Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решению отдельных составляющих этой проблемы посвящен ряд исследований, анализ которых показал, что в настоящее время определены цели и задачи обучения физике в классах гуманитарного профиля, разработаны варианты содержания курса физики для учащихся данного профиля, предложены технологии составления учебных программ (Е.Л. Дьякова, Г. М. Искакова, Н. С. Пурышева и др.) — разработаны технологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 1. 1. Анализ исследований в области преподавания физики в классах гуманитарного профиля
    • 1. 2. Проблема учебно-методическою обеспечения преподавания физики в классах гуманитарного профиля
    • 1. 3. Обоснование подхода к организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Общая характеристика самостоятельной работы и самостоятельной деятельности
    • 2. 2. Самостоятельная работа учащихся на уроках как средство повышения мотивации к изучению физики
    • 2. 3. Роль самостоятельной работы в формировании естественнонаучного мировоззрения учащихся при обучении физике
    • 2. 4. Особенности самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 3. 1. Самостоятельная работа с текстом по учебным картам
    • 3. 2. Сопровождающий эксперимент
    • 3. 3. Самостоятельная работа, но сравнению моделей природных объектов
    • 3. 4. Самостоятельная работа по проверке знаний на основе ассоциативных представлений
    • 3. 5. Экспериментальная проверка методики организации самостоятельной работы при обучении физике в классах гуманитарного профиля
  • Выводы по 3 главе

Организация самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с переходом общеобразовательной средней (полной) школы на профильное обучение особого внимания заслуживает проблема учебно-методического обеспечения курса физики для классов гуманитарных профилей.

Решению отдельных составляющих этой проблемы посвящен ряд исследований, анализ которых показал, что в настоящее время определены цели и задачи обучения физике в классах гуманитарного профиля, разработаны варианты содержания курса физики для учащихся данного профиля, предложены технологии составления учебных программ (Е.Л. Дьякова, Г. М. Искакова, Н. С. Пурышева и др.) — разработаны технологии формирования физических понятий, обучения решению физических задач, формирования экспериментальных умений (Т.А. Турина, Н.В. Кочергина) — разработаны методические основы обучения физике в школах с углубленным изучением английского языка (Т.А. Матисова) — определена технология построения методической системы обучения физике в классах гуманитарного профиля (В.А. Праг). Необходимо отметить, что данные работы не охватывают проблему организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, однако именно для этою контингента учащихся такой вид работы является важной составляющей процесса обучения физике, что позволяет считать исследование данной проблемы актуальной.

В отечественной методике преподавания физики исследованиями в области организации самостоятельной работы учащихся занимались В. К. Буряк, Н. С. Занкина, JI.M. Качинский, В. Г. Разумовский, A.B. Усова и другие. Однако имеющийся опыт организации самостоятельной работы не в полной мере отвечает условиям профильного обучения. Необходимо адаптировать его под современные требования стандарта и разработать методику организации самостоятельной работы при изучении физики, учитывающую специфику учащихся классов гуманитарного профиля.

Исследования С. А. Богомаза, С. А. Изюмовой, И. С. Якиманской и др. показывают, что ученики, выбирающие гуманитарное направление, чаще всею обладают конкретно-образным типом мышления, ориентированы на чувственную, эмоциональную оценку окружающего мира, сложно воспринимают информацию на слух, затрудняются в понимании абстрактного материала. Кроме того, необходимо учитывать низкий уровень мотивации этих школьников к изучению естественнонаучных предметов. Как показывает анализ работ J1.A. Ивановой, U.M. Зверевой, Г. И. Щукиной и других ученых — одним из эффективных способов повышения мотивации к изучению предмета является активизация познавательной деятельности учащихся. Организуя самостоятельную работу учащихся классов гуманитарного профиля с учетом перечисленных особенностей можно значительно повысить мотивацию к изучению предмета, уровень знаний по физике и более эффективно формировать умения и навыки, соответствующие современному образовательному стандарту.

Таким образом, разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля является актуальной и может способствовать разрешению выявленных противоречий:

— между существенной ролью самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля в повышении мотивации к изучению физики и недостатком внимания к ее организации в процессе обучения физике;

— между необходимостью организации самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля при изучении физики и недостатком методических разработок, учитывающих психофизиологические особенности учащихся.

Поиски путей разрешения данных противоречий приводят к следующей проблеме: как организовать самостоятельную работу учащихся классов гуманитарного профиля, учитывая их психофизиологические особенности, чтобы она способствовала повышению мотивации к изучению предмета и положительно влияла на уровень усвоения физических знаний.

Методолшическую основу исследования составили: исследования в области мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев и др.), исследования связанные с учетом психофизиологических особенностей в обучении (B.C. Ротенберг, С. А. Богомаз, Т. М. Исаева, Г. А. Кураев, А. Л. Сиротюк, М. А. Холодная и др.), работы в области формирования естественнонаучного мировоззрения (В.Н. Мощанский, Е. Ф. Ефименко, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Г. П. Щедровицкий и др.), принципы гуманизации и гуманитаризации образования (С.А. Тихомирова, В. М. Симонов, В. И. Данильчук, М. Н. Берулава и др.), исследования в области ор1анизации самостоятельной работы учащихся (Б.П. Есипов, П. И. Пидкасистый, A.B. Усова, В. К. Буряк, Л. В. Жарова и др.), работы по методологии педагогических исследований (Э.Д. Новожилов, A.A. Шаповалов и др.).

Цель исследования. Разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля.

Объект исследования. Процесс обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования. Виды и методика организации самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля при обучении физике.

Гипотеза исследования: Если методику организации самостоятельной работы при обучении физике в классах гуманитарного профиля построить на основе заданий, разработанных с учетом психофизиологических особенностей учащихся, то это позволит повысить мотивацию к изучению предмета, что положительно скажется на уровне усвоения физических знаний и на формировании естественнонаучного мировоззрения.

Задачи исследования:

1. Провести анализ исследований в области преподавания физики в классах гуманитарного профиля, с целью выявления существующих подходов к организации самостоятельной работы учащихся.

2. Выявить особенности организации и содержания самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, на основании анализа образовательною стандарта по физике и исследований в области психофизиологических особенностей учащихся;

3. Разработать виды и методику организации самостоятельной работы учащихся классов гуманитарного профиля, позволяющих повысить мотивацию к изучению физики и уровень усвоения предметных знаний.

4. Провести педагогический эксперимент и оценить его эффективность.

Методы исследования: теоретические — анализ психологопеда! отческой, методической и учебной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющихся разработок по организации процесса обучения физике в классах гуманитарного профиляпрактические методыанкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

Логика и этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа и имело следующую логику:

— первый этап (2003 -2004 гг.) представлял собой изучение различных аспектов проблемы преподавания физики в классах гуманитарного профиля, обоснование центральных идей, постановку целей и задач исследования, составление плана исследования;

— цель второю этапа (2004 -2005 гг.) состояла в разработке методики организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиляв ходе третьего этапа (2005 — 2006 гг.) проводилась экспериментальная проверка разработанной методики.

Опьпно-экспериментальная база: технико-экономический профессиональный лицей № 11 г. Томска, общеобразовательная школа № 32 г. Томска, Сибирский лицей г. Томска. Исследованием было охвачено 208 учащихся.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается методологией исследования, адекватной его целям, задачам и логике представленной работы, апробацией теоретических результатов исследования в школьной практике, подтвержденных анализом эмпирических данных.

На защиту выносятся:

1. Принципы отбора видов и содержания самостоятельной работы >чащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля.

2. Виды и методика организации самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля (работа с текстом, но учебным картам, сопровождающий эксперимент, работа по сравнению моделей природных объектов, работа на основе ассоциативных представлений).

3. Экспериментальное подтверждение эффективности предлагаемых видов самостоятельной работы.

Научная новизна.

1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость учета психофизиологических особенностей учащихся классов гуманитарного профиля в процессе организации самостоятельной работы при обучении физике.

2. Выявлены особенности организации и содержания самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, заключающиеся в использовании видов самостоятельной работы адекватных требованиям современных стандартов и разработанных с учетом преимущества конкретно-образного типа мышления, эмоционально-чувственного способа познания мира и других особенностей учащихся.

3. Предложено решение проблемы повышения мотивации к изучению физики, посредством организации самостоятельной работы с учетом специфики учащихся классов гуманитарного профиля.

Теоретическая значимость.

1. Разработаны принципы отбора видов и содержания самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля. (Самостоятельная работа должна: основываться на визуальном материале (схемы, рисунки, эксперимент и т. д.) — содержать задания, направленные на чувственную оценку окружающею мира на основе конкретно-образных представленийбыть разнообразной по содержаниюсочетать индивидуальную работу учащихся с групповым взаимодействиемобеспечивать формирование у учащихся умений и навыков, указанных в стандарте по физике на базовом уровнебыть достаточно проста в ор1анизационном плане.).

2. Разработаны виды и методика организации самостоятельной работы при изучении физики в классах гуманитарного профиля, на основании психофизиологических особенностей учащихся (работа с текстом по учебным картам, сопровождающий эксперимент, работа по сравнению моделей природных объектов, работа на основе ассоциативных представлений).

Практическая значимость.

1. Разработаны задания и учебные карты: по работе с текстомпо выполнению сопровождающего экспериментапо сравнению моделей природных объектовно проверке знаний.

2. Разработаны методические рекомендации по составлению заданий и организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарною профиля.

Результаты исследования внедрены в практику школьною обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования были представлены на конференциях: Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества образования в современном обществе», Пенза, июнь 2004; Международная научно-практическая конференция «Эффективность образования в условиях его модернизации», Новосибирск, НИПКиПРО, 2628 апреля 2005 годаIX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», Томск, ТГПУ, 25−29 апреля 2005 годаВсероссийская научно-практическая конференция «Фундаментальные науки и образование», Бийск, БПГУ, 1−4 февраля 2006 года и ряде других общероссийских и региональных конференциях.

11о теме диссертации опубликовано 10 работ.

Структура диссертации.

Диссертация общим объемом 142 с. состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, включая 5 таблиц, 1 схему и 5 рисунков.

Список литературы

представлен 142 наименованиями.

Выводы по 2 главе.

1. В настоящее время у педагогов отсутствует единство мнений в определении самостоятельной работы, по-разному раскрывается ее сущность, признаки, представлены различные классификации ее видов. Одни исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения (В.К. Буряк, JI.B. Жарова, A.B. Усова и др.), другие как форму организации учебной деятельности (Б.П. Осипов, М. М. Моро, Т. И. Шамова и др.), третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (П.И. Пидкасистый, Н. Д. Хмель, Б. Ю. Зотов и др.) и т. д. Мы солидарны с теми авторами, которые рассматривают самостоятельную работу как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, а самостоятельную деятельность — как целенаправленный процесс, организуемый и выполняемый в структуре обучения для решения конкретных учебнопознавательных задач.

2. 11аиболее обоснованным мотивом изучения физики учащихся классов гуманитарною профиля является интерес к предмету. Исследования педагогов, iicuxojioi ов, методистов (Д.Н. Богоявленский, Е. Я. Голант, В. В. Давыдов, Б. П. Есипов, С. Ф. Жуйков, Е.И. Кабанова-Меллер), показывают, что самостоятельная работа оказывает самое благотворное влияние на формирование у школьников познавательных интересов. Положительная мотивация учения, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению учащимися программного материала.

3. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся при изучении физики для формирования естественнонаучного мировоззрения, особенно для формирования личных взглядов и убеждений. Эти компоненты мировоззрения невозможно передать от человека человеку (от учителя ученику), они должны быть осознаны и внутренне приняты как свои.

4. Особенности организации и содержания самостоятельной работы учащихся при изучении физики в классах гуманитарного профиля, заключаются в использовании видов самостоятельной работы адекватных требованиям современных стандартов и разработанных с учетом преимущества конкретно-образною типа мышления, эмоционально-чувственною способа познания мира и других особенностей учащихся данных классов. Нами выдвинуты и обоснованы принципы отбора видов и содержания самостоятельной работы, на основании которых мы предлагаем следующие виды самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля: работа с текстом по учебным картамэксперимент, сопровождающий объяснение учителяработа, но сравнению моделей природных объектовработа по проверке знаний, на основе ассоциативных представлений.

Глава 3. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля.

3.1. Самостоятельная работа с гекстом по учебным каргам.

Умение работать с текстовой информацией для современною человека, имеет особое значение. В связи с ускорением научно технического прогресса знания, приобретаемые в школе, вузе быстро устаревают. Потребность идти в но1у со временем, требует от человека постоянно пополнять свои знания пу1ем самообразования. Л основными источниками знаний для современного человека по-прежнему остаются книга и другие печатные издания. Поскольку развитие и формирование самостоятельности и, в частности, умения самостоятельно приобретать знания закладывается в основном, в школьные юды, то эта проблема особенно актуальна для школы.

В образовательном стандарте среднею (полного) общею образования (утвержденного в 2004 юду) по физике на базовом уровне (а также по естествознанию) в отдельное требование к уровню подготовки выпускников вынесено умение «работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации». Поэтому актуальность разработки этого направления не вызывает сомнения.

На предметах гуманитарного цикла учащиеся часто работают с текстами, но не секрет, что тексты, содержащие естественнонаучную информацию, воспринимаются ио-друюму. Поэтому необходимо применять работ)' с текстами на всех уроках без исключения.

В школьной практике работа с текстом обычно сводится к работе с учебником, а приемы работы в основном такие: «Прочитайте параграф, ответьте на вопросы, перескажите .». Особенно это касается уроков физики. Однако, для формирования рациональных приемов работы с текстом этого явно не достаточно. Только в результате систематической работы с различными, но содержанию и характеру текстами данные приемы могут быть сформированы. Работа с учебником обычно используется в младших классах, а на старшей ступени обучения необходимо научить школьников работать с любым текстовым материалом, на что обращается особое внимание в современных образовательных стандартах.

Текст и его понимание.

Как утверждают Граник Г. Г., Вондаренко С. М., Концевая J1.A. «Даже самые замечательные свойства учебных книг могут разбиться о неумение школьников работать самостоятельно. Нужно приблизить к ним текст, научить понимать его. Л для этого нужно познакомиться с некоторыми особенностями, как самого текста, так и его понимания» [27]. К рассмотрению этого вопроса мы и перейдем.

По мнению Биевой Е. Г. «именно текст является реальной единицей речевой коммуникации и представляет собой ту область, где конкретно стыкуются язык и мышление и осуществляется их взаимодействие» [8], поэтому овладение приемами работы с текстом способствует активному развитию мышления и вооружает методами работы с информацией.

Вопросу разработки методов работы с информацией и продуктивному восприятию текста посвящено большое количество исследований — Витта Н. В., Выготского JI.C., Дридзе Т. М., Доблаева JI.M., Леонтьева A.A., Лурии А. Р., Микка Я. А., Ганзена В. А., Граника Г. Г., Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Беспалько В. П., Кулюткина Ю. Н., Лотмана Ю. М., Лернера И. Я. и др.

Основоположники системного мышления Ганзен В. А. и Толкачев В. К. также уделяют особое внимание восприятию текста. Они определяют «печатный текст (от лат. Tekstus — ткань, соединение) как цельную систематическую последовательность вербальных (словесных) знаковых единиц, объединенных явными и неявными смысловыми связями. Это наиболее распространенный в настоящее время способ фиксации и хранения информации. Тексты — продукт и объект интеллектуальной человеческой деятельностиони создаются человеком и создают человека! Кроме удовлетворения правилам грамматики, текст всегда рассчитан на определенный круг пользователей и несет в себе решение четко поставленных и сформулированных задач. Текст как целое имеет иерархическую структуру: текст, абзац, сложное предложение, простое предложение, синтагмы (интонационно-смысловые расчленения), слова, междометия, союзы, знаки препинания. Текст — необходимое звено в акте взаимодействия автора и пользователя» [21].

Восприятие текста эти авторы видят в считывании, запоминании, понимании, оценке текста конкретным читателем, который сам является неповторимой индивидуальностью.

Из педагогической психологии известно, что понимание учебного материала, включение ею в определенную систему есть важнейший компонент усвоения материала. Понимание всегда означает обращение к системе уже сложившихся ассоциаций, к связям незнакомого материала с уже знакомым. Лурия Л. Р. отмечал, что «понимание письменного сообщения — сложный мыслительный процесс, в результате которого из развернутого текста выделяется основная мысль. Читатель должен прибегать к развернутому анализу и синтезу элементов текста, формулировать выводы из тех ею частей, которые обладают наибольшей информативностью» [67,68].

Нельзя не согласится с Доблаевым Л. П., что «чтение текста, в котором находит свое выражение человеческий опыт, является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текставажнейшим ее компонентом». Он определяет понимание в двух смыслах. «Понимание в широком смысле — это установление существенных связей или отношений между предметами реальной действительности посредством применения (использования) знаний. С этой точки зрения оно является компонентом различных познавательных процессов, в которых имеет место установление (не только использование старых, но и установление новых) связей: осмысленною восприятия или узнавания, запоминания или воспроизведения, воображения или мышления. Понимание в узком смысле есть компонент только мышления как обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями» [37].

Обычно исследователи указывают на следующие моменты, из которых складывается понимание текста: 1) понимание значения отдельных слов и словосочетаний- 2) понимание предложений, главным образом со стороны выраженных в них логических суждений- 3) понимание текстовых суждений, т. е. более крупных смысловых единиц, которые содержат текстовые субъекты и предикаты — поясняемое и пояснение или объясняемое и объяснение, доказываемое и доказательство и т. п.

В своих исследованиях Доблаев Л. П. пришел к обоснованному выводу о том, что специфика понимания текста, в конечном счете, проявляется именно в разрешении каких-то, пусть очень своеобразных задач или проблемных ситуаций, содержащихся в нем, в нахождении ответов на вопросы, которые текст вызывает у читателя (даже если ответы содержаться в самом тексте). Автор констатирует, что «учебный текст — это не источник готовых знаний, подлежащих запоминанию, а, прежде всею источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» [37,36].

В работе [27] авторы, раскрывая процесс взаимодействия текста и читателя во время чтения, указывают, что текст обладает определенными свойствами, которые воздействуют на читателя во время чтения. Осуществляется это через «сигналы», которые текст как бы посылает читателю. Чтобы понять текст, читатель должен уловить эти сигналы и правильно на них отреагировать.

Реакция человека на эти сигналы и есть процесс, в результате которого происходит понимание. Сигналы, посылаемые текстом, — это особенности его смысла и структуры. Работа читателя включает прием этих сигналов и «усвоение» их — понимание и запоминание. Все, что составляет текст, — слова и словосочетания, семантико-синтаксические блоки, предложения и смысловые связи между ними — выражает его смысл. Именно от них и получает читатель сигналы текста — от каждой единицы текста и отдельности и от их взаимосвязи.

Текст приходит к читателю не сразу, а по частям: слово за словом, предложение за предложением. Поэтому информация, заключающаяся в тексте, поступает не сразу, а сигнал за сигналом — по ходу чтения.

В связи с этим первостепенной задачей в понимании текста данные авторы считают выявление незнакомых слов (а также и знакомых, но возможно употребляемых в данном тексте в ином значении) и установление их значения.

В качестве другого важного приема, ведущего к пониманию текста Граник Г. Г., Концевая Л. А. и Нондаренко С. М. выделяют работу с вопросами. Это и ответы на готовые вопросы и самостоятельная постановка вопросов к тексту, а также самостоятельное выявление скрытых в тексте вопросов и ответов на них.

Работе с вопросами также большое внимание уделяет и Доблаев Л. Г1. Особенно он подчеркивает влияние предварительно поставленных вопросов на осмысление текста. Предварительно поставленные вопросы (требующие нахождения ответов, которые не даются явно в тексте), стимулируя активные мыслительные процессы учащихся, в то же время организуют и направляют эти процессы на достижение цели — найти ответы на них, способствуют целостной передаче текста своими словами, повышают уровень самостоятельности его усвоения. Они предупреждают, по мнению автора, от механического восприятия текста. В результате нахождения ответов на такие вопросы у учащихся повышается уверенность в своих силах, возникает чувство удовлетворения работой, развивается интерес к работе с текстом.

Для учащихся старших классов, как считает Доблаев Л. П., наибольшее значение имеют вопросы, побуждающие в процессе чтения рассуждать и делать выводы, осознавать причинные связи между предметами и явлениями [37].

Еще один, не менее важный, прием, позволяющий лучше понять текст — это выделение главной мысли. «Выделить главную мысль — это значит осознать ее в общем потоке текста, абстрагировать о г конкретного воплощения, которое является формой ее бытия, и оценить степень ее значимости (например, классовой, общенародной, общечеловеческой)» [28].

Умение выделять главные мысли в тексте, — пишут в своей статье A.B. Усова и В. В. Завьялов [124], — предупреждает механическое заучивание текста. Все это оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся. Они становятся более осознанными и глубокими".

Таким образом, при разработке заданий для работы с текстом необходимо учитывать рекомендации указанных выше авторов, что позволит эффективно формировать у учащихся навыки работы с текстом.

Отбор текстов дли самостоятельной работы учащихся.

Ю.Н. Кулюткин в своей статье [58] пишет, что «стиль учебною текста определяется тремя основными факторами: целевыми функциями текста, характером его содержания и психологическими возможностями работающих с текстом учащихся».

Совершенно справедливо автор замечает, что любой учебный текст важен не сам, но себе, а как средство обучения, развития и воспитания учащихся. Одна из важнейших функций, которую учебный текст выполняет в общей структуре учебной деятельности — предоставление определенной информации с целью формирования ориентации человека в окружающем мире. Иными словами, в процессе усвоения учебного текста у учащихся развивается ориентировочная основа деятельности.

С точки зрения [58], в учебном тексте можно выделить три наиболее общие функции ориентировки: это предметная ориентация в мире, на основе которой у учащихся формируются определенные логико-понятийные структуры (представления, понятия) — ценностная ориентация, в процессе которой у учащихся складываются личностные отношения, формируются социальные идеалы и нормы (убеждения, взгляды, критерии оценок) — инструментальная ориентация, когда с помощью учебною текста организуются сами действия учащихся. В связи с этим Ю. Н. Кулюткин предлатает следующую классификацию текстов.

Предметно ориентированные тексты. Автор текста в этом случае ставит перед собой цель охарактеризовать некоторый объект в ею естественных связях и зависимостях, в его отношениях к другим объектам, существующим независимо от человека.

Предмет, характеризуемый в учебном тексте, — это реальные объекты, их свойства и отношения. В зависимости от уровня обобщенности и предмета авторской мысли характер учебною текста будет различным. Выделяют: а) описательные тексты, в которых характеризуются эмпирические данные, наблюдаемые факты, явления, события — все то, что существует «здесь» и «сейчас», что непосредственно наблюдается во всем богатстве своей конкретности, определенности и индивидуальностиб) теоретико-познавательные тексты, в которых предметом анализа являются все более обобщенные и универсальные отношения действительности: законы, гипотетические схемы, принципы — все то, что получено в результате научною обобщения, абстрагирования тех или иных сторон реаи. но наблюдаемых конкретных объектов.

Таким образом, большая часть естественнонаучных текстов являются именно предметно ориентированными, т.к. в них содержится описание физических явлений, процессов, опытов, либо раскрываются теории, законы и т. д.

Ценностно ориентированные тексты. Когда учебный текст является ценностно ориентированным, то любой объект характеризуется в нем не со стороны его естественных свойств, а по отношению к человеку, к ею нормам, идеалам и целям.

В ценностно ориентированных текстах можно выделить: а) непосредственную ценностную ориентацию в реально данных объектах (оценка фактов, событий, поступков отдельных личностей или целых групп) — б) опосредованную (через систему идеальных образов) ценностную ориентацию в действительности, когда оценивается не отношение к реально данным личностям, событиям, явлениям, а отношение к художественным образам, несущим на себе наиболее общее, типичное, существенное.

Можно сделать вывод, что к ценностно ориентированным текстам относятся тексты исторического содержания, например описывающие жизненный путь ученого или этапы развития и становления какой то фишческой теории.

Инструментшьно ориентированные тексты. В таких текстах дается раскрытие способов действий, которые необходимо произвести, чтобы преобразовать объект в соответствии с имеющимися целями. Иными словами, в тексте развивается идея о том, как следует действовать в определенных условиях, а само содержание текста составляют программы и инструкции, указывающие на способ достижения целей, на методы и приемы решения задач.

На наш взгляд, применение таких текстов при обучении физике учащихся классов гуманитарного профиля не является целесообразным. Объясняется это тем, что у учащихся данных классов не вызывает интерес решение задач, изучение действия сложных приборов и устройств по инструкции, т.к. это требует логического мышления, свойственного им в наименьшей степени. Исключение могут составлять указания к выполнению стандартных лабораторных работ, используемых на уроках физики.

Важно отметить, что работа учащихся с текстом предполагается и при сдаче экзамена по физике. В билетах базового уровня [82] предусмотрено использование четырех различных типов текстов по всем разделам школьною курса физики. Это тексты: с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизнис описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физикис описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физикисодержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или воздействии на живые организмы и человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что для использования при обучении физике в классах гуманитарного профиля больше подходят предметно ориен тированные и ценностно ориентированные тексты, описывающие проявление физических законов в природе и быту, наблюдения и опыты, устройство несложных технических устройств, а также содержащие информацию исторического характера, информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды. Желательно, чтобы тексты содержали иллюстрации, т.к. для учащихся — «гуманитариев» наглядность очень важна. Если нет возможности распечатать иллюстрации для каждого ученика, можно поступить по-другому: сделать слайды с картинками, иллюстрирующими текст, с которым учащимся предстоит работать, и с помощью проектора демонстрировать их на уроке, в то время как учащиеся работаю с текстом. Данный прием позволяет создать эмоциональный настрой у учащихся на изучаемую тему.

Нами подобраны текстовые материалы из журналов, газет, книг, Интернета, которые можно использовать при изучении определенных разделов курса физики в классах гуманитарного профиля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой