Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе: 2 класс
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Стремление способствовать разрешению этого противоречия определило проблему нашего исследования — поиск содержания гуманитарно-образовательной среды, обеспечивающей… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Интегрированное преподавание учебных предметов в общеобразовательной школе как методическая проблема
- 1. Исторический аспект интеграции предметов
- 2. Разработка проблемы интеграции уроков в современной методической литературе.22^
- 3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика развития психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
- 4. Анализ существующих программ и учебников по литературному чтению и русскому языку для 2 класса
- ГЛАВА 2. Интеграция уроков литературного чтения и русского языка на основе создания единого литературного пространства
- 1. Технология создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе
- 2. Особенности методической работы по созданию единого литературного пространства
- 3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения
Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе: 2 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки интеллектуально развитой, высоко образованной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарного мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. Современный период диктует нам возрастание роли новых педагогических технологий.
Проблема интеграции предметов на современном этапе встает очень остро: интегрированный подход к преподаванию различных дисциплин отражает концепции современного образования, которые нацелены на формирование представления учащихся о целостности мира, на осознание ими своего места в нем.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной зна-ниевой парадигмы к формированию преимущественно навыков и умений, к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Для начального общего образования приоритетной задачей является формирование в учебной деятельности желания и умения учиться, развитие познавательных интересов учащихся. Особенно важно овладение младшими школьниками такими общими учебными умениями, как осмысленное чтение художественных, научно-популярных и публицистических текстов, соответствующих возрасту, поиск информации в учебной и справочной литературе (словарях, справочниках и др.), выполнение работы по несложному алгоритму, участие в дискуссии. Без названных умений современный школьник в дальнейшем не сможет усвоить и систематизировать огромное количество информации из самых разных областей культуры и науки.
В современных условиях информация различается не только по содержанию, но и по тому, к какой сфере сознания она обращена, на каких носителях размещается. Совмещению разнородной информации школьника нужно учить начиная с младшей школы, постепенно и последовательно вырабатывая навыки целостного рационально-эмоционально-образного восприятия мира. В начальной школе такую работу естественно осуществлять на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.
Современным детям, которые все больше смотрят TV, черпают информацию из Интернета и все меньше читают, все хуже владеют родным языком, все менее настроены на вербальное общение, такие уроки помогут сделать шаг к вхождению в культуру, основой которой являются язык и словесное творчество. Для отечественной школы в настоящее время ориентация на достижение этой цели особенно значима, так как в конечном счете соотносится с целью сохранения целостности нации через сохранение ее языка и культуры.
Возможность путем специального структурирования работы младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка способствовать решению новейших образовательных задач обусловливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. В трудах ученых-методистов: Г. И. Беленького, O.IO. Богдановой, Н. А. Бодровой, В. В. Голубкова, Н. В. Колокольцева, В. Я. Коровиной, Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В.Г. Маранц-мана, Н. Д. Молдавской, И. В. Рогожиной, М. А. Рыбниковой, Н. Н. Светловской и др. — рассмотрены многие аспекты изучения литературы в школе, однако вопросы интеграции учебных предметов остаются слабо разработанными.
Мера разработанности вопросов интегрированного обучения, как и степень принятия идеи интеграции находятся в очевидной связи с возрастом обучаемых: число работ, в которых сделаны попытки теоретически обосновать интеграцию в начальной школе, крайне невелико, хотя существует успешный опыт учителей-практиков в этой областиисследований, в которых проблема решалась бы через систематическое интегрирование уроков литературного чтения и русского языка, нет. Между тем в трудах известных методистов Т. Е. Беньковской, Т. Г. Браже, А. И. Власенкова, А. И. Горшкова, И. Д. Зверева, Ю. М. Колягина, В. Н. Максимовой, Е. Ю. Сухаревской и др. рассматривается и теоретически обосновывается значимость и необходимость интеграции предметов в настоящее время, а современная педагогическая и психологическая наука предоставляет теоретическую базу для разработки проблемы интеграции уроков в начальной школе: в исследованиях психологов и дидактов Л. И. Божович, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, А. И. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. рассматривается психология восприятия и оценки литературного произведения детьми младшего и среднего школьного возраста.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Стремление способствовать разрешению этого противоречия определило проблему нашего исследования — поиск содержания гуманитарно-образовательной среды, обеспечивающей формирование единого литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка. В теоретическом плане это проблема определения категории литературного пространства через конкретизацию разработанной в педагогической науке категории педагогического пространства. В практическом плане — создание модели учебно-педагогической деятельности на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.
Проблема исследования заключается в поиске содержания гуманитарной образовательной среды, обеспечивающей формирование единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловила выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования — разработать теоретическое обоснование и практические способы тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе, которое обеспечивало бы выполнение дидактических и воспитательных целей интегрированного образования.
Объект исследования — процесс создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе в рамках интеграции этих предметов.
Предмет исследования — теоретическая и методическая основа формирования единого литературного пространства во втором классе четырехлетней начальной школы. I.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:
— Единое литературное пространство — разновидность педагогически организованного пространства, в котором обеспечена целостность восприятия учащимися литературного и языкового материала.
— Интеграция уроков литературного чтения и русского языка, ведущая к созданию единого литературного пространства, будет эффективной, если:
• осуществляется тематическая связь между уроками литературного чтения и русского языка;
• учитываются психолого-педагогические особенности учащихся вторых классов (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы);
• моделируются ситуации, способствующие развитию речи и творческих способностей учащихся;
• обеспечивается интенсивная интеллектуальная и эмоциональная работа учащихся.
В соответствии с объектом и предметом исследования и исходя из цели и гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
— определить сущность литературного пространства, создаваемого на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка;
— тематически конкретизировать содержание литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка, исходя из возрастных особенностей младших школьников и возможностей школьных программ;
— теоретически обосновать концепцию создания единого литературного пространства во 2 классе начальной школы на основе тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка;
— экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике, обобщить результаты эксперимента.
Методологическую основу исследования составили:
— труды по методологии педагогических исследований (В.В. Краевский, А. А. Реан и др.);
— работы по психологии мышления и возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, А. И. Леонтьев, J1.C. Выготский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);
— концепции развивающего начального образования (П.Я. Гальперин, А. К. Дусавицкий, И. С. Якиманская и др.);
— основные положения ученых-педагогов, разрабатывающих категорию педагогического пространства (Л.В. Вершинина, Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, Ю. С. Мануйлов и др.);
— исследования ученых-методистов, в которых теоретически обосновывается идея интеграции учебных предметов в школе (Т.Е. Беньковская, Т. Г. Браже, А. И. Горшков, Ю. М. Колягин, Е. Ю. Сухаревская и др.).
Важное значение для настоящего исследования имели педагогические концепции, которые связаны с содержанием образования и способами учебной работы (И.Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, JI.B. Занков, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.).
Пути реализации поставленных задач определили выбор методов исследования:
— анализ научно-методической литературы;
— сопоставление методических установок и материалов школьных программ и учебников;
— педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса во втором классе на этапе констатирующего и обучающего эксперимента;
— метод числовой обработки экспериментальных данных.
Исследование проводилось на базе 11-й гимназии г. Самары в течение 8 лет (с привлечением более 150 человек). Дополнительные данные были получены в ходе проведения открытых уроков с детьми школы № 28 г. Самары!
Исследование проводилось с 2000 по 2007 гг. в несколько этапов.
На первом этапе (2000 — 2002 гт.) осуществлялось изучение и осмысление педагогических, психологических, методических, дидактических трудов, проводилось анкетирование учащихся, обобщался собственный педагогический опыт, определялись исходные позиции и гипотеза исследования.
На втором этапе (2002 — 2004 гг.) уточнялась и корректировалась концепция исследования, проводилась работа по сопоставлению программ обучения и учебниковбыла построена собственная интеграционная программа, разрабатывались дидактические средства осуществления этой программы. Начался эксперимент.
На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) был продолжен эксперимент, осуществлены систематизация, обобщение и анализ полученных данных, оформление диссертационной работы, были определены дальнейшие направления исследования, осуществлялась апробация материалов диссертации в публикациях и выступлениях автора на научных конференциях, при проведении открытых уроков.
Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных автором в процессе работы над диссертационным исследованием, обеспечивались:
— обращением к современным исследованиям в области педагогики, психологии, литературоведения, теории образования, методики преподавания литературы и русского языка;
— результатами анализа современных научно-методических концепций, определивших построение школьных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению для второго класса четырехлетней начальной школы;
— обобщением опыта современного преподавания в начальной школе, а также личного педагогического опыта автора;
— анализом письменных ответов учащихся в рамках обучающего эксперимента;
— репрезентативностью экспериментальных данных и значительным временем исследовательской работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в трёх формах:
— открытые уроки, которые были проведены на фестивале педагогического мастерства «Лидер Самарского образования» (2005 г.) — на областном семинаре «Диалог культур в образовательном пространстве: дидактические возможности и педагогические перспективы» (2006 г.) — на районном конкурсе «Лидер образования г. Самары — 2007» (2006 г.) — на первом, втором и заключительном этапах городского конкурса «Лидер образования г. Самары — 2007» (2006 — 2007) — на областном научно-практическом семинаре «Использование инновационных технологий в формирований ключевых компетентностей личности: опыт реализации» (2006 г.) — на городском совещании учителей начальных классов (2007 г.);
— выступления с докладами и сообщениями на семинарах и конференциях (городской научно-практический семинар «Возможности и перспективы использования диалоговых технологий и мультикультурного творчества учащихся в образовательном процессе», 2004 г.- областной семинар «Диалог культур в образовательном пространстве: дидактические возможности и педагогические перспективы», 2006 г.- областной научно-практический семинар «Использование инновационных технологий в формирований ключевых компетентностей личности: опыт реализации» (2006 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Четвертые Ознобишинские чтения», 2006 г.- Международная научно-практическая конференция факультета начального образования СГПУ «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования», 2007 г.);
— 8 публикаций, среди которых 7 статей и одно методическое пособие.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— проанализирован опыт интеграции уроков литературного чтения и русского языка и научно обоснована целесообразность тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка на основе художественных текстов во 2 классе начальной школы;
— на основе комплексного анализа современной учебно-методической литературы разработана система интегрированных уроков литературного чтения и русского языка для второго класса начальной школы и их методическое сопровождение;
— теоретически обоснована концепция создания единого литературного пространства через интеграцию уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе начальной школы.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:
— обозначена область интегрированного преподавания литературного чтения и русского языка во 2 классе четырехлетней начальной школы;
— обоснована идея интеграции уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе, основанной на создании единого литературного пространства.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования будут способствовать расширению области интегрированного обучения в начальной школе, а изданное автором диссертации пособие поможет учителям построить работу учеников 2 класса в едином литературном пространстве, способствуя этим развитию кругозора, речи, расширению словарного запаса, формированию культуры устной и письменной речи учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
— интеграция уроков литературного чтения и русского языка должна быть основана на идее создания единого литературного пространства;
— единое литературное пространство на уроках литературного чтения и русского языка создает у школьников положительные мотивации и способствует использованию широкого спектра разнообразных творческих заданий;
— интеграция уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе должна быть основана на тематическом объединении учебного материала;
— интеграция уроков литературного чтения и русского языка способствует развитию речи учащихся, умению ориентироваться в информационном потоке, расширяет круг детского чтения, помогает формированию навыков чтения художественных текстов и языковой компетентности учащихся.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Выводы по второй главе.
Наблюдения и эксперимент показали, что система формирования понятия о едином литературном пространстве во втором классе начальной школы позволяет сформировать в представлении учащихся целостную картину мира. Работа с текстами русской и зарубежной, классической и современной детской литературы на уроках не только литературного чтения, но и русского языка способствует расширению нравственного, эстетического, социального кругозора учащихся.
Изучение состояния исследуемой в диссертации проблемы привело к важному выводу о необходимости разработки научно-методической модели создания единого литературного пространства, которая объединит уроки литературного чтения и русского языка.
Главной особенностью разрабатываемой методики явились системный подход и целостная организация деятельности учащихся. Предложенная система уроков способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности мышления.
Экспериментальное внедрение учебной модели в практику, проведение формирующего эксперимента, сопоставление проведенных срезов (исходного и контрольного) позволило выявить, что предложенная в исследовании система интегрирования уроков литературного чтения и русского языка через создание на них единого литературного пространства действительно является эффективной: интеграция уроков литературного чтения и русского языка позволяет тематически объединить данные уроки, предложенная система уроков способствует развитию интеллекта учащихся, формированию речевой культуры, созданию положительной учебной мотивации, формированию через чтение активной творческой личности, которая будет обладать самостоятельным мышлением и целостно воспринимать картину мира.
Важным показателем действенности разработанной в данном исследовании методической модели являются результаты составления орфографических и тематических таблиц, а также выполнение творческих работ. Анализ устных ответов и письменных работ показывает, что у учащихся сформировалось устойчивое понятие о едином литературном пространстве, объединяющем уроки литературного чтения и русского языка. Результаты контрольных срезов, проведенных после завершения обучающего эксперимента, и анализ работ учащихся второго класса позволяют утверждать, что предложенная модель создания единого литературного пространства является эффективной, обеспечивающей глубокие знания учащихся.
Введение
в учебный процесс методической модели интеграции литературного чтения и русского языка через создание единого литературного пространства позволяет учащимся глубже понимать художественный текст, творчество отдельных писателей, способствует восприятию целостной картины мира.
Таким образом, можно утверждать, что предложенная учебная модель является эффективной, обеспечивает глубокие знания учащихся, что подтверждается результатами контрольных срезов, творческих работ учащихся, часть из которых представлена в нашем исследовании.
Заключение
.
Проделанное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы.
— В условиях современного роста потока информации и увеличения ее многообразия необходимо такое обновление форм учебной работы, которое поможет ее успешному освоению, способствующему развитию личности ребенка. Целостному восприятию разнородной информации школьника нужно учить, начиная с младшей школы, постепенно и последовательно вырабатывая навыки единого рационально-эмоционально-образного восприятия мира. В начальной школе такую работу естественно осуществлять на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.
— В настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы интегрированного обучения в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Одним из способов разрешения противоречия является такое обновление содержания гуманитарно-образовательной среды, которое обеспечит формирование единого литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.
— Представление о содержании литературного пространства, которое может быть создано путем интеграции уроков литературного чтения и русского языка в начальной школе, определяется с опорой на исследования, посвященные педагогическому пространству и его разновидностям, прежде всего, образовательному и воспитательному пространству. Литературное пространство — это разновидность педагогически организованного пространства, в котором обеспечена целостность восприятия учащимися литературного и языкового материала.
— Интеграция уроков литературного чтения и русского языка, ведущая к созданию единого литературного пространства, будет эффективной, если: 1) осу ществляется тематическая связь между уроками литературного чтения и русского языка- 2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся вторых классов (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы) — 3) моделируются ситуации, способствующие развитию речи и творческих способностей учащихся- 4) обеспечивается интенсивная интеллектуальная и эмоциональная работа учащихся.
— Эффективность разработанной методики создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка подтверждена в ходе опытно-экспериментального обучения, результаты которого показывают положительные сдвиги в литературном развитии учащихся.
Полученные результаты позволяют наметить перспективы исследования, к которым можно отнести: создание рабочих тетрадей по литературному чтению, русскому языку и развитию речи для учащихся 2-х классов, создание хрестоматии по литературному чтению для учащихся, методических пособий по литературному чтению и русскому языку для учителей, а также расширение поля теоретического поиска на интеграцию уроков в 3−4-х классах начальной школы и за счет привлечения других учебных дисциплин.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая кн., 1999. 624 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: гуманизация образования как предмет теорет. рефлексии и практ. освоения учителем / И. Ю. Алексашина. СПб.: б.и., 1997. — 153 с.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 384 с.
- Альтбекова Р.И. От слова к словесности / Р. И. Альтбекова // Рус. словесность. -2002.-№ 4.-с. 44−52.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1987. 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
- Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук / М. С. Асимов, А. Турсунов // Вопр. философии 1981. — № 3. — С. 57−69.
- Бабкина М.В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / М. В. Бабкина. М.:б.и., 1998. — 19 с.
- Батыгина Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в условиях интеграционного обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Г. И. Батыгина. Петрозаводск: б.и., 2002. — 20 с.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л. Н. Бахарева // Нач. шк. 1991. — № 8.- С. 48−51.
- Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: характеристика, подгот., конструирование учеб. / В. Г. Бейлинсон. М.: Книга, 1986. — 286 с.
- Беленькая Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет / Л. И. Беленькая. -М: Книга, 1969.-240 с.
- Беленький Г. И. Интеграция? / Г. И. Беленький // Лит. в шк. 1998. — № 8. — С. 86−90.
- Белянкова Н.М. Интеграция естественно-научного и гуманитарного образования как фактор образования личности / Н. М. Белянкова // Нач. шк. 2004. — № 9. -С. 56−62.
- Белянкова Н.М., Калишкина С. А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе / Н. М. Белянкова, С. А. Калишкина // Нач. шк. 2002. — № 9. — С. 57−63.
- Березин Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе: учеб. пособие к спецкурсу / Ю. Н. Березин. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. — 82 с.
- Блонский П.П. Школьная успешность / П. П. Блонский // Блонский П. П. Избранные психологические сочинения. М.: Просвещение, 1964. — С. 184 — 232.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
- Бодрова Н.А. Внеклассное чтение как социальная и педагогическая проблема / Н. А. Бодрова // Лит. в шк. 1977. — № 1. — С.18−32.
- Бодрова Н.А. Уроки внеклассного чтения в IV классе / Н. А. Бодрова. Куйбы-шев:б.и., 1973.-60 с.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрированного образовательного пространства: Избранные труды. М.- Воронеж, 2003. — С. 2728.
- Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения / И. В. Борисенко // Нач. шк. 1998. — № 11−12. — С. 38−42.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Лит. в шк. 1996.-№ 5.~ С.151−153.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. М.: Знание, 1987. — 96 с.
- Бунеев Р.Н.и др. Русский язык: 2-й кл.: учебник: изд. 2-е, перераб. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М.: Баласс, 2006. — 160 с.
- Бусарева В.Р., Колесниченко В. И. Интегрированный урок-исследование «Чтение. Музыка» / B.P. Бусарева, В. И. Колесниченко // Нач. шк. 2004. — № 8. — С. 65−70.
- Бутакова Е.С. Межпредметная интеграция на уроках русского языка при обучении научной речи / Е. С. Бутакова // Русский язык в шк. 1997. — № 1. — С. 20−25.
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: кн. для родителей / Б. А. Буяльский. М.: Просвещение, 1986. — 171 с.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
- Вершинина J1.B. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара, 2003. — С. 89.
- Власенков А.И. О курсе практической русской словесности / А. И. Власенков // Рус. яз. в шк. 1996. — № 6. — С. 3−11.
- Власенков А.И. Русская словесность: Интегрир. обучение рус. яз. и лит.: Программы. Содерж. работы по кл.: 5−8 кл.: пособие для учителя / А. И. Власенков. -М.-.АРКТИ, 1998.- 175 с.
- Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / В.И. Водовозов- сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986. — 474 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний: (Младшие кл. шк.) / под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Б. С. Волков. -М.: Альма Матер, 2005. 205 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. -СПб.: Союз, 1997.-91 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6- ти т.: Т. 2. М.: Педагогика, 1982−1984. — 504 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 340 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Искусство, 1968. -576 с.
- Выготский JI.C. Психология развития человека / JI.C. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2006.-1134 с.
- Вьюшкова JI.H. Развитие чувства юмора при обучении школьников чтению / JI.H. Вьюшкова // Рус. яз. в шк. 1966. — № 5. — С. 21−28.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман. // Новые ценности образования: Вып.2. М.:б.и., 1995. — С. 16−45.
- Газман О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: книга для учителя /О.С. Газман, Н. Е. Харитонова. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие: 5-е изд. / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2005. — 327 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2002.-398 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007.-470 с.
- Гибидилина И. Интегрированный урок / И. Гибидилина // Нар. образование. -1990.-№ 12.-С. 54−56.
- Гирфанова О.В. Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств: автореф. дис. на соик. учен. степ. канд. пед. наук / О. В. Гирфанова. Киров: б.и., 2006. — 19 с.
- Глинская Е.А., Титова Н. В. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, Н. В. Титова. Тула: Тул. ГПИ, 1980. — 44 с.
- Глоцер В.И. Дети пишут стихи: кн. о дет. лит. творчестве. М.: Просвещение, 1964.-255 с.
- Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л. А. Горбушина. -М.: Просвещение, 1981. 160 с.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание: учеб. пособие: изд. 3-е, перераб. / Л. А. Горбушина. М.:Просвещение, 1975. — 144 с.
- Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. пособие / А. И. Горшков. М.:Просвещение, 1995. — 335 с.
- Граник Г. Г. О перспективах расширения функций учебника / Г. Г. Граник // Проблемы школьного учебника. 1984. — Вып. 14. — С. 28−56.
- Грищенко Н.В. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам / Н. В. Грищенко // Нач. шк. — 1995. — № 11. С. 21−28.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 146 с.
- Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) / Н. В. Груздева // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб.:б.и., 1996. — С. 70−80.
- Гурьев А.И. Межпредметная интеграция: статус межпредмет, связей в системе соврем, образования / А. И. Гурьев // Наука и шк. 2002. — № 2. — С. 41−45.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. Томск: б.и., 1995.-144 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперимент, психолог, исслед.: учеб. пособие / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 282 с.
- Давыдов В.В.и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопр. психологии. 1992. -№ 3−4. — С. 4−28.
- Данилюк А .Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−28.
- Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский.-М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дик Ю. И. и др. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Совет, педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
- Долгополова JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / JI.M. Долгополова. М.:б.и., 2001. — 19 с.
- Дубинина Э.Ф. и др. Интегрированные уроки / Э. Ф. Дубинина, С. В. Копейкина, Л. И. Лемешко, Л. И. Наймушина // Нач. шк. 2004. — № 4. — С. 65−70.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения /А.К. Дусавицкий // Вопр. психологии. 1983. -№ 1.-С. 58−65.
- Дусавицкий А.К. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъекта деятельности / А. К. Дусавицкий // Психол. наука и образование. 2002. — № 2. — С. 5−14.
- Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика: ст. /А.К. Дусавицкий. Харьков: Харьк. нац. ун^г, 2002. — 144 с.
- Дусавицкий А.К. Развитии личности в учебной деятельности /А.К. Дусавицкий. -М.: Дом педагогики, 1996.-204 с.
- Дьюи Дж. Общество и его проблемы: пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002.-160 с.
- Дьяченко В.К. О возможных направлениях совершенствования и развития современной школы /В.К. Дьяченко//Нач. шк. -2006. ~№ 1. С. 84−91.
- Евладова Е.Б. и др. На пути к открытию мира. О разработке итерированного образовательно-воспитательного курса для начальной школы / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова, А. Ю. Пентин, Ю. В. Чечеткин // Нач. шк. 1991. — № 6. — С. 82−85.
- Жукова Т. И Интегрированные тенденции в обучении грамоте / Т. И. Жукова // Нач. шк. -2001. № 9. — С. 37−41.
- Зарецкая И., Травников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования / И. Зарецкая, И. Травников // Нар. образование. 1990. — № 12. — С. 24−25.
- Зак. А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. -М.: Педагогика, 1984.-152 с.
- Зайцев Г. К. Потребностно информационный подход в школьном образовании / Г. К. Зайцев // Наука и шк. — 2002. — № 2. — С. 2−6.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т.: Т.2. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
- Захаров М.В. Педагогический, интегрированный, экспериментальный /М.В. Захаров // Нач. шк. 1996. — № 3. — С. 7−8.
- Зверев И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании / И. Д. Зверев // Региональные системы экологического образования / под ред. Л. П. Симоновой. М.: Тобол: б.и., 1998. — 144 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимов.- М.: Педагогика.- 1981. 195 с.
- Зверев И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания: межпредмет, и внутриучеб. связи важнейший фактор осуществления воспитания и обучения / И. Д. Зверев // Совет, педагогика. — 1983. — № 2. — С. 79.
- Зверева М.В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся / М. В. Зверева // Психол. наука и образование. 1996.- № 4. — С. 53−57.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов: изд. 2-е, доп., испр. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005. — 382 с.
- Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
- Зыбинская И.В. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и чтения в современных условиях: автореф. дис. на со-иск. учен. степ, канд.пед.наук / И. В. Зыбинская. Тамбов, б.и., 2004. — 23 с.
- Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета / С. В. Иванов // Нач. шк. -2002.-№ 9.-С. 109−117.
- Иванов С.В. и др. Русский язык: учеб. для учащихся 2 кл.: в 2 ч.: Ч.1.: 2-е изд. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вента-на-Графф, 2005. — 160 с.
- Иванов С.В. и др. Русский язык: учеб. для учащихся 2 кл.: в 2 ч.: 4.2.: 2-е изд. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. -М.: Вента-на-Графф, 2005. 160 с.
- Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе / под ред. Н. П. Михальской, В. В. Трофимовой. М.: Просвещение, 1980. — 11 с.
- Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Л. П. Ильенко // Нач. шк. 1989. — № 9. — С. 8−10.
- Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе /Л.П. Ильенко // Нач. шк. 1997. — № 1. — С. 36.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Л. П. Ильенко // Сел. шк. 2001. — № 2. — С. 104−110.
- Ильченко В., Гуз К. Технология интеграции содержания образования / В. Ильченко, К. Гуз // Сел. шк. 2004. — № 3. — С. 22−28.
- Иорданский Н. Н. Массовая трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1923. -64 с.
- Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы / Л. А. Исаева // Нач. шк. 1998.-№ 5.-С. 74−76.
- История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-тов: 5-е изд. доп. и перераб. / сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. -447 с.
- История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобыт. о-ве до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений: 2-е изд., испр. и дополн / под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. — 512 с.
- Карпов А.О. Интегрированное знание в современной школе / А .О. Карпов // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 19−28.
- Климанова Л.Ф.и др. Родная речь: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 1.: 3 изд. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горский, М. В. Голованова. -М.: Просвещение, 2006.-223 с.
- Климанова Л.Ф.и др. Родная речь: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 2.: 3 изд. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горекий, М. В. Голованова. М.: Просвещение, 2006. — 223 с.
- Ковалева Л.Е. Талант читателя / Л. Е. Ковалева. М.: Книга, 1967. — 156 с.
- Козина Г. П., Левенец Н. В. Интегрированный урок по теме «Текст» / Г. П. Козина // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 12. — С. 30−33.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / К. Ю. Колесина. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1995.- 197 с.
- Коложвари И. Сеченикова JI. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, JI. Сеченикова // Нар. образование. 1996. — № 1. — С. 87−89.
- Колягин Ю.М., Алексеенко O.JI. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, O.JI. Алексеенко // Нач. шк. 1990. — № 9. — С. 28−31.
- Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе / Ю. М. Колягин // Нач. шк. -1989. № 3. — С. 52−53.
- Константинов Н.А.и др. История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-та.:5-е изд., доп. и перераб. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
- Концепция четырехлетнего начального образования // Нач. шк. 1992. — № 7−8. -С. 6−22.
- Конышева Н.М. Художественно конструктивная деятельность младших школьников в системе интегрированной педагогики / Н. М. Конышева // Нач. шк. — 2000. — № 3. — С. 43−52.
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.-112 с.
- Корчан Н.Г. Основные тенденции технологического образования в начальной школе / Н. Г. Корчан // Нач. шк. 2003. — № 3. — С. 115−119.
- Кошкина И.В., Целимбровская Г. Б. Интеграция в начальной школе / И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская // Нач. шк. 2003. — № 10. — С. 82−85.
- Кошмина И.В. Вертикальный тематизм /И.В. Кошмина // Нач. шк. 1997. — № 3. -С. 49.
- Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.-144 с.
- Кравченко С.И., Гайдук Т. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С. И. Кравченко, Т. И. Гайдук // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 9. — С. 42−48.
- Круговых Н.В. Через уроки чтения к воспитанию и развитию / Н. В. Круговых // Нач. шк. — 2000. — № 6. — С. 44−46.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: кн. для учителя / Л. В. Кузнецова. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998. — 47 с.
- Кукушин B.C. Современные педагогические технологии: нач. шк.: пособие для учителя / B.C. Кукушин. М.: Феникс, 2003. — 448 с.
- Кульчицкая Н.И. Использование системы ключевых слов для интеграции художественного текста на уроках словесности в целях нравственного воспитания учащихся: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед наук / Н. И. Кульчицкая. -Орёл:б.и., 2004.-21 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В. А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
- Латышина Д.И. История педагогики: история образования и пед. мысли: учеб. пособие / Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2006. — 603 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин. Томск: Пеленг, 1992. — 56 с.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: введ. в методику нач. лит. образования / В. А. Левин. М.: Лайда, 1994. — 190 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001. — 320 с.
- Леонович Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи: к вопросу об интеграции на уроках рус. яз. / Е. Н. Леонтович // Нач. шк. 2000. — № 4. — С. 7−104.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-480 с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. -160 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: учеб. пособие / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
- Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей / Н. А. Лошкарева // Совет, педагогика. 1972. — № 6. — С. 46−56.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. -СПб.: Питер, 2006.-319 с.
- Львова С.И. Уроки словесности: 5−9кл.: пособие для учителей / С. И. Львова. -М.: Дрофа, 1997−416 с.
- Львова С.И. Внутрипредметные связи в процессе обучения / С. И. Львова // Веч. сред. шк. 1987. -№ 1. — С. 44−47.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие учителю / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Лямина В.Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам / В.Н. Лямина//Нач. шк. — 1995. -№ 11. -С. 21−25.
- Макаренко А. С Собрание сочинений: в 4-х т.: Т.2. М.: Правда, 1987. — 320 с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
- Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема / В. Н. Максимова // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: сб.ст.: 4 2.- СПб.:б.и., 1994. С. 9−11.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение. — 1994. — 142 с.
- Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / В. Н. Максимова. JL: б.и., — 40 с.
- Макушкин В., Мельникова Г. Без интеграции не обойтись / В. Макушкин, Г. Мельникова // Нар. образование. 1996. — № 10. — С. 105−106.
- Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия лит. произведения к анализу / В. Г. Маранцман. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Медведев В.П. Изучение лирики в школе: кн. для учителя / В. П. Медведев. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка: сб. ст. из опыта работы: пособие для учителя / сост. Н. Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е. М. Мелетинский. М.: Изд-во вост. лит., 1958. — 264 с.
- Мельник Э.Л., Корожнева Л. А. Интегрирование обучение в начальной школе: теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. СПб.: Каро, 2003. — 192 с.
- Мельник Э.Л., Корожнева (Исаева) Л. А. Интегрированные уроки в начальной школе / Э. Л. Мельник. Л.А. Корожнева (Исаева). Петрозаводск: б.и., 1995. -78 с.
- Мельник Э.Л., Исаева Л. А. Интегрированный урок при изучении природы / Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева // Нач. шк. 1998. — № 5. — С.74−76.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: избр. психол. произв. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 219с.
- Менчинская Н.А., Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Методика выразительного чтения: учеб. пособие / под общ. ред. Т. Ф. Завадской. -М.: Просвещение, 1977. 176 с.
- Младший школьник: развитие познават. способностей: пособие для учителя / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. — 206 с.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен /Л.Н. Модзалевский- науч. ред., вступ. ст., предм. указ. М.В. За-харченко. СПб.: Алетейя, 2000. — 429 с.
- Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе: самостоятельная работа над текстом / Н. Д. Молдавская. М.: Просвещение, 1968. — 127 с.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: моногр. / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 2006. — 318 с.
- Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Г. А. Монахова // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 52−55.
- Морозова Е.Е. Систематизация знаний младших школьников о сезонных явлениях в неживой природе / Е. Е. Морозова // Нач. шк. 2001. — № 7. — С. 63−66.
- Мухина B.C. Возрастная психология: учеб. для вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1995.-430 с.
- Мытнитцкая С.Н. Мне помогают элементы интегрирования / С. Н. Мытнитцкая // Нач. шк. 2002. — № 1. — С.75−76.
- Назаретян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников / В. П. Назаретян // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 31−35.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников / Н. В. Нечаева. М.:б.и., 1996. — 98 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 261 с.
- Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития / М. И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. СПб.: б.и. 1997. — С. 147−165.
- Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке: (Соврем, интегратив. антропология) / Б. А. Никитюк. М.: Спортакадемпресс, 2000. — 440 с.
- Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. -№ 6.-С. 30.
- Новлянская З.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников / З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Новлянская З.Н. «Стихи продолжение мое и начало». — М.:3 нание, 1982. — 95с.
- Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика / Э. Нойманн. СПб.: Акад. проект, 1999.-205 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.
- Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий / Т. В. Огонькова // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 1. — С. 40−49.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец Х1Х-нач. ХХвв. / отв. Ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. — 450 с.
- Пайгусова А.И. Методика интегрированного урока / А. И. Пайгусова // Методист. -2003.-№ 6.-С. 52−55.
- Панькова И. В. Взаимосвязь предметов в учебном процессе / И. В. Панькова // Нач. шк. плюс до и после.-2001. № 5.-С. 10−11.
- Пахнова Т. М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроках русского языка / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. 1993. — № 3. — С. 50−51.
- Петров А.В., Гурьев А. И. О соотношении понятий «Интеграция» и «Межпредметные связи» / А. В. Петров, А. И. Гурьев // Наука и шк. 2002. — № 2. — С. 56−58.
- Пичугин С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательной системы «Школа 2100» / С. С. Пичугин // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 2. — С. 68−71.
- Шишкина Р.И. Межпредметный урок / Р. И. Плишкина // Открытая шк. 1999. -№ 2. — С. 29−30.
- Подласый И.И. Педагогика: Новый курс: учеб. для вузов: в 2 кн.: Кн. 1. / И. И. Подласый. М.:ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
- Подласый И.И. Педагогика: новый курс: учеб. для вузов: в 2 кн.: Кн.2. / И. И. Подласый. М.:ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
- Поздеева С.И. Организация учебного диалога в начальной школе / С. И. Поздеева // Наука и шк. 2002. — № 6. — С. 11−16.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство / Ю. А. Полуянов. М.: ИНТОР, 1990.-47 с.
- Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения / А. В. Полякова. М.:б.и., 1997. — 64 с.
- Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 1. / А. В. Полякова.- М.: Просвещение. 2006. 142 с.
- Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 2. / А. В. Полякова.- М.: Просвещение. 2006. -142 с.
- Померанцева Э.В. Русская устная проза: учеб. пособие / Э. В. Померанцева. М.: Просвещение, 1985.-272 с.
- Померанцева Э.В. Русские сказочники / Э. В. Померанцева. М.: Просвещение, 1976.- 190 с.
- Попова А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения / А. И. Попова // Нач. шк.- 1990.-№ 9.-С. 17−21.
- Практическая психология образования: учеб. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. — 526 с.
- Проблемы интеграции в современном образовании: науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы интеграции в современном образовании» 25−27 апреля 2001, Самара. Самара: СГПУ, 2001. — 145 с.
- Проблемы школьного учебника, XX век: итоги: сб. / под ред. Д. Д. Зуева. М.: Просвещение, 2004. — 384 с.
- Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-364 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1969. — 168 с.
- Пропп В.Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 335 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1976. — 325с.
- Психическое развитие младших школьников: эксперим. психол. исслед. / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-еврознак, 2003.-350 с.
- Равкин З. И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя / З. И. Ривкин. М.: Просвещение. — 1990. — 207 с.
- Раев А.И. Управление умственной действительностью младшего школьника / А. И. Раев. Л.: ЛГПИ, 1976. — 148 с.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова. М.: АПН СССР, 1983.- 154 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца. -М.: Педагогика, 1986. 172 с.
- Разумный В.Н. Образование на рубеже третьего тысячелетия: (Опыт философии педагогики) / В. Н. Разумный. М.:б.и., 1996. — 55 с.
- Разумовский В.Г., Тарасова Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация / В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасова // Совет, педагогика. 1988. — № 7. — С. 3−10.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: Ч. 1. 6-е изд., испр. / Т. Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2005. — 126 с.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: Ч. 2. 6-е изд., испр. / Т. Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2005. — 94 с.
- Рацибурская JI.B., Самойлова Г. С. Интеграция лингвистических дисциплин / Л. В. Рацибурская, Г. С. Самойлова // Метод, аспекты. 1994. — № 3. — С. 92.
- Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2004.-432 с.
- Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. (IV-VII кл.) / З. Я. Рез. Л.: Просвещение, 1968. — 175 с.
- Репкин В. В, Возможности и условия реализации программы развивающего обучения / В. В. Репкин // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск: б.и., 1992. — С. 76−80.
- Репкин В.В. и др. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова): в 2-х ч.: 4.1. / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгаева. -5 изд. М.: Вита-пресс, 2005. — 160 с.
- Репкин В.В. и др. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова): в 2-х ч.: Ч. 2. / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгаева. -5 изд. М.: Вита-пресс, 2005. — 144 с.
- Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе / В. В. Репкин. Харьков-Томск: б.и., 1992.-С. 76−80.
- Рогожина И.В. Программа интегрированного курса «Из истории отечественного культуры» / И. В. Рогожина // Допрофессиональная подготовка учащихся в педагогическом лицее. Самара: Изд-во СамГПУ, 1994. — С. 32.
- Родина Е.В. Нетрадиционный урок русского языка с элементами интеграции. 2 класс / Е. В. Родина // Нач. шк. 2005. — № 6. — С. 23−31.
- Родионова Н.А. Интеграционный урок на тему «Заимствованные слова» / Н. А. Родионова // Рус. яз. в шк. 1991. — № 2. — С. 46.
- Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: приобщение детей к худож. лит. как к искусству / З. И. Романовская. М.: Педагогика, 1982. — 129 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в2 т.: Т1. / СЛ. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989.-485 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в2 т.: Т2. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Русейлова С.Н. К проблеме выбора интегратов для интеграции наук / С. Н. Русейлова. // Философия и практика: материалы науч.-теорет. конф. Баку: Элм, 1990.-С. 11−13.
- Русские детские писатели XX века: биобиблиогр. словь. М.: Флинта: Наука, 2001.-503 с.
- Русское устное народное поэтическое творчество в начальной школе: метод, рекомендации для нач. шк. -М.:МГПГУ, 1999. 278 с.
- Саломатина Л.С. Комплексный анализ текста: программа и темат. планирование факультатив, интегрир. курса по развитию речи (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 2. — С. 3−9.
- Саломатина Л.С. Развитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 4. — С. 14−20.
- Саломатина Л.С. Развитие творческих способностей младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 6. — С. 17−26.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя / Н.Н. Светлов-ская. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Нач. шк. 1990. — № 5. — С. 57.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: практ. методика: учеб. пособие для студ.пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. М.: Академия, 2001.-288 с.
- Светловская Н.Н. Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: учеб. пособие для студ.пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. М.: Академия, 1999. — 248 с.
- Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления.-М., 2004.-С. 5.
- Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Н.С. Сердю-кова // Нач. шк. 1994. — № 11. — С. 45−48.
- Середина Т.Ю. Из опыта проведения интегрированных уроков в 4-м классе / Т. Ю. Середина // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 1. — С. 49−57.
- Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки / О. М. Сичивица. М.: Высш. шк., 1983.- 152 с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учеб. диалога на уроках словесности / З. С. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999. — 231 с.
- Смелкова З.С. Слово в художественном тексте / З. С. Смелкова. М.: Педагогика, 1980.- 158 с.
- Содружество ученого и учителя: кн. для учителя / под ред. М. В. Зверевой. М.: Просвещение, 1991.-270 с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: 4.1. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 4 изд., испр. — Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. — 14 с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: 4.2. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 4 изд., испр. — Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. — 144 с.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Нач. шк. -2004.-№ 2.-С. 110−115.
- Спорышева Е.Б. Педагогические основы интегрирования искусств и предметов гуманитарного цикла / Е. Б. Спорышева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. — № 5. — С.10−16.
- Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
- Стрельцова JI.E. Искусство слова и младший школьник / JI.E. Стрельцова // Искусство в жизни детей: кн. для учителя М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников / Е. Ю. Сухаревская. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 349 с.
- Сухаревская Е.Ю. Отбор содержания на межпредметной интерактивной основе / Е. Ю. Сухаревская // Практ. советы учителю. 2000. — 12. — С.37−41.- 2001. — № 1. — С.40−44.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: практ. пособие / Е. Ю. Сухаревская. Ростов н/Д: Учитель, 2003. — 128.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. шк., 1984.-254 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1985. -270 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1998.-232 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1988. 178 с.
- Терехина М.П. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению / М. П. Терехина // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 5. — С. 62−65.
- Тихомирова К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым в начальных классов / К. М. Тихомирова // Нач. шк. 2001. — № 7. — С. 106.
- Товпинец И.П. К дидактической характеристике функций учебника / И. П. Товпинец // Проблемы школьного учебника: сб. ст. М.: Просвещение, 1985. — С. 35−43.
- Тодоров. Л.В. Работа над стихом в школе / Л. В. Тодоров. М.: Просвещение, 1967.-184 с.
- Трушина В.Г., Малозёмов М. А. Интегрированный подход к обучению веление времени / В. Г. Трушина, М. А. Малозёмов // Нач. шк. — 1994. — № 3. — С. 61−65.
- Уроки внеклассного чтения: пособие для учителя / сост. Я. Г. Неструх. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
- Усманова А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения / А. И. Усманова. // Нач. шк. 2000. — № 6. — С.46−48.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. -М.: Просвещение, 1987. 176 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т.: Т.5. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990.-С. 190−452.
- Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Л.: ЛГПИ, 1989. — 94 с.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Л.: ЛГПИ, 1983. — 83 с.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Просвещение, 1972.-152 с.
- Филиппов В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В. Филиппов // Учит, газ 1998. — 20 янв. (№ 3). — С. 6−7.
- Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интерактивной основе / В. Т. Фоменко. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1994. — 71 с.
- Формирование учебной деятельности школьников: сб. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — 125 с.
- Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики: учеб. пособие для студ. вузов / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: Сфера, 1995.- 160 с.
- Харчевникова E. JL Овладение учителем школьными технологиями / E. J1. Харчевникова // Нач. шк. 2003. — № 2. — С.33−36.
- Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: учеб. пособие / В. Б. Хозиев. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Хрипкова А.Г. и др. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против / А. Г. Хрипкова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова // Биология в шк. 1990. — № 1. — С. 48−50.
- Чекаева З.Н. Интегрированный урок на тему «Весна» (5 кл.) / З. Н. Чекаева // Рус. яз. в шк. 1997. — № 2 — С. 41−42.
- Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: 4.1. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
- Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: 4.2. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
- Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: Ч.З. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
- Чуракова Н.А., Малаховская О. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников межпредметными средствами в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская // Методист. 2006. — № 5. -С. 8−11.
- Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли: формирование общеучеб. интеллектуал, умений у мл. школьников / Н. Я. Чутко. Обнинск: Духов, возрождение, 2000. -94 с.
- Шабалина З.П. На пути обновления начальной школы: нужны ли интегрир. курсы! / З. П. Шабалина // Нач. шк. 1989. — № 7. — С. 78−79.
- Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10−11кл.)/Н.М. Шанский//Рус. яз. вшк.- 1994. -№ 5.-С.35−37.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1989.-336 с.
- Швайкина Е.А. К вопросу о монографическом подходе при чтении с младшими школьниками произведений русской поэзии XIX века / Е. А. Швайкина // Нач. шк. -1994. -№ 12.-С. 30−34.
- Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н. П. Шишлянникова -Нач. шк. 1999. — № 10. — С.25−30.
- Шкловский В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Совет, писатель, 1983. -384 с.
- Шуваева А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. (На материале 2 кл.): автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. В. Шуваева. Рязань: б.и., 2002. — 19 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 548 с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1979.-64 с.
- Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни//Вопр. философии.- 1970.-№ 11.-С.103−115.
- Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка / Ю. И. Юдин. М.: Академия, 1998.-256 с.
- Яблоновская О.В. Интегрированные уроки шаг в будущее / О. В. Яблоновская // Современный урок: сб. науч. тр. — Липецк: Изд-во ЛГИУУ, 2002. — С. 46−49.
- Язык и композиция художественного текста: межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1984.-95 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
- Яковлева В.И. Комментарии к статье А.Н. Поповой «Элементы интегрирования на уроках чтения в начальных классах» / В. И. Яковлева // Нач. шк. 1990. — № 9. — С. 22.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997.-222 с.
- Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении /А.А. Ятайкина // Шк. технологии.-2001 -№ 6.-С. 10−15.