Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы реформирования армии в современном политическом процессе российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание военной реформы требует трансформации состава целей, функций, задач, организационно-штатной структуры и технологий в координации с преобразованием политической системы в целом. В рамках современного политического процесса в России организационная структура, функции и характер деятельности институтов политической власти постепенно приводятся в соответствие с изменениями политической… Читать ещё >

Содержание

  • введение
  • АРМИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ РОССИИ. 1. Армия в системе институтов политической власти России
  • 2. Основные тенденции развития политического процесса и своеобразие их проявления в российской армии
  • 3. Демократизация армии как политическое условие военной реформы. 64 .4. Гражданский контроль над армией как гарант ее правового реформирования
  • I. РЕФОРМИРОВАНИЕ АРМИИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
    • 1. 1. Противоречия и тенденции строительства современной российской армии и Военно-Морского Флота
  • 2. Военные угрозы России в системе ее геополитического положения и их влияние на выбор целесообразных направлений военного строительства
  • 13. Приоритетные направления строительства Вооруженных сил России и условия их реализации. аключение

Проблемы реформирования армии в современном политическом процессе российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное содержание современного этапа экономического и социально-олитического реформирования Российской Федерации определяется объективны-[и потребностями новой модели общественного устройства. Переход любого об-дества в качественно новое состояние закономерно связан с кардинальными струк-урными изменениями в экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни.)дновременно происходят радикальные перемены целей, средств и методов дея-ельности, и, следовательно, функций институтов государства и общества. Эти из-[енения не могли не коснуться одного из важнейших институтов политической ласти — армии.

В Вооруженных силах России сегодня осуществляется радикальная социаль-:ая трансформация — переход к армии демократического государства и общества.)то требует коренной перестройки всего веками складывавшегося спектра взаимо-тношений между армией и государством, армией и обществом.

Российское государство из моновласти становится системой ветвей власти — сполнительной, законодательно-представительной и судебно-правовой. С каждой: з них армии предстоит вступить в определенные отношения, диктуемые специфи-ой выполняемых ими функций. Ей предстоит также «вписаться» в быстро форми-ующееся гражданское общество с его политическими партиями, движениями и ругими общественными структурамипревратиться из замкнутой корпорации (из государства в государстве") в относительно открытую для общества и контроли-уемую им систему.

Имеющаяся на сегодняшний день низкая результативность преобразований в бщественном и государственном устройстве России (с точки зрения обеспечения еобходимого уровня жизни большинства населения страны) и нарастание в связи этим взрывоопасного социального недовольства заставляют правящую элиту все аще обращаться к проверенным политической практикой прошлого авторитарным [етодам, попыткам силовыми способами (вплоть до прямого применения силовых труктур, в том числе и армии) разрешить внутриполитические конфликты. Может эзникнуть также и прямо противоположная ситуация, когда армия приобретает втономный от государства характер, т. е. тогда, когда армия становится самостоя-зльной политической силой в борьбе за власть.

В России армия никогда не стояла у власти, однако без ее ведома к власти в гране никто не приходил. Армия России, будучи субъектом и объектом политиче-ким, всегда была острейшим оружием политиков, и по этой причине она сама и ее адры постоянно подвергались то репрессиям, то заласкиванию, а чаще — и тому и ругому одновременно.

В период качественных социально-политических сдвигов, при смене общестенной системы общества особо остро встает вопрос о роли армии внутри страны.

Пожалуй, впервые с незапамятных времен в России обсуждается вопрос о озможности самостоятельного выхода армии на политическую арену. Причем речь дет не о военном перевороте, а о такой ситуации, когда вооруженные силы перетают быть послушным инструментом государства, действующим в строго очер-енных рамках своих специфических функцийкогда они выходят на политическую рену с тем, чтобы использовать свое естественное преимущество перед всеми дру-ими государственными институтами — то есть физическую силу, обладание ору-сием — для достижения неких собственных целей.

Российская действительность сегодня такова, что армия имеет возможность анимать ту или иную позицию в политической борьбе, быть сторонницей какой-то пределенной политической силы или политического движения. Получив поддержу армии, любая политическая группировка обретает реальную силу и может расчитывать на успех. Поэтому так усиленно ведут борьбу за влияние на армию, на оеннослужащих различные партии и общественно-политические движения России.

В настоящее время на определение российской армией своего места в расстаовке политических сил внутри страны оказывает влияние целая группа факторов1.

Фактор исторический.

С одной стороны, высшее руководство армии в России традиционно стояло близко к политике. Армия оказывала существенное влияние не только на.

1 См. Воробьев К. А. Как вывести армию из политической борьбы //Мировая экономика и международные от-эшения. 1997, № 4, с. 63—64. внешнюю и внутреннюю политику государства, но нередко генералитет определял, кому вручать государственную власть в тех или иных условиях. С другой стороны, российская армия никогда не превращалась в самостоятельную политическую силу, не становилась субъектом политики в полном смысле слова. Выполнив роль решающего фактора в приходе к власти определенного лидера, армия оставалась в «тени» гражданского правительства. Таким образом, у российской армии нет исторического опыта выполнения роли самостоятельной политической силы.

Фактор социально-экономический.

В условиях тяжелого социально-экономического положения и, как следствие, социальной напряженности в обществе любая политическая сила не может не искать реальные пути вывода страны из нынешнего кризиса. У российской армии нет практического опыта самостоятельного решения подобных задач. Данное обстоятельство отнюдь не способствует превращению российской армии в самостоятельный субъект политики.

Фактор психологический.

В основе любого военного режима лежат, как правило, диктаторские методы управления государством. Перспектива установления военного режима, который в общественно-политическом настрое ассоциируется с репрессивными методами управления может представлять собой определенный барьер на пути превращения армии в самостоятельную политическую силу.

Фактор личностный.

Он заключается в том, что высший офицерский состав российской армии долгое время воспитывался в духе преданности существующему общественному и государственному строю, на принципах верного служения и подчинения высшему политическому руководству государства. Это дало свои плоды: политическая надежность и добросовестное исполнение воли верховной власти, служение конституционному строю, защита национально-государственных интересов остаются основными чертами сегодняшнего офицерского корпуса. Это препятствует появлению и утверждению в сознании военных руководителей мысли о возможности превращения армии в самостоятельную политическую силу и захват политической власти.

Главными условиями выключения армии из политической борьбы в нынеш-ей ситуации, невозможности ее участия в этой борьбе на стороне какой-то отдель-ой политической силы могут быть: во-первых, создание правовой основы функ-ионирования вооруженных сил, военного строительства в деломво-вторых, соз-ание в российских Вооруженных силах стройной системы идейно-политического государственного) воспитания военнослужащих, ставящей целью выработку у них реданности конституционному строю России, готовности защищать общенародна интересы независимо от смены персонального состава органов власти, полити-еских лидеров, если их деятельность не подрывает суверенитета его и целостности осударства.

Отсюда понятен все возрастающий научный и практико-политический инте-ес к исследованию роли и места армии в формирующейся системе политической ласти, характера и особенностей взаимосвязи политической системы и вооружених сил в условиях сверхбыстрых изменений общественно-политической жизни, хли говорить более конкретно, то особый интерес и внимание к этой теме, ее ак-уальность обусловлены непосредственным отношением к сложнейшим политиче-ким проблемам: необходимости качественного изменения характера взаимосвязи полити-еской системы российского общества и армии в соответствии с уже существующей в мире принципиально новой моделью этой взаимосвязипоиску соответствующих новым политическим основам общественной шзни социально-организованных форм управления ее военной сферой, Вооружен-:ыми силамиучету основных тенденций и возможностей демократических преобразо-аний в России и их взаимосвязи с формированием военной политики и условиями, обеспечивающими синхронное протекание процессов реформирования армииформированию механизма контроля как совокупности, прежде всего, по-итических рычагов, средств и способов, позволяющих использовать военную силу ишь в соответствии с интересами обществареформированию собственно военной сферы, переходу от многоуровнево-о военно-бюрократического механизма к эффективно управляемой системе редств и мероприятий, посильной для общества, способной обеспечить интересы езопасности.

Совершенно очевидно, что темпы процесса консолидации и интеграции труктур в качественно новое состояние зависят от конкретно-исторических усло-ий, традиций, совокупности факторов внутреннего и внешнего порядка.

Степень научной разработанности проблемы. Содержание и структура дан-[ого диссертационного исследования позволяют условно подразделить источники [о следующим основаниям. Прежде всего — это работы и материалы по проблеме овременного политического процесса в России 2.

Другую группу источников составляют исследования и публикации, в которых рассматриваются различные аспекты и грани отношений, связей политики и рмии3. В этих работах на научно-теоретическом уровне раскрыта специфичность.

2 См. Овсенян Ж. И. Российский путь к разделению властей //США. Экономика. Политика. Идеология. 1993, о 5- Бутенко А. Утвердится ли у нас авторитаризм? //Свободная мысль. 1993, № 16- Пригожин А. И. Патология по-итического лидерства в России //Общественные науки и современность. 1996, № 3- Осенний кризис 1998 года: рос-кйское общество до и после (Аналитические доклады РНИС и НП). — М.: РОССПЭН. 1998; Дзодзиев В. Проблемы гановления демократического государства в России. Издательство «Ad Marginem». — М. 1996; Гаджиев К. Граж-анское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения. 1991, № 9- Ефимов. И. Система государственной власти: теоретико-организационные основы и политическая динамика. Докторская иссертация. — М., 1994; Клямкин И. М., Лапкин В. В. Социально-политическая риторика в постсоветском общест-е //Полис. 1995, № 4- Клямкин И. М., Лапкин В. В., Пантин В. И. Между авторитаризмом и демократией //Полис. 1995, ь 2- Коржихина Т. Федерализм или унитаризм? Перепетии российской государственности //Свободная мысль. 1995, № 6.

3 Армия в политической системе общества //" Реалисты". 1996, № 15- Армия и общество: права военнослужащих и их реализация в современных условиях («Круглый стол»). //Государство и право. 1997, № 11, с. 102—115- рмия и общество в условиях перемен. Материалы межвуз. науч. конф. (отв. редактор О. Л. Колобов). — Н. Новго-од, Нижегородский Гос. Университет им. Н. И. Лобачевского. 1997, 262 е.- Серебряников В. В., Дерюгин Ю. И., фимов Н. Н. Безопасность России и армия (отв. редактор Р. Г. Яновский). — М.: ИСПИ. 1995, 337 е.- Гражданское бщество и Вооруженные силы = Civil society and Armed Forces. Материалы российско-американского научно-рактического семинара, Москва, 13—17 мая 1996 года. /(Сост. И. Н. Кравченко) — М.: Изд. Компании «Науч. кни-i». 1996, 155 е.- Гулин В. О новой концепции войны. //Военная мысль. 1997, № 2, с. 13—18- Дудник В. Армия в оссийской политике. //Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 5, с.99—108- Куклина И. Госу-арство и армия: кто кому должен. //Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 6, с.65—74- Левин-эн А. Изменения в отношении общества к армии и военной службе. //Военные и гражданские в демократическом бществе. — М., 1997, с.77—94- Нарыков Н. В. Политический режим и армия (под общей редакцией А. Б. Григорье-а). — М.: Фонд «Воин», НВНЦ «Отечество и воин». 1997, 178 е.- Родачин В. Армия и политическая власть. Военная мысль. 1993, № 5, с. 12—19- Российская армия и современное общество. Уфа: Вост. Ун-т. 1998, 120 е.- Серебряников В. В. Армия в политической системе общества. //" Реалисты". 1996, № 15, с.5—12- Серов В. В. Гражвязи Вооруженных сил с обществом и его политической жизнью, с государством и го властными, управленческими структурами, с исторически-конкретными поли-ическими режимами, политической системойвыявлены место и роль армии в «ункционировании этих социально-политических образований. Использованные сточники представляют собой труды и материалы по проблеме реформирования рмии, противоречий и тенденций ее строительства 4.

Предмет исследования составляют политологические аспекты реформирова-ия армии в современной России. Объектом исследования является политический роцесс современной России, а также место и роль в нем армии.

Целью диссертационной работы является теоретический анализ диалектики сформирования армии и политического процесса в современном российском обществе, а также выявление и формулирование возникающих в ходе этого анализа роблем и возможных вариантов их разрешения. В соответствии с данной целью в аботе автор ставит и решает следующие задачи: определить место и роль современной армии в системе институтов поли-ической власти Россиивыявить основные тенденции развития современного политического провеса и своеобразие их проявления в российской армиисформулировать политические условия военной реформы, обосновать ме-анизм ее осуществлениясформулировать противоречия и тенденции строительства современной оссийской армии и ВМФрассмотреть военные угрозы России и их влияние на выбор целесообраз-[ых направлений военного строительстваанский контроль над армией. //" Реалисты". 1996, № 15, с.47—54- Уинфей Р. Роль вооруженных сил в демократиче-шм обществе. //Гражданское общество и вооруженные силы. — М., 1996, с. 13—22.

4 Вильковский М. Б. Оптимальная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. /РАН, институт со-иологии. — М.: ин-т социологии. 1995, 39 е.- Военная реформа: Вооруженные Силы Российской Федерации. !юганов Г. А., Подберезкин А. И., Лебедев Ю. В. и др., (под общей редакцией Г. А. Зюганова) — М.: АО «РАУ-нт». 1998, 79 е.- Какая армия нужна России? Взгляд из истории. — М.: Военный университет, Ассоциация «Армия общество». 1995., 368 е.- Костев Г. Мысли по поводу реформ на флоте. //Морской сборник. 1998, № 4, с.9—12- ривобудский А. Л. Российская военная реформа: новые подходы после президентских выборов. //Актуальные про-лемы американистики. Н. Новгород. 1997, с.82—89- Резниченко В. Г. О военной доктрине Российской Федерации. Военная мысль. 1996, № 2, с.9—14- Рогов С. М. Вооруженные Силы России после президентских выборов. Независимое военное обозрение. 1996, № 12. обосновать приоритетные направления строительства Вооруженных сил оссии, сформулировать условия их реализации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что разработка проблемы сформирования армии в политическом процессе российского общества является дной из первых попыток ее теоретического осмысления в отечественной полито-огии.

Более конкретно новизну исследования можно представить в тезисах, выно-имых на защиту: Армия как институт политической власти, предназначенной для проведения ее политики насильственными методами, занимает важное место в системе органов исполнительной власти Российской Федерации. Реформа армии как военно-политического института, выступающего гарантом суверенитета государственной власти, является не только одним из направлений политической реформы, но и условием ее развития и завершения.

Содержание военной реформы требует трансформации состава целей, функций, задач, организационно-штатной структуры и технологий в координации с преобразованием политической системы в целом.. В рамках современного политического процесса в России организационная структура, функции и характер деятельности институтов политической власти постепенно приводятся в соответствие с изменениями политической системы общества. В ходе этого процесса проявляется некоторое отставание реформы институциональной от преобразований политических отношений, что не может не оказывать влияния на успех политических преобразований. Наиболее ярко это проявляется на примере армии, целевое и функциональное назначение которой, перестройка ее структуры значительно запаздывают.. Основным политическим условием военной реформы является демократизация армии. Ведущими тенденциями строительства современной российской армии являются: оптимизация ее организационной структуры, принципов ее построения в основных элементах, повышение профессионализма военнослужащих, отказ от.

10 выполнения несвойственных армии функций и совершенствование правовых основ воинской деятельности.. Факторами детерминации выбора целесообразных направлений военного строительства являются имеющиеся на сегодняшний день и прогнозируемые в будущем источники военных опасностей и угроз.. Основные направления военной реформы объективно определяются структурой перспективных и конечных проблем функционирования Вооруженных сил современной России.

Методологическую основу диссертации составляет системный подход к ана-[изу армии как элемента политической жизни общества, а также институциональ-[ый анализ армии как политического института.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, политических и военных деятелей по проблемам реформирования рмии в условиях переходного политического процесса в обществе, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения по опросам военного строительства в современных условиях.

Структура диссертации. В соответствии с логикой комплексного рассмотре-[ия проблемы диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библио-рафического списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс реформирования общества на путях демократических преобразова-шй в нашей стране вызвал к жизни массу проблем, требующих своего безотлагательного решения. К их числу, в первую очередь, следует отнести проблему обес-гечения национальной безопасности России. Это связано с тем, что переход России 1а естественноисторический путь развития, к свободе, демократии, прогрессу отмечен невиданными ранее явлениями, которые создают реальную угрозу нацио-гальной безопасности государства. На фоне снижения уровня международной на-фяженности отчетливо проявились старые и новые угрозы глобальной безопасности, региональные и межнациональные конфликты, распространение оружия мас-ювого поражения и технологий его создания, террористические акции и диверсии, юлитическая и экономическая нестабильность регионов, находящихся в стадии гереходного периода, и другие.

В таких условиях вполне понятен большой интерес к анализу тех сил и редств, которые обеспечивают надежную безопасность личности, общества и го—ударства. В этой системе по-прежнему первостепенное значение занимают Воо->уженные силы, ибо они составляют основу военной организации страны. Однако ложность ситуации усугубляется тем обстоятельством, что сами Вооруженныеилы оказались не просто объектом реформирования в ходе политического процес—а, а эпицентром внимания и приложения усилий всех активно действующих политических сил, имеющих при этом часто диаметрально-противоположные идейно-юлитические устремления.

Все это обусловило небывалое количество выступлений и публикаций по во-гросам реформирования армии в современных условиях. При этом затрагиваются «азличные стороны ее деятельности, структуры, функций и задач. Вместе с тем, на гаш взгляд, уделено недостаточно внимания специальному системному рассмотре-1ию взаимосвязи процессов реформирования армии с политическим процессом в ювременном российском обществе. Взяв это за основу своего исследования, мы [сходим из того, что политический подход в этом отношении позволяет комплекс-го поставить и решить ряд серьезных теоретических и практических проблем. Это ем более важно, поскольку в период качественных социально-политических сдви-» ов, при смене политического вектора развития страны проблема армии зачастую выносится на повестку дня первым вопросом.

Проведенное диссертационное исследование позволило прийти к определенным теоретическим и практическим выводам:

I. Армия как государственный институт имеет достаточно устойчивый, консервативный характер и сложившийся определенный порядок в государстве, что составляет наиболее приемлемую форму жизнедеятельности военных. Поэтому даже в условиях острых социальных противоречий армия может долгое время сохранять свою целостность и четкость действий. Этим определяется ее особая роль в политической жизни общества, активное использование армии в интересах как реставрации или продлевания существования отживших политических систем, так и уничтожения старых и утверждения новых форм организации политической жизни в обществе. >. Представляя собой часть общества, фокусируя в себе всю совокупность его социальных, в т. ч. политических отношений, армия тем не менее является, прежде всего, институтом государства, выступает инструментом его политики, придает авторитетность и убедительность акциям государственной власти.

Политическая роль армии в обществе проявляется в ее функциях, реализация соторых составляет основу взаимодействия армии с общественной средой, другими государственными и негосударственными институтами. Сами функции армии находятся в полном соответствии с определенными функциями государства, ибо повоей направленности они являются составными частями соответствующих функций государства, обеспечивают выполнение последних свойственными армииредствами вооруженного насилия.

В системе функций армии следует особо выделить внутреннюю и внешнюю, юдержание, роль и соотношение в проявлении которых в обществе зависит от ты-га политического режима, характера решаемых задач в обществе, международной Остановки и других обстоятельств. Поиск оптимального варианта в соотношении внутренней и внешней функции Вооруженных сил в странах с устойчиво-юмократическими политическими режимами происходит в рамках: властного ограничения", заключающегося в создании механизма юриди-[еского ограничения самостоятельности функционирования армии в целом и отельных должностных лиц в частности посредством принятия системы правовых юрм от высших (конституционных) законодательных до дисциплинарных, дейст-?ующих внутри нееморального самоограничения", возникающего из моральных убеждений юеннослужагцих как следствия их социально-политической, культурно-образова-ельной подготовки, получаемой в процессе своей военно-профессиональной деятельности. Роль армии в политическом процессе общества во многом определяется ее местом и взаимоотношениями с элементами системы институтов политической власти государства. Являясь объектом правового регулирования со стороны законодательных органов власти государства, особенно сильное влияние на Вооруженные силы оказывает исполнительная власть. Именно исполнительные органы в своей трактовке реализуют на практике статьи Конституции и других законов, касающиеся оборонного ведомства, осуществляют непосредственный контроль за армией, отдают распоряжения об их применении как внутри страны, так и за ее пределами, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами страны, он утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил. к Мировой и отечественный политический опыт, в т. ч. и последних лет, убедительно свидетельствует о том, что в условиях переходного периода армия становится объектом борьбы за влияние на нее со стороны большинства политических партий, блоков и объединений. Все это чревато серьезными последствиями не только для армии, но и для безопасности всего государства. Государство и общество должны не допустить раскола армии по политическим мотивам, удержать ее от непосредственного вмешательства в политику. >. Особое влияние на место и роль армии в обществе, решение ее собственных проблем оказывают характер и основные тенденции развития политического процесса в стране. Являясь предметом пристального внимания ученых, тем не менее характер политического процесса в России не нашел пока своих четких определений. Вместе с тем, есть все основания сделать следующие заключения по его характеристике: серьезные противоречия между объявляемыми правящими кругами деляга общественно-политического развития и его результатамимассовое сознание за короткий промежуток времени претерпело значи-ельные изменения от состояния мощного подъема, веры в лучшее будущее до со-пгояния отчуждения и неприятия официального политического курса, обществен-юго пессимизмасопровождение демократической фразеологии усилением авторитарных методов управления. Незавершенность и функциональная невыраженность политического режима в России не позволяют ему рационально использовать возмож-юсти авторитарных методов для осуществления демократических преобразований I потому режим чаще использует их для упрочения собственного положения в юрьбе за властьвсе большее стремление к использованию силовых средств в достижении юлитических целей. Вероятность новых акций военного насилия в России возрастет под влиянием не только объективных, но и субъективных факторов. Реализации насильственных замыслов благоприятствуют склонность многих руководите-[ей силовых структур к выполнению любого приказа, укомплектованность высше-о генералитета по принципу личной преданности, наличие офицеров, готовых за тату к любым действиямроль, которая может отводиться армии в развитии современного полити-[еского процесса, будет определяться во многом тем или иным сценарием развития ¡-нутриполитической обстановки в ближайшей и отдаленной перспективе. Важ-[ейшая задача армии в этих условиях состоит в предупреждении военно-силовых [ействий с чьей-либо стороны, включая правящую элиту, обеспечивая тем самым мягкую" смену правящих сил и их курсов. Важнейшим условием демократического «врастания» политического процесса в России в соответствии с новыми ориентирами социально-экономического развития государства является демократизация армии. С другой стороны, демократазация армии выступает политическим условием реализации военной реформы в стране и предполагает: обеспечение «прозрачности» процесса формирования военной политикинаучное обоснование и решение военных вопросовформирование структуры Вооруженных сил в соответствии с реальными ютребностями поставленных задач, экономическими возможностями страныправовая регламентация функций Вооруженных сил, разработка законов, [сключающих их применение во внутренних конфликтах любого порядканормативное закрепление социальных интересов Вооруженных сил и их арантированное удовлетворениеобеспечение в допустимых пределах открытости армии перед обществом. Правовое реформирование армии, ее демократизация предполагают надежное обеспечение гражданского контроля над ней. Главным смыслом гражданского контроля над армией является достижение такого состояния и применения армии, которое бы в полной мере отвечало интересам и потребностям общества. Мировой опыт гражданского контроля над армией позволяет сформулировать ряд важнейших принципов его реализации: принятие четких правовых и конституционных норм организации взаимо-«тношений между государством и Вооруженными силамиучастие парламента в принятии законов по вопросам обороны и безопас-юсти, определении военной политики государствапредотвращение вмешательства военного командования в общую по-[итикуконтроль за соблюдением прав человека в армии. Закономерностью политического процесса в России является реформирование армии, целью которого является приведение Вооруженных сил в соответствие с современными военно-политическими реалиями и возможностями государства. Процесс реформирования армии выявляет ряд групп серьезных противоречий на этом пути: группа противоречий общественного характера, сказывающихся на Воо-«уженных силахгруппа противоречий на уровне «военное строительство — Вооруженныеилы», порожденных самим процессом военного строительства на этапе реформи-ювания военной сферы российского обществагруппа внутрисистемных противоречий строительства Вооруженных сил: ак относительно самостоятельной подсистемы оборонного развитияпротиворечия в отдельных компонентах процесса реформирования Воо->уженных сил (организационно-управленческого, материально-технического и социально-духовного процесса).

Вышеназванные противоречия предопределяют основные тенденции развиты Вооруженных сил в современных условиях: оптимизация процесса строительства армииинтеграция оборонного строительства, в том числе в рамках СНГсоциализация армии, повышение социального престижа воинской деятельностидеполитизация Вооруженных сил. Реформирование Вооруженных сил определяется не только политическим процессом в России, но и во многом — масштабом и характером военных угроз для нее. Военные угрозы интересам нашего государства можно классифицировать по следующим основаниям: во-первых, угрозы, связанные с давно существующими противоречиями нежду Востоком и Западомво-вторых, угрозы, возникшие вследствие реанимации традиционных во—нно-политических противоречий между Россией и некоторыми государствамив-третьих, относительно новые угрозы, обусловленные возросшей вероят-юстью возникновения межэтнических и межконфессиональных противоречий, сомнением отдельных геополитических проблем Севера и Югав-четвертых, угрозы, вызванные возможностью возникновения конфликтах ситуаций с некоторыми из государств, в которых реализуются последние достижения науки и новые технологии.

0. Реформирование армии в рамках политического процесса в России предполагает выбор приоритетных направлений строительства Вооруженных сил и создание оптимальных условий их реализации. К важнейшим направлениям строительства российской армии следует отнести: укрепление оборонного потенциала в соответствии с принципами ядерно-о сдерживания и оборонной достаточностиоптимизация структуры Вооруженных сил и Органов военного управлешячеткое определение стратегических рубежей и системы военных округовсовершенствование системы комплектования Вооруженных силоптимизация численного состава Вооруженных силгуманизация всего уклада воинской службы, «сферы обитания» военно—лужащихсовершенствование системы военного образования, восстановление сис-^емы воинского и военно-патриотического воспитания.

Реализация названных направлений строительства Вооруженных сил пред-юлагает формирование соответствующих условий, среди которых можно выде-шть международные, внутригосударственные, собственно военные. Особо следует юдчеркнуть при этом единство объективного и субъективного. Решающую роль хграет военная политика государства, вырабатываемая военно-политическим руко-юдством страны в сложном политическом процессе, протекаемом сегодня в Ъссии.

Проведенный теоретический анализ поставленной проблемы позволяет нам делать определенные выводы и рекомендации практического характера.

1. Усилить внимание гражданских и военных исследователей к проблеме реформирования армии в современном политическом процессе с целью выработки сонкретных рекомендаций для политического и военного руководства страны.

2. В стране в целом и в средствах массовой информации в особенности юлжна быть сформирована четкая система военно-патриотического воспитания,)риентирующая все слои населения на заботу о безопасности государства, о Во-)руженных силах как гаранте военной безопасности страны.

3. В системе высшего образования государства при изучении дисциплин гуманитарного, социально-экономического цикла ввести спецкурс по актуальным.

160 фоблемам безопасности страны, включая место и роль армии в решении этой задачи.

4. В системе высшего военного образования в ходе изучения проблем военной политологии включить изучение проблем диалектики политического процесса I военного строительства, вопросов демократизации в армии и осуществления в ней гражданского контроля.

5. В близящейся череде избирательных кампаний в стране все серьезные по-питические силы должны учитывать особое место и роль армии в современном по-нитическом процессе, что проявлялось бы во взвешенности суждений, осуществ-нении своих действий политиками строго в рамках закона относительно всех аспектов, касающихся Вооруженных сил.

6. Скорректировать внимание государственных структур, всей общественности на решении социальных проблем армии как условии обеспечения стабильности) бщества и безопасности страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993, 25 декабря.
  2. Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Принят на форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в Будапеште 3 декабря 1994 г. Серия «Программа немедленных действий», № 7 (на рус. языке).
  3. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора //Красная звезда. 1997, 29 мая.
  4. Ю. П., Осипов Д. А., С л е п е н к о в И. М. Угроза национальной безопасности России в оценке российских офицеров: восприятие противоречий кризисного времени. //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996, № 2, с. 88−94.
  5. В. И. О методологии проведения военной реформы, строительства, подготовки и применения ВМФ России //Военная мысль. 1995, № 6, с. 2−10.
  6. В. Флот как инструмент государственной политики //Мор. сб. 1997, № 8, с. 7−12.
  7. В. М. Гражданский контроль за военными структурами //Полит, исслед. 1995, № 4, с. 152−157.
  8. А. Военная реформа: доктрина, войска, финансы //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 4, с. 5−21.
  9. А р и с т о т е л ь. Политика. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.-830 с.
  10. Армия в политической системе общества. //Реалисты, 1996, № 15.
  11. Армия и общество в условиях перемен: материалы межвуз. науч. конференции (отв. редактор О.Л. Колобов). Н. Новгород. Нижегородский Гос. Университет им. Н. И. Лобачевского. 1997. — 262 с.
  12. Армия и общество: права военнослужащих и их реализация в современных условиях («Круглый стол») //Государство и право. 1997, № 11, с. 102−115.
  13. Армия сегодня и завтра. Информ.-аналит. бюллетень клуба «Реалисты». 1995, № 10.
  14. В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М.: Петровская академия наук и искусств, 1997.-223 с.
  15. Б, а р ы н ь к и н В. М. Военные угрозы России и проблемы развития ее Вооруженных сил //Военная мысль, 1999, № 1, с. 2−7.
  16. Б, а р ы н ь к и н В. М. Проблемы строительства Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе //Военная мысль. 1996, № 1, с. 2−6.
  17. О. Гражданский контроль за военно-силовыми структурами государства. -М., 1996.
  18. Б е л ь к о в О. А. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России //Политические исследования. 1994, № 4, с. 162.
  19. С. Гражданский контроль над армией сердцевина военной реформы //Независимая газета. 1997, 7 июня.
  20. Н. Функции армии //Армия. 1993, № 24, с. 23−27.
  21. Бжезинский 3. Преждевременное партнерство //Политические исследования. 1994, № 1, с. 60−62.
  22. С. Е., Проэктор Д. М., Казенков С. Ю. Военная сила: размышления о ее свойствах и месте в современном мире, и др. (Отв. редактор Д.М. Проэктор). М.: Наука. — 1992. — 157 с.
  23. С. Е. Поиски нового места России в меняющемся мире //Международная жизнь. 1998, № 8, с. 41−48.
  24. А. Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб., 1836.-с. 49.
  25. Б о б р о-в с к и й П. О. Переход России к регулярной армии. СПб., 1885. -213 с.
  26. Б о г о м о л о в В. И., К о р т у н о в С. В. О национальной ядерной стратегии //Международная жизнь. 1998, № 1, с. 67−80.
  27. Н. Хроника чеченской бойни и шесть дней в Буденовске. СПб., 1995. -с. 24−212.
  28. В, а р ч е н к о И. Б. Военная политика России в переходный период: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1994. 22 с.
  29. А. В. Геополитическое положение и внешняя политика России //Социально-политический журнал. 1998, № 2, с. 214−230.
  30. В довин Ю. Н. Престиж воинской службы. Филос.-полит, анализ.: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1993. -24 с.
  31. В и л ь к о в с к и й М. Б. Оптимальная структура Вооруженных сил Российской Федерации М.: РАН, ин-т социологии, 1995. — 39 с.
  32. В и н ь и А. Неволя и величие солдата. Л.: Наука. 1968. — 187 с.
  33. А. Корпоративная этика военных. Высшая степень развития гражданского контроля состоит в осознании преступного приказа //Независимое военное обозрение. 1998, № 49.
  34. Л. Гражданский контроль. Что это такое? //Открытая политика. 1997, № 10.
  35. Военная реформа: Вооруженные силы Российской Федерации /Зюганов Г. А., Подберезкин А. И., Лебедев Ю. В. и др. М.: АО «РАУ-Ун-т». 1998. -79 с.
  36. Военная реформа в России: науч. конф. //США: Экономика. Политика. Идеология. 1997, № 8, с. 51−55.
  37. Военная реформа общегосударственная задача //Ориентир. 1997, № 3, с. 4−10.
  38. Военная реформа это всерьез и надолго //Арм. сб. 1995, № 1, с. 34−50.
  39. Военная служба по контракту: опыт взаимодействия органов занятости и военных комиссариатов. -М.: «Нива России». 1997. 131 с.
  40. Военная служба в современной России: сборник нормативно-правовых актов. СПб.: Центр компьютерных разработок. 1995. — 248 с.
  41. Военной реформе экономическое обоснование //Арм. сб. 1998, № 6, с. 18−27.53. «Военные доктрины и реформы России в XX веке». Материалы научно-практической конференции. Москва, Парламентский центр, 1997.
  42. В о л к о в Е. Б. Договор СНВ-2 и безопасность России //Военная мысль. 1996, № 1, с. 18−22.
  43. И. Н. Еще раз о военной реформе //Военная мысль. 1998, № 4, с. 2−7.
  44. В о р о б ь е в К. А. Как вывести армию из политической борьбы //Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 4, с. 63−64.
  45. Э. Общество обязано осознать ответственность за армию //Красная звезда. 1998, 22 октября.
  46. Э. Российский вариант. Контроль над силовыми структурами формирует цивилизованные военно-гражданские отношения //Независимое военное обозрение. 1998, № 49.
  47. В о р о б ь е в Ю. Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций //Военная мысль. 1998, № 6, с. 18−23.
  48. В я т р Е. Политика и армия. Таллинн.: Панор-Пресс, 1991. — с. 89.
  49. К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения. 1991, № 9.
  50. Г, а р е е в М. «Военная реформа в России мифы и реалии». — М.: Мегаполис, 1997.
  51. М. О концепции российской оборонной политики //Свободная мысль. 1996, № 7, с. 50−59.
  52. Г е г е л ь. Философия права. М.: Соцэкгиз. 1959. — 440 с.
  53. А. Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации //Ориентир. 1999, № 3, с. 48−51.
  54. Г о л о с о в Р. Национальные интересы России и Мировой океан //Мор. сб. 1999, № 6, с. 18−22.
  55. Г о л ь ц А. Гражданский контроль над армией //Итоги. 1997, 1 апреля.
  56. Гражданский контроль за военной деятельностью //Обозреватель. Специальный выпуск. № 21−24, с. 472−479.
  57. Гражданское общество и вооруженные силы = Civil society and Armed Forces. Материалы российско-американского научно-практического семинара, Москва, 13−17 мая 1996 года. -М.: Изд. Компании «Науч. книга». 1996. -155 с.
  58. Г у л и н В. О новой концепции войны //Военная мысль. 1997, № 2, с.13−18.
  59. Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооруженных сил. Материалы междунар. науч. конф. -М.: ГА ВС. 1994.
  60. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных сил. М.: Военный Университет. 1997. — 140 с.
  61. К. П. Взаимоотношения армии и общества в посткоммунистических государствах //США: Экономика. Политика. Идеология. 1996, № 7, с. 62−70.
  62. Д е м е д ю к В. К., К о в т у н е н к о Ю. С. Об организационной структуре Вооруженных сил //Военная мысль. 1994, № 2, с. 2−6.
  63. Дискуссия по проблемам безопасности России //Сер. Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал. 1998, № 4, с. 3−8.
  64. Д о л б у н о в Н. Н. Военно-политическая обстановка: проблемы методологии и методики оценки. СПб.: BMA им. Н. Г. Кузнецова. 1995. — 35 с.
  65. Д о л б у н о в Н. Н. Проблемы военной политологии. СПб.: BMA им. Н. Г. Кузнецова, 1994. — 50 с.
  66. В. Проблемы становления демократического государства в России. -М.: Изд. «Ad Marginem». 1996. 126 с.
  67. В. Армия в российской политике. //Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 5, с. 99−108.
  68. Д у г и н А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, — 1997. — 355 с.
  69. В. П. Военно-морское образование и морская мощь государства //Военная мысль. 1998, № 6, с. 55−59.
  70. В. И. Система государственной власти: теоретико-организацион-ные основы и политическая динамика: Автореф. дис.. д-ра полит, наук. М., 1994. — 48 с.
  71. Ж е л е з о в Б. Гражданско-военные отношения и модернизация России //Мировая экономика и международные отношения. 1995, № 7, с. 76−83.
  72. В. О некоторых направлениях строительства Российских Вооруженных сил на современном этапе //Арм. сб. 1996, № 4, с. 20−24.
  73. В. В. Военная реформа в России и ее обеспечение //Военная мысль. 1998, № 2, с. 60−66.
  74. И в, а н о в Г. Безопасность державы //Арм. сб. 1995, № 5, с. 16−18. О проблемах реформирования ВС России.
  75. П., ХалошаЮ. НАТО и интересы национальной безопасности России //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 8, с. 17−31- № 9, с. 42−51.
  76. Какая армия нужна России? Взгляд из истории. М.: Военный университет. 1995.-368 с.
  77. К и с и л е в С. Г. Цивилизационные вызовы России //Военная мысль. 1999, № 2, с. 14−25.
  78. К. О войне М.: Логос. 1997. — 448 с.
  79. К л и м е н к о А. Ф. Международная безопасность и характер военных конфликтов будущего //Военная мысль. 1997, № 1, с. 2−9.
  80. К л я м к и н И. М., Л, а п к и н В. В., П, а н т и н В. И. Между авторитаризмом и демократией //Полис. 1995, № 2.
  81. А. Проблема гражданского контроля над военной политикой и разоруженческим процессом. М., 1996. — 272 с.
  82. К о к о ш и н А. А. Военно-политические и экономические аспекты реформы Вооруженных сил России //Военная мысль. 1996, № 6, с. 2−11.
  83. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. СПб.: BMA им. Н. Г. Кузнецова. 1995.- 168 с.
  84. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика //Мировая экономика и междунар. отношения. 1996, № 7, с. 59−69- № 8, с. 78−85- № 9, с. 69−82.
  85. Концепция принципов военной реформы Российской Федерации //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 10, с. 47−55- № 11, с. 44−55.
  86. А. А. Противоречия современного военно-технического развития Вооруженных сил и пути их разрешения. Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук. М. 1993. — 22 с.
  87. Г., Паты рев С. Морская стратегия России в условиях военной реформы. //Морской сборник. 1998, № 8, с. 33−37.
  88. ЮЗ.Кривобудский А. JI. Российская военная реформа: новые подходы после Президентских выборов. Н. Новгород. 1997. — 89 с.
  89. В. Россия и НАТО: слова и дела //Мор, сб. 1997, № 4, с. 3−9.
  90. В. Б. Президентство и демократия //Свободная мысль. 1998, № 2, с. 4−14.
  91. А. Гражданский контроль над армией: насущное требование демократического развития общества //Ориентир. 1998, № 10, с. 20−21.
  92. В. И. Военно-Морской Флот и национальные интересы России //Военная мысль. 1999, № 3, с. 21−27.
  93. JI, а б у ш Н. С. Силовой механизм государства и общества (политико-социологический анализ). Автореф. дис.. док. полит, наук. СПб., 1999. -50 с.
  94. С. Б. Геополитическое пространство России: мифы и реальность //Известия Русского географического общества. 1997, т. 129, вып. 3, с.1−5.
  95. А. Новый шаг военной реформы чреват стратегической ошибкой //Независимое военное обозрение. 1998, № 49.
  96. В. И. Принципиальные положения к вопросу о войне. Полное собрание сочинений. Т. 30. — с. 212−222.
  97. А., Печуров С. Концептуальные основы выявления и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации в оборонной сфере //Военная мысль. 1998, № 3, с. 13−19.
  98. ПЗ.Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения.-М. 1970.- 156 с.
  99. В. Проблемы международной безопасности России //Междунар. жизнь. 1996, № 11/12, с. 13−21.
  100. Л э й н Я.-Э. Демократия и конституционализм //Полис: Политические исследования. 1998, № 6, с. 32−49.
  101. М, а й о р о в Л. Без возрождения армии нет возрождения России //Ориентир. 1997, № 6, с. 4−7.
  102. М, а н и л о в В. Национальная безопасность России //Ориентир. 1996, № ю, с. 4−9.
  103. В. Оптимизация военной организации государства //Военная мысль. 1999, № 2, с. 2−13.
  104. В. Государственность, духовность, патриотизм: нравственные компоненты военной реформы //Армия. 1994, № 11−12, с. 14−18.
  105. М и р о н о в В. Реформа Вооруженных сил заключается не только в их сокращении //Военный парад. 1997, № 3(21), с. 90−91.
  106. Ш. Мирский Г. Армия в российской политике //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 3, с. 101−105.
  107. П. Парламентский контроль над армией. В нем нуждаются как политики, так и военнослужащие //Независимое военное обозрение. 1997, № 37.
  108. М. О стратегических интересах России в Мировом океане //Мор. сб. 1997, № 10, с. 14−19.124. «Национальная безопасность России: реальность и перспективы». М.: Реалисты. 1996. — 186 с.
  109. Национальные интересы России и ее военная политика. //Политические исследования. 1994, № 4, с. 149.
  110. Н, а р ы к о в Н. В. Политический режим и армия. М.: Фонд «Воин».1997.- 178 с.
  111. Н и к о л, а е в Ю., ПчелянойВ., ЦымбалВ. Реформирование Вооруженных сил и система вооружения //Военная мысль. 1998, № 2, с. 27−32.
  112. В. И. Строительство Вооруженных сил: вопросы теории и практики //Военная мысль. 1998, № 2, с. 21−26.
  113. Отечественная философская мысль о войне, армии и воинском долге. М.: Воениздат. 1995, с. 4, 27, 47.
  114. И. Видеть главное: актуальные проблемы кадровой политики в период реформирования Вооруженных сил РФ и пути их решения //Арм. сб.1998, № 2, с. 10−15.
  115. Т. Геополитические прогнозы и Россия //Мировая экономика и междунар. отношения. 1996, № 3, с. 32−45.
  116. В. В. Сохранение боевых возможностей флота в интересах национальной безопасности //Военная мысль. 1998, № 5, с. 14−23.
  117. А. А. О некоторых аспектах военной реформы и оборонного бюджета//Вооружение. Политика. Конверсия. 1995, № 3(10), с. 49−52.
  118. Платон. Государство. Сочинение в 3-х томах. Т. 1 — М. 1971. — 264 с.
  119. В. А. Реформа армии: проблемы комплектования //Военная мысль. 1998, № 1, с. 8−10.
  120. А. Вызовы безопасности России //Свободная мысль. 1996, № 12, с. 63−69.
  121. А. Геостратегическое положение и безопасность России //Свободная мысль. 1996, № 7, с. 86−101.
  122. Д. Государство и революция: современные проблемы общества и армии глазами социолога//Арм. сб. 1997, № 9, с. 16−19.
  123. Политология: Энциклопедический словарь. -М., 1993, с. 27.
  124. Правовые аспекты Чеченского кризиса М.: НИПЦ «Мемориал», 1995. -125 с.
  125. А. И. Патология политического лидерства в России //Общественные науки и современность. 1996, № 3.
  126. Е. М. Россия: реформы и внешняя политика //Международная жизнь. 1998, № 7, с. 37−40.
  127. П у с ь к о В. Не надо бояться слова «политика» //Ориентир. 1997, № 7, с. 33−34.
  128. Г. Военное образование сегодня и завтра //Ориентир. 1994, № 3, с. 3−8.
  129. Р, а й с К. Вооруженные силы в условиях демократии //США. Экономика. Политика. Идеология. 1993, № 4, с. 55, 164.
  130. А. Армия должна быть под государственным контролем //Независимое военное обозрение. 1998, № 26.
  131. В. Г. О военной доктрине Российской Федерации //Военная мысль. 1996, № 2, с.9−14.
  132. Р е п я х Н. А. Прогнозирование противоречий развития Вооруженных сил и путей их разрешения: Автореф. дис.. канд. филос. наук М. 1992. — 22 с.
  133. Р о г о в С. М. Безопасность России в многополярном мире. //Вестник РАН. 1996, т. 66, № 3, с. 201−210.
  134. Р о г о в С. Военная реформа в условиях экономического кризиса в России //Мор. сб. 1997, № 3, с. 9−14.
  135. С. М. Вооруженные Силы России после Президентских выборов //Независимое военное обозрение. 1996, № 12.
  136. Р о г о в С. Россия и ядерное оружие. Объединение стратегических сил -объективно необходимый шаг военной реформы //Независимое военное обозрение. 1998, № 47, 11−17 декабря.
  137. В. Армия и политическая власть. //Военная мысль. 1993, № 5, с. 12−19.
  138. Р о д и н В. А. Коалиционные группировки миротворческих сил: проблемы и решения //Военная мысль. 1994, № 9, с. 34−37.
  139. И. Военная реформа: какой ей быть? //Ориентир. 1996, № 8, с. 6−7.
  140. И. Военная реформа это больше, чем реформа армии //Ориентир. 1996, № 7, с. 30−31.
  141. Российская армия и современное общество. Уфа: Восточный Университет. 1998. — 120 с.
  142. JT. Я. Приоритеты реформы //Арм. сб. 1997, № 2, с. 5−8.
  143. В. Безопасность и будущее России //Свободная мысль. 1995, № 10, с. 3−11.
  144. В. Я., П и с ь я у к о в А. С., Васильеве. В. Предотвращение ядерной войны в изменяющемся мире. Методический подход к обоснованию путей обеспечения ядерного сдерживания //Военная мысль. 1994, № 4, с. 6−11.
  145. В. Я., Васильев С. В. Учет внешних угроз безопасности государства при обосновании допустимого уровня сокращения СНВ //Военная мысль. 1993, № 7, с. 44−48.
  146. В. Война и политика: что привнесет XXI век в эти извечные для человечества понятия? //Ориентир. 1997, № 4, с. 4−7.
  147. Г. Армия инструмент государственной политики, а не политиков //Ориентир. 1996, № 3, с. 4−5.
  148. В. Какой быть армии? //Свободная мысль. 1997, № 9, с. 42−54.
  149. В., Чаусов Ф. Безопасность морской экономической деятельности России. Методологические основы применения сил ВМФ для ее обеспечения //Мор. сб. 1998, № 12, с. 20−23.
  150. С е в о р т я н Р. Потенциал участия военных в современной российской политике //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 4, с. 58−61.
  151. Г. Законодательное обеспечение морской безопасности Российской Федерации //Мор. сб. 1999, № 4, с. 3−8.
  152. Г. Реформы в Вооруженных силах дело общегосударственное //Ориентир. 1999, № 6, с. 8−10.
  153. JI. И. Основные проблемы становления демократии в России. Материалы научно-практического семинара 21−22 мая 1998 г. СПб.: Петрополис. 1999, с. 3−12.
  154. В. Проблемы и направления развития ВМФ //Мор. сб. 1993, № 8, с. 3−6.
  155. Защита прав военнослужащих. Обсуждение проекта закона «Об уполномоченном Государственной Думы по Вооруженным силам». Стенографический отчет. СПб., 1997.
  156. А. Круг обязанностей военных прокуроров расширяется //Независимая газета. 1999, 21 января.
  157. И. Армия, в которой будет престижно служить //Рос. газета. 24 июля 1997. О военной реформе.
  158. И. Военная реформа явление объективное //Ориентир. 1998, № 1, с. 4−7.
  159. И. Военный организм, лишенный жировых складов, станет более мускулистым и упругим. Первый этап военной реформы в России //Защита и безопасность. 1998, № 3, с. 2−4.
  160. С е р г е е в И. Р. Новая Росси, новая армия. //Красная звезда. 19 сентября 1997, № 220.
  161. И. Стержневое направление реформы ориентация на качество //Ориентир. 1997, № 10, с. 4−6. Из ответов Министра обороны РФ на вопросы «Красной звезды», из выступлений на пресс-конференции и заседании Совета Федерации РФ.
  162. В.В. Армия в меняющемся мире //Свободная мысль, 1998, № 2, с. 15−28.
  163. В.В. Армия в общественно-политических взаимодействиях. //Социологические исследования. 1996, № 4, с.67−74.
  164. В. В. Армия в политической системе общества. //Реалисты. 1996, № 15, с. 5−12.
  165. Серебря ников В. В. Армия и политика //Социально-политичес-кий журнал. 1996, № 3, с. 205.
  166. С е р е б р я н и к о в В. В., Дерюгин Ю. И., Е ф и м о в H. Н. и др. Безопасность России и армия. М.: ИСПИ. 1995. — 337 с.
  167. В. В. Военные в «гражданском» обществе. //Социологические исследования. 1995, № 6, с. 87−95.
  168. В. В. Войны России: взгляд в XXI век //Диалог. 1998, № 9, с. 77−82.
  169. В.В. Гражданский контроль над армией. //Кентавр. 1992, № 11−12, с.31−40.
  170. В. В. Политические пристрастия: избавится ли от них армия?//Армия. 1993, № 11, с. 14−17.
  171. В. В. Социальный облик Российской армии //Власть. 1998, № 5, с. 55−60.
  172. В. В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. М.: ИСПИ РАН. 1996.-260 с.
  173. В. В. Эволюция войны и требования эпохи //Свободная мысль. 1996, № 9, с. 54−63.
  174. В. В. Гражданский контроль над армией //"Реалисты". 1996, № 15, с. 47−54.
  175. JI. Г. Быть ли России морской державой зависит от состояния ее флота и экономики //Мор. сб. 1999, № 3, с. 3−7.
  176. С и л, а с т э Г. Г. Конверсия: социогендерный аспект //Социологические исследования. 1993, № 12, с. 55−63.
  177. А. С., К л о к о ш о в Н. П., ТуркоН. И. Использование геополитических факторов в интересах решения задач национально-государственной безопасности //Военная мысль. 1995, № 2, с. 15−18.
  178. B.C., Кравцов А. Г. Вопрос ответ. Выпуск 1. Гражданский контроль и военная реформа. — СПб., 1996. — 120 с.
  179. JI. Б., Семенов В. А. Политология: учебное пособие. СПб., 1996.-205 с.
  180. Советская военная энциклопедия. М., 1979. — Т.7. — 450 с.
  181. С о к о в Н. Н. Многополюсный мир в зеркале теорий международных отношений//США: Экономика. Политика. Идеология. 1998, № 7, с. 19−27.
  182. А. Доклад лондонского международного института стратегических исследований «Военный баланс 1998/99» //Зарубежное военное обозрение. 1999, № 1, с. 8−10.
  183. В. Россия получила развернутую концепцию военной реформы //Независимое военное обозрение. 1998, № 29, 7−13 августа.
  184. О. М., JT, а б у ш Н. С. Государство: суверенность, безопасность, обороноспособность. СПб., 1998.
  185. Соответствие законодательства Российской Федерации в военной сфере международным правовым нормам (семинар 27−28 января 1996 г. Стенографический отчет).
  186. К. Геополитика современного мира и Россия //Полит, исслед. 1995, № 1, с. 7−27.
  187. П. А. Причины войны и пути к миру. Пг. 1917. — 31 с.
  188. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Анализ и прогноз. М.: ИСПИ РАН. 1995. — 72 с.
  189. Е., Председатель Совета Федерации РФ: «Реформа армии проблема не только военная» //Ориентир. 1997, № 2, с. 4−6.
  190. Ю. Роль Вооруженных сил в политической жизни зарубежных стран //Зарубежное военное обозрение. 1996, № 6, с. 10−11.
  191. Ю. Г., Рощупкин В. Т. Роль армии в политической жизни латиноамериканских стран //Латинская Америка. 1999, № 1, с. 4−13.
  192. В. Армия и проблематика гражданского общества //Мировая экономика и междунар. отношения. 1997, № 2, с. 72−80.
  193. Траск Дэвид Ф. Демократия и оборона: гражданский контроль над армией в Соединенных Штатах. Информационное агентство Соединенных Штатов. 1993.-48 с.
  194. У г р и м о в В. Н. Противоречия функционирования системы военной мощи государства. Автореф.-дис. канд. филос. наук М., 1993.
  195. Р. Роль вооруженных сил в демократическом обществе. М., 1996.- 132 с.
  196. А. А. Введение в политологию: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский Университет, 1994. — 235 с.
  197. Д. М. Россия после «холодной войны» //Вестник Московского Университета. Сер. 18. 1998, № 3, с. 3−13.
  198. С. О взаимоотношении гражданских и военных структур в обществе //США. Экономика. Политика. Идеология. 1995, № 12, с. 76.
  199. С. Геополитические опасности //Арм. сб. 1997, № 10, с. 14−17.
  200. А. НАТО 50 лет //Военная мысль. 1999, № 2, с. 76.
  201. В. Н. Геостратегические аспекты Концепции национальной безопасности России //Военная мысль. 1996, № 5, с. 21−26.
  202. Ч е б, а н В. В. Геополитическое положение и военная безопасность России. М.: НВНЦ «Отечество и воин». 1997.- 184 с.
  203. Ч и к и н М. А. Служить Отечеству: современные механизмы формирования у населения позитивного отношения к военной службе. Орел. 1997. -70 с.
  204. А. Гражданский контроль над Вооруженными силами. Западные парламентарии имеют большой опыт в этой области //Независимое военное обозрение. 1997, № 3.
  205. Т. А. Концепция «нового атлантического сообщества» и безопасность России //США: Экономика. Политика. Идеология. 1997, № 2, с. 30−39.
  206. Э.Г. Системология национальной безопасности России: современное состояние и перспективы развития //Военная мысль. 1996, № 6, с. 20−25.
  207. О., Золотов А. Некоторые подходы к реформирова нию Вооруженных сил России //Мор. сб. 1997, № 4, с. 18−21.
  208. Ф. Армия //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т. 14. с. 5−50.
  209. Ядерное оружие и безопасность России. М.: Реалисты. 1997, № 30.
  210. Hungtington S. P. The Soldierand the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge, 1957.
  211. Moskos Ch. The Energent Military: Civil? Traditional on Plural? Pacific Sociological Review, 1983. — № 16, p. 255−256.
  212. Huntington S., Moore c. Authoritarian Politics in Modern Society: The Dynamics of Established One Party Systems-N. Y., 1970, p. 26−27.
  213. Janowiz M. The Professional Soldier: A Social and Political Portrait. -N. Y., 1971, p. 117.
  214. Sarkesian S. Military Professionalism and Civil-Military Relations in the West. — International Political Sciente Review, 1989. — vol. 2. — № 3, p. 283.
  215. Harries-JenkinsG. Armed Forces and the Welfare State/In: Civil-Military Relations: Regional Perspectives. p. 237.
  216. Woddis J. Armies and Politics. -N. Y., 1988, p. 41.
  217. Hollbrook R. East Asia: the Next Challenge Foraign Affairs. — N. Y., -1986. -voll. 64-№ 4, p. 742.
Заполнить форму текущей работой