Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионализация кадров судебной системы в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Баршев Я. Историческая записка о содействии Второго отделения Собственной Его И. В. Канцелярии развитию юридических наук в России. СПб., 1876- Владгширскгш-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII века. СПб., 1874- Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855- Селезнев И. Исторический обзор Императорского бывшего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА В, XV — XVIII ВВ. КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ КАДРОВ
    • 1. 1. Организационно-правовое положение и уровень профессионализма служащих приказной системы управления
    • 1. 2. Правые и организационные основания подготовки чиновников для службы в коллегиях
    • 1. 3. Становление российского юридического образования и науки
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ (XIX — НАЧАЛО XX ВВ.)
    • 2. 1. Специализация кадров для судебной системы в первой половине XIX столетия
    • 2. 2. Нравственно-правовые регуляторы профессиональной деятельности работников судебной системы в пореформенный период
    • 2. 3. Развитие юридического образования и науки

Профессионализация кадров судебной системы в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема эффективной деятельности судов приобретает особую важность в связи с реформированием судебной системы Российской Федерации, новыми требованиями, предъявляемыми к работникам органов правосудия, вызванными процессом построения правового государства и одной из составляющих данного процесса — демократизацией российского правосудия. К числу таких требований относится повышение профессионального уровня судьи путем углубленного изучения вопросов, способствующих повышению авторитета судебной власти среди населения1.

К сожалению, профессионализм работников судебной системы в России, несмотря на достигнутые по некоторым направлениям кадровой работы успехи, продолжает оставаться еще недостаточно высоким и, как следствие этого — ежегодное обращение тысяч российских граждан в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации2.

Реальное положение дел с кадровым обеспечением судебной системы обусловливает необходимость качественно нового подхода к совершенствованию ее служебного потенциала. Масштабы и социальная значимость последовательной оптимизации данного процесса в целях обеспечения успешного выполнения возложенных на работников правосудия задач, определяют.

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 14 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» «. Согласно данным верхнюю часть списка стран по числу поступивших исков занимают: 1) Россия— 27 252 (27%) — 2) Турция— 11 104 (11,7%) — Румыния — 8 923 (8,9%) — Украина — 8 252 (8,6%). См.: Годовой статистический отчет Министерства юстиции РФ за 2010 г. // Право и правосудие. № 12, 2010. С. 128. важность дальнейшей разработки научных основ профессионализации судебной системой.

Актуальность темы

исследования объясняется тем, что многие вопросы теории и практики организации и правового регулирования профессионального становления работников судов не получили достаточно полного монографического освещения в юридической литературе. Повышение образовательного уровня кадров судебной системы до сих пор носит эмпирико-экстенсивный характер вне учета положительного отечественного и зарубежного опыта, не содержит элементов научно обоснованного экспериментирования и осуществляется, подчас, в отрыве от современных правоохранительных потребностей общества и государства. Все это не способствует формированию профессионально значимых знаний, навыков и умений у работников судопроизводства, что, естественно, отрицательно влияет на эффективность их работы.

Историко-прикладное изучение проблемы организации и правового регулирования профессионального становления кадров системы российских судов позволит на научной основе проводить кадровую политику, исходя из возможностей отрасли в обеспечении получения работниками правосудия непрерывного образования различного уровня квалификации, специальности и специализации, окажет положительное влияние на обеспечение законности и правопорядка.

В связи с этим можно утверждать, что исследование историко-правовых основ профессионализации кадров судебной системы России занимает важное, самостоятельное место как среди проблем проведения правоохранительной (в части кадрового ее обеспечения), так и государственной образовательной политики.

Степень научной разработанности темы исследования. До последнего времени проблеме профессионального становления кадров судебной системы учеными-юристами уделялось явно недостаточное внимание по сравнению с разработкой общих вопросов формирования правового и про.

•-•.' .¦ -5. ¦ «- ¦.. фессионального сознания, которыми в различные периоды времени успешно занимались отечественные ученые: Ю-Я. Баскин, Е. А. Белканов, К. Т. Вельский, А. А. Бондарев, Л. П. Бура, М. К. Горбатова, Н. Л. Гранат, Ю.М. Гроше-вой, А. И: Долгова, H.H. Ефремова, И. А. Ильин, А. Ф. Колотов, А.Ф. Крыжа-новский, В. Н. Кудрявцев, Э. В. Кузнецов, Е. А. Лукашева, ВВ. Лазарев, В: П. Малахов, Л-С. Мамут, В. BL ©-ксамытный, И.Фч.Покровский, Д-А. Потопейко, А. Р. Ратинов, В:11. Сальников, Н. Я. Соколов, В. А. Туманов, 51.В. Турбова, Е. ИФарбер, Н. В. Черкасова, В. А. Чефранов, В. Н. Шанин, А. ФШебанов, Р. Г. Эймонтова, а также. ученые за рубежом: Ф. Б. Кайзер, Б. В. Линкольн, У. Пинтер, P.C. Уортман, Г. Л. Жаней.

Этими учеными немало сделано в исследовании правового сознанияв целом, его структуры, роли в правоприменительной деятельности и в укреплении законности. Значительная часть работ посвящена исследованию правосознания работников органов внутренних дел, его формированию и разработке мер по профилактике деформации1.

Следует отметить, что проблема повышения уровня подготовки юридических кадров сама по себе естественна и не нова. Этот вопрос беспокоил выдающихся преподавателей права в России, начиная со второй половины XIX в". В СССР интерес к вопросам юридического образования лишь возобхБаранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991; Бурканова О. А. Правосознание в правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2007; Гранат H.JI. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии: Дис— д.ю.н. М., 1992; Магденко АД., Юнусов A.A. Права человека: международные стандарты и правосознание сотрудников органов внутренних дел (теория и практика). Монография Челябинск. 2006 и др. О.

Баршев Я. Историческая записка о содействии Второго отделения Собственной Его И. В. Канцелярии развитию юридических наук в России. СПб., 1876- Владгширскгш-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII века. СПб., 1874- Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855- Селезнев И. Исторический обзор Императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие. 1811−1861. СПб, 1861- Соболевский В. И. Императорское: училище правоведения. СПб, 1910. новился с конца 60-х годов. Однако главной темой для обсуждения на страницах научных журналов стал вопрос о сочетании фундаментального и специального юридического образования. Появились публикации на эту тему, проводились дискуссии, «круглые столы» и т. д. Впоследствии спектр обсуждаемых вопросов подвергся значительному расширению. Изменения, начавшиеся в середине 80-х годов XX века в. СССР, а затем и появление нового Российского государства закономерно обусловили потребность в соответствующих духу времени кадрах, способных работать в изменившихся экономических, политических и социальных условиях1. Были предприняты попытки разработать концептуальную основу современного юридического образования2.

В настоящее время проблемы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди наиболее активных исследователей вопросов юридического образования следует назвать М.Н. Марченко3, Н.И. Побежимову4, В.А. Томси-нова5, Б.Н. Топорнина6. Значительная часть научных работ посвящена проблемам практической подготовки, в частности, внедрению в России юридических клиник. По данному вопросу издаются коллективные работы, проводятся конференции, семинары, диспуты и т. д. Здесь следует отметить таких.

1 Ганин В. В. Государственная политика в области подготовки кадров и развитие юридического образования в СССР во второй половине 1980;х и 1991 гг. // История государства и права. М.: Юрист, 2003, № 3. С. 58−64. Топорнин Б. Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М., 1996.

3 V.

Марченко М. Н. Проблемы юридического образования в современной России / М. Н. Марченко // Юридическое образование и наука. 2005. № 1. С. 13−18.

Побежгшоеа Н. И. Право на образование в России и Болонский процесс / Н. И. Побежимова // Юридическое образование и наука. 2004. № 2. С. 2−3.

5 Томсинов В. А. Преступление под названием «юридический факультет». Журнал «Закон». 2009. № 3. С. 41−49.

6 Топорнин Б. Н. Правовая реформа и развитие высшее юридического образования в России / Топорнин Б. Н. // Государство и право. 1996. № 7. С.34−52. авторов1, как И. И. Андреечев, JLA. Воскобитова, G.JI. Дегтярев, E.H. Доброхотова, М. Ю. Лаврикова, Е. С. Шугрина.

Исторические аспекты проблем организации профессионального юридического образования получили научную проработку в современной отечественной литературе благодаря трудам A.B. Борисова, BlBЗахарова, Л. М: Колодкина, A.B. Корнева, Е. Д. Проценко, В! А. Томсинова и других ученых.

Так, среди трудов современников следует отметить работу A.B. Борисова, Л. М. Колодкина «Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России», в которой рассматривается эволюция отечественной правовой науки и юридического образования, учебных заведений, готовящих правоведов, служащих государственного аппарата, правоохранительных учрежденийподготовки сотрудников жандармерии и полиции2.

В учебном пособии A.B. Корнева и A.B. Борисова «Правовая мысль в дореволюционной России» освящаются политические и правовые взгляды наиболее известных дореволюционных юристоврассматривается история формирования юридического образования в России3.

В.В. Захаровым в работе «Юридическое образование в России во второй половине XIX — начале XX века» в историческом ключе исследуются вопросы независимости суда в России после судебной реформы 1864 г., появления новых подходов к формированию судейского корпуса (судебной службы), базировавшихся на требованиях профессионализма4.

1 Андреечев И. С., H.A., Воскобитова Л. А., Доброхотова E.H., Захаров В. В., Зыкина Т. А., Лукьянова И. Н., Михайлова Л. П., Шугрина Е. С. Организация и управление в юридической клинике. Опыт практической деятельности в современной России. Учебное пособие. М., 2003.

2 Борисов A.B., Колодкнн Л. М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М.: Академия МВД РФ, 1994.

Корнев A.B., Борисов A.B. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4 Захаров В. В. Юридическое образование в России во второй половине XIX — начале XX века // «Изучать юриспруденцию яко прав искусство»: Очерки истории юридического образования в России (конец XVII—XX вв.) / под ред. В. В. Захарова, H.H. Зипунниковой. Курск: КГУ, 2008. С. 67−96.

Е.Д. Проценко впервые в отечественной юридической науке комплексно исследует государственную образовательную политику в системе МВД России. В своих работах он обстоятельно анализирует процесс становления и развития организационно-правовых основ профессионального образования в органах внутренних дел и внутренних войсках. Им предложены и обоснованы качественно новые концептуальные подходы к развитию системы профессионального образования в МВД России1.

К важнейшему событию, проливающему ярчайший свет на историю отечественного юридического образования, следует отнести последние публикации В.А. Томсинова2, посвященные 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. В них показано, каким образом в России происходило становление системы подготовки юристов, основанной на изучении юридических наук и соответствующей потребностям современного государства. Богатейший документальный материал, приведенный в этих книгах, показывает, какое большое значение придавали российские самодержцы поддержанию режима законности в обществе, совершенствованию законодательства, юридическому образованию и юриспруденции. В работах представлена картина преподавания юридических наук в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Изложена история формирования и становления юридических факультетов Московского и других университетов, лицеев и высших училищ. Автор характеризует развитие юридических наук на юридических факультетах российских университетов, дает оценку научным трудам видных российских правоведов XVIII — XIX столетий.

1 Проценко Е. Д. Подготовка офицерских кадров внутренних войск в годы Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект). Монография. СПб., 1997; Профессиональное образование в органах и войсках МВД России: история, теория, практика. СПб., 1998. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М.: Зерцало-М, 2010; Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века. М.: Зерцало-М, 2010; Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века. М.: Зерцало-М, 2010.

Таким образом, несмотря на повышенный интерес к проблеме подготовки юридических кадров, вопросы формирования профессионального сознания работников судебной системы почти не рассматривались либо рассматривались лишь в контексте общей истории развития юридического образования. Вместе с тем всесторонняя разработка указанного направления является одним из важных условий решения значительного числа практических проблем, связанных с профессионально-юридической деятельностью. В частности, историко-правовое исследование вопросов становления работников правосудия как профессионалов, направлений и форм этой деятельности позволит, на наш взгляд, на качественно новом уровне подойти к определению целей реформирования суда и других правоохранительных органов, повысить их компетентность, усовершенствовать процесс подготовки кадров в юридических учебных заведениях.

Объект исследования — комплекс гносеологических, социальных, правовых, организационных отношений, складывающихся в ходе профессионализации работников правосудия.

Предмет исследования — документальные и иные источники, раскрывающие особенности организации и правового регулирования профессионализации кадров судебной системы как части государственной системы профессионального становления и одного из направлений кадровой политики в России конца XV — начала XX в.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ проблем профессионального становления кадров судебной системы в России конца XV — начала XX в., характеристика основных этапов их профессионализации, формирования и развития.

В рамках достижения данной цели осуществлена постановка и решение следующих научных задач:

— выявить истоки возникновения и основные тенденции этапов профессионализации кадров для судебной системы (приказной, коллежской, министерской) и их соотношение с государственной организацией отечественного юридического образования;

— исследовать гносеологические аспекты бюрократизации и специализации как необходимых предпосылок профессионального юридического образования для судебной системы в обозначенный исследованием периоду.

— определить содержание, принципы «и основные направления» государственной политики в дореформенный и пореформенный периоды в сфере организации отечественного юридического образования и профессиональной подготовки кадров для судебной’системы;

— рассмотреть организационные формы и методы обеспечения деятельности учебных заведений в профессионализации кадров для системы правосудия в России XVIII — начала XX в.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XV до начала XX в. Начальная точка исследования обусловлена тем, что формирование централизованного государственного аппарата, все более и более усложнявшегося и разраставшегося, обусловило необходимость создания новых сословий для службы в различных, в том числе судебных органах (служилого боярства, служилого дворянства и др.) — Устанавливая профессиональные права и обязанности каждого из этих сословий, верховная власть оформила их статус с помощью символов, регалий и ритуалов, предписала необходимость наличия определенных личностных качеств (чувство чести, радение, преданность государю, профессиональная компетентность и т. д.).

Верхний хронологический предел исследования определяется октябрем 1917 г., наступлением новой исторической эпохи, созданием государства нового типа, реорганизацией системы народного (в том числе юридического) образования, провозглашением отказа от «старого» дореволюционного судопроизводства.

Методологическая основа исследования. В ходе проведения диссертационного исследования использовались различные методы научного познания: анализ и синтез, конкретно-исторический, логико-гносеологический, и сравнительно-правовой, структурно-функциональный, анализ документов, конкретно-социологический и др.

Научное исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении", анализируемых государственно-правовых явлений' и процессов в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой и особенностями правового регулирования профессионализации кадров судебной системы в России конца XV — начала XX в.

Источниковая база исследования. Среди источников настоящей работы преобладают законодательные, официально-документальные и статистические материалы, как опубликованные, так и архивные.

Основой нормативно-правовой базы исследования являлись Полное Собрание Законов Российской империи, Свод Законов Российской империи, Свод военных постановлений, Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате, специализированные учебные планы преподавания юридических наук в университетах дореволюционной России.

Использовались архивные материалы:

I. Москвы:

1) Российский государственный архив древних актов: Фонд 370 — Дела, относящиеся до образования различных государственных учрежденийФонд 248 — Сенат и его учрежденияФонд 286 — Герольдмейстерская контораФонд 1261—Воронцовых;

2) Государственный архив Российской Федерации: Фонд 109 — Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярииФонд 564 — А.Ф. КониФонд 647 — великая княгиня Елена ПавловнаФонд 678 — Александр IIФонд 722 — Мраморный дворецФонд 728 — Зимний дворецФонд 828 — A.M. Горчаков;

3) Отдел рукописей Российской государственной библиотеки: Фонд 169— Д.А. МилютинФонд 222 — ПаниныФонды Н. И. Стояновского, Веневитиновых, Полторацких;

4) Отдел письменных источников Государственного исторического музея: Фонд 117—H.A. Муханов.

II. Санкт-Петербурга:

1) Российский государственный исторический архив: Фонд 851 — A.B. ГоловнинФонд 1149 — Департамент законов Государственного совета Фонд 1169 — Государственная канцелярия Фонд 1190 — Комиссия для окончания работ по преобразованию судебной частиФонд 1250 — дела и бумага председателей и членов Государственного советаФонд 1261 — Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярииФонд 1275 — Совет министровФонд 1281 — Совет министра внутренних делФонд 1349 — формулярные списки чинов гражданского ведомстваФонд 1389 — ревизия сенатора А. Х. Капгера Владимирской и Калужской губернийФонд 1405 — Министерство юстиции.

2) Центральный государственный исторический архив: Фонд 355 — Императорское Училище правоведенияРукописный отдел Российской национальной библиотеки.

3) Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН: Фонд 265 — архив журнала «Русская старина" — Фонд 445 — С. И. Зарудный.

Были использованы журналы Министерства народного просвещения, Министерства юстиции, мемуарная литература руководящего состава Министерства юстиции дореволюционной России, письма.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно представляет собой монографическую работу, в которой впервые с позиций историко-правовой науки исследуется проблема профессионализации кадров судебной системы России, характеризуются ее основные этапы, формы, методы и влияние на качественный состав кадров 5 судебного аппарата.

Научная: новизна диссертацииопределяется такжетем, чтопроблема организации и правового регулирования профессионализации? кадров • судебной системы России рассматривается комплексно: Используются данныеразличных отраслей научного’знания: гносеологии, теории и истории организации профессиональногообразования, теории: государственного и социального управления, теории и истории государства и права, юридической психологии и педагогики, социологии, и т. д.

В основу диссертационного исследования положен историко-архивный материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот.

Положения, выносимые на защиту:

1. Упрочение в ХУ-ХУП вв. Русского централизованного государства положило начало профессиональному становлению (профессионализации) судебной системы. Новый этап развития государства потребовал проведения общенациональных, процессуальных кодификаций (Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649* г.), главной задачей которых стала унификация судебной организации и. судебного процесса: Основным источником права при осуществлении правосудия стало законодательствочто вызвало? острейшую необходимость появления в бюрократическом аппарате чиновников— знающих и умеющих толковать нормы права.

2. Процесспрофессионализации судебной системы в России отражалэволюцию национальной системы государственного управления , — «приказно-воеводская» (XV — XVII вв.) — «коллежская (XVIII в.) — «министерская»: (XIX — нач. XX в.). Профессионализация кадров судебной системы в России стала следствием бюрократизации (разделения функций учреждений, оформления системы делопроизводства, дифференциации военной и гражданской профессий) и специализации (создания строго функциональных отраслей администрации, углубленного-обучения юридической профессии) ее кадрового потенциала.

3. Несмотря на глубокие реформы государственного управления первой четверти XVIII: в., предусматривавшие повсеместную унификацию всех сторон административной жизни, в Российском государстве отсутствовали необходимые силы и средства для создания бюрократии европейского’уровня и обеспечения новых судебных учреждений необходимым количеством профессионально подготовленных и материально независимых чиновников. До кодификации 30-х годов XIX в. функция юриста ассоциировалась с низким социальным статусом, закрепленным за теми, кто исполнял канцелярские обязанности.

4. Необходимость эффективного функционирования центрального и местного аппаратов государственной власти и управления, а также органов отправления правосудия обусловила выделение профессионального юридического образования из состава общего образования и замену им колегии-юнкерства как ранней формы приобщения к профессии (Указ от 24 января 1803 г.).

5. Учреждения трех высших учебных заведений — университетов в Казани и Харькове и педагогического института (с 1819 г. университета) в Петербурге привлекло в юридические профессии представителей среднего и низшего дворянства, использовавших преимущества полученного образования для быстрого продвижения по службе. Впервые на высокие посты по ведомству юстиции стали назначаться люди, служебная биография которых была связана с органами правосудия. Культивируя преданность праву и закону, профессиональные юристы стали воспринимать отправление правосудия как свою профессиональную и должностную обязанность, а не как исключительное право монарха и его правительства.

6. Принятие Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи повлекло за собой реформу всей отечественной системы подготовки юристов. Общий Устав императорских университетов 1835 г. и закрепленная в нем новая идеология юридического образования направляли освоение будущей профессией не с опорой на абстрактные естественно-правовые доктрины, а на действующее отечественное законодательство. Это привело к развитию системы высших специализированных учебных заведений (Демидовский лицей, Царскосельский лицей, Императорское Училище правоведения и др.), отраслевых юридических наук (государственное, уголовное и гражданское право, уголовное судоустройство и судопроизводство, гражданское судоустройство и судопроизводство). Все эти достижения^ получили оформление в новом Университетском уставе 1863 г. и Высочайшем утверждении 20 ноября 1864 года Судебных уставов, ознаменовавших начало судебной реформы.

7. Судебная-реформа 1864 г. способствовала процессам дальнейшей-профессионализации суда. Однако последовавшие в' начале 80-х годов1 XIX столетия ограничение гласности, демократичности и усиление административного вмешательства в судопроизводство привели к тому, что во многом идеалистические представления служителейправосудия о миссии закона остались не реализованными. В то же время, Судебные уставы 1864 г. и последовавшие за ними радикальные перемены в судопроизводстве, законодательстве, юридической практике стали правовой моделью для переустройства судебной системы на последовательно демократических началах в современной России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется кругом, исторических источников, на которых они базируются.

Итоги, исследования основываются на объективном анализе архивных материалов, правоприменительной практике, на материалах и документах государственных органов, статистических данных, опубликованных материалах, относящихся к вопросам деятельности судов" России в конце XV — начале XX в.

Достоверность полученных в ходе диссертационного исследования результатов основывается также на изучении работ по истории отечественного государства и права, истории органов правосудия, по отраслевым юридическим наукам, на изучении других литературных источников.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в настоящей работе на монографическом уровне проведен историко-правовой анализ профессионального становления кадров для судебной системы России в период с конца XV до начала XX в.

Идеи и положения диссертации способствуют развитию-знаний о формировании основных направлений профессионализации кадров для судебной системы в России конца XV — начала XX в., а также предоставляют фактический материал для совершенствования современной работы с кадрами, в частности, в вопросах, связанных с повышением профессионального уровня работников органов правосудия.

Собранный и обобщенный диссертантом материал может использоваться при разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы прохождения работниками органов правосудия профессиональней с подготовки. Кроме того, он может быть востребован при преподавании лекционных курсов по истории государства и права, истории политических и правовых учений, истории правоохранительных органов, соответствующих разделов ряда отраслевых юридических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы по вопросам, являющимся предметом диссертационного исследования, отражены в опубликованных научных статьях автора. Результаты исследования докладывались на различных международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России и получила положительную оценку.

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Началом профессионального становления (профессионализации) судебной системы следует считать формирование Русского централизованного государства с его" идеологической позицией — необходимостью общегосударственногодержавного1 служения < и формирования наее основе обязанных социальных групп для государственных, в том числе административно-судебных органов.

По мере формирования и развития централизованного государства возникла необходимость в создании общенациональных кодификаций (Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г.), главной задачей которых стала унификация судебной организации и судебного процесса. Поскольку обычай как источник права стал все больше уступать место нормам законодательства и судебной практики, возникла острейшая необходимость появления в бюрократическом аппарате людей, знающих и умеющих толковать нормы права.

2. Профессионализация судебной системы в России воплощала в себе черты «приказно-воеводекой» (XV — XVII вв.), «коллежской» (XVIII в.), «министерской» (XIX — нач. XX в.) систем государственного управления, несла отпечаток национальной специфики, была следствием бюрократизации (разделения функций учреждений, оформления системы делопроизводства, дифференциации военной и гражданской профессий) и специализации (создания строго функциональных отраслей администрации, углубленного обучения юридической профессии) ее кадрового потенциала.

3. Организация государственной службы обеспечивала высокий профессиональный уровень членов приказного аппарата. Профессионализм чиновников (в том числе судебных учреждений) достигался постепенным продвижением по служебной лестнице, которое начиналось с самых низших ступеней и при благоприятном стечении обстоятельств могло закончиться на самой ее вершине (подьячий — дьяк — думный дьяк). Не было законодательных преград и для получения высших чинов, в которых пересекались дзе отдельные служебные лестницы: приказная* и служилая (думного дворянина, окольничего, боярина).

4. Несмотря на то, что коллежская и провинциальная реформы Петра I первой^ четверти XVIII в. предусматривали бюрократизацию и повсеместную унификацию всех сторон административной жизни, у Российского государства отсутствовали необходимые силы и средства, чтобы" создать! бюрократию, подобную той, что существовала тогда в Европе, и обеспечить новые судебные учреждения необходимым количеством профессионально подготовленных и материально независимых чиновников.

5. На протяжении всего XVIII столетия большинство судебных чиновников из потомственных дворян были отставными военными, которые заполняли гражданские должности средних и высших рангов, не имея при этом опыта и необходимых знаний. Низшие классные должности, включая, секретарскую, доставались канцелярским служащим, комплектовавшимся из самых разных социальных групп населения. С увеличением численности государственного аппарата, происходившего в основном за счет роста рядов канцелярских чиновников (X—XIV классов), удельный вес дворян падал, хотя в верхних слоях бюрократии (Сенат, Юстиц-коллегия) он был неизменно высоким. В результате должности, включенные в Табель о рангах, заполнялись не постепенным прохождением службы, как это было в XVII в., а сверху и снизу, двумя потоками служащих, разных в сословном и образовательном отношении, но в равной мере слабо подготовленных к исполнению своих обязанностей. В этом отношении XVIII в. сильно отличался от XVII в., когда образовательный уровень служащих был примерно одинаков, а существование неграмотных подьячих и тем более дьяков было невозможным.

6. До правления Николая I функция юриста ассоциировалась с низким социальным статусом, закрепленным за теми, кто исполнял канцелярские обязанности. Низшие чиновники начинали службу в возрасте от девяти до двенадцати лет в качестве писарей и обучались, как правило, каллиграфии, искусству заполнения форм и выискивания законов.

Вместе с тем необходимость эффективного функционирования центрального и местного аппаратов государственного управления обусловила* выделение профессионального юридического образования из состава общего образования и замену им колегии-юнкерства как ранней формы приобщения к. профессии. Создание кафедры правоведения в. Российской академии наук, включение' юридических дисциплин в учебные программы Шляхетского корпуса, Московского, Харьковского, Казанского, Дерптского, Петербургского, Киевского, Новороссийского университетов, а также массовое обучение дворянских недорослей за рубежом положило начало приобретения на систематической основе юридических знаний, навыков и умений, необходимых для гражданской службы.

7. К началу XIX в. под влиянием как абсолютистского опыта управления, так и либеральных, революционных доктрин, российская управленческая элита все глубже осознавала необходимость профессионализма в правоприменении и правотолковании. Предпринятые Александром Г и Николаем I попытки централизовать и рационализировать бюрократический аппарат привели к необходимости создания специализированных отраслей администрации, завершения подготовки Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи, развития системы высших, специализированных учебных заведений (Демидовский юридический лицей, Царскосельский лицей, Императорское училище правоведения).

8. Появление людей, сведущих в праве, повлекло за собой в системе юстиции подрыв господствующего положения знатных дворян (бывших военных или аристократов). Их стали замещать представители среднего и низшего дворянства, которые использовали преимущества полученного образования для быстрого продвижения по службе. Впервые на высокие посты по ведомству юстиции стали назначаться люди, служебная биография которых была связана с органами правосудия. Они образовали группу служащих, выделявшуюся общими социальными характеристиками, типом образования и карьерным опытом. Культивируя преданность праву, профессиональные юристы стали воспринимать отправление правосудия как свою личную обязанность, а не как исключительное право монарха и его правительства.

9. Судебная реформа 1864 г. способствовала стремлению целого поколения юристов воплотить свои идеалы в новых судебных институтах, в рамках которых правотолкование и правоприменение — достояние профессионального суда. Последовавшие в конце 70-х годов XIX столетия ограничение гласности, демократичности и усиление административного вмешательства в судопроизводство привели к тому, что служители правосудия, проникнутые представлением о справедливой миссии закона, не смогли реализовать свои идеалы. Однако Судебные уставы 1864 г. и последовавшие за ними радикальные перемены в судопроизводстве, законодательстве, юридической практике стали во многом эталоном для переустройства на последовательно демократических началах правовой системы России, вступившей в XXI в.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1867 (2-ПСЗРИ): Том 8. № 6670. С. 791−793- Том 10. Отделение 1. № 8337. С. 843, 849. Том 17. № 15 730. С. 431.
  2. Высочайше утвержденное Постановление о Лицее от 12 августа 1810 года// 1-ПСЗРИ. Том 31. № 24 325. С. 310.
  3. Высочайше утвержденный Устав Демидовского лицея от 2 августа 1833 года//2-ПСЗРИ. Том 8. Отделение 1. № 6370. С. 454.
  4. Высочайше утвержденный проект об учреждении Московского Университета // Законодательство императрицы Елизаветы Петровны / Составитель и автор вступительной статьи В. А. Томсинов. М.: Зерцало. 2009. С. 178.
  5. Высочайше утвержденный Устав Демидовского лицея от 22 ноября 1845 года // 2-ПСЗРИ. Том 20. Отделение 2. № 19 461. С. 123−129.
  6. Высочайше утвержденный устав императорского Александровского лицея от 10 апреля 1848 года// 2-ПСЗРИ. Том 23. Отделение 1. № 22 174. С. 237−255.
  7. Высочайше утвержденный Устав императорского Училища правоведения от 27 июня 1838 года // 2-ПСЗРИ. Том 13. Отделение 1. № 11 363. С. 1000−1017.
  8. Именной указ, данный Сенату, «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений» от 6 ноября 1843 года // 2-ПСЗРИ. Том 18. Отделение 1. № 17 294. С. 740.
  9. Именной указ, объявленный Попечителям Учебных округов министром народного просвещения 17 октября 1835 года «О преподавании вкратце естественного права, с отнесением к предметам нравственной философии"// 2-ПСЗРИ. Том 10. Отделение 2. № 8492. С. 1038.
  10. Общий устав Императорских российских университетов от 26 июля 1835 года//2-ПСЗРИ. Том 10. Отделение 1. № 8337. С. 842.11. Архивные материалы:1. Москвы:
  11. Российский государственный архив древних актов: Фонд 370 — Дела, относящиеся до образования различных государственных учреждений-
  12. Фонд 248 — Сенат и его учреждения- Фонд 286 — Герольдмейстерская контора- Фонд 1261—Воронцовых-
  13. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки: Фонд 169— Д.А. Милютин- Фонд 222' — Панины- Фонды Н: И. Стояновского, Веневитиновых, Полторацких-
  14. Отдел письменных источников Государственного исторического музея: Фонд 117—H.A. Муханов.1. Санкт-Петербурга:
  15. Центральный государственный исторический архив: Фонд 355 — Императорское Училище правоведения- Рукописный отдел Российской национальной библиотеки.
  16. Е. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях до последнего времени. СПб.: Тип. М-ва вн. дел, 1872. 252 с.
  17. К.К. Главные деятели и предшественники судебной реформы. СПб.: Тип. Акц. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1904. — 245.
  18. П. Михаил Андреевич Балугьянский. 1769—1847. СПб.: Типолитогр. А. Э. Мюнстера, 1882. 121 с.
  19. Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22-х т. СПБ.: Тип. Акц. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1888−1910. 265 с.
  20. Я. Историческая записка о содействии Второго отделения Собственной Его И. В. Канцелярии развитию юридических наук в России. СПб., Тип. М-ва вн. дел, 1876. 252 с.
  21. Ф. Две речи, произнесенные в Императорском Училище правоведения. СПб.: Тип. Н Греча, 1860. 40 с.
  22. Ведомость об образовательном цензе лиц судебного ведомства. СПб.: Типография Суворина, 1889. 128.
  23. Великие реформы в России. 1856—1874 / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.: Издательство МГУ, 1992 367.
  24. . В. Судебная реформа и контрреформа' в России. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1969. -400 с.
  25. Виноградова JI. B: Основные виды документов Сената и организация его делопроизводства // Некоторые вопросы изучения- исторических документов XIX— начала XX века. Л'., 1967. С. 111 — 132.
  26. Я.Е. Население России за 400 лет (XVI— начало XX вв.). М.: Просвещение, 1973. 159 с.
  27. Воспоминания о студенческой жизни / Под ред. В. О. Ключевского, П. Н. Обнинского, Д. Н. Свербеева и др. М.: О-во распространения полез, кн., 1899.-270 с.
  28. П.А., Дубовской А. Н. Петр Иванович Панин // Русский биографический словарь. Т. 13. С. 212—248.
  29. КВ. История русской адвокатуры. М.: Юрист, 1997. 276 с.
  30. И.В. Судебная реформа. СПб. Типолитография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905. 269 с.
  31. Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. В 2 т. М.: Мысль, 1913, 1941. 304 с.
  32. АД. Исторический очерк учреждения генерал-губернаторств в России // Градовский А. Д. Сочинения. СПб., 1899. Т. 1. С. 299 338.
  33. В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины II. СПб.: Тип. Товарищ. „Общ. польза“, 1901.-387.
  34. Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII—XVIII вв.. // Абсолютизм в России XVII—XVIII вв. М.: АНСССР, 1964. С. 206−242.
  35. Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. М.: Юрайт, 1987.-376.
  36. Г. Р. Сочинения. В 9 т. СПб.: „Печ. дело“, 1864—1883.
  37. Г. А. Основы судебной реформы. М.: Типолитогр. А. Э. Мюнстера, 1891. 426 с.
  38. Г. А. Страница из истории судебной реформы: Д.Н. За-мятнин. М., 1883.-265 с.
  39. Г. А. Эпоха великих реформ. М.: Тип. М. Д. Ломковского, 1896.-254 с.
  40. А. К. Граф В.Н. Панин // Великая реформа. М., 1911. Т. 5. С. 68−87.
  41. Ф.Г. Исследование юридическое о принадлежащем для суда месте, о судебной власти, о должности судейской, о челобитной и доказательстве судебном. М.: „Центр.“ типолитогр. М. Я. Минкова, 1779. -265 с.
  42. Е. Понятие монархии в восприятии николаевского сановника (Д.Н. Блудов) // Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов / Ред. Б. Гаспаров, Е. Евтухова, А. Осповат, М. фон Хаген. М., 1997. С. 119−131.
  43. Екатерина 77. Собственноручное наставление Екатерины II князю Вяземскому при вступлении им в должность генерал-прокурора // Сборник Русского исторического общества. 1864. Т. 7. С. 345—348.
  44. В. А. Полное собрание сочинений. В 12 т. СПб.: Русская? мысль, 1902!-265 с.
  45. И.А. Воспоминание о Д.А. Ровинском. СПб., 1896 -243с.
  46. П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М.: АН СССР, 1970. 452 с.
  47. В. Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества. СПб.: Тип. Университет., 1764.-221с.
  48. П. Опыт биографии генерал-прокуроров и министров юстиции. СПб.: Тип. С. Смолова, 1863. 382 с.
  49. В. Гавриил Романович Державин в своей государственной и общественной деятельности. Пг., 1917. — 365 с.
  50. Иллюс171ров И. Юридические пословицы и поговорки русского народа. М.: Тип. С. Головина, 1885.
  51. Исторический обзор деятельности Комитета министров. В 5 т. / Сост. С. М. Середонин, И. И. Тхоржевский. СПб.: Тип. Л. Мохова, 1902.
  52. История Московского университета / Под ред. М. Н. Тихомирова. М.: АН СССР, 1955. Т. 1. 324 с.
  53. История Правительствующего Сената за 200 лет. СПб.: Тип. Правит сената, 1911.-327 с.
  54. В.М. Изменения в размещении населения России в XVIII— первой половине XIX в. М.: Наука, 1971. 256 с.
  55. С.М. История царской прокуратуры. СПб.: Твердь, 1993*.435.
  56. Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Юрайт, 1991. — 376 с.
  57. Н.М. Избранные произведения. М.: Наука, 1966. — 534с.
  58. Н.М. История государства Российского. В 12 т. М.: Книга, 1988—1989 (Репринт, воспроизведение изд. 1842 г.). 376 с.
  59. Е. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб.: Тип. Л. Ломова, 1897. 324 с.
  60. А.А. Внутренняя политика в царствование Николая Павловича // История России в XIX в. / Под ред. М. Покровского. СПб., 1907. Т. 1.-325 с.
  61. . А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Интеллигенция в России / Сост., комм. Н. Казаковой. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 67−154.
  62. В.О. Боярская Дума древней Руси. Птб.: Ти. С. Сергеева, 1919.- 176 с.
  63. А. О' Ганноверском гражданском судопроизводстве // Журнал Мин-ва юстиции. 1862. № 3- ч. 2. С. 545—608.
  64. А.Ф. Новый суд // Журнал Мин-ва, юстиции: 1916.№ 4. С. 1—33″:69: Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М.: Тип. А. Громова 1914.-402 с.
  65. А.Ф. Собрание сочинений. В'8 т. М.: Академкнига, 1966: Т. 6. -390с.
  66. Т. Статистические сведения о личном составе воспитанников и хозяйственной части Императорского Училища правоведения за 50 лет его существования. СПб.: Тип. JI. Знакова, 1886. 323 с.
  67. Корбут М. К Казанский государственный университет имени Ленина за 125 лет. 1804/5- 1929/30. Казань, 1930.-430 с.
  68. Н.М. История философии права. СПб.: Тип. Т. Суворина 1903. -387 с.
  69. A.A. Курс истории России XIX века. М.: Высшая-школа, 1993.-326 с.
  70. A.B., Борисов A.B. Правовая мысль в дореволюционной России. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 304 с.
  71. М.Г. Судебная реформа 1864 года в России (Сущность и социально-правовой механизм формирования). Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1994. 287 с.
  72. С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие. 1762−1861. СПб.: Тип. С. Лейца, 1906.-276 с.
  73. А.Л. Харьковский судебный округ 1867—1902. Харьков: Изд-во „Дело“, 1903. 321 с.
  74. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Лит. обозрен., 1971.-498 с.
  75. А. Юридические монографии и исследования. СПб.: Тип. С. Сумцова, 1875. 534 с.
  76. П.М. Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1826—1882. СПб.: Тип. Правит, сената, 1906. 53 с.
  77. А.Г. Использование в России шведского законодательства при составлении проекта Уложения 1720—1725 гг. // Труды Ленинградского отделения Ин-та истории АН СССР. Вып. 11. Л., 1970 (Исторические связи Скандинавии и России IX — XX вв). С. 112−126.
  78. В.П. Мои воспоминания. В 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. В. Суворина, 1897. 154 с.
  79. Министерство внутренних дел: 1802:—1902. СПб.: Тип. Правит сената, 1902.-534 с.
  80. MitpoHoe Б.H. Социальная история России периода империи (XVIII , — начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. Т. 1. Дмитрий Буланин. СПб.: Питер 1999.-428 с.
  81. М.М. Полвека назад: Первые годы Училища правоведения в Петербурге. СПб.: Тип. Р. Громова, 1892. 276 с.
  82. Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII в. // Абсолютизм в России (XVII— XVIIII вв.). М.: Отечество, 1964. С. 389—427.
  83. А. Жизнь и труды принца Петра Георгиевича Ольденбургского СПб.: „Знак“, 1885. 382 с.
  84. Л. Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века: Эволюция бюрократической системы. М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.
  85. К.П. Для немногих: Отрывки из школьного дневника. СПб.: Тип. Правит, сената, 1885. -165 с.
  86. С.П. Демидовский лицей в г. Ярославле в его прошлом и настоящем. Ярославль: Тип. Янкилович, 1914. 205 с.
  87. C.B. Санкт-Петербургский Университет. 1819— 1919. Пг., 1919. Т. 1.
  88. Романович-Славатинский А. Дворянство в России. СПб.: Тип. Суворина, 1870.-309 с.
  89. М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX в. Л.: Наука, 1988. 265 с.
  90. Д.Н. Воспоминания // Воспоминания о студенческой жизни / Под ред. В. О. Ключевского, П. М. Обнинского, Д. Н. Свербеева и др. М., 1899. С. 66−111.
  91. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. В 5 т. М., 1962−1967.
  92. И. Исторический обзор Императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие. 1811−1861. СПб: Тип. Правит, сената, 1861.-376 с.
  93. В.И. Крестьяне в царствование Екатерины II. В 2 т. СПб.: Тип. В. Суворина, 1901. 362 с.
  94. В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века. В 2 т. СПб.: Тип. А. Будного, 1888. 387 с.
  95. М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб.: Тип. II Отделения Собственной е.и.в. канцелярии, 1837. — 198 с.
  96. М.М. Руководство к познанию законов. СПб.: Тип. II Отделения Собственной е.и.в. канцелярии, 1837. 199 с.
  97. В.В. Воспоминания товарища о Д.А. Ровинском. СПб.: Тип. В. Суворина, 1896. 154 с.
  98. Н.И. Воспоминание о 5-м и 7-м декабря 1860 г. — СПб.: Тип. А. Штольца, 1860. -215с.
  99. H.H. Краткий очерк об основании и развитии Императорского Училища правоведения. СПб.: Тип. Правит, сената, 1885. — 302 с.
  100. В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. М.: Тип. JI. Люшера, 1960. 326.
  101. Г. Ко дню ЬХХУ юбилея Императорского Училища правоведения. 1835—1910. СПб.: Тип. Суворина, 1910. -387 с.
  102. Т. Судебная реформа и развитие политической культуры царской России // Великие реформы в России. 1856—1874. М., 1992. С. 301−315.
  103. Г. Правительствующий Сенат и самодержавная власть в начале XIX века. М.: Тип. Правит, сената, 1914. 271 с.
  104. А., Христофоров Н. Матвей Михайлович Карниолин-Пинский // РА. 1876. № 8. С. 454−460.
  105. В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М.: Зерцало-М, 2010. 354 с.
  106. В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века. М.: Зерцало-М, 2010. 334 с.
  107. В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века. М.: Зерцало-М, 2010. 275 с.
  108. H.A. «Народная воля» перед царским судом. 1880— 1891 гг. Саратов: Россия, 1971. 364 с.
  109. С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М.: Наука, 1974. 342 с.
  110. Труды Комиссии для устройства земских банков. В 4 т. СПб., 1860−1863.
  111. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833−1843. СПб.: Тип. Правит, сената, 1864.-276 с.
  112. Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // Россия/Russia. Вып. 3 11.: Культурные практики в идеологической перспективе. XVIII- начало XX в. / Сост. H.H. Мазур. М., 1999. С. 233−244.
  113. P.C. Властители и судьи: Развитие правового сознания в императорской России. М.: Новое лит. обозрение, 2004. — 374 с.
  114. P.C. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. От Петра Великого до смерти Николая I. М.: ОГИ, 2002. -453 с.
  115. К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 7. М.- Л., 1948— 1952.-394 с.
  116. Фаизова КВ. «Манифест о вольности» и служба дворянства в
  117. XVIII столетии. М.: Наука, 1999. 291 с.
  118. А.Н. К истории юридической образованности в России // Ученые записки, основанные Русской учебной коллегией в Праге. Прага, 1924. Вып. 3, № 1. С. 129−256.
  119. М.В. Разговор уездных дворян о выборе в судьи.. СПб.: Тип. А. Рюмина, 1790. 275 с.
  120. В.К. История суда России: учеб. пособие. М.: Проспект, 2010.-276 с.
  121. Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 6080-е годы XIX в. М.: Академкнига, 1987. 287 с.
  122. Б. Н. Воспоминания Б.Н. Чичерина. (Русское общество 40—50-х годов XIX в. Ч. II) / Под ред. Н. И. Цимбаева. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  123. М. Словарь юридический, или Свод российских узаконений, временных учреждений суда и расправы. М.: Тип. С. Сумцова, 1788. -223 с.
  124. А.Ф. Юридические высшие учебные заведения. М.: АН СССР, 1963.-302 с.
  125. Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802—1917. Биобиблиографический справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Питер, 2002. 403 с.
  126. Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование. В 2 т. М.: Зерцало-М, 1997. 392 с.
  127. М.В. Петр Иванович Редкий. Одесса: Тип. А. Шнайдера, 1891.-392 с.
  128. Аминов КК Исторический очерк педагогики в уголовном судопроизводстве // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 4. С. 12−15.
  129. Благовещенский А. История метод науки законоведения в XVIII и
  130. XIX в. // Журнал Мин-ва народного просвещения. 1835. № 6. С. 375−441- № 7. С. 42−52.
  131. Д.Н. Два письма гр. Д. Н. Блудова к супруге его // Рус. архив. 1867. № 5. С. 1046−1048.
  132. АД. Записки // Рус. архив. 1872. № 7/8 Стб 1218−13 101 873. № 11. Стб. 2049−2138- 1874. № 3. Стб. 713−761.
  133. АД. Александр Дмитриевич Боровков и его автобиографические записки // Рус. старина. 1898. № 9. С. 533—564. № 10 С. 41−63- № 11. С. 331−362- № 12. С. 591−616.
  134. ВалуевП.А. Дневник. 1847—1860//Рус. старина. 1891 № 8,С. 265 278- № 9. С. 547−562- № 10. С. 139−154- № 11. С. 393129.
  135. А.Г. Юридические общества в дореволюционной России // Сов гос-во и право. 1989. № 7. С. 118—119.143: Громницкий М. Ф. Из прошлого // Русская мысль. 1899: № 2, ч. 2″. С. 49−71- № 6-, ч. 2. С. 1—33- №-9, ч. 2. С. 210−250.'
  136. Г. Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная. 1752—1823 // Рус. старина. 1871. Кн. 4. С. 395 420.
  137. М.Д. Проекты выкупной операции 1857—1861 гг.: К оценке творчества реформаторской команды // Отечественная, история. 2000. № 2. С. 15−36.
  138. Н. Несколько слов в память императора Николая I // Рус. старина. 1896. № 6: С. 449—470.
  139. Н. Русская жизнь в начале XIX века // Рус. старина. 1898. № 12. С. 479−516- 1899. № 1. С. 3−65- № 3. С. 539−569- № 4. С. 53−75--№ 6. С. 481−508.
  140. Ю.Н. Реакционная политика царизма в вопросах образования в 30-х — 50-х гг. XIX в. // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. 1960: № 3. С. 60—75.
  141. Ю.Н. Студенчество Санкт-Петербургского университета в 30—50-х годах XIX в., его социальный состав и распределение по факультетам // Вестник Ленинградского ун-та. 1957. № 14. С. 5—19.
  142. П.А. Высшая бюрократия накануне Крымской войны // История СССР. 1974. № 7/8. С. 154−164.
  143. П.А. Губернская администрация накануне Крымской войны // Вопросы истории. 1975. № 9. С. 33—51.
  144. С.И. Из воспоминаний // Сборник правоведения. 1894. № 3. С. 1−6.
  145. В. Русские университеты в связи с ходом общественного образования//Вестник Европы. 1876. № 9. С. 161—206.
  146. Исторические материалы, извлеченные из Сенатского архива: Документы, относящиеся до судебной реформы 1864 г. // Журнал Мин-ва юстиции. 1914. № 10. С. 286—299.
  147. М.В. Краткий очерк истории юридического факультета Московского университета // Ученые записки Московского ун-та. Труды юридического факультета. Вып. 180. С. 5—40.
  148. Н.М. Граф Панин // Рус. старина. 1887 № 11. С. 297—
  149. Н.М. Очерки и воспоминания // Рус. старина. 1891. № 4. С. 23−43- № 5. С 449−469- № 6. С. 657−679- № 7. С. 119−148.
  150. Н.М. Из прошлого // Рус. обозрение. 1895. № 1. С. 247 255- № 2. С. 480−494- № 3. С. 5−24- № 4. С. 527−547- № 5. С. 5−28- № 6. С. 596 615.
  151. Куломзин А. Н, Дмитрий Николаевич Замятнин // Журнал Мин-ва юстиции. 1914. № 9.
  152. П.М. Сперанский и студенты, законоведения // Рус. вестник. 1899. № 8. С. 609−626- № 9. С. 236−256- № 10. С. 673−682.
  153. М.М. Александр Николаевич Серов в воспоминаниях старого правоведа//Рус. старина. 1883. № 8. С. 331—360.
  154. Ф. Об ученых трудах по части истории русского законодательства // Ученые записки Императорского Московского университета. 1835. -Ч. 10. С. 144−165.
  155. A.B. К истории местного управления в России первой четверти XIX в. // Ученые записки Горьковского государственного ун-та: Серия ист.-филол. 1968. Вып. 72. С. 155—226.
  156. ПнсаръковаЛ.Ф. От Петра I до Николая I: Политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29−43.
  157. Победоносг^ев К.П. О реформах в гражданском судопроизводстве // Рус. вестник. 1859. Т. 21. С. 541−580- 1859. Т. 22. С. 5−34, 153−190.
  158. Д.А. К судебным следователям // Век. 1861. № 16. С. 545−547.
  159. C.B. Последняя страница из истории политики народного просвещения Императора Николая I // Русский исторический журнал. 1917. № ¾. С. 37−59.
  160. В.В. Училище правоведения сорок лет тому назад. 1836— 1842 //Рус. старина. 1880. № 12. С. 1015−1042- 1881. № 3. С. 39322- № 4. С. 573−602- № 5. С. 247−282.
  161. Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864: Zur Geschichte der russischen Justiz von Katharina II. bis 1917. Leiden: Brill, 1972. XV, 552 S. (Studien zur Geschichte Osteuropas- 14). Bibliogr.: S. 511.
  162. LeDonne J. The Judicial Reform of 1775 in Central Russia. 1973. No. 1. P. 34, 37—38.
  163. Pintner W. The Russian Civil Service on the Eve of the Great Reforms //Journal of Social History. Spring 1975. P. 63—65.
  164. Pintner W. The Social Characteristics of the Early Nineteenth-Century Bureaucracy // Slavic Review. September 1970. P. 429—443.6 1
  165. Plavsic B. Seventeenth-century chanceries and their staffs // Russian officialdom. The bureaucratization of Russian Society from the seventeenth to the twentieth century. Chapel Hill, 1980. C. 21−22, 33, 45.
  166. RaeffM. The Domestic Policies of Peter III. L., 1878. S. 176.
  167. Wortman R.S. The development of a Russian legal consciousness. Chicago London: Univ. of Chicago press, 1976. — XI, 345 p. — Bibfiogr.: p. 323 336.
Заполнить форму текущей работой