Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение динамики профессионального становления личности учителя физической культуры на этапе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в школе, его общение, взаимодействие с субъектами образовательного процесса ставит задачей не только развитие физических качеств, двигательных умений и навыков школьников, но и влияние на становление их личности средствами физического воспитания. Поэтому особую роль в этом процессе играет личность преподавателя, его направленность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОПРОЦЕССА
    • 1. 1. Специфика деятельности учителя физической культуры
    • 1. 2. Личностные свойства учителя физической культуры
    • 1. 3. Изучение личности учителя физической культуры как субъекта будущей профессиональной педагогической деятельности
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА
  • ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Организация исследования. Методы исследования
    • 2. 2. Экспериментальное исследование личности учителя физической культуры и студента факультета физического воспитания
      • 2. 2. 1. Исследование личности учителя-профессионала физической культуры
      • 2. 2. 2. Исследование свойств личности студента 1 курса факультета физической культуры
    • 2. 3. Сравнительный анализ учителя-профессионала физической культуры и студента 1 курса факультета физического воспитания
    • 2. 4. Формирующий эксперимент по развитию личности студента факультета физической культуры
  • ВЫВОДЫ

Изучение динамики профессионального становления личности учителя физической культуры на этапе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов — будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала.

Это ведет к необходимости совершенствования системы психологического сопровождения специалистов на различных этапах их обучения и трудового пути. Для решения этой проблемы необходимо изучение психологических закономерностей превращения индивида в профессионала и его реализации в профессиональной деятельности.

В современных психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется вопросу особенности личности учителя, которая выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура (А.К.Маркова, 1993; Л. М. Митина, 1999; Н. В. Кузьмина, 1990; В. А. Сластенин, 1998; В. П. Симонов, 1997; В. А. Якунин, 1998; П. И. Пидкасистый, 1999; Е. А. Климов, 1995). Структура профессиональной деятельности, ее содержание не остаются неизменными на протяжении всех лет обучения в вузе. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень определяют формирование свойств личности будущего педагога, его профессиональную успешность, педагогическое мастерство, профессиональную компетентность. Изучение механизмов влияния отдельных свойств личности на овладение профессиональной деятельностью представлено в работах П. Н. Анохина, 1968; А. Г. Асмолова, 1979; О. А. Конопкина, 1978; В. Ф. Ломова, 1981; В. С. Мерлина, 1996, О. В. Дашкевича, 1985.

Несмотря на большое количество исследований становления профессиональной деятельности педагогов, особенности становления личности учителя-профессионала физической культуры недостаточно полно раскрыты в психолого-педагогических исследованиях.

Круг целей и задач деятельности учителя физической культуры предъявляет разнообразные требования к личности педагога. Работа учителя физкультуры многогранна, а подготовка, получаемая им в учебном заведении, не обеспечивает одинаковую его готовность ко всем аспектам педагогической деятельности (Е.П.Ильин, 2000; М. Я. Виленский, 2000, Деркач А. А., Исаев А. А., 1981).

Педагогическая деятельность преподавателя физической культуры в школе, его общение, взаимодействие с субъектами образовательного процесса ставит задачей не только развитие физических качеств, двигательных умений и навыков школьников, но и влияние на становление их личности средствами физического воспитания. Поэтому особую роль в этом процессе играет личность преподавателя, его направленность на развивающий эффект физкультурно-спортивной работы в школе. Профессиональное становление личности студента педагогического вуза должно формироваться с учетом перечисленных требований. В процесс становления личности будущего педагога необходимо вводить комплекс психодиагностических методов, многосторонне изучающих личность студента.

Существует определенный недостаток психолого-педагогических знаний о влиянии личностных качеств учителей-предметников, в частности, учителей физической культуры, работающих на высоком профессиональном уровне, на успешность педагогической деятельности. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью подготовки учителей, отличающихся высоким профессионализмом, и недостаточной изученностью модели идеального учителя физической культуры.

Актуальность изучения проблемы становления личности будущего педагога позволит раскрыть психологические компоненты, лежащие в основе эффективной деятельности учителя физической культуры, позволит совершенствовать, корректировать и прогнозировать особенности работы со студентами, формировать личностные качества молодых учителей с целью повышения их профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Указанные причины определили цель исследования и явились основанием для изучения особенностей личности учителя-профессионала физической культуры и динамики становления личности студента факультета физического воспитания.

Цель исследования: изучение особенностей личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма, и определение психологических условий становления личности студента при обучении в вузе.

Объект исследования — личность учителя-профессионала физической культуры и личность студента факультета физической культуры.

Предмет исследования — психологические особенности личности учителя-профессионала и студента в период обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Становление личности студента физической культуры зависит от его психологических особенностей, личностных качеств, которые определяют его профессиональное развитие и приближают к модели успешного учителя.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию личности профессионала и состояния проблемы становления личности будущего учителя-профессионала.

2. Выявить психологические особенности личности учителя-профессионала физической культуры, студента факультета физической культуры на протяжении трех лет обучения в вузе.

3. Сравнить особенности становления личности студента — будущего педагога физической культуры на протяжении трех лет обучения в вузе.

4. Разработать модель личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма.

5. Разработать и апробировать научно-обоснованный комплекс средств формирования личности студента — будущего учителя физической культуры на этапе обучения в вузе с учетом индивидуальных особенностей.

Методологической основой исследования являются: психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев. К. К. Платонов, С.Л.Рубинштейн) — системный, личностный, деятельностный подходы комплексного изучения человека как субъекта профессиональной деятельности (Л.С.Выготский, К. М. Гуревич, Ю. М. Забродин. Б. Ф. Ломов, Д.Б.Эльконин) — теория профессиональной ориентации (Е.А.Климов, И. Н. Назимов, В. Д. Симоненко, А. Д. Сазонов, С.Н.Чистякова) — теория формирования личности учителя (В.А.Сластенин, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Е. П. Ильин, Л. М. Митина, А.К.Маркова) — теория педагогических способностей (Ф.Н.Гоноболин, В. А. Крутецкий, Б. М. Теплов, В. П. Симонов, П. И. Пидкасистый, М.Я.Виленский).

Методы исследования.

В работе использованы методы: сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение и экспертная оценка, карта профессионально-значимых качеств личности преподавателя (ПЗЛК) В. Л. Марищук, методика самооценки личности Д. Я. Богданова, И. П. Волкова. В исследовании применялись методы многостороннего изучения личности: шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кэттелла, диагностика межличностных отношений Т. Лири (модификация.

Л.Н.Собчик), локус контроль Дж. Роттера, изучение самоотношения (Пантилеева-Столина), опросник Я. Стреляу, опросник Рабинович, изучение направленности личности Смекала-Кучеры, опросник А. Е. Личко. Для обработки данных использовался корреляционный анализ и t-критерий Стьюдента. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения SPSS, предназначенного для исследований в области общественных наук.

Научная новизна исследования.

1. Разработана модель личности успешного учителя-профессионала физической культуры, которая впервые представлена как идеальная модель.

2. Модель личности учителя-профессионала физической культуры включает три блока: 1) «Волевой» блок качеств, позитивно влияющих на деятельность успешного педагога. 2) «Акцентуированно-астеничный» блок качеств, оказывающих неоднозначное, но в основном негативное влияние на эффективность деятельности учителя физической культуры. 3) «Стеничный» блок, влияющий на формирование высоких коммуникативных способностей успешных учителей.

3. Профессиональное становление личности будущего учителя физической культуры имеет собственную динамику изменения индивидуальных свойств от первого к третьему курсу, приближая его к идеальной модели.

4. На становление личности будущего учителя физической культуры особое влияние оказывают волевые качества, которые способствуют более успешному овладению профессией учителя.

5. Выявлены наиболее значимые свойства и личностные качества учителя-профессионала физической культуры, которые при целенаправленном формировании у студентов значительно приближают их к модели профессионала.

Теоретическая значимость исследования.

Характеристика личности учителя-профессионала физической культуры, представленная в работе, обогатит педагогическую психологию знаниями о процессе профессионального становления студентов, который сводится не только к деятельностным характеристикам, которые достаточно изучены, но понимается как различные варианты индивидуального становления личности. Материалы исследования дополнят теоретические представления описания личности тренера в спортивной психологии. Практическая значимость исследования:

1. Разработана характеристика личности учителя-профессионала, включающая его профессиональные качества и педагогическое мастерство, которую можно использовать при аттестации педагогических кадров.

2. Разработанная модель личности учителя физической культуры позволила внести коррективы в программы подготовки студентов — будущих педагогов и в обучающие программы повышения квалификации учителей.

3. Программа формирующего эксперимента рекомендована преподавателям факультетов физической культуры для повышения профессионального обучения студента, будущего учителя физической культуры.

4. Повышению эффективности овладения профессиональной деятельностью может способствовать описанный в работе комплекс упражнений психологического тренинга, рекомендованный студентам и преподавателям.

Достоверность обеспечивается целостным подходом к решению проблемы формирования личности студента: методологической обоснованностью, конкретными исходными теоретическими положениями исследования, разработкой комплекса диагностических методик, организацией экспериментальной работы, достаточным объемом выборки, тщательной обработкой полученных данных с использованием методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ).

Апробация результатов исследования. Содержание работы докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры психологии МГОУ в период с 2000 по 2003 г., на научно-практических конференциях Москвы, Пензы, Воронежа и других городов Российской Федерации по проблеме профессиональной подготовки будущих учителей в период с 2001 по 2003 г., на методических объединениях районов Московской области.

Внедрение результатов исследования осуществлялось на факультете физической культуры МГОУ, а также в школах Мытищинского района Московской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель личности учителя-профессионала физической культуры, которая включает три блока: 1) «Волевой» — блок качеств, позитивно влияющих на деятельность успешного педагога. 2) «Акцентуированно-астеничный» — блок качеств, оказывающих неоднозначное, но в основном негативное влияние на эффективность деятельности учителя физической культуры. 3) «Стеничный» — блок, влияющий на формирование высоких коммуникативных способностей успешных учителей.

2. Психологическая характеристика личности студента-первокурсника, включающая коммуникативные качества, позволяющие более полно интегрироваться в студенческую группу, волевые качества, направленные на организацию собственных трудовых и спортивных действий.

3. Индивидуальные особенности личности студентатретьекурсника, включающие волевые качества, проявляющиеся в реализации поставленных целей и самоопределении, и интеллектуальный компонент, который не акцентуирован, а интегрировано вплетается в другие сферы личности.

4. Программа психологической коррекции личности студента, будущего учителя физической культуры, которая основана на оптимальном приближении индивидуальных особенностей студента к модели личности учителя-профессионала.

5. Результаты проведения формирующего эксперимента, который способствовал развитию профессионально-значимых качеств и личностных свойств студентов — будущих педагогов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 154 страницы.

Список литературы

включает 190 наименований. В тексте диссертации содержатся 23 таблицы и 11 рисунков.

ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: На основании проведенного теоретического анализа выявлено, что существует два подхода к формированию личности учителяпрофессионала: деятельностный и личностный. Деятельностный изучен более основательно, так как в него входят профессиональные знания и умения учителя физической культуры, а личностный подход разработан недостаточно. Отсутствует модель идеальной личности учителя физической культуры, что затрудняет формирование личности студента.

Разработана и описана модель личности эффективного учителя физической культуры, включающая три блока: 1) «Волевой» блок качеств, позитивно влияющих на деятельность успешного педагога. 2) «Акцентуированно-астеничный» блок качеств, оказывающих неоднозначное, но в основном негативное влияние на эффективность деятельности учителя физической культуры. 3) «Стеничный» блок, влияющий на формирование высоких коммуникативных способностей успешных учителей.

Определена ведущая роль в деятельности личности учителя-профессионала волевой сферы. Волевую сферу образуют следующие волевые качества: требовательность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, т. е. качества, направленные на преодоление трудностей в реализации учебно-воспитательного процесса. Выраженные лидерские тенденции в организации деятельности, контролируемые волевыми качествами личности, являются ведущими критериями профессиональной успешности учителя физической культуры.

Охарактеризована личность студента первого курса — будущего учителя физической культуры. Ведущей в личности студента является коммуникативная сфера, позволяющая более полно интегрироваться в студенческую группу в начале обучения в вузе (у отдельных студентов, достигших высоких спортивных результатов, выражены волевые качества, направленные на организацию собственных трудовых и спортивных действий — организованность, дисциплинированность, выдержка), педагогические способности еще не развиты.

5. Личностные качества студента-первокурсника оказывают незначительное влияние на овладение учебной и профессиональной деятельностью, что позволяет сделать предположение, что личность студента находится на этапе становления и характеризуется недостаточной зрелостью.

6. Сравнительный анализ свойств и качеств личности студента и учителя-профессионала позволяет сделать вывод о том, что личность студента отличается по ряду качеств (лидерство, социальная смелость, волевой самоконтроль) от личности идеального учителя физической культуры, что говорит о необходимости проведения психокоррекционной работы.

7. В процессе обучения можно приблизить процесс формирования качеств студентов — будущих учителей физической культуры к идеальной модели, используя комплекс развивающих и корригирующих средств, направленных на формирование волевой, эмоциональной и коммуникативной сфер личности студента.

8. Проведенный формирующий эксперимент способствует эффективности овладения профессиональной деятельностью, приближая личность студента — будущего педагога к модели успешного учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведено комплексное многостороннее исследование психической регуляции деятельности и общения эффективного учителя и студента физической культуры.

Исследовательская работа базировалась на результатах многостороннего изучения личности и данных экспертного наблюдения за проявлениями волевой регуляции в деятельности и общении.

Сведения о личности учителей и студентов были получены при использовании ряда методик, с достаточной полнотой характеризующих развивающуюся личность (тест-опросник Я. Стреляу, Рабинович, Роттера, Личко, Лири, Смекала-Кучеры, Пантилеева, опросник Кэттела). Исследование личности осуществлялось в естественных условиях.

Полученные в результате констатирующего эксперимента данные и многосторонние характеристики личности были подвергнуты математической обработке с применением корреляционного и факторного анализа с целью выявления достоверных взаимосвязей.

Анализ данных показал, что проявления экспертных личностных качеств успешных учителей физической культуры тесно взаимосвязаны друг с другом (50% достоверных корреляций), и образуют целостную структуру. Она включает три блока. Первый — «Волевой» — содержит показатели проявлений волевых качеств личности в деятельности. Второй «Коммуникативно-деятельностный» — проявления коммуникативных и внутренних организующих волевых качеств. Третий — «Интеллектуальный» -показатели интеллектуальных качеств и педагогические способности. Тесная взаимосвязанность различных проявлений волевой, коммуникативной и интеллектуальной сфер личности явилась одним из подтверждений гипотезы об участии в регуляции успешной деятельности учителя физической культуры целостной личности.

При рассмотрении структуры данных выявлено, что подструктуры (волевой, коммуникативно-деятельностный и интеллектуальный компоненты) вносят разный по значимости вклад в успешность деятельности учителей и студентов физической культуры.

Комплексное изучение субъективных свойств личности учителя физической культуры и ее проявлений показали высокую степень связанности (обнаружены достоверные взаимосвязи 46% исследуемых свойств). Напомним, что индикатором «значимости» свойств было обнаружение их достоверных связей с экспертными личностными качествами. Все они тесно интегрированы друг с другом и образуют целостную структуру. Все это свидетельствует о решающем значении волевых качеств в достижении эффективного взаимодействия учителя и учащихся в процессе педагогической деятельности.

Большинство факторов личности, выявляемых методиками Кеттела и Роттера, оказались значимыми для успешности деятельности педагога. Если знаком «+» или «-» обозначить направленность влияния того или иного фактора, то вовлеченность личности учителя физической культуры в его деятельность может быть представлена следующим перечнем свойств: +А, +С, +Е, +G, +Н, +N, +Q2, +Q3, + «Интернальность». Факторы L и О обнаружили неоднозначное влияние на волевую регуляцию.

Обнаружен позитивный вклад в волевую сферу личности эффективного учителя физической культуры эмоций модальности «Радость». Неблагоприятными оказались высокая выраженность эмоций модальности «Страх», параметры личностной тревожности (фактор О) и слабость нервной системы (лабильный, циклоидный, астеноневротический, психастенический, конформный типы акцентуаций характера по методике Личко).

Влияние трех типов межличностных отношений (методика Лири) входящих в состав блока неоднозначно. «Независимо-доминирующий» и «властно-лидирующий» типы положительно влияют на проявления личности в деятельности, а «зависимо-послушный» — отрицательно. Это указывает на важность преобладания у эффективных учителей характеристик стенического типа реагирования, которые проявляются в общении и организации деятельности.

Исследование самооценки учителей проводилось с использованием методики исследования самоотношения личности. Было установлено, что наибольшее влияние на эффективную деятельность оказывают факторы «Самоуважение» и «Принятие себя». Это говорит о важности сформированности у учителя адекватного представления о себе, ощущения себя состоявшейся личностью.

Проведена работа по выявлению эталонной модели личности эффективного учителя физической культуры, попытка сформировать представление о ее содержательных и структурных особенностях.

С этой целью вся совокупность рассмотренных выше «значимых» личностных показателей была подвергнута факторному анализу. Использовались различные варианты этого метода. Наиболее информативным оказался метод построения максимального корреляционного пути по Выханду. Он позволил выявить структуру модели личности, объединяющего все значимые свойства, определить величину вклада каждого из свойств в психическую регуляцию деятельности и общения.

Установлено, что в структуру этой модели входят три компонента, названия которым даны по преобладающим в них свойствам. Компоненты (блоки) могут быть распределены в следующей последовательности:

1. «Волевой» блок: +"Независимость" Q2, +"Лидерство" Е, +"Ответственность" О, +"Волевой самоконтроль" Q3, +"Дипломатичность" N, +"Независимо-доминирующий тип", +"Властно-лидирующий тип", +"3ависи мо-послушный тип", +"Принятие себя", +"Самоуважение", +"Интернальность", -«Страх». Блок позитивно влияет на деятельность успешного педагога. Выраженные лидерские тенденции в организации деятельности, контролируемые волевыми качествами личности, являются ведущими критериями профессиональной успешности учителя физической культуры.

II. «Акцентуированноастеничный» блок: ±-«Лабильный», «Конформный», -«Психастенический», ± «Циклоидный» типы акцентуации характера, ± «Тревожность». Компонент оказывает неоднозначное, но в основном негативное, влияние на эффективность деятельности учителя физической культуры, так как слабость нервной системы, эмоциональная лабильность, конформизм тесно связаны с неуверенностью в себе и мешают проявлению личности в организации общения и совместной деятельности.

III. «Стеничный» блок: ± «Эмоциональная устойчивость» С, + «Теплота» А, +"Социальная смелость" Н, ± «Осмотрительность» L, -«астеноневротический тип», +"Радость". Компонент говорит о важности влияния на формирование высоких коммуникативных способностей успешных учителей эмоционально-волевой сферы личности.

На основе результатов констатирующего исследования была составлена и апробирована программа развития волевой сферы личности студентов младших курсов.

Был сделан вывод, что всестороннее развитие волевых качеств и адекватной самооценки, поддержка в личности стенических психодинамических свойств, ослабление негативных влияний со стороны астенических свойств личности, формирование индивидуальных стилевых особенностей — должны рассматриваться в качестве основных направлений развивающей и коррекционной работы со студентами.

Формирование оптимального уровня развития качеств личности может быть достигнуто привлечением ряда средств: психодиагностических методик, психотехнических игр и упражнений, аутогенной тренировки, межличностного общения, познавательной и практической деятельности, индивидуального подхода в спортивной, тренировочной деятельности.

Использование перечисленного комплекса средств позволило добиться позитивных сдвигов по ряду значимых для успешной деятельности свойств личности. Продуктивность работы подтверждается результатами повторного констатирующего эксперимента и данными наблюдений. Полуденные материалы свидетельствуют о широких возможностях формирования в юношеском возрасте адекватных форм развития личности.

Результаты формирующего эксперимента могут быть использованы в обучении студентов факультета физического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. -с.21−34.
  2. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в психологии // Психологический журнал. 1980. — № 4. с. 18−22
  3. Л.М. Методы изучения эмоций в спорте. -Казань, 1985.
  4. Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции. // Психология учителя. М., 1989. -138 с.
  5. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.400 с.
  6. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. 1994. — № 2. — с. 88−98.
  7. Н.А. Исследование педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — с. 5−8
  8. Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование/Под ред. Е. П. Гусевой. -М., 1994. Гл. 5.
  9. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии 1988, № 5,с.71−77.
  10. .Г. Избранные психологические труды.: В 2-х т. // Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -2т. — 287с.
  11. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1.- М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338с.
  13. А. Психологическое тестирование.// в 2-Х т., т2, — М., 1982
  14. А. А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1984. — 19с.
  15. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. -429с.
  16. А.Ф. Психологический диагноз. Киров, 1995
  17. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. с. 178−215.
  18. Т.А. Психология способностей и всестороннее развитие личности. // Принцип развития в психологии. М., 1978. с. 21 -38.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  20. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990 — 367 с.
  21. В.В. Темперамент и профессии повышенной сложности. // Вопросы психологии, личности и деятельности. Свердловск, 1982, с. 50.
  22. В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента. Автореферат дисс. канд. пед. наук.- М., 1968. 19с.
  23. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  25. Д.Б. Пути к творчеству, — М., 1981.
  26. Бодал ев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.168с.
  27. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 271с.
  28. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика. -1990. -№ 12. -с. 66−70.
  29. А.А. Психология личности. М., 1 988. 274 с.
  30. А.А. Психология общения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  31. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1 988 304с.
  32. А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. // Вопросы психологии- 1984, — № 5.
  33. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 148с.
  34. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978. -216с.
  35. В.М., Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 232 с
  36. С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971.
  37. Ю.Л., Доля В. Т., Рыжаков В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа. М., 1988.
  38. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология // Психология: классические труды. М., 1996.
  40. Л.С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  41. JT.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. // Применение математических методов в биологии.- Л., 1964. 16с.
  42. . А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1979.
  43. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя / Учебное пособие /. Пермь, 1979. — 74с.
  44. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Екатеринбург, 1998
  45. Ф.И. Книга об учителе. М., 1965. 260 с.
  46. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. // Вопросы психологии. -1975. № 1. — с. 100 -1 1 1
  47. Ф.Н. Способности и интересы. М., 1962.305 с.
  48. В.Д. О руководстве спортивной командой // Теория и практика физ.культуры. -1974. № 5.
  49. В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности: Автореф.дис.канд.психол.наук. / Рос.акад.образования, Психол. ин-т, -М., 1993.
  50. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителя // Вопросы психологии. -1989. № 2, — с. 57−62
  51. Т. А. Влияние когнитивного стиля на эффективность педагогического общения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1990. -17с.
  52. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.:
  53. Педагогика, 1989. -С. 64−89.
  54. В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психологический журнал 1988.- N4.
  55. О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов // Психология спортивной деятельности. -М., 1977. с. 16−22.
  56. О.В. Психологический практикум. 4.1,2. -Институт государственного администрирования, 1997.
  57. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Афтореф. дис. докт. псих.наук.- М., 1985 36с.
  58. О.В., Тихолаз Т. М. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности педагогического общения. М., 1995
  59. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФКиС, 1981.
  60. Э.Д. Школа и общество / Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. -с. 35−63.
  61. И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. -с. 66−66.
  62. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  63. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  64. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. // Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствованияучителей, 1994. 280 с.
  65. Ю.Н. Социально-психологическое исследование организаторского потенциала руководителя: Автореф.дис. канд.психол.наук.-Л., 1975.
  66. Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя //Психология труда и личности учителя. Л.,. 977 — с. 91 -106.
  67. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: «ЭННОМ», 1991 — 96с.
  68. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. -176 с.
  69. В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. 1988.№ 1,с. 70−75.
  70. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986.-40с.
  71. Л.И. Психологическая подготовка педагога. -Нижний Новгород, 1993.-214 с.
  72. A.M., Зимичева С. А. Прогнозирование результативности педагогической направленности. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5.
  73. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287с.
  74. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности. // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. -с. 14−28.
  75. О.А. Психологическое исследование структуры малой группы в юношеском спорте: Автореф.дис. канд.психол.наук.-М., 1976.
  76. Илью к Б. А. Роль речевых способностей в общении // В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований, — Л., 1972, — с. 71.
  77. А.А. Особенности педагогического мастерства тренеров детских спортивных коллективов.: Автореф. дис канд.пед.наук. Л., 1981.
  78. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. — 286с.
  79. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. — N 12. — С. 97−100.
  80. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. -190с.
  81. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. — 144 с.
  82. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения, — Москва: Просвещение, 1987 г.
  83. Ю.А. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1981.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.- 279 с.
  85. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.-276с.
  86. Е.А. Психология професионала. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996−400 с.
  87. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -T.2.JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960
  88. Г. А. Психология воздействия: теория и практика: Дис. д-ра психол. наук. М., 1991.
  89. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.- 14с.
  90. Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
  91. С. В. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80с.
  92. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. -254 с.
  93. П. Некоторые аспекты подготовки учителя к взаимодействию с учащимися // Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979. — с. 21−30.
  94. .Дж. Психология в современном спорте. М.: ФКиС, 1978.
  95. Р.П. Динамика группового лидерства. // Вопросы психологии. -1980.-№ 2.
  96. Р.П. Мотивационные характеристики личности руководителя и групповая продуктивность. // Личность в системе коллективных отношений. / под ред. А. А. Бодалева. М., 1980.
  97. Р.П., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спорг.коллективе.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 108. Крупнов А. И. Психологическая структура действий человека. М., 1990. -56с.
  98. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.- 132с.
  99. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования иразвития. М.: Прометей, 1991.- 1 12 с.
  100. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив.- Л.: Лениздат, 1974.
  101. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. — 183с.
  102. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984. № 1. с. 55 73.
  103. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. -211 с.
  104. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.- 1 79с.
  105. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1985, — 92 с.
  106. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  107. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984
  108. Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л., 1979. -165с.
  109. Левитов 11.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969.-142 с.
  110. К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.207 с.
  111. А.А. Педагогическое общение. М., 1979. -162с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — 2 т.с. 5−123.
  113. А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. 1960. № 1.
  114. Л.В. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом./ЛПсихофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. // Под ред. Е. П. Ильина.- Л., 1981.
  115. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  116. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с. 1 16. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — с. 31−45.
  117. А.Н. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Изд. «Фан». Узб. ССР, 1986. -96 с.
  118. Лучшие психологические тесты. / Пер. с англ.- Харьков, 1994. 320с.
  119. С.В., Лобейко Ю. А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Тесты и упражнения для саморазвития. Ставрополь: ИРО, 1994. — 29 с.
  120. С.В. Диагностика общения и средства саморазвития личности педагога. М., Прометей, 1995. — 84 с.
  121. А.В. Психологические факторы эффективности руководства юношеским спортивным коллективом. //Автореф. дис. канд. психол. наук, -М., 1986
  122. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
  123. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. — № 6. — с. 58−64
  124. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -143 с.
  125. Р. Социальная психология и спорт,— М.: ФкиС, 1979.
  126. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985 -318 с.
  127. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 109 с.
  128. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 263 с.
  129. B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в личности // Вопросы психологии. 1967, — № 4,-с. 34−43.
  130. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя // Под ред. Ю. М. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: 1980.
  131. Методы системного педагогического исследования. // Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 173 с.
  132. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. -1982. № 3. — с. 6−14.
  133. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М&bdquo- 1998.-135 с.
  134. Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — с. 23 -36.
  135. Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт// Школа и производство. 1989. — № 10.
  136. Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. — 49 с.
  137. JT.M. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. — 178с.
  138. Л.М. Управлять или подавлять. М., 1999. — 192с.
  139. Л.М. Учитель как личность и как профессионал. -М.: Дело, 1994. -216 с.
  140. А. В. Учитель: мастерство и вдохновение.1. М.:
  141. А. Структура качеств, профессионально значимых для деятельности преподавателя физического воспитания и тренера: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1980.
  142. Е.М. Профессионально-педагогическая направленность как фактор формирования положительного отношения к профессии учителя. // Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщ. Всесоюзный симпозиум по соц.психологии. -Кострома, 1986
  143. Общая психодиагностика. // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301с.
  144. Патохарактерологические исследования у подростков. /Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова.-Л., 1981.
  145. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982, — 168с.
  146. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. -2-е изд.- М.: Пед. общество России, 1999.-212с.
  147. П.И. Учебное пособие для вузов.-3-е изд., доп.- М.: Пед. общество России, 2002.-638с.
  148. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 124с.
  149. С.А., Старцева И. Л. Физическая культура ипрофессия./ФкиС, 1988
  150. А.Л. Психология спорта-М.: МПСИ изд-во"Флинта", 1998.
  151. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во Каз.пед.ун-т, 1989.-159с.
  152. А. О. Методы психической саморегуляции. -Казань: Каз.пед.ин-т, 1990. 108 с.
  153. Психодиагностика. // уч. пособие под ред. Гуревич К. М., Борисова Е. М., -М&bdquo- 1997.
  154. Психология развивающейся личности. // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 239 с.
  155. Психология труда и личности учителя. // Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976.- Вып. 1. — 132с.
  156. Психология формирования и развития личности. // Под ред. Л. И. Анциферовой М.: Наука, 1981.
  157. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  158. И.П., Фролова М. И. Многофункциональный характер деятельности тренера сборной команды.// Теория и практика физ. культуры,-1978.-№ 2
  159. К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. — N1. — с. 164−167.
  160. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Питер, 1973. -415 с.
  161. Г. И. Психологическая характеристика профессиональной деятельности спортивного педагога. М.: ГЦОЛИФК, 1979.
  162. В.П. Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: сб.научн.тр. Вып.З. -М.: Межд.пед.акад., МПУ, 2001.-112с.
  163. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагогов: уч. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК.- М.: Межд.пед.акад., 1995. -188 с.
  164. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.266 с.
  165. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Сов. педагогика. 1991. № 10. с. 79 84.
  166. В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. М., 1993.
  167. О.Н. Подготовка гуманистически ориентированных педагогов по физ.культуре и спорту.// Пед. профессионализм в сфере физ. культуры и его формирование в системе высшего образования: мат.научн.-практ.конф.- СПб, 1995.
  168. О.Н. Формирование гуманистически направленной личности специалиста по физической культуре и спорту.: Автореф.дис. канд.психол.наук.// СПб АФК, -СПб, 1998.
  169. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Серия «Методы психологической диагностики». — М., 1990.-Вып. 3, — 46с.1 70. Собчик Л. Н. Психодиагностика. Методы и методолог ия: Практическое руководство. М., 1990. — 78 с.
  170. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М&bdquo- 1982.
  171. ГВ. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.-167с.
  172. Н.А. Практика диагностики и коррекции педагогических способностей. // Психология учителя. М., 1989. с.44−49.
  173. .М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. № 5.
  174. Ю.Т. Влияние физической культуры на социально-психологические характеристики личности и группы.-Л., 1976.
  175. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1975.
  176. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. — 232с.
  177. А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия //Вопросы психологии. 1980. -№ 3. -с. 20−31.
  178. Е. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986.
  179. И. И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  180. В. Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 207 с.
  181. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
  182. В.Д. Психология деятельности и способности человека, М., 1996.-319с.
  183. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. // Вопр. психологии 1981. № 5.
  184. М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности. Эмоциональные и познавательные характеристикиобщения. // Под. ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Д.:
  185. Изд-во Ростовского университета. 1990. — 176с.
  186. Adler A. Praxis und Theorie der individual Psychologie. N.Y., 1927
  187. Allport G. Personality: normal and abnormal. // Personality and social encounter. Boston, 1960.
  188. Anderson L.M., Evertson C.M., Brophy Z.E. An experimental study of effective teaching in first grade reading groups. // Element. School. J. 1979, vol. 79.
  189. Fiedler F. E. The contingency model of the dynamica of leadership process. // Advances in experimental social psiohology. -1978. -№ 4.
  190. Rogers C. Freedom to lean for the 80s. Columbus, 1985
Заполнить форму текущей работой