросы качества бытовых услуг. М. 1975
  43. М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юрид. ин-та. Вып.5. Харьков. 1954
  44. Гражданское право и сфера обслуживания // Красавчиков O.A., Сверцлык Г. А., Шешенин Е. Д. и др. Свердловск. 1984
  45. В.П. Основные тенденции развития советского обязательственного права // Советское государство и право. 1973. № I
  46. Е.П. Обязательство по предоставлению услуг в хозяйствен ных отношениях // Правоведение. 1982. № I
  47. Договорное право стран членов СЭВ и СФРЮ. Общие положения / Под.ред.М. И. Брагинского. М. 1986
  48. И. Г. Социальная политика партии в сфере бытового обслуживания населения. М.: Легпромбытиздат. 1988. 40 с.
  49. А.П. Объект правоотношения /вопросы теории/. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1980. 81 с.
  50. Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношении: единство и дифференциация. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. 176 с.
  51. .Б. Догма Римскаго права. Особенная часть. СПБ. 1894.
  52. Жюлио де ла Морандъер. Гражданское право Франции. Т.З. М. 1961
  53. Н.П. Услуга как объект гражданского правоотношения // Проблемы права, социалистической государственности и социального управления. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.73. Свердловск. 1978
  54. А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: Наука. 1972. 198 с.
  55. А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука. 1980. 256 с.
  56. А.Ю. Социально-экономические права советских граждан /в отраслях цивилистического профиля/ М.: Наука. 1986. 209 с.
  57. А.Ю., Савенко Л. М. Индивидуальная трудовая деятелЕг-ность и закон. М.: Юрид.лит. 1987. 160 с.
  58. А.Ю., Брычева Л. И. Услуги населению: правовое обеспечение. М.: Сов.Россия. 1988. 192 с.
  59. А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения. Пособие для слушателей народных университетов. М. 1988. 224 с.
  60. Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. № 5
  61. А.И. Договор поручения /с участием граждан/ Автореф. дисс.. канд.юрид.наук. М. 1985
  62. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред.С.Н.Бра-туся и О. Н. Садикова. М.: Юрид.лит. 1982
  63. О.А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. 1960. № 5
  64. Кратохвил 3. Новое гражданское законодательство в ЧССР /Бюллетень чехословацкого права. 1964. № 1−2
  65. Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. М.: Экономика. 1970
  66. Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. 2-е изд. М.: Экономика. 1976
  67. Н.Д. Договоры аренды и услуг в системе связи // Советское государство и право. 1973. № 10
  68. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юрид.лит. 192 с.
  69. Г. К. Основания гражданско-правовой ответственности. М.: Юрид.лит. 1970. 311 с.
  70. В.П., Фарнсворт Е. А. Договорное право в США и СССР. История и общие концепции. М.: Наука. 1988. 312 с.
  71. В.А. Правовые вопросы индивидуальной трудовой деятельности. Л. 1988
  72. Непроизводственная сфера СССР /Под ред.М. В. Солодкова М.: Мысль. 1981. 351 с.
  73. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М.1950
  74. В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1977. 166 с.
  75. В.М. Основы правового регулирования качества продукции. М. 1976
  76. В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Душанбе. 1984
  77. Отдельные виды обязательств // Антимонов Б. С., Брауде И. Л., Граве К. А. и др./ Под ред. Граве К. А. и Новицкого И. Б. М.: Гос-юриздат. 1954
  78. Э. Об обеспечении исполнения договоров строительного обслуживания. 0 защите прав граждан заказчиков по договорам бытового обслуживания // Ученые записки Тарту ского государственногоун-та. Труды по правоведению. Вып. 782. Тарту. 1977.
  79. Э.Л. Некоторые теоретические проблемы сущности бытового обслуживания // Ученые записки Тарту ского государственного ун-та. Труды по правоведению. Тарту. 1988
  80. В.Ф. Динамика обязательственного правоотношения и гражданско-правовая ответственность. Владивосток. 1985
  81. Правовое регулирование бытового обслуживания населения / Под ред.М. И. Осиповой и В. С. Юрченко. Минск. 1963. 171 с.
  82. Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан // Мозолин В. П., Кабалкин А. Ю., Яковлев В. Ф. и др. М. 1983
  83. Проблемы гражданского права / Под ред.Ю. К. Толстого, А.К.Юрчен-ко, Н. Д. Егорова Л.: Изд-во ЛГУ. 1987. 200 с.
  84. Развитие советского гражданского права на современном этапе / Под ред.В. П. Мозолина. М.: Наука. 1986. 268 с.
  85. E.H. Гражданско-правовое содержание услуг // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик. 1974. Т.26
  86. А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов: Вища школа. Изд-во при Львовском ун-те. 1982 195 с.
  87. О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Советское государство и право. 1979. № 2
  88. B.C. Сфера обслуживания и ее работники. М. 1966
  89. В.Ф. Аксиология и теория личности // Вестник ЛГУ. Сер.6. 1988. Вып. З /№ 20/
  90. В.Т., Собчак A.A. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л.: Изд-во ЛГУ. 1983. 151 с.
  91. Советское гражданское право: Учебник в 2-х частях / Под ред. В. Т. Смирнова, Ю. К. Толстого, А. К. Юрчеико. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982
  92. Советское гражданское право: Учебник в 2-х томах / Под ред. О. А. Красавчикова. М.: Изд-во «Высшая школа». 1985
  93. Советское гражданское право: Учебник в 2-х частях / Под ред.
  94. В.А.Рясенцева. М.: Юрид.лит. 1986−1987
  95. Советское трудовое право: Учебник / Под ред.А. С. Пашкова, О. Б. Смирнова. М.: Юрид.лит. 1982
  96. Советское трудовое право: Учебник / Под ред.А. С. Пашкова, О. В. Смирнова. М.: Юрид.лит. 1988
  97. М.В., Полякова Т.Д., .Овсянников Л. Н. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М.: Изд-во МГУ. 1972. 348 с.
  98. А.Ф. Комиссионная торговля: Правовые вопросы. М'.: Юрид.лит. 1989. 160 с.
  99. М.К. Хозяйственно-посреднические договоры услут // Советское государство и право. 1973. № 3
  100. М.К. Структура договорно-хозяйственных связей / проблемы теории и практики/. Алма-Ата. 1980
  101. Е.А., Дворжак Я. Услуги в чехословацком гражданском праве // Вестник МГУ. Сер.II. 1981. № 4
  102. Е.А., Шерстобитов А. Е. Договор на обслуживание граждан // Вестник МГУ. 1984. № 4
  103. Сфера обслуживания населения: региональные проблемы // Алымов А. Н., Кочерга А. И., Богаенко В. А. и др. / Под ред.А. И. Кочерги Киев.: Изд-во ТНаукова думка". 1980
  104. Теория государства и права: Учебник / Под ред.А. И. Королева и Л. С. Явича. Л.: Изд-во ЛГУ. 1987
  105. B.C. Исполнение обязательств. М.: Юрид.лит. 1973. 208 е.
  106. Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс: Изд-во «Минтис». 1973. 181 с.
  107. Философский словарь / Под ред.И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат. 1987. 588 с.
  108. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид.лит. 1974. 351 с.
  109. H.H. Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних. Киев.: «Наукова думка». 1976. 189 с.
  110. А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации. Автореф.дипс.. канд.юрид.наук. M. 1930
  111. А.Е. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. М.: Изд-во МГУ. 1987
  112. Е.Д. Услуги предприятий общественного питания // Сборник ученых трудов Свердовского юрид. ин-та. Свердовск. 1964. Вып.1
  113. Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сборник ученых трудов Свердовского юрид. ин-та. Вып.З. Свердловск. 1964
  114. Е.Д. Договор услуг в советском гражданском праве // Сборник материалов научной сессии вузов Уральского экономического района. Свердловск. 1963
  115. Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер.II. 1983. № I
  116. Экономика непроизводственной сферы / Под ред.М. В. Солодкова. .1.: Изд-во МГУ. 1980. 285 с.
  117. JT.C. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ. 1976
  118. В.А. Закон в советской торговле. М.: Юрид.лит. 1987
  119. В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск. 1972
  120. В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и юридической практике.Свердловск. 1979
Заполнить форму текущей работой