Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей работе на примере ситуации беременности рассматриваются возможности личности к изменениям и дальнейшему развитию в сложной жизненной ситуации. Наиболее важным результатом исследования является понимание того, что ситуация беременности, которая без сомнения является сложной как в физиологическом так и в психологическом плане, является своеобразной «проверкой» психического здоровья женщины… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ (АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ)
    • 1. 1. Психическое здоровье как научная категория
    • 1. 2. Психическое здоровье во время беременности
    • 1. 3. Связь психического здоровья женщины во время беременности и психического развития ребенка после рождения
    • 1. 4. Основные подходы к исследованию психического здоровья во время беременности
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Показатели и их регистрация. Использованные методики
    • 2. 2. Участники эксперимента
    • 2. 3. Процедура проведения лонгитюдного исследования
    • 2. 4. Статистическая обработка данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика личностных характеристик женщины в период беременности как фактор психического здоровья матери и ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последнее время в психологии выделилась особая область — перинатальная психология. Выделение данной области обусловлено двумя факторами. Во-первых, результаты многочисленных исследований показали, что именно в дородовом периоде начинается развитие всех психических процессов еще не родившегося младенца (Верни, 1987; Бертин, 1999; Де Каспер и Файфер, 1980; Чемберлен, 1999; Айламазян, 1999; Батуев, 2000; Брусиловский, 1991 и др.), сформированный в пренаталыюм онтогенезе опыт используется индивидом позже, а именно в организации поведения после рождения — на стадии постнатального онтогенеза (Психофизиология, 2004). Во-вторых, исследователи отмечают, что изучение онтогенеза человека, рассмотрение основных этапов становления его психики и поведения возможно только в контексте его контакта с матерью, начиная с пренатального периода. Этот контакт является важнейшей потребностью организма, дающий основную информацию для развития, именно мать формирует эмоционально-информативную среду ребенка на ранних этапах его жизни. Взаимоотношения матери и ребенка представляют собой высшее жизненное единство, направленное на реализацию базисных поведенческих программ развития (Батуев, 2003). Формирование системы взаимоотношений «мать-дитя» происходит постепенно, начиная от зачатия, и влечет за собой серьезные изменения в жизни будущей матери. Беременная женщина сталкивается с новыми адаптационными задачами, для разрешения которых требуется активная личностная перестройка. В течение беременности она должна постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка как отдельного от нее и соотносить свои потребности с учетом его существования. Процесс принятия роли матери рассматривается как кризисный этап в развитии личности, который предъявляет особые требования к личностным ресурсам и несет в себе как потенциальные возможности, так и потенциальные опасности для личности (Подобина, 2005). В связи с этим, представляется актуальным изучение психического здоровья женщины в, период беременности.

Психическое здоровье мы рассматриваем как способность преодолевать стрессогенные факторы, активно используя ресурсы психики для личностного роста. В качестве показателей для исследования психического здоровья нами были взяты такие личностные характеристики как тревожность и стрессоустойчивость, динамика которых демонстрирует различные варианты разрешения личностного кризиса на определенном жизненном этапе. Основным критерием психического здоровья мы считаем способность человека разрешать трудные жизненные ситуации сохраняя собственный психический статус. Во время беременности психическое здоровье выражается в способности будущей матери адекватно изменять свое поведение, регулировать свои психические состояния, подстраиваясь под требования кризисной ситуации, и, осознавая значимость ребенка, изменяться самой и становиться способной ассимилировать вызовы окружающей среды. Таким образом беременная женщина удовлетворяет потребности своего ребенка в эволюционно ожидаемых условиях развития на ранних этапах онтогенеза и обеспечивает основу для его будущего психического здоровья (Сергиенко, 1992).

В исследованиях, посвященных развитию взаимодействия между матерью и ребенком в пренатальный период, основной акцент делается на роли матери в этом процессе. Рассматриваются такие аспекты как психофизиологические основы формирования материнского поведения (Батуев, 1996; Добряков, 1996), развитие привязанности матери к будущему ребенку (Брутман, Радионова, 1997), возможность негативного влияния стрессов матери в период беременности на развитие ребенка (Glynn, 2000; Ewen, Schmeck, 1994; Hattunen, Niskanen, 1999; Мальгина, 1992; Захаров, 1998 и другие), функции матери для обеспечения эмоционального благополучия ребенка (Филиппова, 2002). В то же время роль растущего ребенка в качестве участника взаимодействия изучена недостаточно. По нашему мнению, участие ребенка в формирующейся системе «мать-дитя» постепенно становится все более значимым. С началом шевеления ребенок становится полноправной частью системы, побуждая мать регулировать свои психические состояния и строить свое поведение с учетом его существования. Однако полноценно воспринимать своего неродившегося ребенка и адекватно понимать его психические потребности способна женщина с достаточно высоким уровнем личностной организации. Таким образом, изучение динамики психического здоровья женщины во время беременности с учетом возрастающей активности ребенка представляется нам достаточно актуальным.

Также необходимо отметить, что существует очень мало работ, в которых была бы показана непрерывность изменений в личности будущей матери, в ее отношении к ребенку, непрерывность ее перехода от одних психических состояний к другим от начала беременности до ее завершения. Исследования в перинатальной психологии, как правило, проводятся с применением срезовых методов, где участниками эксперимента выступают женщины, находящиеся на определенных сроках беременности и в дальнейшем сравниваются разные группы. По нашему мнению, ситуация беременности должна рассматриваться в целом, так как является уникальной для каждой женщины, и для изучения этого процесса мы использовали лонгитюдный метод, как наиболее адекватный в решении стоящих перед нами задач.

Кроме того, изучая психическое здоровье будущей матери, невозможно не учитывать тот факт, что определенные его компоненты могут быть связаны с будущим психическим развитием ребенка. Выявление этих компонентов важно для профилактики возможных отклонений в психическом развитии ребенка еще на пренатальной стадии развития. Вышеприведенные обстоятельства обусловили выбор цели исследования:

Изучение динамики показателей психического здоровья женщины во время беременности и их связи с психическим развитием ребенка после рождения.

Теоретическая гипотеза: Психическое здоровье женщины в период беременности опосредовано ее личностной организацией, отношением к беременности и будущему ребенку и составляет основу адаптации к новому состоянию.

Исследовательские гипотезы:

1. Соотношение показателей психического здоровья женщины (стрессоустойчивостиличностной тревожностиэмоциональностиэмоциональной реактивностипредставлений о себе, ребенке, близких, ситуации материнства — осознаваемых и неосознаваемых) образует во время беременности единую систему, осуществляющую регуляцию психических состояний. Изменение выраженности и взаимосвязи этих показателей неравномерно в разные триместры беременности и связано с возможностью личностного роста будущей матери.

2. Индивидуальные характеристики развития ребенка после рождения соотносятся с особенностями динамики показателей психического здоровья матери на разных сроках беременности.

Задачи исследования:

1. Изучить биографические данные беременных и соотнести с показателями их психического здоровья. Оценить особенности течения беременности и сопоставить с будущим психическим развитием ребенка.

2. Изучить показатели психического состояния беременной женщины (эмоциональность, эмоциональную реактивность, эмоциональный тонус, напряжение, психическую активацию) и выявить различия в их уровне и взаимосвязи в первом, во втором и третьем триместрах беременности.

3. Изучить динамику таких личностных свойств как тревожность и стрессоустойчивость в течение беременности. Выявить их уровневые различия и взаимосвязь с показателями психического состояния в первом, во втором и третьем триместрах беременности.

4. Изучить динамику неосознаваемых представлений о себе, о своем ребенке, о ситуации беременности и будущем материнстве во время беременности и после рождения ребенка.

5. Изучить динамику самооценки, отношения к своему ребенку, к значимым близким, в течение беременности и после рождения ребенка.

6. Оценить психическое развитие детей после рождения. Определить взаимосвязь показателей психического развития детей и показателей психического здоровья их матерей в течение беременности. Определить, на каких сроках беременности эта связь наиболее выражена.

Предмет исследования — динамика личностных характеристик, опосредующих психическое здоровье женщин во время беременности, психическое развитие детей после рождения.

Объект исследования — женщины на разных сроках беременности и после родов, их дети после рождения.

Научная новизна исследования

Впервые осуществлен непрерывный мониторинг изменения показателей психического здоровья с начала беременности до послеродового периода. Показано, что динамика выраженности и взаимосвязи этих показателей неравнозначна в разные периоды беременности и опосредована возможностью личностного роста будущей матери.

Путем прослеживания смены психических состояний и особенностей их регуляции выявлен критический период изменения системы ценностей и отношений, образования новых смыслов у будущей матери, который приходится на второй триместр беременности и совпадает с началом ощущения шевелений ребенка.

Показана взаимосвязь между параметрами психического здоровья матери и ребенка, выраженная в соотношении особенностей регуляции психических состояний во время беременности у женщины и регуляции напряжения и развития моторики ребенка после рождения.

Теоретическая значимость

Проведенный анализ последовательного изменения параметров психического здоровья беременной женщины позволяет проследить динамику формирования единой системы регуляции «мать-дитя» и расширить представления о роли ребенка в этом процессе. Связь показателей психического здоровья матери с особенностями психической организации родившихся детей, полученная в исследовании, дает новые аргументы для понимания возможностей личностного роста будущей матери и значения пренатального периода в становлении психики человека.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов в практической деятельности специалистов, сопровождающих женщину на этапе беременности и после рождения ребенка. Разработанная диагностическая процедура для исследования психического здоровья во время беременности может быть использована для прогноза и профилактики психического здоровья матери и ребенка.

Апробация результатов исследования — материалы диссертации обсуждались на заседаниях лаборатории когнитивных процессов ИП РАН 2000 — 2004 годах. По данным исследования сделан доклад на V Российской межрегиональной конференции с международным участием «Перинатальная психология и психотерапия» (25−27 мая 2001 г., Санкт-Петербург). Теоретические и эмпирические положения работы были включены в программу курсов подготовки к родам, проводящихся в Центре планирования семьи и репродукции ЮЗАО г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Беременность является критическим этапом в развитии личности женщины. Динамика изменений таких личностных характеристик как тревожность и стрессоустойчивость в данный период демонстрирует различные варианты разрешения этого кризиса. В одном случае наблюдается прогрессивный личностный рост, способствующий становлению материнского поведения, в другом случае прослеживаются негативные изменения, что сказывается на состоянии психического здоровья матери и будущем психическом развитии ребенка.

2. В период беременности наблюдается перестройка в психической организации женщины, которая опосредована включением будущего ребенка в единую функциональную систему «мать-дитя». Этот процесс связан с необходимостью осознания и принятия матерью факта существования ребенка и представляет собой критический момент в динамике психического здоровья беременной женщины.

3. Психическое развитие ребенка связано с психическим здоровьем его матери в период беременности.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложений, в которых содержатся тестовые материалы, графики и рисунки. Библиография состоит из 107 наименований, из них 25 на английском языке. Основное содержание работы изложено на 198 страницах. Публикации:

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

Основной целью нашей работы является изучение динамики показателей психического здоровья женщины во время беременности. Для этого параллельно были использованы два различных метода сбора данных — методом поперечных срезов (независимые выборки женщин, находящихся на разных сроках беременности и после родов) и лонгитюдным методом (одни и те же женщины, обследованные на разных этапах беременности и после рождения ребенка). Для сопоставления двух методов нами был выбран показатель личностной тревожности. Выбор обусловлен тем, что именно уровень тревожности у беременных является наиболее частым предметом исследований в области перинатальной психологии в последние десятилетия и есть возможность сравнить результаты нашей работы с литературными данными. Первая выборка — женщины на разных сроках беременности, которые присутствовали на лекции по подготовке к родам в женской консультации и родивших женщин. Всего приняли участие 95 человек — 29 находящихся на первом триместре беременности, 24 — на втором, 24 — на третьем, и 18 — после родов. Вторая выборка — 16 женщин, наблюдавшихся от начала беременности до послеродового периода. Уровень тревожности определялся при помощи методики Спилбергера — Ханина. Результаты метода срезов отражены в таблице № 11.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволяют сформулировать основные выводы исследования.

1. Динамика показателей психического здоровья женщины в период беременности отражает функционирование системы взаимодействия матери и ребенка и опосредована способностью женщины к пересмотру и изменению своих жизненных целей в соответствии с целями будущего ребенка.

2. Начало ощущения шевеления ребенка, которое приходится на середину второго триместра беременности, является кризисным периодом в динамике личностных изменений женщины, когда ребенок становится способным к активному взаимодействию и побуждает будущую мать к осознанию его существования как отдельного человека и включению его в контур психической регуляции.

3. В процессе разрешения кризисных ситуаций с учетом существования ребенка, происходит рост личностной зрелости, проявляющейся в выборе более совершенных способов регуляции своих состояний. Основным способом регуляции психических состояний, начиная со второго триместра становится интеллектуализация.

4. Лонгитюдный метод позволяет уточнить индивидуальные варианты динамики личностной тревожности. Непрерывным исследованием выявлено, что уровень личностной тревожности может не подвергаться значительным изменениям в течение беременности. Повышенная тревожность в период беременности и после родов соотносится с ответственностью за свое поведение и является одним из факторов сознательной регуляции психических состояний.

5. Стрессоустойчивость является важным компонентом в структуре психического здоровья будущей матери. В течение беременности наблюдается снижение стрессоустойчивости у женщин с высоким уровнем личностной тревожности, что может рассматриваться как адаптивная реакция повышения восприимчивости к большему количеству стрессогенных факторов, по сравнению с началом беременности, как к возможной угрозе для психического равновесия будущей матери и соответственно для будущего психического равновесия ее ребенка.

6. Одним из показателей адекватного разрешения кризиса в личности беременной женщины является пересмотр системы ценностей и отношений. Данная тенденция находит выражение прежде всего в повышении ценности значимых близких. Как показали наши исследования, для будущей матери отец ребенка приобретает наибольшее значение.

7. Психическое здоровье матери во время беременности, и будущее психическое развитие ребенка находятся в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в соотношении особенностей регуляции психических состояний во время беременности у женщины и формирования регуляции напряжения и развития моторики ребенка после рождения.

В нашей работе на примере ситуации беременности рассматриваются возможности личности к изменениям и дальнейшему развитию в сложной жизненной ситуации. Наиболее важным результатом исследования является понимание того, что ситуация беременности, которая без сомнения является сложной как в физиологическом так и в психологическом плане, является своеобразной «проверкой» психического здоровья женщины, ее подготовкой к новой и трудной роли матери. Находясь в состоянии беременности будущая мать учится согласовывать свои цели и потребности с другими людьми. Это, прежде всего, будущий ребенок, который на начальном этапе своей жизни полностью зависит от нее. В течение беременности женщина должна суметь разрешить свои основные проблемы путем перестройки отношения к окружающей действительности, чтобы обеспечить своему ребенку полноценные условия для психического развития. Перестройка системы отношений не представляется возможной без серьезного личностного роста, и для этого женщина должна обладать определенными психическими ресурсами. Основным ее ресурсом в течение беременности, как правило, выступает любовь к будущему ребенку и осознанное желание дать ему возможность здоровой и счастливой жизни.

Ценность данной работы в том, что была прослежена непрерывность личностных изменений на всем протяжении беременности. При рассмотрении последовательной смены психических состояний в кризисной для личности ситуации, был наглядно показан процесс изменения в самой личности, что свидетельствует в пользу принципа непрерывности для изучения этого процесса. Личностные трансформации будущей матери происходят постепенно и имеют свои закономерности, которые следует учитывать при разработке психотерапевтических программ для беременных. Так, на начальном этапе беременности женщина не всегда способна осознать свое предстоящее материнство и уровень ответственности за будущего ребенка, и, следовательно, может быть не готова принять к сведению рекомендации, касающиеся ее образа жизни. Только забеременев, женщина, прежде всего, нуждается в объяснении происходящих с ней изменений, которые непосредственно касаются ее тела и ее эмоциональной сферы. Работа по построению успешного взаимодействия с будущим ребенком с целью обеспечения для него адекватных условий развития должна начинаться не ранее начала ощущений шевеления у будущей матери. Именно с этого периода наиболее благоприятна работа по коррекции психического состояния беременной, которая должна базироваться на обучении навыкам саморегуляции и повышении устойчивости к стрессу.

Полученные нами данные о соотношении показателей детского развития и особенностей регуляции психических состояний матери в период беременности соответствует представлениям системно-эволюционного подхода о роли материнской среды в пренатальном периоде онтогенеза и дают перспективы для дальнейшего более подробного изучения данного вопроса. В практическом плане, коррекция психического состояния беременной будет одновременно являться профилактикой отклонений в развитии регуляции напряжения и моторики ребенка после рождения, и способствовать улучшению его будущего психического здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Коваленко Н. П. Перинатальная психология. СПб., 2001.
  2. Э.К. К вопросу об эффективности психотерапевтической помощи женщинам с угрозой невынашивания беременности// Мат. 22-й научной сессии НИИ акуш. и гинек. им. Д. О. Отта РАМН. Под ред. Проф. Э. К. Айламазяна. СПб., 1993. с. 14−21.
  3. JT.B. Течение беременности и исход родов у женщин, страдающих алкоголизмом.// Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов № 3, 2000 с. 95.
  4. В.М. Тревожность у детей. М., 2001.
  5. Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
  6. А.С. Влияние пренатального стресса на поведение. / Тезисы докладов научно-практической конференции «Детский стресс мозг и поведение», СПб., 1996, стр. 5−10.
  7. А.С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований. // Психологический журнал, 2000, том 21, № 6, с. 51−56.
  8. А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства. // Психофизиология матери и ребенка. / Сб. статей под ред. А. С. Батуева. СПб., 1999.
  9. О.Н. Влияние социо-психологических факторов на социальное здоровье беременной женщины. Дис. канд. псих. н. СПб., 1998.
  10. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
  11. В.А. Информационный стресс. М., 2000, с. 262.
  12. В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2003.
  13. А. Воспитание в утробе матери. СПб, 1991.
  14. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я- концепции беременной женщины. Дис. канд. псих. н. М, МГУ, 1998.
  15. А.И. Жизнь до рождения. М., 1991.
  16. В.И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии, 2002, № 3.
  17. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии, 1994, № 5, с. 31−36.
  18. В. И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. 1997. № 6.
  19. А. Психическое развитие ребенка. СПб., 2001.
  20. О.С., Могилевская Е. В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. // Психологический журнал, 2001, том 22, № 1.
  21. И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. М&bdquo- 1963.
  22. Г. А., Сергиенко Е. А. Тест-опросник «День ребенка»: цели, возможности, структура, применение. // Психолог в детском саду, 2003, № 1.
  23. А.Е., Окороков А. А., Рамашевский Н. В. и др. О дезаптационных нервно-психических нарушениях при поздних гестозах и преждевременных родах. Ростов, 1989.
  24. И.В. Об антенатальной профилактике нервно-психических расстройств у детей. / Тезисы докладов научно-практической конференции «Детский стресс-мозг и поведение», СПб., 1996, стр. 31−34.
  25. И.В. О повышении эффективности курсов по дородовой подготовке беременных. //Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сборник материалов конференции по пренатальной психологии. СПб., 1999.
  26. Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
  27. А.И. Ребенок до рождения, СПб., 1998.
  28. А.И. Неврозы у детей. СПб., 1998.
  29. В.П. Этическое сознание. Л., 1979.
  30. Ю.В. Контроль поведения при различном течении беременности. Дисс. канд. псих. н. М., 2004.
  31. Коваленко Маджуга Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2001.
  32. А.Г., Гамаева М. Г. О влиянии фактора планирования беременности на психическое развитие детей первого года жизни. // Детский стресс. Мозг и поведение. СПб., 1996.
  33. Г. Психология развития, СПб., 2000.
  34. О.Н., Лебедев В. Н. Достоевский о тайнах психического здоровья. М., 1994.
  35. С.М., Мамедалиева Н. М. Психоэмоциональное состояние беременных с привычным невынашиванием // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов, 2000, № 3.
  36. Т.В. Материнство опыт трех поколений. М., 2000.
  37. Т.В. Представление о себе как о матери до и после родов. Автореферат диссертации. М., 2001.
  38. X. Аутогенная тренировка. М., 1980
  39. Г. Б. Влияние острого психоэмоционального стресса при катастрофе на течение и исход беременности, состояние плода и новорожденного: Автореферат дисс. к.м.н. М., 1992.
  40. С.А., Серов В. Н., Стрижаков А. Н. Практическое акушерство// Руководство для врачей. М., «Медицина», 1989. с.55
  41. В.Д. Гинекологическая психиатрия. Казань, 1996. -337с. С. 77.
  42. Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни. Материалы 1-й межвузовской научно-практической конференции. Смоленск, 2003.
  43. .Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб, 2001.
  44. Р.Ж. Мать и младенец. Психология взаимодействия. СПГУ, 1999.
  45. Г. С. Психология здоровья: учебное пособие. СПб, 2002.
  46. С.И. Словарь русского языка. М., 1986, с. 198.
  47. М.Н., Абрамченко В. В., Сметанкин А. А. Опыт применения метода биологической обратной связи в акушерской практике. Сборник материалов конференции по пренаталыюй психологии. СПб, 2001. С. 28−29.
  48. Е.А. О мотивации к деторождению у подростков. Сборник материалов конференции по пренатальной психологии. СПб, 2001. С. 50−54.
  49. Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. М., 1997.
  50. О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Автореферат дисс. канд. псих. н. СПб., 2005.
  51. Практическая психодиагностика. / Методики и тесты. Учебное пособие. Составитель Райгородский Д. Я. Самара, 1998.
  52. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А. А. Л., 1990.
  53. Профилактика врожденных пороков развития у плода и новорожденного. Пособие для врачей.//Краснопольский В. И. Москва, 2001 С. 13 -15
  54. Психика и роды. // Под ред. Айламазян Э. К. СПб., 1996.
  55. Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2003.
  56. Психофизиология. / Учебник для вузов под ред. Ю. И. Александрова. СПБ., 2004.
  57. А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.
  58. А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний. // Психология психических состояний. / Сб. статей под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2002.
  59. А.О. Феноменология регуляции психических состояний. // Психология психических состояний. / Сб. статей под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2002.
  60. А.О. Практикум по психологии состояний. М., 2004.
  61. Н.М., Бреева Е. Б. Здоровье новорожденных будущее здоровье нации. // Социологические исследования. 1996, № 11.
  62. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999.
  63. JI.M. Индивидуально-психологические особенности женщин при адаптации к состоянию беременности // Дис. канд. психол. наук. М., 2004.
  64. Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.
  65. Е.А., Виленская Г. А. и др. Близнецы от рождения до Зх лет. М., 2002.
  66. Е.А. Ранние этапы развития субъекта. / Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002, стр. 270−310.
  67. Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М., 2005.
  68. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.
  69. Словарь справочник по психодиагностике. / Под ред. С. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова, СПБ., 1999.
  70. А.Г. Уровень тревожности и особенности ЭЭГ у беременных женщин группы риска. Мат. конф. Перинатальная психология и медицина, СПб., 2000.
  71. О.А., Сергиенко Е. А. Влияние беременности на психическое здоровье матери и ребенка. //Сб. Исследования по когнитивной психологии./ Под ред. Сергиенко Е. А. М, 2004.
  72. Л.Н., Батуев А. С. Психофизиологические и поведенческие корреляты диадического компонента материнско-детской привязанности.// Валеология, 2001, № 3, с. 101−108.
  73. Н.С., Бердникова Т. В. Особенности личностной идентификации юных матерей. Материнство: психолого-социальные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2002. С. 42−45.
  74. Г. Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. М., 1996.
  75. Г. Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Институт психотерапии, 2002.
  76. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб, 1997.
  77. И.С. Эмоционально-личностные особенности беременных женщин и динамика их изменений в процессе продуктивной психотерапии. Дис. канд. псих. н. Казань, 2001.
  78. М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности. Пермь, 2001.
  79. И.Ю. Роль личностных особенностей в генезе невротических расстройств у женщин с угрожающим самопроизвольным абортом / Психические расстройства в соматической клинике: Сб. научных трудов, 1991.-с. 56−59
  80. Barker J. Maternal Nutrition, Fetal Nutrition, and Disease in Later Life // Nutrition Vol. 13, No. 9, 1997.
  81. Bibring G.L., Valenstein A.F. Psychological aspects of pregnancy // J. Clin, obstetrics and ginecol., 1976. Vol.19 — № 2. — P. 357−372
  82. Bourne G. Pregnancy. Glowes, London, 1972. P. 164.
  83. Casper A.J., Fifer W.P. Of human bonding: Newborns prefer their mothers voices. Sciens, 1980, V 208.
  84. Chamberlain D. What is Early Parenting? www.birthpsvcholoev.com
  85. Diamond J. War Babies // The Nature-Nurture Debate. The Essencial Readings. Stephen J. Geci and Wendy M.Williams. 1999.
  86. Dorothy Marie Mandel Psychophysiological Resilience: A Theoretical Construct Based on Threat Perception and Early Programming of Restorative and Arousal Based Adaptive Mechanisms. APPPAH Journal Vol. 17(3), 2003, 235−250
  87. Gardner J.M., Lennon E.M., Karmel B.Z. Evaluation of spontaneous and elicited motor performance in high-risk infants from birth to 4 months. N.J. 2000.
  88. Glynn, Laura M., Wadhwa, Patihik D., & Sandman, Curt A. The Influence of Corticotropin-Releasing Hormone on Human Fetal Development and Parturition. APPPAH Journal Vol. 14 (3−4), 2000, 243−256
  89. Fedor-Freybergh P. Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine: New Interdisciplinary Science in the Changing World. // Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. 2002, Vol. 16(4), p. 305−321.
  90. Fries M.E. Longitudinal Study: Prenatal Period to Parenthood // J. of the American Psychoanalytic Association. 1977. V.25 115−140.
  91. Hattunen M., Niskanen P. Prenatal loss of father and psychiatric disorders.// The Nature-Nurture Debate. The Essencial Readings. Stephen J. Geci and Wendy M.Williams. 1999.
  92. John P. Spencer, Beatrix Vereijken, Frederik J. Diedrich and Esther Thelen Posture and the emergence of manual skills.// Developmental Science 3:2, 2000, 216−233.
  93. Mc Ewen B.C., Schmeck H.M. The Hostage brain. N.Y. The Rockfeller University Press, 1994.
  94. Nijhout H.J. Metaphors and the role of genes in development, BioEssays 12, 1990,441−446.
  95. Oliver R.J. Tobacco Abuse in Pregnancy, APPPAH Journal Vol. 17(2), 2002, 153−166.
  96. Thaler D.S., The evolution of genetic intelligence, Science 1994, 224−225.
  97. Оцените свое состояние, отметив на шкапе цифру, которая в наибольшей степени отражает Ваше состояние в данный момент. Старайтесь пользоваться всем диапазоном цифр, избегайте крайних цифр.+
  98. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
  99. Чувствую себя сильной 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабой
  100. Пассивная 3 2 1 0 1 2 3 Активная
  101. Малоподвижная 3 2 1 0 1 2 3 Подвижная
  102. Веселая 3 2 1 0 1 2 3 Грустная
  103. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
  104. Работоспособная 3 2 1 0 1 2 3 Разбитая
  105. Полная сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленная
  106. Медлительная 3 2 1 0 1 2 3 Быстрая
  107. Бездеятельная 3 2 1 0 1 2 3 Деятельная
  108. Счастливая 3 2 1 0 1 2 3 Несчастная
  109. Жизнерадостная 3 2 1 0 1 2 3 Мрачная
  110. Напряженная 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленная
  111. Здоровая 3 2 1 0 1 2 3 Больная
  112. Безучастная 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченная
  113. Равнодушная 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованная
  114. Восторженная 3 2 1 0 1 2 3 Унылая
  115. Радостная 3 2 1 0 1 2 3 Печальная
  116. Отдохнувшая 3 2 1 0 1 2 3 Усталая
  117. Свежая 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренная
  118. Сонливая 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденная
  119. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
  120. Спокойная 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченная
  121. Оптимистичная 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичная
  122. Выносливая 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемая
  123. Бодрая 3 2 1 0 1 2 3 Вялая
  124. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
  125. Рассеянная 3 2 1 0 1 2 3 Внимательная
  126. Полная надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованная
  127. Довольная 3 2 1 0 1 2 3 Недовольная
  128. Дайте ответ на следующие вопросы. Пожалуйста, избегайте односложных ответов типа «да нет».
  129. Какое настроение преобладало у Вас сегодня?
  130. Как Вы оцениваете свое состояние здоровья сегодня?
  131. Появились ли какие-либо новые ощущения?
  132. Как Вы отреагировали на эти ощущения?
  133. Произошли ли сегодня какие-либо события, которые повлияли на Ваше эмоциональное состояние? Что Вы испытали, в связи с этими событиями?
  134. Какие эмоции Вы пережили сегодня?
  135. Методика определения стрессоустойчивости Холмса и Рэя1. Жизненные события Баллы1. Смерть супруга 1002. Развод 73
  136. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером 654. тюремное заключение 63
  137. Смерть близкого члена семьи 636. Травма или болезнь 537. Свадьба 508. Увольнение с работы 479. Примирение супругов 4510. Уход на пенсию 451. Изменение состояния здоровья членов семьи 4412. Беременность 4013. Сексуальные проблемы 39
  138. Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
  139. Реорганизация на работе 39
  140. Изменение финансового положения 3817. Смерть близкого друга 37
  141. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы 36
  142. Усиление конфликтности отношений с супругом 3520. ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
  143. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги 30
  144. Изменение должности, повышение служебной ответственности 29
  145. Сын или дочь покидают дом 29
  146. Проблемы с родственниками мужа 29
  147. Выдающееся личное достижение, успех 28
  148. Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
  149. Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
  150. Изменение условий жизни 25
  151. Отказ от каких-либо индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения 24
  152. Проблемы е начальством, конфликты 23
  153. Изменение условий или часов работы 20
  154. Перемена места жительства 2033. Смена места обучения 20
  155. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
  156. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
  157. Изменение социальной активности 18
  158. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) 17
  159. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушением сна 16
  160. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.) 15
  161. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 1541. Отпуск 13
  162. Рождество, встреча Нового года, день рождения 12
  163. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения и т. п.) 11
Заполнить форму текущей работой