Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате апробирования программы социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта в школе-интернате в экспериментальных группах произошли существенные изменения по всем диагностируемым признакам. Это подтверждает значимое снижение высокого уровня личностной тревожности в группах подростков с врожденным (р<0,05) и приобретенным (р<0,01… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социально-. психологической адаптации слабовидящих подростков в условиях обучения школы-интерната
    • 1. 1. Адаптация: виды и основные подходы к ее изучению
    • 1. 2. Социально-психологические особенности психологического статуса и адаптационного потенциала слабовидящих подростков
    • 1. 3. Социально-психологические особенности адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта
  • Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологической. адаптации слабовидящих подростков в условиях специальной образовательной среды
    • 2. 1. Организация и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 3. Разработка и применение программы социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта
    • 2. 4. Анализ и. интерпретация результатов экспериментального исследования

Социально-психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. О проблеме социализации людей с инвалидностью начинали говорить еще в XVIII веке, однако именно в наши дни она стала особенно актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в современном мире насчитывается около 285 миллионов людей, имеющих проблемы со зрением, из них 19 миллионов — это дети до 15 лет (\ГНО, 2011). В России год от года растет число граждан с нарушениями зрения. Только по официальным данным, в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей (А.Я. Неумывакин, 2009).

При нарушении зрения у детей и подростков, по мнению ряда авторов (Б.В. Сермеев, Р. Н. Азарян, В. А. Кручинин, И.Ю. Горская), разрушается целостность и естественность функционирования организма, а также формируются комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью. В настоящее время хорошо изучены особенности развития, обучения, воспитания слабовидящих детей младшего школьного, а также юношеского возраста и недостаточно проведено исследований на детях подросткового возраста.

Подростковый возраст требует пристального внимания психологов и ученых. У слабовидящих подростков отпечаток болезни прослеживается особенно ярко, отражаясь на физическом и психологическом состоянии, что ведет к стойким выраженным нарушениям процесса социально-психологической адаптации. Для создания оптимальных условий жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, социально-психологической адаптации и интеграции слабовидящих подростков в общество, требуется использование специализированных обучающих программ, а также, возможно, использование потенциала спорта.

Наиболее ярко достоинства спорта инвалидов выражены в командноигровых видах, которые оказывают благотворное оздоровительное и з лечебное воздействие на инвалида, являются средством интеграции в общество и способствуют максимальной самореализации человека в новых для него условиях (С.П. Евсеев, JI.B. Шапкова).

Выявляется необходимость изучения влияния командно-игровых видов спорта на процесс социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Диссертационное исследование обусловлено важностью решения проблемы развития и конструктивной адаптации подростков с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях школы-интерната.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Концептуальные положения социально-психологической адаптации в отечественной науке отражены в работах таких исследователей как Г. М. Андреева, Ф. Б. Березин, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. К. Осницкий, A.A. Налчаджян, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин.

Разработке феномена социально-психологической адаптации в зарубежной науке посвящены классические труды Г. Айзенка, Г. Гартманна, А. Маслоу, Ж. Пиаже и других.

Проблема развития личности и поведения подростков с нарушением зрения с применением средств и методов подвижных и спортивных игр, отражена в исследованиях Р. Н. Азаряна, JI.C. Выготского, E.H. Горошникова, М. М. Иванова, Д. М. Маллаева, Л. Б. Самбикина.

Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно представлены в работах российских и зарубежных ученых, сведения, посвященные влиянию занятий командно-игровыми видами спорта, на процесс социально-психологической адаптации слабовидящих подростков воспитывающихся в условиях школы-интерната, практически отсутствуют.

Данное противоречие выявило необходимость обращения к проблеме и позволило сформировать тему диссертационного исследования: «Социально4 психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде (на примере командно-игровых видов спорта)».

Цель исследования — изучить особенности социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной образовательной среды.

Объект исследования — процесс социально-психологической адаптации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях школы-интерната.

Предмет исследования — социально-психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде в процессе занятий командно-игровыми видами ¦ спорта.

Гипотеза исследования состоит в том, что индивидуальные и личностные особенности, а также жизненные условия, в которых находятся слабовидящие подростки, обуславливают своеобразие их социально-психологической адаптации, затрудняют их социальное функционирование и делают практически невозможным развитие нормальных отношений со здоровыми сверстниками в дальнейшем. Это требует поиска новых подходов, например, с использованием потенциала командно-игровых видов спорта, групповых методов социально-психологической работы. Применение • специальных спортивных игр в условиях командообразования позволит оптимизировать процесс адаптации слабовидящих подростков к меняющимся условиям в дальнейшей жизни, а также поможет укрепить социально-психологический климат в коллективе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Определить подходы к изучению проблемы социальнопсихологической адаптации, на основе которых выявить особенности 5 психологического статуса и адаптационного потенциала у подростков с нарушением зрения в условиях специальной образовательной среды.

2. Обосновать программу социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения с использованием командно-игровых видов спорта для развития коммуникативных навыков, формирования адекватной самооценки и дальнейшей социализации в обществе.

3. Экспериментально исследовать особенности социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения в условиях школы-интерната.

4. Разработать практические рекомендации для специалистов школ-интернатов с целью оптимизации социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде с учетом их адаптационных возможностей.

Теоретико-методологические основы исследования составили: принцип единства биологического и социального в развитии человека (Б.Г. Ананьев, В. П. Зинченко, Б.Ф. Ломов) — принцип детерминизма и деятельностной обусловленности психических явлений (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, Ю. М. Забродин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) — междисциплинарный подход к изучению проблемы адаптациитеории социально-психологической адаптации отечественных (Г.М. Андреева, Ф. Б. Березин, А. Н. Леонтьев, A.A. Налчаджян, А. К. Осницкий, Д.Б. Эльконин) и зарубежных ученых (Г. Айзенк, Г. Гартманн, А. Маслоу, Ж. Пиаже, А. Фрейд) — теоретические положения по проблемам социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения (В.П. Гудонис, В. А. Кручинин, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Л.И. Фильчикова) — гуманистические идеи о необходимости создания в обществе благоприятных условий для развития и реализации инвалидами, в том числе, инвалидами по зрению, их способностей во всех доступных им областях социальной практики (В.П. Гудонис, В. И. Жуков, В. З. Кантор, H.H. Малофеев, А.Н. 6.

Орехов, В. Б. Никишина, Е. А. Петрова, В. Г. Тактаров и другие) — гуманизации спорта инвалидов (E.H. Горошников, М. М. Иванов, Д. М. Маллаев, Л. Б. Самбикин, В.И. Столяров).

Методологическую основу исследования составили: принципы комплексностииндивидуально-дифференцированный подходдеятельностный подходсоциально-психологический подход.

Методы и методики исследования. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач, а также проверки выдвинутой. гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы в различных областях знаний (психологии, педагогики, философии, тифлопсихологии, медицины), систематизация и обобщение теоретико-методологических данных относительно исследуемой проблематикирасчетный индекс адаптационного потенциала P.M. Баевского с соавт., методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймондаметодика диагностики уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханинаметодика САНметодика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман) — статистико-математические методы обработки экспериментальных данных с помощью статистического пакета «Statistica-10.0» и программы «Excel-2000».

Этапы исследования: Организация исследования осуществлялась с 2007 по 2011 годы в три этапа:

Первый этап (2007;2008 гг.) — поисково-теоретический, включал в себя, анализ теоретических разработок и научного опыта исследования в различных областях знаний процесса социально-психологической адаптации, осмысление проблемы и темы, объекта и предмета, цели и задач исследования, разработку программы исследования, а также обоснование методов его проведения.

Второй этап (2008;2010 гг.) — эмпирический, проводился констатирующий эксперимент, произведена оценка интегральных 7 показателей социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с врожденным и приобретенным дефектом, анализировались ее составляющие. Разрабатывалась программа формирующего эксперимента, осуществлялось его проведение.

Третий этап (2010;2011 гг.) — заключительно-обобщающий, осуществлена обработка, анализ и систематизация эмпирических данных, проведена статистическая обработка полученных результатов, сформулированы основные выводы, оформлялась сама диссертация.

Эмпирическая база исследования. Исследование было организовано и проведено на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей (Ш-1У видов) № 1 г. Москвы. В состав испытуемых вошли 88 слабовидящих подростка в возрасте от 10 до 15 лет, что в возрастной психологии принято обозначать как подростковый возраст. Средний возраст испытуемых составил 12,6±2,3 года.

В ходе исследования решена научная задача, которая состоит в проведении теоретического анализа и эмпирического исследования содержания и особенностей социально-психологической адаптации слабовидящих подростков в условиях обучения в школе-интернате, на основе которых создать и апробировать программу и технологию групповой социально-психологической работы с ними в форме командно-игровых видов спорта.

Научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключается в следующем:

1. Рассмотрено современное состояние научного изучения проблемы социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения, выявлено, что оно характеризуется разнообразием теоретических подходов, зависимостью уровня адаптационного потенциала от времени потери зрения, а также противоречивостью данных о влиянии дефекта зрения на психологический статус подростков в специальной образовательной среде. 8.

2. Обоснована программа социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения с привлечением командно-игровых видов спорта для развития коммуникативных навыков, формирования адекватной самооценки и дальнейшей социализации в обществе.

3. Экспериментально исследованы особенности социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения в условиях школы-интерната. Выявлено, что у подростков с приобретенным дефектом зрения уровень социально-психологической адаптации ниже, по сравнению с таковым у школьников с врожденным дефектом, однако адаптационный потенциал выше, что отразилось в более высоком приросте показателей психологической диагностики после эксперимента. Установлено, что привлечение потенциала разработанной и апробированной авторской программы социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта, позволило снизить уровень социально-психологической дезадаптации подростков с нарушением зрения, содействовало их успешной адаптации в школьном коллективе и расширению социальных контактов.

4. Разработаны практические рекомендации для специалистов школ-интернатов с целью оптимизации социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья, в специальной образовательной среде, с учетом их адаптационных возможностей. Они представляют несомненный интерес при профессиональной подготовке психологов, педагогов и тренеров, работающих с соответствующей нозологической группой.

Теоретическая значимость результатов исследования. Полученные в результате исследования материалы дополняют и вносят новые элементы в общие теоретические представления психологической науки, уточняя содержательные характеристики процесса социально-психологической адаптации слабовидящих подростковконкретизируют и расширяют научные 9 представления о показателях и уровнях социально-психологической адаптации слабовидящих подростков находящихся в условиях обучения школы-интерната, а также раскрывают особенности социально-психологической адаптированности подростков с нарушением зрения в зависимости от времени потери зрения (с врожденным или приобретенным дефектом) — дают теоретическое обоснование программы социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта с привлечением методов групповой психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния) — определены условия успешности социально-психологической адаптации подростков с нарушением зрения в условиях обучения школы-интерната.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные положения, научные рекомендации и выводы были внедрены в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей (Ш-1У видов) и достоверно способствовали повышению социально-психологической адаптированности слабовидящих подростков в данной образовательной среде.

Результаты работы использованы в процессе обучающих семинаров, курсов для тренеров и инструкторов Всероссийского общества слепых. Они также могут быть использованы в лекционных курсах и обучающих семинарах по социальной психологии, социально-психологической и физической реабилитации. Материалы исследования использованы в подготовке тренеров, работающих с данным контингентом детей, студентов специальности адаптивная физическая культура, а также педагогов и психологов школ-интернатов Ш-1У видов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптация слабовидящих подростковэто процесс осознания ситуации и принятия себя в новой реальности, а также изменения поведения, общения и деятельности, с целью достижения ю равновесного взаимодействия с социальной средой. Психологический статус подростков с нарушением зрения в условиях специальной образовательной среды выражен в неадекватно заниженном или завышенном уровне самооценки, низком уровне развития коммуникативных навыков, а также неспособностью соответствовать установленным правилам коллектива. На адаптационный потенциал оказывают действие такие факторы, как степень тяжести зрительной патологии, возраст, в котором зрительная функция была утрачена, характер потери зрения. Особенности социально-психологической адаптации проявляются в аффективной, эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной составляющих личности подростка.

2. Социально-психологическая адаптация подростков с нарушением зрения возможна при реализации специальной программы, целью которой является оптимизация коммуникативных качеств, формирование адекватной самооценки, коррекция и развитие мотивационной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Опираясь на индивидуальные адаптационные возможности слабовидящих подростков, используя групповую работу, включающую в себя методы психотерапии и командно-игровой деятельности, отмечалось снижение уровня социально-психологической дезадаптации в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

3. Социально-психологическая адаптация подростков в условиях школы-интерната обусловлена и имеет существенные различия в эмоционально-волевой, когнитивной и коммуникативной составляющих личности подростка с врожденным и приобретенным дефектом зрения. Подростки с приобретенным дефектом зрения характеризуются наличием более высокой степени тревожности и агрессивности поведения, повышенным уровнем социальной фрустрированности, низким уровнем развития коммуникативных навыков и как следствие низким уровнем адаптационных возможностей.

4. Разработанные и научно обоснованные практические рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья раскрывают основные направления, механизмы, организацию и условия проведения. Их учет позволяет эффективно устранять высокий уровень тревожности и социальной фрустрированности подростков, совершенствовать коммуникативные качества, содействовать их интеграции в общество.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр социальной психологии, общей психологии и психологии труда, а также на кафедре социальной медицины, рекреации и адаптивной физической культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». Материалы работы внедрены в виде докладов и выступлений на IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации», г. Москва, 2526 ноября 2009 г.- VII Российском научно-образовательном форуме «Мир людей с инвалидностью» г. Москва, 18−19 ноября 2010 г.- VIII Российском научно-образовательном форуме «Мир людей с инвалидностью» г. Москва, 17−18 ноября 2011 г. Полученные данные вошли в 9 публикаций автора общим объемом 4,2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений на 169 страницах. В тексте ' диссертации содержится 13 рисунков и 23 таблицы. Библиографический список включает 167 источников, в том числе 10 на иностранном языке.

выводы.

1. При сравнении отечественного и зарубежного опыта интеграции школьников — инвалидов по зрению в образовательную среду было выявлено, что существует большое разнообразие подходов к социально-психологической адаптации, что свидетельствует о недостаточной эффективности каждого из них. Исследований, в которых изучалось бы влияние занятий командно-игровыми видами спорта' на развитие коммуникативных качеств, позволяющих в полной мере реализовать адаптационный потенциал инвалидов по зрению в процессе их.

•о образовательной деятельности, практически нет.

2. Выявлена существенная разница у школьников с врожденным и приобретенным дефектом зрения. У слабовидящих подростков с приобретенным дефектом зрения более высокий уровень личностной тревожности (р<0,01), а также низкий уровень ситуативной тревожности (р<0,05), что является ненормальным, так как снижение ситуативной тревожности говорит о безалаберности и безответственностиу подростков с приобретенным дефектом зрения в меньшей степени выражены такие социально-психологические показатели, как «адаптация» (29,8%) и «стремление к доминированию» (17,2%) — эти подростки в большей степени неудовлетворенны качеством жизнив их поведении чаще отмечается состояние напряженности, самооправдывающие отговорки, порой наблюдается жестокость.

3. Предложенная нами экспериментальная программа способствовала снижению уровня социально-психологической дезадаптации слабовидящих подростков. Командные игры (голбол, минибол, торбол) эффективно расширяли социальные контакты, повышали самооценку и способствовали адаптации инвалидов по зрению в образовательную среду. В спортивной игре слабовидящий подросток получал возможность самореализации и.

128 самосовершенствования. У подростков-инвалидов в ходе занятий также уменьшалась степень участия педагога в образовательном процессе и повышался уровень самостоятельности в принятии решений.

4. В результате апробирования программы социально-психологической адаптации слабовидящих подростков с помощью командно-игровых видов спорта в школе-интернате в экспериментальных группах произошли существенные изменения по всем диагностируемым признакам. Это подтверждает значимое снижение высокого уровня личностной тревожности в группах подростков с врожденным (р<0,05) и приобретенным (р<0,01) дефектом зрения. В экспериментальных группах уменьшилось количество подростков с умеренным уровнем социальной фрустрированности (р<0,01), а также снизился показатель полной неудовлетворенности в группе подростков с врожденным дефектом (р<0,01). У подростков с врожденным дефектом зрения достоверные изменения в сторону роста выявлены в показателе активность (р<0,01), а в группе подростков с приобретенным дефектом зрения в показателях самочувствие и настроение (р<0,01). Слабовидящие подростки данных групп одинаково доминируют в таких показателях, как «адаптация», «самоприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию» при уровне значимости (р<0,01).

5. Экспериментально доказано, что у слабовидящих подростков с приобретенным дефектом зрения, уровень социально-психологической адаптации ниже, чем у подростков с врожденным дефектом зрения, однако суммарный прирост диагностируемых показателей внутри группы значительно выше у подростков с приобретенным дефектом, что свидетельствует о более высоком адаптационном потенциале таких школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение особенностей социально-психологической адаптации слабовидящих подростков в образовательной среде в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Известно, что психическое развитие человека с нарушением зрения имеют определенные особенности. У подростков с дефектом зрения формируются нежелательные личностные качества, такие как неверие в себя, в свои силы, негативный взгляд на окружающий мир. Они становятся замкнутыми, некоммуникабельными,. стремятся уйти в свой внутренний мир. По этой причине при дефектах зрения важная роль в восстановлении связей человека и общества играют совместная деятельность, речевая коммуникация, совместный труд.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что применение командных спортивных игр позволит облегчить и ускорить процесс адаптации слабовидящих подростков к изменяющимся условиям жизни, а также будет укреплять социально-психологический климат в коллективе, положительно сказываться на дальнейшей учебной деятельности.

В результате воздействия программы социально-психологической адаптации с помощью командно-игровых видов спорта, слабовидящие подростки экспериментальных групп, практически по всем показателям обогнали участников контрольной группы. Сравнивая полученные значения двух экспериментальных групп, нами выявлено интересное различие. Так, суммарные показатели, после проведения эксперимента, были выше у слабовидящих подростков с врожденным дефектом (ЭГ-1), однако в показателях прироста явные лидеры слабовидящие подростки с приобретенным дефектом (ЭГ-2). Это объясняется тем, что слабовидящие подростки ЭГ-2 ранее имевшие зрительный опыт, наиболее быстро сумели приспособиться к условиям экспериментальной программы, нежели участники ЭГ-1, а значит, они обладают более высоким адаптационным потенциалом.

Полученные результаты исследования позволили оценить эффективность экспериментальной программы не только для социально-психологической адаптации в образовательной среде школы-интерната, но и определить значение данной программы для социальной интеграции слабовидящих подростков в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
  2. К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
  3. К.А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 333 с.
  5. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. М.: Москов. психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  6. H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  7. Г. Психологические теории тревожности / X. Айзенк // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.-с. 224−247.
  8. A.A. Психотерапия: Учебное пособие / A.A. Александров. СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
  9. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство дл врачей / Ю. А. Александровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-576 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  11. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
  12. Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. Л., 1983.-64 с.
  13. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. В кн.: Человек и общество. Вып. 13, 1973.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1975.- 150 с.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 15. — 1994. — № 1. — с. 318.
  16. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. Т. 20.-1999.-№ 1. — с. 6−19.
  17. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 17. — 1996. — № 6. — с. 60−71.
  18. Г. Г. Стресс и его механизмы / Г. Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. — № 4. — с. 45−54.
  19. В.Г. Теоретические проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. -Иркутск, 1986 120 с.
  20. E.JI. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза: автореф. дис.. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 2005. — 23 с.
  21. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболевания / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М., 1997.
  22. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии ' личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  23. B.JI. Эмоционально-волевая регуляция поведения и адаптации подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: автореф.. канд. психол. наук. М., 2009. 28 с.
  24. М.М. Социальные и педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. С. 14.
  25. Е.П. Социальная психология личности: Учеб. пособ. для вузов / Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, * 2001.-301 с.
  26. Ф.Б., Барлас Т. В. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журн. Невропат, и психиатрии им С. С. Корсакова, 1994. т. 94, № 6.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1998. 270 с.
  28. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Инфор. изд. дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / • Л. И. Божович. М.: Просвещение. 1968. — 464 с.
  30. Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  31. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1998.-304 с.
  32. C.B. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни. Дисс. канд. психол. наук, Таганрог, 2004, 185 с.
  33. В.М. Адаптация и ее взаимоотношение с преемственностью физического воспитания средней и высшей школы. Восточноукраинский национальный университет.
  34. Г. А. О соотношении стресса и релаксации в этиологии внутренних болезней: матер. Всерос. науч. конф. погфизиологии / под ред. В. М. Клименко. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 1999. -С. 110−111.
  35. JI.C. Критические периоды детского развития / JI.C. Выготский // Психология конфликта- сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной, СПб.: Питер, 2001. — с. 269−274.
  36. JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1981.-479 с.
  37. E.H., Иванов М. М. Спортивные игры для слепых. -М., 1986.
  38. В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России / В. В. Гриценко. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. — 252 с.
  39. В.Г. Мотивация общественной деятельности лиц с нарушениями зрения // Тифлологические исследования / Под ред. А. Гршугаса. Вильнюс. 1979. С19−23.
  40. В.Г. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК». 1998. — 288 с.
  41. М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 352 с.
  42. М.А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности // Психология социальной работы / под общ. ред. М.А., Гулиной. СПб.: Питер, 2001.-160 с.
  43. Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд. 1952 г. — 483 с.
  44. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Дисс. доктора психол. наук. СПб., 1 996 526 с.
  45. Г. И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11−14 лет с детским церебральным параличом: дис. канд. пед. наук / Г. И. Дерябина. Тамбов, 2005. 154 с.
  46. У. Психология. М., 1991.
  47. С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 2004.
  48. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях М.: Наука. 1985 — С. 63−90
  49. Г. В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта: автореф. дис.. канд. социол. наук / Г. В. Дудкин. Волгоград, 2006. 25 с.
  50. , С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. — С. 2−7.
  51. Ю.М., Фришман Е. З. Индивидуальные особенностидинамики сенсорной чувствительности в норме и патологии. — В кн.: Психофизиологические исследования. М.: Наука. 1977. С. 246—263.
  52. A.B. Условия и движущие причины психологического развития ребёнка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова., В. Я. Ляудис. М.: МГУ. 1981. С. 7−10.
  53. A.C. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: автореф.. канд. психол. наук. М., 2010. 22 с.
  54. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.
  55. А.И. Психология духовности / А. И. Зеличенко. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1986. — 400 с.
  56. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. Вузов / Е. В. Змановская. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 228 с.
  57. A.A. Психологические закономерности соотношения интеллекта и адаптации людей пожилого возраста: автореф.. канд. психол. наук. М., 2010. 26 с.
  58. Е.А. Педагогические условия эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза. Дис.. канд. пед. наук, Магнитогорск, ' 2007, 21 с.
  59. И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: 1984. — с. 57.
  60. В.З. Педагогическое сопровождение социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. СПб. 2001.
  61. В.П. Адаптация и конструкция человека. Новосибирск: Наука. 1986.-287с.
  62. Ю. В., Золотухина О. Н. Депрессия. М. — 2001. 144 с.
  63. В.М. Стресс и адаптация / В. М. Коган. М., 1980. — 150 с.
  64. Кон И. С. Социализация. БСЭ, 3-е изд., т. 24, с. 22.
  65. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение. 1989. -269с.
  67. В.Т., Донской В. И. Общая психотерапия. М., 1993.
  68. И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал: автореф. дис.. канд. психол. наук., 2005, 23 с.
  69. Н. JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000
  70. В. А., Шенберг JI. С., Короткова И. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005″ / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб., 2005.
  71. Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие / Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  72. В.Н. Межличностное общение: Учебн. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыиа. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  73. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А. Ф. Лазурский. СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
  74. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психол. журн. Т. 22. — 2001. — № З.-с. 26−36.
  75. Д.А. Динамика смысловых процессов / Д. А. Леонтьев // Психол. журн. Т. 18. -1997. — № 6. — С. 13−27.
  76. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социология и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестн: Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. — № 4. -с. 35−44.
  77. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психол. журн. Т. 21. -2000. -№ 1.-е. 15−25.
  78. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном игрупповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени /
  79. Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. 1998. — № 1.-е. 13−25.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  81. А.Г. Психология слепых и слабовидящих СПб: изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1998.
  82. А.Г. Слепота и формирование личности // сборник по реабилитации слепых / под ред. А. Г. Литвака. М.: ВОС. 1982.
  83. Ю.В. Эффективность действий баскетболистов ' различного игрового амплуа в связи с типологическими особенностями137свойств нервной системы: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. В. Лубкин. СПБ., 2004. 21 с.
  84. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л.. Лэндрет. М, 1994. 235 с.
  85. А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1. с. 16−24.
  86. Д.М. Голбол игра озвученным мячом для незрячих: Правила соревнований. — М., 1988.
  87. Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология. 1993. — № 4. — С. 56−61.
  88. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития: Дисс. докт. пед. наук. М.: РАО ИКП.-1993.
  89. В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения. Дисс.. канд. психол. наук, Москва, 2000.
  90. А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с англ. О.О. Чистякова- отв. ред. С. Н. Иващенко. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. -304 с.
  91. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999. 356с.
  92. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация как важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. 1982. № 3 С. 64−71.
  93. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. -М.: Наука, 1981.-278 с.
  94. И.А. Адаптация как социально-психологическоеявление // социальная психология и философия. Л., 1983.138
  95. Митин • А. Е. Спортивная тренировка в социально-психологической адаптации инвалидов'' с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере баскетбола): автореф.. канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.
  96. И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: автореферат дис.. канд. псих, наук.: Ярославль, гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2004, 26 с.
  97. Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания: на примере хронической эндокринной патологии и онкологических заболеваний: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 249 с.
  98. В.В. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушениями зрения к условиям обучения в вузе: автореферат дис.. кандидата психологических наук, СПб, 2007, 20 с.
  99. A.A. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. — 262 с. -1000 экз.
  100. А.Я. Планы у нас оптимистические / А.Я. Неумывакин- беседу вел А. Лапшин // Диалог: зв. обществ.-полит. и лит.-художеств. журн. — 2009. — № 1. — С. 26.
  101. Общая психология. 3-е изд. / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение. 1981.-383с.
  102. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: дисс.. канд. психол. наук., М., ' 1997, 26 с.
  103. И.П. Теория отражения / И. П. Павлов. М.: Гос. Издат, 1949.-109 с.
  104. И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы. //
  105. Поли, собр. соч. М.: Изд-во АН СССР 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 77—88.139
  106. С.А. Социально-психологические особенности адаптации безработных к современным требованиям рынка труда: автореф. дис.. канд. психол. наук, Ярославль, 2004, 23 с
  107. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  108. Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия / Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134−143.
  109. A.A. Системная психологическая теория и общественная практика / A.A. Понукалин- отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Институт психологии РАН. 1995. — 197 с.
  110. , Ю.И. Здоровье и спорт категории многофакторные / Ю. И. Портных, Г. А. Вселюбский, В. И. Захаров, A.A. Несмеянов. 2004 // Питербаскет. Спорт XXI века. — Режим доступа: http://piterbasket.com/public6.shtml
  111. С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 2001.-240 с.
  112. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко СПб.: Речь. 2001. — 688 с.
  113. A.M. Российский энцеклопедический словарь: в 2 тт: т.2. / Под ред. Прохорова A.M. Изд-во Большая Российская энциклопедия, научное издательство, 2000. — 3038 с.
  114. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995. — с. 100−103.
  115. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика. 1983. — 448с.
  116. E.H. Социально-психологическая адаптация студентовестественнонаучного профиля обучения регионального вуза: автореф. дис.. канд. психол. наук, СПб., 2006, 19 с.
  117. Н.П. Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010.-213 с.
  118. Ч. Тревога, страх и ожидание / Ч. Рикрофт // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. — с. с. 181 188.
  119. К. Клиент-центрированая психотерапия / К. Роджерс- пер с англ. Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2002 — 512 с.
  120. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс- пер. с англ. М.М. Исениной- общ. ред. Е. И. Исениной. 2-е изд. -М.: Прогресс, 2001.-480 с.
  121. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  122. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов на Дону. 1968.
  123. C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. ' Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  124. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн- сост., коммент. и послесл. A.B. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской. СПб.- М.- Харьков- Минск- Питер, 2000. — 705 с.
  125. Л.Б. Игры для слепых детей. -М., 1961.
  126. Р.Г. Психология личности: гуманитарный подход. Курс лекций / Р. Г. Селиванова. 2-е изд. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2003. — 180 с.
  127. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-30 с.
  128. Г. Стресс без дистресса. / Общ. ред. действ, чл. АН СССР В.М. Крепса- Предисловие чл.-корр. АМН СССР Ю. М. Саарма. М.: Прогресс. 1982.-125с.
  129. .В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М., 1983.
  130. И.М. Избранные философские сочинения / И. М. Сеченов. М.: Гос. Издат, 1947. — 412 с.
  131. И.М. Избранные произведения. М., 1958, 413 с.
  132. Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучения танцам: дис. канд. пед. наук / Т. С. Смурова. М., 1999. 150 с.
  133. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М. 1998.
  134. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.1980. — 190с.
  135. М.С. Индивидуальные особенности социально-психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2011.-26 с.
  136. Социальная адаптация и комплексная реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта: Сборник материалов
  137. Международной научно-практической конференции (Москва, 19−20 мая 1998 г.). -М., 1998.-111 с.
  138. Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. — с. 88−103.
  139. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон- пер. с англ. А Дмитриева. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002 -256 с.
  140. A.B. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами. ~ Автореф. дисс. канд. психол. наук. JI. 1978. — 24с.
  141. Р.Х. Системная персонология: количественный и качественный анализ / Р. Х. Тугушев. Саратов: Изд-во Гос. УНЦ „Колледж“, 1998. — 272 с.
  142. Г. Г. Социально-психологическая адаптация студентов с последствиями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры : Дис.. канд. пед. наук. М., 2004. -194 с.
  143. A.A. Избранные сочинения в 3-х томах / A.A. Ухтомский.-М.: 1994.
  144. В. Психотерапия на практике / В. Франкл- пер. с нем. Н. ' Панькова, В. Певчева. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  145. В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл- общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева-М.: Прогресс, 1990. -366 с.
  146. О. В. Познание как игра : Дис.. канд. филос. наук: 09.00.01: Омск, 2004 187 с.
  147. С.А. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих. М. 1986.
  148. , И. Организационно-педагогические и правовые условия ' спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: дис.. канд. пед. наук / И. Цвок. СПб., 2003. 138 с.
  149. В.И. Психологические аспекты реабилитацииослепших в зрелом* возрасте // Особенности учебной и трудовой143деятельности при глубоких нарушениях зрения. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1983.
  150. И.Т. Интегральная оценка эффективности использования различных средств и методов подготовки футболистов-инвалидов: дис. канд. пед. наук / И. Т. Чкония. М., 2001. 122 с.
  151. Н.Б. Социально-трудовая реабилитация инвалидов.// Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов. -М. 1991.
  152. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин- науч. ред. А. Д. Алферов. М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
  153. Т., Социальная психология. М., 1969, с. 78.
  154. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  155. И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации. М. 1985.
  156. Т.А. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция / Т. А. Языкова, В. П. Зайцева // Психол.журн.-Т. 11.- 1990. -№ 15.-с. 16−59.
  157. Adler A. The fundamental views of individual psychology -Psychol 1982.
  158. Avedon E. The Study of Games. New York, 1979.
  159. Encyclopedia of Psychology. H.J.Eysenck, W. Arnold, R. Meili (EDS.), Herder &Herder, N-Y, 1972, vol.1,p.25.
  160. Freud A., Das ich und die Abwehrmechanismen. L., 1946.
  161. Funk S.C., Houston B.K. Acritical analysis of the Hardiness Scales’s validity and utility / S.C. Funk, B.K. Houston // J. Person. Soc. Psychol.. 1987. — V.53. — № 3.- p. 317−330.
  162. Hartmann H., Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958, c.26−27.
  163. Myers D.G. The social psychology of sustainability / D.G. Myers // World futures. 2003. — № 59. — p. 201 -211.
  164. Philips L., Human adaptation and his failures. Academic Press, N-Y&London, 1968.
  165. Sullivan H.S., The interpersonal Theory of Psychiatry, New York, W.W. Norton and Co: 1953.
  166. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К. РОДЖЕРСА И Р.1. ДАЙМОНДА1. ОПРОСНИК СПА
  167. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  168. Нет желания раскрываться перед другими.
  169. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  170. Предъявляет к себе высокие требования.
  171. Часто ругает себя за сделанное.
  172. Часто чувствует себя униженным.
  173. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  174. Свои обещания выполняет всегда
  175. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  176. Человек сдержанный, замкнутый- держится ото всех чуть в стороне.
  177. В своих неудачах винит себя.
  178. Человек ответственный- на него можно положиться.
  179. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  180. На многое смотрит глазами сверстников.
  181. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  182. Собственных убеждений и правил не хватает.
  183. Любит мечтать иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности. .
  184. Всегда готов к защите и даже нападению: „застревает“ на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  185. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе- самоконтроль для него не проблема.
  186. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  187. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе- занят собой.
  188. Люди, как правило, ему нравятся.
  189. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  190. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  191. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  192. С окружающими обычно ладит.
  193. Всего труднее бороться с самим собой.
  194. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих. в
  195. В душе оптимист, верит в лучшее.
  196. Человек неподатливый, упрямый- таких называют трудными.
  197. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  198. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  199. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  200. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  201. Человек с привлекательной внешностью.
  202. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  203. Приняв решение, следует ему.
  204. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может. освободиться от влияния других людей.
  205. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
  206. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.41. Всем доволен.
  207. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  208. Чувствует вялость- все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.44. Уравновешен, спокоен.
  209. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  210. Часто чувствует себя обиженным.
  211. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.48. Бывает, что сплетничает.
  212. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  213. Довольно трудно быть самим собой.
  214. На первом месте рассудок, а не чувство, прежде чем что-либо сделать, подумает.
  215. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен на придумывать лишнего. Словом не от мира сего.
  216. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
  217. Старается не думать о своих проблемах.
  218. Считает себя интересным человеком привлекательным как личность, заметным.
  219. Человек стеснительный, легко тушуется.
  220. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  221. В душе чувствует превосходство над другими.
  222. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  223. Боится того, что подумают о нем другие.
  224. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  225. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения,
  226. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  227. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
  228. Себя просто недостаточно ценит.
  229. По натуре вожак и умеет влиять на других. '
  230. Относится к себе в целом хорошо.
  231. Человек настойчивый, напористый- ему всегда важно настоять на своем.
  232. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
  233. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  234. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.72. Доволен собой.73. Невезучий.
  235. Человек приятный, располагающий к себе.
  236. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  237. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  238. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг — не получится.
  239. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.79. Умеет упорно работать.
  240. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  241. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  242. Всегда говорит только правду.
  243. Встревожен, обеспокоен, напряжен. ,
  244. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  245. Чувствует неуверенность в себе.
  246. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  247. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  248. Человек толковый, любит размышлять.
  249. Иной раз любит прихвастнуть.
  250. Принимает решения и тут же их меняет- презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  251. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.92. Никогда не опаздывает.
  252. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.94. Выделяется среди других.
  253. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  254. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  255. Общительный, открытый человек- легко сходится с людьми.
  256. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать- со всем может справиться.
  257. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает- в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  258. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  259. Все свои привычки считает хорошими.
  260. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Инструкция
  261. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
  262. Показатели и ключи интерпретации1. Интегральные показатели
  263. Адаптация» А = а / (а + Ь). х 100% «Самоприятие» 8 = [а / (а + Ь)] х 100%
  264. Приятие других" Ь = 1,2 а / (1,2 а + Ь). х 100% «Эмоциональная комфортность» Е = [а/(а + Ь)]х 100%
  265. Интернальность" 1 = а/(а+1,4 Ь). х 100% «Стремление к доминированию» Б = 2а / (2а + Ь)] х 100%
  266. Показатели Номера высказываний Нормы1 а Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22. 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88,91,94, 96, 97, 98 (68−170) 68−136
  267. Ь Неприятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 (14−35) 14−284 а Приятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 (12−30) 12−24
  268. Ь Неприятие других 2, 10,21,28, 40, 60, 76 (14−35) 14−285 а Эмоциональный комфорт 23,29,30,41,44, 47, 78 (14−35) 14−28
  269. Ь Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 (14−35) 14−286 а Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79,91,98, 13, (26−65) 26−52
  270. Ъ Внешний контроль 25,36, 52,57, 70,71,73,77 (18−45) 18−367 а Доминирование 58, 161,66 (6−15) 6−12
  271. Ь Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 (12−30) 12−24
  272. Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10−25) 10−20
  273. Показатель разброса 8 очень важен, т.к. позволяет контролировать надежность полученных данных. Если же он превышает 1,06 балла или приближается к 0 (нулю), то самооценка студентов считалось необъективной.
  274. В конце, для перевода данных в 7 балльную шкалу (см. таблица), полученные суммарные результаты необходимо разделить на 10 (по числу вопросов о каждом состоянии).
  275. Шкала ситуативной тревожности Таблица 14. п/п Суждение Выбираемые ответы
  276. Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно1 Я спокоен 1 2 3 4
  277. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
  278. Я нахожусь в состоянии напряжения 1 2 3 4
  279. Я внутренне спокоен 1 2 3 4
  280. Я чувствую себя спокойно 1 2 3 46 Я расстроен 1 2 3 4
  281. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
  282. Я ощущая душевный-покой 1 2 3 49 Я встревожен 1 2 3 4
  283. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 411 Я уверен в себе 1 2 3 412 Я нервничаю 1 2 3 4
  284. Я не нахожу себе места 1 2 3 414 Я взвинчен 1 2 3 4
  285. Я не чувствую скованности и напряжения 1 2 3 416 Я доволен 1 2 3 417 Я озабочен 1 2 3 4
  286. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1 2 3 419 Мне радостно 1 2 3 420 Мне приятно 1 2 3 4
  287. Шкала личностной тревожности
Заполнить форму текущей работой