Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурные компоненты формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики выделяются как: когнитивный (объективное знание об эстетической культуре в контексте профессиональной деятельности) система знаний эстетических категорий и художественного освоения мира, — гносеологического анализа изоискусства как познания действительности, взаимосвязи эстетического… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема
    • 1. 2. Отражение проблемы формирования эстетической культуры студентов в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Средства формирования эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
    • 2. 1. Возможности педагогической практики в формировании эстетической культуры будущих учителей
    • 2. 2. Критерии и методика оценки уровня сформированности эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики
  • Выводы по второй главе

Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно — коммуникативной сфер возрастает значимость эстетического аспекта в системе человеческого бытия.

Развитие отрасли образования объявлено Президентом Республики Таджикистан Эмомалй Рахмоном одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства [133].

Требованием времени является то, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях непрерывно должно повышаться, оно должно соответствовать требованиям обучения в развитых странах, отечественных и мировых рынков труда.

Эта задача также входит в число стратегических целей нашего государства в сфере образования и для её решения мы должны стремиться к совершенствованию качества знаний и педагогического мастерства будущих учителей.

Несмотря на то, что воспитание считается всеобщей задачей, в его осуществлении большую ответственность несет Министерство образования Республики Таджикистан, которое в данном направлении выполняет следующее: пересматривает учебные программы, учебники, эффективность их практическо-воспитательных аспектов, в целях достижения гуманизации содержания обученияакцентирует внимание на воспитании специфики национального характера и мышленияразрабатывает общие и единые требования к воспитанию детей, подростков и молодёжи в учебных заведениях, в семье и общественных местахразрабатывает систему воспитательной работы, посредством которой родители вовлекаются в процесс воспитания как постоянные партнеры школы и учителейорганизует периодические встречи знаменитых людей, руководителей учреждений и министерств с подростками и молодежьюповышает требования к разработке воспитательной тематики в программах курсов и семинаров по повышению квалификации учителей, классных руководителейстимулирует исследования и анализ таких важных вопросов, как национальное мышление, самосознание, единство и национальная гордость.

В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан» указано, что эстетическое воспитание считается одним из важнейших аспектов воспитания человека. Оно пробуждает в человеке положительные чувства.

Эстетическое воспитание будущих учителей включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс формирования у будущих учителей природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также духовных потребностей.

Система эстетического воспитания будущих учителей реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на занятиях и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей будущим учителям основ наук, разнообразными методами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль педагогической практики. Основная цель педагогической практики — всестороннее развитие и в том числе нравственно-эстетическое воспитание будущих учителей, объединяющее в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

Эстетическая культура будущих учителей в процессе педагогической практики характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека, исходя из императивов красоты, и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей.

В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах: единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социумеличностно-ориентированный подход в воспитанииприродосообразность воспитаниякультуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностямигуманизация межличностных отношенийгуманизация образования и воспитаниядифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процессасредовой подход в обучении и воспитанииэстетизация среды.

Многие студенты-практиканты готовятся работать учителями в условиях сельской школы. Такие студенты в период педагогической практики знакомятся с работой сельской школы, особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой конкретной школы или образовательного учреждения, руководствуясь настоящей программой и методическими рекомендациями.

Актуальность темы

определяется тем, что совершенствование формирования эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики, безусловно, способствует развитию профессиональному качеству будущего учителя. Это определило выбор темы исследования «формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики».

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, А. Баумгартен, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр) — педагогов (М.А.Верб, В. Н. Липский, А. А. Оганов, Б. М. Неменский, В.А.Сластенин) — психологов (Л.С.Выготский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, Д.Б.Эльконин), музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М. М. Берлянчик, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, А. И. Демченко, Д.Б.Кабалевский).

Эстетическая культура будущих учителей в процессе педагогической практики во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру 'И искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Б. Т. Лихачева, С. Т. Шацкого. Под эстетической культурой большинство вышесказанных авторов понимают интегральное качество личности, состоящее из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов и дающее возможность творческой самореализации человека по законам красоты в соответствии с духовно-нравственными идеалами.

Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся начального профессионального (Т.М.Мальгина, С. В. Масловская, И. Я. Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования. Вместе с тем вопросы эстетического развития будущих учителей в процессе педагогической практики до настоящего времени еще не стали предметом специального научно-педагогического исследования. В рассматриваемой проблеме существует ряд противоречий, преодоление которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики.

Эти противоречия между:

— потребностью общества в новой фармации специалистов, обладающих развитой эстетической культурой, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

— необходимостью формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики в системе профессионального образования и отсутствием должной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к решению этой задачи;

— возможностями педагогической практики в формировании эстетической культуры будущих учителей и недостаточной её актуализацией в данной сфере.

Проблема исследования. Вышеуказанные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблему которого можно сформулировать следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование эстетической культуры у I будущих учителей в процессе педагогической практики?

Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование процесса формирования эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики.

Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики.

Предметом исследования является формирование и воспитание эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики.

Гипотезой исследования явились следующие положения: процесс формирования эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики будет более эффективным, если:

— разработана система развития эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики, обеспечивающая возможности овладения необходимыми целями, задачами, принципами, знаниями, умениями эстетического характера;

— организация процесса воспитания эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики направлена не только на активизацию учебно-познавательной работы, но и на создание условий для включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе;

— будет разработана комплексная программа воспитания эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики, для реализации которой интегрируются усилия всех педагогических работников педагогических вузов;

— воспитание эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики будет соответствовать возрастным особенностям подростков и учитывать их индивидуальные потребности в игре, общении, двигательной активности;

— будут сформированы мотивационно-ценностные отношения к педагогической практике, двигательный компонент которой становится органичной потребностью для студентов и базисом для сохранения и развития их эстетической культуры;

— педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики будут включать в себя познавательный, личностный и коммуникативный блоки.

В соответствии с проблемой, объектом, и предметом исследования его целью задачами поставлено следующее:

Обосновать теоретические предпосылки и выявить необходимые тенденции развития эстетической культуры студентов педагогических вузов в процессе педагогической практики;

2.Разработать авторскую концепцию, включающую принципы развития, системообразующие структурно-содержательные, динамические и технологические компоненты эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики;

3.Разработать и экспериментально проверить вариативные и интегративную модели развития эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики;

4.0пределить критерии, уровни, этапы, показатели развития эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики, раскрывающие динамику данного процесса;

5.Разработать педагогическую технологию целостного процесса формирования и развития эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики;

6.Определить и экспериментально проверить основные направления формирования эстетической культуры у будущих учителей в процессе педагогической практики.

Теоретико-методологической основой исследования являются: положения философии, культурологии, педагогики и психологии о человеке, как социокультурном индивидуме, познающем и преобразующем мир и самого себя по законам красотыположения педагогики об эстетической культуре и воспитании студентов, о сущности и специфике эстетической деятельности, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельностиконцептуальные положения об определяющей роли педагогической практики во всестороннем развитии будущего учителя и в формировании эстетической культурытеория и концепция технологического образования и профессиональной подготовки (П.Р. Атутов, Э. Д. Новожилов и др.) — идея о целостности педагогического процесса и системном подходе в обучении (В.П. Беспалько, B.C. Ильин, В. А. Сластёнин и др.) — концептуальные положения проблемного и развивающего обучения (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, A.M. Матюшкин и др.) — теория о закономерности развития личности в деятельности (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн и др.) — научно-педагогические основы проектного обучения (С.Т. Шацкий, Дж. Дыои и др.) — направления проектного подхода к содержанию образования (П.Р. Атутов, В. П. Савинкин, В. Д. Симоненко, В. А. Сластёнин, ЮЛ. Хотунцев и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследованияанализ образовательных стандартов и программ, учебных и методических пособий по гуманитарным дисциплинамизучение передового педагогического опыта воспитания культуры безопасности подростков в процессе преподавания всех дисциплинизучение поурочных планов учителейобобщениесистематизациямоделирование;

— эмпирические: наблюдениебеседаанкетированиетестированиепедагогический эксперимент- ,. ^.

— математическая обработка полученных результатов.

Источниковой базой исследования является Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004г.);

Национальная концепция воспитания" (2006г.);

Закон Республики Таджикистан «О высшем послевузовском профессиональном образовании» (2009г.);

Указ Президента Республики Таджикистан от 3 декабря 1999 № 5 «О повышении роли женщин в обществе»;

Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на 2004;2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года, № 294;

Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года, № 86;

Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2006 года, № 94;

Стратегия реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан, утвержденная Указом Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, № 1713;

Государственная программа воспитания, подбора и расстановки руководящих кадров Республики Таджикистан из числа способных девушек и женщин на 2007 — 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года, № 496;

Концепция реформирования государственной службы Таджикистана, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 июня 2007 года, № 289;

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Таджикского государственного института языков имени Сотим Улугзода, и средних школ № 82,89, 87 и 94 города Душанбе. Пилотажный эксперимент позволил получить предварительный материал также в некоторых других школах города Душанбе. Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено 248 студентов и 545 учащихся. 1.

Организация и основные этапы исследования. Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:

1-й этап — поисковый (2008;2009 гг.) — изучение официальных документов по теме исследования и литературных источников, накопление эмпирического материала и определение программы исследования. Были определены цель, задачи, предмет и объект исследования.

2-й этап — теоретический (2009;2010 гг.) — разработка теоретических основ исследования, выявление архивных материалов, диссертационных исследований, анализ собранного материала и его оценка.

3-й этап — завершающий (2010;2011 гг.) — систематизация материалов, их анализ и обобщение, выполнение и оформление диссертации.

Научная новизна работы.

1. Определены структура и содержание эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики, разработаны основные показатели уровня сформированности эстетической культуры будущих учителей.

2. Выявлено, что эстетическая культура будущих учителей в процессе педагогической практики отстает от современных требований и не соответствует общей культуре выпускников педвуза. В связи с этим обоснована ведущая роль эстетической культуры и целого ряда важных качеств личности будущего специалиста в процессе формирования эстетических знаний и умений, от которых зависит готовность к эстетическому воспитанию учащихся школ.

3. Теоретически обоснованы педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвуза в процессе педагогической практики.

4. Доказана значимость педагогической практики как содержательной основы развития эстетических знаний, потребностей, умений и чувств студентов педвузов.

5. Определены требования к уровню эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики по курсу «Основы педагогического мастерства».

Теоретическая значимость исследования. Разработана и теоретически аргументирована модель системы формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики, разработаны критерии и показатели уровней развития эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики, уточнен категориальный аппарат процесса формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики, определены ее основные компоненты, уточнено толкование понятий «эстетичность», «воспитание эстетичности».

Практическая ценность работы заключается в разработке и внедрении в учебный процесс программы курса «Основы педагогического мастерства" — создан комплекс учебно-методических материалов по данному курсу (программа, лабораторные работы, учебно-методическое пособие), ориентированных на будущую профессиональную деятельность в школеразработаны задания, направленные на повышение эффективности эстетического воспитания студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки в институтеразработана компьютерная программа для проведения педагогической практики которая предназначена для обучения студентов педагогических факультетов и учащихся педагогических училищ.

Положения, выносимые на защиту. |.

1.Ведущая роль и значение фундаментальных понятий эстетической культуры для повышения эстетических качеств профессиональной подготовки будущих учителей в процессе педагогической практики.

2.Использование закономерностей педагогической практики, содействующих самореализации студентов-в-практической деятельности, формированию у них эстетического вкуса, эстетического суждения, интереса к творческой самостоятельности, качественному выполнению заданий и выражению через них своего отношения к предметному миру.

3.Позитивная динамика формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики обеспечивается педагогическими условиями, которые характеризуются специфическим содержанием, воздействием и включают в себя познавательные, коммуникативные и личностные блоки.

Достоверность исследования обеспечена опорой на достижения педагогики, психологии, культурологиикомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой гипотезыприменением специальной компьютерной программы для статистической обработки эмпирических данныхколичественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были изложены на следующих научно-практических конференциях:

1 .Межвузовская научно-теоретическая конференции молодых учёныхш специалистов «Молодёжь и наука в современных условиях информатизации образовательного процесса», посвященная Году образования и технической культуры в Республике Таджикистан. Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода, Душанбе-6−7 декабря 2010 г.

2.Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, толерантность: русский язык в межкультурном диалоге», посвящённая Году образования, технической культуры в Республике Таджикистан и Году науки и инноваций в СНГ, Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода, 26 января 2011 г. •.

3.Международная научноя практическая конференция «Конкурентоспособность студентов и выпускников в свете их подготовки к работе в инновационной сфере» посвященная 20-летию независимости Республики Таджикистан. Технологический университет Таджикистана, Душанбе-3−4 ноября 2011.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 146 страницах компьютерного набора. В тексте имеется 5 таблиц, 8 рисунков.

Список литературы

насчитывает 151 наименование.

Выводы по второй главе.

Исследование позволило выявить ряд ведущих тенденций динамики формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики, связанных с его подготовкой к инновационной деятельности. Рассмотрение их на примере эстетико-инновационного потенциала как одного из основных показателей динамики они представляют собой следующее:

— эстетико-интеллектуальная культура — основа инновационного поведения будущего учителя;

— умения проектирования и моделирования эстетических идей в профессиональной деятельности — основа овладения инновационной деятельностью;

— готовность к восприятию инновационных идей и совместная ценностноориентированная эстетическая деятельность — основа включения в инновационную деятельность эмоционально-личностной сферы будущего учителя.

Наивысший уровень формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики определен нами как директивный. Он обусловлен спецификой эстетического отношения, которое всегда «диалогично», и в процессе его реализации происходит эстетическое саморазвитие личности, присвоение ею социально значимого опыта, установление динамического тождества субъекта и объекта.

Основные этапы эстетического саморазвития будущего учителя в процессе педагогической практики определяются спецификой директивного уровня и включают: активность (художественность, экспрессивность) — создание и анализ соответствующих ситуаций (коммуникативно-эстетических, самовыражения, оценочных, познавательных) — информацию об успехе (преподавателя, друга) — закрепление положительных результатов саморазвития в процессе профессионально-педагогической деятельностиэстетическую рефлексию.

Основные положения технологического и директивного уровней формирования эстетической культуры будущего учителя в процессе педагогической практики могут быть реализованы в процессе освоения как фундаментальных, так и прикладных наук. Положительные результаты дает введение соответствующих спецкурсов. Например, целевая установка авторского по сути своей инновационного спецкурса «Педагогическая эстетика» направлена на профессионально-эстетическую подготовку будущего учителя, что включает развитие эстетического опыта, вооружение критериями оценки и способами анализа эстетических явлений, овладения методикой эстетического развития учащихся и т. д.

Опираясь на вышеизложенные идеи, можно выделить основные принципы руководства деятельностью студентов на практике:

1.Принцип индивидуального подхода: индивидуализация практики по характеру выполняемой работы, по характеру и количеству оказываемой помощи студентам, имеющих различный уровень развития компонентов опыта профессиональной деятельности.

2.Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы студентов: выделение в содержании практики вариативной части, поощрения самостоятельного поиска и реализации других методик, анализа дополнительной литературы, взаимопомощи и взаимного анализа студентами деятельности друг друга.

3.Принцип обратной связи: ознакомление студентов с результатами экспертных оценок, мнением руководителей практики, самих студентов о ходе и результатах их деятельности.

Оценка по уровню сформированности эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики выставляется по 4-х бальной системе в соответствии со следующими требованиями.

Оценка «отлично» выставляется за выполнение на высоком уровне всех требований программы педагогической практики по педагогике и психологиисовременное представление итоговой документации и успешное собеседование с преподавателем-методистом по педагогике и психологиивыраженное стремление к приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыковактивное участие в воспитательной работе класса и школыумение правильно планировать и эффективно осуществлять установленные программой педагогической практики виды и формы психолого-педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихсявладение психолого-педагогическими приемами работысамостоятельность, творческий подход к педагогической деятельности.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, когда студент выполнил все требования программы по педагогике и психологии, но при этом не проявил стремления к совершенствованию психолого-педагогических знаний, умений и навыковне отличался инициативностью, высокой активностью, творческим подходом и самостоятельностью в выполнении заданий.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за наличие поверхностных знаний, неустойчивых умений в области психолого-педагогической деятельностиотсутствие активности в работе коллектива и школы классаошибки в планировании, организации и осуществлении установленных программой форм и видов психолого-педагогической деятельностислабое владение приемами психолого-педагогической работы с учащимисяотсутствие должностной инициативности, самостоятельности и творчества.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае невыполнения требований педпрактики (даже по одному из видов психолого-педагогической деятельности).

Таким образом, в процессе эстетического саморазвития будущего учителя в процессе педагогической практики происходит поэтапное формирование качеств, которое мы связываем с интериоризацией как внутренним эстетическим действием.

Заключение

.

Исследование проблем «формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики» во многом способствует разрешению выявленных противоречий между острой необходимостью формирования эстетической культуры будущих учителей и отсутствием исследовательской базы этого феномена, неразработанностью методической системы, несовершенствам эстетических идеалов современного студенчества.

Формирование эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики, концентрирующая эстетические начала в высшей степени, позволяет им быть не только субъектами познания и преобразования, а также субъектами оценочной деятельности, выступающей как ценностная ориентация, как освоение личностью духовных ценностей. Будущие учителя, обретая художественно-эстетические ценности, готовятся к осуществлению эстетического воспитания школьников.

На основе исследованного материала эстетической культуры личности будущего учителя можно определить как качественное, системное, динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем ее эстетического развития и художественно-педагогической образованности, осознанием способов достижения этого уровня, ведущего к духовно-нравственному совершенствованию, адаптации к социальному окружению и творческой самореализации в профессионально-педагогической деятельности.

Структурные компоненты формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики выделяются как: когнитивный (объективное знание об эстетической культуре в контексте профессиональной деятельности) система знаний эстетических категорий и художественного освоения мира, — гносеологического анализа изоискусства как познания действительности, взаимосвязи эстетического и этическогопонимание искусства как мышления в образахвзаимосвязи эмоционального и рациональногоединство содержания и формы в искусствезнание категорий анализа в процессе педагогической практики как категории эстетики и отношений в процессе профессионально-педагогической деятельностизнание и понимание личностью студента своей персональной эстетической культуры, определение будущим учителем своей роли, статуса и функций в современном эстетическом воспитании подрастающего поколения, технологический (умение инструментировать педагогический процесссовокупность приемов и способов художественно-педагогической деятельностипроцесс решения дидактических задач по анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекциирешение студентами аналитических задач, определяющих его готовность к обучению школьников и установление причинно-следственных связей между результатом художественно творческой работы по спецдисциплинам и эффективностью используемых технологий в процессе педагогической практикипрогнозирование возможностей развития целостного педагогического процесса в ходе педагогической практикимаксимальное приближение художественно-педагогической подготовки к профессионально-педагогической деятельностиметодическая организация процесса обучения, анализ его результатов, устранение ошибокпереработка технологий собственной деятельности будущим учителям, изменение стиля отношений, корректировка взаимодействия, закрепление в опыте наиболее эффективных методов и приемов формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики), эмоционапьно-ценностный (совокупность ценностных ориентации учителя в процессе педагогической практикиэмоциональное переживание процесса к ценностям эстетической культурыэстетическое отношение, представляющее единство чувственного и рациональногоумение закреплять эмоциональные переживания в эстетических чувствах детей в процессе педагогической практикиумение соединять воедино эстетическое и этическое, закладывая основы нравственного).

Что касается критерии сформированности эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики, то их лично прикрепить таким образам-знания эстетической культуры как педагогический феноменценностное отношение к эстетической культурестепень технологической готовности в присвоении, передаче и создании эстетической культуры и степень творческой самореализации.

Уровни развития эстетической культуры личности будущего учителя в процессе педагогической практики устанавливаются как средний, высокий и творческий.

В результате исследования определены и введены в методическую систему, как наиболее адекватно отвечающие целям нашего исследования, технология контекстного обучения, акмеологическая технология и технология педагогической поддержки.

В ходе экспериментальной работы в процессе педагогической практики рост уровня эстетической культуры достигался через организацию постановок различной степени сложности по законам красоты и с учетом возрастных особенностейчерез решение задач смыслового содержания постановки, назначения предметов, их эстетической и утилитарной взаимосвязичерез организацию не только коллективной, но индивидуальной творческой активности студентовчерез эстетический анализ работ, включающий оперирование такими фундаментальными категориями эстетики, как содержание и форма, внешняя и внутренняя форма, тема, образно-эстетическая идея, композиция, ритм, система, художественная целостность, структура, эстетическая оценка, язык искусствачерез обогащение и формирование профессиональной речи и развитие коммуникативных способностей студентов.

Включение в экспериментальную методическую систему технологии контекстного обучения, акмеологическую технологию и технологию педагогической поддержки процесс педагогической практики строился с позицией творческого поиска, проблемиости, профессиональных дискуссий, решений эстетических и педагогических задач.

При исследовании экспериментально подтверждено, что если методическая система направлена на развитие совокупности компонентов эстетической культуры личности будущего учителя в процессе педагогической практики, то отмечается рост художественно творческого уровня студентов, развиваются их ценностные ориентации, повышается нравственный потенциал, происходит профессиональное становление.

Проведенное исследование позволило в целом сформулировать следующие выводы: формирование эстетической культуры будущих педагогов в процессе педагогической практики является важным условием подготовки к эффективному руководству эстетическим воспитанием школьников. Анализ состояния проблемы в научно-педагогической литературе и практике подготовки специалистов школьного профиля выявил ее теоретическую и технологическую неразработанность и недостаточную представленность в современном образовательном пространстве. В результате уровень эстетической культуры воспитателей школьных учреждений весьма низок. Это проявилось в отсутствии глубоких и полных искусствоведческих знаний, неразвитости эстетического восприятия и художественных предпочтений, неумении устанавливать взаимосвязь между различными видами искусства и использовать ее в эстетическом воспитании детей.

Программа формирования эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики построена как последовательное развертывание содержания, постепенная его конкретизация.

В процессе исследования были определены и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования эстетической культуры студентов в процессе педагогической практики.

Важным условием реализации экспериментальной программы выступает выбор методов обучения. Наиболее эффективными методами и приемами были: моделирование настроения музыки с помощью карточек разного цвета, передача образно-эмоционального содержания произведения в рисунке, развитие зрительных ассоциаций при слушании музыки и музыкальных при восприятии живописи, сопоставлении близких по настроению произведений музыкального и изобразительного искусств, творческие задания, направленные на активизацию студентов в самостоятельном установлении взаимосвязи искусств, подготовка бесед с использованием взаимосвязи искусств, разработка конспектов комплексных занятий, сценариев развлечений и праздников и др.

Работа по формированию эстетической культуры будущих педагогов в процессе педагогической практики показала, что разработанная и проверенная нами программа доступна студентам, соответствует их возможностям и профессиональным интересам.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики:

— включить в нормативные курсы блок информации о формировании эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики;

— включить в подготовку студентов спецкурсы и спецсеминары, направленные на интеграцию знаний по дисциплинам эстетического цикла;

— эстетическая культура студентов должна формироваться как единство трёх элементов: эстетических знаний, эстетических оценок, принципов, идеалов, ориентаций и взглядовхудожественно-творческой деятельности личности;

— на социально-философском уровне продолжить исследование процесса эстетического воздействия языка совместно с социологической наукой, педагогикой, психологией и другими научными дисциплинами для выявления наиболее эффективных сторон процесса формирования культурно-эстетических потребностей студентов нового поколения;

— провести специальное сравнительно-социологическое исследование особенностей формирования культурно-эстетических потребностей в различных вузах страны, по результатам которого можно будет сделать выводы об эффективности системы культурно-эстетического воспитания в системе таджикского образования и путях дальнейшего её совершенствования;

— по результатам социологического исследования подготовить и провести ряд научных, научно-практических конференций и семинаров, материалы которых могут быть использованы с целью обоснования нового комплекса дисциплин, необходимых для формирования культурно-эстетических потребностей студентов;

— организовать конкурсы научных работ в рамках СНО с широким привлечением студентов республики по проблемам формирования культурной среды в системе образования, новых форм и технологий культурно-просветительной работы, духовного обогащения личности;

— теоретические результаты, положения и выводы исследования могут способствовать повышению эффективности работы воспитательных структур высших учебных заведений, принятию ими обоснованных решений по развитию духовных основ образовательной деятельности, повышению эстетической культуры студентов.

— в высших учебных заведениях совместными усилиями кафедр гуманитарных дисциплин, эстетической культуры подготовить и издать ряд учебно-методических пособий и материалов по теоретическим и практическим вопросам эстетического воспитания студентов в образовательном процессе;

— регулярно обсуждать проблему эстетизации преподавания на заседаниях кафедры с привлечением специалистов в области культурологи, эстетики, этики и психологии;

— пересмотреть содержание учебных программ и тематических планов преподавания всех дисциплин, откорректировать их в аспекте усиления художественно-эстетической направленности;

— на кафедрах вузов оборудовать специализированные аудитории, в которых наглядно показать эстетическое содержание дисциплин;

— в тематику научных работ кружка СНО включить темы, посвященные раскрытию культурно — эстетического содержания логических, семантических, фонетических и практических основ речевого общения.

Таким образом, в нашем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель, решены все поставленные задачи. Вместе с тем, проведенное исследование не охватывает всего комплекса проблем формирования эстетической культуры будущих учителей в процессе педагогической практики и позволяет наметить пути дальнейшего изучения данной проблемы, в том числе необходимости обращения большего внимание на формирование эстетической культуры студентов заочной формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулкосима Фирдоуси, Шахнаме. Душанбе, 2001.
  2. Ш. Современный ислам в политике и идеологии (на таджикском языке). Душанбе: Ирфон, 1999. 152 с.
  3. Абдуллаева Р. Х Эстетической воспитание старшеклассников общеобразавательных школ Таджикистан в процессе внеклассной работы Дисс. на соискание уч. степени канд.пед.наук, — Душанбе, 2004, 164 с.
  4. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. — 827 с.
  5. Абуабдулло Рудаки. Стихи. Сталинабад.1954.
  6. Авесто. Перевод из пехлевийского дари (тадж. язык). Перевод профессора И.М.Стеблина-Каменского и введение В. А. Ливщица: Душанбе: Адиб, 1990. — 176с.
  7. A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. — Киев. Наукова думка, 1990. 192 с.
  8. H.H. О соотношении изобразительности и выразительности в искусстве: Автореф. канд. дис. М., 1965. 15 с.
  9. Ю.Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. -М.: Искусство, 1963.-340 с.
  10. П.Аничкин С. А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1970. 16 с.
  11. Антология педагогической мысли таджикского народасост.М. Лутфуллоев, С. Сулаймони, X. Авзалов. Душанбе, 2008- 448 с.
  12. И.Антонова A.B. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста Автореф. канд. дис. М., 1993.-16 с.
  13. Г. З. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования.// Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., Искусство, 1981. С. 30 — 39.
  14. Н.Л. Эстетическое сознание (Сущность и функционирование в условиях развитого социализма: опыт социологического исследования в условиях развитого социализма). Автореф. док. дис. М., 1979. 32 с.
  15. Н.Л. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителя начальных классов: Автореф. канд. дис. М., 1986. 17с.
  16. Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования. -Автореф. канд. дис. -М., 1985.-16 с.
  17. Р. А Эстетическое воспитание учащихсия в школах интернатах в процессе труда Дисс. На соискание уч. степен канд. пед. наук. Ашхабад, 1984,-153 с.
  18. В.В. Содержание и методы эстетического образования учителя (в системе заочного педагогического образования): Автореф. канд. дис.-М., 1970.-18 с.
  19. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. Школа, 1984.- 287 с.
  20. Л.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки.: Автореф. канд. дис. М., 1990.- 18 с.
  21. Л. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов студента: (Методические рекомендации) М., 1981. 200с.
  22. М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1986.
  23. B.C. Педагогика профессионально-технического образования. Актуальные проблемы: тексты лекций / Свердл. инж.-пед. инт. Свердловск, 1991.-212с.
  24. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. 175 с.
  25. А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956. 215 с.
  26. М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Автореф. канд. дис. М., 1981.-16 с.
  27. М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студ. пед. ин-в. Свердловск, 1981.-С.З-10.
  28. Е.Б. Социалистический образ жизни и развитие эстетической культуры: (философско-методологические аспекты) Кишинев. 1981. — 166 с.
  29. H.H. Восприятие картины: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969.-32 с. 41 .
  30. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
  31. Гальперин П.Я.О методе поэтапного формирования умственных действий// Вопросы психологии 1969.- N 1.- с. 10−13
  32. Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. -224 с.
  33. Государственная программа воспитания, подбора и расстановки руководящих кадров Республики Таджикистан из числа способных девушек и женщин на 2007 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года № 496
  34. C.B. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. -М., 1994, — 18 с.
  35. Е.С. Начало эстетических знаний: Эстетика и искусство.- 2-е издание доп. М.: Советский художник, 1983. 335 с.
  36. А. Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. — 112 с.
  37. Е. Об эстетической культуре учителя. // Эстетическое воспитание молодежи: Опыт и проблемы. Минск, 1986. С. 55 — 56.
  38. Т.Б. Дени Дидро М.: Мысль, 1975.
  39. A.C. Проблемы эстетики.-М.: Сов. писатель, 1977.-464с.
  40. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе:1. Шарки озод, 2004. 94 с.
  41. Закон РТ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Душанбе, 2009. — 40 с.
  42. Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Школа должна учить мыслить. М. — Воронеж, 2002. С. 91−94.
  43. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием. М.: НИИВШ, 1991. 32 с.
  44. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. JL: ИЛУ, 1971.-766 с.
  45. A.C. Нравственно-эстетическое формирование личности. — М.: Знание, 1981.-64 с.
  46. О.Г. Целостный процесс формирования эстетической культуры студентов педагогических вузов (в условиях высшего и среднего образования Якутии) Автореф. канд. дис. М., 1999. 18 с.
  47. С.М. Человек и личность как эстетические феномены // Вестник ОГУ.-1999.-№ 3.-С.29−37.
  48. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. 224 с.
  49. Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. — Всб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994. С. 3−12.
  50. Т.С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей. // Дошкольное воспитание. 1995. № 5. С. 47 — 49.
  51. Концепция национальной воспитание". Душанбе, 2006 г.
  52. Концепция реформирования государственной службы Таджикистана, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 июня 2007 года № 289.
  53. Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. М.: Знание, 1986. 64 с.
  54. B.C. Эстетическое воспитание студентов. / Отв. ред. И.Ф. Надольный-Киев, 1984, 31 с.
  55. А.Н. Проблема психологии восприятия. Заключительное выступление. // Психологические исследования восприятия: Сборник статей. / Под редакцией А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1976. С. 145 — 146.
  56. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -128 с.
  57. . Т. О функциях эстетического воспитания и критике буржуазных художественно-педагогических концепций. М., 1971, 26с.
  58. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — С. 51. — 280 с.
  59. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.-623с.
  60. М. Национальное достоинство (на тадж. яз).Душанбе.: Сарпараст".2003. -287 с.
  61. Лутфуллоев М. Возрождение восточной педагогики (на тадж. яз).-Душанбе.: 1997.-149 с
  62. A.C. О воспитании. -М., т.5., 1951, С.216−218.
  63. A.C. Межпредметные связи и эстетическое воспитание старшеклассников: Автореф. канд. дис. Ереван, 1991. 18 с.
  64. В.Л. Эстетическое в структуре культуры личности: Автореф. канд. дис. М., 1980.-14 с.
  65. . Л. Музыка детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания. — Л.: Музыка, вып. З-1981.-150с
  66. Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. М.: Знание, 1985. 98 с.
  67. Г. В. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки (в цикле дирижерско-хоровых дисциплин): Автореф. канд. дис. М., 1996. 18 с.
  68. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. /Маорифи Точикистон. 2006. С. 4−19.
  69. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан. -Душанбе: // Омузгор, 2001, № 3.
  70. Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на 2004−2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года № 294.
  71. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года № 704
  72. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  73. Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.144с77.0рганова О. Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1975.-224 с.
  74. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высшая школа, 1987. 76 с.
  75. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. / Под ред. И. Л. Люблинского, В. К. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
  76. Основы эстетического воспитания. / Под ред. H.A. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. 220 с.
  77. А. Повышать эстетическую культуру воспитателя. // Дошкольное воспитание. 1979. № 1. — С. 17 — 18.
  78. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского М.: Просвещение, 1983.-608с.
  79. A.B. Эстетическая культура личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979,-176с.
  80. Г. А. Вопросы эстетической подготовки учителя. // Советская педагогика. 1987. -№ 8.-С. 93 -96.
  81. Г. А. Педагогические основы эстетической подготовки учителя в высшем учебном заведении: Автореф. докт. дис. М., 1987. 34 с.
  82. Л.П. Проблемы формирования эстетического сознания школьников. -М., 1983.-47 с.
  83. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. 102 с.
  84. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.2.: Процесс воспитания. М.: ВЛАДОС, 1999.-256с.
  85. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86
  86. Л.А. Методика формирования эстетической культуры личности. -М., 1985.-71 с.
  87. H.H. Формирование эстетической культуры учащихся педагогических училищ во внеучебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Казань, 1994.-262с.
  88. С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2 002 720 с.
  89. Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. училищ. М.: Просвещение, 1978.-312с.
  90. М. А. К. А. Гельвеций выдающийся французский философ-материалист XVIII в. — М., 1958. 195 с.
  91. А.И. Художественные потребности студентов. Пути и средства формирования: Автореф. канд. дис. Воронеж, 1970. 25 с.
  92. В.Т. Активизация интереса к эстетическому воспитанию детей у студентов педагогических вузов как важнейшее условие их профессиональной педагогической подготовленности: Автореф. канд. дис. Киев, 1980- 17 с.
  93. В.К. Об эстетическом вкусе. М., 1973. 83 с.
  94. В.К. Эстетическая культура советского человека. М.: Советская Россия, 1964. 102 с.
  95. А.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию различных видов искусств в воспитании учащихся: Автореф. канд. дис. Ташкент, 1985.- 17 с.
  96. В.А. Опыт исследования личности учителя в высшей школе. // Проблема профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976.-С. 13−23.
  97. В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1982. 180 с.
  98. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  99. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки: Автореф. канд. дис.-М., 1977.28 с.
  100. П.В. Художественная культура личности.-Л.:3нание, 1986.32 с.
  101. Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. М.: Художник РСФСР, 1984. 320 с.
  102. JI.А. Особенности музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы после Великой отечественной войны до начала 1970-х г.г.: Автореф. канд. дис. М., 1988. 18 с.
  103. A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.-423с.
  104. У.Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа. М.: Педагогика, 1977. — 124с.
  105. В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-хт., М., 1981,-С.56.
  106. В.И. К методологии эстетического анализа взаимодействия видов искусства. // Искусство. 1979. № 2. — С. 38 — 41- № 3. — С. 37 — 40.
  107. Теория эстетического воспитания. / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. П. Лейзеров. -М.: Искусство 1979. 255 с.
  108. . М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. 1947. Выпуск 11. — С. 7 — 26.
  109. ПЗ.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.//Избранные труды: В 2 т.-М, 1985. Т. 1. 260 с.
  110. Л.И. Исследование уровня эстетической подготовки студентов педагогических вузов: Автореф. канд. дис. М., 1969. 27 с.
  111. К.Д. Собрание соч. М-Л.: Изд-во АПН., 1950, Т.9., 327с.
  112. Указ Президента Республики Таджикистан от 3 декабря 1999 № 5 «О повышении роли женщин в обществе»
  113. Р.Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе (на материале факультета общих профессий): Автореф. канд. дис. Казань, 1975. 27 с.
  114. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарики, 1999−519с.
  115. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
  116. С.И. Педагогические принципы построения учебного материала как средство профессиональной подготовки педагога: Автореф. канд. дис. М., 1993.-18 с.
  117. Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.-47 с.
  118. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Автореф. докторской дис. М., 1995. 31 с.
  119. И.М. Художественно-образные представления как средство формирования творческого замысла у младших школьников на уроках художественного труда: Автореф. канд. дис. Москва, 1999. — 17 с.
  120. Ю.В. Формирование этической и эстетической культуры будущих учителей. // Советская педагогика, 1975. № 10. С. 12 -80.
  121. В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976. С. 22.
  122. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. канд. дис. Киев, 1986. 48 с.
  123. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания: Автореферат докторской диссертации. М., 1988. 33 с.
  124. Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореферат канд. диссертации. М., 1995. 18 с.
  125. А.И. Профессиограммы учителя советской школы. // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976. С. 24−38.
  126. Эмомали Рахмон. Патриотизм и национальное самосознание. Душанбе, 1999.
  127. Эстетика: Словарь. / Под общ. ред. A.A. Беляева и других. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  128. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Составитель Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. 320 с.
  129. Эстетическая культура. / Российская академия наук, Институт философии- отв. ред.: канд. филос. наук И. А. Коников. М., 1996. — 200 с.
  130. Эстетические исследования: Методы и критерии. / Отв. ред. K.M. Долгов, -М.: ИФРАН, 1996. 234 с.
  131. Эстетические очерки. Избранное. Сборник. / Сост. И. А. Константинов, С. Х. Раппопорт М.: Музыка, 1980. 254 с.
  132. Эстетический опыт и эстетическая культура: Сборник. / Отв. ред.: K.M. Долгов и другие. М.: ИФРАН, 1992. 154 с.
  133. Эстетическое воспитание студентов дошкольных факультетов вузов и педучилищ. / К Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в вузах и педучилищах. М., 1979. Выпуск 1.- 56 е.- Выпуск 2. — 50 с.
  134. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. М. Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. 104 с.
  135. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. / Под ред. О. В. Лармина. -М.: Издательство Московского университета, 1978. 326 с.
  136. Эстетическое сознание и процесс его формирования. / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981 255 с.
  137. Н.С. Эстетические чувства в структуре эстетического сознания личности: Автореф. канд. дис. Свердловск, 1972. 18 с.
  138. ., Кабкова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства. // Дошкольное воспитание. 1993. № 6. -С. 35 — 39.
  139. .П. Проблемы художественного развития и воспитания школьников (На занятиях изобразительного искусства): Автореф. докторской дис. М., 1983.-32 с.
  140. X. Эстетической воспитание учащихся в процессе изучения природоведения и ботаники (на материалах 4−6 классов школ Таджикской ССР). Автореф.дис.на соискание уч. степени канд.пед.наук,-Душанбе, 1982, 17 с.
  141. А.Г. Живой организм музыки. / О воспитании музыкальной культуры./ Семья и школа. 1991. № 8. — С. 42 — 44.
  142. В.И. Повышать качество подготовки специалистов. // Дошкольное воспитание. 1981.-№ 10.-С. 90−92.
  143. В.И. Подготовка студентов по предметам эстетического цикла. // Дошкольное воспитание. 1981. № 1. -С. 61−63.
  144. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-85 с.
Заполнить форму текущей работой