Введение.
Национальные конфликты и способы их решения в России
Под национальным конфликтом принято понимать вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных факторов и противоречий. Здесь так же стоит обратить внимание на природу такого понятия как национализм, поскольку нация, как субъект и одна из сторон межэтнического конфликта представляет собой историческую общность людей, сложившуюся… Читать ещё >
Введение. Национальные конфликты и способы их решения в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конфликт — (от лат. Conflictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.
Под национальным конфликтом принято понимать вид социального конфликта, особенностью которого является переплетение социально-этнических и этносоциальных факторов и противоречий. Здесь так же стоит обратить внимание на природу такого понятия как национализм, поскольку нация, как субъект и одна из сторон межэтнического конфликта представляет собой историческую общность людей, сложившуюся в процессе формирования территории проживания, экономических связей, языка, особенностей культуры. Национализм же в рамках конфликтологии рассматривают как особую концепцию мира, с точки зрения которой разные этносы являются прежде всего соперниками в борьбе за выживание, за достижение преимущественного положения и за различные блага, как искаженную форму естественных национальных чувств, акцентирующую фактор вражды по отношению к другим нациям.
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
Почти все многонациональные государства подвержены межнациональным трениям и конфликтам, корни которых уходят вглубь истории. В них в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается и промышленно развитых, и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, разной конфессиональной принадлежности.
Конфликтная ситуация порождается обычно резко противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов сторон, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения поставленных целей.
Развитие конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при которой свое национальное рассматривается как средоточие всего позитивного, а все инонациональное — как отклонение от нормы. Нарастанию напряженности конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т. Е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый и настоящий опыт контактов между народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. В последнем случае наступает межнациональное отчуждение, усиливается напряженность во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом.
Попытки разработки общей теории социального конфликта, неизбежно включающей социально-философские обобщения, предпринимаются в зарубежном обществоведении со второй половины 50-х гг. XX в., когда происходит становление конфликтологии как самостоятельной отрасли обществоведческого знания (работы К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, М. Дойча, Л. Козера, Дж. Локвуда, Дж. Рекса и других). Во второй половине XX в. В зарубежной обществоведческой литературе происходит существенное возрастание интереса к этническому и этнорасовому конфликту. В работах М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. Ле Вайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибута-ни, С. Энлоу и других авторов этнический конфликт является если не самостоятельным предметом исследования, то занимает одно из главных мест.