Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм адаптации управления развитием приграничного региона к условиям интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на значительный вклад отечественных учёных в изучение вопросов влияния трансграничного сотрудничества на региональное экономическое развитие, следует, тем не менее, отметить, что они не предусматривают исследования межмуниципального международного сотрудничества как фактора регионального развития на уровне муниципального образования. Существует необходимость рассмотрения адаптационного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Приграничное сотрудничество и внешнеэкономические связи в системе понятий региональной экономики
    • 1. 1. Приграничный регион как основа интеграционной системной адаптации.,
    • 1. 2. Трансграничное сотрудничество российских регионов
    • 1. 3. Специфика развития международного сотрудничества на Северо-Западе России
  • Глава 2. Методические основы формирования механизма адаптации управления приграничным регионом к условиям интеграции
    • 2. 1. Особенности и структура механизма адаптации управления социально-экономическим развитием приграничного региона
    • 2. 2. Институциональное обеспечение механизма адаптации как фактор динамического развития приграничного сотрудничества
    • 2. 3. Характер и направления развития территориального планирования в приграничных регионах
  • Глава 3. Организационно-экономическая модель адаптации управления развитием приграничного региона к интеграционным процессам
    • 3. 1. Технология организации приграничного сотрудничества на региональном уровне
    • 3. 2. Формирование интегрированной стратегии развития социально-экономического потенциала приграничного региона
    • 3. 3. Предложения по реализации позитивно адаптированного сценария развития приграничного муниципального образования (на примере МО «Выборгский район»)

Механизм адаптации управления развитием приграничного региона к условиям интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Системный подход к исследованию и формированию комплексной модели управления региональными социально-экономическими системами российских приграничных регионов требует детального рассмотрения процессов их экономического развития, в частности процессов территориальной концентрации экономической активности в условиях интеграции, глобализации и кооперации, которые присущи современному этапу общественного развития.

Приграничное сотрудничество особенно усиливается в эпоху глобализации, когда снижается барьерная функция границы, резко возрастает перемещение материальных, информационных, финансовых и человеческих потоков, что сопровождается формированием сетей неформального и формального взаимодействия между акторами соседних приграничных регионов. Горизонтальные сетевые связи формируют основу для образования новых пространственных форм интеграции (еврорегионов, треугольников роста, коридоров развития, локальных форм трансграничного взаимодействия — трансграничных кластеров). Тем самым появляется возможность эффективного использования социалыю-экономического потенциала как за счет согласования стратегических направлений развития отдельных регионов России, так и посредством выработки государственной региональной политики в отношении отдельных приграничных субъектов Федерации.

В современных условиях выдвинутые положения о постсоветских причинах и последствиях территориальной дифференциации экономического и социального потенциалов развития страны, равно как и о значимости соответствующих различий и для регионального, и для муниципального уровня, становятся всё более актуальными. Точечный характер проявления экономической активности становится устойчивой тенденцией.

К сожалению, при анализе объективных обстоятельств, формирующих предпосылки развития России в постсоветский период, редко учитывается сверхвысокий уровень концентрации экономического и социального потенциалов страны в чуть более чем сотне региональных столиц административных центров субъектов Российской Федерации) и крупнейших городах. Отсюда вытекает необходимость учесть последствия.

1) воздействия феномена «сверхконцентрации» на состояние и перспективы социально-экономического развития периферийных, приграничных территорий России. Значимость проблемы требует её обстоятельного анализа и учёта при разработке и реализации общей государственной региональной политики.

Федеративная природа российского государства определяет высокую ответственность субъектов Федерации за решение вопросов их социального и экономического развития при одновременном усилении их интеграции. Генеральное направление регионального развития — это максимальное усиление экономической базы каждого из субъектов Федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям российской и мировой экономики. В этих условиях приграничное сотрудничество является наиболее эффективной формой интеграционного взаимодействия, позволяющей использовать специфику отдалённых от центра приграничных регионов России.

9 февраля 2001 года Правительством РФ была утверждена Концепция приграничного сотрудничества, в которой приграничное сотрудничество определяется как согласованные действия федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния населения приграничных территорий, укрепления дружбы и добрососедства.

Актуальность темы

исследования обусловлена также все возрастающим влиянием интеграционных процессов на экономику России в целом и отдельных её регионов. Всё более активными участниками интеграционных процессов становятся в последнее время приграничные регионы, в лице муниципальных образований.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы трансграничного и приграничного сотрудничества исследуются в многочисленных трудах отечественных и зарубежных учёных. В отечественной науке к числу работ, посвящённых изучению проблем регионального развития, тенденций и закономерностей развития приграничного и трансграничного сотрудничества относятся исследования Артоболевского С. С., Болотова Д. А., Васильевой Н. В., Газизуллина Н. Ф., Гранберга А. Г., Гринчель Б. М., Данкина Н. С., Дваса Г. В., Жук В. А., Знаменской К. Н., Иванова В. И., Кайсаровой В. П., Костылевой Н. Е., Котелышкова Г. А., Кузнецова С. В., Ларина B.JI., Ложко Н. М., Максимова С. Н., Межевича Н. М., Рохчина В. Е., Смирнова Е. Б., Счисляевой Е. Р., Ходачека A.M., Чёрной И. П., Шлямина В. А., Шопенко Д. В., Шураева В. В. и ряда других авторов. Исследованию различных направлений приграничного сотрудничества посвятили свои работы зарубежные авторы, в числе которых Клютгер X., Любин М., Сеппо М., Корхонен П.

Несмотря на значительный вклад отечественных учёных в изучение вопросов влияния трансграничного сотрудничества на региональное экономическое развитие, следует, тем не менее, отметить, что они не предусматривают исследования межмуниципального международного сотрудничества как фактора регионального развития на уровне муниципального образования. Существует необходимость рассмотрения адаптационного механизма как основы приграничного сотрудничества в системе межмуниципального международного взаимодействия с учётом влияния на него ныне сложившихся общих и особенных условий, а также разработки стратегических перспектив его развития. Восполнение указанного пробела предстаёт как актуальная научная проблема, решению которой посвящено данное исследование.

Целью настоящего исследования является разработка научных и методических положений по формированию механизма адаптации управления социально-экономическим развитием региона к современным социально-экономическим интеграционным процессам.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать опыт приграничного сотрудничества регионов, выявить основные типы интенсивности приграничных связей и характер сотрудничества, особенности и тенденции развития международного сотрудничества местных самоуправлений;

— выявить основные элементы механизма адаптации управления социально-экономическим развитием приграничных регионов к интеграционным процессамисследовать направления институциональной поддержки приграничного сотрудничества в сфере разработки и реализации совместных международных программ;

— рассмотреть возможности взаимоадаптации планов территориального развития приграничных регионов с учетом их особого местоположения;

— разработать основные этапы и принципы технологии организации приграничного сотрудничества;

— предложить методический подход к диагностике состояния и определению перспектив развития приграничного сотрудничества муниципального образования в составе интегрированной стратегии развития региона.

Объектом исследования выступает система управления социально-экономическим развитием приграничного региона в условиях развития интеграционных процессов.

Предметом исследования является совокупность научных и методических вопросов использования механизма адаптации управления социально-экономическим развитием приграничных регионов к современным интеграционным условиям.

Теоретической, методической и информационной основой исследования являются научные концепции, положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления социально-экономическим развитием регионов, участия в международном сотрудничестве органов местного самоуправленияинформационно-аналитические и статистические материалы, законодательные и нормативно-правовые документы по вопросам приграничного сотрудничестватак же в качестве информационной базы исследования использованы отчеты о реализации проектов, выполнявшихся по программам ТАСИС и ИНТЕРРЕГматериалы, полученные в ходе практической и исследовательской деятельности автора. В работе использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнения, аналитического и структурно-логического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обоснована роль приграничного региона как основного элемента комплексной и системной взаимоадаптации с использованием совокупности формальных и неформальных связей между приграничными территориями, целью которых является реализация экономических и политических интересов акторов местного самоуправления в условиях относительной взаимодополняемости различных видов ресурсов и развития региональных интеграционных программ.

2. Определены элементы механизма адаптации управления социально-экономическим развитием приграничных регионов и предложен системный подход к его использованию в реализации взаимных интересов сопредельных государств на муниципальном уровне, который позволит повысить эффективность решения задач интеграции российской экономики.

3. Обоснована необходимость, цель и принципы институциональной поддержки как важнейшего элемента механизма адаптации при разработке и реализации программ приграничного сотрудничества регионов, направленного на обеспечение условий стабильного экономического роста и развития.

4. Предложены принципы взаимодействия субъектов региона и организации сотрудничества в области градостроительного регулирования на приграничных территориях, позволяющие обеспечить взаимное согласование интересов при разработке схем территориального планирования с целыо устойчивого развития сопредельных приграничных регионов.

5. Разработана технология организации приграничного сотрудничества, выступающая в качестве системообразующего адаптационного элемента, в рамках которой на стадиях подготовки, разработки и реализации выделены направления управленческой деятельности в организации сотрудничества, что позволит объединить структурные элементы социально-экономической системы «приграничный регион» и обеспечить ее устойчивое развитие.

6. Разработаны модели проведения мониторинга состояния и определения перспектив развития приграничного сотрудничества муниципального образования с учетом интенсивности контактов и влияния на них различных факторов, реализация которых даст возможность своевременного принятия решений по взаимодействию между органами власти сопредельных территорий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методических рекомендаций, моделей и схем управления процессами приграничного сотрудничества региона, которые могут использоваться органами власти при формировании муниципальной социально-экономической политики, а также совместных с зарубежными партнёрами программ и проектов. Отдельные положения работы могут найти применение в ходе совершенствования региональной политики в отношении развития Северо-Западных приграничных регионов страны.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании таких учебных дисциплин как «Регионоведение», «Региональная экономика», «Международное экономическое сотрудничество».

Апробация работы. Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на IV и V Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления экономикой региона» (Санкт-Петербург, 2007, 2008 г. г.), научно-практической конференции «Актуальные социально-экономические и инженерно-технические проблемы развития транспортной инфраструктуры Выборгского региона» (Выборг 2007 г.). Основные положения диссертационного исследования используются в учебном процессе Выборгского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,0 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 126 источников.. Работа изложена на 169 страницах, включает 14 таблиц, 14 рисунков, библиографический список из 145 наименований.

Выводы, полученные в ходе исследования, позволяют констатировать, тот факт, что для Выборга характерна первая модель стратегического развития из предложенной выше классификации.

На сегодняшний день стратегическое планирование на уровне приграничного региона имеет, на наш взгляд, по крайней мере четыре общественно-политических адреса:

— властные структуры, к которым относится федеральная, региональная и муниципальная власть;

— отечественный региональный и иностранный бизнес;

— население приграничного региона;

— международное сообщество.

Анализ сложившейся ситуации в Выборгском районе и Ленинградской области, позволяет сделать вывод о том, что исследование приграничного сотрудничества МО «Выборгский район Ленинградской области» может быть, признано модельным по потому что обладает многими сходными характеристиками с другими приграничными регионами с одной стороны и имеет специфические предпосылки с другой.

Санкт-Петербургу, как Северной столице России принадлежит имидж туристического и культурного центра России, Выборг же, в силу своего географического положения, по нашему убеждению, может взять на себя функции центра делового сотрудничества со странами Европейского Союза и выполнять роль основного элемента адаптации межгосударственных связей в различных сферах сотрудничества.

На сегодняшний день в районе сосредоточен значительный потенциал, позволяющий динамично развивать международные связи. Здесь находится крупный железнодорожный центр, три международных пограничных перехода и два порта, сосредоточен значительный людской потенциал, через территорию района ведётся строительство газопровода «Северный поток». Выборгский район занимает активную позицию в вопросах приграничного сотрудничества, и можно признать, что пусть и не формализованная, но реальная координация приграничного сотрудничества в Выборгском районе уже существует. Приграничное сотрудничество как форма межтерриториальных отношений находится в стадии динамичного развития, на уровне установления регулярных контактов и попыток реализации конкретных проектов.

В настоящее время реализацию приграничного сотрудничества Выборгского района определяет позиция региональных властей макроуровня, а также от действия федеральных органов государственной власти. Район не имеет возможности самостоятельно решить основные проблемы приграничного сотрудничества с сопредельными государством, тем самым не вполне способен повлиять на своё экономическое развитие. Тем не менее, нужно отметить значительную роль местных властей в отстаивании интересов Выборгского района в вопросах приграничного сотрудничества перед федеральным центром.

На наш взгляд, приграничное сотрудничество в этом регионе наталкивается на серьёзные ограничения, требующие скорейшего преодоления. Проведённое исследование даёт основание сделать выводы, о том что: неурегулированность российского законодательства тормозит развитие отношений муниципалитетов с сопредельными государствами;

— «перетягивание» центром на себя большинства совместных программ понижает значение Выборга в глазах иностранных партнёров;

— существующая практика работы российских служб на границе (таможенной, миграционной, налоговой) является ещё одним барьером на пути приграничного сотрудничества Выборгского района и Восточной Финляндии.

Другого рода ограничителями, по мнению автора, являются низкая компетентность районной элиты в вопросах трансграничного сотрудничества и высокая коррумпированность власти. Эта проблема соотносится с низкой подготовленностью кадров и отрицательно сказывается на взаимоотношениях с представителями финской стороны.

В ходе исследования был отмечен тот факт, что проблемы в реализации конкретных проектов, затрагивающих хозяйственно-экономическую сферу региона, создают вакуум в приграничном сотрудничестве Выборга, который на сегодняшний день заполняется культурными, спортивными, образовательными связями.

При формировании стратегии развития приграничного сотрудничества нужно также учитывать и такой немаловажный фактор, как представительство интересов региона в международных союзах и ассоциациях. Регионы не только нуждаются в политическом лобби, но и в практической финансовой помощи этих организаций для решения своих насущных проблем. Как правило, получение регионами грантов, субсидий и других видов поддержки из международных фондов может быть достигнуто только в рамках их участия в международных проектах сотрудничества с другими регионами.

Для поиска инструментов повышения эффективности приграничного сотрудничества большое значение при разработке стратегии имеет формирование международного имиджа региона. Понятие «имидж» всё чаще употребляется в регионалистике. В связи с этим современные авторы констатируют укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». 81.] Сегодня задача формирования имиджа приграничного региона становится все более насущной. Она нова как для страны в целом, так и для мезорегионов в частности.

Выбор политического образа приграничного региона во многом может предрешить будущее приграничного региона на несколько десятилетий вперед. От того, насколько верно удастся определить новый имидж, будет зависеть не только экономический, но и морально-политический климат вокруг Выборгского района. Уже сегодня должна строиться активная согласованная работа по разработке новых региональных брендов, в которой равно заинтересованы и власть, и бизнесмены, и население.

В последнее время региональные предприятия, фирмы, организации, активно участвовали в различного уровня международных конкурсах. Больше внимания фирменному стилю и имиджу стали уделять крупные предприятия, общественные организации, рекламные и туристические агентства, средства массовой информации Выборга. Вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории мезорегиона, в процесс формирования имиджа позволит консолидировать основные производительные силы региона в целях продвижения регионального продукта на российском и международном рынках, в частности и эффективного использования потенциала региона, повышения благосостояния его населения в целом.

На современном этапе развития сохраняется острая необходимость в проведении целенаправленной и систематической работы по созданию привлекательного образа Выборга для иностранных партнёров и туристов используя его своеобразный культурно-исторический тип, особые географические природно-климатические условия, традиционно сложившиеся формы хозяйственной и духовной жизни.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого приграничного региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что в конечном итоге это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно отстаивать свои интересы на международном и федеральном уровне, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики.

Выборг также весьма конструктивно решает эту задачу: ставка в продвижении образа города делается на уникальные исторические и природные памятники, выгодное географическое положение, наличие развитой инфраструктуры.

Участие региона в международном сотрудничестве, как и любое другое направление деятельности местных властей, нуждается в оценке эффективности и мониторинге (рис. 13) ее положительных и отрицательных социально-экономических последствий.

Мониторинг результирующих показателей.

Мониторинг общественного мнения и т. д.

Методические подходы к созданию системы мониторинга.

Организационная структура системы мониторинга (адаптированная к структуре сопредельной территории).

Ожидаемый эффект мониторинга.

Рис. 13 Методика формирования системы мониторинга реализации приграничных связей региона.

Одним из важнейших направлений аналитической работы при формировании стратегии развития приграничного сотрудничества является анализ уже сложившихся экономических отношений с иностранными партнёрами, в которые вступает регион. Эти отношения направлены на усиление взаимодействия и развитие экономических отношений между территориальными органами власти путём заключения межрегиональных соглашений и договорённостей.

При анализе приграничных экономичных связей важным вопросом является разработка методики формирования системы мониторинга реализации приграничных связей региона (рис.13), позволяющая объективно оценить происходящие в регионе экономические процессы и разработать стратегию сотрудничества.

Разработка системы показателей приграничного сотрудничества мезорегиона должна опираться на диалектику взаимодействия функционирования и развития, а также включать показатели, характеризующие все стороны взаимодействия сопредельных территорий и учитывать все аспекты устойчивости функционирования и развития.

Проведённый анализ направлений сотрудничества приграничного мезорегиона позволяет выделить следующие требования к конструированию показателей сотрудничества:

1.) число показателей, характеризующих приграничное сотрудничество должно быть достаточным, однако сведённым к минимуму;

2.) показатели должны иметь прозрачную природу;

3.) показатели должны быть взаимоисключаемыми с одной стороны, с другой — взаимодополняемыми;

4.) системный подход к выбору показателей, учитывающий взаимодействие всех сторон и направлений сотрудничества;

5.) сбор данных не должен быть связан с необходимостью организации сложных, трудоёмких и дорогостоящих работ.

Приграничное сотрудничество как сложный многофакторный процесс должно характеризоваться множеством показателей. Они несводимы к единому интегральному показателю, поскольку многие из них являются неаддитивными и их невозможно складывать друг с другом.

Разработка системы показателей должна начинаться с определения ориентиров (критериев), в отношении которых показатели призваны создать информационную базу. На наш взгляд, можно выделить четыре основных критерия международного сотрудничества мезорегиона: активность, эффективность, безопасность, адаптивность. В таблице 6 представлена комплексная система показателей мониторинга приграничного сотрудничества мезорегиона.

Развитие приграничного сотрудничества протекает как неотъемлемый элемент социально-экономического развития всего региона. Иными словами, развитие приграничного сотрудничества связано как с самой системой международного сотрудничества, так и с окружающей системой (с внешней средой). Поскольку система сотрудничества, как правило, адаптируется в процессе функционирования к своему окружению, можно ожидать, что её свойства (показатели, характеризующие их) найдут своё отражение в свойствах всей региональной социально-экономической системы.

По мере развития добрососедских связей в условиях изменяющегося международного экономического пространства отдельные показатели могут потерять свою актуальность. Поэтому может возникнуть необходимость их замены другими показателями, более актуальными для данной фазы развития международных отношений и новых условий регионального развития. В связи с этим важно поддерживать гибкость перечня показателей и возможность их пересмотра в ответ на новые тенденции.

К сожалению, многие из предложенных нами показателей не находят своего отражения в региональной статистике. В задачи отделов приграничного сотрудничества МО «Выборгский район ЛО» и МО «Выборгское городское поселение» входит решение текущих повседневных вопросов организации связей с сопредельными муниципалитетами, формирование информационной базы часто оказывается вне поля их деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Территориальные и политические особенности России всегда предопределяют особое значение региональных аспектов экономического развития. В свою очередь, понимание экономической сущности любого российского региона, и особенно приграничного, возможно лишь при опоре на его международную специализацию, участие в международном разделении труда.

Системный подход к исследованию и формированию комплексной модели управления региональными социально-экономическими системами российских приграничных регионов по нашему мнению должен учитывать современные процессы экономического развития, территориальную концентрацию экономической активности, адаптацию, интеграцию, глобализацию и кооперацию, которые присущи современному этапу общественного развития, поскольку интеграционные процессы являются детерминантными в текущей фазе мирового регионального развития.

Проведённый анализ показал, что приграничное сотрудничество занимает всё более важное значение в эпоху глобализации, при снижении барьерной функции границы, резко возрастает перемещение материальных, финансовых и человеческих потоков, что сопровождается формированием сетей различного рода взаимодействия между акторами соседних приграничных регионов. Горизонтальные сетевые связи формируют основу для образования новых пространственных форм интеграции, таких как еврорегионы, треугольники роста, коридоры развития, локальные форм трансграничного взаимодействия.

Анализ внешнеэкономических связей выявил, что на сегодняшний день наша страна обладает всего нескольким регионами, способными эффективно налаживать мирохозяйственные связи -— Москвой, Санкт-Петербургом («окном в Европу»), комплексом портов в Краснодарском крае, и Владивостоком («окном в Азиатско-Тихоокеанский регион»). Для такой большой страны, как Россия, этого явно недостаточно, чтобы, с одной стороны, вывести другие российские регионы на глобальный рынок в качестве значимых узлов в системе товарных, финансовых, инновационных и культурных обменов, а с другой, закрепить за страной значимое место в этой системе. Успешность развития России сегодня напрямую зависит от успешности её регионального приграничного развития.

В диссертационном исследовании выявлена тенденция к тому, что приграничность приобретает всё большее значение и выступает сегодня в качестве нового территориального социально-экономического фактора развития регионов. Пространство, прилегающее к границе, может представлять собой мощнейший экономический, политический и культурный центр, выполняющий роль комплексной системы адаптации межгосударственных связей России в различных сферах международного сотрудничества.

В результате проведённого исследования обоснована роль приграничного региона как основного элемента комплексной и системной взаимоадаптации межгосударственных связей в различных сферах общественной практики. В работе был проанализирован имеющийся опыт приграничного сотрудничества регионов России и выявлены основные особенности тенденций развития международного сотрудничества местных самоуправлений на Северо-Западе России;

В работе была уточнена трактовка понятия «содержание приграничного сотрудничества», применительно к международному сотрудничеству на уровне местных самоуправлений, как совокупности формальных и неформальных связей между приграничными территориями сопредельных государств на уровне осуществления экономических и политических интересов акторов местного самоуправления в условиях относительной взаимодополняемости материальных и нематериальных ресурсов и перспективности развития региональных интеграционных программ.

Для оценки степени участия региона в трансграничном экономическом сотрудничестве выявлена объективная необходимость рассмотрения адаптационного механизма управления в системе межмуниципального международного взаимодействия с учётом влияния на него сложившихся общих и особенных условий, а также разработки стратегических перспектив его развития.

Поскольку в основе социально-экономической системы приграничного региона лежат потребности общества, то анализ выполняемых приграничным регионом функций, с учётом преимуществ его территориального расположения, требует решения задач динамичного развития и повышения уровня жизни как самого региона, так и страны в целом, с учётом влияния закономерностей мирового развития. В работе получен вывод о возможности рассмотрения приграничного мезорегиона как узла межгосударственных. контактов с обязательным условием использования механизма адаптации, проявляющегося на различных уровнях его управления.

Практика показывает, что приграничное сотрудничество с одной стороны следует рассматривать как важнейший ресурс развития экономики приграничных регионов нашей страны, с другой стороны — это объект управления, нуждающийся в комплексном подходе к его исследованию, который предполагает необходимость изучения всех его аспектов: экономических, социальных, организационных, экологических и др.

Приграничное сотрудничество, как политический и экономический i проект, как правило, является инициативой снизу, инициативой гражданского общества или местного самоуправления, и именно поэтому не может развиваться без поддержки общества. В работе выделены цели и принципы участия общественности в разработке и реализации программы приграничного сотрудничества, а так же предложена система общественного участия в процессе разработки и реализации проектов приграничного сотрудничества как важный способ формирования адаптивных свойств приграничного региона к будущим событиям и процессам.

Одной из существенных целей пространственного планирования в приграничных регионах является достижение сбалансированного развития центральных и приграничных районов и обеспечение взаимовыгодных условий для межгосударственного сотрудничества. Поэтому в работе предложены принципы организации сотрудничества в области территориального планирования на уровне мезорегиона, позволяющие обеспечить согласование интересов при разработке территориальных проектов с целью устойчивого развития приграничных территорийрассмотрены особенности территориального развития приграничных регионов в системе пространственного планирования.

Автором разработана технология организации приграничного сотрудничества, выделены её основные этапы и принципы с учётом специфики многоцелевого управления.

В диссертационной работе организация приграничного сотрудничества рассматривалась как адаптированный процесс обоснования и установления системы связей, направленный на укрепление взаимодействия субъектов РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий, изменения их экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящие к их качественным преобразованиям.

Предложен методический подход к диагностике состояния приграничного сотрудничества мезорегиона в составе интегрированной стратегии развития международных контактов (на примере МО «Выборгский район Ленинградской области»). Опробован подход диагностики состояния (мониторинга) приграничного сотрудничества муниципального образования. Результаты апробации получили одобрение и положительную оценку со стороны специалистов отдела по внешнеэкономической политике МО «Выборгский район» и внедрены в практическую деятельность. Предложена модель проведения диагностики участия и перспектив развития международного сотрудничества с учетом форм международных контактов и влияния на них различных групп факторов. При формировании интегрированной стратегии развития социально-экономического потенциала МО «Выборгский район Ленинградской области» было выделено несколько сценариев, исходя из позиционирования региона в рамках различных форматов интересов.

В работе предложена и апробирована методика исследования и количественной оценки перспектив приграничного сотрудничества на основе применения SWOT-анализа, позволяющая выявить возможности повышения эффективности международных контактов с учётом исторических, геополитических, экономических и социальных факторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"№ 95-Ф3 от 04 июля 2003 г.
  2. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон N 191-ФЗ от 29.12.2004 Градостроительный кодекс РФ.
  4. Постановление правительства РФ «О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации"№ 1390 от 14 декабря 1999 г.
  5. Федеральная целевая программа по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (до 2015 года) Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 года № 717.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1513 от 19 августа 1992 «О международных и внешнеэкономических связях субъектов Российской Федерации».
  7. Концепция приграничного сотрудничества РФ, Утверждена распоряжение правительства РФ 09.02.2001. № 196-р
  8. Межправительственное соглашение о сотрудничестве сопредельных регионов от 02.12.1992 г.
  9. Постановление Правительства Ленинградской области № 144 «О приграничном сотрудничестве Ленинградской области с Финляндской Республикой и Европейским Союзом» от 11 апреля 1996 г.
  10. Устав муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области»
  11. Е.М. Адаптация и идентичность//Общественные науки и современность.-1998.-№ 4. С. 34.
  12. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения.-М.:ИСЕПН РАНД 998 67 с.
  13. И.К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами /www. aup.ru/article/10azovcewaJ2h
  14. А.А. Региональные проблемы социального развития /Под ред.С. Б. Лаврова Д.: Изд-во ЛГУ, 1986.-133 с.
  15. С.С. В плане Минрегионразвития акценты можно расставить иначе // Институт географии РАН 2007
  16. С.С. Комментарии к проекту концепции регионального развития. РАН МГУ Институт географии. 2007
  17. Д.Д. География России,— М.: Энциклопедия, 2005.-303 с.
  18. П.Я. Дальневосточный регион России: проблемы и перспективы устойчивого развития. Владивосток: Дальнаука, 2001.-142 с.
  19. Бек У. Что такое глобализация? /Пер. с нем. А. Григорьева М.: Прогресс — традиция. 2001.-301 с.
  20. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.-314 с.
  21. Д.А. и др. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2005.-137 с.
  22. Д.А., Межевич Н. М. Модели приграничного сотрудничества в России: опыт исследования муниципальных образований Псковской области//Российское экспертное обозрение 2006- № 4 С. 18
  23. Д.А., Межевич Н. М., Шураев В. В. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд-во Политех., ун-та, 2005−128 с.
  24. Д.А., Межевич Н. М. Модели приграничного сотрудничества в России: опыт исследования муниципальных образований Псковской области//Российское экспертное обозрение- 2006. № 4.С.32
  25. Д.А., Межевич Н. М. Международное сотрудничество регионов и приграничных территорий РФ: некоторые аспекты // Формула России: Экономика, политика, национальная идея, — СПб., 2000.
  26. Д. А., Межевич Н. М. Региональное и приграничное сотрудничество в РФ//Между народный информационно-аналитический журнал Экономика. Политика. Инвестиции, — 2001. № 1.С.22
  27. Васильева Н. В. Жилищная сфера крупного города. проблемы управления и стратегия развития / Н. В. Васильева- М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос.инженер.-экон. ун-т. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. -276 с.
  28. Н.В. Формирование интегрированной системы управления жилищной сферой крупного города :Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.э.н.: Спец.08.00.05 / Васильева Наталья Владимировна — С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. СПб., 2002. -38 с.
  29. Вехи Выборгской истории: Учеб. пособ./ Под.ред. Мошник Ю. И. Выборг, 2005.-208 с.
  30. Л. Б. Субъекты Российской Федерации в международныхсвязях : Учеб. пособие / Л. Б. Вардомский, Ф. Д. Демидов, Н.И.
  31. Марчук — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 20 с.
  32. А.И., Субботин Ю. Ю. Адаптация и компенсация -универсальный механизм приспособления. М.:Медецина, 1987.-176 с.
  33. Выборг: информационный справочник, 2007.-66 с.
  34. Н.В. Социально-экономическая адаптация горнодобывающих предприятий в аспекте инновационной деятельности. Екатеринбург.: ФГУП НТЦ-НИИОГР, 2008.-40 с.
  35. Ю.Н. Регионоведение: учебник, — М.: Гардарики, 2002, — 382 с.
  36. Государственное регулирование региональной экономики / Под ред. Климов С. М. Ходачек A.M.- изд-во ИВЭСЭП, 2003.-235 с.
  37. А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании// Социология, 2000 -№ 12.С.6
  38. Грамоты Великого Новгорода и Пскова /Под ред. Волка С. Н. M.:-JI. 1949
  39. А.Г. Основы региональной экономики. М.: Государственный университет — Высшая школа экономики, 2000.-492 с.
  40. А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ (уроки разработки и реализации) // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 1. — Новосибирск, 1995
  41. А.Г. Стратегии макрорегионов России: методические подходы, приорететы и пути реализации, — М.: Наука, 2004.-719 с.
  42. А.Г., Пересыпкин В. И. Проблемы Северного морского пути,-М.: Наука, 2006.-580 с.
  43. И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика.-М.: Высшая школа экономики, 1997.-69 с.
  44. Гутман.Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, СВ. Федин /Под ред. Г. В. Гутмана М.: Финансы и статистика 2001.-173 с.
  45. В.В. Адаптивное прогнозирование: модели и методы, — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997.-195 с.
  46. В.А. Геополитика: учеб. пособ. Киев: ВИРА, 2000.-446 с.
  47. В.А. Регионоведение: Учеб. пособие М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-526 с.
  48. С.В. Адаптация экономической системы региона с точки зрения бизнес-сообщества //www.invir.ru/print/php page=npot&cat
  49. Европейское сотрудничество фактор стратегического развития Северо-Запада России / Жук В. А., Ложко В. В., Межевич Н. М. и др.- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.-274 с.
  50. Жук Н.П., Межевич Н. М. Позитивный опыт лучшая социальная практика, как инструмент улучшения качества местного самоуправления в приграничных регионах.// Экономика Северо-Запада, — 2006-№ 1
  51. B.C., Занодворова А.В./Экономика города.- М.:ИКЦ Академкнига, 2003.-267 с.
  52. Значение Санкт-Петербурга во внешней торговле России. Историко-статистический очерк \ Известия СПб городской Думы 1898 г. № 23
  53. Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. -М.: УРСС, 2003.-261 с.
  54. А.Н. Совершенствование управления социально-экономическим развитием приграничных регионов Монография, М., 2006
  55. С., Андрюшин С. Сырьевая составляющая региональной экономики России// Вопросы экономики, — 2007- № 6 С.43
  56. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России,— М.: УРСС, 2003.-293 с.
  57. X. Страны балтийского региона как новая периферия объединенной Европы // Региональное развитие и сотрудничество. 2001.№ 3.
  58. В. Конкурентноспособность российских регионов в условиях глобализации. М.-.ТЕИС, 2003.-188 с.
  59. В.В. Организационно экономические основы обеспечения адаптивности производственных систем в рыночной среде. — Барнаул: Алт. ГТУ, 1996.-182 с.
  60. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005.-477 с.
  61. Концепция социально-экономического развития Выборгского района.
  62. Координация сотрудничества за государством./ Проблемы и перспективы российско-финляндского торгово-экономического сотрудничества — Финляндский торговый путь-2008.-С.2
  63. Ю.В. Трансграничное региональное сотрудничество: северо-запад России //Полис.-2003. № 5. С 43.
  64. С.В. Формирование стратегии управления социальными процессами в регионах / Рос. акад. наук, Ин-тпробл. регион, экономики — подгот.: д.э.н. Кузнецов С. В. и др. С-Пб.: ИРЭ РАН, 2006. — 173 с.
  65. В.И. Научно-технические нововведения: организационно-экономический механизм управления в условиях перехода к рынку. Минск: изд. Унив-т, 2003.-232 с.
  66. О.Т. Основы менеджмента.-СПб.:Изд-во СПбГТУ, 2001.-387 с.
  67. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития, — М.: УРСС, 2000.-366 с.
  68. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. -М: Экономика, 1988.-192 с.
  69. А.В. Становление украинско-российской границы и правовое регулирование её пересечения, — Киев, 2002.-98 с.
  70. В.И. Позиционная диагностика систем управления/ Материалы к выставке «Управление-2003», М.-2003
  71. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. Гранберга А. Г. М., 2001
  72. Н.М. Международные организации региона Балтийского моря: основные направления деятельности и роль в формировании системы международных отношений. СПб., 2000
  73. Н.М. Экономические трансформации в восточной части Балтийского моря в 90-е годы XX века: некоторые аспекты // 6-ICCEES World congress Tamper, Finland, 2000
  74. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия./Под ред. Клейнера Г. Б.-М.: Наука, 2001.-514 с.
  75. А.И. Глобализация: новый цивилизационный контекст. М.: Новый век, 2001 .-312 с.
  76. Н.Н. Региональная экономика. М: Экономика, 1975.-265 с.
  77. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы.-М,-1978.-208 с.
  78. А. Региональный имидж / Publiciti,-2006-№l. // http: // regionalistica.ru / about
  79. Е.Н. География городов (геоурбанистика) М.: Высшая школа. 1991.-317 с.
  80. Пора Финляндии вернуться в Россию, //http:// www.msfintrade.ru/ dsjrisfintrade/ files/258/Доклад.doc/
  81. В. Большой перекрой // Экономика и политика России.- 2000. № 1 С. 13
  82. Постсоциалистические страны в условиях глобализации. М.: ИМЭПИ РАН- Изд-во А. Мельникова, 2001.-109 с.
  83. Прогноз социально-экономического развития российской экономики на 2007−2009г.г.// Российская газета- Центральный выпуск № 4079 от 30 мая 2006
  84. Программа развития НПО региона Чудского озера 2004. Псков, 2004.
  85. Проект «Концепции регионального развития"подготовлена РАМ и МГУ, — М.: 2004
  86. Прозрачные границы: Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России/ Под ред. Вардомского Л. Б., Голунова С.В.- М. -Волгоград, 2002.-347 с.
  87. Приграничные районы, приграничное сотрудничесво: Сб. ст. / Отв. ред.: д.э.н.Вардомский Л. Б. М.: ЭПИКОН, 2000. — 198 с.
  88. Пространство России. Отечественные записки 2002 — № 6(7) С. 12
  89. Э. М. Давыдова М.И. Физическая география России. Ч 1−2 М.:Владос, 2003.-285с.
  90. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. -М.: УРСС, 2001
  91. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности/ Под ред. Вертешева С. М., Рохчина В. Е. -Псков, 2003.-305 с.
  92. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза./Под.ред. Гранберга А.Г.- М.: Экономика, 2000.-438 с.
  93. Регионоведение: учебное пособие Под ред. Дергачёва В. А. М.: ЮНИТА — ДАНА. 2004.-463 с.
  94. Регионы России 2007. Статистический ежегодник. М.: Статистика 2007
  95. Ю.В. Управление устойчивым развитием приграничного региона. Иркутск- Из-во: БГУЭП, 2007.-76 с.
  96. В.Е. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учеб.-метод. пособие./ Под ред. Вертишева С. М., Рохчина В. Е. СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2003.
  97. Е.В., Караченцев И. Л. Специфика проблем сохранения биоразнообразия в территориальном и временном аспектах.\Экономика природопользования.-2007.-№ 1 .С.28
  98. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. М.: МИД РФ, 2007.
  99. Е. Р. Международный бизнес: учебное пособие / Е. Р. Счисляева, А. В. Арфае — Федеральное агентство пообразованию, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т С-Пб: Изд-во. Политехи, ун-та, 2006- 266 с.
  100. К. Сорвали роща памяти, — Из-во: Царское село, СПб, 2007.196 с.
  101. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России/Под. ред. Жихаревича Б. С. Лимонова Л.С. и др.- СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», — 2003.-282 с.
  102. Торговые связи Выборга: исторические очерки.// http: \ wipuri. ru ru libraru
  103. Г. Л. Глобализация, бизнес, регион // Россия: планетарные процессы. СПб., 2002.-82 с.
  104. Управление региональной экономикой / Гутман Г. В., Мироедов А. А.,. Федин С. В / Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.-173 с.
  105. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Мильнера Б,-М.: ИНФРА-М, 2001.-585 с.
  106. Финский прорыв.//Российская газета 2007-№ 87 http:// www.rusfintrade.Ri/dsrasfintrade/files/ 256/Финский % 20 npopbiB. doc
  107. В.Н. Рекуррентное оценивание и адаптивная фильтрация. М.: Наука, 1984.-286 с.
  108. Н.Н. Интегрированная стратегия социально-экономического сотрудничества приграничного района в составе мезорегиона // Вестник ИНЖЭКОНА / Серия: Экономика. Вып.5 (24) -2008
  109. X. Россия наш важнейший экономический napTi iep .//littp ://rusfintrade. ru
  110. A.M. Европейское сотрудничество-фактор стратегического развития Северо-Запада России: Монография СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006.-274 с.
  111. A.M. Социальные последствия вступления России в ВТО -региональный аспект (в соавт.)//Социальные резервы повышения эффективности региональной экономики: Сб. материалов науч.-прак. конф,-СПб.: Изд-во СПбГУСЕ, 2006
  112. И.П. Управление устойчивым развитием приграничного региона на основе конкурентного потенциала / Под научной ред. проф. Рожкова Ю. В. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.-214 с.
  113. И.П., Шинковский М. Ю. Приграничный регион в условиях глокализации: теоретико-концептуальные подходы. \ Пространственная экономика, — 2005 № 2.С.24
  114. М.Д. Региональная организация общества, — Пермь: Изд-во Пермский ун-т, 1992.-204 с.
  115. В.А. Северное измерение живая ткань трансграничных инвестиционных проектов в Балтийском и Баренцевом регионах// Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001.-24 с.
  116. ИГлямин В. Состояние и перспективы российско-финляндского торгово-экономического сотрудничества //http://www.rusfintrade.ru/dsmsfintrade/files/258/ Доклад doc
  117. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика и социология. 1995, — № 1 .С.48
  118. Р.И. Регион: Экономические методы управления./ Отв. ред. Казакевич Д.М.- Новосибирск: Наука. Сибирск. отд-ие, 1991.-134 с.
  119. Д.В. Управление инвестиционным процессом в реальной экономике / Д. В. Шопенко — Рос. акад. наук, Ин-тпроблем регион, экономики и др. СПб.: Сервис, 2000. — 167 с.
  120. Экономическая и социальная география России. / Под ред. А. Т. Хрущёва, — М.: Дрофа, 2005.-376 с.
  121. Экономическая география России: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. Т. Г. Морозовой, — М.: Юнити-Дана, 2003.-124 с.
  122. Д.А. Финляндия проявляет интерес к Выборгскому району.// Выборгские ведомости, 2004-№ 12.С 2
  123. О.Н. Экологическая катастрофа на Амуре.// http://nlh. stavsu. ru inetconf
  124. Healy P. Collaborative Planning. Vancouver: UBC Press-1 997 136. van Geenhuizen M., van der Knapp, В., Nijkamp P. Transborder European networks: shifts in corporate strategy? In: European Planning Studies, 4(6), 1996 pp.671−682
  125. House J.W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geography of Development and Soci Deprivation. Oxford, 1982. http://nlh.stavsu.ru/inetconf/.
  126. M. «Wiipurin laaninvankilan historia / Acta Poenologika 2/ 2006
  127. P. «Kotitalomme pantsar Viipurissa»/ Edita, Heisinki, 2002
  128. Young O. Global governance: towards a theory of decentralized world order. In: Young, O. (ed.) Global Governance. Drawing Insights from the Environmental Experience, Cambridge (Mass.), London: MIT Press, — 1997
  129. Henton, D., Melville, J., Kimberly, W. Grassroots Leaders for a New Economy. How Civic Entrepreneurs are Building Prosperous Communities. San Francisco: Jossey-Bass Publishers-1997
  130. Esparza, Adrian X. & Andrew J. Krmenec, «The Spatial Markets of Cities Organized in a Hierarchical System,» Professional Geographer 48(4), Nov. 1997
  131. Eaton, B. Curtis and Richard G. Lipsey, An Economic Theory of Central Places The Economic Journal, Vol. 92, No. 365. Mar., 1982
  132. Healy P. Collaborative Planning. Vancouver: UBC Press-1997
Заполнить форму текущей работой