Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См., например: Бушуев В. В. и др. Энергетическая безопасность России. — Новосибирск: Наука, 1998; Воропай Н. И. и др. Энергетическая безопасность России (введение в проблему). — Иркутск: СЭИ СО РАН, 1997; Воропай Н. И. и др. Основные положения и методология мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности России и ее регионов. -Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 1998; Воропай H.H., Клименко С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы исследования сущности энергетической политики Российской Федерации
    • 1. 2. Место и роль энергетической политики в системе национальной безопасности России
    • 1. 3. Роль энергоресурсов в определении вектора геополитики основных развитых государств мира
    • 1. 4. Влияние процессов глобализации на энергетическую безопасность государства
  • Вывод по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI ВЕКЕ
    • 2. 1. Анализ сущности и содержания энергетической политики и энергетической деятельности
    • 2. 2. Политические аспекты энергетической безопасности России
    • 2. 3. Энергетическая политика как инструмент защиты жизненно важных интересов России в энергетической сфере
    • 2. 4. Тенденции и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации
  • Вывод по второй главе

Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире сложилась новая геополитическая система мира. Геополитическая обстановка в последнее десятилетие XX и в начале XXI веков характеризуется кардинальными динамичными и глубокими переменами, комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического, социального, техногенного и экологического характера, сменой привычного облика мироустройства, изменением мирового и региональных балансов сил. Произошедшие изменения геополитической ситуации в мире оказывают влияние на безопасность Российской Федерации во всех сферах и требуют всестороннего научного анализа.

В условиях глобализации и сложившегося нового миропорядка произошло резкое падение уровня управляемости международными процессами. Прежние системы и механизмы международной безопасности оказались неэффективными, резко возросла региональная и глобальная нестабильность, что привело к тому, что национальная безопасность оказалась тесно связанной с безопасностью международной. Международное измерение национальной безопасности многократно возросло. В современных условиях любое государство, в том числе и Россия, международное и внутреннее положение которой зависит от изменений в мире, может чувствовать себя в относительной безопасности лишь в условиях формирования нового, более справедливого мирового порядка, отвечающего интересам всех стран мирового сообщества.

Российская Федерация, приняв на себя международные обязательства прежнего СССР, оказалась крайне заинтересована в поддержании стабильности, в сохранении тех элементов всеобщей безопасности, которые ценой больших усилий были сформированы в период после Второй мировой войны. После распада СССР геополитическое и геостратегическое положение.

России ухудшилось, сократилось пространство ее влияния, ослабла роль в мировых делах, понизился уровень обеспечения безопасности.

Россия на современном этапе стремится определить долговременную стратегию своего развития, возрождения экономической и политической мощи. Для нынешней России сверхактуальным является определение ее места и роли в мировом сообществе. Роль России, как представительницы евразийского блока, при совокупности духовных цивилизаций определяет место России в мире как субъекта геополитики — мировой центр, консолидирующей цивилизации евразийского блока1.

Целью такой стратегии является превращение России в развитую демократическую страну, занимающую адекватное ее потенциалу место в мировой политике и экономике. Решение внутренних задач напрямую связано с улучшением условий интеграции России в глобальный рынок, формированием дружеских и партнёрских отношений с ключевыми центрами силы на международной арене.

В успешной реализации данной миссии особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности государства. Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития России задачей.

В поиске своего места в новом мироустройстве общество и государство конструируют новые институты, образы и символы России. В результате меняются традиционные национальные, государственные ценности и традиции, возникают новые источники формирования вызовов и угроз, как на международном, так и на региональном уровне.

В настоящее время особую значимость приобретает система всеобщей глобальной безопасности, куда входят все виды безопасности (национальная, социальная, экономическая, энергетическая, экологическая, ядерная и другие). Однако необходимо отметить, что в положениях нормативных правовых актов.

1 Ивашов Л. Г. Россия и мир в новом тысячелетии: геополитические проблемы. — М., 2000. -С.28−33. о безопасности не содержится единого закрытого перечня видов безопасности. Это связано с тем, что с развитием новых видов техногенной деятельности появляются новые виды угроз и формируются соответствующие им новые виды безопасности. Техногенные ядерные аварии и катастрофы, в значительной степени определявшие лицо XX века, наряду с антропогенной деятельностью поставили мировое сообщество на грань выживания. Уровень опасных ядерных гражданских и военных технологий достиг таких масштабов развития, что они из национальных превратились в транснациональные.

Авария на японской АЭС в Фукусиме в марте 2011 года, вызванная землетрясением, опасность ядерной катастрофы, породившая в общественном сознания ужас, как и теракты — подтолкнуло правительства развитых стран к изучению вопроса о строительстве новых реакторов, повышению стандартов безопасности на фоне растущей озабоченности по поводу изменения климата и в целом к необходимости пересмотра энергетической политики. При этом развивающиеся страны быстро строят атомные электростанции, побуждаемые стремлением к энергетической безопасности.

Мировому сообществу в сложившейся ситуации предстоит приступить к преодолению традиционно устоявшихся воззрений на перспективы мирового развития. Проблема сохранения окружающей среды и обеспечения энергетический безопасности в современном мире тесно переплетены, неразрывно связана с вопросами о судьбах всего человечества и имеют определенную специфику, которая заключается в том, что «объектом созидательной деятельности государств является вся планета"2. Таким образом, энергетическая и экологическая безопасность выступают в качестве общецивилизационных, общечеловеческих ценностей, что обусловливает их приоритетное место в системе всеобщей глобальной безопасности.

В современной исторической действительности энергетика занимает место важнейшей доминанты функционирования глобализирующегося мира.

2 Сайт http://wwfw3vriwiw.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-energeticheskaya-politika-v-postsovetskoi-rossii-etapy-i-osobennosti-razvit (дата обращения: 04.04.2011). 5.

Основной чертой развития современной мировой экономики является непрерывный рост производства и потребления энергии. Центральными вопросами мировой политики стали — энергообеспечение и энергобезопасность. Это накладывает особые требования к формированию единой мировой энергетической системы. От решения вопроса об энергосырьевой базе зависят перспективы развития мировой экономики, состояние международных отношений.

Энергетика определяет безопасность и экономическое развитие мира при условии, если мировые лидеры реально провозгласят переход на геоэкономическую модель мирового развития и отвергнут геополитические (международные) воззрения на мирохозяйственную систему. В противном случае мировая энергетика станет ареной схватки государств за обладание энергетическими ресурсами, что неминуемо приведет к глобальному взрыву.

Неустойчивость современного мира в настоящее время предопределена отсутствием единого понимания глобальной роли и места энергетической составляющей в поддержании минимально необходимого энергетического баланса в мире.

Переход России к принципиально новой системе социально-экономических и общественно-политических отношений в условиях глубоких изменений геополитической картины мира, нарастания кризисных процессов и значительной внутренней нестабильности привёл к актуализации в государстве проблем обеспечения безопасности государства, общества и личности.

Первостепенной задачей энергетической политики Российской Федерации является обеспечение национальной безопасности. Укрепление энергетической безопасности — неотъемлемая функция государства, реализация которой выступает необходимым условием стабильности и эффективности развития государства и отдельных регионов. Энергетическая безопасность в современном мире играет роль важнейшего регулятора внутренней и международной стабильности. Исследование вопросов энергетической политики России как фактора обеспечения национальной безопасности обусловлено актуальностью данной темы: во-первых, необходимостью определения и уточнения сущности и содержания энергетической политики России как фактора обеспечения национальной безопасности, а также места и роли энергетической политики в системе национальной безопасности Россииво-вторых, объективной потребностью раскрытия и обоснования энергетической политики России, политических аспектов функционирования механизма ее обеспеченияв-третьих, недостаточной теоретической разработкой проблем реализации стратегии национальной энергетической политики в Российской Федерации, а также в промышленно развитых странахв-четвертых, исключительной значимостью мониторинга реальных угроз жизненно важным интересам России в энергетической сфере и разработки на этой основе комплекса эффективных мероприятий по минимизации их негативного воздействияв-пятых, практической значимостью исследований, направленных на определение и обоснование тенденций и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

Состояние современной экономики России в условиях отсутствия или ограниченного использования ресурсосберегающих технологий, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности в целом и в области обращения с отходами, в частности, угрожает, как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, ухудшением экологической ситуации в стране и истощением ее природных ресурсов3. В связи с данным обстоятельством Россия имеет целый ряд проблем — перебои с поставками электроэнергии, нарастающий дефицит природного газа внутри.

3 См.: Чуркин Н. П. Энергетическая безопасность и охрана окружающей среды. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 7 (374). — 2009. — С.32. страны и т. д. Игнорирование имеющихся проблем в ближайшие годы может вылиться в полномасштабный энергетический кризис.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных и публицистических работ позволяет сделать вывод о том, что в течение длительного времени проблемам обеспечения энергетической политики и энергетической безопасности не уделялось должного внимания, как в российской, так и зарубежной науке. Резко были сокращены научные исследования, направленные на энергои ресурсосбережение, из-за ослабления научно-технического и технологического потенциала России. В настоящее время вопросы энергетической политики Российской Федерации рассматриваются по-прежнему редко.

Проблема безопасности государства является предметом анализа широкого круга ученых: М. Ю. Зеленкова, В. П. Зимонина, А. Т. Климовича, А. И. Позднякова, В. И. Попенкова, A.A. Прохожева, В. В. Серебрянникова, Ю. В. Синчука, А. Х. Шаваева, А. Т. Хлопьева и др.4.

В настоящее время исследованию энергетической безопасности России посвящены научные труды российских ученых: В. Бушуева, Н. Воропай, И. Глущенко, С. Клименко, Г. Ковалева, А. Корнеева, Л. Криворуцкого,.

4 См., например: Зелеиков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке. — М.: Юридический институт МИИТа, 2009; Зимонин В. П. Китай и евразийский процесс: выстраивание новых партнерских связей. http://www.ifes-ras.ru (дата обращения 15.01.2011) — Климович А. Т. Национально-государственная безопасность России. Учебное пособие: — М.: ВАГШ, 1996; Поздняков А. И. О понятийном аппарате теории безопасности (аксиологический подход) // Безопасность. -№ 7−8. — 2002; Поздняков А. И., Попенков В. И. Геополитическое соперничество в современном мире: история и перспективы. — М.: ВАГШ, 1998; Прохожее A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Безопасность. — 1995.

— № 9/29- Прохожее A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы.

— М.: РАГС, 1996; Синчук Ю. В. Национальная безопасность страны: морально-психологический фактор http://www.fnimb.org/index.htm (дата обращения: 04.02.2011) — Шаваев А. Х. Концепция национальной безопасности: теоретические проблемы формирования. — М.: ВАГШ, 1999; Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России / Под общей редакцией В. Н. Иванова, доктора философских наук, профессора и Р. Г. Яновского, член — корреспондента РАН. — М.: ИСПИ РАН, 1996.

Н. Малова, Л. Масселя, С. Сендерова, Т. Славина, В. Трипутиной, Ю. Шафраника, М. Чельцова5.

Вопросы теории и практики обеспечения энергетической безопасности и осуществление энергетической политики государства анализируются в рамках пограничных исследований отечественных ученых: С. Жизнина, А. Мастепанова, А. Макарова, Л. Мелентьева, С. Бирюкова, А. Захарова, М. Илларионова, В. Карданова, А. Малышева, Н. Миронова, Н. Суслова, С. Цеханова, В. Тетельмина, В. Андрианова, В. Клавдиенко и др.6.

5 См., например: Бушуев В. В. и др. Энергетическая безопасность России. — Новосибирск: Наука, 1998; Воропай Н. И. и др. Энергетическая безопасность России (введение в проблему). — Иркутск: СЭИ СО РАН, 1997; Воропай Н. И. и др. Основные положения и методология мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности России и ее регионов. -Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 1998; Воропай H.H., Клименко С. М., Криворуцкий Л. Д. Региональные аспекты энергетической безопасности России. — Киев: Общество «Знание», 1997; Воропай Н. И, Клименко СМ., Криворуцкий Л. Д. О сущности и основных проблемах энергетической безопасности России // Энергетика. — 1996. — № 3- Глущенко И. В. Реструктуризация топливно-энергетического комплекса как фактор энергетической безопасности России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2002; Tpunymuua В. В. Разработка инструментария для исследований направлений развития ТЭК (с учетом требований энергетической безопасности): Дис. канд. техн. наук: 05.13.16. — Иркутск, 1999; Корнеев A.B. Топливно-энергетическая безопасность России и российско-американское сотрудничество // США и Канада. — 2002. — № 8- Малое Н. Г. Энергетическая безопасность современной России (политические аспекты проблемы): Дис. канд. полит, наук: 23.00.02. — Н. Новгород, 2000; Шафраник Ю. Вопрос энергетической безопасности // Нефть России. — 2004. — № 4.

6 См., например: Жизнин С. З., Мастепанов A.M. Энергетическая дипломатия. Россия и страны мира на рубеже XXI века: баланс и конфликт интересов. — М.: ЗАО «Научная книга», 1999; Макаров A.A. Мировая энергетика и евразийское энергетическое пространство. — М.: Энергоатомиздат, 1998; Мелентъев Л. А. Системные исследования в энергетике. Элементы теории, направления, развития. — М: Наука, 1979; Бирюков C.B. Геополитический потенциал развития энергетики и проблемы ее энергобезопасности: Автореф. дис. докт. полит, наук: 23.00.02. — М., 2003; Захаров A.A. Перспективы российского энергетического экспорта в Европейский союз в условиях активизации структурных реформ экономики ЕС (на примере газовой сферы): Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2002; Илларионов М. Г. Влияние топливно-энергетического комплекса на экономическую безопасность региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — Казань, 2001; Карданов В. З. Институциональные предпосылки реформирования топливно-энергетического комплекса России: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05. — М., 2001; Малышев А. Б. Обеспечение эколого-энергетической безопасности как социально-управленческая проблема: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08. — М., 2000; Миронов Н. В. Актуальные проблемы международной энергетической безопасности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2000; Суслов Н. И. Анализ взаимодействия энергетики и экономики в период рыночных преобразований: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05. — Новосибирск, 2001; Цеханов С. А. Современные тенденции регулирования мирового энергетического рынка: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. — М., 2002; Тетельмин В. В. Нефть в семи проекциях. — М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004; Андрианов В. Современные тенденции в развитии мировой.

Существенный интерес представляют работы зарубежных специалистов таких, как: М. Коллон, Г. Лансберг, Л. Фишман, Дж. Фишер, М. Экономидес, Р. Олини, С. Месснер и др.7.

В современной мировой науке широко раскрыт политический и геополитический характер энергетической политики в международных отношениях. Например, в работах таких исследователей, как К. С. Гаджиев, А. Дугин, В. А. Гусейнов, А. Сваранц, М. Коллон, Д. Ергин, 3. Бжезинский, Р. НШ, О. БЫуаг, О. СЬий-т, Н^тошап, ЕШокау, Б. МсКееЬу, У. Эосог и др.8 Отмечая, что «кто хочет управлять миром, должен контролировать нефть"9, М. Коллон описывает роль нефти и ее транспортировки на международной арене как детерминанту поведения государства и основную причину международных конфликтов, примером которых он приводит события в Косово. 3. Бжезинский придает расширению геополитического влияния на Евразию, в частности, постсоветские страны, богатые нефтью, жизненно энергетики и энергетики России // Общество и экономика. — 2002. — № 3 — 4- Клавдиенко В. Энергетическая проблема в контексте концепции устойчивого развития // Общество и экономика. — 2002. — № 5 и др.

7 См.: Коллон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. — М.: Крымский мост, 2009; Лансберг Г. Г., Фишман JI.JI., ФишерДж.Л. Ресурсы США в будущем. В 2-х т. — М: Изд-во «Прогресс», 1965; Экономидес М., Олини Р. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004; Messner S. Indigenized Technological Learning in an Energy Systems Model. — Luxemburg: Reprinted from Journal of Evolutionary Economics, vol.7, № 3, September 1997 и др.

8 См.: Гаджиев КС. Геополитика Кавказа. Международные отношения. — М.: 2003; Он же. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка. — М.: Экономика. 2007; Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея-центр, 2000; Он же. Метафизика и геополитика природных ресурсов // Мировая энергетическая политика, № 9, 02.12.2002 г.- Гусейнов В. Каспийская нефть: экономика и геополитика. — М.: Олма-Пресс, 2002; Коллон М. Нефть, PR, Война: Глобальный контроль над ресурсами планеты. — М.: Крымский мост, 2009; Ергин Д. Добыча, всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. — М.: De-Ново, 1999; Бжезинский 3. Великая Шахматная Доска. — М.: Международные отношения, 2003; Hill F. «Energy Empire»: oil, gas and Russia’s Revival. Washington D.C., The brooking Institution. 2004; Она же. «The Russian Federation"// The Brookings Foreign Policy Stydies Energy Secucity Series. 2006; Она же. Siberia, Russia’s Economic Heartland and Daunting Dilema. Washington D.C., The Brooking Institution, 2003; Stolyar O. Geopolitics in the Caspian: can Russia keep control in its own backyard. Princeton. 1998; Chufrin G. The security of the Caspian region. Stockholm, SIPRI.2001; Simonian H. The geopolitics of the Caspian region. London, Tauris .2003; The politics of Caspian oil. Basingstoke (Hants.) Palgrave.

9 Коллон M. Нефть, PR, Война: Глобальный контроль над ресурсами планеты. — М.: Крымский мост, 2009. важное стратегическое значение в американской внешней политике. Подобные утверждения поддерживаются в ученом сообществе США, особенно среди исследователей Бруклинского Института, среди которых выделяется F. Hill, В. А. Гусейнов и А.Сваранц. В трудах данные авторы основное внимание уделяют Каспийской энергетической проблеме, анализируя взаимоотношения стран этого региона и зарубежных стран в контексте энергетических интересов.

Разработка внешней энергетической политики России, энергетической безопасности государства представлена в работах В. Андрианова, Н. Банкова, В. В. Бушуева, Ю. Година, С. Р. Гриневецкого, С. З. Жизнина, С. С. Жильцова, И. С. Зонна, В. Корзуна, А. Крылова, Д. Малышевой, В. Матяша, В. Меркулова, Я. Паппэ, И. Г. Пашковской, A.M. Ушкова и др.10 Особое внимание в данной группе исследований заслуживает раскрытие сущности мировой энергетики: состояние, проблемы, перспективы. Дан комплексный и системный экономический анализ мировой энергетики, описаны элементы ряда государственных энергетических и экологических политик различных стран мира, рассмотрены вопросы государственного управления отраслями ТЭК, функционирования мирового и региональных энергетических рынков.

Существенный вклад в исследование проблем, связанных с выработкой внешнеполитических ориентиров государственной энергетической политики и.

10 См.: Андрианов В. Мировая энергетика России // Маркетинг. — 2001. — № 6. — С. 3−14- Банков Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 / Банков Н., Безмелышцына Г., Гринкевич Р. // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 5. С. 19−30- Бушуев В. В. Энергетическая политика России на рубеже веков. Т. 2: Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности — к энергетической дипломатии. М., 2001; Матяш В. Россия — США: нефть и геополитика. — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2004; Меркулов В. Россия-АТР: Узел интересов. Под ред. С. Г. Киселева. — М.: Акад. Проект, 2005; Корзун В. Интересы России в новых геополитических условиях в мировом океане. — М.: Наука, 2005; Гриневецкий С. Р., Жильцов С. С., Зопн И. С. Черноморский узел. — М.: Международные отношения, 2007; Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия — М.: МГИМО, 2002; Жизнин С. З. Внешняя энергетическая политика России. -М.: МГИМО, 2003; Пашковская И. Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств., — М.: Издатель: Проспект, 2010; Паппэ Я. Нефтяная и газовая дипломатия России // Pro et contra. Том 2. — № 3. — 1997; Годин Ю. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России // МЭиМО. — № 2. -2006; Крылов А. Новые перспективы России на международной арене // МЭиМО. — № 7. — 2006. энергетической безопасностью России, внесли диссертационные исследования, проведенные в рамках экономических и политических наук, И. В. Глущенко, С. Ш. Лейба, А. Б. Малышева, П. Н. Мальцевой, П. В. Миронова, А. Б. Шнырова и.

Особого внимания заслуживают работы по проблеме формирования региональной энергетической политики. По мнению исследователя A.M. Мастепанова, основывающегося на детальном изучении целого комплекса проблем: региональных, внешнеэкономических и внешнеполитических, прогноза энергетической политики, региональная энергетическая политикаявление, относящееся исключительно к новой современной России, так как «Советскому Союзу — фактически унитарному государству с централизованным управлением — такая энергетическая политика не требовалась». России, напротив, как федеративному государству, с «её огромными пространствами и значительным разнообразием природно-климатических и экономических (особенно макроэкономических) условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить"12.

Исследованию отдельных отраслей энергетики в России и за рубежом, в том числе проблем, связанных с нефтегазовым сектором, посвящены работы М. А. Абызова, A.A. Арбатова, Н. Банкова, В. Басса,.

11 См., например: Глущенко И. В. Реструктуризация топливно-энергетического комплекса как фактор энергетической безопасности России: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 2002; Лейба С. Ш. Государственное регулирование энергосферы как основы экономической безопасности России: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 2004; Малышев А. Б. Обеспечение эколого-энергетической безопасности как социально-управленческая проблема: Автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 2001; Малы{ева П. Н. Формирование системы управления энергетической безопасностью северного региона: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Иркутск, 2005; Миронов П. В. Актуальные проблемы международной энергетической безопасности: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 2000; Шныров А. Б. Внешняя политика России и проблема обеспечения энергетической безопасности: Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2004 и др.

12 Мастепанов A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. — М., 1997. — С.11- Мастепанов A.M., Саенко В. В., Рылъский В. А., Шафраник Ю. К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. — М., 2001. — С.27−30.

О.Б. Брагинского, В. Варнавского, А. Гагаринского, В. Игнатьева, A.B. Корнеева, A.B. Маловецкого, Н. Пономарева-Степного, М. Порекяна, Л. Б. Преображенской, С. Субботина, В. Цибульского.

Анализ энергетической политики в сфере теплоснабжения, осуществляемой государственными и муниципальными органами власти, сделан в диссертационном исследовании В.В. Дудина13. Как отмечает автор, «для достижения баланса в условиях рынка и бесперебойного удовлетворения нужд страны в тепловой энергии, органы власти разных уровней вынуждены разрабатывать и проводить соответствующую политику, суть которой состоит в ранжировании интересов и принятии регламентирующих отношения норм и правил». В подобных условиях учет властными структурами политического фактора в теплоснабжении просматривается как долговременная тенденция.

В целом, в научных трудах по диссертационной проблематике заложены определенные теоретические основы и методологические ориентиры социально-экономического анализа энергетической политики государства. Наиболее разработанными являются темы, связанные с изучением международного опыта в сфере энергетики (особенно по таким отраслям как электроэнергетика и нефтегазовая отрасль), с проблемами формирования региональной энергетической политики, инвестиционными проблемами отечественного ТЭКа. На сегодняшний день целый ряд аспектов можно признать разработанными в достаточной степени, но, тем не менее, обращает на себя внимание ряд недостатков — фрагментарность (работы посвящены отдельным отраслям и аспектам энергетического сектора), отсутствие единой теоретико-методологической базы, нет системных и комплексных исследований. Выбор темы диссертации, основной цели и задач исследования был предопределен, прежде всего, недостаточной научной разработанностью комплексной проблемы «государственная энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности государства», а также.

13 См.: Дудин В. В. Энергетическая политика в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. канд. полит, наук. — Кемерово, 2007. — С.9−10.

13 актуальностью исследования тенденций и перспектив реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

Таким образом, возникло противоречие между недостаточной разработанностью современных путей и условий обеспечения национальной безопасности через энергетическую политику и острой необходимостью апробации механизмов её реализации. Указанное противоречие определяют выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования, его цель и задачи.

Объект исследования — обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования — энергетическая политика России как компонент обеспечения национальной безопасности.

Цель диссертационного исследования — на основе политологического анализа проблем функционирования системы энергетической безопасности Российской Федерации, а также современных угроз ее жизненно важным интересам в данной сфере определить и обосновать приоритетные направления энергетической политики для повышения энергетической безопасности России.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач: уточнить теоретико-методологические основы исследования государственной энергетической политики в современных условияхуточнить сущность и содержание энергетической безопасности государства, а также ее место и роль в системе национальной безопасностираскрыть сущность энергетической политики Российской Федерации как фактора обеспечения национальной безопасностивыявить угрозы энергетической безопасности государствапроанализировать характер современных угроз жизненно важным интересам России в энергетической сфересформулировать и обосновать тенденции и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы права, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие и регламентирующие вопросы обеспечения национальной безопасности и ее составляющей энергетической безопасности и энергетической политики Российской Федерации, в которых рассматриваются национальные интересы и цели, основные задачи и направления энергетической политики РФ, по обеспечению энергетической безопасности, а в целом национальной безопасности России14.

Эмпирической основой исследования стали данные Госкомстата России, аналитические материалы международных и российских конференций, зарубежной и российской периодической печати.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации,.

14 См., например: Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М., Юрлитинформ, 1999; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 14.01.2011) — Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. — № 1. — 2000; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. — М., 1996; Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ § 6 (Энергоснабжение). Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996. № 5. — Ст. 410- Федеральный закон от 26. марта 2003 г. № 35-Ф3 (ред. от 28.12.2010) «Об электроэнергетике" — Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Российская газета. — № 68. — 1996; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации на период до 2010 г." — Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1997 г. № 1010 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации" — Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. № 222 «О дополнительных мерах по обеспечению управления электроэнергетическим комплексом России». методические материалы министерств и ведомств, регламентирующие энергетическую политику государства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам обеспечения национальной и, в частности, энергетической безопасности государства, государственной энергетической политики. В качестве информационной основы диссертационного исследования послужили данные Госкомстата России, аналитические материалы международных и российских конференций, учебных и справочных пособий, статей в зарубежной и российской периодической печати.

В качестве методов исследования проблем диссертационной работы были использованы: системно-деятельностный подход, диалектический, системный, сравнительно-аналитический, историко-логический, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза.

Научная новизна диссертационного исследования, на наш взгляд, состоит в том, что определена и теоретически обоснована проблема диссертации, не нашедшая пока должного освещения и специального отражения в крупных публикациях и диссертационных исследованиях последних лет. Уточнены трактовки категорий «национальная безопасность», «энергетическая безопасность государства». Дано авторское определение понятия «энергетическая политика государства», а так же определены место и роль энергетической политики в системе национальной безопасности государства. Осуществлен политологический анализ отечественного и зарубежного опыта реализации стратегии национальной энергетической политики. Проанализированы сущность и содержание энергетической политики и энергетической деятельности государства. Рассмотрен характер современных угроз жизненно важным интересам России в энергетической сфере. Обоснованы тенденции и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

В качестве результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:

Авторское определение понятия «энергетическая политика государства», через уточнение трактовки категорий «национальная безопасность», «энергетическая безопасность государства»;

Место и роль энергетической политики в системе национальной безопасности государства;

Результаты политологического анализа сущности и содержания энергетической политики и энергетической деятельности государства;

Характер современных угроз жизненно важным интересам России в энергетической сфере;

Обоснование тенденций и перспектив реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, обобщения и выводы позволяют более глубоко анализировать современные проблемы функционирования системы энергетической политики по обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации и на этой основе определять тенденции и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации, приоритетные направления ее развития, а также разрабатывать конкретные мероприятия по защите жизненно важных интересов государства в энергетической сфере.

При этом отдельные выводы, предложения и практические рекомендации соискателя могут быть учтены и использованы органами государственной власти при разработке и реализации энергетической стратегии Российской Федерации, а также в процессе совершенствования механизма обеспечения национальной энергетической безопасности.

В свою очередь, материалы исследования, содержащиеся в нем выводы и рекомендации, могут быть также использованы в практике преподавания политологических дисциплин, спецкурсов в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы автором в следующих формах: изложение основных положений и выводов в трех научных статьяхвыступления с научным сообщением по положениям диссертации перед профессорско-преподавательским составом Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношенийосновные теоретические положения и выводы достигнутых результатов диссертационного исследования прошли апробацию в ходе выступлений на заседаниях кафедры политологии и права Московского государственного областного университета.

По теме диссертации опубликованы следующие работы (в журналах, включенных в перечень ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований по политическим наукам):

1. Танайлов C.B. К вопросу об энергетической безопасности России // Бюллетень научно-методических материалов. — М.: ВАГШ, 2009. — № 58. -С. 235−244 (0,5 п.л.) (издание входит в Перечень ВАК России (с грифом ДСП)).

2. Танайлов C.B. Место и роль энергетической безопасности в системе национальной безопасности России // Бюллетень научно-методических материалов. — М.: ВАГШ, 2009. — № 61. — С. 114−125 (0,6 п.л.) (издание входит в Перечень ВАК России (с грифом ДСП)).

3. Танайлов C.B. Геополитика и энергетическая безопасность // Вестник МГОУ. — Серия «История и политические науки». — М., 2011. — № 2. — С. 182— 190 (0,4 п.л.).

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании «Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности» проведен политологический анализ особенностей национальной безопасности и энергетической политики на современном этапе, раскрыты сущность энергетической политики Российской Федерации, место и роль энергетической политики в системе национальной безопасности России, а так же выявлена роль энергоресурсов в определении вектора геополитики основных развитых государств мира.

Политологический анализ энергетической политики Российской Федерации в XXI веке позволил выявить политические аспекты энергетической безопасности России, современные проблемы и угрозы энергетической безопасности России в современных условиях, обосновано, что энергетическая политика является инструментом защиты жизненно важных интересов России. В ходе диссертационной работы определены тенденции и перспективы реализации государственной энергетической политики в Российской Федерации.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ сущности и содержания энергетической политики государства, механизма ее обеспечения, состояния и тенденций развития мировой и российской энергетики, отечественного и зарубежного опыта реализации энергетической стратегии, а также характера современных угроз энергетической безопасности Российской Федерации позволил диссертанту прийти к следующим выводам.

Главными причинами возрастания роли и значимости в российском обществе проблем обеспечения национальной энергетической безопасности являются объективные процессы и явления, происходящие как в отечественной энергетике, так и в глобальной экономике, в системе международных экономических отношений, а также актуализация проблем рационального использования отечественного природно-ресурсного потенциала и эффективного функционирования энергетического сектора на этапе формирования в стране цивилизованных рыночных отношений.

В настоящее время многие теоретические аспекты проблемы энергетической политики и энергетической безопасности государства остаются за рамками научного анализа, а так же не используются эффективно на практике уже имеющиеся методологические наработки по причине, прежде всего, неоправданно широкого толкования содержания национальных интересов в энергетической сфере.

В основе исследования сущности энергетической безопасности России лежат: научно-теоретические исследованияметодологические положения системно-деятельностного подхода — наиболее эффективного методологического средства исследования изучаемой проблемыпонятийно-категориальный аппарат. Это позволяет глубоко, детально, * системно исследовать сущность энергетической безопасности России как актуальную проблему.

Исходя из теоретико-методологических основ исследования, с учетом логической системы построения понятий общей теории безопасности: ресурс (достояние, богатство) и его ценность — ущерб — опасность — безопасность, диссертант предлагает следующую трактовку энергетической безопасности государства. Энергетическая безопасность государства — состояние защищенности энергетических достояний, ценностей государства от различного рода опасностей, от агрессии и получения значимого ущерба со стороны других государств. Это способность защитить национальное достояние, природные энергетические ресурсы государства от внешних и внутренних угроз.

Энергетическая безопасность государства в общей системе национальной безопасности России является важным и актуальным компонентом. Энергетическая политика есть непосредственная, неотъемлемая составляющая энергетической безопасности государства, движущий фактор в системе обеспечения национальной безопасности государства.

В исследовании предлагается авторское понимание сущности и содержания энергетической политики государства исходя из ее структурного наполнения и функций. Диссертантом предложена следующая трактовка энергетической политики государства. Энергетическая политика государства — фактор в системе обеспечения национальной безопасности государства — важнейшее и неотъемлемое слагаемое мощи государства, составная энергетической безопасности, как компонента системы обеспечения национальной безопасности государства. Это направленная деятельность государства, общественных организаций, политических партий, групп и т. п. в энергетической сфере по защите национального достояния, природных энергетических ресурсов государства от внешних и внутренних угроз и по достижению определенных целей: политических, военных, экономических, экологических, социальных, информационных и т. п., на основе энергетической деятельности и/или ее результатов.

В современном мире удовлетворение потребностей в энергии является необходимым условием жизнедеятельности любого субъекта хозяйственной деятельности, поэтому сегодня на первый план выдвигается проблема гарантий энергопотребления, проблема борьбы с реальными или потенциальными угрозами энергопотреблению, иными словами — проблема обеспечения энергетической безопасности личности, общества и государства в целом. Задача энергетической политики — обеспечение энергетической безопасности государства. Важнейшей функцией всех ветвей государственной власти является создание эффективного механизма реализации и защиты национальных интересов в энергетической сфере, и, соответственно, одной из основных ее задач является формирование энергетической политики как фактора обеспечения национальной безопасности и проведение институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих негативное воздействие различных факторов на процесс реализации жизненно важных «энергетических» интересов государства.

В осуществлении энергетической политики важным условием обеспечения энергетической безопасности государства является создание системы государственных институтов, которые на основе использования методов регулярного анализа и планирования процессов обеспечения энергетической безопасности будут способны координировать усилия всех субъектов деятельности в сфере обеспечения энергетической безопасности, стимулировать экономических агентов к осуществлению своей деятельности с учетом национальных энергетических интересов.

Стратегия обеспечения энергетической безопасности государства должна включать в себя как характеристику внешних и внутренних угроз (опасностей) жизненно важным «энергетическим» интересам страны, так и характеристику критериев и показателей ее энергетической безопасности.

В условиях формирования новой геополитической модели современного мира глобальные процессы, происходящие во всех сферах международных отношений (в т.ч. энергетической сфере) отличаются высокой динамичностью и существенно опосредуют характер реальных угроз жизненно важным «энергетическим» интересам различных государств. В свою очередь, в XXI в. наиболее вероятным предметом жесткого столкновения национальных интересов в энергетической сфере будут выступать невозобновляемые углеводородные ТЭР (прежде всего, нефть), которые в силу объективных обстоятельств распределены между странами неравномерно.

Российская Федерация выступает активным субъектом мировой энергетической системы, поскольку располагает крупнейшим в мире энергоресурсным потенциалом. При этом ТЭК России выступает одним из базовых элементов экономики России и ключевым субъектом системы энергетической безопасности страны, т.к. его главная задача состоит в надежном обеспечении потребностей национальной экономики и населения во всех видах топлива и энергии соответствующего качества.

В современных условиях основная составляющая российского ТЭК — нефтегазовый комплекс, — несмотря на имеющую место положительную динамику развития и достаточно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, испытывает серьезные проблемы, которые в дальнейшем могут нарушить его нормальное функционирование и создать, тем самым, реальную опасность для жизненно важных интересов Российской Федерации. Соответственно, от того, насколько эффективно в Российской Федерации не будут решены задачи воспроизводства, прежде всего, ресурсной базы и основных производственных фондов ТЭК, будет во многом зависеть успешность обеспечения энергетической безопасности России.

Анализ разработанных и реализуемых в России за последние десять лет концептуальных документов, отражающих основные направления развития отечественной энергетики, демонстрирует отсутствие в них, как четкой позиции государства в отношении структуры жизненно важных национальных интересов в энергетической сфере, так и прямой увязки приоритетных направлений развития ТЭК с характером современных угроз энергетической безопасности России, а также с реформой, действующей в стране нормативно-правовой базы.

При этом успешность реализации стратегии национальной энергетической политики как фактора энергетической безопасности во многом зависит от того, насколько качественно проведена предварительная работа по выявлению и научному обоснованию реальных и потенциальных опасностей для жизненно важных интересов страны в энергетической сфере.

Соответственно, для государств, не обладающих достаточными (по сравнению с собственными потребностями) ТЭР, задача обеспечения национальной энергетической безопасности сводится, преимущественно, к созданию необходимых условий, гарантирующих надежность внешних поставок энергетических ресурсов. Для других же государств, вполне обеспеченных собственными природными ТЭР, на первое место выходит проблема обеспечения своей энергетической независимости.

На современном этапе в энергетической сфере ТЭК России обозначился ряд негативных факторов, препятствующих формированию эффективной институциональной, минерально-сырьевой, научной и материально-технической базы энергетики и, тем самым, создающих реальные угрозы энергетической безопасности страны. Это ставит задачу разработки комплекса конкретных мероприятий по снижению негативного воздействия данных факторов.

Проведенный в исследовании анализ содержания конкретных угроз (опасностей) национальным энергетическим интересам позволил соискателю определить направления и пути совершенствования системы государственного регулирования отечественного ТЭК в интересах укрепления энергетической безопасности Российской Федерации и ее военно-экономического потенциала.

По мнению диссертанта, так как проблема исследования является актуальной и значимой для России, тема повышения национальной энергетической безопасности не исключает необходимость дальнейшего исследования вопросов, обозначенных в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1999.
  3. Годовой отчет компании «Газпром» за 2005 год.
  4. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации / Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство). — М.: МГФ «Знание», 2000.
  5. Категории политический науки. М.: МГИМО (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.
  7. Национальная военная стратегия США (перевод) М., 1992.
  8. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1986.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та, 1993.
  10. Статистический обзор мировой энергетики за 2005 г., подготовленный компанией British Petroleum.
  11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
  12. Словарь военных терминов / Сост. A.M. Плехов. М.: Воениздат, 1988.
  13. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).
  14. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991.
  15. М.: МАНРО, 2000. 20. Загашвили B.C. Экономическая безопасность России. — М.: Гардарика, 1997.2.Клаузевиц К. О войне / пер. с нем. — М., 1995.
  16. М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост, 2009.
  17. A.A. Мировая энергетика и евразийское энергетическое пространство. — М.: Энергоатомиздат, 1998.
  18. В.А. Основы политологии. М.: «Информпечать» ИТРК РСПП, 1998.
  19. A.A. Энергетическая безопасность России. Энергетическая стратегия России: проблемы и решения. Энергетика. М., 2002.
  20. JI.A. Системные исследования в энергетике. Элементы теории, направления, развития. М.: Наука, 1979.
  21. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2001.2Ъ.Тетелъмин В. В. Нефть в семи проекциях. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004.
  22. Parsons Т. Politics and Social Structure: On the Concept of Political Power. — New York, 1969.
  23. Tucker R. Politics as Leadership. Columbia, 1981.
  24. Брошюры, статьи, тезисы докладов
  25. Ъ.Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Баришополец Д. В., Манилов B.JI. Военная безопасность России: словарь-справочник. -М.: «Пробел», 2000.
  26. В. Современные тенденции в развитии мировой энергетики и энергетики России //Общество и экономика. — 2002. № 3−4.
  27. Н., Безмелъницына Г., Гринкевич P. II журнал «Мировая экономика и международный отношения». 2005 — № 5.
  28. ЗА.Бажов Н. М. О мировой экономике // Нефтяное хозяйство. 2004 — № 11
  29. Бушу ев В.В., Воропай Н. И., Мастепанов A.M., Шафраник Ю. К. Энергетическая безопасность России. М., 2004.
  30. О., Кокшаров А. Забыть о Рамбуйе // «Эксперт» № 28(522), 24 июля 2006.
  31. Н.И. и др. Основные положения и методология мониторинга и индикативного анализа энергетической безопасности России и ее регионов. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 1998.
  32. НИ. и др. Энергетическая безопасность России (введение в проблему). Иркутск: СЭИ СО РАН, 1997.
  33. Н.И., Клименко С. М., Криворуцкий Л. Д. Региональные аспекты энергетической безопасности России. Киев: Общество «Знание», 1997.
  34. П., Ратников Б. Эффективная энергокомпания. — М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  35. АЪ.Григорьев М. В центре внимания центры нефтедобычи //Нефть России. -2004.
  36. М. В., Мелъвилъ А. Ю., Федоров Ю. Е. Основные категории политической науки // Полис (Политические исследования), 1996. № 4.
  37. А., Коржубаев А., Курников А. На переломе: Стратегия развития нефтяной промышленности России в первые десятилетия XXI века //Нефть России. 2004. — № 4.
  38. В. Энергетическая проблема в контексте концепции устойчивого развития //Общество и экономика. 2002. — № 5.53 .Лансберг Г. Г., Фишман Л. Л., Фишер Дж.Л. Ресурсы США в будущем. В 2-х т. — М.: Изд-во «Прогресс», 1965.
  39. О. Новые угрозы энергетической безопасности России после «газовой» войны 2008−2009 и Глобальная энергетическая Хартия. Еженедельное независимое аналитическое обозрение, Ведомости, 16.02.2009.
  40. А.И. О понятийном аппарате теории безопасности (аксиологический подход) // Безопасность. № 7−8, 2002.
  41. А. Намерения — ничто, возможности — всё. Энергетические войны XXI века. //Политическая мысль России, Апрель 2009.
  42. В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  43. В.В. Нефть в семи проекциях. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004.
  44. А.Д. Прикаспийский регион вчера и сегодня // Независимое военное обозрение, 18 мая 2007.
  45. The IEA Natural Gas Security Study, OECD/IEA Paris, 1995.
  46. C.B. Геополитический потенциал развития энергетики России и проблемы ее энергобезопасности: Автореф. дис. докт. полит, наук: 23.00.02. -М., 2003.-С. 11−12.
  47. А.Захаров А. А. Перспективы российского энергетического экспорта в Европейский союз в условиях активизации структурных реформ экономики ЕС (на примере газовой сферы): Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2002. -С.22.
  48. М.Г. Влияние топливно-энергетического комплекса на экономическую безопасность региона: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -Казань, 2001.-С.9−17.
  49. В.З. Институциональные предпосылки реформирования топливно-энергетического комплекса России: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05. М., 2001.-С.27.
  50. Н.В. Актуальные проблемы международной энергетической безопасности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. -М., 2000. С. 16.
  51. Н.И. Анализ взаимодействия энергетики и экономики в период рыночных преобразований: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 2001.-С. 19−21.
  52. ЪХ.Трипутина В. В. Разработка инструментария для исследований направлений развития ТЭК (с учетом требований энергетической безопасности): Дис. канд. техн. наук: 05.13.16. Иркутск, 1999.
  53. С.А. Современные тенденции регулирования мирового энергетического рынка: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2002.1. Интернет сайты
  54. Андреев 77. Коридоры смерти (http://www.novopol.ru/phorum-list6-theme997.html) (дата обращения Ноябрь 2008).
  55. Глобальная энергетическая Хартия и новая российская энергетическая доктрина (www.polit.nnov.ru/2009/01/19/energodochart2/). (дата обращения: 03.02.2011)
  56. Данные мировых компаний по добыче и переработки энергоресурсов за 2005 год (http://www.enmircomp.hutl.ru/tabl-14.php). (дата обращения: 03.10.2010)
  57. Прогноз среднегодовых темпов прироста ВВП по 2030 год -(http://www.wprognoz.narod.ru/t-121.htm). (дата обращения: 03.10.2010)
  58. Новый Бреттон-Вудс и глобальная энергетическая Хартия (www.polit.nnov.ru/2009/02/08/gistenbrwoods5/). (дата обращения: 03.10.2010)
  59. Мировой кризис и новая энергетическая доктрина России (www.polit.nnov.ru/2009/01/03/rosenergdoctr/). (дата обращения: 03.10.2010)
Заполнить форму текущей работой