Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе: 2 класс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Стремление способствовать разрешению этого противоречия определило проблему нашего исследования — поиск содержания гуманитарно-образовательной среды, обеспечивающей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Интегрированное преподавание учебных предметов в общеобразовательной школе как методическая проблема
    • 1. Исторический аспект интеграции предметов
    • 2. Разработка проблемы интеграции уроков в современной методической литературе.22^
    • 3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика развития психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
    • 4. Анализ существующих программ и учебников по литературному чтению и русскому языку для 2 класса
  • ГЛАВА 2. Интеграция уроков литературного чтения и русского языка на основе создания единого литературного пространства
    • 1. Технология создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе
    • 2. Особенности методической работы по созданию единого литературного пространства
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения

Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе: 2 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки интеллектуально развитой, высоко образованной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарного мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени. Современный период диктует нам возрастание роли новых педагогических технологий.

Проблема интеграции предметов на современном этапе встает очень остро: интегрированный подход к преподаванию различных дисциплин отражает концепции современного образования, которые нацелены на формирование представления учащихся о целостности мира, на осознание ими своего места в нем.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной зна-ниевой парадигмы к формированию преимущественно навыков и умений, к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Для начального общего образования приоритетной задачей является формирование в учебной деятельности желания и умения учиться, развитие познавательных интересов учащихся. Особенно важно овладение младшими школьниками такими общими учебными умениями, как осмысленное чтение художественных, научно-популярных и публицистических текстов, соответствующих возрасту, поиск информации в учебной и справочной литературе (словарях, справочниках и др.), выполнение работы по несложному алгоритму, участие в дискуссии. Без названных умений современный школьник в дальнейшем не сможет усвоить и систематизировать огромное количество информации из самых разных областей культуры и науки.

В современных условиях информация различается не только по содержанию, но и по тому, к какой сфере сознания она обращена, на каких носителях размещается. Совмещению разнородной информации школьника нужно учить начиная с младшей школы, постепенно и последовательно вырабатывая навыки целостного рационально-эмоционально-образного восприятия мира. В начальной школе такую работу естественно осуществлять на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.

Современным детям, которые все больше смотрят TV, черпают информацию из Интернета и все меньше читают, все хуже владеют родным языком, все менее настроены на вербальное общение, такие уроки помогут сделать шаг к вхождению в культуру, основой которой являются язык и словесное творчество. Для отечественной школы в настоящее время ориентация на достижение этой цели особенно значима, так как в конечном счете соотносится с целью сохранения целостности нации через сохранение ее языка и культуры.

Возможность путем специального структурирования работы младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка способствовать решению новейших образовательных задач обусловливает актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В трудах ученых-методистов: Г. И. Беленького, O.IO. Богдановой, Н. А. Бодровой, В. В. Голубкова, Н. В. Колокольцева, В. Я. Коровиной, Н. И. Кудряшева, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В.Г. Маранц-мана, Н. Д. Молдавской, И. В. Рогожиной, М. А. Рыбниковой, Н. Н. Светловской и др. — рассмотрены многие аспекты изучения литературы в школе, однако вопросы интеграции учебных предметов остаются слабо разработанными.

Мера разработанности вопросов интегрированного обучения, как и степень принятия идеи интеграции находятся в очевидной связи с возрастом обучаемых: число работ, в которых сделаны попытки теоретически обосновать интеграцию в начальной школе, крайне невелико, хотя существует успешный опыт учителей-практиков в этой областиисследований, в которых проблема решалась бы через систематическое интегрирование уроков литературного чтения и русского языка, нет. Между тем в трудах известных методистов Т. Е. Беньковской, Т. Г. Браже, А. И. Власенкова, А. И. Горшкова, И. Д. Зверева, Ю. М. Колягина, В. Н. Максимовой, Е. Ю. Сухаревской и др. рассматривается и теоретически обосновывается значимость и необходимость интеграции предметов в настоящее время, а современная педагогическая и психологическая наука предоставляет теоретическую базу для разработки проблемы интеграции уроков в начальной школе: в исследованиях психологов и дидактов Л. И. Божович, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, А. И. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. рассматривается психология восприятия и оценки литературного произведения детьми младшего и среднего школьного возраста.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Стремление способствовать разрешению этого противоречия определило проблему нашего исследования — поиск содержания гуманитарно-образовательной среды, обеспечивающей формирование единого литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка. В теоретическом плане это проблема определения категории литературного пространства через конкретизацию разработанной в педагогической науке категории педагогического пространства. В практическом плане — создание модели учебно-педагогической деятельности на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.

Проблема исследования заключается в поиске содержания гуманитарной образовательной среды, обеспечивающей формирование единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать теоретическое обоснование и практические способы тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе, которое обеспечивало бы выполнение дидактических и воспитательных целей интегрированного образования.

Объект исследования — процесс создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка во 2 классе в рамках интеграции этих предметов.

Предмет исследования — теоретическая и методическая основа формирования единого литературного пространства во втором классе четырехлетней начальной школы. I.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:

— Единое литературное пространство — разновидность педагогически организованного пространства, в котором обеспечена целостность восприятия учащимися литературного и языкового материала.

— Интеграция уроков литературного чтения и русского языка, ведущая к созданию единого литературного пространства, будет эффективной, если:

• осуществляется тематическая связь между уроками литературного чтения и русского языка;

• учитываются психолого-педагогические особенности учащихся вторых классов (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы);

• моделируются ситуации, способствующие развитию речи и творческих способностей учащихся;

• обеспечивается интенсивная интеллектуальная и эмоциональная работа учащихся.

В соответствии с объектом и предметом исследования и исходя из цели и гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

— определить сущность литературного пространства, создаваемого на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка;

— тематически конкретизировать содержание литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка, исходя из возрастных особенностей младших школьников и возможностей школьных программ;

— теоретически обосновать концепцию создания единого литературного пространства во 2 классе начальной школы на основе тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка;

— экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике, обобщить результаты эксперимента.

Методологическую основу исследования составили:

— труды по методологии педагогических исследований (В.В. Краевский, А. А. Реан и др.);

— работы по психологии мышления и возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, А. И. Леонтьев, J1.C. Выготский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);

— концепции развивающего начального образования (П.Я. Гальперин, А. К. Дусавицкий, И. С. Якиманская и др.);

— основные положения ученых-педагогов, разрабатывающих категорию педагогического пространства (Л.В. Вершинина, Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, Ю. С. Мануйлов и др.);

— исследования ученых-методистов, в которых теоретически обосновывается идея интеграции учебных предметов в школе (Т.Е. Беньковская, Т. Г. Браже, А. И. Горшков, Ю. М. Колягин, Е. Ю. Сухаревская и др.).

Важное значение для настоящего исследования имели педагогические концепции, которые связаны с содержанием образования и способами учебной работы (И.Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, JI.B. Занков, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.).

Пути реализации поставленных задач определили выбор методов исследования:

— анализ научно-методической литературы;

— сопоставление методических установок и материалов школьных программ и учебников;

— педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса во втором классе на этапе констатирующего и обучающего эксперимента;

— метод числовой обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось на базе 11-й гимназии г. Самары в течение 8 лет (с привлечением более 150 человек). Дополнительные данные были получены в ходе проведения открытых уроков с детьми школы № 28 г. Самары!

Исследование проводилось с 2000 по 2007 гг. в несколько этапов.

На первом этапе (2000 — 2002 гт.) осуществлялось изучение и осмысление педагогических, психологических, методических, дидактических трудов, проводилось анкетирование учащихся, обобщался собственный педагогический опыт, определялись исходные позиции и гипотеза исследования.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) уточнялась и корректировалась концепция исследования, проводилась работа по сопоставлению программ обучения и учебниковбыла построена собственная интеграционная программа, разрабатывались дидактические средства осуществления этой программы. Начался эксперимент.

На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) был продолжен эксперимент, осуществлены систематизация, обобщение и анализ полученных данных, оформление диссертационной работы, были определены дальнейшие направления исследования, осуществлялась апробация материалов диссертации в публикациях и выступлениях автора на научных конференциях, при проведении открытых уроков.

Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных автором в процессе работы над диссертационным исследованием, обеспечивались:

— обращением к современным исследованиям в области педагогики, психологии, литературоведения, теории образования, методики преподавания литературы и русского языка;

— результатами анализа современных научно-методических концепций, определивших построение школьных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению для второго класса четырехлетней начальной школы;

— обобщением опыта современного преподавания в начальной школе, а также личного педагогического опыта автора;

— анализом письменных ответов учащихся в рамках обучающего эксперимента;

— репрезентативностью экспериментальных данных и значительным временем исследовательской работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в трёх формах:

— открытые уроки, которые были проведены на фестивале педагогического мастерства «Лидер Самарского образования» (2005 г.) — на областном семинаре «Диалог культур в образовательном пространстве: дидактические возможности и педагогические перспективы» (2006 г.) — на районном конкурсе «Лидер образования г. Самары — 2007» (2006 г.) — на первом, втором и заключительном этапах городского конкурса «Лидер образования г. Самары — 2007» (2006 — 2007) — на областном научно-практическом семинаре «Использование инновационных технологий в формирований ключевых компетентностей личности: опыт реализации» (2006 г.) — на городском совещании учителей начальных классов (2007 г.);

— выступления с докладами и сообщениями на семинарах и конференциях (городской научно-практический семинар «Возможности и перспективы использования диалоговых технологий и мультикультурного творчества учащихся в образовательном процессе», 2004 г.- областной семинар «Диалог культур в образовательном пространстве: дидактические возможности и педагогические перспективы», 2006 г.- областной научно-практический семинар «Использование инновационных технологий в формирований ключевых компетентностей личности: опыт реализации» (2006 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Четвертые Ознобишинские чтения», 2006 г.- Международная научно-практическая конференция факультета начального образования СГПУ «Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях модернизации образования», 2007 г.);

— 8 публикаций, среди которых 7 статей и одно методическое пособие.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— проанализирован опыт интеграции уроков литературного чтения и русского языка и научно обоснована целесообразность тематического объединения уроков литературного чтения и русского языка на основе художественных текстов во 2 классе начальной школы;

— на основе комплексного анализа современной учебно-методической литературы разработана система интегрированных уроков литературного чтения и русского языка для второго класса начальной школы и их методическое сопровождение;

— теоретически обоснована концепция создания единого литературного пространства через интеграцию уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе начальной школы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— обозначена область интегрированного преподавания литературного чтения и русского языка во 2 классе четырехлетней начальной школы;

— обоснована идея интеграции уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе, основанной на создании единого литературного пространства.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования будут способствовать расширению области интегрированного обучения в начальной школе, а изданное автором диссертации пособие поможет учителям построить работу учеников 2 класса в едином литературном пространстве, способствуя этим развитию кругозора, речи, расширению словарного запаса, формированию культуры устной и письменной речи учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

— интеграция уроков литературного чтения и русского языка должна быть основана на идее создания единого литературного пространства;

— единое литературное пространство на уроках литературного чтения и русского языка создает у школьников положительные мотивации и способствует использованию широкого спектра разнообразных творческих заданий;

— интеграция уроков литературного чтения и русского языка во 2 классе должна быть основана на тематическом объединении учебного материала;

— интеграция уроков литературного чтения и русского языка способствует развитию речи учащихся, умению ориентироваться в информационном потоке, расширяет круг детского чтения, помогает формированию навыков чтения художественных текстов и языковой компетентности учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по второй главе.

Наблюдения и эксперимент показали, что система формирования понятия о едином литературном пространстве во втором классе начальной школы позволяет сформировать в представлении учащихся целостную картину мира. Работа с текстами русской и зарубежной, классической и современной детской литературы на уроках не только литературного чтения, но и русского языка способствует расширению нравственного, эстетического, социального кругозора учащихся.

Изучение состояния исследуемой в диссертации проблемы привело к важному выводу о необходимости разработки научно-методической модели создания единого литературного пространства, которая объединит уроки литературного чтения и русского языка.

Главной особенностью разрабатываемой методики явились системный подход и целостная организация деятельности учащихся. Предложенная система уроков способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности мышления.

Экспериментальное внедрение учебной модели в практику, проведение формирующего эксперимента, сопоставление проведенных срезов (исходного и контрольного) позволило выявить, что предложенная в исследовании система интегрирования уроков литературного чтения и русского языка через создание на них единого литературного пространства действительно является эффективной: интеграция уроков литературного чтения и русского языка позволяет тематически объединить данные уроки, предложенная система уроков способствует развитию интеллекта учащихся, формированию речевой культуры, созданию положительной учебной мотивации, формированию через чтение активной творческой личности, которая будет обладать самостоятельным мышлением и целостно воспринимать картину мира.

Важным показателем действенности разработанной в данном исследовании методической модели являются результаты составления орфографических и тематических таблиц, а также выполнение творческих работ. Анализ устных ответов и письменных работ показывает, что у учащихся сформировалось устойчивое понятие о едином литературном пространстве, объединяющем уроки литературного чтения и русского языка. Результаты контрольных срезов, проведенных после завершения обучающего эксперимента, и анализ работ учащихся второго класса позволяют утверждать, что предложенная модель создания единого литературного пространства является эффективной, обеспечивающей глубокие знания учащихся.

Введение

в учебный процесс методической модели интеграции литературного чтения и русского языка через создание единого литературного пространства позволяет учащимся глубже понимать художественный текст, творчество отдельных писателей, способствует восприятию целостной картины мира.

Таким образом, можно утверждать, что предложенная учебная модель является эффективной, обеспечивает глубокие знания учащихся, что подтверждается результатами контрольных срезов, творческих работ учащихся, часть из которых представлена в нашем исследовании.

Заключение

.

Проделанное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы.

— В условиях современного роста потока информации и увеличения ее многообразия необходимо такое обновление форм учебной работы, которое поможет ее успешному освоению, способствующему развитию личности ребенка. Целостному восприятию разнородной информации школьника нужно учить, начиная с младшей школы, постепенно и последовательно вырабатывая навыки единого рационально-эмоционально-образного восприятия мира. В начальной школе такую работу естественно осуществлять на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.

— В настоящее время существует противоречие между состоянием проблемы интегрированного обучения в методической науке, с одной стороны, и установками психолого-педагогических исследований и потребностями реальной школьной практики — с другой. Одним из способов разрешения противоречия является такое обновление содержания гуманитарно-образовательной среды, которое обеспечит формирование единого литературного пространства на интегрированных уроках литературного чтения и русского языка.

— Представление о содержании литературного пространства, которое может быть создано путем интеграции уроков литературного чтения и русского языка в начальной школе, определяется с опорой на исследования, посвященные педагогическому пространству и его разновидностям, прежде всего, образовательному и воспитательному пространству. Литературное пространство — это разновидность педагогически организованного пространства, в котором обеспечена целостность восприятия учащимися литературного и языкового материала.

— Интеграция уроков литературного чтения и русского языка, ведущая к созданию единого литературного пространства, будет эффективной, если: 1) осу ществляется тематическая связь между уроками литературного чтения и русского языка- 2) учитываются психолого-педагогические особенности учащихся вторых классов (уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы) — 3) моделируются ситуации, способствующие развитию речи и творческих способностей учащихся- 4) обеспечивается интенсивная интеллектуальная и эмоциональная работа учащихся.

— Эффективность разработанной методики создания единого литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка подтверждена в ходе опытно-экспериментального обучения, результаты которого показывают положительные сдвиги в литературном развитии учащихся.

Полученные результаты позволяют наметить перспективы исследования, к которым можно отнести: создание рабочих тетрадей по литературному чтению, русскому языку и развитию речи для учащихся 2-х классов, создание хрестоматии по литературному чтению для учащихся, методических пособий по литературному чтению и русскому языку для учителей, а также расширение поля теоретического поиска на интеграцию уроков в 3−4-х классах начальной школы и за счет привлечения других учебных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Г. С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая кн., 1999. 624 с.
  2. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: гуманизация образования как предмет теорет. рефлексии и практ. освоения учителем / И. Ю. Алексашина. СПб.: б.и., 1997. — 153 с.
  3. А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 384 с.
  4. Р.И. От слова к словесности / Р. И. Альтбекова // Рус. словесность. -2002.-№ 4.-с. 44−52.
  5. Ш. А. Единство цели: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1987. 208 с.
  6. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  7. М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук / М. С. Асимов, А. Турсунов // Вопр. философии 1981. — № 3. — С. 57−69.
  8. М.В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / М. В. Бабкина. М.:б.и., 1998. — 19 с.
  9. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в условиях интеграционного обучения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Г. И. Батыгина. Петрозаводск: б.и., 2002. — 20 с.
  10. Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л. Н. Бахарева // Нач. шк. 1991. — № 8.- С. 48−51.
  11. В.Г. Арсенал образования: характеристика, подгот., конструирование учеб. / В. Г. Бейлинсон. М.: Книга, 1986. — 286 с.
  12. Л.И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет / Л. И. Беленькая. -М: Книга, 1969.-240 с.
  13. Г. И. Интеграция? / Г. И. Беленький // Лит. в шк. 1998. — № 8. — С. 86−90.
  14. Н.М. Интеграция естественно-научного и гуманитарного образования как фактор образования личности / Н. М. Белянкова // Нач. шк. 2004. — № 9. -С. 56−62.
  15. Н.М., Калишкина С. А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе / Н. М. Белянкова, С. А. Калишкина // Нач. шк. 2002. — № 9. — С. 57−63.
  16. Ю.Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе: учеб. пособие к спецкурсу / Ю. Н. Березин. Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. — 82 с.
  17. П.П. Школьная успешность / П. П. Блонский // Блонский П. П. Избранные психологические сочинения. М.: Просвещение, 1964. — С. 184 — 232.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
  19. Н.А. Внеклассное чтение как социальная и педагогическая проблема / Н. А. Бодрова // Лит. в шк. 1977. — № 1. — С.18−32.
  20. Н.А. Уроки внеклассного чтения в IV классе / Н. А. Бодрова. Куйбы-шев:б.и., 1973.-60 с.
  21. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрированного образовательного пространства: Избранные труды. М.- Воронеж, 2003. — С. 2728.
  22. И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения / И. В. Борисенко // Нач. шк. 1998. — № 11−12. — С. 38−42.
  23. Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Лит. в шк. 1996.-№ 5.~ С.151−153.
  24. Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  25. Бунеев Р.Н.и др. Русский язык: 2-й кл.: учебник: изд. 2-е, перераб. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М.: Баласс, 2006. — 160 с.
  26. В.Р., Колесниченко В. И. Интегрированный урок-исследование «Чтение. Музыка» / B.P. Бусарева, В. И. Колесниченко // Нач. шк. 2004. — № 8. — С. 65−70.
  27. Е.С. Межпредметная интеграция на уроках русского языка при обучении научной речи / Е. С. Бутакова // Русский язык в шк. 1997. — № 1. — С. 20−25.
  28. .А. Искусство выразительного чтения: кн. для родителей / Б. А. Буяльский. М.: Просвещение, 1986. — 171 с.
  29. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
  30. Вершинина J1.B. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара, 2003. — С. 89.
  31. А.И. О курсе практической русской словесности / А. И. Власенков // Рус. яз. в шк. 1996. — № 6. — С. 3−11.
  32. А.И. Русская словесность: Интегрир. обучение рус. яз. и лит.: Программы. Содерж. работы по кл.: 5−8 кл.: пособие для учителя / А. И. Власенков. -М.-.АРКТИ, 1998.- 175 с.
  33. В.И. Избранные педагогические сочинения / В.И. Водовозов- сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986. — 474 с.
  34. Возрастные возможности усвоения знаний: (Младшие кл. шк.) / под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  35. .С. Психология младшего школьника: учеб. пособие / Б. С. Волков. -М.: Альма Матер, 2005. 205 с.
  36. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. -СПб.: Союз, 1997.-91 с.
  37. JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6- ти т.: Т. 2. М.: Педагогика, 1982−1984. — 504 с.
  38. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 340 с.
  39. JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Искусство, 1968. -576 с.
  40. JI.C. Психология развития человека / JI.C. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2006.-1134 с.
  41. JI.H. Развитие чувства юмора при обучении школьников чтению / JI.H. Вьюшкова // Рус. яз. в шк. 1966. — № 5. — С. 21−28.
  42. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман. // Новые ценности образования: Вып.2. М.:б.и., 1995. — С. 16−45.
  43. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: книга для учителя /О.С. Газман, Н. Е. Харитонова. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  44. П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие: 5-е изд. / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2005. — 327 с.
  45. П.Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2002.-398 с.
  46. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007.-470 с.
  47. И. Интегрированный урок / И. Гибидилина // Нар. образование. -1990.-№ 12.-С. 54−56.
  48. О.В. Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств: автореф. дис. на соик. учен. степ. канд. пед. наук / О. В. Гирфанова. Киров: б.и., 2006. — 19 с.
  49. Е.А., Титова Н. В. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, Н. В. Титова. Тула: Тул. ГПИ, 1980. — 44 с.
  50. В.И. Дети пишут стихи: кн. о дет. лит. творчестве. М.: Просвещение, 1964.-255 с.
  51. Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л. А. Горбушина. -М.: Просвещение, 1981. 160 с.
  52. Л.А. Выразительное чтение и рассказывание: учеб. пособие: изд. 3-е, перераб. / Л. А. Горбушина. М.:Просвещение, 1975. — 144 с.
  53. А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. пособие / А. И. Горшков. М.:Просвещение, 1995. — 335 с.
  54. Г. Г. О перспективах расширения функций учебника / Г. Г. Граник // Проблемы школьного учебника. 1984. — Вып. 14. — С. 28−56.
  55. Н.В. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам / Н. В. Грищенко // Нач. шк. — 1995. — № 11. С. 21−28.
  56. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 146 с.
  57. Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) / Н. В. Груздева // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб.:б.и., 1996. — С. 70−80.
  58. А.И. Межпредметная интеграция: статус межпредмет, связей в системе соврем, образования / А. И. Гурьев // Наука и шк. 2002. — № 2. — С. 41−45.
  59. В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. Томск: б.и., 1995.-144 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперимент, психолог, исслед.: учеб. пособие / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 282 с.
  61. Давыдов В.В.и др. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопр. психологии. 1992. -№ 3−4. — С. 4−28.
  62. А .Я. Учебный предмет как интегрированная система / А. Я. Данилюк // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−28.
  63. А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский.-М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.
  64. Дидактика средней школы: некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  65. Дик Ю. И. и др. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Совет, педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
  66. JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / JI.M. Долгополова. М.:б.и., 2001. — 19 с.
  67. Э.Ф. и др. Интегрированные уроки / Э. Ф. Дубинина, С. В. Копейкина, Л. И. Лемешко, Л. И. Наймушина // Нач. шк. 2004. — № 4. — С. 65−70.
  68. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения /А.К. Дусавицкий // Вопр. психологии. 1983. -№ 1.-С. 58−65.
  69. А.К. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъекта деятельности / А. К. Дусавицкий // Психол. наука и образование. 2002. — № 2. — С. 5−14.
  70. А.К. Развивающее образование: теория и практика: ст. /А.К. Дусавицкий. Харьков: Харьк. нац. ун^г, 2002. — 144 с.
  71. А.К. Развитии личности в учебной деятельности /А.К. Дусавицкий. -М.: Дом педагогики, 1996.-204 с.
  72. Дж. Общество и его проблемы: пер. с англ. / Дж. Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002.-160 с.
  73. В.К. О возможных направлениях совершенствования и развития современной школы /В.К. Дьяченко//Нач. шк. -2006. ~№ 1. С. 84−91.
  74. Е.Б. и др. На пути к открытию мира. О разработке итерированного образовательно-воспитательного курса для начальной школы / Е. Б. Евладова, Т. И. Петракова, А. Ю. Пентин, Ю. В. Чечеткин // Нач. шк. 1991. — № 6. — С. 82−85.
  75. Жукова Т. И Интегрированные тенденции в обучении грамоте / Т. И. Жукова // Нач. шк. -2001. № 9. — С. 37−41.
  76. И., Травников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования / И. Зарецкая, И. Травников // Нар. образование. 1990. — № 12. — С. 24−25.
  77. Зак. А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. -М.: Педагогика, 1984.-152 с.
  78. Г. К. Потребностно информационный подход в школьном образовании / Г. К. Зайцев // Наука и шк. — 2002. — № 2. — С. 2−6.
  79. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т.: Т.2. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  80. М.В. Педагогический, интегрированный, экспериментальный /М.В. Захаров // Нач. шк. 1996. — № 3. — С. 7−8.
  81. И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании / И. Д. Зверев // Региональные системы экологического образования / под ред. Л. П. Симоновой. М.: Тобол: б.и., 1998. — 144 с.
  82. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимов.- М.: Педагогика.- 1981. 195 с.
  83. И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания: межпредмет, и внутриучеб. связи важнейший фактор осуществления воспитания и обучения / И. Д. Зверев // Совет, педагогика. — 1983. — № 2. — С. 79.
  84. М.В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся / М. В. Зверева // Психол. наука и образование. 1996.- № 4. — С. 53−57.
  85. И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов: изд. 2-е, доп., испр. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005. — 382 с.
  86. Д.Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
  87. И.В. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и чтения в современных условиях: автореф. дис. на со-иск. учен. степ, канд.пед.наук / И. В. Зыбинская. Тамбов, б.и., 2004. — 23 с.
  88. С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета / С. В. Иванов // Нач. шк. -2002.-№ 9.-С. 109−117.
  89. С.В. и др. Русский язык: учеб. для учащихся 2 кл.: в 2 ч.: Ч.1.: 2-е изд. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. М.: Вента-на-Графф, 2005. — 160 с.
  90. С.В. и др. Русский язык: учеб. для учащихся 2 кл.: в 2 ч.: 4.2.: 2-е изд. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. -М.: Вента-на-Графф, 2005. 160 с.
  91. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе / под ред. Н. П. Михальской, В. В. Трофимовой. М.: Просвещение, 1980. — 11 с.
  92. Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах / Л. П. Ильенко // Нач. шк. 1989. — № 9. — С. 8−10.
  93. Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе /Л.П. Ильенко // Нач. шк. 1997. — № 1. — С. 36.
  94. Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы / Л. П. Ильенко // Сел. шк. 2001. — № 2. — С. 104−110.
  95. В., Гуз К. Технология интеграции содержания образования / В. Ильченко, К. Гуз // Сел. шк. 2004. — № 3. — С. 22−28.
  96. Н. Н. Массовая трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1923. -64 с.
  97. Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы / Л. А. Исаева // Нач. шк. 1998.-№ 5.-С. 74−76.
  98. История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-тов: 5-е изд. доп. и перераб. / сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  99. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобыт. о-ве до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений: 2-е изд., испр. и дополн / под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. — 512 с.
  100. А.О. Интегрированное знание в современной школе / А .О. Карпов // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 19−28.
  101. Климанова Л.Ф.и др. Родная речь: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 1.: 3 изд. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горский, М. В. Голованова. -М.: Просвещение, 2006.-223 с.
  102. Климанова Л.Ф.и др. Родная речь: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 2.: 3 изд. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горекий, М. В. Голованова. М.: Просвещение, 2006. — 223 с.
  103. Л.Е. Талант читателя / Л. Е. Ковалева. М.: Книга, 1967. — 156 с.
  104. Г. П., Левенец Н. В. Интегрированный урок по теме «Текст» / Г. П. Козина // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 12. — С. 30−33.
  105. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / К. Ю. Колесина. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1995.- 197 с.
  106. И. Сеченикова JI. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, JI. Сеченикова // Нар. образование. 1996. — № 1. — С. 87−89.
  107. Ю.М., Алексеенко O.JI. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, O.JI. Алексеенко // Нач. шк. 1990. — № 9. — С. 28−31.
  108. Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе / Ю. М. Колягин // Нач. шк. -1989. № 3. — С. 52−53.
  109. Константинов Н.А.и др. История педагогики: учеб. для студ. пед. ин-та.:5-е изд., доп. и перераб. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  110. Концепция четырехлетнего начального образования // Нач. шк. 1992. — № 7−8. -С. 6−22.
  111. Н.М. Художественно конструктивная деятельность младших школьников в системе интегрированной педагогики / Н. М. Конышева // Нач. шк. — 2000. — № 3. — С. 43−52.
  112. .О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.-112 с.
  113. Н.Г. Основные тенденции технологического образования в начальной школе / Н. Г. Корчан // Нач. шк. 2003. — № 3. — С. 115−119.
  114. И.В., Целимбровская Г. Б. Интеграция в начальной школе / И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская // Нач. шк. 2003. — № 10. — С. 82−85.
  115. И.В. Вертикальный тематизм /И.В. Кошмина // Нач. шк. 1997. — № 3. -С. 49.
  116. И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.-144 с.
  117. С.И., Гайдук Т. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С. И. Кравченко, Т. И. Гайдук // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 9. — С. 42−48.
  118. Н.В. Через уроки чтения к воспитанию и развитию / Н. В. Круговых // Нач. шк. — 2000. — № 6. — С. 44−46.
  119. Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: кн. для учителя / Л. В. Кузнецова. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  120. Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998. — 47 с.
  121. B.C. Современные педагогические технологии: нач. шк.: пособие для учителя / B.C. Кукушин. М.: Феникс, 2003. — 448 с.
  122. Н.И. Использование системы ключевых слов для интеграции художественного текста на уроках словесности в целях нравственного воспитания учащихся: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед наук / Н. И. Кульчицкая. -Орёл:б.и., 2004.-21 с.
  123. В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В. А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  124. Д.И. История педагогики: история образования и пед. мысли: учеб. пособие / Д. И. Латышина. М.: Гардарики, 2006. — 603 с.
  125. В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин. Томск: Пеленг, 1992. — 56 с.
  126. В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: введ. в методику нач. лит. образования / В. А. Левин. М.: Лайда, 1994. — 190 с.
  127. Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  128. Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи: к вопросу об интеграции на уроках рус. яз. / Е. Н. Леонтович // Нач. шк. 2000. — № 4. — С. 7−104.
  129. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-480 с.
  130. И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  131. .Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1981. -160 с.
  132. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: учеб. пособие / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
  133. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей / Н. А. Лошкарева // Совет, педагогика. 1972. — № 6. — С. 46−56.
  134. А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. -СПб.: Питер, 2006.-319 с.
  135. С.И. Уроки словесности: 5−9кл.: пособие для учителей / С. И. Львова. -М.: Дрофа, 1997−416 с.
  136. С.И. Внутрипредметные связи в процессе обучения / С. И. Львова // Веч. сред. шк. 1987. -№ 1. — С. 44−47.
  137. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие учителю / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  138. В.Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам / В.Н. Лямина//Нач. шк. — 1995. -№ 11. -С. 21−25.
  139. Макаренко А. С Собрание сочинений: в 4-х т.: Т.2. М.: Правда, 1987. — 320 с.
  140. В.Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
  141. В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема / В. Н. Максимова // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: сб.ст.: 4 2.- СПб.:б.и., 1994. С. 9−11.
  142. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  143. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  144. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение. — 1994. — 142 с.
  145. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / В. Н. Максимова. JL: б.и., — 40 с.
  146. В., Мельникова Г. Без интеграции не обойтись / В. Макушкин, Г. Мельникова // Нар. образование. 1996. — № 10. — С. 105−106.
  147. В.Г. Труд читателя: от восприятия лит. произведения к анализу / В. Г. Маранцман. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  148. В.П. Изучение лирики в школе: кн. для учителя / В. П. Медведев. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  149. Межпредметные связи в преподавании русского языка: сб. ст. из опыта работы: пособие для учителя / сост. Н. Н. Ушаков. М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  150. Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е. М. Мелетинский. М.: Изд-во вост. лит., 1958. — 264 с.
  151. Э.Л., Корожнева Л. А. Интегрирование обучение в начальной школе: теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. СПб.: Каро, 2003. — 192 с.
  152. Э.Л., Корожнева (Исаева) Л. А. Интегрированные уроки в начальной школе / Э. Л. Мельник. Л.А. Корожнева (Исаева). Петрозаводск: б.и., 1995. -78 с.
  153. Э.Л., Исаева Л. А. Интегрированный урок при изучении природы / Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева // Нач. шк. 1998. — № 5. — С.74−76.
  154. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: избр. психол. произв. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 219с.
  155. Н.А., Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  156. Методика выразительного чтения: учеб. пособие / под общ. ред. Т. Ф. Завадской. -М.: Просвещение, 1977. 176 с.
  157. Младший школьник: развитие познават. способностей: пособие для учителя / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. — 206 с.
  158. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен /Л.Н. Модзалевский- науч. ред., вступ. ст., предм. указ. М.В. За-харченко. СПб.: Алетейя, 2000. — 429 с.
  159. Н.Д. Воспитание читателя в школе: самостоятельная работа над текстом / Н. Д. Молдавская. М.: Просвещение, 1968. — 127 с.
  160. В.М. Введение в теорию педагогических технологий: моногр. / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 2006. — 318 с.
  161. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Г. А. Монахова // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 52−55.
  162. Е.Е. Систематизация знаний младших школьников о сезонных явлениях в неживой природе / Е. Е. Морозова // Нач. шк. 2001. — № 7. — С. 63−66.
  163. B.C. Возрастная психология: учеб. для вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1995.-430 с.
  164. С.Н. Мне помогают элементы интегрирования / С. Н. Мытнитцкая // Нач. шк. 2002. — № 1. — С.75−76.
  165. В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников / В. П. Назаретян // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 31−35.
  166. Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников / Н. В. Нечаева. М.:б.и., 1996. — 98 с.
  167. О.А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. — 261 с.
  168. М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития / М. И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. СПб.: б.и. 1997. — С. 147−165.
  169. .А. Интеграция знаний в науках о человеке: (Соврем, интегратив. антропология) / Б. А. Никитюк. М.: Спортакадемпресс, 2000. — 440 с.
  170. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. -№ 6.-С. 30.
  171. З.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников / З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  172. З.Н. «Стихи продолжение мое и начало». — М.:3 нание, 1982. — 95с.
  173. Э. Глубинная психология и новая этика / Э. Нойманн. СПб.: Акад. проект, 1999.-205 с.
  174. Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.
  175. Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий / Т. В. Огонькова // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 1. — С. 40−49.
  176. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец Х1Х-нач. ХХвв. / отв. Ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. — 450 с.
  177. А.И. Методика интегрированного урока / А. И. Пайгусова // Методист. -2003.-№ 6.-С. 52−55.
  178. Панькова И. В. Взаимосвязь предметов в учебном процессе / И. В. Панькова // Нач. шк. плюс до и после.-2001. № 5.-С. 10−11.
  179. Пахнова Т. М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроках русского языка / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. 1993. — № 3. — С. 50−51.
  180. А.В., Гурьев А. И. О соотношении понятий «Интеграция» и «Межпредметные связи» / А. В. Петров, А. И. Гурьев // Наука и шк. 2002. — № 2. — С. 56−58.
  181. С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательной системы «Школа 2100» / С. С. Пичугин // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 2. — С. 68−71.
  182. Р.И. Межпредметный урок / Р. И. Плишкина // Открытая шк. 1999. -№ 2. — С. 29−30.
  183. И.И. Педагогика: Новый курс: учеб. для вузов: в 2 кн.: Кн. 1. / И. И. Подласый. М.:ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
  184. И.И. Педагогика: новый курс: учеб. для вузов: в 2 кн.: Кн.2. / И. И. Подласый. М.:ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  185. С.И. Организация учебного диалога в начальной школе / С. И. Поздеева // Наука и шк. 2002. — № 6. — С. 11−16.
  186. Ю.А. Изобразительное искусство / Ю. А. Полуянов. М.: ИНТОР, 1990.-47 с.
  187. А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения / А. В. Полякова. М.:б.и., 1997. — 64 с.
  188. А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 1. / А. В. Полякова.- М.: Просвещение. 2006. 142 с.
  189. А.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч.: Ч. 2. / А. В. Полякова.- М.: Просвещение. 2006. -142 с.
  190. Э.В. Русская устная проза: учеб. пособие / Э. В. Померанцева. М.: Просвещение, 1985.-272 с.
  191. Э.В. Русские сказочники / Э. В. Померанцева. М.: Просвещение, 1976.- 190 с.
  192. А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения / А. И. Попова // Нач. шк.- 1990.-№ 9.-С. 17−21.
  193. Практическая психология образования: учеб. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. — 526 с.
  194. Проблемы интеграции в современном образовании: науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы интеграции в современном образовании» 25−27 апреля 2001, Самара. Самара: СГПУ, 2001. — 145 с.
  195. Проблемы школьного учебника, XX век: итоги: сб. / под ред. Д. Д. Зуева. М.: Просвещение, 2004. — 384 с.
  196. В .Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-364 с.
  197. В.Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1969. — 168 с.
  198. В.Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 335 с.
  199. В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. М.: Наука, 1976. — 325с.
  200. Психическое развитие младших школьников: эксперим. психол. исслед. / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  201. Психология детства: учебник / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-еврознак, 2003.-350 с.
  202. Равкин З. И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем: кн. для учителя / З. И. Ривкин. М.: Просвещение. — 1990. — 207 с.
  203. А.И. Управление умственной действительностью младшего школьника / А. И. Раев. Л.: ЛГПИ, 1976. — 148 с.
  204. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова. М.: АПН СССР, 1983.- 154 с.
  205. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца. -М.: Педагогика, 1986. 172 с.
  206. В.Н. Образование на рубеже третьего тысячелетия: (Опыт философии педагогики) / В. Н. Разумный. М.:б.и., 1996. — 55 с.
  207. В.Г., Тарасова Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация / В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасова // Совет, педагогика. 1988. — № 7. — С. 3−10.
  208. Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: Ч. 1. 6-е изд., испр. / Т. Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2005. — 126 с.
  209. Т.Г. Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: Ч. 2. 6-е изд., испр. / Т. Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2005. — 94 с.
  210. JI.B., Самойлова Г. С. Интеграция лингвистических дисциплин / Л. В. Рацибурская, Г. С. Самойлова // Метод, аспекты. 1994. — № 3. — С. 92.
  211. А.А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2004.-432 с.
  212. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. (IV-VII кл.) / З. Я. Рез. Л.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  213. Репкин В. В, Возможности и условия реализации программы развивающего обучения / В. В. Репкин // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск: б.и., 1992. — С. 76−80.
  214. В.В. и др. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова): в 2-х ч.: 4.1. / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгаева. -5 изд. М.: Вита-пресс, 2005. — 160 с.
  215. В.В. и др. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк.: (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова): в 2-х ч.: Ч. 2. / В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгаева. -5 изд. М.: Вита-пресс, 2005. — 144 с.
  216. В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе / В. В. Репкин. Харьков-Томск: б.и., 1992.-С. 76−80.
  217. И.В. Программа интегрированного курса «Из истории отечественного культуры» / И. В. Рогожина // Допрофессиональная подготовка учащихся в педагогическом лицее. Самара: Изд-во СамГПУ, 1994. — С. 32.
  218. Е.В. Нетрадиционный урок русского языка с элементами интеграции. 2 класс / Е. В. Родина // Нач. шк. 2005. — № 6. — С. 23−31.
  219. Н.А. Интеграционный урок на тему «Заимствованные слова» / Н. А. Родионова // Рус. яз. в шк. 1991. — № 2. — С. 46.
  220. З.И. Чтение и развитие младших школьников: приобщение детей к худож. лит. как к искусству / З. И. Романовская. М.: Педагогика, 1982. — 129 с.
  221. C.JI. Основы общей психологии: в2 т.: Т1. / СЛ. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989.-485 с.
  222. C.JI. Основы общей психологии: в2 т.: Т2. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  223. С.Н. К проблеме выбора интегратов для интеграции наук / С. Н. Русейлова. // Философия и практика: материалы науч.-теорет. конф. Баку: Элм, 1990.-С. 11−13.
  224. Русские детские писатели XX века: биобиблиогр. словь. М.: Флинта: Наука, 2001.-503 с.
  225. Русское устное народное поэтическое творчество в начальной школе: метод, рекомендации для нач. шк. -М.:МГПГУ, 1999. 278 с.
  226. Л.С. Комплексный анализ текста: программа и темат. планирование факультатив, интегрир. курса по развитию речи (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 2. — С. 3−9.
  227. Л.С. Развитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 4. — С. 14−20.
  228. Л.С. Развитие творческих способностей младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 кл.) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем, шк. 2005. — № 6. — С. 17−26.
  229. Н.Н. Методика внеклассного чтения: кн. для учителя / Н.Н. Светлов-ская. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  230. Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Нач. шк. 1990. — № 5. — С. 57.
  231. Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: практ. методика: учеб. пособие для студ.пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. М.: Академия, 2001.-288 с.
  232. Н.Н. Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: учеб. пособие для студ.пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. М.: Академия, 1999. — 248 с.
  233. Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления.-М., 2004.-С. 5.
  234. Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Н.С. Сердю-кова // Нач. шк. 1994. — № 11. — С. 45−48.
  235. Т.Ю. Из опыта проведения интегрированных уроков в 4-м классе / Т. Ю. Середина // Нач. шк. плюс до и после. 2003. — № 1. — С. 49−57.
  236. О.М. Сложные формы интеграции науки / О. М. Сичивица. М.: Высш. шк., 1983.- 152 с.
  237. З.С. Педагогическое общение: теория и практика учеб. диалога на уроках словесности / З. С. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999. — 231 с.
  238. З.С. Слово в художественном тексте / З. С. Смелкова. М.: Педагогика, 1980.- 158 с.
  239. Содружество ученого и учителя: кн. для учителя / под ред. М. В. Зверевой. М.: Просвещение, 1991.-270 с.
  240. М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: 4.1. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 4 изд., испр. — Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. — 14 с.
  241. М.С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учеб. для 2 кл.: в 2 ч.: 4.2. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 4 изд., испр. — Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. — 144 с.
  242. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Нач. шк. -2004.-№ 2.-С. 110−115.
  243. Е.Б. Педагогические основы интегрирования искусств и предметов гуманитарного цикла / Е. Б. Спорышева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. — № 5. — С.10−16.
  244. В.Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. М.: Педагогика, 1991. — 367 с.
  245. JI.E. Искусство слова и младший школьник / JI.E. Стрельцова // Искусство в жизни детей: кн. для учителя М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  246. Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников / Е. Ю. Сухаревская. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 349 с.
  247. Е.Ю. Отбор содержания на межпредметной интерактивной основе / Е. Ю. Сухаревская // Практ. советы учителю. 2000. — 12. — С.37−41.- 2001. — № 1. — С.40−44.
  248. Е.Ю. Технология интегрированного урока: практ. пособие / Е. Ю. Сухаревская. Ростов н/Д: Учитель, 2003. — 128.
  249. В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. шк., 1984.-254 с.
  250. В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1985. -270 с.
  251. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1998.-232 с.
  252. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1988. 178 с.
  253. М.П. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению / М. П. Терехина // Нач. шк. плюс до и после. 2002. — № 5. — С. 62−65.
  254. К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым в начальных классов / К. М. Тихомирова // Нач. шк. 2001. — № 7. — С. 106.
  255. И.П. К дидактической характеристике функций учебника / И. П. Товпинец // Проблемы школьного учебника: сб. ст. М.: Просвещение, 1985. — С. 35−43.
  256. . Л.В. Работа над стихом в школе / Л. В. Тодоров. М.: Просвещение, 1967.-184 с.
  257. В.Г., Малозёмов М. А. Интегрированный подход к обучению веление времени / В. Г. Трушина, М. А. Малозёмов // Нач. шк. — 1994. — № 3. — С. 61−65.
  258. Уроки внеклассного чтения: пособие для учителя / сост. Я. Г. Неструх. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
  259. А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения / А. И. Усманова. // Нач. шк. 2000. — № 6. — С.46−48.
  260. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. -М.: Просвещение, 1987. 176 с.
  261. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т.: Т.5. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990.-С. 190−452.
  262. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Л.: ЛГПИ, 1989. — 94 с.
  263. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Л.: ЛГПИ, 1983. — 83 с.
  264. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Просвещение, 1972.-152 с.
  265. В. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В. Филиппов // Учит, газ 1998. — 20 янв. (№ 3). — С. 6−7.
  266. В.Т. Построение процесса обучения на интерактивной основе / В. Т. Фоменко. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1994. — 71 с.
  267. Формирование учебной деятельности школьников: сб. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. — 125 с.
  268. Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики: учеб. пособие для студ. вузов / Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: Сфера, 1995.- 160 с.
  269. Харчевникова E. JL Овладение учителем школьными технологиями / E. J1. Харчевникова // Нач. шк. 2003. — № 2. — С.33−36.
  270. В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников: учеб. пособие / В. Б. Хозиев. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  271. А.Г. и др. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против / А. Г. Хрипкова, А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова // Биология в шк. 1990. — № 1. — С. 48−50.
  272. З.Н. Интегрированный урок на тему «Весна» (5 кл.) / З. Н. Чекаева // Рус. яз. в шк. 1997. — № 2 — С. 41−42.
  273. Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: 4.1. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
  274. Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: 4.2. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
  275. Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в Зч.: Ч.З. / Н. А. Чуракова. Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига: Учебник, 2006. — 176 с.
  276. Н.А., Малаховская О. В. Формирование коммуникативных умений младших школьников межпредметными средствами в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская // Методист. 2006. — № 5. -С. 8−11.
  277. Н.Я. Чтобы не дремали мысли: формирование общеучеб. интеллектуал, умений у мл. школьников / Н. Я. Чутко. Обнинск: Духов, возрождение, 2000. -94 с.
  278. З.П. На пути обновления начальной школы: нужны ли интегрир. курсы! / З. П. Шабалина // Нач. шк. 1989. — № 7. — С. 78−79.
  279. Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (10−11кл.)/Н.М. Шанский//Рус. яз. вшк.- 1994. -№ 5.-С.35−37.
  280. В.Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1989.-336 с.
  281. Е.А. К вопросу о монографическом подходе при чтении с младшими школьниками произведений русской поэзии XIX века / Е. А. Швайкина // Нач. шк. -1994. -№ 12.-С. 30−34.
  282. Н.П. Интеграция искусств на уроках / Н. П. Шишлянникова -Нач. шк. 1999. — № 10. — С.25−30.
  283. В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Совет, писатель, 1983. -384 с.
  284. А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. (На материале 2 кл.): автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. В. Шуваева. Рязань: б.и., 2002. — 19 с.
  285. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 548 с.
  286. Д.Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  287. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  288. Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1979.-64 с.
  289. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни//Вопр. философии.- 1970.-№ 11.-С.103−115.
  290. Ю.И. Русская народная бытовая сказка / Ю. И. Юдин. М.: Академия, 1998.-256 с.
  291. О.В. Интегрированные уроки шаг в будущее / О. В. Яблоновская // Современный урок: сб. науч. тр. — Липецк: Изд-во ЛГИУУ, 2002. — С. 46−49.
  292. Язык и композиция художественного текста: межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1984.-95 с.
  293. И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  294. В.И. Комментарии к статье А.Н. Поповой «Элементы интегрирования на уроках чтения в начальных классах» / В. И. Яковлева // Нач. шк. 1990. — № 9. — С. 22.
  295. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997.-222 с.
  296. А.А. Об интегрированном подходе в обучении /А.А. Ятайкина // Шк. технологии.-2001 -№ 6.-С. 10−15.
Заполнить форму текущей работой