Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана система психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в условиях боевого патрулирования. Отработаны и рекомендованы для внедрения в практику следующие элементы системы психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях: а) психологическая экспертиза периода подготовки экипажа корабля к боевому патрулированию на основе изучения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Кчава 1. Психологические особенности деятельности военных моряков в условиях корабельной службы
  • 1. Психологические условия деятельности корабельных специалистовподводников в длительных плаваниях
  • 2. Особенности психических состояний корабельных специалистов в особых условиях подводного плавания
  • Глава 2. Психологические предпосылки эффективности деятельности корабельных специалистов в особых условиях
    • 1. Учет влияния особых условий боевого патрулирования и состояний мо-нотонии на мотивацию профессиональной деятельности различных категорий корабельных специалистов
    • 2. Поддержание положительных функциональных психических состояний корабельных специалистов
  • Става 3. Психологическое обеспечение деятельности военных моряков как условие ее эффективности
    • 1. Сущность, виды и задачи психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов
    • 2. Особенности психологического обеспечения деятельности моряков на боевом патрулировании
  • Глава 4. Совершенствование психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях
    • 1. Совершенствование психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов при подготовке к плаванию
    • 2. Повышение эффективности психологического сопровождения деятельности корабельных специалистов в условиях боевого патрулирования

Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования в том, что специфичность организации корабельной службы, особое целевое предназначение подводных кораблей на боевом патрулировании, строгая регламентация деятельности корабельных специалистов как в индивидуальном (обязанности боевой №), так и в коллективном аспектах (корабельные расписания), фунциональная определенность действий боевыми и эксплуатационными инструкциями во многих ситуациях определяют психологические условия деятельности корабельных специалистов.

Боевое патрулирование процессуально осуществляется на основе строгой нормативной базы. Наличие ядерного оружия на борту, удаленность районов патрулирования от своих баз и сил, постоянное соприкосновение с противодействующими силами вероятного противника является главной особенностью этого вида деятельности экипажа корабля. Поддержание постоянной боевой готовности, ожидание внезапного нападения или боевого сигнала на применение оружия, сложность навигационных условий подводного плавания оказывают значительное влияние на психическую деятельность корабельных специалистов.

Напряженная многомесячная вахтенная деятельность специалистов на боевых постах, жизнедеятельность под водой негативно влияют на протекание моти-вационных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных и моторных психических процессов моряков.

При отработанной организации, наличии опыта экипажного плавания многие названные факторы имеют малую энергетическую мощность, но действуют постоянно и воспринимаются как привычные и необходимые. Такая субъективная оценка лишь усугубляет негативное действие многообразных особых условий на психическую готовность специалистов и эффективность их профессиональной деятельности.

Анализ боевого патрулирования подводных лодок позволяет говорить о недооценке субъективного, психологического фактора. Недоучет этого обстоятельства позволяет считать, что корабельных специалистов, командиров кораблей подстерегают психологические опасности.1.

Обеспечение постоянной готовности к использованию оружия по противнику в условиях боевого патрулирования, к борьбе за живучесть корабля выдвигают на первый план проблему обеспечения эффективности деятельности корабельных специалистов в столь специфических, особых условиях подводного плавания. По выявленным особенностям деятельность корабельных специалистов на боевом патрулировании относится к деятельности в особых условиях. Определение содержания и меры воздействия разнообразного влияния различных факторов является важным этапом в выработке содержания психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов.

Определение содержания психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях зависит от степени исследования психологических проблем деятельности военных моряков. Специфические особенности труда и отдыха плавсостава в особых условиях интенсивно исследуются (Ба-дигин К., 1982; Василевский А.- Владимиров В., 1975; ВересоцкийЭ., Парохин В., 1986; Герман Е., Зараковский Г., 1965; КороткинИ., 1977; Репин А., 1974; 1979; Сапов И., Солодков А., 1980; Стенько Ю., 1981). Морская военная деятельность исследуется в различных аспектах, в том числе и со стороны организационных основ повышения эффективности решения поставленных задач с использованием рекомендаций психологических исследований (Броневицкий Г., 1974; 1984; Булатов С., 1982; Василевский А., Владимиров В., 1975; Броневицкий Г., Зуев Ю., СтоляренкоА., 1972, 1987; ПавельчукВ., 1989; Рысс Ю., 1982; Селезнев В., ПавельчукВ., 1990 и др.).

Что касается экипажей подводных лодок, то они должны быть готовы к согласованной деятельности специалистов в ускоренном темпе, быстро адаптироваться к изменению ситуации и успешно действовать в особых режимах по сигна.

БичЭ., СтилД. и др. Вокругсвета подводой, — М.: Воениздат, 1965. 516с.- Короткин И. М. Аварии и катастрофы кораблей,-Л.: Судостроение, 1977, — 559 е.- По следам подводных катастроф, — М.: Гильдия мастеров «Русь», 1992, — 208 е.- Психологический анализ боевых ситуаций в деятельности командиров ВМФ по опыту Великой Отечественной войны. Севастополь.- 1988, — 104 с. лам «боевая тревога», «аварийная тревога». Объективно в плавании все специалисты действуют в чередующихся режимах боевой готовности № 1, № 2, в «сквозных» режимах всего автономного плавания — соблюдения скрытности и готовности к борьбе за живучесть корабля и технических средств.

Общими для всех являются мнотонность вахты, длительное ожидание изменения параметров или сигнала при измененных функциональных состояниях специалистов (Броневицкий Г., 1984). Несмотря на то, что технические системы в конструктивном акспекте уникальны, а ошибочные действия на важных боевых постах многократно резервированы, деятельность вахтенных специалистов отличается высокой «психологической ценой» (Шведин Б., 1982).

В этой связи в качестве объекта рассматривается профессиональная деятельность корабельных специалистов в особых условиях службы.

Предмет исследования — психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов.

Цель исследования заключается в методологическом обосновании психологического содержания, сущности, особенностей деятельности корабельных специалистов, в выявлении механизмов, закономерностей и путей их эффективного психологического обеспечения.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические условия деятельности корабельных специалистов, особенности и динамику их влияния на мотивационно-потребностную сферу моряков-подводников на боевом патрулировании.

2. Изучить особенности психических состояний различных категорий корабельных специалистов на боевом патрулировании и определить влияние психических состояний на их активность и работоспособность.

3. Раскрыть психологические предпосылки эффективной профессиональной деятельности различных категорий специалистов. Определить степень подверженности влиянию монотонии, ценностных ориентации и профессиональной моти-вациидеятельности моряков.

4. Определить роль и место функциональных психических состояний специалистов в обеспечении их эффективной деятельности.

5. Обосновать сущность, виды и задачи психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях боевого патрулирования.

6. Определить зависимость содержания и эффективности психологического обеспечения деятельности специалистов от психологических особенностей решаемых специалистами задач боевого патрулирования.

7. Исследовать влияние особенностей подготовительного периода к длительному плаванию на эффективность деятельности корабельных специалистов в море и разработать рекомендации по совершенствованию психологического обеспечения при подготовке специалистов корабля к решению задач боевого патрулирования.

8. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по повышению эффективности системного психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в условиях боевого патрулирования.

Основная гипотеза исследования. Множественность и иерархичность целей деятельности корабельных специалистов подчинена общей цели боевого патрулирования. Подготовленность корабельных специалистов, формируется в ходе всесторонней подготовки, закрепляет устойчивую последовательность их профессиональных действий. Поэтому сущностной характеристикой деятельности корабельных специалистов как системно-структурной реальности является ее стабильность в нормальных условиях.

Совокупность многих факторов боевого патрулирования, составляющих ее особые условия, деформируют структуру деятельности корабельных специалистов. Устойчивая последовательность действий корабельных специалистов в результате влияния особых условий боевого патрулирования нарушается. Таким деформациям подвержены наиболее существенные связи между элементами деятельности, между каждым из них и целостностью деятельности как системно-структурной реальности, что снижает эффективность их профессиональной работы, требует изучения психологических особенностей деятельности, выявления психологических предпосылок поддержания эффективной деятельности моряков-подводников и выстраивания психологического обеспечения для создания эффективной работы специалистов.

Что деформируется, как, насколько и когда — в исследовании определяется по степени деформации личностных особенностей и мотивационно-потребност-ной сферы специалистов и фиксируется по изменениям ценностей специалистов, их мотивации, ведущих профессиональных мотивов и переживаемых психических состояний, по изменениям в процессе деятельности отношений специалистов к окружению вообще и корабельному в частности, по их активности в решении стоящих профессиональных задач и работоспособности.

Решаемая проблема разработки и внедрения системно-структурного эффективного психологического обеспечения деятельности специалистов имеет своей системной основой мотивацию деятельности моряков, ее изменения, сопровождаемые эмоциональными переживаниями. Изучение мотивации позволяет определить степень влияния на мотивационную сферу длительной служебно-боевой работы в особых условиях, определить как это связано с утомлением, когда происходит дробление действий вахтенных специалистов на операции и растет количество ошибок. Психологическое ре1улирование мотивации специалистов и сопутствующих психических состояний позволяет при утомлении действовать по укрупненным единицам деятельности — действиям, что уменьшает количество ошибок специалистов. Особенно это важно в рассматриваемых в исследовании обстановочных условиях длительного плавания, при решении специфических задач боевого патрулирования.

Обеспечение эффективной деятельности корабельных специалистов возможно, если выстраивается система психологического обеспечения, где системообразующим элементом является мотивация, а важнейшей структурной частью психологического обеспечения выступает психологическое сопровождение деятельности корабельных специалистов. Повысить эффективность психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов возможно путем совершенствования психологического сопровождения их деятельности.

Методологической основой исследования являлись ведущие методологические принципы психологии — детерминизма, системности, развития, единства психики и деятельности личностно-социально-деятельностного анализа психического, активности, комплексности.

Теоретическую базу исследования составили достижения военной и, в частности, военно-морской психологии, которые конкретизировались через основные положения психологической теории деятельности. Реализация принципа объективности рассмотрения психических явлений предполагала проникновение в психологическую реальность с помощью анализа процесса деятельности. В исследовании широко использовалась теоретическая база и наработки в области боевой деятельности и психологического анализа ее субъектов (Г.Д.Луков, М. П. Коробейников, М. И. Дьяченко, А. М. Столяренко, Б. М. Теплов, Н. Ф. Феденкоидр.) — в теории морально-психологической подготовки и управления в области военно-морской деятельности (Астанин Ю., Булатов С., Зараковский Г., Зуев Ю., Иванов М., Кекчеев К., ЛампусовБ., Ленц А., Петров И., Рубан М., РумянцевА., Слепов В., Столяренко А., Хромов О., Шведин Б.).

В исследовании использованы разработки психологической теории личности вообще (Ананьев Б.Г., Выготский Л. С., Зазыкин В. Г., Левитов Н. Д., Ломов Б. Ф., Леонтьев А. Н., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л.) и личности специалиста-военнослужащего в частности (Бахметьев В., Дмитриевский А., Дьяченко М., Железняк Л., Киряшов Н., Китов А., Платонов К., Стрешнев В., Феденко Н.).

При разработке проблем психологического обеспечения использовались положения теории и практики морально-психологического обеспечения различных типов военной, морской и военно-морской деятельности (Железняк Л., Феденко Н., Дьяченко М., Юсов В., Корчемный П., Сысоев В., Пономаренко В., Подцер-ковский Ю., Караяни А., Касьянов А., Вересоцкий Э., Парохин В., Сапов И.,.

СтенькоЮ., ПавельчукВ., КорниенкоН.).

Методика исследования включала методы наблюдение, беседы, изучение документов, хронометраж деятельности, контент — анализ дневников, опросы, методику Рокича, управляемый самоотчет, эксперимент, методику САН, анализ ошибок, тестЧ.Д.Спилбергера — Ю. Л. Ханина, экспертные оценки ианализ изменения результатов деятельности специалистов. Основной целью анализа ошибок было выявление психологических условий их возникновения, а также влияние состояний усталости на профессиональную мотивацию и мотивы долженствования и ответственности.

Применяемые методы использовались с учетом того, что конкретная профессиональная работа на боевом посту регламентирована алгоритмом технологических операций и реализуется в определенных средовых условиях и временных интервалах. Поэтому изучение качественных характеристик деятельности специалистов предусматривало изучение функциональных и должностных обязанностей, инструкций, их выполнение и учет этого в наблюдении за действиями специалистов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Установлено, что психологические условия деятельности корабельных специалистов на боевом патрулировании имеют свою специфику действующими экстремальными факторами малой постоянной мощности, их неотвратимостью и постепенным к ним привыканием специалистов, их деятельностью на фоне измененных функциональных состояний, изменением мотивационно-потребностной сферы подводников, что последовательно сказывается на состоянии готовности специалистов и качестве их профессиональной деятельности.

2. Выявлено, что наряду с объективными, функционально задаными корабельными условиями дополнительно действует комплекс психологически значимых факторов боевого патрулирования: оперативно-тактическихпрофессиональной средыфакторов вахтенной деятельностибытовых и социально-психологических факторов.

Установлено, что на разных этапах боевого патрулирования (5−20- 50−55- 6575 сутки) субъективная значимость их меняется. Исследованы содержание и динамика психологического влияния изучаемых факторов боевого патрулирования намотивационно-потребностную сферу.

3. Определено, что при длительной ответственной деятельности в особых условиях под влиянием монотонии происходят значительные изменения в мотива-ционно-волевой сфере специалистов, что проявляется в деформации профессиональной деятельности и в общении.

Исследовано изменение мотивации различных категорий специалистов от командиров групп до командования корабля по 135 прямым и косвенным показателям по каждому специалисту, что позволило определить влияние монотонии на мотивационно-целевую сферу в период 13−50 суток боевого патрулирования. Прослежено изменение в этот период ценностных ориентаций в деятельности различных групп специалистов.

4. Установлены группы мотивов с тенденцией своего постоянного доминирования на боевом патрулировании и группы мотивов стабильно устойчивые. Определены их место и роль в механизме волевых усилий специалистов, направленных на компенсацию и поддержку раскачиваемой профессиональной мотивации подводников длительным воздействием особых условий боевого патрулирования.

5. Исследованы основные трудности и проблемы боевой подготовки различных специалистов (командиров кораблей, командиров боевых частей, начальников служб, командиров дивизионов, командиров групп, а также мичманов — старшин команд, старших специалистов) в подготовительный период к боевому патрулированию по 87 ранжированным критериям, что позволило определить влияние этих трудностей и проблем на возникновение беспокойства, тревоги, неудовлетворенности, утомления, напряженности, деформирующих профессиональную мотивацию специалистов в первые дни плавания.

6. Изучена суточная динамика настроений различных категорий специалистов в различные временные периоды боевого патрулирования и исследовано изменение их работоспособности за сутки на 1−4 день, на 19−20 день, на 43−45 сутки и на 65−70 сутки боевого патрулирования.

7. Изучено отрицательное влияние на функциональные психические состояния и профессиональные мотивы специалистов 37 корабельных факторов: 6- бытовых- 7 — биологических- 7 — социально-психологических- 11 — информационных- 6 — организационно-управленческих. Изучение проведено шестью срезами в 1−12- 12−45- 45−55- 55−65- 65−80- 80 и далее сутки плавания на специалистах-офицерах (134 человека) с опытом плавания — 1 поход и 5 и более походов.

8. Исследованы и опробированы возможности психологического обеспечения субъективного принятия решений специалистами в проблемных ситуациях на основе психологических моделей — информационной, концептуальной, прогностической и организационной, что расширяет рациональные возможности лиц, принимающих решения.

9. Созданы концептуальные основы функционирования и внедрения в практику системного психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов на боевом патрулировании. Вскрыты структурные связи между каждым элементом психологического обеспечения и целостностью, которой является деятельность специалистов в особых условияхобосновано, что системообразующим фактором психологического обеспечения специалистов на боевом патрулировании является мотивация их деятельности, а управление профессиональными мотивами и психическими состояниями позволяет совершенствовать систему работы по психологическому сопровождению деятельности специалистовопределено, что элементами системы психологического обеспечения являются: профессиография психологических требований, предъявляемых к личностным качествам и возможностям специалистовпсихологическая экспертиза боевой и психологической подготовкипсиходиагностика специалистов корабляпрофес-сиографическое описание деятельности основных корабельных специалистовпсихологического обеспечение деятельностью специалистов в первые недели плаванияпсихологическое сопровождение, как системный самостоятельный компонент психологического обеспеченияпсихологическое сопровождение отдельных задач боевого патрулированияпереход на особые планы психологического обеспечения в особых ситуациях.

Экспериментально подтверждено, что существуют выраженные психологические периоды боевого патрулирования: подготовительный, адаптационныйпериод наиболее благоприятных условий деятельностипериод волевой компенсации снижения работоспособности и заключительный период, а психологическое обеспечение эффективно, когда оно опирается на выявленные в исследовании психологические особенности указанных периодов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Объективной структурной реальностью исследования является боевое патрулирование — вид деятельности высокой иерархичности. Профессиональная деятельность отдельного специалиста рассматривается в исследовании как подчиненная структурная реальность одного и того же типа. Каждый специалист в процессе професиональной деятельности реализует свои возможности в противоречивом диалектическом единстве внутреннего и внешнего. Внешнее для специалиста «присваивается», становится его внутренним, а внутреннее через регуляцию действий превращается во внешнее, в изменении деятельностных процессов. Психологически такое взаимопревращение внешнего и внутреннего происходит в каждом психическом акте через мотив — то ради чего осуществляются специалистом действия. Если же мотивы не осознанются, то и в этом случае исследование причины эмоционального переживания и его направленности позволяют понять мотив. Тем самым психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов приобретает системный характер посредством системообразующего фактора — мотивации.

2. Деятельность корабельных специалистов на боевом патрулировании психологически специфична и представляет профессиональный вид деятельности в особых условиях по своим экстремальным факторам и характеру их воздействия на психику специалистов-подводников, по доминирующим функциональным состояниям моряков, по содержанию и динамике их мотивации, а также по включенным резервным психическим возможностям специалистов.

3. Особые условия боевого патрулирования, прогрессирующее утомление специалистов превращаются для них в мощный, дестабилизирующий их профессиональную мотивацию фактор. Изменение мотивов при этом часто не осознается, а переживание изменения проявляется в состояниях неудовлетворенности. Волевых усилий для компенсации изменений мотивационной сферы недостаточно, что сказывается на эффективности деятельности корабельных специалистов.

Особенно опасна монотония как функциональное состояние пониженной психической активности, отрицательно влияющая на ценностные ориентации и профессиональную мотивацию специалистов. Психологический анализ снижения эффективности деятельности вахтенных специалистов на боевом патрулировании позволяет определить психологические «зоны опасности» плавания — периоды где необходимы специальные меры активизации волевого компонента психической готовности моряков и преодоления учащающихся актов «борьбы мотивов» в деятельности.

4. Совокупность мероприятий боевой и психологической подготовки, определяемых курсами боевой подготовки оказыается недостаточной ввиду постоянного действия на людей особых условий боевого патрулирования. Достигнутую подготовленность специалистов необходимо в плавании постоянно совершенствовать для поддержания устойчивости профессиональной деятельности.

В целях обеспечения эффективности деятельности корабельных специалистов выстраивается система психологического обеспечения, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, определяемых психологическими причинами и особенностями снижения эффективности деятельности специалиста и предполагает анализ результативности как составляющих его элементов, так и их взаимосвязи.

5. Под влиянием особых условий деятельности изменяются мотивы нравственной ориентации и межличностные оценки смешаются в сторону авторитета дела, а взаимоотношения трансформируются в смягчение субординации, в доброжелательность, доверительность и снижение контроля за специалистами, что требует поддержания мотивов ответственности и долженствования специалистов.

6. Решение проблемы эффективности психологического обеспечения деятельности специалистов в особых условиях предполагает системный характер психологического обеспечения посредством ее системообразующего фактора — мотивации. Необходимое и достаточное число составных элементов системы психологического обеспечения определяется результатами исследования психологических особенностей деятельности корабельных специалистов при подготовке к боевому патрулированию и в ходе выполнения его задач в автономном плавании.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена исходными методологическими позициями, базирующимися на теории отечественной психологии, примененными методами познания.

Информативность методик обеспечивалась их комплексным применением и анализом данных исследований. Прогностическая ценность обеспечивалась применением математической обработки субъективных и объективных показателей. Мерой надежности критериев исследуемых психических явлений принята их устойчивость при разных измерениях. Мерой валидности в исследовании мотивов и психических состояний является степень коррелятивной связи между критериями исследуемых психических явлений и показателями поведения и деятельности.

Значительный объем эмпирических исследований, подтвердивший правильность выдвинутых гипотез, апробация и внедрение полученных результатов, подтверждают их обоснованность.

Практическая значимость исследовани.

1. На основе изучения психологического содержания деятельности корабельных специалистов на боевом патрулировании разработаны задачи психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях.

2. Раскрыто строение профессионализма специалиста-подводника на основе анализа содержания его ценностей и мотивационной сферы и причин и степени их изменения в особых условиях. Определено, что доминирующими ценностями специалистов группы командования являются исполнительность, независимость в решениях, рационализм и расчет, смелость в отстаивании профессиональных взглядов, терпимость к обстоятельствам, широта взглядов и мышления, честность в отношениях. Специалисты — командиры боевых частей устойчиво ориентированы на профессиональную аккуратность, на воспитанность на традициях, на веру в успех, на ответственность и смелость в отстаивании профессиональных мнений, на эффективность в профессиональных делах. Специалисты командиры групп ориентированы на уверенность в своих решениях и профессиональную подготовленность, на смелость в отстаивании своего мнения и твердую волю в достижении цели, на терпимость к обстоятельствам, на эффективность в профессиональных делах и чуткость к сослуживцам.

3. Вскрыты особенности мотивационной сферы профессионалов-подводников — внутренний локус контроля (поиск причин успеха-неуспеха) — мотивация высоких уровней достижения в профессиональных делах и стремление развивать себя как профессионалаустойчивое профессиональное целеполаганиеориентация на смысл и направленность своей профессиистремление к оптимальной психологической цене высоких результатовстремление выйти за пределы своей профессииналичие деформации в мотивационной сфере специалистов-подводников под влиянием социальных условий, трудностей боевой и психологической подготовки, действия особых условий в плавании.

4. Разработана система психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в условиях боевого патрулирования. Отработаны и рекомендованы для внедрения в практику следующие элементы системы психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов в особых условиях: а) психологическая экспертиза периода подготовки экипажа корабля к боевому патрулированию на основе изучения проблем и недостатков боевой и психологической подготовки, психологического анализа основных компонентов морально-психологического состояния корабельных специалистов с различным должностным статусом. б) совершенствование организации и оценки результативности специальной и целевой психологической подготовки корабельных специалистов введением в их динамику психологических критериев на разных уровнях управления: управленческой деятельности руководителей ученийуправленческой деятельности групп (аварийные партии, личный состав боевых отсеков и т. д.) — межгруппового взаимодействия корабельных специалистов (ГКП, ПЭЖ, аварийные партии и т. д.). в) профессиография психологических требований, предъявляемых боевым патрулированием к личностным качествам специалистовг) профессиографическое описание деятельности конкретного специалистаБоевой №.- д) алгоритм психологического сопровождения деятельности корабельных специалистов при типовой задаче боевого патрулирования — прорыве противолодочной обороны с выявлением доминирующих ценностей специалистов корабля и устойчивых профессиональных мотивов вахтенных специалистов, что предполагает повышение эффективности саморегулятивного психологического обеспечения посредством образного осмысления специалистами собственной мотивации и текущих психических состоянийе) алгоритм психологического сопровождения деятельности корабельного специалиста на боевом посту. ж) мероприятия психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов с выходом в плаваниез) психологическое сопровождение как подсистему психологического обеспечения деятельности специалистов, которая включает в себя элементы: психологическую помощь и психологическую поддержку специалистовспециальную физическую подготовкуситуативное управление психическими состояниями — саморегуляцию и коррекцию психических состоянийвоздействие на эмоциональные состояниясмену мотивовпрофилактику утомленияпредупреждение монотонии и изменение настроенияактивизацию состояний удовлетворенностиаутогенную регуляцию и тренировку и гетерорегуляциюпсихотерапевтические паузырегулирующее музыкальное воздействиеидеомоторную тренировку с програмирующей и регуляторной функциямии) психологическое сопровождение отдельных задач на боевом патрулированиик) методика оперативного выявления профессиональных ситуативных мотивов корабельных специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследований осуществлялось по нескольким направлениям: при написании учебно-методических пособий и разработке программ учебных курсовпри чтении учебных курсов в высших учебных заведениях (Военный университет Министерства обороныАкадемия Федеральной пограничной службыФакультет повышения квалификации г. Анапа) — при выполнении научных программ и НИР («Напряженность-2», «Коррелятор») — при проведении совместных исследований носящих прикладной характер с в/ч — при использовании результатов в практике подготовки специалистов-подводников в учебном центре ВМФ (г. Обнинск).

Публикации. Материалы диссертационного исследования были опубликованы в книгах, сборниках и учебных пособиях издательств «Граница», «Воениздат», Гуманитарной академии ВС и др. Всего 15 печатных и 3 рукописных работ, объемом 46,9печ.л.

Выводы по главе.

1. Психологическое обеспечение более эффективно, если оно планируется и проводится с выделением отличающихся друг от друга психологических периодов плавания — подготовительного к выходу в море, адаптационного, периода наиболее благоприятных условий деятельности, периода мотивационной компенсации снижения работоспособности и заключительного периода. Обеспечение психической готовности специалистов корабля достигается психологической диагностикой и системно-деятельностньгм воздействием на их мотивацию и психические состояния. Такое воздействие учитывает деятельностную динамику целей, потребностей и мотивов членов экипажа корабля и специалистов подразделений и предполагает социально-опосредованную регуляцию психических состояний, использование деятельностноорганизационных возможностей управления состояниями и индивидуально-психологическую саморегуляцию и коррекцию психических состояний. Эффективна психологическая помощь в форме ситуативного управления психическими состояниями и поведением специалистов.

2. Насыщенная боевая учеба в море позволяет совершенствовать методику психологического обеспечения деятельности специалистов в особых условиях. Такое совершенствование методики возможно при достижении совпадения обстановки учебы в море и отработки элементов боевых задач по содержательным психологическим показателям. Внешние — это наличие объективных реальностей в виде противодействий систем иностранной противолодочной обороны, не-пререывно меняющиеся опасноть и ситуациивнутренние — это соответствие разнообразных психических явлений в ходе боевого патрулирования тем, которые ожидают специалистов в ситуациях реального боя или аварии.

Отработка возможностей «психологического моделирования», накопление банка психологической информации, ее анализ и построение на этой основе психологического сопровождения деятельности специалистов позволяет решить важную практическую задачу — совершенствовать психологическое обеспечение.

3. Психологическое сопровождение деятельности корабельных специалистов эффективно, если строится с учетом того, что адаптация специалистов к нормативам корабельных готовностей по боевым расписаниям в море во многом определяется смысловой мотивацией служебной деятельности и прежде всего мотивами «надело», асмысловые мотивы деятельности в структуре психической готовности специалистов менее подвержены сдвигу до тех пор, пока не подключается к действиями поведению специалистов накапливаемое утомление, которое дифференцированно подвигает некоторые мотивы-смыслы в их иерархии. Наиболее ощутимо действует на мотивацию монотонность служебной деятельности. В условиях длительной изоляции она в значительной мере изменяет психическую готовность специалистов. Наиболее ощутимы изменения вмотиваци-онном компоненте готовности. Изменения происходят по-разному у различных категорий специалистов в зависимости от их системы ценностей и особенностей их функционального предназначения и нахождения в особых условиях подводной корабельной деятельности.

4. Психологическое сопровождение позволяет оптимизировать выработку решений, если оно разворачивается на основе психологических моделей — информационной, концептуальной, прогностической и организационной. Использование такого моделирования значительно повышает эффективность психологического сопровождения деятельности группы командования.

5. Изменение мотивации служебной деятельности в особых условиях связано с «борьбой» мотивов, которая порождает и изменения текущих психических состояний и требует овладения способами коррекции психических состояний и управления ими в ходе изменяющихся обстоятельств плавания. По своей сути управление психическими состояниями есть процесс перевода мотивов-целей специалистов в ее мотивы-смыслы и удержание при этом стабильности многомерных состояний.

Ряд психических состояний является производным от объективного «сталкивания» личностных ценностей и возникающих в условиях изоляции потребностей и необходимостью выбора в противоречивых ситуациях. Такие психические состояния целесообразно регулировать, корректировать и профилактировать.

6. Обеспечение волевого компонента психической готовности достигается посредством непрерывного управления их психическими состояниями специальными мерами боевой подготовки в море, индивидуальной физической подготовки, рационализации обитаемости, изменением руководства людьми, как системно-ситуативного регулирования. Психологическая помощь и ситуативное управление состоянием специалистов в особых условиях изоляции должно осуществляться с учетом особого действия на деятельность специалистов монотонии, пресыщения, утомления и специфики их переживания. Психологическая помощь позволяет посредством саморегуляции специалистами, аутотренинга, психотерапевтических пауз и стимуляции состояния бодрствования регулировать и профилактировать психическое состояние в целях предупреждения развития пограничных состояний специалистов.

Практические рекомендации.

1. Созданные банки данных влияния служебной деятельности, боевой подготовки на развитие личностных качеств и особенностей корабельных специалистов использовать в научных прогнозах психологической устойчивости, готовности и способности решать поставленные задачи, а также боевой устойчивости экипажей подводных кораблей при их комплектовании и на боевом патрулировании (приложение 4, 5). Для совершенствования подготовки экипажей кораблей и прогнозирования профессиональных мотивов и функциональных психических состояний специалистов использовать банки данных по 87 факторам для подготовки корабля к автономному плаванию и по 37 факторам для анализа влияния корабельной среды и условий плавания на функциональные состояния специалистов.

В целях дальнейшего совершенствования психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов использовать апробированную в исследовании методику определения профессиональных ситуативных мотивов военных моряков (приложение 6).

2. Распространить в соединениях кораблей разработанный типовой план психологического обеспечения деятельности корабельных специалистов на боевом патрулировании по периодам плавания (приложение 8). Выделенные и обоснованные психологические периоды деятельности моряков-подводников на боевом патрулировании — подготовительный, адаптационный, период наиболее благоприятных условий деятельности, период волевой компенсации снижения работоспособности и заключительный период положить в основу боевой подготовки и психологического обеспечения на боевом патрулировании. Длительность боевого патрулирования ограничить 60−65 сутками.

3. При возникновении обстановки возможного применения оружия разворачивать психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов по специальному плану (приложение 9).

4. Использовать в условиях боевого патрулирования проверенный в исследовании алгоритм психологического самообеспечения активности специалиста при несении вахты на боевом посту: преднастройка к вахтенной деятельности, регуляция установок и самовлияние на мотивыактивизация мыслительной деятельностивозбуждение актуальных состояниймобилизация деловой и социально значимой мотивациипериодическая активизация деятельности на вахте по достижению целейперестройка психического реагирования при изменении условийиспользование приемов адаптации к нарпяженностисаморегуляция состояний, снятие состояния неудовлетворенности за счет самовнушениясмена мотивации и как следствие мыслей, представлений, переживанийуглубление степени осознанности сложных действийпоиск дополнительной информации и углубление ее качества и достоверностипрогнозирование и поиск возможных неполадок и неисправностейпроизвольные переходы от покоя к активному состояниюустранение причин функционального дискомфорта на боевом постуборьба с развивающимся утомлением, активизацией воображения и мышления, использованием резервов творческого поиска, возможностей пересменоки коротких физкультурных занятий для предотвращения снижения уровня бодрствованиясамостимуляция обращением к групповой активизации ответственности и долга.

5. В целях эффективной деятельности экипажей кораблей по поддержанию постоянной готовности к использованию оружия в особых условиях плавания и поддержания боевыхвозможностей корабля ввести психологическое обеспечение как отдельный вид обеспечения в курсы боевой подготовки. В соединениях кораблей ввести штатные должности военных психологов. Создать программы обучения специалистов-психологов на основе разработанного в исследовании содержания психологического обеспечения. В учебные программы ВВУЗов Военно-Морского флота ввести курс «Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов», а для его практической реализации начать специализированную подготовку военных психологов для подводного флота на базе Военного университета.

6. Для подготовки военных психологов для подводного флота издать учебно-методическое пособие «Психологические особенности деятельности корабельных специалистов» на основе данныхдиссертационного исследования особых задач боевого патрулированияего особых условий и специфических решаемых задачспециальной подготовки корабельных специалистов в море, особенностей и качеств личности профессионала-подводника.

В пособие включить профессиографическое описание требований деятельности корабельных специалистов: регламентированности организации, особой технологичности взаимодействия, согласованности действий всех вахтенных специалистовработы вахтенных специалистов в переходных режимах деятельностиналичия внезапности как вероятностного фактора деятельности и новизны возникающих ситуацииналичия особой мотивации ответственности и долженствования у вахтенных специалистов боевой сменыдействия особой радиационной опасностиприсутствия специфического напряжения при плавании на больших глубинахи в сложных условиях (оперативно-тактических, морских, технических, социально-психологических) — наличия специфических функциональных состояний специалистовразвития состояния монотонии, как дестабилизирующего психическую готовность, фактора.

7. На соединениях кораблей, в учебных центрах переподготовки экипажей совершенствовать целевую психологическую подготовку и обучать командование соединений и кораблей основам психологического обеспечения деятельности подчиненных. Для этого создать на основе предлагаемого в диссертации плана корабельного боевого учения «Психологическое обеспечение управленческой деятельности расчета ГКП-ПЭЖ подводного корабля в аварийной ситуации» типовые планы по совершенствованию целевой психологической подготовки специалистов. Использовать при этом разработанные в диссертационном исследовании банк данных психологических критериев оценки эффективности управленческой деятельности руководителейбанк данных психологических критериев оценки действий группы специалистов в экстремальной ситуации и банк данных критериев оценки межгруппового взаимодействия специалистов корабля.

8. Включить в программу подготовки офицеров-подводников проверенную в исследовании методику психологического обеспечения, которая представляет последовательность следующих мероприятий: а/. Конструирование модели специалиста, в основе которой заложена система основных видов деятельности: что знать? что уметь специалисту? б/. Отработка системы основных профессиональных видов деятельности и обоснование проблемы их психологического обеспечения, в/. Описание типовых задач и возможных ситуаций, с которыми встретится специалист при решении экипажем задач в той или иной установленной степени готовности, г/. Выделение типовых задач, в которых наглядно прослеживаются психологические явления — потребности, ценности, мотивы, состояния, психологические процессы, д/. Выстраивание взаимосвязей динамических психических явлений деятельности и условий, в которых они возникают, е/. Анализ взаимосвязей в наиболее типичных или моделируемых ситуациях, ж/. Изучение особенностей движения психического разных специалистов в этих ситуациях, з/. Выделение подзадач с введением обстоятельств, условий, помех в конкретной ситуации и последующая отработка мероприятий психологического обеспечения, и/. Изыскивание возможностей психического воздействия на, проявляемые в данной ситуации, психические явления в целях достижения эффективного результата деятельности.

9. В учебные программы и тематические планы подготовки военных психологов включить курс, для чего подготовить и издать пособие «Основы психологического сопровождения деятельности корабельных специалистов». Содержание пособия составить из разработанных в исследовании мероприятий психологического сопровождения корабельных специалистов: учет комплексного воздействия деятельностных условий на специалистовизменение отношений специалистов к трудностям задачи по ходу изменения внутреннего состояния, самочувствия и настроенияопределение возможностей сохранения эмоционально-волевой устойчивости моряков в процессе накопления отрицательного опыта и его переживанияобучение командиров психологическому прогнозу экипажа на разных этапах плаванияпредупреждение и нейтрализация отрицательного действия негативных психических состоянийвоздействие на мотивационную сферу специалистов в целях обострения чувств долга и ответственностинепрерывное отслеживание динамики психологической обстановки и оценка усталости подводниковизучение причин и характера изменения ценностно-мотивационных структур личности специалистаподдержание устойчивого динамического равновесия тех уровней мотивации, профессиональных целей, которые поддерживают эффективность деятельностиизучение движения потребностей и мотивов по мере решения задач плаванияобеспечение состояния готовности в ситуации перехода к решительным действиямдифференцированное обеспечение готовности специалиста в зависимости от опыта и профессиональной натренированностианализ влияния на состояние готовности специалиста социально-психологических феноменов — авторитета, групповой сплоченности, совместимостиизменение отношений специалистов к нормативному поведениюпрогнозирование влияния социально-психологической обстановки в экипаже на профессиональную активность специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Теория риска в морской практике. — Л.- Судостроение. — 1983.- 152 с.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.- МГУ, 1983. — 143 с.
  3. Адаптация подводников к повышенным концентрациям углекислого газа / Сапов И. А. и др./. Военно-медицинский журнал. 1973. № 7 с. 71−74.
  4. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войска в современных условиях. М.- ВПА, 1981. -283 с.
  5. А.В. Себя преодолеть. М.- Физкультура и спорт. — 1982. -192 с.
  6. .С., Степанов С. И. По закону ритма. М.- Наука, — 1985.- 175 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.- Наука, 380 с.
  8. .Г. Из оборонного опыта советской психологии. // Советская педагогика. 1943. № 2−3. — с. 48−50.
  9. А. Профилактика предпосылок к аварийным проишестви-ям. / Морской сборник. -1979. № 5. — с. 56−59.
  10. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу. // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — с. 173−180.
  11. Е.Ю., Мартынов Б. М. Вероятностные методы в психологии. -М.- 1975.-262. с.
  12. В.Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. -М.- 1974.- 174 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.- Мысль, 1976.- 157 с.
  14. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения. // Психол. журнал, 1981. Т.2 № 6 — с. 28−38.
  15. А.Г. Личность, как предмет психологического исследования. -М.- 1984. 112 с.
  16. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.- 1979. 289 с.
  17. А.В., Белоусов Н. А., Сысоев В. В. Готовность к прыжку с парашютом. М.- Изд-во ДОСААФ, 1982. — 241 с.
  18. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.- Наука. — 268 с.
  19. БичЭ., СтилД. и др. Вокруг света под водой. М.- Воениздат, 1965. — 516 с.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.-Наука, 1978.- 309 с.
  21. А.А. Психология о личности. М.- Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  22. Г. А. Управление психологическими состояниями моряков в походах. М.- Воениздат, 1984. — 152 с.
  23. Г. А. Психологические особенности несения вахты. // Морской сборник. 1974. — № 8. — с. 39−43.
  24. В.А., Чалый А. Н. Динамическое изучение состояния здоровья моряков в период длительного плавания. // Военно-морской журнал. 1977.- № 7. с. 64−66.
  25. В.И. Об оценке психологической устойчивости. // Военный вестник. 1982. — № 1.-е. 59−60.
  26. А., Владимиров В. О режиме труда и отдыха в дальнем походе. // Морской сборник. 1975. — № 8 — с. 52−55.
  27. В.Ф., Нафтульев А. И., Рубахин В. Ф. Организация труда операторов. М.- Экономика, 1978. — 270 с.
  28. Э.С., Парохин В. Н. Труд и отдых плавсостава. М.- Транспорт. 1986.- 215 с.
  29. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.- 1977. -310с.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.- Изд-во МГУ, 1990.- 286 с.
  31. Военная психология ч. I, II. -М.- ВПА, 1984. -462 с.
  32. Ю.Ф. Охрана труда на судах морского флота. М.- Транспорт, 1988. — 142 с.
  33. А.Д. Состояние психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях / На материалах спортивной гимнастики/. Автореф. дис. канд. психол. наук, Д., 1972. — 20с.
  34. Е.Э., Зараковский Г. М. Психологические основы повышения эффективности деятельности специалистов флота. // Морской сборник, -1965. № 2. — с. 59−64.
  35. С. Нравственный элемент в руках Суворова. СПБ, 1900. -105 с.
  36. Н.Н. Исследование боя, исследование деятельности и свойств человека как бойца. СПБ, 1907. 81 с.
  37. Ф.Д. Детерминация психологических состояний. Вопросы психологии, 1971. № 5. с. 14−26.
  38. JI. Организация досуга подводников в дальнем походе. // Морской сборник. № 5, 1967. — 62 с.
  39. Готтсданкер. Основы психологического эксперимента. М.- МГУ, -1982.- 290 с.
  40. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма. -М.- РАУ, 1993, — 32 с.
  41. B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. -М.- Наука, 1973. — 199 с.
  42. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы личности. М.- Наука, 1973. — 322 с.
  43. А. Насилие над психикой. // Военный сборник, 1911.-№ 12,-с. 57−94.
  44. М.И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М.- ВПА, — 1962. -295 с.
  45. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.- ВПА, 1974. — 108 с.
  46. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.- Изд-во БГУ, 1976. — 128 с.
  47. М.И. Воля и ее воспитание у советских воинов. М.- ВПА, 1961.-40 с.
  48. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко Б. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. М.- Изд-во БГУ, 1985. — 206 с.
  49. А. Останови бурю. М. — Воениздат, 1978. — 236 с.
  50. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.- ВПА, 1979. — 142 с.
  51. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме.- В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.- Наука, 1976. с. 254−277.
  52. Ю.М. Методологические проблемы психологического анализа и синтеза человеческой деятельности. В кн.: Вопросы кибернетики: эффективность деятельности оператора. — М.- 1982. с. 3−29.
  53. В. Психика бойцов во время сражения. // Военный сборник. Ереван, 1982. — 210 с.
  54. В.П. Физиологическая норма как один из показателей нормирования факторов, составляющих специфику условий обитания. // Военно-медицинский журнал. № 10, 1967. — с. 12−17.
  55. В.Г. Психологические акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях. Автореф. дисс. доктора псих. наук. — М.- 1994. — 66 с.
  56. В.Г., Саакян Э. Д. Психологические аспекты деятельности оператора в монотонных условиях. Ереван, 1982. — 210 с.
  57. ЗараковскийТ.М. Психологический анализ трудовой деятельности. М.- 1966.-262 с.
  58. Е.П. Общность механизмов развития состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности. В кн.: Психические состояния. -Л.- ЛГУ, 1981. — с. 43−50.
  59. Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека. Автореф. дисс. доктора псих, наук Л.- 1968. — 65 с.
  60. Е.П. Психофизические аспекты изучения монотонной деятельности. Охрана труда при выполнении монотонной работы. Тематический сборник. — М.- 1975. — 230 с.
  61. Инженерная психология в военном деле. -М.- Воениздат, 1983. -224 с.
  62. А.Г. Психология личности. М. Просвещение. 1965. — 231 с.
  63. В.И. Профессия и ее мотивация. // Психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс- Вильнюс, унив., 1981.-е. 53−56.
  64. В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений. // Психол. журн. 1984. Т. 5, № 4. — с. 3−12.
  65. И.А. В глубинах полярных морей. М.- Воениздат, 1964. -321 с.
  66. Н.В. Психологическая подготовка личного состава к борьбе за живучесть корабля. Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М.- 1978. — 20 с.
  67. И.М. Аварии и катастрофы кораблей. JT.- Судостроение, 1977.- 296 с.
  68. Г. И. Преодоление гиподинамии. В кн. Превентивная кардиология. — М.- 1977. — 559 с.
  69. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.- Медицина. — 1976. — 190 с.
  70. М.А. Психология и безопасность. Таллин- Валчус, 1987. — 440 с.
  71. JI.H. Формирование состояния психической готовности к боевым действиям у офицера-оператора в процессе боевого дежурства- -Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.- 1989. — с. 13.
  72. Л.Н., Королюк Н. И. Психология боевого дежурства и караульной службы- Учебное пособие, Самара, ВУ, 1996. — 17 с.
  73. О.Н., Лебедев В. П. Психология и психопатология одиночества. М.- Медицина, 1972. 336 с.
  74. Д. Н. Избранные психологические произведения. В 2-хтомах. -М.- Педагогика, 1983, Т. 2. — 644 с.
  75. Д.Н. Психическое состояние беспокойства и тревоги. // Вопросы психологии, 1966. № 1.
  76. А.К. Психозы военного времени. / Труды научной сессии военно-морской академии. 15−20 декабря 1945 г. Ленинград, 1947. — с. 225−227.
  77. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.- М.- МГУ, 1984, — 199 с.
  78. А.Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М.- 1981. — 182 с.
  79. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.- Изд-во МГУ, 1984. — 62 с.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.- Политиздат, 1975.- 304 с.
  81. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-хтомах.- М.- Педагогика, 1983, т-2. 644 с.
  82. В.А. Формирование профессиональных навыков судоводителей. М.- Транспорт, 1987. — 224 с.
  83. И.Ф. Усталость. М.- 1969. — 161 с.
  84. Д.Б. Внимание, сознание, сон и бодрствование. В кн.: Ней-рофизические механизмы внимания. — М.- 1979. — с. 15−49.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.- Наука, 1970. 520 с.
  86. Г. Д. Воспитание воли у советских воинов. М.- Воениздат, 1961. — 95 с.
  87. А.Н., Фролов М. В. Сигналы состояния человека оператора. -М.- 1969. — 161 с.
  88. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1968.-181 с.
  89. Методы и критерии оценки функционального комфорта. И.- 1978. -120 с.
  90. МечитовА.И., РебрикС.Б. Восприятие риска,//Психол. журнал. 1990.- № 3. Т.П. с. 87−95.
  91. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. И.- 1988. — 180 с.
  92. Мотивация личности. Феноменология, закономерности и механизмы формирования. Ц Сборник научн. трудов. J J Под ред. А. А. Бодалева. М.- АПН СССР, 1982. — 120 с.
  93. Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ. 1976. — 198 с.
  94. Р.С. Социально- психический анализ эффективной деятельности коллектива. М.- Педагогика, 1984. — 200 с.
  95. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.- Изд-во ЛГУ, 1983.- 166 с.
  96. К. Психология влечения человека. / Перевод с польского. -М.- Прогресс, 1972, — 247 с.
  97. А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.- 1991. — 136 с.
  98. Основы военно-морской психологии. М.- Воениздат, 1977. — 260 с.
  99. В.Б. Формирование у экипажа корабля положительной мотивации, как условия качественного выполнения задач длительного плавания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.- 1992. — 15 с.
  100. В.Б. Некоторые особенности проявления психических состояний военных моряков в длительном плавании. ВМФ, 1989. — 60 с.
  101. В.А. Активность субъекта в условиях риска. Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М.- 1977. — 22 с.
  102. По следам подводных катастроф. М.- Гильдия мастеров «Русь». — 1992.- 208 с.
  103. Проблемы сенсорной изоляции. Под ред. А. А. Смирнова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына. Изд-во Института психологии АПН РСФСР, 1970. -302 с.
  104. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.- Наука, 1976. — 368 с.
  105. Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Крылова. — JL- Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 160 с.
  106. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.- -Наука, 1985.-232 с.
  107. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Л.-- Изд-во С-Петербургского ун-та, 1991. 159 с.
  108. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М.- ГУРЛС МО РФ, 1992. — 65 с.
  109. Психологический анализ боевых ситуаций в деятельности командиров ВМФ по опыту Великой Отечественной войны, НИР «Победа». -СВВМИУ, г. Севастополь. -1988. 104 с.
  110. Психические состояния. Межвузовский сборник, — л, — 1981. -184 с.
  111. Психические состояния и эффективность деятельности. М.- 1983. -204 с.
  112. Пути снижения монотонности труда и ее отрицательных последствий.- Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Пенза. 1977.- 344 с.
  113. А.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. М.- - Пищевая промышленность, 1979. — 134 с.
  114. А.А. К исследованиям нервно-психической устойчивости плавсостава. // Рыбное хозяйство. 1974. — № 1. — с. 89.
  115. В.И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы. В кн.: Проблемы дифференциальной психологии. Т7. -М.- 1972. с. 26−41.
  116. В.И. Индивидуальные различия работоспособности.- М.- 1986.- 194 с.
  117. В.В. Проблема утомления. М.- Медгиз, 1961. — 220 с.
  118. С. Л. Основы общей психологии. М.- Просвещение, 1973. -416 с.
  119. С.Л. Проблемы общей психологии. М.- Просвещение, 1973.416 с.
  120. С.Л. Пути и принципы развития психологии. М.- -1959. -39 с.
  121. Ю.Л. Командир корабля. М.- Воениздат, 1982. — 267 с.
  122. Г. В дальнем плавании. М.- Воениздат, — 1973. — 204 с.
  123. И.А., Щеголев B.C., Апанасенко Г. А. О критериях работоспособности корабельных специалистов.//Воено-медицинский. 1979. -№ 7. -с. 53−56.
  124. И.А., Солодков А. С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. -Л.- Медицина, 1980. — 192 с.
  125. В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в длительном плавании. В кн.: Сборник научн. статей. — М.- - 1978. — № 11. — 260−277 с.
  126. В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в автономном плавании и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовности корабля. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.- - 1978. — 22 с.
  127. В.Н., Павельчук В. Б. Работа командира подразделения по сплочению воинского коллектива. ВМФ. 1990. — 54 с.
  128. И.М. Физиологические очерки. 4 в. М.- - Пт.: Гос. изд., -1923. — 176 с.
  129. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивацион-но эмоциональные аспекты. — М.: Наука, 1975. — 176 с.
  130. А.С., Бердышев В. В. Работоспособность моряков в условиях эмоционального напряжения. // Военно-мед. журнал. -1975. № 7. с. 55−57.
  131. А.С. Изменение функций организма и адаптации моряков к условиям плавания. // Военно-мед. журнал № 4. 1974. с. 13−21.
  132. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький. — 1975. — 118 с.
  133. Ю.М. Психогигиена моряка. Л.- Медицина. — 1981. — 176 с.
  134. A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. М.- Воениздат, — 1972. — 176 с.
  135. А.П. Адаптация моряков в длительных океанских плаваниях. -Л.- Медицина. 1976. — 126 с.
  136. Е.В. Психологические условия поддержания высокой боевой бдительности подводников в дальних походах. Дисс. канд. псих. наук. М.- ВПА. — 1977. — 221 с.
  137. Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? Психические аспекты повседневной управленческой деятельности офицера. М.- Воениздат. -1984. — 190 с.
  138. A.M. Морально-психическое состояние военослужащих: оценка и пути формирования. М.- ГАВС — 1994. — 21 с.
  139. Н.Д. Психологические исследования. М.- Наука. — 1966. -403 с.
  140. Уроки Фоклендов. Калининград. — 1983. — 23 с.
  141. Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива. / Психологические аспекты/. М.- ВПА. — 1982. — 71 с.
  142. Н.Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психическое обеспечение боевых действий войска в современных условиях. М.- ВПА. — 1986. — 121 с.
  143. И.П. и др. О состоянии психического пресыщения, возникающего при монотонной работе. В кн.: Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. — Л.- 1974. — с. 40−65.
  144. Физиология мотиваций. М.- 1982. — 63 с.
  145. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Л.- Наука. — 1984.- 138 с.
  146. X. Мотивация и деятельность. М.- 1986. Т. 1,2 — 408, 492 с.
  147. Человек в длительном космическом полете. Пер. с англ. М.- - Мир. -1974.- 360 с.
  148. В.Д. Психологический анализ деятельности. М.- 1979. -208 с.
  149. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.- 1982. — 201 с.
  150. .Я. Исследование влияния психической напряженности на деятельность вахтенного офицера. Автореф. канд. псих. наук. — М. 1972. -20 с.
  151. В.П. Психологический фактор в оптимизации операторской деятельности в условиях монотонного слежения. В кн. Оптимизация профессиональной деятельности космонавта. — М.- Наука. — 1977. с. 150−159.
  152. ШигаевД., Поздняков А. Готовность к бою. «Морской сборник"№ 11.- 1971. с. 17−24.
  153. Г. О психике бойцов во время атаки. Русский инвалид. № 278.- 1910. с. 22−28.
  154. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М.- 1975. — с. 24−41.326 «Йшшженуг i1. ТЕСТОВАЯ КАРТА
  155. Фамилия, инициалыДатаВозраст
  156. Самочувствие хорошее 3 2 0 2 3 Самочувствие плохое
  157. Чувствую себя сильным 3 2 0? 3 Чувствую себя слабым
  158. Пассивный 3 2 0 2 3 Активный
  159. Малоподвижный 3 2 0 2 Под ьткныП
  160. Веселый 3 2 0 2 3 Грустим ft
  161. Хорошее настроение 3 2 0 2 3 Плохое на.-троение
  162. Работоспособный 3 2 0 3 Разбит ый
  163. Полный сил 3 2 0 → ч J Обессиленный
  164. Медлительный- 3 2 0 → 3 Быстрый
  165. Бездеятельный 3 2 0 2 3 Деятельный
  166. Счастливый 3 2 0 2 3 Несчастный
  167. Жизнерадостный 3 2 0 2 3 Мрачный
  168. Напряженный 3 2 0 2 3 Расслабленный
  169. Здоровый 3 2 0 2 3 Больной
  170. Безучастный з 2 0 2 3 Увлеченный
  171. Равнодушный 3 2 0 2 3 Взволнованный
  172. Восторженный 3 2 0 2 3 Унылый
  173. Радостный 3 2 0 2 3 Печальный
  174. Отдохнувший 3 2 0 2 3 Усталый
  175. Свежий 3 2 0 1 3 Изнуренный
  176. Сонливый 3 2 0 2 3 Возбужденный
  177. Желание отдохнуть 3 2 0 2 ч О Желание работать
  178. Спокойный 3 2 0 2 3 Озабоченный
  179. Оптимистичный 3 2 0 2 3 Пессимистичный
  180. Выносливый 3 2 0 2 3 Утомляемый26. Бодрый 3 2 0 2 3 Вялый
  181. Соображать трудно 3 2 0 2 3 Соображать легко
  182. Рассеянный 3 2 0 2 3 Внимательный
  183. Полный надежд 3 2 0 2 3 Разочарованный
  184. Довольный собой 3 2 0 2 3 Недовольный собой
  185. Довольный работой 3 2 0 2 3 Недовольный работой
  186. Общительный 3 2 0 2 3 Необщительный
  187. Самокритичный 3 2 0 2 3 Несамокритичный
  188. Требовательный к окружающим 3 2 0 2 3 Нетребовательный к окружающим
  189. Выдержанный 3 2 0 2 3 Невыдержанный327 САМООТЧЕТlipHAW^HMO .1дата
  190. Настроение -'-5 > -3 -1 1 ! i i 1 1 1 i j i 1 До фнзических упр. После физических vnp.1 1 i ! 1 1 —!—1 — 1 | I 1 ! — 1 i i j → 1 —5 i ' ' i ! j i i I — i 1 ¦ I !: i
  191. Преобладавшие размышления О работе О личных проблемах 0 прошлом О семье О нерешенных делах О перспективах О неприятных событиях О м ш взаи-оотно-ениях О своем I здоровье j
Заполнить форму текущей работой