Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постановка учебного процесса, особенно в профессиональной школе, во многом зависела от состояния ее материальной базы. В условиях недостаточного финансирования со стороны государства, администрация профессиональных учебных заведений, стремясь решить возникшие в этой сфере проблемы, обращалась за помощью к органам городского самоуправления, другим общественным организациям, частным лицам. Однако… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Количественный рост, профиль и материальная база низших и средних специальных учебных заведений Западной
  • Сибири в конце XIX — начале XX вв
    • 1. Расширение сети профессиональных учебных заведений, их профиль
    • 2. Материальная база профессиональной школы
  • Глава II. Подготовка специалистов низшими и средними профессиональными учебными заведениями Западной
  • Сибири в конце XIX — начале XX вв
    • 1. Характеристика преподавательского корпуса учебных заведений
    • 2. Численность, состав и положение учащихся
    • 3. Содержание учебного процесса и его результативность

Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительные изменения в социально-экономическом развитии России в конце XIX — начале XX вв. привели к возрастающей потребности в подготовке квалифицированных кадров для промышленности, торговли, сферы образования, здравоохранения и культуры, что обусловило расширение сети низших и средних профессиональных учебных заведений. Профессиональная школа, помимо общеобразовательных, давала своим воспитанникам специальные знания, умения и навыки, необходимые в соответствующей отрасли народного хозяйства или сфере услуг. Поэтому по мере развития капитализма роль профессиональных учебных заведений в образовательной сфере возрастала.

Те же тенденции имели место и в Западной Сибири. Развитие капиталистических отношений, ускоренное здесь строительством Сибирской железной дороги, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии низшего и среднего специального образования. Если в 90-х гг. XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале XX в. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. Поэтому вполне понятно, что без изучения развития профессиональной школы в одном из крупнейших регионов России, каким являлась Западная Сибирь, трудно представить полную и всестороннюю картину истории народного образования в крае в конце XIX — начале XX вв.

Вместе с тем изучение этой темы имеет сегодня не только научный интерес, но и практическую значимость. Система начального и среднего специального образования более всего пострадала в современной образовательной сфере от политики последних лет. Развал материальной базы для профессионального образования имеет более тяжелые последствия, чем для школ и большинства вузов. К тому же экономический подъем просто невозможен без высококвалифицированных кадров. Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует пересмотра и разработки новых положений при определении политики государства в этой области. В данной связи становление и развитие профессионального образования как государственного, так и являвшегося инициативой частных лиц и общественных организаций, факторы, определявшие основы профессиональной подготовки в дореволюционный период, — все это представляет практический интерес для разработки современных концепций профессионального обучения. В силу этого детальное изучение опыта, накопленного предшественниками в сфере профессиональной школы, является, несомненно, вполне актуальным.

Переходя к историографии проблемы, отметим, что отдельные вопросы, связанные с историей низшего и среднего профессионального образования в России, начали изучаться еще в дореволюционный период. Работы тех лет касались преимущественно проблем подготовки специалистов для той или иной отрасти, но вместе с тем отсутствовали публикации, обобщавшие опыт, накопленный средним и низшим профессиональным образованием. Схематические обзоры материалов по истории низшего и среднего технического образования в России были даны, в частности, в труде И. А. Анопова и в издании, вышедшем под редакцией А.Г. Небольсина1. Однако в них приведены сведения, относящиеся к пореформенному периоду, в то время как большинство технических учебных заведений возникло в России в конце XIX — начале XX вв. Вопросы реорганизации сельскохозяйственной школы рассматривались в публикациях И. А. Стебута, И. Н. Миклашевского, А. Фортунатова и И. И. Мещерского. Состояние коммерческого образования, специальные и общеобразовательные дисциплины в учебных программах профессиональной школы этого типа были рассмотрены в трудах М.В. Кечеджи-Шаповалова. Кроме того, автор привел некоторые статистические данные по средним и низшим коммерческим учебным заведениям в России за 1908;1909 учебный год3. Значительное внимание вопросам, связанным с подготовкой учителей, уделил в своем обобщающем труде по истории народного образования в России Н. В. Чехов4. Наряду с оценкой состояния народного образования в целом, он охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в связи с введением всеобщего начального обучения в России и привел в сравнительной таблице данные Министерства народного просвещения о необходимом числе учителей для введения всеобщего обучения и их реальное количество на 1911 г. по учебным округам, в том числе и по ЗападноСибирскому округу. Достаточно часто при обсуждении вопроса о введении всеобщего начального образования в стране этой темы касались так.

1 Анопов И. А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России/Под ред. А. Г. Небольсина. СПб., 1884.

2 Стебут И. А. План сельскохозяйственной школы. СПб., 1872- он же. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. М., 1889- Миклашевский И. Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала.

Техническое образование". СПб., 1893- Фортунатов А. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Вестник воспитания». М., 1901; Мещерский И. И. Народная школа и сельское хозяйство: Сборник статей И. Мещерского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 1912.

Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация (в России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 1902;1911. СПб., 1911. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912. же публицисты на страницах журналов «Народное образование» и «Журнал Министерства народного просвещения"5.

Дореволюционные исследователи сибирского региона, по сути дела, не оставили специальных работ, посвященных истории низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. Попытки обобщения статистических сведений о числе учебных заведений этого типа, их распределении по губерниям Западной Сибири, количестве учащихся и размере средств, выделяемых на содержание профессиональной школы, были представлены в рамках общего обзора народного образования, пожалуй, лишь в книге «Азиатская Россия» и небольшой статье о состоянии образования в Западно-Сибирском учебном округе (по данным на 1913 г.), опубликованной в журнале Министерства народного просвещения6. Некоторые сведения о профессиональных учебных заведениях, функционировавших в Томске, приводились также при характеристике состояния народного образования в этом городе в книге п.

Город Томск", вышедшей в 1912 г. .

В советской историографии 1920;1930;х гг., когда изучение опыта профессиональной школы было обусловлено повседневными потребностями становления новой системы образования, эта тема привлекла к се.

5 К вопросу о педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений и.

06 улучшении материального их положения // Журнал Министерства народного образования (далее ЖМНП). СПб., 1899. Окт.- 1899. Нояб.- 1899. Дек.- Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февр. 1898 г.-14февр. 1901 г.)//ЖМНП. СПб., 1901. ИюльЛуппов П. О всеобщем обучении в России // Народное образование (далее НО). 1907. Янв. Кн. 1- Тичер Н. Принцип, положенный в основу образования начальных учителей в Англии, по сравнению в Германией и Россией // НО. 1908. Кн. 2. Февр.- Руднев Я. Об организации и постановке учебного дела в учительских семинариях //.

ЖМНП. 1913. Май. Ч. ХЬУ. и др. ^ 1.

Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914; Образование в Западно-Сибирском учебном округе в 1913 г. //ЖМНП. 1914. Алр. Ч. Ь. С. 312−315.

7 Город Томск. Томск, 1912. бе внимание ряда исследователей8. Но их работы носили во многом публицистический характер, причем профессиональная школа дореволюционной России для этих авторов выступала своего рода фоном, на котором подчеркивались достижения советской системы профессионального обучения.

На материале Сибирского региона изучение этой проблемы в той или иной степени получило отражение в обобщающей работе Н.С. Юр-цовского по истории просвещения в Сибири и очерке «Народное образование» в третьем томе Сибирской советской энциклопедии9. Н.С. Юрцов-ский охарактеризовал учебные заведения коммерческого, технического, педагогического и сельскохозяйственного профиля, привел сведения о размещении и количестве профессиональных учебных заведений, попытался определить численность учащихся профессиональной школы, в том числе в Западной Сибири, на 1916 г. Вместе с тем автор относил к учебным заведениям «с курсом ниже среднего» не только акушерско-фельдшерские, ветеринарно-фельдшерские школы, учительские семинарии, железнодорожные училища, но и ремесленные, технические училища, сельскохозяйственные и торговые школы10, то есть не дал детального определения, какие учебные заведения отнести к неполному среднему, а какие — к низшему разрядам. Кроме того, коммерческие училища хотя и упоминались в его работе, но с оговоркой, что они относятся, скорее, к.

Аникст О. Профессиональное образование в России: (ст. и докл.). М., 1920. Ч. 1. Материалы по профессионально-техническому образованию. Вып. 4- Долинин А. Ученичество в дореволюционной России //За промышленные кадры. 1932. № 19−20. С. 75−76- Жив М. Ученичество и образование в царской России // Коммунистическая молодежь. 1933. № 17. С. 22−27- 40 лет назад // За промышленные кадры. 1935. № 19−20 (93−94). С. 122−126- Старцев Е. Транспортные школы в прошлом//Просвещение на Урале. 1927. № 2. С. 133−135.

Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск, 1923;

Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3.

Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. С. 226−229. разряду общеобразовательных учебных заведений11. В Сибирской советской энциклопедии содержались сведения о времени и месте открытия в Западной Сибири коммерческих училищ, торговых школ, технических училищ, среднего землемерного училища, некоторых образовательных.

1 *) учреждений педагогического профиля. Однако вне поля зрения авторов остались ремесленные училища, учебные заведения медицинского профиля, низшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения, целый ряд учебных заведений, готовивших учителей.

Существенные сдвиги в исследовании дореволюционной профессиональной школы произошли в 1950;1980;е гг. Следует отметить, что к этому времени история профессионального образования выделилась в самостоятельную отрасль историко-педагогических знаний, и как следствие активизировались научные разработки многих сюжетов проблемы, в том числе и относящихся к дореволюционному периоду. В ряду других публикаций значительный интерес представляют исследования, посвященные профессионально-техническому образованию в дореволюционной России, автором которых является А.Н. Веселов13. В его работах впервые приведены обобщающие сведения о состоянии среднего и низшего профессионально-технического образования в России, рассмотрена политика правительства по отношению к средней и низшей технической школе.

11 Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. С. 105.

12 Сибирская советская энциклопедия. Т. 3. С. 648.

13 Веселов А. Н. Из истории низшего профессионально-технического образования в России // Ученые записки Курского государственного педагогического института. Вып. 2. Курск, 1949. С. 135−166- он же. Низшее профессионально-техническое образование в России в конце XIX — начале XX вв. // Советская педагогика. 1953. № 1. С 61−84- он же. Из истории прошлого технических школ: К 50-летию первой русской революции // Профессионально-техническое образование. 1955. № 12. С. 3−5- он же. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР: (Очерки по истории профтехобразования). М., 1955; он же. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961.

Заметный вклад в изучение проблемы внес также H.H. Кузьмин14. Заслуживают внимания его попытки впервые комплексно подойти к рассмотрению становления системы профессионального образования в дореволюционной России. В своих работах автор осветил политику царского правительства в области среднего и низшего профессионального образования, определил основные этапы его развития в дореволюционный период, дал достаточно полную профильную характеристику профессиональной школы. Следует отметить, что впервые в работах H.H. Кузьмина столь широко используется сибирский материал. Ряд статей он специально посвятил исследованию состояния среднего и низшего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.15, в которых на основе сведений по Омскому техническому училищу, частному ремесленному училищу братьев Королевых в Томске и некоторым другим учебным заведениям предпринял попытку охарактеризовать состояние низшего и среднего профессионального образования в крае на 1910 г.

В рамках изучения народного образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. вопросы подготовки учительских кадров для.

14 Кузьмин H.H. Среднее и низшее профессиональное образование в дореволюционной России // Ученые записки Курганского государственного педагогического института. Курган, 1963. Вып. 5. С. 146−185- он же. Железнодорожные училища в дореволюционной России: К 100-летию первого железнодорожного училища // Среднее специальное образование. 1969. № 9. С. 49−51- он же. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971; он же. Коммерческое образование в России конца XIX — начала XX вв. // Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР. Вопросы методологии исследования. Горький, 1974. С. 218−141.

Кузьмин H.H. Некоторые вопросы профессионально-технического образования в Западной Сибири (конец XIX — начало XX вв.) // Ученые записки Курганского государственного педагогического института. Курган, 1964. Вып. 6. С. 187−217- он же. Низшее и среднее специальное образование в Сибири до Великой Октябрьской социалистической революции // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974. С. 131−154. региона рассматривались в работах Ф. Ф. Шамахова и П.Л. Трофимова16. В них дана характеристика учебных заведений, осуществлявших подготовку педагогов для общеобразовательных школ края, включая учительские семинарии и институты, педагогические классы женских гимназий, курсы по подготовке и повышению квалификации учителей для начальной школы.

За исключением работ указанных выше авторов другие сибирские исследователи касались этой тематики, привлекая тот или иной фактический материал лишь в связи с изучением истории родного края и культур

I 7 ной жизни региона. Даже в таком фундаментальном издании, каким является многотомная «История Сибири», о проблемах низшего и среднего специального образования содержались лишь фрагментарные сведения18.

В последние годы в связи с актуализацией вопроса о реформах в сфере образования опыт профессиональной школы дореволюционной России стал более широко анализироваться в научных исследованиях. В этом плане заслуживают внимания работы A.B. Третьякова по истории низшего сельскохозяйственного образования дореволюционной России и книга С. Я. Цимринга и Ю. С. Кузнецова по истории профессионально-технического образования19. Проблема соотношения преподавания об.

16 Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. Томск, 1957; он же. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907;1917 гг.). Томск, 1966; Шамахов Ф. Ф., Трофимов П. Л. Из истории сибирской школы (1917;1931). Новосибирск, 1976.

17 Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. Томск, 1974; Большаков В. Н., Плотников А. Е. О грамотности, общем и профессиональном образовании рабочих в дореволюционной Сибири // Классы и партии Сибири накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. Томск, 1977. С. 13−31- Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., Цепляев JI.H. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX — начало XX вв.). Новосибирск, 1978. С. 162−164- Алтай в эпоху капитализма: Учебное пособие. Барнаул, 1986; Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987.

18 История Сибири. Л., 1968. Т. 3.

Третьяков A.B. Актуальные вопросы истории низшего сельскохозяйственного образования России в конце XIX — начале XX вв. Курск, 1994; он же. Низшая сельскощих и специальных предметов в профессионально-технических учебных заведениях России в конце XIX — начале XX вв. освещена в диссертации Т.А. Абдулмуталиновой20. Значительный интерес к истории профтехобразования нашел отражение в работе всероссийской научной конференции «Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы». В ее материалах содержатся также интересные сведения о состоянии профессионально-технического образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.21. Наконец, основные работы, опубликованные в советский период и отражающие вопросы развития профессионального образования в России в конце XIX — начале XX вв., систематизированы в изданном в 1991 г. библиографическом указателе22. Однако литература по истории профессионального образования в Западной Сибири представлена в нем очень слабо, что свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к указанной проблеме.

Действительно, даже в последние 10−15 лет данная тематика в публикациях историков сибирского региона продолжала, как и раньше, разрабатываться в основном в рамках изучения состояния народного образования, культурной жизни и истории родного края. В той или иной мере эти сюжеты присутствуют в работах Г. А. Бочановой, В. Н. Меныцикова, Н. М. Пугачевой, А. П. Толочко, Т. В. Саврасовой, A.B. Любимова, A.C. хозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск, 1997; Цим-ринг С .Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования. СПб., 1996.

Абдулмуталинова Т. А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX — начала XX вв.: Авто-|>еф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.

Смирнов И.П. Профессионально-техническое образование: ретроспектива и перспектива // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. М., 1999. С. 1132- Шапкин В В. Профессиональное образование в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Там же. С. 34−52- Грибанов В. И. Развитие профессионально-технического образования в Западной Сибири // Там же. С. 80−90.

История общеобразовательной и профессиональной школы России. Библиографический указатель литературы, изданной в советский период. Л., 1991. С. 40−45.

Иваненко, A.C. Донченко, Т. Н. Осташко, Т. Н. Самолововой и ряда других исследователей23. Однако специального обобщающего исследования, посвященного развитию низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв., вплоть до настоящего времени нет, освещены лишь его отдельные аспекты. Наиболее изученными в ряду учебных заведений профессиональной школы являются профессионально-технические училища. В то же время, несмотря на значительное количество работ по народному образованию, учительские семинарии и институты остаются за рамками подробного изучения. Примерно такая же картина наблюдается и в отношении сельскохозяйственных учебных заведений. В литературе встречаются лишь упоминания об учебных заведениях, готовивших кадры для сферы торговли и здравоохранения. К тому же почти не исследованными являются сюжеты, связанные с характеристикой преподавательского корпуса, состава учащихся.

23 БочановаГ.А. Вопросы трудового воспитания в начальных школах Сибири конца XIX — начала XX вв. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987. С. 168−186- Пугачева Н. М. Омская учительская семинария // Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский исто-рико-краеведческий словарь. М., 1994. С. 175−176- она же. Учебные заведения Омска // Там же. С. 272−274- Саврасова Т. В. Средние учебные заведения в Томске // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 119−125- Меньшиков В. Н. Учреждения образования и культуры Тобольской губернии накануне и в период Первой мировой войны // Образование и культура Тюменского края в XVIII—XX вв. Материалы VII Тюменской областной научно-практической конференции, поев, памяти П. П. Чукомина. Тобольск, 1998. С. 42−48- Толочко А. П. Среднее специальное образование в Омске в конце XIX.

— начале XX вв. // Музей и общество на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1998. С. 102−104- Любимов A.B. Омское железнодорожное техническое училище в конце XIX — начале XX вв. // Проблемы истории в работах студентов и аспирантов истфака ОмГПУ. Материалы научной конференции. Омск, 1998. С. 85−100- Томск. История города от основания до наших дней. Томск, 1999; Иваненко A.C. Прогулки по Тюмени. Тюмень, 2000; Донченко A.C., Осташко Т. Н., Самоловова Т. Н. К вопросу о подготовке и деятельности ветеринарных кадров в Западной Сибири (XIX — начало XX вв.) // Опыт природопользования в Сибири в XIX—XX вв. Новосибирск, 2001. С.81−101- Ноздрин Г. А. Ветеринария в Сибири в XIX.

— начале XX вв. // Там же. С. 52−80 и др. профессиональной школы и содержания учебного процесса. Поэтому вполне очевидна необходимость дальнейшей разработки указанной темы.

Объектом диссертационного исследования является низшее и среднее профессиональное образование в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв., а предметом изучения является процесс функционирования системы профессиональной школы, включающей ее профильную структуру, состояние материальной базы, преподавательский корпус и состав учащихся, содержание учебных занятий, качество подготовки специалистов.

Говоря об объекте диссертационного сочинения, следует отметить, что среди исследователей нет единой позиции по поводу отнесения некоторых специальных учебных заведений к среднему или низшему разряду. Одни относят акушерско-фельдшерские школы и учительские семинарии к учебным заведениям «курсом ниже среднего». Другие историки эти специальные учебные заведения включают в разряд средних. Мы полагаем, что поскольку, согласно Положению, в фельдшерско-акушерские школы принимались лица, окончившие курс прогимназии или проучившиеся 4 года в среднем общеобразовательном учреждении24 (имевшие, таким образом, неполное среднее образование), данный тип профессиональных учебных заведений следует относить к неполным средним. Сюда же необходимо включать и другие специальные заведения медицинского профиля: ветеринарные и зубоврачебные школы. Учительские семинарии, по нашему мнению, также относятся к разряду неполных средних специальных заведений. По Положению об учительских семинариях 1870 г. общеобразовательный курс в них почти не отличался от курса городских училищ по Положению 1872 г. Но с 1902 г. семинарии постепенно переходили на четырехгодичный срок обучения. В проекте Положения об.

24 «.

О правовом положении и образовании фельдшеров и фельдшериц в России. Сборник материалов для членов Государственной думы. М., Б.г. С. 42−44. учительских семинариях (1911 г.) предполагалось расширить программу по объему общеобразовательных предметов до уровня среднеобразова-тельных учебных заведений25. Однако только после принятия закона от 14 июня 1917 г. учительские семинарии были преобразованы в средние учебные заведения, а учительские институты приближены к типу высших учебных заведений.

Обращаясь к характеристике развития профессионального образования, по нашему мнению, следует обратить внимания на разные степени подготовки обучавшихся: от приобретения профессиональных навыков (профориентация) до выпуска специалиста. Квалифицированных специалистов готовили средние специальные учебные заведения, а из разряда низших профессиональных учебных заведений — низшие училища. Профессиональной подготовкой занимались и в профессиональных школах и отделениях (классах) при общеобразовательных учебных заведениях (в частности, в ремесленных школах и школах ремесленных учеников), но они давали скорее профессиональные начальные навыки, поскольку общеобразовательная подготовка в них практически отсутствовала. Поэтому ремесленные школы, школы ремесленных учеников и ремесленные классы не включены нами в разряд низших специальных учебных заведений. За пределами внимания автора остались также образовательные учреждения духовного и военного ведомств, которые ввиду специфики их функционирования должны являться объектом самостоятельного изучения.

Целью диссертационного сочинения является исследование системы средней и низшей профессиональной школы Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. как составной части образовательной сферы региона. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи:

2 ^.

См.: Руднев ЯМ. Указ. соч. С. 16, 168. определить количество и профиль профессиональных учебных заведений в Западной Сибирирассмотреть состояние материальной базы среднего и низшего профессионального образованияохарактеризовать преподавательский корпус и состав учащихсяосветить содержание учебного процесса, выявить его результативность и качество подготовки специалистов.

Цель и задачи диссертационного исследования в значительной степени определили его научную новизну. Диссертация является первым специальным исследованием, в котором прослеживается становление и развитие среднего и низшего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. В работе в динамике уточнены и дополнены сведения о количестве профессиональных учебных заведений, дана их профильная характеристика, показано размещение учебных заведений по населенным пунктам края. На основе широкого круга источников выявлены особенности подготовки специалистов для ЗападноСибирского региона, рассмотрены основные тенденции в развитии материальной базы учебных заведений профессионального образования. Значительное внимание в диссертации уделено характеристике преподавательского корпуса и учащихся профессиональных учебных заведений, а также изучению содержания учебного процесса и его результативности, вопросов, ранее почти не освещавшихся исследователями. Кроме того, диссертационное сочинение базируется на значительном количестве неопубликованных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании ее материалов, положений и выводов в учебных курсах по истории Сибири, в краеведческой работе, при разработке специальных курсов, в написании обобщающих исследований по истории образования в Западной Сибири в дореволюционный период.

Территориальные рамки исследования охватывают Западную Сибирь: по дореволюционному административному делению Томскую и Тобольскую губернии, а также г. Омск Акмолинской области.

Хронологические рамки работы включают период с середины 90-х гг. XIX в. до Февральской революции 1917 г. Именно на этом этапе произошло формирование системы низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири.

Методологической основой диссертации являются принципы диалектического подхода и историзма, предполагающие анализ всех явлений и событий с позиций всестороннего анализа условий, в которых они происходили. Принцип историзма позволяет понять мотивы и оценить события, происходящие в данную эпоху. Из принципов историзма вытекают частные методы исследования: историко-сравнительный, проблемно-хронологический, статистический. Проблемно-хронологический метод обусловил соответствующее построение диссертации, дал возможность, с одной стороны, рассмотреть низшее и среднее профессиональное образование в процессе развития, с другой — выделить его основные составляющие и охарактеризовать их. Важное место в работе занимает историко-сравнительный метод, нацеливающий на выявление общих черт и особенностей развития профессиональной школы в Западной Сибири и Европейской России. Статистический метод исследования позволяет избежать описательности и предполагает аналитический подход при рассмотрении процессов, которые происходили в развитии системы профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.

Для решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, использован широкий круг источников. Типологически источники можно распределить следующим образом: законодательные акты и нормативные документыделопроизводственная документацияматериалы всероссийских и региональных съездов и совещаний деятелей профессионального образованиястатистические и справочные издания. Важное значение для формирования источниковой базы диссертационного исследования имеет комплекс законодательных актов и нормативных документов, регламентировавших основные сферы деятельности учебных заведений. В этом отношении использование в качестве источника «Полного собрания законов Российской империи», содержащего законы, принятые царскими властями в сфере профессионального образо-26 вания, позволяет проследить правительственную политику в данном вопросе. Воссоздать представление о правовой основе существования профессиональной школы помогает такой вид источников, как распоряжения, постановления, инструкции и т. д. Постановления и распоряжения по линии Министерства народного просвещения и учебной администрации на местах отражены в официальном отделе «Журнала Министерства народного просвещения» и «Циркулярах по Западно-Сибирскому учебному округу» за 1886−1916 гг.. К этой группе источников можно отнести и рассматривавшиеся в Государственной думе проекты врачебно.

26 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XXIV. СПб., 1907.

Об отпуске из земских средств Томской губернии кредита на расходы по содержанию стипендиатов названной губернии в Омской учительской семинарии // ЖМНП, 1899. Сент.- Об открытии в с. Павловском, Томской губернии, учительской семинарии // ЖМНП, СПб., 1904. МартПо поводу учреждения училищных советов в Западной Сибири (в Тобольской и Томской губерниях) // ЖМНП, СПб., 1905. Март и др.- Правила для приемных испытаний в Омской учительской семинарии // Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. 1903. № 4- Об устройстве учебной части в учительских семинариях, открываемых в составе четырех классов (трех основных и приготовительного) // Там же. 1903. № 11−12- О взыскании денег за содержание в учительских институтах по прежнему закону, действовавшему во время поступления воспитанников в институт до изменения годовой платы // Там же. 1906. № 4. О переводе Павловской учительской семинарии из села Павловского в город Новониколаевск, с переименованием ее в, Но во николаевскую // Там же. 1911. № 9−10 и др. санитарного законодательства, которые в известной мере затрагивали положение фельдшерских училищ28.

Вторая группа источников представлена материалами делопроизводства Министерства народного просвещения, Управления ЗападноСибирского учебного округа и самой профессиональной школы, отражающими повседневную жизнь низших и средних специальных учебных заведений. Данная группа источников включает большой массив фактического материала. Материалы делопроизводства Министерства народного просвещения интересны тем, что проливают свет на основные направления деятельности указанного ведомства, связанные с развитием профессиональной школы, в том числе и в Западной Сибири. Эти сведения выявлены нами в фонде 733 (Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения) и фонде 741 (Отдел промышленных училищ Министерства народного просвещения) Российского государственного исторического архива (РГИА).

Делопроизводственная документация Управления ЗападноСибирского учебного округа сосредоточена в фонде 126 Государственного архива Томской области (ГАТО). Она дает информацию о том, как выполнялись распоряжения Министерства народного просвещения на местах, какую роль учебное начальство играло в повседневной жизни профессиональной школы. Особый интерес представляет сводная отчетность Управления Западно-Сибирского учебного округа, направлявшаяся в Министерство народного просвещения, в которой содержатся сведения о развитии материальной базы, укомплектованности профессиональной школы преподавательскими кадрами и составе учащихся учительских ин.

28 ,.

Проекты Высочайше утвержденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства // О правовом положении и образовании фельдшеров и фельдшериц в России: Сборник материалов для членов Государственной думы. М., Б.г. статутов и семинарий, ремесленных и технических училищ, других низших и средних специальных учебных заведений.

Значительный фактический материал по теме исследования представлен в делопроизводственных материалах самих профессиональных учебных заведений Западной Сибири, которые хранятся в местных архивах. Эти материалы выявлены автором в фонде 133 (Томская ветеринар-но-фельдшерская школа), фонде 189 (Томская фельдшерско-акушерская школа), фонде 195 (Томская профессионально-женская школа), фонде 439 (Томская зубопротезная школа) ГАТОфонде 42 (Омское коммерческое училище), фонде 43 (Омское техническое училище), фонде 64 (Омское среднее землемерное училище), фонде 65 (Омское среднее сельскохозяйственное училище), фонде 94 (Омский учительский институт), фонде 113 (Омская центральная фельдшерско-акушерская школа), фонде 115 (Омская учительская семинария) Государственного архива Омской области (ГАОО) — фонде 92 (Тюменское частное коммерческое училище Коло-кольниковых) и И-92 (Тюменская городская дума) Государственного архива Тюменской области (ГАТюмО). В указанных фондах, помимо сведений о численном и сословном составе учащихся, штате преподавателей, состоянии материальной базы, представлена также информация о содержании учебного процесса, работе приемных комиссий, имеются первичные документы, отражающие взаимоотношения администрации учебных заведений с местными властями и вышестоящим учебным начальством.

К третьей группе источников относятся материалы всероссийских и региональных съездов и совещаний деятелей профессионального образо.

2Q вания, проходивших в конце XIX — начале XX вв.. Сведения, содержащиеся в этой группе источников, дают представление о том, какие насущ.

Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889−1890. Труды I отделения. СПб., 1890- Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889−1890. Труды II отделения. ные вопросы профессионального образования являлись предметом обсуждения съездов и совещаний. Так, материалы съездов по техническому и профессиональному образованию позволяют получить информацию по вопросам, связанным с методикой преподавания различных предметов в профессиональной школе, развитием материальной базы, подготовкой преподавательских кадров для учебных заведений технического, педагогического и торгово-промышленного профиля. Представление о вопросах, поднимаемых при обсуждении состояния и перспектив развития сельскохозяйственной школы, дают сведения, представленные в трудах съездов деятелей по сельскохозяйственному образованию.

К четвертой группе источников относятся справочные издания, выпускавшиеся Министерством народного просвещения, Управлением Западно-Сибирского учебного округа и губернскими административными учреждениями. Подробная информация о штатном расписании, времени.

Технические и ремесленные учебные заведения. СПб., 1890- Труды совещания по низшему сельскохозяйственному образованию, бывшего при Департаменте земледелия в январе 1895 г. СПб., 1896- Труды съезда деятелей по низшему сельскохозяйственному образованию при Харьковском земледельческом училище в январе 1897 г. СПб., 1897- Труды съезда деятелей по среднему и низшему сельскохозяйственному образованию при Московском сельскохозяйственном институте в январе 1899 г. СПб., 1900; Труды совещания по вопросу учебных заведениях. Пг., 1914. 30 См., например: Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения по городам и селениям. СПб., 1914; Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1897- Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1900; Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1909; Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1916; Обзор Акмолинской области за 1896 г. Омск, 1898, приложение 7- Обзор Акмолинской области за 1899 год. Омск, 1901, приложение 9- Обзор Акмолинской области за 1900 год. Омск, 1901, приложение 3- Обзор Акмолинской области за 1905 год. Омск, 1907; Обзор Акмолинской области за 1910 год. Омск, 1911, приложение № 9а, бОбзор Амолинской области за 1915 год. Омск, 1917, приложениеОбзор Томской губернии за 1897 год. Б.м., б.г., приложениеОбзор Томской губернии за 1905 год. Томск, 1906; Обзор Тобольской губернии за 1914 г. Тобольск, 1916, приложениеПамятная книжка Тобольской губернии на 1913 г. Тобольск, 1913; Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год. Тобольск, 1914; Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск, 1915; Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. Томск, 1910; Адрес-календарь Тобольской губернии на 1904 г. Тобольск, 1904; Весь Омск. Справочник-указатель на 1913 год. Омск, 1913. открытия, источниках финансирования учреждений профессионального образования содержится в «Списке учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения по городам и селениям» и в «Памятных книжках Западно-Сибирского учебного округа», однако в них имеются сведения только об учебных заведениях, находившихся под управлением Министерства народного просвещения. Сведения по губерниям, областям и городам Западной Сибири, касающиеся учебных заведений профессионального образования, подведомственных различным министерствам и ведомствам, и отражающие количество учебных заведений профессионального образования в крае в разные годы, численность и сословный состав учащихся, размер платы за обучение, количество целевых мест, условия поступления, а также некоторая другая информация представлены в отчетах и справочниках губернских городов и «Памятных книжках» Томской и Тобольской губерний.

В целом, имеющаяся литература и все группы источников, взятые в совокупности, позволяют представить достаточно полную картину становления и развития среднего и низшего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. и тем самым решить поставленные в диссертационном исследовании задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие низшего и среднего профессионального образования в России в конце XIX — начале XX вв. было обусловлено заметными социально-экономическими изменениями, которые произошли в стране в этот период. Потребность в подготовке квалифицированных кадров для промышленности и торговли, аграрного сектора экономики, народного просвещения и здравоохранения привела к значительному росту учебных заведений профессиональной школы.

Эти тенденции были характерны и для Западной Сибири, где в конце XIX — начале XX вв. также наблюдалось расширение сети средних и низших специальных учебных заведений. В основном формирование профессиональной школы здесь осуществлялось за счет новых учебных заведений, но в некоторых случаях — путем реорганизации их из низшего звена в среднее. Решающее влияние на развитие профессионального образования оказало развитие капитализма в Сибири, ускоренное проведением Транссибирской железнодорожной магистрали и широким переселенческим движением в Западную Сибирь и Степной край. Так, из 36 функционирующих к 1916 г. профессиональных учебных заведений в Западной Сибири большая часть (22 учебных заведения) открылась в период с 1900 по 1914 гг.

Характерной чертой месторасположения специальных учебных заведений являлось их сосредоточение в губернских центрах — Томске, Тобольске, а особенно в Омске, который в это время приобретал все большее торгово-промышленное и культурное значение. По количеству функционировавших учебных заведений выделялись педагогические, сельскохозяйственные и медицинские, однако наряду с ними в крае вели подготовку специалистов учебные заведения технического, транспортного и торгово-промышленного профилей. Однако, несмотря на некоторое расширение сети профессиональных учебных заведений и их профиля, в количественном отношении профессиональная школа в крае еще заметно уступала губерниям Центральной России.

Постановка учебного процесса, особенно в профессиональной школе, во многом зависела от состояния ее материальной базы. В условиях недостаточного финансирования со стороны государства, администрация профессиональных учебных заведений, стремясь решить возникшие в этой сфере проблемы, обращалась за помощью к органам городского самоуправления, другим общественным организациям, частным лицам. Однако все эти усилия могли лишь несколько улучшить ситуацию, но не снять с повестки дня возникавшие проблемы. Как следствие, создание материальной базы профессиональных учебных заведений затягивалось на долгие годы. Некоторые из них (Омский учительский институт, Ялуторовская женская учительская семинария, Томская акушерско-фельдшерская школа, Томская ветеринарно-фельдшерская школа и ряд др.) так и не смогли обзавестись собственными зданиями. Ввиду недостатка денежных средств учащиеся профессиональной школы зачастую не были в должной мере обеспечены учебными пособиями, оснащенность учебных кабинетов и производственных мастерских оставляла желать лучшего. Для решения всех этих вопросов требовалось прежде всего отойти от практики финансирования расходов на развитие материальной базы по остаточному принципу, что в условиях дефицита денежных средств, выделяемых государственным казначейством профессиональной школе, так и не было сделано. В результате, несмотря на определенные сдвиги, развитие материальной базы профессиональной школы в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. осуществлялось сравнительно медленными темпами. Даже в лучших учебных заведениях существовали серьезные проблемы в этой сфере.

Педагогический корпус профессиональной школы также оказывал влияние на эффективность учебного процесса. Формирование штата преподавателей происходило не только из выпускников высших и средних учебных заведений Западной Сибири. Заметное количество составляли преподаватели, имевшие дипломы вузов Москвы, Санкт-Петербурга, а также получившие образование в других городах Европейской России. Качественный состав преподавательского корпуса позволял справляться с задачами подготовки специалистов в профессиональной школе.

Однако средние и низшие специальные учебные заведения испытывали определенные трудности с комплектованием штата преподавателей, вызванные, в основном, текучестью кадров. Причины этого обстоятельства, с одной стороны, были вызваны недостаточным материальным обеспечением преподавателей профессиональной школы, с другой — довольно широким кругом их должностных обязанностей в профессиональной школе. Наибольшие трудности в этом плане испытывали некоторые профессиональные учебные заведения Томска, так как в этом городе функционировало, пожалуй, самое большое количество учебных заведений в Западной Сибири и спрос на преподавательские услуги был шире, чем в других городах края.

Тем не менее преподавательский корпус профессиональной школы Западной Сибири хотя и имел известные проблемы с комплектованием штатов, все же был способен осуществлять на должном уровне учебный процесс и готовить квалифицированные кадры для нужд региона, спрос на которые в конце XIX — начале XX вв. постоянно возрастал.

В связи с расширением сети профессиональных учебных заведений, наблюдался рост численности учащихся профессиональной школы. В своем большинстве учащиеся профессиональной школы являлись выходцами из семей крестьян и мещан. Эти категории относились преимущественно к малообеспеченным слоям населения, поэтому получение профессионального образования в данной ситуации было возможным благодаря существовавшей системе государственного обеспечения, а также созданию в учебных заведениях целевых мест, содержащихся из средств городских самоуправлений, губернских и областных правлений, за счет других источников. И все же комплектование контингента учащихся профессиональной школы испытывало значительные затруднения в основном из-за того, что общеобразовательная подготовка поступавших в низшие и средние специальные учебные заведения не всегда соответствовала требованиям профессиональной школы. Кроме того, существовали различные ограничения при поступлении. Материальное положение большинства учащихся профессиональных учебных заведений, зачастую из-за нехватки средств, отпускаемых на содержание учеников, нельзя было считать удовлетворительным.

Хотя учебные планы большинства профессиональных учебных заведений соответствовали содержанию учебных программ, разработанных профильными ведомствами, и позволяли готовить квалифицированных специалистов, в некоторых учебных заведениях постановка учебного процесса была неудовлетворительной в силу слабой материальной базы и отсутствия возможности привлечь квалифицированных преподавателей. Все это сказывалось на результативности учебного процесса. Недочеты в организации учебного процесса в этих учебных заведениях отражались и на качестве подготовки выпускников.

В целом, роль учебных заведений профессиональной школы в образовательной сфере Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. заметно возросла. Несмотря на серьезные проблемы, профессиональные учебные заведения внесли свой вклад в подготовку квалифицированных специалистов не только для Западно-Сибирского края, но и близлежащих регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Весь Омск. Справочник. Справочник-указатель на 1913 год. Омск, б.г.
  2. Высочайше разрешенный 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Доклады V секции коммерческого образования. 1895−1896. М., 1895.
  3. Журнал Высочайше учрежденной при Министерстве народного просвещения комиссии для определения дальнейшего плана насаждения промышленного образования в империи и обсуждения вопроса о реорганизации средних и низших технических училищ. СПб., 1902.
  4. Извлечения из отчетов попечителя о состоянии учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа за 1886 г. Омская учительская семинария. Омск, б.г.
  5. Ф.П. Проект программ преподавания в средних сельскохозяйственно-технических училищах. (По поручению Ученого комитета Министерства народного просвещения сост. Ф.П. Кеппен). СПб., 1891.
  6. О низших ремесленных школах и об утверждении штата упомянутых школ // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1895. Сентябрь. С. 8−9.
  7. О порядке приобретения учителями городских училищ права на звание домашнего учителя // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. Июль. С. 9−10.
  8. О преподавании ручного труда в некоторых учительских институтах и семинариях // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. Май. С. 5−6.
  9. О служебных правах учителей чистописания, черчения и рисования в учительских семинариях ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1900. Август. С. 87−88
  10. О специальных испытаниях на звание учителя и учительницы начальных училищ (13 декабря 1894) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. Апрель. С. 43−44.
  11. Об изменении состава советов учительских семинарий и школ // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1904. Август. С. 72.
  12. Об открытии в с. Павловском Томской губернии учительской семинарии // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1904. Март. С. 6.
  13. Об отпуске из земских средств Томской губернии кредита на расходы по содержанию стипендиатов названной губернии в Омской учительской семинарии // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1899. Сентябрь. С. 43−44.
  14. Об установлении форменной одежды для учащихся в технических и ремесленных учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1898. Март. С. 22−29.
  15. Об установлении форменной одежды для воспитанников учительских семинарий и школ // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1899. Март. С. 11.
  16. Об утверждении штатов низших ремесленных школ (25 марта 1902 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1902. Июль. С. 1−78.
  17. Об учреждении при Омском Императора Александра III низшем механико-техническом училище низшей ремесленной школы // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1900. Август. С. 27−28.
  18. Об учреждении должностей почетных попечителей при учительских институтах // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1900. Октябрь. С. 83−84.
  19. Об учреждении класса ручного труда при Томском учительском институте (6 декабря 1904 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Апрель. С. 70−71.
  20. Обзор Акмолинской области за 1896 год. Омск, 1898.
  21. Обзор Акмолинской области за 1897 г. Омск, 1899.
  22. Обзор Акмолинской области за 1898 год. Омск, 1900 .
  23. Обзор Акмолинской области за 1899 г. Омск, 1901.
  24. Обзор Акмолинской области за 1900 г. Омск, 1901.
  25. Обзор Акмолинской области за 1901 г. Омск, 1903.
  26. Обзор Акмолинской области за 1905 год. Омск, 1907.
  27. Обзор Акмолинской области за 1910 г. Омск, 1911.
  28. Обзор Акмолинской области за 1915 г. Омск, 1917.
  29. Отчеты Торговых классов Омского биржевого общества за 1911−12 учебный год. Омск, 1912.
  30. Памятная книжка Тобольской губернии на 1913 г. Тобольск, 1913.
  31. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 г. Тобольск, 1914.
  32. Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 г. Тобольск, 1915.
  33. Памятная книжка Томской губернии на 1910 г. Томск, 1910.
  34. По поводу учреждения училищных советов в Западной Сибири (в Тобольской и Томской губерниях) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Март. С. 88−92.
  35. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XXIV. СПб., 1907.
  36. Правила для специальных испытаний на звания учителя и учительницы начальных училищ (20 марта 1896) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1896. Июнь. С. 99−106.
  37. Правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц начальных училищ // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1900. Июнь. С. 83−86.
  38. Проект программ преподавания в средних сельскохозяйственных училищах / Сост. Е. П. Кеппен. СПб., 1891.
  39. Проект реформы средней школы. Доклад совещания, образованного для разработки проекта реформы средней школы. Изд. Журнала «Русская школа». СПб., 1912.
  40. Проекты Высочайше утвержденной междуведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства // Оправовом положении и образовании фельдшеров и фельдшериц в России. Сборник материалов для членов Государственной думы. М., б.г.
  41. Справочная книга по низшему образованию. СПб., 1905.
  42. Справочная книга по низшему образованию. СПб., 1912.
  43. Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889−1890. Труды 1-го отделения. СПб., 1890.
  44. Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889−1890. Труды П-го отделения. Технические и ремесленные учебные заведения. СПб., 1890.
  45. Торгово-промышленный путеводитель и адрес-календарь Акмолинской области. Омск, 1911.
  46. Труды совещания по вопросу об изменениях направления деятельности фермерских хозяйств при сельскохозяйственных средних учебных заведениях. Петроград, 1914.
  47. Труды совещания по низшему сельскохозяйственному образованию, бывшего при Департаменте земледелия в январе 1895 г. СПб., 1896.
  48. Труды съезда деятелей по среднему и низшему сельскохозяйственному образованию при Московском сельскохозяйственном институте в январе 1899 г. СПб., 1900.
  49. Труды съезда деятелей по низшему сельскохозяйственному образованию при Харьковском земледельческом училище в январе 1897. СПб., 1897.
  50. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1895. № 1,2,3,5,7, 8, 9−10,11,12.
  51. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1896. № 2,3,4,5,8,9.
  52. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1897. № 1,2, 3,5,7, 8,11,12.
  53. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1898. № 1,2, 3,4,6, 9−10.
  54. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1899. № 1,2, 3,6−7, 8,9.
  55. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1900. № 2, 3, 5,6, 7, 9,11.
  56. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1901. № 1,6,9,10.
  57. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1903. № 1,2, 3,4, 5−6, 9−10, 11−12.
  58. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1906. № 1,2,3,4, 5−6,7,8, 9, 10.
  59. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу. Томск, 1911. № 3−4, 9−10.
  60. Российский государственный исторический архив (РГИА).
  61. Фонд 231. Министерство путей сообщения. Учебный отдел. Оп. 1.Д. 1952.
  62. Фонд 733. Министерство народного просвещения. Департамент народного просвещения. Оп. 175. Д. 111 (К 5881), 212. Оп. 176. Д. 107, 113, 114. Оп. 177. Д. 40,41,341. Оп. 180. Д. 9. Оп. 181. Д. 16, 56, 65, 76. Оп. 182. Д. 16.
  63. Фонд 741. Министерство народного просвещения. Отдел промышленных училищ.
  64. Оп. 2. Д. 297, 376, 535, 723.1. Оп. 5. Д. 293,295,368.
  65. Оп. 7−1909. Д. 103, 137,354.
  66. Оп. 7−1916. Д. 461, 482, 483, 485, 486.
  67. Оп. 11. Д. 44,47, 111, 138, 146, 162.
  68. Государственный архив Томской области (ГATO).
  69. Фонд 126. Управление Западно-Сибирского учебного округа.
  70. Оп. 1. Д. 286, 669, 741, 750, 759, 768, 771, 806, 923, 1006а, 1141, 1236,3035.
  71. Фонд 133. Томская ветеринарно-фельдшерская школа.
  72. Оп. 1. Д. 2, 5, 7, 25, 27, 34, 36, 37, 45, 46, 58, 59, 127.
  73. Фонд 189. Томская фельдшерско-акушерская школа.
  74. Оп. 1. Д. 1, 611, 612, 613, 616, 618, 622, 629, 633, 644, 647, 652.
  75. Фонд 195. Томская городская профессиональная женская школа.
  76. Оп. 1. Д. 1,2,3,4, 6,7, 8, 18.
  77. Фонд 439. Томская зубопротезная школа.1. Оп. 1. Д. 1,2,3,4,5.
  78. Государственный архив Омской области.
  79. Фонд 43. Омское низшее механико-техническое училище.
  80. Оп. 1. Д. 25, 36, 94, 121, 170, 188, 201, 220, 234.
  81. Фонд 64. Омское среднее землемерное училище.
  82. Оп. 1. Д. 1, 2, 13, 17, 23, 35, 36, 45, 55, 63.
  83. Фонд 65. Омское среднее сельскохозяйственное училище.
  84. Оп. 1. Д. 1, 23, 30, 50, 53, 54, 55, 56, 61, 62, 63, 80, 81.
  85. Фонд 94. Омский учительский институт.
  86. Оп. 1. Д. 1,3,7, 11, 18, 17, 19, 39а, 44,51, 53.
  87. Фонд 113. Омская центральная фельдшерско-акушерская школа.1. Оп. 1. Д. 3,5, 12, 14.
  88. Фонд 115. Омская учительская семинария. Оп. 1. Д. 3, 10, 13, 18, 42, 59, 64, 66, 82, 87, 90, 95.
  89. Государственный архив Тюменской области.
  90. Фонд 92. Частное коммерческое училище Колокольниковых.
  91. Оп.1. Д. 1,2,3, 6, 9, 22, 54, 57.
  92. Фонд 2. Тюменская городская дума (1785−1919).1. Оп. 1. Д. 1148.
  93. Т.А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX начала XX вв.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.
  94. Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914.
  95. А. Из истории развития образования среди киргизов Акмолинской и Семипалатинской областей // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Декабрь. С. 155−191.
  96. Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX начале XX вв. Омск, 2001.
  97. Д.А. Культура городов Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.). Омск, 2002.
  98. Алтай в эпоху капитализма: Учебное пособие. Барнаул, 1986.
  99. А. Народные учительницы // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Октябрь. С. 113−134.
  100. О. Профессиональное образование в России: (статьи и доклады). Ч. 1. Материалы по профессионально-техническому образованию. Вып. 4. М&bdquo- 1920.
  101. И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. СПб., 1889.
  102. Г. А. Вопросы трудового воспитания в начальных школах Сибири конца XIX начала XX вв. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987. С. 168−187.
  103. Е.В. Развитие законодательства в области профтехобразования // Профтехобразование в России: Итоги XX века и прогнозы. В 2 т. М., 1999. С. 118−136.
  104. А.Н. Из истории низшего профессионального образования в России // Ученые записки Курского государственного педагогического института. Вып. 2. Курск, 1949. С. 135−166.
  105. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России в конце XIX начале XX вв. // Советская педагогика. 1953. № 1. С. 61−84.
  106. А.Н. Из истории прошлого технических школ: К 50-летию первой русской революции // Профессионально-техническое образование. 1955. № 12. С. 3−5.
  107. А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР: Очерки по истории профтехобразования. М., 1955.
  108. А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России (очерки по истории). М., 1959.
  109. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961.
  110. А.Н. Общественная и частная инициатива в развитии профессионально-технического образования в дореволюционной России // Профессионально-техническое образование и трудовое воспитание учащихся. Курск, 1976. С. 38−51.
  111. П.П., Михеев А. П. Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994.
  112. С.М. Профессиональное образование: Словарь. М., 1999.
  113. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.1. Город Томск. Томск, 1912.
  114. Л.М., Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX начало XX в.). Новосибирск, 1978.
  115. В.И. Развитие профессионально-технического образования в Западной Сибири // Профтехобразование в России: Итоги XX века и прогнозы: в 2 т. М., 1999. С.81−90.
  116. Н. Седьмой педагогический класс при Вятском епархиальном женском училище // Народное образование. СПб., 1899. Кн. 2. Февраль. С. 16−21.
  117. Н.М. Сибирский город Томск в XIX первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000.
  118. Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1984. С. 49−96.
  119. Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования // Советская педагогика. 1986. № 1. С. 107−114.
  120. А. Ученичество в дореволюционной России // За промышленные кадры. 1932. № 19−20. С. 75−76.
  121. A.C., Осташко Т. Н., Самоловова Т. Н. К вопросу о подготовке и деятельности ветеринарных кадров в Западной Сибири (XIX начало XX вв.) // Опыт природопользования в Сибири в XIX—XX вв. Новосибирск, 2001. С. 81−101.
  122. Жив М. Ученичество и образование в царской России // Коммунистическая молодежь. 1933. № 17. С. 22−27.
  123. JI.A. Деятельность органов городского самоуправления Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. по развитию народногообразования // Вопросы истории Сибири XX века. Вып. 4. Новосибирск, 2001. С. 87−97.
  124. И.У. Ремесленные отделения и классы ручного труда при народных училищах в России // Народное образование. СПб., 1906. Кн. 7−8. Июль-Август. С. 51−72.
  125. A.C. Прогулки по Тюмени. 2-е изд., перераб. Тюмень, 2000.
  126. Из истории Омска (1716−1917 гг.). Очерки, документы, материалы. Омск, 1967.
  127. Ю.К., Жуков К. С. Коммерческое образование в России (1773−1917 гг.). История. Традиция. Опыт. Иркутск, 1995.
  128. История Сибири. Л., 1968. Т. 3.
  129. О.В. Женское образование в Западной Сибири в начале XX в. // Современное общество: научно-практическая конференция, посвященная 25-летию ОмГУ. Омск, 1999. 4.1. С. 174−175.
  130. К вопросу о введении общедоступного обучения в Тобольской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Март. С. 38−56.
  131. К вопросу о педагогической подготовке учителей для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1899. Октябрь С. 1−42- 1899. Ноябрь С. 1−20- 1899. Декабрь. С. 1−78
  132. Кечеджи-Шаповалов М. В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация (в России и за границей). Статьи. Доклады. Речи. 1902−1911. СПб., 1911.
  133. Н. Главнейшие пивоваренные и винокуренные технические школы // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1906. Ноябрь. С. 61−74.
  134. Н. Техническое образование в главнейших школах печатного и графического дела // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1906. Май. С. 64−89.
  135. Н.Г. Об организации народных сельскохозяйственных школ. Пг., 1914.
  136. A.A. Низшие сельскохозяйственные школы. Харьков, 1894.
  137. А.Н. Очерки культурной жизни Сибири в XVII—XX вв.. Новосибирск, 1974. С. 63−67.
  138. Д.И. Тобольск (первый очерк о дооктябрьском Тобольске). Свердловск, 1969.
  139. Д.И., Князев В. Ю. Ретушинский В.Ф. Тюмень (города нашего края). Свердловск, 1986.
  140. В.И. Как рос и строился город Омск. Омск, 1960.
  141. Краткий обзор деятельности Министерства народного просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 г. 14 февраля 1901 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1901. Июль. С. 1−82.
  142. Т.И., Колобков И. А. Подготовка кадров для малого бизнеса в ремесленных учебных заведениях Урала (вторая половина XIX начало XX вв.). Екатеринбург, 2001.
  143. H.H. Среднее и низшее профессиональное образование в дореволюционной России // Ученые записки Курганского государственного педагогического института. Вып. 5. Курган, 1963. С. 146−185.
  144. H.H. Некоторые вопросы профессионально-технического образования в Западной Сибири (конец XIX начало XX вв.) // Ученые записки Курганского государственного педагогического института. Вып. 6. Курган, 1964. С. 187−217.
  145. H.H. Железнодорожные училища в дореволюционной России: К 100-летию первого железнодорожного училища // Среднее специальное образование. 1969. № 9. С. 49−51.
  146. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971.
  147. H.H. Коммерческое образование в России конца XIX начала XX вв. // Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР. Вопросы методологии исследования. Горький, 1974. С. 218−141.
  148. H.H. Низшее и среднее специальное образование в Сибири до Великой Октябрьской социалистической революции // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974. С. 131−154.
  149. A.A. Омское техническое железнодорожное училище // Проблемы истории в работах студентов и аспирантов истфака ОмГПУ. Омск, 1998. С. 85−100.
  150. П. О всеобщем обучении в России // Народное образование. 1907. Январь. Кн.1. С. 77−111.
  151. Материалы по вопросу о реформе средних и низших сельскохозяйственных училищ. Ч. II. Низшие сельскохозяйственные училища. СПб., 1911.
  152. И.И. Положение о сельскохозяйственном образовании и его применении. СПб., 1911.
  153. И.И. Народная школа и сельское хозяйство: Сборник статей И. Мещерского. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 1912.
  154. И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России // Техническое образование в России (оттиск). СПб., 1893.
  155. H.A., Федоров C.B. Омск в панораме веков. Омск, 1999.
  156. Н.П. О сельскохозяйственных школах // Земледельческая газета. 1878. № 42, 43, 44.
  157. И. Исторический очерк законодательства по начальному образованию в России // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Февраль. Ч. CCCLVII. С. 149−186.
  158. О.Г., Новикова Е. В., Уткина A.B. Курганская школа в XIX начале XX века. Курган, 1993.
  159. В. А. Курганская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1895 г. // Земля курганская: прошлое и настоящее. Курган, 1990. С. 130−138.
  160. Г. А. Ветеринария в Сибири в XIX начале XX вв. // Опыт природопользования в Сибири в XIX—XX вв. Новосибирск, 2001. С. 52−80.
  161. Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987.
  162. Очерки истории города Омска. Т. 1. Омск, 1997.
  163. Очерки истории города Томска (1654−1954). Томск, 1954:
  164. Очерки истории профессионально-технического образования в Сибири. 1917−1980. М., 1985.
  165. П. Сельская школа и сельскохозяйственные знания. СПб., 1914.
  166. А. Положение Епархиальных женских училищ //Народное образование. СПб., 1899. Кн. V. Май. С. 37−44.
  167. Родной край. Очерки природы, истории, хозяйства и культуры Томской области. Томск, 1974.
  168. Я. Об организации и постановке учебного дела в учительских семинариях // Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Май. Ч. XLV. С. 1−168.
  169. Н. Ремесленные классы и профессиональные отделения при общеобразовательных учебных заведениях // Журнал Министерства народного просвещения. 1904. Декабрь. Ч. CCCLVI. С. 82−136.
  170. Т.В. Средние учебные заведения в Томске // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 119−125.
  171. И.С. К истории Омского низшего механико-технического училища (1882−1917) // Современное общество: научно-практическая конференция, посвященная 25-летию ОмГУ. Омск, 1999. 4.1. С. 103−105.
  172. И. С. Количественный рост, территориальное размещение и профиль специальных учебных заведений в Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. // Сибирь в составе России. Томск, 2000. С. 43−48.
  173. И.С. Коммерческие училища Западной Сибири в начале XX в. // Историческая наука на пороге III тысячелетия. Тюмень, 2000. С. 52−54.
  174. И.С. К истории Омского среднего сельскохозяйственного училища (1911−1917 гг.) // Омск. XX век (вехи истории): Краеведческий сборник. Омск, 2001. С. 28−34.
  175. И.П. Профессионально-техническое образование: ретроспектива и перспектива // Профтехобразование России: Итоги XX в. и прогнозы: в 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 12−32.
  176. О.Н. Знание свобода. Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х годов. Систематизированный сборник. М., 1999.
  177. Советский энциклопедический словарь. Издание 3-е. М., 1985.40 лет назад // За промышленные кадры. 1935. № 19−20 (93−94). С. 122−126.
  178. Е. Транспортные школы в прошлом // Просвещение на Урале. 1927. № 2. С. 133−135.
  179. И.А. План сельскохозяйственной школы. СПб., 1872.
  180. И.А. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. Изд. 2-е, доп. М., 1889.
  181. И. Русский отдел по воспитанию и образованию на всемирной выставке в Париже // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1900. Декабрь. Ч. СССХХХИ. С. 51−60.
  182. Н. «Единство школы» для всего народа как требование русских политических партий // Народное образование. СПб., 1907. Кн. 9. Сентябрь- Кн. 10. Октябрь.
  183. Н. Принцип, положенный в основу образования начальных учителей в Англии, по сравнению с Германией и Россией // Народное образование. 1908. Кн. 2. Февраль. С. 161−176.
  184. А. О сельскохозяйственном образовании. СПб., 1892.
  185. К.А. У истоков среднего специального образования в России // Среднеспециальное образование. 1966. № 11. С. 43−46.
  186. А. П. Сковородина И.С. К истории открытия учительской семинарии в Семипалатинске // Валихановские чтения 5: Материалы республиканской научно-практической конференции. Т. 2. Кокшетау, 2000. С. 97−99.
  187. А.П., Сковородина И. С. Развитие материальной базы низших и средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в конце XIX начале XX вв. // Сибирь: XX век. Вып. 4. Кемерово, 2002. С. 33−41.
  188. Томская область. Исторический очерк. Томск, 1994.
  189. Томск. История города от основания до наших дней / Под ред. Н. М. Дмитриенко. Томск, 1999.
  190. A.B. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск, 1997.
  191. И. Звание учительниц рукоделия в женских учебных заведениях разных ведомств // Народное образование. 1908. Кн. 5−6. Май-Июнь. С. 508−517.
  192. А. К вопросу о целях сельскохозяйственного образования в России // Вестник воспитания (оттиск). М., 1901.
  193. П.С. Мировой опыт профессионального образования и возможности его использования в России. СПб., 1996.
  194. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996.
  195. В.Н. Очерки истории Омского сельскохозяйственного института (1918−1993). Омск, 1994.
  196. В.Н. Ученые Омского сельскохозяйственного института (1918−1993). Профессора. Доценты руководители вуза, деканы, заведующие кафедрами. Руководители отделов. Омск, 1994.
  197. Четыре века Тюменского поля. Свердловск, 1990.
  198. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М.,
  199. В.В. Профессиональное образование России на рубеже Х1Х-ХХ веков // Профтехобразование России: Итоги XX в. и прогнозы: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 34−52.
  200. Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907−1917 гг.) Томск, 1966.
  201. Ф.Ф., Трофимов П. Л. Из истории сибирской школы (1917−1931): Учебное пособие для спецкурсов и спецсеминаров педвузов. Новосибирск, 1976.
  202. Школа Тобольской губернии в XVIII начале XX вв. Тюмень, 2001. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Под ред. С Я. Батышева. М., 1999.
  203. М.К. Очерки истории Омска. Омск, 1954. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Но-вониколаевск, 1923.1912.
Заполнить форму текущей работой